Строение головного мозга — за что отвечает каждый отдел? Как работает мозг человека.

Прежде чем начинать обстоятельно обсуждать проблемы развития интеллекта, давайте взглянем на собственный мозг.

Головной мозг человека представляет собой 1,1 – 1,4 кг нервных клеток, особую массу розового цвета. Нервные клетки представлены в основном нейронами, которые в реальности обладают серым цветом, и белыми глиальными клетками. Розовый цвет мозгу придают присутствующие там кровеносные сосуды. Мозг можно сравнить с большим грецким орехом, который поместили в черепную коробку. Череп представляется нам большой единой твердой костью. Но в действительности, в его состав входят 23 отдельные кости, которые очень плотно соединяются между собой. Место соединения представляет собой зигзагообразный шов. Кости черепа новорожденного примыкают не так плотно, и это, в свою очередь, дает возможность голове расти. Постепенно кости срастаются между собой. 8 расположенных в верхней части головы костей формируют крепкую черепную коробку. Она и защищает головной мозг, который находится внутри нее.

Головной мозг соединяется со спинным мозгом. Спинной мозг представляет собой довольно объемный пучок, состоящий из нервных клеток: этакий белый шнур диаметром около 1 см. Он расположен внутри всего позвоночного столба. В состав спинного мозга входит 31 – 33 сегмента. Нервные клетки, размещенные повсеместно в нашем теле, напрямую связаны со спинным мозгом, который представляет полученную от них информацию в головной мозг.

Головной и спинной мозг составляют центральную нервную систему человека.

Головной мозг «одет» тремя оболочками. Около черепа расположена твердая оболочка, основой которой является соединительная ткань. Далее следует паутинная оболочка, плотно обволакивающая мозг. Завершает все сосудистая оболочка, в точности копирующая каждую бороздку головного мозга. Пространственный промежуток между паутинной и сосудистой оболочками заполнен прозрачной спинномозговой жидкостью. Эта система исполняет роль своеобразного амортизатора.

В результате многочисленных исследований мозга и его функций ученые-физиологи разделили его на множество участков, присвоив каждому определенное название.

После шейного участка спинного мозга начинается отдел, который был назван стволовой частью мозга. Собственно, этот отдел и считается началом головного мозга. Стволовая часть состоит из продолговатого мозга, варолиева моста, мозжечка и среднего мозга.

Продолговатый мозг отвечает за немаловажные регуляторные функции головного мозга. Именно здесь находятся центры, которые регулируют кровяное давление, ритм сердца, процессы дыхания и глотания. Интересно то, что многими процессами можно управлять совершенно сознательно. Для примера возьмем функцию дыхания. На бессознательном уровне этот процесс контролируется продолговатым мозгом. Но стоит нам задуматься о том, как мы дышим, мы сами начинаем сознательно регулировать эту функцию организма. Мы можем начать дышать глубже или чаще, задержать дыхание. Стоит заметить, что задержка дыхания возможна лишь минуты на две. Затем человека просто заставит сделать вдох система, которая регулирует дыхание. Хотя ловцы жемчуга в Японии и другие ныряльщики без водолазного снаряжения способны задерживать дыхание более 5 мин. Но для этого необходимо долго тренироваться.

Многие знают, что левое и правое полушария мозга управляют противоположными половинами тела:

правая часть находится под контролем левой половины головного мозга, и наоборот.

Варолиев мост, бесцветный пучок из нервных волокон длиною 2,5 см, является продолжением продолговатого мозга. Именно здесь проходят нервные пути, связывающие передний и средний мозг с продолговатым и спинным. Отсюда идут лицевые и слуховые нервы. Кроме того, варолиев мост тесно связан с мозжечком.

Средний мозг, также имеющий длину около 2,5 см, держит под контролем немаловажные рефлекторные процессы, а именно реакцию зрачка на силу света.

Мозжечок (или маленький мозг) располагается в затылочной части головного мозга и занимает немного больше 10% от его совокупного объема. Он принимает участие в регулировании тех движений тела, которые совершаются рефлекторно.

Мозжечок позволяет нам принимать пищу, прыгать через скакалку, идти в определенном направлении.

В этом ему содействуют базальные ганглии – анатомически обособленные скопления нервных клеток, волокон и сопровождающей их ткани, которые передают информацию от мозжечка и обратно, а также помогают координировать сложные движения.

Стоит сказать о том, что акулы, а также некоторые птицы и рыбы имеют в своем распоряжении хорошо развитый мозжечок. Он помогает пеликану схватить из воды рыбу, лишь слегка коснувшись поверхности воды, а соколу – схватить свою добычу прямо в воздухе. Когда футболист проводит мяч в обход полузащитника, а фигурист выполняет тройной тулуп, они не подозревают о том, что за это должны благодарить свой мозжечок.

В состав лимбической системы, расположенной на самом верху мозгового ствола, входят: миндалина, мозолистое тело, свод, гиппокамп, маммилярное тело, обонятельная луковица, подмозолистая извилина и некоторые ядра таламуса и гипоталамуса. Уже на ранних этапах эволюции у человека присутствовала лимбическая система. Многие ученые дали ей название «древний мозг млекопитающих».

Когда вы испытываете блаженство, гнев, обожание, любовь, волнение и иное – этот результат работы лимбической системы организма. Стимулом для работы этой системы является состояние человека: вы радуетесь чему-то приятному или, наоборот, чем-то раздражены. Но иногда недостаток каких-либо веществ, оказывающих влияние на работу головного мозга, может привести к различным негативным последствиям: дефицит, например серотонина приводит к депрессивным состояниям.

Кора больших полушарий похожа на большой шлем, который покрывает остальные части головного мозга. Продольная борозда разделяет кору полушарий на две равные части: правое и левое полушария головного мозга. В каждом полушарии выделяют несколько долей.

1. Лобная отвечает за усвоение навыков общественного поведения, а также за такие черты характера, как любознательность и страсть к планированию.

2. Теменная трактует информацию, которую получает от определенных органов чувств (кроме органов обоняния).

3. Затылочная обрабатывает зрительную информацию, которая поступает от органов зрения. Здесь информация о величине, конфигурации, окраске, расстоянии, поверхности, ходе расшифровывается. В итоге с помощью полученной информации формируется цельный образ.

4. Височная обрабатывает информацию, поступающую от органов слуха.

В 1861 г. французский врач П. Брока. принял пациента, который не мог говорить. После смерти пациента Брока занимался исследованием его головного мозга.

В итоге ученый выявил поврежденный участок в левой лобной доле и пришел к заключению, что данный участок контролировал речевые навыки. В настоящее время эту область называют зоной Брока.


По какой причине речевой аппарат человека может утратить свои функции?

Давно доказано, что творческие люди и левши имеют «руководителя» в виде правого полушария головного мозга, а логики и правши – левого. Именно кора доминантного полушария содержит центры управления речью.

Именно они несут ответственность за то, как воспринимается и воспроизводится человеком устная и письменная речь. Когда мы объясняемся, функционирует высокоорганизованная система, которая состоит из черепно-мозговых нервов и управляет «разговорными» мышцами.

К примеру, для того чтобы сказать «ой», нужна слаженная работа приблизительно 80 мышц. Если какая-нибудь болезнь коснулась речевых центров в коре головного мозга, начинает активно развиваться афазия - расстройство речи. Если развивается сенсорная афазия, человек прекращает ориентироваться в чужой устной и письменной речи. Но при этом он сохраняет способность к произношению отдельных фраз. Однако целиком и полностью держать под контролем свою речь он не может, и проявляется это в неимоверной говорливости, так называемой словесной окрошке. Моторная афазия характеризуется немотой или речевыми затруднениями. При этом ограничивается словарный запас, при общении человек тяжело подбирает необходимые слова. Такие же затруднения появляются и при письме. Тем не менее осмысление собственных и чужих фраз остается. И наконец, еще одна форма афазии – амнестическая, когда человек не может вспомнить названия предметов или вещей. В 1871 г. врач-невролог из Германии К Вернике наблюдал пациентов, которые отвечали на поставленные вопросы бессмысленным набором звуков. Это было вызвано повреждением зоны, которая находилась вблизи зоны Брока. И заболевание, и участок мозга назвали именем Вернике. Таким образом:

1) мозг контролирует движения тела, мысли и различные чувства человека;

2) ствол головного мозга, мозжечок, лимбическую систему и кору больших полушарий можно считать основными составляющими головного мозга;

3) мозжечок отвечает за правильность движений;

4) эмоции находятся под контролем лимбической системы.


Нейроны - клетки, которые передают информацию по всему телу.

Глиальные клетки - клетки, обеспечивающие поддержку, защиту и питание нейронов.

Продолговатый мозг - часть ствола головного мозга, которая внизу переходит в спинной мозг, а вверху – в варолиев мост.

Варолиев мост служит мостом для обмена информацией и командами между спинным и головным мозгом.

Средний мозг - расположен на вершине ствола головного мозга.

Нейробиолог - ученый, который занимается исследованиями мозга.


Мозг: цифровые данные

Масса человеческого мозга составляет всего 2% от массы тела.

Как мы уже говорили, мыслительный орган взрослых людей для полноценной деятельности затрачивает примерно 20% всей энергии, которую организм человека получает вместе с продуктами питания. Орган мысли годовалого ребенка затрачивает около 60-70% той энергии, которую получает его организм. Кроме того, в мозг человека поступает 15% кислорода, который вдыхает человек.

Мозг человека весит приблизительно от 1020 до 1970 г. Мозг мужчин весит немного больше, чем мозг прекрасной половины человечества. Несмотря на то, что мозг абсолютно не чувствителен к боли, он состоит из великого множества нервных клеток, которые связаны между собой. Головной мозг состоит из существенных пяти отделов – переднего мозга (левого и правого полушария), основного продолговатого, заднего (мост и мозжечок), среднего и промежуточного мозга. Все эти отделы объединяются в три большие части: два полушария большого мозга, активный мозжечок и главенствующий ствол мозга.

Самые важные полушария большого мозга

Левое и правое полушария – это как два абсолютно разных полюса. Одно полушарие (левое) специализируется на логическом и абстрактном мышлении. Второе полушарие (правое) занимается конкретным и образным мышлением. Ученые доказали, что человек, у которого преобладает в работе левое полушарие, обладает более оптимистичным жизненным настроем и всегда хорошим настроением. На большие полушария приходится около 70% от всей мозговой массы. Левое и правое полушарие состоит из лобной, височной, теменной и затылочной частей. В лобной части происходят процессы, отвечающие за двигательную активность. Теменная зона отвечает за телесные ощущения. Височные части – это зоны мозга, которые отвечают за слух, речь и память, ну а затылочная часть отвечает за зрение.

Мозжечок, без полноценной работы которого никуда

Мозжечок – не менее значимая часть головного мозга, благодаря работе которой человек может отлично себя чувствовать, находясь в вертикальном состоянии. Мозжечок располагается под затылочными долями левого и правого полушарий. Мозжечок помогает человеку сформировать все навыки, которые необходимы для полноценной повседневной жизни. Так, основные функции мозжечка состоят в безупречной координации движений и важнейшем распределении мышечного тонуса. Весит мозжечок приблизительно 120-150 г.

Ствол мозга. В чем задача?

Мозговой ствол является непосредственным продолжением спинного мозга. Выглядит ствол мозга как протяженное образование. В эту часть входит продолговатый мозг, варолиев мост, а также средний мозг. В эту зону также многие ученые включают мозжечок, ретикулярную формацию, и гипоталамус. Ствол мозга контролирует непроизвольное поведение (кашель, чихание и другие процессы), а также поведение, которое находится под произвольным контролем (дыхание, сон, прием пищи и так далее).

Мы много писали о том, какие существуют типы мышления, как наш образ мысли влияет на нашу жизнь, но задумывался ли ты о том, насколько специфична работа нашего мозга? Влияет ли окружающая температура на его продуктивность? В какое время дня умственная активность наиболее высокая? Помогает ли разговор с самим собой лучше мыслить и ?

Наш мозг бесконечно сложен. Узнавая о нем что-нибудь новое, в копилку неизвестного мы добавляем еще больше вопросов. Перед тем, как сесть за руль автомобиля, ты узнаешь о механизмах его работы, поэтому твой главный центр по обработке информации не должен стать исключением. Мы расскажем тебе о том, что ты, скорее всего, не знал.

Сколько энергии уходит на работу мозга

Удивительным фактом является то, что во время активного процесса мышления ты используешь чуть больше энергии, чем когда мозг пребывает в спокойном состоянии. Энергии потребляется практически столько же, как и при отдыхе, просмотре шоу. Иначе говоря, в те моменты, когда мозговая активность наименьшая. К такому выводу пришли ученые из Пенсильвании, когда провели свой эксперимент, который заключался в сравнении потребления кислорода людьми, которые бездельничали, и теми, кто решал непростые математические задачи. Разница была минимальной. Можно сказать, что энергия, потребляемая мозгом, нужна лишь для того, чтобы поддерживать его жизнедеятельность.

Какой этап при решении каких-либо проблем самый трудоемкий для мозга

Будешь удивлен, но ты тратишь гораздо больше энергии, готовясь решить проблему, то есть в тот момент, когда думаешь о ней. В сам же момент решения требуется намного меньше энергозатрат. Это еще раз доказывает то, что если у тебя есть какие-то проблемы, которые необходимо решить, то лучше не думай о них, а сразу же берись за дело. Сэкономишь и нервы, и энергию.

Напрягается ли тело во время работы мозга

Был проведен эксперимент, в котором к телу испытуемого подсоединили устройство для измерения активности в мышцах и устройство для измерения мозговой активности. Было обнаружено, что в то время как человек делает сильные мозговые усилия, напряжение растекается по телу подобно волнам. То есть в тот момент, когда одна мышца расслабляется, другая начинает напрягаться, и так по всему телу.

Какое время дня является самым лучшим для умственной работы

Оно может быть индивидуальным для каждого. Идеальным временем для активной мозговой деятельности является середина времени бодрствования, но лучше работу начинать через пару часов после пробуждения. Важным фактом является то, что активное и продуктивное составляет от 3 до 5 часов максимум.

Думаем ли мы быстрее, чем говорим

Гораздо, гораздо быстрее. Исследования на факультете психологии показали, что обычный человек говорит со скоростью от 125 до 169 слов в минуту, а думает в 4 раза быстрее.

Полезно ли говорить с собой

Безусловно. Доктор Альберт Госс, профессор психологии Калифорнийского университета, предполагает, что мера человеческого интеллекта может быть основана на том, насколько хорошо мы можем общаться с собой. Кто-то даже умудряется вести такой диалог вслух, хотя таких людей не очень много.

Частенько мы проговариваем те действия, которые необходимо совершить, например, чтобы запомнить дорогу, мы будем упоминать каждый поворот, и это помогает запомнить маршрут. При походе в магазин частенько можно встретить людей, которые бормочут себе под нос: хлеб, молоко, колбаса, шоколад… Мы делаем это чтобы лучше усвоить информацию и воспользоваться ею в нужный момент.

Какой объем памяти имеет мозг

Наша память – вещь универсальная, ведь некоторые воспоминания могут намеренно стираться мозгом, так как наносят травму психическому здоровью. Размер мозга у каждого человека немного отличается, но объем памяти, которая может в нем храниться, просто феноменален. Если измерять книгами, то мозг способен сохранять около девяти миллионов томов информации. Иначе говоря, ты вряд ли когда-нибудь сможешь перегрузить его информацией.

Какая часть мозга нам на самом деле необходима

Судя по всему, мы могли бы нормально функционировать и с половиной нашего мозга. Доказательством этому являются многочисленные случаи, подтверждающие этот факт. Множество людей, которые перенесли операцию по удалению определенной части мозга из-за опухолей, успешно продолжали свою трудовую деятельность, в том числе множество врачей, юристов, инженеров и других профессий. Было проведено аналогичное исследование среди ветеранов, которые во время боевых действий получили проникающие ранения в голову. После выздоровления они проходили тот же тест, что и при зачислении на службу. Результаты не оказались хуже. Когда одна область мозга сильно повреждена, то другая в состоянии взять на себя ее функции, так что интеллектуальные способности человека практически не нарушаются.

Интеллект и ловкость рук эквивалентны

Как ни странно, но да, чем более ловкий человек, тем большим интеллектом он одарен. Это не означает, что люди с «дырявыми руками» – поголовно глупцы, но те, кто может одновременно координировать работу рук и головы, с большей вероятностью обладают высоким интеллектом.

Можно ли обучаться во время сна

Скорее всего, ты слышал множество историй о том, как люди ложились спать с наушниками, слушая лекции или же информацию, которая требует усвоения. Так как мы имеем несколько фаз сна, то мозговая активность меняется вместе с тем, как мы переходим от одной фазы к другой. Был проведен эксперимент, в котором испытуемый лег спать в наушниках и слушал лекцию по истории. Датчики отслеживали его состояние, и когда он уснул, ученые зафиксировали, на каком моменте лекции это произошло. Наутро испытуемый помнил все, что слушал, даже когда был в сонном состоянии, но не смог вспомнить ни единого слова о том, что звучало в его наушниках после того, как уснул.

Умственные способности женщин и мужчин различаются

Нет, исследования показали, что умственные способности женщин и мужчин одинаковы, различны сами . Так, при равных условиях мужчины на 50% лучше справляются с экстренными ситуациями, нежели женщины, тем не менее понятие интеллекта формируется из множества факторов. Мужчины лучше женщин в истории, лучше ориентируются на местности и в пространстве, женщины же превосходят мужчин в изучении языков, орфографии и арифметике.

Есть ли связь между гениальностью и безумием

Человек летает в космос и погружается в морские глубины, создал цифровое телевидение и сверхмощные компьютеры. Однако сам механизм мыслительного процесса и орган, в котором происходит умственная деятельность, как и причины, побуждающие нейроны взаимодействовать, до сих пор остаются загадкой.

Головной мозг – важнейший орган человеческого организма, материальный субстрат высшей нервной деятельности. От него зависит, что человек чувствует, делает, о чем думает. Мы слышим не ушами и видим не глазами, а соответствующими участками коры головного мозга. Он же вырабатывает гормоны удовольствия, вызывает прилив сил и утоляет боль. В основе нервной деятельности лежат рефлексы, инстинкты, эмоции и другие психические явления. Научное понимание работы мозга все еще отстает от понимания функционирования всего организма в целом. Это, безусловно, связано с тем, что мозг – гораздо более сложный орган по сравнению с любым другим. Мозг – самый сложный объект в известной нам вселенной.

Справка

У человека отношение массы головного мозга к массе тела в среднем равно 2%. А если поверхность этого органа разгладить, получится примерно 22 кв. метра органики. Мозг содержит около 100 миллиардов нервных клеток (нейронов). Чтобы вы могли представить себе это количество, напомним: 100 миллиардов секунд – это примерно 3 тысячи лет. Каждый нейрон контактирует с 10 тысячами других. И каждый из них способен к высокоскоростной передаче импульсов, поступающих от одной клетки к другой химическим путем. Нейроны могут одновременно взаимодействовать с несколькими другими нейронами, в том числе находящимися в удаленных отделах мозга.

Только факты

  • Мозг – лидер по энергопотреблению в организме. На него работает 15% сердца, и он потребляет около 25% кислорода, захватываемого легкими. Для доставки кислорода к мозгу работают три крупные артерии, которые предназначены для его постоянной подпитки.
  • Около 95% тканей мозга окончательно формируются к 17 годам. К концу пубертатного периода мозг человека составляет полноценный орган.
  • Головной мозг не чувствует боли. В мозге нет болевых рецепторов: зачем они, если разрушение мозга приводит к смерти организма? Дискомфорт может чувствовать оболочка, в которую заключен наш мозг, – так мы испытываем головную боль.
  • У мужчин мозг обычно больше, чем у женщин. Средний вес головного мозга взрослого мужчины – 1375 г, взрослой женщины – 1275 г. Они также различаются размерами различных областей. Однако учеными доказано, что это не имеет отношения к интеллектуальным способностям, а самый большой и тяжелый мозг (2850 г), который описывали исследователи, принадлежал пациенту психиатрической больницы, страдающему идиотизмом.
  • Человек использует практически все ресурсы своего мозга. То, что мозг работает всего на 10%, – миф. Ученые доказали, что имеющиеся резервы мозга человек задействует в критических ситуациях. Например, когда кто-то убегает от злой собаки, он может перепрыгнуть через высокий забор, который в обычных условиях он ни за что не преодолел бы. В экстренный момент в мозг вливаются определенные вещества, которые стимулируют действия того, кто оказался в критической ситуации. По сути, это допинг. Однако проделывать такое постоянно опасно – человек может умереть, потому что исчерпает все свои резервные возможности.
  • Мозг можно целенаправленно развивать, тренировать. Например, полезно заучивать тексты наизусть, решать логические и математические задачи, изучать иностранные языки, познавать новое. Также психологи советуют правшам периодически «главной» рукой делать левую, а левшам – правую.
  • Мозг обладает свойством пластичности. Если поражен один из отделов нашего важнейшего органа, другие через некоторое время смогут компенсировать его утраченную функцию. Именно пластичность мозга играет исключительно важную роль в овладении новыми навыками.
  • Клетки головного мозга восстанавливаются. Синапсы, связывающие нейроны, и сами нервные клетки важнейшего из органов регенерируются, но не так быстро, как клетки других органов. Пример тому – реабилитация людей после черепно-мозговых травм. Ученые обнаружили, что в отделе мозга, отвечающего за обоняние, из клеток-предшественниц образуются зрелые нейроны. В нужный момент они помогают «починить» травмированный мозг. Ежедневно в его коре могут образовываться десятки тысяч новых нейронов, однако впоследствии может прижиться не больше десяти тысяч. Сегодня известны две области активного прироста нейронов: зона памяти и зона, ответственная за движения.
  • Мозг активно работает во время сна. Человеку важно иметь память. Она бывает долгосрочная и краткосрочная. Перевод информации из краткосрочной в долгосрочную память, запоминание, «раскладывание по полочкам», осмысление информации, которую человек получает в течение дня, происходит именно во сне. А чтобы тело не повторяло в реальности движения из сна, мозг выделяет особый гормон.

Мозг способен значительно ускорять свою работу. Люди, пережившие ситуации угрозы для жизни, говорят, что за миг перед их глазами «пролетела вся жизнь». Ученые считают, что мозг в момент опасности и осознания грозящей смерти в сотни раз ускоряет работу: ищет в памяти аналогичные обстоятельства и способ помочь человеку успеть себя спасти.

Всестороннее изучение

Проблема исследования мозга человека – одна из самых захватывающих задач науки. Поставлена цель познать нечто, равное по сложности самому инструменту познания. Ведь все, что до сих пор исследовалось: и атом, и галактика, и мозг животного – было проще мозга человека. С философской точки зрения неизвестно, возможно ли в принципе решение этой задачи. Ведь главное средство познания не приборы и не методы, им остается наш человеческий мозг.

Существуют различные методы исследования. В первую очередь в практику ввели клинико-анатомическое сопоставление – смотрели, какая функция «выпадает» при повреждении определенной области мозга. Так, французский ученый Поль Брока 150 лет назад обнаружил центр речи. Он заметил, что у всех больных, которые не могут говорить, поражена определенная область мозга. Электроэнцефалография изучает электрические свойства мозга – исследователи смотрят, как электрическая активность разных участков мозга меняется в соответствии с тем, что делает человек.

Электрофизиологи регистрируют электрическую активность «мыслительного центра» организма с помощью электродов, позволяющих записывать разряды отдельных нейронов, или с помощью электроэнцефалографии. При тяжелейших заболеваниях мозга тонкие электроды могут вживляться в ткань органа. Это позволило получить важную информацию о механизмах работы мозга по обеспечению высших видов деятельности, были получены данные о соотношении коры и подкорки, о компенсаторных возможностях. Еще один метод изучения мозговых функций – электрическая стимуляция отдельных областей. Так канадским нейрохирургом Уайлдером Пенфилдом был исследован «моторный гомункулус». Было показано, что, стимулируя определенные точки в моторной коре, можно вызвать движение разных частей тела, и установлено представительство различных мышц и органов. В 1970-е годы, после изобретения компьютеров, представилась возможность еще более полно исследовать внутренний мир нервной клетки, появились новые методы интроскопии: магнитоэнцефалография, функциональная магниторезонансная томография и позитронно-эмиссионная томография. В последние десятилетия активно развивается метод нейровизуализации (наблюдение за реакцией отдельных частей мозга после введения определенных веществ).

Детектор ошибок

Очень важное открытие было сделано в 1968 году – ученые обнаружили детектор ошибок. Это механизм, который дает нам возможность производить рутинные действия, не задумываясь: например, умываться, одеваться и одновременно думать о своих делах. Детектор ошибок в подобных обстоятельствах все время следит, правильно ли вы действуете. Или, например, человек внезапно начинает чувствовать себя некомфортно – он возвращается домой и обнаруживает, что забыл выключить газ. Детектор ошибок позволяет нам даже не задумываться о десятках задач и решать их «на автомате», сходу отметая недопустимые варианты действий. За последние десятилетия наука узнала, как устроены многие внутренние механизмы человеческого организма. Например, путь, по которому зрительный сигнал доходит от сетчатки до мозга. Для решения более сложной задачи – мышления, опознания сигнала – задействована большая система, которая распространена по всему мозгу. Однако «центр управления» пока не найден и даже неизвестно, есть ли он.

Гениальный мозг

С середины XIX века ученые делали попытки изучения анатомических особенностей мозга людей с выдающимися способностями. На многих медицинских факультетах Европы хранились соответствующие препараты, в том числе и профессоров медицины, которые еще при жизни завещали свой мозг науке. От них не отставали русские ученые. В 1867 году на Всероссийской этнографической выставке, устроенной Императорским обществом любителей естествознания, было представлено 500 черепов и препаратов их содержимого. В 1887 году анатом Дмитрий Зернов опубликовал результаты исследования мозга легендарного генерала Михаила Скобелева. В 1908 году академик Владимир Бехтерев и профессор Рихард Вейнберг исследовали подобные препараты покойного Дмитрия Менделеева. Аналогичные препараты органов Бородина, Рубинштейна, математика Пафнутия Чебышева сохранены в анатомическом музее Военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге. В 1915 году нейрохирург Борис Смирнов подробно описал мозг химика Николая Зинина, патолога Виктора Пашутина и писателя Михаила Салтыкова-Щедрина. В Париже был исследован мозг Ивана Тургенева, вес которого достигал рекордных 2012 г. В Стокгольме работали с соответствующими препаратами знаменитых ученых, в том числе Софьи Ковалевской. Специалисты Московского института мозга тщательно исследовали «мыслительные центры» вождей пролетариата: Ленина и Сталина, Кирова и Калинина, изучали извилины великого тенора Леонида Собинова, писателя Максима Горького, поэта Владимира Маяковского, режиссера Сергея Эйзенштейна... Сегодня ученые убеждены в том, что, на первый взгляд, мозг талантливых людей ничем не выделяется из ряда среднестатистических. Эти органы различаются структурой, размерами, формой, однако от этого ничего не зависит. Мы до сих пор не знаем, что именно делает человека талантливым. Можем только предполагать, что мозг таких людей немножко «сломан». Он может делать то, чего не могут нормальные, а значит, он не такой, как все.