Сколько процентов мозга использует человек. На сколько процентов человек задействует в работе свои мозги

Последнее обновление: 05/10/2013

Убеждение в том, что мы используем только 10 процентов своего мозга прочно укрепился а нашем сознании. Но ученые приводят ряд доводов в пользу того, что это всего лишь миф.

«Как вы знаете, мы используем только 10 процентов своего мозга. Только представьте себе, каких высот мы можем достичь, если начнем использовать оставшиеся 90 процентов»!

Вы наверняка слышали это или похожее утверждение много раз. Широко распространенное убеждение в том, что мы активно задействуем лишь малую часть своего умственного потенциала, часто используется в дискуссиях об огромном масштабе человеческих возможностей, если бы мы использовали свой мозг в полную силу.

Как это ни грустно, но скорее всего теория о том, что мы используем только минимальную часть своего мозга – это всего лишь миф. Мы задействуем свой мозг на все 100 процентов. Наличие неиспользованных участков мозга возможно только в одном случае – если человек получил мозговую травму, которая повредила определенные области мозга.

Рождение мифа

Ученые предполагают, что этот миф зародился в начале двадцатого века, вероятнее всего по причине неверного понимания или ложного толкования неврологических исследований, проводившихся в то время. Высказывается еще одно предположение о появлении этого мифа: возможно, он возник под влиянием работ психолога и философа Уильяма Джеймса. В 1908 году он упомянул в одной из своих работ, что люди используют незначительную часть своих умственных и физических возможностей.

С тех пор миф о 10 процентах прочно закрепился в нашей жизни. И это неудивительно, ведь предположение о невероятных способностях человека чрезвычайно привлекательно и лестно для нас всех. Многие преподаватели и известные ораторы часто прибегают к этому, как они считают, факту, чтобы вдохновить своих слушателей или учеников полностью раскрыть свой потенциал. К сожалению, есть и другая категория людей, которая использует этот миф с не столь благими намерениями, например, чтобы продавать продукты или услуги, которые якобы могут помочь вам реализовать скрытые возможности своего мозга.

Развенчивание мифа о 10 процентах

Итак, почему же теория о том, что мы активно применяем всего лишь 10 процентов мозга, является мифом? У ученых есть ряд научно обоснованных доводов, доказывающих ложность этой теории:

  • Как показывает сканирование мозга, даже когда мы выполняем самые обычные действия, не требующие умственного напряжения, например, болтаем с друзьями, ходим на прогулку или слушаем музыку, в этом процессе участвуют абсолютно все зоны нашего мозга.
  • Если бы в действительности мы использовали только 10 процентов возможностей мозга, то люди, получившие мозговую травму в результате несчастного случая или удара, просто бы не заметили никакой разницы. На самом же деле в нашем мозге нет ни одной зоны, повреждение которой обошлось бы без каких-либо последствий.
  • Наш мозг никогда бы не развился до таких больших размеров, если бы мы использовали только малую часть его возможностей.
  • На работу мозга затрачивается примерно 20 процентов энергии тела. Крайне маловероятно, что такое большое количество энергии необходимо, чтобы задействовать такую маленькую часть мозга.
  • Картирование головного мозга пока не обнаружило ни одного участка, который бы вообще не выполнял никакую функцию. Согласно проведенным научным экспериментам, в мозге человека не было найдено ни одной неактивной зоны, которую можно было отнести к незадействованным 90 процентам.

К сожалению, миф о 10 процентах все еще продолжает существовать и пользуется популярностью. Его активно продвигают во всех областях современной культуры, начиная от рекламных кампаний и заканчивая телевизионными программами. Теперь, когда вы в следующий раз услышите, как кто-то рассказывает о том, что мы используем только 10 процентов нашего мозга, вы сможете объяснить, почему это не так. Это еще не значит, что у людей нет огромного потенциала. Он, конечно же, есть, просто мы используем мозг не на 10, а на все 100 процентов, чтобы достигать удивительных результатов.

О работе головного мозга ходит множество мифов и псевдонаучных утверждений, однако наиболее распространена информация о том, что человек пользуется лишь 3 – 10 % потенциала своего мозга. Подробнее об этом и других ошибочных суждениях о мозге можно прочитать в статье « ».

Точное происхождение данного мифа неизвестно. Некоторые приписывают его появление известному ученому Альберту Эйнштейну. По другим источникам прародителями теории считаются ученые Джеймс и Сидис, которые проводили эксперименты, связанные с уровнем интеллекта. Также данную идею приписали нейрохирургу Пенфилду.

Опровержение теории

Современные ученые, в частности, нейробиолог Б. Гордон предоставил несколько аргументов, полностью опровергающих миф о 10% использовании мозга. К ним относятся:

  • Во время естественного отбора и прохождения этапов эволюции отбирались лишь значимые для того или иного вида признаки. Если бы 90 % мозга не выполняло никаких функций, то, соответственно, в процессе эволюции эти части ЦНС исчезли бы.
  • Современные методы исследования, то есть различные сканирования, позволяют определить отсутствие слепых зон активности мозга. Появление неактивных участков отмечается только у лиц, имеющих какие-либо повреждения мозга.
  • Экспериментально доказано, что каждый отдел головного мозга отвечает за определенную функцию. При повреждении участка мозга, в любом случае, произойдет какое-то нарушение центральной нервной деятельности.
  • Доказано, что каждая отдельная клетка мозга функционально активна.
  • В ходе исследований выяснилось, что неиспользование какого-либо участка тела человека (части органа или даже конечности) приводит к его атрофии, а в некоторых случаях к замещению соединительной тканью. Если бы в мозге были неактивные участки они бы атрофировались или же вырождались.

Одним из интересных фактов о работе мозга является его повышенная активность во время сна. У некоторых ученых даже бытует мнение, что человеку для того и требуется сон, чтобы мозг успел обработать полученную информацию и разложить ее по полочкам.

Все эти доказательства свидетельствуют лишь о том, что ни та, ни другая сторона не понимают друг друга. Потому что потенциал мозга и использование определенных участков органа – это разные понятия.

Насколько же развит мозг у человека?

Точных данных о том, насколько активно человек использует свой мозг нету до сих пор. Остается только предполагать и строить теории. Для того, чтобы было понятно, насколько индивидуальна активность мозга каждого человека в определенной ситуации следует привести пример. Если ученику второго класса и школьнику старшей школы предложить сложить двузначное и однозначное число, то, естественно, старшеклассник справится быстрее. Однако потенциал мозга более активно будет задействовать именно ученик младшей школы, так как ему для решения задачи требуется больше усилий. Исходя из данного примера, можно сделать вывод, что развитие мозга у человека заключается не в увеличении количества клеток или их размеров, а в увеличении количества связей между ними.

Еще одним примером является поведение и восприятие человека в экстренной ситуации, когда мозг человека активируется гораздо сильнее, чем в повседневной жизни. Очевидцы, пережившие катастрофы утверждают, что мир вокруг них будто замирал или замедлялся настолько, что они успевали спастись. Если бы мозг был настолько активен каждый день, то ему требовалось бы в несколько раз больше энергии, а соответственно и питательных веществ.

Для нормальной работы мозгу ежедневно требуется около 100 – 120 грамм глюкозы. Для людей, чья профессия связана с умственным трудом, может требоваться большее количество.

Единственное, что можно сказать точно о работе нашего головного мозга – еще ни один человек не достиг предела его развития. Изначально, при рождении (при отсутствии отклонений) все имеют примерно одинаково развитый мозг. В процессе жизнедеятельности его дальнейшее развитие будет зависеть от индивидуальных особенностей:

  • Социальной сферы, в которой находится человек;
  • Возможностей, которые ему предоставлены;
  • Стимула для развития и прочее.

Из этого следует, что чем умнее человек, тем более высок потенциал его головного мозга и тем меньшую активность он проявляет для решения элементарных задач.

Человеческий мозг и его возможности с давних времен интересовали людей. До сих пор ученые открывают новые способности этого органа, поражаясь тому, на что он способен. Люди, не связанные с наукой, имеют мало представления о нем. Однако почти каждый слышал и верит в то, что мы используем лишь 10% его возможностей. Среди людей даже ходит слух, будто активировав его на 100%, можно стать гением. Давайте попробуем разобраться, на сколько процентов работает мозг человека.

Когда я еще училась в школе, мама часто покупала мне различные энциклопедии для самостоятельного изучения. Как-то раз я наткнулась на статью про мозг человека. В ней раскрывались многие особенности этого важного органа, и так как я была ребенком любознательным, мне захотелось узнать больше. В своих поисках я набрела на информацию, что мы используем лишь 10% из того, на что способен мозг. Тогда в моей голове зародился вопрос, а что будет, если мы активируем все 100%? Тогда я не нашла ответа, поэтому решила попробовать самостоятельно развить разум. Я решала логические и математические задачи, читала. Мой образ жизни был полностью изменен ради достижения 100%.

Повзрослев, я забросила привычку выполнять упражнения, забыла про свою цель. Но однажды мне встретилась та самая статья из детства, и я снова решила найти ответ на свой вопрос. Даже когда я узнала, что на самом деле мы всегда используем все 100%, это ничуть не огорчило меня. Ведь за все это время я сумела максимально развить умственную деятельность, что оказалось полезным в моей сфере работы.

Правила работы и возможности человеческого мозга

Не напрасно считается, что это одна из важнейших систем, без которой невозможно жить. Он осуществляет массу функций, поддерживающих жизнедеятельность человека. Благодаря ему люди без труда приспосабливаются к условиям окружающей среды, слышат, говорят, чувствуют. Возможности человеческого мозга можно перечислять бесконечно. То, как работает мозг, интересный и сложный процесс, от правильного функционирования которого зависит вся внутренняя система организма человека. Ему присущи такие задачи как:

  • анализ поступающей информации, предоставленной органами чувств;
  • координация движений;
  • слежка за функционированием систем, органов и клеток;
  • контроль чувств и эмоций;
  • наличие внутренних часов, регулирующих ритмы сна;
  • реакция на вирусы или инфекцию, посылая человеку сигнал в виде повышения температуры или иных рефлексов;
  • ответ за воображение, творчество.

В отличие от животных, разум дает людям способность к мышлению, оперированию нравственными и моральными категориями. Умственная деятельность осуществляется двумя полушариями – левым и правым. Левое отвечает за логическое и техническое мышление.

Правое – способствует творческой работе и визуализации, то есть направлено на гуманитарное развитие. И как бы то ни было странно, левая часть отвечает за движения правой стороны тела, в то время как правая управляет противоположной. Попробуйте задействовать оба полушария вместе и увидите, что способности к запоминанию информации выросли во много раз.

Величайшие события в мире - это те, которые происходят в мозгу у человека.

Оскар Уайльд

Наш ум вообще способен запоминать больше, чем самая прогрессивная техника. Исследования ученых показали, что ему под силу вместить от 3 до 1000 терабайт. Именно поэтому многие называют его самым мощным «естественным компьютером». Еще одной удивительной способностью человеческого мозга является самовосстановление – новые нейроны и нервная ткань постоянно регенерируют на протяжении всей нашей жизни. Даже после такого серьезного заболевания, как инсульт, орган может заменить поврежденные участки новыми.


Как эмоции управляют мозгом?

Эмоции сильно связаны с разумом, поэтому иногда могут представлять для него сильную угрозу. Особенно это касается стресса. Работа органа расстраивается, когда человек начинает мыслить негативно, накручивать себя. Активное развитие приходится на период от 2 до 10 лет, затем процессы наращивания нейронных связей становятся медленнее. Тем не менее, существует множество способов, которые помогут развить орган и открыть новые возможности.

Информация о том, что мозг используется всего на 10 процентов — миф. Кому только не приписывали данное выражение, но в итоге сегодня сложно сказать, кто именно ввел столько людей в заблуждение. В конечном счете, последние исследования показали, что это не правда. Также весьма сомнительна информация и о том, что использование 100% наделит человека сверхъестественными способностями.

Дело в том, что он всегда активен за счет постоянной работы нейронов и клеток. Никто ведь не говорит, что какой-либо другой орган используется лишь на 5 или 10%. Даже если мы используем только слух или зрение, это не значит, что остальная часть органа отдыхает. Нет, даже при этом он активен на 100%, как утверждает профессор неврологии и психологии в Университете Нью-Йорка, Джо Лед.

Мозг человека: интересные факты

Это удивительная система, возможности которой не перестают поражать. Мы уже писали выше об основных его функциях, о которых точно многие слышали. Однако есть и те факты о нашем мозге, о которых мало кто знает.

Он не видит разницы между реальностью и фантазией

Когда мы о чем-то думаем, вся эта информация поступает к органу, после чего он ее обрабатывает. Но при этом он не понимает – эта мысль связана с реальностью или является плодом воображения. Наверняка многие слышали выражение «розовые очки». И ведь люди, надевшие их, действительно чувствуют себя счастливее. Так что нельзя сказать, что это качество вредит человеку. Главное, чтобы мы сами учились отличать реальность от выдумки.


В человеческой памяти может удерживаться лишь 7 разных объектов

Человек наделен тремя типами памяти: сенсорной, долгосрочной и краткосрочной. И последняя одновременно может удерживать около 5-9 различных объектов. У большинства людей эта цифра равна 7. Конечно, существуют гении, которые способны запоминать гораздо больше, но это уже отдельная история.

Лучше всего воспринимается желто-зеленый цвет

Вообще, такой оттенок называют шартрез, однако привычнее говорить желто-зеленый. Как известно, рецепторы глаз реагируют только на красный, синий и зеленый цвета. Разум же работает так, что не воспринимает конкретно цвет, только информацию о различной градации темного и светлого и данные о разнице оттенков. В таблице цветов, доступных для восприятия, желто-зеленый находится примерно посередине. Вследствие, оттенок легко распознается. Многие деятели искусства и психологи часто применяют этот оттенок в своей работе, поскольку он достаточно приметный и расслабляющий.

Подсознание умнее нас

Оно представляет собой мощную систему, от работы которой зависит множество процессов организма. И, как правило, все эти процессы происходят в фоновом режиме, без участия сознания. Однако оно, все же, может влиять на работу подсознания, подбирая приоритеты и воздействуя на выполнение задач.

Работа без перерыва и отсутствие утомляемости

Утром, днем и вечером – все это время наш главный орган не перестает работать. К тому же во сне он работает наиболее активно. Обычно все силы отнимает эмоциональное перенапряжение. А вот интеллектуальная деятельность никак не утомляет.

Быстрая работа и расслабление

Часто он настолько быстро работает, что мышцы не всегда поспевают за ним. Так что если у вас плохой почерк, не расстраивайтесь, это указывает на то, что орган работает быстрее рук. С помощью медитаций люди учатся иначе воспринимать информацию, в последующем этот процесс происходит без участия мысленных процессов.

После пробуждения он не сразу начинает работать

Многие после сна чувствуют себя вяло и с трудом соображают. Это связано с временным понижением интеллекта. Хотя ученые отмечают, что он заметнее выше после долгой бессонницы или при легком опьянении. Чтобы быстрее вернуть его в норму, полезно выполнить пару упражнений, как физических, так и логических. Также не помешает полноценный завтрак.

Необходимость в тренировке

Как и любые другие мышцы, он нуждается в тренировке. Подойдет как физическая, так и интеллектуальная деятельность. Также пользу принесет здоровое питание, сон и прогулки на свежем воздухе.


Объем органа не зависит от интеллекта

Влияют ли размеры мозга на умственные способности? Конечно нет. Это было доказано в ходе многочисленных исследований. Ученые полагают, что размер скорее определяет навыки выживания, а не интеллект.

Определенные мысли настраивают на то, о чем мы думаем

Все, что когда-либо мелькало в голове, однажды воплощается в реальность. Например, если вы часто задумывайтесь о покупке дома, то вскоре начнете замечать напоминание об этом. Поэтому лучше всего всегда думать только о хорошем.

Мы легче воспринимаем мужской голос

Диапазон женского голоса несколько шире, он более высокий, чем мужской. В связи с этим сознанию приходится привлекать больше ресурсов для того, чтобы уловить суть сказанного женщиной. Интересно, что часто люди, страдающие от слуховых галлюцинаций, слышат именно голос мужчины.

Что полезно для умственной деятельности?

Вы когда-нибудь задумывались, сколько энергии потребляет мозг? В ней он нуждается больше, чем другие органы, поэтому и потребляемое количество энергии больше – примерно 20%. За счет этого обеспечивается нормальная умственная деятельность и создание нервных импульсов. Чтобы эта энергия была всегда, важно выполнять следующие полезные действия:

  1. Скорочтение – старайтесь упражняться в течение 3-4 месяцев. Вдумывайтесь в прочитанный текст, выбирайте разные жанры. Это поможет развить мышление.
  2. Спорт – при физических упражнениях происходит выработка гормона эндорфина, благодаря которому повышается умственная активность.
  3. Дневной отдых – чтобы информация усваивалась лучше, важно делать передышку.
  4. Качественный сон – особенно хорошо влияет на формирование памяти и способности концентрироваться.
  5. Откажитесь от алкоголя и сигарет – вследствие длительного употребления спиртного или табачных изделий постепенно начинают отмирать клетки.
  6. Гормон эстроген – активно вырабатывается во время секса, его польза состоит в том, что он эффективно помогает справиться с нервными перегрузками и стрессом.
  7. Сбалансированное и полноценное питание – организм не потерпит как голодания, так и переедания, в результате возникает умственная недостаточность.
  8. Режим питания – умственная активность достигается за счет грамотно дозированной нагрузки на пищеварительную систему.
  9. Общайтесь – это способствует улучшению познавательных функций.

Вперед к развитию!

Любому человеку под силу изменить свой разум в лучшую сторону. Не стоит думать, что раз он работает на 100%, то ему не нужно развиваться. Не ставьте себе ограничений, всегда стремитесь стать лучше. К тому же существует столько доступных способов поднять умственную деятельность на новый уровень. Выбирайте любой из них и приступайте к работе. Обратите внимание и на другие статьи на нашем сайте. Все они были созданы с целью помочь читателю развиваться и становиться лучше.


В предлагаемой вашему вниманию статье мы поговорим на очень актуальную тему, которая волнует сегодня умы многих людей – это использование человеком своего мозга. Уже на протяжении довольно продолжительного времени существует мнение, что человек использует свой мозг всего лишь на 10%. Однако в наше время это мнение было опровергнуто многими исследователями, благодаря чему оно перешло в разряд так называемых мифов.

Говоря об этом мифе более конкретно, можно сказать, что мнения по поводу 10% разнятся: одни учёные склоняются к тому, что человек использует мозг не 10%, а на 7%, другие говорят, что обычные люди используют мозг вообще только 5%, а 10% — только гении, такие как, к примеру, Альберт Эйнштейн. Есть также гипотеза, что каким-то образом человек может повысить показатели использования своего мозга. Но как бы то ни было, в настоящее время процент использования мозга, согласно мифу, ничтожно мал по сравнению со всеми его возможностями.

В качестве одной из версий происхождения этого мифа приводятся результаты работы двух философов – Уильяма Джеймса и Бориса Сайдиса. В далёком 1890 году они разрабатывали теорию ускоренного развития ребёнка. Испытуемым был сын Бориса Сайдиса Уильям Сайдис. В результате их работы уровень IQ вундеркинда достиг максимального показателя 250-300. Сам же Уильям заявлял, что люди используют потенциал своего мозга по минимуму, а профессор Джеймс говорил, что этот минимум как раз и составляет 10%.

Есть и вторая версия происхождения мифа – это недопонимание или неверная трактовка проводившихся на рубеже XIX-XX веков нейробиологических исследований. Так, например, функции большого количества отделов головного мозга настолько сложны для изучения и понимания, что последствия каких-либо повреждений неочевидны, что значительно затрудняло понимание учёными их назначения. Профессор психологии Джеймс Калат отмечает, что уже в первой половине XX века нейробиологам были известны особые «локальные» нейроны, но их функции были неизвестны. Это также могло послужить причиной для возникновения рассматриваемого нами мифа о 10%.

Даже в наши дни, когда технологии и наука достигли высочайшего уровня, а функции многих отделов мозга достаточно изучены, остаются загадкой некоторые особенности взаимодействия клеток, которое приводит к расстройствам и сложному поведению. Наиболее же трудным для понимания является вопрос того, как благодаря совместной работе отделов мозга формируется сознание. Никакой единый центр сознательной деятельности ещё не определён, поэтому учёные умы и склоняются к мнению, что сознание – это результат совместной работы всех отделов.

Переходя к вопросу о развитии интеллекта, стоит заметить, что при помощи определённых упражнений его действительно можно развить, но идея о частичном использовании мозга не имеет серьёзных оснований. Здесь нужно ещё раз заметить, что представленные рассуждения основаны на мнении учёных, опровергающих идею о 10%, и могут отличаться от мнения как её сторонников, так и самого автора настоящей статьи. Так вот: согласно последним данным, все части мозга отвечают за выполнение своих функций, и до сих пор не было найдено ни одной такой части, которая не отвечала бы ни за что. К тому же, позитронно-эмиссионные исследования и магнитно-резонансная томография показали, что даже в состоянии сна все области мозга активны, а неактивные участки могут присутствовать только в случае серьёзных повреждений.

Теперь же можно поговорить непосредственно об опровержении мифа о 10% использования мозга. Американский нейробиолог Барри Гордон, например, заявил, что миф от 10% является ошибочным и абсурдным. В доказательство этого он приводит несколько причин. Во-первых, если повреждены неиспользуемые части мозга, значит и деятельность его не должна нарушаться, но даже небольшое повреждение вызывает нарушения в работе. Во-вторых, функционирование мозга – это очень энергозатратный процесс, значит, те 90% мозга, которые не используются человеком, со временем просто исчезли бы – мозг бы стал меньше. В-третьих, посредством томографии удалось обнаружить, что неактивные участки мозга появляются лишь в результате его повреждений. И, в-четвёртых, как уже было сказано, каждый отдел мозга выполняет свою функцию, а «не рабочего» отдела просто не было найдено.

Нейробиолог и психолог Барри Бейерштейен, в свою очередь, также приводит ряд аргументов, которые опровергают миф о 10%.

  • Изучение повреждений головного мозга показали, что даже малейшие травмы способны привести к серьёзным последствиям. Из этого следует вывод, что неактивных зон мозга быть просто не может, т.к. в ином случае повреждения никак бы на мозговой деятельности не сказывались.
  • Т.к. мозг требует огромного количества кислорода и почти 20% всей энергии, находящейся в распоряжении человека, то в случае со «свободными» 90% мозга в процессе эволюции преимущество было бы на стороне тех, у кого наименьший, но наиболее эффективный мозг. Другие особи просто не смогли бы выдержать условий естественного отбора. Да и сам мозг такого размера, какого он есть сейчас, не смог бы сформироваться, ведь в нём не было бы никакой потребности.
  • Вместо того чтобы представлять собой одну единую массу, мозг разделяется на отделы, каждый из которых отвечает за свои функции. И снова речь заходит о том, что долгие годы изучений человеческого мозга, его отделов и их функций не выявили никаких признаков наличия отдела, который бы бездействовал.
  • Современные научные разработки позволяют учёным регистрировать особенности деятельности отдельных нейронов и наблюдать за тем, как происходит процесс жизнедеятельности одной клетки. И если бы 90% мозга находилось бы в состоянии бездействия, то аппараты, при помощи которых проводятся наблюдения, сразу бы это зафиксировали.
  • У клеток мозга есть такая особенность: если они долгое время не используются, то происходит их постепенное вырождение. Это означает, что если бы человек использовал лишь 10% своего мозга, то при вскрытии мозга практически любого взрослого человека можно было бы зафиксировать масштабное вырождение его неиспользуемых клеток.
  • Мозг большого размера требует и черепа, который бы ему соответствовал. А наличие крупного черепа существенно увеличивает вероятность смерти при рождении. Соответственно, если бы 90% мозга были не нужны, то в процессе эволюции череп человека постепенно становился бы меньше, т.к. мозг должен был бы сократиться в размерах.

Несмотря на большое количество противников мифа об использовании человеком 10% потенциала своего мозга, эта тема нашла и продолжает находить своё отражение в современной культуре. Идея о минимальном использовании главного органа ЦНС послужила основой нескольких художественных фильмов: «Газонокосильщик» (1992 год), «Области тьмы» (2011 год), сериал «Кайл XY» (2006-2009 годы), а также легла в основу рассказа Айзека Азимова «Чтобы мы не помнили» (1982 год). Но наибольшую популярность возымел нашумевший кинофильм Люка Бессона, вышедший в 2014 году, под названием «Люси», со Скарлетт Йоханссон в главной роли. Благодаря возможностям современной компьютерной техники в фильме в мельчайших подробностях описана работа мозга при увеличении человеком процентов его использования.

Основываясь на вышеизложенном, можно сделать вывод, что есть как противники мифа о 10%, так и его сторонники. Чью позицию займёте вы – выбирать лично вам. Но в любом случае стоит задуматься о том, что сугубо научный подход всегда был склонен к опровержению всего необъяснимого: телепатия, телекинез, психокинез и другие психические способности; осознанные сновидения и выход астрального тела; шаманские путешествия в нижние миры и на другие планеты – всего это воспринимается многими учёными с усмешкой и скепсисом на лице.

Можно, конечно, оценивать всё с позиции взаимодействия нейронов и синапсов, и искать тайну возникновения человеческого сознания в химических реакциях и строении атомов клеток. Но как же всё-таки становится приятно от мысли о том, что есть какая-то тайна в человеческом существе. И пусть её не удаётся раскрыть, а всевозможные приборы и датчики говорят о её невозможности. Наверное, так и должно быть, ведь это можно лишь прочувствовать на своём собственном опыте, только пережив самому. Это же касается и наших 10%. Нам не дано сейчас узнать, как обстоит всё на самом деле. Но одно ясно точно: если 90% мозга мы действительно не используем, то у нас в руках ценнейшее из сокровищ – огромный потенциал для саморазвития и раскрытия своих способностей!

А что думаете по этому поводу вы, наши уважаемые читатели? Как вы относитесь к легенде/мифу о 10% использования человеком своего мозга?

Сюжет многих художественных фильмов и литературных произведений построен вокруг ответа на вопрос, сколько процентов мозга использует человек. Обычно говорится об активности 10-15% этого органа, отсюда и предположение об открытии сверхчеловеческих возможностей при полном его использовании. Но есть ли какое-то научное подтверждение таким выводам, или это всего лишь неуемная фантазия писателей?

Сколько процентов мозга использует человек?

Для начала стоит сказать, что и по сегодняшний день мозг человека является самым малоизученным органом, поэтому его всегда окружала масса мифов. К примеру, долгое время считалось, что размер мозга человека оказывает влияние на уровень интеллекта. Современные исследования показали ошибочность этого мнения, доказав отсутствие такой взаимосвязи. Умственные зависят от количества нервных клеток и их способности быстро передавать сигналы, но большой размер мозга вовсе не означает их высокую концентрацию. Такие ошибки были нередки на заре нейробиологических исследований, вот и с определением работы мозга человека в процентах вышел конфуз.

Давно велись разговоры о необходимости ранней подготовки детей, которая может существенно увеличить показатели IQ. На примере Уильяма Сидиса (IQ 250) эта теория была доказана. В результате возникли сомнения в полноценном использовании мозга, и были предприняты попытки вычислить действительный уровень активности этого органа. Самым простым способом для существовавших на тот момент технологий было измерить количество активных нейронов в небольшом участке мозга. На основании этих данных было сделано заключение об активности органа в целом, отсюда и взялись эти 10%, описывающие, на сколько работает мозг человека.

Подтверждал эту теорию и тот факт, что незначительные повреждения головного мозга могли не оказывать серьезного воздействия на работу организма в целом. Но более поздние исследования доказали, что это мнение абсолютно неверно. Сканирование мозга показывает отсутствие неактивных зон, они могут появиться только при серьезных повреждениях. Также нельзя сбрасывать со счетов эволюцию, которая быстро избавляется от всего ненужного и неэффективного. То есть вопрос, сколько процентов мозга использует человек, совершенно неуместен. К тому же, неиспользуемые нервные клетки склонны к вырождению, чего не наблюдается повсеместно.

Возможности мозга человека

Если с точки зрения науки человек полностью использует свой мозг, значит, и надеяться на расширение его способностей не стоит? Вроде бы все логично, раз наш «центр управления» полностью загружен, то и дополнительным ресурсам взяться неоткуда. Но тут есть одна тонкость, которая снова приводит вопросу, на сколько процентов работает мозг человека. Но речь уже не о количестве активных нейронов, а о качестве их использования.

Дело в том, что современная техника не способна дать ответ на вопрос о способе возникновения сложных связей, формирующих сознание. Строение мозга у всех одинаково, а вот умственные способности могут существенно отличаться. Это может означать как то, что кому-то достаются «бракованные» нервные клетки, так и наличие нераскрытых способностей мозга. За вторую теорию говорит и то, что умственные способности поддаются тренировке, мы все этим занимаемся в период обучения, кто делает это усерднее, тот и получает лучшие результаты. Получается, что возможности мозга зависят от того, насколько человек его использует.

Так что при желании стать сверхчеловеком может каждый, другое дело, что не у всех хватит времени и терпения, чтобы тренировать способности своего ради призрачных перспектив.