Темы проектов по русскому языку. Групповой проект по русскому языку

В настоящее время неотъемлемой частью учебного процесса становится проектная деятельность обучающихся. Данная работа представляет собой отчёт по теме самообразования "Проектная деятельность обучающихся по русскому языку и литературе". В работе представлены особенности технологии метода проектов, примеры проектных работ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4» города Пикалёво имени А.П.Румянцева

Тема по самообразованию

«Проектная деятельность обучающихся

По русскому языку и литературе»

Учитель первой

Квалификационной категории

Городилова О.Б.

Учебный год 2014-2015

Отчёт по работе над темой самообразования

«Проектная деятельность обучающихся по русскому языку и литературе»

Обоснование выбора темы

Новые Федеральные государственные образовательные стандарты определяют цели и задачи, стоящие сегодня перед образованием. Задача школы сегодня заключается не в том, чтобы передать детям сумму знаний, а в том, чтобы научить их получать эти знания. Важно научить школьника учиться, то есть самостоятельно добывать знания из различных источников, уметь работать с информацией, эффективно используя её в учебной и профессиональной деятельности. Современный ученик должен освоить навыки делового общения, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Таких результатов невозможно достичь, используя только традиционные педагогические методы и приёмы. Поэтому сегодня неотъемлемой частью учебного процесса становится проектная деятельность или метод проектов, интегрирующий в себе проблемный подход, исследовательские и поисковые методы обучения.

Цели, задачи работы над темой самообразования, сроки

Цели:

  • Повышение своего профессионального уровня
  • Построение учебного процесса с использованием инновационной технологии проектного обучения
  • Включение школьников в проектную деятельность

Задачи:

  • Совершенствование теоретических знаний (изучить современную литературу по теме самообразования)
  • Овладение методом проектной деятельности
  • Ознакомление обучающихся с проектной деятельностью через разработку учебных проектов

Работа над данной темой самообразования осуществлялась в течение 3-х лет (2012-2013 учебный год, 2013-2014 учеб. год, 2014-2015 учеб. год).

Источники самообразования

В процессе работы над темой «Проектная деятельность обучающихся по русскому языку и литературе» была подобрана и изучена следующая литература:

  • Байбородова Л.В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразоват. организаций. – М., 2013.
  • Даутова О.Б. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС. – СПб, 2014.
  • Кулакова Е.Ю. Проектная деятельность на уроках русского языка/ Е.Ю.Кулакова// Русский язык. – 2011. - № 11. – С. 7 – 10.
  • Нарушевич А.Г. Русский язык. Проекты? Проекты… Проекты! 5-11 классы: учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону, 2013.
  • Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта: пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М., 2008.
  • Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. – М., 2011.
  • Цветкова Г.В. Литература. 5-11 классы: проектная деятельность учащихся. – Волгоград, 2011.
  • Цветкова Г.В. Русский язык. 6-11 классы: проектная деятельность учащихся. – Волгоград, 2009.

Предполагаемые результаты

  • Стимулирование самостоятельной познавательной деятельности обучающихся
  • Развитие творческих способностей обучающихся
  • Разработка учебных проектов
  • Повышение успеваемости и качества знаний у обучающихся, мотивации к изучению русского языка и литературы

Деятельность по реализации темы самообразования

Этапы работы, сроки

Практическая деятельность

Результаты деятельности

1. Диагностический,

2012 – 2013 учеб. год

1. Определение темы самообразования.

2. Планирование работы по теме.

3. Изучение литературы по теме, имеющегося опыта.

2. Изучение учебно-методической литературы.

1. Курсы повышения квалификации «Обновление содержания образования в школе в условиях внедрения ФГОС» (ЛГУ имени А.С.Пушкина)

2. Изучение литературы по теме.

2. Прогностический,

2012 – 2013 учеб. год

1. Определение цели и задач работы над темой.

2. Прогнозирование результатов.

1. Цели и задачи определены.

2. Намечены предполагаемые результаты.

3. Практический,

2012 – 2013 учеб. год,

2013 – 2014 учеб. год

1. Продолжение изучения литературы по теме.

2. Разработка проектов.

1. Курсы повышения квалификации.

2. Реализация проектов.

1. Курсы повышения квалификации «Теория, методика и технологии преподавания русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС. 5-11 классы» (ЛОИРО)

2. Методические разработки проектов.

3. Выступление на семинаре ЛОИРО по теме «Проектная деятельность на уроках литературы в 7 классе».

4. Обобщающий,

2014 – 2015 учеб. год

1. Подведение итогов.

2. Оформление результатов работы по теме самообразования.

3. Представление материалов.

1. Оценка результатов своей деятельности и деятельности обучающихся.

2. Оформление результатов в виде отчёта.

3. Выступление на НМК с обобщением опыта работы по теме (презентация).

Подготовлен отчёт и презентация по теме самообразования.

5. Внедренческий,

в ходе дальнейшей педагогической работы

1. Использование опыта в процессе дальнейшей работы.

2. Распространение опыта.

Особенности технологии проектной деятельности

Из истории

Метод проектов возник ещё в 20-е годы прошлого века в США. Его называли также методом проблем. Он основывался на идеях прагматической педагогики американского философа и педагога Джона Дьюи. Его ученик и последователь В. Килпатрик, определяя суть этого метода, называл его «от души выполняемый замысел».

В России метод проектов был известен уже в 1905 году. После революции он применялся в школах по личному распоряжению Н.К.Крупской. С 1919 года под руководством выдающегося русского педагога С.Т. Шацкого в Москве работала первая опытная станция по народному образованию. В 1931 году постановлением ЦК ВКП (б) этот метод был осуждён как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов 20 века.

Проектная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений: обучающиеся формулируют проблему, собирают и обрабатывают информацию, проводят эксперименты, анализируют полученные результаты. Проектная деятельность способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Работа над проектом – это самостоятельная деятельность обучающихся – индивидуальная, парная или групповая.

Что такое проект?

Само понятие «проект» (в буквальном переводе с латинского – брошенный вперёд) означает план, замысел, описание того, что предстоит сделать.

Учебные проекты предусматривают самостоятельную учебную деятельность школьников по освоению и применению в практике новой информации в рамках изучаемых одной или нескольких дисциплин. Как правило, эти проекты выполняются под руководством учителя.

Использование метода проектов требует от учителя умения планировать проектную деятельность обучающихся на уроке (в системе уроков) и во внеурочной деятельности.

Учебные проекты должны не заменять учебные предметы, а встраиваться в них, дополняя и углубляя их содержание.

Требования к учебному проекту:

  • Постановка проблемы
  • Планирование действий
  • Поиск и обработка информации
  • Продукт
  • Презентация продукта
  • портфолио

Всё начинается с проблемного вопроса, который возникает в ходе изучения конкретного материала. Тема должна представлять интерес для обучающихся. желательно не предлагать обучающимся готовых тем проектной работы. Лучше предложить какую-либо проблему в самых общих чертах и дать обучающимся возможность обсудить её и домыслить, переформулировать или самостоятельно выбрать проблему, над которой им было бы интересно поработать. Ученикам можно предложить собирать самую разную информацию по общей теме. При этом они сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках изучаемого материала. Обычно используется следующий порядок действий:

  • знакомство класса с общей темой (разделом учебника).
  • Выбор подтем (областей знаний).
  • Сбор информации.
  • Выбор темы проекта.
  • Выбор проектного продукта.

Учитель выбирает общую тему или организует её выбор учениками.

К формулировке темы (названия) проекта также предъявляются определённые требования:

  • Название должно выражать главную идею.
  • Название проекта не должно быть сухим, только констатирующим содержание.
  • В названии должна быть заложена какая-то проблема, вопрос или тайна.
  • Название должно быть коротким, ёмким по содержанию, привлекательным и, по возможности, максимально индивидуальным.

Классификация проектов

  • Монопроект
  • Межпредметный проект

В рамках одной области знаний

Проект, объединяющий несколько предметных областей

По организационной форме

  • Индивидуальный проект
  • Парный проект
  • Групповой проект

Проект, выполняемый одним учеником

Выполняется двумя учениками

Проект, выполняемый группой учеников

По времени выполнения

  • Мини-проект
  • Кратковременный
  • Долговременный

На один урок

4-6 уроков

От недели до года

По характеру контактов

  • Внутриклассный
  • Внутришкольный
  • Городской
  • Региональный
  • Международный

Участники первичного коллектива

Участники образовательного учреждения

Участники образовательных учреждений

По виду деятельности

Исследовательские проекты

Предполагают доказательство или опровержение какой-либо гипотезы, проведение экспериментов, научное описание изучаемых явлений. Используются методы: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Практико-ориентированные проекты

Направлены на решение практических задач, результат выполнения проекта – конкретный полезный предмет, модель, учебное пособие и т.п.

Информационные проекты

Направлены на сбор информации о каком-либо предмете или явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории (например, проведение опроса школьников для публикации в школьной газете и т.п).

Творческие проекты

Предполагают максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Результатом становится создание литературных произведений, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмов, театрализации и т.п.

Игровые (ролевые) проекты

Предполагают подготовку какого-либо мероприятия (игры, состязания, викторины, экскурсии и т.п.). Участвуя в нём, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остаётся открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешён конфликт и заключён договор?

Проектный продукт

Проектный продукт – это то, что должно быть создано в результате работы над проектом. Перечень возможных проектных продуктов весьма обширен.

Мультимедийный продукт:

  • Мультимедийная презентация
  • Видеоклип
  • Видеофильм
  • Гипермедиа-сочинение (озвученное сочинение, проиллюстрированное видеофрагментами, изобразительно-музыкальными материалами)
  • Компьютерная графика
  • Веб-сайт

Научные или учебные материалы:

  • Научный доклад
  • Научная статья
  • Сравнительно-сопоставительный анализ какого-либо явления, процесса и т.д.
  • Отчёт об исследовательской экспедиции
  • Анализ данных социологического опроса
  • Словарь
  • Тесты
  • Атлас, карта
  • Учебное пособие

Публицистические материалы:

  • Стенгазета
  • Школьная тиражная газета
  • Журнал
  • Заметка, интервью, обзор и др.

Нормативные документы:

  • Инструкция
  • Законопроект
  • Система школьного самоуправления

Творческий продукт:

  • Сборник стихотворений
  • Сборник сочинений
  • Литературный альманах
  • Альбом с иллюстрациями
  • Картина
  • Театральная постановка

Мероприятия:

  • Экскурсия
  • Праздник
  • Соревнование
  • Деловая игра
  • Викторина (КВН, «Что? Где? Когда? и т.п.)
  • Выставка
  • Пресс-конференция
  • Литературное кафе

Этапы проектной деятельности

Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Подготовительный

Пробуждает и поддерживает интерес к теме, ведёт дискуссию, помогает сформулировать тему, цели и задачи.

Выдвигают и обсуждают идеи, приходят к коллективному решению.

2. Планирование работы

Предлагает: спланировать деятельность по решению задач проекта (установить «рабочий график»), при организации групповой работы – распределение обязанностей, определить источники информации, ознакомиться с критериями оценки результатов.

Осуществляют: планирование работы, разбивку на группы и распределение ролей в группе, выбор формы и способа представления информации.

3. Реализация проекта

Не участвует, но: консультирует по необходимости обучающихся, ненавязчиво контролирует, ориентирует в поле необходимой информации, консультирует по презентации результатов.

Осуществляют поиск, сбор необходимой информации, её обработку, консультируются по необходимости, оформляют документацию проекта.

4. Презентация (представление) проекта

Принимает итоговый отчёт: обобщает и резюмирует полученные результаты, подводит итоги обучения.

Представляют результаты проекта, отвечают на вопросы, дают взаимооценку деятельности и её результативности.

5. Осмысление и оценка проекта

Учитель (или жюри) оценивает результаты.

Обсуждают результаты проекта, проводят самоанализ проектной деятельности.

После презентации полезно организовать коллективное обсуждение результатов проекта. Очень важно, чтобы обучающиеся самостоятельно оценили деятельность группы и её отдельных членов, выделили удачные решения, задумались над причинами неудач, постарались выявить неиспользованные возможности. Подобное обсуждение может дать толчок к формулированию темы нового проекта.

Направляя обсуждение, учитель может предложить участникам проекта следующие вопросы:

  • Можно ли считать проблему, над которой вы работали, решённой?
  • Какие проблемы возникали в ходе работы? Как вы их решили?
  • Что было самым трудным в работе над проектом?
  • Чем ваша работа в конце проекта отличалась от вашей работы в начале проекта?
  • Что нуждается в доработке?
  • Чего вы до сих пор не понимаете?
  • В чём вы стали более уверенны?
  • Что было наиболее значительным из того, что вы узнали?

Возможные варианты критериев оценки проектных работ

Вариант 1

Оценочный лист

Название проекта

Самооценка творческой группы

Оценка педагога

Оценка жюри

Средний балл

Достигнутый результат

Оформление

Защита: представление

Ответы на вопросы

Процесс проектирования: интеллектуальная

Активность

Творчество

Практическая деятельность

Умение работать в команде

Средняя итоговая оценка:

Вариант 2

Экспертный лист для оценки проектов

  1. Название проекта _________________________________________________
  2. 2. Авторы проекта (ф.и.о.,класс)_____________________________________
  3. Система оценки.

Соответствие каждому критерию выражено в следующих баллах:

  1. Наиболее полно соответствует данному критерию – 3 балла.
  2. Достаточно полно соответствует данному критерию – 2 балла.
  3. Частично соответствует данному критерию – 1 балл.
  4. Не соответствует данному критерию – 0 баллов.

Первая часть. Экспертиза текста проекта

Критерии оценки разработанного проекта

Баллы

1. Значимость и актуальность выдвинутой проблемы

2. Необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему и привлечение для её решения знаний из разных областей науки и практики

3. Полнота и содержательность представленного проекта

4. Оригинальность решения проблемы

5. Оформление проекта

Общая сумма баллов

Вторая часть. Экспертиза процесса реализации проекта

Критерии оценки процесса реализации

Баллы

1. Соответствие реализации задуманному проекту

2. Умение внести коррективы в реализацию проекта

3. Умение взаимодействовать с различными людьми в процессе реализации

Общая сумма баллов

Третья часть. Экспертиза защиты проекта

Главные достоинства проекта: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Слабые стороны проекта: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Основной вывод эксперта: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Портфолио проекта

Портфолио проекта (проектная папка) – это папка документов, фиксирующих ход работы над проектом.

Портфолио включает:

  • Паспорт проекта
  • Планы и графики выполнения этапов проекта
  • Отчёты рабочих групп
  • Рисунки, эскизы, чертежи, наброски проектного продукта
  • Материалы к презентации
  • Результаты экспертизы

Целесообразно выбирать ответственного за наполнение портфолио.

Паспорт проекта

Паспорт проекта является основным документом портфолио. Его заполнение необходимо для определения целей, задач, основополагающих вопросов осуществляемой проектной деятельности. Паспорт проекта состоит из следующих элементов:

  • Название проекта
  • Учебный предмет, в рамках которого разрабатывается проект, и смежные с ним дисциплины.
  • Тип проекта
  • Цели проекта
  • Задачи проекта
  • Руководитель и консультанты проекта
  • Возраст участников проекта
  • Состав группы (имена и фамилии участников)
  • Аннотация проекта (актуальность, личностная значимость, практическое применение)
  • Предполагаемые продукты проекта
  • Этапы работы над проектом (продолжительность, содержание работы, ответственные)

Паспорт проектной работы составляется учениками под руководством учителя. В старших классах учитель может только утверждать паспорт, самостоятельно подготовленный членами проектной группы.

Примеры проектных работ

Паспорт проекта

Название проекта

«Имя числительное в речи»

Учебный предмет

Русский язык

Тип проекта

Практико-ориентированный, групповой, кратковременный

Цель проекта

Составить иллюстрированное пособие по теме «Имя числительное»

Задачи проекта

1. Определить частотность употребления числительных в речи (собрать пословицы)

2. Проанализировать тексты разных стилей (научный, художественный, официально-деловой).

3. Совершенствовать умение употреблять числительные в речи.

Руководитель проекта

Городилова О.Б.

Возраст участников проекта

6 класс

Аннотация проекта

Данный проект осуществлялся в ходе изучения темы «Имя числительное». Итоговый продукт был представлен на уроке обобщения и систематизации знаний по теме «Имя числительное»

Предполагаемый продукт проекта

Газета-карта «Город Числительнск», лингвистическая сказка «Жители города Числительнска»

Этапы работы над проектом

1. Подготовительный

Определение темы, целей, задач проекта и конечного продукта.

2. Планирование работы

Формирование группы

Распределение обязанностей

Определение источников информации

Ознакомление с критериями оценки результатов

Составление плана работы

3. Реализация проекта

Сбор и анализ информации

Решение возникающих вопросов

Оформление итогового продукта

Подготовка презентации

4. Презентация (представление продукта)

Представление результатов проекта

5. Осмысление и оценка работы

Подведение итогов

Самоанализ работы

Необходимое оборудование и ресурсы

Сборники пословиц и поговорок, тексты разных стилей, ватман, бумага для рисования, карандаши, краски, фломастеры, клей, ножницы, бумага для печати, компьютер, принтер.

Проект «Лексическое богатство русского языка»

Проект «Лексическое богатство русского языка» по типу практико-ориентированный, групповой, кратковременный. Обучающиеся 6 класса работали над проектом в группах по четырём направлениям: художественная литература, мифология, иностранный язык, Интернет-ресурсы. Каждая группа исследовала разные источники (повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» и «Барышня-крестьянка», «Легенды и мифы Древней Греции» И.Куна, статьи из газет и журналов на тему «Спорт» и «Музыка»). В итоге были составлены словники (списки из 8-10 слов) устаревшей лексики из художественного текста, мифологических фразеологизмов, иностранных слов в современной печати, компьютерных неологизмов. Продуктом проекта стал Словарь, который был представлен в виде презентации. Данный продукт использовался на уроках русского языка при изучении раздела «Лексика», также он может быть использован и во внеклассной деятельности.

Проект «Тексты официально-делового стиля»

Данный кратковременный проект реализовался на уроках русского языка по теме «Книжная лексика. Тексты официально-делового стиля». Участники проекта (6-классники) составляли свой собственный «портрет» - автобиографию в официально-деловом и художественном стилях. Автобиографию в художественном стиле сопровождали презентации с фотографиями, грамотами, дипломами и т.п. Продуктом проекта стал сборник автобиографий «Наш класс».

Проект «Литературный праздник «Эпос народов мира»»

По типу данный проект практико-ориентированный, групповой, долговременный. Проект по литературе осуществлялся в ходе изучения в 7 классе раздела «Устное народное творчество». В проекте участвовали обучающиеся 4 и 7 классов. В ходе работы над проектом было проведено исследование среди обучающихся школы с целью узнать, что они знают об устном народном творчестве; организован просмотр мульти- и кинофильмов о былинных богатырях; чтение были и эпоса «Калевала». Были созданы три группы: информационная (осуществляла поиск материалов о Карелии, об истории карелов,их занятиях, национальных костюмах, эпических героях, творческая (составляла сценарий праздника, готовила выступление и инсценировку фрагмента их эпоса «Калевала», оформляла декорации и элементы костюмов героев), техническая (отвечала за фотографии, презентацию к празднику). Продуктом проекта стал сценарий литературного праздника «Эпос народов мира», который был реализован в городской библиотеке.

Другие проекты, выполненные на уроках и во внеурочной деятельности.

Название проекта

Учебный предмет

Возраст участников

Продукт проекта

«Зима пришла»

Русский язык

6 класс

Сборник рассказов о зиме «Зима пришла» с фотографиями.

«Знатоки фразеологии»

Русский язык

6 класс

Мультимедийная презентация.

«Причастие»

Русский язык

7 класс

Учебное пособие «Коварное причастие»

«Частицы в русском языке»

Русский язык

7 класс

Карта «Страна частиц»

«Знаешь ли ты мифы?»

Литература

6 класс

Составление сценария и проведение викторины «Знатоки мифов»

«Пословицы и поговорки русского народа»

Литература

6 класс

Сборник сочинений «Пословицы и поговорки русского народа»)

«Читаем Пушкина»

Литература

7 класс

Сборник кроссвордов по произведениям А.С.Пушкина

«Русские поэты о Родине, родной природе»

Литература

7 класс

Литературный праздник

«Поэзия подвига»

Литература

8 класс

Инсценирование главы из поэмы «Василий Тёркин» А.Твардовского, сборник стихотворений о Великой Отечественной войне»

В чём преимущество проектной деятельности?

Метод проектов позволяет школьникам находить значимую для них проблему и решать её путём творческого поиска и применения интегрированного знания; даёт возможность связать теорию с практикой; развивает исследовательские, творческие способности обучающихся; создаёт условия для самостоятельной деятельности обучающихся в ситуации выбора; позволяет организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками.

Таким образом, метод проектов направлен на личностное, познавательное и коммуникативное развитие обучающихся.


В разделе представлены примерные , которые можно выбрать для проведения интересного исследования в любом классе общеобразовательной школы, как для индивидуального проекта, так и для групповой исследовательской деятельности.

Любую интересную тему исследовательской работы по русскому языку обучающимся можно взять из списка ниже и на основе ее придумать более подходящую своим увлечениям и уровню знаний формулировку темы. При просмотре перечня подбирайте тему, соответствующую вашим возможностям.

Темы проектов по русскому языку для 1, 2, 3, 4 класса


Руководитель поможет выбрать интересные темы проектов по русскому языку учащимся 1, 2, 3 и 4 класса начальной школы, изменить и подстроить тему под специфику исследовательской работы, дополнить по своему усмотрению. Тема научно-исследовательской работы должна соответствовать начальным знаниям ученика по теме и одновременно позволять ему приобрести новые знания в исследуемой области.

Темы проектов по русскому языку для 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класса

Для удобства выбора все темы проектов по русскому языку распределены на учащихся 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 класса общеобразовательного учреждения. По желанию, ученик может выбрать тему исследовательской работы по русскому языку из любого раздела, а затем расширить или сократить её, подстраиваясь под специфику своего исследовательского проекта.

Ниже определены темы исследовательских и проектных работ по русскому языку, которые не вошли в определенные классы, некоторые из них актуальны для любого класса. По рекомендациям руководителя, в данном списке ученику можно подобрать интересную тему работы, которая будет наиболее актуальна и нетривиальна среди одноклассников.

Темы проектов по русскому языку (общие)

Список тем исследовательских работ по русскому языку:


Анализ семантической группы «Цветовые наименования автомобиля».
Буквы, исчезнувшие из алфавита.
Вклад А.С. Пушкина в развитие современного русского языка.
Влияние интерактивного общения на письменную речь учащихся.
Вопрос о происхождении терминов «Русь», «Россия», «русский»...
Вопросы экологии языка в современном мире.
В.И. Даль. Хождение за словом. "Толковый словарь живого великорусского языка".
Выдающиеся учёные-лингвисты.
Жизнь и работа «пришельцев» (заимствованных слов) в русском языке.
Завтрашний день книги
Заимствованная лексика в наименованиях морских видов транспорта.
Заимствованная лексика в наименовании цветов.
Заслуженно ли забыт писатель…
Зачем нужны псевдонимы?
Заимствованные слова - благо или ущерб для современного русского языка.
Звук и смысл (на примере анализа одного - двух стихотворений).
Концепт... в произведениях русской литературы (опыт составления словаря).
Имена собственные в пословицах и поговорках.
Имена, фамилии, отчества в разных языках мира.
История падежей. Предлоги и падежи.
История причастий и деепричастий.
Имена прилагательные в названиях местностей.
Имена прилагательные в названиях произведений.
Имена прилагательные в названиях растений.
Искусственные языки.
История происхождения русской фамилии.
Изучение русского языка заграницей как способ приобщения к культуре России.
История письма.
Имена собственные в пословицах и поговорка.
Как живёт русский язык в Живом Журнале (в социальных сетях...)
Как учили грамоте на Руси.
Как соблюдаются нормы ударения жителями нашего поселка.
Какие существуют литературные премии сегодня.
Книга вчера, сегодня, завтра.
Красна речь пословицей
Красна речь фразеологизмами.
Кто и зачем скрывается под маской псевдонима?
Лексические составляющие образа Петербурга в прозе Ф.М. Достоевского.
Лексические составляющие образа Родины в лирике С. Есенина.
Лингвистические и эстетические особенности «словоновшества» футуристов.
Лингвистические ошибки вокруг нас.
Лингвистическая география. Сколько языков в мире?
Литературные места нашего города
Литературные сообщества сети Интернет.
Люди и рукописи.
Место русского языка среди других предметов в нашей школе.
Место и роль неологизмов и окказионализмов в лирике В. Маяковского.
Наименование предметов материальной культуры (одежда, обувь, предметы обихода и др.) в русском языке и связь их со словами языков-первооснов.
Наши друзья – словари.
Невербальные средства общения.
Название черт характера человека в сопоставлении с животными в русском языке.

Темы исследовательских проектов по русскому языку


Некоторые вопросы культуры речи современного русского языка.
Некоторые аспекты лингвистического анализа анекдота.
Новые профессии в современном мире и их названия.
Нигилизм и нигилисты. Появление термина, своеобразие личности.
Односоставные предложения в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
Односоставные предложения в творчестве поэта Михаила Мокшина.
Ономастика названия магазинов в моем городе.
Особенности языка СМС сообщений.
Особенности прецедентных текстов-заголовков (на материале газеты «Заполярная правда»).
Особенности синтаксического строя стихотворений М. Цветаевой.
Особенности языка «сказа» в произведениях М. Зощенко.
Особенности языка «сказа» в произведениях Н.С. Лескова.
Откуда берутся наречия?
Отражение языческого мировоззрения славян в языке (фразеологии, пословицах, поговорках, ономастике).
Отражение имён славянских языческих богов в этимологиии некоторых слов современного русского языка.
Представления древних славян о времени и их отражение в языке и литературе.
Представления древних славян о цвете и их отражение в языке и литературе.
Происхождение междометий.
Применение черт животных для описания характера человека.
Прилагательные, обозначающие оттенки цвета в русском языке.
Роль фразеологизмов в русском языке.
Роль причастий в произведениях художественной литературы.
Русский язык и его контакты с другими языками.
Своеобразие речевых характеристик персонажей в драматических произведениях А.П. Чехова.
Склонения в древнерусском языке.
Славянские азбуки, их происхождение и взаимосвязь.
Слова-пустышки.
Словообразовательные типы сложных русских фамилий.
Современное состояние вопроса о происхождении письменности у восточных славян.
Фразеологизмы и идиомы в русском языке
Функционирование односоставных предложений в текстах разных стилей русского литературного языка.
Целесообразность использования заимствованной лексики в языке СМИ.
Что такое хорошая речь?
Эксперименты в области слова (на материале, художественной, публицистической литературы, языка СМИ и Интернета…).
Эмоции в пикселях.
Этимология слов-исключений из правил русской орфографии.
Язык рекламы.

Описание проектА

Добрый день. 6-А класс представляет Вашему вниманию проектную работу.

Многие из нас не раз слышали фразеологические обороты в речи взрослых, но сами используем их редко и часто не понимаем смысла услышанного фразеологизма. Но фразеологизм важная выразительная единица русского языка. Фразеологические обороты - особый пласт русского языка, часть культуры нашего народа, - должны возвратиться в речь детей и обогатить её. Русский человек должен уметь пользоваться этим средством выразительности. Исходя из этого, мы сформулировали тему проекта - «Фразеологизмы в нашей речи». Творческое название проекта: «Ох, уж эти фразеологизмы».

Мы провели анкетирование среди учащихся и учителей нашей школы. Результаты вам сейчас покажем. Задавали такие вопросы….

Выводы анкетирования…..

Итак, фразеологизмы - это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.

Попробуйте угадать фразеологизмы по рисункам:

В ходе нашего проекта мы узнали, что источники возникновения фразеологизмов могут быть разные:

1)исконно русские

2) старославянские

3) латинские и греческие 4) западноевропейские

Мы знаем, что Древняя Греция дала начало развитию цивилизации. Посмотрите, какие фразеологизмы берут начало из древней мифологии…

Из Библии, Евангелия произошел, например, такой фразеологизм, как «манна небесная»…

Из Древней Руси берут своё начало следующие выражения….

Одной из задач нашего проекта было: найти литературные, авторские фразеологизмы. Как оказалось, многие поэты и писатели сами придумывают новые интересные выражения, которые становятся крылатыми. Например, знакомясь с творчеством Ивана Андреевича Крылова, мы нашли очень много интересных крылатых выражений.

Также много крылатых выражений у писателя- сатирика Михаила Салтыкова-Щедрина…..

Я вижу, что вы устали. Предлагаю провести небольшую фразеологическую физминутку…

Продолжаем нашу работу. Обязательно нужно сказать, что такое явление, как фразеология или идиомы есть не только в русском языке. Например,

В английском языке есть такие фразеологизмы, которые соответствуют нашим…

работая над проектом, мы узнали, что у ФР. бывают синонимы, антонимы, омонимы….

А как вы думаете, какое любимое выражение у наших учителей?...

У учеников?...... у родителей?.....

Итак, работая над проектом, мы узнали около 100 фразеологизмов. Убедились, что нужно знать значения фразеологизмов, чтобы уместно использовать их в своей речи. Выяснили, происхождение некоторых выражений. Узнали, что у них есть синонимы и антонимы. Мы учились работать с информацией (выбирать нужную информацию, анализировать, обобщать, делать выводы). Приобрели навыки работы в группе.

Уверены, мы убедили вас, что фразеологизмы необходимо использовать в речи, т.к. они делают ее более яркой и выразительной.

Просмотр содержимого документа
«Проект по русскому языку»

Проектная работа учеников 6-А класса ГБОУ СОШ№60 г.Севастополя

Руководитель проекта:

учитель русского языка и литературы

Лещенко О.В .



Ох, уж эти фразеологизмы!

И что же они затеяли?


Задания нашего проекта:

Познакомиться

Узнать

с новыми фразеологизмами и их значениями

историю возникновения фразеологизмов

Провести опрос и сделать анализ результатов





Какую роль имеют фразеологизмы в нашей речи?

Ответы учителей:

  • Украшают нашу речь, делают ее более выразительной
  • Заставляют думать, размышлять о значении сказанного
  • Эмоционально обогащают нашу речь

Ответы учеников:

  • Украшают нашу речь
  • Помогают точно выразить свою мысль

Результаты исследования показали:

  • Понятие «фразеологизмы» знакомо малому количеству учеников. Примерно две третьих учеников затрудняются назвать какой-нибудь фразеологизм.
  • Всего лишь десятая часть опрошенных учеников используют фразеологизмы в своей речи.
  • Всего несколько опрошенных учеников понимают значимость фразеологизмов в речи.
  • Педагоги школы знакомы с понятием «фразеологизмы», используют их в своей речи, приводят множество примеров и считают что

фразеологизмы - это неотъемлемая часть нашей речи.


Фразеологизмы это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову

  • Угадайте фразеологизмы

Водить за нос

Лить крокодиловы слёзы


Заткнуть за пояс


Источники фразеологизмов

1) исконно русские (топорная работа, зелёная улица) ;

2) старославянские (ищите и обрящете) ;

3) латинские и греческие (авгиевы конюшни, внести лепту);

4) западноевропейские (синий чулок, бросить перчатку)


Фразеологизмы, пришедшие из мифов

Ариаднина нить - то, что помогает найти выход из затруднительного положения.

Ахиллесова пята уязвимое место.

Дамоклов меч нависшая, угрожающая опасность.

Двуликий Янус - двуличный человек.


Интересный факт

  • Пуп земли по-другому называется Омфал. Это камень, обозначавший центр мира. По легенде, именно его проглотил бог Крон вместо малыша Зевса.

Манна небесная –

что – либо крайне необходимое, желательное, ожидаемое.

Согласно библейской истории, Бог каждое утро посылал евреям во время их исхода из Египта через пустыню в землю обетованную пищу – манну. Возникшее выражение «манна небесная» стало употребляться в значении что-либо ценное, редкое. Когда с нетерпением ждут чего-то заветного, то произносят фразу «ждать как манны небесной».


Русские фразеологизмы:

  • «Без копейки» – совсем не имея денег.
  • «Болтать языком» - говорить много и не по существу дела.
  • «Типун тебе на язык» - Не надо так говорить ни в коем случае, чтобы эти слова не оказались пророческими.
  • «Бросить на ветер» – попусту растратить.
  • «Висеть на волоске» – быть под угрозой чего либо.

Спустя рукава –

относиться к делу неохотно, работать кое – как, с ленцой

В Древней Руси носили верхнюю одежду с непомерно длинными рукавами; не засученные конца их ниспадали до колен, а то и до земли. Естественно, что, не подняв таких рукавов, нечего было и думать о работе. Близко к этому выражению стоит второе, противоположное ему по смыслу и, можно думать, родившееся позднее: «Работать засучив рукава», то есть решительно, горячо, с полным старанием.


Фразеологизмы из басен Крылова

  • «А Васька слушает,да ест» - человек, равнодушно относящийся к упрекам, замечаниям, критике, высказанной в его адрес и продолжающий заниматься своим делом. (Басня «Кот и повар»).
  • «А ларчик просто открывался» - проблема, которая казалась сложной, нерешаемой, оказывается, решается легко . (Басня «Ларчик»).
  • «Что сходит с рук ворам, за то воришек бьют» - что можно делать высоким по званию, то нельзя делать низким по званию . (Басня «Воронёнок»).
  • «Рыльце у тебя в пуху» - быть причастным к чему-нибудь преступному, неблаговидному. (Басня «Лисица и Сурок»).

Фразеологизмы из сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина

Фразеологизм

Лексическое значение фразеологизма

держать камень за пазухой

Название сказки

таить злобу

ни пяди не уступить

«Дикий помещик»

нисколько не отдать

стоять на своём

«Дикий помещик»

добиваться выполнения своих требований

моя изба с краю

на бобах разводить

нежелание принимать участие в каких-либо делах

«Дикий помещик»

«Вяленая вобла»

гадать

некуда носу высунуть

«Вяленая вобла»

некуда выйти

ума палата

«Премудрый пескарь»

иметь много ума

гляди в оба

«Премудрый пескарь»

будь бдителен

«Премудрый пескарь»


Отдохнём!

Встанем, как аршин проглотили. -- Проголосуем обеими руками. -- Согнемся в три погибели. -- Попрыгаем, как заяц. -- Дадим задний ход. -- Посмотрим друг другу в глаза. -- Сделаем хорошую мину при плохой игре. -- Побьём друг другу челом. -- Разведем руками. -- А теперь -- руки в брюки. -- Подержим нос по ветру. -- Намылим друг другу голову. --Но в ногах правды нет, занимайте свои места. Продолжаем работу.


Фразеологизмы в других языках

  • Английские фразеологизмы:
  • «To kill two birds with one stone» - убить двух птиц одним камнем. (Убить двух зайцев)
  • «Hungry as a hunter» - голодный как охотник (голодный как волк)
  • « Rolling in money» - кататься в деньгах (денег куры не клюют)

Мы узнали, что у фразеологизмов бывают омонимы, синонимы и антонимы

Пустить петуха - фальшиво произвести мелодию.

Пустить петуха –поджечь что-то.

Ума палата -семи пядей во лбу

Голова на плечах - светлая голова.

Два сапога пара – одного поля ягоды.

Перековать мечи на орала – вложить меч в ножны.

Хоть пруд пруди - кот наплакал.

Засучив рукава – спустя рукава.

Заварить кашу – расхлёбывать кашу.

Тяжёл на подъём - лёгок на подъём


Любимый фразеологизм

У учителей – ни свет ни заря.

У учеников – как с гуся вода.

У родителей – зарубить на носу.


Фразеологизмы украшают нашу речь, делают её выразительной и яркой


Преимущество метода проекта по сравнению с другими очевидно: каждый ученик вовлечен в активный творческий процесс получения новых знаний, самостоятельно выполняет тот вид работы, который выбран им самим, участвует в совместном труде, в процессе общения, коммуникации ; повышает мотивацию к изучению предмета, приобретает исследовательские навыки. У проектантов формируются различные компетенции, под которыми, по мнению современного ученого-дидакта И.С. Сергеева, в современной педагогике понимаются «комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.

В преподавании русского языка на современном этапе не случайно отмечается обостренный интерес к методу проекта , ибо он способствует формированию различных компетенций, среди которых важное место принадлежит коммуникативной .

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

    самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

    учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения для решения познавательных и практических задач;

    приобретают коммуникативные знания для решения познавательных и практических задач;

    развивают у себя исследовательские умения: умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения, развивают системное мышление.

Принципы организации проектной деятельности:

    Проект должен быть посильным для выполнения;

    Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку и т.д.);

    Вести подготовку учащихся к выполнению проектов (проведение специальной ориентации для того, чтобы у учащихся было время для выбора темы проекта, на этом этапе можно привлекать учащихся имеющих опыт проектной деятельности);

    Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов - обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения) и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений - рефлексия.

Так, мотивом для работы над проектом «Синтаксис простого предложения» послужили проблемы с усвоением материала. Решено было это выяснить. По желанию участников проекта были сформированы группы(пары), каждая из которых получила задание: собрать информацию.

Это практико-ориентированный проект, цель проекта - решение практических задач.

Проектным продуктом могут стать учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации и т.п. Такой продукт имеет реальные потребительские свойства. В данном проекте продукт-это справочник в электронном виде и печатном. Их применение позволяет повысить не только интерес к предмету, но и успеваемость по данной дисциплине. Большинство учащихся воспринимают лучше информацию зрительно, тем более, если она качественно оформлена. Проект позволяет заинтересовать учащихся данной темой, т. к. представляет собой нестандартную, новую форму работы для них: создание собственного проекта в виде публикации, посвященного одному из разделов синтаксиса

Данный проект - групповой (между группами участников), группы разновозрастные(5, 6 и 8 класс)

Общая тема проекта «Синтаксис простого предложения». Продумывался вариант объединения выделенных подтем в единый проект для разновозрастной группы. Каждый участник проекта выбирает подтему для будущего исследования. Таким образом формируются группы, работающие по одной подтеме.. Задача учителя на данном этапе – проследить, чтобы в каждой создающейся группе работали учащиеся с различным уровнем знаний, творческим потенциалом, различными склонностями и интересами.

Вид деятельности

Продукт

(коллективный, групповой)

Вид презентации

Направление: работа с предложением


Краткая аннотация проекта

«Слово - одежда всех фактов, всех мыслей» Максим Горький

Без языка невозможны жизнь человека, людей, общества, развитие науки, техники, искусства. Не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому нужно учиться - учиться упорно и терпеливо. Изучение русского языка поможет вам лучше говорить и писать, выбирать самые точные и нужные слова для выражения мыслей. Курс современного русского языка состоит из следующих разделов: лексики и фразеологии, фонетики и фонологии, орфоэпии, графики и орфографии, словообразования, грамматики (морфологии и синтаксиса).

Данный проект предназначен для расширения и углубления знаний учащихся по русскому языку. Главной целью проекта является формирование знаний о построении простого предложения. Проект по русскому языку по теме «Простое предложение». В нём охватывается изучение теоретических сведений и практическая работа, что позволяет учащимся более глубоко усвоить данную тему. Цель – вызвать интерес к изучению синтаксиса простого предложения. Проект способствует развитию творческих способностей учащихся через самостоятельную исследовательскую деятельность.

Результаты будут оформлены в виде публикации. Также при реализации проекта предполагается обогащение словарного запаса учащихся и расширение их кругозора. Проект позволяет заинтересовать учащихся данной темой, т. к. представляет собой нестандартную, новую форму работы для них: создание собственного проекта в виде справочника, посвященного одному из разделов синтаксиса. В процессе работы у учеников будут сформированы:

1. Знания по теме "Простое предложение".

2. Умения и навыки самостоятельной работы с учебной и художественной литературой.

3. Умения и навыки поиска и отбора в учебной и художественной литературе необходимой информации и примеров.

4. Умения и навыки сравнивать, анализировать синтаксические единицы друг с другом.

Работа по проекту прошла успешно, т.к. в ней приняли участие все ученики класса. Каждый получил не только прочные фактические знания по учебной теме, но и был вовлечён в познавательную, творческую деятельность, приобрёл дополнительные сведения путём самостоятельной работы. Дети на практике убедились, что русский язык – это интересный и увлекательный предмет, а любая, на первый взгляд, «скучная» работа может радовать и результатом и самим процессом, если делать всё сообща.


«журнал проекта»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
лицей №10 города Советска Калининградской области

Гаврилова Эвелина Андреевна

Куракина Ксения Григорьевна

Складанов Тимофей Игоревич

Малеина Анастасия Алексеевна

Енжиевская Анна Андреевна

Антонов Дмитрий Андреевич

Бакиджанов Артем Тимурович

Смирнова Виктория Валерьевна

Руководитель проекта

Руководитель:

ГРУППОВАЯ ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

по русскому языку и литературе

(предмет, предметная область)

НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА

Цель проекта

Главной целью проекта является формирование знаний о построении простого предложения,

вызвать интерес к изучению синтаксиса простого предложения. Проект способствует развитию творческих способностей через самостоятельную исследовательскую деятельность.

Задачи проекта

    применять новые компьютерные технологии, развивать навыки коллективной работы

Ожидаемые результаты

    справочник по русскому языку «Простое предложение»

    результаты будут оформлены в виде публикации

    при реализации проекта предполагается обогащение словарного запаса и расширение кругозора.

    проект позволяет заинтересоваться данной темой, т. к. представляет собой новую форму работы: создание собственного проекта в виде справочника, посвященного одному из разделов синтаксиса.

В процессе работы над проектом у нас будут сформированы:

    знания по теме "Простое предложение".

    умения и навыки самостоятельной работы с учебной и художественной литературой.

    умения и навыки поиска и отбора в учебной и художественной литературе необходимой информации и примеров.

    умения и навыки сравнивать, анализировать синтаксические единицы друг с другом.

Этапы работы над проектом

    планирование;

    этап обобщения информации;

Результат проекта

    справочник по русскому языку «Простое предложение» (публикация в печатном виде)

    справочник по русскому языку «Простое предложение» (электронная публикация на ресурсе http://ru.calameo.com/)

Ресурсы, необходимые для выполнения проекта

    http://ru.calameo.com/

АННОТАЦИЯ ГРУППОВОЙ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ

Тема группового проекта:

Объем группового проекта страниц, он содержит источников литературы.

Ключевые слова: справочник, алгоритмы, синтаксис простого предложения

Объектом исследования группового проекта является синтаксис простого предложения

Предмет исследования русский язык и литература.

Ориентировочные временные затраты 2 месяца.

Групповой проект состоит из «титульного листа», «приложений», «списка источников».

Актуальность группового проекта состоит в том, что в данном проекте продукт-это справочник в электронном виде и печатном. Их применение позволяет повысить не только интерес к предмету, но и успеваемость по данной дисциплине. Большинство учащихся воспринимают лучше информацию зрительно, тем более, если она качественно оформлена.

В «Приложении» отражён процесс над проектной групповой работой по теме «Это непростое простое предложение». Создание справочника по русскому языку «Простое предложение»

Результат проекта

Работа предполагает создание справочник по русскому языку.

Уникальность проекта состоит в том, что проект позволяет заинтересовать учащихся данной темой, т. к. представляет собой нестандартную, новую форму работы для них: создание собственного проекта в виде публикации, посвященного одному из разделов синтаксиса.

В следующем году можно продолжить работу над темой «Сложное предложени е»

Рецензия

На групповой проект по русскому языку и литературе

Работа выполнена по 2 варианту оформления.

Ф.И.О. участников -Гаврилова Эвелина Андреевна, Складанов Тимофей Игоревич Енжиевская Анна Андреевна, Бакиджанов Артем Тимурович, Куракина Ксения Григорьевна, Малеина Анастасия Алексеевна, Антонов Дмитрий Андреевич, Смирнова Виктория Валерьевна

Класс _5в, 6а, 8б

На тему «Это непростое простое предложение». Создание справочника по русскому языку «Простое предложение»

В групповом проекте тему «Это непростое простое предложение». Создание справочника по русскому языку «Простое предложение» сформулированы цели; указан предмет исследования; задачи реализации ГПР, представлены основные результаты деятельности, выводы.

Материалы также содержат: памятки для работы в группах, инструкции для создания справочника, листы работы в микрогруппах.

В приложении содержатся материалы по темам справочника, которые подбирали дети в соответствии с программным материалом, схемы, практические упражнения, тесты

С точки зрения заявленной темы «Это непростое простое предложение». Создание справочника по русскому языку «Простое предложение» и ее цели особый интерес представляет то, что в нём охватывается изучение теоретических сведений и практическая работа, что позволяет учащимся более глубоко усвоить данную тему, практическое применение продукта проекта. Тема актуальна.

    Работа выполнена вполне самостоятельно, каждый участник проекта выбрал подтему, сформировались группы, работающие по одной подтеме.

    Во время работы научились систематизировать материал самостоятельно, работать с информацией.

    Материалы данной работы могут использоваться на уроках русского языка, в дистанционном обучении. так как создан электронный вариант работы.

Работа сопровождается мультимедийной презентацией.

Представленные отчетные материалы позволяют сделать выводы об успешности завершения работы над проектом «Это непростое простое предложение».

Создание справочника по русскому языку «Простое предложение»

Дата 14.04.2015 год Руководитель (подпись) ________________

Журнал занятий групповой проектной работой

Руководитель Кочулина Татьяна Викторовна

Номер занятия

Темы занятий

(этапы работы)

Гаврилова Эвелина

Складанов Тимофей

Енжиевская Анна

Бакиджанов Артем

Куракина Ксения

Малеина Анастасия

Антонов Дмитрий

Смирнова Виктория

Выбор темы проекта.

Определение целей и задач

Распределение участников проекта на подгруппы. Выбор тем в соответствии с программным материалом.

Работа с подбором информации, выбор источников информации.

Работа с информацией. www.gramota.ru Справочно-информационный портал «Грамота.ru»

Работа с подбором информации, выбор источников информации.

Работа с информацией. www.gramota.ru Справочно-информационный портал «Грамота.ru»

Создание справочника. Структура справочника

Создание справочника. Обучение работе в облаках Google с единым документом

Создание справочника. Обучение работе в облаках Google с единым документом

Создание справочника. Обучение работе в облаках Google с единым документом

Создание справочника. Обучение работе в облаках Google с единым документом

Создание справочника. Обучение работе в облаках Google с единым документом

Создание справочника. Обучение работе в облаках Google с единым документом

Создание справочника. Обучение работе в облаках Google с единым документом

Создание справочника. Обучение работе в облаках Google с единым документом

Создание презентации.

Создание презентации

Создание презентации

Публикация проекта

Публикация проекта в электронном и печатном виде

Защита проекта

План работы над ГПР

на 2014-2015 учебный год

Руководитель Кочулина Татьяна Викторовна учитель русского языка и литературы

Обучающиеся Гаврилова Эвелина Андреевна, Складанов Тимофей Игоревич Енжиевская Анна Андреевна, Бакиджанов Артем Тимурович, Куракина Ксения Григорьевна, Малеина Анастасия Алексеевна, Антонов Дмитрий Андреевич, Смирнова Виктория Валерьевна, 5в, 6а, 8б класс

Этапы работы

Формы работы

Сроки

Планирование

Этап самостоятельного проведения исследования, получения и анализа информации

Работа со словарем, учебником, Интернетом, художественной литературой

Этап обобщения информации

Этап представления полученных результатов работы над проектом (презентация).

Устная защита, презентация сборника в электронном и печатном виде

ЖУРНАЛ

ГРУППОВОЙ

ПРОЕКТНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Руководитель проекта – учитель Кочулина Татьяна Викторовна

учитель русского языка и литературы

«Это непростое простое предложение».

Создание справочника по русскому языку «Простое предложение»

2014-2015 учебный год

Название (тема) проекта

«Это непростое простое предложение».

Создание справочника по русскому языку «Простое предложение»

Проблема, решаемая проектом

Мотивом для работы над проектом «Синтаксис простого предложения» послужили трудности с усвоением материала по теме. _____________________

Почему этот проект важен (актуальность проекта)

Какова же роль синтаксиса? В переводе с греческого слово "синтаксис" означает "построение" и прямо указывает на необходимость упорядочивания единиц языка. Таким образом, возникновение синтаксиса в нашей жизни вызвано потребностью людей в общении, их стремлением организовать свою речь так, чтобы наилучшим образом передать информацию и эмоции. Иначе говоря, мелких единиц языка - слов - недостаточно для того, чтобы выразить многообразие человеческих эмоций и сложность мыслей; для полноценного общения необходимы более крупные - синтаксические – единицы. Таким образом, культура человеческого общения предполагает знание синтаксиса как универсального инструмента, организующего нашу речь согласно внутренним законам русского языка. __________________

Девиз проекта (эпиграф) 0

Цель проекта

Вызвать интерес к изучению синтаксиса простого предложения. Проект способствует развитию творческих способностей через самостоятельную исследовательскую деятельность.

Задачи проекта

    Формировать знания о грамматическом строе языка, о построении простого предложения.

    Формировать умения и навыки самостоятельной работы с учебной и художественной литературой, умения и навыки поиска и отбора в учебной и художественной литературе необходимой информации и примеров, умения и навыки сравнивать, анализировать синтаксические единицы друг с другом.

    Формировать умение применять знание норм языка в речи, научить излагать свои мысли устно и письменно

    Применять новые компьютерные технологии, развивать навыки коллективной работы

Тип проекта

практико-ориентированный проект

Ожидания от проекта (планируемый результат)

    Справочник по русскому языку «Простое предложение»

    Результаты будут оформлены в виде публикации(электронной и печатной)

    При реализации проекта предполагается обогащение словарного запаса и расширение кругозора.

    Проект позволяет заинтересоваться данной темой, т. к. представляет собой создание собственного проекта в виде справочника, посвященного одному из разделов синтаксиса.

    В процессе работы над проектом у нас будут сформированы:

-знания по теме "Простое предложение".

-умения и навыки самостоятельной работы с учебной и художественной литературой.

-умения и навыки поиска и отбора в учебной и художественной литературе необходимой информации и примеров.

-умения и навыки сравнивать, анализировать синтаксические единицы друг с другом.

Участники проекта

Фамилия, имя участника

Класс

Гаврилова Эвелина Андреевна

Складанов Тимофей Игоревич

Енжиевская Анна Андреевна

Бакиджанов Артем Тимурович

Куракина Ксения Григорьевна

Малеина Анастасия Алексеевна

Антонов Дмитрий Андреевич

Смирнова Виктория Валерьевна

Образ будущего результата

(продукт проекта может быть описан словесно, представлен фотографией,

рисунком или коллажем, схемой или планом и др.)

План выполнения проекта 0

Этап

Срок

Результат

Планирование

Выбор темы

Этап самостоятельного проведения исследования, получения и анализа информации

Работа со словарем, учебником, Интернетом, художественной литературой

Этап обобщения информации

Создание публикации, работа в облаках Google с единым документом

Этап представления полученных результатов работы над проектом (презентация).

Устная защита, презентация сборника в электронном (электронная публикация на ресурсе http://ru.calameo.com/) и печатном виде

Что сделано (описание полученного результата)

Пособие «Синтаксис простого предложения» в печатном и электронном варианте

Как проект помог решить проблему

(положительный эффект от выполнения проекта) 0

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что не получилось (резервы)

1. Не все темы рассмотрены в справочнике, так как в самом начале работы над проектом долго решали, кто, что будет делать. ____________________________

2. Не все ученики вовремя выполняли свою часть общего задания .___________

Список источников информации, использованных в проектной деятельности 0

www.gramota.ru Справочно-информационный портал «Грамота.ru»,

http://russkiy155.blogspot.ru/p/blog-page_26.html

http://ru.calameo.com/

http://gramota.ru/book/litnevskaya.php

http://www.evartist.narod.ru/text1/20.htm

Номер занятия

Этапы работы

Гаврилова Эвелина 5в

Складанов Тимофей 5в

Енжиевская Анна 6а

Бакиджанов Артем 6а

Куракина Ксения 8б

Малеина Анастасия 8б

Антонов Дмитрий 8б

Смирнова Виктория 8б

Теоретический курс

(заполняет руководитель теоретического курса)

Журнал групповой проектной деятельности

Самооценка участника группы

(Лист самооценки)

(заполняет руководитель группового проекта из листов самооценки)

Презентация проекта

(заполняет экспертная комиссия – оценка у всех одинаковая))

Защита проекта

(заполняет экспертная комиссия – оценка у всех одинаковая)

Оценка за практический курс (из листа самооценки каждого ученика)

0 Руководитель не ставит оценки, а ведёт учёт посещаемости знаком «+». Оценивает свою работу в группе сам ученик в Листе самооценки.

0 Заполненными должны быть не менее 3 строк

0 Пункт для заполнения необязателен

0 Не менее 5 источников, включая Интернет-ресурсы

Просмотр содержимого документа
«план занятия по проектной групповой деятельности»

Тема проекта «Такое непростое простое предложение. Создание пособия «Простое предложение»

Предмет:

Русский язык

Междисциплинарные связи:

Литература

Проект по теме «Это непростое простое предложение».

Создание учебного пособия «Простое предложение» (коллективный проект из индивидуальных)

Практико-ориентированный проект по русскому языку по теме «Простое предложение». В нём охватывается изучение теоретических сведений и практическая работа, что позволяет учащимся более глубоко усвоить данную тему.

Цель – вызвать интерес к изучению синтаксиса простого предложения. Проект способствует развитию творческих способностей учащихся через самостоятельную исследовательскую деятельность.

Дидактические цели и методические задачи:

    формировать знания о грамматическом строе языка, о построении простого предложения.

    формировать умения и навыки самостоятельной работы с учебной и художественной литературой, умения и навыки поиска и отбора в учебной и художественной литературе необходимой информации и примеров, умения и навыки сравнивать, анализировать синтаксические единицы друг с другом.

    формировать умение применять знание норм языка в речи, научить излагать свои мысли устно и письменно

    научить применять новые компьютерные технологии, закрепить навыки отображения полученных результатов в наглядной форме;

    развивать навыки коллективной работы

    воспитание интереса к родному языку.

Вид деятельности

Продукт

(коллективный, групповой)

Вид презентации

Направление: работа с предложением

1.Учебник, справочник, алгоритмы

Практическая деятельность в определенной учебно-предметной области.

Работа со словарем, учебником, Интернетом, художественной литературой

Пособие «Синтаксис простого предложения»… (коллективный проект из индивидуальных)

Устная защита, презентация сборника в электронном и печатном виде

План проведения занятия по проектной деятельности

1. Вступительное слово.

“Берите полной пригоршней драгоценные кристаллы мудрости, но при этом не забывайте главнейшего – мудрые мысли необходимо не только читать и выписывать, но и претворять их в жизнь практическими делами.”

«Слово - одежда всех фактов, всех мыслей» Максим Горький (слайд 1)

– Согласны вы с этими словами?

Без языка невозможны жизнь человека, людей, общества, развитие науки, техники, искусства. Не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому нужно учиться - учиться упорно и терпеливо.

Изучение русского языка поможет вам лучше говорить и писать, выбирать самые точные и нужные слова для выражения мыслей. Курс современного русского языка состоит из следующих разделов: лексики и фразеологии, фонетики и фонологии, орфоэпии, графики и орфографии, словообразования, грамматики (морфологии и синтаксиса).

2. Актуализация опорных знаний.

– Проверим, готовы ли мы к работе.

Синтаксис… Насущная необходимость или нарочитое усложнение и без того непростой жизни?.. Однако кто из нас ни сталкивался порой с невозможностью понять ребёнка, не овладевшего ещё в полной мере законами языка? Или иностранца, строящего свою речь по непонятным нам принципам? Это непонимание есть результат незнания и, как следствие, неприменения этими людьми правил синтаксиса. Итак, что же такое «синтаксис» ? какова же роль синтаксиса ? Слайд 2

Ответы детей.

Вывод

Таким образом, культура человеческого общения предполагает знание синтаксиса как универсального инструмента, организующего нашу речь согласно внутренним законам русского языка.

3. Работа по листам планирования.

Ученики еще раз проговаривают основные вопросы, которые прорабатывают в проекте. Сопровождается презентацией

    Ознакомление с темой проекта. слайд 3-4

Основополагающий вопрос

Проблемные вопросы

- Что такое простое предложение?

Учебные вопросы

Что такое синтаксис?

Что такое словосочетание?

Что такое согласование, управление, примыкание?

Какой тип связи в словосочетании?

Какие предложения называются простыми? Виды простых предложений?

Как называются главные члены предложения?

Чем отличаются друг от друга подлежащее и сказуемое?

Какие виды сказуемых известны?

Какие второстепенные члены предложения знаете?

Какие члены предложения могут быть однородными?

Зачем нужно вводить вводные слова? Какова роль обращения в предложении?

В чем заключается различие между двусоставными и односоставными предложениями?

Что такое обособление?

Чем отличаются обособленные члены предложения от необособленных?

Какие слова не являются членами предложения?

4. Этап обобщения информации .

Фронтальная работа с группами учеников.

Какие способы поиска и сбора информации вы знаете?

Где можно найти необходимую информацию? Кто может в этом помочь?

Кого можно пригласить для консультации?

Где их можно найти? Подумайте, чем будет заниматься каждый член группы?

Какие работы могут выполняться параллельно?

Работа с информацией:

Домашние задания

- www.gramota.ru Справочно-информационный портал «Грамота.ru», http://russkiy155.blogspot.ru/p/blog-page_26.html

Поиск информации по выбранным темам, микрогруппы отбирают материал для своих глав, вносят в пособие, редактируют, так как проект носит практико-ориентированный характер, учащиеся работают с различными источниками.

В выборе нужного источника информации консультирует учитель

На этом этапе осуществляются структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.

Учащиеся:

Систематизируют полученные данные;

Объединяют в единое целое полученную каждой группой информацию;

Выстраивают общую логическую схему выводов для подведения итогов.

Обсуждение происходит коллективно: одни варианты принимаются, другие ребята отвергают и заменяют новыми. Учащиеся задают друг другу вопросы, уточняют информацию, анализируют полученные сведения.

5. Оформление проекта. Практикум.

Ученики получают памятки для работы.

По каким вопросам вы могли бы проконсультировать другую группу?

Что вам еще необходимо изучить по данной проблеме?

Давайте еще раз вспомним, как должен быть построен справочник или учебное пособие?

Ребята составили план-схему построения пособия, рассмотрим варианты под документ камерой, выберем единую схему построения.

«Корректирование» своих проектов для создания общей публикации. Учитель даёт последние указания в работе и оформлении.

Создание публикации в облачных технологиях, ученики работают парами, в соответствии с их маршрутами. Дети работают в облаках Google с единым документом

    Предварительный просмотр, работу можно вывести на доску.

6. Рефлексия

    «Берите полной пригоршней драгоценные кристаллы мудрости и претворяйте их в жизнь практическими делами.»

– Сегодня мы последовали этому мудрейшему совету?

Ответы учеников.

7. Домашнее задание .

Продолжим работу по оформлению пособия, работая в облаках, дополняя свой раздел.

Просмотр содержимого презентации
«защита проекта»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ № 10 ГОРОДА СОВЕТСКА

КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Итоговый групповой проект

Русский язык и литература

Такое непростое простое предложение. Создание справочника по русскому языку.

Выполнили: Гаврилова Эвелина(5в класс),

Складанов Тимофей,(5в класс)

Енжиевская Анна(6а класс),

Бакиджанов Артем(6а класс),

Куракина Ксения(8б класс),

Малеина Анастасия(8б класс),

Антонов Дмитрий(8б класс),

Смирнова Виктория (8б класс)

Научный руководитель : Кочулина Татьяна Викторовна,

учитель русского языка и литературы


Эпиграф проекта: «Слово - одежда всех фактов, всех мыслей» (Максим Горький)

Цель проекта: Главной целью проекта является формирование знаний о построении простого предложения, вызвать интерес к изучению синтаксиса простого предложения . Задачи проекта: 1. Формировать знания о грамматическом строе языка, о построении простого предложения. 2. Формировать умения и навыки самостоятельной работы с учебной и художественной литературой, умения и навыки поиска и отбора в учебной и художественной литературе необходимой информации и примеров. 3. Применять новые компьютерные технологии, развивать навыки коллективной работы.


Актуальность проекта

Синтаксис… Насущная необходимость или нарочитое усложнение и без того непростой жизни?.. Однако кто из нас ни сталкивался порой с невозможностью понять ребёнка, не овладевшего ещё в полной мере законами языка? Или иностранца, строящего свою речь по непонятным нам принципам? Это непонимание есть результат незнания и, как следствие, неприменения этими людьми правил синтаксиса.


Актуальность проекта

Итак, какова же роль синтаксиса? В переводе с греческого слово "синтаксис" означает "построение" и прямо указывает на необходимость упорядочивания единиц языка. Таким образом, возникновение синтаксиса в нашей жизни вызвано потребностью людей в общении, их стремлением организовать свою речь так, чтобы наилучшим образом передать информацию и эмоции. Иначе говоря, мелких единиц языка - слов - недостаточно для того, чтобы выразить многообразие человеческих эмоций и сложность мыслей; для полноценного общения необходимы более крупные - синтаксические - единицы.

Таким образом, культура человеческого общения предполагает знание синтаксиса как универсального инструмента, организующего нашу речь согласно внутренним законам русского языка.


Что хотим выяснить?

Основополагающий вопрос

Почему простое предложение может быть «непростым»?

Проблемные вопросы

Что такое простое предложение?

Всегда ли просто узнать тип простого предложения?

Какой из главных членов предложения главнее?

Какие члены предложения способны участвовать в построении предложения?

Как определить тип подчинительной связи в словосочетании и почему это важно знать при построении простого предложения?

Как научиться правильно объединять слова в словосочетания, чтобы получилось предложение, отвечающее всем правилам?

Почему обособляться могут только второстепенные члены предложения?


Учебные вопросы

- Что такое синтаксис?

- Что такое словосочетание?

- Что такое согласование, управление, примыкание?

- Какой тип связи в словосочетании?

- Какие предложения называются простыми? Виды простых предложений?

- Как называются главные члены предложения?

- Чем отличаются друг от друга подлежащее и сказуемое?

- Какие виды сказуемых известны?

- Какие второстепенные члены предложения знаете?

- Какие члены предложения могут быть однородными?

- Зачем нужно вводить вводные слова Какова роль обращения в предложении?

- В чем заключается различие между двусоставными и односоставными предложениями?

- Что такое обособление?

- Чем отличаются обособленные члены предложения от необособленных?

- Какие слова не являются членами предложения?


Как мы выполняли работу? Планируем свою деятельность

  • Разделились на микрогруппы. Решили, кто, что будет делать; каждый выполняет свою часть общего задания.
  • Разделили между собой учебные темы (в зависимости от программы) Определили задания, которые необходимо будет выполнить для проекта.
  • Обсудите, в какой форме нужно будет представить свою часть задания. Решили, каким будет наш проект и как его лучше представить.
  • Познакомились с Google Doсs, научились работать с документом в облаках.
  • Поиск информации по выбранным темам: микрогруппы отбирали материал для своих глав, вносили в пособие, редактировали. Мы работали с различными источниками.
  • Основной источник теоретического материала портал http://www.gramota.ru /

Как мы выполняли работу?

В выборе нужного источника информации нас консультировал учитель

Систематизировали собранную информацию;

Объединяли в единое целое полученную каждой группой информацию;

  • выстраивали общую схему справочника

Узнали, что…..

Обязательными элементами в таком пособии должны являться контрольные задания, глоссарий, вопросы для самопроверки с ответами, тренировочные задания.

Пособие должно содержать:

  • Введение в дисциплину.
  • Оглавление.
  • Основное содержание, структурированное по разделам (модулям).
  • Контрольные упражнения (тестирования, задания).
  • Глоссарий.

Что у нас получилось? Результаты

1.Создали справочник по русскому языку, который содержит теоретические сведения и практическую часть

2. Напечатали справочник в типографии.

Головань Кистина

Проект "В защиту моего родного русского языка" представляет собой систему воспитательных мероприятий, направленных на формирование речевой культуры.
Данный проект ставит целью повысить общую языковую культуру школьников, пюбудить их к бережному, обдуманному владению собственным словом (речью).

Скачать:

Предварительный просмотр:

Заявка на участие в Конкурсе

Муниципальное образование Новопокровский район

Название номинации «Мой государственный язык»

Название проекта «В защиту моего родного русского языка»

Название образовательного учреждения Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7 муниципального образования Новопокровский район

Контактные данные:

Индекс 353033

Краснодарский край

город (район поселок и т.д.) Новопокровский район, пос. Малокубанский

улица Северная

№ дома 14

номер квартиры

телефон домашний с кодом 8 861 49 30 790

телефон сотовый 8 928 4287768

____________ ___________________

«Моя страна – моя Россия»

Региональный этап

Название номинации конкурса

«Мой государственный язык»

Название проекта

«В защиту моего родного языка»

Проект подготовлен: Головань Кристина Михайловна, ученица 9 класса

Название общеобразовательного учреждения МБОУ СОШ № 7

Наименование муниципального образования Новопокровский район

Краснодарского края

Контактные данные:

адрес 353033 Краснодарский край, Новопокровский район, пос. Малокубанский, ул. Северная, д.14

телефон 8 861 49 30 790

сотовый телефон 8 928 4287768

2016 год

Информационная карта проекта

Название номинации

«Мой государственный язык»

Название проекта

«В защиту моего русского языка»

Субъект Р.Ф, муниципальное образование

Краснодарский край, Новопокровский район

Головань Кристина Михайловна, ученица 9 класса МБОУ СОШ № 7 поселка Малокубанского муниципального образования Новопокровский район

Контактные данные (почтовый адрес, мобильный телефон, e-mail)

353033 Краснодарский край, Новопокровский район, пос. Малокубанский, ул. Северная, д.14

8 928 4287768

Ф.И.О. научного руководителя (степень должность, контактные данные (адрес, телефон (с указанием кода), e-mail.

Кухтинова Людмила Петровна, учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 7

пос. Малокубанского

353033 Краснодарский край, Новопокровский район, пос. Советский, ул. Мира, д.25, кв.1

8-929-8271152

8-861-49-30-719


Подписи к слайдам:

Экология слова Классный час

«… ДНК реагирует на нашу речь. …Воздействие брани равносильно радиационному облучению в 10–40 тысяч рентген: рвутся цепочки ДНК, распадаются хромосомы». Из исследований Института квантовой генетики

Каждая мелодия, мотив или симфония настраивают на свою волну. Звуки вообще очень воздействуют на нервную систему и на психику человека. Каждое слово, фраза, ряд фраз несут в себе звуковые энергии такого воздействия.

О ритме речи никто не думает, а ведь в этом ритме скрыта сила влияния речи на человека. Некоторые Наши слова и выражения заключают в себе особую силу.

Люди, сознательно скупые на слова, знают ценность каждого звука. Мало того, что произнесенное слово производит взрыв в пространстве, оно в то же самое время поглощает энергию говорящего. Конечно, пустые слова, не подкрепленные мыслью и лишенные сердечной энергии, заряда огненной силы в себе не несут, но даже и они обессиливают пустослова.

“ Сквернословие есть яд, умерщвляющий душу”. Святитель Тихон Задонский.

Многие современные учёные считают, что от слов, символов и мифов зависит не только судьбы отдельных людей, но и судьба всего народа. Неслучайно кирилловская азбука была дарована русскому народу вместе с православием и книжностью, и до сих пор Русь владеет ценнейшим сокровищем – церковно-славянским языком.

Это особый язык, обладающий преимуществом над другими языками планеты, имеющими азбуку: на нём не написано ни одной вредной, бесполезной книги, все они направлены на очищение нравственности людей.

Сквернословие не только российская проблема. Например, в США по требованию Федеральной комиссии по связи во всех телевизорах, выпущенных после 01.01.00 г., должна быть реализована специальная технология V-чипов. Она позволяет осуществлять определённый контроль за тем, что смотрят дети, не допускать просмотра фильмов и программ, для них не предназначенных. (Технология основана на оценочных системах, разработанных в т.ч. и американской киноассоциацией).

Новая технология, созданная в Канаде, блокирует сквернословие, звучащее с экранов телевизоров на платных каналах. Здесь слова и выражения, вошедшие в специальный список (он включает 400 позиций), при просмотре автоматически закрываются в титрах и заглушаются.

Икона Божьей Матери “Семистрельная” На иконе изображена Богородица, пронзенная стрелами. Стрелы эти – бранные, матерные слова. Одно из смысловых значений иконы – Богородица отступает от грешников -сквернословов и не предстательствует, не заступничает о них перед Богом.

Фрагменты из книги «Письма о добром и прекрасном» Академика Дмитрия Сергеевича Лихачева, изданной в 1989 году

КАК ГОВОРИТЬ? Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе.

Есть разного рода неряшливости в языке человека. Если человек родился и живет вдали от города и говорит на своем диалекте, в этом никакой неряшливости нет. Не знаю, как другим, но мне эти местные диалекты, если они строго выдержаны, нравятся. Нравится их напевность, нравятся местные слова, местные выражения. Диалекты часто бывают неиссякаемым источником обогащения русского литературного языка.

Как-то в беседе со мной писатель Федор Александрович Абрамов сказал: С русского Севера вывозили гранит для строительства Петербурга и вывозили слово - слово в каменных блоках былин, причитаний, лирических песен... «Исправить» язык былин - перевести его на нормы русского литературного языка - это попросту испортить былины.

Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, - распространеннейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищенности человека, о его слабости, а вовсе не о силе.

Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто опасения. Грубыми прозвищами учителей именно слабые волей ученики хотят показать, что они их не боятся.

Это происходит полусознательно. Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, неинтеллигентности, а иногда и жестокости. Но та же самая подоплека лежит в основе любых грубых, циничных, бесшабашно иронических выражений по отношению к тем явлениям повседневной жизни, которые чем-либо травмируют говорящего.

Этим грубо говорящие люди как бы хотят показать, что они выше тех явлений, которых на самом деле они боятся. В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит слабость.

«Плюющиеся словами» люди потому и демонстрируют свое презрение к травмирующим их явлениям в жизни, что они их беспокоят, мучают, волнуют, что они чувствуют себя слабыми, не защищенными против них.

По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо. Наш язык - это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни.

Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно - прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно - это надо, надо.

Наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения (как я уже сказал), но и нашей личности, наших души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».

Экология слова - есть сохранение родного языка, его словесного богатства, чистоты.