Взаимоотношения учителя и ученика: основные проблемы взаимоотношений. "взаимоотношения педагогов и детей как педагогическая категория смысла пространства детства"

УДК 378.14

Н.Ф. РАДИОНОВА

доктор педагогических наук, профессор, кафедра педагогики, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена E-mail: [email protected] С.В. РИВКИНА

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена E-mail: sv. [email protected]

Doctor of pedagogical sciences, Professor, Department of pedagogics, State Pedagogical University of Russia named

after A.I. Herzen E-mail: [email protected] S.V. RIVKINA

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate professor, Department of pedagogics, State Pedagogical University of Russia named after A.I. Herzen E-mail: [email protected]

ПРОБЛЕМА ОТНОШЕНИИ УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ: ИСТОРИЯ ВОПРОСА THE PROBLEM OF STUDENT-TEACHER RELATIONS IN PEDAGOGICAL SCIENCE. BACKGROUND

В статье в контексте обновления содержания и организационных форм образования представлены результаты теоретического анализа и обобщения научно-педагогических исследований, обращенных к проблеме отношений педагогов и учащихся в образовательном процессе.

Ключевые слова: отношения в образовательном процессе; позиции педагогов и учащихся в образовательном процессе; взаимосвязь деятельностей, взаимосвязанная деятельность, совместная деятельность, сотрудничество субъектов педагогического процесса.

The article in the context of content and organizational forms renewal deals with results from theoretical analysis and generalization of research and development in pedagogy, aimed at the problem of relations between teachers and students in educational process.

Keywords: relations in educational process, attitudes of teaches and students in educational process, interrelation of activities, interrelated activities, group activity, the collaboration of the subjects in pedagogical process.

В современных условиях предпринимаются серьезные шаги по обновлению образования на различных его ступенях . При этом меняются не только подходы к отбору и структурированию содержания, организации процесса, но меняется сам характер отношений участников педагогического процесса, их взаимные позиции в образовании. Создаются условия, при которых участники образовательного процесса становятся сотрудниками совместной деятельности, а поэтому каждый из них имеет право на индивидуальный выбор, на личностное самоопределение и самореализацию. Переход на новые педагогические отношения, как свидетельствуют исследовательские данные, оказывается не простым, а весьма противоречивым. Возникает целый комплекс проблем, которые требуют своего разрешения. В этой связи весьма уместно обращение к знаниям об отношениях учитель - ученик, накопленным в педагогической науке.

Существенный вклад в разработку проблемы отношений педагогов и учащихся внесли педагоги 20-х годов ХХ века (Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, С.Т. Шацкий, Е.А. Аркин, К.Н. Вентцель, Н.И. Иорданский, А.П. Пинкевич, М.П. Пистрак, С.М. Ривес, В.Н. Сорока-Росинский, В.Н. Шульгин и др.), о чем свидетельствуют и работы этих ученых, и специальные исследования, посвященные их наследию.

Именно в этот период были предприняты первые

попытки обосновать характер отношений педагогов и учащихся в новой школе, наметить их взаимные позиции, очертить содержание и формы совместной деятельности в школе и вне ее. Позиции ученых по всем этим вопросам были неоднозначны. Одни из них, недооценивая возможности детей, считая их слабыми, беспомощными существами, дело которых - слушаться родителей и учителей, предлагали строить отношения постоянного контроля, послушания. Они фактически стремились сохранить те отношения, которые были в старой школе, когда учителя и учащиеся были связаны «общей цепью обязанностей: учить и учиться». Другие, высоко оценивая роль самостоятельности, активности, творчества самих детей, явно недооценивали роль педагогов, сводя ее к консультациям, оказанию помощи. Третьи, и прежде всего Н.К. Крупская, А.В. Луначарский С.Т. Шацкий, последовательно отстаивали позицию разумного сочетания активности и педагогов, и учащихся в жизни школы.

При разработке всех этих положений ученые исходили из новых целей, которые призвана была решать школа: воспитывать человека, всесторонне развитого «с сознательными и организованными общественными инстинктами», имеющего «цельное, продуманное мировоззрение» ясно понимающего все то, что происходит вокруг него в природе и общественной жизни; подготовленного в теории и на практике ко всякого рода

© Н.Ф. Радионова, С.В. Ривкина © N.F. Radionova, S.V. Rivkina

труду, как физическому, так и умственному, умеющего «строить разумную, полную содержания, красивую и радостную общественную жизнь» ; как «гармонично развитую индивидуальность», как «умеющего жить в гармонии с другими», умеющего содружество-вать, сочувствовать; социально мыслить»; как «интернационалиста, коллективиста, организатора, реалиста, мастера своего дела, отдающегося своему настоящему призванию» .

Чтобы воспитать такого человека из ребенка, необходимо, как неоднократно подчеркивал С.Т. Шацкий, коренным образом пересмотреть взгляды «на детский вопрос», изменить положение детей в школе, превратить ее в «школу для детей», создать в ней «условия для организации детской жизни в данный момент».

В ребенке необходимо «видеть человека», «уважать его личность», предоставлять ему «как можно больше самостоятельности, меньше опекать его». Детям необходимо «доверять, неформально к ним относиться», «дать развернуться». Вслед за Л.Н. Толстым, Н.К. Крупская призывала взрослых постоянно учиться у детей; не стыдиться признаваться в ошибках; помнить, что дети тоже имеют права.

Реализации такого отношения к детям способствует изменение взаимного положения учителей и учащихся в школе. Учитель - старший товарищ, который помогает «ребятам налаживать дружную игру и работу, дружную жизнь...». Он опытный, разумный, авторитетный товарищ, у которого есть общее дело с учениками - помощь в строительстве в стране. Он ни «начальство», ни какая-то «особая порода», скучная и рассудительная, ни в чем не родственная душе подростка, а старший в «разновозрастной семье». Положения педагогов и учащихся не являются застывшими, неизменными, противостоящими друг другу» Ученики и учителя «одушевлены одной общей идеей», они совместно организуют жизнь в школе, т.е. обсуждают ее проблемы, принимают совместные решения, совместно действуют».

Таким образом, в советской педагогике уже в 20-е годы XX века проблема гуманизации и демократизации отношений педагогов и учащихся была обозначена. Ученые указывали на зависимость этих отношений от общей социальной ситуации, от характера организации жизни в школе, от отношения педагогов к детям, к своему делу, своим коллегам, своему профессиональному росту. Подчеркивалось, что «товарищеские» отношения педагогов и учащихся способствуют развитию личности. В свою очередь, сами эти отношения формируются в условиях «открытости школы», богатства содержания ее деятельности, правильно организованного самоуправления» широких контактов самих педагогов, вариативности взаимных позиций педагогов и учащихся.

Идеи ученых были широко связаны с практикой. Они рождались как обобщение опыта и затем опять апробировались в практике. Они нашли свое отражение в работе детских учреждений, которыми ру-

ководили М.М. Пистрак, В.Н. Сорока-Росинский, С.Т. Ривес, С.Т. Шацкий и др. Они широко использовались при поиске организационных форм обучения (П.П. Блонский, Б.В. Игнатьев, С.Н. Белоусов, Л.Э. Левин, А.П. Пинкевич, С.М. Ривес и др.): студийная система, Дальтон-план, метод проектов.

Важную роль в становлении теории и практики отношений в педагогической науке в этот период сыграл, безусловно, А.С. Макаренко, творчество которого охватывает 20-е и 30-е годы двадцатого века.

Работы самого А.С. Макаренко и проведенные исследования его творчества убеждают в том, что оценить в полной мере его вклад в разработку той или иной проблемы можно только при условии целостного восприятия всей его педагогической системы, А это значит, что для того чтобы выяснить, что же внес А.С. Макаренко в теорию и практику отношений, необходимо разобраться, по крайней мере, в следующих вопросах: какую роль он отводил педагогам и воспитанникам в своей системе, какие связи предполагал между ними, их с другими элементами системы, какими видел их отношения друг к другу, какие пути формирования этих отношений обозначал.

Главная роль в педагогической системе А.С. Макаренко принадлежала цели воспитания, под которой он понимал «программу человеческой личности, программу человеческого характера», общую для всех и обязательно имеющую «индивидуальный корректив». Такое понимание цели уже предполагало внимательное отношение ко всем воспитанникам, формирование у каждого из них общего, особенного и специфического.

Достижение этой цели обеспечивалось двумя взаимосвязанными путями: опосредованным, воздействием на личность через коллектив («параллельное педагогическое действие») и непосредственным воздействием на личность (этому воздействию в практической своей деятельности А.С. Макаренко уделял немало внимания, однако в теории вопрос о влиянии личности педагога на воспитанника освещен не достаточно полно).

Воздействие первичного коллектива на воспитанников осуществлялось в процессе разнообразной деятельности в составе единого коллектива, членами которого являлись на равных педагоги и дети.

Жизнь коллектива была соответствующим образом организована: согласовывались во «времени» и «пространстве» различные виды деятельности, деятельность единого коллектива и первичных, отдельных воспитанников и коллектива, педагогов и воспитанников и т.д. Для этого широко использовались различные способы (руководство, педагогическое руководство, самоуправление) и формы организации (последовательное выполнение совместной деятельности, параллельное, сотрудничество). Во всех указанных способах достаточно четко просматривался характер связей педагогов и воспитанников.

Общее руководство осуществлял «уполномоченный государством руководитель», «самое ответственное лицо». А.С. Макаренко подчеркивал, что мастерство

его должно состоять в том, чтобы, сохраняя строгое соподчинение, ответственность, дать широкий простор общественным силам школы. Необходимо добиваться, чтобы кабинет его «сделался центром внимания и притяжения всего коллектива и в особенности любимой комнатой актива, с которым педагогический руководитель всегда должен находиться в общении, не ожидая специальных заседаний и собраний». Вся работа его должна проходить открыто, каждый воспитанник в любой момент должен иметь возможность зайти к руководителю.

Педагогическое руководство в коллективе осуществляли воспитатели, работающие на отрядах. Главная суть его состояла в том, чтобы помочь «воспитаннику выбрать себе путь», что было важно не только для будущей жизни, но еще и потому, что это отражалось на тонусе его деятельности и жизни в учреждении. Воспитатель изучал состав своих отрядов, «жизнь и особенности характера каждого воспитанника, его стремления, сомнения, слабости и достоинства» [там же, с. 320], участвовал в делах воспитанников (производственных, хозяйственных, учебных и др.), помогал им в организации учебной домашней работы, в подборе книг, в проведении праздников, генеральной уборки и т.д. Во всех вопросах воспитатель опирался на положительное в своих воспитанниках.

Широко использовались возможности различных объединений: отрядов, советов, комиссий, штабов, клубов, бригад и т.д. Воспитатели в этой системе занимали различные позиции: общее управление в течение дня принадлежало дежурным - одному воспитателю и одному воспитаннику; другие воспитатели принимали участие в работе отрядов и как все члены коллектива, они подчинялись дежурным. В процессе самой деятельности их позиции также видоизменялись: они могли наблюдать за тем, как работают воспитанники (классные занятия); помогать им в работе (домашние задания, чтения); участвовать в работе наравне с воспитанниками (хозяйственные вопросы); получать помощь от воспитанников («обработка» отдельных воспитанников. По отношению к органам самоуправления администрация и педагоги занимали мудрую позицию: не подменяли их; если были согласны с решением -апеллировали к общему собранию; основным методом считали влияние на органы самоуправления в процессе самой деятельности.

Таким образом, каждый из рассмотренных способов организации жизни и деятельности коллектива предполагал вполне определенные взаимные позиции педагогов и воспитанников (руководитель - подчиненный; воспитатель - воспитанник; старший - младший; члены одного коллектива; сотрудники общего дела). А все вместе они создавали определенную сетку отношений, в которой их взаимные позиции постоянно варьировались. Приоритет того или иного способа определялся в зависимости от содержания деятельности, от уровня развития коллектива, опыта воспитателей и воспитанников, особенностей сложившейся ситуации.

Таким образом, проблема взаимосвязей педагогов

и воспитанников в системе А. С. Макаренко занимала достойное место. Ему удалось не только показать зависимость характера этих взаимосвязей от сущности социального заказа, но и обосновать влияние взаимных позиций педагогов и воспитанников в коллективе на их отношения, а их, в свою очередь, на эффективность деятельности. А.С. Макаренко предложена оригинальная система конструирования и организации связей и отношений взрослых и детей, органически вписывающаяся в жизнь коллектива и постоянно развивающаяся в процессе его деятельности. Эту систему отличают педагогическая целесообразность, многоуровневость, вариативность позиций педагогов и воспитанников, сочетание педагогического руководства с активностью самих воспитанников и т.д.

Для обозначения взаимосвязей педагогов и воспитанников А.С. Макаренко использует различные понятия: «параллельное педагогическое действие», «прямое воздействие», «руководство», «управление», «самоуправление», «совместная работа», «общение», «отношение».

В 30-е -начало 50-х годов ХХ века на первый план выдвигаются новые аспекты проблемы отношений учителей и учащихся, воспитателей и воспитанников. В этот период идет интенсивный поиск таких организационных форм взаимодействия, которые бы позволяли наиболее эффективно выполнять обращенный к школе социальный заказ. Нередко в таких случаях абсолютизировалась позиция педагога во взаимодействии с учащимися.

Значительный вклад в разработку проблемы взаимодействия педагогов и учащихся внесли ученые второй половины 50-х -60-х годов ХХ века. В новой социальной ситуации, характеризующейся обновлением общественной жизни, возникает объективная потребность в разработке проблемы гуманизации отношений в школе, характера взаимодействия в ней учителей и учащихся.

В этот период В. А. Сухомлинский предпринимает первую попытку целостного рассмотрения педагогических проблем на основе гуманистического принципа сотрудничества взрослых и детей.

Исходя из того, что задача школы «не только в том, чтобы дать каждому знания, необходимые для трудовой и полноценной общественной деятельности, но и в том, чтобы дать каждому счастье личной духовной жизни» , В.А. Сухомлинский неоднократно подчеркивал, что это счастье «невозможно без полноты внутреннего духовного мира, без радости труда и творчества, без ощущения чувства собственного достоинства, чести, гордости». [там же, с. 21-22] А это, в свою очередь, невозможно без соответствующей педагогической позиции. Учитель, по мнению В.А. Сухомлинского, должен быть не только наставником, но и другом учащихся, вместе с ними преодолевать трудности, переживать, радоваться и огорчаться. А для этого сам педагог должен быть яркой личностью, иметь идейные убеждения, богатую духовную жизнь. Существенную роль в развитии личности каждого пе-

дагога может сыграть педагогический коллектив, который сохраняет «непреходящие духовные ценности - в убеждениях, взглядах, традициях, привычках учителей, в личной неповторимости каждого педагога, в живых отношениях между учителями и учениками, в отношениях между детьми». Сухомлинский убедительно доказал (и теоретически, и практически), что педагогический коллектив действительно становится влиятельной воспитательной силой и по отношению к учащимся, и по отношению к самим педагогам, если в нем сформирована определенная система убеждений. Такой коллектив становится источником мысли, творчества, поисков каждого учителя, обращает его к миру детства, учит ощущать ребенка, осознавать силу своего влияния на детей, формирует «мудрую власть педагога» как способность все понимать.

Таким образом, В.А.Сухомлинского в отношениях педагогов с учащимися, педагогического коллектива с ученическим прежде всего интересовал духовный потенциал личности и его обогащение в процессе общения, совместной работы, самовоспитания, самосовершенствования. Он исходил из того, что только духовно богатый педагог (образованный, глубоко чувствующий, грамотно действующий) способен установить истинно человеческие отношения со своими воспитанниками.

Такие отношения предполагают взаимное понимание, взаимное сопереживание, взаимную помощь. Как писал В. А. Сухомлинский: «самое главное здесь - взаимность, строжайшая непримиримость, самонепримиримость к безделию, нерадивости, расточительству времени и других богатств и ценностей, тонкое взаимное чувствование труда». Но взаимное понимание и чувствование не означают равенства педагогов и воспитанников, поэтому В. А. Сухомлинский и призывал не ставить ребенка «на одну доску с собой, не предъявлять ему таких требований, какие предъявляются к взрослым, но и самому не оребячиваться, не опускаться к уровню ребенка, понимая вместе с тем сложность детских поступков и отношений в детском коллективе». Руководит воспитанием и самовоспитанием педагог. Это педагогическое руководство есть прежде всего отношения между педагогом и воспитанником, проникнутые глубокой взаимной верой в добрые намерения. Исходя из многолетнего опыта, В. А. Сухомлинский обращает внимание педагогов на то, что успех их работы зависит от «стиля... воспитательного влияния», т.е. от отношения к воспитаннику, от системы применяемых методов, от тона обращения и т.д.

В этот период к проблеме воспитательных отношений обратился И.П. Иванов. Анализируя эту проблему, которая впервые была обозначена еще в 40-е годы ХХ века Н.А. Петровым, он рассматривает во взаимосвязи объективные и субъективные (внутренние) позиции воспитателей и воспитанников. Он обращает внимание на то, что, если педагоги действуют только или по преимуществу как передатчики, а воспитанники - как активные, даже творческие потребители готового опыта, то появляются серьезные причины для потребительской

психологии. Именно поэтому отношениям «авторитаризма» (усвоение готового опыта в пассивной деятельности, организуемой воспитателей), «чрезмерной опеки» (усвоение готового опыта в активной деятельности, организуемой воспитателями), «свободного воспитания» он противопоставляет два вида объективных воспитательных отношений: отношения «товарищеского творческого обучения» и отношения «творческого содружества».

Таким образом, у И.П. Иванова различные педагогические позиции рассматриваются не как равно возможные, выбираемые в разных ситуациях, а как прогрессивные, способствующие целостному формированию личности, и регрессивные - тормозящие этот процесс. Прогрессивна, по И.П. Иванову, та педагогическая позиция, которая обеспечивает реальное, активное, творческое включение каждого воспитанника в соответствующую (по целям, содержанию, организации) совместную деятельность, т.е. обеспечивает принципиально иной характер взаимодействия воспитателей, воспитателей и воспитанников, самих воспитанников. Методика организации такого взаимодействия была разработана И.П. Ивановым и его учениками. Она широко применялась в лагере «Орленок», «Зеркальный», в коммунарском движении в 60-е годы ХХ века.

Совершенствование характера отношений учителей и учащихся, воспитателей и воспитанников ученые связывали в этот период с формированием педагогически целесообразного стиля отношений, стиля руководства (А. А. Бодалев, Н.А. Березовин, Я.Л. Коломинский, Т.Н. Мальковская, Н.Ф. Маслова, А.В. Петровский, Л.И. Уманский и др.).

Проведенные исследования убеждают, что изменению позиции педагогов способствует коллективная познавательная деятельность учащихся (М.Д. Виноградова, В.В.Котов, Х.Й. Лийметс, И.Б. Первин, В.А. Синицкая и др.); ученическое самоуправление (Н.М. Изосимов, В.М. Коротов, З.А. Малькова, Ю.П. Сокольников и др.), широкое использование игры в жизни коллектива (С.А. Шмаков, В.А. Фомин), внимание и знание системы отношений в коллективе и полонения (формального и неформального) каждого школьника в ней (Л.И. Новикова).

Для исследований этого периода характерно, что умения, способности педагога строить необходимые отношения с учащимися рассматриваются как показатель педагогического мастерства (Ю.П. Азаров и др.), развитого педагогического такта (Т.Н. Бондаревская, П.М. Селезнев и др.), авторитета (Д.Ф. Самуйленков и др.), педагогической деятельности (Н.Г. Кузьмина и др.), важной характеристикой личности учителя (А.И. Щербаков и др.).

Для обозначения взаимосвязей педагогов и учащихся использовались разные понятия: «отношения», «взаимоотношения», «взаимосвязь позиций», «педагогическое руководство», «воспитательные отношения», «педагогические отношения», «сотрудничество» и т.д. Чаще всего понятием «взаимоотношения» обозначали субъектные отношения (реально существующие, сло-

жившиеся). В воспитательных же и педагогических отношениях одновременно выделялись объективные (заданные) и субъективные.

В 70-80-е годы ХХ века разработка обозначенной нами проблемы продолжалась. И это было не случайно, а вполне закономерно. Обусловлено это было рядом причин.

Во-первых, разработки теории отношений учитель-ученик настоятельно требовала практика. К началу 70-х годов ХХ века школа, учителя оказались в очень трудном положении. В условиях всеобщего среднего обязательного образования, переход к которому осуществлялся в период информационного «взрыва», необходимо было не только учить всех, но еще и формировать у каждого школьника стремление и умения постоянно пополнять свои знания. Справиться с этим при традиционной организации обучения, когда позиции учителя и учащихся поляризованы (дающий - берущие), когда учащиеся работают рядом, но не вместе, когда учитель не ощущает себя членом коллектива, не чувствует поддержки коллег, родителей и т.д., было просто невозможно. Нужны были новые решения, которые обеспечили бы интеграцию всех усилий: самих учащихся, педагогов, родителей. Необходим был поиск новых форм связей, отношений, взаимодействия.

Во-вторых, в 60-е и 70-е годы ХХ века философы, социальные психологи и психологи интенсивно разрабатывали проблемы деятельности, общения, отношений, взаимодействия, что также безусловно создавало необходимые предпосылки для решения проблем отношений учитель-ученик.

В-третьих, определенную роль в становлении данной теории сыграла зарубежная педагогика, в которой разрабатывались проблемы общения, отношений учителя и учащихся (В. Кессаль, А. Коссаковский, К. Кнауэр, К. Отто, Х. Мушинский и др.).

В-четвертых, в самой педагогической науке к этому времени было накоплено немало фактов, идей, положений, относящихся к различным аспектам отношений педагогов и учащихся.

Отношения педагогов и учащихся изучаются на различных уровнях: на социально-политическом, социально-педагогическом, психолого-педагогическом (методическом) и личностном, на социально-педагогическом, организационно-педагогическом и психолого-педагогическом (Б.З. Вульфов, Х.И. Лийметс, Л.И. Новикова и др.); на функционально-ролевом и личностном (Н.П. Аникеева, В.Я. Ляудис, В.П. Панюшкин и др.).

В исследованиях этого периода широко используются понятия: «воспитательное взаимодействие» и «учебное взаимодействие».

Воспитательное взаимодействие как взаимодействие воспитателя и воспитанника (коллектива воспитанников), направленное на то, чтобы достичь общественно желаемого состояния развития воспитанника, зафиксированного в качестве целей коммунистического воспитания, или, другими словами, как сущностная характеристика воспитательного процес-

са, изучается в работах Х.И. Лийметса, Б.П. Битинаса, Н.И. Смирнова и других.

Понятием «учебное взаимодействие» ученые оперируют при изучении проблем учебного процесса (Ш.А. Амонашвили, А.М. Матюшкин, В.Я. Ляудис,

B.П. Панюшкин, О.К. Тихомиров, И.Э. Унт и др.). При этом предпринимается попытка выделить такой тип взаимодействия, который призван быть ведущим для психического развития личности. По мнению ученых, такое взаимодействие предполагает: наиболее высокий уровень активности личности как учителя, так и ученика; богатство и разнообразие их взаимосвязей, отношений, порождаемых процессом достижения целей совместной учебной деятельности; широкий спектр мотивов. Другими словами, оно обеспечивает творческую продуктивную деятельность учащегося с самого начального этапа освоения учебного материала и на всем протяжении обучения в отличие от традиционного, где позиция учителя и ученика поляризованы, где активность последних регламентируется в рамках имитации действий учителя, подражания задаваемым образцам. Такой тип взаимодействия ученые называют продуктивным и связывают его с диалогом участников учебного процесса, с их сотрудничеством, межличностным взаимодействием. Именно эти условия повышают «уровень интимности» отношений и превращают сам учебный процесс в «человекообразующий». В результате такого взаимодействия происходит взаимное обогащение учителя и учащихся: их кругозора, интеллектуального и эмоционального потенциалов.

Проведенные исследования (Т.С. Буторина, Н.Ф. Маслова, А.В. Мудрик и др.) убеждают, что не всякий стиль педагогического руководства (деятельность педагогов) стимулирует активную деятельность воспитанников. В то же время нет и не может быть единого, наилучшего на все случаи характера педагогического руководства (характера взаимосвязанной деятельности). А это значит, что в каждом конкретном случае характер взаимосвязи специально продумывается, выбирается в соответствии с решаемыми задачами, спецификой содержания деятельности, предыдущим опытом, сложившейся системой отношений и т.д.

Во второй половине 80-х годов ХХ века, в новой социальной ситуации, появляются оригинальные концепции, обращенные к развитию как основополагающему принципу педагогической науки и практики (Ш.А. Амонашвили, О. С. Газман, Э.Д. Днепров, И.П.Иванов, В.А.Караковский, В.Д.Шадриков и др.). Одновременно идет поиск педагогов-новаторов (И.П. Волков, Т.И. Гончарова, Н.П. Гузик, Е.Н. Ильин,

C.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов, М.П. Щетинин, Е.А. Ямбург) такой организации жизни в школе, которая способствовала бы гуманизации всех отношений в ней. Этот поиск обозначает проблему сотрудничества, которое рассматривается и как способ организации совместной деятельности учителей и учащихся, и как особая характеристика их отношений, и как принцип школьной жизни.

Библиографический список

1. Иванов И.П. Два подхода к воспитанию и проблема воспитательных отношений // Актуальные проблемы коммунистического воспитания школьников. Под ред. Т.Н.Мальковской. М.: АПН СССР, 1980. С. 18-31.

2. Крупская Н.К. Педагогические сочинения. В 6-ти т. Под ред. А.М. Арсеньева и др. Т. 1. М.: Педагогика, 1978. 368 с.

3. Крупская Н.К. Педагогические сочинения. В 6-ти т. Под ред. А.М. Арсеньева и др. Т.2. М.: Педагогика, 1978. 452 с.

4. Крупская Н.К. Педагогические сочинения. В 6-ти т. Под ред. А.М. Арсеньева и др. Т.3. М.: Педагогика, 1978. 472 с.

5. Луначарский А.В. О народном образовании. М.: АПН РСФСР, 1958. 559 с.

6. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. Т. 4. Сост. Л.Ю.Гордин, А.А. Фролов. М.: Педагогика, 1983. 368 с.

7. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. Т. 4. Сост. М.Д. Виноградова, А.А. Фролов. М.: Педагогика, 1984. 400 с.

8. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. - Мн: Народная асвета, 1978. 288 с.

9. СухомлинскийВ.А. Павлышская средняя школа: Обобщение опыта учеб.-воспит. работы в сел. сред.школе. 2-е изд. М.: Просвещение, 1979. 393 с.

10. Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. Ижевск: Удмуртия, 1981. 296 с.

11. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 1. Под ред. Н.П.Кузина, М.Н.Скаткина, В.Н.Шацкой. М.: Педагогика, 1980. 304 с.

12. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т.2 /Под ред. Н.П.Кузина, М.Н.Скаткина, В.Н.Шацкой. М.: Педагогика, 1980. 416 с.

13. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг. URL: http://www.fcpro.ru/

1. Ivanov I.P. Two approaches to the problem of education and educational relations // Actual problems of communist education of pupils. Ed. T.N.Malkovskoy. Moscow: Academy of Pedagogical Sciences, 1980. Pp. 18-31.

2. Krupskaya N.K. Pedagogical works. In 6 vols / Ed. A.M. Arsenyev, etc. V.1. M.: Education, 1978. 368 p.

3. Krupskaya N.K. Pedagogical works. In 6 vols / Ed. A.M, Arsenyev, etc. V.2. M.: Education, 1978. 452 p.

4. Krupskaya N.K. Pedagogical works. In 6 vols / Ed. A.M. Arsenyev, etc. V.3. M.: Education, 1978. 472 p.

5. LunacharskyA.V. On Public Education. M.: APNRSFSR, 1958. 559 p.

6. MakarenkoA.S. Pedagogical works: In 8 vols 4 / Comp. L.Yu.Gordin, AA Frolov. M.: Education, 1983. 368 p.

7. Makarenko A.S. Pedagogical works: In 8 vols 4 / Comp. M.D.Vinogradov, A.A. Frolov. M.: Education, 1984. 400 p.

8. Sukhomlinsky VA. How to bring true man. Mn: Narodnay asveta, 1978. 288 p.

9. Sukhomlinsky V.A. Pavlyshskoy high school: Lessons learned educational work in a rural high school. 2nd ed. M.: Education,

10. Sukhomlinsky V.A. Hundred tips teacher. Izhevsk, Udmurtia, 1981. 296 p.

11. Shatsky S.T. Selected pedagogical works: In 2 volumes Vol.1 / Ed. N.P.Kuzina, M.N.Skatkina, V.N.Shatskoy. M.: Education,

12. Shatsky S.T. Selected pedagogical works: In 2 volumes Volume 2 / Ed. N.P.Kuzina, M.N.Skatkina, V.N.Shatskoy. M.: Education, 1980. 416 p.

13. Federal Target Program of Education Development for 2011-2015. URL: http://www.fcpro.ru/

В древности японские мудрецы высказывали интересную мысль: «До 3-х лет ребенок – бог, с 3 до 7 лет – раб, с 7 до 14 лет – слуга, а с 14 лет – друг». С моей точки зрения, в этом высказывании выражено отношение к ребенку с учетом его знаний, жизненного опыта, умения ориентироваться в социуме. Мораль древней мудрости заключается в следующем: чтобы ребенок стал самостоятельным и ответственным, он должен научиться подчиняться, впитывать знания, постепенно учиться анализировать поступки, выполнять различные поручения и задания. Только после этого можно говорить о партнерстве в отношениях.

Одной из главных проблем современной образовательной практики является взаимоотношение учителей и учеников. Рассмотрим разные точки зрения на проблему построения отношений педагога с учащимися. Например, одни исследователи рассматривают ученика как объект воздействия. В этом случае именно учитель определяет цели и задачи в обучении, объем и содержание изучаемого материала, тему и содержание внеклассного мероприятия, а ученику остается лишь выступать исполнителем воли учителя. Другая распространенная точка зрения рассматривает ученика как субъект взаимодействия, т.е. ученик сам определяет цель, задачи, объем и содержание материала, а учитель только высказывает пожелания по обучению, направляя деятельность ученика.

Как показывает практика, в современной школе можно столкнуться и со случаями «самодержавия» педагогов, и полного попустительства под видом демократических отношений. Многие педагоги бросаются из крайности в крайность, и, к сожалению, сейчас ребенку предоставляется или слишком большая свобода, которая приводит к печальным последствиям как для ребенка, так и для его близких, или очень сильно ограничивается всякая самостоятельность и инициативность.

С моей точки зрения. ученик может быть и субъектом, и объектом в зависимости от ситуации. Мной было проведено исследование проблемы взаимодействия учащихся и педагогов в МОУ СОШ № 59 г. Кирова. Для этого было организовано анкетирование учащихся 8-х, 9-х и 11-х классов (всего 130 человек).

Как показали результаты анкет, некоторые ученики воспринимают учителя исключительно как источник информации, «передатчик» знаний. Другая часть учеников воспринимает учителя, как человека с богатым жизненным опытом и большими знаниями («часто слишком большими и ненужными»), который помогает найти свое место в жизни. Только небольшая часть школьников видит в учителе партнера и друга в получении знаний и приобретении жизненного опыта. Эти факты свидетельствуют о том, что современная школа не всегда позволяет раскрыться педагогу как личности, а порой и сами учителя не хотят показать своим ученикам, что они интересные люди со своими плюсами и минусами.

Задавая второй вопрос, «Сейчас учителя…», я хотела выяснить мнение учащихся о современных учителях. Мнения разделились: часть респондентов считает, что учителя мало уделяют внимание детям, другие, наоборот, полагают, что учителя слишком вмешиваются в их личные дела.

Ожидания учащихся выявлялись с помощью вопроса «С моей точки зрения учитель должен быть…». По мнению учащихся, учитель должен быть добрым, внимательным к ученику, понимающим, справедливым, спокойным, знающим психологию, компетентным, любить себя и свою работу, ответственным, в то же время строгим и требовательным. Несколько ответов были следующими: «учителем нужно быть по призванию, а не потому, что больше некуда идти работать». Часть учеников считает, что учитель должен быть старшим другом, к которому можно обратиться за помощью или «просто поболтать о жизни». Многие отметили такое качество, как гуманность. Эти ответы - показатель того, что детям не хватает в школе привлекательных ярких личностей. Постоянные жалобы на низкую зарплату, различные проверки, переход на новые программы и стандарты, введение ЕГЭ и т.д. привели к тому, что часто ученики видят замученных, усталых учителей, которые работают в школе потому, что больше ничего не умеют и ничего не знают.

Эти обстоятельства накладывают отпечаток на отношения педагогов и учащихся. Так, некоторые из них жаловались на то, что учителя не понимают их, не прислушиваются к проблемам, не всегда справедливы. Часть учеников, наоборот, высказалась о хороших отношениях с педагогами, сложившихся в нашей школе, характеризуя их как уважительные, доверительные, теплые. А отдельные учащиеся прямо указывают на то, что со своими проблемами они, в первую очередь, обращаются к учителю, с которым сложились хорошие отношения (можно предположить, что эти ответы дали ученики, у которых нет проблем с учебой и дисциплиной). Есть ответы, которые показывают, что школьники серьезно размышляют о взаимоотношениях учеников и учителей и пытаются найти причины непонимания и конфликтов. Они указывают на то, что учителя и ученики принадлежат к разным поколениям и поэтому у них разные интересы, запросы и ценности. Другие причины конфликтов видят в загруженности учителей (много работают, так как зарплата низкая), личные проблемы и … оправдывают далеко не всегда корректные по отношению к ним поступки педагогов. Налицо попытка учащихся разобраться в самих себе: они признают, что делают только то, что от них требуют, не проявляя инициативы.

Приведем некоторые высказывания учащихся: «отношения должны быть доверительными, почти родственными», «учителя должны прислушиваться к ученикам и учитывать их интересы, но при этом оставаться ведущим», «отношения должны быть равноправными».

Можно сделать вывод о том, что, несмотря на освоение и внедрение в процесс обучения новых педагогических технологий, учащиеся нуждаются в общении с учителем как интересной привлекательной личностью. Часть учеников прямо указала на это: «должно быть общение вне рамок урока», «совместные интересы и увлечения», «хочется увидеть в учителе человека». Современные педтехнологии в основном затрагивают вопросы обучения, воспитания и практически не затрагивают проблему взаимоотношений с детьми. А между тем, современным школьникам как раз не хватает простых отношений, так как часто родители работают в нескольких местах, существуют неполные семьи, неблагополучные в социальном плане, а кроме того большинство людей не имеют педагогических и психологических знаний. Поэтому учитель – это тот человек, который не только может, но и должен показывать пример корректного общения и установления взаимоотношений между людьми. Чтобы учить общаться, учитель должен сам владеть навыками общения, знать психологию, владеть приемами установления контактов и поддержания взаимоотношений, быть интересным.

С моей точки зрения, педагогу стоит задуматься о том, что необходимо признать и возможность отличия мнения ребенка от нашего мнения, отличия его взглядов на мир от наших, его самостоятельность. Это может произойти только тогда, когда сам учитель поймет свою неповторимость, научится уважать самого себя, найдет в себе что-то оригинальное, не будет бояться быть самим собой, примет себя и полюбит.

Однако сложившиеся стереотипы, распространенные нормы поведения учителя, обывательская точка зрения на образ учителя не всегда позволяет педагогу раскрыть себя как личность. Кроме того, на первое место в показателях работы учителя ставят такие, как уровень обученности, качество обучения, победители олимпиад, а это не позволяет оценить учителя с точки зрения «человека», «личности».

Изучая эту проблему, я выяснила, что на сегодняшний день у учителя не всегда бывает возможность и желание раскрыть себя как личность, привлекательную для взаимоотношений с детьми по целому ряду причин, часть из которых я рассмотрела в данной статье. Существующая ситуация в современной школе не всегда позволяет раскрыться личности учителя как человека, а не как «источника информации» и «передатчика знаний». Это очень большая проблема с моей точки зрения, которая требует дальнейшего изучения и решения.

Работая над проблемой взаимоотношений педагогов и детей, я прочитала много литературы, с целью получить знания для создания комфортного психологического климата на практике, т.е. на уроке. Особенно меня затронули некоторые факты из книги Галины Юрьевны Ксензовой «Инновационные технологии обучения и воспитания школьников» (Г.Ю. Ксензова. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников. Учебное пособие. Педагогическое общество России, М. 2005 г.). Здесь рассмотрены проблемы взаимоотношений с точки зрения медицины и психологии. В частности можно выделить две стороны одной медали. С одной стороны, это состояние физического и психологического здоровья учеников, с другой – эмоциональное самочувствие учителей.

У медицинских работников появился новый термин для обозначения детского заболевания - «дидактогенный невроз». Это заболевание, вызванное частым стрессовым состоянием в учебном процессе, которое и затрудняет освоение нового материала. Психологи в качестве основания этих неврозов называют межличностную тревожность. Она проявляется при определенном типе взаимодействия людей, особенно учителей и учеников, и в крайних формах такие переживания могут стать причиной тяжелых неврозов. Это одна сторона медали.

С другой стороны существует синдром эмоционального сгорания учителя. Это выражается в неудовлетворенности профессией; ощущении себя заложником обстоятельств; хроническом переутомлении; отсутствии радости жизни. Этот синдром развивается в процессе работы: расходование огромной энергии, чтобы заставить ученика «тронуться с места», включиться в учебный процесс; осуществление в случае непослушания функции наказания, связанного с выставлением негативных отметок, применением порицаний. Плюс к этому добавляются различные проверки; экзамены, особенно в виде ЕГЭ и т.д. При этом педагог должен быть образцом, всегда правильным, все знающим, на все правильно реагирующим, никогда не ошибающимся. Эта позиция и вызывает переутомление, постоянный психологический дискомфорт.

Самым трудным, с точки зрения установления хороших взаимоотношений, является один из этапов урока – проверка домашнего задания, а так же этап актуализации знаний. Эти этапы задают темп урока и структуру взаимоотношений на нем.

Многие учителя на этих этапах проводят индивидуальный опрос по журналу, с вызовом к доске, не учитывая желания учащихся. Чаще всего вызываются те ученики, которые имеют или мало оценок, или учащиеся с плохими знаниями. А между тем, доказано, что это порождает чувство тревожности, иногда чувство страха и, как результат, серьезный стресс у ученика. Выход учащихся из состояния тревожности в каждом отдельном случае требует времени, которое исчисляется рамками от нескольких часов до нескольких дней и всегда сопровождается различного рода невротическими изменениями. В день у ребенка до 6 уроков, а значит, состояние стресса и послестрессовое состояние продолжается несколько часов не только во время уроков, но и после них. Ученик не может в таком состоянии плодотворно работать на, изучать новый материал, развиваться, т.е. обучаться. У школьников формируется так называемая «вторичная безграмотность» , когда он просто не понимает, что рассказывает учитель или что написано в учебнике. А мы на следующем уроке снова спрашиваем ученика, создавая новую стрессовую ситуацию. И так изо дня в день, из года в год. Как можно говорить о повышении качества образования в такой ситуации?

Помимо снижения желания получать образование у детей появляются различные заболевания на нервной почве, например язва желудка. Да и учителей здоровье и нервы оставляют желать лучшего.

Что делать в этой ситуации? В первую очередь, с моей точки зрения, учитель должен поменять свой взгляд на эту проблему.

Опрос домашнего задания отменить мы не можем, но можем изменить порядок его проведения. Например:

1. Не вызывать к доске без особой надобности, а разрешить отвечать с места.
2. На некоторых предметах без работы у доски не обойтись, поэтому можно предложить такой вариант: ответ с помощником. К доске выходит слабый ученик с любым учащимся класса, который помогает ему решить задачу и проверяет ее до учителя. Таким образом, ученик не боится двойки и не боится стоять один у доски. Постепенно ученик может обращаться к помощи реже, а его успехи будут лучше.
3. Часто ученик воспринимает вопрос учителя как вопрос «на засыпку», т.е. присутствует элемент субъективности. Поэтому психологи рекомендуют обращаться к тестам. Тесты одинаковы для всех, условия работы известны заранее, оценка ставится в зависимости от количества правильных ответов, а значит, субъективность не присутствует.
4. Существуют тетради с печатной основой. Ряд заданий можно делать на уроке, а ряд заданий можно давать на дом. Делая задания дома, ученик может воспользоваться помощью учебника, друзей, родителей, т.е., с одной стороны, он закрепляет изученный материал, а с другой стороны – не испытывает стрессового состояния, негативного отношения к учителю, а значит, и к предмету.
5. Учитель должен раскрываться перед учениками и как личность, со своими достоинствами и недостатками. Учитель имеет право на ошибку, он может быть слабым и не знающим что-то. Это делает учителя ближе к ученикам, а значит, налаживаются взаимоотношения, что благоприятно влияет на процесс обучения и воспитания. Так же у учителя снижается синдром эмоционального сгорания, педагог чувствует себя более комфортно, а значит, повышается его работоспособность и нормальная внешкольная жизнь, что позволяет быть учителю привлекательной личностью.

И в заключение я хочу сказать, что данная тема дает широкий простор для размышлений и деятельности. В своей работе я пытаюсь использовать те советы, которые перечислила выше. Надеюсь, что этой проблемой заинтересуются другие педагоги и поделятся своими наработками с коллегами.


Очередной подошёл к концу и пора подводить некоторые итоги. У многих детей в этом учебном году появились новые предметы и учителя. Как складываются отношения с ними у вашего ребёнка? , если у него не все в порядке, нужно искать причину.

Причина 1. Несовпадение взглядов на жизнь

Проблемы отцов и детей будут всегда, и неважно в каком веке мы живём. Также и с учителями, особенно если те - люди старой закалки. Согласно опросам, в основном, учителя недолюбливают мальчиков, которые хулиганят, пропускают уроки, иногда даже хамят учителю. Девочки в этом плане более спокойны, поэтому учителя к ним более лояльны. Но если девочки носят рваные джинсы или миниюбки, едва прикрывающие нижнее бельё, пирсинг, матерятся, то претензии появляются и к ним. А заодно и к их родителям.

Но бывает и так, что ребёнок действительно начинает попирать законы морали и нормы, и тогда конфликтов не избежать. И это уже становится проблемой родителей. Если в школе принято носить строгую форму, то никаких рваных джинсов и миниюбок не должно быть, как и пирсинга в носу и яркого макияжа. Ведь получается, что ребёнок хочет самоутвердиться за счёт яркой внешности и дорогой одежды, а значит, это уже и проблема родителей.

Причина 2. Ненависть к предмету = ненависть к учителю

Если ребёнок начинает прогуливать определённые уроки, ругаться на учителя, то, возможно, у него не сложились отношения с новым предметом. Ещё одним показателем могут быть изрисованные учебники, колкости в адрес учителя. В этой ситуации важно не предъявлять претензии учителю, а выслушать и поговорить с ним (именно поговорить). Возможно, у преподавателя тоже есть некоторые претензии к вашему ребёнку. А чаду нужно доходчиво объяснить, что предмет учить всё равно придётся и найти общий язык с преподавателем тоже необходимо.

Причина 3. Учителя-диктаторы (взяточники, педанты)

Конечно, в любой школе могут встретиться учителя, которые требуют от учеников безусловного подчинения, не позволяя иметь и высказывать своего мнения. Или учителя, которые обращают слишком пристальное внимание на опрятность школьных работ, не вникая, например, в суть написанного, а лишь замечая помарки и криво написанный текст. Или взяточники, которые, нарочно занижают оценки, предлагая свои услуги репетитора.

С первыми, как правило спорить бесполезно, можно попробовать перевести ученика в другой класс. Или, заручившись поддержкой других родителей, потребовать другого учителя.

Со вторыми нужно ходить беседовать, выявляя критерии оценки работ. А вот с последними необходимо бороться. Причем жёстко и открыто. Идти сначала на откровенный разговор к учителю, затем (если не поможет) - к директору. К тому же, можно нанять преподавателя по конкретному предмету, чтобы он оценил реальные знания вашего ребёнка.

Отстаивать интересы ребёнка необходимо. Ведь, если не вы, то кто? К тому же, ребёнка нужно приучать к мысли, что конфликты нужно решать, а не избегать их, думая, что все само собой решится. И ребёнок будет чувствовать вашу поддержку. Но все разговоры с учителями должны быть по существу в максимально вежливом тоне.

А вот если виноват в конфликте не только учитель, но и ваш наследник? Тогда придётся искренне извиниться. Если в школе вас не устраивает большинство учителей-диктаторов, взяточников, педантов, то нужно рассмотреть вариант замены самой школы, а не одного учителя. А если таких преподавателей единицы, то переводиться нет смысла, так как и в новой школе тоже могут оказаться такие учителя. Гораздо более правильным будет нанять репетитора по проблемному предмету.

Сочинение ЕГЭ по тексту: «Кажется, я был в пятом классе, когда у нас появились сразу несколько новых молодых учителей, только что вышедших из университета. Одним из первых появился Владимир Васильевич Игнатович – учитель химии…» (по В.Г. Короленко) .
(И.П. Цыбулько, 36 вариант, задание 25)

Все мы учимся в школе, проходим этот важный жизненный период. Какое влияние сказывает учитель на нас, на формирование наших характеров? Как разрешаются конфликты между учителем и учениками? Вот эту проблему и поднимает в своей статье русский писатель В. Г. Короленко. В классе случился конфликт между учителем и учеником. Учитель так смог себя поставить в этой ситуации, что ученик Заруцкий понял свою ошибку и попросил извинения у учителя.

Позиция автора четко выражены в статье. Уважительное отношение со стороны учителя создает условия для формирования в характере учеников лучших качеств: способности к совершению честного поступка не под внешним давлением, а по велению собственной совести. Учитель влияет на формирование характера учеников своим поведением, личным примером, манерой речи, отношением к детям.

Я полностью согласен с автором статьи. Учителя должны уважительно относиться к учащимся, чтобы сформировать в их характерах чувство собственного достоинства. Неуважительное отношение учителя приводит к конфликтным ситуациям, которые бывает очень трудно разрешить.

Можно вспомнить произведения из художественной литературы, где раскрывается эта проблема. М. Казакова в своей книге «Трудно с тобой, Андрей» рассказывает о мальчике, который был неуправляем. Он грубил учителям, часто убегал с уроков, совершенно не поддавался воспитанию. А вот молодая учительница русского языка и литературы смогла увидеть в этом мальчике доброго и отзывчивого юношу, который способен на героический поступок. Главное, нужно увидеть в человеке его хорошие качества, раскрыть их, не дать захлопнуться двери, в которую часто стучатся.

Или возьмем рассказ Распутина «Уроки французского». Учительница Лидия Михайловна, узнав, что ученик бедствует, старается ему помочь. Мальчик очень горд, и не может принять помощь от учительницы. Тогда учительница превращает учебу в игру, причем азартную. Директор школы решает, что это преступление, и учительница лишается работы. Она уезжает на Кубань в родное село. И даже оттуда посылает посылки с фруктами, старается поддержать его.

Да, отношения учителя и ученика часто бывают опасными. Но самое главное здесь — это чуткое отношение к детям. Только тогда ребёнок откроется и не замкнется в себе.

Вариант 36

Кажется, я был в пятом классе, когда у нас появилось сразу несколько новых молодых учителей, только что вышедших из университета. Одним из первых появился Владимир Васильевич Игнатович - учитель химии.


На начальном этапе взросления личности важно, чтобы рядом находился мудрый, добрый, отзывчивый, понимающий человек, способный с умом передать свой жизненный опыт. В данном тексте В.Г. Короленко поднимает проблему влияния учителя на учеников.

Обращаясь к теме, рассказчик приводит пример историю из своей школьной жизни, в которой важную роль сыграл молодой учитель, к тому моменту недавно вышедший из университета. Автор делает акцент на том, что с самого начала своей практики Игнатович обращался с учениками вежливо, старательно выполнял свою работу, выказывая пренебрежение к отметкам и в целом к привычной структуре проведения уроков, чем, конечно, вызывал негодование учеников — они то привыкли к грубости и требовательности. Рассказчик обращает наше внимание на то, что поначалу в ответ на такое отношение «класс почти перестал учиться», уроки проходили шумно и, несмотря на тактичность и вежливость нового преподавателя, имели место быть конфликты между учениками и учителем, которые, к удивлению многих, не выходили за пределы класса. Один из таких конфликтов автор приводит в пример, обращая наше внимание на то, что дети стали привыкать к вежливости, чуткости и уважению и сами стали проявлять подобное отношение к людям. Заруцкий, несправедливо оклеветав Игнатовича и получив заслуженный упрек со стороны всего класса, прилюдно извинился перед преподавателем, что образовало новую ступень в отношениях между учениками и учителям.

В.Г. Короленко считает, что уважительное отношение со стороны учителя создает условия для формирования в характере учеников наилучших качеств. К ним относится и способность к объективной оценке своего поведения по отношению к обществу, и нужда к честным, совестливым поступкам, не зависящим от внешнего давления. Учитель самой своей личностью, манерой поведения и речи способен влиять на формирование характера у учеников.

Я полностью согласна с мнением автора и тоже считаю, что очень важную роль в формировании личности человека играет учитель. Своим примером, своим поведением, мировосприятием он способен изменить мировоззрение учеников и запрограммировать их на честность, порядочность, стремление к саморазвитию, самовоспитанию, на естественную потребность делать добро и уважительно относиться к людям.

В повести Ч. Айтматова «Первый учитель» мы знакомимся с историей девушки, учитель которой сыграл ключевую роль в становлении её личности. Алтынай описывает своего первого учителя, Дюйшена, как человека малограмотного, но способного дать детям нечто большее, чем стандартные знания – незаменимую поддержку, любовь и заботу. Дюйшен давал своему классу, никогда не бывавшему за пределами аила, видение другого мира, в холода переносил детей вброд через ледяную реку, и однажды даже смог поймать и наказать насильника Алтынай. В этом учителе не было формальности – он отдавал всего себя, весь свой жизненны опыт, все свои знания на благо будущего поколения, и это дало свои плоды. В конце произведения уже повзрослевшая Алтынай возвращается в Куркуреу, чтобы предложить людям назвать новую школу-интернат именем Дюйшена.

В рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского» также поднимается проблема влияния учителя на детей. Лидия Михайловна, учительница французского, узнав, что Володя терпит денежные трудности, приглашает его на дополнительные уроки французского, на которых пытается оказать мальчику помощь. Столкнувшись с гордостью Володи, Лидия Михайловна, забыв про педагогическую этику, садится играть с учеником на деньги с одной целью – проиграть во благо, за что позже терпит увольнение и уезжает на Кубань. Но даже после этого женщина продолжает помогать своему ученику, присылая ему посылки с продуктами. Эту незаменимую поддержку и заботу Володя не забыл и спустя долгое время. Лидия Михайловна оказала ключевое значение в формировании его личности, вложив в мальчика не только мысль о вредности азартных игр, но и умение быть добрым, порядочным и отзывчивым человеком.

Таким образом, можно сделать вывод, что учитель закладывает в своих учеников фундамент личности, необходимый базис, который является своеобразным толчком в новую, интересную, достойную жизнь. Поэтому важно ценить и уважать своих учителей даже после выпуска из школы.

Проблема взаимоотношений учителя и учеников аргументы

Аргументы на тему «Учитель» к сочинению ЕГЭ 2017. Проблемы: роль учителя и наставника в жизни человека, взаимоотношения учителей и учеников, героизм.

13 книг об учителях. О том, какую роль играет учитель или наставник в жизни человека, о нелегкой профессии, героизме и об истинном призвании.

1) В. Быков «Обелиск»

Повесть «Обелиск» — это дань памяти всем безвестным героям Великой Отечественной войны, отдавшим свои жизни ради Победы. Фильм «Минута молчания», снятый по этому произведению, с успехом обошел экраны не только нашей страны, но и Западной Европы. Жестокая реальность событий и одновременно безмерные любовь и сочувствие к героям — вот две основные отличительные черты всех произведений Василя Быкова.
История советского учителя, который подобно Янушу Корчаку, готов пойти на смерть вместе со своими учениками. Самоотверженный жест, подвиг педагога, который не желает отступиться, спрятаться и остаться в стороне, когда его детей ведут на погибель. Подвиг учителя заключается не в истреблении противника, не в подрыве моста, а в преданности детям. И в этой повести описан геройский поступок, на который мало кто был способен и для его совершения требуется гораздо больше силы духа и решимости, чем для убийства врага.

2) Ч. Айтматов «Плаха»

После отчисления из семинарии Авдий устраивается работать в редакцию местной газеты и для написания статьи едет в Моюнкумскую пустыню, чтобы описать развитую там наркоторговлю. Уже в пути он знакомится со своими «попутчиками» - Петрухой и Лёнькой. Он пытается вразумить их, стать их духовным наставником.
Оказавшись в среде полудеклассированного элемента - людей с очень туманным прошлым и весьма сомнительным настоящим, Авдий снова произносит речи о покаянии - он не стерпел убийства множества животных «для плана» - пытается помешать бойне, и пьяные наниматели распинают его на саксауле.

Джейк Эппинг, тридцатипятилетний учитель английского языка средней школы города Лизбон-Фоллс в штате Мэн, который с целью заработка денег проводит дополнительные уроки по подготовке к сдаче выпускных тестов для взрослых, получает от одного из учеников эссе в жанре хоррор. В небольшом рассказе идёт речь о происшествии, случившемся около 50 лет назад. В ту ночь отец некоего Гарри Даннинга в состоянии алкогольного опьянения пришёл домой и молотком убил свою жену, двух сыновей и искалечил 7-летнюю дочь. У героя появляется возможность все исправить. Только в прошлом Джейк находит себя в профессии, направляет детей, становится их другом, меняет их судьбы, только потому что верит в них. Ну и попутно пытается спасти Кеннеди.

4) Джин Уэбстер «Милый недруг»

Трогательная история о девушке, которой пришлось возглавить сиротский приют. Первое время она тяготилась этой обязанностью, а потом почувствовала, что дети стали частью ее жизни и даже помогли ей обрести личное счастье.

5) Ф. Искандер «13 подвиг Геракла»

Рассказ о том, как можно относиться к своей профессии нестандартно и «закалять сердца детей» смехом.

6) Л.Сашар «Я не верю в монстров»

Широко известное и наиболее значительное произведение советского педагога и писателя А. С. Макаренко. В нём рассказывается о перевоспитании несовершеннолетних правонарушителей в детской трудовой колонии, создателем и руководителем которой в 20?е годы XX века был автор. Книга адресована широкому кругу читателей.

9) В.Г. Распутин «Уроки французского»

Один из лучших рассказов известного русского писателя Валентина Григорьевича Распутина, ставший классикой отечественной литературы.
1948 год. Трудное послевоенное время, разруха, голод. Детям рано приходилось взрослеть, принимать на себя взрослые обязанности. Герой рассказа, одиннадцатилетний мальчик, оторванный от дома, сталкивается с нуждой, голодает. Он в одиночку борется за своё существование, не принимая милостыни и помощи от окружающих.
Благодаря молодой учительнице французского Лидии Михайловне мальчик открывает для себя новый мир, где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе и радость, избавлять от одиночества. Уроки французского оказываются уроками доброты и милосердия.

10) Б.Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз»

Героиня книги, молодая учительница Сильвия Баррет, приходит в школу в надежде заинтересовать учеников своим предметом - английской литературой, но быстро обнаруживает, что ученики по большей части равнодушны, большинство коллег совершенно безучастны к жизни школы, а сам ход этой жизни подчиняется бессмысленным бюрократическим нормам. Постепенно, однако, она понимает, что именно здесь перед ней открывается возможность действительно повлиять на умы и сердца учеников. Роману придаёт динамичность избранная писательницей форма: он почти целиком состоит из записок, документов, школьных сочинений, писем.
Книга основана на реальных событиях из жизни писательницы.

11) Ч.Айтматов «Первый учитель»

Широкоизвестная повесть народного писателя Киргизии о комсомольце двадцатых годов, организовавшем первую школу в глухом киргизском селе. Эта маленькая повесть о большом человеке. Об Учителе с большой буквы, пусть, может, и прозвучит банально.
Тема, которую поднимает в повести мудрый писатель и философ Ч.Т. Айтматов, – образование детей, взрослеющих в глухих аилах, точнее – его отсутствие. В герое Дюйшене автор создаёт идеальный образ народного учителя (или учителя из народа) – доброго, самоотверженного, честного. Нетрудно представить, какими были школы в Киргизии в начале XX века. Простой народ был сплошь неграмотным. Первые попытки обучать детей элементарным навыкам письма и счёта зачастую терпели крах ещё на этапе сбора детей в школу, поскольку родители не понимали, зачем их ребёнку учиться. Поэтому подвиги всех Дюйшенов – первых учителей киргизских детей – настоящие, невыдуманные.
Шутка ли учить детей, чьи деды и прадеды до седьмого колена были неграмотны?
Кроме того, хочется отметить другие темы, поднимаемые автором в этой небольшой по объёму повести, – тему первой любви, тему малой Родины, тему уважения к людям, которые самоотверженно встали на защиту нашей страны от фашистской заразы. Чингиз Торекуловеч Айтматов, как всегда со свойственным ему писательским даром, прекрасно справился со своей задачей.

12) «Взгляд кролика» Кэндзиро Хайтани.

Хайтани написал несколько книг для детей, среди них - «Взгляд кролика», роман, получивший признание далеко за пределами Японии. Героиня романа - молодая учительница Фуми Котани, которой предстоит найти общий язык с младшеклассниками заурядной школы промышленного района. Среди них больше всего хлопот доставляет сирота Тэцудзо - молчаливый и недружелюбный, который запросто может раздавить лягушек и не интересуется ничем, кроме мух. А название книги указывает вовсе не на наличие в ней кролика, а на старую японскую пословицу: «Не нужно быть Буддой, чтобы взглянуть в глаза кролику и увидеть мир его глазами».

13) Вардгес Петросян «Последний учитель»

Большинство героев повести «Последний учитель» (1979) - десятиклассники одной из ереванских школ. Несмотря на свой возраст, они значительно взрослее персонажей предыдущих повестей. Новое поколение героев Петросяна смотрит на жизнь пристальнее и практичнее, а главное - оно научилось бороться за свою любовь, за друзей, за свои убеждения.
Ученики десятого «Б» класса возмущены пренебрежительным отношением к ним некоторых учителей. И в самом деле, директор школы видит в каждом из них лишь нечто «среднее арифметическое», а преподаватель математики заявляет в учительской: «Не поколение, а уравнение с десятью неизвестными. Впрочем, я для себя уже давно его решил. В ответе нуль. Нуль!» Естественно, что симпатии ребят завоевывает уважающий человеческую индивидуальность учитель литературы Мамян. и в его конфликте с администрацией они дружно выступают в его защиту, и это помогает ему в его праведной борьбе.

Значительную роль в становлении их характеров сыграл учитель литературы Мамян. Появление этого важного персонажа в творчестве Петросяна весьма знаменательно. Именно с его помощью писатель переходит к действительно глубокой разработке проблемы связи и преемственности поколений.

Его новый герой прежде всего искренне любит своих учеников. Он знает, что не только учителя они хотят видеть в нем, но в первую очередь человека. Его главная задача - не передать им определенный объем информации, а научить их самостоятельно мыслить, чувствовать, действовать. Мамян верит в своих воспитанников. За показной оболочкой их дерзости он угадывает смятение души и жажду самостоятельности. Он понимает, что несостоявшаяся попытка стриптиза, предпринятая Мари Меликян в химическом кабинете школы, на самом деле объясняется не распущенностью, а трагедией девушки, у которой отец бросил семью. Теперь она «мстит за мать всем мужчинам», в том числе и любящему ее однокласснику Ваану, старается показаться хуже, чем она есть. Вспомним, что уже Артур в «Аптеке Ани» догадывался о скрытой пружине подобных поступков: «Вдруг мне приходит в голову, что мы вовсе не такие уж пошляки, а скорее стараемся казаться пошлыми».

Умение проникнуть в глубины сознания своих младших друзей, готовность на деле, в совершенно конкретной ситуации выступить в их защиту обеспечили Мамяну нравственную победу над равнодушно встретившим его классом.

Создавая портрет современного Дон-Кихота - упомянем это имя в его основном, гуманистическом звучании, - Петросян поставил перед собой не легкую цель. Образ Мамяна - это во многом удавшаяся попытка соединить в одном персонаже богатую фантазию и деловитость, широту мышления и глубину специальных знаний, гражданское мужество и нежность к людям. Благодаря этим качествам Мамяну и удается преодолеть барьер отчуждения, нередко существующий между недостаточно вдумчивыми и человечными учителями и их воспитанниками. Проблемы «отцов и детей» для него по сути дела нет, он порой кажется моложе, чем его ученики.

Проблема влияния учителя на ученика. Аргументы из литературы и жизни

Даже в мирное время есть свои герои. Чего стоит обучить подрастающее поколение уму-разуму и наставить на путь истинный?! Учитель – это тоже по-своему герой, от которого зависит будущее страны. Проблема влияния учителя на ученика, аргументы которой будут представлены в статье, покажет, насколько работа учителя способна менять жизни людей.

В далеком ауле

Говоря о таком понятии, как проблема влияния учителя на ученика, аргументы, что ее хорошо опишут, можно найти в произведениях литературы. Например, в повести «Первый учитель» Чингиз Айтматов рассказывает об одном человеке, который, не имея никакого образования и с трудом читая по слогам, решает идти против системы и создает в ауле школу. Одной из его учениц была девчушка по имени Алтынай. После смерти родителей она жила у родственников, от которых редко можно было услышать доброе слово, что было бы адресовано ей. От своего учителя она впервые узнала, что такое доброта. Позже бывшая ученица говорила, что он сделал невозможное – открыл перед детьми, ничего не видевшими в жизни, целый мир. Благодаря этому человеку Алтынай смогла учиться в интернате, поступить в университет и стать доктором философских наук.

Все на благо детей

В этом примере достаточно точно обозначена проблема влияния учителя на ученика. Аргументы из литературы часто акцентируют внимание на том, что учителя меняют жизни детей к лучшему. Вопреки правилам разрешают играть на деньги, чтобы ребенку было на что жить (Валентин Распутин «Уроки французского»). Жертвуют жизнями ради своих учеников (Василий Быков «Обелиск»). Простыми словами похвалы вселяют веру в свои силы, что открывает перед учениками большое будущее (А.И. Куприн «Тапёр»).

Нелегко рассматривать такой вопрос, как проблема влияния учителя на учеников. Аргументы по этой проблеме всегда выглядят как две стороны медали. С одной стороны, учитель дарит знания и открывает дверь в светлое будущее, но с другой – может воспитать в ученике отрицательные качества характера.

Вспомнить хотя бы строки Пушкина из «Евгения Онегина», где рассказывается об учителе французского языка главного героя. Он не был особенно строгим, давал лишь поверхностные знания, чтобы ребенок сильно не утруждался, водил мальчика гулять в сад и время от времени говорил, что хорошо, а что плохо. В итоге он научил относиться к жизни беспечно и потребительски, брать от мира все, но не напрягаться, чтобы отыскать свое место в жизни.

Можно найти множество примеров в романах и книгах, но не меньше историй можно услышать из реальной жизни.

Истории из жизни

В реальности, особенно сегодняшней, учителей, в частности строгих, дети чаще ненавидят и критикуют, нежели прислушиваются к их советам. Конечно, можно привести примеры учителей, которые пренебрежительно относятся к своим обязанностям. Но все равно хороших учителей большинство.

Итак, проблема влияния учителя на ученика. Аргументы из жизни можно представить историей, которую рассказал однажды Виктор Астафьев. В одной из публикаций он написал о своем учителе по русскому языку, Рождественском Игнате Дмитриевиче.

Виктор Астафьев вспоминает, как учитель вводил их в экскурс по русскому языку, рассказывая забавные и запоминающиеся истории. Но он был очень строгим во всем, что касалось оценок. Виктор говорит, что впервые, когда учитель похвалил его за сочинение, у него появилось желание творить и писать еще лучше. Похвала от такого строгого к оценкам человека много значила для учеников. Если кто-то вместо обычного, учительского «Недоросль» слышал «Молодец!», это говорило, что он действительно хорошо постарался и все его усилия не были напрасными.

Проблема взаимоотношений

Когда рассматривается проблема влияния учителя на ученика, аргументы могут многое рассказать. Однако они не всегда отображают трудности взаимоотношений. Нередко можно столкнуться с ситуацией, когда одних учителей забывают сразу же по окончании школы, а других помнят всю жизнь. Здесь все зависит от преданности учителя своему делу. Если он любит свой предмет, рассказывает не только скудную школьную программу, но и множество других интересных фактов из реальной жизни, подбадривает учеников и пытается донести свои знания каждому, вне зависимости от личных предпочтений и предрассудков, тогда и ученики будут его уважать, а уроки запомнят на долгое время.

Но в ситуации, когда учитель – это профессия, а не призвание и страсть, тогда ученики будут пренебрегать его уроками. А сам наставник станет для них просто еще одной безликой тенью школьного прошлого.

Проблема влияния учителя на ученика, аргументы которой представлены в публикации, будет актуальной в любое время. Ведь учитель – это тот, кто за руку вводит нового человека в мир, где тому предстоит жить. И только от его влияния и воспитания зависит, каким впоследствии окажется этот новый человек: станет он очередным Онегиным или превратится в выдающегося ученого. Все зависит от работы учителя.

Аргументы на тему: УЧИТЕЛЬ

В материалы литературных аргументов мы включаем краткое содержание произведения, минимальную характеристику героев и цитирование.

Если Вас не устраивает чрезмерный объём аргументов, советуем сократить их, исключая, в соответствии с Вашими умозаключениями, ненужные моменты.

В рассказе А.Платонова «Песчаная учительница» читатель узнаёт о жизни Марии Нарышкиной, которая назначена учительницей в дальнее село Хошутово – «на границе с мёртвой среднеазиатской пустыней». Платонов пишет о том, что пустыня стала её родиной. Увидев жалкое Хошутово, занесённое сугробами песка, познавшая «тяжкий и почти ненужный труд» людей, пытавшихся расчищать песчаные завалы, Мария решает начать борьбу с пустыней.
Через три года Хощутово преобразилось. Зазеленели посадки. Школа «была полна не только детьми, но и взрослыми, которые слушали чтение учительницы про мудрость жить в песчаной степи».
Однажды кочевники вытоптали все посадки, опустошили колодцы. В ответ на угрозу молодой учительницы жаловаться вождь кочевников говорит: «Степь наша, барышня. Кто голоден и есть траву родины, тот не преступник». В о́круге ей объясняют, что Хошутово теперь и без неё обойдётся, ведь люди здесь обучились бороться с песками, что её ждёт другое село, где живут кочевники, переходящие на оседлость. Их и надо обучить культуре песков. Зная сложную жизнь племён пустыни, она поняла всю безысходную судьбу двух народов, зажатых в барханы, и дала согласие.
Рассказ заканчивается многозначительными словами завокроно: «Вы, Мария Никифоровна, могли бы заведовать целым народом, а не школой…»
Писатель А.Платонов даёт образ учительницы, которая принадлежит к поколению честных, целеустремлённых, верящих в светлое будущее людей, настоящих энтузиастов своего дела. Такие люди стремятся преобразовать мир и посвятить себя строительству новой жизни, новых отношений между людьми, между народами в эпоху ликвидации неграмотности.

Из воспоминаний писателя Виктора Астафьева.
Когда писатель В.Астафьев был пятиклассником, в их школе русский язык и литературу преподавал Игнатий Дмитриевич Рождественский, сибирский поэт.
На уроках литературы учитель заставлял всех ребят подряд читать вслух из «Дубровского» и «Бородина» и был очень не доволен тем, что они читают плохо. Однажды на уроке русского языка учитель проговорил о слове «яр» целый час. Астафьева-пятиклассника «поразило тогда, что за одним коротеньким словом может скрываться так много смысла и значений, что всё-то можно постичь с помощью слов и человек, знающий его, владеющий им, есть человек большой и богатый».
Когда у пятиклассников пробудился интерес к литературе, Игнатий Дмитриевич стал приносить на уроки свежие журналы, книжки, открытки и обязательно читал вслух минут десять-пятнадцать, и ребята всё чаще и чаще просиживали перемены, слушая его.
Очень полюбили ученики творческие работы. Однажды они писали о том, кто и как провёл летние каникулы. Будучи школьником, В.Астафьев «заблудился в тайге, пробыл в ней несколько суток, смертельно испугался поначалу, потом опомнился, держался по-таёжному умело, стойко, остался жив». Никогда ещё он так не старался в школе, никогда не захватывала его с такой силой писчебумажная работа. С тайным волнением ждал раздачи тетрадей. Многие сочинения учитель ругал за отсутствие собственных слов и мыслей. В.Астафьев навсегда запомнил тихо сказанное в его адрес, редкое и оттого особенно дорогое слово: «Молодец!»
Когда вышла первая книжка рассказов В.Астафьева, он поставил первый в жизни автограф человеку, который привил ему уважительность к слову, пробудил жажду творчества.

В повести «Последний поклон» В.Астафьев рассказывает историю, которая произошла с учителем.
Однажды ребята пошли на гору за цветами и саженцами для школьного двора. Вскоре присели на каменья отдохнуть и вдруг увидели змею. Школьники ещё и «подумать ничего не успели, как учитель оттолкнул их, а сам схватил палку и принялся молотить по змее».
— Не бейте через плечо!– кричали школьники, но учитель не слышал.
Он бил и бил змею, потом обернулся, и ребята увидели, что он дрожал.
Когда они возвращались, он шёл за детьми и всё оглядывался, готовый оборонять их снова и снова. Учитель очень удивился, что палкой можно закинуть змею на шею. Оказывается, он рос в таком месте, где змей не было. Ребята были поражены.
Прошли годы. В.Астафьев таким вот и помнит деревенского учителя – «с чуть виноватой улыбкой, вежливого, застенчивого, но всегда готового броситься вперёд и оборонить своих учеников, помочь им в беде, облегчить и улучшить людскую жизнь».
Писатель В.Астафьев считает, что «фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово «учитель».

События автобиографического рассказа Валентина Распутина «Уроки французского» происходят после окончания Великой Отечественной войны.
Самостоятельная жизнь главного героя началась в 11 лет, потому что он учился далеко от дома. Он одинок, голодает, ему с трудом даётся французский язык. Мальчик играет на деньги, чтобы на них покупать еду. На помощь ему приходит учительница французского языка Лидия Михайловна. Главный герой отказывается от помощи, ему стыдно принимать еду от учительницы. Лидия Михайловна играет с ним в азартную игру – «замеряшки», а мальчик на выигранные деньги покупает молоко. Это позволило ему выжить в голодное послевоенное время. Директор увольняет Лидию Михайловну, называя её поступок безнравственным. Через некоторое время учительница прислала мальчику в первой посылке макароны, гематоген, во второй – яблоки.
Учительница Лидия Михайловна – добрый, отзывчивый человек. Она чуткая, так как заметила, что мальчик голодает, и готова идти на риск ради его спасения.
В.Распутин раскрывает перед читателем образ учительницы как символ человеческой отзывчивости. И уроки французского – это уроки доброты. Собственным примером учительница воспитывает своего ученика. Проявляя к нему доброту, она открывает ему новый мир, где люди могут доверять друг другу, разделять горе, избавлять от одиночества, где есть добро и любовь.

Пусть прочитанные вами события о достойных людях помогут вам задуматься над окружающей жизнью.

Для расширения аргументационного поля в процессе подготовки к ЕГЭ рекомендуем посетить страницы:

Надеемся на продолжение встреч!

Для подготовки к ЕГЭ Вы можете воспользоваться учебным пособием «ПОЛУГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ».

Два случайных аргумента по теме "Тема учителей в русской литературе" к ЕГЭ:

1) Учителем с большой буквы является Алесь Иванович Мороз, герой повести В.Быкова «Обелиск». Обычный сельский учитель с физически слабым здоровьем оказывается сильным душой, самоотверженным, благородным и способным в одиночку совершить героический поступок. Он идет на верную смерть, следуя за своими учениками, чтобы утешить их перед смертью. Преданный своему делу, он совершил свой учительский долг, не дав врагам «расчеловечить» его учеников.

2) Дюйшен Таштанбеков – герой повести Ч. Айтматова – настоящий учитель, человек, способный на титанический труд и беспримерное мужество. Обучая деревенских детей, он каждый день совершает настоящий подвиг. Не имея никаких бытовых условий и средств для обучения, непрерывно сталкиваясь со скептицизмом со стороны жителей деревни, Дюйшен ежедневно трудится ради великой идеи. Он не только обучает детей, он воспитывает в них настоящих патриотов и помогает им в трудные минуты. В повести представлен не только образ примерного учителя, но и человека с большой буквы.

Пример использования

Например, на ЕГЭ вам достался текст Д. Гранина на тему чести. Воспользовавшись нашей услугой "Готовые аргументы к сочинению на ЕГЭ", вы получаете следующие два аргумента * :

1) Как известно, А. С. Пушкин погиб на дуэли, сражаясь за честь своей жены. М. Лермонтов в своем стихотворении назвал поэта "невольником чести". Ссора, причиной которой была оскорблённая честь А. Пушкина, привела к гибели величайшего писателя.Однако Александр Сергеевич сохранил в памяти людей свою честь и доброе имя.

2) Героем с высокими моральными качествами является Петруша Гринев - персонаж повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка". Честь свою Петр не запятнал даже в тех случаях, когда за нее можно было поплатиться головой. Это был достойный уважения и гордости высоконравственный человек. Он не мог оставить безнаказанным наговор Швабрина на Машу, поэтому вызвал его на дуэль.
Швабрин - полная противоположность Гриневу: это человек, для которого понятия чести и благородства вовсе не существует. Он шел по головам других, переступая через самого себя в угоду своим сиюминутным желаниям. Народня молва гласит: "береги платье снову, а честь смолоду". Однажды запятнав честь, ты вряд ли когда-нибудь сможешь восстановить свое доброе имя.

В результате бо́льшая часть сочинения у вас уже написана: 150 слов (аргументы) из 200 (полный объем ответа, требуемого на ЕГЭ).


* Выбор аргументов по заданной теме производится автоматически, с каждым новым разом вы получаете новую пару аргументов.