Святая Матрона Московская блаженная. «Сила моя в немощи совершается

Родилась блаженная Матрона в 1881 году в селе Себино Епифанского уезда Тульской губернии. Полное имя святой — Матрона Димитриевна Никонова. Село Себино расположено в 20 км от знаменитого Куликова поля. Родители святой - крестьяне Димитрий и Наталия. Они были простыми крестьянами, жили бедно, имели четверых детей. Блаженная Матрона была самой младшей. Родители были уже немолоды и учитывая ту нужду, в которой они находились, еще до рождения последнего ребенка, родители решили отдать ее в приют, где необеспеченные дети воспитывались за казенный счет.
Мать Матроны решила отдать будущего ребенка в приют князя Голицина в соседнее село Бучалки, но увидела вещий сон. Матрона явилась Наталии в образе белой птицы, у которой было человеческое лицо, но глаза были закрыты. Женщина приняла сон за знамение и отказалась от мысли отдать ребенка в приют. Матрона родилась блаженной, у нее не было глаз. Однако, как вспоминают очевидцы, мать любила свое несчастное дите от этого не меньше.

Блаженная Матроны была названа в честь преподобной Матроны Константинопольской, греческой подвижницы 5 века, память которой празднуется 9 ноября. Во время крещения, когда священник опустил дитя в купель, присутствующие увидели над младенцем столб благоухающего легкого дыма, что было принято как знак богоизбранности ребенка. Вот то рассказывает сам священник, отец Василий: «Я много крестил, но такое вижу в первый раз, и этот младенец будет свят». Еще отец Василий сказал Наталии: «Если девочка что-то попросит, вы обязательно обратитесь прямо ко мне, идите и говорите прямо, что нужно». Так же он добавил что праведная Матрона потом встанет на его место и даже предскажет его кончину. Впоследствии так и получилось: однажды ночью Матронушка вдруг сказала матери, что отец Василий умер. Перепуганные родители побежали к дому священника. Оказалось что он, действительно, только что скончался.

Рассказывают и о внешнем, телесном знаке богоизбранности Матроны – на груди девочки была выпуклость в форме креста, нерукотворный нательный крестик. Подруга матери святой Матроны позже рассказывала, что, когда девочка была еще младенцем, Наталия жаловалась что девочка не берет грудь в среду и пятницу, спит в эти дни сутками, и разбудить ее невозможно.

Матрона была не просто слепая, у нее совсем не было глаз. Глазные впадины закрывались плотно сомкнутыми веками, как у той белой птицы, что видела ее мать во сне. Но Господь дал ей духовное зрение. Будучи маленькой, Матрона каким-то непостижимым образом по ночам, пока родители спали, находила иконы, снимала их с полки и в тишине играла с ними.

Жизнь блаженной Матронушки не была легкой. Над ней часто издевалась детвора: они стегали ее крапивой, понимая что она их не увидит и не узнает кто ее обижал. Неоднократно сажали ее в яму, наблюдая как она будет выбираться оттуда. Поэтому Матрона перестала общаться с детьми и все чаще ее можно было застать в храме. У нее было любимое место – слева за входной дверью, где она неподвижно стояла во время службы. Она знала все песнопения наизусть и подпевала певчим.
В 7-8 лет у праведной Матронушки открылся дар предсказаний и исцеления больных. Жизнь Матроны начала меняться. Близкие стали замечать, что ей ведомы не только человеческие грехи, преступления, но и мысли. Она чувствовала приближение опасности, предвидела стихийные и общественные бедствия. Своей молитвой Матронушка могла исцелять от болезней и утешать пребывающих в скорби. В дом к блаженной Матронушке стали ходить и ездить посетители. Сюда везли больных из окрестных сел и даже губерний. В знак благодарности люди оставляли праведной Матронушке продукты и подарки. Так, вместо того чтобы стать обузой для семьи, Матрона стала главной кормилицей.

Был в житие Матроны случай, когда ее мать увидела как дочь сидит на завалинке, несмотря на холод. Мать ее позвала в избу, чтобы ты не мерзла. На что Матрона ответила: «Мне дома сидеть нельзя, огонь мне подставляют, вилами колют». Мать недоумевала: «Там нет никого». А Матрона ей объясняет: «Ты же, мама, не понимаешь, сатана меня искушает!»
Ксения Ивановна Сифарова, родственница брата блаженной Матроны рассказывала, как однажды Матрона сказала матери: «Я сейчас уйду, а завтра будет пожар, но ты не сгоришь». И действительно, утром начался пожар, чуть ли не вся деревня сгорела, затем ветер перекинул огонь на другую сторону деревни, и дом матери остался цел.

Жизнь Матроны была наполнена и путешествиями. Дочь местного помещика, благочестивая и добрая девица Лидия Янькова, брала Матрону с собой в паломничества: в Киево-Печерскую Лавру, Троице-Сергиеву Лавру, в Петербург, другие города и святые места России. До нас дошло предание о встрече святой Матронушки со святым праведным Иоанном Кронштадтским, который по окончании службы в Андреевском соборе Кронштадта попросил народ расступиться перед подходящей к солее 14-летней Матроной и во всеуслышание сказал: «Матронушка, иди-иди ко мне. Вот идет моя смена - восьмой столп России». Значения этих слов матушка никому не объяснила, но ее близкие догадывались, что отец Иоанн провидел особое служение праведной Матронушки России и русскому народу во времена гонений на Церковь.

В 17 лет жизнь Матроны усложнилась, у нее внезапно отнялись ноги. Сама матушка указывала на духовную причину своей болезни. Она шла по храму после причастия и знала, что к ней подойдет женщина, которая отнимет у нее способность ходить. Так и случилось. «Я не избегала этого - такова была воля Божия», — говорила Матрона.
С тех пор до конца своей жизни матушка была «сидячей». И сидение ее - в разных домах и квартирах, где она находила приют, - продолжалось еще 50 лет. Она никогда не роптала из-за своего недуга, а смиренно несла по жизни этот тяжкий крест, данный ей от Бога.
Еще в раннем возрасте святая Матрона предсказала революцию, как «будут грабить, разорять храмы и всех подряд гнать». Образно она показывала, как будут делить землю, хватать с жадностью наделы, лишь бы захватить себе лишнее, а потом все бросят землю и побегут кто куда. Земля никому не нужна будет.

Помещику из их села Себино Янькову Матрона советовала перед революцией все продать и уехать за границу. Если бы он послушал блаженную, то не видел бы разграбления своего имения и избежал ранней, преждевременной смерти, а дочь его - скитаний.
Односельчанка Матроны, Евгения Ивановна Калачкова, рассказывала, что перед самой революцией одна барыня купила дом в Себино, пришла к Матроне и говорит: «Я хочу строить колокольню».
«Что ты задумала делать, то не сбудется», - отвечает матушка. Барыня удивилась: «Как же не сбудется, когда все у меня есть - и деньги, и материалы?» Так ничего с постройкой колокольни и не вышло.

Удивляло людей и то, что святая имела обычное, как и у зрячих людей, представление об окружающем мире. На сочувственное обращение близкого к ней человека, Зинаиды Владимировны Ждановой: «Жаль, матушка, что вы не видите красоту мира!» - она как-то ответила: «Мне Бог однажды открыл глаза и показал мир и творение Свое. И солнышко видела, и звезды на небе, и все, что на земле, красоту земную: горы, реки, травку зеленую, цветы, птичек…»

Но есть еще более удивительное свидетельство прозорливости блаженной. Жданова вспоминает: «Матушка была совершенно неграмотная, а все знала. В 1946 году я должна была защищать дипломный проект “Министерство военно-морского флота” (я тогда училась в архитектурном институте в Москве). Мой руководитель, непонятно за что, все время меня преследовал. За пять месяцев он ни разу не проконсультировал меня, решив “завалить” мой диплом. За две недели до защиты он объявил мне: “Завтра придет комиссия и утвердит несостоятельность вашей работы!” Я пришла домой вся в слезах: отец в тюрьме, помочь некому, мама на моем иждивении, одна надежда была - защититься и работать. Матушка выслушала меня и говорит: “Ничего, ничего, защитишься! Вот вечером будем пить чай, поговорим!” Я еле-еле дождалась вечера, и вот матушка говорит: “Поедем мы с тобой в Италию, во Флоренцию, в Рим, посмотрим творения великих мастеров…” И начала перечислять улицы, здания! Остановилась: “Вот палаццо Питти, вот другой дворец с арками, сделай так же, как и там - три нижних этажа здания крупной кладкой и две арки въезда”. Я была потрясена ее ведением. Утром прибежала в институт, наложила кальку на проект и коричневой тушью сделала все исправления. В десять часов прибыла комиссия. Посмотрели мой проект и говорят: “А что, ведь проект получился, отлично выглядит - защищайтесь!”»

Были поистине удивительные случае в житие Матроны. Праведной передали что в ее помощи нуждается мужчина, живший в 4 км от Себино. Матрона сказала: «Пусть с утра идет ко мне, ползет. Часам к трем доползет». Он полз эти 4 км, а от нее пошел на своих ногах, исцеленный.
Однажды к матушке на Пасхальной седмице пришли женщины из деревни Орловки. Матрона принимала, сидя у окна. Одной она дала просфору, другой - воду, третьей - красное яйцо и сказала, чтобы она это яйцо съела, когда выйдет за огороды, на гумно. Женщина эта положила яйцо за пазуху, и они пошли. Когда вышли за гумно, женщина, как велела ей Матрона, разбила яйцо, а там - мышь. Они все испугались и решили вернуться обратно. Подошли к окну, а Матрона говорит: «Что, гадко мыша-то есть?» - «Матронушка, ну как же есть-то его?» - «А как же ты людям продавала молоко, тем паче сиротам, вдовам, бедным, у которых нет коровы? Мышь была в молоке, ты ее вытаскивала, а молоко давала людям». Женщина говорит: «Матронушка, да ведь они не видели мышь-то и не знали, я ж ее выбрасывала оттуда». - «А Бог то знает, что ты молоко от мыша продавала!»

Помощь, которую подавала святая Матрона болящим, не только не имела ничего общего с заговорами, ворожбой, так называемым народным целительством, экстрасенсорикой, магией и прочими колдовскими действиями, при совершении которых «целитель» входит в связь с темной силой, но имела принципиально отличную, христианскую природу. Именно поэтому праведную Матрону так ненавидели колдуны и различные оккультисты, о чем свидетельствуют люди, близко знавшие ее в московский период жизни. Прежде всего Матрона молилась за людей. Будучи угодницей Божией, богато наделенная свыше духовными дарами, она испрашивала у Господа чудесную помощь недугующим.

Матрона читала молитвы над водой и давала ее приходившим к ней. Пившие воду и окроплявшиеся ею избавлялись от различных напастей. Содержание этих молитв неизвестно, но, конечно, тут не могло быть и речи об освящении воды по установленному Церковью чину, на что имеют каноническое право лишь священнослужители. Но также известно, что благодатными целительными свойствами обладает не только святая вода, но и вода некоторых водоемов, источников, колодцев, ознаменованных пребыванием и молитвенной жизнью близ них святых людей, явлением чудотворных икон.

Матронушка часто повторяла: «Если народ теряет веру в Бога, то его постигают бедствия, а если не кается, то гибнет и исчезает с лица земли. Сколько народов исчезло, а Россия существовала и будет существовать. Молитесь, просите, кайтесь! Господь вас не оставит и сохранит землю нашу!»
Последний земной в своей земной жизни праведная Матронушка нашла на подмосковной станции Сходня (улица Курганная, дом 23), где поселилась у дальней родственницы, покинув комнату в Староконюшенном переулке. И сюда тоже потоком шли посетители и несли свои скорби. Лишь перед самой кончиной матушка, уже совсем слабая, ограничила прием. Но люди все равно шли, и некоторым она не могла отказать в помощи. Говорят, что о времени кончины ей было открыто Господом за три дня, и она сделала все необходимые распоряжения. Матушка просила, чтобы ее отпели в церкви Ризоположения. (В это время служил там любимый прихожанами священник Николай Голубцов. Он знал и почитал блаженную Матрону.) Она не велела приносить на похороны венки и пластмассовые цветы.
До последних дней жизни она исповедовалась и причащалась у приходивших к ней священников. По своему смирению она, как и обыкновенные грешные люди, боялась смерти и не скрывала от близких своего страха. Перед смертью пришел ее исповедовать священник, отец Димитрий, она очень волновалась, правильно ли сложила ручки. Батюшка спрашивает: «Да неужели и вы боитесь смерти?» «Боюсь».


2 мая 1952 года она почила. 3 мая в Троице-Сергиевой лавре на панихиду была подана записка о упокоении новопреставленной блаженной Матроны. Среди множества других она привлекла внимание служащего иеромонаха. «Кто подал записку? - взволнованно спросил он.- Что, она умерла?» (Многие насельники Лавры хорошо знали и почитали Матрону.) Старушка с дочерью, приехавшие из Москвы, подтвердили: накануне матушка скончалась, и нынче вечером гроб с телом будет поставлен в московской церкви Ризоположения на Донской улице. Так лаврские монахи узнали о кончине Матроны и смогли приехать на ее погребение. После отпевания, которое совершил отец Николай Голубцов, все присутствующие подходили и прикладывались к ее рукам.

Перед своей кончиной блаженная Матрона сказала: «Все, все приходите ко мне рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам».
Люди так и поступают сегодня, обращаясь к блаженной Матроне с просьбами об исцелении от болезней, встрече с суженым, материнстве, избавлении от алкогольной и наркотической зависимости, помощи в решении материальных проблем, в учебе или работе, избавлении от страданий.

Призывая в помощники святую Матрону, помните, что прежде всего нужно обращаться в молитвах к Спасителю и Пресвятой Богородице. Просите Матронушку помолиться за вас перед Господом и помочь вам.

К святой Матроне можно обратиться в храме, в который вы обычно ходите, или дома, или в любом другом месте: важна не обстановка, а твердая вера в Бога и молитва, совершенная с открытым сердцем. Обычно православные просят святых угодников о помощи, осеняя себя крестным знамением и прикладываясь губами к иконе. Но если перед вами нет образа Матроны Московской, мысленно представьте его себе, закрыв глаза, и почувствуйте связь с ней.

В православных молитвословах вы найдете акафист и молитву святой Матроне, с которой к ней обращаются с просьбой о помощи или благодарностью. Ее можно выучить наизусть или читать по книге. Если вы не знаете или не помните молитв, можно говорить от себя теми словами, которые идут из глубины души и сердца.
Более того, если вам требуется помощь святой Матроны и ее заступничество перед Господом, вы можете обратится к ней посредством письма. Отправьте его на почтовый адрес монастыря: 109147, г.Москва, ул. Таганская, 58, Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы г.Москвы, настоятельнице игумении Феофании (Мискиной). Можно также обратиться к Матроне с помощью электронной почты на адрес: [email protected]. Служители монастыря возложат ваши просьбы к мощам святой блаженной старицы.

Верьте, просите святую Матрону всем сердцем, но обязательно добавляйте: «Если на то воля Божья», поскольку только ему ведомо, что каждому из нас нужно для счастья.

Елицы



Главные дороги России – это не шестиполосные магистрали, где опознавательные знаки светятся неоновым светом. На главных дорогах России светятся совсем другие знаки – духовные, освещая ее путь из прошлого в будущее. Нет, ни случайно одна из самых почитаемых российских святых блаженная Матрона родилась близ Куликова поля, где 650 лет назад Дмитрий Донской прославился перед Богом и людьми, отвоевав у врага будущее России.

В Москве на Таганской улице, у стен Свято-Покровского женского монастыря всегда многолюдно. В жару и в снег, в дождь и в ненастье, выстаивая длинные очереди, люди идут поклониться святым мощам блаженной старицы Матроны, несут к ней свои беды, скорби и просьбы.

День 1 мая 1998 года был особенным. Честные останки праведницы были торжественно перенесены с Даниловского кладбища в Покровскую обитель. А через год случилось долгожданное: 2 мая, спустя 47 лет после своей кончины, Матрена Дмитриевна Никонова была прославлена в лики местночтимых святых. Москва обрела новую небесную покровительницу, а через 5 лет и вся Россия. В октябре 2004 года на Освященном Архиерейском Соборе святая блаженная Матрона Московская была причислена к лику общероссийских святых.

В Покровском соборе обители, перед ракой с мощами блаженной Матроны Московской согревает молящихся тихий свет неугасимой лампады. Свет, который проникая в самые потаенные уголки души человеческой, преображает ее, наполняя благодатными помыслами, укрепляя в вере, надежде, любви. И это, пожалуй, самое главное чудо, что совершается в каждой душе по молитвам святой праведницы, которая незримо обнимает всех и каждого, как самая любящая, самая заботливая мать. Даже в молчаливом обращении к ней, она нас слышит и видит, как видела своими святыми слепыми глазами при земной жизни.

Матрона Дмитриевна Никонова родилась 9 ноября 1881 году в бедной христианской семье. Родилась в день памяти преподобной Матроны Константинопольской 22 ноября по новому стилю и при крещении была названа в ее честь. Родители девочки, Наталья и Дмитрий уже имели четверых детей – 2-х сыновей и 2 дочери, и пятый ребенок при тяжелой материальной нужде был большой обузой. Поэтому еще до рождения ребенка в семье, было принято решение отдать его в один из приютов, которые во множестве существовали в царской России за казенный счет или на средства благотворителей. Дети бедноты, которые там воспитывались, получали не только кров и пищу, но и научались грамоте и профессии. Но девочке была уготована другая судьба.

Перед родами ее матери приснился сон. Прилетела к ней белая птица с женским лицом и закрытыми глазами, и села на правую руку. Она была столь прекрасна и благоуханна, что женщина не хотела просыпаться, а открыв глаза, поняла, что суждено ей родить дитя не простое, а Богом избранное. И действительно, избранничество младенца было отмечено абсолютной слепотой. Под веками у нее совсем не было глаз. Мать отказалась от мысли о приюте. Свое дитя несчастное она решила растить сама в любви и жалости.

Изба Никоновых стояла недалеко от сельской церкви, в которой девочку крестили. Во время крещения священник опустили ее в купель. Над младенцем поднялся столб благоухающего дыма. «Чюдо!» - зашептали прихожане, а батюшка Василий сказал: «Я очень много крестил младенцев, но такое вижу в первый раз. Она будет провидицей!».


В эту церковь на службы ее приносили родители, а потом она уже сама приходила, обретя здесь свой второй дом – духовный, где стяжала дар непрестанной молитвы. Потому-то и по сей день живет этот маленький храм, не стертый с лица земли, как тысячи других российских церквей, что святая вымолила его у Бога. И даже в самые жестокие богоборческие годы Матрона утешала односельчан, что храм ее никогда не разрушат.

Нам, живущим в век высоких технологий очень трудно представить быт бедной христианской семьи 19 века. В различных музеях мы видим лишь парадную сторону этого быта. А в избе Матроны многое было по-другому – холодный земляной пол; печь, которую топили соломой, а не дровами. На этой печи готовили скудный обед, в этой же печи мылись и на ней же спали. Пожалуй, только тряпичные куклы так похожи на те, в которые играли крестьянские дети. А Матрона в куклы не играла. Ночью, когда все уснут, она выползала из печи, снимала иконы, что висели в красном углу, гладила их, беседуя с ангелами и святыми.

И вот эта маленькая девочка, вступая в очень сложный и жесткий мир, а потом уже и жестокий, буквально с “младых ногтей” узнала, что такое людская злоба. Эту злобу выказали ее ровесники, дети, с которыми она так хотела играть и дружить как и все дети. Но они ее стегали крапивой, они над ней смеялись, заталкивали ее в яму и смотрели, как она слепая выбирается оттуда и как бредет домой. И конечно, она понимала, что она отвергнута, и конечно, она страдала. Когда другие дети играли и радовались, и смеялись, Матрона сидела дома или ходила в храм и разговарила с Богом.

Конечно ее считали просто калекой. Мать ее безумно жалела и говорила «несчастная ты моя», а Матрона восклицала: «Это я-то несчастная? Это вот братья мои несчастные». Она была поистине счастливым святым ребенком, на долю которого выпало уже тогда очень много испытаний.

Незрячая Матрона созерцала небесный духовный мир и духовное пространство России, и видела ее настоящее, прошлое и будущее. Ее детская, но уже окрепшая в молитвах душа безмерно страдала от неизбежности надвигающейся катастрофы. И девочка предсказывала, предупреждая, что будут грабить, разорять храмы и всех подряд гнать. Вот как пишет об этом в своих воспоминаниях очень близко знавшая Матрону Зинаида Владимировна Жданова: «Матрешенька образно показывала, как будят делить землю, хватать с жадностью наделы. Лягут на землю, руки вперед, лишь бы захватить себе побольше. А потом все бросят и побегут кто куда. Земля никому не будет нужна».

Помещичья усадьба Яньковых, когда-то процветала в Себино. Матрона, которую в этой дворянской семье искренне полюбили за благонравие и благочестие, в канун революции пыталась спасти Яньковых, советуя все продать и уехать заграницу. Если бы помещик ее послушался, то спасся бы. В итоге он стал свидетелем разграбления своего имения, от чего преждевременно умер, а его дочь Лидию постигла участь скиталицы. Но это случится уже после революции.

Матрона часто бывала в гостеприимной усадьбе князей Борякинских. Молва о том, что слепая девочка обладает духовными дарами, что по ее молитвам люди исцеляются от недугов и получают утешение в скорбях, неизбежно должна была выйти за пределы христианского дома Никоновых и помещичьей усадьбы Яньковых. Так и случилось. К Матронушке стали ездить страждущие не только из окрестных сел и деревень, но и из других уездов и даже губерний. А сама Матрона покидала свой дом только чтобы пойти на церковную службу в храм или отправиться на богомолье по святым местам. В эти поломнические поездки всегда брала ее с собой добросердечная Лидия Янькова – дочь помещика.

В Троице-сергиевой лавре Матрона бывала часто. Слепая Матронушка не привлекала к себе внимания. Калеки и даже прокаженные стекались сюда со всей России. Но постепенно она здесь становилась своей и даже жила какое-то время в конце своих земных лет вблизи лавры у родственников, скрываясь от преследований НКВД. И именно Троицкие монахи провожали Матрону в последний путь, приехав из лавры в Москву в храм Ризоположения на ее отпевание.

Икона Божией Матери «Взыскание погибших» явилась Матроне во сне. Потом она точно указала, на какой странице старинной книги, что хранилась в церковной библиотеке, искать ее изображение, с которого следует написать чудотворный образ. Матроне открылось, что наступают времена, когда лишь только одной Божией матери будет под силу спасать погибающие и погибшие во тьме воин, революции и безбожия людские души. И наверняка она предчувствовала, что скоро понесет тяжкий крест молитвенной борьбы за каждого, за всех, за Россию. Матрона говорила: «Обдерут нашего царя-батюшку», а когда это случилось, горевала: «напрасно Николай отрекся от престола. Не надо было этого делать, пожалел народ, принудили».

И действительно, в начале века в стране началась смута. Изнурительная война предвещала еще более страшные события. В это время Матрона продолжала свою тихую молитвенную жизнь, возвращая из небытия пропавших без вести, исцеляя больных, соединяя любящих, даруя надежду на светлое будущее – рождение ребенка. Революционеры свое светлое будущее творили уже сейчас – убивали, грабили и разрушали. Революционеры покушались не только на частную собственность, как они утверждали, они покушались на души людей, вырывая из них память о прошлом, извращая нравственные понятия, уничтожая веру. Разорялись монастыри, взрывались храмы, расстреливалось духовенство. Заживо погребенные гибли в лагерях православные миряне. Красный террор поставил своей целью полностью уничтожить православие и верующих. Почти в каждом городе России был свой Бутовский полигон, где проходили массовые расстрелы священнослужителей. Все это видела своим духовным зрением Матрона и призывала: «Кайтесь и молитесь, и Бог не оставит вас». Против открытой своевольной бесовщины сама читала и других наставляла читать 90-й псалом Псалтири.

В родном селе Матроны ломался тысячелетний уклад. К этому времени она уже давно потеряла способность ходить. Но слепая и обезноженная молитвенница за людей только еще больше возрастала в своей духовной силе, приводила к покаянию, укрепляла в вере, совершала чудеса исцеления, и продолжает совершать их по сей день.

Безбожная идеология разделяла людей на два лагеря – в одном за колючей проволкой горела свеча веры, в другом утверждался циничный атеизм. Разделялись и семьи. Матрона и ее братья уже не могли делить родной кров. Братья Матроны были против того, чтобы к ней приезжали за помощью люди со всей России, а таких было немало. Партийные братья выгнали Матрону из села. В 1925 году началась скитальческая жизнь Матроны. Она перебралась в Москву, где почти 30 лет, до самой своей смерти, ютилась по разным углам и домам. И каждый раз туда, где она находила пристанище, стекались просящие помощи люди.


Если бы люди понимали, что ценность жизни состоит не в стяжании богатства, не в наживе, а в стяжании добродетелей, мир был бы иным. И наше будущее стало бы иным, о чем молилась Матрона Московская при жизни и молится после ухода от нас. 2 мая 1952 года закончился ее земной путь. Но она всегда рядом и все видит. Недаром на некоторых иконах святая изображена с открытыми глазами.

День рождения Матроны Московской - знаменательный день, когда на свет появилась святая, помощница и заступница, женщина с удивительной судьбой и силы воли. Миссия Матроны на земле стала понятна семье и окружающим людям еще при рождении и крещении младенца.

В статье:

День рождения Матроны Московской

Матрона появилась на свет в девятнадцатом веке, в Тульской губернии, селе Себино, что находится в Епифанском уезде . Точный год и дата рождения святой не ясны: в разных источниках указываются и 1885-й и 1881-й, и годы между ними. Одни называют как дату рождения Матроны Московской 22 ноября 1881 года. Хотя тогда велась перепись населения, а при крещении записывали имя и год человека, но все утеряно.

К 132 дню рождения святой Матроны Московской на родине открыли музей.

Святая родилась слепой. Незрячей рожденная уже в следующем столетии и Изначально родители хотели сдать младенца в приют, но матери, богобоязненной и глубоко верующей женщине по имени Наталья, дочь во сне пришла в облике необыкновенно красивой белой птицы с лицом человека, но глаза закрыты. Наталья сочла подобное божьим знамением и пересказала сон мужу, столь же верующему и благочестивому Дмитрию. Совместно они решили не отдавать девочку, хоть и жили небогато.

При крещении, когда священник Василий (он почитался прихожанами как человек просвещенный, обладающий немалой верой) опустил Матрону в купель, над ней поднялся столб легчайшего благоуханного дыма с запахом церковного ладана. Тогда Василий сказал, что дитя ждет необыкновенная участь, и чтобы при необходимости или нужде у девочки родители шли к нему. Сам удивился такому повороту событий.

Матрона и впрямь избранница Бога: с младенчества соблюдала пост. Не пила молоко из материной груди по средам и пятницам, спала двадцать четыре часа в сутки, добудиться ее невозможно. По свидетельствам современников, родилась с отметиной на теле в форме крестика. Когда мать ругала за то, что Матрона снимала нательный крест, отвечала, что есть собственный. И Наталья решила, что неправильно ругать дочку за это и сочла подобное явление очередным знаком божьим.

Детские годы Матроны

Дом в селе Себино Тульской области, где родилась блаженная Матронушка. Фото 6 октября 2001 г.

Божьих знаков оказалось немало - начиная от физических особенностей девочки и заканчивая способностями, и их иначе как чудотворными назвать нельзя. Матрона не имела глаз: глазницы прикрыты веками, что не размыкались. Она имела иное, духовное зрение, невероятные слух, осязание и обоняние.

С детства она много времени проводила в красном углу перед иконами, в молитвах и мыслях о Боге. Деревенские детишки измывались над ней, дразнили и всячески мучали, Матрона нашла товарищей и друзей среди икон святых. Помимо природной тяги ко всему небесному, сама жизнь укрепила Матрону в мысли, что спасение есть в вере.

Способности к исцелению проявились лет с семи или восьми - девочка лечила больных, избавляла страждущих от недугов телесных и душевных. В этом возрасте удивила мать, сказав, что скоро у ее дочери будет свадьба. Мать позвала священника и причастила девочку. Вскоре к дому Натальи и Дмитрия подошла процессия, многие люди спрашивали Матрону. Здесь и проявился чудесный дар исцеления: просившие благословения уходили домой здоровыми, хотя многие имели неизлечимые болезни или увечья.

С ранних лет будущая Матрона Московская отмечена талантами, даром предвидения. Духовного состояния, он помогал прозревать будущее. Ощущала, когда приближается опасность, предсказывала общественные или стихийные бедствия. Имела духовную и телесную чистоту, потому ее молитвы огромной силы – исцеляли от хворей, утешали в скорби, избавляли от нужды.

К чудотворице потянулись просящие со всей России. Из местных деревень и селений, из дальних краев люди приезжали, поверив слуху о необыкновенной целительнице. Привозили больных, не встававших самостоятельно, безнадежных. В благодарность за спасение они оставляли семье подарки, порой щедрые. Слепая девочка превратилась в главную кормилицу.

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Себино с приделом Матроны Московской

Детские годы Матроны прошли в храме - близ дома Никоновых располагалась церковь Успения Божьей Матери. Как сказано выше, родители Матроны хранили в душах глубокую веру в Христа и посещали богослужения, старались не пропускать ни одного. Поэтому дочь спервоначала ходила в храм с родителями, а после - сама, она запомнила дорогу до деталей и не нуждалась в проводнике. У нее было свое привычное место: за входной дверью, слева, где она недвижимо стояла при службе. Там ее и находила мать, когда не докричалась дочери.

С самого детства будущая святая знала молитвы, соблюдала пост. Годы жизни Матроны Московской наполнены трудностями и препятствиями, но Бог оставался внутри души. Матрона приняла судьбу со смирением, как подобает истинно православному человеку.

Зрелые годы святой Матроны

Необыкновенный дар целительства сделал Матрону известной. Но девочка не гордилась: она начинала путь к истинной святости. В четырнадцать лет с помощью благочестивой девицы Лидии Яньковой , дочери зажиточного помещика, отправилась в паломничество по святым местам, посетила духовные столпы – Киево-Печерская лавру, Троице-Сергиеву лавру. Побывала в Санкт-Петербурге, а также других крупных и малых городах, священных местах России.

Отец Иоанн Кронштадский отметил Матрону, когда та пришла в Адреевский собор на служение. Подозвал девушку к себе, назвал преемницей. Со свойственной прозорливостью отец Иоанн предугадал особое служение Матроны во время грядущих гонений на православную церковь и годах большевистско-коммунистического террора.

Размеренная и обустроенная жизнь Матроны Московской закончилась в семнадцать лет - у целительницы отнялись ноги. Для многих подобный поворот судьбы – повод укорить Бога и усомниться в Его воле и провидении, но не для Матроны. Девушка наперед знала, что встретит женщину, и она лишит дара передвижения. Матрона не роптала на судьбу. До скончания дней, еще полвека, она смиренно несла этот крест по жизни, помогала страждущим и ничего не просила для себя.

Икона написана примерно в 1915 году. Всю жизнь Матрона не расставалась с ней. Теперь эта икона Божией Матери находится в Москве, в Покровском женском монастыре.

Всю жизнь Матрону окружали иконы. В той комнате, где она провела годы, – целых три красных угла. Иконы висели на стенах до потолка. Поспособствовала святая и созданию одной из них: с ее помощью собрали средства на создание иконы «Взыскание погибших ». Образ Богоматери имел чудодейственную силу, на долгие годы стал объектом паломничества. Во время жестокой засухи икону выносили на луг, служили молебен. И начинался дождь, поивший землю живительной влагой. Такова сила Божьей Матери.

Искавшие спасения во Христе, исцеления руками Матроны потоки людей не ослабевали с годами. Она помогала больным и скорбящим, просила за них, молилась за людей, какое бы зло они ни чинили. Молитва Матроны над водой давала особые силы: пившие исцелялись. Не обладая никаким церковным саном, Матрона не дерзала освящать воду, это право священника или монахини, она творила чудеса, скромно о них умалчивая. А, как мы знаем, скромность - украшение добродетели.

Годы жизни при большевиках

Во время семнадцатого года, когда к власти пришли большевики, братья Матроны стали убежденными коммунистами и активистами села. Присутствие в доме православной сестры, к которой ходили люди со скорбями, было для них как бельмо на глазу. Братья боялись, что подобное родство опасно для них и их семей – в те годы набирала обороты антирелигиозная и антиправославная, направленная на искоренение веры в Христа кампания.

Не держа зла на своих заблудших братьев, матушка покинула родное село и переехала в столицу России, где жила до конца своих дней. Многие считают, что это событие - точка отсчета, поворот судьбы, где исчезла сельская святая и родилась Матрона Московская. Путь оказался нелегким: жизнь Матроны в Москве сопровождали тяготы, лишения и опасности. Приходилось скитаться по квартирам, перебиваться с хлеба на воду, опасаться прихода милиции – могла нагрянуть по доносу соседей приютивших хозяев. Чудесный дар помогал святой предсказывать приход милиции. Он спасал саму и ограждал владельцев квартиры от ареста.

Со слепой провидицей происходили жуткие вещи: в одном из домов, где жила, было так холодно, что волосы женщины примерзли к стене. В другой раз, зная о грядущем приходе милиции, Матрона намеренно осталась в квартире. Милиционеру сказала, что не убежит, потому что слепая, но ему нужно поторопиться домой. Тот послушался матушку и спас жену, которая могла сгореть при пожаре. После этого милиционер наотрез отказался арестовывать Матрону.

Матрона продолжала принимать людей днем, слушать просьбы. Ночью молилась. Не спала, подобно подвижникам древности. Дремала на жесткой лежанке. Молитвы спасли многих от заблуждений и погибели, от утраты души.

Предсказала Матрона и грядущие мировые войны. Утешила: Россия не падет, но будет страдать до избавления от захватчиков. Сказала, что в Тулу враги не войдут. Все подтвердились.

Помощь ее также действенна. Не отказывала матушка никому, кроме людей лукавых, со злым умыслом. Во всякой заблудшей душе она видела свет, но человек сам не искал спасения, приходил лечиться. Тех, кого могла, спасала, несмотря на давление коммунистической власти.

Второго мая 1952 года Матрона Московская отошла в мир иной. Ее похоронили на Даниловском кладбище, куда долго ходили люди. И сегодня место погребения Матронушки привлекает тысячи паломников из России и заграницы. Смерть стала началом канонизации и прославления как святой и посланницы Божьей .

Праздник святой Матроны Московской

История Русской Православной Церкви, как и Вселенской, полна чудесными историями святых и монахов, целителей и просто служителей, которых Господь избрал. И, вопреки злым словам гонителей церкви, эти истории относятся не к началу веков, но и к совсем недавнему времени.

Хорошим примером является житие святой Матроны Московской, которая жила в XX веке на территории СССР.

Житие святой Матроны

Житие матушки Матроны полно чудесных историй и свидетельств . Святую многие знают, некоторые даже застали ее при жизни.

Преставление Матроны

Лаврские монахи знали старицу и уважали ее, поэтому все они посетили ее похороны.

Жизнь после смерти

Через тридцать лет после смерти страдалицы Матроны Московской ее могила на Даниловском кладбище стала целью многих паломников.

Кто-то приезжал посетить могилу в качестве почтения, кто-то приходил помолиться, веря, что и после смерти святая сможет помочь. Люди стекались со всех областей России, приезжали и из-за рубежа.

Блаженная при жизни была глубоко верующей, истинной православной служительницей. Ее сердце было полно сострадания к людям и любви. Добрая слава о ней не умерла вместе с ней, но живет уже более сорока лет после ее смерти, точно так же, как и подвиг ее христианской веры в благочестии и целомудрии.

Житие преподобной Матроны Московской