Строение и функции эритроцитов. Лейкоциты лягушки под микроскопом

Задачи урока:

Познакомить учащихся с составом, строением, продолжительностью жизни, местом образования и значением плазмы и форменных элементов крови; расширить знания учащихся о группах крови и их отличительных признаках; несовместимости крови по группам; значении переливания крови и роли доноров в сохранении жизни и здоровья людей.

Формировать умения: самостоятельно работать с текстом учебника и дополнительным материалом, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.

Оборудование: таблицы: «Кровь», «Эпителиальные, соединительные, мышечные ткани». Микропрепараты крови человека и лягушки, микроскопы, компьютер, проектор.

Ход урока

  1. Орг. момент

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

  1. Сообщение темы урока
  2. Изучение нового материала

1 этап - вызов к размышлению

Постановка учителем проблемного вопроса « Почему при проверке состояния здоровья человека так важно проводить анализ крови?»

В ходе «Мозгового штурма» учитель получает от учащи хся ответы на поставленный в начале урока вопрос. Ответы могут быть следующими:

Анализ крови может дать сведения о состоянии здоровья человека;

Кровь выполняет в организме важные функции;

В крови есть гемоглобин;

Для выявления малокровия;

Кровь уничтожает микробы, имеющиеся в организме;

При наличии заболевания состав крови меняется;

Кровь – одна из важных тканей организма человека.

(все ответы, полученные во время «мозгового штурма» ,учитель фиксирует на доске).

2 этап - стадия осмысления

Перед классом ставится исследовательский вопрос: «Каков состав крови? Как проводят переливание крови?».

Для этого учащиеся объединяются в 4 группы.

Для работы в группах учащиеся получают рабочие листы, в которых приведены заранее составленные учителем задания, соответствующие поставленному исследовательскому вопросу.

Рабочий лист первой группы

Исследовательский вопрос: «Каково значение эритроцитов в организме?»

Задание 1.Охарактеризуйте состав крови.

Задание 2. Опишите строение эритроцитов. Какие функции они выполняют?

Задание 3. Нарисуйте схему строения эритроцита.

Рабочий лист второй группы

Исследовательский вопрос «Какое значение в жизнедеятельности организма имеет плазма крови, а также процесс свертывания крови?»

Задание 1. Охарактеризуйте состав плазмы крови. Какова роль плазмы крови в организме?

Задание 2. Опишите процесс свертывания крови.

Задание 3. Схематически зарисуйте этот процесс.

Задание 4. Дайте общий ответ на исследовательский вопрос.

Рабочий лист третьей группы

Исследовательский вопрос «Человек, с какой группой крови может быть донором для человека с первой группой крови?»

Задание 1. Что такое малокровие, и какие причины его вызывают?

Задание 2. Объясните, по какому принципу проводят переливание крови? Зарисуйте в виде схемы возможные варианты переливания различных групп крови.

Задание 3. Закончите предложение: «Донором называют….2.

Задание 4. Дайте общий ответ на исследовательский вопрос

Рабочий лист четвертой группы

Исследовательский вопрос: «Могут ли лейкоциты крови заменить тромбоциты?». Ответ обоснуйте.

Задание 1. Дайте сравнительную характеристику строения и функций лейкоцитов и тромбоцитов.

Задание 2. Зарисуйте схему строения лейкоцита и тромбоцита.

Задание 3. Как вы считаете, о чем свидетельствует повышенное содержание лейкоцитов в составе крови?

Задание 4. Дайте общий ответ на исследовательский вопрос.

На этот этап урока отводится 15 минут.

После выполнения заданий проводится презентация групповых работ. Соблюдается регламент - по 3 минуты на каждого выступающего от каждой группы

Затем учащимся предлагается заполнить схему «Состав крови»

Состав крови

_________________________/__________________________

/ / / / /

Лабораторная работа «Микроскопическое строение крови человека и лягушки».

Цель работы: познакомиться со строением эритроцитов человека и лягушки, найти черты сходства и различия, ответить на вопрос «Чья кровь переносит больше кислорода - кровь человека или лягушки? Почему?

Оборудование: готовые окрашенные препараты крови человека и лягушки, микроскопы, таблица «Кровь».

Ход работы.

1.Подготовить микроскоп к работе.

2 Установить под микроскопом микропрепарат крови человека

3. Рассмотреть микропрепарат. Найти эритроциты и зарисовать их.

4. Установить под микроскопом микропрепарат крови лягушки.

5. Рассмотреть микропрепарат. Найти эритроциты лягушки и зарисовать их.

6. Сделать выводы:

Чем эритроциты лягушки отличаются от эритроцитов человека?

Чья кровь переносит больше кислорода - кровь человека или лягушки? Почему?

Выводы:

Эритроциты человека, в отличие от эритроцитов лягушки, не имеют ядра и приобрели двояковогнутую форму

Эритроциты человека переносят больше кислорода, чем эритроциты лягушки. Это объясняется, с одной стороны, тем, что эритроциты человека меньше по размерам, чем эритроциты лягушки, и поэтому быстрее переносятся током крови. С другой стороны, утратив ядро, эритроциты человека приобрели двояковогнутую форму, что значительно увеличило их поверхность и позволило одновременно переносить большое количество молекул кислорода.

Эритроциты лягушки громоздкие, поэтому передвигаются медленнее, хотя крупные размеры не позволяют им иметь большую поверхность.

Сообщение учащегося на тему «Дыхательная функция крови»

Работа в группах по решению биологических задач.

Задача «Смертельное лекарство» .

Первые водные растворы лекарств, которые врачи вводили больным прямо в кровь, приводили к смерти пациентов. Лекарства были в нормальной лечебной дозе, растворы были стерильными. Почему же наступала смерть?

Задание. В лаборатории забыли подписать фамилии пациентов на анализах крови. И теперь врачу придется определить, где, чей анализ. У него три пациента, с разными симптомами и три неподписанных анализа крови. Помогите врачу. Свой выбор обоснуйте.

Пациент № 1. Жалобы на повышенную утомляемость, бледность, сонливость. Головокружение. Отсутствие аппетита. Боли в мышцах. Учащенное дыхание.

Пациент № 2. Жалобы на боли в ногах. Появление синих пятен на ногах и теле.

Пациент № 3. Жалобы на небольшую, но постоянную температуру. Ломота в суставах. Обильное потоотделение

Анализ № Х (фрагмент)

Ф.И.

Возраст

Поликлиника

Результат Норма
Гемоглобин 140 г/л 120 – 160 г/л
Эритроциты 4,3 млн/л 4 – 5 млн/л
Тромбоциты 247 тыс/л 180 – 320 тыс./л
Лейкоциты 12 тыс /л 4 – 9 тыс/л
10 мм/ч 2 – 10 мм/ ч

Подпись врача____________

Анализ № Z (фрагмент)

Ф.И.

Возраст

Поликлиника

Результат Норма
Гемоглобин 100 г/л 120 – 160 г/л
Эритроциты 3,2 млн /л 4 – 5 млн/л
Тромбоциты 247 тыс/л 180 – 320 тыс./л
Лейкоциты 4,5 тыс/л 4 – 9 тыс/л
Скорость оседания эритроцитов 7 мм /ч 2 – 10 мм/ ч

Подпись врача____________

Анализ № Y (фрагмент)

Ф.И.

Возраст

Поликлиника

Результат Норма
Гемоглобин 130 г/л 120 – 160 г/л
Эритроциты 4,3 млн/л 4 – 5 млн/л
Тромбоциты 410 тыс/л 180 – 320 тыс./л
Лейкоциты 5 тыс/л 4 – 9 тыс/л
Скорость оседания эритроцитов 7 мм/ч 2 – 10 мм/ ч

Подпись врача____________

Обсуждение итогов работы групп.

3 этап урока - стадия рефлексии.

Учащиеся анализируют версии ответов на проблемный вопрос, которые были предложены во время «мозгового штурма» в начале урока. В ходе обсуждения исключаются ошибочные версии, вносятся дополнения, формулируются выводы. Выводы:

По анализу крови можно поставить диагноз заболевания;

Определение количества эритроцитов и тромбоцитов в крови может дать информацию об отклонении их количества от нормы;

Можно установить, есть ли воспалительный процесс в организме;

Можно определить особенности свертывания крови;

Можно получить информацию о степени насыщения кислородом клеток и тканей организма;

Можно выявлять малокровие;

Можно определить группу крови (важное условие при переливании крови).

Учитель еще раз напоминает проблемный вопрос « Почему при проверке состояния здоровья человека так важно проводить анализ крови?».

На завершающем этапе урока формулируется итоговый вывод:

Кровь – это жидкая соединительная ткань. Межклеточное вещество крови – кровяная плазма. В плазме во взвешенном состоянии находятся клетки крови – эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма составляет около 55 – 50 %. Каждая из составных частей крови выполняет важные функции: эритроциты переносят кислород ко всем тканям организма; лейкоциты выполняют защитную функцию; тромбоциты участвуют в процессе свертывания крови. Кровь имеет относительно постоянный состав. Это обеспечивает динамическое равновесие внутренней среды организма, получившей название гомеостаз. Изменение состава крови может являться симптомом различных серьезных заболеваний. Поэтому очень важно регулярно проводить анализ крови. Результаты проведенного анализа помогают врачам вовремя поставить правильный диагноз и выбрать наиболее эффективный метод лечения установленного заболевания

Домашнее задание: Изучить текст учебника на с. 118 -119, 122 - 123. Подготовить сообщение «Защитные свойства крови» или презентацию «Кровь» (по желанию), включающую тесты для проверки знаний по теме.

М. А. Корикова, МКОУ Бобровская СОШ №2, г. Бобров, Воронежская область

Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме: «Кровь».

Оборудование:

  • микроскопы, пластилин;
  • микропрепараты крови человека и лягушки»;
  • листочки с анализом крови.

Каждый ученик, заходя в кабинет берет букву алфавита (магнитные буквы). Оставшиеся буквы на доске – для всех ребят класса.

Ход урока

Философы Древней Греции считали её носителем души, ею скрепляли священные клятвы, ее приносили в жертву богам. Название этой чудесной жидкости – ... (кровь).

Кровь одушевляли и боготворили, кровью клялись в братстве, дружбе и любви.

Кровью смывали позор и оскорбление. Интересно толкование фраз: «кровь за кровь», «кровные братья», «кровная месть».

А сейчас мы проведем викторину «Алфавит».

Алфавит (по теме Кровь).

А Склеивание эритроцитов... (агглютинация).

Б Антиген, способный вызвать иммунную реакцию... (бактерии).

В Препарат из ослабленных микробов (или их ядов) называется... (вакцина).

Г Разрушение эритроцитов... (гемолиз).

Д Первую вакцину изобрел английский учёный... (Дженнер Эдуард).

Е Иммунитет может быть искусственный и... (естественный).

Ё (!) Жидкая часть крови, выполняющая роль межклеточного вещества... (плазма).

Ж Малокровие (анемия) может возникать у человека при недостатке в организме... (железа).

З (буква в слове есть) Этот белок, находящийся в эритроцитах, может быть как отрицательным так и положительным... (резус-фактор).

И Против вирусов борется сама клетка, выделяя особые вещества, одним из которых является... (интерферон).

Й (!) Чужеродные вещества, способные вызывать иммунную реакцию называются... (антигенами).

К Прибор для подачи жидких веществ в кровь... (капельница). Гемоглобин, несущий угарный газ... (карбоксигемоглобин).

Л Австрийский иммунолог, Нобелевский лауреат, открывший группы крови... (Ландштейнер Карл). Белые клетки крови... (лейкоциты).

М Иммунитет, являющийся неспецифическим и осуществляемый лейкоцитами путём фагоцитоза открыл... (И.И. Мечников).

Н Некоторые люди невосприимчивы к заболеваниям, которыми страдают другие люди. Это иммунитет... (наследственный).

О Гемоглобин соединенный с кислородом... (оксигемоглобин).

П Процедура введения вакцины называется... (прививка).

Р Человек, которому перелили кровь... (реципиент).

С Препарат с готовыми антителами называется... (сыворотка).

Т Кровяные пластинки, принимающие участие в свертывании крови... (тромбоциты). Компонент (один из видов) внутренней среды организма... (тканевая жидкость).

У (уравнение) Реакция образования оксигемоглобина в легких... (Hb + 4O2 = HbO8).

Ф Белок в плазме крови, участвующий в свертывании... (фибриноген).

Х (хороший витамин) Для образования тромба необходимо, чтобы в крови были соли кальция витамин... (К).

Ц (цифра) Физиологический раствор содержится в плазме крови и тканевых жидкостях организма и имеет концентрацию... (0,9 %).

Ч (буква в слове есть) Орган в котором разрушаются клетки крови... (печень).

Ш (шифр) Расшифруй СОЭ... (скорость оседания эритроцитов).

Щ (!) Инфекционные болезни, поражающие преимущественно детей... (корь, ветрянка, краснуха, свинка, коклюш).

Э Красные клетки крови... (эритроциты).

Ю (юмор) - Сестра, я Вам поручал взять кровь у Петрова из пятой палаты!
- Да, доктор! Я всё сделала!
- Результат готов?
- Готов! Ровно шесть литров!

Я Этого нет у эритроцитов, но есть у лейкоцитов... (ядро).

Медицинская консультация.

Ребята, у вас на столах лежат листочки с анализом крови Золушки, старухи из сказки А.С. Пушкина и Мальвины. Внимательно прочитайте и поставьте правильный диагноз героям любимых детских книг. (Приложение 1).
Диагноз:
1. Золушка – анемия. 4. Старуха – хронически протекающая инфекция. 5. Мальвина – ОРВИ, грипп?

Лабораторная работа «Микроскопическое строение крови человека и лягушки».

Цель работы:

  1. Изучить строение крови человека и лягушки.
  2. Сравнить строение крови человека и лягушки и определить, чья кровь способна переносить больше кислорода.

Порядок работы:

  1. Рассмотрите препарат крови человека, обратите внимание на форму, относительную величину и количество эритроцитов и лейкоцитов в препарате, на отсутствие ядра в эритроците и наличие его в лейкоците.
  2. При том же увеличении микроскопа рассмотрите препарат крови лягушки, обратите внимание на величину, форму и количество эритроците лейкоцитов в препарате.

Отчетное задание:

  1. Найдите черты сходства в строении эритроцитов крови человека и лягушки.
  2. Найдите различия в строении эритроцитов крови человека и лягушки.
  3. Сделайте вывод из этого сравнения и заполните таблицу
Признаки Общее для 2-х организмов Характерные для человека Характерные для лягушки
Наличие клеточной мембраны
Наличие в цитоплазме клетки гемоглобина
Наличие ядра
Форма вогнутого диска
Форма выпуклого диска
Функция-перенос кислорода
  1. Эритроциты чьей крови – человека или лягушки способны переносить больше кислорода.
    Объясните ___________________________________________________________________
  2. Запишите вывод: «Эволюция эритроцитов позвоночных животных шла в направлении
    _____________________________________________________________________________

Проблемные вопросы:

  1. Представьте, что в крови млекопитающего внезапно лопнули все эритроциты, к каким последствиям это приведет?
  2. Почему в крови эритроцитов намного больше, чем лейкоцитов?
  3. Почему в течение 3-4 ч после приема пищи содержание лейкоцитов в крови человека повышено?

Задание на моторику: из пластилина слепить эритроцит человека и лягушки.

«Ученые Грузии нашли золото в составе крови человека».
(Из журнальной статьи.)

Не так давно ученые открыли
Пусть небольшой, но золотой запас.
Они его не в рудниках отрыли,
Они его нашли в крови у нас.

И пусть всего-то малая частица,
Не в этом суть, а суть, наверно, в том,
Что в нашем сердце золото стучится,
И мы весь век живем, как говорится,
Согреты этим золотым огнем.

Мы знаем фразу: золотые руки!»
Иль, скажем: «Золотая россыпь слов!»
Теперь буквально с помощью науки
Сказать мы вправе: «Золотая кровь!»

И может быть, с момента первородства,
Чем было больше золота в крови,
Тем больше было в людях благородства,
И мужества, и чести, и любви.

И я уверен в том, что у Чапая,
У Фучика, у Зои, у таких,
Кто отдал жизнь, не дрогнув, за других,
Струилась кровь по жилам золотая!

И право, пусть отныне медицина,
Ребят готовя в трудные бои,
Глядит не на процент гемоглобина,
А на проценты золота в крови.

И нет верней проверки на любовь,
На мужество и стойкость до конца.
Где полыхает золотая кровь,
Там бьются настоящие сердца!

Решение задач на группы крови.

1. Было у фермера два сына...

У фермера было два сына. Первый родился, когда фермер был еще молод. Первенец вырос красивым сильным юношей, которым отец очень гордился. Второй мальчик, родившийся намного позже, рос болезненным ребенком.

Соседи сплетничали о том, что второй мальчик не его сын и убеждали фермера подать в суд для установления отцовства. Основанием по мнению «добродетелей» был тот факт, что фермер, являясь отцом такого складного юноши, каким был его первый сын, не мог быть отцом такого болезненного и слабого мальчика как второй.

К тому же группы крови отца и первого сына совпадали, а вот второй мальчик имел группу крови отличную и от отца и от матери.
Группы крови в семье были следующие:
фермер – AB,
мать – 0,
первый сын – АВ,
второй сын – В.
Учитель естествознания сельской школы, посмотрев на данные групп крови, лукаво улыбнулся и... отсоветовал фермеру подавать в суд. Почему он так поступил и можно ли на основании этих данных считать, что оба юноши являются сыновьями этого фермера?

2. Переполох в родильном доме.

В родильном доме в одну ночь почти одновременно родилось четыре младенца. Принимала роды одна акушерка, а чем занимался остальной медперсонал науке неизвестно. Но как бы там ни было, все роды прошли хорошо, и всё было бы ничего, да уставшая акушерка забыла надеть бирки на малышей. Малышей унесли, но вот когда пришло время кормления дело начало принимать скандальный оборот. Какой маме и какого новорожденного нести?
Четырех младенцев можно с полной достоверностью распределить по родительским парам. Помогите акушерке развесить бирочки.

Младенцы обладают группами крови I, II, III, IV.

Группы крови родительских пар:
Первая пара – I и I.
Вторая пара – IV и I.
Третья пара – II и III.
Четвертая пара – III и III.

3. Судмедэкспертиза.

В семье, где отец имел IV группу крови, а мать II группу, родилось четверо детей, имеющих I, II, III и IV группы крови. Судмедэкспертиза установила, что один из детей внебрачный. Установите генотипы родителей и определите, ребенок с какой группой крови – внебрачный.

Цель лабораторной работы № 2:
Научиться различать на мазках крови человека форменные элементы.

Оборудование и материалы: лабораторный микроскоп, гистологические препараты:
Мазок крови взрослого человека
Мазок крови лягушки
Мазок красного костного мозга

Лабораторная работа рассчитана на 2 аудиторных часа.

Ход работы:

1. Рассмотреть препарат 1. Мазок крови человека (рис. 2.4, 2.5). Окрашивание азуром П и эозином.
При малом увеличении обратить внимание на различную окраску эритроцитов и лейкоцитов. Эритроциты – самые многочисленные клетки крови и на мазке они составляют большинство.
При большом увеличении микроскопа найти эритроциты (рис. 2.4), окрашенные эозином в розовый цвет. Обратите внимание, у эритроцитов более интенсивно окрашена периферическая часть, а центральная область бледная. Связано это с тем, что эритроцит имеет форму двояковогнутого диска.
Найти в поле зрения нейтрофильный сегментоядерный лейкоцит (рис. 2.4). Цитоплазма нейтрофила имеет бледно сиреневую или голубую окраску, зернистая, содержит темные азурофильные гранулы, которые представляют собой первичные лизосомы. Ядро дольчатое (от 3 до 5 сегментов, соединенных тонкими «мостиками»), окрашено в фиолетовый цвет.
Найти на мазке эозинофильный лейкоцит (рис. 2.4). Ядро клетки обычно двудольчатое, а цитоплазма заполнена большими эозинофильными (темно-розовыми) специфическими гранулами одинакового размера.
Базофильные гранулоциты встречаются редко. Для них характерна крупная зернистость фиолетового цвета (рис. 2.4). Ядро базофила обычно почковидное, двудольчатое, часто его не заметно из-за обилия гранул и слабого окрашивания.
Найти в поле зрения лимфоцит и моноцит. Лимфоциты имеют округлое плотное ядро с узким ободком цитоплазмы (рис. 2.5). Моноциты легче найти на периферии мазка. Это крупные клетки с обширной цитоплазмой голубого цвета (рис. 2.6). Форма ядра подковообразная или двудольковая, окрашивается слабее, чем у лимфоцитов, поэтому в нем хорошо заметны ядрышки.
Кровяные пластинки небольшого размера (в 3 раза меньше эритроцитов), расположены небольшими группами между клетками и имеют слабо-фиолетовую окраску.
2. Зарисовать и обозначить: 1) эритроциты; 2) нейтрофильный сегментоядерный лейкоцит; 3) эозинофильный лейкоцит; 4) базофильный лейкоцит; 5) лимфоцит; 6) моноцит. Выделить в гранулоцитах ядро, цитоплазму, гранулы. В агранулоцитах обозначить ядро, цитоплазму.

3. Рассмотреть препарат 2. Мазок крови лягушки (рис. 2.7). Окрашивание азуром П и эозином.
В поле зрения видны ядерные эритроциты, характерные для всех классов позвоночных, исключая млекопитающих. Вместо кровяных пластинок в мазке крови лягушки видны тромбоциты – мелкие клетки, располагающиеся небольшими группами между другими клетками крови. Эритроциты имеют овальную форму. Цитоплазма их розового цвета. В центре клетки располагается овальное ядро темно-синего цвета.
Нейтрофилы мельче эритроцитов, гранулы в их цитоплазме палочковидной формы. Ядра сегментированные. Лимфоциты и моноциты существенных особенностей не имеют.
4. Зарисовать и обозначить: 1) эритроциты (выделить в них ядро, цитоплазму, плазмолемму); 2) нейтрофилы; 3) эозинофилы; 4) тромбоциты; 5) лимфоциты; 6) моноциты.

5. Рассмотреть препарат 3. Мазок красного костного мозга. Окраска по методу Романовского-Гимзы.
Мазок красного костного мозга (рис. 2.8. - 2.12) позволяет изучать в световом микроскопе различные стадии и виды гемопоэза, поскольку клетки после обработки антикоагулянтами и окраски располагаются не группами, а поодиночке и хорошо различимы.
6. Зарисовать и обозначить: 1) эритробласты (базофильные, полихроматофильные, оксифильные); 2) ретикулоциты; 3) эритроциты; 4) промиелоциты; 5) метамиелоциты; 6) палочкоядерные; 7) сегментоядерные гранулоциты (базофильные, нейтрофильные и эозинофильные); 8) промоноциты; 9) моноциты; 10) промегакариоциты; 11) мегакариоциты; 12) лимфоциты (большие, средние, малые).

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Охарактеризуйте кровь как ткань. 2. Состав и функции крови. 3. Дайте морфофункциональную характеристику эритроцитов и кровяных пластинок. 4. Лейкоциты – особенности классификации. 5. Дайте морфофункциональную характеристику гранулярным и агранулярным лейкоцитам. 6. Что обозначает понятие «лейкоцитарная формула»? 7. Из каких компонентов состоит лимфа? 8. Чем отличается эмбриональный гемоцитопоэз от постэмбрионального? 9. Объяснить эмбриональное кроветворение. 10. Охарактеризовать основные этапы постэмбрионального кроветворения. 11. Что такое стволовые, полустволовые и унипотентные клетки? 12. Объяснить этапы формирования эритроцита. 13. В чем заключаются основные процессы дифференцировки клеток гранулоцитарного ряда? 14. В каких органах и как происходит формирование Т- и В-лимфоцитов? 15. Где формируются моноциты? Какие стадии они проходят? 16. Как происходит образование тромбоцитов?

урок № 1.

КРОВЬ ОСТАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ

ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ.

Цели урока:

развивать знания учащихся о внутренней среде организма, показать ее роль в организме, значение постоянства, охарактеризовать состав крови (форменные элементы, плазма)

Оборудование:

таблица «Кровь» , портрет И.И.Мечникова, микропрепарат «Кровь», «Эритроциты человека и лягушки».

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Изучение новой темы:

1. Внутренняя среда.

В состав внутренней среды организма входят 3 вида жидкостей, которые все относятся к соединительным тканям.

1- кровь2- тканевая жидкость3- лимфа

(рассказ по рисунку 42, стр.83).

заполнение таблицы:

Компоненты внутренней среды и их местонахождение в организме.

Компоненты внутренней среды

количество

местонахождение в организме.

роль

5-6 литров, 7 % от веса, (у подростков – 3 л)

сердце, кровеносные сосуды

транспорт кислорода, углекислого газа, питательных веществ

2. Тканевая жидкость

95 % воды, 0,9 % солей, 1,5 % белков

между клетками

передает клеткам кислород, пит.вещества, углекислый газ

лимфатические сосуды

поглощают избытки тканевой жидкости

Каким образом взаимосвязаны эти компоненты?

тканевая жидкость

С клетками граничит тканевая жидкость. По составу она сходна с плазмой крови, но содержит меньше белков и больше углекислого газа. тканевая жидкость составляет 26,5 % от массы тела. Через нее осуществляется контакт с цитоплазмой клетки и для них служит средой существования. Из крови выходит тканевая жидкость и она поступает в крошечные лимфатические сосуды. В лимфе увеличивается количество жиров и белков. Лимфа по лимфатическим сосудам переносится в кровеносное русло.

в 1929 году американский физиолог Кеннонввел понятие «гомеостаз» (от греч. постоянство, подобный).

поддерживается постоянство состава солей, воды, белков, жиров и углеводов. Если концентрация этих веществ отклоняется от нормы, то в работу вступают механизмы, регулирующие это постоянство.

Опыт:

возьмите два одинаковых кусочка картофеля. первый поместите в дистиллированную воду, а второй – в концентрированный раствор поваренной соли. Через сутки наблюдайте результаты опыта. Ответьте на вопрос: Чем отличается друг от друга кусочки картофеля по размерам, по плотности?

рисунок для объяснения:

Гипертонический раствор – (10 % раствор натрий хлор) применяют при лечении гнойных ран. Если наложить такой раствор на рану, то жидкость из раны будет выходить наружу на повязку. При этом жидкость будет увлекать за собой гной, микробы, рана очистится быстрее и заживет.

Гипотонический раствор-

Физиологический раствор - это 0,9 % раствор натрия хлор.

2.Состав крови.

рассказ учителя по рис. 43

плазма(60 %)форменные элементы (40 %)

минеральные соли и вода (90 %)-эритроциты

органические вещества 910 %) (белок фибриноген, глобулины, идр.)- лейкоциты

Тромбоциты

Верхний слой- желтоватая полупрозрачная жидкость- плазма крови и тканевая жидкость. Нижний слой- осадок темно- красного цвета, который образован форменными элементами. Эритроциты открыл Антонии Левенгук, назвал их корпускалами. их очень много.

это интересно:

Всего в крови человека эритроцитов 25 триллионов. это огромное число с 12 нулями. если положить все эритроциты друг на друга, то получится столбик высотой 62 тысячи км.На сои такой длины моглибы вращаться несколько таких планет, как наша Земля. Общая поверхность эритроцитовсоставляет 3 800 м в квадрате. Это в 1500 раз всей поверхности человеческого тела.

заполнение таблицы: (изучение рисунков учебника 44 на стр.86, 45 на стр.87).

клетки крови

признаки

эритроциты

лейкоциты

тромбоциты

двояковогнутый диск

бесцветные, округлые клетки, не постоянной формы

кровяные пластинки

наличие ядра

ядро сегментировано

количество в 1 мм

место образования

красный костный мозг

лимфатические узлы

срок жизни

120 дней, (4 месяца)

от не скольких часов до нескольких месяцев (3-5суток)

транспорт кислорода и углекислого газа, аминокислот, антител, лекарственных веществ.

способны к передвижению и фагоцитозу (Мечников, 1883), хемотаксис- движение под влиянием химического раздражителя, участвуют в формировании иммунитета.

участвуют в свертывании крови

Выполнение лабораторной работы

В ходе выполнения лабораторной работы нам предстоит выяснить, что представляют собой эритроциты, как они приспособлены к выполнению газовой (дыхательной) функции.

Инструктивная карточка

Тема: «Изучение постоянных препаратов крови лягушки и человека, выявление особенностей строения эритроцитов человека в связи с выполняемыми функциями».

Оборудование: микроскопы, микропрепараты «Кровь лягушки» и «Кровь человека».

Ход работы

1. Исследуйте микропрепарат «Кровь лягушки» под микроскопом.
2. Опишите форму и строение эритроцитов лягушки, сделайте рисунок.
3. Рассмотрите микропрепарат «Кровь человека» под микроскопом. Найдите эритроциты и зарисуйте их в тетради.
4. Сравните эритроциты лягушки и человека, заполните таблицу.

Таблица. Эритроциты лягушки и человека

5. Сделайте вывод о том, каково значение выявленных различий в организации эритроцитов лягушки и человека.

Рассматривание микропрепаратов «Кровь человека» и «Кровь лягушки».

заполнение таблицы:

Сравнительная характеристика эритроцитов лягушки и человека.

признаки

эритроциты человека

эритроциты лягушки

двояковогнутая

овальная

наличие ядра

окраска цитоплазмы

ярко- красная из-за гемоглобина

светло- розовая

Обсуждение результатов лабораторной работы

В ходе лабораторной работы учащиеся должны выявить следующие особенности эритроцитов человека по сравнению с лягушкой.

1. Очень малые размеры – их диаметр составляет 7–8 мкм и приблизительно равен диаметру кровеносных капилляров. Эритроциты же лягушки очень велики – до 22,8 мкм в диаметре, но их количество невелико – 0,38 млн в 1 мм 3 крови.

2. Большая концентрация эритроцитов в крови человека и большая суммарная площадь поверхности (в 1 мм 3 крови содержится около 5 млн эритроцитов, суммарная площадь их поверхности составляет около 3 тыс. м 2).

3. Эритроциты всех млекопитающих, кроме верблюдов, имеют необычную форму двояковогнутого диска. Это увеличивает площадь поверхности эритроцита.

4. Отсутствие ядер в зрелых эритроцитах человека (молодые эритроциты ядра имеют, но они в дальнейшем исчезают) позволяет разместить больше молекул гемоглобина в эритроците (в зрелом эритроците их около 265ґ106).

Таким образом, строение эритроцитов человека идеально подходит для выполнения ими газовой функции. Благодаря особенностям строения эритроцитов кровь быстро и в больших количествах насыщается кислородом и доставляет его в химически связанном виде в ткани. А это одна из причин (наряду с четырехкамерным сердцем, полным разделением венозного и артериального кровотоков, прогрессивными изменениями в строении легких и т.д.) гомойотермности (теплокровности) млекопитающих, в том числе и человека.

Шведский химик Берцелиус в 1805 г. выделил глобулин из клеток крови, назвали его гемоглобином.

гемоглобин способен присоединять больше кислорода, чем другие дыхательные пигменты. Гемоглобин относится к железосодержащим пигментам. Он присутствует в крови некоторых моллюсков, кольчатых червей и всех позвоночных животных. Окисленная форма гемоглобина имеет оранжево-красный (алый) цвет (артериальная кровь), а восстановленная форма – пурпурно-красный цвет (венозная кровь).
Связывающая способность некоторых пигментов по отношению к кислороду приведена в таблице.

Таблица. Связывание кислорода пигментами, содержащимися в 100 мл крови

Таким образом гемоглобин по сравнению с другими дыхательными пигментами может обратимо связать больше кислорода, т.е. он обладает большей кислородной емкостью (кислородная емкость крови, или КЕК, – это максимальное количество кислорода, обратимо связываемое дыхательными пигментами). Поэтому в ходе эволюции выбор был сделан в пользу гемоглобина.

  1. Свертывание крови- это защитное приспособление от потери крови. Для свертывания крови необходимы условия:

а) соли кальция

б) витамин К

в) тромбоциты

механизм свертывания:

повреждение кровеносного сосуда

тромбоциты лопаются

растворимый белок фибриноген превращается в нерастворимый белок – фибрин

закупорка поврежденного сосуда

тромб- это сгусток крови (через 5-7 минут)

Оборудование: таблица «Кровь», микроскопы, микропрепараты «Кровь лягушки» и «Кровь человека».

ХОД УРОКА

1. Постановка проблемы

(текст записан на доске )

В 5 л крови человека может раствориться около 10 мл кислорода, а для удовлетворения потребности организма его нужно около 200 мл в 1 мин. Как организм человека получает нужное количество кислорода?

Ожидаемый ответ

Если кровь не обеспечивает потребностей организма человека в кислороде, связывая его физически, т.е. растворяя в себе, значит, в крови должны быть вещества, способные химически связывать кислород и в виде соединений транспортировать его к тканям.

Комментарий учителя

Действительно, такие химические вещества в крови есть, и они называются дыхательными пигментами.

2. Дыхательные пигменты и их значение

Дыхательные пигменты – это вещества крови и гемолимфы, обратимо связывающие молекулярный кислород. При высоких концентрациях кислорода пигмент легко его присоединяет, а при низких – быстро отдает.
По своей природе дыхательные пигменты – сложные белки, в состав которых, помимо собственно белковой части, входит еще и металл. Такие сложные белки называются металлопротеидами. В крови животных разных систематических групп присутствуют разные дыхательные пигменты. Например, у некоторых улиток и ракообразных гемолимфа содержит гемоцианин (медьсодержащий белок, окисленная форма которого имеет синий цвет, восстановленная – бесцветная), y головоногих моллюсков и некоторых кольчатых червей – гемоэритрин, а кровь некоторых червей содержит хлорокруонин (железосодержащий белок, окисленная форма которого имеет красный, а восстановленная – зеленый цвет). Ну а самым распространенным дыхательным пигментом у животных является гемоглобин.

Вопрос

Почему среди всех дыхательных пигментов наибольшее распространение получил гемоглобин?

Ожидаемый ответ

Наверное, по сравнению с другими пигментами гемоглобин может связывать больше кислорода.

Комментарий учителя

Действительно, гемоглобин способен присоединять больше кислорода, чем другие дыхательные пигменты. Гемоглобин относится к железосодержащим пигментам. Он присутствует в крови некоторых моллюсков, кольчатых червей и всех позвоночных животных. Окисленная форма гемоглобина имеет оранжево-красный (алый) цвет (артериальная кровь), а восстановленная форма – пурпурно-красный цвет (венозная кровь).
Связывающая способность некоторых пигментов по отношению к кислороду приведена в таблице.

Таблица. Связывание кислорода пигментами, содержащимися в 100 мл крови

Таким образом гемоглобин по сравнению с другими дыхательными пигментами может обратимо связать больше кислорода, т.е. он обладает большей кислородной емкостью (кислородная емкость крови, или КЕК, – это максимальное количество кислорода, обратимо связываемое дыхательными пигментами). Поэтому в ходе эволюции выбор был сделан в пользу гемоглобина.

3. Кислородная емкость крови у разных животных

Кислородная емкость крови у разных форм животных зависит от условий их обитания и образа жизни. Усложнение организмов в ходе эволюции, выход животных из воды на сушу, появление терморегуляции, возрастание интенсивности окисления были бы невозможны без повышения КЕК.

Вопрос

Каким образом в ходе эволюции животных была повышена кислородная емкость крови?

Ожидаемый ответ

КЕК можно повысить, увеличивая концентрацию гемоглобина в крови.

Комментарий учителя

Действительно, повышая концентрацию гемоглобина в крови, можно увеличить КЕК. У большинства беспозвоночных животных (моллюски, некоторые кольчатые черви) гемоглобин растворен в плазме крови. По мере роста активности животных потребность в кислороде все возрастала, но дальнейшее увеличение концентрации дыхательного пигмента в плазме приводило к повышению вязкости крови и затрудняло ее передвижение по капиллярам, т.е. ухудшало снабжение тканей кислородом.

Вопрос

Как же можно увеличить содержание гемоглобина в крови, не увеличивая ее вязкости?

Ожидаемый ответ

Пигмент может быть изолирован от плазмы путем «упаковки» в особые клетки.

Комментарий учителя

Действительно, локализация пигмента в клетках дает возможность увеличить его содержание в крови без одновременного увеличения числа частиц в растворе, т.е. без увеличения вязкости. У позвоночных животных гемоглобин находится в специальных клетках крови – эритроцитах.

4. Выполнение лабораторной работы

В ходе выполнения лабораторной работы нам предстоит выяснить, что представляют собой эритроциты, как они приспособлены к выполнению газовой (дыхательной) функции.

Инструктивная карточка

Тема: «Изучение постоянных препаратов крови лягушки и человека, выявление особенностей строения эритроцитов человека в связи с выполняемыми функциями».

Оборудование: микроскопы, микропрепараты «Кровь лягушки» и «Кровь человека».

Ход работы

1. Исследуйте микропрепарат «Кровь лягушки» под микроскопом.
2. Опишите форму и строение эритроцитов лягушки, сделайте рисунок.
3. Рассмотрите микропрепарат «Кровь человека» под микроскопом. Найдите эритроциты и зарисуйте их в тетради.
4. Сравните эритроциты лягушки и человека, заполните таблицу.

Таблица. Эритроциты лягушки и человека

5. Сделайте вывод о том, каково значение выявленных различий в организации эритроцитов лягушки и человека.

5. Обсуждение результатов лабораторной работы

В ходе лабораторной работы учащиеся должны выявить следующие особенности эритроцитов человека по сравнению с лягушкой.

1. Очень малые размеры – их диаметр составляет 7–8 мкм и приблизительно равен диаметру кровеносных капилляров. Эритроциты же лягушки очень велики – до 22,8 мкм в диаметре, но их количество невелико – 0,38 млн в 1 мм 3 крови.

2. Большая концентрация эритроцитов в крови человека и большая суммарная площадь поверхности (в 1 мм 3 крови содержится около 5 млн эритроцитов, суммарная площадь их поверхности составляет около 3 тыс. м 2).

3. Эритроциты всех млекопитающих, кроме верблюдов, имеют необычную форму двояковогнутого диска. Это увеличивает площадь поверхности эритроцита.

4. Отсутствие ядер в зрелых эритроцитах человека (молодые эритроциты ядра имеют, но они в дальнейшем исчезают) позволяет разместить больше молекул гемоглобина в эритроците (в зрелом эритроците их около 265ґ106).

Таким образом, строение эритроцитов человека идеально подходит для выполнения ими газовой функции. Благодаря особенностям строения эритроцитов кровь быстро и в больших количествах насыщается кислородом и доставляет его в химически связанном виде в ткани. А это одна из причин (наряду с четырехкамерным сердцем, полным разделением венозного и артериального кровотоков, прогрессивными изменениями в строении легких и т.д.) гомойотермности (теплокровности) млекопитающих, в том числе и человека.

6. Образование и гибель эритроцитов. Малокровие

Процесс образования эритроцитов носит название эритропоэза (а процесс кроветворения называется гемопоэзом), ткань, в которой он происходит, называют кроветворной (гемопоэтической).

Вопрос

Где расположена кроветворная ткань?

Ожидаемый ответ (на основе ранее изученного материала)

У младенцев кроветворная ткань содержится во всех костях, а у взрослых людей в так называемых плоских костях (кости черепа, ребра, грудина, позвонки, ключицы, лопатки).
Продолжительность жизни эритроцитов у взрослых людей составляет около 3 месяцев, после чего они разрушаются в печени или селезенке. Белковые компоненты эритроцита расщепляются на составляющие их аминокислоты, а железо удерживается печенью и хранится в ней в составе белка ферритина. Железо может в дальнейшем использоваться при образовании новых эритроцитов.
Каждую секунду в организме человека разрушается от 2 до 10 млн эритроцитов. Скорость paспада эритроцитов и замещения их новыми зависит от содержания в атмосфере кислорода, доступного для переноса кровью. Низкое содержание кислорода стимулирует эритропоэз. Благодаря этому оказывается возможной адаптация человека, например, к пониженному содержанию кислорода в горах.
Состояние организма, при котором в крови уменьшается либо количество эритроцитов, либо coдержание гемоглобина, в каждом из них называется малокровием, или анемией. Причины малокровия могут быть следующими:

– большие кровопотери;
– перенесение заболевания, например малярии;
– отравление ядами некоторых животных, например змей;
– нарушение образования эритроцитов в кроветворной ткани;
– нарушение процессов всасывания железа в тонком кишечнике;
– недостаток некоторых витаминов, например В12;
– недостаточное питание;
– переутомление, отсутствие полноценного отдыха.

Во всех случаях при анемии в крови уменьшается количество гемоглобина, в результате чего ткани испытывают недостаток кислорода. Малокровие лечат различными лекарственными препаратами, а также переливанием крови. Усиленное питание, свежий воздух также нередко помогают восстановить нормальное содержание гемоглобина в крови.