Сообщение на тему синтаксические нормы. Синтаксические нормы русского литературного языка

Теория к заданию 8 из ЕГЭ по русскому языку

Рассмотрим основные виды нарушений синтаксических норм.

1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Употребление некоторых предлогов требует особого внимания. Важно знать, что после следующих предлогов существительные могут стоять только в дательном падеже:


А эти предлоги сочетаются только с существительными в Родительном падеже:



2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым Подлежащее и сказуемое должны согласовываться друг с другом в роде и числе. Сложные случаи

1) Согласование сказуемого со словами: ряд, большинство, меньшинство, множество, несколько, часть. Сказуемое должно стоять в единственном числе:

  • если при данных словах нет зависимых слов.
    Например: Меньшинство проголосовало за правящую партию.

  • при неодушевлённых подлежащих.
    Например: Часть больниц закрыла свои двери для пациентов.

  • Если не подчеркивается активность действующих лиц.
    Например: Большинство слушателей отсутствовало.

Сказуемое должно стоять в множественном числе, если подчеркивается активность действующих лиц.
Например: Несколько старшеклассников не справились с заданием.

2) Подлежащее и сказуемое всегда стоят в единственном числе в следующих случаях:

  • Если подлежащее имеет только единственное число (листва, молодёжь, человечество)
    Например: Народ выбрал своего правителя.
  • Если подлежащее имеет в своём составе слова много, мало, немного.
    Например: Ночью на небе зажглось много звезд.
  • Если подлежащим является местоимение кто и слова, образованные от него: никто, кое-кто и д.т.
    Например: Кто постоянно опаздывает, не бережет время других.
3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Приложение – это определение, которое выражено именем существительным. Несогласованное приложение - это какое-то название, заключенное в кавычки.

Если перед несогласованным приложением есть нарицательное существительное, то изменяется только оно, а приложение остается в именительном падеже:
Например: О нем написали в газете «Ведомости».

Если перед несогласованным приложением нет нарицательного существительного, то изменяется само приложение:
Например: В «Ведомостях» написали заметку о нем.


4. Ошибка в построении предложения с однородными членами

Для определения этого нарушения стоит запомнить следующие правила:

1. Нельзя употреблять в качестве однородных членов одновременно и полное, и краткое прилагательное.
Пример с ошибкой: Закат был прекрасен и таинственный.
Пример без ошибки: Закат был прекрасный и таинственный. (или: Закат был прекрасен и таинственен.)

2. Нельзя смешивать родо-видовые понятия в ряду однородных членов:
Пример с ошибкой: В парке я увидел цветы, ромашки, васильки.
Пример без ошибки: В парке я увидел ромашки, васильки.

3. Недопустимо употребление в качестве однородных членов слов, логически
несовместимых (если это не средство для достижения комического эффекта).
Пример с ошибкой: Я надела маску равнодушия и пальто.
Пример без ошибки: Я надела маску равнодушия. (или: Я надела пальто.)

4. Необходимо правильно употреблять двойные союзы: не заменять отдельные слова в них другими словами, употреблять только непосредственно перед однородными членом:
Пример с ошибкой: Ее как видели в парках, так и на оживленных улицах.
Пример без ошибки: Ее видели как в парках, так и на оживленных улицах.

5. Нельзя использовать один предлог для однородных членов, если какой-то из них имеет другой предлог:
Пример с ошибкой: Играть можно было повсюду: на поле, траве, лесу.
Пример без ошибки: Играть можно было повсюду: на поле, на траве, в лесу.
6. Однородные члены должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово:

Пример с ошибкой: Мы обсуждали новые статьи о современных проблемах: культура, здоровье, политика.
Пример без ошибки: Мы обсуждали новые статьи о современных проблемах: о культуре, здоровье, политике.

7. Неверно, если однородные члены - существительное и инфинитив.

Пример с ошибкой: Она предпочитает здоровое питание и заниматься спортом.
Пример без ошибки: Она предпочитает здоровое питание и занятия спортом.

5. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Вспомним, что деепричастие обозначает добавочное действие. Основное же действие в предложении выражено сказуемым.

В связи с этим, оба этих действия (действие, которое выражено деепричастным оборотом и действие, которое выражено сказуемым) должны относиться к подлежащему.
Например: Я, увидев ее, отвернулся.(я увидел и я отвернулся)

Если предложение односоставное определённо-личное, то подлежащее можно восстановить.
Например: Гуляем по пляжу, наслаждаясь морским воздухом. (мы гуляем и мы наслаждаемся)

Если предложение односоставное безличное, то в нем должен быть инфинитив и слова: можно, надо, нужно, необходимо, следует, хочется, рекомендуется, требуется, нельзя.
Например: Совершая звонок, необходимо представиться.

6. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

1) Причастный оборот должен быть согласован с определяемся словом.
Пример с ошибкой: Студетам, желающие сдать экзамен досрочно, необходимо зайти в деканат.
Пример без ошибки: Студетам, желающим сдать экзамен досрочно, необходимо зайти в деканат.
Как проверить себя? Задайте вопрос от определеяемого слова к причастному обороту и узнаете правильное окончание.
Например: Студентам - каким? - желающим .

2) Определяемое слово может занимать всего две позиции относительно причастно оборота: либо до него, либо после.
Пример с ошибкой: Остановившаяся машина у тротуара сверкала фарами.
Пример без ошибки: Машина, остановившаяся у тротуара, сверкала фарами.

7. Неправильное построение предложения с косвенной речью

Косвенная речь - это способ передачи чужой речи в виде сложноподчинённого предложения.
Нарушением является употребление местоимений 1 и 2 лица. В предложениях с косвенной речью следует употреблять только местоимения 3 лица.
Пример с ошибкой: Сергей сказал, что я не буду участвовать.
Пример без ошибки: Сергей сказал, что он не будет участвовать.

8. Нарушение порядка слов в простом предложении

Порядок слов в предложении основан на принципе синтаксического, смыслового и стилистического сочетания. Если этот принцип в предложении нарушен, то имеет место грамматическая ошибка.

Рассмотрим на примерах.

Ошибка Примеры с ошибками: Примеры без ошибок:
Неправильное местоположение подлежащего.
Дополнение находится в отрыве от главного слова.
Определение находится в отрыве от определяемого слова.
Неправильное местоположение обстоятельства.
Неправильное местоположение предлога.
На премьерный показ пошли мы.
Мы хотим обсудить за чашечкой кофе с коллегами новый проект.
Живое и яркое ему понравилось представление артистов.
В Ленинград он возвратился позже, после войны, из госпиталя.
Через дня три погода наладилась.
Мы пошли на премьерный показ.
Мы хотим обсудить с коллегами новый проект за чашечкой кофе.
Ему понравилось живое и яркое представление артистов.
В Ленинград из госпиталя он возвратился позже, после войны.
Через три дня погода наладилась.

Русский язык. Подготовка учащихся к итоговой аттестации: ОГЭ, ЕГЭ. Все классы.

Синтаксические нормы русского литературного языка регламентируют построение словосочетаний и предложений. Ошибки чаще всего связаны с неправильным выбором управляемой формы в словосочетании, нарушением согласования подлежащего и сказуемого, использованием причастных и деепричастных оборотов, а также построением некоторых типов сложных предложений. Эти ошибки относятся к разряду грамматических (критерий К9 при проверке сочинений ЕГЭ).
При построении словосочетаний используются связи управление, согласование и примыкание.

Управление - подчинительная связь, в которой главное слово требует употребления зависимого в определённом падеже. При этом допускаются ошибки типа пример доказывает (подтверждает) о том, что… вместо правильного пример доказывает (подтверждает) то, что…; автор поднимает проблему о воспитании вместо автор поднимает проблему воспитания.

Следует обратить внимание на различие управления слов, близких по значению:
беспокоиться о сыне - тревожиться за сына;
возмутиться его словам - обидеться на его слова;
удивляться красоте - восхищаться красотой;
осудить на два года - приговорить к двум годам;
отзыв о фильме - рецензия на фильм;
обращать внимание на проблему - уделять внимание проблеме - усилить внимание к проблеме;
превосходство над соперником - преимущество перед соперником;
типично (характерно) для него - свойственно (присуще) ему;
предостеречь от опасности - предупредить об опасности;
привычный для всех - знакомый всем.

Часто встречаются ошибки при использовании ряда слов разных частей речи:
бояться темноты (разговорное: бояться темноту);
достигать полутора метров в длину (неверно: достигать полтора метра в длину);
то, чего нам удалось достичь (неверно: то, что нам удалось достичь);
принять участие в соревнованиях (неверно: принять участие на соревнованиях);
избегать опасности (неверно: избегать опасность);
касаться вопроса (устаревшее: касаться до вопроса).

Нужно учитывать, что однокоренные слова разных частей речи могут иметь разное управление:
удивляться молчанию - удивлён молчанием;
рассердиться на обман - рассержен обманом;
верить в победу - уверенность в победе;
заменить старую машину новой - сменить старую машину на новую;
плата за услуги - оплата услуг;
платить/заплатить/уплатить за проезд - оплатить проезд;
подключиться к обсуждению - включиться в обсуждение;
различать звуки и буквы - отличать звуки от букв;
сверять копию с оригиналом - проверять слово по словарю.

При этом в большинстве случаев однокоренные слова имеют одинаковое управление: посвятить жизнь служению народу (неверно: посвятить жизнь служению народа) - служить народу.

Часто нарушение синтаксических норм связано с неправильным употреблением предлогов, например: прийти со школы вместо правильного прийти из школы (идти в школу - возвращаться из школы, идти на завод - прийти с завода). Использование этих предлогов с географическими названиями закреплено традицией. Обычно предлог с употребляется с названиями островов, рек, горных областей, но есть и отступления: приехать с Сахалина, с Енисея, с Урала, с Дальнего Востока - приехать из Франции, из Крыма.

Обратите внимание: предлог ввиду требует родительного падежа (рейс задержан ввиду снегопада) , а предлоги благодаря, согласно, вопреки - дательного (благодаря поддержке, согласно приказу, вопреки распоряжению). В некоторых часто употребляемых конструкциях предлог, обычно о, вообще является лишним:
доказывать/подтверждать это (неверно: доказывать/подтверждать об этом);
дать совет, как писать сочинение (неверно: дать совет о написании сочинения);
привести примеры чуткого отношения к людям (неверно: привести примеры о чутком отношении к людям);
коснуться темы защиты природы (неверно: коснуться темы о защите природы).

К достаточно распространённым речевым недочётам относится так называемое «нанизывание падежей» (расположение цепочкой нескольких одинаковых падежных форм, чаще всего родительного): дом племянника жены кучера доктора. Такие конструкции характерны для официально-делового и научного стиля, и их не всегда можно избежать, однако к этому нужно стремиться, чтобы не затемнялся смысл высказывания. (Ср.: Во избежание падения при экстренном торможении просьба держаться за поручни. - Чтобы не упасть, держитесь за поручни.)

Нормой русского языка является грамматическое согласование определения с главным (определяемым) словом в словосочетании подлежащего со сказуемым.

При согласовании сказуемого с подлежащим необходимо обращать внимание на следующие факторы:
опытный врач Смирнова сразу поставила диагноз (определение и сказуемое согласуются с ближайшим существительным);
Татьяна Петровна, учитель литературы, провела контрольную работу (в предложении с обособленным приложением сказуемое согласуется с подлежащим, выраженным именем собственным), но: город Самара понравился мне; собака Мухтар лаяла;
ребятня бегала по двору (при собирательных существительных - ребятня, молодёжь, родня, детвора и т. д. - сказуемое в форме единственного числа);
все, кто побывал в этом месте, были в восторге; он рассказал о том, что случилось (кто требует сказуемого и определения в форме единственного числа мужского рода, а местоимение что - в единственном числе среднего рода), но: те, что опоздали, стояли в дверях;
большинство поддержало старосту; большинство участников уже выступило; часть спортсменов закончила тренировку; ряд абитуриентов покинул аудиторию (когда подлежащее выражено существительным с собирательным количественным значением, сказуемое согласуется с существительным в именительном падеже).

В подобных случаях сказуемое во множественном числе употребляется в тех случаях, если:
между подлежащим и сказуемым есть другие члены предложения или придаточное предложение (Большинство людей, прочитавших книгу, высоко оценили её; Большинство людей, которые прочитали книгу, высоко оценили её);
На солнышке Полкан с Барбосом лёжа грелись (сказуемое во множественном числе, т. к. подлежащее выражено сочетанием с существительным в творительном падеже с предлогом с );
если подлежащее выражено сочетанием числительного с существительным, то сказуемое стоит в единственном числе (в прошедшем времени - в среднем роде), если внимание обращается на совокупность предметов (На той стороне улицы стоит десять домов; В каждую машину село по четыре человека; но: прошло два года - два года пролетели незаметно ), и во множественном числе, если обращается внимание на то, что каждый в отдельности является производителем действия (Семь учеников сдали экзамен на пятёрки);
если подлежащее выражено сочетанием слов несколько, сколько, много, мало с существительным, то сказуемое ставится в единственном числе (Несколько книг лежало на столе), но при названиях лиц обычно употребляется множественное число (Несколько ребят спорили о чём-то).

Предложения с однородными членами

И в устной, и в письменной речи употребляются предложения с однородными членами, и нередко при этом допускаются ошибки. Например, объединяются слова, обозначающие родовые и видовые понятия (в комнате два книжных шкафа и мебель ), частично совпадающие по объёму (делал уроки и писал упражнения ) или далёкие друг от друга по значению (любил собак и жареные семечки ).
Следует избегать ситуаций, когда одно из слов может быть отнесено к разным рядам однородных членов (Клиент требовал устранения неполадок и директора ).
Не допускается объединение в ряду однородных полной и краткой формы прилагательных или причастий (Девушка была стройна и красивая; Дом достроен и заселённый ), инфинитива и существительного (Люблю плавание и читать ).
При использовании двойных союзов (не только…, но и; не столько…, сколько; как…, так и; хотя…, но и др. ) нужно помнить, что части таких союзов должны стоять непосредственно рядом с однородными членами. Недопустим такой порядок слов в предложении: Мы не только осмотрели сам город, но и некоторые музеи. Однородными являются дополнения город, музеи, и части союза должны стоять перед ними: Мы осмотрели не только сам город, но и некоторые музеи.

Следует обращать внимание на употребление предлогов при однородных членах: если все однородные имеют один и тот же предлог, его можно пропустить, если же предлоги разные, пропуск одного из них недопустим: Во время поездки он побывал в нескольких музеях, театрах, выставках; правильно: Во время поездки он побывал в нескольких музеях, театрах, на выставках.
Если однородные члены (часто сказуемые) имеют разное управление, то является ошибкой использование одного дополнения: Он любил и интересовался творчеством молодых поэтов. Сказуемое любил управляет винительным падежом (любил кого? что?), а интересовался - творительным (интересовался кем? чем?), поэтому при них не может быть общего дополнения. Предложение нужно построить, например, так: Он любил творчество молодых поэтов и интересовался им.
Не могут быть однородными разнотипные синтаксические конструкции: Мне запомнился клоун, всех смешивший и который был с красным носом; Когда пришла в дом Онегина и увидев его вещи, Татьяна поняла характер этого человека.

Предложения с причастными оборотами

При построении предложений с причастными оборотами нельзя нарушать порядок их расположения: Дети побежали купаться, приехавшие на дачу. Правильно: Дети, приехавшие на дачу, побежали купаться или Приехавшие на дачу дети побежали купаться.
Необходимо учитывать категории вида и времени, присущие причастиям, чтобы не допускать ошибок и недочётов: Путешествие длилось три недели вместо предполагаемых двух. Поскольку речь идёт о прошлом, нужно использовать причастие прошедшего времени: Путешествие длилось три недели вместо предполагавшихся двух.
Следует помнить, что действительные причастия обозначают признак того, кто (что) непосредственно производит действие (бегущий спортсмен, приземлившийся самолет) . Страдательные причастия обозначают признак того, кто (что) испытывает действие (протираемая поверхность, изученный материал) . Иногда значение страдательного залога может быть выражено действительными причастиями с постфиксом -ся (обсуждаемая проблема - обсуждающаяся проблема) . Не всегда подобные замены удачны: выполняющиеся учениками задания, посылающиеся сообщения . Уместнее сказать: выполняемые учениками задания, посылаемые сообщения.

Предложения с деепричастными оборотами

При использовании деепричастий и деепричастных оборотов в речи следует помнить, что добавочное действие, выражаемое деепричастием, может относиться только к действующему подлежащему: Прочитав книгу, я узнал много нового (Я прочитал книгу и узнал много нового). Поэтому деепричастия не могут использоваться в безличных предложениях (Получив двойку, мне стало грустно; правильно: Получив двойку, я загрустил или Я загрустил, когда получил двойку), кроме тех, в которых есть инфинитив (Получив двойку, нужно её исправить).

Употребляя деепричастия совершенного и несовершенного, вида следует обращать внимание на порядок слов и ещё ряд факторов. Так, в предложении Подъезжая к дому, машина остановилась есть смысловая неточность, следовало бы сказать Подъехав к дому, машина остановилась. В другом примере нужно заменить деепричастие глаголом, а глагол - деепричастием и таким образом избежать бессмыслицы: Смертельно ранив Ленского, Онегин выстрелил. Чтобы восстановить порядок действий, следует сказать: Выстрелив, Онегин смертельно ранил Ленского.

Сложные предложения

При построении сложного предложения не стоит загромождать его придаточными: Когда мы выходим в Интернет, мы узнаем о событиях, которые произошли в мире, пока наша жизнь шла своим чередом, потому что у каждого из нас достаточно дел и забот, чтобы не слишком-то следить всем, что случается в самых разных точках планеты, несмотря на то что это, безусловно, важно и интересно, ведь нам довелось жить в такое непростое время, хотя, пожалуй, любая эпоха в истории человечества была сложной, что подтверждается многочисленными свидетельствами.
К нарушению синтаксической нормы приводит нанизывание однотипных конструкций сложносочинённого или сложноподчинённого предложения: На пороге школы, в которой нам предстояло учиться, нас встретила учительница, которая приветливо улыбалась и подбадривала ребят, которые чувствовали себя не очень уверенно; Даже самые маленькие участники похода не жаловались на усталость, а старшие ребята старались им помочь, а путь до лагеря был неблизкий.
Следует указать на неуместную вставку или, наоборот, отсутствие указательных слов тот, то, такой и др.: Позиция автора заключается, что он призывает всех поступать по совести (Позиция автора заключается в том, что…); Необходимо то, чтобы все задумались над этой проблемой (то является лишним).
Допускаются ошибки в предложениях с косвенной речью. Заменяя прямую речь косвенной, нужно помнить, что это разные конструкции. Необходимо заменять формы первого лица подлежащего и глагола-сказуемого и правильно выбирать средства связи частей предложения: Лермонтов писал: «Люблю отчизну я…» - Лермонтов писал, что он любит отчизну. Она спросила: «Ты придёшь?» - Она спросила, приду ли я.

Тема 6. Синтаксические нормы современного русского литературного языка.

Синтаксис – раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение.

6.1. Порядок слов в предложении.

В русском языке порядок слов считается свободным, следовательно, в предложении нет строго закреплённого места за тем или иным членом. Порядок слов в предложении может быть прямым и обратным, это определяется положением подлежащего и сказуемого в предложении. Предложение, в котором подлежащее стоит перед сказуемым, имеет прямой порядок слов: Я вернулся поздно.

Предложение, в котором сказуемое стоит перед подлежащим, имеет обратный порядок слов: Опустела без тебя земля. Обратный порядок слов в предложении является отступлением от обычного порядка и выполняет функцию инверсии , т. е. стилистического приёма выделения отдельных членов предложения путём их перестановки. Прямой порядок слов в предложении присущ научной и деловой речи, обратный широко используется в публицистических, художественных произведениях, а также в разговорной речи.

Нельзя забывать о том, что второстепенные члены предложения должны стоять рядом с теми словами, от которых они зависят по смыслу или грамматически. Иначе можно допустить ошибку.

Давайте обратимся к примеру: «Напомним, что транспортная инспекция проводит по жалобам проверки пассажиров». Из-за того что нарушен порядок слов в предложении, смысл его меняется. Мы понимаем, что транспортная инспекция зачем-то проводит проверки пассажиров, а на самом деле должна проверять транспортные средства или их работу. Поэтому, поменяв местами второстепенные члены предложения, мы получим правильный вариант. А именно: Напомним, что транспортная инспекция проводит проверки по жалобам пассажиров или Напомним, что по жалобам пассажиров транспортная инспекция проводит проверки.

6.2. Согласование сказуемого с подлежащим.

В служебных документах часто встречаются различные сочетания подлежащего и сказуемого.

1. Подлежащее, имеющее в своём составе количественное числительное, которое оканчивается на один, в единственном числе: Тридцать один сотрудник прошёл переподготовку.

2. Подлежащее, имеющее в своём составе числительные два, три, четыре, требует постановки сказуемого в форме множественного числа: Тридцать четыре сотрудника прошли переподготовку.

Если сообщение просто фиксирует какой-либо факт или высказыванию придаётся безличный характер, то постановка сказуемого в форме единственного числа возможна: Пройдёт переподготовку в следующем году тридцать четыре сотрудника.

3. При подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием (пять килограммов, сто двадцать семь тонн), сказуемое может стоять в форме единственного или множественного числа. Постановка сказуемого в форме единственного или множественного числа определяется значением сказуемого. Если сказуемое обозначает активность действующих лиц, то используется форма множественного числа: Двадцать пять студентов приняли участие в викторине. Если сказуемое обозначает пассивность действующих лиц или существительное, входящее в состав подлежащего, обозначает неодушевлённый предмет или животное, то используется форма единственного числа. Например: Двадцать семь студентов отчислено из университета по результатам летней сессии. Прошло двадцать лет, но ничего не изменилось.

4. Подлежащее, имеющее в своём составе слова большинство, меньшинство, множество, ряд, часть, много, немало, несколько, не меньше чем, требует постановки сказуемого в форме единственного числа: Большинство учащихся отсутствовало на уроке; Много молодых людей пришло на концерт.

Если необходимо подчеркнуть активность действующих лиц, то возможно употребить сказуемое в форме единственного числа: Несколько учащихся устроилось на работу. Можно употребить сказуемое в форме множественного числа при наличии причастного оборота или придаточной части сложноподчинённого предложения, согласуемых с подлежащим в форме множественного числа: Ряд депутатов, присутствующих на заседании, были против реформы; Большинство юношей и девушек уехали на стажировку за границу.

Тем не менее надо учитывать, что форма единственного числа сказуемого в большей мере соответствует традиции книжно-письменных стилей и употребление формы множественного числа сказуемого должно быть чётко обосновано.

5. Если подлежащее выражено местоимениями кто, что, никто, ничто, кое-кто, некто, то сказуемое ставится в форме единственного числа: Кто не поедет на экскурсию, должен сообщить об этом завтра; Никто не знает, что может произойти на собрании.

Но при подлежащем, выраженном относительным местоимением кто, сказуемое может стоять и в форме множественного числа (в функции союзного слова в придаточном предложении): Те, кто поехали на экскурсию, были очень довольны.

6. При подлежащем, представляющем собой сочетание существительных с предлогом с, одно из которых стоит в форме творительного падежа (отец с сыном), возможно употребление сказуемого как в форме единственного, так и в форме множественного числа.

Сказуемое ставится в форме множественного числа, если в роли подлежащего выступает все сочетание (действие относится к двум равноправным субъектам): После уроков Володя с Петей отправились на тренировку.

Сказуемое ставится в форме единственного числа, если подлежащим является только существительное в именительном падеже, а существительное в форме творительного падежа выступает в роли дополнения (лицо, сопутствующее производителю действия): Отец с сыном пошёл в поликлинику.

Порядок слов в предложении также влияет на постановку сказуемого в форме того или иного числа: Отец с матерью поехали на дачу. – Мать с отцом поехала на дачу.

Сказуемое употребляется в форме единственного числа при наличии слов вместе, совместно: Отец вместе с матерью поехал на дачу.

7. Если при подлежащем находится приложение (определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом в падеже: музей-квартира, озеро Байкал), то, прежде всего, необходимо выяснить, какое из слов является подлежащим, а какое – приложением, а после этого ставить сказуемое в том или ином числе.

Подлежащим обычно считается слово, выражающее более общее понятие, которое в сочетании обычно находится на первом месте, с ним согласуется сказуемое. Например: Озеро Байкал долгое время считалось самым чистым. При сочетании нарицательного существительного с именем собственным в роли подлежащего выступает имя собственное, и с ним согласуется сказуемое: Начальник отдела Синицына освобождена от занимаемой должности по собственному желанию.

При согласовании сказуемого с существительными, носящими терминологический характер, учитываются отношения между частями слова: ведущим является то слово, которое выражает более широкое понятие или конкретно обозначает предмет, с ним и согласуется сказуемое. Причём ведущее слово чаще всего находится на первом месте, но может располагаться и на втором. Например: Женщина – хирург выразила надежду на благоприятный исход операции; Диван-кровать стоял в бабушкиной комнате; Кафе-столовая вновь открыта для посетителей (в данном предложении слово столовая является более широким понятием, поэтому сказуемое согласуется с ним).

Если приложение стоит на первом месте, то оно, как правило, не склоняется, и сказуемое согласуется со вторым словом: Плащ-палатка быласвернута ; Роман-газета в прошлом пользовалась большой популярностью.

8. Если подлежащее выражено условным наименованием, то сказуемое согласуется с ним по грамматическому принципу: «Воскресение былонаписано Л.Н. Толстым» (но: роман «Воскресение» был написан Л.Н. Толстым). Если грамматический принцип применить нельзя, то сказуемое согласуется с родовым для данного слова понятием: «Юманите» (газета) увеличила свой тираж.

С однородными подлежащими сказуемое, как правило, согласуется во множественном числе: В соревнованиях участвовали преподаватели и ученики. Возможна постановка сказуемого в форме единственного числа при наличии противительных союзов между однородными подлежащими, выраженными существительными в форме единственного числа: Не отец, а дядя пошёл на рыбалку; при наличии тематической близости однородных подлежащих: Победит дружба и преданность делу; при обратном порядке слов в предложении: В кабинете отремонтирован потолок и пол; при наличии повторяющихся слов весь, каждый, любой, всякий, никакой; ни один и др. перед однородными подлежащими: Каждый учитель, каждый ученик должен приходить на занятия вовремя.

6.3. Согласование определений.

1. Определение при существительных общего рода ставится в зависимости от того, какого пола лицо обозначается этим существительным: Серёжа – большой умница; Нина – большая умница.

2. Не являются существительными общего рода слова знаменитость, персона, личность и др., поэтому определения согласуются с ними по грамматическому принципу, т. е. употребляются в форме женского рода: В школу приехала важная персона – мэр города.

Многие существительные мужского рода, которые обозначают лиц по профессии, специальности и т.д., не являются существительными общего рода и не имеют соответствий женского рода. В этих случаях определения употребляются в форме мужского рода: Мария Ивановна - опытный педагог.

3. Определение при существительном, имеющим приложение, в основном согласуется с родовым понятием: чуткий врач, врач Петрова чуткая ; высочайшая гора Эверест; новая кафе-столовая; доблестный ОМОН; при склоняемых аббревиатурах определение согласуется по грамматическому принципу: столичный вуз.

4. Если определение относится к сочетанию существительного мужского или среднего рода с числительным два, три, четыре, то оно ставится в форме родительного падежа множественного числа: Три новых дома построили в нашем районе; Два больших окна выходят на южную сторону.

Если определение относится к сочетанию существительного женского рода с числительными два, три, четыре, то оно ставится в форме именительного падежа множественного числа: Две юные девушки о чём-то тихо говорили.

При наличии предлога перед всем сочетанием допускается вариативное употребление определений: на две равные части – по три столовых ложки.

5. Определение, стоящее перед числительными два, три, четыре, ставится в форме именительного падежа независимо от рода существительного: Последние четыре года мы работали за границей.

Прилагательные целый, добрый, полный, лишний в качестве определений употребляются в форме родительного падежа: Целых двое суток добирались мы до места назначения.

Обе формы согласования возможны в сочетаниях, в состав которых входит слово с элементом пол- или слово полтора: добрых полчаса – добрые полчаса.

Обособленное определение, стоящее после сочетания существительного с числительным, ставится в форме именительного падежа множественного числа: Два наших студента, принимавшие участие в конкурсе, вышли в финал.

6. Притяжательные прилагательные на -ин, -ов при числительных два, три, четыре употребляются в форме родительного падежа множественного числа независимо от рода имени существительного: Три маминых подруги снова пришли к нам в гости.

Притяжательные прилагательные на –ий, -ья, -ье, порядковое числительное третий согласуются в зависимости от рода определяемого существительного: две лисьи норы – два лисьих хвоста.

7. Форма родительного падежа используется при употреблении дробных числительных: Две пятых садового участка в настоящее время не используются под посевы.

8. Определение, относящееся к двум или нескольким существительным, которые являются однородными членами, употребляется в форме единственного и множественного числа.

Форма единственного числа используется, если по смыслу высказывания ясно, что определение относится ко всем существительным, являющимся однородными: Вопрос о школьной успеваемости и дисциплине поднимался на каждом собрании актива; а также, если между существительными находится разделительный союз: На Новый год мы хотим подарить сестре небольшую собаку или кошку.

Определение ставится в форме множественного числа, если по смыслу высказывания неясно, к одному или ко всем существительным оно относится: чёрные стол и полка; если определяемому существительному, стоящему в единственно числе, предшествует определение, которое указывает на разновидность предмета: головной и спинной мозг, представляющие собой важнейшие жизненные центры организма.

9. Определение, относящееся к сочетанию существительных с предлогом, одно из которых употребляется в форме именительного, а другое – в форме – творительного падежа, в зависимости от смысла высказывания употребляется в единственном или множественном числе: выходящие из квартиры дедушка с бабушкой – выходящий из квартиры дедушка с бабушкой.

10. Нередко возникают ошибки в конструкциях, где определение может относиться к двум или нескольким существительным, например: «На стройплощадке лежали старые трубы и кирпичи» (непонятно, к одному из существительных или к двум относится определение старые). Подобные предложения необходимо исправлять, исходя из смысла высказывания: На стройплощадке лежали кирпичи и старые трубы; На стройплощадке лежали старые трубы и битые кирпичи.

6.4. Согласование приложений.

1. Приложения, выраженные прозвищами или условными наименованиями, сохраняют начальную форму во всех падежах: в журнале «Огонёк», говорить о Владимире КрасноеСолнышко.

2. В сочетаниях, образованных соединением двух существительных, одно из которых является неодушевлённым, а второе – одушевлённым, вторая часть в винительном падеже имеет форму именительного падежа в целях согласования: видеть ракету- носитель.

3. Части сложных составных наименований согласуются в падеже и числе даже при наличии числительных: в стендах-витринах, три школы- интерната.

4. Не согласуются приложения со словами по имени, по фамилии, по прозвищу: Мы говорили с мальчиком по имени Вася (ср.: с мальчиком Васей).

Не согласуются заключённые в скобки слова, которые относятся к предыдущему обобщающему слову: Информация собрана из самых разнообразных вспомогательных материалов (газета, журнал, видеоматериал).

5. Названия городов, выраженные склоняемыми именами существительными, согласуются в падеже с определяемым словом: в городе Москве, под городом Саратовом.

Обычно не согласуются редко встречающиеся названия, географические наименования в военной литературе, официальных сообщениях, документах: в городе Пушкино (название города – Пушкино) – в городе Пушкине (название города – Пушкин). Не согласуются также составные наименования: Мы отдыхали в городе Минеральные Воды.

Названия рек, если не являются малоизвестными или иноязычными, согласуются с родовым наименованием: в Москве- реке снова появится рыба; на реке Ганг (Индия).

Не согласуются с родовыми наименованиями названия озёр, заливов, проливов, каналов, островов, гор, горных хребтов, пустынь и т. д.: на озере Байкал, за горой Эльбрус. Но согласование возможно с хорошо известными названиями, которые употребляются чаще всего самостоятельно: в пустыне Сахаре.

Не согласуются астрономические наименования, названия станций, портов: затемнение на планете Марс, около станции Перевал.

6. Названия улиц согласуются, если имеют форму женского рода, не согласуются, если употреблены в форме мужского рода или являются составными названиями: по улице Знаменке, на улице Балчуг, к улице Земляной Вал.

7. Названия зарубежных республик согласуются со словом республика, если имеют форму женского рода, и не согласуются с этим словом, если имеют форму мужского рода: договор с Республикой Индонезией; посольство в Республике Эквадор.

8. Названия зарубежных административно-территориальных единиц с родовыми наименованиями не согласуются: около штата Северная Дакота; в графстве Нортамберленд.

Синтаксические нормы - правила, по которым в речи строятся словосочетания и предложения. Без владения синтаксическими нормами невозможно правильно выразить мысль, построить высказывание, которое отвечало бы коммуникативным задачам. Большое количество синтаксических ошибок делает речь нелогичной, неточной и затрудняет ее восприятие слушающими (читающими).

Нормы построения словосочетаний

В русском языке чаще всего нарушаются нормы управления. Управление - такой тип подчинительной связи в словосочетании, при котором главное слово требует от зависимого строго определенной падежной или предложно-падежной формы: оплатить (что?) проезд (форма винительного падежа); заплатить (за что?) за проезд (форма винительного падежа с предлогом за); памятник Пушкину (не памятник Пушкина!).

Нормы управления со временем могут изменяться. Например, норма управления глагола беспокоиться в предложении из романа «Анна Каренина»: И потому княгиня беспокоилась с Кити больше, чем со старшими детьми, не соответствует современной (беспокоиться о Кити, о детях).

Неправильный выбор между вариантами падежной (предложно-падежной) формы может привести к речевым ошибкам.

Обратите внимание:

вера (во что?) - уверенность (в чем?);

директор (чего?) - управляющий (чем?) - заведующий (чем?); характерный (для кого?) - свойственный (кому?); интересоваться (чем?) - интерес (к чему?); обращать внимание (на что?) - уделять внимание (чему?); полный (чего?) - наполненный (чем?).

Основной причиной отступления от грамматической нормы в области управления является смешение близких по смыслу или форме слов, имеющих различные грамматические связи: (рецензия на спектакль, но отзыв о спектакле, отзыв о статье) или различные варианты предложно-падежного управления у однокоренных слов (радоваться (кому? чему? (за кого?) - обрадован (чем?) -радость (за кого? за что? (о ком? о чем?) - рад (кому? чему? за кого?).

В тех случаях, когда кажутся возможными две формы, лучше всего обратиться к словарям: в толковых словарях в словарных статьях, посвященных глаголам и отглагольным существительным, как правило, даются примеры их употребления с зависимыми существительными; словари сочетаемости и словари трудностей также помогают в выборе нужной падежной или предложно-падежной формы. Приведем несколько примеров трудных случаев в области управления: Заключение кого (чего) (заключение эксперта, заключение диссертационного совета), о чем (заключение о результатах проверки), по чему (заключение по вопросу, по проблеме).

Заявление кому кого (заявление ректору доцента кафедры педагогики). Неправильно заявление кому от кого (заявление декану от студента Петрова).

Контроль над чем (контроль над учебным процессом), за чем (контроль за работой отдела), чего (контроль самостоятельной работы студентов).

Объяснить что (объяснить правописание гласных). Неправильно объяснить о чем (объяснить о порядке зачисления в университет). Оппонировать кому (чему) (оппонировать соискателю ученой степени, оппонировать общественному мнению), по чему (оппонировать по докторской диссертации). Неправильно оппонировать с кем (оппонировать с докладчиком).

Реакция на что (реакция на критику). Неправильно реакция о чем (реакция о событиях).

Руководство. В значении «управленческая деятельность» - руководство кем (чем) (руководство участниками проекта, руководство учебным процессом). В значении «руководители » - руководство чего (руководство университета). В значении «учебное пособие» - руководство по чему (руководство по прикладной экономике), для кого (чего) (руководство для студентов, руководство для подготовительных курсов). Зачастую выбор падежа управляемого существительного осложняется тем, что варианты чаще всего неравноправны - один является нормативным, а другой носит разговорно-просторечный, профессиональный или устаревший характер:

иммунитет к оспе - иммунитет против оспы (варианты равноправны);

бояться дяди - бояться дядю (разговорное); справка с подписью и печатью - справка за подписью и печатью (официальное).

Многие слова имеют варианты управления зависимым существительным, которые различаются оттенками значения: ждать автобус

№ 25 (конкретный) - ждать автобуса (любого); привезти продуктов (какую-то часть) - привезти продукты (все).

Особого внимания заслуживает употребление прямого дополнения при переходных глаголах. Прямое дополнение - это дополнение в форме винительного или родительного падежа в значении объекта без предлога: любить пироги, решить задачу, а переходный глагол - это глагол, способный иметь при себе прямое дополнение. Отсутствие прямого дополнения после переходного глагола указывает на неполноту предложения, в некоторых случаях такое отсутствие может оцениваться как грамматическая ошибка: Мало того, что полковник наказывал, а еще и по лицу бил малорослого слабосильного солдата. Это характеризует, что Молчалин двуличный человек (из сочинений).

Для создания языковой игры прямое дополнение может ставиться после непереходного глагола: Мы пойдем гулять нашу собаку. Его ушли с работы. Папа поступил его в университет.

Следует также обратить внимание на особенности употребления прямого дополнения при переходных глаголах с отрицанием. В этом случае возможно использование не только винительного, но и родительного падежа: не любить пироги (пирогов), не решить задачу (задачи).

Родительный падеж лучше использовать при наличии в предложении частицы ни или отрицательного местоимения (наречия) с приставкой ни-: не съел ни одного пирога; не видел ни одной книги этого издательства", при деепричастиях или причастиях: не зная ответа, не знавший ответа; в инфинитивных предложениях: Никому не открывать рта! и т.п. Винительный падеж обязателен в предложениях, в которых отрицание относится не к глаголу-сказуемому, а к другому слову: не полностью выполнил задание (винительный падеж), но не выполнил задания (родительный падеж). Рекомендуется использовать винительный падеж при формах повелительного наклонения: Не бросай телефон где попало! Не читай книгу лежа!", при двойном отрицании: нельзя не обратить внимание на эту проблему, невозможно не учитывать этот фактор и т.п.

Необходимо также помнить об особенностях употребления пар предлогов в - из и на - с: если со словом используется предлог в, то с ним же обязательно употребляется предлог из; если же возможно только употребление предлога на, то антонимичное словосочетание образуется с предлогом с: пойти на работу - вернуться с работы; уйти в школу - вернуться из школы.

Словосочетания прийти с магазина, вернуться с института, уйти со школы и т.п. носят отчетливо просторечный характер. Таких ошибок следует избегать. Правильные словосочетания: прийти из магазина, вернуться из института, уйти из школы, из парикмахерской, из булочной, из универмага, из мастерской, из цеха, но уйти с факультета, с работы, с занятий, с курсов, со службы.

С географическими названиями обычно употребляются предлоги в - из: в Казань - из Казани, в Сибирь - из Сибири, в Крым - из Крыма, в Сочи - из Сочи. Исключения составляют названия некоторых горных областей: поехать на Кавказ - вернуться с Кавказа; отправится на Памир - вернуться с Памира; прибыть на Алтай - улетать с Алтая", однако правильным будет употребление в Хибины - из Хибин, в Гималаи - из Гималаев. Что же касается топонима Украина, то с этим географическим названием используются предлоги на - с: поехать на Украину - вернуться с Украины (ср.: на Волынь, на Черниговщину, на Львовщину, на Брянщину). Принятый в русском языке вариант на Украине напоминает о происхождении географического названия: слово Украина является однокоренным со словами край, окраина, закраина, образующими сочетания с предлогом на: на краю, на окраине. Распространенное (особенно в официальной речи) употребление в Украине подчеркивает использование топонима как названия государства.

Количественные числительные, стоящие в именительном или винительном падеже, управляют существительным, требуя формы родительного. Числительные два, три, четыре и составные числительные, включающие в себя слова два, три, четыре, в именительном падеже требуют после себя существительного в форме единственного числа родительного падежа (шестьдесят два человека; сорок четыре бойца), в косвенных падежах существительное ставится в той же форме, что и числительное: тридцатью девятью учениками; шестьюстами двадцатью четырьмя участниками.

Вызывает затруднения выбор формы существительных при глаголах, обозначающих чувства и переживания человека (горевать, плакать, скучать, тосковать и др.). Эти глаголы употребляются с предлогом по в дательном падеже, а с предлогом о-в предложном: тосковать по прошлому - тосковать о прошлом", тосковать о далеких друзьях - тосковать по родным.

Особое внимание следует обратить на случаи двойного подчинения, поскольку недопустима ситуация, когда к двум разным словам, требующим разных предложных или предложно-падежных форм, относится одно зависимое. Приведем примеры подобных ошибок: *Вла- дение и использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных в процессе обучения предмету и в воспитательной работе (из доклада); *В стихотворении чувствуется обожание и любовь к творчеству великого поэта (из сочинения). Чтобы избежать подобных ошибок, обычно после первого слова ставят дополнение в нужной форме, а ко второму добавляют местоимение, также соблюдая нормы предложно-падежного управления: Владение современными образовательными технологиями, в том числе информационно-коммуникационными, и использование их в процессе обучения предмету и в воспитательной работе. Можно также перестроить предложение таким образом, чтобы избавиться от двойного подчинения: В стихотворении чувствуется обожание великого поэта и любовь к его творчеству.

Нормы построения словосочетаний со связью согласование нарушаются реже. Согласование - вид подчинительной синтаксической связи слов в словосочетании, при котором зависимое слово приобретает такие же грамматические значения, что и главное.

Грамматической ошибкой является нарушение норм согласования прилагательных и причастий с существительными.

При согласовании определения с существительным общего рода учитывается пол лица, которое называет существительное: уважаемый коллега и уважаемая коллега. При сложных словах определение согласуется с той частью, которая склоняется: недорогое кафе-закусочная.

Затруднения или ошибки при согласовании могут быть вызваны незнанием рода существительного, часто связанного с непониманием значения слова, или колебаниями в роде: *В нашем магазине вы можете приобрести недорогой драп, чудесный шелк на платье и великолепную тюль (радиореклама).

Форма прилагательного уподобляется существительному в роде, числе и падеже. Определение, стоящее между числительным {два, три, четыре ) и управляемым существительным, может стоять в форме именительно-винительного или родительного падежа: три верные товарища - три верных товарища. Если говорящий желает подчеркнуть качество объекта (верность), то он употребляет форму именительно-винительного падежа (верные), а если важнее указать на количество, - форму родительного падежа (верных). Если определение относится к существительному женского рода, то предпочтительна форма именительно-винительного падежа: четыре чистые тетради; три Юлины подруги.

Вариативность при выборе зависимого слова возникает, если несклоняемое существительное испытывает колебания в роде: крепкое виски - крепкий виски.

Следует учитывать стилистическую вариантность согласования приложений типа: в городе Москва - в городе Москве (первое словосочетание допустимо в официальной речи).

Нарушение норм согласования является грамматической ошибкой. Недопустима замена управления (как типа синтаксической связи) согласованием (ср.: попроблемное расположение материала вместо расположение материала по проблемам).

Одной из достаточно распространенных особенностей современной речи является калькирование несвойственных для русского языка синтаксических конструкций, например, в рекламе: Ресторан „Маркет” от Аркадия Новикова - это юго-восточный рынок»; восхитительные блюда от ресторана «Ереване»", новый роман от создателя «Алхимика». Такие словоупотребления, безусловно, следует считать ошибочным.

1. Порядок слов в предложении.

2. Согласование подлежащего со сказуемым.

3. Согласование определения с определяемым словом.

4. Норма управления.

5. Недочеты в построении простых предложений и их устранение.

6. Недочеты в построении сложных предложений и их устранение.

На высшем языковом уровне - синтаксическом - при построении предложения допускается много речевых ошибок. Посмотрим, с чем они связаны.

1. ПОРЯДОК СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ.

В русском языке порядок слов свободный. Он может быть как прямым, так и обратным - в зависимости от положения подлежащего и сказуемого в предложении. Вечерняя заря в пучине догорала (прямой - конверсия). Над мрачной Эльбою носилась тишина (обратный - инверсия) (А. С. Пушкин).

Несмотря на свободный порядок слов, варьирование не может продолжаться до бесконечности, так как второстепенные члены предложения обычно ставятся рядом с теми словами, от которых они зависят по смыслу или грамматически. Это же относится и к служебным словам. Нарушение этого правила ведет к появлению, например, таких предложений: Была организована выставка работ воспитателей, родителей, детей из природного материала . Или таких: Стальная стрела, подвластная воле «хозяина», наклоняется то вперед, то плавно движется в сторону, то легко и стремительно поднимается вверх.

2. СОГЛАСОВАНИЕ ПОДЛЕЖАЩЕГО СО СКАЗУЕМЫМ.

1) Сказуемое должно стоять в той же форме, что и подлежащее, чтобы не получилось, например, такое предложение: Детвора благодарны шефам за подарок.

2) При подлежащем, в состав которого входят слова множество, ряд, часть, большинство, меньшинство и управляемое существительное в родительном падеже(типа большинство учеников ), а также при подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием (семь часов, несколько человек), сказуемое может быть как форме единственного , так и в форме множественного числа.

Единственное число употребляется в том случае, если:

Существительное обозначает неодушевленные предметы или животных (ряд столов стоял, прошло сто лет);

При подчеркивании пассивности действующих лиц (большинство учеников отсутствовало , двадцать человек стояло в стороне, НО: часть студентов сдали экзамены, десять детей бежали по стадиону).

При составном числительном, оканчивающемся на один (Тридцать три богатыря выходят , НО: Тридцать один богатырь выходит ).

Множественное число употребляется в том случае, если в высказывании подчеркивается активность действующих лиц: И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных (А. С. Пушкин)

3) Сказуемое ставится в единственном числе, если в состав подлежащего входят словамного, мало, немного, только, лишь.

Уже много учеников посетило эту выставку.

4) Сказуемое при подлежащем типа брат с сестрой может ставиться как форме единственного, так и в форме множественного числа. При этом множественное число подчеркивает равноправность и активность действующих лиц. Ср.: Муж с женой пошли в театр и Муж с женой пошел в театр .

5) При подлежащем может быть приложение, но это не влияет на согласование, потому что сказуемое согласуется с определяемым словом. На последних соревнованиях автомобиль «Жигули» пришел первым. НО: «Жигули » пришли первыми; Директор школы Фролова ушла на собрание.

6) Сложности вызывает согласование сказуемого с несколькими подлежащими. При прямом порядке слов сказуемое ставится в форме множественного числа, при обратном - сказуемое согласуется с ближайшим из подлежащих. Ср.: Её судьба, ее конец Непроницаемою тьмою От нас закрыты (А. С. Пушкин); и Погиб и кормщик и пловец (А. С. Пушкин).

СОГЛАСОВАНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ С ОПРЕДЕЛЯЕМЫМ СЛОВОМ

1) Определение при существительном общего рода ставится в форму женского и мужского рода в зависимости от того, какого пола лицо обозначено существительным. Маша - большая сластена. Миша - большой сластена.

2) Очень часто возникает вопрос, в какую форму поставить определение, если при существительном есть числительные два, три, четыре. Как правильно: Два новых дома или Два новые дома? Если определение стоит после числительных два, три, четыре и относится к существительному мужского или среднего рода, то оно ставится в форму родительного Четыре новых автомобиля сошли с конвейера. Если определение относится к существительному женского рода, то оно ставится в форме именительного падежа множественного числа. Три углубленные в земле И мхом поросшие ступени... (А. С. Пушкин). Определение, стоящее перед числительным два, три, четыре, независимо от рода существительного ставится в форме именительного падежа. На них он выменял борзые три собаки (А. С. Грибоедов). Исключение составляют прилагательные целый, добрый, полный . Целых два дня, полных три недели...

4. НОРМА УПРАВЛЕНИЯ

Важное значение для построения предложений имеет правильный выбор предлога и падежа, поэтому необходимо помнить следующее:

Предлоги благодаря, вопреки, согласно употребляются с дательным падежом имени существительного (согласно приказу) .

Предлоги В - НА и их антонимы ИЗ - С могут употребляться в синонимическом значении: ехать в поезде - ехать на поезде .

Предлог В употребляется с названиями городов, районов, областей, республик, стран, государств, учебных заведений, территорий с ограниченным пространством: в Туле, в Индии, в техникуме и т. д.

Предлог НА употребляется с названиями гор, предприятий, при обозначении территорий (без ограничения пространства): на Алтае, на почте и т. д.

Предлог БЛАГОДАРЯ употребляется только с названиями причин, вызывающих положительный результат: благодаря помощи товарищей .

Следует различать конструкции со словами, близкими по значению, но требующими разного управления: беспокоиться о ком-нибудь - тревожиться за кого-нибудь .

Некоторые глаголы имеют при себе одновременно два дополнения, и выбор нужного падежа зависит от смысла: обеспечить кого (что) чем - обеспечить кому (чему) что (ср.: обеспечить школьников учебниками - обеспечить больному хороший уход ).

Следует избегать конструкций с одинаковыми падежными формами, зависящими одна от другой, так как это затрудняет понимание высказывания. Такой недочет называется «нанизывание падежа»: Дом кучера жены плотника брата доктора . Помните, что нормы РЛЯ допускают употребление не более чем трех слова подряд в одной форме.

5. НЕДОЧЕТЫ В ПОСТРОЕНИИ ПРОСТЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ И ИХ УСТРАНЕНИЕ

Наиболее часто в простых предложениях встречаются следующие виды нарушений синтаксических норм:

1) Использование в качестве однородных членов предложения полной и краткой формы прилагательных (она красивая и умна) , существительного и инфинитива (Главным занятием этого племени было выращивание батата и изготавливать из плодов саговой пальмы муку.) , обстоятельства, выраженного существительным, и деепричастного оборота (Экологические проблемы носят уже столь глобальный характер, что могут решаться только во всемирном масштабе и рассматривая Землю как целостную открытую систему.)

2) Неправильное присоединение деепричастного оборота. Деепричастный оборот, обозначающий добавочное действие, по отношению к основному, выраженному сказуемым, должен относиться к этому сказуемому и иметь с ним одного и того же деятеля, названного подлежащим. Проезжая мимо станции и глядя на природу в окно , у меня слетела шляпа. ПРАВИЛЬНО: Когда я проезжал мимо станции и глядел на природу в окно, у меня слетела шляпа.

3) Неправильное присоединение причастного оборота. Следует помнить, что причастный оборот необходимо располагать близко к определяемому слову, ориентируясь при этом на род, число и падеж этого слова для правильного выбора окончания причастия. Одним из основных требований является возможность управления приложениями, работающих в сети реального времени. ПРАВИЛЬНО: Одним из основных требований является возможность управления приложениями, работающими в сети реального времени. Математическая модель включала в себя систему уравнений, описывающая турбулентное течение газа. ПРАВИЛЬНО: Математическая модель, описывающая турбулентное течение газа, включала в себя систему уравнений.

6. НЕДОЧЕТЫ В ПОСТРОЕНИИ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ И ИХ УСТРАНЕНИЕ.

Наиболее часто в сложных предложениях встречаются следующие виды нарушений синтаксических норм:

1) «Нанизывание» придаточных предложений с одинаковыми союзами. Я мечтаю, чтобы в школе были только интересные предметы, чтобы по ним были всегда одни пятерки и чтобы все учителя были добрыми.

2) Неправильное преобразование прямой речи в косвенную. Нельзя забывать, что при таком преобразовании должна меняться форма местоимения. Сосед по парте спросил: «Кто пойдет со мной в кино?»; Сосед по парте спросил, кто пойдет со мной (НУЖНО: с ним) в кино.

3) Неправильное построение сложного предложения с личным местоимением. Следует помнить, что личное местоимение относится к последнему употребленному перед ним существительному. Витя и Саша завели разговор, и он обещал еще прийти. ПРАВИЛЬНО: Витя и Саша завели разговор, и Витя (или Саша) обещал еще прийти.