Сочинение ученицы в формате ЕГЭ по тексту В. Костомарова

Сочинение в формате ЕГЭ по тексту В. Костомарова

(1) Все знают, что часовая стрелка на циферблате движется, но увидеть, как она движется, нельзя. (2) То же происходит и с языком. (3) Он изменяется. (4)Но мы не чувствуем, как это происходит.

(5) Сейчас в нашей истории наступил такой момент, когда мы видим, как меняется русский язык. (6) И это не может не пугать. (7) Мы так хотим во что бы то ни стало отойти от предшествующей эпохи нашей жизни, построить новые общественные отношения, новую экономику, что нам даже хотелось бы иметь новый язык. (8) Когда-то говорили «отмежеваться», теперь - «дистанцироваться», нам надоело выражение «сойти с ума» - мы говорим «крыша поехала». (9) Или разонравилось слово «встреча», стали говорить «тусовка».

(10) Русский язык, по словам А.С. Пушкина, «переимчив и общежителен», он легко принимает иностранные слова, если они нужны. (11) И в этом нет ничего страшного, когда всё делается в меру. (12) А мера утеряна. (13)В нашей речи возникают «сэндвичи», «ленчи», «дисплеи». (14) Обычно меняются 20-30 слов в год, а у нас сейчас появляются, может быть, 20 слов в неделю.

(15) Кроме того, немаловажно, из каких источников появляются новые слова языка. (16) Сейчас, например, идёт поток слов из довольно сомнительных источников, в частности уголовного жаргона: «разборка», «халява». (17) Многие печатные органы используют «непечатные» слова, которые, кстати, так и называются, потому что их печатать не надо.

(18) В Думе несколько лет обсуждался «Закон о русском языке». (19) 3акон, конечно же, нужен. (20) Но если серьёзно говорить о законе, то должен быть и механизм наказания за его нарушение. (21) Однако представляется несерьёзным предложение создать филологическую милицию, учредить штрафы за ошибки в русском языке. (22) Что ни говори, делает язык народ, а его трудно заставить подчиняться административным нормам в отношении языка. (23) Были уже такие тщетные попытки.

(24) В своё время, в XIX, да и в XX веке, образцовый язык давала художественная литература. (25) Если человек не знал, как правильно говорить, то он открывал Тургенева и там находил ответ. (26) Сейчас, конечно, не художественная литература формирует наш языковой вкус. (27) Тон задают теперь в первую очередь телевидение и радио. (28) Это касается и произношения звуков, и ударения, и интонации. (29) А современным дикторам нравится американская интонация. (30) И молодёжь начинает им подражать. (31) Бывает, ведущий бог знает что и как говорит, а людям нравится. (32) Это относится, безусловно, не ко всем передачам, каналам, дикторам, но многие из них подвержены моде.

(33) Мы сейчас недовольны языком, но здесь очень важно разобраться - язык в этом виноват или что-то другое. (34) Ведь язык подчиняется людям, которые им пользуются. (35) Он приспосабливается к потребностям общества. (36) Если в нашем обществе сегодня потребность думать о будущем, о крепкой семье, о счастье детей - то язык пойдёт в эту сторону, будет давать нам средства для этого. (37) Если у нас главное - как, не работая, заработать миллион, секс, насилие, наркотики, то язык повернётся сюда. (38) 3а что его поносить? (39) Он отражает состояние общества. (40) Так что не язык надо сейчас исправлять.

(По В. Костомарову)

Сочинение в формате ЕГЭ

ученицы 11 класса МБОУ СОШ № 28 города Воронежа

Сагач Ирины

Проблема негативных изменений в русском языке – одна из распространённых в литературе, так как касается вопросов бытия. Почему меняется русский язык, как бороться с «непечатными» словами, что формирует наш языковой вкус, что виновно в негативных изменениях русского языка – вопросы, которые анализирует В.Г.Костомаров в публицистическом тексте. Размышляя над данной проблемой, известный языковед приводит в своей статье примеры того, как меняется наш язык («отмежеваться» – «дистанцироваться», «сойти с ума» - «крыша поехала»). Костомаров акцентирует наше внимание на том, что по отношению к заимствованным словам и жаргонизмам «мера утеряна». Однако языковед подчёркивает, что язык лишь «приспосабливается к потребностям общества» и «отражает» его состояние. Нельзя не согласиться с мнением автора в том, что перемены должны начаться в обществе и тогда язык сам пойдёт в лучшую сторону. Действительно, социальные проблемы напрямую связаны с лингвистическими. И чтобы их разрешить, необходимо начать с себя. Например, читать классическую литературу, которая во все времена учила не только грамотно и красиво говорить, но и жить. Избегать скверных и бранных слов. Невольно вспоминается пример грубости и хамства госпожи Простаковой и её сына Митрофана в замечательной комедии «Недоросль» Д. Фонвизина, в которой высмеиваются эти пороки. Но это антиперсонаж, который помогает понять, как поступать нельзя. И совсем другие ощущения рождает в нас образованность и любовь к чтению у главного героя произведения М.Горького «Мои университеты», который считает, что именно книги помогли ему с достоинством пройти жизненные испытания, которые встречались ему на пути. Эти великие примеры бессмертной классической литературы, на которых мы учимся жить, подтверждают, что только от нас зависит состояние нашего «великого и могучего», «правдивого и свободного» русского языка. Так берегите же его! На ум приходят пламенные строки стихотворения Анны Ахматовой:

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово!

ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ 1)Все знают, что часовая стрелка на циферблате движется, но увидеть, как она движется, нельзя. 2)То же происходит и с языком. 3)Он изменяется. 4)Но мы не чувствуем, как это происходит. 5)Сейчас в нашей истории наступил такой момент, когда мы видим, как меняется русский язык. 6)И это не может не пугать. 7)Мы так хотим во что бы то ни стало отойти от предшествующей эпохи нашей жизни, построить новые общественные отношения, новую экономику, что нам даже хотелось бы иметь новый язык. 8)Когда-то говорили «отмежеваться», теперь – «дистанцироваться», нам надоело выражение «сойти с ума» – мы говорим «крыша поехала». 9)Или разонравилось слово «встреча», стали говорить «тусовка». 10)Русский язык, по словам А.С. Пушкина, «переимчив и общежителен», он легко принимает иностранные слова, если они нужны. 11)И в этом нет ничего страшного, когда всё делается в меру. 12)А мера утеряна. 13)В нашей речи возникают «сэндвичи», «ленчи», «дисплеи». 14)Обычно меняются 20-30 слов в год, а у нас сейчас появляются, может быть, 20 слов в неделю. 15)Кроме того, немаловажно, из каких источников появляются новые слова языка. 16)Сейчас, например, идёт поток слов из довольно сомнительных источников, в частности уголовного жаргона: «разборка», «халява». 17)Многие печатные органы используют «непечатные» слова, которые, кстати, так и называются, потому что их печатать не надо. 18)В Думе несколько лет обсуждался «3акон о русском языке». 19)Закон, конечно же, нужен. 20)Но если серьёзно говорить о законе, то должен быть и механизм наказания за его нарушение. 21)Однако представляется несерьёзным предложение создать филологическую милицию, учредить штрафы за ошибки в русском языке. 22)Что ни говори, делает язык народ, а его трудно заставить подчиняться административным нормам в отношении языка. 23)Были уже такие тщетные попытки. 24)В своё время, в XIX, да и в XX веке, образцовый язык давала художественная литература. 25)Если человек не знал, как правильно говорить, то он открывал Тургенева и там находил ответ. 26)Сейчас, конечно, не художественная литература формирует наш языковой вкус. 27)Тон задают теперь в первую очередь телевидение и радио. 28)Это касается и произношения звуков, и ударения, и интонации. 29)А современным дикторам нравится американская интонация. 30)И молодёжь начинает им подражать. 31)Бывает, ведущий бог знает что и как говорит, а людям нравится. 32)Это относится, безусловно, не ко всем передачам, каналам, дикторам, но многие из них подвержены моде. 33)Мы сейчас недовольны языком, но здесь очень важно разобраться – язык в этом виноват или что-то другое. 34)Ведь язык подчиняется людям, которые им пользуются. 35)Он приспосабливается к потребностям общества. 36)Если в нашем обществе сегодня существует потребность думать о будущем, о крепкой семье, о счастье детей – то язык пойдёт в эту сторону, будет давать нам средства для этого. 37)Если у нас главное – как, не работая, заработать миллион, секс, насилие, наркотики, то язык повернётся сюда. 38)За что его ругать? 39)Он отражает состояние общества. 40)Так что не язык надо сейчас исправлять. (По В. Костомарову)

Показать текст целиком

Почему меняется русский язык? Что способствует его изменению? Над этими и многими другими вопросами меня заставило задуматься произведение В.Костомарова.
С развитием общества изменяется не только экономическая и политическая сферы , но и культура. И в первую очередь язык . Наше стремление отойти от предшествующей эпохи и построить новые общество, приводит к языковым метаморфозам, которые пугают нас фактом своего возникновения. Приход новых слов и "отмежевание" старых происходит потому, что русский язык "изменчив"и "общежителен". Как отмечает автор, язык принимает новые слова, если они нужны. И это явление не имеет отрицательной стороны, если оно контролируется. В языке не должно присутствовать избыточное количество иностранных слов, жаргонной и сленговой лексики. "Всё должно быть в меру". Чтобы избежать перенасыщения языка ненужными новыми словами, следует, в первую очередь, найти источник их появления.
По мнению В.Костомарова, "язык делает народ". Именно люди, в процессе взаимодействия друг с другом, оказывают влияние на язык. Язык же приспосабливается потребностям общества . Нормирование языка или отступление от правил зависит от тенденции развития общества.
С мнение автора нельзя не согласиться. Ведь язык является отражением культуры общества. Все метаморфозы, происходящие в языке, напрямую связаны с уровнем развития общества. "Язык подчиняется людям, которые им пользуются". Поэтому прежде всего

ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ 1)Все знают, что часовая стрелка на циферблате движется, но увидеть, как она движется, нельзя. 2)То же происходит и с языком. 3)Он изменяется. 4)Но мы не чувствуем, как это происходит. 5)Сейчас в нашей истории наступил такой момент, когда мы видим, как меняется русский язык. 6)И это не может не пугать. 7)Мы так хотим во что бы то ни стало отойти от предшествующей эпохи нашей жизни, построить новые общественные отношения, новую экономику, что нам даже хотелось бы иметь новый язык. 8)Когда-то говорили «отмежеваться», теперь – «дистанцироваться», нам надоело выражение «сойти с ума» – мы говорим «крыша поехала». 9)Или разонравилось слово «встреча», стали говорить «тусовка». 10)Русский язык, по словам А.С. Пушкина, «переимчив и общежителен», он легко принимает иностранные слова, если они нужны. 11)И в этом нет ничего страшного, когда всё делается в меру. 12)А мера утеряна. 13)В нашей речи возникают «сэндвичи», «ленчи», «дисплеи». 14)Обычно меняются 20-30 слов в год, а у нас сейчас появляются, может быть, 20 слов в неделю. 15)Кроме того, немаловажно, из каких источников появляются новые слова языка. 16)Сейчас, например, идёт поток слов из довольно сомнительных источников, в частности уголовного жаргона: «разборка», «халява». 17)Многие печатные органы используют «непечатные» слова, которые, кстати, так и называются, потому что их печатать не надо. 18)В Думе несколько лет обсуждался «3акон о русском языке». 19)Закон, конечно же, нужен. 20)Но если серьёзно говорить о законе, то должен быть и механизм наказания за его нарушение. 21)Однако представляется несерьёзным предложение создать филологическую милицию, учредить штрафы за ошибки в русском языке. 22)Что ни говори, делает язык народ, а его трудно заставить подчиняться административным нормам в отношении языка. 23)Были уже такие тщетные попытки. 24)В своё время, в XIX, да и в XX веке, образцовый язык давала художественная литература. 25)Если человек не знал, как правильно говорить, то он открывал Тургенева и там находил ответ. 26)Сейчас, конечно, не художественная литература формирует наш языковой вкус. 27)Тон задают теперь в первую очередь телевидение и радио. 28)Это касается и произношения звуков, и ударения, и интонации. 29)А современным дикторам нравится американская интонация. 30)И молодёжь начинает им подражать. 31)Бывает, ведущий бог знает что и как говорит, а людям нравится. 32)Это относится, безусловно, не ко всем передачам, каналам, дикторам, но многие из них подвержены моде. 33)Мы сейчас недовольны языком, но здесь очень важно разобраться – язык в этом виноват или что-то другое. 34)Ведь язык подчиняется людям, которые им пользуются. 35)Он приспосабливается к потребностям общества. 36)Если в нашем обществе сегодня существует потребность думать о будущем, о крепкой семье, о счастье детей – то язык пойдёт в эту сторону, будет давать нам средства для этого. 37)Если у нас главное – как, не работая, заработать миллион, секс, насилие, наркотики, то язык повернётся сюда. 38)За что его ругать? 39)Он отражает состояние общества. 40)Так что не язык надо сейчас исправлять. (По В. Костомарову)

Показать текст целиком

Почему меняется русский язык? Что способствует его изменению? Над этими и многими другими вопросами меня заставило задуматься произведение В.Костомарова.
С развитием общества изменяется не только экономическая и политическая сферы , но и культура. И в первую очередь язык . Наше стремление отойти от предшествующей эпохи и построить новые общество, приводит к языковым метаморфозам, которые пугают нас фактом своего возникновения. Приход новых слов и "отмежевание" старых происходит потому, что русский язык "изменчив"и "общежителен". Как отмечает автор, язык принимает новые слова, если они нужны. И это явление не имеет отрицательной стороны, если оно контролируется. В языке не должно присутствовать избыточное количество иностранных слов, жаргонной и сленговой лексики. "Всё должно быть в меру". Чтобы избежать перенасыщения языка ненужными новыми словами, следует, в первую очередь, найти источник их появления.
По мнению В.Костомарова, "язык делает народ". Именно люди, в процессе взаимодействия друг с другом, оказывают влияние на язык. Язык же приспосабливается потребностям общества . Нормирование языка или отступление от правил зависит от тенденции развития общества.
С мнение автора нельзя не согласиться. Ведь язык является отражением культуры общества. Все метаморфозы, происходящие в языке, напрямую связаны с уровнем развития общества. "Язык подчиняется людям, которые им пользуются". Поэтому прежде всего

Сочинение - это текст, который несет информацию. О чем эта информация? О том, что вы хорошо поняли текст, видите проблему, поднятую автором, и имеете насчет нее свою точку зрения. Таким образом, работа над сочинением начинается со знакомства с авторским текстом, его осмысления. На наш взгляд, наибольшие затруднения при работе над сочинением возникают именно по причине непонимания исходного текста, неумения вычленить из него важную и полезную информацию! Ваша задача - научиться этому.

Разберем основные понятия

Прежде всего, следует разобраться с тем, что такое текст и как его надо понимать.

Текст (от лат. textus - ткань, сплетение, соединение) - группа последовательно расположенных предложений или абзацев, связанных общей темой и основной мыслью и характеризующихся смысловой завершенностью. Показателем завершенности текста является возможность подобрать к нему заголовок, который отражает тему или основную мысль текста.

Анализ текста - разбор воспринятого речевого произведения с целью глубокого и полного понимания его идейного содержания, особенностей языка и стиля, извлечения из него информации о мире, природе, обществе, познании и др., постижения авторского замысла.

Тема текста - это то, о чем говорится в тексте, что описывается, о чем развертывается рассуждение, это смысловое ядро текста. Текст может включать несколько микротем, то есть составных частей общей темы. Например, темой текста могут быть «Интернет-сообщества», «Телевидение», «Здоровье нации» и др.

Основная мысль - это определенная идея, замысел речевого произведения, то, ради чего оно создается. Основная мысль передает авторскую позицию, оценку изображаемого. Например, основная мысль текста может быть такой: «Литература запечатлевает образ времени».

Основная мысль текста, признаки

Разберем пример. Прочитаем текст В. Солоухина.

В автомобиле вдруг закипела вода. Если бы я прозевал, мотор вышел бы из строя, потому что расплавились бы подшипники. Я остановил автомобиль, поднял капот и вскоре нашел, что ослаб хомутик, обжимающий резиновую трубку. Большая часть воды из-за этого утекла, а ее остатки закипели. Плоскогубцами я затянул хомутик, налил новой воды и поехал дальше. Неисправность оказалась пустяковой, хотя она и могла привести к гибели мотора.

Вероятно, иногда внутри нас возникают еще более незначительные неисправности, но мы погибаем от них, потому что нельзя было «открыть капот и подтянуть плоскогубцами».

Если попытаться самым кратким образом выразить содержание текста (ответить на вопрос: О чем говорится в тексте?), то получится «неисправности в автомобиле и организме человека». Это тема текста. Зачем автор написал этот текст? Что он хотел передать людям о неисправностях в автомобиле и организме человека? Ответ на эти вопросы таков: «неисправности» в организме человека нельзя устранить так просто, как неисправности в автомобиле. Это основная мысль текста.

Таким образом, текст имеет ряд признаков:

  1. Текст всегда выражен в устной (например, публичное выступление) или/и письменной форме (сочинение, повесть, письмо, статья и др.).
  2. У текста есть структура, которая осмысленно создается автором с целью облегчения восприятия текста читателем или слушателем; у текста есть начало, продолжение (основная часть, которая может включать несколько микротем), конец.
  3. Все элементы текста расположены в определенном порядке: от авторского замысла зависит схема развертывания основной мысли, порядок расположения микротем.
  4. Тексту свойственна связность, то есть между предложениями, абзацами и микротемами текста существует смысловая связь.
  5. Текст - это цельное речевое произведение, его элементы объединены общей темой, мыслью, его можно озаглавить.
  6. Главное свойство и назначение текста - передача информации.

Главная цель текста

Поскольку главная, общая цель создания текста (любого) - сообщение информации, он всегда создается для реализации какого-либо замысла. Информация вводится в текст и фиксируется в нем для достижения определенной цели: автор хочет познакомить читателя с новым, показать свое отношение, выразить чувства и переживания.

Разберем пример.

Все знают, что часовая стрелка на циферблате движется, но увидеть, как она движется, нельзя. То же происходит и с языком. Он изменяется. Но мы не чувствуем, как это происходит.

Сейчас в нашей истории наступил такой момент, когда мы видим, как меняется русский язык. И это не может не пугать. Мы так хотим во что бы то ни стало отойти от предшествующей эпохи нашей жизни, построить новые общественные отношения, новую экономику, что нам даже хотелось бы иметь новый язык. (В. Костомаров)

Что же передает нам автор текста, известный филолог В. Костомаров? 1. Часовая стрелка движется. 2. Ее движение незаметно. 3. Незаметно меняется и язык. 4. Сейчас изменение русского языка стало заметным. 5. Автора пугает изменение языка. 6. Общество хочет изменить уклад жизни. 7. Сила этого желания велика, поэтому мы хотим изменить язык.

Это основные единицы смысла - микротексты. Если вдуматься в смысл текста, то видно, что в целом авторский замысел можно свести к следующему: с изменением жизни меняется язык, но стремительные изменения русского языка сегодня пугают автора и его единомышленников (автор не использует местоимение я, а пишет мы). С помощью мыслительной операции обобщения мы, не принимая во внимание детали, вычленили главную информацию.

В тексте, как правило, может быть представлено несколько тем, одна из которых является основной. Основная тема текста может включать ряд частных микротем, которые «работают» на общую тему, т.е. развивают ее.

С точки зрения автора, текстовая информация (главная или передающая детали) всегда существенна, и автор рассчитывает на определенный эффект и ее воздействие на адресата: читатель или слушатель, по мнению автора, хочет что-то узнать и узнает это, испытает какие-то чувства, захочет со вершить действие. В приведенном выше фрагменте текста замысел автора в том, чтобы передать читателю информацию о языковых изменениях и вызвать обеспокоенность ими.


Информация, содержащаяся в тексте

Текст всегда рассчитан на понимание, а значит, на извлечение информации, содержащейся в нем. А информация в тексте может быть различной:

1) фактуальная информация - это констатация фактов, не окрашенная личными оценками и эмоциями автора; это бесстрастное изложение фактов (так пишут хроникальные заметки, тексты объявлений, протоколы и т.д.);

2) концептуальная информация - это информация, связанная с авторским пониманием происходящего, описываемого в тексте, с его оценками; такая информация как будто пропущена через мировоззрение, жизненный опыт и систему ценностей автора (вспомним аналитические статьи, художественную прозу, стихотворения, ораторскую речь и т.д.); концептуальная информация часто является основной, но скрытой;

3) подтекстная информация, то есть та, которая не передается открыто, а вычитывается «между строк», а при устном общении проявляется через интонации, мимику, жесты (яркий пример - басни; вспомним басню «Ворона и Лисица» И.А. Крылова: говорится о животных, а подразумеваются люди).

Разберем пример. Посмотрим, как три вида информации совмещаются в тексте.

Мало можно назвать людей, через чье детство не прошли бы великолепные сказки Корнея Чуковского - «Айболит», «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха», «Федорино горе», «Крокодил». В этих сказках нет ненужной усложненности. Они просты, как глагол, и они поражают детское воображение. Ведь в память ребенка всегда врезывается то, что в движении, в жесте, в поступке: как произошло, что сделал, что совершил?

Слова и воздух этих сказок Настолько чисты, настолько прозрачны, что дети мгновенно выучивают эти стихи наизусть и помнят их уже всю жизнь, а потом, становясь взрослыми, вновь возвращаются к ним, читая знакомые строки своим детям и внукам. И эта вторая и третья встречи нисколько не кажутся наскучившим повторением пройденного - новые встречи приносят истинную радость и всегда волнуют, как прохладный ветерок детства... (Ю. Бондарев)

1) фактуальная информация: сказки Корнея Чуковского - «Айболит», «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха», «Федорино горе», «Крокодил» - многие люди читают в детстве; дети легко выучивают их наизусть;

2) концептуальная информация - эти сказки соответствуют природе детей, поражают воображение, они просты и приносят радость в зрелом возрасте;

Часто именно процесс извлечения информации из текста вызывает затруднение. Например, читатели могут по-разному понимать концептуальную и подтекстную информацию. Это может быть связано с тем, что читатели не имеют того опыта и знаний, которые есть у автора.


Понимание проблемы текста

Опасность искаженного понимания текста возрастает тогда, когда в нем широкий подтекст, для понимания которого необходимо либо в отдельных случаях уметь вскрыть аллегорию, либо владеть широкими знаниями. Без этого искажается смысл текста, что приводит к ошибке в формулировке проблемы. Рассмотрим это на примере другого текста В. Солоухина:

Доктор Кох, в обязанности которого входило лечить обывателей небольшого городка, сидел за перегородкой, никого к себе не пускал и сам не выходил навстречу.

К нему приходили с насморком, с грыжей, с нарывом, с флюсом, с мигренью, с болью в животе. «Ступайте прочь, оставьте меня в покое!» - говорил он им, и на первый взгляд это казалось чудовищной бестактностью, жестокостью, возмутительным высокомерием. Обыватели вправе были возмущаться доктором, который не хочет лечить их флюсы, грыжи и насморки.

Но однажды доктор вышел и вынес людям «палочку Коха».

Для понимания проблемы текста надо знать, что немецкий микробиолог Роберт Кох открыл возбудителя туберкулеза - палочку, которую потом назвали палочкой Коха. Неверно было бы считать проблемой текста «бестактность, жестокость, высокомерие», поскольку знание исторических фактов подсказывает, что выдающийся исследователь Кох дал миру гораздо больше, чем заботу о некотором круге больных. Проблема текста заключается, скорее, в создании условий для исследований, об отношении людей к тем, кто способен сделать научное открытие. Формулировка проблемы текста может быть следующей:

  • Прочитав текст В. Солоухина, я еще раз убедился, что проблема условий для научных исследований была актуальна всегда.
  • Проблема, которую хотел показать нам В. Солоухин, такова: общество не всегда создает условия, необходимые для научных исследований.
  • Автор текста поднимает важную проблему: следует ли ученому-медику заниматься лечебной практикой или ему надо концентрировать внимание на исследованиях.
  • Я думаю, что проблема, поставленная автором, - это отношение общества к исследователям, которые могут дать нам нечто большее, чем простая каждодневная практика в небольшом городке.

Еще один пример. Многие читатели любят стихотворение Марины Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной», но содержание его не вполне понятно без фоновой информации. Если читатель не владеет ею, то может по-своему понять следующие строки:

Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.

Наиболее чуткие могут предположить, что героиня будто бы «отказывается» от отношений, которых вроде бы и нет, но при других условиях они могли бы быть. Эта информация лежит за пределами данного текста. О ней пишет в «Воспоминаниях» сестра поэтессы Анастасия Цветаева. Она утверждает, что стихотворение Марина посвятила Маврикию Минцу, второму мужу собственной сестры. Вот потому-то и нравится автору, что «герой» «болен не ею», а другой. Кстати, концептуальная информация здесь передается именно через слово болен (не очарован, не увлечен, не влюблен, а именно болен!).


Извлечение смысла из текста

Извлечение смысла из текста - процесс порой трудный. Здесь важно помнить о двух нюансах:

1) осмысливая текстовую информацию, очень осторожно выходите за рамки текста, ведь подтекстная информация, как, впрочем, и концептуальная, рассчитана на тех людей, у которых есть фоновые знания, отсутствие же их может привести к неправильной интерпретации текста;

2) ищите «сигналы» информации, оставленные автором. Остановимся на этих «сигналах». Все в тексте: и грамматические конструкции (модели предложений той или иной структуры), и слова, и знаки препинания - автор выбирает не случайно. Вспомним блестящий пример Д.Э. Розенталя, когда он показывает, что одного и того же человека можно описать по-разному: молодой человек со светлыми волосами, белокурый юноша, белобрысый юнец. Фактуальная информация в этих трех речевых формулах совпадает: мы узнаем о поле, возрасте, цвете волос человека. А вот концепция восприятия этого человека изменяется. В первом случае оно нейтральное, во втором - восторженное, а в третьем - уничижительное. За счет чего говорящему удалось выразить свое отношение к описываемому? За счет выбора слов.

Значение слов, особенно многозначных, можно понять только в контексте. Например, у слова идет насчитывается до 40 значений, и в каждом случае мы понимаем смысл благодаря контексту или знанию ситуации. В свою очередь, без понимания роли каждого слова правильно толковать смысл текста вряд ли возможно. Важно понимать не только лексическое значение слова, но и его стилистическую окраску, происхождение, отнесенность к сфере употребления. Не сложно догадаться, почему С. Есенин в стихотворениях часто употреблял диалектные слова (вспомним махотка, драчены, гать и др.), В. Маяковский в «Стихах о советском паспорте» использовал слово паспортина, а у С. Довлатова можно найти слова, употребляемые «в местах не столь удаленных». Конечно, для передачи смысла, колорита, обстановки, чувств, эмоций. Для этого служат и необычные, авторские употребления слов, создающие неповторимые образы. Почему у М. Цветаевой рука не унизана, а «обрызгана бриллиантами» ? У А. Солженицына «мы держим в руках искусство», а у В. Высоцкого «поэты ходят пятками по лезвию ножа и режут в кровь свои босые души» ? Конечно, мы понимаем эти тексты метафорически, мы осознаем, что авторы использовали иносказательный смысл, сочетания слов здесь нельзя понимать буквально. И, руководствуясь своим опытом и знаниями, абстрагируясь от конкретных значений слов и их сочетаний, мы толкуем смысл так, как хотел автор, видим перед собой картины, которые воображал автор.


Сигналы смысла текста

Есть мнение, что человек, читающий текст и стремящийся его понять, похож некоторым образом на сыщика: он должен заметить малейшие детали, способствующие воплощению авторского замысла, и понять, почему именно их использовал автор. Вот, например, попробуем записать с разными знаками препинания знакомую всем фразу из басни И.А. Крылова: «Сыр выпал, с ним была плутовка такова...», «Сыр выпал - с ним была плутовка такова!». Что изменилось? Конечно, появилась стремительность, моментальность, быстрота смены событий. Оказывается, даже знаки препинания могут быть теми самыми сигналами, которые оставил нам автор текста для передачи нюансов смысла.

В целом к «сигналам» смысла текста можно отнести следующие:

  • значения отдельных слов;
  • способы соединения слов между собой;
  • порядок слов;
  • знаки препинания и др.


Скрытая информация, подтекст

Таким образом, читая, надо учиться видеть подтекст - скрытую информацию. И от этого умения видеть подтекст, а вместе с тем и не приписывать тексту то, чего в нем нет, зависит наш уровень понимания.

Уровень понимания текста - это уровень проникновения в глубь авторского замысла. Различают четыре уровня понимания текста:

Уровень фрагментарного понимания, когда распознаются в тексте отдельные слова и выражения;

Уровень общего понимания текста: читатель (слушатель) понял общий смысл, но не осознал детали;

Уровень детального понимания, когда уяснение общего смысла сопровождается пониманием деталей;

Уровень критического понимания, при котором уясняется не только содержание текста в деталях, но и подтекст, цели, мотивы создания, речевое оформление.

Конечно, следует стремиться так понять текст, чтобы достичь глубинного, четвертого уровня.


Текст №36 ( По В. Костомарову) . Все знают, что часовая стрелка на циферблате движется…

(1)Все знают, что часовая стрелка на циферблате движется , но увидеть, как она движется, нельзя. (2)То же происходит и с языком. (3)Он изменяется. (4)Но мы не чувствуем, как это происходит. (5)Сейчас в нашей истории наступил такой момент , когда мы видим, как меняется русский язык. (6)И это не может не пугать. (7)Мы так хотим во что бы то ни стало отойти от предшествующей эпохи нашей жизни, построить новые общественные отношения, новую экономику, что нам даже хотелось бы иметь новый язык. (8)Когда-то говорили «отмежеваться», теперь – «дистанцироваться», нам надоело выражение «сойти с ума» – мы говорим «крыша поехала». (9)Или разонравилось слово «встреча», стали говорить «тусовка».(10)Русский язык, по словам А.С. Пушкина, «переимчив и общежителен», он легко принимает иностранные слова, если они нужны. (11)И в этом нет ничего страшного, когда всё делается в меру. (12)А мера утеряна. (13)В нашей речи возникают «сэндвичи», «ленчи», «дисплеи». (14)Обычно меняются 20-30 слов в год, а у нас сейчас появляются, может быть, 20 слов в неделю. (15)Кроме того, немаловажно, из каких источников появляются новые слова языка. (16)Сейчас, например, идёт поток слов из довольно сомнительных источников, в частности уголовного жаргона: «разборка», «халява». (17)Многие печатные органы используют «непечатные» слова, которые, кстати, так и называются, потому что их печатать не надо. (18)В Думе несколько лет обсуждался «3акон о русском языке». (19)Закон, конечно же, нужен. (20)Но если серьёзно говорить о законе, то должен быть и механизм наказания за его нарушение. (21)Однако представляется несерьёзным предложение создать филологическую милицию, учредить штрафы за ошибки в русском языке. (22)Что ни говори, делает язык народ, а его трудно заставить подчиняться административным нормам в отношении языка. (23)Были уже такие тщетные попытки. (24)В своё время, в XIX, да и в XX веке, образцовый язык давала художественная литература. (25)Если человек не знал , как правильно говорить, то он открывал Тургенева и там находил ответ. (26)Сейчас, конечно, не художественная литература формирует наш языковой вкус. (27)Тон задают теперь в первую очередь телевидение и радио. (28)Это касается и произношения звуков , и ударения, и интонации. (29)А современным дикторам нравится американская интонация. (30)И молодёжь начинает им подражать. (31)Бывает, ведущий бог знает что и как говорит, а людям нравится. (32)Это относится, безусловно, не ко всем передачам, каналам, дикторам, но многие из них подвержены моде.(33)Мы сейчас недовольны языком, но здесь очень важно разобраться – язык в этом виноват или что-то другое. (34)Ведь язык подчиняется людям, которые им пользуются. (35)Он приспосабливается к потребностям общества. (36)Если в нашем обществе сегодня существует потребность думать о будущем, о крепкой семье, о счастье детей – то язык пойдёт в эту сторону, будет давать нам средства для этого. (37)Если у нас главное – как, не работая, заработать миллион, секс, насилие, наркотики, то язык повернётся сюда. (38)За что его ругать? (39)Он отражает состояние общества. (40)Так что не язык надо сейчас исправлять.

(По В. Костомарову)

«…Статья известного языковеда В.Г. Костомарова посвящена не собственно лингвистическим, а скорее социальным проблемам. Задача автора – дать объяснение некоторых явлений и их оценку. При этом В.Г. Костомаров часто прибегает к вводным словам, выражающим его отношение к проблеме. Важную роль играют такой приём, как _____ (например, в предложениях 36 – 37), и троп- _____ (в предложениях 1 – 4). Выразить авторскую оценку явлений помогают такие лексические средства, как _____ («сэндвичи», «ленчи», «дисплеи» в предложении 13), _____ (« что ни говори», «бог знает что» ), риторический вопрос и другие».

Список терминов:


1)

метонимия

2)

сравнение

3)

сравнительный оборот

4)

ирония

5)

разговорные слова и фразеологизмы

6)

заимствованные слова

7)

литота

8)

риторический вопрос

9)

синтаксический параллелизм

Ответ:

Задание 1. Прочитайте текст.

Каждый из нас связан с другими людьми системой коммуникаций. Эта плотная сеть буквально пронизывает человечество. Именно она делает нас одним целым: мы можем обмениваться мнениями не только с соседом, но и с жителями другой стороны земного шара, и при этом совсем необязательно вступать в прямой контакт.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Коммуникативная система пронизывает все человеческие отношения.

2) В современном мире можно общаться, не вступая в прямой контакт.

3) Человечество воспринимается как единое целое благодаря развитой системе коммуникаций.

4) Развитая система коммуникаций объединяет человечество, позволяя людям прямо общаться друг с другом.

Задание 2.

(1)... (2)Самое раннее изображение водолаза, обнаруженное на месопотамских надгробиях, датируется рубежом 5-го и 4-го тысячелетий до н. э. (З)Примерно на восемь веков моложе сходные по тематике рисунки, сохранившиеся на стенах гробниц древнегреческого города Фивы. (4) В V веке до н. э. афиняне использовали водолазов при осаде Сиракуз. (5)Спустя несколько десятилетий великий Аристотель сконструировал водолазное снаряжение в виде колокола, с помощью которого его не менее великий воспитанник Александр Македонский погружался в средиземноморские воды: таким путем он лично знакомился с подводными заграждениями финикийского города Тира , готовясь напасть на него с моря. (6)... после успешной подводной разведки город был захвачен войсками молодого царя-полководца.

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска вшестомпредложении?

1) Потому что 2) Однако 3) Несмотря на это, 4) Вскоре

Задание 4. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный

гласный звук?

1) изОгнутый 3) создАлась

2) дОлжностей 4) красивЕе

Задание 5. В каком предложении вместо слова ЖИЛИЩНЫЙ нужно употребить ЖИЛОЙ?

1) Перед многими молодыми семьями встает ЖИЛИЩНАЯ проблема.

2) Этот многоквартирный ЖИЛИЩНЫЙ дом был построен довольно быстро.

3) Ответ на вопрос о праве собственности на квартиру можно найти в ЖИЛИЩНОМ кодексе.

4) ЖИЛИЩНЫЕ условия семьи были весьма неблагоприятными.

Задание 6.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) с пятидесятью рублями 3) высохла

2) оденьтесь теплее 4) спелых абрикосов
Задание 8. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) обозн…чение, задр..жать, т…инственный

2) обог…щаться, к…ричневый, прик…сновение

3) зап..х, г..реть, раск…ленный

4) обл…котиться, б..гровый, прил…жжение
Задание 9. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) под…брать, пр…образ, н…илучший

2) пр…обретенье, пр…светлый, пр..рост

3) в..лелеять, обе…доленный, ра…грести

4) вз…скательный, от..скать, по…сковый

Задание 10. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

А. приветл…вый

Б. обид..ться

В. ноздр…ватый

Г. благоустра…вать

1) А, Б, Г 3) В, Г "

2) А, Б, В 4)А, Г
Задание 11. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква Я?

1) люб…щие разговаривать, пассажиры дремл…т

2) стро…щийся дом, иголки кол…тся

3) крас…щие вещества, травы стел…тся

4) пен…щиеся волны, соседи разбуд…т
Задание 12.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры , на месте которых пишется буква И?

Честный исследователь н(1) может, чем бы он н(2) занимался, оказаться в ряду лжеучёных: он н(3) пойдёт н(4) на обман коллег, н(5) на искажение фактов.

1) 2, 4, 5 2) 2 3) 1, 2, 3 4) 4, 5
Задание 13. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) ЧТО(БЫ) воспитать щенка, необходимо много усилий, ЗА(ТО) сколько радости он вам доставит!

2) Младший сын ТАК(ЖЕ) любил книги, как и все в нашей семье, (ПО)ЭТОМУ у нас не возникло сомнения в том, что подарить ему в день рождения.

3) ЧТО(БЫ) рыба клевала ТАК(ЖЕ) хорошо, как вчера, я накопал свежих червей.

4) Я благодарю Вас, а ТАК(ЖЕ) Вашего секретаря ЗА(ТО), что мне дали возможность изучить этот проект.

Задание14.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

Разработа(1)ые китайскими лингвистами различные проекты перехода на буквенно-звуковое письмо так и не были реализова(2)ы: обществе(3)ость увидела угрозу разрыва с многовековой культурой, воплощё(4)ой в иероглифическом письме.

1) 1, 3 2) 2 3) 3 4) 2, 4

А19.Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Многие из участников литературного общества «Беседа» были последовательными классицистами () и некоторые из них довели до совершенства традиционные классицистические жанры.

1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

2) Простое предложение с однородными членами , перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

А20.

Под солнцем (1) соперничая с ним (2) ярко светились необыкновенно высокие, сочные и крупноцветные купальницы (3) похожие на жёлтые розы.

1) 1,3 2) 2 3) 3 4) 1, 2, 3

А21. Вкаком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Удивительно приятным занятием (1) помнится (2) было для меня лежать на спине в лесу и глядеть вверх. Тогда небо (3) казалось (4) бездонным морем, расстилавшимся перед глазами.

1) 1,2,3,4 2) 1,2 3)3,4 4)1,3

А22.Укажите предложение, в котором нужно поставить однузапятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Солнце докатилось до края земли и растеклось по небу вишнёвым заревом.

2) Художник писал как городские так и деревенские пейзажи.

3) Пришлось ждать своей очереди и поневоле слушать скучные и надоедливые разговоры.

4) У волнистых попугайчиков нарост у основания клюва может быть голубого или синего цвета.

А23.Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Люди разделяются на два рода: одни прежде думают, а потом говорят и делают, а другие прежде говорят и делают, а потом думают.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится в первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

А24.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Каменные дорожки (1) извилистые линии (2) которых (3) символизируют поток энергии (4) приобретают особое значение в японском саду.

А25.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Пора было уезжать (1) и (2) когда за нами пришли из города автобусы (3) мы поняли (4) как жаль расставаться с озером.

А26.В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) В одиннадцатом классе мы после уроков заходили в кафе, которое находилось на площади у Дворца культуры.

2) Есть люди, которые с самого раннего детства несут на себе какой-то отпечаток избранности.

3) Так как мы не смогли отменить встречу в Лондоне, которая состоится завтра, то было принято решение обменять билеты.

4) По слухам, которые иногда до нас доходили, Женя стал первоклассным военным врачом.
ПРОБЛЕМЫ

1Происходящие Процессы в Современном Языке

2 Меры по преодолению Негативных процессов, Связанных с использованием Языка

3 Изменение языка и Его причины

Язык не может не изменяться , но изменение должно вести к совершенствованию Современный Язык изменяется Очень быстро и час то не к месту

Закон не изменит ситуацию, так как Проблема – в Болезнях общ-ва

1.АРГУМЕНТ Вспомните речь своих одноклассников,какие новые слова появились в их и вашем лексиконе в последнее время? Так уж необходимо ими пользоваться?

2 Аргумент Вспомните слова великих писателей, поэтов о русском языке. Актуальны ли они сегодня?

3 Аргумент Речь какого телеведущего, политика является для вас образцом? А чья речь раздражает? Влияют ли СМИ на языковую ситуацию в обществе?

ЯЗЫК ОТРАЖАЕТ СОСТОЯНИЕ ОБЩЕСТВА, ПОЭТОМУ ВСЕ НЕГАТИВНЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ЯЗЫКЕ МОЖНО ИЗМЕНИТЬ, ТОЛЬКО ИЗМЕНИВ СИТУАЦИЮ В ОБЩЕСТВЕ.

Работа с текстом

1 вариант

Все знают, что часовая стрелка на циферблате движется, но увидеть, как она движется, нельзя. То же происходит и с языком. Он изменяется. Но мы не чувствуем, как это происходит.

Сейчас в нашей истории наступил такой момент, когда мы видим, как меняется русский язык. И это не может не пугать. Мы так хотим во что бы то ни стало отойти от предшествующей эпохи нашей жизни, построить новые общественные отношения, новую экономику, что нам даже хотелось бы иметь новый язык. Когда-то говорили «отмежеваться», теперь – «дистанцироваться», нам надоело выражение «сойти с ума» - мы говорим «крыша поехала». Или разонравилось слово «встреча», стали говорить «тусовка».

Проблема: язык меняется

Я: язык действительно меняется (Привести примеры: жаргон, новые слова по ТВ, реклама и т.д.)

2 вариант

Русский язык, по словам А.С.Пушкина, «переимчив и общежителен», он легко принимает иностранные слова, если они нужны. И в этом нет ничего страшного, когда всё делается в меру. А мера утеряна. В нашей речи возникают «сэндвичи», «ленчи», «дисплеи». Обычно меняются 20 30 слов в год, а у нас сейчас появляются, может быть, 20 слов в неделю.

Проблема: процесс заимствования в языке

Я: слышу много слов, которые не понимаю. Привести примеры

3 вариант

Кроме того, немаловажно, из каких источников появляются новые слова. Сейчас, например, идёт поток слов из довольно сомнительных источников, в частности уголовного жаргона: «разборка», «халява». Многие печатные органы используют «непечатные» слова, которые, кстати, так и называются, потому что их печатать не надо.

Проблема: негативные процессы в языке: засилье новыми словами ограниченной лексики.

Я: сам, к сожалению, употребляю.

4 вариант

В своё время, в 19, да и в 20 веке, образцовый язык давала художественная литература. Если человек не знал, как правильно говорить, то он открывал Тургенева и там находил ответ. Сейчас, конечно, не художественная литература формирует наш языковой вкус. Тон задают теперь в первую очередь телевидение и радио. Это касается и произношения звуков, и ударения, и интонации. А современным дикторам нравится американская интонация. И молодёжь начинает им подражать. Бывает, ведущий бог знает что и как говорит, а людям нравится. Это относится, безусловно, не ко всем передачам, каналам, дикторам, но многие из них подвержены моде.

Проблема: путь преодоления негативных процессов – чтение художественной литературы.

Я: мало читаю

5 вариант

В Думе несколько лет обсуждался «Закон о русском языке». Закон, конечно же, нужен. Но если серьёзно говорить о законе, то должен быть и механизм наказания за его нарушение. Однако представляется несерьёзным предложение создать филологическую милицию, учредить штрафы за ошибки в русском языке. Что ни говори, делает язык народ, а его трудно заставить подчиняться административным нормам в отношении языка. Были уже такие тщетные попытки.

Проблема: нужен ли закон о языке?

Я: закон для ТВ, радио…

6 вариант

Мы сейчас недовольны языком, но здесь очень важно разобраться – язык в этом виноват или что-то другое. Ведь язык подчиняется людям, которые им пользуются. Он приспосабливается к потребностям общества. Если в нашем обществе сегодня потребность думать о будущем, о крепкой семье, о счастье детей – то язык пойдет в эту сторону, будет давать нам средства для этого. Если у нас главное – как, не работая, заработать миллион, секс, насилие, наркотики, то язык повернётся сюда. За что его поносить? Он отражает состояние общества. Так что не язык надо сейчас исправлять. (По В. Костомарову)

Проблема: кто виноват в деградации языка?

«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык»

К.Паустовский

«Язык наш беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно»

Н.В.Гоголь

«Русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей»

М.Горький

«Язык наш выразителен не только для высокого красноречия, для громкой Поэзии, но и для нежной простоты, для звуков сердца и чувствительности»

Н.М.Карамзин

«Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песни над колыбелью»