Внеклассное мероприятие на тему "уроки вежливости". Внеклассное мероприятие на тему: "Вежливость"

Внеклассное мероприятие для детей начальной школы "Вежливость и Доброта!". Сценарий

Мероприятие предназначено для учителей начальной школы, воспитателей для проведения занятие по правилам этикета.

Автор : Гашкова Вера Алексеевна, учитель МБОУ СОШ № 55, г.Нижний Новгород
Цель: повторение правил этикета и применения их в различных ситуациях.
Задачи:
-знать правила этике;
-уметь применять свои знания в различных ситуациях;
-создать благоприятную психологическую обстановку.
Оборудование: презентация к мероприятию, Ватман, картинки для картины(домик, облако, деревья, цветы, птицы и т.д.), весы с чашами, карточки из картона.

Ход мероприятия.

Ведущий: Сейчас состоится не совсем обычное соревнование- турнир Вежливости и Доброты. Мы думаем, что не исчезли ещё из нашей жизни воспитанные люди. Желаем вам успехов в состязании, и пусть победит самый умный и воспитанный. Мне будут помогать мои друзья- это Вежливость и Доброта.
Вежливость:
Чтобы в вежливом турнире победить,
Очень умным и любезным надо быть.
Шпаги острой не бояться,
Все законы поведенья изучить.
Доброта:
Победить в турнире очень не легко,
Здесь сражаются за каждое очко.
Начинается сраженье по законам уваженья.
Победить в турнире очень не легко.
Ведущий объявляет 1 конкурс:

«Словарь вежливых слов»

(дети отгадывают загадки)
1. Растёт даже ледяная глыба от слова тёплого…(спасибо)
2.Зеленеет даже пень, когда услышит…(добрый день)
3. Если больше есть не в силах, скажем маме мы …(спасибо)
4. Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь…(здравствуйте) .
5 Когда нас бранят за шалости, говорим…(простите, пожалуйста)
6.И во Франции и в Дании на прощанье говорят…(до свидания) .
Вежливость и Доброта: (читают стихотворение по очереди по строчке)
Молодцы, ребята!
Ежели вы вежливы
И к совести не глухи,
Вы место без протеста
Уступите старухе.
Ежели вы вежливы
В душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду.
И ежели вы вежливы,
Вы, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать как две сороки.
И ежели вы вежливы,
Поможете вы маме.
И помощь ей предложите
Без просьбы- то есть сами!
И ежели вы вежливы,
То в разговоре с тётей,
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьёте.
И ежели вы вежливы
На тех, кто послабее
Вы нападать не будете
Пред сильным не робея.
Ведущий объявляет 2 конкурс.

Как вы умеете вести себя за столом, в гостях.

1. Что нужно сделать, прежде чем войти в чей-либо дом или квартиру? (прежде, чем войти в квартиру, необходимо хорошо вытереть ноги, чтобы не наследить)
2.Кто первым здоровается: мужчина или женщина? (мужчина, женщина здоровается первой, когда проходит мимо группы стоящих знакомых людей)
3. Какие слова произносим при встрече? при прощании?(дети называют)
4.Кому можно сказать слово «привет»? (Своим добрым знакомым, одноклассникам, ровесникам, Но никак не человеку старшего возраста, учителю)
5. А можно ли здороваться с незнакомыми людьми? (конечно, нет) . И это было бы глупо. Но если вы обращаетесь к незнакомому человеку с просьбой, то должны обязательно поздороваться прежде, чем что-то спросить.
6. Кто кому должен уступить место (младшие– старшим, если в комнату заходит девочка и нет свободного места, то мальчик обязан встать и уступить место)
Ведущий объявляет 3 конкурс.

«Ситуация»

Что неправильно сделано?
1. Девочка мальчика угостила конфеткой. Мальчик сказал «спасибо», но тут же, съев её , бросил фантик на пол.
2. Телефонный разговор: «Привет, Лёнька, а ты завтра в лагерь пойдешь? И я пойду».-И бросил трубку.
(Детей в этом конкурсе можно разделить на группы или команды и они придумывают свою ситуацию.)
Ведущий: объявляет 4 конкурс.

Правила гигиены

Никогда не мойте руки,
Шею, уши и лицо.
Это глупое занятье
Не приводит ни к чему.
Вновь испачкаются руки,
Шея, уши и лицо.
Так зачем же тратить силы,
Время попусту терять,
Стричься тоже бесполезно,
Никакого смысла нет.
К старости сама собою
Облысеет голова.
Какие правила гигиены вы знаете? (Дети перечисляют различные правила)
Ведущий: объявляет 5 конкурс.

Планета Земля.

Мы живём с вами на планете Земля. Коль существуют на нашей планете добро и зло, значит, люди могут творить и добрые и злые дела. Когда человека можно назвать добрым?
(это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти на помощь. Добрый человек вежлив и уважителен в общении с товарищами и взрослыми. Добрый человек любит природу и бережёт её.)
Вежливость и Доброта:
Кто любит собак
Или прочих животных,
Серьёзных котят
И щенков беззаботных,
Кто может любить и козла, и осла-
Тот людям вовеки не делает зла.
Ведущий объявляет 6 конкурс-игру

Герои наших сказок.

Определяем добрых героев. Если герой сказки добрый, то хлопаем в ладоши, если злой- закрываем лицо ладошками.
Иван-царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, Гуси-лебеди, Водяной, Баба-Яга, Золушка, Морозко, Мальвина.
На кого бы вам хотелось быть похожими?(Дети отвечают)
Ведущий объявляет 7 конкурс.

Весы добра.

(Нужно приготовить весы, таблички из картона, чтобы был виден перевес чаши со словами добрыми).
На одну чашу весов мы будем класть «зло»(таблички с надписями: зависть, жадность, грубость, предательство, война, ложь ), а на другую «добро»(любовь, дружба, отзывчивость, милосердие, сердечность, сопереживание, вежливость и т.д.)
Вот видите, ребята, как можно победить зло и невежество. Так и в жизни: маленькая капелька добра, сливаясь с другими, превращаются в ручеек, ручеёк- в реку, река- в море добра.

Заключение

.
Ведущий: Давайте вместе и мы с вами сделаем одно маленькое доброе дело- составим картину. (На чистый лист бумаги приклеиваем заготовки (дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, цветы, фигурки птиц и зверей ) так, чтобы получилась картина в виде аппликации)
Название «Добро побеждает зло».
Хорошо быть добрым и вежливым.
Так давайте дадим клятву :
Клянемся вежливыми быть!
Всегда спасибо говорить!
Добрый день! До свиданья!
Нет в мире выше званья.

Внеклассное мероприятие «Уроки вежливости» Вежливый – это такой человек, который соблюдает правила приличия; учтивый, предупредительный, обходительный, любезный.

  • Вежливый – это такой человек, который соблюдает правила приличия; учтивый, предупредительный, обходительный, любезный.
  • Вежливость- это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
Урок 1 «Зачем быть вежливым»
  • Только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся чаще всего по-доброму.
  • Только такого человека все любят и уважают. И у него есть верные и надёжные друзья, с которыми ему никогда не бывает скучно.
Для того, чтобы стать вежливыми, мы должны пользоваться волшебными словами, от которых становится теплее, радостнее
  • Здравствуйте! Доброе утро!
  • Добрый день! Извините!
  • Простите! Добрый вечер!
  • До свидания!
  • До скорой встречи!
Из словаря Ожегова С.И.
  • Из словаря Ожегова С.И.
  • Здравствуйте – приветствие при встрече и одновременное пожелание быть здоровым (мы желаем вам здоровья).
  • Пожалуйста – выражает вежливое обращение, просьбу, согласие, ответ на благодарность.
  • Извините – попросить прощение.
  • Спасибо – выражение благодарности.
  • До свидания – приветствие при прощании.
Узелки на память
  • Пожалуйста, не забывайте здороваться со знакомыми людьми. При этом мужчина должен первым произнести приветствие. А женщина должна первой протянуть руку
  • Некрасиво, здороваясь, протягивать руку в перчатке.
  • Войдя в дом, или в кабинет к кому-нибудь, нужно поздороваться с хозяином. Войдя в помещение, мужчины (и дети) должны снимать шапки.
Узелки на память
  • В кино или в театре, когда нам требуется пройти на своё место мимо уже сидящих в нашем ряду зрителей, необходимо извиниться перед ними. И (обязательно) проходить лицом, а не спиной к ним.
Узелки на память
  • В транспорте вежливый мужчина обязательно уступит место женщине.
  • Тем более пожилой.
  • В гостях, на собрании или в любом другом помещении мужчине принято садиться в том случае, когда уже сидит женщина.
Урок 2 «Как вести себя с мамой, папой, бабушкой и дедушкой»
  • Вежливый человек всегда помогает маме и бабушке приготовить завтрак и накрыть на стол, убрать в квартире, полить цветы, накормить кошку и рыб.
  • Вежливый человек всегда заботится о близких и друзьях, готов помочь им.
  • Если ты хочешь, чтобы к тебе хорошо относились, то и сам должен относиться к людям хорошо.
Азбука вежливости
  • Будь дисциплинированным и аккуратным. Не трать попусту своё время.
  • По утрам обязательно делай зарядку, чтобы стать сильным и ловким.
  • Веди себя деликатно, по-доброму со всеми знакомыми и незнакомыми людьми.
  • Всегда уступай своё место в транспорте людям, которые старше тебя, или которые, ты видишь, устали или больны.
  • Никогда не обманывай своих товарищей и взрослых. Лгут и притворяются чаще всего трусливые люди.
Урок 3 «Дом, в котором ты живёшь»
  • Мы с вами живем в большой и прекрасной стране России. Мы россияне. И Россия - наша Родина, наш большой общий дом. Но у каждого человека есть свой дом, дом, где живут близкие родственники, семья. Надо знать, любить и беречь и общий дом Россию, и свой родной дом.
  • Ни в коем случае нельзя садиться за стол в шапке.
  • Не следует разговаривать с набитым ртом.
  • Всё, что положено на тарелку, нужно съесть.
Правила вежливого поведения
  • Суп едят ложкой правой рукой. Доедая суп, наклоняют тарелку от себя.
  • Вилкой, без ножа, держа её в правой руке, едят рубленое мясо, овощи, картошку, макаронные изделия.
  • Вилкой, держа её в левой руке, и ножом едят мясо, отрезая от него маленькие кусочки.
  • Бумажные салфетки вставляют в специальную подставку. Матерчатые салфетки кладут возле тарелок.
Правила вежливого поведения
  • откусывать от целого куска.
  • После еды требуется положить вилку и нож рядом в тарелку. (Оставлять недоеденную еду в тарелке неприлично)
  • Торт, пирожное и другие сладости с кремом не нужно брать руками. Их едят маленькой ложечкой.
  • Нарезанный хлеб подаётся на стол в тарелке или хлебнице. Не принято
На каком рисунке мальчик правильно заходит в автобус? На каком рисунке девочка правильно ведёт себя за столом? На каком рисунке мальчик ведёт себя правильно? На каком рисунке девочка правильно ведёт себя за столом? На каком рисунке мальчик правильно ведёт себя в трамвае? На каком рисунке дети ведут себя за столом правильно? Игра “Словарь вежливых слов”
  • Растает даже ледяная глыба От слова тёплого СПАСИБО.
  • Зазеленеет старый пень, Когда услышишь: ДОБРЫЙ ДЕНЬ.
  • Если больше есть не в силах; Скажем маме мы: СПАСИБО.
  • Мальчик, вежливый и развитый, Говорит, встречаясь, ЗДРАВСТВУЙТЕ.
  • Когда нас бранят за шалости, Говорим, ПРОСТИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА.
  • И во Франции, и в Дании На прощание говорим ДО СВИДАНИЯ.

ГБОУ Республики Марий-Эл «Савинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья III , IV вида».

Внеклассное мероприятие

«Уроки вежливости»

Подготовила:

Воспитатель I категории Цепелёва Я.В.

Тема : «Уроки вежливости».

Цель : закрепить и углубить знания учащихся о вежливости; учить детей употреблять различные словесные формы вежливости; прививать детям этические нормы поведения; воспитывать вежливость и уважение к окружающим; воспитывать нравственные, гуманные чувства детей, развивать память; формировать нравственные привычки; усваивать нормы и правила поведения в жизни и обществе; накопление социально-нравственного опыта детей.

Ход мероприятия

1. Организационный момент.

Здравствуйте! Сегодня у нас на занятии присутствуют гости. Что мы должны сказать? (Здравствуйте)

2. Подготовительная работа.

Ребята, сегодня к нам в гости пришёл ещё один гость, Незнайка. Он принёс с собой задания, с которыми ему самому не справиться и просит вас ему помочь. Поможем Незнайке?

(в руке конверт с заданиями)

Давайте послушаем первое задание.

Слова напечатаны и вывешены на доску.

1.Из слова СВЕТ взять вторую и третью буквы – ВЕ

2.Из слова УЖ взять вторую букву - Ж

3.В слове МАЛИНА найти третью и четвёртую буквы – ЛИ

4.В слове ВЕРЕВКА найти пятую букву – В

5.В слове КОСТЬ убрать первую букву - ОСТЬ

Ребята, какое слово у нас получилось: ВЕЖЛИВОСТЬ (слайд 1)

Молодцы ребята, помогли Незнайке выполнить задание.

А что же такое вежливость?

(ответы детей)

3. Тема урока

Вежливость – соблюдение правил приличия. Вежливый человек, значит соблюдающий правила приличия, воспитанный и учтивый (слайд 2)

Послушайте, откуда пришло к нам это слово:

Один мальчик не любил говорить спасибо, пожалуйста, извините, здравствуйте.

Ах, ты невежа – говорили ему.

Он очень обижался и кричал в ответ

Нет, я вежа, вежа, вежа!

Странное слово. Но на самом деле оно не странное, а старинное. В старину вежей называли человека знающего, сведущего, учёного. А “вежество” означало учёность, учтивость. Отсюда и появилось слово “вежливость” – доброе поведение, почтительность.

Так, что мальчик был прав: есть такое слово “вежа”. Только его-то никак нельзя было назвать вежей. Сначала ему нужно научиться говорить здравствуйте, спасибо, пожалуйста, извините и остальные вежливые слова.

Гимнастика для глаз

Какие вы ещё знаете волшебные слова? (здравствуйте, добрый день, извините, Будьте любезны, до свидания, спасибо)

(Ответы детей)

А сейчас Незнайка предлагает вам поиграть в игру “Подскажи словечко”. Он хочет, чтобы вы угадали волшебные слова.

Растает даже ледяная глыба (слайд 3)
От слова тёплого… (спасибо).

Зазеленеет старый пень,
Когда услышит … (добрый день).

Мальчик вежливый и развитый
Говорит при встрече… (здравствуйте).

Когда нас бранят за шалости,
Мы говорим … (извините, пожалуйста).

И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят … (до свидания).

Встретил Витю я соседа,
Встреча грустная была.
На меня, он как торпеда,
Налетел из-за угла.
Но представьте, зря от Вити
Ждал я слова … (извините).

А как вы думаете, достаточно ли знать только вежливые слова, чтобы быть вежливыми?

(ответы детей)

Один мальчик тоже знал вежливые слова. Послушайте стихотворение о нем и скажите, вежлив ли мальчик Витя?

Малыша обидел Витя,
Но перед школою в строю,
Витя просит: “Извините,
Я ошибку признаю”.
На урок пришел учитель,
Положил на стол журнал.
Следом Витя: “Извините,
Я немного опоздал”.
Спор давно ведется в классе:
Вежлив Витя, или нет?
Разберитесь в споре нашем
И скажите нам ответ.

Скажите, вежлив ли Витя? Почему?

(ответы детей)

Физкультминутка

Для того, чтобы быть вежливыми вы должны как можно чаще пользоваться волшебными словами. От этих слов становится теплее, радостнее, светлее на душе. В слове заключается великая сила, они могут совершить чудо, поэтому их называют “волшебными”.

ВЫВОД: Чем чаще вы будете говорить людям хорошие слова, тем чаще и они будут говорить их вам. Важно лишь, говорить их искренне, от души. (слайд 4)

Ребята, Незнайке интересно, а какие вы еще знаете вежливые слова:

Когда вы здороваетесь с кем-нибудь? (Здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, с добрым утром, привет.)

Когда прощаемся с кем-нибудь? (До свидания, прощайте, всего доброго, всего хорошего, спокойной ночи, доброго пут. Другу можно сказать – пока.)

Если вы обращаетесь к кому-нибудь с просьбой? (Прошу Вас, будьте добры, будьте любезны, пожалуйста, разрешите, спасибо.)

Когда извиняемся перед кем-нибудь? (Извините, простите; извините, пожалуйста; прошу прощения.)

Молодцы, как много вежливых слов вы назвали.

Незнайка хочет рассказать вам историю о вежливом мальчике Алёше, а вы ребята должны догадаться какие именно вежливые слова употребил Алеша.

4. Закрепление

Однажды Алеша ехал в автобусе. Он сел у окна и с удовольствием стал рассматривать улицу. На следующей остановке в автобус вошла женщина с ребенком на руках. Алеша встал и сказал ей “…………..”.

Женщина тоже была вежливая и сказала Алеше: “…………….”

Вдруг автобус неожиданно остановился. Алеша не удержался за поручень и упал на стоящего впереди мужчину. Мужчина хотел рассердиться и сказал Алеша, что надо держаться, но Алеша быстро сказал ему: “…………”

И мужчина улыбнулся и ответил: “Ничего, бывает. Ты сам-то не ушибся?”

Молодцы, ребята. Теперь я уверена, что в подобных ситуациях вы поступите так же, как Алеша.

Вот вы и узнали о вежливом мальчике Алеше, а теперь узнаем приключения Незнайки.

1. Встретил Незнайка на улице прохожего и как закричит: “Скажите, сколько сейчас часов?” (Сколько ошибок сделал Незнайка?)

(ответы детей)

Услышал Незнайка ответ, повернулся и пошел дальше. (Что ему надо было сказать прохожему?)

(ответы детей)

Приходит Незнайка утром в школу. У двери класса стоит учительница. Обрадовался Незнайка, подбежал и закричал: “Вера Ивановна! Я вчера интересный фильм посмотрел!”

(ответы детей)

Бежит Незнайка по улице, ничего не видит. Торопится всем рассказать, какой он вежливый стал. Навстречу ему идет старичок, под ноги смотрит. Налетел Незнайка на него, толкнул, правда, нечаянно. Но старик сильно рассердился. Тут Незнайка что-то сказал ему, и дедушка сердиться перестал. (Как вы думаете, что ему сказал Незнайка?)

5. Подведение итогов. Вот и подошло к концу наше занятие.

Ведущий. Всем хочется, чтобы их друзья, соседи и даже незнакомые люди всегда относились к ним внимательно, с уважением, по-доброму. Весь секрет в том, что только вежливого, воспитанного и доброго человека все уважают, любят. У него есть верные и надежные друзья.

Даже очень много лет назад людей, не умеющих подобающим образом приветствовать, считали невежами. Почти на каждый случай было свое приветствие: жнецов приветствовали словами — «с двумя полями сжатыми, а тремя засеянными»; рыболовов — «улов на рыбку»; работающих — «бог в помощь»; купца — «чай да сахар»; в деревне за столом — «хлеб да соль».

Конкурс «Приветствие»

Ведущий. Задание первое. Вспомните и назовите приветствия, которые используются в повседневной жизни, но не повторяйтесь.

Участники игры не выкрикивают, а поднимают руку. За ответ дается жетон.

Ведущий. Для того чтобы стать вежливым, вы должны как можно чаще повторять «волшебные» слова. Доброе слово может подбодрить человека, поднять настроение, от него становится радостно и светло на душе. А теперь послушаем стихотворение «Добрые слова» О. Дриза.

Конкурс «Кто вперед»

Ведущий. Следующее задание такое: я буду читать начало предложения, а вы произносите его концовку.

Жетон дается тому, кто первый поднял руку и правильно ответил.

1. Зеленеет старый пень,

Когда услышит... («Добрый день»)

2. Мальчик, вежливый и развитый,

Говорит, встречаясь... («Здравствуйте»)

3. Растает даже ледяная глыба

От слова теплого... («Спасибо»)

4. Когда бранят за шалости,

Говорим... («Прости, пожалуйста»)

5. Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы... («Спасибо»)

6. И во Франции, и в Дании

На прощанье говорим... («До свидания»)

7. Всем вам с большой любовью

Желаю крепкого... («Здоровья»)

Конкурс «Кто больше»

Ведущий. С помощью вежливых слов можно даже грустному и обиженному человеку вернуть хорошее расположение духа, поднять настроение. Поэтому каждый из вас должен назвать по одному «волшебному» слову, но не повторяться.

Участники игры поднимают руку. За каждое слово дается жетон.

Конкурс «Актерское мастерство»

Ведущий. Вежливые слова знать мало. Надо уметь их еще применять. Посмотрим, как это у вас получится.

Игрокам раздаются половинки картинок. Каждый из участников ищет половину своей картинки, и вместе они выполняют задание, которое записано на обратной стороне. Игроки должны инсценировать то, что записано, но диалог должен быть вежливым.

Задания на картинках

1. Вы идете по улице, а вам на голову в это время стряхнули коврик.

2. У незнакомого человека спросить, как проехать к театру.

3. В трамвае вам наступили на ногу.

4. В школе попросить соученицу написать шпаргалку.

5. Сестра уходит к соседке на 5 минут и просит вас помешивать суп каждые полчаса.

6. Одноклассник звонит вам по телефону в 2 часа ночи и спрашивает: «Сколько завтра уроков?»

7. Одноклассник проехал на велосипеде по луже и обрызгал вас с ног до головы.

Конкурс «Язык Жестов»

Ведущий. Актеры вы хорошие, а насколько хорошо вы знаете обычаи людей других стран? Давайте проверим.

Учащимся читается вопрос. Жетон дается тому, кто первый ответит правильно.

Вопросы:

1. Как здоровались китайцы в старые времена? (Пожимали руки сами себе.)

Подсказка : в наши дни этим жестом оратор или артист приветствует аудиторию.

2. Как здоровались египтяне в старые времена? (Прикладывали ладонь ко лбу.)

Подсказка: в наши дни примерно так же приветствуют друг друга военные.

3. Как испанец или мексиканец выражает восхищение? (Подносит к губам сжатые пальцы и воспроизводит звук поцелуя.)

4. Как восторгается бразилец? (Держится за мочку уха.)

5. Что означает поднятая вверх рука? (Просьба человека обратить на него внимание.)

Ведущий . А теперь посмотрим, как обстоит дело с вежливостью у мальчиков. Предлагаю посмотреть сценку на стихотворение А. Барто «Вежливый поступок».

Смотрят сценку.

Ведущий. Вот и подошла наша викторина к концу. А теперь поверим, кто из вас самый вежливый, культурный и активный. Посчитайте свои жетоны. По жетонам сразу станет ясно, кто из учащихся наиболее активен и вежлив — у них наибольшее количество жетонов.

Награждение победителя.

Вручается грамота самому вежливому и активному игроку.