В чем разница между эгоизмом и эгоцентризмом? В гармонии с собой.

Здесь уместно привести одно удивительное в своем роде наблюдение. – Эгоцентризм и нарциссизм могут быть и, так сказать, «вторичными» – сознательно культивируемыми людьми в себе. Так, «победное шествие нарциссизма» (название эссе А. Созоновой об этом явлении, см. http://hpsy.ru/public/x2262.htm) наблюдается ныне в широких постсоветских массах, в известной нелепой реакции этих масс на принудительный социалистический коллективизм: все теперь говорят о «себе любимых», реклама учит – «мир создан для тебя» и т.д. и т.п.
Более тонкое проявление культивируемого людьми в себе эгоцентризма – культурный феномен, известный под именем «эстетизма». Здесь все, что предстает человеку, «эстету» – он учится воспринимать лишь как эстетические явления, то есть, значит, только как собственные впечатления, без дальнейшей реконструкции собственного бытия воспринимаемого, – и таким образом даже самое ужасное (для других) или дурное (морально) может представать для него и просто занимательным и даже прекрасным. То есть, чтобы зрелище, скажем, чужой гибели могло быть употреблено эстетически, по-эстетски – надо отыскать в себе и культивировать первобытный солипсизм. Нарциссизм же входит, как выше замечено, к солипсизму «в комплект». Хочешь быть поэтом? – тогда «никому не сочувствуй, сам же себя возлюби…» и т.д. Ибо сочувствовать – ведь это и значит реконструировать объективность, пробивать эстетическую поверхность вещей, – тогда как поэт, с эстетской точки зрения, должен принципиально оставаться на этой поверхности; но «никому никогда не сочувствовать» – не получится без самовлюбленности. Замечу: здесь речь идет именно не о грубом и понятном эгоизме, а об (особого рода, но все-таки достаточно отталкивающем) эгоцентризме-нарциссизме.
Культивируется эгоцентризм, по моему мнению, и обычной религиозной установкой: тут верующий ощущает себя в таком отношении к миру, в котором его (мира) создатель занимается им персонально, имеет на него свои планы, доступен по его желанию, и даже, в результате известных сакральных действий, может скорректировать им самим заданный ход вещей в его, верующего, пользу…

(2) Эта формула - «делая добро другим, я делаю его для себя» - похожа и на формулу истинной нравственности, разумной человечности: но ведь и сам эгоцентрик в своём добре всё-таки похож на духовно развитого человека. - Параллели налицо: мы остаёмся справедливыми и с малосимпатичными нам людьми ради «внутреннего» нашего «Бога», то есть ради собственной совести, а значит, в конечном счёте, «для себя»; здесь, правда, в отличном от эгоцентрического смысле, именно - «ничего от этого для себя не жду, никаких выгод или наград, совесть сама составляет мой “интерес”»… - Ну что ж, дух человеческий возрастает от дикаря к разумному существу тысячелетиями , восходит от эгоцентрика к существу человечному, признающему и понимающему других, с трудом, и вместе с этим длительным восхождением духа «Бог» дикаря постепенно превращается в привычную метафору истины и добра. «Царство Божие внутри нас есть» (со мною, во мне, для меня): это - совесть. Совесть, которая была понятнее дикарю в виде всевидящего карающего Бога, а Бог разумного человека - только метафора всё понимающей в нём неподкупной совести.
Немного иначе обстоит дело с эгоистом. Если совесть в достойном развитом человеке есть то, что в нем самом для него главное, что позволяет ему себя уважать, его дорогое лучшее Я (почти как у эгоцентрика) - то для эгоиста его совесть - его враг: ведь она - то, что может ему помешать завладеть чем-то желаемым, когда ничто объективно ему не мешает…

В мире существует огромное множество людей, ставящих собственные интересы выше мнения окружающих. Подобное поведение именуется эгоизмом и считается вполне нормальным проявлением человеческой сущности. Психологи выделяют еще одно понятие, связанное с возвышением собственной персоны. Речь идет об эгоцентризме, который зачастую рассматривается как выражение крайней степени эгоизма. Но действительно ли данные термины настолько близки по своему смыслу? Попытаемся разобраться, чем отличается эгоизм от эгоцентризма.

Определения

Эгоизм

Эгоизм – себялюбие, предпочтение личных интересов общественным. Это поведение, полностью определяемое мыслями о собственной выгоде. Термин был введен французскими материалистами в XVIII веке. Они выступили с теорией «разумного эгоизма», утверждая, что основой любой добродетели выступает правильно распознанный личный интерес. Кант же расценивал данное качество как «радикально злое». Само слово происходит от латинского «эго», что означает «я». С началом эпохи Просвещения рассматриваемое понятие стало считаться своеобразным двигателем прогресса и знаком пробуждения человеческой активности. И действительно, если бы древние люди не заботились о своем комфорте, научились бы они шить одежды из шкур, делать посуду, разжигать огонь? В современном обществе данный термин оценивается с другой позиции. Под ним подразумевается поведение, нацеленное на извлечение пользы для себя в ущерб окружающим. Оно граничит с непорядочностью и оскорблением чужого достоинства.


Эгоцентризм

Эгоцентризм – восприятие собственной позиции как единственно существующей. Выступает особенностью мышления, присущей детям вплоть до достижения 8-12-летнего возраста. Порой может сохраняться у взрослых людей, постепенно прогрессируя с годами. Данное понятие было внедрено в психологию швейцарским философом Жаном Пиаже. Он провел ряд экспериментов, наглядно демонстрирующих детский эгоцентризм. Исходя из результатов, было отмечено, что ребенок попросту не может поставить себя на чье-то место, он сосредоточен лишь на своих ощущениях и переживаниях. Стоит отметить, что, вопреки распространенному мнению, эгоцентризм вовсе не является формой эгоизма. Но между тем он вполне способен послужить основой для зарождения конфликтов на почве неспособности индивида различать потребности окружающих.

Сравнение

Чтобы дифференцировать рассматриваемые явления, необходимо углубиться в их природу. Как говорилось выше, эгоизм представляет собой не что иное, как огромную любовь к собственной персоне и стремление действовать лишь в своих интересах. Человек знает о существовании других точек зрения по одному вопросу, но намеренно не принимает их в расчет. Эгоизм – это черта личности, которая начинает давать о себе знать в раннем детстве и сопровождает индивида на протяжении жизни. Несмотря на свою негативную окраску, данное явление выступает своеобразным двигателем прогресса. Оно заставляет человека действовать, придумывать, творить, изобретать, идти вперед для достижения собственной выгоды. Современные психологи считают здоровый эгоизм в сочетании с порядочностью и хорошим воспитанием весьма полезным качеством. Бытует мнение, что оно передается ребенку по наследству на генетическом уровне.

Главное отличие эгоизма от эгоцентризма состоит в том, что последний выступает не чертой личности, а особенностью мышления. Такой человек не просто не принимает в расчет чужое мнение, а банально не догадывается о его существовании. Он искренне считает свою точку зрения единственной и даже не помышляет о том, что может быть иначе. В представлении эгоцентрика мир крутится вокруг него и для него. Причем человек вовсе не стремится поставить себя на пьедестал, он действительно так ощущает. Индивид с подобным мышлением полностью погружен в себя и не чувствует других людей. Как уже говорилось выше, такое поведение характерно для детей вплоть до достижения 8-12-летнего возраста. У взрослых же оно встречается гораздо реже. Эгоцентризм не имеет положительного подтекста. Он заставляет человека замыкаться в своем мирке, препятствуя общению с окружающими. Типичные эгоцентристы являются интровертами с абстрактным мышлением. Их взгляд направлен исключительно внутрь себя.

Подведем итог, в чем разница между эгоизмом и эгоцентризмом.

Таблица

Эгоизм Эгоцентризм
Черта личности Особенность мышления
Проявляется в огромной любви к собственной персоне и стремлении действовать лишь в своих интересах Характеризуется ощущением себя центром Вселенной
Человек знает о существовании других точек зрения, но намеренно не принимает их в расчет Индивид считает свою точку зрения единственной и даже не помышляет о том, что может быть иначе
Данное качество сопровождает людей на протяжении всей жизни Характерен для детей, обычно пропадает к 8-12 годам
Его проявления встречаются у каждого человека вне зависимости от возраста Гораздо реже присутствует у взрослых людей
Считается весьма полезным качеством, побуждающим индивида к действию Не имеет положительного подтекста, заставляет человека замыкаться только на себе
Много раз мы читали и слышали о том, как опасен эгоизм. Часто эгоизм и его "младший брат" эгоцентризм связываются напрямую, и говорится, что на деле опасно и то, и другое. В своей статье "Что такое мистика" профессор Ливрага пишет: "Эгоизм и его экзотерическая (внешняя. - Прим. ред.) тень - эгоцентризм - всегда были камнями преткновения на пути физического, психического, умственного и духовного развития..."
Становится понятно, что вредны как эгоизм, так и эгоцентризм. Но мы хотели бы еще раз взглянуть на эту проблему и попытаться более глубоко разобраться, в чем же разница между тем и другим понятием.
Почему эгоцентризм является лишь экзотерической стороной эгоизма? Почему оказывается, что эгоизм имеет более глубокие корни и вызывает более страшные, роковые последствия, в то время как эгоцентризм всегда остается лишь его внешним, видимым проявлением?
Эгоцентризм - это ощущение себя центром мира и всех событий. Это потребность быть главным, всегда привлекать внимание окружающих. Если естественными называть поведение и поступки, исходящие из элементарных инстинктов и импульсов, заложенных в человеке, то в каком-то смысле можно сказать, что и эгоцентризм является естественным его состоянием. Однако это состояние, черты характера и поведение свойственны именно человеку, а среди животных встречаются весьма редко. Животное проживает свою жизнь с подлинной естественностью, оно защищает себя и своих детенышей от других животных и человека только тогда, когда чувствует, что от них исходит опасность.
Странно, но часто получается, что контакт с человеком "заражает" домашних животных "вирусом эгоцентризма", и мы видим, как в них начинает проявляться такая знакомая нам потребность привлечь к себе все взгляды, присвоить себе все ласки и исключительное внимание хозяина. Так вместе с эгоцентризмом рождается ревность.
С самых первых месяцев своей жизни ребенок требует к себе исключительного внимания родителей, особенно матери. У него уже есть свои способы и своя "тактика", позволяющие этого добиться и приводящие в умиление взрослых, которые с радостью и восторгом замечают, что такое крохотное существо уже в чем-то стало похоже на них.
Проходит время, дети и молодые люди по мере своего роста все острее начинают чувствовать потребность стать центром внимания в доме, среди друзей, в школе, в своем окружении. Эгоцентризм постепенно превращается в своеобразную форму самоутверждения. Позже он может вызвать чувства, которые ошибочно называют любовью, не замечая, что в их основе лежит дух собственничества. Желание чувствовать себя любимым в данном случае будет означать требование стать центром существования другого человека. Впоследствии из этого рождается анти-любовь - эгоизм. Быть эгоистом означает чувствовать себя не просто центром, а единственным центром мира. Хотя человек знает, что есть другие люди, он живет и ведет себя так, словно они не существуют, и не замечает ничего и никого, кроме самого себя. В данном случае буквально применима знаменитая притча о журавлях, которую рассказывает Платон в своих "Диалогах". После долгих рассуждений журавли, встречающиеся на тайном собрании, приходят к выводу, что существа, живущие в мире, разделяются на две большие части: журавли и "не-журавли". То же самое происходит с человеком-эгоистом. Для него мир состоит из двух очевидных и понятных частей: он сам, основной, главный и единственный в своем роде, и все остальные, "не-я", лишь смутно существующие в представлении эгоиста где-нибудь в его собственной тени.
Дело даже не в том, что эгоист изолируется от мира, как рассуждают некоторые. Наоборот, эгоист прекрасно видит все разнообразие жизни. Дело в том, что это разнообразие его не интересует, так же как не интересует и то, что может произойти с другими людьми, если он доволен собой и его желания и требования удовлетворяются. Помимо того что он эгоцентрист, он к тому же становится холоден и равнодушен ко всему остальному, ему "наплевать" на других людей и уже недостаточно того, что он является центром внимания. Будучи полностью поглощенным той уродливой формой любви, которую он питает к самому себе, он не уважает, не в состоянии ценить даже это внимание. Эгоист проявляет одновременно и ревность эгоцентриста, и полную неспособность любить, уже ставшую основной чертой его личности. В цитируемой нами статье профессора Ливраги говорится: "Любовь - это отдача, и соответственно, отдача - это проявление Любви..." Как достигнуть той высокой цели, к которой стремятся все подлинные человеческие взаимоотношения?
Истинные взаимоотношения и сосуществование невозможны, если в них нет щедрости и любви. Они также невозможны и тогда, когда строятся на основе преобладающего над всем и поглощающего все эгоистического чувства человека, который возомнил себя единственным центром мира. Для того чтобы родились истинные взаимоотношения и чтобы люди могли сосуществовать друг с другом, нужно открыть собственное сердце и найти в нем место, хотя бы уголочек, для всех существ, живущих на Земле. Нужно расширить сознание и научиться проникать в душу, в сокровенную суть всех вещей, нужно почувствовать таинственную бесконечность Вселенной. Нужно познать все живое, научиться любить и уважать его. Мы должны освободиться из тюрьмы собственного эгоизма и проявить мужество, чтобы показать себя такими, какие мы есть, разделив с другими все прекрасное, что имеем и что несем в душе.
Не оправдывая эгоцентризм и понимая, что он является лишь первым, инфантильным этапом самоутверждения человека, мы должны всеми силами стараться уничтожить темные корни эгоизма, из которых рождается не только эгоцентризм, но и другое зло и которые являются самой страшной преградой нашему духовному развитию. Никто не может развиваться духовно и достичь поставленных перед собой целей, если при этом пренебрегает другими людьми и остается равнодушным к их проблемам и страданиям, к их мечтам и духовному развитию.
Никто не может достичь освобождения, если прежде сам не освободится от оков эгоизма, мешающих ему любить и помогать другим. Для эгоистов Нирваны нет. Наши короткие размышления мы заканчиваем словами профессора Ливраги:
"Нет человека, который был бы трусом бо/льшим, чем эгоист. И нет человека более жестокого, чем эгоист. Никто так не гордится собой и не показывает так свою силу, как себялюбивый человек в своих победах и триумфах. Но никто никогда не является и таким жалким и слабым, как эгоист в своих падениях".

Оригинал статьи находится на сайте журнала "Новый Акрополь": www.newacropolis.ru

В январе - марте 2012 г. (уточняйте даты занятий в своём городе)

Лекции и семинары в рамках Курса лекций в городах:

Рождается ли человек эгоистичным или его делает таким жизнь? Как формируется эгоизм у ребенка? Главное условие нормального развития человека, главная жизненная сила – любовь. Она, как солнце, дающее жизнь. Наверное, многие из вас слышали об эффекте «госпитализма». Это явление наблюдалось в немецких домах ребенка. Несмотря на то, что дети имели все: питание, уход, тепло, они почему-то не только плохо развивались, но там была и повышенная смертность. Как выяснилось, это результат того, что ребенок лишен материнской любви. Там, где няня проявляла к ребенку любовь, внимание и заботу, он выживал. Если этого не было – ребенок чахнул, заболевал, а в некоторых случаях и умирал. Для выживания ребенку необходима прежде всего любовь.

Аналогичные ситуации в семье, где мама в состоянии усталости, раздражения, утомления: у нее нет душевных сил проявить любовь к ребенку. Когда она его кормит, ребенок может отказываться от кормления, кричать. У него появляются болезни пищеварения и другие недуги. Г.С. Салливан – американский психоаналитик, посвятивший этому свои исследования, выявил, что если мать кормит младенца в состоянии тревоги, то для него весь мир окрашивается в темные тона, становится страшным, угрожающим, ужасным. Дети реагируют по принципу: «все или ничего». Материнская тревога даже в небольших дозах вызывает у них переживание ужаса, поэтому ситуация кормления становится для ребенка страшной, и он от нее уходит, отказывается от груди. Многие матери не могут понять, почему дети плохо едят, почему они капризничают. А это происходит потому, что ситуация кормления становится травмирующей уже с младенчества из-за состояния самой матери. Оказывается, дети очень чувствительны к эмоциональной атмосфере семьи: если она напряжена, тревожна, неблагополучна, то и психическое развитие младенца идет по типу «госпитализма».

Так же возникают разные болезни: физические, а главное – психические. У ребенка формируются трудности характера. Мир для него становится опасным, угрожающим – и так формируется эгоцентризм. Взрослый становится опасным, мир – страшным, и ребенок замыкается в себе. Мы видим упрямых детей, которые боятся и чураются взрослых, детей негативистичных и агрессивных. Душевные травмы младенчества поглощают все их внимание, концентрируют на себе их душевную жизнь, и так у них формируется эгоцентрическая доминанта, которая искажает восприятие окружающего мира.

Эгоцентризм – это не то же, что эгоизм. Эгоизм сопряжен с жизненной позицией использования других в своих целях, когда на первое место ставятся свои интересы в ущерб интересам других. Можно допустить, что эгоизм связан с эгоцентризмом, но все-таки это разные явления.

В своей дипломной работе Марина Юрьевна Колпакова проводила исследование с детьми из детского дома, родители которых лишены родительских прав, и с детьми1 из обычного детского сада. Мы смотрели, как у детей развиваются отношения к людям, к окружающему миру, и пытались понять психологию эгоизма и эгоцентризма. Оказалось, что здесь разные корни. Эгоистичные дети обычно вырастают в семьях, где их балуют, где единственный ребенок становится центром семьи. Эгоцентричные дети – это дети, часто вообще лишенные семьи, нормального материнского ухода, это нередко дети из детских домов.

Всем участникам исследования предъявлялись картинки теста ТАТ (Тематического Апперцептивного Теста). На одной из картинок мальчик с неопределенным выражением лица держит скрипку. Можно дать разные ответы: мальчик или думает, или он изучает скрипку, или мальчик сидит печальный. Ответы зависят от состояния воспринимающего. Дети из детского дома, как правило, отвечали, что мальчика оставили, бросили, он один. Также и по поводу других подобных картинок звучала та же мысль: скажем, мальчик сидит у порога, и дети говорят, что его оставили, он один. Дети из детского сада отвечали, что мальчик кого-то ждет у порога, он не один, а на скрипке он будет учиться играть, пойдет в школу. Особенно показательной была картинка, на которой бежит мальчик, а за ним виден паровоз. Несколько детей из детского дома ответили, что паровоз хочет задавить мальчика, паровоз бежит за ним.

Эгоцентризм – это искаженное восприятие. Такой ребенок не может адекватно видеть мир. Он видит угрозу там, где ее нет. Внутренняя тревожность и неблагополучие формируют искаженное восприятие действительности, неадекватность мировосприятия, Дети из благополучных семей видели ситуацию благоприятной, воспринимали мир в оптимистических тонах. Дети же из трудных семей отвечали подобно воспитанникам детского дома.

Итак, атмосфера в семье, любовь или ее отсутствие оказываются решающими в формировании типа личности. А в направленности на себя как две ее разновидности мы различаем эгоцентризм и эгоизм. Эгоизм развивается часто там, где, притом, что ребенка балуют, он оказывается лишенным душевной, внутренней любви, той любви, которая дает чувство сопричастности другим. Эгоизм – это тоже следствие отсутствия любви, но другого типа. С эгоистичным ребенком надо вести себя не так, как с эгоцентричным. Если эгоистичного надо ставить в условия, где необходимо учитывать интересы других, стараясь изменять привычки и жизненную установку ребенка, то с эгоцентричным надо действовать очень осторожно. Его надо лечить любовью.

Подведем итоги сказанному о различии эгоизма и эгоцентризма. Эгоист использует других людей как средство достижения собственных целей, ставит на первое место свои интересы в ущерб другим. Эгоцентризм является следствием душевной травмы в раннем детском возрасте. У таких детей повышенный уровень тревожности, они склонны ожидать плохого и проецируют свой внутренний душевный опыт на окружающих.

Эгоизм — это в психологии ценностная ориентация, качество человека, благодаря которому он ставит собственные интересы превыше интересов других людей, группы, коллектива. Эгоист никогда не станет принимать участие в деле, которое для него не принесет выгоды, он не понимает жертвенную мораль служения ближнему. Поведение эгоистичного человека полностью определяется и руководится мотивами личной выгоды, без учета того, насколько его выгода может дорого обойтись другим.

Альтруизм и эгоизм противоположные понятия и из этого следует, что эгоист сориентирован на удовлетворение собственных потребностей, при этом полностью пренебрегает интересы других и использует их, как средство, благодаря которому достигаются корыстные личностные цели.

Эгоист влюблен в себя всей душой, иногда он запрещает другим себя любить, поскольку считает их недостойными своего внимания, поэтому такие люди почти всегда остаются одинокими. Эгоистичный тип поведения присущий людям, в которых и чересчур много самоуверенности. Когда у них появляется определенное желание чем-то обладать, то им должны это подать сейчас же и на блюдечке. Они полностью исключают тот факт, что у них этого не будет или что нужно для этого подождать какое-то время.

Эгоизм и эгоцентризм разница

Существует также сходное до эгоизма понятие – это эгоцентризм. Между категориями эгоизм и эгоцентризм разница в определении.

Эгоизм – это черта личности, часть ее характера, которая проявляется в поведении, а эгоцентризм – это способ мышления. Эгоцентрист искренне верит в существование только одного правильного мнения, и это своего. Только его идея имеет право на существование, и он устанавливает порядки, и ни чьих-то других рассуждений он слышать не станет. Центр вселенной замыкается на эгоцентрике, он пуп земли, он видит только себя во главе мира, он родился с таким чувством и оно может пройти или более-менее ослабиться в 8-12-летнем возрасте. Если взрослый человек ведет себя, как эгоцентрик, значит он «застрял» в прошлом, что-то произошло и это не позволило человеку повзрослеть.

Эгоизм примеры из жизни. У эгоистичных людей слишком сильное стремление иметь все, даже то, что никогда не понадобиться, но есть у других. Такое слишком заостренное внимание на собственных желаниях и их удовлетворение, даже в самый неподходящий момент, присущее малым детям, которые еще не знают, что хорошо, а что плохо, и что можно сделать сейчас же, а что может вызвать негативную реакцию в социуме. Но страшная правда в том, что такое проявления эгоизма присуще как детям, так и взрослым, которые физически давно вышли из того возраста, но психологически не повзрослели. У них нет чувства сытости, и не только в еде, а во всех вещах, им всегда мало, всегда не хватает. Им хочется непросто большой кусок торта, им нужен весь торт.

Человеческий эгоизм имеет в себе детские черты, но мозг у таких личностях работает лучше, чем надо. Им все время нужно искать пути, как заполучить больше. Необходимо придумывать хитрые уловки, как бы приобрести желаемое. Их ум все время напряжен, он направлен на вычисление способов достижения собственной выгоды.

Человеческий эгоизм именно из-за этого считается пусковым механизмом прогресса. Человек находится в движении, а, значит, развивается, изобретает, творит и достигает. Именно эта особенность эгоизма дает ему положительный оттенок. Если с детства определенным образом направить эгоизм в нужное русло, задействовать эту энергию, как мотивацию достижения и при этом научить ребенка морально-этических принципов, согласно которым нужно , но уважая потребности других людей – можно воспитать очень целеустремленную личность.

Проблема эгоизма

Большинство эгоистичных личностей не допускают в свой мир никого, они переживают все свои внутренние порывы наедине, и не нуждаются в сторонней помощи, но бывают среди них те, кому очень необходимо присутствие близкого человека, который поможет, услышит и поймет. Но, также бывает, что им просто необходимо физическое присутствие человека без каких-либо порывов душевных. Для таких людей отсутствие других в их жизни равно кризисному состоянию. Но с кем попало, они не будут заводить знакомства и тем более подпускать в личностное пространство. Им нелегко научиться доверять другим, они должны лично убедиться, понять на собственном опыте, что собой представляет человек и уже после такой строгой проверки они решаются доверять.

Проблема эгоизма кроется в особенностях формирования личности, обстоятельствах ее взросления, правильности воспитания. На определенных жизненных этапах взросления через влияние неблагоприятных условий у человека происходит формирование эгоистических качеств характера. Таким образом, проявления эгоизма, возможно, в любом возрасте.

Эгоизм в отношениях составляет большую проблему, поскольку в паре состоит два человека, и они обязаны любить друг друга, а не один другого, и другой себя. Часто за таким сверх стояла неуверенность в себе, и чтобы ее перебороть им пришлось много трудиться, и в результате такой работы, они отдали слишком много сил, и, подчинившись соблазну, переусердствовали, и им понравилось это новое ощущение. И когда такой человек только нашел себе пару, или вернулся в свои текущие отношения совсем другим человеком, то начинаются проблемы. Для эгоистичной личности как будто все нормально, даже еще лучше, чем было, ведь она теперь знает себе цену, значит, может и в два раза больше требовать. Она не понимает, что такое поведение мешает строить отношение, ведь все внимание и забота дается только одному человеку. Пара она же на то и пара, если в ней два человека, то и инициатива должна исходить от каждого.

Эгоизм в отношениях разбивает семьи и судьбы людей. Но если человек дорожит отношениями, он будет работать над собой и сможет измениться.

Эгоизм считается проблемой в том плане, что человек, который тратит жизненную энергию на себя, часто не замечает, как отравляет жизнь другим, не внимая их потребностям, он никогда не сможет почувствовать радость от бескорыстного поступка для других.

Эгоизм и альтруизм. Если сравнивать альтруизм и эгоизм, то можно выделить в них общую идею – ценность человека. Вот только в альтруизме уважаются потребности других и делаются бескорыстные поступки для их блага, а в эгоизме человек уважает себя сам и реализовывает личные потребности.

Чувство эгоизм может чередоваться с альтруизмом, в зависимости от того какие жизнь приносила уроки. Человек мог однажды сделать бескорыстное доброе дело, а в ответ получить непонимание и осуждение его поступка. Тогда в нем включается механизм защиты и он с того момента начнет делать добрые дела только для самого себя. Здесь также есть его ошибка, поскольку нельзя обобщать все случаи, есть на свете искренние благодарные люди, которые оценят поступок, нельзя так сразу разочаровываться в людях. В обществе бытует проблема, связанная с неприятием ни эгоистических себялюбивых поступков, ни жертвенных альтруистических. Эгоистичные поступки осуждают за угождение потребностей одной персоны, а в альтруизме пытаются найти подвох.

Разумный эгоизм

Существует теория разумного эгоизма. Человек, которому присущ разумный эгоизм отстаивает свое мнение, отказывается от той точки зрения, которую навязывают, поскольку она может нести ущерб личности. Он готов к компромиссу, если это вариант выхода из конфликтной ситуации. Если ощущает угрозу для себя или своих близких, то применяет все возможные способы защиты.

Человек с разумным эгоизмом никогда не будет подчиняться другим, это ниже его достоинства, но и не позволяет себе руководить жизнью других, и не делает этого даже, если может это использовать. Если стоит вопрос о выборе, то здоровый эгоизм подсказывает, что нужно его делать в личную пользу и не предаваться чувству вины.

Разумный эгоизм уделяет внимание не только собственным потребностям, но и потребностям других людей так, чтобы удовлетворение собственных не задело интересы других. Нужно высказывать свое мнение, даже если оно противоположное мнению всех других. Можно высказывать свою критику в адрес других, но, не опускаясь, при этом до уровня оскорблений. Действовать по собственным принципам, но также уважать желания и замечания партнера. Человек, следующий здоровому эгоизму, имеет особый склад ума, благодаря которому лучше понимает жизнь. Когда дело идет о материальных вещах, человек не зацикливается на полноте собственной выгоды. Он старается получить свое, но при этом, не идя по головах, и не причиняя страданий другим, склонен сотрудничать и находить компромиссы. В нем больше этичных принципов, чем эгоистических порывов.

Человек, который занимается самоусовершенствованием, делает это лично для себя, соответственно другие люди в это не вмешиваются. Но в этом самоусовершенствовании он может зайти очень далеко, может начать учить других, как нужно жить, тут уже смывается немного грань между разумным эгоизмом и обычным.

Эгоизм антоним к этому слову альтруист. Разумный эгоизм – это также альтруизм.

Пример разумного эгоизма. Когда человек делает бескорыстную полезную деятельность, в результате получается радость и счастье. Поскольку на это счастье и рассчитывалось, то человек, который сделал этот поступок, также проявляет радость, значит, цель достигнута. Всем от этого только хорошо.

Каждый человек действительно в некоторой степени эгоист, поскольку он должен каждый день о себе заботиться: есть, спать, одеваться, зарабатывать деньги, тратить их в первую очередь на себя. Это абсолютный разумный эгоизм. Работа над своим телом, развитие своего мозга, работа над своей духовной сущностью – это также разумный эгоизм, который дает благо всем.

Примеры эгоизма

Каждый человек может назвать примеры эгоизма из жизни своих близких, или собственной. Практически каждый человек имеет в круге знакомых такого ярого эгоиста. Его стразу можно вычислить, он в принципе и не скрывается, а наоборот, старается быть у всех на виду.

Эгоист очень расчетливый человек, он прежде чем возьмется за дело, подумает насколько оно ему выгодно, каких плодов ему принесет его участие и, взвесив все плюсы и минусы, он соглашается на дело или нет. Быстрых решений он в деле не принимает.

Практически все разговоры с ним будут так или иначе, но обязательно сводится к его личности, обсуждению его успешного прошлого и удачливости в теперешнем времени. Эгоист признает существование только своего мнения. Он даже представить себе не может, что мнение окружающих, даже намного более опытных людей, чем он сам является, может быть верным. Если обстоятельства заставляют, он сможет найти выход из положения, но только за счет усилий других, или совсем несправедливо обвиняет их. Его совершенно не интересуют интриги или проблемы других, он живет себе спокойно, пока ничего его не затрагивает.

Примеры эгоизма из жизни. Владея техниками манипулирования, заставляет других уступать ему. Если ему предлагают компромисс, он отказывается от него и ждет, когда человек сдастся. Эгоистичные личности часто любят раздавать советы о том, как правильно жить, хотя сами далеко не являются образцами для подражания. В любом деле находят выгоду, или откровенно без задних мыслей требует ее. Можно также привести примеры эгоизма из жизни за характерными внешними особенностями данного типа людей.

Проявления эгоизма. Эгоиста очень заботит его внешность, он смотрит на себя и любуется. И чтобы все время быть для себя красивым, ну и для других тоже, ему необходимо много времени уделять внимание себе перед зеркалом. Почти всегда эгоисты – это самые привлекательные люди, зацикленные на своем теле, они не могут налюбоваться своей внешностью и знают, что нравятся другим. Чтобы красивую внешность подчеркнуть, они одеваются очень стильно, иногда, даже эпатажно. Эгоистичная личность всегда старается произвести хорошее впечатление, поэтому в своем поведении пользуется хорошими манерами, старается создать впечатление воспитанного человека. Также эгоистичного человека среди других выделяет его лексикон, он рябит фразами: «цель оправдывает средства», «мне все можно», «я намного лучше», «я самый…», «у меня», «я хочу», «для меня» и так далее.

Эгоизм в жизни. Эгоистичные личности могут применить особенности своего характера, работая во властных структурах, милиции, военном деле, бизнесе, косметологии.

Примеры эгоизма в литературе. Скарлетт «Унесенные ветром» Маргарет Митчелл, Вронский «Анна Каренина» Л. Толстой, Дориан Грей «Портрет Дориана Грея» О. Уайльда и другие.

Очень известным и ярким примером эгоизма может послужить Грушницкий «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтов. Сам автор считает, что Грушницкий низкий и фальшивый. Герой делает все наперекор самому себе. Он желает чувствовать то, чего не может ощутить, старается чего-то добиться, но не того, что ему поистине нужно.

Он желает, чтобы его ранили, хочет быть просто солдатом, который вместе с тем, несчастлив в любви, хочет приходить в отчаяние. Он мечтает об этом, но судьба распоряжается по-другому, уберегая его душу от жизненных потрясений. Если бы он влюбился, а девушка не ответила взаимностью, он бы разочаровался в любви и навсегда закрыл свое сердце. Он так желал стать офицером, но получив известие о производстве, навсегда забрасывает свой прежний костюм, который так любил, как оказалось на словах.

Примеры проявления эгоизма показывают, что проблема существует, и много людей стает несчастными из-за собственной неразумности. И если опамятоваться, посмотреть на свою жизнь и вынести из нее урок, то можно измениться, избавиться от эгоизма, поскольку счастья он не сулит, а только разбивает человеческие сердца и судьбы.