Технологическая карта урока по окружающему миру "Почему радуга разноцветная?". Конспект урока по окружающему миру "Почему радуга разноцветная?"(1 класс)

а ) Для того, чтобы ответить на эти вопросы мы проведем небольшое исследование.

Работать будем в парах. Возьмите конверт под номером 1.

Используя все вложенные в него картинки попробуйте создать настроение летнего дня после дождя.

(дети работают с раздаточным материалом: дом, дерево, солнце, туча и разноцветные волнистые полоски семи цветов)

Какие возникли затруднения? (не могут правильно расположить цвета радуги)

Для чего у вас появились полоски 7 цветов? Что они обозначают?

- Как вы думаете, а почему я вам дала не прямые, а волнистые полоски?

Б ) – Давайте мы рассмотрим, как радуга образуется при помощи луча и призмы. Призма это прозрачное стекло, заменяющая капельку воды. Оказывается, цвет – это волны, которые мы воспринимаем глазом. Солнечный свет представляет собой волны разной длины и поэтому они разного цвета.

Что нам заменяла призма? (Капельку воды)

Что стало с солнечным лучом, когда он прошел через призму? (Распался на цветные лучики)

Кто же главный “художник” в природе? (Солнце)

Почему же радуга разноцветная?

Причина этому солнечный свет. Мы считаем, что он белый, но на самом деле он состоит из семи цветов. Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их, как белый цвет. А когда на пути их встречается капля воды, она преломляет свет, как призма

Так и в капельке лучик распадается на семь цветов. Таким образом, и получается радуга.

Какие же мы молодцы. Нам просто необходимо немного отдохнуть

3. Физминутка

Давайте вернемся к нашей радуге, которая у вас получилась на парте. А почему у каждой пары получилась своя радуга?

Бывает ли такое в реальной жизни?

Из каких цветов состоит радуга?

Как их правильно расположить?

4 . Решение проблемной ситуации. Продолжение изучения нового материала.

Чтобы запомнить цвета радуги, люди придумали такую фразу – подсказку:

« Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».

Кто догадаете, как подсказка может нам помочь?

По первым буквам этих слов определяется порядок цвета. И запомните ребята цвета всегда идут по порядку и никогда не могут поменяться местами.

Работа в парах (исправление ошибки, на доске появляется радуга.)

Вот теперь исправьте ошибки в своей радуге.

5. Обобщение ответов учащихся

Ребята, а на какое слово похоже слово радуга?

Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут - радуга.

Иногда на небе можно увидеть не одну, а две радуги.

Когда мы смотрим на радугу с земли, она кажется нам дугой. Если на радугу посмотреть с высоты, например с самолета, она будет казаться кругом.

МКОУ Мирнинская СОШ

Открытый урок

"Почему радуга разноцветная".

(Окружающий мир.1 класс.)

Составила

Кишулько Татьяна Петровна

Учитель начальных классов

2014 г.

Цель: формировать первоначальное представление о свете и цвете Задачи : познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью; обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений; воспитывать интерес к изучению нового. Тип урока: решение частных задач Оборудование: Мультимедиопроектор, полоски цветной бумаги, краски, цветные карандаши, фломастеры, песня, стихи, презентация, альбомные листы.

В ходе урока учащиеся будут иметь возможность: - описывать чувства, возникающие при виде радуги; - называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника; - запомнить последовательность цветов радуги; - высказывать предположения о причинах возникновения радуги; - работать в паре: отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок; - осуществлять взаимопроверку, взаимопомощь.

Формирование УУД: Предметные – перечислять цвета радуги в правильной последовательности. Познавательные – добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания, перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Коммуникативые – слушать и понимать речь других, работать в паре, договариваться. Регулятивные – Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке Личностные – освоение роли ученика; формирование интереса к учению.

1. Организационный момент

Начинается урок, он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять, многое должны узнать.

2. Актуализация знаний

Я приготовила вам задание, выполнив которое, мы узнаем тему нашего урока.
Начнём наш урок со сказки.
Однажды Муравей Вопросик попал под сильный дождь и спрятался под листочком. А когда дождь почти закончился, и появилось солнце, Муравей услышал, как высоко в небе кто – то запел тоненьким голоском:
Я всегда со светом дружен. Если солнышко в окне,
Я от зеркала, от лужи пробегаю по листве..
- Кто ты? – спросил Муравьишка.
- А вы, ребята, как думаете, кто это был?(солнечный зайчик.)
- Что ты делаешь там, так высоко? – спросил Муравей.
- Я делаю чудеса! – ответил Солнечный зайчик.
И тут Муравьишка увидел в небе…
- Давайте отгадаем загадку и узнаем, что увидел Муравьишка:
Что за чудо – красота!
Расписные ворота показались на пути,
В них ни въехать, ни войти (радуга)
- Как же так? – удивился Муравьишка. – Ты Солнечный зайчик сам белый, а радуга разноцветная! Почему радуга разноцветная?
Засмеялся Солнечный зайчик и ничего не сказал. А нам с вами надо ответить на этот вопрос.

3. Тема урока. Постановка проблемного вопроса . - Какие явления природы вы знаете? – О каком явлении природы мы сегодня с вами будем говорить на уроке? (О радуге.) - Когда в небе появляется радуга? (Когда светит солнце и идёт дождь.)
- Поговорим о радуге.
Слайд 1 - Должны узнать, что такое радуга, как и когда она появляется.
- От какого слова происходит слово радуга? (радость). Почему возникло затруднение? Что нам поможет?
- Ребята, когда в небе появляется радуга? (Когда светит солнце и идёт дождь)
– Дети, кто из вас видел радугу? Слайд 2

– Какое настроение было, когда ты увидел радугу? На какое слово похоже слово радуга?

Слово « радуга» похоже на слово « радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут – радуга . Какие приметы вы знаете? Слайд 3

Иногда на небе можно увидеть не одну, а две радуги. Слайд 4

Когда мы смотрим на радугу с земли, она кажется нам дугой. Если на радугу посмотреть с высоты, например с самолета, она будет казаться кругом.

Все вы летом любите шлепать по лужам во время теплого дождя! Как под душем, только лучше! Потому что пахнет дождем, мокрой землей, травой, а воздух чистый, свежий. Хорошо!

Но вот дождь стихает. Тотчас же проскальзывает солнечный луч, а крупные капли дождя еще падают и падают... И вдруг кто-то радостно кричит:

– Радуга! Смотрите – радуга! И в самом деле, через все небо перекинулась разноцветная дуга, словно огромные ворота в небе. – Ребята, кто заметил, когда в небе появляется радуга? (Когда светит солнце и идёт дождь).

Откуда они взялись? Кто их построил так быстро и так красиво?

4. Решение проблемного вопроса – Кто же построил радугу? Кто мастер-строитель?

– А кто из вас знает, как это происходит? Слайд 5

Причина появления радуги – солнечный свет и дождик. Мы считаем, что свет белый, но на самом деле он разноцветный. Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их как белый свет. А когда на их пути встречается капля воды, она преломляет свет, как призма, и раскладывает его на разноцветные лучи. Слайд №6 Таким образом на небе, напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной.

Что такое радуга? (Это солнечное свечение.)

Закрепление по учебнику. Открываем учебник страница 41 и ещё раз прочитаем как получается радуга. (Дети читают самостоятельно, затем вслух.)

5. Физкультминутка. Радуга.
В небе дождь, гроза. Закрывай глаза!
Дождь прошел. Трава блестит.
В небе радуга стоит.
По траве босиком, прямо в небо прыжком.

6. Постановка проблемного вопроса

Сколько цветов у радуги? (семь)

– Кто знает, из каких цветов состоит радуга? (Высказывания детей.)

В радуге семь цветов, и все они всегда расположены всегда в одном порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый

– Как запомнить их по порядку и очень быстро?

7 . Решение проблемной ситуации. Слайд 7

– Чтобы запомнить цвета радуги, люди придумали такие фразы – подсказки: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».

8. Первичное закрепление знаний. Работа по учебнику (с. 41).

– Что делают Черепаха и Муравьишка? (Поливают.)

– Как вы думаете, что они хотят получить? (Радугу.)

– Может ли получиться у них радуга? (Да.)

– Почему? (Солнечные лучи пройдут через капли воды и получится радуга.)

9. Закрепление. Работа над проектом (работа в парах)

а) Выбор проекта, обоснование.

– Чтобы запомнить порядок цветов в радуге, предлагаю создать веселую радугу.

б) Выбор материалов и инструментов.

– Давайте подумаем из чего можно сделать радугу? (Карандаш, пластилин, акварель, цветная бумага.)

– Какой способ выбираете вы?

в) Планирование проекта.

– Работать будем в паре. Между собой договоритесь, кто будет, какую полоску радуги рисовать. На белом листе отмечены дуги радуги. Сколько дуг нарисовано? (7)

– Определим цвета наших полосок. (Дети отмечают буквами названия цветов.)

г) Практическая работа. В это время звучит песня «Кто построил радугу»

(Дети самостоятельно разукрашивают радугу.)

д) Защита проекта.

– У кого же самая веселая радуга? (Свою радугу дети вывешивают на доску)

10. Радуге посвящено очень много стихов давайте их расскажем.

В небе дождь, гроза, закрывай глаза!
Дождь прошел, трава блестит,
В небе радуга стоит.
Поскорей, поскорей выбегай из дверей,
По траве босиком, прямо в небо прыжком

Солнце светит и смеется,
А на землю дождик льется.
И выходит на луга семицветная дуга.

Теплым майским днем барабанщик-гром
Словно молотом бьет по туче: «Бом!».
Туча дождик льет, ветер краски трет
И рисует РА- и рисует ДУ- и рисует ГУ. Радугу!
Ленты разноцветные над землёй парят,
Люди изумленные в небеса глядят.
Радуга раскинула ровный полукруг,
Ореолом праздничным распахнулась вдруг.
Чудо разноцветное, таинство Земли,
Диво безответное в солнечной пыли. Радуга умытая видится вдали.
Коромысло дивное на плечах Земли.

Как неожиданно и ярко На влажной неба синеве
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла -
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла. Летний дождь прошел с утра, выглянуло солнце. Удивилась детвора, посмотрев в оконце, - Семицветная дуга. Заслонила облака

11 . Закрепление нового.

А . Работа парами. В конверте разноцветные полоски.

Задание . Помогите Муравьишке собрать радугу.

Проверка по слайду – слайд № 8

Б. Работа в тетради /А.А.Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс./

Задание № 2. Прочитайте задание. Раскрасьте шарики и вагончики.

Проверка.

12. Тест. Слайд № 9
- Туча – это темное, густое облако;
да нет
- Ситничек – это сильный проливной дождь; да
нет
- Ветер дует, потому что качаются деревья; да
нет
- В радуге оранжевый цвет идет после синего; да
нет
- Радуга состоит из пяти цветов; да
нет
- Ветер – это движущийся воздух;
да нет
- Эхо бывает только в горах; да
нет
- Звуки издают только живые существа;
да нет
- Радуга образуется, когда солнечные лучи
попадают в небе на капельки дождя.
да нет

Проверка. Слайд № 10

13. Рефлексия
Ребята, о чём вы сегодня расскажете своим родителям о нашем уроке?
– Кто для себя сделал открытие?

Тема : «Почему радуга разноцветная?»

Цель урока :

Формирование представлений о причинах возникновения радуги;

Развитие умения наблюдать, сравнивать, делать выводы;

Воспитание интереса к познанию природных явлений.

Планируемые результаты

Предметные:

    понимать причины возникновения радуги;

    называть цвета радуги в определенной последовательности

Метапредметные

Регулятивные:

    понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить и оценивать свои достижения на уроке;

Познавательные

    использовать приемы запоминания цветов радуги;

    добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (видео, текст, иллюстрация и др.);

    перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений

Коммуникативные

    работать в паре, выполнять задание, осуществлять самопроверку

Личностные

    понимать целостность картины мира

Ресурсы урока: Плешаков А.А. Учебник, с.40,41; рабочая тетрадь к учебнику «Мир вокруг нас» А.А.Плешаков, с. 20, 21; фрагмент мультфильма «Семья Почемучек», предметные картинки (солнце, тучка, радуга, мальчик).

Ход урока.

I . Организационный момент (проверка готовности к уроку) см. конспект по чтению

Учитель:

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать рассуждать

И друг другу помогать.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости, дорогие,

Захотели вновь прийти!

II . Активизация знаний. Мотивация к познавательной деятельности

2.1.- Прочитайте слова:

ветер дождь радуга

Докажите, что у этих слов есть общий признак. (Ветер, дождь, радуга - природные явления.)

Объясните причину возникновения ветра. (Теплый воздух поднимается вверх, а холодный устремляется на его место.)

Объясните причину возникновения дождя. (Капли дождя, из которых состоят тучи, тяжелые. Они не могут долго держаться и падают на землю.)

Объясните причину возникновения радуги. (Учащиеся затрудняются ответить.)

Почему у вас возникло затруднение? (Не знаем, недостаточно знаний.)

Ребята, а кто из вас видел радугу?

О чем мы сегодня с вами поговорим на уроке? (о радуге).

Что бы вы хотели узнать о ней? ? (Что такое радуга? Как появляется радуга? Почему радуга разноцветная? Из каких цветов состоит радуга?)

2.2. - Сформулируйте тему урока. (Почему возникает радуга. Как возникает радуга и др.)

Сравните ваше название с названием темы в учебнике. (Почему радуга разноцветная.)

Прочитайте в учебнике, какие учебные задачи мы поставим перед собой. (Узнаем, как возникает радуга. Научимся перечислять цвета радуги в правильной последовательности.)

III. Организация познавательной деятельности

Какое настроение у вас бывает, когда вы видите радугу? (радостное)

Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» (табличка) назвали ее в старину и верили, что оно приносит счастье. С тех пор так и зовут – радуга.

IV . Открытие нового знания (первичное усвоение новых знаний)

4.1 Давайте послушаем стихотворения о радуге

Чтение стихотворений о радуге. (читают подготовленные дети)

1. Солнце светит и смеется,

а на землю дождик льется.

И выходит на луга

Семицветная дуга! (Данил)

2. Летний дождь прошел с утра,

Выглянуло солнце.

Удивилась детвора,

Посмотрев в оконце, -

Семицветная дуга.

Заслонила облака (Настя)

4.2 Проблемная ситуация.

А почему семицветная? (из 7 цветов)

Проблемный вопрос. Почему же радуга разноцветная? Как вы думаете?

4.3. Просмотр видеосюжета

Посмотрите мультфильм и найдите ответ на вопрос «Как возникает радуга?».

4.4. Беседа

Что нового и интересного для себя вы узнали? (Кажется, что свет белый, но он состоит из различных цветов).

Каждый цвет распространяется разными волнами.

Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга.

Если мы будем находиться над дождем, то увидим, что радуга имеет форму круга.

Радугу можно увидеть вечером, когда солнце находится низко над горизонтом.

В каждой капельке дождя свет преломляется и распадается на разные лучики .

Смогли вы найти ответ на вопрос «Как возникает радуга?» (Да.)

Вывод: радуга появляется тогда, когда светит солнце и идёт дождь.

4.5 объяснение учителя.

Построили радугу солнечные лучи и дождевые капли. Дождь заканчивается. Редкие капли еще падают на землю, но из-за тучи уже выглянуло солнце. Солнце светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли, распадаются на разноцветные лучики, и на небе напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной.

Что такое радуга? (Это солнечное свечение) (табличку на доску). Причина этому - солнечный свет. Мы считаем, что он белый, но на самом деле он состоит из семи цветов. Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их как белый свет. Проходя через капли воды, лучи солнечного света расщепляются на 7 цветов. Таким образом, на небе появляется радуга. (СЛАЙД)

IV . Физминутка

Здравствуй, радуга-дуга,

Разноцветный мостик!

Здравствуй, радуга-дуга!

Принимай нас в гости.

Мы по радуге бегом

Пробежимся босиком.

Через радугу-дугу

Перепрыгнем на бегу.

И опять бегом, бегом

Пробежимся босиком.

Дети выполняют поклон.

рисуют в воздухе дугу,разводят руки в стороны.

Вновь выполняют поклон.

Шаг на месте

Бег на месте

Прыжки на носках.

Делают еще четыре прыжка на носках.

Бег на месте

4.6. Работа в парах

Задание по плану

1. Возьмите призму (прозрачная призма заменяет в опыте капельку воды),

3. Рассмотрите получившие разноцветные лучики.

4.Заполните таблицу

Задание

Что наблюдали? (записать)

Возьмите призму.

Направьте призму на солнечные лучи

Что увидели на стене?

Рассмотрите разноцветные лучики.

Какие цвета увидели? Зарисуйте их.

Вывод: из опыта доказали, что луч света, проходя через призму, распадается на разные цвета.

4.7. - В чем, по вашему мнению, красота радуги? (В необычной форме, в цветах; в том, что она разноцветная.)

Давайте разберемся, из каких цветов состоит радуга.

Сколько цветов у радуги? (семь)

Какие это цвета?

Посмотрите на доску: как вы думаете, какая радуга правильная?(на доске две радуги)

- Рассмотрите в учебнике на с. 40 рисунок радуги Мудрой Черепахи.

Назовите цвета радуги, начиная сверху. (

Все цвета в радуге располагаются в чёткой последовательности и никогда не меняются местами.

Чтобы не путать этот порядок люди придумали фразу - подсказку.

Прочитайте её. «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». (Слайд)

Кто догадался, в чем секрет этой фразы? (Каждое слово начинается на первую букву слова, обозначающего один из цветов радуги).

- Так какая же радуга правильная?

V . Первичное закрепление

5.1. Работа в паре.

У вас на партах лежат конверты с полосками: расположите цветные полоски так, чтобы получился кусочек радуги.

Взаимопроверка (по заданию учебника): поменяйте полоски местами и предложите соседу по парте исправить ошибки.

5.2. Самостоятельная работа в тетради с взаимопроверкой.

А) С.26- раскрасить радугу (под музыку «Песня о радуге»)

Б) - Представьте, что на радуге живут радужные человечки, у каждого из них есть шарик своего цвета, раскрась эти шарики в той последовательности, что и на радуге.

В)- Радужные человечки любят ездить на радужном поезде, каждый в своем вагончике. Раскрасьте вагончики. Обменяйтесь друг с другом тетрадями, найдите ошибки.

А теперь поднимите зеленые светофорчики те ребята, у кого все правильно, красные те, кто допустил ошибку.

5.3. Рассмотрите рисунок на с.41.

Докажите, что у Муравья и Мудрой Черепахи получится радуга. (Солнечные лучи пройдут через капли воды и получится радуга.)

- Солнечным днем в любой момент можно увидеть радугу. Для этого достаточно взять шланг и начать поливать цветы. Если при этом вы встанете спиной к Солнцу, освещающему водяные брызги, то обязательно увидите небольшую радугу. Так же возникает и настоящая радуга, только в этом случае солнечные лучи проходят не сквозь мелкие брызги, а сквозь завесу дождя, который идет где-то в отдалении.

Где еще можем мы наблюдать маленькие «радуги» в жизни, вокруг себя? (Брызги фонтана, мыльные пузыри, искорки снега сверкают на солнце в морозный день, яркие радуги у водопадов.)

VI . Итог урока. Рефлексия

- Какую учебную задачу ставили на уроке? (Узнать, как возникает радуга и научиться перечислять цвета радуги в правильной последовательности.)

1. - Как возникает радуга на небе? (Солнечные лучи, попадая в небе на капельки дождя, распадаются на разноцветные лучики.)

2. - Из каких цветов состоит радуга? (Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.)

«Проверь себя»

Учитель задаёт вопросы, учащиеся самостоятельно отвечают «да» или «нет».

Ответ «да» - кружок закрашивается в красный цвет;

Ответ» нет» - кружок закрашивается в зелёный цвет.

    У радуги семь цветов?

    Все цвета расположены в определённом порядке?

    В радуге есть коричневый цвет?

    Строители радуги – солнце и дождь?

Проверим тест. (СЛАЙД)

Игра «Третий лишний».

Я называю три цвета, а вы должны назвать тот цвет, которого нет в радуге.

Оранжевый, коричневый , желтый.

Зеленый, голубой, белый .

Фиолетовый, малиновый , желтый.

Красный, черный , синий.

Молодцы! Вы хорошо запомнили цвета радуги.

Осталось лишь только оценить себя.

Критерии оценивания:

    (зеленый) - понял причину возникновения радуги, могу самостоятельно назвать все цвета радуги;

    (жёлтый) - понял причину возникновения радуги, но рассказать затрудняюсь; могу самостоятельно назвать все цвета радуги;

    (красный) - затрудняюсь назвать причину возникновения радуги, путаюсь в последовательности цветов радуги.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

На столе у вас сегодня солнышки. Нарисуйте личико своему солнышку, веселое или грустное.

Покажите ваши солнышки. Как светло и радостно стало в нашем классе!

    Домашнее задание (по выбору)

    Задание в рабочей тетради с.27.

    Придумать свои способы запоминания последовательности цветов радуги.

    Выучить фразу-подсказку.

Урок окружающего мира в 1 классе.

Тема урока: Почему радуга разноцветная?

Тип урока: Открытие новых знаний.

Цель : сформировать первоначальные представления о свете и цвете, познакомить с радугой, как природным явлением.

Задачи:

Образовательные:

    формировать представления о природных явлениях;

    познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью;

    обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений.

Развивающие :

    развивать образное мышление, любознательность учащихся и интерес к явлениям природы;

    развивать мышление и пространственное воображение;

    развивать наблюдательность и обогащать словарный запас.

Воспитательные :

    развивать коммуникативные навыки;

    развивать умение работать в команде, слушать собеседника;

    учить детей наблюдать и замечать красоту вокруг себя;

    воспитывать любовь и бережное отношение к природе;

    воспитывать интерес к изучению нового.

В ходе урока учащиеся будут иметь возможность:

    описывать чувства, возникающие при виде радуги;

    называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника;

    запомнить последовательность цветов радуги;

    высказывать предположения о причинах возникновения радуги;

    работать в группах и паре: отображать последовательность цветов радуги, осуществлять взаимопроверку.

    проводить опыты.

Формирование УУД:

Предметные – перечислять цвета радуги в правильной последовательности.

Познавательные – добывать новые знания: находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания, перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативые - слушать и понимать речь других, работать в группе, договариваться.

Регулятивные – учиться высказывать свое предположение (версию), учиться работать по составленному плану, учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Личностные – освоение роли ученика; формирование интереса к учению.

Ход урока

    Организационный этап.

Ребята, на нашем уроке сегодня присутствуют гости. Повернёмся и поздороваемся.

Проверим готовность к уроку: учебник, рабочая тетрадь, карандаши и фломастеры.

Что ж, так как ваши цели совпали с моими, я предлагаю вместе со мной продолжить раскрывать секреты явлений природы.

    Актуализация опорных знаний.

Для начала, вспомните, какие вы знаете явления природы?

Сегодня мы познакомимся с ещё одним очень интересным явлением природы, а с каким, вы узнаете, когда услышите притчу.

(Учитель читает притчу под музыку)

Притча о радуге

Однажды собрались вместе все цвета, и завязался между ними спор, какой цвет самый главный.

Первым взял слово Зеленый. Он с гордостью произнес: «Из всех цветов, конечно же, самый главный я! Я цвет жизни и надежды, цвет листьев и травы. Оглянитесь вокруг – я повсюду».

«Ты всего лишь цвет зеленый, – возразил Синий. – Вот я цвет моря и неба!»

«Ты цвет бури и урагана, - воскликнул Голубой - ты несешь разруху! А вот я цвет ясного голубого неба и ласкового моря! Я дарю людям счастье и без меня им не обойтись!»

«Вы, должно быть, шутите?! – вмешался Желтый. – Я цвет солнца и тепла. Если бы не я, то все вокруг замерзло бы!»

«А как же я? – с обидой сказал Оранжевый. – Ведь я цвет здоровья, цвет морковки и апельсина – витаминов, так необходимых человеку. Цвет солнца на восходе и закате, на которое так приятно смотреть, – тоже я!»

«Что за вздор? – не смог удержаться Красный. – Самый главный из вас я! Я цвет крови, а значит – жизни. Цвет храбрости и риска, войны и пламени, цвет любви. Что весь мир без меня?!»

«Кто вам сказал, что вы лучше всех? – подскочил на месте фиолетовый. – Я главный и самый лучший. Я цвет силы и благородства. Меня выбрали все правители мира. Все подчиняются и повинуются мне».

В поднявшемся шуме цвета уже не слышали друг друга, да и не слушали. Каждый стремился доказать другому свое превосходство. Вдруг сверкнула молния, на землю упали первые капли дождя, и от неожиданности цвета прижались друг к другу.

«Глупые, – сердито сказал Дождь. – Что за спор?! Разве вы не знаете, что каждый из вас важен по-своему. Возьмитесь же за руки и идите сюда!»

Цветам стало стыдно. Они посмотрели друг на друга, дружно взялись за руки и перекинулись по небу разноцветным мостиком.

«Так-то лучше, – смягчился Дождь. – Отныне после дождя вы будете вместе появляться на небе, чтобы потом, спустившись на землю, украсить ее всевозможными цветами и оттенками. Люди будут искать вас глазами, радоваться и, видя вашу разноцветную дугу, дадут вам имя …».

Ребята, вы уже догадались, какое имя? С каким явлением природы мы сегодня познакомимся?

Вы правы. Это радуга.

Работать сегодня на уроке мы будем в командах. Для того, чтобы у нас всё получилось на уроке, каждый из вас должен помнить, что ваша работа в команде важна так же, как и работа каждого цвета в радуге. Если один цвет пропадет, радуга не получится.

Разделимся на команды. (жребий)

    Постановка учебной задачи.

Нам необходимо определить задачи нашего урока. Чему должны научиться, что узнать, успеть сделать на уроке, на какие вопросы ответить.

(формулировка вопросов детьми, с помощью учителя, вопросы вывешиваются на доску)

    Когда появляется радуга?

    Почему появляется радуга?

    Почему радуга разноцветная?

    Как запомнить последовательность цветов радуги?

    Какая бывает радуга?

    Можно ли получить радугу в классе? Опыт.

    Секретный вопрос. (опыт, получение из 7 цветов белого цвета)

Сколько задач перед нами?

Как и цветов радуги.

За каждую выполненную задачу вы будете получать один цвет. К концу урока на доске должны появиться 2 радуги.

Готовы ответить на вопросы урока?

    Открытие новых знаний.

Когда появляется радуга? Ваши предположения?

У вас на партах карточки со словами, из которых нужно собрать фразу, отвечающую на наш вопрос. (Радуга появляется во время ливня, когда идёт дождь и одновременно светит солнце.)

Ребята получают красный и фиолетовый цвет.

Да, это так, но это не все условия. (слайд)

Так какие же ещё условия должны соблюдаться?

Радуга так же возникает и в отражённых лучах Солнца от водной поверхности морских заливов, озёр, водопадов или больших рек. Такая радуга появляется на берегу водоёмов и выглядит необычайно красиво. (Слайды)

И мы переходим ко второму вопросу.

Почему же появляется радуга?

Для этого откроем учебники на стр. 41 и прочитаем текст, выделенный жирным шрифтом.

Готовы ответить на вопрос? (2 цвет)

Радуга – это атмосферное оптическое явление, которое наблюдается при освещении Солнцем множества водяных капелек во время дождя или тумана, или после дождя. В результате преломления солнечных лучей в каплях воды во время дождя на небе появляется разноцветная дуга.

    Физкультминутка

Так почему же она разноцветная?

(видео)

Дуги радуги разноцветные, но чтобы они появились, необходим солнечный свет. Солнечный свет кажется нам белым, но на самом деле состоит из цветов спектра. Мы привыкли различать в радуге семь цветов - красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, но так как спектр непрерывен, то цвета плавно переходят друг в друга через множество оттенков.

Разноцветная дуга появляется оттого, что луч света преломляется в капельках воды, а затем, возвращаясь к наблюдателю под углом, расщепляется на составные части от красного до фиолетового цвета.

Яркость оттенков и ширина радуги зависят от размера капель дождя. Чем крупнее капли, тем уже и ярче радуга, тем в ней больше красного насыщенного цвета. Если идёт мелкий дождик, то радуга получается широкая, но с блёклыми оранжевыми и жёлтыми краями. (3 цвет)

Как же нам запомнить последовательность цветов?

Каждой команде даю по фразе, которая вам поможет раскрасить радугу. А как поможет, догадайтесь сами.

(раскраска радуга и фразы-подсказки «Крот овце, жирафу, зайке голубые сшил фуфайки»; «Как однажды Жак звонарь головой сломал фонарь».)

Молодцы! Что помогло вам расположить цвета в правильном порядке?

(проговорить хором фразы подсказки) (4 цвет)

Есть еще одна фраза-помощница, которая, наверняка, вам знакома. Её вы можете прочитать в учебнике.

«Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

Повторим цвета радуги.

Вы молодцы, но теперь скажите мне, всегда ли радуга одинаковая?

Нет, конечно. Бывает совершенно разной. Более того, каждый из нас видит её по-своему.

Мы чаще всего видим радугу в форме дуги, но дуга – это лишь часть радуги. Радуга имеет форму окружности, но мы наблюдаем лишь половину дуги, потому что её центр находится на одной прямой с нашими глазами и Солнцем. Целиком радугу можно увидеть лишь на большой высоте, с борта самолёта или с высокой горы.

Но бывают и особенные радуги. О них мы послушаем ваших одноклассников.

Какая бывает радуга?

Двойная радуга

Мы уже знаем, что радуга на небе появляется от того, что лучи солнца проникают сквозь дождевые капли, преломляются и отражаются на другой стороне неба разноцветной дугой. А иногда солнечный луч может соорудить на небе сразу две, три, а то и четыре радуги. Двойная радуга получается, когда световой луч отражается от внутренней поверхности дождевых капель дважды.

Первая радуга, внутренняя, всегда ярче второй, внешней, а цвета дуг на второй радуги расположены в зеркальном отражении и менее яркие. Небо между радугами всегда более тёмное, чем другие участки неба. Участок неба между двумя радугами называется полосой Александра. Увидеть двойную радугу - хорошая примета - это к удаче, к исполнению желаний. Так что, если вам посчастливилось увидеть двойную радугу, поспешите загадать желание и оно обязательно исполнится.

Перевёрнутая радуга

Перевёрнутая радуга - явление довольно редкое. Она появляется при определённых условиях, когда на высоте 7-8 километров тонкой завесой располагаются перистые облака, состоящие из ледяных кристалликов. Солнечный свет, падая под определённым углом на эти кристаллы, разлагается на спектр и отражается в атмосферу. Цвет в перевёрнутой радуге располагается в обратном порядке: сверху находится фиолетовый, а снизу - красный.

Туманная радуга

Туманная радуга или белая появляется при освещении солнечными лучами слабого тумана, состоящего из очень мелких капелек воды. Такая радуга представляет собой дугу, окрашенную в очень бледные цвета, а если капельки совсем мелкие, то радуга окрашена в белый цвет. Туманная радуга может появляться и ночью во время тумана, когда на небе яркая луна. Туманная радуга довольно редкое атмосферное явление.

Лунная радуга

Лунная радуга или ночная радуга появляется ночью и порождается Луной. Лунная радуга наблюдается во время дождя, который идёт напротив Луны, особенно хорошо видна лунная радуга во время полнолуния, когда яркая Луна находится невысоко в тёмном небе. Так же лунную радугу можно наблюдать в местностях, где есть водопады.

Огненная радуга

Огненная радуга - это редкое оптическое атмосферное явление. Огненная радуга появляется, когда солнечный свет проходит сквозь перистые облака под углом 58 градусов над горизонтом. Ещё одним необходимым условием для появления огненной радуги являются шестиугольные кристаллы льда, имеющие форму листа и их грани должны быть параллельными земле. Солнечные лучи, проходя сквозь вертикальные грани ледяного кристалла, преломляются и зажигают огненную радугу или округло - горизонтальную дугу, так в науке называется огненная радуга.

Зимняя радуга

Зимняя радуга - это очень удивительное явление. Такую радугу можно наблюдать только зимой, во время сильного мороза, когда холодное Солнце сияет на бледно-голубом небе, а воздух наполнен маленькими кристалликами льда. Солнечные лучи преломляются, проходя сквозь эти кристаллики, как сквозь призму и отражаются в холодном небе разноцветной дугой.

Молодцы! Каждая команда получает по цвету радуги.

    Закрепление знаний.

Мы столько узнали о радуге, о цвете и свете. Узнали какой разной бывает радуга. А теперь, давайте подумаем, можем ли мы прямо сейчас увидеть радугу в классе.

Верно, прямо сейчас не можем. Но мы можем попытаться создать такие условия, чтобы радуга появилась. Для этого мы проведём 2 опыта. Как вы думаете, что нам может понадобиться для них?

Верно, вода и свет.

1- ая команда проведет опыт с зеркалом, водой и фонариком, а 2-ая со стаканом с водой и солнечным светом. (учитель помогает ученикам получить радугу, на слайде картинки-подсказки)

А теперь, представьте и опишите свой опыт другой команде.

Как же это у нас вышло? Почему? (6 цвет)

У нас осталось последнее, секретное задание.

У муравья Вопросика есть к вам вопрос.

Если у нас получилось белый луч света разделить на 7 цветов, можем ли мы из 7 цветов получить белый? Что вы думаете по этому поводу?

Показать опыт.

    Рефлексия.

Все ли задачи мы выполнили? Все цвета радуги собрали? Каждый участник сделал вклад в работу команды?

Что вы видите на доске? Какая радуга у нас получилась? Верно, двойная! Почему верхняя перевернута? Так почему же радуга разноцветная?

Молодцы!

Давайте заполним наши лесенки достижений.

    Итог урока.

Мы с вами очень хорошо поработали сегодня на уроке, и, в награду за наши труды, на доске появилась двойная радуга, которая обещает принести нам всем… удачу, верно!