Заводы третьего рейха. Подземелья третьего рейха или дорога в ад

Помимо колоссальных разрушений и войны мирового масштаба Третий рейх оставил в истории Европы и серьезный промышленный след. Точный список военных объектов, построенных нацистами в Европе, до сих пор не составлен, а масштабы строительных работ с каждым разом поражают воображение историков и военных специалистов.Авиация ценой тысяч жизней
После того как маховик запущенной войны вернулся на исходную и ударил своих создателей, вопрос уничтожения нацистских войск и армии Германии стало вопросом времени, а не вероятности. Историки приписывают Адольфу Гитлеру много разных качеств, из которых перфекционизм и стремление добиваться желаемого любой ценой, пожалуй, и похоронили Третий рейх. Ближайшие соратники Гитлера ощущали неизбежное сильнее самого фюрера. Особенно хорошо опасность неминуемого поражения ощущал назначенный рейхсминистром по вопросам вооружений Альберт Шпеер. Шпееру Гитлер поставил невозможную с точки зрения срочной реализации задачу - срочно перенести все предприятия немецкой промышленности, снабжающих армию техникой, под землю. Замысел Гитлера был прост - на глубине в несколько десятков метров такие заводы могли бы находиться в полной безопасности. В отличие от фюрера Шпеер хорошо понимал, чего будет стоить Германии такая авантюра, однако отказаться выполнять приказ Гитлера не мог.
На должность куратора уникального строительного проекта был назначен бригаденфюрер Франц Ксавер Дорш - опытнейший руководитель, собравший под единое управление и руководство Управления строительства Организации Тодта несколько служб по военному строительству и обеспечению. Дорш пообещал фюреру, что часть масштабного проекта по переносу производственных мощностей будет реализована уже через полгода. Шпеер не разделял оптимизма Дорша по поводу переноса сразу шести крупных военно-промышленных объектов, ведь создание каждого такого объекта площадью не менее 100 тысяч квадратных метров под землей дело невероятно сложное, даже для Третьего рейха.
В 1944 году планы Гитлера начали обретать вполне конкретные очертания. Под горой Хоубирг в Нюрнберге началось строительство одного из самых больших подземных заводов, куда планировалось эвакуировать производство авиационных двигателей, производством которых занималась компания BMW.Строительство объекта под кодовым обозначением «Доггер», равно как и реализация других масштабных строительных задач, стали возможны исключительно благодаря рабскому труду военнопленных и узников концлагерей. Для работ на объекте «Доггер» были привлечены заключенные концлагеря «Флоссенбург», однако даже огромное количество узников с задачей возведения подземного авиационного завода справилось лишь частично. Работы внутри горы Хоубирг не были закончены, однако масштабность проекта поражает воображение современных гражданских и военных строителей. Согласно плану, тоннели внутри горы должны были соединяться в нескольких местах для наилучшего сообщения производственных помещений. Система вентиляции всех помещений была продумана до мельчайших деталей и могла работать абсолютно автономно в течение пяти-шести месяцев после прекращения подачи внешнего электропитания. После капитуляции Германии все входы в объект, а их, по некоторым данным, было до десяти, были опечатаны и наглухо заварены. Всего же, по оценкам экспертов, за время строительных работ внутри комплекса погибло не менее 8-10 тысяч узников концлагерей.

Другой подземный авиазавод немцы все же успели достроить до состояния полной готовности. Объект с кодовым названием «Горный хрусталь» (нем. Bergkristall) должен был обеспечить потребность рейха в ультрасовременных самолетах Messerschmitt Me.262 - первых реактивных истребителях в мире. Информация о сборочных линиях передовых истребителей быстро попала в штаб американской военной разведки, и в числе первых объектов, куда направлялся союзный десант, был подземный авиационный завод «Горный хрусталь». Без малого тысячу построенных здесь истребителей оплатили собственной жизнью тысячи военнопленных. Минимальная цифра погибших только на строительных работах по этому объекту оценивается историками в 18 тысяч человек. Похожим образом были организованы и другие военные объекты, такие как Зеегротте близ Вены, на территории которого собирали истребители He.162, и многие другие авиационные объекты, на которые возлагалась задача массового производства передовых реактивных самолетов.Подземный ракетный центр Ракета А-4, более известная читателю под названием ФАУ-2, была одним из тех видов вооружения, на использование которого Гитлер и вся верхушка Третьего рейха поставили жизнь целой нации. Долгие годы после капитуляции гитлеровской Германии правда о технологическом рывке немецких ученых старательно скрывалась. Феномен готовности немецких ученых к производству атомного оружия и средств доставки долгие годы после войны изучался в профильных НИИ по всему миру, в том числе и в Советском Союзе. Главную скрипку в уничтожении одного из главных врагов Германии - Великобритании должна была сыграть уникальная баллистическая ракета, долетавшая до Лондона за 6 с небольшим минут.

Секретный ракетный центр в Пенемюнде строили с учетом всех соображений безопасности и секретности, доступных Третьему рейху. Защищенные бетонные пусковые площадки, цеха окончательной и предварительной сборки - все было просчитано с немецкой точностью и вниманием к деталям. Советские специалисты, в частности, один из ближайших соратников Сергея Паловича Королева - Борис Евсеевич Черток, отмечали высокий уровень организации и продуманность общей конструкции. Однако Пенемюнде был лишь исследовательским центром, в котором ракетная техника лишь испытывалась.
Несмотря на внушительный объем научной работы, проработки и многомесячные эксперименты, ракетный исследовательский центр в Пенемюнде постигла незавидная участь. Просочившиеся в английскую разведку данные относительно прогресса работ близ острова Узедом поставили крест на секретности проекта, и летом 1943 года союзная авиация разнесла РКЦ в Пенемюнде в ходе ковровой бомбардировкой. Советский исследователь Борис Черток позднее в своих мемуарах писал, что, несмотря на масштабность повреждений, ни одно из зданий или построек не было разрушено до основания, а во многих лишь частично обрушились перекрытия. Это позволило провести детальный анализ оставшегося в Пенемюнде научного оборудования и провести восстановление уцелевших приборов, станков и ключевых систем измерения и контроля.
После уничтожения Пенемюнде немецкие военные сделали свои выводы из ситуации, и стали проектировать завод по производству ракет с учетом вероятных бомбардировок любой длительности и интенсивности. Завод Миттельверк в Тюрингии близ Нордхаузена стал самым крупным и самым сложным проектом по созданию подземного промышленного производства в интересах Германии. Проектная мощность завода, как отмечают эксперты и историки, составляла до 30 ракет ФАУ-2 в сутки.

Размер и сложность скалистого горного массива, в котором началось строительство комплекса Миттельверк, наложили свои отпечатки и на процесс привлечения военнопленных и узников концентрационных лагерей. Борис Черток в своих мемуарах отмечает, что объект отличался уникальным, даже по меркам СС и Гестапо, уровнем жестокости по отношению к пленным. За малейшее нарушение режима часовые расстреливали пленных, тела которых уцелевшие узники сразу отвозили в крематорий. Потребность в живой силе для военной стройки внутри горы обеспечивал специально созданный для этого концлагерь «Дора».«Секретностью стройки было обусловлено и отношение к заключенным. Потенциально любой узник, привлекавшийся к работам на этом объекте, был носителем ценной секретной информации, а, значит, любой ценой оставить его внутри объекта было одной из обязанностей СС. Многие историки считают, что львиная доля привлеченных на объект заключенных погибала от голода и непосильного труда, но это правда лишь отчасти. Основной причиной смерти были расстрелы», - поясняет военный историк Сергей Рюмин.
Однако рытьем тоннелей и другой тяжелой работой, от которой заключенные чаще всего умирали через несколько недель, дело не ограничивалось. Производство ФАУ-2 требовало наличия сборочной линии и определенной скорости работы, которой было бы достаточно, чтобы дать Рейху столько ракет, сколько требовал фюрер. Это требование во многом определило эффективность всей программы по созданию «оружия возмездия» и его реальных перспектив.
Несмотря на то, что боевая часть ракет, приборы, двигатели, и многое другое на завершающем этапе монтажа в изделие настраивались немецкими специалистами-ракетчиками, массовую сборку корпусов, элементов управления и других жизненно важных систем доверяли заключенным. Узники, привлекаемые к сборке ракет хорошо понимали, что даже относительно небольшой дефект может вызвать взрыв ракеты не только в небе, но и на стартовом столе, старательно, по мере сил и возможностей они пользовались случаем и повреждали ключевые элементы управления.
Бетон и вода
Стремительная оккупация Германией всей Европы и, в частности, Франции позволила приступить к составлению планов по войне на море с заклятым противником Рейха Великобританией. К началу вторжения в Советский Союз Гитлер и командование немецкой армии и флота хорошо понимали, что одними лишь авиаударами по англичанам никакой победы добиться не удастся. Строительство военно-морских баз для подводных лодок кригсмарине во Франции открывало невиданный до этого момента простор для действия. Фактически вся Атлантика падала к ногам нацистов. На выручку нацистским строителям снова пришел армированный железобетон, с помощью которого на побережье Франции возник один из самых известных объектов Третьего рейха - база субмарин в портовом городе Сен-Назер.

Монументальность сооружения можно ощутить, даже не посещая бывшую базу подводных лодок. Достаточно оценить размеры. 300 метров в длину, 130 в ширину и 18 в высоту. Помимо обустройства 14 доков для стоянки подводных лодок, особое внимание специалисты уделяют и конструкции крыши, защищавшей объект от бомбардировок.
«Конструкция крыши представляет собой своеобразный "пирог с воздушными прослойками". Железобетон разной толщины чередуется со стальными балками и воздушными "карманами", с помощью которых в случае бомбардировки и попадания авиабомб конструкция эффективнее "гасила" энергию от взрыва. Сложно посчитать в самолетах и бомбах прочность, но такой же налет, как на исследовательский центр в Пенемюнде база в Сен-Назере выдержала бы без проблем», - пояснил военный историк Сергей Рюмин.Единственный случай, связанный с относительно успешной атакой на объект, произошел 28 марта 1942 года.
Британский десант с помощью навьюченного взрывчаткой корабля вывел из строя единственный сухой док комплекса в Сен-Назере, буквально протаранив огромным эсминцем. Сами подводные лодки, укрытые в пеналах за многометровым слоем бетона, в ходе атаки не пострадали.
Атлантический вал и подземные города

К обороне прибрежных районов Европы немцы готовились тщательно. Пальму первенства по части подготовки в этом отношении может уступить только переброска войск на восток, к границам СССР. «Атлантический вал» справедливо оценивается историками и специалистами в области военного строительства как самый масштабный строительный проект за всю историю Рейха. Уже потом можно рассматривать проектирование и создание бункера «Волчье логово» и других «спецобъектов». По своей сути, «Атлантический вал» - не что иное, как непрерывная сеть долговременных береговых укреплений, снабженных артиллерийскими батареями и другим тяжелым вооружением, включая зенитное, для отражения любой атаки союзного десанта. На всем протяжении береговой линии от Испании до Норвегии предполагалось строительство специальных укрепленных районов с подземными хранилищами и складами.Один из таких «подземных городов» был обнаружен сравнительно недавно. Журналисты британской газеты Daily Mail опубликовали фотографии «города нацистов» почти на три с половиной тысячи солдат 18 мая 2017 года. Объект недалеко от деревни Схевенинген поражает своим размахом - не хватает разве что артиллерийской батареи с корабельными орудиями. Поразительно, но за 75 лет, что минули с момента создания этих сооружений, большинство из бетонных бункеров находятся в прекрасном состоянии, не говоря уже о сохранности помещений внутри комплекса.По данным Daily Mail, здесь мог с комфортом расположиться целый гарнизон СС - 3300 солдат с оружием, снаряжением и боеприпасами, необходимым для отражения массированной атаки с моря. 100000 кубических метров железобетона, 900 помещений разной площади были оборудованы не только тоннелями, по которым были проложены километры кабелей связи, но и автономными системами жизнеобеспечения. Руководил строительством «великой немецкой стены» никто иной, как Фриц Тодт, занимавший, помимо прочих должностей, пост рейхсминистра вооружения и боеприпасов. Под его же руководством осуществлялся и другой масштабный проект - сооружение «западного вала» - укрепрайона на границе Германии и Франции.За последние несколько лет исследовательская группа, в состав которой входят не только историки, спелеологи и опытные инженеры, но и военные специалисты, нашла около 500 различных объектов только на береговой линии Европы. Эксперты отмечают, что, несмотря на протяженность береговой линии Европы и размеров континента в целом, «на поверхности», то есть в уже известных районах, где специалисты Третьего рейха проявляли активность, находится лишь 20% от вероятного числа всех построенных объектов. На изучение остальных секретных бункеров и поиска подземных городов, по данным специалистов, могут уйти следующие 50 лет.

5 629

Что бы там ни говорили, бесспорно одно: в мире нет более обширного и более разветвленного подземного укрепрайона, чем тот, который был прорыт в речном треугольнике Варта — Обра — Одер более полувека назад. До 1945 года эти земли входили в состав Германии. После крушения Третьего рейха вернулись к Польше. Только тогда в сверхсекретное подземелье спустились советские специалисты. Спустились, поразились протяженности тоннелей и ушли. Никому не хотелось затеряться, взорваться, исчезнуть в гигантских бетонных катакомбах, уходивших на десятки(!) километров…

Никто не мог сказать, с какой целью были проложены в них двупутные узкоколейки, куда и зачем убегали электропоезда по бесконечным тоннелям с бесчисленными ответвлениями, тупиками, что перевозили они на своих платформах, кто был пассажиром. Однако доподлинно известно, что Гитлер по меньшей мере дважды побывал в этом подземном железобетонном царстве, закодированном под названием «RL» — Regenwurmlager — «Лагерь дождевого червя».

Третий рейх уходит под землю
Зрелище не для слабонервных, когда в лесных сумерках из смотровых щелей старых дотов и бронеколпаков выбираются, копошась и попискивая, летучие мыши. Крылатые вампиры решили, что эти многоэтажные подземелья люди построили для них, и обосновались там давно и надежно. Здесь, неподалеку от польского города Мендзыжечь, обитает самая большая в Европе колония нетопырей — десятки тысяч. Но речь не о них, хотя военная разведка и выбрала в виде своей эмблемы силуэт летучей мыши.

Об этой местности ходили, ходят и долго еще будут ходить легенды, одна мрачнее другой.

«Начнем с того, — рассказывает один из первопроходцев здешних катакомб полковник Александр Лискин, — что вблизи лесного озера, в железобетонном коробе был обнаружен заизолированный выход подземного силового кабеля, приборные замеры на жилах которого показали наличие промышленного тока напряжением в 380 вольт.

Вскоре внимание саперов привлек бетонный колодец, который проглатывал воду, низвергавшуюся с высоты. Тогда же разведка доложила, что, возможно, подземная силовая коммуникация идет со стороны Мендзыжеча. Однако здесь не исключалось и наличие скрытой автономной электростанции, и еще то, что ее турбины вращала вода, падающая в колодец. Говорили, что озеро каким-то образом соединено с окружающими водоемами, а их здесь немало.

Саперы выявили замаскированный под холм вход в тоннель. Уже в первом приближении стало ясно, что это серьезное сооружение, к тому же, вероятно, с разного рода ловушками, включая минные. Говорили, что как-то подвыпивший старшина на своем мотоцикле решил на спор проехаться по таинственному тоннелю. Больше лихача не видели.»

Зачем?

Под знаком этого вопроса проходит любое исследование загадочного объекта. Зачем было сооружено гигантское подземелье? Зачем проложены в нем сотни километров электрофицированных железных дорог, и еще добрая дюжина всевозможных «зачем?» и «почему?»

Местный старожил — бывший танкист, а ныне таксист по имени Юзеф, захватив с собой люминесцентный фонарь, взялся сводить нас к одному из двадцати двух подземных вокзалов. Все они обозначались когда-то мужскими и женскими именами: «Дора», «Марта», «Эмма», «Берта». Ближайший к Мендзыжечу — «Хенрик». Наш гид утверждает, что именно к его перрону прибывал из Берлина Гитлер, чтобы отсюда отправиться уже по поверхности в свою полевую ставку под Растенбергом — «Вольфшанце».

В этом есть своя логика — подземный путь из Берлина позволял скрытно покидать рейхсканцелярию. Да и до «Волчьего логова» отсюда всего лишь несколько часов езды на машине.

Юзеф гонит свой «Полонез» по неширокому шоссе на юго-запад от города. В деревушке Калава сворачиваем в сторону бункера «Шарнхорст». Это один из опорных пунктов оборонительной системы Поморского вала. А места в округе — идиллические и никак не вяжутся с этими военными словесами: холмистые перелески, маки во ржи, лебеди в озерцах, аисты на крышах, соснячки, горящие изнутри солнцем, косули бродят.

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В АД!

Живописный холм с нестарым дубом на вершине был увенчан двумя стальными бронеколпаками. Их массивные сглаженные цилиндры с прорезями походили на тевтонские рыцарские шлемы, «забытые» под сенью дубовой кроны.

Западный склон холма обрывался бетонной стеной в полтора человеческих роста, в которую была врезана броневая гермодверь в треть обычной двери и несколько воздухозаборных отверстий, забранных опять же бронированными жалюзями. То были жабры подземного монстра. Над входом надпись, набрызганная из баллончика с краской: «Welcome to hell!» — «Добро пожаловать в ад!»

Под пристальным оком пулеметной амбразуры флангового боя подходим к броневой дверце и открываем ее длинным специальным ключом. Тяжелая, но хорошо смазанная дверь легко распахивается, и в грудь тебе смотрит еще одна бойница — фронтального боя. «Вошел без пропуска — получи автоматную очередь», — говорит ее пустой немигающий взгляд. Такова камера входного тамбура.

Когда-то ее пол предательски проваливался, и незваный гость летел в колодец, как это практиковалось в средневековых замках. Теперь он надежно закреплен, и мы сворачиваем в узкий боковой коридорчик, который ведет внутрь бункера, но через несколько шагов прерывается главным газовым шлюзом. Выходим из него и попадаем в блок-пост, где караул проверял когда-то документы всех входящих и держал под прицелом входную гермодверь. Только после этого можно войти в коридор, ведущий в боевые казематы, прикрытые бронекуполами.

В одном из них до сих пор стоит ржавый скорострельный гранатомет, в другом размещалась огнеметная установка, в третьем находились тяжелые пулеметыЙ Здесь же «каюта» командира — «фюрер-раум», перископные выгородки, радиорубка, хранилище карт, туалеты и умывальник, а также замаскированный запасной выход.

Этажом ниже — склады расходных боеприпасов, цистерна с огнесмесью, камера входной ловушки, она же карцер, спальный отсек для дежурной смены, фильтровентиляционная выгородка… Здесь же и вход в преисподнюю: широкий — метра четыре в диаметре — бетонный колодец отвесно уходит вниз на глубину десятиэтажного дома. Луч фонаря высвечивает на дне шахты воду. Бетонная лестница спускается вдоль шахты крутыми узкими маршами.

«Тут сто пятьдесят ступенек», — сообщает Юзеф. Мы идем за ним с замиранием сердца: что внизу? А внизу, на глубине 45 метров, — высокосводный зал, похожий на неф старинного собора, разве что собранный из арочного железобетона. Шахта, вдоль которого вилась лестница, обрывается здесь для того, чтобы продолжиться еще глубже, но уже как колодец, почти до краев заполненный водой.

Есть ли дно у него? И для чего вздымается нависающая над ним шахта аж до казематного этажа? Юзеф не знает. Но он ведет нас к другому колодцу, более узкому, прикрытому крышкой люка. Это источник питьевой воды. Можно хоть сейчас зачерпнуть.

Оглядываю своды здешнего аида. Что видели они, что творилось под ними? Этот зал служил гарнизону «Шарнхорста» военным городком с тыловой базой. Здесь в главный тоннель, как притоки в русло, «впадали» двухъярусные бетонные ангары. В них размещались две казармы на сто человек, лазарет, кухня, склады с продовольствием и амуницией, электростанция, топливохранилище.

Сюда же через шлюзовую противогазовую камеру подкатывали и вагонеточные поезда по ветке, уходящей к магистральному тоннелю на вокзал «Хенрик».
— Пойдем на вокзал? — спрашивает наш провожатый.

Юзеф ныряет в невысокий и неширокий коридор, и мы за ним. Пешеходная потерна кажется бесконечной, идем по ней ускоренным шагом уже четверть часа, а света в конце тоннеля не видно. Да и не будет здесь никакого света, как, впрочем, и во всех остальных «норах дождевого червя».

Только тут замечаю, как продрог в этом стылом подземелье: температура здесь постоянная, что летом, что зимой, — 10oС. При мысли, под какой толщей земли тянется наша щель-тропа, и вовсе становится не по себе. Низкий свод и узкие стены сжимают душу — выберемся ли отсюда? А если обрушится бетонное перекрытие, а если хлынет вода? Ведь более полувека все эти конструкции не знали ни ухода, ни ремонта, сдерживают, а ведь они сдерживают, и давление недр, и напор воды…

Когда на кончике языка уже завертелась фраза: «Может, вернемся?», узкий ход наконец влился в широкий транспортный тоннель. Бетонные плиты составляли здесь подобие перрона. Это и был вокзал «Хенрик» — заброшенный, пыльный, темный…

Сразу же вспомнились те станции берлинского метрополитена, которые до недавних лет пребывали в подобном же запустении, поскольку находились под стеной, рассекавшей Берлин на восточную и западную части. Их было видно из окон голубых экспрессов — эти каверны застывшего на полвека времени… Теперь, стоя на перроне «Хенрика», нетрудно было поверить, что рельсы этой ржавой двупутки добегают и до берлинского метро.

Мы сворачиваем в боковой ход. Вскоре под ногами захлюпали лужи, по краям пешеходной дорожки тянулись водоотводные канавки — идеальные поилки для летучих мышей. Луч фонаря прыгнул вверх, и над нашими головами зашевелилась большая живая гроздь, слепленная из костлявокрылых полуптиц-полузверьков. Холодные мурашки побежали по спине — экая пакость, однако! Даром, что полезная — комаров жрет.

Говорят, души погибших моряков вселяются в чаек. Тогда души эсэсовцев должны обращаться в летучих мышей. И судя по количеству гнездившихся под бетонными сводами нетопырей, вся дивизия «Мертвая голова», бесследно исчезнувшая в 45-м в мезерицком подземелье, до сих пор укрывается от солнечного света в виде рукокрылых тварей.

Прочь, прочь отсюда, и как можно скорее!

НАШ ТАНК — НАД БУНКЕРОМ

На вопрос «зачем был создан Мезерицкий укрепрайон» военные историки отвечают так: для того чтобы навесить мощный замок на главную стратегическую ось Европы Москва — Варшава — Берлин — Париж.

Китайцы построили свою Великую стену, дабы на тысячи ли прикрыть границы Поднебесной империи от вторжения кочевников. Немцы сделали почти то же самое, воздвигнув Восточный вал — Ostwall, с той лишь разницей, что проложили свою «стену» под землей.

Сооружать ее они начали еще в 1927 году и только через десять лет закончили первую очередь. Полагая отсидеться за этим «неприступным» валом, гитлеровские стратеги двинулись отсюда сначала на Варшаву, а потом на Москву, оставив в тылу захваченный Париж.

Итог великого похода на восток известен. Натиск советских армий не помогли сдержать ни противотанковые «зубы дракона», ни бронекупольные установки, ни подземные форты со всеми их средневековыми ловушками и наисовременнейшим оружием.

В зиму сорок пятого бойцы полковника Гусаковского проломили этот «непроходимый» рубеж и двинулись напрямую к Одеру. Здесь же, под Мендзыжечем, бился с «Мертвой головой» танковый батальон майора Карабанова, который сгорел в своем танке.

Памятник нашим бойцам у деревни Калава не посмели сломать никакие экстремисты. Его молча охраняет мемориальная «тридцатьчетверка», даром что теперь она осталась в тылу у НАТО. Пушка ее смотрит на запад — на бронекупола бункера «Шарнхорст».

Старый танк ушел в глубокий рейд исторической памяти. По ночам над ним кружат летучие мыши, но иногда на его броню кладут цветы. Кто? Да те, кто еще помнит тот победный год, когда эти земли, изрытые «дождевым червем» и все равно благодатные, снова стали Польшей.

Что скрывается в подземельях бывшего секретного завода нацистов, недавно обнаруженного в Австрии? Может быть, лаборатории по изготовлению атомного оружия?


В подземном туннеле. Фото: ZDF

Оползни - нередкое явление в Австрии, в ее горных регионах. В отдельных случаях они бывают столь мощными, что в результате разрушаются дома, погибают большие участки леса. Частые дожди в предгорьях - главные, но не единственные тому причины. Сход почвы случается и в местах, где под землей находится гигантская, протянувшаяся на десятки километров сеть подземных туннелей и бункеров - бывших военных заводов «третьего рейха».

Австрийская находка

Эти секретные подземные заводы - один из самых амбициозных проектов нацистов. Работа по созданию нового «чудо-оружия», которое должно было переломить ход уже давно проигранной войны и принести победу Третьему рейху, не прекращалась там вплоть самой капитуляции нацистской Германии.

По оценкам специалистов, на территории Австрии самым крупным объектом такого рода был подземный комплекс под кодовым названием Bergkristall («Горный кристалл»). Общая площадь его шахт и штолен составляет, предположительно, почти 300 тысяч квадратных метров. В конце прошлого года вход в этот подземный лабиринт был обнаружен съемочной группой австрийского кинодокументалиста Андреаса Зульцера (Andreas Sulzer) в окрестностях городка Санкт-Георг-ан-дер-Гузен примерно в 20 километрах от Линца.


Какие тайны сокрыты в этом подземелье? Фото: ZDF

Кинематографисты работали там над проектом, рассказывающем о ракетной программе Фау-1 и Фау-2. Фильм снимался по заказу немецкой телекомпании ZDF. Его создатели пытались восстановить детали биографии ответственного за ракетную программу Третьего рейха обергруппенфюрера СС, генерала Ганса Каммлера (Hans Kammler).

Заключенные на строительстве

Как полагают некоторые эксперты, именно в этих подземных лабораториях велись работы по созданию атомной бомбы. Основания для таких предположений есть: уровень радиации здесь и сегодня превышает норму.

По мнению других историков, сеть найденных австрийскими кинематографистами лабиринтов занимала прежде всего нацистская подземная фабрика B 8 Bergkristall, где, в частности, выпускались первые в мире турбореактивные военные самолеты Messerschmitt ME262.

Согласно документам, найденным в ходе архивных исследований, военный объект под Санкт-Георг-ан-дер-Гузеном был построен в 1944 году. Строили его подневольные рабочие из Восточной Европы и узники расположенного недалеко концлагеря «Маутхаузен».

По оценкам австрийского историка Йоханнеса Заксленера (Johannes Sachslehner), на итоги изысканий которого ссылается еженедельник Spiegel, из задействованных на объекте в Санкт-Георг-ан-дер-Гузене 60−70 тысяч заключенных около 10 тысяч погибли - из-за тяжелейших условий труда и жестокого обращения. В общей же сложности число тех, кто принял смерть на строительстве нацистских подземных заводов, составило около 320 тысяч человек, полагают ученые.

Без документации

По распоряжению австрийских властей после Второй мировой войны большинство нацистских подземных туннелей (во всяком случае, входы в них) были залиты бетоном или забиты землей. Но ряд лабиринтов просто освободили от оборудования, демонтажем которого занимались представители держав-победительниц, и стали сдавать некоторые из них в аренду. Австрийские фермеры использовали подземелья, например, для хранения сельхозтехники и выращивания шампиньонов.



Большинство лабиринтов замуровано. Фото: ZDF

Но со временем сквозь своды подземных залов начала просачиваться вода, они отсырели и стали обваливаться, а ремонт требовал немалых средств. Земельные участки, на которых расположена сеть бывших нацистских секретных объектов Австрии, находится в ведении Федеральной компании недвижимости Австрии (Bundesimmobiliengesellschaft, BIG). В общей сложности речь идет о примерно 150 туннелях. Что с ними делать - непонятно Даже просто использовать эти земельные участки для жилой или офисной застройки опасно: слишком велик риск оползней.

10-километровый туннель, где, предположительно, разрабатывалось самое секретное оружие Третьего рейха, почти полностью замурован. Лишь два километра лабиринта остались нетронутыми. Проводить в нем раскопки BIG запрещает из-за повышенной радиации. А относящейся к объекту документации нет. Как утверждает на основании добытых в архивах сведений Андреас Зульцер, она была вывезена в 1955 году командованием дислоцированных здесь тогда советских войск. Доступа к ней сейчас нет.

Подземный город, которому не страшен не только обвал, но и атомная война, — непревзойденное творение военных инженеров Третьего рейха. «Лагерь дождевого червя» приоткрыл некоторые свои тайны.

Корреспонденту НТВ Виктору Кузьмину впервые удалось побывать на одном из самых загадочных объектов Второй мировой, с которым связывают бесследное исчезновение целой дивизии СС и даже Янтарной комнаты.

Затеряться в переходах и тоннелях железобетонного царства «Регенвурмлагер» проще простого — его точной карты нет и сегодня. Для диггеров этот укрепрайон в северо-западной части Польши — настоящий рай. Правда, на входе туда написано совсем другое.

Станислав Витвицкий, проводник: «Оригинальные панцерные двери, крыло весит полтонны».

«Добро пожаловать в ад» — надпись, начертанная каким-то диггером, встречает каждого, кто входит в эти сооружения. Два этажа боевого бункера и бетонная лестница вниз. Таких автономных точек с огнеметами и гранатометами было построено около 100 из 300 по всей линии. Несколько сотен ступеней ведут на 40-метровую глубину. «Здесь никогда не было российского телевидения», — замечает наш проводник.

После Первой мировой войны граница между Германией и Польшей проходила на северо-западе Польши, причем в этом районе соседка словно вклинилась на территорию Германии. Отсюда по прямой до Берлина — чуть больше 100 километров пути.

Опасаясь угрозы с востока, германцы начали возводить в этом районе уникальное подземное военное сооружение, растянувшееся на десятки километров. Но как показала история, эта линия так и не стала рубежом обороны.

Укрепрайона, равного этому, нет в мире даже сейчас. Коридоры, казематы, вокзалы, железная дорога, электростанции — все это «Регенвурмлагерь», или «Лагерь дождевого червя», изрывшего своими коммуникациями площадь в сотни квадратных километров.

Станислав Витвицкий, проводник: «Мы дошли до главной дороги и находимся у вокзала Хайнерис».

Периодически нужно сверяться с картой. Именно на этот вокзал в 1934 году приезжал Гитлер. Он тогда остался доволен увиденным, но, появившись здесь повторно спустя четыре года, приказал заморозить строительство.

Германия уже готовилась не обороняться, а атаковать. К этому времени работы были завершены только на 30%. Согласно генплану, линию обороны планировали запустить в 1951 году. Каким грандиозным должен был быть объект, если даже построенная треть поражает размерами.

Станислав Витвицкий, проводник: «В 1980 году здесь планировали устроить хранение атомных отходов, складывать их прямо в бункеры. Но местные жители все как один сказали: нет, нет и нет».

Даже спустя несколько десятилетий загадка «Лагеря дождевого червя» не изучена до конца. Есть приблизительная план-карта коридоров, составленная диггерами, но полной картины она не дает. Куда ведут некоторые из ходов — не понятно. Говорят, что по некоторым можно было добраться до рейхсканцелярии.

Существовала и масса наземных объектов. Например, двигающийся остров на одном из водоемов и разводные мосты. Но секретный план строительства так и не обнаружен.

Здесь постоянно кто-то присутствует, объектом интересуются группы диггеров со всей Европы. В окрестных селениях можно нанять проводника на несколько суток, но дилетантам уходить под землю не советуют.

В 90-х годах здесь погиб турист, оставшийся в тоннелях на ночевку. Говорят, что не нашли и советского старшину, пытавшегося на спор проехать здесь на мотоцикле. Немецкие инженеры строили надежно и с всевозможными секретами-ловушками. Они впервые применили водостойкий бетон и струнные перекрытия, а системы водостоков и вентиляции работают и сейчас.

В 1944 году здесь был военный авиационный завод Даймера Бенца, на котором работало более двух тысяч военнопленных. В конце войны объект охраняли мальчики из гитлерюгенда и старики из фольксштурма.

В январе 1945 года советская танковая бригада обошла линию по сельской дороге без единого выстрела. Хотя местные любители истории утверждают, что здесь был бой, а остатки эсэсовского подразделения «Мертвая голова» ушли затем по коридорам.

Однако официальные данные говорят, что за всю историю «Регенвурмлагеря» (Regenwurmlager) погибло четыре молодых поляка, которые исследовали сооружение после войны.

К концу 1943 года стало очевидно, что Вторая мировая война Германией проиграна. Союзники надежно перехватили инициативу, и окончательное поражение Третьего рейха стало лишь вопросом времени. Тем не менее с неизбежным исходом Гитлер мириться не хотел. В ответ на массированные бомбардировки немецких городов авиацией США и Великобритании фюрер по своему обыкновению импульсивно приказал перевести военную промышленность страны в колоссальные горные бункеры. Onliner.by рассказывает, как всего за несколько месяцев под землей исчезли десятки жизненно важных для вермахта и люфтваффе заводов, включая и производство сверхсекретного «оружия возмездия», последней надежды Гитлера, и какую цену заплатил за это мир.

Уже в 1943 году Вторая мировая война всерьез пришла на территорию Германии. До непосредственного вступления войск союзников в Третий рейх еще оставалось немало времени, но спокойно спать в своих кроватях жители страны больше не могли. С лета 1942-го авиация Великобритании и США начала постепенно переходить от практики точечных налетов на стратегические объекты военной инфраструктуры нацистов к так называемым ковровым бомбардировкам. В 1943-м их интенсивность значительно выросла, достигнув в следующем году пика (900 тыс. тонн сброшенных в совокупности бомб).

Немцам необходимо было в первую очередь спасать свою военную промышленность. В 1943 году по предложению рейхсминистра вооружений Альберта Шпеера была разработана программа по децентрализации германской индустрии, предполагавшая передислокацию важнейших для армии производств из крупных городов в небольшие населенные пункты преимущественно на востоке страны. У Гитлера, впрочем, было иное мнение. Он в свойственной ему категорической манере потребовал спрятать военные заводы и фабрики под землю, в существовавшие шахты и прочие горные выработки, а также во вновь построенные в горах по всей стране гигантские бункеры.

Нацистам было не привыкать к подобным проектам. К этому времени мощные системы бункеров были построены в Берлине, Мюнхене, главной ставке Гитлера на Восточном фронте «Волчье логово» в Растенбурге, его летней альпийской резиденции в Оберзальцберге. Собственными укрепленными объектами такого рода обладали и прочие высшие руководители Третьего рейха. Все с того же 1943 года в Совиных горах в Нижней Силезии (на территории современной юго-западной Польши) велась активная реализация так называемого проекта «Великан» (Projekt Riese), новой основной ставки фюрера, заменившей бы уже обреченное «Волчье логово».

Предполагалось, что здесь будет построена грандиозная система сразу из семи объектов, разместиться в которых могло и высшее руководство рейха, и командование вермахта и люфтваффе. Центром «Великана», судя по всему, должен был стать комплекс под горой Вольфсберг («Волчья гора»), чье название удачно отражало страсть фюрера ко всему, что связано с волками. В течение года здесь успели возвести сеть тоннелей общей длиной более 3 километров и больших подгорных залов высотой до 12 метров и общей площадью свыше 10 тыс. квадратных метров.

Остальные объекты реализовали в куда более скромных масштабах. При этом в наиболее завершенном виде (около 85% готовности) находился бункер под крупнейшим в Силезии замком Фюрстенштайн (современный Ксенж), где, опять же по косвенным данным, должна была разместиться парадная резиденция Гитлера. Под Фюрстенштайном появилось целых два дополнительных этажа (на глубине в 15 и 53 метра соответственно) с тоннелями и залами в скальной породе, связанные с поверхностью и собственно замком лифтовыми шахтами и лестницами.

Конкретное назначение прочих объектов определить сложно, практически никаких документов по сверхсекретному проекту «Великан» не сохранилось. Однако, судя по конфигурации реализованной части комплекса, можно предполагать, что по крайней мере отдельные его бункеры планировалось занять и промышленными предприятиями.

Активная работа по переводу самых важных для военной экономики промышленных предприятий под землю развернулась только в 1944 году. Несмотря на активное сопротивление рейхсминистра вооружений Шпеера, считавшего, что подобная масштабная задача может быть решена только в течение нескольких лет, проект получил личное одобрение Гитлера. Ответственным за его реализацию был назначен Франц Ксавер Дорш, новый глава «Организации Тодта», крупнейшего военно-строительного конгломерата рейха. Дорш пообещал фюреру, что всего за полгода он успеет закончить сооружение сразу шести гигантских промышленных объектов площадью 90 тыс. квадратных метров каждый.

В первую очередь укрытию должны были подвергнуться авиастроительные предприятия. Например, в мае 1944 года под горой Хоубирг недалеко от Нюрнберга во Франконии началось строительство подземного завода, где планировалось выпускать авиационные двигатели BMW. Шпеер после окончания войны писал в своих мемуарах: «В феврале 1944 года налеты совершались на огромные заводы, производившие корпуса самолетов, а не на предприятия, выпускавшие авиадвигатели, хотя именно количество двигателей имеет решающее значение для авиапромышленности. Если бы сократилось количество выпускаемых авиационных двигателей, мы не могли бы увеличивать выпуск самолетов».

Проект с кодовым названием Dogger представлял собой очень типичный для рейха подземный завод. В горной толще прокладывалось несколько параллельных тоннелей, соединенных перпендикулярными штольнями. В образованной таким образом частой сетке устраивались и дополнительные крупные залы для производственных операций, требовавших больше пространства. Из горы существовало сразу несколько выходов, а сырье и готовая продукция транспортировались с помощью специальной узкоколейной железной дороги.

Строительство объекта Dogger также осуществлялось традиционным методом. Рабочей силы в рейхе остро не хватало, поэтому все подземные заводы страны возводились благодаря беспощадной эксплуатации заключенных концентрационных лагерей и военнопленных. У каждого из будущих грандиозных бункеров сначала создавался (если, конечно, его уже не имелось по соседству) концлагерь, основной задачей жертв которого становилось строительство - немыслимыми темпами, в круглосуточном режиме, в тяжелейших горных условиях - военных предприятий.

Завод авиадвигателей BMW под горой Хоубирг закончен не был. К окончанию войны заключенные лагеря «Флоссенбург» успели возвести только 4 километра тоннелей общей площадью 14 тыс. квадратных метров. После окончания войны объект, начавший практически сразу же разрушаться, был законсервирован. Входы в подгорные выработки запечатали, скорее всего, навсегда. Из 9,5 тыс. подневольных строителей комплекса погибла половина.

В отличие от проекта Dogger, завод под названием Bergkristall («Горный хрусталь») завершить успели. Всего за 13 месяцев, к весне 1945 года заключенные концлагеря «Гузен II», одного из многочисленных филиалов Маутхаузена, возвели около 10 километров подземных тоннелей общей площадью более 50 тыс. квадратных метров - один из крупнейших объектов такого рода в Третьем рейхе.

Предприятие было предназначено для производства ультрасовременных истребителей-бомбардировщиков Messerschmitt Me.262, первых в мире серийных реактивных самолетов. К апрелю 1945 года, когда Bergkristall захватили американские войска, здесь успели выпустить почти тысячу Me.262. Но в историю этот объект войдет чудовищными условиями жизни и работы, созданными на нем для заключенных-строителей. Средняя продолжительность их жизни составляла четыре месяца. Всего, по разным оценкам, при возведении комплекса погибло от 8 тыс. до 20 тыс. человек.

Зачастую под размещение военных предприятий переоборудовались уже существующие горные выработки, естественные пещеры и другие укрытия. Например, в бывшей гипсовой шахте Зеегротте («Озерный грот») недалеко от Вены организовали производство реактивных истребителей He.162, а в тоннеле Энгельберг автобана А81 рядом со Штутгартом выпускали запасные части для самолетов.

Подобных предприятий за 1944 год успели создать десятки и десятки. Для строительства некоторых из них даже гора не была нужна. Например, массовое производство все тех же Me.262 (до 1200 штук в месяц) планировалось организовать на шести гигантских фабриках, лишь одна из которых находилась под горой. Остальные пять представляли собой «утопленные» полуподземные пятиэтажные бункеры длиной в 400 метров и высотой в 32 метра.

Из пяти задуманных заводов подобного типа успели приступить к строительству одного, в Верхней Баварии, получившего кодовое название Weingut I («Виноградник-1»). Работы начались в специально проложенном на площадке подземном тоннеле, расположенном на глубине в 18 метров. Оттуда был вывезен грунт и устроены фундаменты 12 огромных бетонных арок толщиной до 5 метров, которые служили перекрытиями комплекса. В дальнейшем предполагалось засы́пать арки землей и высадить на них растительность, замаскировав фабрику под естественный холм.

Строители из нескольких соседних концлагерей успели соорудить только семь из запланированной дюжины арок. 3 тыс. из 8,5 тыс. узников, работавших на стройке, погибли. После войны американская оккупационная администрация решила взорвать недостроенный бункер, но с одной из арок использованные 125 тонн динамита так и не справились.

Однако свой самый крупный подземный завод нацисты достроить успели. В августе 1943-го под горой Конштайн рядом с городом Нордхаузен началось строительство объекта, в официальных документах называемого Mittelwerke («Средний завод»). Именно здесь, в горном массиве Гарц в центре Германии, должен был быть налажен выпуск «оружия возмездия» (Vergeltungswaffe), того самого «вундерваффе», «чудо-оружия», с помощью которого Третий рейх сначала хотел отомстить союзникам за ковровые бомбардировки своих городов, а затем и вновь коренным образом переломить ход войны.

В 1917 году в горе Конштайн началась промышленная добыча гипса. В 1930-е уже не используемые шахты были превращены в стратегический арсенал горюче-смазочных материалов вермахта. Именно эти тоннели, в первую очередь из-за относительной простоты разработки мягкой гипсовой породы, было решено колоссальным образом расширить, создав на их базе крупнейший в рейхе центр производства оружия нового поколения - первой в мире баллистической ракеты A-4, Vergeltungswaffe-2, «оружия возмездия - 2», вошедшей в историю под индексом V-2 («Фау-2»).

17-18 августа 1943 года бомбардировщики Королевских ВВС Великобритании осуществили операцию «Гидра», целью которой стал немецкий ракетный центр Пенемюнде на северо-востоке страны. Массированный налет на полигон показал его уязвимость, после чего и было принято решение о переносе производства новейшего оружия в центр Германии, на подземный завод. Спустя всего 10 дней после «Гидры» и запуска проекта Mittelwerke, 28 августа, около Нордхаузена был образован концентрационный лагерь, получивший название «Дора-Миттельбау». Сюда в течение следующих полутора лет перевели около 60 тыс. заключенных в основном из Бухенвальда, чьим филиалом Дора и стала. Треть из них, 20 тыс. человек, освобождения так и не дождалась, погибнув в тоннелях под Конштайном.

Самыми тяжелыми месяцами стали октябрь, ноябрь и декабрь 1943-го, когда проводились основные работы по расширению системы шахт Mittelwerke. Тысячи несчастных узников, недоедавших, недосыпавших, подвергавшихся по малейшему поводу физическим наказаниям, круглосуточно взрывали горную породу, вывозили ее на поверхность, обустраивали секретный завод, где должно было рождаться самое современное оружие планеты.

В декабре 1943-го рейхсминистр вооружения Альберт Шпеер посетил Mittelwerke: «В просторных длинных штольнях заключенные монтировали оборудование и прокладывали трубы. Когда наша группа проходила мимо, они срывали с головы береты из синей саржи и безучастно смотрели словно сквозь нас».

Шпеер был из совестливых нацистов. После войны в тюрьме Шпандау, где он отбыл все 20 лет, назначенных ему Нюрнбергским трибуналом в том числе и за нечеловеческую эксплуатацию заключенных концлагерей, Шпеер написал «Воспоминания», в которых, в частности, признался: «Меня до сих пор мучает чувство глубокой личной вины. Еще тогда, после осмотра завода надсмотрщики говорили мне об антисанитарных условиях, о сырых пещерах, в которых живут заключенные, о свирепствующих болезнях, о чрезвычайно высокой смертности. В тот же день я распорядился привезти все необходимые материалы для строительства бараков на склоне соседней горы. К тому же я потребовал от эсэсовского командования лагеря принять все необходимые меры для улучшения санитарных условий и увеличения продовольственного пайка».

Особого успеха эта инициатива любимого архитектора Гитлера не имела. Вскоре он тяжело заболел и не мог лично контролировать выполнение своего распоряжения.

Построенный в кратчайшие сроки подземный завод представлял собой два параллельных тоннеля, изогнутых в форме буквы S и насквозь проходивших через гору Конштайн. Тоннели соединялись 46 перпендикулярными штольнями. В северной части комплекса находилось предприятие под кодовым названием Nordwerke («Северный завод»), где выпускались двигатели для самолетов Junkers. Собственно Mittelwerke («Средний завод») занимал южную половину системы. Кроме того, в так и не реализованных планах нацистов было создание «Южного завода» у Фридрихсхафена и «Восточного завода» в окрестностях Риги.

Ширина тоннелей была достаточной для устройства внутри полноценной железной дороги. Поезда с запчастями и сырьем попадали внутрь комплекса через северные въезды и покидали его с готовой продукцией с южной стороны горы. Общая площадь комплекса к концу войны достигла 125 тыс. квадратных метров.

В июле 1944 года личный фотограф Гитлера Вальтер Френтц сделал для фюрера специальный репортаж из недр Mittelwerke, который должен был продемонстрировать созданное в кратчайшие сроки полноценное сборочное производство «оружия возмездия». Уникальные снимки лишь недавно были обнаружены, что позволило нам не просто увидеть самый крупный подземный завод рейха в рабочем режиме, но еще и в цвете.

Нордхаузен и Mittelwerke были заняты американскими войсками в апреле 1945 года. Эта территория впоследствии вошла в советскую зону оккупации, и спустя три месяца американцев сменили советские специалисты. Один из членов научной делегации, прибывшей на предприятие для изучения ракетного опыта нацистов, Борис Черток, впоследствии академик и один из ближайших сподвижников Сергея Королева, оставил любопытные воспоминания о своем посещении завода.

«Основной тоннель для сборки ракет „Фау-2“ был шириной более 15 метров, а высота в отдельных пролетах достигала 25 метров. В поперечных штреках производили изготовление, комплектацию, входной контроль и испытания подсборок и агрегатов до их монтажа на главной сборке.

Немец, которого представили как инженера-испытателя на сборке, сказал, что завод работал на полную мощность практически до мая. В „лучшие“ месяцы его производительность доходила до 35 ракет в день! Американцы отобрали на заводе только полностью собранные ракеты. Таких скопилось здесь более сотни. Они даже организовали электрические горизонтальные испытания и все собранные ракеты до прихода русских погрузили в специальные вагоны и вывезли на запад - в свою зону. Но здесь еще можно набрать агрегатов на 10, а может быть, и 20 ракет.

Американцы, наступавшие с запада, уже 12 апреля, то есть за три месяца до нас, имели возможность ознакомиться с „Миттельверком“. Они увидели подземное производство, остановленное только за сутки до их вторжения. Все их поразило. Под землей и в специальных железнодорожных платформах были сотни ракет. Завод и подъездные пути были в полной сохранности. Немецкая охрана разбежалась.

Потом нам сказали, что через лагерь прошло более 120 тыс. узников. Сначала они строили - грызли эту гору, потом оставшиеся в живых и еще новые работали уже на заводе под землей. Мы застали в лагере случайно выживших. Много трупов было в тоннелях под землей.

В штольне наше внимание обратили на перекрывавший всю ее ширину мостовой кран над пролетом для вертикальных испытаний и последующей погрузки ракет. К крану были подвешены две балки по ширине пролета, которые опускались при необходимости до высоты человеческого роста. На балки крепились петли, которые накидывались на шеи провинившихся или заподозренных в саботаже заключенных. Крановщик, он же палач, нажимал кнопку подъема, и сразу свершалась казнь через механизированное повешение до шестидесяти человек. На глазах у всех „полосатиков“, как именовали заключенных, при ярком электрическом освещении под толщей в 70 метров плотного грунта давался урок послушания и устрашения саботажников».