Зрение грудного ребёнка: достижения первого года жизни. Зрение у новорожденного Когда у ребенка фокусируется зрение

Все счастливые родители внимательно разглядывают малыша, и предметом особого внимания являются, конечно же, его глазки. Многие думают, что новорожденные ничего не видят и не слышат, однако это глубочайшее заблуждение. Мать и отец должны уделять особое внимание тому, насколько хорошо видит их малыш, и обращать внимание, нет ли у него каких-либо проблем. Для того чтобы разобраться в таком важном вопросе, как зрение новорожденных, необходимо рассмотреть этапы его развития и всё то, что может стать предметом для беспокойства матери и отца.

Особенности развития зрения у новорожденных

Родители должны обращать особое внимание на зрение у новорожденных в первые несколько месяцев после их появления на свет, потому что именно в этот период оно развивается наиболее бурно, и в это время могут возникнуть самые распространённые проблемы и нежелательные изменения.

Наверное, всем новоиспечённым родителям и семьям, которые только планируют зачатие малыша, интересно, какое зрение у новорожденных. Многие ошибочно предполагают, что дети до 1 месяца ничего не слышат и не видят. Однако это заблуждение. Естественно, ребёнок до 1 года видит совершенно не так, как взрослый человек, и его зрение имеет некоторые особенности. Необходимо их рассмотреть.

Нужно сказать, что зрение ребёнка от момента его зачатия и до 7 лет только развивается и совершенствуется. Новорожденный малыш не может увидеть и воспринимать мир так, как взрослый человек. Острота зрения новорожденного настолько мала, что он способен различать только лишь свет и тень, поэтому о восприятии зрительных образов речи не идёт. С каждым днём и месяцем зрение малыша развивается, и уже к 1 году он способен видеть и воспринимать примерно треть того, что могут увидеть его родители.

Когда необходимо проверять зрение у малыша?

Зрение у новорожденных необходимо проверять регулярно, для того чтобы вовремя выявлять различные изменения. Первая проверка происходит ещё в роддоме, после чего необходимо показать малыша врачу через месяц, полгода и год после его рождения. Специалисты должны будут осмотреть глазное дно, изучить размер, а также симметричность зрачков ребёнка. Также врач изучит реакцию зрачка на световое раздражение, оценит состояние зрительной функции. Проверять зрение у новорожденных просто необходимо, для того чтобы выявить существующие проблемы и устранить их вовремя.

Зрение в первые дни и недели после рождения

Зрение у новорожденных в 1 месяц совсем не такое, как у взрослого человека. Многие считают, что ребёнок появляется на свет слепым и абсолютно ничего не видит. Это совсем не так. Да, новорожденный малыш не различает очертаний мелких предметов, но он уже способен реагировать на свет. Новорожденных малыш в первый месяц после своего рождения видит мир в чёрно-белых тонах, потому что его глаза ещё не способны воспринимать яркие краски. Стоит сказать, что очертания крупных предметов и людей малыш воспринимает. Также новорожденный видит лицо своей матери, которые расположено не дальше 20-30 см от его лица.

Стоит сказать, что в таком возрасте у младенцев часто косят глазки, но чаще всего это совсем не опасное явление. Если мать заметила это у своего малыша, лучше всего пойти на приём к специалисту, который определит, является ли подобное состояние нормой или же отклонением.

Важная особенность

Зрение у новорожденного ребёнка устроено таким образом, что они воспринимают все предметы в чёрно-белых тонах. Яркие и контрастные цвета для них являются трудноразличимыми, как и близкие по спектру различные оттенки.

Все счастливые мамы должны обращать внимание на развитие зрения у новорожденных, для того чтобы у малыша не было никаких проблем с восприятием окружающего его мира. Для того чтобы избежать различных нежелательных изменений в зрении новорожденного, каждая мать должна знать, на что следует обращать особое внимание.

Размер глазных яблок

Для начала счастливые родители должны постоянно обращать внимание на размер глазных яблок своего малыша. В норме глазки новорожденного должны быть одинакового размера, а слишком увеличенные либо уменьшенные органы зрения являются поводом для беспокойства. Если глазные яблоки младенца в возрасте 1 месяца увеличены или же навыкате, родителям необходимо срочно показать чадо специалисту, который выявит проблему и устранит её вовремя. Врождённая глаукома может быть причиной этого явления. Если родители вовремя не покажут своего ребёнка врачу, то повышенное внутриглазное давление может повлечь за собой слепоту.

Размер и светочувствительность зрачков

Второе, на что родители должны обратить внимание, это зрачки. Они, как и глазные яблоки, должны быть равного диаметра. Также стоит обратить внимание на реакцию на свет. В норме зрачки ребёнка должны сузиться под его действием. Если родители сомневаются в том, что глаза малыша реагируют на этот раздражитель, они должны как можно быстрее показать младенца специалисту.

Фиксация взгляда на предметах, расположенных вблизи

Если малышу уже исполнилось два месяца, то необходимо провести ещё один небольшой тест. Зрение у новорожденных устроено таким образом, что после 2 месяцев со дня рождения они уже должны уметь фиксировать взгляд на каком-либо предмете, который расположен достаточно близко. Также проследите за реакцией вашего малыша на активно движущиеся предметы на третьем месяце его жизни.

Этапы развития зрения малышей. Первый месяц от рождения

Для того чтобы предотвратить негативные изменения и выявить какие-либо патологии вовремя, необходимо знать, как развивается зрение у новорожденных. Для этого каждая мамочка должна познакомиться с этапами его развития.

Развитие зрения у новорожденных - это важный процесс, за которым должны следить родители уже с первых дней после появления малыша на свет. В первый месяц жизни ребёнок ещё не способен использовать два глазика одновременно. В связи с этим его зрачки могут блуждать в разные стороны и иногда даже сходиться на переносице. Уже после 1 или 2 месяцев младенец научится фокусировать свой взгляд на одном предмете и следить за ним.

2 месяца от рождения

В возрасте двух месяцев малыш будет учиться различать цвета, однако легче всего ему будет воспринимать черно-белые комбинации. Со временем ребёнок будет учиться распознавать яркие цвета, поэтому родители должны показывать ему разные картинки, фотографии, для того чтобы малыш учился воспринимать не только чёрно-белые и контрастные цвета.

4 месяца от рождения

Особого внимания взрослых требует зрение новорожденного. Этапы развития должен знать каждый родитель, для того чтобы контролировать и предотвращать появление негативных изменений. В возрасте 4 месяцев малыш начинает понимать, на каком расстоянии от него находится тот или иной предмет. После этого он уже с лёгкостью может схватить вещь, которая находится перед ним. Родители должны помогать своему малышу развивать этот навык и предлагать ему различные игрушки и погремушки.

5 месяцев от рождения

В возрасте пяти месяцев малыш учится лучше различать и воспринимать движущиеся предметы. Также ребёнку удаётся различать похожие оттенки, чего он не мог делать раньше. Более того, младенец учится распознавать предметы, которые находятся перед ним, даже если видит только их часть.

8 месяцев от рождения

В возрасте восьми месяцев восприятие предметов и окружающего мира малыша уже больше и больше становится таким, как у взрослого человека. Он может воспринимать и отличать друг от друга предметы, которые находятся на большом расстоянии от него. Однако, несмотря на это, ребёнку всё равно больше нравится рассматривать людей и предметы, которые находятся вблизи него.

Каждая мать должна обращать особое внимание на зрение новорожденного. Этапы его развития помогут понять, правильно ли оно развивается, и на что следует обратить особое внимание для избегания нежелательных и негативных изменений.

Как проверить зрение у новорожденного?

Для того чтобы убедиться, что зрение малыша развивается хорошо, необходимо водить малыша к специалисту. Также родители сами могут принимать участие в проверке этой важной функции. Для этого необходимо знать все этапы развития зрения и следить за тем, чтобы у малыша не было никаких отклонений.

Когда ребёнку исполнится один месяц, необходимо выяснить, реагируют ли его зрачки на свет. Если они сужаются, то поводов для беспокойства нет, однако если родители не увидели реакции, необходимо как можно быстрее обратиться к врачу.

В возрасте двух месяцев малыш уже должен уметь фиксировать свой взгляд на предметах, которые находятся вблизи от него. В связи с этим родители должны выяснить, воспринимает ли их ребёнок лица. Если мать и отец заметили, что ребёнок никак не реагирует на предметы, не фокусирует на них взгляд и смотрит в другую сторону, необходимо проверить зрение малыша у специалиста.

Во все последующие месяцы ребёнок уже должен уметь следить за движущимися предметами и распознавать лица. Проверить это можно с помощью игрушек и погремушек. Если зрение ребёнка развивается нормально, то он будет следить за всеми предметами, которые находятся вблизи него, и даже сможет их хватать.

Родители должны помогать ребёнку развивать зрение. Матери и отцу необходимо играть с малышом, показывать ему различные картинки и фотографии, давать игрушки и погремушки. С помощью этих простых методов ребёнок научится различать предметы, воспринимать яркие и контрастные цвета, брать интересующие вещи.

Способность слышать и видеть

Слух и зрение новорожденного развиваются неодинаково. Какие имеются особенности? Слух у новорожденного ребёнка развит намного лучше, чем зрение. Это связано с тем, что ещё в утробе матери малыш слышал различные звуки и уже привык к ним. Многие родители обеспокоены тем, что их ребёнок не реагирует на громкие звуки, и предполагают, что малыш ничего не слышит. Однако это совсем не так. Ухо новорожденного уже приспособлено к различным шумам и достаточно натренировано, чтобы различать далёкие и близкие звуки.

Удивительно, но у деток есть одна особенность - не воспринимать шумы, которые их раздражают. Очень часто малыш может играть и не реагировать на то, что мать или отец зовут его. Не стоит волноваться в такой ситуации. Попробуйте позвать малыша уже после того как он отвлечётся от своего занятия. Если и в этом случае ребёнок не будет реагировать, тогда стоит обратиться к специалисту.

Развитие зрения новорожденных - один из самых важных процессов, которому родители малыша должны уделять этому особое внимание. Нельзя пренебрегать походами к врачу и самостоятельными проверками зрения, потому что самодеятельность может привести к плачевным последствиям и развитию у ребёнка различных болезней. Родители должны регулярно следить за тем, нет ли у младенца каких-либо отклонений от нормы, показывать ему картинки и фотографии, давать игрушки и погремушки, для того чтобы его зрение развивалось нормально.

Орган зрения играет исключительную роль в развитии ребёнка первого года жизни. Глаза поставляют в головной мозг более 90% информации об окружающем мире. Нервная система младенца находится в тесной связи с органами чувств. Первый год жизни - самый интенсивный период развития зрительной функции. Родителям необходимо знать об основных этапах развития глаз грудного ребёнка и возможных проблемах для своевременного обращения к специалисту.

Общий план строения органа зрения

Орган зрения - уникальная по сложности структура человеческого организма. Глазное яблоко и нервные пути передачи зрительной информации в головной мозг развиваются ещё долгое время после окончания внутриутробного периода и появления ребёнка на свет.

Глазное яблоко состоит из трёх основных компонентов:

Для формирования изображения световой пучок преломляется в следующих анатомических структурах глаза:


На сетчатке после прохождения светом всех оптических структур глазного яблока формируется перевёрнутое изображение. Оба глаза воспринимают предмет по-разному. Информация в виде электрического сигнала от клеток сетчатки по зрительному нерву отправляется в специализированный отдел головного мозга, в котором различные перевёрнутые изображения с обоих глаз формируются в единый образ предмета.

Перевёрнутое изображение предмета на сетчатке преобразует в правильное головной мозг

Острота зрения напрямую зависит от прозрачности и силы преломления оптических сред и длины глазного яблока.

Развитие зрения в первый месяц жизни

Все описанные выше анатомические структуры глазного яблока, как и острота зрения, продолжают своё развитие и после рождения ребёнка.

Ошибкой было бы полагать, что новорождённый ничего не видит и не слышит. Это утверждение весьма далеко от истины. Слуховые ощущения у плода возникают ещё в период внутриутробной жизни. Зрительные формируются только после его появления на свет.

Острота зрения новорождённого составляет приблизительно одну десятую от таковой взрослого человека. Ребёнок в этот период способен различать контуры крупных предметов с небольшого расстояния.

Цветовое восприятие в первые дни жизни снижено. Строение сетчатки новорождённого подразумевает наличие палочек и колбочек на периферии. В центральной же зоне (жёлтом пятне), на которой строится изображение предмета, при рождении их очень мало. В течение первого месяца жизни палочки и колбочки постепенно перемещаются к центру, вследствие чего ребёнок начинает различать яркие красные и оранжевые цвета.

Палочки и колбочки - специализированные светочувствительные клетки сетчатки

Формирования единого образа предмета на основе изображений на обеих сетчатках (бинокулярного зрения) при рождении ещё нет. Полноценная картина мира в виде пространственных образов у ребёнка в течение первого месяца отсутствует. В это время мозг только привыкает к поступлению разных сигналов с двух сетчаток.

Размер глазного яблока при рождении меньше, чем у взрослого. В первый месяц жизни отмечается особенно бурный рост анатомических структур: хрусталика, стекловидного тела.

Роговица новорождённого имеет более выпуклую форму, нежели у взрослого. В связи с этим несколько изменено преломление света в разных её участках. У новорождённых может наблюдаться размытое изображение предмета на сетчатке глаза. Причина в этом случае - разная кривизна роговицы, или астигматизм.

Рост роговицы может приводить к транзиторному астигматизму

Зрительный нерв - проводник информации от сетчатки в головной мозг - также меняется в этом возрасте. Основной процесс - формирование миелиновой оболочки нервных волокон.

В возрасте одного месяца новорождённый может следить за движущимся предметом и фиксировать взгляд на неподвижном. В этот период у ребёнка можно заметить явление косоглазия - отклонение зрачка от центральной оси. Однако до шести месяцев специалисты считают его вариантом нормы.

Кровоснабжение сетчатки в этот период имеет одну важную особенность: у новорождённого сосуды сильнее развиты в носовой части, чем в височной.

Сосуды сетчатки у новорождённого сильнее развиты в носовой части

Зрение двухмесячного малыша

В два месяца острота зрения ребёнка приблизительно достигает одной пятой от таковой у взрослого. В этом возрасте малыш уже способен различать черты лица матери и даже узнавать их. Видеть контуры предметов глаз теперь умеет на расстоянии около полуметра.

Бинокулярное зрение появляется к концу второго месяца жизни. Мозг уже научился формировать единый образ предмета. Теперь ребёнку доступна пространственная картина мира.

Бинокулярное зрение позволяет видеть предмет объёмным

Жёлтое пятно сетчатки постепенно всё больше заполняется колбочками. Теперь ребёнок способен различать основные яркие цвета: красный, синий, жёлтый, зелёный. Однако переходные оттенки ему всё ещё не доступны. В первые два месяца малышу лучше всего покупать яркие игрушки.

Продолжается рост глазного яблока, хрусталика и стекловидного тела. Роговица приобретает более привычную форму.

Волокна зрительного нерва ещё в утробе матери заложены природой в избыточном количестве. Часть их за первые два месяца погибнет. Это запрограммированный процесс. Качество зрения при этом страдать не будет.

Информация от обеих половин сетчаток поступает в головной мозг по определённым волокнам зрительного нерва

Сосудистая сеть заканчивает развиваться в височном отделе сетчатки глаза.

В этом возрасте родители уже могут заметить, что ребёнок способен длительно фиксировать взгляд на неподвижном предмете. А также малыш уже умеет довольно долго следить за движущимися объектами.

Доктор Комаровский о зрении младенца - видео

Основные достижения третьего и последующих месяцев жизни

Процесс становления остроты зрения (клинической рефракции) происходит довольно долго, вплоть до школьного возраста. Однако ребёнок к концу своего первого года способен чётко различать близкорасположенные и отдалённые предметы. Длина глазного яблока станет такой, как у взрослого, только к двум годам.

Цветовосприятие у ребёнка за год достигнет пика развития. К 10 месяцам малыш способен различать фактически все многообразие цветов и оттенков окружающего мира.

Осознанный взгляд и координированное действие глазных мышц доступны ребёнку в возрасте шести месяцев. К этому времени явление косоглазия, если оно было, должно ликвидироваться.

Косоглазие - результат нескоординированной работы глазных мышц

Формирование миелиновой оболочки зрительного нерва в первый год происходит наиболее интенсивно, однако заканчивается оно не ранее двухлетнего возраста.

Миелиновая оболочка обеспечивает высокую скорость передачи нервного импульса

К трём месяцам ребёнок способен фиксировать взгляд на предметах, находясь в вертикальном положении на руках у родителей. По истечении шестнадцати недель после появления на свет малыш чётко узнаёт свою мать, что сопровождается эмоциональным выражением радости. К пяти месяцам ребёнок отличает лица близких родственников. К концу первого года жизни малыш узнаёт людей на фотографии.

Косоглазие у детей первого года жизни - видео

Особенности зрения недоношенного новорождённого

Недоношенность - состояние не только внутренних органов. Зрение ребёнка, рождённого до срока сорок недель, сильно отличается от такового у доношенного.

Родившийся ранее 28 недель внутриутробного развития младенец не способен реагировать на свет. В более поздние сроки отмечается зажмуривание и общая двигательная реакция.

Фиксация взгляда в первый месяц жизни у таких детей отсутствует. При сроке рождения после 30 недель подобная зрительная функция появится только к трём месяцам жизни. 32–34 недели развития в утробе матери обеспечат новорождённому фиксацию взгляда в возрасте 1,5–2 месяцев. Диаметр роговицы у ребёнка увеличивается пропорционально продолжительности внутриутробной жизни.

У недоношенного ребёнка слабо развито кровоснабжение сетчатки. Чем меньше гестационный (внутриутробный) возраст, тем более вероятно появление отёка пигментной оболочки глаза и последующего нарушения её структуры в виде ретинопатии. Часто при осмотре сетчатки выявляются очаги кровоизлияний, локализованные в основном в области жёлтого пятна.

Основная проблема органа зрения недоношенного ребёнка - риск отслойки сетчатки

На сетчатке глаза у глубоко недоношенных детей выявляется зона, совсем не содержащая сосудов (аваскулярная). В 34 недели она практически не наблюдается.

Область вхождения зрительного нерва в сетчатку (диск) имеет размытые края. Чёткая очерченность вместе с розовой окраской появляется только на сроке сорок недель.

Область жёлтого пятна как скопление колбочек у детей, появившихся на свет до 30-й недели беременности, вообще отсутствует. На её развитие уйдёт около трёх месяцев. У малышей, рождённых на 34-й неделе гестации, этот процесс занимает около полутора месяцев.

Проблемы органа зрения на первом году жизни

Основными предрасполагающими факторами развития патологий органа зрения у ребёнка первого года жизни являются:


Наиболее актуальными проблемами зрительной функции у детей первого года жизни являются патологии сетчатки глаза, хрусталика, клинической рефракции, нерва, слёзных каналов.

Проблемы органа зрения грудных детей - таблица

Вид патологии Локализация процесса Суть проблемы Возможный исход заболевания
Ретинопатия недоношенных Сетчатка глаза
  • нарушение формирования сосудов сетчатки;
  • прорастание сосудов в стекловидное тело;
  • отслойка сетчатки.
Полная потеря зрения
Частичная атрофия зрительного нерва Волокна зрительного нерва Отмирание части нервных волокон
  • изменение светового и цветового восприятия;
  • полная потеря зрения.
Глаукома Структуры передней камеры глаза
  • повышение внутриглазного давления;
  • частая связь с ретинопатией недоношенных.
Полная потеря зрения
Врождённая миопия Глазное яблоко
  • значительно удлиняется глазное яблоко;
  • миопия достигает 15–30 диоптрий.
  • ухудшение остроты зрения;
  • полная потеря зрения.
Врождённая катаракта Хрусталик Помутнение хрусталика
  • ухудшение остроты зрения;
  • полная потеря зрения.
Врождённая микрофтальмия Глазное яблоко Уменьшение размеров глазного яблока
  • ухудшение остроты зрения;
  • полная потеря зрения.
Дакриоцистит Слёзный мешок
  • непроходимость носослёзного канала;
  • инфекционное воспаление слёзного мешка.
  • гнойное воспаление глазной орбиты;
  • тромбоз кавернозного синуса.

Патологии глаз у ребёнка первого года жизни - фотогалерея

Полная атрофия диска зрительного нерва ведёт к необратимой слепоте Глаукома может привести к отслойке сетчатки, атрофии зрительного нерва и полной потере зрения Катаракта - следствие перенесённой в утробе матери краснушной инфекции Микрофтальм - частое явление при внутриутробном инфицировании вирусом краснухи Дакриоцистит - инфекционное воспаление слёзного мешка на фоне непроходимости носослёзного канала Отслойка сетчатки на фоне ретинопатии может привести к пожизненной слепоте

Ретинопатия недоношенных - видео

Как обнаружить у грудничка проблемы со зрением

Анатомические отклонения в строении глазного яблока (микрофтальмию) увидит врач-неонатолог сразу после рождения.

Остроту зрения у ребёнка первого года жизни точно определить фактически невозможно. Отклонения в показателях клинической рефракции выявляются не ранее двухлетнего возраста. Родителям ребёнка первых месяцев жизни необходимо ориентироваться по реакции малыша на свет, фиксации взгляда на неподвижном объекте, слежению за движущимся предметом.

Отсутствие розового свечения сетчатки (так называемого эффекта красных глаз) говорит о помутнении хрусталика (катаракте).

Постоянное слезотечение сигнализирует о непроходимости носослёзного канала. Припухлость, покраснение области под глазным яблоком является следствием инфекционного воспаления слёзного мешка (дакриоцистита).

Явление косоглазия, не исчезнувшее по истечении шести месяцев жизни, требует внимания специалиста.

Роль родителей в развитии органа зрения у ребёнка

Развитие органа зрения у ребёнка первого года жизни - чрезвычайно важная задача воспитания. Рекомендуется использовать следующие мероприятия в зависимости от возраста малыша.

Мероприятия по развитию органа зрения у грудничка - таблица

1 месяц 2–3 месяца 4 месяца 5–6 месяцев 7–8 месяцев 10–12 месяцев
  • показывать ребёнку яркую погремушку;
  • использовать предметы ярких контрастных цветов и различных форм.
  • показывать картинки, игрушки;
  • подвешивать игрушки в стороне или возле ног.
Давать ребёнку игрушку в руку
  • играть в прятки;
  • давать игрушки в руки как можно чаще;
  • выкладывать игрушки вблизи ребёнка.
Побуждать ребёнка ползти к интересным игрушкам
  • показывать фотографии родных;
  • показывать яркие иллюстрации в детских книжках.

Развивающие картинки для грудничка - фотогалерея

Изучение ярких картинок развивает цветовое восприятие ребёнка Малышу полезно изучать цветные картинки Яркие цвета картинки привлекают внимание малыша

Зрение - важнейшее средство познания ребёнком первого года жизни окружающего мира. Развитие зрительной функции во многом зависит от деятельного участия в этом процессе родителей. Возникновение проблем с глазами - повод запланировать визит к детскому офтальмологу.


В первые месяцы зрение у новорождённых переживает такое количество изменений и преобразований, сколько не случается с ним за все годы последующей жизни. Стоит заранее поинтересоваться, как развиваются глазки ребенка, чтобы в дальнейшем знать нормы формирования и уберечь себя от беспочвенных страхов.

В роддоме малыш едва различает световую картинку, поэтому для ребёнка так важно иметь тактильный контакт, чувствовать запах мамы. Спустя некоторое время к грудничку приходит навык фокусирования внимания, и только потом он научится различать предметы и людей.

Чтобы чувствовать себя окруженным любовью и вниманием, малышу недостаточно наблюдать вас рядом, ведь по сути он вас не видит. Поэтому родители не жалеют рук, укачивая и поглаживая кроху, а новые люди рядом могут вызвать слезы — чужие запахи вызывают обеспокоенность у малыша.

Особенности зрительного аппарата новорождённых

Органы зрения у ребёнка начинают формироваться еще на 8-10 неделе беременности, а завершается этот процесс уже после появления на свет. Только в 6-7 лет глазные мышцы будут окончательно развиты и схожи по строению со взрослыми.

Порой, семья обращается к офтальмологу в первые дни жизни ребёнка по причине расфокусировки органов зрения или заметив небольшое косоглазие. Конечно, таких родителей стоит только похвалить за заботу и своевременное реагирование, ведь большинство патологий легче исправить на начальных стадиях, пока малыш растет. Но зачастую такие явления вызваны физиологическим развитием глазных мышц и не являются проблемой. Зрение у новорождённого ребёнка только формируется и переживает становление, в ходе которого органы учатся адаптироваться и фокусироваться.

Зрение малышей в первые дни жизни

Знать как развивается зрение у новорождённого необходимо не только для общего развития. Поэтапное наблюдение поможет выявить отклонение от нормы вовремя, когда исправить проблему со здоровьем можно быстро и незаметно.

В роддоме и первые дни пребывания малыша дома глазки продолжают активно развиваться. Кроме отличия света от темноты, ребёнок учится определять источник свечения. Рефлекторно карапуз закрывается от него ручкой, жмурится и отворачивается. Пока мир для него черно-белый, а предметы различимы на расстоянии не дальше 40 см, и то только в виде очертаний, пятен. Понять, когда появляется четкое, ясное зрение у новорождённых, можно по поведению и реакции ребёнка на окружающие предметы.


Изменения зрения ребёнка в первый месяц жизни

Уже на третьей неделе жизни маленький человечек начинает видеть предметы и, следовательно, фиксировать на них свое внимание. Зрение младенца уже развито настолько, что вы можете заметить, как определенные предметы или люди привлекают внимание малыша, и он может задержать на них свой взгляд долго.

Зрение у новорождённых в 1 месяц улучшается с каждым днем, поэтому важно окружить малыша правильными игрушками. Уделите внимание кроватке — лучше разместить её по центру, не закрывая одну из сторон для обозрения стеной или мебелью.

Зрение младенца второго-третьего месяца жизни

Так как цветовое восприятие еще не сформировалось, специалисты рекомендуют проводить “тренировки” с картинками черно-белого цвета, на которых изображены крупные узоры или фигуры. За предметом глазки наблюдают уже активно, двигаясь во все направления — вправо и влево, вверх и вниз. Грудничок задерживает дольше взгляд и различает смену окружающего пространства. Пока картинка остается двухмерной, отображая ширину и высоту.

Дальнейшие изменения зрения у ребёнка до года

Зрение новорождённого только формируется, а этапы его развития заметны явно, но вскоре вы привыкните к ежедневным новым свершениям своего чада. Тем временем, малютка учится различать цвета. Первыми становятся красный и желтый, затем синий и его оттенки, позже всего — зеленый. Этот факт будет полезен в выборе игрушек, но стоит отметить, что перемены произойдут так быстро, что пригодятся все подаренные забавы, любых расцветок.

Полугодовалый ребёнок уже знает какой цвет ему нравится больше, а также определился с идентификацией форм. И если зрение у грудничков в первые дни жизни позволяло им комфортно чувствовать себя в черно-белом пространстве, то теперь внимание малыша привлекают яркие, разноцветные игрушки. Мир уже становится трёхмерным, с глубиной. Расстояние, на котором видит малыш, может равняться 8 метрам.

Физиологически уже у двухлетнего ребёнка устанавливается 50% острота зрения. Он видит предметы и различает их, но еще не так четко и ясно, как взрослый. А стопроцентная острота придет уже к 6 годам.

Этапы развития зрительного аппарата у недоношенного ребёнка

Для деток, появившихся на свет раньше срока, посещение офтальмологом необходимо в течение 4 недель после рождения. Физиологическая неразвитость глазных органов и слабость сосудов увеличивают риск возникновения аномалий. Но качественное наблюдение и профессиональное вмешательство помогут исправить положение. Знание этапов развития зрительного аппарата во время беременности даёт возможность понять как видит не доношенный малыш в этот период (по неделям):

  • 24 — все структуры зрения полностью сформированы;
  • 32 — отчетливо видит свет, понимает где его источник;
  • 36 — зрение ничем не отличается от способностей доношенного.

Однако ребёнка, рожденного на 34-35 неделе беременности, следует показать офтальмологу в течение первых 4 недель, чтобы своевременно приступить к профилактическим или лечебным мерам.


Проблемы со зрением у новорождённых

Косоглазие

Пока новорождённый учится фокусироваться, а его мышцы продолжают формироваться, косоглазие проявляется не как симптом, а лишь как этап развития. Но само по себе явление, как болезнь, весьма опасно, ведь в таком случае бинокулярное зрение у малыша развивается неравномерно. Бывает врожденным и приобретенным.

Источниками возникновения врожденного косоглазия называют такие факторы, как:

  • генетическая предрасположенность;
  • внутриутробное инфицирование;
  • задержка в развитии плода;
  • негативное влияние химико-радиационных загрязнений атмосферы;
  • вредные привычки матери;
  • иммунодефицит.

Проблемы со здоровьем, которые становятся причиной приобретенного косоглазия:

  • недоношенность;
  • высокое внутричерепное давление;
  • слабость мышечной ткани;
  • гидроцефалия или водянка головного мозга.


Врождённая миопия

Миопия также известна, как близорукость. Проявляется болезнь из-за дефекта — чрезмерно вытянутого глазного яблока. У здорового человека оно также не в форме идеального шара, но здесь наблюдается отклонение от нормы. Из-за этого увиденная картинка не достигает пункта обработки информации — сетчатки. Ребёнок с миопией пугается своих ручек и ножек, а распознавание родителей проявляется с задержкой. Но на данный момент существует ряд исследований и успешных методик, благодаря которым этот недуг полностью или частично удается искоренить в детстве.

Младенческая дальнозоркость

До 6 месяца все малыши смотрят на мир глазами человека с дальнозоркостью, но если это явление не исчезает со временем, а вблизи ребёнок по-прежнему видит плохо, врач проводит обследование на выявление патологии. Тревожными звоночками в таких случаях считается вялая реакция на приближённые предметы, отсутствие зрительного контакта с родителями, когда младенец на руках, и интереса к своим конечностям — обычно, это первое, что детки начинают изучать.

Слепота

Поэтому при первых симптомах, лучше обратитесь к врачу, если вы:

  • заметили явное помутнение зрачков;
  • наблюдаете беспорядочное движение глаза;
  • ребёнок безразличен к включению или выключению света;
  • не моргает при прикосновении к нижнему веку (это рефлекс);
  • нет реакции на поднесенный близко к лицу раздражитель.

Нистагм или бегающие глазки

В первые 10 дней жизни двигательные мышцы набирают силы и упругость, поэтому родители могут заметить, как глазные яблоки без каких-либо раздражителей извне начинают двигаться в разных направлениях. Пугаться не стоит, это норма для такого периода. Однако позже явление носит аномальный характер и требует профессиональной диагностики с последующей специально подобранной гимнастикой.


Врождённая глаукома

К сожалению, это заболевание в последнее время стало распространенным. Глаукома определяется как повышение давления внутри глазного яблока, которое приводит к нарушению формации и работы органов зрения. Признаки недуга отчетливо распознаваемы:

  • помутнение роговицы;
  • её опухлость;
  • слезотечение на свету;
  • нетипичные реакции зрачков.

Хирургическое вмешательство способно исправить недуг, а срок реабилитации при нормальном течении периода восстановления составит не больше трёх месяцев. После этого ребёнок будет видеть не хуже здоровых сверстников.


Опущение верхнего века

Также недуг известен, как птоз. Болезнь проявляется и внутриутробно, и после рождения. Степень негативного влияния на развитие зрения зависит от того, насколько веко закрывает глаз — когда наполовину и больше, без хирургической корректировки не обойтись. Если не исправить проблему вовремя, развитие органа происходит замедленно, частично и в дальнейшем порождает серьезные неприятности.

Врачебный осмотр

Роддом является местом первого контакта малыша с медицинскими работниками. Здесь новорождённый проходит визуальный осмотр всех органов чувств, в том числе и зрительных.

На протяжении 1-2 месяца жизни ребёнку необходим целенаправленный осмотр врачом-окулистом. Здоровым деткам доктор посоветует гимнастику и развивающие игры, а в случае обнаружения аномалии, направит к профильному коллеге для дальнейшего обследования.

Как проверить зрение у грудничка в домашних условиях

Поэтому лучшей домашней диагностикой будет постоянное наблюдение. Присмотритесь, не заметили ли вы:


Тренировка зрения у грудничков

Учитывая, что первые полгода жизни характеризуются, как самые ответственными в формировании всех органов чувств ребёнка, включая зрительные, крайне важно не упустить этот момент. Приступая к активным занятиям, не забудьте позаботиться о:

  • ровной, относительно твердой поверхности, на которую вы положите малыша (кроватка, столик для пеленания);
  • полноценном освещении, при котором источник света расположен за головой младенца (окно, лампа);
  • черно-белых и цветных карточках с узорами и изображениями животных, растений, предметов.

Начиная с первого дня своей жизни, ребенок постепенно развивается физически, на умственном и эмоциональном уровне. Однако осуществить все это ему помогает визуальная информация. Поначалу малыш видит лишь размытые объекты. Однако с каждым последующим днем его расширяется и, соответственно, начинается этап изучения нового мира.

Тем не менее многие родители переживают, как видит ребенок в 1 месяц и после. Чтобы лишний раз не волноваться безосновательно, стоит подробнее разобраться в этом вопросе.

Когда и что видят новорожденные

В первую очередь стоит сказать, что способность видеть является врожденной у каждого человека. Большая часть только что появившихся на свет детей видят все вокруг себя как будто в тумане, очень расплывчато. Это происходит потому, что зрение постепенно начинает адаптироваться к новым условиям, которых не было ранее. Поэтому зрение ребенка в 1 месяц существенно хуже, чем у малыша, которому исполнилось 4 и более месяцев.

Новорожденные малыши начинают щуриться, если видят яркий свет, и предпочитают чаще держать глаза закрытыми. Однако встречаются и те дети, которые уже с первых часов своей жизни предпочитают осматривать все вокруг. Хоть родителям кажется, что в этот период времени взгляд ребенка довольно заинтересован, на самом деле младенец вряд ли что-то видит четко. Чтобы это понять, достаточно посмотреть фото, как видит ребенок в 1 месяц (см. ниже).

Также стоит поговорить с врачом, который объяснит, как происходит развитие зрительных нервов.

Как видят младенцы после рождения

Первые 14 дней новорожденные малыши, как правило, только едят и спят. Многие родители предполагают, что в этот период времени детки абсолютно ничего не видят. Однако специалисты категорически не согласны с этим утверждением, и они уверяют, что первые изображения ребенок может увидеть уже спустя несколько минут после своего появления в мире.

Если говорить о том, как видит ребенок в 1 месяц, то в этот период времени малыш видит все вокруг себя очень размыто. Кроме этого, он не может четко фокусироваться на одном объекте. Это обусловлено тем, что глаза новорожденного постепенно начинают привыкать к новой атмосфере.

Чуть позже он начинает видеть на расстоянии до 20 см. С наступлением 2 месяца приходит умение фокусироваться на определенном объекте, но только на 2-3 секунде. В этот период времени ребенок по-прежнему не способен долго задерживать свое внимание на человеке, игрушке или любой другой вещи.

К четвертому месяцу жизни малыш уже может самостоятельно разглядывать интересные объекты в его окружении и следить за тем, как они перемещаются. Кроме этого, начиная с трех начинает различать цветовые схемы. В первую очередь он видит оттенки красного и желтого цветов.

К 6 месяцам ребенок уже видит все отчетливо и в ярких тонах. В этот период времени он начинает узнавать своих родных и отличать их от других членов семьи.

Когда младенцы начинают видеть хорошо

Стоит отметить, что родителям нужно набраться терпения и подождать, пока зрительное восприятие ребенка адаптируется к окружающему миру.

Видит ли ребенок в 1 месяц? Безусловно, да. Однако многие ошибочно полагают, что он проявляет сильную заинтересованность, так как без труда отличает разные объекты. На самом же деле в это время малыш видит очертания, которые, разумеется, вызывают его интерес. Но узнавать и отличать их он пока не может.

Когда ребенок начинает фокусироваться

К седьмому месяцу вынашивания ребенка зрение уже полностью сформировано. Однако после этого необходимо еще некоторое время для того, чтобы завершилось полноценное развитие мозговых центров, которые будут отвечать за зрительное восприятие.

Поэтому, говоря о том, как видят новорожденные дети до 1 месяца, будет справедливо сказать, что обрабатывать картинку они начинают только с четырех месяцев. Именно поэтому до этого периода не стоит ожидать многого от ребенка. До 4 месяцев малыш может видеть только двухмерные изображения. Однако на данном этапе ему и не нужно большего, так как он начинает пробовать фокусировать свой взгляд как на перемещающихся, так и на статичных объектах.

На что смотрят новорожденные

Ни для кого не секрет, что только что появившийся на свет малыш с большим любопытством любит разглядывать лица своих родителей. Это объясняется тем, что они всегда находятся рядом, и он может видеть их, хотя бы минимальные очертания. Как правило, дети больше тянутся к отцам в этот период времени, так как они могут различать их бороду или усы.

Исходя из того, что видит ребенок в 1 месяц жизни, не рекомендуется менять свой внешний облик, так как это может расстроить малыша. Также только что появившаяся на свет карапуз будет с интересом разглядывать контрастные картинки, узоры и прочие фигуры. Они не обязательно должны быть яркими, так как ребенок видит в этот период только в черно-белом цвете.

Как наладить зрительный контакт с малышом

Есть несколько рекомендаций, которые помогут быстрее сблизиться со своим ребенком и научат его узнавать родителей. Зная, какое зрение у ребенка в 1 месяц, специалисты отмечают, что в вертикальном положении новорожденный малыш намного лучше может фокусировать свой взгляд. Поэтому, чтобы обратить внимание чада на себя, стоит держать его не в горизонтальной, а в вертикальной позиции.

Также потребуется несколько минут, чтобы ребенок смог спокойно сосредоточиться на родителях. Лицо нужно держать на расстоянии не менее 25 см от глаз ребенка. Чтобы малыш быстрее начал распознавать различные объекты, рекомендуется устанавливать игрушки не прямо перед его глазами, а сбоку или ближе к ногам.

При беседах с ребенком нужно разговаривать довольно медленно и тихо, при этом улыбаться, тогда он намного быстрее начнет отличать родных сначала по интонации голоса, а затем и по внешним параметрам.

Когда ребенок начинает узнавать родителей

Новорожденные малыши начинают отчетливо различать черты лица матери начиная с 3 месяцев. Это объясняется тем, что этот период времени у крошек происходит настройка бинокулярного зрения. Это означает, что ребенок постепенно начинает видеть обоими глазами одновременно и синхронно. Чтобы быстрее научить его распознавать внешность мамы или папы, рекомендуется как можно чаще менять мимику, улыбаться и не разговаривать, глядя на него.

Хоть зрение у новорожденных в 1 месяц и не отличается четкостью, это не означает, что они не слышат или не могут воспринимать запахи родных.

Когда стоит начинать беспокоиться

Во время визита к педиатру стоит пообщаться врачам, который, как правило, проверяет зрение новорожденного малыша. В это время стоит рассказать специалисту обо всех своих беспокойствах. Например, стоит обратить внимание терапевта на состояние малыша в том случае, если он не может следить за объектом сразу двумя глазами, несмотря на то, что ему уже более 4 месяцев.

Также опасения должно вызвать то, что глазные яблоки ребенка начинают двигаться в разных направлениях. Если малышу более 3-4 месяцев, при этом он не может долго задерживать взгляд на одном объекте, то это также может стать поводом для беспокойства.

То же самое касается того, если малыш косит или поочередно закрывает глаза. Нужно учитывать, что в том случае, если ребенок родился недоношенным, то существует большой риск того, что у него будут проблемы со зрением. Именно поэтому в первые недели его жизни рекомендуется как можно чаще посещать специалистов и проверить его на наличие астигматизма, близорукости и прочих патологий.

Если же речь идет о здоровом новорожденном, как правило, то, как видит ребенок в 1 месяц жизни, может легко определить специалист.

Как проверить зрение у новорожденного

Как правило, для того чтобы оценить, насколько хорошо ребенок видит, врач использует специальные фонарики. При помощи яркого направленного света доктор может оценить реакцию зрачка малыша. Если подобная проверка не дает никаких результатов, то в этом случае, можно использовать специальное бесконтактное оборудование. При этом ребенок не будет страдать, так как все манипуляции производятся в игровой форме.

Оборудование позволяет с наибольшей точностью определить, как видит ребенок в 1 месяц и выявить возможные патологии.

Не стоит переживать, если в возрасте до 6 месяцев у малыша совсем чуть-чуть будут косить глаза. В процессе формирования бинокулярного зрения ребенок может видеть различные объекты двумя глазами по отдельности. Только в возрасте 6 месяцев малыш способен объединять картинку и видеть ее обоими глазами одновременно. В этот период косоглазие проходит. Однако если этого не произошло, необходимо обязательно посетить офтальмолога.

При общении с малышом не стоит резко двигаться или менять картинку перед ним. Если родитель носит очки, то не стоит снимать и надевать их. В этот период времени любые изменения во внешности могут сильно напугать малыша. Также стоит следить за слизистой оболочкой глаз ребенка. В нее не должны попадать волоски и другие инородные предметы.

Хоть на первых порах малыш пытается закрывать глаза при нахождении на свету, не стоит прятать его в более темное место. Глазные мышцы должны научиться работать в нормальном режиме. Поэтому даже во время сна малыша рекомендуется использовать ночник. Игрушки в кроватке ребенка стоит менять с периодичностью в 2-3 месяца, чтобы он учился выделять разные объекты.

Как устроен глаз новорожденного?

Около 80% информации о внешнем мире человек получает посредством органов зрения. В человеческом организме за зрение отвечает структура, которая называется зрительным анализатором. Глаз воспринимает изображение и переводит его в нервные импульсы, которые по зрительным нервам проводятся к коре головного мозга, где происходит их обработка и формирование образа. Взаимодействие этих составляющих частей зрительного анализатора и дает зрение.

Однако зрительная система новорожденного не похожа на зрительную систему взрослого человека. Анатомическое строение органов зрения, обеспечивающее зрительные функции, в процессе созревания организма претерпевает значительные изменения. Зрительная система новорожденного еще несовершенна, и ей предстоит бурное развитие.

Во время роста малыша глазное яблоко изменяется весьма медленно. Наиболее сильное его развитие приходится на первый год жизни. Глазное яблоко новорожденного короче глаза взрослого человека на 6 мм (т.е. имеет укороченную переднезаднюю ось). Это обстоятельство – причина того, что глаз недавно родившегося ребенка обладает дальнозоркостью, то есть малыш плохо видит близкие предметы. И глазной нерв, и мышцы, двигающие глазное яблоко уноворожденного сформированы не полностью. Такая незрелость глазодвигательных мышц формирует физиологическое, т.е. совершенно нормальное для периода новорожденности косоглазие.

Размер роговицы также увеличивается очень медленно. Роговица - передняя часть фиброзной оболочки глазного яблока, которая обусловливает форму глаза, выполняет защитную функцию и является преломляющей средой глаза, обеспечивающей зрение. У новорожденных она имеет относительно большую толщину, чем у взрослого человека, резко отграничена от белковой оболочки и выступает сильно вперед в виде валика. Отсутствие в роговице глаза кровеносных сосудов объясняет ее прозрачность. Однако у детей первой недели жизни роговица может быть не полностью прозрачной из-за временного отека - это нормальное явление, но если оно сохраняется после 7 дней жизни, то это должно настораживать.

Хрусталик - линза, которая способна сжиматься и расправляться, фокусируя наш взгляд на разные расстояния вблизь и вдаль. Хрусталик не имеет ни кровеносных сосудов, ни нервов. У детей и взрослых людей до 25-30 лет хрусталик эластичен и представляет собой прозрачную массу полужидкой консистенции, заключенную в капсулу. У новорожденных хрусталик имеет целый ряд характерных особенностей: он почти круглой формы, радиусы кривизны передней и задней его поверхностей почти одинаковы. С возрастом хрусталик плотнеет, вытягивается в длину и приобретает форму чечевичного зерна. Особенно сильно он растет в течение первого года жизни (диаметр хрусталика глаза ребенка в возрасте 0-7 дней составляет 6,0 мм, а в возрасте 1 года -7,1 мм).

Радужная оболочка имеет форму диска, в центре которого находится отверстие (зрачок). Функция радужной оболочки - участие в световой и темновой адаптации глаза. При ярком освещении зрачок суживается, при слабом - расширяется. Радужная оболочка окрашена и просвечивает через роговицу. Окраска радужки зависит от количества пигмента. Когда его много - глаза темно- или светло-карие, а когда мало - серые, зеленоватые или голубые. Радужная оболочка у новорожденных содержит мало пигмента (цвет глаз, как правило, голубой), выпуклая и имеет воронкообразную форму. С возрастом радужка становится толще, богаче пигментом и теряет свою первоначальную воронкообразную форму.

Сетчатка - самая сложная по устройству и выполняемым функциям оболочка. Она тонкой пленкой выстилает стенки полости глаза. Сетчатка состоит из различных видов клеток, главные из которых палочки, колбочки и нервные клетки. Палочки и колбочки под воздействием света образуют электрические импульсы, которые передаются в нервные клетки. Палочки отвечают за черно-белое или сумеречное зрение, а также помогают контролировать периферическое пространство относительно точки фиксации глаза. Колбочки определяют цветное зрение и из-за того, что их максимальное количество находится в центральном отделе сетчатки (желтом пятне), куда приходят лучи, сфокусированные всеми линзами глаза, они играют исключительную роль в восприятии объектов, расположенных в точке фиксации взгляда.

От палочек и колбочек отходят нервные волокна, образующие зрительный нерв, выходящий из глазного яблока и направляющийся в головной мозг. Сетчатка новорожденных обнаруживает признаки неполного развития. Об особенностях и развитии цветного зрения у малышей будет сказано далее.

Специфика зрения новорожденного - мигательный рефлекс. Суть его заключается в том, что сколько бы вы ни размахивали предметами возле глаз - малыш не мигает, а вот на яркий и внезапный пучок света он реагирует. Это объясняется тем, что при рождении зрительный анализатор ребенка находится еще в самом начале своего развития. Зрение новорожденного оценивается на уровне ощущения света. То есть малыш способен воспринимать только сам свет без восприятия структуры изображения.

Развитие зрения малыша

Внутриутробное зрение ребенка исследовано очень мало, однако известно, что даже рожденный на 28-й неделе беременности младенец реагирует на яркий свет. Малыш, родившийся на 32-й неделе беременности, закрывает глаза на свет, а родившийся в срок (на 37-40-й неделе) поворачивает глаза, а чуть позже и головку к источнику света и движущимся предметам.

Процесс совершенствования зрения начинается сразу после рождения, В течение первого года активно развиваются участки коры головного мозга, в которых находятся центры зрения (они расположены в затылочной части), получающие информацию об окружающем мире, «Оттачивается» одновременное движение глаз, нарабатывается опыт зрительного восприятия, пополняется «библиотека» зрительных образов. Зрение новорожденного оценивается на уровне ощущения света. Младенцы, которым несколько дней от роду, видят вместо лиц неясные силуэты и размытые контуры с пятнами на месте глаз и рта. В дальнейшем острота зрения растет, увеличиваясь в сотни раз, и к концу первого года жизни составляет 1 / 3 - 1 / 2 от взрослой нормы. Максимально быстрое развитие зрительной системы происходит в первые месяцы жизни малыша. При этом сам акт зрения стимулирует ее развитие. Только глаз, на сетчатку которого постоянно проецируется окружающий мир, способен развиваться нормально.

Первая-вторая недели жизни . Новорожденные практически не реагируют на зрительные стимулы: под влиянием яркого света у них сужаются зрачки, закрываются веки, глаза при этом бесцельно блуждают. Однако было замечено, что с первых дней новорожденного привлекают овальная форма и движущиеся предметы с блестящими пятнами. Это вовсе не ребус, просто такой овал соответствует человеческому лицу. Ребенок может следить за движениями такого «лица», а если при этом с ним разговаривают, он моргает. Но хотя ребенок и обращает внимание на форму, похожую на человеческое лицо, это не означает, что он узнает кого-то из людей, окружающих его. На это ему потребуется еще много времени.

На первой-второй неделе жизни зрение малыша пока еще слабо связано с сознанием. Известно, что острота зрения у новорожденного намного слабее, чем у взрослого человека. Такое слабое зрение объясняется тем, что сетчатка все еще формируется, а желтое пятно (тот участок сетчатки, где достигается зрение 1,0- т.е. 100%) еще даже не образовалось. Если бы такое зрение наблюдалось у взрослого человека, он испытывал бы серьезные трудности, но для новорожденного самое важное - это то, что крупно и близко: мамино лицо и грудь. Поле зрения малыша является резко суженым, поэтому человек, стоящий сбоку от ребенка или позади мамы, ребенком не воспринимается.

Вторая-пятая недели жизни. Младенец может фиксировать взгляд на любом световом источнике. Приблизительно на пятой неделе жизни появляются координированные движения глаз в горизонтальном направлении. Однако эти движения еще не совершенны - опускание и подымание глаз начинается позже. Малыш способен только на короткое время фиксировать взглядом медленно движущийся предмет и следить за его перемещением. Поле зрения ребенка в возрасте около месяца все еще является резко суженным, малыш реагирует только на те объекты, которые находятся от него на близком расстоянии и в пределах всего 20-30°. Кроме того, острота зрения остается еще очень слабой.

Первый месяц. Малыш способен устойчиво фиксировать взгляд на глазах взрослого. Однако зрение ребенка вплоть до четвертого месяца жизни все еще считается слаборазвитым.

Второй месяц. Ребенок начинает осваивать ближнее пространство. Он фокусирует взгляд на игрушках. При этом задействованы зрение, слух и осязание, которые взаимно дополняют и контролируют друг друга. У ребенка складываются первые представления об объемности предмета. Если мимо него «проплывают» красочные игрушки, он будет следить за ними взглядом и во всех направлениях: вверх, вниз, влево, вправо. В этот период возникает предпочтение смотреть на контрастные простые фигуры (черно-белые полосы, круги и кольца и т.д.), движущиеся контрастные объекты и вообще новые предметы. Ребенок начинает рассматривать детали лица взрослого, предметов, узоров.

Таким образом, одним из наиболее важных достижений первых двух-трех месяцев будет постепенное развитие способности плавно прослеживать движущийся в разных направлениях и с разной скоростью предмет.

Третий-четвертый месяц. Уровень развития движений глаз у ребенка уже достаточно хороший. Однако ему еще сложно дается плавное неотрывное слежение за объектом, движущимся по кругу или описывающим в воздухе «восьмерку». Острота зрения продолжает повышаться.

К трем месяцам дети начинают по-настоящему радоваться ярким цветам и подвижным игрушкам, как, например, подвесные погремушки. Такие игрушки отлично способствуют развитию зрения у ребенка. С этого периода малыш способен улыбаться, увидев что-то знакомое. Он следит за перемещающимся во всех направлениях лицом взрослого или предметом на расстоянии от 20 до 80 см, а также смотрит на свою руку и предмет, который в ней держит.

Когда ребенок тянется за предметом, он, как правило, неверно оценивает расстояние до него, кроме того, малыш часто ошибается и в определении объемности предметов. Он пытается «взять» цветок с платья мамы, не понимая, что этот цветок составляет часть плоского рисунка. Это объясняется тем, что вплоть до конца четвертого месяца жизни мир, отраженный на сетчатке глаза, все еще остается двухмерным, Когда малыш откроет третье измерение и сможет оценить расстояние до своей любимой погремушки, он научится совершать прицельное хватание. Анализируя малейшие расхождения между зрительными образами обоих глаз, мозг получает представление о глубине пространства. У новорожденных сигналы поступают в мозг в смешанном виде. Но постепенно нервные клетки, воспринимающие картину, разграничиваются, и сигналы становятся четкими. Восприятие объема у детей развивается тогда, когда они начинают передвигаться в пространстве.

В возрасте четырех месяцев ребенок способен предугадывать события, которые должны произойти. Всего несколько недель назад он продолжал кричать от голода до тех пор, пока сосок не попадал к нему в рот, Теперь, увидев маму, он тут же реагирует тем или иным способом. Он может либо замолчать, либо начать кричать еще громче, Очевидно, в сознании ребенка устанавливается связь, основанная на определенном стереотипе.

Таким образом, можно заметить установление связи между зрительными способностями и сознанием. Наряду с тем, что ребенок начинает осознавать функции окружающих предметов (для чего эти предметы предназначены), он приобретает способность реагировать на их исчезновение, Малыш будет следить за двигающейся погремушкой и пристально смотреть на то место, где он видел ее в последний раз. Ребенок пытается восстановить в памяти траекторию движения погремушки.

Где-то между тремя и шестью месяцами жизни ребенка сетчатая оболочка его глаз развивается настолько, что он может различать мелкие детали предметов. Малыш уже способен переводить взгляд с близкого предмета на отдаленный и обратно, не теряя его из вида. С этого периода у малыша развиваются следующие реакции: моргание при быстром приближении предмета, рассматривание себя в отражении зеркала, узнавание груди.

Шестой месяц. Ребенок активно рассматривает и обследует свое ближайшее окружение. Он может испугаться, оказавшись в новом месте. Теперь для ребенка особенно важными являются зрительные образы, с которыми он сталкивается. До этого малыш, играя со своей любимой игрушкой ударял по предмету в поисках интересных ощущений, затем хватал ее, чтобы засунуть в рот. Шестимесячный ребенок уже берет предметы, чтобы рассмотреть их. Хватание становится все более точным. На основе этого формируется зрительное представление о расстоянии, что, в свою очередь развивает у малыша трехмерное восприятие. Ребенок способен выбрать взглядом любимую игрушку. Ему уже удается фокусировать свои глаза на предмете, находящемся на расстоянии 7-8 а: от его носа.

Седьмой месяц. Одна из самых характерных особенностей ребенка в этот период - умение замечать мельчайшие детали окружающей обстановки. Малыш сразу же обнаруживает рисунок на новой простыне. Кроме того, он начинает интересоваться взаимосвязью окружающих предметов.

Восьмой-двенадцатый месяцы. В этот период ребенок воспринимает предмет не только в целом, но и по его частям. Он активно начинает искать предметы, которые внезапно исчезают из поля его зрения, т.к. понимает, что предмет не перестал существовать, а находится в другом месте, Выражение лица малыша меняется в зависимости от выражения лица взрослого. Он способен отличить «своих» от «чужих». Острота зрения еще увеличивается.

От года до 2 лет. Достигается почти полная согласованность движений глаз и рук. Ребенок наблюдает, как взрослый пишет или рисует карандашом. Он способен понимать 2-3 жеста («пока», «нельзя» и др.).

В возрасте 3-4 лет зрение ребенка становится почти таким же, как и у взрослого человека.

Новорожденные не различают цветов, так как зрительный анализатор у них еще не совсем развит. Способность дифференцировать цвета появляется у малышей в промежутке от шести недель до двух месяцев. Отмечают, что различие цветов начинается, прежде всего, с восприятия желтого и красного цветов, а способность распознавать синий и зеленый цвета возникает позже. Обычно формирование цветового зрения заканчивается к 4-5 годам.

Световой режим и выбор игрушек

Основное условие развития глаз - солнечный свет. А поскольку при рождении зрение ребенка намного слабее зрения взрослого человека, то и потребность в свете у него больше.

При организации детской комнаты необходимо помнить, что световой спектр искусственного освещения, как правило, бывает желтого или синего свечения. Желтый свет мягче и спокойнее для восприятия (именно его лучше использовать для основного освещения комнаты), а синий создает более яркое и насыщенное дневное освещение (такой свет больше подходит для зоны игр или рабочего стола). В качестве основных тонов для оформления детской комнаты должны быть выбраны нежные, природные оттенки: бежевый, золотисто-желтый, нежно-зеленый, нежно-голубой, нежно-розовый, абрикосовый, сиреневый. Пастельные тона успокаивают малютку и не раздражают глазки. Однако психологи не советуют в качестве основного тона для поверхностей стен, пола, потолка выбирать белый. Это негативно влияет на психику детей. Чтобы привнести в детскую радость и тепло, можно сделать яркими элементы декора, некоторую мебель. Это важно и для развития малыша. Можно повесить над кроваткой яркие игрушки, светильник, покрасить дверь или оконную раму, развесить на стенах картинки в рамочках или панно, а на кресло или кровать положить яркие подушки, прикрепить на занавески разноцветных бабочек.

Значительную роль при обустройстве детской комнаты играет освещение. Правильное освещение очень важно для развития зрения и здоровья глаз ребенка. Хорошо, если основное количество света попадает в детскую через окно. В детской комнате должно быть комбинированное освещение (дневной и электрический свет). Искусственных светильников должно быть как минимум три: основной - потолочная люстра; кроме нее - настенное бра, торшер или настольная лампа и ночник, Хотя настенный светильник может одновременно исполнять роль ночника.

Когда ребенок бодрствует, ему необходим естественный солнечный свет; если его недостаточно, можно добавить электрическое освещение. Спит ребенок лучше не в полной темноте, а при сумеречном свете (возможно, это связано с освещенностью, имевшей место, пока малыш находился в утробе мамы), который можно создать с помощью ночника, имеющий регулятор интенсивности света. Нежелательно резко включать и выключать свет в детской. Это вредит зрению малыша и просто пугает его. Достаточное освещение особенно важно в комнатах с не очень большими окнами и в пасмурную погоду. Рекомендуется освещать комнату лампами накаливания. Источники света, которые устроены по другому принципу (люминесцентные лампы), могут моргать с частотой электрической сети, что не очень благоприятно для глаз ребенка.

Очень важны прогулки на открытом воздухе. Во время прогулки, особенно в парке, малыш будет пристально рассматривать движение листьев. Ему нравится наблюдать за игрой света и тени, возникающей при дуновении ветра.

Развитие зрительной системы возможно только при постоянном присутствии адекватных раздражителей из внешней среды, т.е. ярких и цветных предметов. Цветные игрушки способствуют нормальному развитию цветоощущения и остроты зрения вашего малыша. Острота зрения - функция, тесно связанная с ощущением цвета. За обе эти функции отвечают одни и те же клетки глаза -колбочки. Цветовое зрение развивается вместе с остротой зрения, и поэтому желательно, чтобы ребенка окружали яркие цветные объекты. Колбочки, которые отвечают за восприятие красного цвета, в самом большом количестве представлены в центре сетчатки, а вот «синих» колбочек там почти нет. Именно центр сетчатки, развиваясь, обладает самой большой разрешающей способностью (зоркостью). У новорожденного малыша этот центр находится в неразвитом состоянии. Поэтому глаз нуждается в большей степени в красных, желтых, зеленых цветах и их оттенках.

Подбирать игрушки для малыша нужно исходя из его умений на определенном этапе жизни. Так для новорожденного самой «любимой» игрушкой будете вы сами: ничто ему не нужно сейчас так как общение с родителями. Даже играть игрушками поможете ему только вы.

Уже на первом месяце жизни нужно начать знакомство ребенка с красками окружающего мира используя разноцветные пеленки или привязывая к решетке кроватки пестрые лоскутки или цветные ленточки. Можно повесить перед малышом гирлянду. Ее элементы должны быть расположены исходя из особенностей зрения ребенка. Они должны быть не очень мелкими. В центре лучше поместить красный элемент, затем оранжевый (или желтый), зеленый и по краям - синий Погремушку-гирлянду лучше вешать над кроваткой так, чтобы основные элементы ее располагались над животиком малыша примерно в 30 см.

Родителям следует помнить, что при наличии в поле зрения ребенка пестрых, привлекательных движущихся предметов, а также людей, совершающих разнообразные действия, зрительная функция у малыша будет развиваться быстрее.

Итак, орган зрения новорожденного имеет особенности, знание которых дает возможность выявить существующие отклонения, а своевременное обращение к офтальмологу позволит не только диагностировать заболевание, но и предупредить его развитие.

Распространенные заблуждения о зрении новорожденного

Бытует мнение, что новорожденный видит все вверх ногами. Однако, современные ученые этого не подтверждают. Ошибочное мнение основывается на том, что глаз человека - инвертивный, т.е. светочувствительные клетки глаза - палочки и колбочки направлены не навстречу световым лучам, а в обратную сторону. Изображение на сетчатке перевернуто (верх меняется на низ, левая сторона - на правую), и таким он якобы может осознаваться новорожденным. Опыты, основанные на кратковременном слежении, опровергают это. Установлено, что кора головного мозга, анализирующая изображение, «приспособилась» переворачивать картинку.

К суевериям относятся и мнения о том, что малыша нельзя держать перед зеркалом. Небьющееся зеркало, прикрепленное к боковой стенке кроватки или к подвеске, станет для него неиссякаемым источником удовольствия. Глядя в зеркало, ребенок наблюдает за мимикой лица и движениями рук , ловит взгляд собственного отражения, улыбается ему .