Сущность закаливания. Принципы закаливания

29-32. Закаливание

Сущность закаливания. Закаливание – это повышение устойчивости организма ребенка к разнообразным воздействия внешней среды: колебаниям температуры (жаре, холоду), ветру, влажности воздуха, пониженному атмосферному давлению и т.д. Поэтому закаливание должно входить в систему физического воспитания ребенка наравне с другими оздоровительно-воспитательными мероприятиями. С целью закаливания используют прежде всего естественные природные факторы: воздух, воду и солнце. Под влиянием закаливания у детей улучшается общее состояние (сон, аппетит, настроение), повышается выносливость к физической и умственной нагрузкам, снижается заболеваемость.

Закаливание нужно начинать как можно раньше, с малых дозировок, и проводить систематически, постепенно увеличивая длительность процедур. Оно может быть полезно только при индивидуальном подходе к ребенку, поэтому медсестра (воспитательница) должна не только владеть методикой различных процедур, но и учитывать реакцию ребенка на манипуляции.

Основные принципы закаливания.

1. Силу воздействия закаливающего фактора (воздуха, солнечной радиации, воды) увеличивают постепенно. Это особенно важно для детей раннего возраста и ослабленных детей. Скорость перехода от менее сильных воздействий к более сильным определяется состоянием ребенка, реакцией его сердечно-сосудистой системы на холод. По мере повторения процедур эта реакция ослабевает, исчезает и появляется вновь после усиления раздражающего фактора. Например, более холодная, чем в предыдущих процедурах, вода должна вызвать кратковременное учащение пульса, увеличение глубины или частоты дыхания. Если этого нет – температура снижена недостаточно. Если, кроме учащения пульса, появились признаки переохлаждения (дрожание, «гусиная» кожа), значит температуру воды снизили слишком резко или преждевременно. Чтобы избежать переохлаждения, нельзя резко усиливать раздражители.

2. Последовательность применения закаливающих процедур. К водным процедурам или солнечным ваннам можно приступить только после того, как ребенок привык к воздушным ваннам, которые вызывают меньшие изменения в организме. К обливанию не следует допускать детей прежде, чем они привыкнут к обтираниям, а к купанию в открытых водоемах – раньше,
чем проведены обливания.

3. Закаливание осуществляется в течение года. При этом обязательно учитывают особенности климата, сезона и погоды.

Систематическое повторение закаливающих процедур необходимо для закрепления в организме рефлекторных реакций. Прекращение раздражений сопровождается угасанием рефлекса. Обеспечить систематическое проведение закаливающих процедур в течение года легче тогда, когда они прочно войдут в режим дня ребенка и органически сольются с обычными мероприятиями в разнос время суток (сон, прогулка, игра, умывание, гигиенические ванны и т.д.). Процедуры не рекомендуется отменять при легких заболеваниях, не сопровождающихся значительным ухудшением общего состояния ребенка. В таких случаях назначают слабодействующие процедуры. По мере изменения условий, связанных с сезоном года или характером погоды, характер процедур варьируют, но они не отменяются. Например, душ или общее обливание, проводимые летом, зимой можно заменить обливанием ног; общие воздушные ванны, принимаемые в жаркий день, в прохладную погоду заменяют частичным обнажением тела.

Нельзя прерывать закаливающие процедуры без серьезного на то основания, иначе исчезнут приспособительные механизмы, которые вырабатываются в организме в процессе закаливания.

4. Комплексность. Закаливающие процедуры не дают нужных результатов, если они не сочетаются с другими оздоравливающими мероприятиями в каждодневной жизни ребенка. Например, воздушные ванны желательно соединять с подвижными играми, физические упражнения – с активной деятельностью. При этом у ребенка возникает потребность в глубоком дыхании. Кроме того, при движениях усиливается теплообразование. После того как ребенок привыкнет к воздушным ваннам, хорошо их объединять с солнечными или водными процедурами, а в летнее время – с купанием.

5. Индивидуальный подход. Процедуры назначают с учетом индивидуальных особенностей, состояния здоровья и развития ребенка, а также условий жизни дома и в коллективе. Перед тем как начать закаливание, необходимо подробно изучить физическое и психическое развитие ребенка. На основании медицинских исследований, педагогических наблюдений, сведений, полученных от родителей, воспитатель составляет характеристику ребенка. Для соблюдения этого принципа при проведении закаливающих мероприятий в детских учреждениях детей по состоянию здоровья делят на 3 группы:

  • дети здоровые, которые закаливались раньше;
  • дети здоровые, впервые приступающие к закаливающим мероприятиям или имеющие функциональное отклонение в состоянии здоровья;
  • дети с хроническими заболеваниями или дети, которые вернулись в дошкольное учреждение после тяжелой и продолжительной болезни.

По мере закаливания, но не раньше чем через 2 месяца, детей переводят из одной группы в другую. Основанием для перевода являются следующие показатели: отсутствие в этот период острых заболеваний, положительная эмоциональная реакция на закаливающий фактор, отсутствие отрицательных признаков на холодный раздражитель (выраженная одышка, частое сердцебиение, возникновение «гусиной» кожи).

6. Положительное восприятие ребенком всех закаливающих процедур. Процедуры закаливания нужно проводить только при хорошем настроении ребенка, так как при этом легче вырабатываются положительные условные связи. Если во время первой процедуры ребенок ведет себя спокойно, то в дальнейшем он всегда охотно -принимает их, и они ассоциируются с хорошим настроением. Если ко времени выполнения процедуры ребенок чем-то расстроен, то лучше перенести ее на другое время или совсем отменить в этот день. Проводить ее с плачущим ребенком нецелесообразно, так как в этом случае вырабатывается отрицательная условная связь, и в дальнейшем данная процедура будет вызывать у ребенка плохое настроение.

Воздушные и солнечные ванны. Воздушные ванны назначают детям раннего возраста. Момент смены пеленок, раздевание ребенка догола перед купанием – это первые воздушные ванны, первые закаливающие процедуры (температура воздуха под одеждой ребенка 32-33°С). Воздушную ванну хорошо сочетать с массажем и гимнастикой начиная с 1,5-2 месяцев. Продолжительность воздушной ванны в первые месяцы 2-3 мин, к 4-5 месяцам ее постепенно доводят до 5-8 мин. К этому времени увеличивают количество элементов оздоровительного комплекса (массаж, гимнастика и т.д.).

При обслуживании нескольких детей медсестра, последовательно раздевая, кладет их в манеж, затем в этой же последовательности одевает. Если у кого-либо из детей появляются признаки начинающегося охлаждения (мраморный рисунок на коже, беспокойство), его сразу же одевают, сопровождая это легким массажем.

Вместе с увеличением продолжительности воздушной ванны постепенно снижают температуру воздуха в помещении с 22 °С в начале закаливания до 18 ‘С для детей годовалого возраста. Дети старше года принимают воздушные ванны при комнатной температуре, оставаясь в трусиках. Для предупреждения охлаждений эту процедуру проводят во время подвижной игры или гимнастики. Температуру воздуха в помещении снижают Проветриванием до 18’С. Время пребывания детей обнаженными постепенно увеличивают с 3-4 до 10-12 мин. Целесообразно приучить детей реагировать на внешние условия: если холодно – двигаться, если жарко – спокойно поиграть, посидеть. У детей дошк. возраста надо воспитывать сознательное отношение к закаливанию, желание быть закаленными.

Воздушные ванны на открытом воздухе лучше начинать при облачном небе или в тени, используя отраженные или рассеянные солнечные лучи. Дети играют в манеже под навесом или в тени деревьев. При температуре воздуха не ниже 22°С и при отсутствии ветра на детей надевают трусики и рубашки из легкой ткани. В середине каждого сеанса детей раздевают, оставляя обнаженными 5-10 мин (через 1-2 дня постепенно увеличивая время). Персоналу детского учреждения следует помнить, что полное обнажение тела детей допустимо только спустя 20-30 мин после сна.

Детей старше года летом выводят под прямые солнечные лучи только после нескольких дней пребывания в светотени. Одежда светлых тонов (трусы, рубашки или платье) защищает ребенка от перегревания и избыточного облучения. Во время солнечных ванн дети занимаются спокойной игрой, при организации которой важно предусмотреть, чтобы облучению равномерно подвергалась вся поверхность тела, чтобы дети физически не перегружались.

В первые солнечные дни во время прогулок дети должны находиться на освещенных солнцем участках не более 5-6 мин. На головы им надевают светлые панамы. При проявлении первых признаков перегревания (покраснение лица, потливость) ребенка немедленно уводят в тень, умывают, поят кипяченой водой и разрешают спокойную игру.

После образования загара, который является естественной защитой организма от избыточного воздействия солнечных лучей, непрерывное пребывание детей на прогулке под солнцем может быть двух-, трехкратным, по 8-10 мин. Продолжительность перерывов между солнечными ваннами, когда ребенок играет в тени, индивидуальна и определяется состоянием и самочувствием ребенка. Важно, чтобы ребенок отдохнул. Если признаки перегревания яе исчезают, то ребенка оставляют в тени.

При правильно дозированной солнечной ванне дети не утомляются во время прогулки. После облучения солнцем прогулку заканчивают в тени спокойной игрой, продолжающейся 20-30 мин. Затем следуют водные процедуры (умывание и обливание или душ). Все это способствует развитию аппетита.

Под влиянием облучения несколько повышается температура тела. Обычно увеличение ее на 0,5-0,6 С не сопровождается нарушением физиологических функций, и через 1,5-2 ч температура снижается до нормы.

Для предупреждения перегревания важно поддерживать водный баланс организма, для чего во время прогулки в жаркую погоду ребенку можно предлагать кипяченую остуженную воду.

Воздушные ванны хорошо сочетать с массажем, пассивной и активной гимнастикой, работой в садике и огороде (старшие дошкольники). При двигательной деятельности в организме детей образуется тепло, которое оберегает от переохлаждения и простудных заболеваний.

Старшие дети принимают воздушные ванны вначале в майках, трусах и легкой обуви, а по мере закаливания – в трусах и, если позволяют условия, босыми. Ходьба без обуви является хорошим средством закаливания, укрепления и формирования свода стопы. В летнее время детей необходимо приучать ходить без обуви по траве, песку, гравию. Начинать ходить без обуви необходимо в жаркие, солнечные дни, постепенно увеличивая время с 2-3 мин до 10-12 мин и более. Минимальная температура воздуха при этом должна быть 20-2241

Затем детей приучают ходить без обуви и в помещении. Перед дневным сном им позволяют дойти до своей кровати по ковровой дорожке без обуви. Детям 5-7 лет рекомендуется проводить утреннюю гимнастику и физкультурные упражнения сначала в носках, а затем босиком. Пол в зале должен иметь гигиеническое покрытие.

Водные процедуры. Могут проводиться в виде местного умывания (ванны для ног, обтирание или обливание до пояса) или обтирания всего тела, купания в бассейнах, открытых водоемах. Начинать водные процедуры необходимо с температуры 30-36"С.

Систематическое обливание стоп и нижней части голени водой постепенно снижающейся температуры дает хороший результат – уже через 1-1,5 месяца у детей не возникают заболевания верхних дыхательных путей после резких изменений температуры окружающего воздуха. Процедуру обливания можно сочетать с мытьем ног перед сном. Одновременно с закаливанием у ребенка вырабатывается полезная привычка.

Время обливания не имеет принципиального значения. Желательно только, чтобы оно повторялось ежедневно в одних и тех же условиях (рефлекс на время и обстановку). Важное значение имеет температура кожи ног перед процедурой. В нормальных условиях она равна 29-30°С, при этом у ребенка нет ощущения холодных ног и на ощупь они теплые.

Для обливания обычно пользуются ковшом или лейкой, чтобы сразу смочить всю поверхность стопы и нижней части голени. Сосуд с водой держат на близком расстоянии от тела (4-5 см). На каждое обливание расходуют 0,5-0,8 л воды. Собственно обливание продолжают 15-20 с. Затем ноги вытирают мягким полотенцем, сопровождая это поглаживающим массажем. Легкое порозовение кожи свидетельствует о правильно проведенной процедуре, которая в общей сложности длится 2-3 мин.

Общие водные процедуры (обтирание, обливание, купание) проводят обычно через 30-40 мин после приема пищи,

В начале закаливания детей грудного возраста для ежедневных общих процедур короткого действия (обтирание, обливание, душ) используют воду температуры 35-36°С. Если общие водные процедуры впервые назначают детям дошкольного возраста, то начальная температура воды должна быть равна 33-34°С, а затем ее постепенно снижают в течение 2-3 недель (при ежедневном применении) до 26°С зимой и 24°С летом.

Обтирание проводят следующим образом. Индивидуальной рукавичкой, хорошо смоченной водой, обтирают тело по частям и тут же растирают его сухим полотенцем. Старшие дети могут обтираться самостоятельно и только обтирание спины проводят при помощи взрослых.

Обливание является более сильнодействующей процедурой. Воду требуемой температуры наливают в кувшин или лейку (нельзя пользоваться игрушечной лейкой). При обливании сосуд поднимают не высоко (на 6-8 см от тела ребенка) и выливают воду на плечи, грудь, спину. Голову обливать не рекомендуется, это допустимо только в жаркие летние дни. Целесообразно ставить ребенка для обливания на деревянную решетку, под которой имеется сток для воды. Собственно обливание продолжается 20-30 с, затем ребенка вытирают сухим полотенцем, слегка массируя кожу до легкого порозовения. Вся процедура продолжается 2-3 мин.

Общий душ. Действие воды при обливании из душа усиливается давлением множества отдельных тонких струек. Распылитель душа поднимают над плечами ребенка на 20-30 см, на голову малышу надевают резиновую шапочку. Температуру воды измеряют в кружке, а не под распылителем, регулируя ее повторно перед обливанием следующего ребенка. Малыш стоит под душем 30-40 с, затем вытирается сухим полотенцем. В детском учреждении эту процедуру организуют таким образом, чтобы ребенок вставал под душ только после того, как насухо вытерт предыдущий.

Указанные процедуры необходимо проводить ежедневно, в течение года, в одни и те же часы. Желательно индивидуализировать температуру воды в зависимости от состояния здоровья, закаленности и реактивности ребенка. После затяжного заболевания (пневмония) закаливание начинают с первоначальной температуры. Учитывая возбуждающее и тонизирующее действие прохладных водных процедур, рекомендуется проводить их после сна или еды.

Купание в открытых водоемах. Купание в реках, озерах разрешается детям не младше 3-4 лет, при условии, что они предварительно подготовлены к действию прохладной воды, ветра и солнца (проводились обтирания, обливания, принимались воздушные и солнечные ванны). Детям 3-7 лет купание можно начинать при температуре воздуха не ниже 20’С, при безветренной погоде и температуре воды 24-26°С. Длительность купания 1-2 мин, затем время постепенно увеличивают. Для детей 4-6 лет, а также ослабленных детей длительность купания не должна превышать 5 мин, для детей 7-8 лет – 10 мин. Купать детей лучше после обеда, когда в водоемах максимально прогреется вода. Допускается купание 1 раз в день. При этом необходимо соблюдать следующие правила:

а) не купать натощак и раньше чем через 1-1,5 ч после еды;

б) не купать детей в разгоряченном состоянии;

в) перед купанием смочить голову и грудь ребенка и после этого быстро его окунуть;

г) при появлении озноба ребенка немедленно нужно вывести из воды;

д) в воде детям необходимо двигаться, а старшим детям – плавать;

е) по окончании купания следует обтереться досуха и согреться легкими движениями;

ж) после купания дети не должны принимать солнечные ванны.

Купаться одновременно могут до 6 детей, при этом один воспитатель находится в воде, а другой на берегу следит за остальными детьми. В воде дети должны все время двигаться, играть с мячом, резиновыми игрушками.

Показания и противопоказания к закаливанию. Оценка эффективности закаливания. Для использования свежего воздуха и воды с целью закаливания противопоказаний в дошкольных учреждениях нет. В том или ином виде их можно назначать всем детям, различие состоит лишь в форме и интенсивности. Особенно показано закаливание воздухом и водой детям ослабленным и находящимся в состоянии выздоровления. Важно учитывать, что именно таким детям все виды закаливания нужно проводить постепенно. Показания, а также противопоказания к назначению солнечных ванн определяет врач детского учреждения. Чтобы правильно регулировать закаливающие процедуры, необходимо вести систематический учет их эффективности, основанный на ежедневном внимательном наблюдении за поведением и общим состоянием ребенка с учетом психологических особенностей высшей нервной деятельности. Изменения отмечают по следующим показателям: настроение, самочувствие, утомляемость, аппетит, сон.

Ориентируясь на поведение ребенка, можно индивидуально подбирать закаливающие процедуры, устанавливать их интенсивность и продолжительность, способствуя тем самым улучшению общего состояния. Так, если у ребенка замечены признаки неустойчивого или даже подавленного настроения, снизился аппетит, ухудшился сон, появилась слабость и утомляемость в обычных играх, то, исключив заболевание, можно предположить, что причиной такого состояния явился избыток каких-либо возбуждающих факторов (солнечное облучение и т.д.)- По возможности влияние этих факторов устраняют или ограничивают, возбуждающие водные процедуры заменяют успокаивающими, увеличивают периоды спокойной игры и дневной сон обязательно проводят на свежем воздухе. При наличии хотя бы некоторых тревожных симптомов немедленно вносятся поправки в комплекс оздоровительных мероприятий. Улучшение состояния ребенка подтверждает правильность подбора закаливающих процедур.

Периодическая врачебная оценка нервно-психического и физического развития детей путем сравнения с возрастными нормами является основным критерием для суждения о рациональной организации работы с детьми. Разработаны комплексы закаливающих мероприятий для детей различных возрастных групп.

ГРУДНОЙ ВОЗРАСТ

Температура воздуха в комнате 20-22°С. Закаливающие процедуры:

1) кратковременная воздушная ванна (2-4 мин) при каждой смене белья, пеленании;

2) воздушная ванна с массажем и гимнастикой в течение 4 мин в первые месяцы и 10-12 мин – в конце первого годах

3) умывание (температура воды в первые недели 28’С, в течение года ее снижают до 20"С);

4) дневной сон на открытом воздухе 2-3 раза в день при температуре воздуха от -12 до +30"С;

5) общая ежедневная ванна при температуре воды 36-37°С продолжительностью 5-6 мин с последующим обливанием (температура воды 34-35°С);

6) пребывание в манеже на открытом воздухе (летом) или в хорошо проветренном помещении (зимой); летом пребывание 2-3 раза в день под рассеянными лучами солнца. Начинают процедуру с 3-4 мин и постепенно доводят до 10 мин.

ВОЗРАСТ 1-3 ГОДА

Температура воздуха в комнате 18-19°С. Закаливающие процедуры;

1) воздушная ванна во время утренней гимнастики и умывания;

2) умывание (температура воды в начале закаливания 28°С, в дальнейшем ее постепенно снижают до 18-1GC). Детям старше2 лет моют шею, верхнюю часть груди и руки до локтя;

3) дневной сон на открытом воздухе при температуре от -15 до +30°С в безветренную погоду;

4) прогулки 2 раза в день при температуре воздуха в пределах от -15 до +30°С;

5) пребывание под лучами солнца от 5-6 до 8-10 мин 2-3 раза в день;

6) общее закаливание и душ после прогулки (начальная температура воды 34-35°С, постепенно ее снижают до 24-26°С);

7) обливание ног перед дневным сном (начальная температура воды 28°С, постепенно ее снижают до 18°С);

8) общая ванна при температуре воды 36°С продолжительностью 5 мин с последующим обливанием (температура воды 34°С) перед ночным сном 2 раза в неделю.

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Температура воздуха в комнате 16-18°. Закаливающие процедуры:

1) воздушная ванна во время утренней гимнастики и последующего умывания. Продолжительность воздушной ванны 10-15 мин, из которых на гимнастику отводят 6-7 мин;

2) умывание (температура воды 24°С). Моют шею, верхнюю часть груди и руки выше локтя. Дети старшего возраста обтираются до пояса;

3) дневной сон на открытом воздухе при температуре от -15 до +30"С в безветренную погоду;

4) прогулки 2 раза в день при температуре воздуха от-15до+30’С;

5) пребывание под лучами солнца от 5-6 до 10-15 мин 2-3 раза в день;

6) после прогулки общее закаливание или душ при температуре воды 34°С в начале закаливания с постепенным ее снижением до 25-24’С;

7) обливание нор перед дневным сном (начальная температура воды 28°С, постепенно ее снижают до 16°С);

8) общая ванна при температуре воды 35-36’С с последующим обливанием (температура воды 33°С) перед ночным сном 2 раза в неделю.

Существуют общие методические принципы организации и проведения закаливающих процедур, соблюдение которых является обязательным. Естественные природные факторы: солнце, воздух и вода, которые в народе называют лучшими врачевателями, оказывают благотворное оздоровительное воздействие на организм человека. При правильном использовании они верные и надёжные друзья. При несоблюдении же основных правил их живительные силы могут стать злейшими врагами. Поэтому необходимо знать и соблюдать основные правила закаливания.

Часто приходится слышать, что, мол, раньше и купался подолгу и часами «жарился» на пляже - и все сходило, а вот сегодня искупался - и простудился или позагорал - и почувствовал недомогание. Объясняется это следующим. Постоянное превышение допустимых норм, будь то купание или солнечные ванны, постепенно подтачивает приспособительные механизмы нашего организма и приводит к их нарушению. Ведь организму в процессе закаливания приходится иметь дело с такими энергетическими нагрузками, с какими он редко сталкивается в повседневной жизни.

Человек, лежащий, например, на черноморском пляже, за 5 минут получает столько энергии, сколько необходимо, чтобы нагреть 4 стакана воды от 0 °С до кипения. Лёжа на пляже ежедневно по 2 часа, человек в течение месяца получает такое количество энергии, которого хватило бы, чтобы довести до кипения почти 500 литров воды.

А вот другой пример. Пребывание в ледяной воде только в течение 30 секунд вызывает расход энергии, равный расходу энергии при беге на 5 километров.

Каковы же основные правила, соблюдение которых при использовании энергии солнца, воздуха и воды является обязательным?

Во-первых, приступать к закаливанию может только совершенно здоровый человек, с учётом возраста и уровня физического развития всех своих индивидуальных особенностей. Это правило обусловлено следующими причинами. Если человек не здоров, то применение закаливающих процедур может дать отрицательный эффект. Дело в том, что при ряде заболеваний применение солнечных и воздушных ванн, различных гидропроцедур противопоказано . Поэтому, несмотря на то, что закаливающие процедуры являются в основном мощным лечебным средством, при решении применять их в случае недомоганий необходимо обратиться к врачу.

Нет двух одинаковых людей. Они отличаются по полу, возрасту, уровню физического развития. Эти различия обусловлены особенностями строения, свойствами нервной системы, условиями жизни. Поэтому то, что для одного полезно, для другого может оказаться непосильным или, наоборот, недостаточным.

Во-вторых, приступать к закаливающим процедурам можно в любое время года. Следует, однако, отметить, что наиболее благоприятным для этого является тёплое время. Известный русский врач-педиатр А. А. Кисель, много сделавший для внедрения закаливающих процедур в режим дня, писал: «В смысле улучшения здоровья детей зима имеет большее значение, нежели лето. Можно сказать, что лето - для души, а зима - для здоровья». И далее: «В нашем климате при нашем коротком, быстро протекающем лете использование только одних летних месяцев для закаливания ничего не даёт. Я не устаю напоминать, что для закаливания, для укрепления здоровья нужно уметь использовать нашу русскую зиму». Менее благоприятным периодом для начала закаливающих процедур является ранняя весна.

Устойчивости организма человека к холоду способствует систематическая длительная привычка . И в этом случае уместно вспомнить рассказ известного английского философа конца XVII века Джона Локка. Джон Локк, большой поборник закаливания, приводит рассказ об одном греке, жителе Афин, который удивлялся тому, как могут скифы ходить совершенно обнажёнными по снегу в мороз.

«Отчего, - спросил в ответ грека скиф, - твоё лицо может выносить холодный воздух?» «Моё лицо привыкло к этому», - ответил грек. «Представь же себе, что я весь - лицо», - сказал скиф. «Наши тела, - добавляет Джон Локк, - могут переносить все, к чему они приучились с самого начала. Привычку надо приобретать рано и постепенно».

В этом коротеньком диалоге раскрыта сущность закаливания, его основные принципы. К их числу относятся:

=> 1. Постепенность. Вначале время процедуры должно быть небольшим, а температура воды или воздуха - не очень низкой. Иными словами, нагрузка должна возрастать постепенно.

=> 2. Систематичность. Начатое закаливание нельзя прерывать. Учёные проделали интересный опыт, который подтверждает необходимость соблюдения этого принципа. Известно, что на Крайнем Севере, где температура воздуха опускается зимой до -50-60° С, чайки свободно ходят по снегу. Но когда одна чайка долго жила в теплом помещении, отвыкла от холода, а затем её выпустили на улицу, то она сразу же отморозила ноги. Таким образом, к холоду можно привыкнуть, но эта «привычка» требует систематической тренировки.

ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ЗАКАЛИВАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ. СУЩНОСТЬ ЗАКАЛИВАНИЯ.

Организм человека непрерывно подвергается разнообразному воздействию внешней среды (солнечная радиация, химический состав атмосферного воздуха и его физические свойства, вода и др.). Из всех факторов внешней среды наиболее длительное и непрерывное воздействие на организм оказывают воздушная среда, солнечная радиация и вода.

Приспосабливаясь к сложному воздействию всех перечисленных внешних условий, организм способен изменять свои теплопотери. Эта способность сводится в основном к увеличению или уменьшению количества крови, притекающей к кожным покровам. Больший или меньший приток крови к коже, в свою очередь, обусловлен способностью кожных капилляров сужаться или расширяться. Это изменение просвета (диаметра) кожных капилляров осуществляется мышцами капилляров. В ответ на получаемые извне холодовые и тепловые раздражения от центральной нервной системы к кожным капиллярам по сосудодвигательным нервам направляются соответствующие импульсы. В результате кровенаполнение кожи либо увеличивается и она отдает больше тепла в окружающую среду, либо уменьшается и теплоотдача понижается.

Чем младше ребенок, тем хуже проходят в его организме процессы терморегуляции, тем быстрее при неблагоприятных условиях среды он может переохладиться или перегреться. Это объясняется тем, что у детей поверхность кожи относительно массы тела (на 1 кг) больше, ее роговой слой тоньше, а просвет кожных капилляров шире, чем у взрослых. В связи с малой приспособленностью детей младшего возраста передача раздражений к центрам и ответная реакция у них протекают замедленно и не в полную силу. Их организм часто не успевает быстро отреагировать и защитить себя от холода или жары. Поэтому детей младшего возраста приходится искусственно ограждать как от воздействия холода, так и от перегревания, чтобы предупредить возникновение у них различных заболеваний.



Закаливание в преддошкольном и дошкольном возрасте следует рассматривать как важнейшую составную часть физического воспитания детей. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: воздух, солнце и вода.

Под закаливанием понимают повышение сопротивляемости организма главным образом низким температурам, поскольку в возникновении ряда заболеваний важную роль играет охлаждение организма (болезни верхних дыхательных путей, воспаление легких, нефриты, ревматизм и т. п.).

Цель закаливания выработать способность организма быстро изменять работу органов и систем в связи с постоянно меняющейся внешней средой. Способность организма приспосабливаться к определенным условиям внешней среды вырабатывается многократным повторением воздействия того или иного фактора (холод, тепло и т.п.) и постепенного повышения его дозировки.

В процессе закаливания в организме ребенка происходят сложные изменения. Клетки покровов тела и слизистых оболочек, нервные окончания и связанные с ними нервные центры начинают быстрее и целесообразнее реагировать на изменения окружающей среды. Все физиологические процессы в тканях и органах, в том числе расширение и сокращение кровеносных сосудов, протекают экономичнее, быстрее и совершеннее. Кроме того, окрепшие под влиянием закаливания кожа и слизистые оболочки становятся менее чувствительными и менее проницаемыми для ряда болезнетворных микроорганизмов, а способность организма к борьбе с уже проникшими в него возбудителями возрастает.

В результате закаливания ребенок становится менее восприимчивым не только к резким изменениям температуры и простудным заболеваниям, но и к инфекционным болезням. Закаленные дети обладают хорошим и здоровьем, и аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью. Этих результатов можно добиться лишь при правильном выполнении закаливающих процедур.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЗАКАЛИВАНИЯ

Положительные результаты от закаливающих процедур можно ожидать только при соблюдении ряда принципов.

1. Постепенность увеличения дозировки раздражителя . Постепенность заключается прежде всего в том, что первые закаливающие процедуры должны как по своей силе, так и по длительности вызывать минимальные изменения в организме, и лишь по мере привыкания к данному раздражителю их можно осторожно усиливать. Закаливание лучше начинать в летнее время года, когда температура воздуха выше, чем в другие сезоны, и колебания ее не бывают резкими.

2. Последовательность применения закаливающих процедур. К Водным процедурам и солнечным ваннам можно переходить после того, как ребенок привык к воздушным ваннам, Вызывающим меньшие изменения в организме; к обливанию не допускают детей прежде, чем они не привыкли к обтиранию, а к купанию в открытых водоемах - раньше, чем с ними не проведены обливания.

3. Систематичность . Нельзя прерывать Закаливающие процедуры без серьезных к тому оснований, так как при этом исчезают те приспособительные изменения, или «механизмы», которые был и уже выработаны в процессе закаливания, и тем самым чувствительность организма к внешнему раздражителю снова повышается.

4. Комплексность . Специальные закаливающие процедуры не дают нужных результатов, если они в повседневной жизни ребенка не сочетаются с мероприятиями, направленными на укрепление его организма (прогулки на свежем воздухе, утренняя гимнастика, регулярное проветривание помещений и т.д.), и если они не проводятся комплексно. Так, воздушные ванны желательно сочетать с подвижными играми, физическими упражнениями и физической работой. Эти виды деятельности сопровождаются активными движениями, вызывающими потребность в глубоком дыхании, при котором площадь слизистых оболочек дыхательных путей, соприкасающаяся с воздухом, увеличивается. Кроме того, при движениях усиливается теплообразование, предупреждающее в прохладную погоду организм от переохлаждения. После того как ребенок привыкнет к воздушным ваннам, хорошо их объединить с солнечными и водными процедурами, а в летнее время - с купанием.

5. Учет индивидуальных особенностей ребенка . Прежде чем начать закаливание, необходимо тщательно изучить физическое и психическое развитие каждого ребенка. На основании данных медицинского обследования, педагогических наблюдений, сведений, полученных от родителей, воспитатель составляет характеристику ребенка. При проведении закаливающих мероприятий в детских учреждениях всех детей по состоянию их здоровья делят на З группы:

1) здоровые, ранее закаливаемые;

2) здоровые, впервые приступающие к закаливающим мероприятиям, и дети, имеющие функциональные отклонения в состоянии здоровья;

3) с хроническими заболеваниями и вернувшиеся в дошкольное учреждение после длительных заболеваний.

По мере закаливания, но не раньше чем через 2 мес, воспитанников переводят из одной группы в другую. Основанием для перевода должны быть следующие показатели: отсутствие в этот период острых заболеваний, положительная эмоциональная реакция ребенка на процедуру, отсутствие отрицательных внешних признаков на холодовый раздражитель (выраженная одышка, резкое учащение сердцебиения, появление «гусиной кожи»).

Представленные показатели соответствуют (отвечают) функциональным возможностям детей 2-й группы. для детей 1-й группы конечная температура воздуха и воды при закаливании может быть на 2-4°С ниже, для детей 3-й группы (на основании рекомендаций врача дошкольного учреждения) - на 2 °С выше. Температуру действующего фактора следует снижать постепенно (через 3-4 дня при местном воздействии и через 5-6 дней при общем) или сокращать время его воздействия.

6. Активное и положительное отношение детей к закаливающим процедурам . Результаты закаливания во многом зависят от того, как относятся к нему дети. Страх перед процедурами и тем более насильственное их проведение не будут способствовать положительному воздействию на организм. Важно продумать и организовать проведение процедур так, чтобы они вызывали у детей положительные эмоции.

Воспитателю следует на каждого ребенка завести специальную карту, в которой ежедневно отмечать дату, температуру воздуха, воды, продолжительность процедуры, а также реакцию на нее ребенка. Хороший сон, нормальный аппетит, бодрое настроение детей, а в дальнейшем улучшение их физического развития и здоровья будут свидетельствовать о положительном действии закаливающих процедур.

Закаливание воздухом

Воздух - наиболее доступное средство закаливания в любое время года. В атмосфере движение воздуха совершается интенсивнее, чем в помещении, поэтому кожные покровы человека, находящегося вне помещения, подвергаются более сильным его влияниям, что вызывает непрерывную защитную работу сосудодвигательных механизмов (сужение или расширение кожных капилляров). Систематическое пребывание ребенка на воздухе помогает организму выработать способность быстро адаптироваться к новым температурным условиям.

Закаливание воздухом начинается с хорошей вентиляции помещения, в котором находятся дети. Оздоровительный эффект его тем больше, чем большая поверхность кожи подвергается влиянию воздуха, поэтому необходимо постепенно приучать детей ходить в облегченной одежде (в зимнее время в помещении, а в теплую погоду вне его). При нормальной температуре воздуха дети должны находиться в двухслойной одежде и гольфах.

Во время воздушной ванны на тело ребенка действуют температура, влажность и скорость движения воздуха, а в весенне-летний период - еще и отраженные, рассеянные солнечные лучи. С детьми первого года жизни воздушные ванны можно проводить спустя 30-40 мин после приема пищи, а старше года - через 1-1,5 ч.

Воздушные ванны хорошо сочетать с массажем, пассивной и активной гимнастикой (дети первого года жизни), подвижными играми, работой в саду и на огороде (старшие дошкольники). Во время движений и трудовой деятельности в организме ребенка образуется тепло, которое предохраняет от переохлаждения и простудных заболеваний.

Младших детей (первый год жизни) во время воздушной ванны на несколько минут оставляют в одних распашонках, а затем и полностью раздевают. дети старше 1 года вначале принимают воздушные ванны в майках, трусах и легкой обуви, по мере закаливания - в трусах и, если позволяют условия, босыми.

Хождение босиком - хорошее средство для закаливания, укрепления и формирования свода стопы. В летнее время детей надо приучать ходить босиком по хорошо очищенному грунту (трава, гравий, песок). Начинать ходить босиком следует в жаркие, солнечные дни, постепенно увеличивая время с 2-З мин до 10- 12 мин и более. Минимальная температура воздуха, при которой детям разрешается ходить босиком, 20-22 °С.

Затем детей приучают ходить босиком и в помещении. Перед дневным сном им разрешают дойти до своей кровати по ковровой дорожке босиком. С детьми 5-7 лет рекомендуется проводить утреннюю гимнастику и физкультурные занятия сначала в носках, а потом и босиком. Полы в зале должны быть паркетными или покрыты пластиком, ковром. При температурах выше или ниже указанных наступает соответственно перегревание или переохлаждение, что может стать причиной заболевания.

Оздоровляющее действие воздуха необходимо также использовать при организации дневного сна и прогулок.

Воздушные ванны начинают проводить с детьми двухмесячного возраста. В теплую погоду их сон организуют в местах, защищенных от ветра и прямых солнечных лучей: на открытых верандах, террасах, специально оборудованных площадках под навесом или в тени деревьев, в лесу, на берегу реки или моря, в ненастные дни и зимой - на верандах или в комнатах при открытых фрамугах и форточках.

Закаливание солнцем

Лучистая энергия солнца оказывает огромное влияние на жизнедеятельность организма. Солнечные лучи, кроме видимых, с длиной волны от 390 до 760 нм, содержат невидимые лучи: инфракрасные (длина волны более 760 пм) и ультрафиолетовые (длина волны около 390 пм). Биологическое влияние на живой организм оказывают главным образом ультрафиолетовые лучи.

Под воздействием солнечных лучей химические и биологические процессы в клетках и тканях ускоряются, общий обмен веществ повышается, слой эпидермиса утолщается, особенно за счет увеличения количества пигментных клеток, которые при этом начинают усиленно вырабатывать красящее вещество меланин. В подкожном жировом слое под влиянием ультрафиолетовых лучей из провитамина ТЭ вырабатывается активный витамин i). Изменяется общее состояние организма, улучшаются настроение, сон, аппетит, повышаются работоспособность и сопротивляемость к различного рода заболеваниям.

Солнечные лучи оказывают благоприятное влияние на организм только при правильном их использовании, в противном случае они могут причинить вред, вызвать тяжелые ожоги, заболевание глаз, обострение некоторых болезней (туберкулез легких, токсический диффузный зоб, желудочно-кишечные расстройства). Даже при кратковременном действии солнца на коже детей, не привыкших к нему, может появиться покраснение (эритема) или ожог I степени, при более длительном его воздействии могут образоваться пузыри (ожог II степени) и даже омертвение кожи (ожог III степени). Солнечные ожоги кожи даже I степени, особенно если они обширны, сопровождаются общей болезненной реакцией: может повыситься температура тела, появиться озноб, вялость, головная боль, тошнота. Поэтому солнечные ванны надо проводить осторожно, с учетом возраста и состояния здоровья детей.

Есть ряд противопоказаний к применению солнечной радиации в целях закаливания. Облучение прямыми солнечными лучами не рекомендуется всем детям первого года жизни и детям более старшего возраста с резким отставанием в физическом развитии, страдающим малокровием, с повышенной нервной возбудимостью, в острый период заболевания. В этих случаях используется облучение рассеянным светом и отраженными солнечными лучами.

В дошкольных учреждениях закаливание солнцем осуществляется на прогулке, особенно в весенне-летнее время, при обычной разнообразной деятельности детей. Начинают со свето-воздушных ванн в тени деревьев, затем переходят к местным солнечным ваннам, для чего детям оголяют руки и ноги (на голове при этом должна быть светлая шапочка). Для проведения солнечных ванн игры детей организуют под прямыми лучами солнца на 5-6 мин, а затем ребят вновь уводят в тень. По мере появления загара солнечные ванны становятся общими, для этого воспитанников раздевают, оставляя их в трусах и майках, а затем в одних трусах. Непрерывное пребывание детей под прямыми солнечными лучами вначале составляет 5 мин, постепенно его доводят до 10 мин.

В течение дня продолжительность солнечных ванн может быть 40-50 мин.

В осеннее и зимнее время в средней полосе и особенно на Крайнем Севере, где мало солнечных дней, детей облучают ртутно-кварцевыми лампами. Облучать ультрафиолетовыми лучами рекомендуется всех детей 2 раза в год: в ноябре-декабре и в марте- апреле (15-20 процедур), обязательно без перерывов. При облучении необходимо обеспечить правильную дозировку ультрафиолетовых лучей, защитить глаза детей и персонала темными очками, а также строго наблюдать за реакцией каждого ребенка. Эти процедуры, которые проводит медицинский персонал, являются не только оздоровительным мероприятием, но и хорошей профилактической мерой против заболеваний детей рахитом, а также простудными и другими болезнями.

Введение. 3

Физиологическая сущность закаливания. 4

Индивидуальные особенности человека к закаливанию организма. 5

Польза закаливания. 5

Виды закаливания. 7

Закаливание воздухом. 8

Солнечные ванны.. 9

Водные процедуры.. 10

Снежные ванны.. 12

Хождение босиком. 13

Моржевание. 13

Заключение. 14

Список литературы.. 15


Введение

В укреплении здоровья, повышении работоспособности и профилактике простудных заболеваний хорошим средством - является закаливание.

Закаливание организма важно начинать в детском возрасте, когда терморегуляция находится в стадии формирования, и развиваются механизмы иммунобиологической защиты. Для полноценного закаливания необходимо использовать комплекс закаливающих процедур, соблюдая принципы комплексности, постепенности, систематичности и учёта индивидуальных особенностей организма. Также закаливание детей до года, очень важно. У них идет развитие организма и его формирование, закаливание малышей отражается на их здоровье и иммунитете.

Закаливание к холоду является самым распространенным и практически наиболее важным, т.к. оно способствует профилактике острых респираторных вирусных инфекций, благодаря стимуляции реакций иммунитета и совершенствованию процессов терморегуляции.

Закаливание осуществляется только в результате продолжительного систематического тренирующего воздействия физических факторов на организм при постепенном повышении интенсивности и продолжительности воздействия.

Физиологическая сущность закаливания.

В основе закаливания лежит постепенное повышение устойчивости организма к различным воздействиям окружающей среды (холода, тепла, пониженного атмосферного давления).

Закаливающие процедуры затрагивают все системы организма, улучшая их функции путем активизации обменных процессов. Однако, важно помнить, что достижение оздоровительного эффекта возможно при правильной методике проведения закаливания. Только систематическое использование закаливающих процедур во все времена года, без перерывов и с постепенным увеличением дозы раздражающего действия будет служить во благо здоровью.

Основные правила при проведении закаливания:

ü Правильный подбор и дозирование закаливающих процедур индивидуально для каждого человека с учетом возраста.

ü Строгая систематичность закаливания (должно проводиться круглогодично с изменением лишь видов и методов в зависимости от погодных условий, сезонов года).

ü Использование слабых холодовых воздействий при тренировке устойчивости к холоду (колебания температуры в пределах 2-4 градусов).

ü Проведение закаливающих процедур на фоне положительных эмоций и полного физического здоровья человека.

Закаленность организма может быть достигнута только при использовании комплекса мероприятий с учетом возраста людей, их состояния здоровья и степени тренированности организма, приобретенной в результате ранее производимых закаливающих процедур. Закаливающие мероприятия подразделяются на общие и специальные.

К специальным закаливающим процедурам относятся:

ü закаливание воздухом (воздушные ванны)

ü закаливание солнцем (солнечные ванны),

ü закаливание водой (водные процедуры)

Индивидуальные особенности человека к закаливанию организма

При выборе дозировки и форм проведения закаливающих процедур учитываются индивидуальные особенности человека – возраст, состояние здоровья, другие обстоятельства. Закаливающие процедуры, так же как и спортивные тренировки, лучше проводить по назначению врача и под его контролем. Объясняется это тем, что реакция организма на закаливающие процедуры у разных людей неодинакова. Дети, например, обладают большей, чем взрослые, чувствительностью к влиянию внешних факторов. Лица, слабо физически развитые или недавно перенесшие какое-либо заболевание, также значительно сильнее реагируют на воздействие метеорологических факторов по сравнению со здоровыми людьми. Нельзя, наконец, не считаться с возрастом. Обычно у человека в 40-50 летнем возрасте, а тем более в последующие годы происходят неизбежные возрастные изменения кровеносных сосудов и других систем организма. Пожилым и старым людям по этой причине особенно опасно пользоваться сильнодействующими закаливающими средствами и увлекаться длительными процедурами.

Не рекомендуется принимать солнечные ванны людям, больным туберкулезом легких, гипертонической болезнью, имеющим декомпенсированные пороки сердца, злокачественные новообразования и другие заболевания. Злоупотребление солнечными ваннами может привести к сильным ожогам за счет действия инфракрасной радиации, перегреву, солнечному и тепловому ударам.

Польза закаливания

Закаливание - метод физиотерапии по воздействию на организм человека различными природными факторами: воздухом, водой, солнцем, низкими и высокими температурами (относительно температуры тела) и пониженным атмосферным давлением, с целью повышения функциональных резервов организма и его устойчивости к неблагоприятному воздействию этих факторов. Закаливание следует рассматривать, как попытку приблизить образ жизни человека к естественному, не дать угаснуть врождённым адаптационным способностям организма.

При действии факторов окружающей среды в организме возникает сложный физиологический комплекс ответных реакций, в котором участвуют не отдельные органы, а определённым образом организованные и соподчинённые между собой функциональные системы, направленные на поддержание температуры тела на постоянном уровне.

В процессе закаливания совершенствуется работа организма: улучшаются физико-химическое состояние клеток, деятельность всех органов и их систем. В результате закаливания увеличивается работоспособность, снижается заболеваемость, особенно простудного характера, улучшается самочувствие.

Закаливание представляет собой систему профилактических мероприятий, направленных на повышение сопротивляемости организма человека к неблагоприятным факторам окружающей среды. Эти процедуры помогают выработать иммунитет и улучшить терморегуляцию организма. Закаливание считается одним из самых надежных и доступных способов сохранить здоровье.

Кроме непосредственного укрепления организма и повышения его защитных сил, закаливание также положительно влияет на следующие органы и системы:

· благоприятно воздействует на нервную систему;

· увеличивает силу мышц;

· улучшает кровообращение;

· нормализует артериальное давление;

· улучшает обмен веществ;

· повышает выносливость и работоспособность организма;

· улучшает настроение человека, придает ему бодрость и повышает тонус всего организма.

Закаленный организм даже в условиях сильных колебаний температуры окружающей среды способен поддерживать температуру внутренних органов в весьма узких границах. Именно поэтому закаленный человек легче переносит резкую смену погодных условий, критические перепады температур воздуха и воды, а также стрессы и неблагоприятные условия жизни.

Например: при резком снижении или повышении температуры внешней среды закаленный организм резко отреагирует сужением или расширением сосудов на угрозу возможного сильного охлаждения либо перегрева, и ограничит или повысит теплоотдачу, тогда как незакаленный организм не сможет так быстро отреагировать, и получит переохлаждение или перегрев.

Главное профилактическое значение закаливания заключается в том, что оно не лечит болезнь, а предотвращает ее появление. И при этом оно подходит практически любому здоровому человеку независимо от его возраста и степени физического развития.

Кроме этого закаливание человека повышает выносливость организма, укрепляет нервную систему, повышает иммунитет и сопротивляемость болезням. Закаливание считают одним из лучших способов сохранить здоровье.

Виды закаливания

Различные средства закаливания организма могут быть использованы не только с профилактической, но и с лечебной целью.

Рассмотрим основные виды и методы закаливания (по увеличению степени воздействия на организм) такие как:

1) закаливание воздухом;

2) солнечные ванны;

3)водные процедуры (обтирание, обливание, душ, купание в естественных водоемах, бассейнах или в морской воде);

4) обтирание снегом;

5) хождение босиком;

6) баня или сауна с купанием в холодной воде;

7) моржевание.

Закаливание воздухом

Воздушные ванны доступны человеку в любое время года и в любых условиях. Свежий холодный воздух при воздействии на частично или полностью обнаженное тело человека раздражает нервные окончания в коже, что рефлекторно способствует лучшему насыщению кислородом, усиливает кожное дыхание и тренирует систему терморегуляции. При этом в организме повышается скорость обмена веществ, улучшаются сон и аппетит.

Положительное влияние воздушных ванн зависит от температуры, влажности воздуха, чистоты и ионизации атмосферы.

Закаливание воздухом начинают при температуре 18-20 градусов. Первоначально продолжительность воздушных процедур должна составлять не более 10-15 мин, затем ежедневно ее надо увеличивать на 5-10 мин, постепенно доводя до 1,5-2 ч. При этом одеваться необходимо по погоде. Если температура воздуха ниже 10 градусов, то закаливание необходимо сочетать с физическими упражнениями. После приема воздушных ванн рекомендуется принять теплый душ. Воздушные ванны при правильном их применении улучшают кровообращение и обмен веществ, способствуют развитию сопротивляемости к острым респираторным заболеваниям, повышают тонус нервной системы. Однако длительность воздушной ванны определяется реакцией организма. Появление «гусиной» кожи, озноба или дрожи свидетельствует о чрезмерной длительности ванны и является сигналом для прекращения ее.

При неблагоприятных метеоусловиях (дождь, туман, высокое или низкое атмосферное давление, сильный ветер) принимать воздушные ванны не рекомендуется.

Также нельзя проводить закаливание воздухом при острых заболеваниях с повышением температуры тела, острых невритах или миозитах, а также при обострении хронических заболеваний суставов (артрита, артроза) и ревматизма.

Солнечные ванны

Наиболее активно воздействуют на организм и при правильном использовании наиболее для него полезны ультрафиолетовые лучи, которые целиком поглощаются кожей. Ультрафиолетовые лучи оказывают на организм сложное биологическое воздействие, улучшают обмен веществ, стимулируют деятельность нервной и эндокринной систем, способствуют выработке в организме витамина D.

Солнечные ванны с целью закаливания следует принимать разумно, иначе вместо пользы они могут принести вред, вызвать ожоги, перегревание, солнечный удар, перевозбуждение нервной системы. Особо строго дозировать их приём необходимо на пляже (в зависимости от возраста, пола, состояния здоровья, степени устойчивости к действию ультрафиолетовых лучей). Лучше всего загорать в утренние часы с 9 до 12, а на юге ещё с 16 до 19 ч. При этом человеку необходимо периодически менять свое положение, чтобы солнечные лучи воздействовали на все части тела равномерно.

Продолжительность процедуры в первый день не должна превышать 10 мин. Затем постепенно рекомендуется увеличивать количество времени, проводимого на солнце на 5 -10 мин, доведя его в конечном итоге до 2 часов После принятия солнечной ванны желательно искупаться или принять душ. После купания солнечная ванна не рекомендуется.

Необходимо помнить, что солнечные ванны нельзя принимать при острых заболеваниях и обострениях хронических болезней.

Меры предосторожности, от теплового и солнечного удара:

1) Не желательно принимать ванну натощак, а также сразу после еды;

2) Голову необходимо прикрывать шляпой, панамой или зонтом;

3) Глаза лучше защитить специальными темными солнечными очками;

4) Принимать ванну лучше в первой половине дня, с 11 до 13 ч;

5) Обязательно пользоваться солнцезащитным лосьоном или кремом;

6)Детям не рекомендуется сразу полностью раздеваться. Сначала ребенку надо дать походить по жаре в трусиках и майке и только затем, через 10-15 мин, снять майку. Не следует забывать о том, что голова ребенка обязательно должна быть прикрыта головным убором;

7) Пожилым людям желательно принимать солнечные ванны в течение не более 20-30 мин, лучше в тени, до 11 ч утра или после 16-17 ч.

Не следует чрезмерно увлекаться солнечными ваннами. Избыточное солнечное облучение может вызвать тепловой или солнечный удар, повышение температуры тела, головную боль, повышенную утомляемость и раздражительность.

Водные процедуры

Водные процедуры как закаливающее средство действуют наиболее эффективно и быстро. Этими качествами вода отличается потому, что обладает хорошей теплопроводностью (в 28 раз больше теплопроводности воздуха) и механическим действием, вызывающим большее термическое раздражение, чем воздух той же температуры. Термическое раздражение рецепторов кожи, вызванное водой, оказывает влияние на весь организм и прежде всего на органы кровообращения, тканевое дыхание, нервную систему.

Начинают закаливание водой с утра, тотчас же после сна и утренней зарядки, которая способствует равномерному согреванию тела.
Продолжительность водных процедур должна быть тем меньше, чем ниже температура воды.

Закаливание водой производят путем обливания прохладной водой и холодного обтирания мокрым полотенцем, губкой или рукой, смоченной холодной водой. Вначале обтирают верхнюю половину тела, после чего насухо вытирают кожу, а затем нижнюю. Продолжительность этой процедуры должна составлять 4-5 мин. Ежедневные обтирания повышают иммунитет, способствуют выработке устойчивости организма к простудным заболеваниям.

Обливание . Первоначально вода для обливаний должна иметь температуру +37-38 °С. В конце каждой недели температуру воды снижают на 1 °С. Длительность процедур первоначально составляет 1 мин и постепенно увеличивается до 2-3 мин.

После обливания рекомендуется растереть все тело махровым полотенцем. Очень полезно проводить контрастные процедуры, т.е. чередование обливаний горячей и прохладной водой. Это эффективно стимулирует активность кожных рецепторов, способствует укреплению сосудов, оказывает общеукрепляющее воздействие на организм.

Контрастный душ. Это чередование обливания горячей и прохладной водой. Его воздействие на организм состоит не только в температурном, но и в механическом раздражении рецепторов кожи. Изменение температуры заставляет сосуды попеременно то сужаться, то расширяться, что способствует укреплению стенок сосудов, улучшает кровообращение, цвет и эластичность кожных покровов.

За одну процедуру рекомендуется 4-5 раз менять температуру воды, при этом начинать лучше с теплой. Разница между температурой горячей и холодной воды сначала должна быть минимальной, со временем она повышается до максимально переносимой.

Купание в открытых водоемах. Является ценным методом закаливания является. Купаться можно как в бассейне, так и в открытых водоемах (в пруду, озере, реке, море). При этом на организм воздействует не только температурный, но и механический фактор воды, а при купании в открытом водоеме - еще и солнце и воздух. Кроме того, морская вода благоприятно влияет на организм благодаря богатому набору содержащихся в ней растворенных минеральных солей.

Кроме закаливающего эффекта, купание повышает интенсивность обмена веществ, тренирует сердечно - сосудистую и нервную системы.

Начинают сезон купания и плавания ранней весной при температуре воды не ниже 18 °С. Лучшее время для купания - утренние и вечерние часы, не ранее чем через 1-2 ч после еды. Благодаря постепенной тренировке купаться и плавать можно в воде с температурой ниже 5-10 °С.

Следует обратить внимание на то, что купаться в открытых водоемах не следует при повышенной температуре тела, при острых и инфекционных заболеваниях, при некоторых заболеваниях сердца и сосудов, а также при склонности организма к кровотечениям.

Правила при купании.

1) перед тем как начинать купаться, следует немного погреться на солнце, можно сделать несколько физических упражнений в течение 5-10 мин;

2) самое благоприятное время для купания в открытом водоеме - до 12 ч дня и после 16 ч вечера. При этом необходимо помнить, что нельзя купаться сразу после еды. Лучше это делать через 1-2 ч после приема пищи;

3) входить в воду, особенно прохладную, лучше постепенно, чтобы организм успел привыкнуть к температуре воды;

5) после купания следует обтереться чистым полотенцем. Не рекомендуется обсыхать на воздухе;

6) дети, особенно маленькие, должны купаться обязательно в присутствии взрослых, при этом недопустимо оставлять ребенка одного даже на минуту.

При купании в открытом водоеме следует соблюдать правила безопасности, чтобы предотвратить утопление. В частности, нельзя купаться, тем более нырять в незнакомом месте или в местах, не предназначенных для купания.

Снежные ванны

Снежные ванны выполняются в тихую снежную погоду, чтобы повысить сопротивляемость организма к воздействию холода.

Порядок проведения снежных ванн:

1) снять одежду с верхней части тела;

2) захватить в горсть снег, растереть им лицо и шею. Затем снова набрать в ладони снег и растереть грудь и живот. Затем точно таким же образом растереть снегом плечи и напоследок - руки.

Общая продолжительность растирания снегом составляет 10-15 с. Затем постепенно в течение 12 занятий ее доводят до 20-30 с.

Хождение бо­сиком

Хороший закаливающий эффект. Снимайте обувь на пляже, даче, при прогулках в лесу и т. д. Можно ходить босиком и дома по ковру или паркету, но к этому нужно привыкать постепенно, начиная с нескольких минут. Сначала ходите по полу в носках и, лишь привыкнув, не спеша переходите к хождению босиком.

Баня или сауна с купанием в бассейне. Тепловые процедуры являются хорошим закаливающим средством. При этом про­исходит улучшение в согласованности всех механизмов терморе­гуляции - нервной системы, сердечно - сосудистой, легочной и активизация функций сальных и потовых желез, что в общей слож­ности увеличивает теплоотдачу организма и обеспечивает постоян­ство нормальной температуры тела.

Сауна как лечебное средство показана при хроническом бронхите (с негнойной формой), аллергических заболеваниях, ревматоидном артрите без поражения внутренних органов, простудных заболеваниях (риниты, бронхиты, катары верхних дыхательных путей и др.)

С целью ускорения восстановительных процессов после больших физических нагрузок рекомендуется 1 -2 захода в сауну по 5-10 мин. С температурой воздуха 70-90 градусов и 5-15% с последующим тёплым душем.

Немаловажное значение име­ет так называемый массаж кожных кровеносных сосудов, их попеременное сужение и расширение, что повышает их эластичность и улучшает обмен веществ.

Закаливающие процедуры полезно сочетать с самомассажем и физическими упражнениями. Так, в суховоздушной бане используются бассейны, находясь в которых следует проводить самомассаж живота и конечностей, а также некоторые физические упраж­нения, например, силовые для рук и плавательные движения для ног.

Моржевание

Это купание в открытом водоеме в зимнее время. По степени воздействия на организм является наиболее сильной процедурой закаливания.

Начинать моржевание можно только после предварительного интенсивного закаливания холодом в течение длительного времени. Перед процедурой необходима консультация врача, так как при купании в воде температурой ниже +5 °С в организме человека происходят значительные затраты энергии, снижается температура тела, увеличивается частота сердечных сокращений и дыхательных движений, повышается кровяное давление. Не рекомендуется начинать моржевание в возрасте после 50 лет.

Начинать процедуру необходимо с нахождения в ледяной воде в течение 20-30 с, затем постепенно увеличивают продолжительность купания до 1 мин. Проводить в воде больше указанного времени не рекомендуется. При этом находиться на холодном воздухе раздетым следует как можно меньше. Зимой можно купаться не чаще 2-3 раз в неделю.

Моржевание нельзя проводить при некоторых заболеваниях сердечно-сосудистой системы и органов дыхания (при гипертонической болезни, атеросклерозе, бронхиальной астме, хронической пневмонии и др.), а также детям до 18 лет

Заключение

На основании проведенного мной анализа содержания реферата можно сделать следующие выводы:

Самое главное закаливание важно начинать в раннем возрасте, когда организм находится в стадии развития, терморегуляция еще не сформировалась, развиваются механизмы иммунной защиты и дальнейшего развития ребенка.

Для полноценного закаливания необходимо использовать комплекс закаливающих процедур с учётом индивидуальных особенностей организма. Как, например возраст, здоровье, подготовленность.

Закаливание осуществляется только в результате продолжительного систематического тренирующего воздействия физических факторов на организм. Только тогда можно добиться нужных результатов.

В заключение можно сказать, что закаливание является профилактическим средством при простудных заболеваниях, тренирует сердечно - сосудистую и нервную системы и т.д.


Список литературы

1. Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни. М.2001г. – 560с.

2. Журнал "Основы здорового образа жизни" Закаливающие процедуры.

3. Журнал "Искусство Жизни" / Спорт, диета, красота / Здоровье

4. Сайт www.vitaminov.net. Главные правила закаливания.

5. Сайт www.nutriclub.ru Закаливание детей до года.

6. Сайт www.gigiena-center.ru Закаливание организма

7. Сайт www.zdorovih.net Закаливание и его виды.

8. Сайт 2006 © Минский городской центр гигиены и эпидемиологии

Роль закаливания в сохранении здоровья”

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08

Закаливание - комплекс мероприятий, направленных на укрепление сопротивляемости организма неблагоприятным внешним условиям, иммунитета, улучшение терморегуляции, поднятия самооценки, укрепления силы духа. Во время закаливающих процедур защитный барьер усиливается в несколько раз, и при наступлении критических условий, человек бывает защищен и легче справляется с болезнями, житейскими трудностями.

Подготовка и меры предосторожности

Основное правило закаливания - последовательность действий и регулярность. Чтобы попытка оздоровиться, укрепить здоровье и дух не закончились больничной койкой, необходимо соблюдать следующие принципы мероприятия.

  • Здоровье. Приступают к процедурам только в полном здравии. Если признаки заболевания налицо, необходимо дождаться выздоровления.
  • Разрешение врача. Перед началом воздействия на организм непривычными методами, лучше проконсультироваться с доктором. Он определит оптимальную нагрузку, подскажет с чего начать.
  • Самоконтроль. Всегда следует прислушиваться к себе, следить за пульсом, температурой, давлением, аппетитом, сном, общим самочувствием.
  • Воспалительные процессы. Ликвидировать очаги воспаления в организме. К ним относятся больные зубы, миндалины, другие подобные островки скопления микробов.
  • Оптимизм. Приступать к закаливанию только при наличии положительного настроя, веры в силу процедур, огромного желания.
  • Системность. Процедуры проводятся независимо от погоды, без длительных перерывов. Если такое произошло, наращивать длительность воздействия и его силу надо с минимальных показателей.
  • Поэтапность. Интенсивности процедур достигают плавно. Нельзя сразу с разбега нырять в прорубь или начинать с обтирания снегом.
  • От малого к большему. Сначала прорабатывают комплекс щадящих мероприятий. Начинает, например, с обтирания или контрастных ножных ванн, затем переходят к обливаниям. Температуру понижают постепенно.

Видео сюжет

Виды закаливания, какое самое эффективное

Мероприятия по закаливанию в домашних условиях не требуют каких-то колоссальных финансовых вложений. Все, что связано с воздухом, водой и солнцем доступно и эффективно.

Воздушные ванны

Самый простой, распространенный, но не менее действенный вид закаливания, доступный круглый год. Они бывают:

Начинают закаливание воздушными ваннами с теплых температур при отсутствии ветра. Продолжительность первых сеансов 10 минут, далее идет постепенное увеличение времени. Необходимо соблюдать принцип контрастности, для чего надо снять одежду, чтобы создать максимальную площадь соприкосновения тела с прохладным воздухом. Можно совмещать с играми, энергичными движениями.

Если позволяет здоровье, холодные ванны допускается проводить при температуре 7-10 °C.

Водные процедуры

Вода - важнейший фактор существования человека. Температурное воздействие с определенным перепадом благотворно влияет на организм. Закаливание водой помогает справиться со стрессовыми ситуациями, ускоряет обменные процессы, повышает тонус мышц, сосудов. У человека меняется восприятие мира. Он становится более спокойным, веселым, бодрым, работоспособным.

Обтирание

Щадящая форма водного закаливания. Для проведения потребуется небольшое полотенце. Его смачивают в воде определенной температуры и начинают растирать тело, пока не начнет разливаться приятное ощущение тепла. Для первых процедур берут воду 22 °C или немного выше до 30 °C. Потом, каждые 2 или 3 дня, снижают температуру на 1-2 градуса до 12 °C и меньше.

Обливания

К обливаниям переходить можно через месяц обтираний. Воздействие на организм наиболее сильное. Температура воды для первых сеансов должна быть выше, чем для обтираний, где-то 30 °C. Затем ее постепенно снижают до +19 °C и ниже.

Купание в открытых водоемах

Самым эффективным и доступным видом закаливания является купание в открытых водоемах, к которому надо отнестись с осторожностью после перерыва на зимне-весенний период. Необходимо дождаться пока вода прогреется хотя бы до 20 градусов. Начинают с 3-х минут, постепенно увеличивая время пребывания в воде до 15 минут, не допуская переохлаждения.

Контрастный душ

Процедура чередования холодной воды с горячей.

Солнечные ванны

Оказывают особое благотворное влияние на иммунную систему. Однако, эти процедуры коварны: находясь на открытом солнце легко получить ожог кожного покрова. Необходимо строго соблюдать временные рамки, разумно выбирая часть дня (для процедур подходит утреннее солнце или вечернее с 16 часов). Лучше принимать ванны не на открытом месте, а в тени деревьев.

Прогулки босиком

Тренировки начинают летом, и плавно переходят в зиму. В холодное время длительность сначала сокращают, а после адаптации увеличивают.

Сауна

Отличный вариант закаливания, но использовать надо с осторожностью, поскольку после разогревания идет ныряние в холодный бассейн. Это под силу не каждому организму.

Видео информация

Терморегуляция организма и закаливание

Терморегуляция - внутренние механизмы, поддерживающие температуру тела на определенном уровне. Эта функция помогает не перегреваться организму при интенсивных нагрузках или высокой температуре окружающей среды, не позволяет погибнуть от переохлаждения.

Как только извне поступает сигнал, например, падает температура на улице, внутри нас начинаются процессы по выработке тепла, что не дает нам замерзнуть. Как только температура вокруг начинает подниматься, процесс замедляется.

Разделяют терморегуляцию физическую, когда в результате жизнедеятельности человека идет расход тепла. И терморегуляцию химическую - образование тепла при усилении обменных процессов в организме.

Основная роль по поддержанию стабильной температуры тела отводится коже. Эта чувствительная система мгновенно реагирует на все изменения внутри и снаружи. Рецепторы кожи передают сведения глубже, сосудам. В жару они расширяются, вырабатывают пот для охлаждения. В холод сужаются.

Помимо кожи, в терморегулировании участвуют:

У закаленного человека намного лучше работают все системы, и организм легче справляется с перепадами температур и переносит физическую нагрузку. Система терморегуляции у такого индивидуума более совершенна.

Пошаговая инструкция закаливания для взрослых

  1. Осознанное решение и положительный настрой. Закаливание должно стать образом жизни, а значит, придется пересмотреть режим, привычки, взгляды.
  2. Для начала процедур выбирайте теплое время года. Вы должны быть здоровы: не простужены, вне обострения хронических болезней. Скорректируйте режим сна, пересмотрите рацион.
  3. Подберите подходящий вариант закаливания. Не все могут переносить водные процедуры, тем более обливания холодной водой. При наличии болезней органов дыхания и сердца, надо остановиться на более мягких видах процедур. Спазмы, вызванные холодной водой, весьма опасны при этих патологиях.
  4. Постепенно наращивайте интенсивность нагрузки. Не выливайте на себя с первого дня ледяную воду. Сначала это должно быть обтирание. Температура снижается плавно, время увеличивается постепенно.
  5. Комплексный подход. Если с утра закаливаться, а вечером пропадать в баре за кружкой пива, от этого не будет толку. Поменяйте отношение к себе, своему образу жизни.
  6. Если вообще не переносите воздействие холодной воды, начинайте с воздушных или солнечных ванн, с зарядки без одежды перед открытым окном. Через некоторое время выходите на улицу, в парк, на стадион. Сочетайте с ходьбой босиком, но постепенно.
  7. Укрепляйте дух. Настрой должен быть только оптимистичный.

С чего начать закаливание детей

Регулярные закаливающие процедуры позволяют детскому организму адекватно воспринимать погодные катаклизмы, особенно понижение температуры. Закаленные дети реже болеют, легче переносят атаки вирусов.

Ребенку в отличие от взрослого сложно оценить свои ощущения, поэтому родителям необходимо внимательно следить за реакцией детского организма и соблюдать ряд правил. Переохлаждения недопустимы и чреваты серьезными последствиями.

Дети дошкольного возраста

  1. Проконсультируйтесь с педиатром.
  2. Начинайте с воздушных процедур. Они подходят всем, даже грудничкам. Это самый простой и безопасный метод. К нему относят: прогулки, проветривание, правильный подбор одежды, хождение босиком.
  3. Когда освоили воздушные, можно переходить к водным процедурам. Начинают с обтираний. К этому виду закаливания относят умывание прохладной водой, душ с чередованием холодного и теплого. Если ребенок здоров и весел, следующим этапом станет обливание, купание в водоеме.
  4. Солнечные ванны. Для маленьких детей — это пребывание в тени деревьев, вдали от прямых лучей, с обязательным ношением головного убора. На открытом солнце можно побыть ранним утром или вечером, сначала не более 5 минут, постепенно увеличивая время.

Дети школьного возраста

  1. Главное правило - постепенность. Ребенок не должен испытывать дискомфорта.
  2. В начале закаливания используйте воду не ниже +24 °C, доводя до +15 °C.
  3. Процедуры должны стать ежедневной системой, без пропусков. Исключить только дни болезней.
  4. Начинайте с обтирания. Сначала влажным полотенцем воздействуют на верхние части тела, вытирают и растирают до легкого покраснения. Затем тоже проделывают с животом и ногами. Для ребенка время процедуры до 4-х минут.
  5. После освоения этих процедур, переходите к обливаниям.

ВАЖНО! В водных процедурах главным является интенсивность раздражения, а не длительность.

Видео руководство доктора Комаровского

Мнения и отзывы врачей о закаливании

Специалисты указывают на позитивное влияние закаливания, но при этом они предупреждают о противопоказаниях.

Положительные стороны:

  • Укрепление иммунитета.
  • Тренировка сердца и сосудов.
  • Ускорение обменных процессов.
  • Антиаллергенный эффект.
  • Активизация механизмов омоложения организма.
  • Избавление от диабета, кожных заболеваний, радикулита.
  • Стабилизация нервной системы, укрепление силы духа.
  • Антидепрессивый эффект.
  • Ускорение кровотока.
  • Очищение организма.
  • Снижение веса тела.
  • Увеличение жизненной емкости легких.

ПОМНИТЕ! Закаленные люди значительно реже болеют, патогенные микроорганизмы хуже приживаются в их организме.

Перед началом оздоровления при помощи закаливающих процедур обязательно пройти всестороннее обследование. Есть болезни, при которых «моржевание» опасно для жизни и несет только вред. Среди них:

  • Высокое артериальное давление (гипертоническая болезнь).
  • Бронхиальная или сердечная астма.
  • Воспалительные процессы в различных органах и тканях.
  • Любые опухоли.
  • Заболевания сердечно — сосудистой системы.
  • Нарушение кровообращения сосудов головного мозга.
  • Опьянение алкогольное или наркотическое.
  • Аллергия на низкую температуру.