В чем помогает косма и дамиан. Все молитвы бессребреникам и чудотворцам врачам косме и дамиану

Православная церковь почитает три пары святых, живших, как считается, в разное время и разных местах:

Косма и Дамиан Асийские (1/14 ноября)
Косма и Дамиан, пострадавшие в Риме (1/14 июля)
Косма и Дамиан Аравийские (17/30 октября)

Косма и Дамиан Асийские

Косма и Дамиан родившиеся в Асии (часть Малой Азии). Время рождения и смерти точно не известно. Считается, что они жили не позднее IV века. Их отец грек и язычник умер, когда они были еще малыми детьми. Воспитанием братьев в христианской вере занималась мать - Феодотия. Позже дети были отданы на обучение врачебной науке. Считается, что Господь даровал им искусство исцелений, что привлекало к ним множество больных. С больных, которых лечили святые, они никогда не брали платы, соблюдая заповедь Иисуса Христа: «Даром получили, даром давайте» (Мф. 10, 8). Слава о Косме и Дамиане прошла по всей округе, и люди назвали их бессребрениками.

По легенде, святых однажды позвали к тяжело больной женщине, лечить которую отказались все врачи из-за её безнадежного состояния. Палладия (так звали больную) в силу своей веры и по молитве братьев исцелилась. Исполненная благодарности к целителям и желая, чтобы они приняли от нее хоть какой-нибудь дар, Палладия пришла к Дамиану. Она принесла ему три яйца и сказала: «Прими этот малый дар во Имя Святой Живоначальной Троицы - Отца, Сына и Святого Духа». Услышав имя Троицы, бессребреник не посмел отказаться. Косма, узнав о случившемся, огорчился. Он подумал, что брат нарушил их строгий обет. Когда Косме пришло время умирать, он завещал, чтобы брата не хоронили рядом с ним. Через некоторое время умер и Дамиан. Люди не могли решить, где будет могила Дамиана. Но тут свершилось чудо: к людям пришел верблюд, которого когда-то святые вылечили от бешенства, и проговорил человеческим голосом, чтобы, не сомневаясь, положили Дамиана рядом с Космой, потому что «не ради мзды принял Дамиан дар женщины, а ради Господа». Так мощи святых братьев были положены вместе в Феремане (Месопотамия). По преданию и после смерти святые бессребреники совершили много чудес.

Косма и Дамиан, пострадавшие в Риме

Косма и Дамиан - братья родом из Рима, врачи по профессии, приняли мученическую кончину в Риме при императоре Карине (283-285). Воспитанные родителями-христианами в правилах благочестия, они, по преданию, вели строгую, целомудренную жизнь и обладали даром исцеления болезней. Своим добрым отношением к людям братья многих обращали к вере в Христа. За бескорыстное лечение больных святых братьев называли «безмездными врачами».

Духовное воздействие на окружающих, многих приводившее в Церковь, привлекло внимание к братьям римских властей. За врачами были посланы воины. По легенде, услышав об этом, христиане попросили Косму и Дамиана укрыться на время ради людей, которые прибегали к их помощи. Но, не найдя братьев, воины схватили других христиан в селении, где жили святые. Тогда Косма и Дамиан покинули убежище и отдали себя в руки римских воинов, попросив отпустить взятых вместо них заложников.

В Риме святых вначале заключили в темницу, а затем повели на суд. Братья открыто исповедали перед римским императором и судом свою веру во Христа и отказались принести жертву языческим богам. Они говорили: «Мы никому не причинили зла, мы не занимаемся волшебством и чародейством, в чем вы нас обвиняете. Мы врачуем недуги силой Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа и не берем никакого вознаграждения за помощь больным».

Однако император продолжал настаивать. По молитве святых братьев, Бог поразил Карина внезапной болезнью, чтобы он на собственном опыте испытал всемогущество Господа, не прощающего хулы на Святого Духа. Люди, видевшие чудо, восклицали: «Велик Бог христианский и нет другого Бога, кроме Него!». Многие уверовавшие просили святых врачей исцелить императора, и сам он умолял святых, обещая обратиться в христианскую веру. Святые исцелили его. После этого Косма и Дамиан были отпущены на свободу и вновь принялись за врачевание болезней.

Но старый врач-наставник, у которого братья изучали врачебное искусство, стал завидовать их славе. Он позвал братьев будто бы для собирания редких лекарственных трав и, заведя их далеко в горы, убил, а тела бросил в реку.

Косма и Дамиан Аравийские

Косма и Дамиан Аравийские были почти современники римским. Родина их - Аравия. Они также занимались врачебной наукой. Получив от Бога благодать чудотворений, они врачевали недуги людей именем Христа.

Когда слух о чудесах и учении их достиг до гегемона Лисия, было приказано взять их под стражу. Приведенные в Киликию, они были представлены гегемону. Расспросив о вере, именах и отечестве, гегемон приказал Косме и Дамиану принести жертву идолам. Они не стали исполнять приказание, а напротив исповедали свою веру во Христа. Тогда Лисий велел их избить и связанных бросить в море. Но по легенде, Господь спас их от потопления. Ангел разрешил их узы и совершенно здоровых вывел на сушу. Это чудесное спасение было приписано чародейству. Раздраженный гегемон велел заключить их темницу. На другой день он приказал бросить их в огонь.

Господь и здесь хранил их: огонь потерял естественную силу и не прикасался их. Гегемон подвергал их все новым казням, но все напрасно. Повесив их, сначала велел бросать в них камни, а потом стрелять из луков, но камни и стрелы отскакивали от их тел и поражали самих мучителей. Не находя более средств для достижения своей цели, гегемон приказал обезглавить их мечом. Вместе с ними пострадали еще трое христиан: Леонтий, Анфим и Евтропий.

Все пять мучеников, пострадавшие вместе, были вместе и погребены. Время их смерти с достоверностью неизвестно: считается, что они пострадали в конце III века, в царствование Диоклетиана и Максимиана.

Вопрос о числе святых и их различении

Память святых бессребреников Космы и Дамиана православная церковь совершает трижды, а дважды в год - 1 ноября и 1 июля (по старому стилю) - почитает их особыми службами. В месяцесловах к именам бессребреников прилагаются слова: в ноябре - «иже от Асии», а в июле - «в Риме мучившихся». Это прибавление наводит на вопрос: одни ли и те же бессребреники воспоминаются церковью или разные?

В древних списках после описания их жизни иногда помещалось такое обращение к читателю:

«Ведомо же буди всем, творящим памяти святых Космы и Дамиана, яко три суть версты (пары, четы) святых, но теми же имены нарицаемы, и врачевскую хитрость умевающи, нареченныя безсребреники».

Указание на различие их можно видеть и в Четьях-минеях святителя Димитрия. Под 17-м днем октября там сказано: «Три суть двоицы свв. безсребреников Космы и Дамиана, купно сими имены зовомы, врачевскую хитрость имущие. Едине быша сынове Феодотии жены благочестивыя, иже с миром усопша, и положени быша на месте Фереман (1 ноября). Друзии же хождаху в Риме, имуще учителя завистлива, ихже он лестию на гору возведе, аки собирати былие, и камением поби их (1 июля). Третии же сии, ихже почитается ныне память (17 октября), бяху от Аравитския страны, врачевское художество умеющии».

Особенно наглядное указание на различие их всех представляют наши древние подлинники. В них после одежд так описывается наружный вид святых бессребреников.

Бессребреники от 1 ноября «брадами оба средни равны, в правых руках держат перья, а в левых сосудцы открыты, на ногах сапоги вохра. Преподобная Феодотия матерь их аки Евдокея».
Бессребреники от 1 июля: «Косма млад, аки Димитрий Селунский… Дамиан млад, аки Георгий мученик, кудреват… в правых руках держат кресты, а в левых сосудцы».
Бессребреники от 17 октября «подобны Флору и Лавру».

Таким образом, православная церковь полагает, что прославляемые в различные дни бессребреники Косма и Дамиан не одни и те же лица, а совершенно различные, и притом одни из них (1 ноября) скончались мирно, другие (1 июля и 17 октября) мученически. Церковные службы, составленные в их честь, за исключением некоторых песнопений, также совершенно разные. Служба 1 ноября более торжественная.

Однако, в жизнеописаниях и иконографии часто сталкиваешься с фактом смешения историй различных пар святых. Так, на фреске «Погребение Святых Космы и Дамиана» (Церковь Сан Марко. Флоренция. Италия.1438 - 1440 гг.) художника Фра Джованни Анджелико мы видим погребение 5 человек, что соответствует жизнеописанию Космы и Дамиана Аравийских, и в то же время - верблюда, который приходит на похороны святого Космы Асийского. Таким образом, здесь мы имеем либо смешение сюжетов (жития Асийских и Аравийских святых), которое отразил художник в своей росписи, либо наоборот, разведение одной истории на несколько самостоятельных в православной традиции.

Традиции почитания святых у славян

Крым

В воззвании комитета по сооружению храма во имя святого равноапостольного князя Владимира в Херсонесе Таврическом было сказано: «Сюда (то есть Херсонес, близ Севастополя) были сосланы на заточение святые бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан, довольно потрудившиеся в этом языческом городе в проповеди евангельской».

Трудно решить, какие именно бессребреники пребывали в Крыму. Но память о святых бессребрениках Косме и Дамиане жива в Крыму и сегодня. Их именем называют источник у подошвы Чатыр-Дага. Вблизи источника расположен Космо-Дамиановский монастырь.

Восточные славяне. Месяцеслов

В древнерусском языке имена Космы и Дамиана чрезвычайно рано стали соединяться в одно слово-понятие Козьмодемьян (Кузьмодемьян); так эти святые называются в перечне праздников в новгородской берестяной грамоте XI века, так же называется во многих говорах соответствующий праздник и церкви в честь этих святых.

Русский народ с именами святых соединяет немало особенных верований. Их почитают покровителями скота («они не точию человеком помогаху, но и скотом, и ни от кого же что за сне приимаху, творяху бо сия вся не имений ради, дабы златом или сребром обогатитися, но Бога ради»). Косма и Дамиан известны как хранители кур, отчего день памяти их известен под именем Куриного праздника или Куриных именин. В старину наши предки даже наблюдали особенный обычай в честь этих угодников, известный под именем Курятников: хозяйки в Москве 1(14) ноября собирались вокруг церкви святых Космы и Дамиана с курами и потом рассылали своим знакомым и уважаемым лицам кур в виде подарка.

Молились святым Косме и Дамиану о прозрении разума к учению грамоте. В одном азбуковнике XVII в. имеется прямое замечание: «Есть обычай многим учащимся совершати молебная святым бессребреникам Косме и Дамиану». Известно, что и греки почитали святых Косму и Дамиана помощниками в книжном учении. Есть свидетельство о том, что для испрошения этой помощи греки приходили именно в храм этих святых.

Косму и Дамиана называли Божиими кузнецами: мастера кузнечные считали их своими патронами и потому считали грехом работать в своих мастерских в день памяти святых. Во многих местах в честь Космы и Дамиана велся обычай изготовлять к 1 ноября какие-либо обетные работы и вырученные за них деньги употреблять на покупку свеч к иконам или для раздачи нищим. По народному представлению, эти святые сами занимаются кузнечным делом: между прочим, они куют плуги и раздают их людям для возделывания земли. Народные загадки кованую железную цепь называют Кузьмою: «Узловат Кузьма, развязать нельзя».

Как Божьим кузнецам свв. Косме и Дамиану народная фантазия приписывала в виде атрибута одно из важнейших кузнечных орудий - молот и поставляла в зависимость от них заключение брачных союзов. Таким образом, сковать свадьбу - значит как бы утвердить те невидимые нравственные цепи, то есть обязанности, какие налагают на себя вступающие в супружество. Таким образом, наши предки приписали святым Косме и Дамиану покровительство над свадьбами.

Несколько раз в году Православная Церковь отмечает день памяти святых Космы и Дамиана, которым молятся за болящих: 1 июля и 14 ноября. Бытует мнение, что это совершенно разные пары святых. Первые жили и пострадали в Риме, а вторые — в Азии. В этой статье мы расскажем о Косме и Дамиане, врачах-бессребрениках, живших в Риме.

Исцеление с небес

Когда человек тяжело болеет, он совсем иначе относится к миру и своей жизни. Ситуация еще более усугубляется тогда, когда ему ставят тяжелый диагноз и не дают никаких гарантий на выздоровление. Человек понимает, что земные врачи ничем не помогут. Остается только одна надежда — на Небесного Врача, то есть на Бога, Богородицу и святых.

Среди православных даже есть отдельные святые, которым принято молиться о здравии. Первый в их списке — великомученик Пантелеимон. В земной жизни он был искусным врачом и помогал многим.

Приблизительно в его же время или даже на несколько десятков лет раньше жили и Косма и Дамиан Римские — родные братья, известные как врачи-бессребренники.

Почему святых называют безмездными врачами?

Косма и Дамиан родились приблизительно в третьем веке в Риме. Их родители были тайными христианами и соответственно воспитали своих детей в православной вере.

В сознательном возрасте братья обучились медицинскому делу, чтобы помогать людям. Господь, видя их праведную жизнь и христианскую любовь, наградил их особым даром — они исцеляли других от болезней. Братья на собственном примере исполнили слова Спасителя «Даром получили, даром давайте» (Мф. 10:8). За это святые Косма и Дамиан еще называются безмездными врачами — за свою помощь они не получали «мзду», то есть награду.

Их служение было своего рода проповедью христианства. Исцеляя людей от болезней, они говорили, что делают это не сами по себе, а благодаря помощи Христа. Они ставили перед пациентами одно условие: веруйте, и по вашей вере Господь вас исцелит.

За что Косму и Дамиана посудили в тюрьму?

Вот представьте себе великий город, в котором появилось двое странных врачей: родные братья исцеляют даже самых тяжелобольных и безнадежных, да еще и не берут за это плату. Говорят только: это мы делаем с Божьей помощью, чтобы выздороветь, вы тоже веруйте.

Нет ничего странного, что молва об этих братьях распространится очень быстро и дойдет до властей. А теперь еще представьте, что эта власть выступает против христиан. Что она сделает с этими братьями-целителями-христианами? Как минимум, арестует, а то и вообще скормит львам в Колизее.

Святые Косма и Дамиан быстро заинтересовали городскую власть. Их искали римские воины. Христиане, желая защитить невиновных целителей, попросили их временно спрятаться. Воины, не найдя врачей, взяли в плен других христиан, попавшихся им под руку.

После этого братья открыто явились перед воинами и попросили отпустить пленных.

Святые исцеляют императора

Во время суда они перед римским императором Карином открыто заявили о своих христианских взглядах и отказались поклониться языческим богам.

Также Косма и Дамиан указали на то, что они никому не причинили зла, а лишь бесплатно лечили тех, кто к ним обращался. Во всем им помогал Господь, силой Которого они и исцеляли.

Но император не слушал их и настаивал поклониться идолам. В это время произошло чудо: Карина поразила внезапная болезнь. Император на собственном опыте убедился, что христианство — истинная религия.

Присутствующие стали просить братьев, чтобы те исцелили Карина. Святые совершили чудо: император выздоровел. В то время многие уверовали во Христа, а врачей отпустили на свободу.

Пострадавшие от зависти

Дьявол не мог смириться с освобождением праведников и искал новых жертв, через которых мог бы погубить служителей Божиих.

В сей раз Косма и Дамиан пострадали от человеческой зависти. Их учитель, у которого они длительное время перенимали опыт врачевания, страшно завидовал успеху учеников.

Чтобы убрать братьев, он пошел на лживую хитрость: пригласил врачей вместе с ним собирать лечебные травы в горах. Когда святые Косма и Дамиан согласились, он завел их далеко в горы и тайно убил. Но не знал этот учитель глубинную суть христианства: святые помогают людям как при земной жизни, так и после физической смерти.

Молитва святым Косме и Дамиану

В наше время ко святым бессребреникам обращаются многие верующие. Молятся им преимущественно об исцелении и облегчении болезней.

Вы можете обращаться ко святым как своими словами, так и специальной молитвой:

К вам, святии безсребреницы и чудотворцы Космо и Дамиане, яко к скорым помощником и теплым молитвенником о спасении нашем, мы, недостойнии, преклоньше колена, прибегаем и, припадающе, усердно вопием: не презрите моления нас, грешных, немощных, во многия беззакония впадших и по вся дни и часы согрешающих. Умолите Господа, да пробавит нам, недостойным рабом Своим, великия и богатыя Своя милости; избавите нас от всякия скорби и болезни, вы бо прияли есте от Господа и Спаса нашего Иисуса Христа неоскудную благодать исцелений, ради твердыя веры, безмезднаго врачевания и мученическия кончины вашея. Услышите нас, молящихся, и благоприятным ходатайством вашим испросите у Христа Бога православным людем на враги победу и одоление. Паки, припадающе, прилежно молим: испросите нам от Господа вся благополезная, яже в животе нашем временнем, наипаче же ко спасению вечному служащая, да сподобимся молитвами вашими улучити кончину христианскую, безболезненну, непостыдну, мирну, и да избавимся от козней диавольских и вечныя муки, безконечнаго же и блаженнаго Царствия Небеснаго наследницы будем. Ей, угодницы Божии, не престайте молящеся за ны, с верою к вам притекающия. Аще бо по множеству грехов наших и несмы достойни милосердия вашего, обаче вы, вернии подражателие человеколюбия Божия суще, сотворите, да принесем плоды достойны покаяния и в вечный покой достигнем, хваляще и благословяще дивнаго во святых Своих Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и Пречистую Матерь Его, и ваше теплое заступление, всегда, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Кратко о жизни братьев-целителей Космы и Дамиана рассказывается в этом видео:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

«Лечение Юстиниана святыми врачами Космой и Дамианом» (1439). Художник Фра Беато Анджелико Изображение с сайта wikipedia.org

Трансплантация во сне

О первом успешном случае трансплантации конечности известно не из медицинского трактата, а из жития святых врачей — Космы и Дамиана, братьев-медиков (память 14 ноября).

Трансплантация была проведена во сне. История сохранила следующие свидетельства:

У одного человека болела нога. Лекарства не помогали. Во сне ему явились двое с инструментом в руках… Больной узнал святых братьев-лекарей: Косму и Дамиана.

Один спросил другого: «Где нам взять ногу, чтобы заменить больную?» Другой ответил: «Сегодня будут хоронить мавра со здоровой ногой». Два врача отрезали ногу у мертвого мавра, приставили ее к ноге больного и обильно наложили мазь. Когда пациент проснулся, боли как не бывало.

Исцеленный человек всем рассказал о чудесном сне. Люди радовались свершившемуся чуду и благодарили Бога и святых Косму и Дамиана» (Житие свв. Космы и Дамиана Асийских по Аугсбургской рукописи. 1493 год).

Этот сюжет из посмертной врачебной практики братьев-медиков поражал на многие времена. А в эпоху Возрождения знаменитый Фра Анжелико даже написал фреску: «Сон диакона Юстиниана. (1438 — 1440) — в алтаре церкви свв. Космы и Дамиана в монастыре Сан-Марко.

Почему больной назван здесь диаконом – неизвестно. Не до конца ясны и фактические подробности этой истории, кроме одной: больная нога стала здоровой после молитвы святым врачам Косме и Дамиану.

Бессребрениками святых врачей, братьев Косму и Дамиана (III в.), прозвали еще при жизни благодарные пациенты. Но братья были не просто профессиональными лекарями, получившими прекрасное медицинское образование на Востоке (в Сирии). Косма и Дамиан за свою честную жизнь были наделены особым даром лечить болезни, перед которыми медицина была бессильна.

Поскольку свои способности они получили от Христа в дар, братья никогда не брали плату за лечение, помня слова Учителя: «Даром получили, даром давайте». Но они рассказывали тем, кто прибегал к их помощи, о Христе, давшем им силу помогать и исцелять.

В своем родном городе Эгее (современная Вергина в Греции) братья открыли больницу. Они сами изготовляли лекарства и проводили хирургические операции.

Больницы в древние времена

«Император Византии Иоанн II основал в Константинополе монастырь «Спас Вседержитель», в комплекс которого входила и больница, ставшая крупнейшим медицинским центром того времени». Фото с сайта panoramio.com

В античном мире больниц как таковых не существовало. Первые лечебные учреждения в нашем понимании появляются как раз при христианских монастырях. Например, одной из первых и лучших была больница при монастыре, основанном епископом Василием Великим, известным богословом (IV), в городе Кессария. Внешне она очень напоминала современные больничные комплексы: в ее состав входило столько зданий, сколько было известно в те времена болезней.

Монастырский устав предусматривал, помимо собственно больниц, строительство при монастырях богаделен и ксенодохий — постоялых дворов для заболевших в дороге странников. Больничный городок, построенный святителем Василием Великим и названный «Прибежищем», включал, кроме больничных зданий, гостиницы для иногородних, лепрозорий, приют для неимущих.

Людей в монастырских больницах лечили безвозмездно, либо за посильное пожертвование.

Позднее начали появляться больницы частные, государственные, стало развиваться аптечное дело, при больницах возникали медицинские школы. Император Византии Иоанн II основал в Константинополе монастырь «Спас Вседержитель», в комплекс которого входила и больница, ставшая крупнейшим медицинским центром того времени.

Сохранившийся монастырский устав дает нам полное представлении о работе этого комплекса: пять залов по 50 коек, отделения хирургии, офтальмологии, гастроэнтерологии, гинекологии, еще два отделения – для прочих болезней. Работала аптека.

Койко-местом была кровать с матрасом и одеялами из козьей шерсти. Работали водопровод и канализация, зимой – обогреватели. Была устроена ванная комната. Больные снабжались одеждой, матрасы и одеяла ежегодно обновлялись.

Устав определял и оплату труда служащим. Император был щедр, но врачам, работающим в монастырской больнице, запрещалась частная практика.

Какими были древние врачи

Врачом в Византийской империи мог стать только человек, получивший специальное медицинское образование. Для этого надо было закончить медицинскую школу (изучение медицины основывалось на трудах греческого врача Гиппократа и древнеримского Галена). Успешно сдавший экзамены получал свидетельство о профессиональной квалификации лекаря.

Врач в те времена был человеком статусным. Врачи могли практиковать частным образом, становиться домашними врачами в богатых семействах.

Была даже своеобразная скорая помощь — странствующие врачи, помогавшие тем, кто не мог сам добраться до больниц.

Существовала должность главного городского врача — «архиатра».

За ошибки врачей византийское законодательство определяло даже уголовную ответственность. Судебная медицинская комиссия решала: виновен врач или не виновен. Наказанием мог стать как небольшой штраф, так и полная конфискация имущества.

Если же врач совершал аморальный поступок, его водили по городу с емкостью для сбора мочи в руках позора ради. А бывало, что врача приговаривали к смерти: закалывали шпагой.

Бог не одобряет перфекционизма

Святые Косьма и Дамиан. Книжная миниатюра. 10 век, Византия

Правда, когда родились свв. Косма и Дамиан, до основания больничного комплекса «Спаса Вседержителя» оставалось еще несколько столетий. Братьев вырастила мать, отец рано умер. Феодотия была христианкой и старалась воспитать сыновей в добром духе.

Мать свв. Космы и Дамиана также причислена к лику святых, ее память празднуется в один день вместе с сыновьями, 14 ноября.

Когда братья подросли, Феодотия отдала их на обучение. Так впервые они и познакомились с медициной, узнали о целебных свойствах трав и минералов. А потом уехали в Сирию заканчивать образование.

Врачей-бессеребреников чтили в народе особо.

Косма и Дамиан помогали не только людям, но и животным. Однажды увидели в пустыне едва живую верблюдицу и исцелили ее.

Построив больницу, они лечили не только в ней, но и сами, переходя из города в город, искали тех, кому особенно нужна помощь. И если на пути они встречали больное животное, то и его лечили.

Братья были известны не только своим бессребреничеством, но и, по крайней мере один из них, особой щепетильностью. Одна богатая женщина, исцеленная братьями, принесла в благодарность Дамиану три яйца и умоляла взять их во имя Святой Троицы. Дамиан не мог ей отказать.

Узнав об этом, Косма огорчился и в завещании своем написал, чтобы по смерти похоронить его отдельно от брата. В ту же ночь явился Косме Господь и сказал: «Для чего ты скорбишь ради взятых трех яиц? Они взяты не ради мзды, но ради клятвы жены в Мое имя…» (ради Христа, ради сердечной благодарности).

Косма утешился, но завещания не изменил (!).

По одной из версий жития, во время гонений при Диоклетиане свв. братья были арестованы и обезглавлены.

С вятые чудотворцы бессребреники Косма и Дамиан Асийские (III) были родом из Малой Азии. Их отец - язычник умер, когда они были еще совсем малыми детьми. Воспитанием братьев в христианском благочестии занималась их мать Феодотия. Пример матери и чтение святых книг сохранили их в непорочной жизни по закону Господню, Косма и Дамиан возросли в мужей праведных и добродетельных.

Образованные и искусные врачи, они стяжали благодатный дар Духа Святого - силою молитвы исцелять душевные и телесные недуги людей, лечить животных. С горячей любовью к Богу и ближним братья вышли на общественное служение. С больных, которых лечили святые, они никогда не брали никакой платы, строго соблюдая заповедь Господа нашего Иисуса Христа: «Даром получили, даром давайте» (Мф. 10, 8). Следуя за Господом, Который во время Своего пребывания на земле исцелил многих страдавших от различных болезней, святые братья возвращали людям главное сокровище земной жизни - здоровье. Слава о святых Косме и Дамиане прошла по всей округе, и люди назвали их бессребрениками. Но не ради своей славы они врачевали недуги, а ради славы Бога, даровавшего им благодать исцелений.

Однажды святых позвали к тяжело больной женщине, лечить которую отказались все врачи из-за ее безнадежного состояния. По вере Палладии (так звали больную) и по усердной молитве святых братьев Господь исцелил умирающую, и она встала с одра своего совершенно здоровой, славя Бога. Исполненная благодарности к целителям и желая, чтобы они приняли от нее хоть какой-нибудь дар, Палладия тайно пришла к Дамиану. Она принесла ему три яйца и сказала: «Приими этот малый дар во Имя Святой Живоначальной Троицы - Отца, Сына и Святого Духа». Услышав Имя Святой Троицы, бессребреник не посмел отказаться.

Косма же, узнав о случившемся, очень опечалился. Он подумал, что брат его нарушил их строгий обет. Вскоре исполнилось время святому Косме отходить ко Господу. Умирая, он завещал, чтобы брата не хоронили рядом с ним. Через малое время умер и святой Дамиан. Все были в большом недоумении, где будет могила Дамиана. Но тут, по воле Божией, совершилось чудо: к людям пришел верблюд, которого когда-то святые вылечили от бешенства, и проговорил человеческим голосом, чтобы не сомневаясь положили Дамиана рядом с Космой, потому что не ради мзды принял Дамиан дар женщины, а ради Имени Божия. Честные мощи святых братьев были положены вместе в г. Феремане (Месопотамия).

По смерти святые бессребреники совершили много чудес. Жил в Феремане, близ храма Космы и Дамиана, человек по имени Малх. Однажды собираясь в далекий путь и оставляя супругу свою надолго одну, он молитвенно поручил ее небесному покровительству святых братьев. А враг рода человеческого задумал погубить женщину. Прошло немного времени, и диавол в образе одного из друзей Малха пришел к ней в дом и сказал, что послан Малхом, чтобы проводить ее к нему. Женщина поверила и пошла. Он завел ее в пустынное место и захотел надругаться над ней и убить. Женщина, увидев, что ей грозит опасность, с глубокой верой воззвала к Богу. Явились два грозных мужа. Тогда лукавый бросился бежать от женщины и исчез в пропасти. Мужи отвели женщину домой. У дома своего она, кланяясь им до земли, спросила: «Как зовут вас, спасители мои, кого благодарить мне до конца моих дней?» «Мы рабы Христовы Косма и Дамиан» - отвечали они и стали невидимы. Женщина со страхом и радостью рассказала всем о случившемся с ней, славя Бога и благодаря святых за избавление.

С тех пор святые братья Косма и Дамиан почитаются покровителями христианских семей.

14 ноября — Бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан Асийские, и мать их преподобная Феодотия

Святые бессребреники Косма и Дамиан были родные братья. Отечество их - Асия, так в древние времена называлась часть Малой Азии. Ни время их рождения, ни время смерти неизвестно. Несомненно только то, что они жили не позднее IV века.

Известно, что в первой половине V века, при императоре Феодосии младшем, во имя их устраивали святые храмы, а также то, что копты, отделившиеся от православия со времен Халкидонского собора (431 г.), признают их в лике святых, тогда как живших после сего времени святых они не принимают…

Житие святых Космы и Дамиана

Отец их был грек и язычник, мать - христианка, по имени Феодотия. В ранних летах они лишились своего родителя, но это послужило к их счастию. Мать могла свободнее заняться воспитанием детей. Решившись на всю жизнь остаться вдовою, она ревностно исполняла закон христианский; отказавшись от всех радостей жизни, она о том только заботилась, чтобы угодить Господу. Словом, была истинною вдовицею, каких восхваляет апостол Павел: истинная вдовица и уединена, уповает на Бога и пребывает в молитвах и молениих день и нощь (1 Тим. 5, 5).

Поэтому Святая Церковь причла её к лику святых, наименовала преподобною и творит память святой Феодотии вместе с ее чадами. Можно понять, какое воспитание получили дети под руководством такой матери. С самого младенчества она старалась внушить им страх Божий и любовь к добродетели.

А как скоро дети стали приходить в возраст, она отдала их в научение грамоте к некоему богобоязненному мужу. Здесь, конечно, главной наукой было Божественное Писание, но в то же время они, движимые любовью к страждущему человечеству, изучали врачебную науку, узнавали целительные свойства трав и растений.

Господь благословил благое их намерение и даровал им особенную благодать - дар исцелений и чудотворений. Болезни прекращались, как скоро начинали лечить Косма и Дамиан. Это, разумеется, привлекало к ним множество болящих всякого рода.

Слепые, хромые, расслабленные, бесноватые окружали чудотворцев. Но святые этим не отягощались. Мало того, чтобы быть доступнее для болящих, они сами искали их и для сего переходили из города в город, из веси в весь, и всем больным, без различия пола и возраста, звания и состояния, подавали исцеление.

И это делали они не для того, чтобы обогатиться или прославиться, но с самою чистою, высокою целью - служить страждущим ради Бога, любовь к Богу выразить в любви к ближним. Поэтому они ни от кого никогда не принимали никакой награды за свои труды, никаких даже знаков благодарности за собственные благодеяния. Они твердо знали-и верно сохранили заповедь Спасителя: болящия исцеляйте, прокаженныя очищайте, мертвыя воскрешайте, бесы изгоняйте: туне приясте, туне дадите (Мф. 10, 8).

Даром получили они благодать от Бога, даром и раздавали ее. Об одном только просили они исцеленных ими: чтобы те твердо веровали во Христа, свято жили во Христе; если же врачуемые еще не были просвещены светом Евангелия, то старались обратить их к христианской вере. Таким образом, врачуя телесные недуги, они в то же время врачевали и недуги душевные.

За это бескорыстное служение страждущему человечеству, за эти чудесные исцеления болезней неисцельных Святая Церковь величает их бессребрениками и чудотворцами .

Но не на людей только простиралась врачебная сила святых врачей. Они не забывали и бессловесных животных. Праведник милует души скотов, говорит слово Божие (Притч. 12, 10). Верные сей заповеди, они ходили по домам, пустыням и лесам, сами отыскивали болящих животных и подавали им исцеление. Благодарные животные чувствовали их благодеяния, знали своих благодетелей и, как скоро сии показывались в пустынях, ходили вслед за ними целыми стадами.

Однажды случилось им зайти в одно пустынное место. Здесь они нашли едва живого верблюда. Сюда загнал и здесь разбил его диавол; святые сжалились над животным, исцелили его и отпустили здоровым в свое место. После, как увидим, животное не осталось неблагодарным к ним.

В таких делах милосердия прошла вся жизнь святых бессребреников. Братья никогда не расставались друг с другом, вместе молились, вместе ходили, вместе врачевали. И это они делали не без цели. Дав обет никогда ни от кого ничего не брать, они опасались, чтобы кто-нибудь тайно друг от друга не взял от исцеленных каких-либо даров. Всю свою жизнь хранили они обет свой, и только под конец ее одному из них Господь попустил нарушить его.

В те времена была некоторая жена, именем Палладия. Несколько лет страдая тяжкою болезнию, не получая облегчения ни от каких врачей, чувствуя уже приближение смерти, она вдруг услыхала о святых врачах, которые исцеляют всякие болезни.

С верою в чудодейственную их силу она послала просить их к себе. Святые исполнили ее просьбу, и, как только вошли в дом ее, больная получила исцеление и встала совершенно здоровою. В благодарность за исцеление она готова была отдать им все свое имение, предлагала богатые подарки, но святые ничего не принимали.

Тогда она придумала средство хотя бы одного из них упросить принять от нее ничтожный дар. Взяв три яйца, она тайно пришла к святому Дамиану и заклинала его именем Божиим взять от нее эти три яйца во имя Святой Троицы. Дамиан долго отказывался, но ради клятвы жены, ради имени Божия, уступил ее просьбе.

Косма об этом узнал, весьма огорчился и тогда же сделал завещание, чтобы, по преставлении их, не полагали вместе с ним тело Дамиана, как нарушившего обет Господу, взявшего мзду за исцеление. В ту же ночь явился Господь Косме и сказал: «Для чего ты скорбишь ради взятых трех яиц? Они взяты не ради мзды, но ради клятвы жены в Мое имя…» Косма утешился, но никому не сказал о своем видении. Сотворив после сего еще не мало знамений и чудес, с миром почил святой Косма.

Спустя некоторое время после его кончины почил с миром и святой Дамиан. Люди, чтившие их память, окружили тело Дамиана и недоумевали, где положить его. Завещание Космы было у всех в свежей памяти, нарушить его страшились.

И вот, когда они в недоумении стояли при святом теле, внезапно подошел к ним верблюд. Люди молчали, заговорил верблюд: «Человецы Божии, - начал речь бессловесный, - много насладившиеся знамений и чудес от святых Космы и Дамиана, и не только вы, но и мы, животные, данные вам на службу Богом. Как слуга я пришел к вам поведать тайну Космы, чтобы не разлучать их друг от друга, но вместе положить их».

Верблюд этот был тот самый, который некогда был исцелен святыми. Люди, окружившие тело святого, возблагодарили Господа, так чудесно открывшего тайну Свою, и, положив святые мощи бессребреников в одну раку, погребли их на месте, называемом Фереман (ныне не существует, разрушен турками). Судя по описаниям подлинников, они скончались в средних летах.

Вскоре на месте их погребения устроена была церковь чудная и преславная, как говорит их жизнеописатель. В эту церковь из ближних и дальних стран стекались всякого рода болящие.

Видя такое неоскудное и неиждиваемое богатство святых, недужные постоянно окружали их храм. После сего можно судить, как много совершено было чудотворений святыми бессребрениками. Недаром жизнеописатель их говорит, что легче измерить море и пересчитать звезды, нежели поведать все чудеса святых. Из множества чудес он описал двенадцать, и довольно подробно. Димитрий, митр. Ростовский, в своих Четьях-Минеях описал только два чуда. Мы из двенадцати кратко здесь расскажем о шести.

Чудеса святых врачей Космы и Дамиана

В Феремане жил некто Малх. Однажды, отправляясь в далекий путь, он привел жену свою к церкви святых бессребреников и сказал ей: «Вот, я отхожу далеко, а тебя оставляю под покровительством святых Космы и Дамиана. Живи дома до тех пор, пока я не пришлю к тебе какой-нибудь знак, который ты верно узнаешь, что он мой». Сказав это, они расстались.

Через несколько времени диавол, приняв на себя вид знакомого человека, пришел к жене Малховой, показал ей тот самый знак, о котором говорил муж ее, и сказал: «Муж твой прислал меня, чтобы я проводил тебя к нему».

Жена, увидев знак, данный мужем, поверила, но идти к нему решилась не прежде, как провожатый дал клятву в церкви святых бессребреников на пути ничем не оскорблять ее. Но что значила клятва для беса? Ему нужно было ослабить в людях веру в покровительство святых бессребреников.

И вот, как только приехали они в дикое, пустынное место, дьявол столкнул женщину с ослицы, на которой она ехала, и хотел убить. Жена в ужасе вскричала: «Святии Космо и Дамиане, помозите ми и избавите мя!».

Святые всегда близки ко всем, призывающим их. Внезапно явились два всадника. Злой дух узнал, кто были эти всадники, побежал на высокую гору, бросился в пропасть и исчез. А всадники, взяв жену, благополучно возвратили в дом ее.

Жена кланялась им и благодарила, но только просила сказать, кто они, спасители ее? «Мы, - отвечали святые, - Косма и Дамиан, которым вручил тебя муж твой, отходя в путь». Сказав это, они стали невидимы. Жена же от страха и радости упала на землю. Пришед в себя, она поспешила в храм святых бессребреников и там слезно благодарила их, и всем рассказала о своем спасении.

Некоторый юноша, от испуга лишившийся ума, приведен был в храм святых бессребреников с надеждою получить исцеление. Несколько дней и ночей провел он при церкви святых, не получив исцеления. Чрез несколько времени пришел к нему отец его, благочестивый старец. Молитва родителя была услышана. Сын, доселе не узнававший отца, стал узнавать его. Наконец святые, невидимо возложив на него руки, совершенно исцелили его и, явившись отцу, повелели ему идти в свой дом, славя Бога.

Некоторый муж, страдавший болезнию в легких, сопровождавшейся кровохарканием, пришел к раке мощей святых бессребреников просить исцеления. Болезнь его была так опасна, что все считали его уже близким к смерти, а жена его даже готовила все нужное для погребения. Нужно заметить, что больной доселе не верил в чудодейственную силу святых и нередко изрыгал хулу на Бога.

Святые исцелили его от того и другого недуга. В ночном видении они возвестили, чтобы ищущий исцеления отселе никогда не говорил хульных слов и целый год воздерживался от употребления мяса. Больной с радостью принял то предложение и верно исполнил его. Тогда повелением святых кровь, шедшая гортанью, остановилась, легкие укрепились, и больной, возблагодарив чудных врачей, с радостию пошел в дом свой.

Пришла в церковь святых бессребреников некоторая жена немая и глухая. Страдая много лет этою тяжкою болезнию, она, кроме небесной, никакой не могла ожидать себе помощи. Долго, неотступно, со слезами молила она святых врачей исцелить ее от того и другого недуга. Наконец, молитва ее была услышана. Немая и глухая часто в уме своем повторяла Трисвятое. Чрез Трисвятое явили чудо и святые бессребреники.

Во время вечернего богослужения в храме их, когда, по обычаю, пето было Трисвятое, внезапно глухая услышала поющих и, доселе немая, с поющими начала петь Трисвятое. Пораженная необыкновенным чудом, она громогласно исповедала величие Божие, явленное чрез святых бессребреников.

Святые бессребреники Косма и Дамиан в странах языческих

Случилось одному эллину, поклоннику Кастора и Поллукса (боги языческие), впасть в тяжкий, невыносимый недуг. Друзья его советовали ему идти в храм святых бессребреников Космы и Дамиана. Больной послушался. Здесь, видя множество недужных, множество исцелеваемых, он, наконец, и сам убедился в чудодейственной силе врачей и с верою начал просить их о помиловании.

Святые, явившись ему оба вместе, сказали: «Друг! Для чего ты пришел к нам? Для чего ты просишь нас! Да и не сам ты пришел к нам, а другими послан. Мы не Кастор и Поллукс, но рабы Христа -бессмертного Царя, именем Косма и Дамиан. Итак, если верою познаешь нашего Владыку, то получишь от Него исцеление».

Эллин, страдая нестерпимыми муками, познал Бога Истинного, непрестанно взывал к святым о помиловании и дал обет принять христианскую веру. Святые, провидя чистоту его веры, возложили на него руки и подали совершенное избавление. Исцелевший исполнил обет свой - принял святое крещение.

Возвратившись в дом свой совершенно здоровым, он с великою радостью рассказывал всем о чудесах святых бессребреников, о ничтожестве Кастора и Поллукса, о превосходстве учения христианского. Многие из слушателей умилялись и, презрев свою веру, принимали христианство.

Некто - любитель народных зрелищ - страдал болезнью в груди. Ни в чем не находя себе облегчения, он, наконец, вынужден был идти в храм святых бессребреников. Святые врачи, видя его усердие, умилосердились над больным.

В следующую же ночь они явились ему и повелели выпить одну чашу смолы (пекла). Больной не исполнил их повеления. Святые явились ему во второй раз и к одной чаше прибавили другую. Когда же он и этого не исполнил, явились ему в третий раз и велели ему выпить три чаши.

Несмотря на болезнь, которая увеличивалась в нем с каждым днем, он никак не хотел исполнить повеления святых. Наконец, они снова явились ему во сне и с веселыми лицами сказали: «Друг, что так вопиешь к нам? Если тебе неприятно для своего здравия выпить три чаши смолы, то вылей их в один сосуд и, дождавшись глубокого вечера, иди с ним в гору, на место зрелищ, и там зарой его так, чтобы никто тебя не видел. Если это сделаешь, то получишь исцеление».

Больной с радостью исполнил все, как было приказано. Но все, что он делал, видел один запоздалый на том месте человек. Объясняя его странный поступок чародейством, он, заметив место, пошел и привел с собою многих других людей. Те, удостоверившись в истине показания, взяли и представили мнимого волхва на суд. Стали допрашивать. Он рассказал всю правду - ему не верили.

Наконец, решили тем, что если действительно таково было повеление святых бессребреников, то в виду всех он должен выпить эти три чаши и получить исцеление. Больной с радостью принял сосуд, который казался ему неприятным, в виду всех выпил его, и тотчас же силою святых бессребреников получил исцеление; с радостью пошел он в храм их и, воздав благодарение, всем рассказывал, как святые бессребреники и от болезни его исцелили, и послушанию научили, и от народных зрелищ отучили.

Все эти чудеса совершены святыми бессребрениками во Асии, и большею частью в их храме, при святых мощах. Конечно, там же составлялось и описание их. На славянский язык оно переведено с греческого, что доказывают многие слова, оставленные в славянском тексте без перевода.

Нет сомнений, что благодать чудотворений святых бессребреников проявлялась и в нашем Отечестве. Недаром предки наши так много воздвигли святых храмов во имя их.

В нашем Отечестве святые бессребреники Косма и Дамиан (Асийские) преимущественно считаются покровителями детей . К ним прибегают с молитвою при начале учения грамоте, чтобы они укрепили еще слабые детские силы и содействовали их правильному развитию.

Конечно, такое убеждение в нашем народе составилось недаром. Основанием для него могли послужить, отчасти, самое житие их, отчасти, и церковная им служба: во-первых, в житии их есть сказание о том, как они были отведены своею матерью в научение грамоте. Этот случай из их жизни изображается и на иконах, во вторых, в церковной службе они прославляются как мудрые врачи тайноучимые живописным словесам, всякого разума и мудрости исполненным, которые всем знание подают.

В четьях-минеях митрополита Макария есть поучение на память святых бессребреников Космы и Дамиана (1 ноября), в котором из дневного Евангелия избрана тема: «Каковому должно быть учителю». В развитии её есть такие выражения: «Святые учители тело врачевали чудесами, душу поучением. Они прихождаху к ним чудес ради, они же поучения ради. Ничто же ино так подобает учителю, яко же смирение и нестяжание имения».

Все это так близко подходит к святым бессребреникам. Конечно, в древние времена это поучение читалось в храме. Народ его слышал и начал приходить к святым бессребреникам не только «чудес ради, но и поучения ради».

Православный народ, видя на иконах, читая в их житии сказание о научении грамоте их самих, слыша в храмах, что они всем знание подают, не мог не прийти к тому заключению, что они особенно покровительствуют учащимся. А благодать святых бессребреников бесконечна есть, как поет Святая церковь. Они не только мудрые врачи, но и мудрые наставники; помогая всем, приходящим к ним с верою, могут ли они отказать детям?

По смерти святые бессребреники совершили много чудес. Жил в Феремане, близ храма Космы и Дамиана, некто Малх. Однажды, собираясь в далекий путь и оставляя супругу свою надолго одну, он молитвенно поручил ее небесному покровительству святых братьев. А враг рода человеческого, вселившись в одного из друзей Малха, задумал погубить женщину. Прошло немного времени, и этот человек пошел к ней в дом и сказал, что послан Малхом, чтобы проводить ее к нему. Женщина поверила и пошла. Он завел ее в пустынное место и захотел надругаться над ней и убить. Женщина, увидев, что ей грозит опасность, с глубокой верой воззвала к Богу.

Тогда явились два грозных мужа, и лукавый человек отпустил женщину, бросился бежать, но упал в пропасть. Мужи отвели женщину домой. У дома своего она, кланяясь им до земли, спросила: «Как зовут вас, спасители мои, кого благодарить мне до конца моих дней?» «Мы рабы Христовы Косма и Дамиан» – отвечали они и стали невидимы. Женщина со страхом и радостью рассказала всем о случившемся с ней, славя Бога, со слезами пошла к иконе святых братьев и сотворила благодарственную молитву о избавлении.

С тех пор святые братья Косма и Дамиан почитаются покровителями святости и ненарушимости христианского брака, устроителями супружеской жизни .

См. также: мученики бессребреники Косма и Дамиан Аравийские и братья их Леонтий, Анфим и Евтропий — память 30 октября

14 ноября — Память бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских, и матери их преподобной Феодотии

ЧУДОТВОРЦАМ КОСМЕ И ДАМИАНУ
Тропарь, глас 8

Святии безсребреницы и чудотворцы, Космо и Дамиане, / посетите немощи наша: / туне приясте, туне дадите нам.

Кондак, глас 2

Благодать приимше исцелений, / простираете здравие сущим в нуждах, / врачеве, чудотворцы преславнии, / но вашим посещением ратников дерзости низложите, / мир исцеляюще чудесы.

Величание

Величаем вас, чудотворцы славнии, Космо и Дамиане, и чтим святую память вашу, наставницы заблуждшим, исцелители болящим и собеседницы Ангелом.

Молитва святым чудотворцам и бессребреникам Косме и Дамиану

К вам, святии безсребреники и чудотворцы Космо и Дамиане, яко к скорым помошникам и теплым молитвенником о спасении нашем, мы недостойнии, преклонше колена прибегаем и припадающе усердно вопием: не презрити моления нас грешных, немощных, во многая беззакония впавших, и по вся дни и часы согрешающих. Умолите Господа, да прибавит нам недостойным рабам Своим великия и богатыя Своя милости: избавте нас от всякия скорби и болезни, вы бо прияти есте от Бога и Спаса нашего Иисуса Христа неоскудную благодать исцелений, ради твердыя веры, беззмезднаго врачевания и мученическия кончины вашея… Ей, угодницы Божии, не престанно молящеся за ны, с верою к вам притекающая: аще бо по множеству грехов нашых и несмы достойни милосердия вашего, обаче вы вернии подражателие человеколюбия Божия суще, сотворите, да принесем плода достойны достойны покаяния, и в вечный покой достигнем хваляще и благославяще дивнаго во святых Своих Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и Пречистую Матерь Его, и ваше теплое заступление, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь .

Вконтакте