«Участие в конкурсах педагогического мастерства: проблема мотивации» методическая разработка на тему. Конкурсы профессионального мастерства как средство творческой самореализации педагогических работников Опыт участия в конкурсах

Доклад: «Повышение педагогического мастерства через участие педагога в профессиональных конкурсах»

Утверждение К.Д.Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Педагог, ориентированный на профессиональный рост, стремится заявить о себе широкой общественности с целью повышения педагогического мастерства и распространения опыта своей работы. Конкурсы педагогических достижений помогают реализовать эти задачи, стоящие перед творческим педагогом.
Для учителя участие в конкурсе означает возможность продемонстрировать свои достижения в профессиональной педагогической деятельности, предъявить результаты своей работы с учениками, совместной работы с родителями, местным сообществом.
Участие в конкурсе – это своего рода остановка, взгляд на свою деятельность со стороны. У каждого педагогического работника появляется возможность показать, что он является современным учителем, потому что использует современные образовательные технологии, в том числе информационно-коммуникативные; обобщает и распространяет собственный педагогический опыт, прежде всего на районном уровне (мастер-классы, презентации опыта работы, открытые уроки и мероприятия, общественные слушания, круглые столы и др.), а впоследствии на городском и других уровнях, таким образом повышая свою квалификацию и совершенствуя мастерство.

Заявление на участие в конкурсе требует от педагога определенной смелости и профессиональных умений. И большое влияние на это оказывает предыдущий накопленный опыт педагога участия в подобных мероприятиях, наличие методической поддержки как в образовательном учреждении, так и в районных методических центрах.

Современному педагогу необходимо постоянно повышать уровень своих профессиональных компетентностей: предметной, методической, коммуникативной, информационной, общекультурной, правовой.

Исходя из современных требований, предъявляемых к педагогу, школа определяет основные пути развития его профессиональной компетентности:

  • Работа в методических объединениях, творческих или проблемных группах (школьного и муниципального уровней).
  • Инновационная деятельность педагога.
  • Участие в конкурсах профессионального мастерства, мастер-класса, форумах, фестивалях и т.п.
  • Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.

Конкурсы педагогического мастерства – одно из средств повышения профессионализма учителя. Они создают благоприятную мотивационную среду для профессионального развития педагогов, распространения инновационного опыта, способствует профессиональному самоопределению. Каждый конкурс несет свою смысловую нагрузку.

Понять значимость конкурсов в жизни учителя может в полной мере тот, кто сам однажды принял участие в профессиональном конкурсе, кто был в группе поддержки, помогал советом или делом. По большому счету, не так уж важны победы и призы - важна сама атмосфера интеллектуального напряжения, единения, атмосфера сотворчества. Подобные мероприятия требуют огромных затрат - интеллектуальных. Ведь они рождают уверенность в собственных силах и устремляют вперед.

Можно по-разному относиться к конкурсам, принимать их или не принимать, поддерживать или игнорировать, но, думаю, сложно отрицать то, что ситуация конкурса - это мобилизация внутренних ресурсов, необходимость точного расчета времени, огромное психологическое напряжение.

К положительным сторонам конкурсов можно отнести:

  1. развитие компетенций педагогов, развитие творческого потенциала, приобщение к исследовательской деятельности;
  2. развитие активной жизненной позиции, коммуникативных способностей, стремления к самосовершенствованию, самопознанию, самоактуализации;
  3. создание благоприятной мотивационной среды для профессионального развития педагогов;
  4. внедрение новых педагогических технологий в муниципальную сферу образования;
  5. повышение рейтинга не только отдельного педагога, но и школы в целом и др.

Есть в конкурсах профессионального мастерства и издержки:

  1. проблемы в организации трудового дня, т.к. не хватает времени;
  2. стрессовость, напряженность ситуации, которая может принести не только признание и успех, но и неудачу

Подготовка и участие в конкурсах становятся настоящей школой повышения уровня педагогической компетентности.

Безусловно, конкурсы педагогического мастерства выявляют оригинальные, нетрадиционные подходы к обучению и воспитанию детей, стимулируют педагогическое творчество, дают возможность представить не только собственный опыт, но и познакомиться с разработками коллег. Ежегодно такой опыт я получаю, выступая на школьных и городских педагогических чтениях, участвуя в заочных конкурсах и конференциях, школьных конкурсах.

Особо хочется сказать о Всероссийском фестивале педагогических идей «Открытый урок», где каждый из нас, учителей, может разместить свои работы на сайте издательства «Первое сентября» и осуществить обмен опытом в сети творческих учителей. Все это способствует профессиональному развитию, достижению более высокого уровня значимости в педагогическом сообществе.

Нужно отметить, что конкурсы педагогического мастерства позволяют учителю «выходить» за пределы образовательного учреждения, осмысливать происходящее в современной школе, прогнозировать профессиональное развитие и проектировать свою дальнейшую педагогическую деятельность, направленную на профессиональные достижения.

Развитие профессионализма – это длительный, развёрнутый во времени процесс овладения профессией; но, если учитель неравнодушен к своему делу, способен чутко реагировать на любые изменения образовательного процесса, находится в потоке инноваций и творческого поиска, участвует в конкурсах профессионального мастерства и этим самым подает пример своим воспитанникам, - он обязательно будет успешен! Итак, сегодня профессиональное развитие педагога считается одним из основных факторов успешности его работы.

КОНКУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА

1. Федеральный конкурс «Поощрение лучших учителей»

в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»

http://минобрнауки.рф/проекты/пнпо/учителя

Учредитель конкурса: Правительство Российской Федерации.

Целью конкурса является стимулирование преподавательской и воспитательной деятельности учителей, развитие их творческого и профессионального потенциала.

В конкурсе также могут участвовать и преподаватели (по записи в трудовой книжке) при условии, что они выполняют учительские обязанности. Это касается и преподавателей, работающих в учреждениях начального и среднего профессионального образования, если они ведут общеобразовательные предметы.

2. Всероссийский профессиональный конкурс «Учитель года»

Учредителями конкурса являются Министерство образования и науки Российской Федерации, Общероссийский профсоюз работников образования, «Учительская газета».

Организационно-техническое сопровождение финала конкурса обеспечивает Министерство образования и науки Российской Федерации.

Цель конкурса: выявление талантливых педагогов, их поддержка и поощрение; повышение социального статуса педагогов и престижа учительского труда, распространение инновационного педагогического опыта лучших учителей Российской Федерации.

Конкурс направлен на развитие творческой деятельности педагогических работников по обновлению содержания образования с учетом новых федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) и федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», поддержку инновационных технологий в организации образовательного процесса, рост профессионального мастерства педагогических работников, утверждение приоритетов образования в обществе.

5. Всероссийский конкурс работников образовательных учреждений

«Воспитать человека» (только всероссийский уровень)

Конкурс проводится в соответствии с приказом Минобрнауки России от 25 июля 2013 г.

Цель конкурса: выявление и популяризация перспективных воспитательных идей и практик, способных возвратить образовательным учреждениям институциональное лидерство в сфере воспитания.

Обращаем внимание, что указанные выше конкурсы профессионального мастерства проводятся на федеральном, региональном (областном), муниципальном уровнях, а также на уровне образовательной организации.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНКУРСЫ (все платные)

Всероссийские и международные дистанционные конкурсы

(в конкурсе РФ)

Темы конкурсов:

1. Развитие способностей у учеников "Детская одарённость"

2. Дидактические игры, кроссворды, инновационные способы подачи материала.

3. Здоровьесберегающие образовательные технологии XXI века

4. Лучший методический проект "Весна 2016"

5. Профессиональный открытый урок

6. Лучший сценарий мероприятия и праздника 2016

7. Лучший урок с использованием современных компьютерных технологий

8. Нравственное и патриотическое воспитание

9. Педагогические инновации в образовании 2016

10. Портфолио педагога, оценка профессиональной деятельности

11. Лучший творческий или исследовательский проект учащихся

12. Творческие разработки педагога 2016

13. ФОТО-КОНКУРС: Лучшее оформление кабинета

14. Электронное пространство - Лучший профессиональный сайт/страничка/блог

15. Эссе на тему «Почему я учитель/педагог/воспитатель

  • АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИКИ

Конкурсы на сайте «Продленка»

Конкурсы на сайте «Педсовет.ру»

Конкурсы «Дистанционная волна»

Конкурсы «Учительский портал»

Подводя итоги, хочется еще раз подчеркнуть, что профессиональные конкурсы - это не только смотры педагогических талантов, они помогают поддерживать престиж профессии, дают новый импульс для творчества на этом поприще. Участие в них, как правило, выводит конкурсантов на новую профессиональную ступеньку, они как будто бы получают ещё одно образование: повышается уровень их педагогического мастерства, продвигается карьера, растет уважение среди коллег.

Ну, а главный постулат остается неоспоримым: где успешен Учитель, успешен и Ученик. В добрый путь, коллеги!

  • желание приобретения определенного профессионального статуса;
  • желание повысить педагогическое мастерство, получить признание в педагогическом сообществе, стремление стать лучшим;
  • желание познакомиться с опытом работы преподавателей.

Конкурс собрал преподавателей, организаторов, преданных педагогическому делу, способных к профессиональному росту и самоотдаче, участников, которые не испугались публичной оценке своей деятельности и смогли заявить о себе.

Конкурс «Лучший учитель ОБЖ» и «Лучший преподаватель БЖД» проводился в несколько этапов, на каждом из которых участники демонстрировали свое профессиональное кредо: и в защите творческого проекта, его публичном представлении, и в проведении открытого урока на базе другого учебного заведения с незнакомой ученической аудиторией, и в самоанализе проведенного открытого урока. Многообразие форм представления профессиональной деятельности на конкурсе дает возможность широкого спектра применения данных форм в дальнейшем развитии и совершенствовании профессионального мастерства. Мною приобретен опыт, который я могу применять в своей педагогической деятельности как в процессе обучения и воспитания, так и для дальнейшего повышения профессионального мастерства. Так в апреле 2010 года принимал участие в Фестивале педагогических идей среди преподавателей общеобразовательных дисциплин образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, на котором выступил с докладом, передавая опыт, приобретенный в конкурсе «Лучший учитель ОБЖ»

В Камчатском краевом конкурсе «Лучший учитель ОБЖ» и «Лучший преподаватель БЖД» 2009 года я не стал ни победителем, ни лауреатом конкурса. Был награжден дипломом в номинации «Педагогический поиск». И действительно на данном этапе своей профессиональной деятельности я повышал профессионально-педагогическое мастерство, обучаясь на третьем курсе в Камчатском государственном университете имени Витуса Беринга.

Участие в конкурсе повлияло на развитие творческих способностей, установление новых связей, развитие профессионального общения в педагогическом сообществе, внедрение новых педагогических технологий в сферу образования.

Противоречия между надеждами на победу и затруднениями в представлении своего опыта (которого на тот период не хватило для победы), недостаточность профессионально-педагогического мастерства, привели к необходимости использования возможностей конкурса для стимулирования мотивации саморазвития, самообразования и профессионального роста. Конкурс послужил средством повышения квалификации, развития творческих способностей.

Благодаря конкурсу я получил блестящую возможность заявить о социально значимых идеях, реализуемых в собственной практической деятельности, принять и внедрить в образовательный процесс передовой опыт лучших преподавателей ОБЖ.

В феврале 2010 года мною было повторно принято решение на участие в Камчатском краевом конкурсе «Лучший учитель ОБЖ» и «Лучший преподаватель БЖД» 2010 года.

Для этого я проанализировал и учел ошибки, недочеты, которые были допущены во время подготовки и участия в Камчатском краевом конкурсе «Лучший учитель ОБЖ» и «Лучший преподаватель БЖД» 2009 года.

При подготовке к конкурсу 2010 года провёл открытые уроки, направленные на развитие творческих способностей учащихся с применением инновационных технологий, мультимедийных средств обучения, в тесном взаимодействии учащихся и педагогов, учитывая опыт, приобретенный во время участия в конкурсе 2009 года.

Приобретенный опыт участия в конкурсе 2009 года, сыгравший значительную роль в повышении педагогического мастерства, стремление реализовать и достичь поставленную цель, активная подготовка к конкурсу, а также организационно-методическая помощь, поддержка преподавателей, администрации учебного заведения, - все это в комплексе послужило тому, что я стал победителем Камчатского краевого конкурса «Лучший учитель ОБЖ» и «Лучший преподаватель БЖД» 2010 года и награжден дипломом в номинации «Патриотическое воспитание».

Считаю, что самый важный результат конкурса педагогического мастерства - это повышение качества образования, передача тех знаний, умений и навыков учащимся, которые помогут им в дальнейшей самостоятельной профессиональной деятельности, помогут стать достойными людьми, воспитать человека, гражданина, способного самостоятельно развиваться и самосовершенствоваться.

Практическое применение умений и навыков, приобретенных в конкурсах, знания, полученные за период обучения в университете, повлияли на положительную динамику качества образования по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»

Качество образования в 2009-2010 учебном году по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в Профессиональном училище № 3 по сравнению с предыдущим учебным годом повысилось на 2,1 процента.

Практическое применение опыта конкурсов педагогического мастерства положительно влияют на качество образования.

Следующим этапом повышения профессионального мастерства стал конкурс на получение денежного поощрения лучшими учителями образовательных учреждений в Камчатском крае в 2011 году в рамках Приоритетного национального проекта «Образование», в котором я принял участие. В данном конкурсе я не стал победителем, оценена моя профессиональная деятельность, которая на данном этапе недостаточна для победы. Конкурс создал благоприятную мотивационную среду для профессионального развития и роста.

В заключении можно сделать вывод, что конкурсы педагогического мастерства можно рассматривать как этап повышения профессионализма педагогов, как открытое массовое педагогическое соревнование учителей, как развивающуюся практику, как полимотивированную индивидуальную и совместную деятельность, направленную на демонстрацию лучших профессионально-личностных качеств его участников и их саморазвитие. Конкурсы педагогического мастерства способствуют пропаганде педагогических идей и достижений, расширению пространства активного педагогического общения.

Конкурс педагогического мастерства играет существенную роль в стимулировании педагогического творчества учителей. Кроме того, он несет в себе неограниченную возможность удовлетворения разнообразных потребностей человека. Это не только соревнование, но и возможность общения с другими преподавателями, организаторами, членами жюри на профессиональном уровне.

Конкурс позволяет включиться в активную инновационную деятельность, наиболее полно осуществить личностно ориентированный подход к своему профессиональному и карьерному росту.

Конкурс педагогического мастерства проводится в целях повышения престижа и статуса учителя в обществе, усиления влияния на профессиональное развитие, активность, повышение открытости образования, и общественного, профессионального участия в формировании и реализации образовательной политики, а также на развитие инноваций в образовании, распространение в системе общего образования передового педагогического опыта.

А. Дистервег писал, имея в виду учителя: «Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием» .

«Участие в конкурсах и олимпиадах – залог успеха учеников».

Залог успешного обучения в школе – это развитие и активное использование учениками своих творческих способностей. Творческие дети не ограничиваются только лишь накоплением и усвоением знаний. Как правило, такие дети умеют на практике применять имеющиеся знания, и обладают важнейшим качеством не останавливаться на достигнутом. Я развиваю творческие способности обучающихся через их участие в конкурсах, олимпиадах, НПК, фестивалях исследовательских и проектных работ.

Опыт моей работы показал, что применение данных форм оказывает положительное влияние на достижение качественных результатов учебной и внеучебной деятельности, что является актуальным в условиях реализации стандартов нового поколения. Ребенок, участвуя в мероприятиях, оказывается в среде себе равных. Он стремится соревноваться с другими, доказать свое превосходство, желает побед – и это неудивительно. Не секрет, что участие в конкурсах и олимпиадах помогает ребёнку расширить свой кругозор, углубить знания по предмету.

Я хочу рассказать о достижениях моих учеников, принимающих активное участие в конкурсах, олимпиадах и НПК.

Я не ограничиваю их в выборе конкурса, поэтому дети с различными интеллектуальными способностями участвуют и в творческих конкурсах, интеллектуальных, и предметных олимпиадах, и НПК.

Уже с первого класса я выделяю группу детей, которые отличаются от других по своим способностям. После наблюдений, бесед с родителями и проводимой диагностики, составляется план работы с детьми. Провожу беседу среди учащихся о значимости участия в различных творческих конкурсах, проводимых в классе, школе, районе, республике. Совместно с родителями помогаем ученику достичь поставленных целей. С каждым годом желающих участвовать в конкурсах увеличивается и повышается результативность

Я создала модель самореализации успешного ученика. Работаю по этой модели третий год.




Таблица подсчёта индивидуальных достижений за 3 года

Результативность участия в олимпиадах

этап / результат

участник

призер

школьный

муниципальный

республиканский

всероссийский

Результативность участия в творческих конкурсах

этап / результат

участник

призер

победитель

школьный

муниципальный

республиканский

российский

У частие в конкурсах дает отличный толчок для дальнейшего развития в той или иной области знаний.

Результативность участия в НПК

этап / результат

участник

призер

победитель

школьный

муниципальный

республиканский

всероссийский

международный

Что даёт участие в олимпиадах и конкурсах, НПК?

Активность школьника, его участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах, викторинах способствует самореализации ребёнка. Основными целями и задачами олимпиад являются выявление и развитие у детей творческих способностей.

Участие в таких мероприятиях даёт мощный толчок для развития и углубления знаний.

Ребёнку важно чувствовать свою востребованность, свою причастность к интеллектуальному сообществу. Важно сравнивать свои достижения с успехами других. Умение найти нужную информацию и использовать её в своих целях является сегодня залогом успешности.

С 1 класса мои ученики участвуют в различных дистанционных конкурсах и олимпиадах всероссийского, регионального и муниципального масштаба. Более 60 школьников являются победителями, призёрами, конкурсов и награждены дипломами, грамотами. Это всероссийский конкурс-игра по математике «Слон», всероссийские конкурсы «КИТ», «Ребус», «Родное слово», «Зимние интеллектуальные игры», «Инфознайка», «Молодёжное движение», «Муравей» «Познание и творчество», «Растим патриотов России», всероссийский заочный проект «Интеллект-экспресс», «Арт-талант», «Остров – талантикус», «Интеллект-будущего», «Креативность, интеллект, творчество», дистанционные олимпиады проектов «Инфоурок», «МетаШкола», «Новый урок», детский экологический конкурс «Моя планета-2014». У нас есть достижения в международных литературных конкурсах «Лохматый друг» (2 место), «Волшебное слово», «Союз поколений», «Урок письма», «Отечества достойные сыны», международный конкурс эссе и дебатов среди школьников, международный литературный конкурс «Искусство против наркотиков», «Алые паруса» (3 степень) и другие.

Наиболее мои ученики любят заниматься исследовательской деятельностью. Участвуют в различных конкурсах. Исследовательская деятельность способствует развитию познавательной активности школьников, учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения. Деятельность позволяет раскрыть индивидуальные способности, развивать коммуникативные компетентности, в том числе и культуру публичной дискуссии, активировать творческий и интеллектуальный потенциал личности.

Мерсияпов Тимур - участник заочного этапа Республиканского конкурса исследовательских работ и проектов младших школьников «Дебют в науке», Нижнекамск; лауреат II степени муниципальной научно – практической конференции младших школьников «Юный исследователь»; лауреат II степени I республиканского конкурса исследовательских и проектных работ учащихся 1-4 классов «Я познаю мир», диплом, г. Набережные Челны, 2012 г. Хабибуллина Илина лауреат в номинации «Юный исследователь» конкурса «Ученик года 2011», лауреат III Всероссийского конкурса детских исследовательских работ «Мои первые открытия» 2012 г. Исследовательские работы Мерсияпова Тимура по теме « Горные породы Сокольской горы» (3 место) 2011 г., Османова Сеймура по теме « Природоохранные зоны » (2 место) 2011 г., Негуляевой Виктории по теме «Сансевьера» (3 место) 2012 г. были представлены на школьной научно – практической конференции «Юный исследователь» школы №1 г. Бугульмы и отмечены грамотами и дипломами жюри .

С Мерсияповым Тимуром исследовательской деятельностью начали заниматься со 2 класса. Первой работой по теме «Горные породы Сокольской горы» участвовал в муниципальной научно-практической конференции младших школьников «Юный исследователь» (лауреат), участник заочного этапа Республиканского конкурса исследовательских работ и проектов младших школьников «Дебют в науке» г. Нижнекамске. Со второй работой «Памятники и заказники Бугульминского района» участвовал в I республиканском конкурсе исследовательских работ учащихся 1-4 классов в г. Набережные Челны (лауреат 2 степени), участник X Всероссийского юниорского лесного конкурса « Подрост ». В 2013 – 2014 учебном году стал лауреатом I степени во Всероссийском конкурсе проектно - исследовательских работ «Мой город – лучший город Земли», четвёртой работой стал лауреатом I степени Всероссийского заочного конкурса исследовательских работ «Шаги в науку». В прошлом году ездил на очный тур XIII Всероссийского детского конкурса научно – исследовательских работ «Первые шаги в науке» ДО «Непецино» Московская область. В 2014 – 2015 учебном году следующую работу отправили на Международный конкурс «Живи, человек, на зелёной планете!». Был удостоен Победителем, награжден дипломом и поощрительным призом. В декабре ездил второй раз на XIV Всероссийский детский конкурс научно – исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке» в ДО «Непецино». В этом году стал лауреатом I степени. Готовим следующую работу на муниципальный конкурс исследовательских работ старшеклассников. Нами сделано 8 исследовательских работ.

В заключение хочу добавить, что творческие и исследовательские конкурсы бесспорно формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию школьника, который может сказать про себя: « Я знаю, для чего познаю мир, я могу применять свои знания, я умею добывать новые знания и делаю это самостоятельно».

Я убеждена, что творческие и исследовательские конкурсы нужны не только для того, чтобы найти и зажечь звезду, но и создать ей условия, предоставить возможность светить долго – долго. Пусть даже она окажется размером с маленькую детскую ладошку.

Любой ребенок, участвуя в олимпиадах, конкурсах приобретает новый опыт, получает возможность реализации своих способностей, шанс получить общественное признание своим талантам. Системное знание детской психологии, позволяет понять, зачем ребенку участвовать в школьных олимпиадах и конкурсах в каждом конкретном случае.

"Обучать – значит вдвойне учиться." Ж.Жубер

"Чтобы учить детей, надо учиться самому" К.Д. Ушинский

Здравствуйте, дорогие друзья, коллеги!

Сегодняшнее сообщение хочу начать словами великих людей. Ведь в наше время, согласно профессиональному стандарту, педагог должен постоянно развиваться, не стоять на месте, уметь учиться.

Учимся мы каждый день перенимая опыт у своих коллег, читая литературу, составляя конспекты, проводя уроки. Учимся, посещая курсы повышения квалификации, которые безусловно необходимы каждому учителю. Н о направленность таких курсов, как правило, узкопредметная. Курсы не учитывают индивидуальных запросов педагога.


Такая возможность появляется только тогда, когда мы учимся у своих коллег, участвующих в различных конкурсах педагогического мастерства, научных конференциях, семинарах, где педагоги обмениваются собственным передовым опытом, – это захватывающий и занимательный процесс, который позволяет быть на гребне волны педагогических новаций и передового педагогического опыта. Участие в таких конкурсах и конференциях стимулирует педагога получать новые знания, обмениваться своим опытом с другими. Важно отметить, что при аттестации педагога учитывается его участие в профессиональных конкурсах, выставках, конференциях. Это даёт толчок для дальнейшего развития, т.к. учитель уверен, что его старания в самореализации и самообучении не напрасны, они будут оценены не только учениками, коллегами, но и профессионалами в области аттестации кадров.

В конкурсах профессионального мастерства я участвовала неоднократно. Отработав в школе чуть больше полгода, решила принять участие в конкурсе для молодых учителей "Учительские Вёсны".


При первом участии предо мной стояли вопросы: как описать свой опыт, с чего начать? При написании конспекта опытные учителя-наставники давали мне подсказки, советы. Этот конкурс достаточно молодой. Ему всего 5 лет! За это время 9 молодых учителей из нашей школы стали грантополучателями Главы города: это 2012 - Филь Мария Анатольевна, Помыткина Е.В., 2013 - Левченко Нина Сергеевна, Дубовин Павел Александрович, 2014 - Дубовина Надежда Васильевна, в 2015 году четверо педагогов Певнева Елена Александровна, Фетисов Павел Александрович, Бровцына Людмила Васильевна, Егикьян Диана Альбертовна. Очень хочется призвать молодых учителей не бояться, участвовать и побеждать!

В 2014 году от завуча по УМР Романовой Натальи Владиславовны поступило предложение принять участие в конкурсе "Учитель года", немного подумав я дала свое согласие и не пожалела ни разу об этом. Да, на подготовку и участие в нем уходит очень много времени и сил, но сколько ты получаешь "выгоды" от участия, не передать словами.

Во время подготовки к конкурсу мне пришлось проанализировать свою деятельность как учителя - предметника, привести в систему свой педагогический опыт, документацию. При оформлении которой большую помощь мне оказали семинары, мастер-классы, администрация школы, учителя, уже имеющие опыт участия в конкурсах, индивидуальные и групповые консультации методистов. Такой конкурс как "Учитель года" не только за короткое время позволяет получить опыт публичного выступления, но и освоить огромное количество знаний, умений, нового материала. Мне сейчас не трудно написать урок, который соответствует всем требованиям современного урока.

Одним из заданий в конкурсе "Учитель года" было ведение собственного интернет-ресурса. Именно тогда я создала авторский педагогический блог "МАСТЕР КЛАСС!", ему уже 2,5 года, и статистика говорит многое: у него более 57000 просмотров, 2000 комментариев, блог читаем и интересен, а это главное.

Мой блог уже участвовал в конкурсах "Лучший блогер -2014", "Лучший сайт образовательной организации- 2015", " Лучший блогер -2015", где стал призером, и в этом году я твердо решила для себя -участвовать в Конкурсе "Лучший блогер - 2016", подведение итогов которого состоится совсем скоро, 17 ноября 2016 года. Волнение нарастает каждый день, не терпится узнать, кто же будет победителем в этом году!
Зимой 2016 покорен еще один конкурс - "Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Мой лучший урок", финал которого состоялся в январе в г. Москве. На очном этапе конкурса нужно было представить защиту своего урока.

Нашу школу на этом конкурсе представляли сразу два учителя технологии: я и Салтыкова Елена Валентиновна . Конечно же, на нас возлагалась большая ответственность, Все получилось! 1 место!
Участие в профессиональных конкурсах - это преодоление себя, комплексов, страхов, получение новых знаний и идей, обмен опытом работы. По собственному опыту могу сказать, что после участия в конкурсе меняется ритм жизни, появляются новые идеи, завязываются новые интересные знакомства и отношения. Таким образом, в результате участия в конкурсах я пересмотрела некоторые свои взгляды в профессиональной сфере, переосмыслила методы своей работы и увидела пути для их более эффективного применения (стараюсь участвовать в работе методических объединений и в творческих группах различной направленности, занимаюсь самообразованием), начала искать новые формы и методы работы с учащимися, внедрять в практику новые педагогические технологии, которые мотивируют обучающихся на изучение предмета.
В заключение хочется сказать, что в педагогических конкурсах не может быть проигравших. Конечно, кто – то выступает более удачно, кто-то не очень удовлетворён результатами, но не зависимо от них, это новый этап профессионального роста учителя.
В общем, конкурсы педагогического мастерства становятся толчком к профессиональному развитию педагога, мотивируют повышать свою квалификацию, а следовательно, и профессиональную компетентность.


Предварительный просмотр:

Значение конкурсов профессионального мастерства в формировании профессиональной компетентности учителя иностранного языка.

«В подвижничестве учителя- будущее России»

(девиз Всесоюзного конкурса «Учитель года»)

Потребность в самоанализе -

Необходимый признак профессионализма.

Конкурс педагогического мастерства – это соревнование учителей в педагогическом профессионализме, в умении продемонстрировать свой педагогический стиль, раскрыть секреты своего педагогического мастерства, обнаружить необычное в традиционном.

Чем стал конкурс «Учитель года для меня»? Могу сказать, что, прежде всего осмыслением своего педагогического опыта, следующим шагом по пути профессионального роста, испытанием на трудоспособность, выносливость, психологическую устойчивость, концентрацию физических и душевных сил.

Профессиональные конкурсы имеют свою историю. Профессиональные педагогические конкурсы зародились в России в 20-е годы прошлого столетия. В 1923 году газета «Правда» совместно с Наркомпросом организовали Всероссийский конкурс на лучшего учителя. В объявлении о конкурсе разъяснялось, что лучшим учителем нужно считать учителя, который «сумел при чрезвычайно тяжелых условиях сохранить школу, научил детей любить школу, связал школу с производством, принимает активное участие в общественной жизни, борется с религиозными предрассудками, помогает изгонять самогон и пьянство, помогает организовать кооператив, показывает лучшие способы ведения хозяйства» («Правда» №65 от 24 апреля 1923 года.) Особое развитие педагогическое конкурсное движение получило в 80-е годы 20 столетия. В 1990 и 1991 годах по инициативе «Учительской газеты» проводится конкурс «Учитель года СССР»

(по аналогии конкурса «Национальный учитель года США», который проводится с 1944 года). Символом конкурса становится «Хрустальный пеликан». С 1992 года конкурс получил статус Всероссийского и название «Учитель года России».

Основными задачами конкурса являются: выявление лучшего опыта в отечественной педагогической практике и его распространение через средства массовой информации, через систему повышения квалификации, рост профессионального мастерства участников конкурса.

Особая роль конкурсных программ состоит в том, что они направлены на формирование и развитие профессионально-педагогической компетентности учителя (ППК). ППК представляет собой совокупность профессионально-педагогических компетенций, таких как, общепедагогическая, общекультурная и коммуникативная компетенции. Основными характеристиками профессиональной компетентности являются личностно-гуманистическая ориентация, способность к системному видению своей деятельности, профессиональная ориентация в предметной области, владение современными педагогическими технологиями, способность к интеграции с отечественным и зарубежным инновационным опытом, креативность в профессиональной сфере, наличие рефлексивной культуры. Существенное значение имеет тот факт, что уровень развития педагогических компетенций определяет динамику личностно-профессионального роста педагога.

Анализ участников конкурса показывает, что самый активный творческий возраст составляет от 25 до 40 лет, наибольшее число конкурсантов имеют педагогический стаж от 11 до 20 лет. Следовательно, преобладающая часть конкурсантов обладает достаточным педагогическим опытом в сочетании с продуктивным творческим возрастом, позволяющим планировать перспективы профессионального роста. Коллективный портрет конкурсантов показывает, что тремя ключевыми характеристиками являются: 1учитель-профессионал, 2учитель - личность, 3 учитель - гуманист. Далее позиции занимают такие качества, как учитель - психолог, исследователь, эрудит, воспитатель. Таким образом, коллективный портрет конкурсанта, это, прежде всего, высококвалифицированный профессионал, неординарная личность, учитель – гуманист.

Самым сложным моментом является первый шаг – решиться участвовать в конкурсе. Для участников конкурса необходимо определить правильный мотивирующий фактор. Важными побудительными факторами являются возможность подготовить статью, выступить с лекцией, дать мастер-класс, открытый урок и т.д., то есть продемонстрировать свой опыт педагогической аудитории, что является необходимым условием для квалификационного подтверждения или квалификационного роста. Главным внутренним мотивом в ходе конкурса становится мотив достижения успеха. В процессе участия в конкурсе учитель испытывает удовлетворенность и неудовлетворенность одновременно. При этом как одно, так и другое мотивируют саморазвитие учителя. С одной стороны закрепить успех, с другой победить себя и добиться успеха. Одной из важнейших условий развития мотивации на достижение успеха является создание положительной психологической атмосферы. Учитель очень много работает над собой, учится концентрировать волю и не терять самообладание. Около 90% учителей отмечают как положительный фактор возникновение необходимости обращения к психолого-педагогической литературе.

С чего начинается конкурсант? Прежде всего, со способности к анализу своего педагогического опыта. Это наиболее трудоемкий и наукоемкий процесс, самый важный этап рефлексии. Происходит систематизация собственных находок, используемых приемов, дидактического материала ит.д. Работая над осмыслением своего опыта, учитель развивает профессиональные умения вычленить противоречия, которые побудили пересмотреть взгляды на преподавание предмета и найти свои подходы, отличные от традиционных, определить и сформулировать сущность опыта, ведущую идею, описать сущность собственного опыта, отразить факторы успешности представляемого опыта, определять цели и задачи, описать технологию, последовательность действий, показать результативность и обозначить условия эффективности, показать за счет чего возможно получение высоких результатов. То есть учитель проводит большую исследовательскую работу по обобщению своего педагогического опыта. Психологи отмечают, что именно на данном этапе учителя сталкиваются с затруднениями в грамотном использовании научных терминов, в структурировании материала, и все это рождает в учителе неудовлетворенность. Но как утверждают психологи, это состояние можно считать в определенной степени исходным условием для развития мотивации. В этот период происходит активизация когнитивных потребностей конкурсанта, который при определенной поддержке, в первую очередь, ближайшего профессионального окружения, а также методической службы вырастает в мощный мотив дальнейшего профессионального роста.

Работа по анализу своего опыта подводит к анализу своих возможностей. На этапах проведения конкурса осуществляется самоанализ педагогических умений, на основе которого складывается планирование индивидуального профессионального роста учителя. Среди факторов, побуждающих участников конкурса к повышению профессионализма, можно выделить значимость метода сравнения. В первую очередь, участники конкурса сравнивают свои собственные умения до конкурса и после конкурса, то есть себя с собой. Представляя свой опыт, учитель проговаривает его на каждом этапе, тем самым закрепляет и персонализирует основные методические термины и научные понятия. Сравнивая себя «до» и «после», конкурсанты отмечают собственный профессиональный рост. А также у учителя есть возможность увидеть неординарный опыт других учителей и сравнивать свои возможности с достижениями коллег.

Одним из ключевых моментов является способность конкурсанта профессионально представить свой опыт на защите педагогического опыта, открытом уроке, внеклассном мероприятии и мастер – классе. Конкурс на данных этапах становится настоящим рингом для проявления психологической устойчивости, самообладания, умения управлять своим творческим самочувствием. Учитель - конкурсант стремится взять высшую планку мастерства, которая определяется следующими критериями: глубокое знание предмета, грамотное использование современных способов передачи знаний, коммуникативные способности, актерское и ораторское мастерство, умение достигать результата в любой ситуации, при любом уровне подготовленности детей.

Конкурс педагогического мастерства является также демонстрацией учителем умения эффективно использовать современные образовательные технологии. Участие в конкурсе побуждает учителя находить информацию о новых направлениях педагогической мысли, знакомиться и сопоставлять свою деятельность с современными подходами и технологиями обучения, осваивать и внедрять их в свою педагогическую практику.

Итак, как показывает опыт проведения конкурсов профессионального мастерства, педагогические конкурсы стали результативной формой повышения профессиональной квалификации, педагогической компетентности. Участие в конкурсах требует тщательной подготовки, в процессе которого учитель становится исследователем собственного педагогического опыта, приобретает знания о новых педагогических технологиях, знакомится с научными разработками в области педагогики и психологии, использует диагностические методы в оценке результатов своего педагогического опыта. Так же необходимо отметить, что участие в конкурсах подводит учителя к переоценке накопленного опыта. Конкурс является для педагога не только формой соревнования в профессиональном мастерстве и способом продемонстрировать свои способности в достижении качественного результата, но и условием обнаружения собственных затруднений, дефицита профессионализма, что, в свою очередь, служит стимулом формирования потребности в профессиональном совершенствовании. Изначально вынужденная работа в конечном итоге приносит удовлетворение и осознание того, что накоплен и систематизирован определенный педагогический опыт и намечены пути для дальнейшего роста педагогического мастерства.

Конкурс профессионального мастерства является сильным источником стимулирования мотивации для саморазвития и профессионального роста учителя.