Витус беринг открытия. Витус Беринг (Vitus Jonassen Bering)

В начале 18-го века Россия завершила своё движение «встречь Солнцу». На карту были нанесены крайние восточные точки её тихоокеанского побережья. Важнейшую роль в оформлении восточных рубежей государства сыграли две экспедиции под руководством Витуса Беринга (1681 — 1741). Талантливый морской офицер проявил себя не только как способный капитан, но и как отличный организатор и снабженец. Достижения двух экспедиций стали настоящим прорывом в исследовании Сибири и Дальнего Востока и принесли выходцу из Дании славу великого русского мореплавателя.

1. В честь Беринга названы не только Командорские острова, море, мыс, посёлок, пролив, ледник и остров, но и огромная биогеографическая область. Берингия включает в себя восточную часть Сибири, Камчатку, Аляску и многочисленные острова.

2. Знаменитый датский бренд часов также назван именно в честь Витуса Беринга.

3. Витус Беринг родился, вырос в Дании, получил морское образование в Голландии, но служил, за исключением нескольких юношеских лет, на русском флоте.

4. Как и многие иностранцы на русской службе, Беринг происходил из знатного, но разорившегося рода.

5. За восемь лет Беринг проскочил в званиях все четыре существовавших тогда в российском флоте капитанских ранга. Правда, для того, чтобы стать капитаном I ранга, ему пришлось подать прошение об отставке.

6. Первая Камчатская экспедиция была первой в истории России экспедицией, перед которой стояли исключительно научные цели: исследовать и картографировать морские берега и обнаружить пролив между Евразией и Америкой. До этого все географические исследования выполнялись как второстепенная часть походов.

7. Беринг не был инициатором Первой экспедиции. Её приказал снарядить и отправить Пётр I. Беринга в руководители предложили в Адмиралтействе, император не возражал. Инструкции Берингу он написал собственноручно.

8. Берингов пролив уместнее было бы назвать проливом Семёна Дежнёва, который открыл его ещё в 17-м веке. Однако отчёт Дежнёва застрял в бюрократических жерновах и был найден лишь после экспедиций Беринга.

9. Морская часть Первой экспедиции (переход с Камчатки к Берингову проливу, плавание по Северному Ледовитому океану и обратно) продолжалась 85 дней. А для того, чтобы добраться по суше из Петербурга в Охотск, Берингу и его команде понадобилось 2,5 года. Зато была составлена подробная карта пути из европейской части России в Сибирь с описанием дорог и населённых пунктов.

10. Экспедиция была очень успешной. Карта морских берегов и островов, составленная Берингом и его подчинёнными, была очень точной. Это вообще была первая карта северной части Тихого океана, составленная европейцами. Её переиздали в Париже и Лондоне.

11. В те времена Камчатка был исследована крайне плохо. Для того, чтобы добраться до Тихого океана, грузы экспедиции перевозили на собаках по суше через весь полуостров на расстояние более 800 километров. До южной оконечности Камчатки от места переноски было каких-то 200 км, которые вполне можно было пройти морем.

12. Вторая экспедиция была целиком и полностью инициативой Беринга. Он разработал её план, контролировал снабжение и занимался кадровыми вопросами — предусматривалось участие более 500 специалистов.

13. Беринг отличался фанатической честностью. Такая черта пришлась не по нраву властям в Сибири, рассчитывавших изрядно поживиться во время снабжения такой крупной экспедиции. Оттого Берингу приходилось тратить время, опровергая поступавшие на него доносы и контролируя весь процесс поставок для своих подопечных.

14. Вторая экспедиция была более амбициозной. Её план исследования Камчатки, Японии, берегов Северного Ледовитого океана и северного американского побережья Тихого океана назвали Великая Северная экспедиция. Только подготовка припасов к ней заняла три года — каждый гвоздь нужно было везти через всю Россию.

15. Город Петропавловск-Камчатский основан во время Второй экспедиции Беринга. До экспедиции поселений в Петропавловской бухте не было.

16. Итоги Второй экспедиции можно считать катастрофой. Российские моряки добрались до Америки, но ввиду истощения запасов вынуждены были сразу повернуть обратно. Суда потеряли друг друга. Корабль, капитаном которого был А. Чириков, хоть и потеряв часть экипажа, сумел добраться до Камчатки. А вот «Святой Пётр», на котором шёл Беринг, разбился на Алеутских островах. Беринг и большая часть команды умерли от голода и болезней. Из экспедиции вернулись всего 46 человек.

17. Вторую экспедицию погубило решение искать несуществующие Компанейские острова, якобы состоящие из чистого серебра. Из-за этого корабли экспедиции вместо 65-й параллели шли по 45-й, что удлинило их путь к американским берегам практически вдвое.

18. Свою роль в неудаче Беринга и Чирикова сыграла и погода — всё плавание небо было закрыто тучами и моряки не могли определить свои координаты.

19. Жена Беринга была шведкой. Из десяти родившихся в браке детей шестеро умерли во младенчестве.

20. После обнаружения могилы Беринга и эксгумации останков моряка выяснилось, что он, вопреки сложившемуся мнению, умер не от цинги — его зубы оказались целыми.

Родом, Беринг родился в 1680 году в Ютландии; а в 1704 году был принят Царем Петром во флот с чином мичмана, как уже ходивший на голландских судах кругом в Индию. Считаясь одним из лучших капитанов, Беринг до 1724 года командовал последовательно в и кораблями «Селафаил», «Перл», «Мальбург» и «Лесное» и принимал деятельное участие в военных действиях на море против . В 1724 году Беринг вышел в отставку, обидевшись на непроизводство в чин капитана 1-го ранга; через полгода Петр приказал адмиралтейской коллегии снова пригласить его на службу и дать ему желаемый чин.

Заботясь о развитии и начале торговых сношений с , и другими восточными странами, Петр I интересовался вопросом – возможен ли проход из Архангельска в Тихий океан , иначе говоря, существует ли пролив между Азией и Америкой. Для выяснения этого вопроса Петр решил отправить научную экспедицию под начальством Беринга. 23 дек. 1724 года, незадолго до своей кончины, Царь дал Ивану Ивановичу следующую собственноручную инструкцию: «1) надлежит на Камчатке или на другом месте сделать один или два бота с палубами; 2) на оных ботах возле земли, которая идет на норд и по чаянию (понеже оной конца не знают) кажется, что та земля часть Америки, и для того искать, где она сошлась с Америкой, и чтобы доехать до какого города европейского владения, или ежели увидят какой корабль европейский, проведать от него, как оный берег называют, и взять то на письме, и самим побывать на берегу, и взять подлинную ведомость и, поставя на , приезжать сюда».

В состав экспедиции вошли: лейтенант Чириков, несколько человек ученых и геодезистов и до 40 нижних чинов; впоследствии к экспедиции присоединились лейтенант Шпанберг, гардемарин Чаплин и еще 60 нижних чинов и мастеровых. Закончив приготовления, Чириков с частью экспедиции 24 января 1725 года (за 4 дня до смерти Петра) выехал из в Вологду и здесь около 15 февраля соединился с , прибывшим с остальными спутниками. Отсюда вся экспедиция направилась на восток и на 44-й день пути прибыла в Тобольск.

Первая камчатская экспедиция Беринга

В июне 1726 года Беринг прибыл в Якутск, а 30 июня 1727 года — в Охотск, проведя в пути почти два с половиной года. Пополнив здесь запасы, Беринг отправился морем из Охотска на Камчатку в Большерецк, а оттуда сухим путем перешел в Нижнекамчатск (11 марта 1728 года), где тотчас приступил к постройке палубного бота «Гавриил» для предстоящего морского плавания. 13 июля с запасами для годичного плавания Беринг вышел из Камчатки в море, направляясь на север, к месту предполагаемого разделения Азии и Америки. Незнакомство с условиями северном плавания, несовершенная постройка судов, позднее время года, постоянные туманы и бурное море сильно затрудняли выполнение Беринг его задачи. Пробыв более месяца в открытом море, Беринг прошел почти весь пролив, названный впоследствии его именем, и перевалил за полярный круг. Из расспросов и других обитателей Камчатки Беринг убедился, что этот берег дальше поворачивает к западу, а к северу простирается водное пространство без признаков земли.

Показания чукчей в различных местах были совершенно одинаковы и утвердили Беринга в мысли, что Азия с Америкой не соединяются. Чтобы проверить это, путешественник отошел от берегов и решил продвинуться на северо-восток. Потеряв из виду землю и долгое время не встречая ожидаемого американского берега, Беринг не решился продолжать путешествие, боясь попасть во льды и быть ими затертым в неизвестном море. же мнения были его спутники. Экспедиция вернулась на зимовку в Нижнекамчатск, куда прибыла 2 сентября 1728 года. За время этого плавания Беринг открыл у восточного берега Камчатки остров, названный позже его именем.

Перезимовав в Нижнекамчатске, Иван Иванович выстроил второй бот «Фортуну» и, назначив на него Чирикова, 5 июня 1729 года снова вышел в море с обоими судами. На этот раз Беринг решил пройти на восток. Сделав переход около 200 км. и не встретив земли, исследователь был принужден вернуться в Охотск. Второе плавание окончательно убедило Беринга в существовании к востоку неизвестной земли, отделенной от Азии морским проливом.

Считая свою миссию выполненной, Беринг отбыл в Петербург и здесь представил карту своих плаваний адмиралтейской коллегии вместе с подробным докладом о необходимости снаряжения новой экспедиции для исследования всего северного побережья и открытого пролива. Рассмотрев представленные путешественником карты, журналы и отчет о плавании, адмиралтейская коллегия отнеслась недоверчиво к вопросу о проливе, но в награждение понесенных трудов представила Беринга к чину капитан-командора.

Предложение Беринга о снаряжении новой экспедиции по рассмотрении сенатом и адмиралтейской коллегией было одобрено. Заключалось оно в следующем: принять меры для устройства Охотского края и Камчатки, исследовать пути к Америке и Японии и произвести опись всего северного побережья России между реками Леной и . Одновременно с планом экспедиции Беринг возбуждал целый ряд вопросов, касавшихся благоустройства наших сибирских окраин: возбужденные им вопросы рисуют Ивана Ивановича как человека государственного ума, достойного сподвижника Петра Великого. Эти вопросы сводятся к следующему:

  • О необходимости религиозного просвещения между и другими племенами;
  • Об учреждении на реке плавильных заводов для добывания из местной ;
  • Об организации из местных жителей регулярных полков;
  • О разведении в Охотском и Камчатском крае русских пород лошадей и рогатого скота, коего там имеется мало, а пастбища богаты и земля плодородна;
  • О заведении и верфей, развитии добывающей промышленности, изменении системы ясака, развитии рыболовства, звериного промысла и тому подобное;
  • Об основании морской торговли с Японией.

Каждый из этих пунктов Беринг подробно объяснял сделанными наблюдениями. Одобренный сенатом и адмиралтейской коллегией проект Беринга встретил полное сочувствие Императрицы Анны Иоанновны. 17 апреля 1732 года последовал Высочайший указ, в котором предложения Беринга признавались вполне отвечающими «государственной пользе и умножению нашего интереса» и приказывалось снарядить вторую камчатскую экспедицию. Дух Петра еще жил среди людей, стоявших у власти, и потому в сочувствии и поддержке широким замыслам Беринга не было недостатка.

Вторая камчатская экспедиция (или первая академическая ) 1733 – 43 годов

В состав экспедиции вошел весь цвет русской науки того времени. Участниками от флота были: сам Беринг, талантливый Чириков, Шпанберг, братья Лаптевы, Овцын, Малыгин, Скуратов, Прончищев, Челюскин, Ваксель, Стерлегов (все прославившиеся своими открытиями), еще 48 офицеров, гардемаринов и штурманов, 13 чиновников, шкиперов, боцманов, 18 лекарей и подлекарей; от академии наук – академики Миллер, Гмелин, Де-ла-Кроер, профессор Фишер, Штеллер, 5 студентов, 16 геодезистов, 5 мастеров различных специальностей, переводчики, живописцы и 6 «рудознатцев» (горняков), 1 пастор, 6 священников и до 600 человек матросов, солдат и мастеровых.

Экспедиция была разделена на отряды, которые должны были одновременно начать исследование и опись всего побережья Ледовитого океана: от Архангельска к реке Оби и Лене, Камчатке, от и берега до Японии. Беринг и Чириков на двух судах должны были идти из Камчатки для исследования берегов Америки и решить в окончательной форме вопрос о проливе. Шпанберг с тремя судами направляется в для исследования и и завязания сношений с этой страной. Братья Лаптевы и другие офицеры на трех дубель-шлюпках производят опись северного побережья между устьями и ; кроме того, одно или два судна должны были производить опись берега от Архангельска до Оби. К целям научным прибавлялась и цель государственная – распространить владычество России на вновь открытые земли и острова. Все инструкции по этому поводу предписывали составу экспедиции самое ласковое обращение с народами и племенами, поступающими в подданство России. Начальником всей экспедиции был назначен Беринг, помощником его и заместителем – Чириков. Экспедиция была рассчитана на 6 лет, и приготовления к ней были громадны: средств действительно не жалели, и оборудование ее было по тому времени самое широкое. Отправление отрядов к различным пунктам северного побережья началось весной 1732 году. С большими усилиями преодолевая трудности пути, партии постепенно прибывали на свои места, строили нужные суда и приступали к работам. В это время члены академии, распределенные по отдельным областям, производили порученные им научные исследования.

Экспедиция Беринга и Чирикова к американским берегам

Только к 1740 году были построены нужные суда, «Святой Петр» и «Святой Павел», и Беринг перешел морем в Камчатку. Выбрав хорошую бухту, путешественник заложил здесь порт и назвал его «Петропавловской гаванью». 4 июня 1741 года Иван Иванович вышел в море. Было решено идти вместе на юго-восток, пока не будет встречена земля. 20 июня шторм разлучил суда, и они уже больше не встречались. Первому увидеть землю удалось Чирикову («Святой Павел») — 15 июля, на широте 55° 21` сев. и долг. 61° 55` зап. Подойдя ближе, Чириков убедился, что находится у берегов Америки. Обе посланные им на берег шлюпки были захвачены туземцами, и Чирикову пришлось вернуться в Камчатку.

Беринг увидел берег только 20 июля – это был остров Святого Ильи (Каяк). Опасаясь быть застигнутым ветрами, капитан пополнил запасы воды и тронулся в обратный путь. Неблагоприятный прижимал судно к берегам, и Берингу пришлось несколько раз отстаиваться на якоре. За это время были открыты остров Архидьякона Стефана (Туманный) и острова Евдокеевские. Между тем среди команды начали развиваться болезни; сам Беринг был сильно болен, и командование перешло к лейтенанту Овцыну.

Постоянные штормы, холода, недостаток провизии и воды вскоре привели экипаж в самое печальное положение. Счисление было почти потеряно, ослабевшие люди едва могли управлять парусами. Ежедневно умирало по 2-3 человека. 4 ноября увидели наконец, землю, принятую за Камчатский берег, к которой и приблизились. Это оказался остров, названный потом именем Беринга. Из-за ветхости судна и болезней решено было здесь перезимовать. Стали выкапывать ямы в песке, прикрывать их брезентами и парусами. Во время плавания умерло 12 человек. Из оставшихся многие умерли при перевозке на берег, остальные находились в самом печальном состоянии. Сам капитан Беринг и большая часть офицеров были тяжело больны, и их закутанными перенесли и поместили в вырытые ямы.

Наступали холода. Остров оказался пустым, без леса, хотя и с водой. Невозможные условия жизни в ямах привели к сильной смертности. Одним из первых, 8 дек. 1742 года, скончался Беринг; оставшиеся в живых провели здесь около 9 месяцев. Весной, разломав свое судно, они построили из него меньшее и после 2-недельного плавания достигли, наконец, Авачинской бухты, откуда в 1743 года добрались до Охотска. Так окончилась первая большая экспедиция. Несмотря на все неудачи, в продолжение десяти лет (1733-43 годы) русскими моряками и академиками были пройдены и описаны впервые северные берега России от до устьев реки Колымы, Камчатка, исследована Сибирь до крайних южных и восточных ее пределов, совершены 2 плавания к Северной Японии и, наконец, открыты западные берега Америки, Курильские и Алеутские острова, и доказано существование «северного хода» в Тихий океан. Участники различных партий по возвращении в Санкт-Петербург представили свои труды в виде карт, описей и журналов, причем академики Штеллер и другие оставили любопытные записки о путешествии и труды по описи Сибири. В 1822 году Берингу был поставлен первый памятник на его могиле, а в 1866 году, по почину капитана 1-го ранга Рикорда, ему воздвигли памятник в Петропавловске.

Витус Ионассен Беринг - великий мореплаватель, офицер российского флота, которым было сделано немало важных географических открытий. Оказавшись во главе двух экспедиций на Камчатский полуостров, Беринг внес большой вклад в развитие географии в России. Его именем названы пролив, остров и море на севере Тихого океана, а также Командорские острова.

Краткая биография

Будущий мореплаватель появился на свет 2 августа 1681года в небольшом датском городке Хорсенс. Мальчика с ранних лет манило море, и потому родители решили отдать его на обучение в морской кадетский корпус в Амстердаме. Во время учебы юный Витус успел совершить путешествие в Ост-Индию, после которого окончательно убедился в своем решении связать судьбу с мореплаванием.

Завершение учебы Беринга совпало с повышенным интересом Петра I к освоению морского ремесла. Российский государь искал опытных иностранных специалистов, и молодой, но подающий большие надежды Витус Беринг получил приглашение ступить на государеву службу. В России ему сразу доверили управление грузовым судном, транспортировавшим лес.

Рис. 1. Витус Беринг.

Исправно неся службу на русском флоте, Беринг сделал успешную карьеру, и к 1724 году смог дослужиться до капитана 1-го ранга. За это время под российским флагом он принял участие в двух войнах, в его командовании находилось немало кораблей.

Первая Камчатская экспедиция

В 1724 году Петр I принял решение организовать масштабную экспедицию на Камчатку, и для этой цели приказал подыскать подходящих людей. Коллегия Адмиралтейства выдвинула кандидатуру Беринга, и русский государь дал опытному мореплавателю детальную инструкцию.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Согласно ей Беринг должен был построить два палубных судна, на них отправиться вдоль побережья, где, согласно предположениям, должна была располагаться Америка. Отыскав место возможного соединения Азии с Америкой, экспедиция должна была собрать как можно больше ценной информации и нанести ее на карты.

Вместе со своей командой Беринг двинулся в путь в январе 1725 года. Лишь два года спустя они достигли восточных берегов Камчатского полуострова. Еще один год ушел на строительство кораблей.

Рис. 2. Строительство судов.

Маршрут экспедиции пролегал на северо-восток вдоль материка. В ходе этого путешествия были нанесены на карты многие географические объекты: острова, заливы, бухты. Но самое важное - Беринг выяснил, что Америка и Азия никак не связаны между собой.

Вторая Камчатская экспедиция

В 1733 году Коллегия, вняв веским доводам отважного мореплавателя, дала «добро» на повторную экспедицию к Камчатскому полуострову. В новом чине капитана-командора Беринг занялся ее подготовкой в Якутске. Этот процесс шел крайне медленно из-за откровенного безразличия и нежелания содействовать местных властей.

Лишь в 1740 году два корабля под руководством Беринга взяли курс на Камчатку. Спустя год экспедиция достигла берегов Северной Америки через небольшой пролив - задача, возложенная на Беринга Петром I, была решена.

Рис. 3. Берингов пролив.

Возвращение на родину Второй Камчатской экспедиции оказалось крайне тяжелым. Из-за сильнейшего тумана корабли долгое время блуждали по морю, не в состоянии определить свое местонахождение. Члены экипажа стали умирать от разразившейся цинги. Не пощадила страшная болезнь и Беринга.

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 116.

Витус Ионассен Беринг родился в 1681 году в поселке Хорсенс, Дания в семье крестьянина. Поступил в кадетский корпус в Амстердаме, который окончил в 1703 году.

Начал свою доблестную службу с участия в Ост-Индийской компании, которая открыла ему путь на русский флот. Будучи в чине унтер-офицера в 1707 году был назначен командиром шхуны «Мункер » на Азовском море. В процессе службы участвовал в морских боях с Турцией и вскоре получил звание капитан-лейтенанта. В 1712 году был переведен на Балтийский флот, где был назначен командиром фрегата «Перл» и получил следующие воинское звание капитан 3 ранга.

Витус Беринг любил море и поэтому верно проходил морскую службу на Русском флоте. Всю свою последующую деятельность посвятил поискам пролива, который соединял Азию и Серверную Америку.

Великий Петр I приветствовал дела, которые приносили мировую известность государству Российскому, и поэтому легко согласился на организацию экспедиции, предложенную голландскими учеными. Экспедицию, которая состояла из 100 человек, возглавил капитан 1 ранга Витус Беринг . Группе надлежало прибыть в район Камчатки, соорудить судно под названием «Святой Гавриил », достигнуть берегов Северной Америки и оставить о своем пребывании там память.

судно «Святой Гавриил»

Началась она в январе 1725 года, а спустя два года 30 июля 1727 года экспедиция добралась через всю Сибирь до поселка Охотск, где и началась постройка судна . Через два месяца группа людей, взяв необходимый провиант, отправилась на Камчатку. Добравшись до нужного места и пополнив провиант 13 июля 1728 года, путешественники вышли из устья реки Камчатка в открытое море и взяли курс на север. Через месяц Витус Беринг с соратниками, наконец, достигли незнакомой широты, а убедившись, что берег не простирался к западу, сочли свою миссию выполненной и вернулись назад. В 1728 года Витус Беринг с полуострова Камчатка отправился в Петербург с докладом о проделанном путешествии. Адмиралтейская коллегия с уважением отнеслась к открытиям Витуса Беринга, но из-за трудностей сложившиеся на пути путешественников постановила 28 декабря 1732 года о назначении второй камчатской экспедиции. Ее целью было исследование Северного Ледовитого океана в районе пролива между материками, а также берегов Северной Америки.

пакетбот «Святой Павел»

пакетбот «Святой Петр»

С весны 1735 по июнь 1740 года в том же поселке Охотск были построены два судна - пакетботы «Святой Петр » и «Святой Павел ». Беринг находился на флагманском корабле «Святой Петр». Другим судном командовал его соратник и мореплаватель Алексей Чириков . Обогнув Камчатку, экспедиция в октябре 1740 года достигла Авачинской губы и остановилась на зимовку в бухте, которую Витус Беринг назвал Петропавловской в честь двух кораблей . 4 июня 1741 года направились на юго-восток искать берега Американского материка. Попав в густой туман, мореплаватели потеряли друг друга и дальнейшее плавание совершали самостоятельно.

Пытаясь найти «Землю Гаммы» (так в те времена называли Америку), Витус Беринг проследовал на юг и вскоре достиг берегов земли. Через пять дней он открыл остров, получивший имя Святого Ильи. 26 июля с корабля был замечен остров Кадьяк, а 2 августа был обнаружен Туманный остров (сегодняшнее его название Чириков). В последующие дни участниками экспедиции были открыты Евдокеевские острова и обнаружены берега Камчатки. Суровые условия плавания, скудность и однообразие в пище, недостаток воды вызвали на судне заболевание цингой. Поэтому Витус Беринг решил укрыться от разбушевавшихся штормов и пополнить запасы воды.

пакетбот «Святой Павел»

Продолжая плавание, Беринг открыл еще несколько островов: Святого Иоанна (Ахта), Святого Маркиана (Кыска), Святого Стефана (Булдырь). Запасы воды и продовольствия подходили к концу, смертельные болезни забирали одного моряка за другого. Заметив, остров Витус Беринг направил пакетбот к нему. Вследствие бедственного положения судно выбросило на песчаную отмель, и экипаж сошел на берег.

Берингово море

Проведя тяжелую зиму на острове, на котором в муках умер Витус Беринг , 8 декабря 1741 года оставшиеся в живых члены экипажа соорудили из останков пакетбота, небольшое судно 27 августа 1742 года вернулись на Камчатку. Остров, на котором был похоронен великий , путешественники назвали Беринговым .

Они же поведали всему миру о своем трудном путешествии. Материалы экспедиции были полностью учтены в 1746 году при составлении «Карты Российской Империи, северных и восточных берегов, прилежащих к Северному Ледовитому океану и найденных западных американских берегов». За этот срок экспедиции впервые в мире была произведено нанесение на карту западное побережье моря, которое впоследствии было названо именем Беринга . Он также совершил открытие северо-восточное побережье Азии, а картой составленной им, позднее пользовались некоторые западноевропейские картографы. Дело великого мореплавателя было продолжено и по его следам устремились к открытым землям российские ремесленники и купцы.

(1681-1741)

БЕРИНГ Витус Ионссен (Ионассен) (1681 – 8 декабря 1741) – мореплаватель, офицер русского флота. Выходец из Дании. В 1704 начал службу в русском военном флоте. В 1724 Петр I поручил Берингу провести морскую экспедицию в Тихом океане между северо-восточным побережьем Сибири и северо-западным побережьем Америки, поставив одной из главных задач окончательное разрешение вопроса о наличии или отсутствии пролива между Азией и Америкой . Важнейшую роль в организации и работах экспедиции, известной под назв. 1-й Камчатской (1725-30), играл его помощник Алексей Ильич Чириков. На кораблях, построенных силами экспедиции, Берингпрошел к западному побережью Камчатки, после чего по суше пересек полуостров и достиг Нижнекамчатска, где был выстроен основной экспедиционный корабль «Святой Гавриил». Помощниками Беринга на корабле были А. И. Чириков и Мартын Петрович Шпанберг. Плавание продолжалось с июля по сентябрь 1728. Беринг обошел восточный берег Камчатки, южный и восточный берега Чукотки, открыл о. Святого Лаврентия. Пройдя (проливом, названным впоследствии Беринговым) в Чукотское море до широты 67 0 18 / с. ш. и видя, что «земля более к северу не простирается», Беринг счел вопрос о наличии пролива между Азией и Америкой разрешенным положительно и повернул назад. На обвратном пути экспедиция открыла о. Святого Диомида (в действительности два острова: Ратманова и Крузенштерна). После зимовки в Нижнекамчатске, Беринг. в 1729 обследовал море и положил на карту южный мыс Камчатки (Лопатку), после чего вернулся в Охотск.

В Петербурге результаты экспедиции были признаны неудовлетворительными. Беринг получил инструкцию для нового плавания. Инструкция определила объем и задачи 2-й Камчатской и связанной с ней Великой Северной экспедиций, которой поручалось произвести описание всего северного и восточного побережий Сибири, ознакомиться с берегами Америки и Японии и окончательно выяснить вопрос о проливе между Азией и Америкой. Беринг официально руководил всеми отрядами этих грандиозных экспедиций, кроме того, лично на него возлагался поход к берегам Америки. Помощниками его снова были назначены А. И. Чириков и М. П. Шпанберг. Работы экспедиции продолжались с 1733 по 1743. В них участвовало 13 кораблей, свыше 600 чел. В июне 1740 была окончена постройка в Охотске двух пакетботов – «Святой Петр» (командир В. Беринг) и «Святой Павел» (командир А. И. Чириков). В сентябре 1740 суда вышли в море, посетили Большерецк и оттуда прошли в Авачинскую губу, где стали на зимовку. В июне 1741 корабли вышли в море и направились к востоку. По приказу Беринга впереди шел «Святой Павел». Вскоре пакетботы в результате бури разделились и дальнейшее плавание вели самостоятельно. «Святой Петр» достиг побережья Северной Америки у о. Каяк. На обратном пути Б. открыл о. Укамок, небольшие острова, названные Евдокеевскими, часть Шумагинских и некоторые из Алеутских о-вов. А. И. Чириков, достигший раньше Беринга побережья Аляски, также открыл некоторые из Алеутских о-вов. В ноябре 1741 корабль Беринг пристал к неизвестным островам (ныне Командорские), принятым за Камчатку, и во время стоянки был сильно поврежден. Экипаж перебрался на остров (ныне о. Беринга) и устроился на зимовку, во время которой часть людей умерла от цинги, в том числе и сам Беринг Оставшаяся часть экипажа (всего 40 чел.) следующим летом перебралась на Камчатку на боте, выстроенном из остатков корабля.

Именем Беринга названы: море (Тихий океан), пролив между Евразией и Северной Америкой, остров (Командорские о-ва), мыс Беринга (1. побережье Анадырского залива; 2. побережье Охотского моря), гора Командора Беринга (побережье Охотского моря, о. Спафарьева), Берингия (исчезнувшая суша между Азией и Америкой), Командорские острова (север Тихого океана), озеро, полуостров, река, ледник.

Офицеру русского флота Витусу Ионссену Берингу принадлежит почетное место в истории географии. Он возглавлял величайшую в мире географическую экспедицию – Великую Сибирско-Тихоокеанскую экспедицию. Эта грандиозная по масштабам экспедиция охватила огромные пространства всего севера Сибири и Дальнего Востока. Большое число отдельных отрядов под начальством опытных морских офицеров в течение десяти лет описывало, наносило на карты береговую черту севера Азии.

Великая Сибирско-Тихоокеанская экспедиция, организованная по повелению Петра I, явилась логическим завершением многочисленных путешествий мореходов, землепроходцев в XVII в. За кратчайший исторический срок, менее одного столетия, русские землепроходцы сумели пройти всю Сибирь, выйти к берегам Восточного, или Тихого, океана, обосноваться на севере Сибири и завершить свои походы крупнейшим географическим открытием во время плавания С. И. Дежнева, когда было доказано, что Азия отделена от Америки проливом.

Великая Сибирско-Тихоокеанская экспедиция была призвана завершить, поставить на научную основу все открытия землепроходцев. Кроме того, была еще одна причина, особо подчеркивавшаяся Петром I в инструкции руководителям экспедиции. Все дело в том, что величайшее географическое открытие, совершенное С. И. Дежневым, в течение длительного времени было похоронено в сибирских архивах. Несмотря на то, что сведения о нем просочились и в Европу, ясного представления о том, соединяется ли Азия с Америкой или между ними есть пролив и, следовательно, возможно плавание из Северного Ледовитого океана в Восточный, или Тихий, океан,– среди ученых России и Европы не было. Многочисленные слухи, доходившие до Европы, о Японии, Курильских, Шантарских островах, о близком соседстве Америки с российскими владениями требовали своего разрешения. Россия была жизненно заинтересована в этом. И Петр I незадолго до своей смерти 23 декабря 1724 г. подписал указ о снаряжении подобной экспедиции. В лично им написанной инструкции начальнику экспедиции капитан-командору В. И. Берингу говорилось:

«1) Надлежит на Камчатке или в другом там месте сделать один или два бота с палубами.

2) На оных ботах возле земли, которая идет на Норд, а по чаянию (понеже оной конца не знают) кажется, что та земля часть Америки.

3) И для того искать, где оная сошлась с Америкой: и чтоб доехать до какого города Европейских владений, или ежели увидят какой корабль Европейской, проведать от него, как оной кюст [берег] называют и взять на писме и самим побывать на берегу и взять подлинную ведомость и поставя на карту приезжать сюды».

Витус Ионссен Беринг родился в 1681 г. в Дании в городе Хорсенсе. О детских и юношеских годах его сохранилось мало сведений. Известно, что на голландском корабле он плавал в Ост-Индию. Возвратившись оттуда в 1703 г. в Амстердам, В. И. Беринг был приглашен Петром I на службу в Балтийский флот с чином подпоручика. С этого момента и до конца своих дней он прожил в России, честно и беззаветно служа своей новой Родине. Здесь его называли Иваном Ивановичем.

В 1704 г. Беринг командовал небольшим кораблем на пускавшимся с Рамонской верфи (севернее Воронежа) в Азов. В 1705 г., командуя шхуной, принимал участие в строительстве крепости на острове Котлин (будущий Кронштадт), доставляя туда строевой лес. В 1706 г. Беринг был произведен в лейтенанты (поручики), а в 1710 г. – в капитан-лейтенанты (капитан-поручики) и переведен в Азовский флот. В 1711 г. участвовал в русско-турецкой войне, командуя шнявой в Прутском походе Петра I. Повсюду он проявлял отличное знание морского дела, был исполнительным, добросовестным и честным офицером.

Переведенный в 1712 г. снова в Балтийский флот Беринг принял активное участие в длительной войне России со Швецией, вошедшей в историю под названием Северной войны. По личному поручению Петра провел из Копенгагена в Кронштадт корабль «Перл», а из Архангелогородской эскадры из Белого моря вокруг Скандинавского полуострова в Ревель – новый корабль «Селафаил».

В 1717 г. он был произведен в капитаны 3-го ранга, в 1720 г. – в капитаны 2-го ранга. В 1721 г. командовал шестидесятипушечным кораблем «Марльбург». В 1724 Г. В. И. Беринг по неизвестным причинам вышел в отставку, но в этом же году специальным указанием Петра был возвращен во флот с чином капитана 1-го ранга.

Этому опытному и способному моряку Петр I и поручил возглавить экспедицию 1725-1730 гг., которая получила затем название Первой Камчатской экспедиции. Помощниками В. И. Беринга были назначены лейтенанты М. П. Шпанберг и А. И. Чириков. В составе экспедиции было свыше 60 человек, не считая офицеров.

Отправившись из Петербурга через Сибирь в Охотск в начале 1725 г., экспедиция прибыла туда только через два года, в январе 1727 г. Следует сказать, что из Охотска, хотя еще и не объявленного официальным портом России на Восточном океане, регулярно ходили суда на Камчатку, чаще всего в Большерецк, столицу Камчатки. Такое регулярное с ней сообщение началось после похода Кузьмы Соколова и Никифора Трески в 1716-1717 гг. В Охотске, по рекам Охоте и Кухтую, а также неподалеку от Охотска, на Ураке, строились мореходные суда.

В Охотске для экспедиции достраивался шитик «Фортуна». Летом 1727 г. его спустили на воду и на нем перевезли все грузы и личный состав экспедиции в Большерецк. Оттуда с неимоверными трудностями на собаках все снаряжение экспедиции было переправлено в Нижне-Камчатск. Здесь в апреле было заложено судно для предстоящего похода. Оно было спущено на воду 8 июня 1728 г. и названо «Святым Гавриилом».

13 июля 1728 г. экспедиция вышла в море и направилась к устью Анадыря. Следуя далее, 1 августа она открыла губу, названную губой Св. Креста. Любопытная деталь: все вновь открываемые места В. И. Беринг называл по церковному календарю, а никогда не давал имен участников экспедиции и даже лиц царской фамилии. Так, в данном случае «поелику в сие число празднует церковь наша происхождение древ частного и животворящего Креста, то и назвал он губу, в коей находился, губою Св. Креста», – отмечает В. Н. Берх. На том же основании был назван и открытый 10 августа остров именем Св. Лаврентия.

Войдя в пролив, называемый теперь Беринговым, и достигнув широты 65°30/ Беринг 13 августа собрал совет офицеров, чтобы обсудить, что делать дальше. Из-за густого тумана при прохождении пролива с судна не был замечен американский берег, поэтому требовалось принять решение о дальнейших планах экспедиции.

На совете М. П. Шпанберг предложил плыть на восток до 16 августа и затем повернуть обратно, считая, что если и дальше нигде не будет видно американской земли, то, следовательно, она не соединяется с азиатской землей.

Другого, совершенно правильного мнения придерживался А. И. Чириков, который настаивал на плавании вблизи берега до тех пор, пока судно не подойдет к устью Колымы. В этом случае было бы совершенно точно доказано наличие пролива между Азией и Америкой. Но начальник экспедиции послушался совета Шпанберга и «Св. Гавриил», добравшись до широты 67°18 / (т. е. находясь уже в Чукотском море, повернул обратно.

В проливе между Азией и Америкой судно было опять застигнуто густым туманом, не давшим возможности и на этот раз увидеть берега Америки. В проливе был открыт остров Диомида (в самом деле там два острова и скала; другое их название – острова Гвоздева).

1 сентября экспедиция возвратилась в Нижне-Камчатск, где и зазимовала. В следующем году В. И. Беринг предпринял еще одну попытку пройти на восток на поиски земли, о которой он слышал, будучи на Камчатке, но сильный ветер с туманом помешал осуществлению такого намерения. В. И. Беринг возвратился морем в Большерецк, а оттуда 23 июля 1729 г. прибыл в Охотск. В марте 1730 г. после пятилетнего отсутствия экспедиция прибыла в Петербург.

Несмотря на то, что экспедиция не решила твердо и окончательно вопроса о проливе между Азией и Америкой, она имела большое значение. Помимо географических открытий, совершенных ею, В. И. Беринг представил много весьма интересных этнографических сведений о якутах, чукчах, камчадалах, коряках. Экспедиция произвела несколько точных астрономических наблюдений и составила карту Чукотки, основанную не на рассказах и вымыслах, а на достоверных данных.

Первая экспедиция В. И. Беринга явилась разведкой, прологом к дальнейшим исследованиям северо-востока Азии. Сам Беринг хорошо это понимал и писал по возвращении, что «Америка, или иныя, между оной лежащие земли, не очень далеко от Камчатки...

Не без пользы было, чтоб Охотской или Камчатской водяной проход, до устья реки Амура и далее, до Японских островов, выведывать...

Ежели за благо разсуждено будет, северные земли или берег от Сибири, а именно от реки Оби до Енисея, а оттуда до реки Лены, к устьям оных рек можно свободно и на ботах или сухим путем выведывать».

В этих словах В. И. Беринга заключается суть его проекта, поданного по прибытии в Петербург в Адмиралтейств-коллегию и озаглавленного «О мерах к устройству Охотского края и Камчатки, о проведывании пути к Америке и Японии для учреждения с оными странами торговли и о проведывании северного берега Российской империи между Обью и Леной».

В этом проекте Беринг предусматривал многие мероприятия по устройству Охотско-Камчатского края и Чукотки и выдвигал требование о создании сильного военного и торгового тихоокеанского флота, предполагал в Охотске устройство порта.

Большинство из пунктов программы В. И. Беринга вошло затем в инструкцию, данную Адмиралтейств-коллегией первому командиру Охотского порта Г. Г. Скорнякову-Писареву. Правительство приняло в своей основе предложения В. И. Беринга. Они были существенно дополнены и расширены в результате широкого обсуждения.

16 марта 1733 г. состоялся именной указ об организации экспедиции, которая теперь по праву называется Великой Сибирско-Тихоокеанской (Великой Северной) экспедицией. Начальником ее был назначен В. И. Беринг, помощниками – по-прежнему А. И. Чириков, прекрасно себя зарекомендовавший по первой экспедиции и потому занявший место первого помощника, и М. П. Шпанберг. Началась длительная подготовка к экспедиции. Были написаны самые подробные инструкции для семи ее отрядов, которые должны были действовать на протяжении северного побережья от Оби до Амура. Северными отрядами экспедиции в разной время командовали доблестные русские офицеры, воспитанники петровской Морской Академии – Степан Малыгин, Дмитрий Овцын, Дмитрий и Харитон Лаптевы, Петр Ласиниус, Василий Прончищев, Семен Челюскин, Федор Минин, Дмитрий Стерлегов.

Самостоятельную группу, так называемую «академическую экспедицию», составлял отряд профессоров, адъюнктов и студентов Академии наук. В этом отряде находился будущий известный исследователь Камчатки С. П. Крашенинников.

Главный отряд экспедиции, называемый иногда Второй Камчатской экспедицией, под непосредственным руководством В. И. Беринга и А. И. Чирикова должен был отправиться к берегам Америки и исследовать северную часть Тихого океана. Отряд, руководимый М. П. Шпанбергом. должен был отправиться для описания Курильских, Шантарских островов и Японии.

Первые отряды такой небывалой по масштабам экспедиции начали выезжать из Петербурга в феврале 1733 г. Естественно, что руководить такой огромной экспедицией было трудно и до крайности сложно. Большей частью отряды действовали самостоятельно в соответствии с данными инструкциями. Однако руководители отрядов систематически посылали отчеты Берингу, и он, особенно на первом этапе экспедиции, находясь в Якутске, до отправления в историческое плавание, деятельно руководил работой отрядов.

В октябре 1734 г. Беринг прибыл в Якутск, еще раньше туда прибыл Шпанберг, который вскоре отправился в Охотск для подготовки судов для экспедиции. Три года продолжалась подготовка в Якутске всего необходимого к отправлению в Охотск. Надо хорошо себе представить трудности, которыми сопровождался этот сложнейший этап экспедиции, чтобы правильно оценить такую кажущуюся медлительность. Достаточно сказать, что для пропитания экспедиции требовалось 16000 пудов различных продуктов в год. Все они привозились в Якутск, а отсюда в Охотск. Трудности доставки груза из Якутска в Охотск были чрезвычайно велики. Такие тяжелые предметы, как, например, железные якоря и бухты каната для кораблей, приходилось распиливать или разрубать на части, перевозить в таком виде в Охотск и там снова соединять или сращивать. Тысячеверстный путь от Якутска до Охотска таил на каждом шагу опасности. Дорога проходила горными тропами, по которым можно было пробираться только верхом на лошадях. Таким путем провозились все грузы. Многочисленные горные речки и реки приходилось переходить вброд. Трудные метеорологические условия и полное отсутствие малейших удобств во время отдыха дополняли тяготы пути.

Все участники экспедиции, предназначавшейся к действиям на Тихом океане, собрались в Охотске к осени 1737 г. Тем временем там под наблюдением Шпанберга были выстроены два новых судна: бригантина «Архангел Михаил» и дубель-шлюпка «Надежда». Кроме того, были отремонтированы старые боты «Гавриил» и «Фортуна». С первыми тремя из них Шпанберг вышел в плавание к Курильским островам и к берегам Японии 18 июня 1738 г.

На охотских верфях для главного отряда экспедиции строились суда: двухмачтовые пакетботы «Святой Петр» и «Святой Павел» длиной по 80 футов, поднимавшие по 6000 пудов груза. В июне 1740 г. суда были спущены на воду, но смогли выйти в море только 8 сентября. Пакетботом «Св. Петр» командовал В. И. Беринг, а пакетботом «Св. Павел» – А. И. Чириков. В Авачинской губе, куда уже ранее были посланы штурман Иван Фомич Елагин и подштурман Василий Андреевич Хметевский, все было подготовлено для зимовки.

4 июня 1741 г. суда вышли в море. У В. И. Беринга было 77 человек команды, а у А. И. Чирикова – 75. С В. И. Берингом следовали лейтенант Свен Ваксель, мастер Софрон Хитрово, натуралист Георг Стеллер и разжалованный в матросы лейтенант Дмитрий Овцын.

Суда следовали на юго-восток, где в соответствии с инструкцией должны были выяснить существование мифической Земли де Гамы. Совместное плавание судов продолжалось до 20 июня. За это время, убедившись в том, что такой земли не существует в показанном на карте районе, суда повернули на северо-восток: 20 июня во время сильного ветра и волнения пакетботы потеряли друг друга из вида и больше не встретились.

Некоторое время В. И. Беринг продолжал оставаться на месте, надеясь вновь встретиться с А. И. Чириковым, но затем направился на юг. Видимо, решив, что он недостаточно точно выполнил инструкцию, а также уступая настойчивым просьбам натуралиста Стеллера, В. И. Беринг решил еще раз посетить те места, где можно было искать Землю де Гамы. Наконец, 25 июня судно повернуло на северо-восток и двигалось таким, иногда подправляемым к северу курсом. После двадцатидневного перехода, 16 июля, находясь в широте 58°14", моряки увидели высокие горы на горизонте. Это была Америка. Среди гор выделялась одна, которая была названа В. И. Берингом горой Святого Ильи. 18 июля приблизились к берегу настолько, что видели великолепный лес, росший у самого моря. Дальнейшее плавание проходило медленно. Боялись наскочить на прибрежные камни.

20 июля подошли к острову Каяк (В. И. Беринг назвал его островом Святого Ильи). На берег был послан «для сыскания гавани» Софрон Хитрово с командой из 15 человек. На другой шлюпке на остров был высажен натуралист Г. Стеллер в сопровождении казака Фомы Лепихина. Надо отдать должное Стеллеру. В течение шести часов, которыми он располагал, он сумел сделать многочисленные и богатейшие наблюдения над природой острова, его фауной и флорой, остатками строений и предметов домашнего обихода населявших остров жителей и множество других наблюдений. Он сумел за это короткое время приготовить богатые коллекции и запастись ценными находками. Важность наблюдений Стеллера очевидна. И приходится пожалеть, что В. И. Беринг не предоставил большего времени для производства описи и наблюдений. Софрон Хитрово за это же время успел запастись водой и снять план острова Каяк.

В. И. Беринг торопился с выходом. Его беспокоило обратное возвращение, он отвечал за вверенных ему людей. Поэтому в ответ на нападки Стеллера он с горечью замечал:

«...Мы воображаем, что все открыли, и строим воздушные замки; а никто не думает о том, где мы нашли этот берег? Как еще далеко нам до дому? Что еще может с нами случиться? А берег нам незнакомый чужой, провианта на прозимовку не хватит...».

На рассвете 21 июля пакетбот «Св. Петр» снялся с якоря и взял курс на юго-запад, придерживаясь берегов Америки. 26 июля прошли близко от острова Кадьяк, который был виден с судна, 2 августа открыли остров Укамок. Условия плавания ухудшались. Из-за недостатка свежей пищи появились больные, началась цинга. В конце августа умер матрос 2-й статьи Никита Шумагин. Его похоронили на одном из островов группы, названных Шумагинскими. Во время стоянки у этого острова впервые встретились с жителями Алеутских островов – алеутами, которые подъезжали к судну на байдарах. Несмотря на то, что времени для наблюдений было мало, Стеллер, Ваксель и Хитрово сумели и здесь произвести достаточно точные и подробные наблюдения.

Путь от Шумагинских островов к Камчатке становился все более трудным. Начался сентябрь, пошли штормовые погоды, суровые в это время года в северной части Тихого океана. Начиная с 8 сентября штормы почти не прекращались, а 23 сентября разразился шторм такой силы, что старый штурман Эзельберг, избороздивший все моря и океаны, признавался, что не видывал в своей жизни ничего подобного.

Положение судна было тяжелым. Большая часть команды была больна, не хватало воды и продуктов, члены экипажа, даже не захваченные цингой, были до того измучены качкой, что не в состоянии были что-либо делать. С каждой новой волной ожидали гибели судна.

Наступил октябрь, бури не утихали, люди умирали один за другим. К концу месяца скончались от цинги, мучений и голода двенадцать человек. Тридцать четыре человека готовились отправиться вслед за ними. Тяжело заболел капитан Беринг. Он не мог подниматься с постели, и управляли судном Хитрово и Ваксель.

Два месяца беспрерывных мучений, когда не было возможности ни лежать, ни сидеть, ни стоять, смерти товарищей, которых едва успевали хоронить, производили гнетущее впечатление на оставшихся в живых. Мало кто надеялся на возвращение на Камчатку. Понятна была поэтому радость, когда 4 ноября увидели перед собой прямо по курсу в расстоянии около 15 миль высокую землю. Всем хотелось, чтобы это была Камчатка. Многие даже узнавали очертания берегов...

Вечером 5 ноября пакетбот «Св. Петр» выбросило на берег. После осмотра земли выяснилось, что это был остров – теперь остров Беринга в группе Командорских островов. Стали готовиться к зимовке. Нарыли землянок, запасались топливом, которого было в избытке: у берегов валялось много прибитого к острову плавника. Остров был богат морскими зверями, больше всех пришлась по вкусу морская корова, теперь вымершее животное.

Но такие тяжелые испытания были уже не под силу больному шестидесятилетием капитан-командору В. И. Берингу. 19 декабря 1741 г. он скончался. «В яме (землянке), в которой он больной лежал, песок со сторон всегда осыпался, заваливая у него ноги, коего он напоследок больше огребать не велел, сказывая, что ему от того тепло, а впрочем де он согреться не может. И так песку на него навалил по пояс; а как скончался, то надлежало его из песку вырывать, чтоб тело пристойным образом предать земле»,– вспоминает один из участников экспедиции Г. Ф. Миллер.

Остальные 46 человек, оставшихся в живых, благополучно провели зиму, а весной 1742 г. из остатков пакетбота и плавника начали строить новое судно. Небольшое судно уже летом было готово. 13 августа вышли к берегам Камчатки, а 26 августа почти на веслах вошли в Петропавловскую гавань, где все считали их погибшими.

Экспедицию после смерти В. И. Беринга возглавил и завершил A. И. Чириков, который на 1,5 суток раньше своего начальника подошел к берегам Америки. Ему, так же как и Берингу, довелось испытать все мучения и страдания в длительном плавании, он так же был тяжело больным при возвращении на Камчатку, но пакетбот «Св. Павел» пришел в Авачинскую бухту.

Замечательное плавание русских моряков, завершившееся открытием Северной Америки со стороны Тихого океана и открытием Алеутских островов, было окончено. Многочисленные отряды Великой Сибирско-Тихоокеанской экспедиции в это время заканчивали свои работы по описи всего северного побережья Сибири. Инициатор, организатор и руководитель экспедиции Витус Ионссен Беринг до конца исполнил свой долг перед Родиной, которая по заслугам оценила его подвиг. На всех картах мира море, по которому он плавал, носит имя Беринга: пролив между Азией и Америкой, в поисках которого он принимал такое активное участие, назван Беринговым; острова, на которые выбросило пакетбот «Св. Петр», называются Командорскими, а остров, где отважный капитан-командор нашел свой вечный покой, именуется островом Беринга.

Мужественный образ русского исследователя В. И. Беринга навсегда сохраняется в памяти русских людей. Он служит примером стойкости, твердости в выполнении своего долга, примером беззаветного служения своей Родине.

Список литературы

  1. Алексеев А. И. Витус Беринг / А. И. Алексеев // Люди русской науки. Очерки о выдающихся деятелях естествознания и техники. Геология и география. – Москва: Государственное изд-во физико-математической литературы, 1962. – С. 290-297.