Закон о курении по рф. Закон о запрете курения электронных сигарет

Все мы знаем, что курение приносит здоровью огромный вред. Особенно страшно то, что курить начинают подростки в раннем возрасте, когда организм ребенка начинает формироваться. А это может отразиться на физическом и умственном развитии детей.

Понимая, какой вред и угрозу для человечества приносит такая привычка, правительство Российской Федерации приняло новый закон. Постановление дает право наказывать тех, кто позволяет себе затянуться в общественных местах. Ведь такие люди вредят не только своему здоровью, но и всем окружающим их людям.

Закон о запрете курения в общественных местах 2018

На основании Федерального закона №15 существуют общественные места, где курить строго запрещается. Давайте перечислим основные общественные места:

  • спортивные, образовательные, культурные учреждения;
  • медицинские учреждения и санатории;
  • все виды транспорта;
  • аэропорт, вокзалы, порты, остановки, пассажирские платформы;
  • гостиницы, жилые здания, в том числе подъезды и лифты;
  • все торговые заведения;
  • места общественного питания;
  • здание органов власти;
  • пляжи, детские площадки, парки;
  • заправочные станции.

Затянуться на рабочем месте тоже запрещено, если этого желает руководство организации. В других случаях, это позволительно и наказуемо. Для этого в специально отведенном месте должны быть вентиляционные системы.

С 1 января 2018 года вступят в силу некоторые положения Федерального закона по этому вопросу.

Как звучит?

По новому правилу о запрете курения производители табачных изделий должны указывать на упаковке подробный состав, а также предупреждение о вреде здоровью этой продукции; лицам младше 18 лет, продажа сигаретных изделий строго запрещена. По новому закону за продажу сигарет детям младше 18 лет, несут ответственность не только продавцы, но и родители подростков.

Во всех программах, театральных постановках, мультфильмах для детей запрещена демонстрация сигарет и сам процесс. И, конечно же, по новому постановлению ограничены места, где можно это делать.

Какое наказание можно ожидать?

Если нарушать правило и установленные в нем определения, можно получить за это наказание. Новый принцип ужесточил и повысил административное наказание за курение в местах общественного пользования.

Минимальный штраф физическим лицам равен 500 рублей. Если нарушить правило и делать это на вокзале, то все может обойтись в 1,5 тысяч рублей. За то, чтобы на детской площадке держать в руках сигарету, можно заплатить штраф, который составит 2-3 тысячи рублей.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели за нарушение закона получают штрафы намного выше. Если ИП забыли установить знак “курение запрещено”, им грозит штраф в размере от 10 до 20 тысяч рублей. А юридические лица за нарушение получат штраф от 30 до 60 тысяч рублей.

Примерно такие штрафы положены за комнаты для такого развлечения, где нет надлежащей изоляции и хорошей вентиляции. За продажу сигаретных изделий детям юридическим лицам грозит штраф до 100 тысяч рублей. Индивидуальные предприниматели за продажу сигарет несовершеннолетним детям могут получить штраф до 50 тысяч рублей.

Положен штраф от 80 до 150 тысяч рублей за незаконное спонсорство табачных изделий. Попадаться в неположенных местах с сигаретами для многих окажется слишком дорогим удовольствием. Именно поэтому, прежде чем затянуться в общественном месте, следует хорошо ознакомиться со всеми положениями нового постановления.

Закон о курении в общественных местах 2018 штрафы

По новому постановлению штраф считается главным наказанием за задымление в общественных заведениях. Для россиянина штраф в размере 1500 рублей является довольно ощутимым наказанием. До 2018 года не считались запретной зоной кафе и рестораны.

Скачать постановление можно

Такие постановления и денежные взносы ведут для предупреждения пропаганды курения среди молодого поколения и, конечно же, для защиты здоровья всех некурящих граждан. С 1 июня 2015 года Россия разрабатывала закон о запрете табакокурения.

Касается ли электронных сигарет?

Ознакомившись с Федеральным законом можно понять, что запрет введен только на табачные изделия, от которых возникает табачный дым. Ведь этот дым содержится в атмосфере и его вдыхают и все остальное население. В постановлении о курении ничего не сказано о запрете электронных сигарет.

Когда вышел, выписка

С 1 июня 2013 года вступил в силу “Антитабачный” закон, который запрещает баловаться папиросами в общественных местах, спонсорство и рекламу табака, и вовлечение в данный процесс детей. Запрет вводился постепенно.

С 2013 года нельзя дымить в школах, вузах, медицинских учреждениях, зданиях органов государственной власти, лифтах, в общественном транспорте. С июня 2014 года введен запрет на курение на поезда дальнего следования, суда, кафе, рестораны, торговые объекты, платформы электричек.

Федеральный закон о запрете курения в общественных местах 2018

Данный закон был принят в 2013 году, в феврале месяце. В свое активное действие вступил в с 1 июня 2014 года. Вот уже несколько лет он помогает сохранить правопорядок в стране. Скачать постановление можно

Дополнение читать

Законы о запрете курения в общественных местах в последнее время сильно ужесточились, о чем свидетельствуют недавно принятые проекты. Пагубная привычка негативно влияет на состояние здоровья не только самих курильщиков, но и людей, которые не по своей воле вынуждены дышать ядовитым дымом.

В статье мы рассмотрим основные положения законов об ограничении табакокурения в людных местах, а также применение штрафных санкций за невыполнение правил на практике.

Действующие запреты на табакокурение

Впервые на территории РФ антитабачный закон был принят еще в начале 2013 года. Им запрещалось употреблять табачные изделия в местах общественного пользования. С тех пор законопроекты, которые принимаются в соответствующих инстанциях, только «усовершенствуются» . Ограничения распространились не только на курение табака, но и на саму пропаганду вредной привычки.

Ужесточенная статья о запрете табакокурения в общественных местах стала актуальной только летом 2015 года. Однако по предварительной оценке экспертов, она будет многократно дополняться и полностью вступит в силу приблизительно в конце 2017 года.

Примерно в это же время, согласно статье 18 ФЗ о запрете курения, мера наказания за незаконную торговлю табачной продукцией будет увеличена.

Каковы основные цели законов о запрете курения в общественных местах, которые были приняты в 2015 году? Правительство страны пытается оградить некурящих граждан от негативного влияния табачного смога на организм.

В связи с этим все противотабачные проекты, принятые в Думе, позволили:

  • установить места, где курение сигарет запрещено;
  • запретить рекламу табачной продукции;
  • полностью запретить продажу сигарет лицам, не достигшим совершеннолетия;
  • возбранить демонстрацию процесса табакокурения в отечественных фильмах, мультфильмах, клипах, рекламе, театральных представлениях и т.д.;
  • исключить возможность появления «табачных» спонсоров спортивных и других общественных мероприятий.

Согласно статье 6 КоАП РФ, невыполнение правил о запрете табакокурения в неположенных местах грозит непослушным гражданам штрафными санкциями.

Новый законопроект 2015 года

Законы об ограничении курения табака, которые были приняты не так давно, направлены на то, чтобы запретить употребление сигарет не только в открытых, но и закрытых местах общественного пользования.

Какие пункты были утверждены новым проектом?


  1. абсолютный запрет на употребление табачной продукции в неположенных местах;
  2. поэтапное ограничение табакокурения в воздушных судах и поездах;
  3. запрет на рекламирование сигарет и участие табачных компаний в спонсировании общественных мероприятий;
  4. ответственность за малейшее нарушение положений, прописанных в антитабачных проектах;
  5. меры медицинского характера, позволяющие гражданам избавиться от никотиновой зависимости.

Чем новый закон об ограничении курения отличается от того, что был принят еще в 2013 году?

Согласно новым правилам, значительно расширился перечень общественных мест, где нельзя употреблять сигареты:

  • аэропорты и перроны вокзалов;
  • рестораны и гостиницы;
  • АЗС и общественный транспорт;
  • поезда и самолеты;
  • подъезды жилых домов и детские площадки.

Кроме того, по новому закону курение вблизи определенных объектов категорически запрещается.

Согласно антитабачному проекту, нельзя находиться ближе 15 м с дымящейся сигаретой возле следующих объектов:

  • железнодорожных вокзалов;
  • станций метро;
  • портов;
  • автовокзалов.

Что считается общественным местом по закону?

Некоторые граждане жалуются на то, что не всегда понимают, какие именно территории и объекты можно считать общественным местом, где курить категорически нельзя, согласно новым правилам. Из-за недопонимания многие заядлые курильщики вынуждены выплачивать штрафы за несоблюдение правил, которые указаны в соответствующих антитабачных законопроектах.

Что на самом деле считается общественным местом по закону, который борется с табакокурением:

  • территории учреждений здравоохранения;
  • детские площадки и школы;
  • ВУЗы и административные здания;
  • лифты и таксофоны;
  • спортивные площадки и помещения;
  • подземные переходы и метро;
  • подъезды жилых домов и музеи;
  • рестораны и гостиницы;
  • наземный и подземный транспорт;
  • транспортные остановки и парковки;
  • общежития и учебные учреждения;
  • вокзалы и аэропорты.

В общем смысле законы, ратующие за здоровый образ жизни, запрещают употреблять табачные изделия в любых местах общего пользования, т.е. на территориях массового скопления граждан.

Штрафные санкции

Законы о курении, которые вступают в силу с середины 2016 года, практически полностью исключают возможность употребления сигарет в закрытых и на открытых территориях, где происходит стихийное скопление людей. Из-за незнания нововведений и поправок к антитабачным проектам многие курильщики уплатили достаточно серьезные штрафы, будучи «пойманными» с сигаретой возле остановок, на перронах, в аэропортах и т.д.

Согласно статье 6.24 КоАП РФ о курении в общественных местах, в случае несоблюдения правил курильщик обязан выплатить штраф в размере от 500 до 2000 рублей. На сегодняшний момент зафиксировано более 3000 случаев употребления табачных изделий только на территории детских садов и школ.

Что же касается продажи сигарет лицам, не достигшим совершеннолетия, антитабачный закон предупреждает:

  1. Продажа несовершеннолетним табачной продукции чревата штрафом более чем в 150 тыс. рублей;
  2. В случае обнаружения пропаганды и рекламы табакокурения штрафные санкции будут применяться исключительно к рекламодателям. В данном случае сумма штрафа будет варьироваться в пределах от 500 до 600 тыс. рублей.

Ужесточение запретов на табакокурение в 2016 году

Еще не так давно можно было курить сигареты в кафе и ресторанах, но только в специально оборудованных местах. Согласно же закону о курении в общественных местах, который вступит в силу в 2016 году, употреблять табачные изделия на указанных территориях будет нельзя ни под каким предлогом.

В случае несоблюдения правил штраф коснется не только самого курильщика, но и заведения, в котором осуществлялось противоправное действие. В данном случае размер санкций будет исчисляться сотнями тысяч рублей, поэтому приверженцы антитабачных проектов надеются на эффективность принятых мер. На сегодняшний день в правительстве разрабатывается специальный «прейскурант», в котором будут рассмотрены все разновидности штрафных санкций, касающихся курения в неположенных местах, а также их размеры в зависимости от конкретной ситуации.

Новые законопроекты о запрете курения в местах общего пользования, были дополнены новыми правилами. В частности, в антитабачном проекте существенно расширился список территорий, на которых нельзя находиться с дымящейся сигаретой. В основном законе был увеличен размер штрафных санкций за несоблюдение правил, прописанных в антитабачном законопроекте.

ФЗ-15 "О запрете курения" (с изменениями 2015 г.) был принят согласно Рамочной конвенции ВОЗ. Нормативный акт регламентирует отношения в области охраны здоровья людей от негативного воздействия дыма и последствий потребления изделий, содержащих никотин. Рассмотрим далее подробно ФЗ-15 "О запрете курения" с комментариями.

Ключевые направления

Для предотвращения возникновения патологий, связанных с влиянием дыма и потреблением изделий, содержащих никотин и смолы, федеральный закон 15-ФЗ "О запрете курения" предусматривает определенный комплекс предупреждающих мер. В их число входят:

  1. Разработка налоговой и ценовой политики, направленной на сокращение спроса на соответствующую продукцию.
  2. Определение территорий, объектов и помещений, в которых потребление изделий, содержащих смолы и никотин, не допускается.
  3. Регулирование состава продукции и его раскрытия, установление требований к маркировке и упаковке.
  4. Информирование граждан о негативном влиянии продукции, содержащей никотин и смолы, а также вредном воздействии дыма.
  5. Установление запретов на стимулирование продаж и рекламу табачных изделий.
  6. Оказание населению медпомощи, направленной на прекращение потребления продукции, содержащей никотин и смолы, лечение зависимости и последствий.
  7. Пресечение незаконной продажи табачных изделий.
  8. Ограничение торговли продукцией, содержащей смолы и никотин.
  9. Установление запретов на продажу изделий несовершеннолетним, потребление ими табака и вовлечение их в процесс курения.

Категории объектов

"О запрете курения" устанавливает перечень территорий и участков, в пределах которых потребление продукции, содержащей смолы и никотин, не допускается. В список входят:

  1. Территории и помещения, используемые для предоставления образовательных услуг, учреждения культуры и молодежи, спорта и физкультуры.
  2. Вагоны поездов и суда дальнего следования/плавания в процессе перевозки пассажиров.
  3. Помещения и территории, предназначенные для предоставления реабилитационных, медицинских и санаторно-курортных услуг.
  4. Воздушные суда, общественный транспорт любого вида пригородного и городского сообщения, в том числе суда.
  5. Помещения, предназначенные для оказания гостиничных, жилищных услуг, используемых для временного проживания/размещения.
  6. Территории, на которых предоставляются услуги торговли, общепита, осуществляется бытовое обслуживание, работают рынки.
  7. Помещения соцслужб.
  8. Рабочие зоны, организованные в сооружениях/зданиях.
  9. Лифты и территории общего использования в многоквартирных домах.
  10. Детские площадки и территории, занятые пляжами.
  11. Пассажирские платформы, предназначенные для посадки/высадки граждан при перевозке по пригородным маршрутам.
  12. Автозаправочные станции.

На участках, расположенных на открытом воздухе, также действует ФЗ-15 "О запрете курения". 15 метров - расстояние, на котором должен находится гражданин, потребляющий изделия, содержащие никотин и смолы, от входов в помещения:


Исключения

Они установлены в ч. 2 ст. 12 ФЗ-15 "О запрете курения". Положения статьи допускают потребление продукции, содержащей смолы и никотин, на специально отведенных участках. Их организацию проводят в соответствии с решением собственника имущества либо лица, уполномоченного им. Ч. 2 ст. 12 ФЗ-15 "О запрете курения" предусматривает ряд требований, в соответствии с которыми должно проводиться оснащение специально отведенных участков. В норме, в частности, определено, что в обязательном порядке должно устанавливаться вентиляционное оборудование на судах, пребывающих в дальнем плавании, а также в изолированных помещениях в многоквартирных домах. Общие требования к оснащению специальных участков на открытом воздухе определяются исполнительным федеральным органом, реализующим функции по осуществлению госполитики и нормативному регулированию в сфере градостроительства, архитектуры и ЖКХ, совместно со структурами здравоохранения. Они должны обеспечивать выполнение гигиенических нормативов по концентрации в воздухе соединений, выделяемых при потреблении продукции, содержащей смолы и никотин. Одно из обязательных требований для обозначения участков, в пределах которых потребление продукции, содержащей смолы и никотин, не допускается по ФЗ-15 "О запрете курения", - вывеска. Требования к ее содержанию, а также порядок установки определяется исполнительным органом, уполномоченным правительством. Региональные органы госвласти вправе устанавливать на отдельных территориях или в помещениях дополнительные ограничения.

Меры по сокращению спроса

ФЗ-15 "О запрете курения" (с изменениями) не допускает и рекламу изделий, содержащих никотин и смолы. Для реализации этой задачи не разрешается:


Спонсорство

ФЗ No 15 "О запрете курения" устанавливает ряд требований для компаний, осуществляющих вещание аудиовизуальных произведений, в которых производится демонстрация продукции и процесса ее потребления. В случае если теле-, видеофильм, кино-, теле-, видеохроникальная программа содержит соответствующие кадры, организатор показа должен обеспечить до или во время него трансляцию сообщений о вреде употребления изделий. Закон "О запрете курения" 15-ФЗ допускает демонстрацию продукции и процесса ее употребления при информировании граждан о возникающем вследствие этого вреде для здоровья и негативном влиянии на состояние окружающей природы.

Предупреждение незаконной продажи

ФЗ-15 "О запрете курения" (2015 г.) предусматривает ряд мер, направленных на предотвращение неправомерной торговли соответствующей продукцией. К ним относят:

  1. Обеспечение ведения учета выпуска изделий, перемещения их через границу ТС в рамках ЕАЭС либо через госграницу России, розничной и оптовой их продажи.
  2. Отслеживание оборудования, используемого в производстве, перемещения и распределения продукции.
  3. Пресечение случаев неправомерной реализации изделий, привлечение виновных к ответственности, конфискация незаконно перемещенных, контрафактных предметов через границу ТС или госграницу России, их уничтожение в соответствии с требованиями законодательства.

Указанные мероприятия осуществляются на основании сведений налогового и таможенного учета, схем маркировки акцизными либо специальными марками, собственных информационных баз производителей. Федеральный орган, выполняющий обобщение и анализ данных, а также порядок, в соответствии с которым осуществляется обмен информацией между надзорными инстанциями, определяются правительством. Для предупреждения незаконной реализации изделий каждая упаковка и пачка подлежит маркировке в соответствии с положениями нормативных актов о техническом регулировании.

Организация продажи

В соответствии с ФЗ-15 "О запрете курения", реализация изделий допускается в оборудованных подсобными, торговыми, административно-бытовыми, складскими структурами помещениях. При отсутствии на территории населенного пункта павильонов и магазинов продажа разрешается в других объектах либо развозным методом. ФЗ-15 "О запрете курения" не допускает реализацию продукции на выставках, ярмарках, дистанционным, разносным методами, с использованием автоматов либо прочими способами.

Выкладка товара

Фз-15 "О запрете курения" не допускает розничную торговлю с демонстрацией продукции на прилавке. Сведения о реализуемых изделиях доводятся до потребителей посредством размещения их перечня. Текст списка выполняется буквами одинаковой величины, черным цветом на белом фоне. Перечень составляется в алфавитном порядке. Напротив каждого наименования указывается стоимость. В перечне не должно присутствовать никаких рисунков и изображений. ФЗ-15 "О запрете курения" допускает демонстрацию продукции потребителю после ознакомления с указанным списком.

Дополнительно

ФЗ-15 "О запрете курения табака" не допускает розничную продажу сигарет, присутствующих в пачке в количестве меньше 20 шт., папирос и иных изделий поштучно, продукции, не имеющей потребительской тары, а также упакованной в одну тару с иными товарами, не содержащими никотин и смолы.

Ограничения для реализаторов

Как гласит ФЗ-15 "О запрете курения", в общественных местах не допускается не только потребление изделий, содержащих смолы и никотин, но и их продажа. В частности, речь идет об объектах массового скопления граждан. К ним относят помещения и территории, используемые для предоставления образовательных, культурно-досуговых услуг, учреждения для молодежи, спортивные, санаторно-курортные, реабилитационные, медицинские центры и комплексы, транспорт общего пользования пригородного и внутригородского сообщения, в том числе суда, сооружения, занятые органами местной и государственной власти. В зданиях железнодорожных и автовокзалов, в аэро-, речных и морских портах, используемых для оказания услуг по перевозке пассажиров, на объектах, предназначенных для оказания гостиничных или жилищных услуг, временного размещения или проживания, бытового обслуживания также не допускается реализация продукции в соответствии с ФЗ-15 "О запрете курения".

Комментарии

Рассматриваемый нормативный акт устанавливает достаточно жесткие правила, направленные на ограничение распространения изделий, содержащих никотин и смолы. В особенности большое внимание уделяется мерам, предупреждающим потребление продукции несовершеннолетними. Предусмотрена административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность для субъектов, нарушающих положения ФЗ-15 "О запрете курения". Штрафы и прочие взыскания вменяются в соответствии с КоАП и прочими кодексами. Нормативный акт также не допускает продажу изделий, содержащих смолы и никотин, ближе 100 м по прямой линии от ближайшей точки, расположенной на границе с территорией, в пределах которой предоставляются образовательные услуги. При расчете расстояния не учитываются естественные и искусственные преграды.

Мониторинг

Оценка эффективности проведения мероприятий, ориентированных на предупреждение воздействия дыма и уменьшение объемов потребления изделий, содержащих смолы и никотин, включает в себя:

  1. Выполнение научных исследований. Они направлены на изучение причин потребления продукции, ограниченной в обороте, а также возникающих последствий, оценку действий, стимулирующих реализацию и употребление.
  2. Определение показателей состояния здоровья населения, динамики сокращения количества курящих граждан. Они используются в последующей разработке и реализации мероприятий, направленных на противодействие распространения продукции.
  3. Выполнение санитарно-эпидемиологических исследований существующих масштабов потребления.

Определяет, что оценку эффективности и мониторинг мероприятий, ориентированных на предупреждение негативного влияния дыма и уменьшение объемов употребления изделий, содержащих смолы и никотин, осуществляет исполнительный орган, реализующий функции по разработке и проведению госполитики и нормативного регулирования отношений в области здравоохранения, исполнительные надзорные структуры, работающие в сферах обеспечения санитарного и эпидемиологического благополучия граждан, защиты потребительских прав, статистического учета. Порядок их деятельности в рамках исполнения предписаний устанавливается правительством. В проведении мониторинга и оценке эффективности реализации предусмотренных нормативными актами мероприятий участвуют субъекты РФ в соответствии с региональным законодательством, а также на основании соглашений с исполнительным федеральным органом, осуществляющим выработку и реализацию указанных мер, а также обеспечивающим правовое регулирование в сфере здравоохранения.

Использование результатов оценки и мониторинга

На основании показателей, полученных при анализе эффективности реализации предусмотренных мероприятий, ориентированных на предупреждение негативного воздействия дыма и сокращение потребления изделий, содержащих смолы и никотин, исполнительный федеральный орган, выполняющий функции по разработке и выполнению госполитики и осуществлению нормативного регулирования в области здравоохранения, проводит:

  1. Информирование уполномоченных структур власти регионов, муниципальных образований и граждан о масштабах употребления продукции, ограниченной в обороте, а также реализуемых или запланированных мерах, ориентированных на его снижение.
  2. Разработку мероприятий, направленных на борьбу с распространением и незаконной продажей изделий. Они подлежат включению в целевые программы по охране и укреплению здоровья, а также в государственную стратегию развития системы здравоохранения.
  3. Подготовку и представление доклада о реализации РФ положений Рамочной конвенции ВОЗ по противодействию потребления табака.

Ключевые принципы обеспечения защиты населения

Охрана здоровья граждан от негативного воздействия дыма и последствий употребления табака основывается на:


Полномочия госорганов

В рамках реализации положений ФЗ-15, федеральные структуры обеспечивают:

  1. Реализацию единой госполитики в области охраны здоровья населения от негативного влияния дыма и последствий употребления изделий, содержащих никотин и смолы.
  2. Защиту прав гражданина и человека в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.
  3. Оказание населению медпомощи, направленной на прекращение употребления табачных изделий, лечение от зависимости и последствий потребления продукции, в учреждениях здравоохранения согласно действующим нормативным актам.
  4. Разработку и реализацию мер по охране здоровья граждан, включение их в целевые программы и государственную стратегию развития системы здравоохранения.
  5. Координацию работы исполнительных органов госвласти, структур регионального управления в области защиты населения от негативного воздействия дыма и последствий употребления табачной продукции.
  6. Организацию и реализацию государственного контроля в сфере обеспечения охраны здоровья граждан.
  7. Международное сотрудничество РФ, в том числе заключение соглашений и договоров с соответствующими структурами зарубежных стран в области защиты населения от негативного влияния дыма и потребления табачной продукции.

В полномочия госорганов входит также еще и выполнение оценки эффективности и мониторинг реализации всех мероприятий, ориентированных на сокращение объемов производства и распространения изделий, содержащих смолы и никотин. Порядок выполнения обязанностей, пределы компетенции указанных структур определяются постановлениями правительства. Оно также осуществляет контроль деятельности уполномоченных структур в сфере обеспечения охраны здоровья населения от воздействия табака.

Минздрав запретит кальяны в кафе, позволит продлевать рабочий день курящих сотрудников и сделает невозможным покупку табака для тех, кто родился после 2015 года. Такой план ведомство разработало на ближайшие пять лет

Будущее без дыма

Министерство здравоохранения подготовило концепцию по борьбе с курением с 2017 до 2022 года. Как говорится в документе, копия которого есть в распоряжении РБК, проект был разослан на согласование в 18 ведомств, включая Минфин, Минэкономразвития и МВД. После этого концепцию должно утвердить правительство. Пока в кабинете министров документ не видели, рассказал РБК источник в аппарате Белого дома.

Официально концепция не публиковалась, но подлинность документа РБК подтвердил пресс-секретарь министра здравоохранения Олег Салагай, который является одним из авторов: его подпись стоит под проектом.

План Минздрава разработан в соответствии с Рамочной конвенцией по борьбе против табака, которая вступила в силу в 2005 году по инициативе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Концепция должна заменить предыдущую редакцию документа, которая действовала в 2010-2015 годах, пояснили РБК в пресс-службе ведомства.

Как отмечают авторы проекта, обосновывая необходимость подобной концепции, курение — причина 10% смертей взрослого населения. Ежегодно из-за табака гибнут 5,4 млн людей в мире и от 300 тыс. до 400 тыс. человек в России. С табаком связывают развитие онкологии, заболеваний дыхательной системы и сердца, потерю слуха, зрения, повышение риска бесплодия и выкидышей, а также развитие импотенции , говорится в документе.

В тексте подчеркивается, что меры, которые уже принял Минздрав, привели к снижению процента курящих с 39% взрослого населения России в 2009 году до 33% в 2016 году. ​Этот уровень все еще катастрофически высокий, полагают в ведомстве, поэтому цель концепции — добиться к 2022 году снижения до 25%. Из-за курения мужчины теряют в среднем девять лет жизни, а женщины — пять с половиной лет. Упущенная выгода ВВП составляет 2%.

Кроме того, ​Минздрав хочет увеличить количество мест, в которых нельзя курить. Запрет распространится на коммунальные квартиры, все виды общественного транспорта, остановки и прилегающую территорию в радиусе трех метров. Под запрет попадет такая же зона у входов в здания торговых центров, подземные и наземные переходы и даже личный транспорт, если в нем находятся дети. Кроме того, курильщик будет обязан потушить сигарету в присутствии любого человека, возражающего против курения.

Ужесточение коснется продавцов и потребителей электронных сигарет и других «электронных средств доставки никотина», не являющихся лекарствами.

Акцизы и упаковка

Концепция напрямую отразится и на производителях. В 2016 году минимальная ставка акциза на сигареты составляла 1680 руб. за 1 тыс. шт. Это 33,6 руб. за одну пачку. В 2017 году до 1930 руб. за 1 тыс. шт. Теперь на одну упаковку приходится 38,6 руб. Это чуть больше 40% от розничной цены продукции. Акциз, рекомендованный ВОЗ, должен составлять 70% от цены, и Минздрав намерен стремиться к такому показателю.

Еще один ориентир для Минздрава — средний акциз в европейских странах. Там он составляет $2,38, или 185 руб., за пачку. По подсчетам ведомства, если довести российские показатели до среднеевропейских, бюджет получит дополнительные 900 млрд руб. по сравнению со сборами 2015 года, а от преждевременной смерти спасутся 2 млн человек.

В 2018 году акциз планируется повысить до 3 тыс. руб. за 1 тыс. шт., в 2020-м — до 4,4 тыс. С 2022 года индексация, опережающая инфляцию, должна быть ежегодной.

В 2017 году Минздрав также запланировал введение десятипроцентного налога на розничную продажу табачных изделий и электронных сигарет. С 2018 года табачные компании должны будут платить и экологический налог. По мнению Минздрава, сигареты — наиболее распространенный вид отходов, а потому наносят вред окружающей среде.

Планирует Минздрав реформировать и сферу потребительской привлекательности табачной продукции. Ведомство собирается запретить использование в сигаретах добавок со вкусом пищевых продуктов и усиливающих эффект привыкания, а все упаковки должны быть стандартизированы.

На пачках сигарет нельзя будет размещать товарные знаки, рекламу или информацию, стимулирующую продажи. Упаковки будут одного цвета с указанием только наименования продукции, напечатанного установленным шрифтом.

Информация о вреде курения, как полагает Минздрав, займет не меньше 65% основной стороны упаковки. Картинки и надписи о вреде курения будут располагаться и на самих сигаретах.

Хранить табак обяжут не просто в закрытых коробах, как это происходит сегодня, а в ящиках болотного цвета без дополнительных надписей и подсветок.

Запреты для компаний

Помимо роста акцизов табачные компании ждет усиленный контроль их деятельности. Им запретят вести партнерские отношения с государственными учреждениями. Они должны будут предоставлять информацию о затратах на маркетинговые расходы, лоббирование, благотворительные взносы и т.д. За непредоставление информации введут санкции.

Представителям табачных компаний также нельзя участвовать в каких-либо комитетах по вопросам здравоохранения.

Многие предложения данной концепции слишком радикальные и не учитывают интересов потребителей и государства, считает директор по внешнекорпоративным связям «Бритиш Американ Тобакко Россия» Яна Гуськова. По ее мнению, в том числе неоправданны ограничения для электронных сигарет. «Если руководствоваться интересами потребителей и заботой о здоровье, государство должно стимулировать разработку продукции со сниженным риском для здоровья, а не запрещать ее», — подчеркнула она.

Действующее российское закон​одательство уже содержит большое количество запретов в отношении производства, маркировки и оборота табачных изделий, заметил в разговоре с РБК вице-президент JTI по коммуникациям в России Сергей Киселев. «На этом фоне попытка сократить потребление табака только за счет введения новых жестких ограничений, без анализа эффективности действующих мер и их корректировки, не приведет к ожидаемому результату, а только подорвет функционирование легальной отрасли, ускорит замещение легальной продукции более дешевыми аналогами с теневого рынка и в итоге подорвет стабильность налоговых отчислений в бюджет», — резюмировал он.

Рассказываем, как работает ФЗ-15 о запрете курения в общественных местах: какие штрафы предусмотрены для курильщиков; где можно, а где нельзя «дымить»; распространяются ли ограничения закона о курении на летние кафе, балконы и подъезды.

Федеральный закон ФЗ-15 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» был принял в 2013 году. Закон о курении серьезно ограничил права курильщиков, которых «вытеснили» из ресторанов, спортивных сооружений и других общественных мест, где теперь нельзя «дымить». В административный кодекс были внесены поправки, ужесточающие ответственность для нарушителей ФЗ-15 о запрете курения. Курильщикам, а также организациям, которые не соблюдают установленные запреты на курение табака, грозят серьезные санкции. По данным Роспотребнадзора, только за первое полугодие 2017 года в качестве штрафов за курение в общественном месте, а также за другие нарушения ФЗ-15, россияне были оштрафованы на 60 млн рублей.

Расскажем подробнее, как работает «антитабачный закон»: где можно, а где нельзя курить.

Где нельзя курить по новому закону – 2018-2019гг.

Довольно внушительный список мест, где запрещено употребление табака, содержится в ст. 12 ФЗ-15 о запрете курения. Нельзя курить:

  • в обр. и учебных организациях (школы, техникумы, ясли и т. д.) – запрет распространяется не только на помещения, но и на окружающую территорию;
  • в культурных и спортивных объектах (цирки, филармонии, стадионы и т. д.)
  • в мед.учреждениях, включая поликлиники, больницы и санатории;
  • на любом виде общ.транспорта как городского и пригородного, так и дальнего (поездах, пароходах, самолетах и т. д.) – запрет распространяется на платформы поездов и остановки автобусов;
  • на расстоянии менее 15-и метров от вокзалов, аэропортов и других транспортных сооружений;
  • в хостелах, общежитиях, отелях и других зданиях, где предоставляются услуги по размещению граждан;
  • в помещениях для торговли и предоставления услуг;
  • в зданиях, где располагаются соц.учреждения и службы;
  • в зданиях, где находятся органы исполнительной и законодательной власти разных уровнях;
  • курить на рабочем месте;
  • в лифтах и других общественных местах МКД;
  • на детских площадках и пляжах;
  • нельзя курить на АЗС.

Как видно из перечня, закон о запрете курения в общественных местах достаточно строго ограничил курильщиков в правах. Если раньше они могли спокойно курить в кафе, в своем рабочем кабинете, в тамбуре поезда, то теперь в этих местах по закону должен висеть знак запрета на курение. Если проигнорировать ограничение, то есть риск получить штраф за курение в общественном месте.


Где можно?

Здесь действует принцип: все, что не запрещено, то разрешено. Поэтому прежде, чем взять в рот сигарету, курильщику надо убедиться, что он находится в месте, где не действует запрет курения. Ограничения не распространяются на:

  • места на открытом воздухе вдали (более 15 метров) от общественных учреждений, остановок транспорта, спортивных и культурных объектов;
  • изолированное жилое помещение личного пользования (нельзя запретить человеку курить у себя в туалете, ничего не говорит закон о курении на балконе своей квартиры);
    специально оборудованные места для курения, они же – курилки, которые могут быть организованы как на предприятии, так и в кафе, в МКД и других зданиях.

Как должна выглядеть курилка в 2018 году?

Требования к организации специально отведенных мест для курения устанавливает закон о курении в общественных местах. В 2018 и 2019 году эти правила не претерпели изменений.

Курилка на улице должна иметь:

  • табличку «место для курения»;
  • освещение в ночное время;
  • пепельницу.

Курилка в помещении должна:

  • быть изолированной, чтобы некурящие работники не чувствовали запах дыма;
  • иметь вентиляцию (для аналогичных целей);
  • табличку «Место для курения»;
  • пепельницу;
  • огнетушитель.

Штраф за курение в общественном месте – сколько платить в 2018-2019 годах?

В КоАП есть несколько статей, которые предусматривают наказание в виде штрафов за нарушение запрета на курение и других ограничений, установленных ФЗ-15:

  1. статья 6.23 предусматривает штраф за вовлечение несовершеннолетних в курение табака: от 1000 до 2 000 рублей – для граждан; от 2 000 до 3 000 рулей для родителей ребенка. Под это нарушение попадает покупка сигарет для подростков, «угощение» их табачной продукцией и др. нарушения;
  2. статья 6.24 предусматривает штраф за курение в общественном месте – от 500 до 1000 рублей. Более строгое наказание предусмотрено за курение на детской площадке – от 2 000 до 3 000 рублей;
  3. статья 6.25 предусматривает ответственность для должностных лиц, юрлиц и индивидуальных предпринимателей за нарушение закона о курении в части организации специально оборудованных мест для курильщиков или за игнорирование установленных в законе ограничений. Минимальный штраф – 10 000 рублей, максимальный – 90 000 рублей.


Ответы на популярные вопросы

Можно ли курить в летнем кафе?

Нельзя. Такова позиция Роспотребнадзора, обозначенная в письме от 18.06.2014 N 01/6906-14-25. Устанавливая этот запрет, контролирующий орган исходил из того, что и веранда, и терраса летнего кафе также используются для предоставления услуг общепита, а значит являются частью помещения.

Где можно курить в аэропорту?

В Аэропорту можно курить в специальной изолированной курительной комнате, которая оборудована вытяжкой, пепельницей и соответствует всем требования ФЗ-15 о запрете курения в общественных местах. Такие курилки оборудованы в большинстве аэропортов мира, включая российские: Домодедово, Внуково, Пулково. Если курительная комната закрыта, то курить разрешается не ближе 15 метров от аэропорта.

Можно ли курить на балконе своей квартиры?

Никаких ограничений для курения на балконе собственной квартиры пока не установлено, хотя такие инициативы периодически возникают. Однако если дым от соседа-курильщика не дает нормально жить, гражданин вправе подать к нему гражданский иск с требованием возмещения ущерба. В суде придется доказать, что курение соседа вредит здоровью и создает препятствия для нормального пользования жилым помещением. Для фиксации нарушение санитарных норм можно пригласить специалистов Роспотребнадзора. Времени для сбора всех необходимых доказательств потребуется немало, а перспективы иска туманные, однако такая возможность в законе все-таки есть.