Виды целей в теории и практике воспитания. А.С Макаренко

© Столяров В. И., 2014

© АНО «РМОУ» оригинал-макет серии «Библиотека РМОУ», оригинал-макет книги 2014-11-12

© Оформление ООО «Издательство «Национальное образование» 2014

Предисловие

Все более важное место в системе современного образования и воспитания детей и молодежи занимает олимпийская педагогическая деятельность , цели, задачи, формы и методы которой ориентированы на ценности (идеалы, нормы, образцы поведения и т. п.) олимпизма , их реализацию.

Для обозначения этой педагогической деятельности используются различные термины. Чаще всего ее называют «олимпийским образованием ». В Олимпийской хартии используется оборот «Olympic education », который в русском варианте текста хартии переведен как «олимпийское воспитание ». В данной работе в качестве основного также использован этот термин. Но, учитывая широкое распространение термина «олимпийское образование », иногда применяется и этот термин. Более подробно данная терминологическая проблема будет обсуждена ниже.

На необходимость постановки и решения в олимпийском движении задач образования и воспитания указывал еще Пьер де Кубертен .

В 1979 году на Генеральной ассамблее Всемирной ассоциации национальных олимпийских комитетов (АКНО) Национальный олимпийский комитет (НОК ) Мальты предложил, чтобы изучение олимпийской идеи было в мировом масштабе включено в программы школ всех ступеней. В Международной хартии физического воспитания и спорта , принятой ЮНЕСКО, под которой поставили свои подписи представители почти всех государств – членов ООН, содержится призыв включать в государственные программы социального и культурного развития воспитание детей и молодежи в духе принципов, идеалов и ценностей олимпизма. В резолюции 3-й сессии.

Межправительственного комитета по физическому воспитанию и спорту при ЮНЕСКО (1983 год) высказано пожелание ко всем государствам-участникам «ввести или усилить преподавание олимпийских идеалов в школах и учебных заведениях в соответствии с их собственной системой образования».

В Олимпийской хартии – главном официальном документе современного олимпийского движения – специально подчеркивается, что НОК должны всемерно содействовать пропаганде основополагающих принципов олимпизма, распространению его в учебных программах по физическому воспитанию и спорту в школах и вузах. Для активизации этой работы в связи с празднованием 100-летия образования Международного олимпийского комитета (МОК) и 100-летием современных Олимпийских игр при поддержке президента МОК в 1994 году создан руководящий комитет проекта всемирной кампании «Национальные олимпийские комитеты в действии: продвижение олимпийских идеалов через образование ».

Проблемы олимпийского воспитания (образования) привлекают внимание многих ученых и специалистов-практиков в нашей стране и за рубежом. Они являются предметом обсуждения на международных олимпийских конгрессах, научных конференциях, симпозиумах, семинарах и в научных работах. В России начиная с 1994 г. в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Олимпийское движение и социальные процессы» проводится Всероссийское совещание «Практика олимпийского образования», на котором обсуждаются актуальные вопросы теории, методики и практики олимпийского воспитания (образования) .

Олимпийское воспитание – сложная педагогическая деятельность. Она предполагает формирование у воспитуемых (при их активном участии) системы знаний, интересов, потребностей, ценностных ориентаций, реального поведения, культуры личности, образа жизни.

Для решения такого рода задач недостаточно интуиции, здравого смысла и даже практического опыта. Необходима теория олимпийского воспитания, дающая научно обоснованную характеристику этой педагогической деятельности. Изложению этой теории и посвящена книга. Помимо этого обсуждаются прикладные аспекты олимпийского воспитания – вопросы его организации и методологии. Тем самым ставится задача помочь специалистам, которые занимаются или планируют заниматься организацией олимпийского воспитания и сталкиваются с трудностями при определении его целей, задач, основных направлений, выборе соответствующих форм, методов и т. д.

Олимпийское воспитание как педагогическая деятельность, которая в своих целях и задачах опирается на идеи и ценности олимпизма, ориентирована на все социально-демографические группы населения. Особенно важное значение придается олимпийскому воспитанию юных спортсменов и учащейся молодежи – школьников, студентов и т. д.

Однако основное внимание в книге уделяется общей характеристике олимпийского воспитания – его содержания, структуры, целей, задач, организации, методов и т. д. Все эти вопросы применительно к тем или иным группам населения (детям школьного или дошкольного возраста, учащейся молодежи, взрослым и т. п.), к учебному или внеучебному времени и т. д. затрагиваются лишь для иллюстрации и разъяснения формулируемых общих положений. Преобладание в этих иллюстрациях материалов, касающихся олимпийского воспитания школьников, объясняется тем, что именно это его направление наиболее широко представлено как в теории, так и в практике данной педагогической деятельности.

Книга основана на результатах многолетней (более 30 лет) деятельности автора по разработке и практической реализации теории олимпийского воспитания. Учитывая дискуссионный характер обсуждаемых проблем, автор стремится как можно полнее представить не только собственную позицию, но и взгляды других авторов – как отечественных, так и зарубежных – по этим проблемам.

I. Базисные понятия теории олимпийского воспитания

Важную роль в теории олимпийского воспитания играет ее понятийный аппарат, позволяющий выделять изучаемые явления, дифференцировать их друг от друга.

Понятийный аппарат теории олимпийского воспитания – это целостная система научно обоснованных понятий, основными из которых являются «олимпийское воспитание » и «олимпийское образование ».

Однако для их введения и разъяснения требуется рассмотреть комплекс базисных понятий, таких как «социализация» , «воспитание », «гуманизм », «спорт », «культура », «спортивная культура » и др., которые играют важную роль в теории олимпийского воспитания, но используются не только в ней, но и в других теориях. Проблемы в интерпретации этих базисных понятий затрудняют истолкование и основных понятий олимпийского воспитания. Поэтому изложение теории олимпийского воспитания целесообразно начать с уточнения и обоснования ее базисных понятий.

1. Воспитание и социализация

Прежде всего, важно уточнить понятие воспитания , определенной разновидностью которого является олимпийское воспитание. Но воспитание – элемент социализации .

Понятие социализации

Под социализацией общепринято понимать процесс, продолжающийся в течение всей жизни человека, в ходе которого он усваивает верования, установки, обычаи, ценности, ожидания, свойственные определенной культуре, процесс интеграции индивида в общество, в различные типы социальных общностей (группу, социальный институт, социальную организацию), приобщения его к социальным ролям, функциям, нормам, культурным ценностям, формирования соответствующих способностей, знаний, умений, интересов, потребностей, ценностных ориентаций и т. д., другими словами, формирование всех тех качеств, которые необходимы человеку для включения в систему общественной жизни.

Процесс социализации продолжается в течение всей жизни индивида. Человек играет активную роль в этом процессе, а не является пассивным продуктом социальных влияний.

Для социализации личности используется широкий набор средств и психолого-педагогических механизмов.

Средства социализации:

Способы вскармливания младенца и уход за ним, формируемые бытовые и гигиенические умения;

Окружающие человека продукты материальной культуры;

Элементы духовной культуры;

Стиль и содержание общения, а также методы поощрения и наказания в семье, в группе сверстников, в воспитательных и иных социализирующих организациях;

Последовательное приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности – общении, игре, познании, предметно-практической и духовно-практической деятельности, в спорте, в семейной, профессиональной, общественной, религиозных сферах.

Психолого-педагогические механизмы социализации:

Импринтинг (запечатление) – фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействия на него жизненно важных объектов (особенно важно в младенческом возрасте);

Подражание – следование какому-либо примеру, образцу;

Экзистенциональный нажим – овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения в процессе взаимодействия со значимыми лицами;

Идентификация (отождествление) – процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом;

Рефлексия – внутренний диалог, в ходе которого человек анализирует и оценивает собственные действия, поступки, мотивы, соотносит их с действиями, поступками, мотивами других людей, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д.

Каждое общество, каждое государство, каждая социальная группа (большая и малая) вырабатывают набор позитивных и негативных, формальных и неформальных санкций, способов внушения и убеждения, предписаний и запретов, с помощью которых поведение человека приводится в соответствие с принятыми в данной культуре ценностями.

Процесс социализации личности происходит под воздействием комплекса различных факторов, выступающих детерминантами данного процесса.

К их числу главным образом относятся люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает жизнь человека: путь социализации практически всегда лежит через «малую группу ближайшего окружения». Именно здесь в первую очередь человек приобщается к формам общественной деятельности, учится воспроизводить их репродуктивно или творчески и, самое главное, формирует в себе такой механизм, как «внутренний контролер» – совесть. Первичной ячейкой социализации ребенка, наиболее эффективно содействующей его приобщению к сложному миру взрослых, как правило, является семья. Причем на формирование личностных качеств ребенка влияют не только сознательные воспитательные воздействия родителей, но и общий тонус семейной жизни. Существенное влияние на становление и развитие личности оказывают не только родители, но и другие взрослые, а также сверстники. Среди ближайшего окружения, в котором протекает жизнедеятельность индивида, отдельные группы приобретают для него особую значимость. Такие группы, на нормы и ценности которых индивид ориентируется в своем поведении, получили название референтных . В процессе социализации референтная группа выполняет для индивида как бы функцию перцептивного фильтра, отбирающего из многообразия социальных норм и ценностей те, которые он готов разделить и которые в конечном счете превращаются в его собственные.

Важную роль в процессе социализации играет взаимодействие человека с различными социальными институтами и организациями, как специально созданными для социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (например, производственными). Здесь происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм. Средства массовой коммуникации (печать, радио, кино, телевидение) – один из важнейших социальных институтов – влияют на социализацию человека не только посредством информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач.

Структура социализации включает в себя ряд элементов.

Структура социализации:

1) стихийные (спонтанные, ненамеренные) воздействия на человека социальной среды (например, его профессии, жилищных условий и т. д.);

2) педагогическая деятельность – сознательно организуемый (родителями, учителем, тренером и т. д.) механизм передачи и усвоения социального опыта, предполагающий активное участие самого воспитуемого, создание соответствующих условий (воспитательной среды), использование педагогических средств (информирование, убеждение, пример и т. д.), посредством которых стараются приобщить индивида к миру ценностей культуры, содействовать формированию у него желаемых социальных качеств – знаний, умений интересов, ценностных ориентаций, норм поведения и т. д.;

3) собственная активность индивида по освоению социального опыта.

Важным элементом процесса социализации является воспитание и связанные с ним образование и обучение.

Понятие воспитания

Данное понятие неоднозначно трактуется в научной литературе.

Иногда под воспитанием (образованием, обучением) понимается вся педагогическая деятельность в целом, в соответствии с чем термины «воспитание», «образование» и «обучение» определяются как синонимы.

Наряду с этим существует их другая интерпретация: воспитание, образование и обучение рассматриваются как тесно связанные между собой, но различные элементы педагогической деятельности. При такой трактовке они понимаются не в широком, а в узком значении (смысле).

Образование, обучение и воспитание (в узком смысле) представляют собой элементы единой, целостной системы – педагогической деятельности.

Элементы педагогической деятельности:

образование знаний;

обучение деятельность, ориентированная на формирование умений, навыков, способностей и их проявление в реальном поведении, в различных формах деятельности, образе жизни;

воспитание деятельность, ориентированная на формирование мотивов, интересов, установок, ориентаций и т. д.

Образование в данной системе понятий понимается как педагогическая деятельность по формированию (коррекции) знаний, которые могут выступать в различных формах, в том числе как ощущения, восприятия, представления, понятия, суждения, мнения, гипотезы, концепции, теории и т. д. Система знаний определяет информационную готовность личности к деятельности. Образование призвано решить две главные задачи: а) обеспечить теоретический уровень отдельных знаний, характеризующих культуру личности; б) сформировать систему (а не разрозненную совокупность) такого рода знаний.

Обучение выступает как педагогическая деятельность по формированию (коррекции) системы умений, навыков, способов, методов действия, которые характеризуют операциональную готовность человека к деятельности, а также его реальное поведение, образ жизни.

Наконец, воспитание рассматривается как педагогическая деятельность, ориентированная на формирование (коррекцию) мотивационной системы личности: ее влечений, желаний, стремлений, мотивов, интересов, установок, ценностных ориентаций, целей, программ деятельности и т. д. Оно призвано содействовать превращению стихийного, неосознанного настроя личности на определенную деятельность во все более осознанные ее установки, программы жизни и деятельности, в ее внутренние мотивы и побуждения и тем самым формированию мотивационной готовности к деятельности .

Значит, главная цель воспитания – приобщение человека в специально организуемых условиях педагогической среды к миру ценностей культуры, выступающих в виде идеалов, символов, норм, образцов поведения и т. п., которые определяют характер различных форм и областей деятельности человека, социальных отношений.

«Приоритетной сферой развития личности является ценностно-смысловая. Это означает, что воспитание, претендующее на управление развитием личности, должно иметь целью и главным предметом воспитательной деятельности ценностно-смысловое развитие ребенка. Таким образом, воспитание следует рассматривать как смыслопорождающий процесс» (Е. В. Бондаревская) .

«Самое краткое и точное определение воспитания – формирование системы ценностей человека, с ее специфическим содержанием и иерархической структурой. Тем самым оно отличается и от образования как процесса передачи знаний, и от обучения как способа передачи умений, и от управления как подчинения индивида социальным нормам» (М. С. Каган ) .

Образование, обучение и воспитание тесно связаны друг с другом. Важную роль в обучении играют знания, формирование которых составляет главную задачу образования. Воспитание, выступая как механизм превращения знаний в убеждения, во внутренние установки личности, также во многом базируется на образовании. Вместе с тем воспитание, в свою очередь, оказывает самое существенное влияние на процесс формирования знаний и умений личности.

Однако, как уже отмечено выше, термины «воспитание», «образование» и «обучение» можно использовать (и чаще всего используют) не только в узком, но и в широком значении – для обозначения педагогической деятельности в целом, т. е. деятельности, ориентированной на формирование (коррекцию) всех качеств личности – знаний, умений, навыков, способностей, интересов, потребностей, ценностных ориентаций и т. д. В последующем тексте данные термины будут использоваться именно в таком широком значении (если, конечно, не оговаривается, что они понимаются в узком значении).

Из изложенного выше вытекает, что педагогическую деятельность, обозначаемую терминами «воспитание», «обучение» и «образование», ошибочно отождествлять с социализацией, как это нередко делается. Такое отождествление неправомерно.

Воспитание (равно как обучение и образование) подразумевает целенаправленное воздействие на личность с использованием педагогических средств, посредством которых индивиду сознательно стараются привить желаемые социальные.

Социализация же «наряду с воспитанием включает ненамеренные, спонтанные воздействия, благодаря которым индивид приобщается к культуре и становится полноправным и полноценным членом общества» (И. С. Кон ) .

«Социализация – это общий механизм социального наследования, охватывающий и стихийные воздействия среды, а воспитание и обучение являются организованными и целенаправленными механизмами передачи и усвоения социального опыта» (В. Момов ) .

Важное место в системе концептуальных положений теории олимпийского воспитания занимают идеи и идеалы гуманизма .

2. Гуманизм

Понятие гуманизма нуждается в разъяснении и уточнении, так как на протяжении веков термин «гуманизм» имел множество значений.

Неопределенность данного термина во многом связана с тем, что в его основе лежат четыре слова: греческое «homo » и латинские – «humanus », «humanitas » и «humaniora ». Все эти слова весьма многозначны, а кроме того, могут употребляться в двух вариантах – описательном (аксиологически нейтральном) и нормативном (оценочном). Слово «homo » означает «человек» и может пониматься как часть рода человеческого или как индивид, принадлежащий к этому роду. Слово «humanus » означает «человеческий». В нейтральном смысле оно обозначает «принадлежащий к роду человеческому», «являющийся элементом этого рода», «являющийся продуктом или проявлением деятельности людей», в аксиологическом же смысле оно подразумевает «степень человечности поведения, которое оценивается положительно» и используется для различения достойных и недостойных действий человека (последние оцениваются как «нечеловечные»). То же относится и к слову «humanitas ». Его можно использовать в описательном смысле как «человечество» или «род человеческий». Но данное слово, употребленное в значении «человечности», может ассоциироваться с определенными признаками конкретного человека или социальной группы, заслуживающими похвалы и награды в социальном смысле. Наконец, под словом «humaniora » понимают культурные достижения греческой и римской античной культуры, прежде всего, философские и литературные произведения, в которых сформулированы основные принципы античного гуманизма. В истории социально-философской мысли эти принципы определялись и структурировались по-разному в зависимости от уровня знаний античности и идейно-теоретической ориентации исследователей .

Основные положения гуманизма

Одно из важнейших положений гуманизма состоит в том, что именно человек (а не техника, не прибыль, не вещное богатство, не власть, не наука и т. п.) является «альфой и омегой » социальной жизни и общественного развития.

«Человек является высшей ценностью» (Сократ ).

«Гуманизмом я буду называть признание высшей ценности человека в жизни мира и его творческого призвания» (Н. А. Бердяев ) .

В соответствии с такой исходной парадигмой человек рассматривается не как средство , а как цель различных сфер общественной жизни (науки, техники, искусства, спорта и др.) и общественного развития в целом.

«Во всем сотворенном все, что угодно и для чего угодно, может быть употреблено всего лишь как средство ; только человек, а с ним каждое разумное существо есть цель сама по себе » (И. Кант ) .

Еще одно важное положение концепции гуманизма: человек не только цель, но и критерий (мера ) оценки всех социальных процессов, явлений, сфер общественной жизни.

«Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют» (Протагор ).

«Мудрый человек есть мера всего, что существует» (Демокрит ).

В соответствии с этим положением гуманным признается все то, что работает на человека .

Вместе с тем важно не допускать, чтобы такое понимание гуманности перерастало в эгоизм и нарциссизм, а также приводило к антропоцентризму (признание человека центром и высшей целью мироздания).

Такая мировоззренческая позиция «может способствовать формированию антиэкологического характера человеческой деятельности, поскольку другие проявления бытия считает низшими и по отношению к ним допускает любые разрушительные, деструктивные действия» .

Важным является также вопрос, с каких позиций оценивается сам человек, а потому какова позитивная роль того или иного явления для него. С этой точки зрения гуманизм признает позитивным (гуманным) лишь то, что служит «культивированию человечности » в человеке, развитию «человечных качеств человека» (studium humanitatis ) .

«Когда мы говорим во имя человека, для человека, это значит не просто для его потребления – для его желудка и материального комфорта, а для его личности, хотя при этом, конечно необходимо, чтобы человек был обеспечен и материальными благами и духовной пищей» (А. Н. Леонтьев ) .

Уже в Античности было осознано, что для гуманизма основным в человеке является человечность (humanitas ), человеческое начало . В эпоху Римской республики человечный человек (homo humanus ) противопоставлялся варварскому (homo barbarus ). Цицерон рассматривал человечность как специфическое свойство человеческой природы, как этическое начало поведения людей и называл гуманистическим состояние эстетически и нравственно завершенной эволюции подлинно человечного индивида.

Несмотря на некоторые изменения в истолковании понятия человечности в процессе развития гуманизма, в основных своих пунктах оно оставалось неизменным.

Гуманистическое представление о человечности включает в себя, прежде всего, определенный идеал (культурный образец ) личности .

В данной книге термин «теория» используется в широком его значении как синоним термина «наука», «научная дисциплина», «научное знание» без строгой его дифференциации на теоретические и эмпирические компоненты.

Теория воспитания.

Сущность воспитания как педагогического явления и его особенности.

Цель и задачи воспитания.

Основные понятия теории воспитания.

Теория воспитания – раздел педагогики, раскрывающий общие закономерности воспитания, формирования личности.

Объект изучения - процесс воспитания.

Воспитание - исконно русское слово, произошедшее от слова «питать». Исходное значение этого слова было питание, вскармливание ребенка, не приспособленного к жизни и совершенно беспомощного при рождении. Позже термин «воспитание» переосмыслился, расширив свое значение. Сегодня, говоря о воспитании, меньше всего подразумевают «питание», а если имеют в виду это значение, то в его широком духовном значении.

Понятие «воспитание» является одним из ведущих в педагогике. Воспитание (в широком смысле) рассматривается как воздействие на формирующуюся личность всех факторов микро- и макросреды (друзья, родители, книги, СМИ).

Воспитание (в узком смысле) – целенаправленный процесс взаимодействия воспитателя и воспитанника, направленный на разностороннее развитие и формирование личности воспитанника, это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса.

Деятельность в этом случае называется воспитательной работой. Современные научные представления о воспитании сложились в итоге длительного противоборства педагогических идей.

В противовес авторитаризму в педагогике существует гуманистическая концепция. В гуманистической традиции развитие личности рассматривается как процесс взаимосвязанных изменений в рациональной и эмоциональной, сферах, характеризующих уровень гармонии ее самости и социумности.

Самость – это отражение внутреннего плана развития личности, характеризует глубину индивидуальности личности.

Социумность отражает внешний план развития личности, например глубину восприятия личностью социальных ценностей, норм, обычаев, степень ориентации в них и уровень приобретенных на их основе личностных качеств.

Воспитание как процесс становления психических свойств и функций обусловлен взаимодействием растущего человека со взрослыми и социальной средой. Среди гуманистических тенденций функционирования и развития воспитания можно выделить главную – ориентацию на развитие личности . Чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим становится человек в реализации культурно-гуманистической функции.

При личностно-ориентированной педагогике особую важность приобретает:

· Деятельностный подход , позволяющий преобразовать совокупность внешних влияний в новообразования личности как продукты развития (больше дела, меньше слов; воспитывают не слова, а дела)

· Личностный подход требует отношения к учащемуся как к уникальному явлению независимо от его индивидуальных особенностей (ребенок живет сейчас, сию минуту, а не готовится к будущей жизни).

· Полисубъектный (диалогический ) подход. Педагог не учит, не воспитывает, а активизирует, стимулирует стремление учащегося к саморазвитию, изучает его активность, создает условия для самодвижения.(педагог не «над», а «с» учащимся)

· Индивидуально-творческий подход, который позволяет учащемуся испытать радость от осознания собственного роста и развития, от достижения собственных целей.

Тесно связаны с воспитанием термины становление и формирование.

Становление – условное достижение ребенком такого уровня развития, когда он становится способным самостоятельно жить в обществе, распоряжаться своей судьбой и самостоятельно выстраивать свое поведение.

Обычай перехода молодого человека на положение взрослого: публичные испытания в первобытном обществе, посвящение в рыцари, индейцы – испытание в гамаке с насекомыми.

Личность изменяется под воздействием суммы жизненных и социальных факторов на протяжении всей жизни, поэтому нельзя сказать, что личность окончательно состоялась.

Формирование личности – процесс изменения личности в ходе взаимодействия ее с реальной действительностью, появления физических и социально-психологических новообразований в структуре личности и, в связи с этим, изменение внешних проявлений (формы) личности, благодаря которой она существует для других людей.

Становление личности, как правило, рождает самовоспитание.

Самовоспитание – осознанная целеустремленная деятельность человека, направленная на выработку и совершенствование у себя определенных социально-психологических, физических качеств личности.

Самовоспитание включает самоконтроль, самооценку, саморегуляцию, самочувствие, самоприказ, самоубеждение, аутотренинг и т.д.

Перевоспитание – корректировка поведения, устранение ошибочных суждений, искоренение свойств личности, не отвечающих требованиям общества.

К понятию «перевоспитание» обращаются, когда речь заходит о социально неодобряемом поведении, о качествах личности, противоречащих человеческому общежитию, в том числе противоправных деяниях.

К.Д.Ушинский указывал, что лучше всего дурные привычки искореняются формированием добрых привычек, которые, в свою очередь, станут заменой дурных.

А.С.Макаренко, работающий с детьми тяжелых судеб и серьезных социальных отклонений, утверждал, что любого ребенка можно воспитать, если поместить его в нормальные человеческие условия.

Современная педагогическая мысль и гуманистическая психология утверждают принцип принятия ребенка как данности, уважение его индивидуальности, учет истории его становления, развития и формирования.

Сущность воспитания.

Сущность – это внутреннее содержание предмета.

Определить сущность – значит найти и обозначить, что есть этот предмет среди ряда других, выделить его признаки.

Воспитание с точки зрения физиологии – сложный, многоступенчатый, рефлекторный процесс по созданию динамического стереотипа.

Воспитание с точки зрения психологии – создание системы взаимосвязей между людьми, которые порождают отношения данной личности к окружающим, к себе, к природе, труду. Объектом воспитания являются эти отношения. Воспитание во многом подражательный процесс.

Воспитание с точки зрения социальной – это целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом.

Воспитание как профессиональное явление – то, что организуется профессионалами-педагогами в специальных воспитательных учреждениях – целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, его вхождению в контекст современной культуры, становление воспитанника как субъекта и стратега собственной жизни, достойной человека.

Цель воспитания

Цель – идеальное предвидение результата, исходный компонент деятельности.

Многие ведущие педагоги полагают, что и в современном российском обществе воспи­тание должно быть направлено на всестороннее гармоничное развитие личности. Цель воспитания – это идеал гармонично развитого человека, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство «Из глубины веков, - пишет В.А. Кара­ковский, - дошла до нас мечта человечества о свободной, всесторонне развитой, гармонической личности, и нет осно­ваний и сегодня отказываться от нее как от сверхцели». Од­нако каждый педагогический коллектив, ориентируясь в своей деятельности на эту цель-идеал, должен конкретизировать ее применительно к своим условиям и возможностям. По мнению профессора Надежды Егоровны Щурковой, цель воспитания - это личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека.

Личность. Лик. Социальное лицо человека. Человек стано­вится личностью, когда вменяет себе обязанности и отвечает за них, когда рефлексирует, осознает, оценивает, понимает себя и других. Когда обретает способность реализовать свои природные силы и задатки, когда реализует себя в соответ­ствии со своим предназначением, когда исполняет миссию Человека на Земле. Это и есть та высота, на которой человек может называться существом разумным, обладающим интеллектуальными способностями (homo sapiens).

Другим целевым блоком является моральная составляющая цели воспитания. Чело­век есть существо моральное, обладающее способностью быть нравственным (homo moralis). По сути, это духовный стержень личности. Личность предстает как носитель блага, доб­ра, к тому же преисполненная энергией творить добро.

Наконец, творческая составляющая. Человек - существо созидательное, обладающее способностью творить нечто, чего не создала природа (homo creatus - человек творчес­кий или homo faber - человек созидающий).

Таким образом, в цели воспитания заключено триединство разумного, духовного и творческого. И только в случае дости­жения личностью этого триединства она оказывается в состоя­нии строить жизнь, достойную Человека. У такой жизни есть три основания - истина, добро и красота. Другими словами, жизнь, достойная Человека, - это жизнь, построенная на Истине, Добре и Красоте. Она пре­доставляет человеку возможность обрести свою родовую че­ловеческую сущность: реализовать себя как homo sapiens, осуществить в себе способность быть homo creatus, проявить себя как homo moralis.

Поставленная цель носит общий характер и позволяет сохранить индивидуальные черты каждого ребенка.

Практикоориентированное мышление учителя задает беспокойный вопрос: как реализовать эту цель на практике? Естественно ожидать, что каждый пойдет своим путем, но есть общие принципы (основополагающие правила), соот­ветствующие механизмы воспитания, приводящие замыслы в движение к цели, должно быть и соответствующее содер­жание, наполняющее воспитательный процесс.

В учебном пособии раскрываются основные теоретико-методологические (понятия, цели, задачи, ценности, научные подходы, закономерности, принципы и др.), методические и практические характеристики воспитания, существенно дополняющие отечественную педагогику, раскрывающие его содержание, формы, методы, условия эффективности. Рассматривается культурно-воспитательная среда образовательного учреждения и ее компоненты, социально-педагогическая поддержка как основание и средство воспитания, деятельность профессиональных работников в сфере воспитания и многое другое. Представлены этнокультурный анализ и модели воспитания разных стран.
Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению психолого-педагогического образования и педагогического образования для бакалавриата и магистратуры, для руководителей, профессиональных работников в сфере воспитания: воспитателей, социальных педагогов и других в образовательных учреждениях. Может быть полезно исследователям теории и практики воспитания.

Сущность и содержание понятия «воспитание».
В исследованиях современных ученых воспитание рассматривается как целенаправленный процесс, направленный на развитие социально и личностно значимых качеств и способностей в процессе взаимодействия воспитателя и воспитуемого.

И.Ф. Харламов пишет, что «воспитание - сознательная, специально организованная деятельность воспитателя с целью формирования определенных качеств и характеристик развивающейся личности» . Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности. Процесс воспитания - это процесс формирования, развития личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспитание личности . Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу. В этих двух определениях прослеживается субъектная позиция воспитателя и объектная позиция воспитуемого. Педагог знает, что нужно целенаправленно формировать в ребенке и, какие качества ему необходимы. Это детерминированное воспитание. Личность ребенка, ее интересы, индивидуальные качества и способности в деятельности воспитателя просматриваются с трудом.

Оглавление
ПРЕДИСЛОВИЕ 5
Раздел 1. Теоретико-методологические основы воспитания 6
Глава 1. Теоретико-педагогическая характеристика воспитания 6
1.1. Педагогика: воспитание индивидуальности и социальное воспитание 6
1.2. Сущность и содержание понятия «воспитание» 8
1.3. Социальное воспитание 10
1.4. Общеметодологические и общенаучные подходы в исследовании воспитания 12
1.5. Воспитательный процесс и воспитательная система 19
1.6. Цели и задачи воспитания 22
1.7. Закономерности и принципы воспитания 25
1.8. Ценности воспитания 37
1.9. Духовно-ценностное воспитание 45
Вопросы для самоконтроля 56
Примерная тематика рефератов 57
Литература: 57
Глава 2. Научно-методическая характеристика воспитания 58
2.1. Содержание современного воспитания 58
2.2. Воспитательная деятельность как педагогическая поддержка 64
2.3. Социально-педагогическое сопровождение 78
2.4. Социально-педагогическая поддержка 79
2.5. Культурно-воспитательная среда и воспитание 93
2.6. Социальное здоровье как результат воспитания 146
2.7. Методы и методики воспитания 150
2.8. Методика детского самоуправления 159
2.9. Формы воспитательной работы 168
2.10. Условия эффективности воспитания 184
Вопросы для самоконтроля: 187
Примерная тематика рефератов: 187
Литература: 187
Глава 3. Профессиональные специалисты воспитания и воспитанники 189
3.1. Воспитатель детского сада 189
3.2. Социальный педагог 190
3.3. Социальный педагог и педагог-воспитатель в учреждениях дополнительного образования 203
3.4. Воспитатель (вожатый) в детской оздоровительном лагере 205
3.5. Родители как воспитатели 207
3.6. Классный воспитатель 212
3.7. Тьютор 218
3.8. Воспитанники 222
Раздел 2. Воспитание в России и за рубежом 230
Глава 4. Влияние национальных особенностей россиян на процесс их воспитания 230
4.1. Национальные особенности россиян 230
4.2. История воспитания в России 234
4.4. Современные модели воспитания 280
Глава 5. Воспитание в Западной Европе 295
5.1. Особенности немецкого воспитания 295
5.2. Особенности английского воспитания 313
5.3. Особенности французского воспитания 329
Глава 6. Воспитание в Америке и Австралии 347
6.1. Особенности американского воспитания 347
6.2. Особенности воспитания в Латинской Америке 362
6.3. Особенности воспитания в Австралии 372
Глава 7. Воспитание в Азии и Африке 378
7.1. Мусульманское воспитание в Африке и Азии 378
7.2. Воспитание в странах Африки 388
7.3. Особенности воспитания в Китае 392
7.4. Особенности воспитания в Японии 402
7.5. Особенности воспитания в Сингапуре 417
7.6. Особенности воспитания в Индии 428
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 442
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 443.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Теория и практика воспитания в России и за рубежом, Иванов А.В., 2015 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Педагогика и дидактика

Теория и практика воспитания детей и учащейся молодежи. Теоретические основы воспитания: закономерности, цели, принципы. В условиях социальных преобразований в обществе к человеку предъявляются требования активности, мобильности, готовности жить...

Теория и практика воспитания детей и учащейся молодежи.

1. Теоретические основы воспитания: закономерности, цели, принципы.

В условиях социальных преобразований в обществе к человеку предъявляются требования активности, мобильности, готовности жить в поликультурном и быстро меняющемся мире, ответственности за выбор и принятые решения. Важную роль приобретает личностная позиция растущего человека в освоении им гуманистических и нравственно-правовых норм, действующих в социуме; становлении себя в качестве субъекта гражданской, профессиональной, семейной сфер собственной жизнедеятельности. Поэтому актуальной выступает смена традиционной парадигмы воспитания, которая характеризуется социальной ориентированностью, безусловной авторитетностью педагога, репродуктивностью при трансляции в воспитательном процессе ценностей и опыта, отождествлением государственных и личностных интересов.

Новая воспитательная парадигма предполагает:

  1. установку на равенство различных видов социально приемлемого воспитательного опыта (воспитание на народных традициях, светское воспитание, религиозное воспитание);
  2. направленность педагогических усилий на построение самим воспитанником социально ценностных ориентаций;
  3. терпимое отношение к инакомыслию, которое не пропагандирует жестокость, насилие, агрессивность к другим;
  4. диалогизм культурных позиций, их продуктивную кооперацию;
  5. освоение педагогами позиции посредника между воспитанником и культурой;
  6. ориентацию на формирование научного, плюралистического мышления;
  7. обеспечение прав ребенка и человека;
  8. предоставление ребенку (учащемуся, студенту) возможности для самоопределения и ответственного выбора;
  9. единство индивидуального и коллективного опыта всех участников воспитательного процесса.

Основной идеей новых методик и технологий воспитания должно выступать управление инициативой самого воспитанника в процессе педагогического взаимодействия. Со стороны педагога это предполагает как оказание ему помощи и поддержки, так и создание условий для самореализации. Такой подход способствует самоопределению личности, стимулированию к свободному и ответственному поступку.

В соответствии с этой парадигмой основными структурными элементами понятия «воспитание» являются: ценности воспитания, воспитательная среда и воспитательный процесс.

Ценности воспитания – это значимые для человека природные, материальные и нравственно-духовные объекты или явления, выступающие социокультурными образцами жизни, на которые сориентированы воспитательные теории, методики и технологии педагогической деятельности.

Воспитательная среда – это такая организация социальной среды, когда все многообразие человеческих взаимоотношений и материальных объектов в осознанной или неосознанной форме несет в себе воспитательные функции. В качестве важнейшей составляющей воспитательной среды выделяется психолого-педагогическая атмосфера – совокупность эмоциональных взаимосвязей воспитателя и воспитанника, возникающих на основе доверия, уважения, сотрудничества и милосердия.

Воспитательный процесс – целесообразно организованный процесс взаимодействия, направленный на удовлетворение потребностей его участников. Условием эффективности воспитательного процесса является организация деятельности воспитуемого по приобретению им системы личностно и общественно значимых ценностей, а желаемым для общества результатом – формирование жизненных навыков, положительного отношения к созидательной деятельности, природе, обществу, самому себе.

Воспитание, как любая педагогическая деятельность, строится на соответствующих закономерностях и методологических принципах, предполагает разработку адекватных целей, задач и выполняет конкретные воспитательные функции.

Педагогические закономерности воспитания – это объективные, существенные, устойчивые связи воспитательного процесса, которые отражают взаимосвязи его структурных компонентов и характеризуют сущность функционирования и развития самого процесса воспитания.

Можно выделить следующие закономерности воспитания:

  1. Цель, задачи и содержание воспитания определяются объективными потребностями общества, социально-культурными и этническими нормами и традициями.
  2. Развитие ребенка (школьника, студента) и формирование его личности происходят неравномерно , что связано с рассогласованностью вербальных, сенсорных и двигательных личностных процессов.
  3. Воспитание ребенка (школьника, студента) как формирование в структуре его личности социально-психологических новообразований совершается только путем активности самого ребенка. Мера его усилий должна соответствовать мере его возможностей. Другими словами, действенность воспитания определяется степенью собственной активности личности воспитуемого.

Любая воспитательная задача решается через активные действия: физическое развитие – через физические упражнения, нравственное – через постоянную ориентацию на самочувствие другого человека, интеллектуальное – через мыслительную активность, решение творческих задач. При этом важным представляется соблюдение пропорционального соотношения усилий воспитанника и усилий педагога в совместной деятельности : на начальном этапе доля активности педагога превышает активность воспитанника, затем - снижается при возрастании активности и самостоятельности воспитуемого. Совместно-разделенная деятельность помогает ребенку (ученику, студенту) ощутить себя субъектом деятельности, что является условием свободного творческого развития личности. При этом педагог должен чувствовать и определять границы меры собственного участия в деятельности воспитанников, косвенно управлять этой деятельностью и предоставлять учащимся полное право на творчество и свободный выбор. Таким образом, эффективность воспитания зависит от оптимальной организации совместной деятельности и общения педагогов, детей и учащихся

4. Содержание деятельности детей (школьников, студентов) в процессе их воспитания определяется на каждый данный момент развития актуальными потребностями личности воспитанника. Опережая актуальные потребности, педагог рискует встретить сопротивление и пассивность воспитанников. Если не учитывать возрастные изменения потребностей воспитуемой личности, а также ее интересов и возможностей, то процесс воспитания затрудняется и нарушается.

Таким образом, действенность воспитания обусловлена учетом потребностей, интересов, возможностей личности воспитуемого .

5. Целостность личности предписывает педагогам целостность воспитательных влияний; а также учет объективных и субъективных факторов в воспитательном процессе.

Цель воспитания – формирование умственно, духовно и физически зрелой творческой личности, субъекта своей жизнедеятельности. Интеллектуально, духовно и физически зрелая творческая личность – личность с высоким уровнем культуры, обладающая творческим потенциалом, способная к самообразованию, свободному и ответственному поведению, с присущими ей качествами гражданина, патриота, труженика и семьянина.

Основными принципами воспитания в современных условиях выступают:

  1. Принцип научности как опора в воспитательном процессе на психологические и половозрастные особенности детей и учащейся молодежи, использование воспитателем достижений педагогической, психологической и других наук о человеке;
  2. Принцип природосообразности, предполагающий в воспитательном процессе не только учет природных задатков индивида, но и психофизиологических возможностей воспитанника и их обусловленность информационными и социальными явлениями;
  3. Принцип культуросообразности, проявляющийся как совокупность всех форм духовной жизни общества, которые обусловливают формирование личности, социализацию молодого поколения, основываясь на ценностях национальной и мировой культуры. Этот принцип предполагает постоянное профессиональное внимание педагога на формирующиеся отношения воспитанника к социально-культурным ценностям (человеку, природе, обществу, труду, познанию) и ценностным основам жизни – добру, истине, красоте;
  4. Принцип ненасилия и толерантности предполагает гуманное отношение и терпимость воспитателя к воспитаннику, его индивидуальности; отказ от любых форм психологического и физического насилия. Только в условиях любви и защищенности ребенок свободно и вольно выражает свои отношения, благоприятно развивается. Поэтому воспитание предполагает проявление педагогом любви к ребенку, умение его понять, помочь, простить его оплошности, защитить.

Педагогическая деятельность должна сопровождаться или венчаться включением воспитанника в ситуацию успеха, которую должен пережить личностно каждый учащийся. Ситуация успеха – это субъективное переживание достижений, внутренняя удовлетворенность ребенка самим участием в деятельности, собственными действиями и полученным результатом. Положительное подкрепление – самое общее условие создания ситуации успеха;

  1. Принцип связи воспитания с жизнью проявляется в учете воспитателем экономических, социальных, экологических, демографических и других условий жизнедеятельности воспитанников;
  2. Принцип открытости воспитательных процессов и систем предполагает оптимальное сочетание различных воспитательных моделей с жизненным опытом личности, ее реальной жизнедеятельностью. При этом педагог максимально содействует развитию способности ребенка (школьника, студента) осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия для других людей и своей судьбы, производить осмысленный выбор жизненных решений. Этот принцип исключает жесткий приказ в адрес воспитанников, а предполагает совместный с ними поиск решений.

Кроме того, этот принцип определяет автономность, неповторимость личности каждого воспитанника: принятие воспитанника как данность, признание за ним права на существование его таким, как он есть, уважение его истории жизни и опыта, которые сформировали его на данный момент именно таким, каков он есть. Границы принятия данности воспитанника существуют и отражены в двух запретах – «нельзя посягать на другого человека» и «нельзя не работать, не развивать себя». Эти запреты безусловны и категоричны для человека современной культуры.

  1. Принцип вариативности воспитательной деятельности означает соответствие ее содержания и форм изменяющимся детским (молодежным) потребностям, интересам, возможностям.

2. Задачи и функции воспитательного процесса.

Важнейшими задачами воспитания выступают:

  1. Нравственное развитие личности , предполагающее осознание учащимися факта сосуществования и взаимодействия в мире множества культур, каждая из которых имеет свои идеалы, систему духовных и нравственных ценностей; воспитание моральных качеств (совестливости, милосердия, достоинства, любви, добра, трудолюбия, порядочности) и формирование опыта нравственного поведения.
  2. Формирование патриотизма и гражданственности , основанное на любви к своей земле, народу, языку, уважении к истории своего Отечества, национальной культуре, традициям, обычаям. Воспитание у учащейся молодежи гражданского долга, ответственности, мужества, основанных на знаниях гражданского права и обязанностей.
  3. Формирование трудовых и жизненных навыков означает воспитание у учащихся творческого отношения к труду, целеустремленности, трудолюбия, ответственности; развитие у них умений прогнозировать личные и коллективные трудовые успехи, способности к постоянному самообразованию навыков самообслуживания и безопасного поведения.
  4. Формирования ответственного поведения, проявляющегося в способности контролировать себя, свои естественные потребности и задатки, проявлять себя в качестве субъекта деятельности, коммуникации, культуры, проявлять самодеятельность и творческие возможности, соблюдать правила и нормы общежития. Формирование ответственного поведения означает развитие умений разрабатывать цели и проект деятельности по их реализации, осуществлять рефлексию, самоконтроль и самооценку достигнутых результатов, решать задачи в новых условиях, продуктивно общаться и разрешать конфликты ненасильственным путем.
  5. Формирование здорового образа жизни, проявляющегося в отношении к своему здоровью как к жизненной ценности, умениях и навыках вести здоровый образ жизни, укреплять репродуктивное здоровье.
  6. Развитие эмоциональной сферы личности ребенка, осуществляемое в первую очередь в интимно-родственных отношениях в семье, основанных на любви, заботе, теплоте, ненасилии.
  7. Развитие чувства прекрасного средствами природы, искусства, окружающей предметной среды, повышающими активность, результативность, творческий характер деятельности воспитанников и формирующими умения видеть, любить и ценить прекрасное во всех сферах их жизнедеятельности, труде, общении.
  8. Развитие экологического сознания, предусматривающего создание условии для приобретения учащимися и молодежью соответствующих знаний и практического опыта решения проблем в данной области; формирование ценностных ориентаций экологического характера и привычек экологоцелесообразной деятельности; способность к причинно-следственному анализу ситуаций и явлений в системе «человек – общество – природа» и выбору способов решения экологических задач.

Назначение и роль воспитания проявляются в его функциях:

1.Функция развития предполагает изменение направленности личности воспитанника, структуры ее потребностей, мотивов поведения, способностей и др.

2.Функция формирования предстает как специально организованный процесс предъявления педагогом ребенку (учащемуся, студенту) социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения для его личностного, гражданского и профессионального роста.

3. Функция социализации заключается в обеспечении усвоения социального опыта и выработки совместно со взрослыми собственных ценностных ориентации в процессе совместной деятельности и общения.

4.Функция индивидуализации предстает как процесс становления «Я-образа», духовного мира личности, реализации ее социальных ролей и отношений на основе ее психического и социального опыта и опыта других людей и предшествующих поколений.

5.Функция психолого-педагогической поддержки проявляется как помощь детям и учащейся молодежи в решении их индивидуальных проблем, связанных с психофизическим и моральным здоровьем, обучением, межличностными отношениями и общением, профессиональным и жизненным самоопределением. Предметом педагогической поддержки выступает процесс совместного с воспитанником определения его собственных актуальных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство в различных сложных ситуациях и самостоятельно достичь желаемых результатов. Психологическая поддержка также направлена на разрешение проблем взрослеющей личности, связанных с кризисными событиями жизни, трудностями социальной адаптации.

6.Гуманитарная функция воспитания заключается в обеспечении прав ребенка, удовлетворении его потребностей в безопасности, эмоциональном комфорте и независимости, сохранении здоровья, определении смысла жизни, предоставлении личной свободы.

7.Культурообразующая функция воспитания проявляется в сохранении, воспроизводстве и развитии культуры, предполагает ориентацию на воспитание личности как субъекта культуры.

3. Зарубежные концепции воспитания. Технократическая и гуманистическая педагогики.

В педагогической практике зарубежных стран имеется значительное разнообразие теорий и подходов к воспитанию. Первую группу составляют концепции, в которых воспитание рассматривается как относительно жесткое руководство учащимися, формирование у них заданных обществом качеств личности. Такой подход соответствует так называемой авторитарной, технократической педагогике . Воспитательным концепциям второй группы можно дать обобщенное название – гуманистическая школа. Другими словами , воспитательные системы Запада базируют свои теории на философии прагматизма, позитивизма, экзистенциализма. Психоанализ и бихевиоризм являются психологической основой большинства воспитательных концепций Запада.

Разработчики технократической, авторитарной педагогики исходят из того, что задачей воспитательного процесса школы и общества является формирование "функционального" человека — исполнителя, адаптированного к жизни в данной общественной системе, подготовленного к выполнению соответствующих социальных ролей. Так, в воспитательных концепциях США эти роли были определены следующим образом: гражданин, работник, семьянин, потребитель. По Скиннеру – создателю технократической педагогики, воспитание следует строить на рациональной научной основе, программируя поведение людей и управляя его формированием. Советская педагогика пыталась строить воспитание именно как управляемый и контролируемый процесс, стремясь определить точные цели, задачи, содержание, методы и формы работы. Представители технократического подхода на Западе также исходят из того, что процесс формирования и воспитания личности должен быть строго направленным и приводить к проектируемым результатам. Однако в этом подходе существует угроза манипулирования личностью, опасность воспитать в итоге человека-функционера, бездумного исполнителя. При этом воспитание понимается как модификация поведения, как выработка "правильных" поведенческих навыков. В основе технократической педагогики лежит принцип модификации поведения учащихся в нужном направлении.

Формирование навыков поведения необходимо, но нельзя пренебрегать собственной волей личности, ее сознанием, свободой выбора, целями и ценностями, что и детерминирует собственно человеческое поведение. Модификационная методика предполагает выработку желаемого поведения в различных социальных ситуациях с помощью "подкрепителей": одобрения или порицания в разных формах. В модификационной методике нет ничего плохого, если имеется в виду воздействие на сознание, поведение, эмоции человека с целью его развития. Но если модификация поведения приводит к манипуляции личностью, пренебрегает ее интересами, служит внешней адаптации, не апеллируя к собственной воле и свободе, то это носит антигуманный характер. Крайним выражением технократического подхода является теория и практика психотропного воздействия на учащихся и взрослых. Воспитание с помощью фармакологическиих препаратов противоречит всем нравственным и юридическим нормам.

Модель воспитания в рамках гуманистической школы, в основе которой лежит направление гуманистической психологии, развивалась в 50—60-е гг. в США в трудах таких ученых, как Маслоу, Франк, Роджерс, Колли, Комбс и др.

Главными понятиями гуманистической педагогики являются "самоактуализация человека", "личностный рост", "развивающая помощь". Каждый человек представляет собой уникальную, неповторимую личность. Поведение личности определяется не подкреплением, поступающим из внешней среды, как учит бихевиоризм, а врожденным стремлением человека к активности, актуализации – развитию собственных природных способностей, поиску своего смысла жизни и жизненного пути. Личность понимается как сложная, автономная система, отличающаяся направленностью на созидательную деятельность, сотрудничество. И обладающая активностью и волей самоактуализация – это реализация себя в деятельности, в отношениях с людьми, в полнокровной "хорошей" жизни на выбранном и изменяющемся жизненном пути. Это состояние обозначено у К. Роджерса понятием "полноценно функционирующий человек". В психотерапии и педагогике Роджерса психотерапевт и педагог должны возбудить собственные силы человека по решению его проблем, при этом не разрешать за него трудности, не навязывать ему готового решения, а стимулировать его собственную работу по личностному изменению и росту, которые никогда не имеют пределов. Целью обучения и воспитания должно быть не приобретение личностью «готовых» знаний как набора фактов, теорий и пр., а изменение личности учащегося в результате самостоятельного учения. Важной воспитательной задачей выступают создание условий для развития и саморазвития личности, поиска собственной индивидуальности и полной самоактуализации.

Учение, в котором заинтересован ученик и которое способствует не простому накоплению «готовой» информации, а изменению и развитию ученика, его поведения, его Я-концепции, Роджерс назвал "значимым для человека учением". Он определял следующие условия организации такого процесса учения:

1. Ученики решают в процессе обучения проблемы, интересующие и значимые для них.

2. Педагог чувствует себя по отношению к ученикам конгруэнтно, т. е. проявляет себя таким человеком, каким он есть, выражая себя свободно.

3. Педагог проявляет безусловное положительное отношение к ученику, принимает его таким, каким он есть.

4. Педагог проявляет эмпатию к ученику. Способность проникать в его внутренний мир, понимать его, смотреть его глазами, оставаясь при этом самим собой.

5. Педагог обеспечивает средства учения учащихся: книги, учебники, дидактические материалы и др.

Педагог играет роль помощника и стимулятора значимого учения, должен создавать психологический комфорт и предоставлять ученику свободу, т.е. учение должно быть центрировано на ученике, а не на учебном предмете.

Воспитатель в рамках гуманистической педагогики должен побуждать учащихся к нравственному выбору, предоставив материал для анализа. Методами воспитания являются дискуссии, ролевые игры, обсуждение ситуаций, анализ и разрешение конфликтов. Для родителей и педагогов важными эффективными выступают такие приемы в общении с ребенком: Я-высказывание, активное слушание, безусловная любовь к ребенку, положительное внимание к нему, контакт глаз.

Основное содержание воспитания определяется потребностями и интересами растущей личности, общечеловеческими ценностями и базовыми компонентами культуры личности.

Можно выделить несколько основных составляющих культуры личности, в процессе формирования которых реализуется содержание воспитания.

  1. Нравственно-этическая культура .

Содержание воспитательной работы включает: формирование представлений и понятий о нравственных основах жизни; усвоение идеи национального самосознания как фактора нравственной культуры народа; формирование в коллективе культуры межличностных отношений и совместной деятельности; развитие этического мышления, нравственных чувств, мотивов поведения; воспитание высоких моральных качеств: доброты, милосердия, терпимости, вежливости, совестливости, порядочности, достоинства и др.; формирование норм поведения.

Критерии сформированности нравственно-этической культуры:

сформированность ведущих нравственных качеств;

развитость этических норм поведения;

умение понимать человека и сопереживать ему;

точность и обязательность в обещаниях;

доброжелательность по отношению к людям;

проявление чувства солидарности и коллективизма в повседневной жизни;

проявление материальной и духовной щедрости;

соблюдение этикета.

  1. Национальная культура.

Критерии сформированности национальной культуры:

развитие национального самосознания;

уважение культуры национального большинства;

интерес к языку, истории и культуре Беларуси;

уважение традиций и обычаев, норм и законов жизни людей других национальностей;

наличие преемственности в освоении культурно-исторического опыта и взаимоотношениях со старшими поколениями;

участие в созидательной, преобразующей деятельности на благо национальной культуры.

  1. Гражданская культура.

формирование ответственности за судьбу отечества;

усвоение детьми и учащейся молодежью знаний о своих правах и обязанностях и воспитание потребности реализовать их в повседневной жизни; стимулирование политической, экономической, социальной, природоохранительной активности, развитие чувства уважения к законам государства, атрибутам государственности; формирование правосознания, законопослушания и чувства патриотизма.

Критерии сформированности гражданской культуры:

наличие знаний о Конституции Республики Беларусь, гражданских правах и обязанностях, о тенденциях развития гражданского демократического общества;

законопослушность (уважение законов);

готовность к активному участию в управлении делами как на личностном уровне, так и на социальном (группа, учебное заведение, объединение);

осознание своих прав и обязанностей;

сформированность потребности отстаивать интересы Республики Белларусь.

  1. Психолого-педагогическая культура.

Критерии сформированности психологической культуры:

наличие знаний о психической жизни человека, основных психологических явлениях;

психическая и социальная адаптированность;

стрессовая устойчивость;

способность к саморегуляции и самовоспитанию;

готовность к постоянному самообразованию;

умения сотрудничать и общаться;

социально ориентированная направленность поведения;

развитый уровень самосознания.

  1. Культура труда.

готовность к самостоятельной трудовой жизни;

творческий подход к работе;

умения работать в группе, выполнять исполнительские и управленческие обязанности и функции в коллективной деятельности;

разрабатывать цели и проекты деятельности по их достижению;

умений рефлексии и оценки процесса труда, его результатов;

качественное и ответственное выполнение работы;

навыки по технике безопасности труда.

  1. Культура семейных отношений

Содержание воспитательной работы включает: формирование у детей и учащейся молодежи отношения к семье как важнейшей ценности, потребности в укреплении семейно-родственных отношений и поддержании традиций, осознания себя как члена семьи и рода; навыков оказания помощи своим близким, выполнения режима жизнедеятельности семьи, обустройства своего жилья; развитие чувства долга о сохранении чести и достоинства своей семьи; формирование готовности к семейной жизни.

Критерии сформированности культуры семейных отношений:

понимание культуры семейных отношений;

наличие знаний о своей родословной, семейных традициях и реликвиях;

участие в ведении домашнего хозяйства и принятие на себя постоянных обязанностей по дому;

навыков ухода за маленькими детьми; оказание регулярной помощи престарелым, немощным родителям и родственникам;

наличие чувства ответственности за свою семью, ее благосостояние.

  1. Гендерная культура

Содержание воспитательной работы включает: формирование у учащихся представлений о жизненном предназначении мужчины и женщины; физиологических, психологических и этических особенностях девочек-девушек, мальчиков-юношей, мужчин и женщин; мужском и женском достоинстве; этическом смысле красоты детства, отрочества, юности, зрелости, старости; подлинной и мнимой красоте человека.

Критерии сформированности гендерной культуры:

усвоение сущности взаимоотношений между мальчиками и девочками, юношами и девушками, мужчинами и женщинами; стремление к взаимопониманию и заботе друг о друге;

наличие качеств, характерных для мальчика (юноши, мужчины): смелость, мастерство, рыцарство, благородство, трудолюбие, физическая сила, мужественность, умение преодолевать трудности, готовность прийти на помощь женщине и защитить ее и др.;

наличие качеств, характерных для девочки (девушки, женщины): доброта, женственность, отзывчивость, мягкость, терпимость к недостаткам близких людей, умение прощать, забота о старых, больных, сиротах, любовь к детям и др.

  1. Культура здорового образа жизни

Содержание воспитательной работы включает: освоение учащимися понятий «жизнь» и «здоровье» как общечеловеческих ценностей; воспитание у них бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; формирование умений и навыков ведения здорового образа жизни, укрепления собственного репродуктивного здоровья; уяснение значимости физического и умственного труда, физической культуры, спорта, туризма, общения с природой в личностном и профессиональном самосовершенствовании.

Критерии сформированности культуры здорового образа жизни:

отношение к своему здоровью и здоровью окружающих как к ценности;

наличие умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения;

сформированность гигиенических навыков и привычек;

наличие физической и умственной активности;

умение противостоять разрушительным для здоровья образу жизни и формам поведения.

  1. Эстетическая культура

Содержание воспитательной работы включает: формирование и развитие у учащихся и молодежи эстетического идеала, эстетического интереса, эстетического воспитания и эстетического вкуса как основных компонентов эстетического сознания; формирование художественных и искусствоведческих знаний, эстетического отношения к природе и искусству; эстетизацию учебно-воспитательного процесса, окружающей предметной среды, отношений в ученическом коллективе, в семье; развитие и реализацию художественного творческого потенциала детей и учащейся молодежи; развитие эмоциональной сферы личности художественными средствами; приобщение к мировой и отечественной художественной культуре. Критерии сформированности эстетической культуры:

наличие стремления к общению с искусством и природой;

наличие эстетической потребности в преобразовании окружающей действительности по законам красоты и гармонии;

умение воспринимать искусство, сопереживать и получать наслаждение от высокохудожественных образцов;

умение дать эстетическую оценку произведению искусства и объекту природы, или окружающей действительности;

способность художественно-творческого самовыражения;

эстетизация отношений с окружающими людьми;

знание основ народного искусства, историко-культурных традиций своей страны, стремление к их творческому освоению и сохранению.

  1. Экологическая культура

Критерии сформированности экологической культуры:

наличие представлений о взаимодействии в системе «человек – общество – природа», знаний о природе родного края, локальных, региональных и глобальных экологических проблемах;

участие в разнообразных видах деятельности в области природопользования и охраны окружающей среды;

сформированность ответственности за сохранение природного окружения, определяющего условия жизни людей;

соблюдение норм экологически безопасного поведения.

5. Методы воспитания и гуманистическая технология воспитательного процесса

Педагогическая деятельность, как и любая другая деятельность, может быть организована технологически либо основываться на интуиции, педагогическом чувстве меры и такта. Технологию воспитания можно рассматривать в широком и узком смыслах слова. В широком – это система последовательного развертывания проекта педагогической деятельности и общения, направленных на достижение поставленных воспитательных целей. В узком – это проявление индивидуального мастерства педагога в отборе и реализации им оптимальных средств, форм и методов педагогического воздействия на развитие личности в конкретной ситуации.

Методами, составляющими основу традиционной воспитательной технологии являются убеждение, упражнение, мотивация (поощрение и наказание). Наиболее распространенной классификацией методов воспитания выступает система методов, отражающая единство целевой, содержательной и процессуальной составляющих воспитательного процесса (Г.И. Щукина). В соответствии с этой классификацией выделяются три группы методов воспитания: методы формирования сознания личности; методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения; методы стимулирования поведения и деятельности (см. схему 5).

Схема 5

Однако, как показывают результаты воспитательной практики, в современной социокультурной ситуации необходимо дополнить традиционные методики воспитания методами, приемами и средствами гуманистической технологии. Ее ключевыми звеньями выступают следующие составляющие.

Учет актуальных потребностей детей разного возраста.

Потребности ребенка (ученика, студента) не разделяются на хорошие и плохие, они лишь обеспечивают выживание личности и ее адаптацию. Но существуют социально приемлемые и социально неприемлемые способы удовлетворения потребностей.

Непосредственным «трансформатором» структуры потребностей являются положительные эмоции, сопровождающие успешное удовлетворение этих потребностей. Способами реализации потребностей и формирования социально приемлемого поведения являются: воздействие на эмоционально-познавательную сферу воспитанника (усвоение правовых знаний, формирование нравственных убеждений, изменение системы ценностей и отношений к действительности) и деятельностную сферу (использование социально организованных форм деятельности, способствующих формированию социально-позитивных потребностей).

Позитивное восприятие ребенка (учащегося, студента) педагогом. Смысл позитивного восприятия учащегося заключается в том, чтобы понять и воспринять его внутренний мир, выявить, раскрыть и дать проявиться природным задаткам, верить в его силы и возможности. При этом следует относиться к недостаткам ребенка как к его достоинствам, которым еще не найдено применение. В этой связи применяются:

  1. Психолого-терапевтическое и социально-педагогическое воздействие с преобладанием нравственных средств, укрепляющих психофизическое здоровье;
  2. Создание в воспитательном процессе ситуации «проживания», что предполагает использование педагогом знаний жизненного опыта воспитанника;
  3. Воспитание без принуждения, психического и физического насилия. (Под насилием понимаются методы воздействия, которые заставляют воспитанника совершать действия и поступки, не соответствующие его совести, что сдерживает развитие сил и потенциала ученика, приводит к отставанию в физическом и нравственном развитии). Ненасилие в процессе воспитания проявляется в ненасилии над мышлением воспитанника, в признании его прав как полноценного человека, в предоставлении ему возможности выбирать, высказывать свою точку зрения, занимать свое место в коллективе, иметь право на собственное мнение, свой путь к истине. Реализация идеи ненасилия включает следующие этические приемы общения: не претендовать на абсолютную истину; быть готовым к уступкам и милосердию, подвергать критике свое поведение для того, чтобы выяснить, почему собственные поступки вызывают отрицательную реакцию у окружающих; учиться анализировать ситуацию с позиции оппонента; никогда не отождествлять проблему и личность; не требовать от других полного совершенства и не считать себя таковым.

Психолого-педагогическая поддержка учащихся предполагает педагогическую и психологическую помощь в индивидуальном развитии и саморазвитии взрослеющей личности. При этом система поддержки и помощи является основой реализации гуманистических ценностей, основополагающими из которых выступают следующие:

  1. Принимать ребенка (учащегося, студента) таким, каков он есть, и относиться к нему как к высшей ценности. Это означает, что в организации воспитания следует идти от личности ребенка, учитывать его интересы, потребности, мотивы, возможности.
  2. Доверять ребенку (учащемуся, студенту) через создание в коллективе благоприятного морального климата и атмосферы доверия.
  3. Признавать ребенка (учащегося, студента) как соучастника, организатора воспитательного процесса. При этом строго соблюдать социальные и моральные правила воспитанника, быть снисходительным к нему, учитывать его возраст и небогатый жизненный опыт, половые различия учащихся, помогать избавиться воспитаннику от комплексов.
  4. Поддерживать воспитанника в сложных жизненных ситуациях, что у творческих педагогов проявляется в том, что они не злоупотребляют плохими отметками, не жалуются родителям на ученика, предлагают ему необходимую «опору», дают ему право на свободный выбор; основой поддержки является подлинно духовный контакт педагога и воспитанника.

Воспитывающие ситуации – один из эффективных методов воспитания без принуждения и насилия, который материализует творчество и свободу всех участников процесса воспитания. Воспитывающие ситуации в воспитательной практике имеют разную направленность: авансирование доверия, творческий подход, свободный выбор, эмоциональное настроение, товарищеское доверие и т.д. Технологичность их заключается в том, что педагог целенаправленно создает эти воспитывающие ситуации и включает в них учащихся для коррекции поведения в коллективе.

Игра, игровая деятельность – важные формы гуманистической технологии. Творческое начало личности наиболее полно реализуется в игре и игровой деятельности. В их процессе ребенок осваивает социальные роли, приобретает сообразительность, сноровку, смекалку, развивает фантазию. Игра может выступать:

  1. средством, методом, формой деятельности детей и подростков;
  2. тренингом в формировании у воспитанников норм поведения; навыков выполнения правил, условий, ограничений в действиях; в осуществлении выбора и др.
  3. условием самореализации и достижения высших показателей в развитии ребенка, которые в ближайшей перспективе становятся его нормой.

Назовем в качестве примеров некоторые современные воспитательные технологии, которые получили достаточно широкое распространение в массовой практике школ.

  • Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили имеет особые целевые ориентации: способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств (души и сердца, познавательных сил...). Идеал воспитания – самовоспитание.
    • Система воспитания в Павлышской школе В.А. Сухомлинского.
    • Модель трудового воспитания А.А. Католикова по системе коммуны А.С. Макаренко: дети приучаются к созидательному труду, проходят производственную практику по программам агрошколы. Некоторые концептуальные идеи: труд — основа формирования личности; интерес и внимание к каждому ребенку; у ребенка должен быть личный интерес, поиск, «аппетит к жизни», соединение обучения с производительным трудом в форме школы-хозяйства; школьный макаренковский коллектив, педагогика параллельного действия; детское самоуправление и самоконтроль и др.
    • Школа как воспитательная система В.А. Караковсого.
    • Авторская модель «Русская школа» (И.Ф. Гончаров, Л.Н. Погодина) имеет целевые ориентации: формирование нового русского человека – высоконравственного, образованного, духовно богатого, трудолюбивого, физически развитого, способного к самообразованию и творчеству, любящего свое Отечество; возрождение традиционной русской культуры воспитания, включение учащихся в этнокультурную традицию; освоение богатейшего культурного наследия России; пробуждение русского национального самосознания, русского национального характера...
    • Воспитательная система Международного детского центра «Артек»
    • Выявление и развитие творческих способностей детей в разнообразной внеурочной деятельности детей в «творческой комнате» (И.П. Волкова).
    • Технология воспитания общественного творчества в условиях коллективной творческой деятельности И.П. Иванова.
    • Технология личностно-ориентированной коллективной творческой деятельности С.Д. Полякова.
    • Технология педагогической поддержки О.С. Газмана.

Вопросы и задания для самопроверки.

  1. Определите ведущие идеи новой воспитательной парадигмы. В чем состоят ее отличительные особенности от традиционной концепции воспитания?
  2. Раскройте смысл основных понятий воспитания: ценности воспитания, воспитательная среда, воспитательный процесс.
  3. Обоснуйте основные закономерности процесса воспитания.
  4. Раскройте сущность основных принципов воспитания в современных условиях.
  5. Определите задачи и функции процесса воспитания.
  6. Прокомментируйте таблицу «Взаимосвязь педагогических закономерностей и принципов общественного воспитания» (по А.И. Кочетову).
  7. Проведите сравнительный анализ основных зарубежных концепций воспитания.
  8. Что по Роджерсу означает «значимое для человека учение»? Определите условия реализации такого учения.
  9. Раскройте содержание процесса воспитания с позиции формирования базовых компонентов культуры личности?
  10. Дайте характеристику традиционным методам воспитания.
  11. Назовите основные методы и приемы гумастической технологии воспитания?


ВЗАИМОСВЯЗЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ И ПРИНЦИПОВ ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ (по А.И.Кочетову)

Закономерности формирования личности

Закономерности воспитательного процесса

Принципы общественного воспитания

1. Ведущая роль направленности. Наличие «блоков» ведущих качеств

Ведущие направления в воспитании

Принцип гуманистической целеустремленности воспитания

2. Неравномерность и цикличность развития личности

Взаимосвязь воспитания, самовоспитания и перевоспитания в формировании личности

Педагогический оптимизм

3. Детерминизм, взаимодействие объективного и субъективного

Взаимосвязь развития общества и личности

Воспитание личности в коллективе

4. Возрастание роли индивидуальности в общем развитии личности

Соответствие воспитания уровню развития личности

Принцип учета возрастных, половых и индивидуальных особенностей

5. Единство и целостность формирования личности

Единство и целостность воспитательного процесса

Принцип единства целей, содержания, форм и методов воспитания

6. Единство развития личности и деятельности

Формирование личности и коллектива в деятельности

Связь школы с жизнью

Ведущая идея концепции воспитательного процесса (по А.И.Кочетову): закономерности формирования личности обуславливают закономерности воспитательного процесса, стратегию (принципы воспитания), тактику (пед. технология) и методику педагогических воздействий (совокупность методов, приемов и средств).


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36990. Дослідження особливостей побудови діаграми класів 15.18 KB
Завдання: Створити модель класів для описання неорієнтованих графів. Розширте діаграму класів з попереднього завдання додавши до неї відомості про розміщення вершин графу товщину та колір дуг. Створіть модель класів для опису орієнтованих графів.
36991. Основи роботи в середовищі MATLAB 255 KB
Важливу роль у MTLB відіграють спеціалізовані групи програм пакети так звані Toolbox в яких зібрані функції для розвязування окремих класів задач наприклад PDE Toolbox Spline Toolbox та інші. Введення кожної команди виразу або функції повинно завершуватись натисненням клавіші Enter в результаті чого в командному вікні нижче введеної команди виводиться результат її виконання або інші повідомлення системи наприклад повідомлення про помилку. Вбудовані елементарні математичні функції В середовищі MTLB існує досить велика кількість...
36992. Знайомство з основними пристроями Photoshop 1.07 MB
Створіть новий слой ShiftCtrlN. Примітка: для того щоб бачити координати курсору в області зображення у пікселях на панелі Info викликайте контекстне меню натиснувши на кнопку оберіть пункт меню Plette Options та в діалоговому меню Info Options змініть значення Rule Units на Pixels Продублюйте цей слой два рази. Для цього на панелі Lyers натисніть правою кнопкою миші по вашому слою та оберіть пункт контекстного меню Duplicte Lyer або перетягніть слой на значок Crete New Lyer. Виділіть слой натисніть CtrlT та вкажіть необхідний...
36993. Віддалена робота (OC Windows 2003 Server, OC Linux) 608.5 KB
Rdmin одна з найкращих програм віддаленого адміністрування для платформи Windows яка дозволяє повноцінно працювати одразу на кількох віддалених компютерах за допомогою звичайного графічного інтерфейсу. Віддалене адміністрування Загальні завдання Підключення до іншого компютера за допомогою підключення до віддаленого робочого стола Підключення до робочого стола при ввімкнутому брандмауері Windows Використання служби Віддаленої допомоги Windows для надання допомоги в разі виникнення неполадок з компютером Надання службі...
36994. Методи видалення з води дисперсних біологічних домішок 131 KB
Звичайно на руйнування бактеріальних клітин витрачається лише незначна частина хлору що вводиться в воду. Велика частина його йде на реакції з різними органічними і мінеральними домішками води що протікають з різною швидкістю. У залежності від концентрації хлору рН температури води й інших факторів вони можуть зупинятися на тій чи іншій стадії.
36995. Чисельне диференціювання 25.5 KB
Чисельне диференціювання Задані похідна шуканої функції Fx та значення шуканої функції у певній точці F=x0. Необхідно побудувати графік функції Fx.2= Тестування бажано провести на: Fx = 2Fx x Fx = 2x Fx = sinx Метод РунгеКутта Аналогічно до попереднього методу задані похідна від шуканої функції y=Fx y та значення шуканої функції у початковій точці yx0=y0 Тоді обчислюємо за наступними формулами: k1=hFxn yn k2=hFxn2h 3 yn2h k1 yn1=ynk13k2 4.
36996. Приріст/ відємний приріст 186 KB
На виконання цих команд витрачається один машинній цикл. Результат виконання операції записується в акумулятор. Завдання N Задача Дані 1 Написати програму виконання виразу над однобайтовими числами. b7EH Результат занести в ОЗУ за адресою =29 b=D 2 Написати програму виконання виразу над однобайтовими числами 2Hb результат занести у стек =43 b=F 3 Написати програму виконання виразу над однобайтовими числами.

Свобода – одна из важнейших жизненных ценностей человеческой жизни, и тема свободного воспитания давно волнует как лучшие умы человечества, так и просто родителей, для которых дети не просто развлечение, а радостная возможность создать достойную человеческую жизнь хотя бы в одном экземпляре.

Течение свободного воспитания подготовило рождение гуманистического подхода, и, хотя не все разновидности свободного воспитания укладываются в рамки гуманистического подхода, именно гуманистический подход в настоящее время именно стал идейной основой свободного воспитания . Результаты свободного воспитания в большей степени определяются личностью воспитателя, а не используемой им методикой. В целом свободное воспитание явилось важным противовесом традиционному воспитанию и было историческим шагом вперед.

Тем не менее, свободное воспитание имеет много слабых мест.

Дороговизна. Традиционное воспитание проще, требует меньшей квалификации воспитателя и наносит меньший урон материальным ценностям: дети устраивают меньше пожаров и реже бьют окна. С другой стороны, свободное воспитание требует гораздо большей включенности воспитатели, его времени и его внимания, и нередко создает дополнительные трудности с окружающими, которым такие педагогические эксперименты непонятны и не нужны.

Непредсказуемость результатов . Свободное воспитание дает не предсказуемые результаты, поскольку, когда ребенка перестают воспитывать родители, ребенок реализует лишь то, что в него заложено изначально. Заложено хорошее - ребенок вырастет неплохим. Заложено спорное - у ребенка и с ребенком будут проблемы. Попытки осуществить свободное воспитание в массовом и предельном варианте до сих пор заканчивались печально. См.→

В частности, вопреки распространенному мнению, свободное воспитание, предоставление ребенку полной самостоятельности вовсе не приводит к развитию самостоятельности. Ребенок, которому вы предоставили полную самостоятельность - это просто ребенок, предоставленный для любых других влияний. А кто отвечает за то, какими они будут? См.→

Непригодность к воспитанию элиты . Как основной путь, свободное воспитание мало подходит к делу воспитания элиты. Современную европейскую элиту воспитывают в Итоне, где воспитание скорее жестко-спартанское и требовательное, нежели мягкое и свободное. С другой стороны, опыт Царскосельского лицея говорит о том, что в окружении традиционно-тоталитарного воспитания островки свободного воспитания для специально отобранной элиты дают также впечатляющие результаты.

Важно: для специально отобранной элиты и в окружении традиционно-тоталитарного воспитания. Если эти два условия уходят, уходят и впечатляющие результаты.