Вучетич евгений викторович, биография, история жизни, творчество, писатели, жзл. Ася Вучетич и ее деды: Евгений Вучетич и Георгий Натансон

Родился в городе Екатеринославе (с 1926 - Днепропетровск) на юге Российской империи. Отец Виктор Вучетич, по национальности серб из Черногории, в Гражданскую войну был белогвардейским офицером; мать Анна Андреевна, урождённая Стюарт, имела французские корни. Через какое-то время семья перебралась в Ростов-на-Дону.

С раннего детства у Вучетича отчётливо проявилось художественное дарование, и в 1926 году он поступает в Ростовскую художественную школу, где проучился до 1930 года. В 1931-1933 годах обучался в Ленинградском институте пролетарских изобразительных искусств (с 1932 - Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры, позже - в составе Всероссийской академии художеств в Ленинграде). Проходил повышение квалификации скульпторов под руководством Б. И. Яковлева.

С 1937 года участвовал в художественных выставках, получил золотую медаль Всемирной художественно-промышленной выставки в Париже за скульптурную группу «Климент Ворошилов верхом» (1936).

По совету архитектора В. А. Щуко, с которым скульптор совместно работал в Ростове-на-Дону (проект Драматического театра им. М. Горького, 1930-1936), Вучетич в 1935 переезжает в Москву, участвует в строительстве гостиницы «Москва» и Государственной библиотеки имени В. И. Ленина. В 1940 назначен руководителем художественно-экспериментальных мастерских Управления строительства Дворца Советов в Москве.

С первых дней Великой Отечественной войны Вучетич уходит добровольцем на фронт в качестве рядового солдата-пулемётчика. Дослужился до подполковника. В 1943 году был контужен и откомиссован обратно в Москву.

С 1943 года работает военным художником Московской Студии военных художников имени М. Б. Грекова (до 1960 года). В стенах студии Вучетич окончательно сформировался как скульптор. В своём творчестве Евгений Викторович с большой силой реалистического обобщения воссоздаёт важнейшие события истории государства. Созданные им образы нередко приобретают значение героического символа.

Работая в соавторстве с архитекторами, стал одним из создателей стиля «сталинского классицизма». Впитал также элементы пластики модерна, с её тяготением к сверхчеловечески-грандиозным ансамблям. Разработал важные для программы соцреализма типы многофигурного горельефа-картины (Клянемся тебе, товарищ Ленин… (Клятва И. В. Сталина), 1949, Третьяковская галерея, Москва) и триумфального портретного бюста.

Вучетич изваял целую галерею скульптурных портретов В. И. Ленина и И. В. Сталина, политических деятелей, советских военачальников, героев труда. Романтически взволнованно, с пафосом драматизма и жизнеутверждения скульптор раскрывал тему подвига советского народа в годы Великой Отечественной войны.

Мастерская

Рядом со своим домом (Тимирязевская улица, 33) в дачном посёлке на севере Москвы Евгений Викторович организует собственную художественную мастерскую. На её территории и сейчас можно увидеть сохранившиеся макеты самых известных работ художника и различные скульптурные наброски: голова монумента «Родина-мать» для памятного ансамбля «Героям Сталинградской битвы», неоконченный проект гигантского памятника В. И. Ленину («Голова Ленина») и иные произведения. В настоящее время железобетонные конструкции работ Вучетича находятся в аварийном состоянии, а судьба особняка скульптора неизвестна. По официальным данным в доме 33 по Тимирязевской улице находится музей «Усадьба Вучетича» с постоянно действующей экспозицией и временными выставками, но в действительности работа этого объекта культуры ставится под сомнение из-за отсутствия открытого доступа на территорию музея.

Творчество

Исторический и символический жанр

  • 1946 год. Вучетич становится руководителем крупного художественного проекта по созданию величественного ансамбля-памятника воинам Советской Армии в берлинском Трептов-парке, который находился в восточной зоне оккупации (1946-1949, совместно с архитектором Я. Б. Белопольским). Это монументальное произведение по замыслу авторов должно было олицетворять высокое благородство освободительной миссии советского народа в годы Второй мировой войны. Ключевой фигурой композиции является бронзовая скульптура «Воин-освободитель» (установлена 8 мая 1949 г.) работы Вучетича.
  • Аллея саркофагов.
  • «Мать-Родина». Именно этот памятник сделал его имя широко известным не только в СССР, но и за рубежом.

В 1964 году макет памятника «Воин-освободитель» был доставлен в Серпухов. В 2008 году, после реставрации, скульптура должна занять новое место на территории мемориального комплекса Соборная гора (также в Серпухове).

Многоплановый горельеф (площадью 90 кв. метров, глубиной 62 см), находившийся в Главном павильоне Выставки достижений народного хозяйства. Соавторы: П. 3. Фридман, Л. Д. Муравин, Н. П. Белугин, Д. И. Никитин, Г. Н. Постников; при участии арх. А. П. Великанова, Демина. 1950-1953 гг. Гипс тонированный.

  • 1953 год. Монумент «Соединение фронтов» (архитектор Поляков Л. М.) установлен в посёлке Пятиморск напротив тринадцатого шлюза Волго-Донского судоходного канала в том месте, где 23 ноября 1942 года было завершено окружение группировки фашистских войск под Сталинградом.
  • 1957 год. Вучетич становится автором аллегорической статуи «Перекуём мечи на орала», установленной у здания ООН в Нью-Йорке (США). Её копия сейчас находится недалеко от филиала Государственной Третьяковской галереи на Крымском валу в Москве. Другая авторская копия установлена в г. Усть-Каменогорске (Восточный Казахстан), на улице Протазанова, перед Центром семейного отдыха «Mesto».
  • 1958-1967 гг. По проекту и под непосредственным руководством Вучетича сооружён мемориальный ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане в Волгограде (совместно со скульпторами: Алешенко М. С., Матросовым В. Е., Майстренко Л. М., Мельником А. Н., Маруновым В. А., Новиковым В. C., Tюренковым А. А.; архитекторами: Я. Б. Белопольским, Деминым В. А., Лысовым Ф. М. и др.; руководитель группы инженеров - Никитин Н. В. Ленинская премия (1970 г.)

На возвышении кургана был установлен один из самых известных и величественных памятников монументального искусства, посвященных теме героического подвига советского народа в борьбе с фашистскими оккупантами - композиция «Родина-мать» (автор Вучетич). В ней искренне и проникновенно воплотился призыв Отечества, в лице кричащей женщины с мечом в руках, защитить родную землю от врага-захватчика.

  • «Память поколений» - многофигурная композиция горельеф (длина - 17 м, ширина - 3 м, высота - 8 м).
  • «Стоять насмерть» (высота - 16,5 м)
  • Стены-руины (длина - 46 м, высота до 18 м у начала лестницы).
  • «Площадь Героев». Шесть двухфигурных изваяний (на постаментах 2,4 х 2,4 х 1 м, высота скульптур - около 6 м).
  • Зал Воинской славы, с рукой держащей горящий факел, посередине.
  • Площадь Скорби с изваянием скорбящей матери (высота - 11 м).
  • 1972-1981 гг. В 1972 году Вучетич вместе с группой скульпторов начинает работать над реализацией проекта «Национального музея истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» в Киеве. Центральной фигурой музея является 90-метровый монумент «Родина-мать». Скульптура возвышается на днепровских склонах и видна с отдаленных точек украинской столицы. После смерти Вучетича в 1974 году работу возглавил украинский скульптор Василий Бородай, значительно изменивший первоначальный вариант монумента. Бородай разработал оригинальный проект, который был реализован в соавторстве с Фридом Согояном и Василием Винайкиным, а также архитекторами Виктором Елизаровым, Георгием Кислым и Николаем Фещенко.

Памятники И. В. Сталину

  • Памятник И. В. Сталину у шлюза № 1 Волго-Донского судоходного канала в Сталинграде (1952 г.; арх. Поляков Л. М.);
  • Памятник И. В. Сталину на набережной Дона в Ростове-на-Дону (1952 г.);
  • Памятник И. В. Сталину на площади Победы в Калининграде (1953 г., арх-ры: Атанов В. С., Навалихин Д. К.)

Памятники

  • Памятник генерал-лейтенанту М. Г. Ефремову в Вязьме (1946 г.; арх. Белопольский Б. Я.; Сталинская премия),
  • Памятник генералу армии Н. Ф. Ватутину в Киеве (1948 г.; арх. Белопольский Б. Я.);
  • Памятник-бюст дважды Героя Советского Союза А. М. Василевского в г. Кинешме Ивановской обл. (1949 г.; арх. Артамонов В. А.);
  • Памятник-бюст дважды Героя Советского Союза М. Е. Катукова в селе Большое Уварово Коломенского р-на Московской обл. (1949 г.; арх. Артамонов В. А.);
  • Памятник-бюст дважды Героя Советского Союза В. И. Чуйкова в селе Серебряные Пруды Московской обл. (1949 г.; арх. Артамонов В. А.);
  • Памятник-бюст дважды Героя Советского Союза И. С. Конева в деревне Лодейно Подосиновского р-на Кировской обл. (1950 г.; арх. В. А. Артамонов);
  • Памятник-бюст дважды Героя Советского Союза Т. Т. Хрюкина в Ейске Краснодарского края (1950 г.; арх. В. А. Артамонов);
  • Памятник-бюст четырежды Героя Советского Союза Г. К. Жукова в селе Угодский Завод Калужской обл. (1953 г.; арх-ры: А. В. Щусев, А. В. Снегирев),
  • Памятник генерал-лейтенанту Л. Н. Гуртьеву в Орле (1954 г.; арх. Белопольский Б. Я.);
  • Памятник Белинскому В. Г. в Пензе (1954 г.; арх. Поляков Л. М.)
  • Памятник Белинскому В. Г. в г. Белинский Пензенской обл. (1954 г.; арх. Артамонов В. А.);
  • Памятник Александру Матросову в Великих Луках (1954 г.; арх. В. А. Артамонов);
  • Памятник В. И. Ленину в Усть-Каменогорске Восточно-Казахстанской обл. (1956 г.; арх. Бровкин Н. Ф.);
  • Памятник В. И. Ленину в селе Серебряные Пруды Московской обл.(1956 г.);
  • Памятник В. И. Ленину в Алма-Ате (1957 г.; арх. Белоцерковский И. И.);
  • Памятник В. И. Ленину в Нукусе КаракалпакскоЙ АССР (1957 г.; арх. Захаров Г. А.);
  • Памятник-бюст дважды Героя Советского Союза А. А. Новикова в Костроме (1958 г.);
  • Памятник-бюст дважды Героя Советского Союза Р. Я. Малиновского в Одессе (1958 г.; арх. Захаров Г. А.);
  • Памятник В. И. Ленину в Пензе (1959 г.; арх. Бровкин Н. Ф.);
  • Памятник В. И. Ленину в Волгограде (1960 г.; арх. Захаров Г. А.);
  • Памятник В.И. Ленину в Южно-Сахалинске (1970г., арх. Ловейко И.И.)
  • Памятники
  • Макет головы неоконченного памятника Ленину.
    Мастерская Е. В. Вучетича, Москва

    Памятник М. Г. Ефремову в Вязьме

    «Перекуём мечи на орала»,
    скульптура возле штаб-квартиры ООН (Нью-Йорк)

  • Почтовые марки СССР
  • Скульптура «К звёздам» на марке СССР

    Скульптура «Советский воин-освободитель» на марке СССР

    Скульптура «Перекуем мечи на орала» на марке СССР

Надгробные памятники

  • маршалу Я. Н. Федоренко (1949 г.);
  • генерал-полковнику Т. Т. Хрюкину,
  • писателю Ф. В. Гладкову,
  • живописцу А. М. Герасимову.

Фонтаны

  • Фонтан возле Ростовского академического театра драмы им. М. Горького (Ростов-на-Дону, 1936 год). Композиция представляет собой группу атлантов, держащих над головами чашу и окружённых фигурами лягушек и черепах.

Портретный жанр

  • «Иван Поддубный», этюд. Бронза. (1933 г.),
  • «Партизанка» бронзовая композиция (1937 г.),
  • Герой Советского Союза В. С. Гризодубова. (1940 г.)
  • Искусствовед М. В. Бабенчиков. Мрамор. 1940 г.
  • Академик А. Д. Сперанский. Бронза. 1940-е.
  • Маршал войск связи И. Т. Пересыпкин. Мрамор. 1944 г.
  • Генерал армии И. Д. Черняховский (Сталинская премия). Бронза. 1945 г.,
  • Генерал-полковник М. Е. Катуков. Бронза. 1946 г.
  • Генерал-полковник авиации Т. Т. Хрюкин (Сталинская премия). Мрамор. 1948 г.
  • Ф. Э. Дзержинский. Мрамор. 1951 г.
  • Маршал Советского Союза С. М. Буденный. Мрамор. 1951 г.
  • В. Г. Белинский. Гипс. 1951-1952 гг.
  • Дважды Герой Социалистического труда Алля Анаров. Мрамор. 1954 г.
  • Дважды Герой Социалистического труда Назарали Ниязов. Мрамор. 1954 г.
  • И. П. Прудник. Сталевар волгоградского завода «Баррикады». Бронза. 1955 г.
  • Народный художник СССР А. М. Герасимов. Мрамор. 1956 г.
  • Вице-президент Всемирного Совета Мира доктор Сайфуддин Китчлу. Мрамор. 1956 г.
  • Медеплавильщик Кабдрахим Курушев. Бронза. 1957 г.
  • Герой Социалистического труда комбайнер Амангельды Исаков. Мрамор. 1957 г.
  • Композитор А. К. Жубанов. Мрамор. 1957 г.
  • Датский художник Херлуф Бидструп. Бронза. 1957 г.
  • Чеканщик ленинградского завода «Монументскульптура» Ф. И. Катков. Бронза. 1958 г.
  • Писатель М. А. Шолохов. Мрамор. 1958 г.
  • Писатель Ф. В. Гладков. Мрамор. 1959 г.
  • Птичница Клавдия Севастьянова. Бронза. 1960 г.
  • Дважды Герой Социалистического труда П. Н. Логвин. Мрамор. 1961 г.
  • Маршал Советского Союза А. М. Василевский,
  • А. А. Гречко,
  • Г. К. Жуков,
  • Р. Я. Малиновский,
  • В. И. Чуйков (Сталинская премия)
  • 1958 год. В 1958 году Е. В. Вучетич стал автором (архитектор Захаров Г. А.) широко известного монумента Ф. Э. Дзержинскому, который более 30 лет украшал одноимённую площадь (ныне - Лубянская площадь) перед зданием КГБ СССР и Центральным Детским миром в Москве.

22 августа 1991 года, после неудачной попытки ГКЧП отстранить от власти Горбачёва, памятник демонтирован по постановлению Моссовета и перенесён в Парк Искусств. За прошедшие годы общее состояние бронзового монумента Ф. Э. Дзержинскому значительно ухудшилось, ему необходима капитальная реставрация.

Ася Вучетич

Руководитель творческой группы агентства BBDO Moscow

Обычный день Аси Вучетич

Я живу далеко от офиса, в Крылатском, поэтому реально очень долго еду - и полтора, и два часа бывает. Нормальный московский стиль: уже можно до Берлина долететь, а я только на работу приезжаю. К тому же ранее утро - единственная возможность сделать какие-то свои дела, например, заскочить в оптику.

Начало рабочего дня

О начале рабочего дня в BBDO Moscow напоминает даже надпись на дне наших офисных кружек. Опаздывать у нас не принято, но, с учетом пробок, конечно, бывают разные ситуации

Обычный день, как у всех в BBDO Moscow: «The work, the work, the work». Иногда успеваешь кофе выпить, иногда - нет. В некоторые дни сидишь перед компьютером и рисуешь, в другие - ездишь на встречи, в третьи - на съемки, но сейчас это бывает не так часто.

К 19.00 работа должна закончиться, но так бывает, конечно, не всегда. К тому же у меня есть и другие занятия. Например, вот уже два года мы делаем проекты со студентами Московской школы кино, за что я очень благодарна куратору режиссерского факультета Алексею Попогребскому.

Если есть возможность, вечером еду в бассейн. Не всегда получается, правда, но стараюсь.

Ну и как же обойтись без встреч с друзьями?! Мы общаемся много, часто и по самым разным поводам. Вот сейчас не смогли купить билет на концерт LP в Москве, разозлились и слетали на концерт в Берлин.

Евгений Викторович Вучетич, дед
(1908, Екатеринослав - 1974, Москва)

Советский скульптор-монументалист, педагог, профессор. Вице-президент Академии художеств СССР в 1970–1974 годах. Один из создателей стиля сталинского классицизма. Автор таких монументов, как «Родина-мать зовет» (Волгоград, Мамаев круган), «Перекуем мечи на орала» (Нью-Йорк), «Воин-Освободитель» (Берлин), памятника Ф.Э.Дзержинскому на Лубянской площади в Москве и др.

В 1931–1933 годах обучался в Ленинградском институте пролетарских изобразительных искусств.

В 1935 году переехал в Москву, участвовал в строительстве гостиницы «Москва» и Государственной библиотеки имени В. И. Ленина.

С 1937 года участвовал в художественных выставках, получил Золотую медаль Всемирной художественно-промышленной выставки в Париже за скульптурную группу «Климент Ворошилов верхом» (1936).

В 1940 году назначен руководителем художественно-экспериментальных мастерских Управления строительства Дворца Советов в Москве.

В первые дни Великой Отечественной войны ушел добровольцем на фронт. Дослужился от рядового до подполковника. В 1943 году был контужен и откомиссован обратно в Москву.

С 1943 года работал военным художником Московской СВХ имени М.Б. Грекова (до 1960 года).

В октябре 1948 года Евгений Вучетич назначается главным скульптором ВСХВ (сегодняшняя ВДНХ).

В память о выдающемся скульпторе в его честь была названа улица на севере Москвы, где располагалась художественная мастерская Вучетича.

Георгий Натансон, дед

Известный режиссер театра и кино, сценарист и драматург

Георгий Григорьевич Натансон (родился 23 мая 1921, Казань) - известный режиссер театра и кино, сценарист и драматург. Народный артист Российской Федерации (1994), Лауреат Государственной премии СССР (1977).

Среди его работ фильмы «Москва, я люблю тебя!» (2010, новелла «Письмо бабушке Уйне»), «Взбесившийся автобус» (1990), «Аэлита, не приставай к мужчинам» (1988), «Валентин и Валентина» (1985), «Посол Советского Союза» (1969), «Еще раз про любовь» (1968), «Старшая сестра» (1966), «Шумный день» (1960) и др.

В 1939 году Георгий Григорьевич окончил московскую среднюю школу № 12 и поступил во ВГИК. В 1941 году ВГИК был эвакуирован в Алма-Ату, куда уехала и вся семья. В 1944 году окончил режиссерский факультет ВГИКа в мастерской Льва Кулешова и Александры Хохловой.

В начале творческого пути работал на киностудии «Мосфильм» в качестве ассистента режиссера, а позже второго режиссера у таких классиков, как Иван Пырьев «Секретарь райкома» (1942) и «В шесть часов вечера после войны» (1944), Александр Довженко «Мичурин» (1948), Александр Птушко «Садко» (1952), Борис Барнет «Аннушка» (1959), Андрей Тарковский «Иваново детство» (1962).

В 1956 году совместно с Сергеем Образцовым поставил сатирическую картину «Небесное создание», отмеченную Гран-при на Международном кинофестивале в Венеции.

Экранизацию пьесы Алесандра Володина «Старшая сестра» (1966) с участием Татьяны Дорониной, Инны Чуриковой, Натальи Теняковой, Виталия Соломина посмотрели 22,5 миллиона зрителей. На декаде советских фильмов в Риме и Милане эта картина пользовалась самым большим успехом, а в СССР Татьяна Доронина была признана лучшей актрисой года.

Георгия Натансона не зря называют «открывателем звезд»: именно у него впервые снялись Татьяна Доронина, Наталья Тенякова, Наталья Егорова, Александр Домогаров, Марина Зудина, Анна Тихонова.

В последние годы режиссер снимает в жанре документального кино. Живет и работает в Москве.

«Старшая сестра» (сцена «Доброе слово и кошке приятно»), 1966, режиссер Г.Натансон

Связь поколений

Оба моих дедушки - великие люди. Евгений Викторович Вучетич ушел из жизни в 1974 году, когда я была очень мала, пообщаться мы не успели, о чем жалею страшно. Собственно, от него мне досталась только фамилия и, наверно, какие-то способности, потому что рисую я с детства, и желание такое было, как себя помню. Второй дедушка, Георгий Григорьевич Натансон, - это важная и неотъемлемая составляющая моей жизни. Большая часть моего детства прошла на съемках, на «Мосфильме». И хотя дедушка не вел со мной какой-то педагогической деятельности, не водил в зоопарк или куда-то еще, он привил мне очень многое - умение дружить, любовь к путешествиям, смелость в отстаивании своих убеждений и другие важные качества.

О семье. Так сложилось, что с Вучетичами мы практически не общались. Я выросла в семье кинематографистов по маминой линии, и все они были гениями: дед - режиссер-постановщик, бабушка - директор картин (то, что сегодня называется продюсер), а позже - редактор творческого объединения на «Мосфильме», занималась всем сценарным контентом. Моя мама была знаменитым вторым режиссером. Например, работала вместе с режиссером Саввой Кулишом над кинокартиной «Взлет», в которой Циолковского играл Евгений Евтушенко. Помню, меня поразил его пиджак с люрексом. Он же такой франт, жена - англичанка.

На самом деле у меня было суровое)) детство. Все всегда были в разъездах. Я была самостоятельным ребенком. С семи лет ходила сама в школу, а после уроков - часто на «Мосфильм», побывала во всех павильонах киностудии. В лучших советских традициях проводила лето в пионерских лагерях, позже - в Пицунде в Доме творчества кинематографистов.

Потом окончила знаменитое Московское Художественное училище 1905 года и поступила в Строгановку на факультет коммуникационного дизайна. В ту пору слово «коммуникация» вообще никто не понимал, а промышленный дизайн только-только начинали воспринимать как коммуникацию. Моим дипломным проектом было дизайн-оформление знаменитой тв-программы «Клуб путешественников» и ее студии. На защиту, кстати, пришли редакторы. Не знаю, кто из нас больше волновался.

О великом скульпторе. О Евгении Викторовиче Вучетиче я знаю, наверное, столько же, что и остальные, кто интересуется его жизнью и творчеством. Он, на самом деле, европейский персонаж: его папа был черногорским сербом, а мама - наполовину француженка. В девичестве ее, кстати, звали Анна Стюарт.

Евгений Викторович родился на Украине, на Днепре. Учился в Ленинграде. С детства был потрясающе одаренным человеком.


О великом режиссере. Второй мой дедушка Георгий Григорьевич Натансон абсолютно прекрасен. Совершенно уникальный человек, хочется сказать «достояние российского кинематографа».

Он закончил ВГИК. Не смог пойти в армию по состоянию здоровья. Но в его жизни произошло все, что можно и нельзя: не только телевидение и интернет появились, но, по-моему, даже асфальт в Москве. Когда он сказал, что застал момент, когда во ВГИКе лекции читал Эйзенштейн, я дар речи потеряла. Он общался с великими российскими театральными артистами и кинематографистами. Работал вторым режиссером у Александра Птушко на фильме «Садко». У Птушко, между прочим, была уникальная тема - он любил шить обувь. Везде с собой возил колодки, машинку. И моей юной бабушке Мире Михайловне, которая, кстати, дублировала Вертинскую в роли птицы Феникс, режиссер сшил пару туфель. Позже бабушка говорила, что обуви такой потрясающей красоты и удобства у нее больше не было и никогда не будет.

Потом у Георгия Григорьевича были дебюты - «Шумный день» с прекрасным молоденьким Олегом Табаковым. В какой-то момент он работал с Тарковским над «Ивановым детством». И это был очень сложный момент, поскольку деда попросили «укрепить» Тарковского, что было в общем-то смешно. Но советский кинематограф жил по собственным законам…

Когда дедушка снял свои знаменитые фильмы «Старшая сестра», «Еще раз про любовь», они стали очень кассовыми. Я бы сказала, что он для советской страны заработал немало денег.

Георгия Григорьевича и сегодня любят, приглашают. Сейчас он, к сожалению, стал плохо слышать, но все равно ездит на встречи, концерты, фестивали.

О красоте и моде. Дедушка - ужасный модник. Он любит моду, модные вещи, всегда обращает на это внимание, в том числе и в кино. У него есть потрясающий в смысле костюмов фильм «Посол Советского Союза» об Александре Коллонтай.

Кроме того, Георгий Григорьевич - поклонник прекрасных женщин. Он всегда увлекался, особенно блондинками. И это происходит до сих пор: у него меняется голос и начинает искриться глаз, когда он видит какую-нибудь красивую женщину. У бабушки, конечно, было много переживаний по этому поводу. Но он ее любил всю жизнь, обожал, боготворил.

О путешествиях. Георгий Григорьевич - великий путешественник: сколько было возможностей, он всегда ездил. Ему не удалось побывать только в Америке - ни в Южной, ни в Северной, и он очень сокрушается, что не доехал.

Как-то Георгия Григорьевича пригласили читать лекции в государственный университет в Южной Корее. И это была удивительная поездка. Он жил чуть ли не в апартаментах, где останавливался Ельцин. Его поразили корейцы ростом и красотой. Правда, их неотлучное присутствие немного нервировало. Представьте, к деду была прикреплена команда из шести человек: один переводил бытовые вопросы, другой - на лекциях, третий отвечал за логистику и т. д. И они постоянно находились с ним рядом! Дедушка потом говорил: «Думал, я повешусь!» Хотелось какого-то прайваси, чтобы оставили одного хоть ненадолго. Но это был совсем другой мир.

О друзьях и автомобилях. Дом Георгия Григорьевича и Миры Михайловны всегда был полон гостей со всего Союза. Бабушка была киевлянкой, поэтому много было людей и из столицы Украины. Сейчас дедушкиных друзей, конечно, осталось немного. Но зато мои знакомые тоже любят проводить время в его доме, очень уважают дедушку. Он веселый человек, с потрясающим чувством юмора. Тусовщик еще тот!

Дед общается с Василием Лановым. Однажды они учудили, будучи уже в возрасте, поехали вместе на машине на концерт за 200 км от Москвы! За рулем был Лановой. Нормально? Организаторы были готовы за ними приехать, их ждали. Но Лановой сказал: «Жорочка мы поедем с тобой так!». И, конечно, дедушка согласился. Он и сам очень любил и прекрасно водил автомобиль. Но когда стал плохо слышать, то перестал садиться за руль. И ужасно страдает по этому поводу.

О бытовых мелочах. Я обожаю своего дедушку, но он совершенно небытовой персонаж. Мемуары написать - да, а починить, сложить что-то - нет. Как-то Георгия Григорьевича пригласили на кинофестиваль, и он попросил отвезти его на вокзал. Подъезжаем с подругой, он выходит, в руках аккуратненький новый чемоданчик. Я говорю: «Какой классный у тебя чемодан!» А он: «Чудовищный! Очень плохой чемодан!» Как выяснилось, дедушка не смог расстегнуть декоративные ремешки, и ему пришлось заталкивать одежду через небольшое отверстие в том месте, где молния все-таки раскрылась. Я спросила, как ему удалось с этим справиться. Он застыл на секундочку, посмотрел на меня и мою подругу заулыбался и сказал: «Особенно сложно было с концертным костюмом. Я все в такие аккуратненькие трубочки скатал». Мы так смеялись, что я не могла ехать. Ему самому было смешно. Конечно, мы потом расстегнули все и поправили.

Об умении договариваться. Георгий Григорьевич терпеть не может радикализма, каких-то крайних точек зрения, когда люди перестают слышать окружающих. Дедушка всегда со всеми находит общий язык. У него удивительная способность успешно объясняться с иностранцами, не зная никаких языков, кроме русского. Мы с ним как-то оказались во Франции, он подошел к местной даме и спросил: «Детка, а как нам пройти…?» Женщина прекрасно поняла его, рассказала все по-французски. И он тоже все понял. И так было несколько раз! Он удивительно договороспособный человек. Может быть, потому что любит людей.


28 декабря 1908 года родился Евгений Вучетич, советский скульптор-монументалист. Работы, созданные им, потрясают глубиной содержания и высотой исполнительского профессионализма. Главному монументу России - «Родина-мать» в 2017 году исполнится 50 лет, а через год, в 2018, - 110 лет его создателю.

Его критиковали (и до сих пор критикуют) за гигантоманию, за тягу к созданию скульптурных произведений огромного размера, а он не останавливался, не реагировал на критиков. И не важно, как называли его эти люди — сталинист, и хрущевист, и брежневист — Вучетич был личностью. Глыбой. «Одиноким волком» — так в переводе с югославского звучит его фамилия.

А при его имени в памяти возникают самые грандиозные и впечатляющие работы скульптора: «Воин-освободитель» с ребенком на руках (его меч разрубает фашистскую свастику), величественный мемориал героям Сталинградской битвы, увенчанный скульптурой «Родины-матери», композиция «Перекуём мечи на орала» (она стоит перед входом в здание ООН в в Нью-Йорке).

Вучетича называли ваятелем-титаном, «советским Микеланджело».


Вучетич в мастерской за работой

Фигурки из мыла


А начиналось все 28 декабря 1908 в городе Екатеринославе (ныне Днепропетровск) на Украине. Когда маленький Женечка немного подрос, он вырезал из мыла затейливые фигурки и прятал их под кроватью. Немного необычная для русского уха фамилия была получена будущим прославленным скульптором от отца — черногорца. Он был геологом. Матерью его была Анна Андреевна — урожденная Стюарт, имевшая французские корни. Она работала преподавателем. Вучетич всегда гордился своими дворянскими корнями.

«Фамилия Вучетич по югославски пишется так Вычътич — там нет гласных — там как бы твердый знак, — он как Ы произносится. В переводе — волк. Волк — он же одинокий зверь, по большому счету. Так что — то от фамилии в характере, вероятно, есть », — отмечает сын, писатель Виктор Вучетич.

Детство его отца было счастливым. Но когда Евгению Вучетичу исполнилось 12 лет — началась гражданская война. Ростов, где он жил в то время, переходил то к красным, то к белым. Известно даже о получении ребенком контузии.

Занимаясь в средней школе, Вучетич все свободное время отдавал лепке. Знакомые, видя способности мальчика, посоветовали матери записать ребенка в художественную школу, куда Вучетич и был принят в 1926 году. В школе он работает с огромным увлечением. Главным образом его привлекают события из времен гражданской войны, с которыми он знакомится по рассказам демобилизованных красноармейцев из Первой Конной Армии, оставшихся жить в Ростове. Он увлекается изображением битв, стремительно скачущих всадников, разящих врага. В качестве дипломной работы он выполнил в натуральную величину скульптурную группу, изображавшую матроса на вздыбившемся коне, стреляющего по неприятелю.

По признанию искусствоведов, тогда Вучетичу еще не хватало мастерства, многое в его работе было несовершенным, наивным, но произведение захватывало эмоциональным напряжением, искренностью чувства. Эта его первая самостоятельная работа была приобретена Северокавказским музеем Революции.

Между тем, Ленинградский институт искусств, куда молодой скульптор отправился после завершения учебы в Ростове, совсем не впечатлил Вучетича. Подлинной школой стали ленинградские художественные музеи и многочисленные классические памятники русской скульптуры и архитектуры, которые он жадно и пытливо изучал в Ленинграде, восхищаясь мастерством ваятелей и зодчих XVIII—XIX веков.

«В ленинградском институте он отучился порядка 1,5 лет потому, что был очень сильный всплеск формализма. Он ругался, ссорился плюнул и уехал в Среднюю Азию. Оттуда уже вернулся в Ростов и попал на строительство театра, где ему посоветовали ехать в Москву и добиваться настоящего признания », — вспоминает писатель Виктор Вучетич.

И скульптор поехал. Свое мастерство оттачивал на знаменитой Ленинской библиотеке: он был одержим, упрям и удачлив. В 1937 году на всемирной выставке в Париже несколько работ Вучетича удостоились золотой медали.

Майор Вучетич


«Долина Смерти»


А потом началась война — Великая Отечественная. На фронт скульптор идет добровольцем в качестве рядового солдата-пулеметчика, а затем становится командиром пулеметного батальона. В минуты затишья между боями художник успевал то зарисовать, то наскоро запечатлеть в слепке своих боевых друзей. А потом был Мясной Бор. Место страшное. Так назывался поселок в Новгородской области. К западу от поселка к марту 1942 года вырывались из окружения части Второго Волховского фронта. Прорыв стоил стольких жертв, что эту узкую полоску истерзанного леса и болот стали называть «Долиной смерти».

«Он был в Мясном Бору. Вывел оттуда свой батальон, и еще ряд солдат — вопреки приказу Власова «сложить оружие». Но он не сложил — вывел. Его самого вынесли на шинели, но все-таки люди вышли», — вспоминает Виктор Вучетич.


Gavrilov S.A Памятник генерал-лейтенанту М. Г. Ефремову в Вязьме Смоленской области. 1946

В марте 1943 года, после лечения тяжелого ранения и контузии, Евгения Вучетича зачислили в Студию военных художников имени М. Б. Грекова. Но война не отпускала скульптора. Одна из лучших послевоенных работ — памятник Генералу Ефремову в Вязьме. Генерал Ефремов — личность легендарная: он командовал 33-ей армией, сражавшейся в районе Нарофоминска. В феврале 1942 года армия попала в окружение. Во время тяжелейшего прорыва раненный генерал, не желая сдаваться в плен, застрелился. По рассказам очевидцев, немцы похоронили генерала Ефремова со всеми воинскими почестями. Созданного на переднем фоне памятника раненного солдата скульптор ваял с себя, срисовывая свой портрет в зеркале.


Ivan Narmanev Памятник гвардии рядовому Александру Матросову в Великих Луках. 1954

Впрочем и до окончания войны Вучетич успел поработать — создать скульптурные портреты героев войны, проектировать памятники-монументы генералу армии Н. Ф. Ватутину в Киеве, генерал-майору Л. Н. Гуртьеву в Орле и гвардия рядовому Александру Матросову в Великих Луках.


Евгений Вучетич

Сталин и «Усатый памятник» Победе

Вопрос о памятнике Победы решался в 1944 году. Именно тогда скульптор был приглашен к Сталину.

«Отец тогда поддался всеобщему оглуплению, как это часто бывает: раз памятник Победе, значит должен стоять Сталин. Но у него к тому времени уже была модель солдата с автоматом и девочкой на руках, — уже была! И он на встречу ее привез и поставил, закрыв тряпочкой. И когда Сталин посмотрел на очередного Сталина работы Вучетича, то, по одной из легенд, сказал: «Вам не надоел усатый памятник?» и попросил показать то, что стояло завернутым. И тогда отец показал ему солдата. Сталин посмотрел и сказал: «автомат нужно заменить на меч — это русское оружие». А к мечу уже потребовалась разбитая свастика. Так, собственно, и стал символическим меч, который потом отец пронес через все свое творчество», — вспоминает сын Виктор Вучетич.


Монумент «Воин-освободитель» в Трептов-парке в Берлине


Весь свой дальнейший труд скульптор посвящает воплощению героического образа защитника Родины и ставит своей целью создание галлереи скульптурных портретов героев Великой Отечественной войны. Работу ваятель начал с серии портретов выдающихся сталинских полководцев. К решению этой трудной задачи Вучетич подошел со всей ответственностью: как правило, портреты делались с натуры, но предварительно до личной встречи с портретируемым, скульптор старался узнать о нем как можно больше. Он изучал жизненный путь героя, его военные подвиги. Личное знакомство и работа с натуры способствовали окончательному оформлению образа.

«Остальное отобрали партизаны»


История создание мемориала, посвященного героям Сталинградской битвы, на Мамаевом кургане в Волгограде не менее интереса.


Сооружение монумента «Родина-мать зовет!»


Существует версия, что в конкурсе проектов сначала победил не Вучетич, а молодой скульптор Эрнст Неизвестный . Он хотел изобразить скорбные фигуры Родины-матери со свернутым знаменем в руках и рядом коленопреклоненного солдата. Говорят, что Вучетич пожаловался маршалу Чуйкову. Тот — первому секретарю ЦК КПСС Никите Хрущеву. Нашлись искусствоведы, заявившие, что коленопреклоненный солдат, выполненный Неизвестным, напоминает памятник работы гитлеровского скульптора Шрайбе. У немецкого солдата с обнаженным мускулистым торсом, преклонившего одно колено, в руках был тевтонский меч, а из обмундирования — только каска. Все остальное, пошутил Чуйков, у немца отобрали партизаны…

Пятнадцать лет жизни отдал Вучетич этой работе. По свидетельству родственников, Микеланджело действительно был для него богом искусства.


Скульптура «Скорбь матери» — центральная композиция Площади Скорби

«В любую погоду на открытом воздухе работал. Создавал образы, пережитые им на фронте», — отмечает вдова скульптора Вера Вучетич. Ее слова дополняет сын Виктор: «Отец сделал мемориальный зал, оставив на знаменах пустые места внизу. Все вопросы задают — мол, почему? А он отвечает: мы нашли погибших, но их не всех. Придет время, и люди будут умирать, и дети будут сюда приходить и говорить — «мой отец там погиб». И тогда мы внесем их имена». На Сталинградском мемориале он тоже поставил такую своего рода плиту, но пошел на хитрость: посадил мать, положил ей на колени сына и закрыл лицо сына знаменем. Я спрашивал — «зачем?», а отец сказал: «так надо, — так каждая мать приходящая будет думать кто…».

Площадь Героев. Скульптура «Два бойца, сбрасывающие в Волгу свастику и фашистскую гидру»

Пятнадцать лет поисков выразительных средств, образов. Каждая скульптурная группа волгоградского ансамбля представляет собой самостоятельное произведение искусства и имеет законченный идейно-художественный замысел. А вместе они составляют волнующий образный рассказ о славе Армии.

Скульптурная композиция в центре Зала Воинской Славы: рука погибшего героя, передающего следующим поколениям Вечный огонь жизни

По окончании грандиозных работ Вучетич признавался: «Сейчас ансамбль завершен. За этим — 15 лет поиска и сомнений, печали и радости, отвергнутых и найденных решений. Что нам хотелось сказать людям этим памятником на историческом Мамаевом кургане, на месте кровавых битв и бессмертных подвигов? Мы стремились передать, прежде всего, несокрушимый моральный дух советских воинов, из беззаветную преданность Родине. Памятник героям Сталинградской битвы — это памятник величайшему историческому событию. Это памятник массе героев. И потому мы искали масштабные, особо монументальные решения и формы, которые, на наш взгляд, позволили бы наиболее полно передать размах массового героизма. … Поэтому такое содержание не могло быть воплощено в обычном типе памятников, представляющих однофигурную или многофигурную композицию на постаменте. Именно памятник-ансамбль как высшая форма монументального искусства раскрывал смысл и значение Сталинградской битвы».

Площадь «Стоять насмерть». Скульптура воина-богатыря, вросшего в волжский берег

Мемориал героям Сталинградской битвы был открыт в октябре 1967 года. А 12 апреля 1974 года прославленного скульптора не стало.

«В результате этих физических и эмоциональных нагрузок сердечко не выдержало », — вспоминает вдова.

Можно лишь догадываться, какую боль за Отечество и сострадание к своему народу носил в сердце скульптор Евгений Викторович Вучетич, если его эмоции выражались в таких грандиозных творениях. Грандиозных не только по беспрецедентным размерам, но и, в самом деле, по художественно-образной силе. И хочется заметить критикам: может быть, только в таких по размаху фигурах и можно запечатлеть огромность народного горя, выплеснувшегося за четыре года Великой Отечественной войны.

Архитекторы и скульпторы

(1908 - 1974 гг.) - выдающийся советский российский скульптор-монументалист; народный художник СССР (1959 г.), действительный член (1953 г.) и вице-президент (1970 г.) Академии художеств СССР, Герой Социалистического Труда (1967 г.), пятикратный лауреат Сталинской премии (1946 - 1950 гг.), лауреат Ленинской премии (1970 г.). Участник Великой Отечественной войны, кавалер Ордена Отечественной войны 2-й степени, вышел в отставку в звании подполковника. Член ВКП (б) с 1943 года.

родился 15 (28) декабря 1908 года в городе Екатеринославе (Днепропетровск), в семье эмигранта-черногорца. Отец Виктор Вучетич, по национальности серб из Черногории, в Гражданскую войну был белогвардейским офицером; мать Анна Андреевна, урожденная Стюарт, имела французские корни.

Вскоре семья будущего художника перебралась в Ростов-на-Дону. В восемнадцать лет Евгений Викторович поступил в Ростовскую художественную Школу, которую окончил в 1930 году.

В 1931 - 1933 годах Вучетич учился в Ленинградской академии художеств, начав самостоятельную творческую деятельность, как художник и скульптор.

В 1935 году Евгений Викторович переезжает в Москву, участвует в строительстве гостиницы «Москва» и Государственной библиотеки имени В. И. Ленина. В 1940 году был назначен руководителем художественно-экспериментальных мастерских Управления строительства Дворца Советов в Москве.

С 1937 года Вучетич Евгений Викторович участвовал в художественных выставках, получил золотую медаль Всемирной художественно-промышленной выставки в Париже за скульптурную группу «Климент Ворошилов верхом» (1936 г.).

С первых дней Великой Отечественной войны Вучетич уходит добровольцем на фронт в качестве рядового солдата-пулеметчика. Дослужился до подполковника. В 1943 году был контужен и откомиссован обратно в Москву.

В 1943 - 1960 гг. Вучетич Е. В. работает военным художником Московской Студии военных художников имени М. Б. Грекова.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1967 года «за выдающиеся заслуги в создании произведений монументальной скульптуры, получивших всенародное признание, и создание величественного памятника-ансамбля героям Сталинградской битвы, за плодотворную общественную деятельность» Вучетичу Евгению Викторовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Под руководством Евгения Вучетича в 1946 - 1949 годах совместно с архитектором Я. Б. Болопольским создан величественный памятник-ансамбль «Воину-освободителю» в берлинском Трептов-парке.

Евгений Вучетич – автор монумента «Соединение двух фронтов», воздвигнутого в 1955 году. Монумент «Соединение фронтов» (архитектор Поляков Л.М.) установлен напротив тринадцатого шлюза Волго-Донского судоходного канала в том месте, где 23 ноября 1942 года было завершено окружение группировки фашистских войск под Сталинградом.

В 1957 году Вучетич становится автором аллегорической статуи «Перекуем мечи на орала», установленной у здания ООН в Нью-Йорке (США). Её копия сейчас находится недалеко от филиала Государственной Третьяковской галереи на Крымском валу в Москве. Другая авторская копия установлена в городе Усть-Каменогорск (Восточный Казахстан), на улице Протазанова, перед Центром семейного отдыха «Mesto».

По проекту и под непосредственным руководством Вучетича в 1957 – 1968 гг. сооружен мемориальный ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане в Волгограде; руководитель группы инженеров - Н. В. Никитин. На возвышении кургана был установлен один из самых известных и величественных памятников монументального искусства, посвященных теме героического подвига советского народа в борьбе с фашистскими оккупантами - композиция «Родина-мать» (автор Вучетич).

В 1972 году Вучетич вместе с группой скульпторов начинал работать над реализацией проекта «Национального музея истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» в Киеве. Центральной фигурой музея является 90-метровый монумент «Родина-мать». Скульптура возвышается на днепровских склонах и видна с отдаленных точек украинской столицы. После смерти Вучетича в 1974 году работу возглавил украинский скульптор Василий Бородай, значительно изменивший первоначальный вариант монумента.

Вучетич Евгений Викторович умер 12 апреля 1974 года, похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. В городе Днепропетровск именем Вучетича названо Государственное художественное училище.

Премии и награды: Вучетич Евгений Викторович награжден:

  • двумя орденами Ленина,
  • орденом Отечественной войны 2-й степени,
  • медалями,
  • лауреат Ленинской премии (1970 г.),
  • лауреат пяти Сталинских премий (1946 г., 1947 г., 1948 г., 1949 г. и 1950 г.),
  • лауреат премии имени Джавахарлау Неру (1968 г.).

Памятники:

  • Памятник И.В. Сталину у шлюза № 1 Волго-Донского судоходного канала в Сталинграде (1952 г.; архитектор Поляков Л.М.);
  • Памятник И.В. Сталину на набережной Дона в Ростове-на-Дону (1952 г.);
  • Памятник И.В. Сталину на площади Победы в Калининграде (1953 г., архитекторы: Атанов В.С., Навалихин Д.К.);
  • Памятник генерал-лейтенанту М. Г. Ефремову в Вязьме (1946 г.; архитектор Белопольский Б.Я.; Сталинская премия),
  • Памятник генералу армии Н. Ф. Ватутину в Киеве (1948 г.; архитектор Белопольский Б.Я.);
  • Памятник-бюст дважды Героя Советского Союза А.М. Василевского в городе Кинешма Ивановской области (1949 г.; архитектор Артамонов В.А.);
  • Памятник-бюст дважды Героя Советского Союза М.Е. Катукова в селе Большое Уварово Коломенского района Московской области (1949 г.; архитектор Артамонов В.А.);
  • Памятник-бюст дважды Героя Советского Союза В.И. Чуйкова в селе Серебряные Пруды Московской области (1949 г.; архитектор Артамонов В.А.);
  • Памятник-бюст дважды Героя Советского Союза И.С. Конева в деревне Лодейно Подосиновского района Кировской области (1950 г.; архитектор В.А. Артамонов);
  • Памятник-бюст дважды Героя Советского Союза Т.Т. Хрюкина в Ейске Краснодарского края (1950 г.; архитектор В.А. Артамонов);
  • Памятник-бюст четырежды Героя Советского Союза Г.К. Жукова в селе Угодский Завод Калужской области (1953 г.; архитекторы: А. В. Щусев, А. В. Снегирев);
  • Памятник генерал-лейтенанту Л. Н. Гуртьеву в Орле (1954 г.; архитектор Белопольский Б.Я.);
  • Памятник Белинскому В. Г. в Пензе (1954 г.; архитектор Поляков Л.М.);
  • Памятник Белинскому В. Г. в г. Белинский Пензенской области (1954 г.; архитектор Артамонов В.А.);
  • Памятник Александру Матросову в Великих Луках (1954 г.; архитектор В. А. Артамонов);
  • Памятник В.И. Ленину в Усть-Каменогорске Восточно-Казахстанской области (1956 г.; архитектор Бровкин Н. Ф.);
  • Памятник В. И. Ленину в селе Серебряные Пруды Московской области (1956 г.);
  • Памятник В.И. Ленину в Алма-Ате (1957 г.; архитектор Белоцерковский И.И.);
  • Памятник В.И. Ленину в Нукусе Каракалпакской АССР (1957 г.; архитектор Захаров Г. А.);
  • Памятник-бюст дважды Героя Советского Союза А. А. Новикова в Костроме (1958 г.);
  • Памятник-бюст дважды Героя Советского Союза Р. Я. Малиновского в Одессе (1958 г.; архитектор Захаров Г. А.);
  • Памятник В. И. Ленину в Пензе (1959 г.; архитектор Бровкин Н. Ф.);
  • Памятник В. И. Ленину в Волгограде (1960 г.; архитектор Захаров Г. А.).

Надгробные памятники: Евгений Вучетич также является автором целого ряда надгробных памятников на Новодевичьем кладбище в Москве:

  • маршалу Я. Н. Федоренко (1949 г.);
  • генерал-полковнику Т. Т. Хрюкину,
  • писателю Ф. В. Гладкову,
  • живописцу А. М. Герасимову.

Портретный жанр:

  • «Иван Поддубный», этюд. Бронза. (1933 г.),
  • «Партизанка» бронзовая композиция (1937 г.),
  • Герой Советского Союза В. С. Гризодубова. (1940 г.),
  • Искусствовед М. В. Бабенчиков. Мрамор. 1940 г.,
  • Академик А. Д. Сперанский. Бронза. 1940-е г.,
  • Маршал войск связи И. Т. Пересыпкин. Мрамор. 1944 г.,
  • Генерал армии И. Д. Черняховский (Сталинская премия). Бронза. 1945 г.,
  • Генерал-полковник М. Е. Катуков. Бронза. 1946 г.,
  • Генерал-полковник авиации Т. Т. Хрюкин (Сталинская премия). Мрамор. 1948 г.,
  • Ф. Э. Дзержинский. Мрамор. 1951 г.,
  • Маршал Советского Союза С. М. Буденный. Мрамор. 1951 г.,
  • В. Г. Белинский. Гипс. 1951 - 1952 гг.,
  • Дважды Герой Социалистического труда Аля Анаров. Мрамор. 1954 г.,
  • Дважды Герой Социалистического труда Назарали Ниязов. Мрамор. 1954 г.,
  • И. П. Прудник. Сталевар волгоградского завода "Баррикады". Бронза. 1955 г.,
  • Народный художник СССР А.М. Герасимов. Мрамор. 1956 г.,
  • Вице-президент Всемирного Совета Мира доктор Сайфуддин Китчлу. Мрамор. 1956 г.,
  • Медеплавильщик Кабдрахим Курушев. Бронза. 1957 г.,
  • Герой Социалистического труда комбайнер Амангельды Исаков. Мрамор. 1957 г.,
  • Композитор А. К. Жубанов. Мрамор. 1957 г.,
  • Датский художник Херлуф Бидструп. Бронза. 1957 г.,
  • Чеканщик ленинградского завода "Монументскульптура" Ф. И. Катков. Бронза. 1958 г.,
  • Писатель М. А. Шолохов. Мрамор. 1958 г.,
  • Писатель Ф. В. Гладков. Мрамор. 1959 г.,
  • Птичница Клавдия Севастьянова. Бронза. 1960 г.,
  • Дважды Герой Социалистического труда П. Н. Логвин. Мрамор. 1961 г.,
  • Маршал Советского Союза А. М. Василевский,
  • А. А. Гречко,
  • Г. К. Жуков,
  • Р. Я. Малиновский,
  • В. И. Чуйков (Сталинская премия).

Вучетич Евгений Викторович , выдающийся сов. скульптор, нар. художник СССР (1959), действит. член (1953) и вице-президент (1970) Акад. художеств СССР, Герой Социалистич. Труда (1967), подполковник. Член КПСС с 1943. Окончил художеств, уч-ще в Ростове-на-Дону (1930), учился в Ленингр. академии художеств (1931 - 1933). Активный участник Великой Отечеств, войны. Ок. 20 лет был воен. художником Студии им. М. Б. Грекова (1943- 1960). В стенах студии окончательно сформировался как скульптор, посвятивший своё творчество военно-патриотической теме. Под руководством В. был создан величеств, памятник-ансамбль в берлинском Трептов-парке, олицетворяющий высокое благородство освободит, миссии сов. народа . В. является автором монумента «Соединение фронтов» (1955), воздвигнутого на Волго-Донском судох. канале им. В. И. Ленина. В. - автор аллегорич. статуи «Перекуём мечи на орала» (1957), установленной у здания ООН в Нью-Йорке и в Третьяковской галерее. По проекту и под непосредств. руководством В. был сооружён мемориальный ансамбль героям Сталингр. битвы на Мамаевом кургане в Волгограде . Большой вклад В. внёс в создание художеств. Ленинианы (рисунки, портреты, памятники). Он - автор мн. скульптурных портретов сов. воен. деятелей, героев Гражд. и Великой Отечеств, войн. Среди этих работ - портреты Маршалов Сов. Союза А. М. Василевского, А. А. Гречко, Г. К. Жукова, Р. Я. Малиновского, В. И. Чуйкова (Гос. пр. СССР), ген. армии И. Д. Черняховского (Гос. пр. СССР), ген.-полк. Т.Т. Хрюкина (Гос. пр. СССР) и др.; широко известный памятник Ф. Э. Дзержинскому в Москве, памятники: ген.-л. М. Г. Ефремову в Вязьме (Гос. пр. СССР), ген.-л. Л. Н. Гуртьеву в Орле, ген. армии Н. Ф. Ватутину в Киеве, Александру Матросову в Великих Луках . В.- художник широкого диапазона, создатель галереи скульптурных портретов современников, героев труда, выдающихся деятелей науки, литературы, искусства. Творчество В.- яркий образец искусства социалистич. реализма, подлинной партийности и гражданственности. В.- лауреат Гос. премий СССР (1946, 1947, 1948, 1949 и 1950), Ленинской премии (1970), премии им. Дж. Неру (1968). Награждён 2 орденами Ленина, орденом Отечественной войны 2-й степени и медалями.

Использованы материалы Советской военной энциклопедии в 8-ми томах, том 2.

Памятник Александру Матросову в Великих Луках .

Пятикратный лауреат Сталинской премии

Вучетич Евгений Викторович (15.12.1908, Екатеринослав - 1974, Москва), скульптор, народный художник СССР (1950), действительный член Академии художеств СССР (1953), Герой Социалистического Труда (1967), пятикратный лауреат Сталинской премии (1946, 1947, 1948, 1949, 1950). Образование получил в Ростовском художественном училище (1930) и Ленинградской Академии художеств (1933). Работал в студии военных художников имени Грекова. В 1936 исполнил конную статую К.Е. Ворошилова и стал хорошо известен правящей элите. В 1943 вступил в ВКП(б). Автор памятника-ансамбля воинам Советской армии в Трептов-парке (Берлин, 1946-49). В. создал целый ряд скульптурных портретов советских военачальников (в т.ч. памятники и бюсты М.Г. Ефремова, Н.А. Булганина , Т.Т. Хрюкина, А.М. Василевского и т.д.). Стал любимым скульптором И.В. Сталина и чрезвычайно богатым человеком. В 1949 вместе с целым коллективом скульпторов выполнил грандиозный горельеф "Клянемся тебе, товарищ Ленин", на которой изображалась клятва Сталина у гроба вождя. После смерти Сталина остался ведущим советским скульптором - специалистом по грандиозным проектам. Его памятник-ансамбль на Мамаевом кургане (Волгоград, 1963-67) был в 1970 удостоен Ленинской премии. До конца жизни слово В. в художественных кругах СССР было решающим, и он неизменно пользовался благоволением власти. Во дворе своего дома в Москве Вучетич установил выполненный км бюст В.И. Ленина, причем вождь был повернут лицом к дому, а к улице, где проходили люди, - затылком. Несмотря на неудовольствие местных Партийный властей памятник не был развернут и остался так, как его поставил В. В 1958 в центре Москвы на Лубянской площади был установлен выполненный Вучетичем памятник Ф.Э. Дзержинскому, ставший символом тоталитарной эпохи и снесенный народом в сент. 1991.

Использованы материалы из кн.: Залесский К.А. Империя Сталина. Биографический энциклопедический словарь. Москва, Вече, 2000

Фрагмент мемориального комплекса на Мамаевом кургане в Волгограде.

На Мамаевом кургане

Скульптор сталинской эпохи

ВУЧЕТИЧ Евгений Викторович (1908-1974). Скульптор, один из самых именитых деятелей искусства сталинской эпохи. Народный художник СССР (1959), действительный член Академии художеств СССР (1953). Родился в Екатеринославе (Днепропетровск). В 1926-1931 гг. учился в Ростовском художественном училище, в 1931-1933 гг. - в Ленинградской Академии художеств. Член ВКП(б) с 1943 г. Портретист и монументалист.

В героико-символических, подчас гипертрофированно монументальных образах стремился отразить подвиг советского народа в Великой Отечественной войне. Им создана целая галерея скульптурных портретов Сталина, политических деятелей, советских военачальников, героев войны и труда.

Автор многих крупномасштабных скульптурных композиций, в том числе: мемориала воинам Советской Армии в Трептов-парке в Берлине (1949); мемориального комплекса на Мамаевом кургане в Волгограде (1967). Среди других произведений - портрет генерала армии И.Д. Черняховского (1945); памятник В.И. Ленину во Львове; памятник Ф.Э. Дзержинскому на Лубянке (1958 г., сброшен народом с пьедестала в сентябре 1991); скульптура «Перекуем мечи на орала» в Нью-Йорке (1957 г., подарена ООН).

Вучетич - создатель самого грандиозного памятника Сталину в СССР на Волго-Донском канале (1951 г.; снесен в период десталинизации). В докладе на закрытом заседании XX съезда партии (1956) Н.С. Хрущев возмущался, что постановление Совета Министров о сооружении этого монумента, на который пошло 33 тонны меди, не считая других материалов, подписал лично Сталин.

За заслуги перед родиной Вучетич был удостоен звания Героя Социалистического Труда (1967), пяти Сталинских премий (1946, 1947, 1948, 1949, 1950) и Ленинской премии (1970). В честь Вучетича названа одна из улиц Москвы.

Публицистическая статья Вучетича «Внесем ясность» по поводу оценки сталинской эпохи подверглась резкой критике со стороны К. Симонова (Уроки истории и долг писателя //Наука и жизнь. 1987. № 6).

Использованы материалы кн.: Торчинов В.А., Леонтюк А.М. Вокруг Сталина. Историко-биографический справочник. Санкт-Петербург, 2000

Советский воин-освободитель.
Берлин. Трептов парк. 1946–1949

ВУЧЕТИЧ Евгений Викторович (1908-1974) - советский скульптор, народный художник СССР(1959), действительный член АХ СССР (1953), Герой Социалистического Труда (1967), лауреат Ленинской (1970) и Сталинской премий (1946, 1947, 1948, 1949, 1950).

В монументальных, героико-символических скульптурах и ансамблях воссоздавал важнейшие события в истории Советского государства, особенно Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., в которой он участвовал.

Наиболее значительные произведения: памятник-ансамбль воинам Красной Армии, павшим в боях с фашизмом (Трептов-парк в Берлине, 1946-1949), памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане (Волгоград, 1963-1967), аллегорическая статуя «Перекуем мечи на орала» (у здания ООН, Нью-Йорк, 1957, «Гран-при» на Всемирной выставке в Брюсселе, 1958).

Создал серию скульптурных портретов выдающихся военачальников Красной Армии, в чьих образах отражен подвиг советского народа в Великой Отечественной войне (И. Д. Черняховский, 1945; М. Г. Ефремов, 1946; В. И. Чуйков, 1947; Н. Ф. Ватутин, 1948).

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 106.

Сочинения:

Художник и жизнь. М., 1963.

Литература:

Федоров А. Евгений Викторович Вучетич. М., 1972;

Шахмагонов Ф. Ф. Евгений Викторович Вучетич. М., 1970;

Шевцов H. M. Евгений Викторович Вучетич. Л., 1960.