Анк Марций – четвертый древнеримский царь, заселивший Авентин и основавший Остию.

Анк Марций (Ancus Marcius) - по преданию, 4-й царь Древнего Рима. Правил в 640-616 до н. э. Внук Нумы Помпилия со стороны матери.

Биография

Имя Анка Марция означает «служитель Марса». Царь был похож мудростью и миролюбивым нравом на своего деда. Он покровительствовал земледелию, ремёслам и торговле. Однако соседи Рима, привыкшие видеть в римлянах отважных завоевателей, восприняли его миролюбие как слабину. На Рим поднялись племена латинов и сабинян, этрусков и вольсков. Анк Марций успешно начал войну, взял города Политорий, Теллен и Фиканы, разбил войско противника при Медуллии. Латинское население всех этих городов было переселено на Авентинский холм и стало основой плебейского сословия. Владения Рима расширились до самого устья Тибра. Затем Анк Марций двинулся навстречу вольскам, которые несколькими отрядами шли на Рим. Он разбил их и с сильным войском осадил их столицу - Велитру. Вольски вынуждены были заключить с Римом наступательный и оборонительный союз. Анк Марций захватил этрусские города Вейи и Фидены.

При Анке Марции в Рим прибыл из этрусского города Тарквинии и получил почётный приём будущий царь Рима Тарквиний Приск. За свои способности он получил должность начальника конницы и участвовал в войне против сабинов.

Анк Марций считается основателем гавани и соляных приисков Остии, расположенной в устье Тибра (археологические раскопки показали, что Остия возникла лишь в IV в. до н. э.). Чтобы обезопасить Рим от нападений этрусков, он укрепил крепость Яникул по ту сторону Тибра, а через Тибр построил первый деревянный мост. Он же построил в подошве Капитолия тюрьму.

По мнению некоторых историков, Анк Марций и Нума Помпилий являются одним и тем же лицом. На это указывает второе имя Анка Марция - Нума Марций. Такое раздвоение было сделано затем, чтобы подчеркнуть роль Нумы как мостостроителя (понтифика).

Анк Марций Анк Марций

(Ancus Marcius). Четвертый римский царь, царствовавший между 640-616 гг. до Р.Х. Он победил латинов и заселил ими Авентинский холм в Риме. Преемником его был Тарквиний Приск.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

Анк Марций

Согласно установленному обычаю, народом был избран на царство внук царя Нумы Помпилия, Анк Марций. По своему характеру Анк Марций был скорее миролюбив, как его дед, но он понимал, что в случае нападений соседей будет вынужден дать им должный отпор. Иначе, испытывая меру его терпения и убедившись в своей безнаказанности, враги Рима станут презирать то, перед чем недавно смирялись. Страшная смерть Тулла Гостилия показала, что не следует пренебрегать всеми правилами богослужений и принесения жертв. Поэтому Анк Марций распорядился, чтобы понтифик(1) выписал на специальной доске уставы Нумы Помпилия для свершения священнодействий, выставив ее в общественном месте. Забота нового римского царя о богослужениях и жертвоприношениях вселила в сердца латинян (с которыми Туллом Гостилием был заключен мирный договор) уверенность, что можно безнаказанно разорять римские поля и угонять скот, поскольку царь собирается проводить свою жизнь среди храмов и жертвенников. Однако Анк Марций двинулся с войском на земли латинян, и после многих кровопролитных сражений ему удалось взять их укрепленные города, разрушить их, как некогда была разрушена Альба-Лонга, и переселить всех жителей в Рим. Анк Марций вернулся с огромной добычей, захваченной у врага. По приказанию царя через реку Тибр был построен первый мост на сваях, чтобы соединить вновь укрепленный Яникульский холм с городом. Для устрашения преступников, которых много развелось в столь населенном городе, как Рим, была сооружена тюрьма, высеченная в Капитолийском холме со сводами в два этажа. В ее нижней части совершалась смертная казнь(2). С расширением границ после удачных войн Римское государство достигло моря. Анк Марций основал в устье Тибра город Остию - морской порт Рима. Остерегаясь гнева богов, особенно раздражительного и быстрого на расправу Юпитера, Анк Марций в знак благодарности за блестящие военные успехи римлян велел расширить и украсить храм Юпитера Феретрия(3). Следуя в своей деятельности примеру славного деда, Анк Марций, подобно Нуме Помпилию, устроителю мирных церемоний и обрядов, ввел специальную воинскую церемонию - порядок объявления войны, целый ритуал, которому с этого времени римляне неуклонно стали следовать. По этому ритуалу, специальный посол, обвязав голову шерстяной лентой, должен был приблизиться к границе народа, которому предъявлялись претензии римлян, и произнести следующую формулу: "Услышь, Юпитер, услышь, народ (здесь называлось имя племени), услышь, священное право! Я, вестник, явившийся от лица всего римского народа. Согласно с божественными и человеческими законами, я являюсь послом, и да будут выслушаны мои слова с доверием". После этого излагались требования. Заключалось все следующей фразой: "Если я против законов божественных и человеческих требую все перечисленное, то не дай мне, Юпитер, никогда больше видеть отечество!" Эти слова посол повторяет первому, кто встретится ему на пути к городу, вступая в город и прибыв на форум. Если же в течение тридцати трех дней посол не получает требуемого, то он объявляет войну, произнося следующие слова: "Услышь, Юпитер, и ты, Янус Квирин, и все боги-небожители, и вы, обитающие на земле, и боги подземного царства, услышьте! Вас я призываю в свидетели, что этот народ не исполняет долга, а о том, как добиться принадлежащего нам по праву, посоветуемся дома со старейшинами". После этого вестник должен был возвратиться в Рим для совещания. Затем царь, собрав сенат опрашивал всех сенаторов, начиная с самого уважаемого, и если они отвечали, что все требования следует удовлетворить "войной честной и законной", то выносилось решение об объявлении войны. После этого фециал(4) нес к границе враждебного племени копье, запятнанное кровью, и в присутствии трех вооруженных воинов бросал его во вражескую землю со словами: "Я и римский народ объявляю и открываю войну против народа и граждан (следовало название племени) за то, что они погрешили против римского народа Квиритов, так как римский народ и сенат римского народа Квиритов повелел быть войне"(5). Введение этого торжественного ритуала снискало в римском народе еще большее уважение к Анку Марцию, поскольку видимость законности снимала с римлян тяготевшее на них со дня основания города клеймо народа с разбойничьими наклонностями, буйного и беззаконного. Анк Марций умер, процарствовав 24 года, оставив по себе славу властителя, умевшего разумно править и в мирные, и в военные времена. (1. Член жреческой коллегии, наблюдавший за всей религиозной жизнью римлян, за правильным выполнением общественных и частных богослужений.) (2. Эта тюрьма (Мамертинская) сохранилась до нашего времени.) (3. Феретрий ("несущий победу", "податель военной добычи") - эпитет Юпитера, первый храм которого был воздвигнут на Капитолийском холме царем Ромулом.) (4. Фециал - член коллегии жрецов, ведавших международными отношениями в римском государстве, вопросами войны и мира.) (5.В более позднее время, когда Рим вел войны с отдаленными от него народами и государствами, этот обряд, сохранившись, носил чисто формальный характер. Фециал в знак объявления войны бросал копье от "воинской колонны" у храма богини войны Беллоны.)

(Источник: «Легенды и сказания древнего Рима».)


Смотреть что такое "Анк Марций" в других словарях:

    Лат. Ancus Marciuss … Википедия

    - (лат. Ancus Martius), четвертый из семи легендарных царей Древнего Рима (см. ДРЕВНИЙ РИМ) (640 616 гг. до н. э.), внук Нумы Помпилия (см. НУМА ПОМПИЛИЙ). Традиция приписывает ему заботу о культах богов и связывает его имя со строительством моста… … Энциклопедический словарь

    - (лат. Ancus Martius) один из семи легендарных царей Др. Рима, внук Нумы Помпилия. Традиция приписывает ему заботу о культах богов и связывает его имя со строительством моста через Тибр и закладкой порта Остия … Большой Энциклопедический словарь

    Анк Марций - (лат. Ancus Marcius) (VII в. до н.э.) по преданию, четвертый царь Рима (641 616 до н.э.), по происхождению сабинянин. Расширил римские владения до устья р. Тибр, где построил, согласно преданию, гавань Остию. Аврелий Виктор рассказывает: «Анк… … Античный мир. Словарь-справочник.

    - (Ancus Marcius) согласно римской легендарной традиции, 4 й царь Рима [по традиции, 641 616 до н. э.]. По происхождению сабинянин. Расширил римские владения до устья Тибра, где построил гавань Остию (археологические раскопки показали, что… … Большая советская энциклопедия

    По сказанию, сын Помпилии, дочери царя Нумы Помпилия и Марция, четвертый царь римский, правил от 638 614 до Р. Х. Подобно деду, он был очень благочестив, старался восстановить глубоко упавшее у римлян уважение к богам и обратить их к земледелию и … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - (Ancus Marcius) по преданию 4 й царь Рима (традиц. даты 641 616 до н.э.). Ему приписывают постройку дерев. моста через р. Тибр, укрепление Яникула, основание гавани Остии … Советская историческая энциклопедия

    Ancus Martius, (служитель Марса), вероятно, внук Нумы с материнской стороны, четвертый царь Рима. Время его правления 640 616 гг. до Р. X. (114 138 u. с.). Более всего он заботился о том, чтобы возвысить значение обрядов… … Реальный словарь классических древностей

    Анк Марций - согл. рим. легенд. традиции, четвертый царь древнейш. Рима 640 616 до н.э. По происхожд. сабинянин, внук Нумы Помпилия; подобно своему деду, считался покровителем мирных занятий, земледелия, ремесел и восстановителем религ. обрядов до… … Древний мир. Энциклопедический словарь

    Анк Марций - четвертый из семи легендарных царей Рима, внук Нумы Помпилия. История приписывает ему культовые нововведения (фециалы), закладку порта Остии на мор. побережье, разработки соляных залежей, строительство транспортной дороги (известной под… … Словарь античности

Последние изменения: Сентябрь 22, 2018

Внук второго древнеримского царя Нумы Помпилия был таким же миролюбивым и рассудительным, как и его дед. Анк Марций, четвертый древнеримский царь , переживал по поводу упадка благочестия в период предыдущего правления и неправильного проведения обрядов, которые и вознамерился возродить по всем правилам. Будущее царствование предвещало мир и согласие – римляне надеялись, что Анк Марций будет руководствоваться принципами правления своего деда. Но обстоятельства заставили четвертого древнеримского царя ввязаться в войну с соседствующими племенами, которые его неагрессивную политику приняли за слабость.

Первыми устраивать набеги на римские земли начали латины. Они угоняли скот и грабили население. Марций не стерпел подобной наглости и, собрав воинов, смог победить врага в результате кровопролитных сражений, разрушив несколько городов противника. Решающая битва была выиграна, а царь вернулся в Рим с огромной добычей.

Древнеримская тюрьма. Одно из помещений

Некоторые исследователи считают, что могут быть одним и тем же легендарным персонажем, хотя четвертый царь считается уже реальной личностью . Противоречия связаны с многочисленными мифами.

Анк Марций – четвертый царь Рима

Анк Марций (639–616 до Р. Х.), которого легенда называет сыном дочери Нумы , не подражал войнолюбивым Ромулу и Туллу Гостилию , а пошел путем своего мирного деда, восстановил религиозные обряды в их прежней чистоте и снова приучил народ к благочестивой жизни, к мирным занятиям земледелием и скотоводством. Анк Марций поручил одному верховному жрецу собрать все предписания Нумы о религии и выставить их публично. Но воинственные соседи нарушали мир его царствования. Латины, считая его миролюбие слабостью, вошли в римские владения и стали опустошать их. Анк Марций пошел на них, завоевал несколько латинских городов; жителей этих городов он переселил в Рим на Авентинский холм, который вместе с Мурцийской долиной присоединен был тогда к составу города. Счастливыми войнами со всеми соседями Анк Марций расширил границы государства; на западе они дошли до моря, и он построил в устье Тибра гавань Остию. В Риме он построил через Тибр мост на сваях, укрепил холм Януса (Яникул), на северном берегу реки, для охранения свободы судоходства по ней.

При увеличении числа жителей от новых переселений, общественный порядок стал подвергаться более частым нарушениям, чем прежде, и Анк Марций построил темницу для обуздания беззаконий. Эта темница была построена над вырубленными в скале Капитолийского холма подвалами, которые уцелели до сих пор. Правда, сооружение этих подвалов, приписываемое одними известиями Анку Марцию, другими приписывается шестому царю Рима, Сервию Туллию. Позже это подземное сооружение называлось водоемом Туллия (Tullianum) – как кажется, потому что римляне следующих столетий считали строителем подвалов Сервия Туллия.

Правда и вымысел в легендарных сведениях о Тулле Гостилии и Анке Марции

Третий царь Рима Тулл Гостилий походит на первого, Ромула, а четвёртый Анк Марций – на второго, Нуму. Легенда выставляет на вид это сходство, ставя третьего царя Рима в родство с первым, четвертого со вторым; очевидно, что мы еще остаемся на почве вымысла; но личности третьего и четвертого царей менее мифичны, чем Ромул и Нума Помпилий . Две пары римских царей олицетворяют собой и два главных национальных элемента первоначального Рима. Ромул , латинянин, считается основателем города и создателем первых политических учреждений. Совершенно так же действует латинянин Тулл Гостилий . Напротив, Нума Помпилий, сабинянин, обосновывает и укрепляет государство своими религиозными учреждениями; по его следам идет и внук его Анк Марций.

Кажется, что в преданиях о Тулле Гостилии и Анке Марции единственными историческими фактами должно считать разрушение Альба-Лонги и увеличение числа жителей Рима новыми переселенцами. Многие из ученых сомневаются в том, что Альба-Лонга была разрушена римлянами; они полагают, что народ, считавший Альба-Лонгу своею метрополиею, не захотел бы поступить с нею так; притом Рим и не мог иметь такого могущества, чтобы победить Альба-Лонгу. Историк Нибур думает, что этот город разрушили латины, восставшие против его владычества над латинским союзом, и что жители его бежали в Рим. Вероятно, из них составилась третья триба старинного Рима, триба луцеров.

Возникновение сословия плебеев при Анке Марции

Предание говорит, что при Анке Марции возникло сословие плебеев. Завоевав латинские города Подиториум, Телленэ, Фикану и Медуллию, Анк Марций перевёл их жителей в Рим и поселил их на Авентине. Они и составили начало римского плебса.

Мы не имеем причин сомневаться в том, что Рим завоевал тогда землю по левому берегу Тибра до моря, сделался важным торговым центром, стал вести торговлю и на море, что некоторые из старинных латинских городов были тогда разрушены, что часть их жителей была переселена в Рим, другая была оставлена на прежних местах в положении римских данников.

Первые четыре царя Рима обозначают ещё и периоды, когда выступили разные составные части римского народа. Ромул и Нума представляют собою рамнов и тициев; при Тулле к этому населению прибавляются луцеры, а при Анке Марции – плебеи. Первыми плебеями было окрестное население латинских городов на левом берегу Тибра до моря, которые, по преданию, были завоеваны и разрушены Анком Марцием. Сказание свидетельствует о расселении их на Авентине потому, что эта гора впоследствии была местом жительства плебеев. В действительности мы должны представить себе плебеев преимущественно как земледельцев этой местности, как свободных людей со свободной землей, но без участия в управлении, без права голоса в народных собраниях (jus suffragii) и без права на государственные должности (jus honorum), без коннубия (права на законные бракосочетания с полноправными гражданами) и без участия в богослужебных отправлениях старых граждан. Плебеи составляли общину полуграждан, подчиненных полноправным гражданам, или патрициям, без обыкновенных государственных прав, но обязанных военной и поземельной податью. От них отличались клиенты (наследственные домочадцы) – часть древнейшего римского населения, тесно связанная с патрициями, распределенная между отдельными патрицианскими родами и состоявшая под их особым покровительством. Патриций в качестве патрона, подобно отцу, должен был замещать своего клиента пред судом и в других общественных актах, а клиенты за это были обязаны известной службой патрону. Уже после эпохи Анка Марция клиенты слились с плебеями, и многие из последних тоже стали клиентами патрициев.

Статьи и книге об Анке Марции

Тит Ливий. История от основания города

Ancus Marcius. Это имя означает «служитель Марса».Четвертый римский царь, царствовавший между 640-616 гг. до Р.Х. Рождение: примерно 675 год до Р.Х. Династия:Марции. Отец: Нума Марций.Мать: Помпилия.

Внук царя Нумы Помпилия (со стороны матери). По своему характеру Анк Марций был скорее миролюбив, как и его дед. Страшная смерть Тулла Гостилия показала, что не следует пренебрегать всеми правилами богослужений и принесения жертв. Поэтому Анк Марций распорядился, чтобы понтифик(1) выписал на специальной доске уставы Нумы Помпилия для свершения священнодействий, выставив ее в общественном месте. Забота нового римского царя о богослужениях и жертвоприношениях вселила в сердца латинян (с которыми Туллом Гостилием был заключен мирный договор) уверенность, что можно безнаказанно разорять римские поля и угонять скот, поскольку царь собирается проводить свою жизнь среди храмов и жертвенников. Соседи Рима, привыкшие видеть в римлянах отважных завоевателей, восприняли его миролюбие как слабину.
На Рим поднялись кроме латинов племена сабинян, этрусков и вольсков.Однако они ошибались - Анк Марций успешно начал войну, взял города Политорий, Теллен и Фиканы, разбил войско противника при Медуллии. Латинское население всех этих городов было переселено на Авентийский холм, став родоначальником плебейского сословия. Тем самым владения Рима были расширены до самого устья Тибра. Затем Анк Марций двинулся навстречу вольскам, которые несколькими отрядами шли на Рим. Он разбил их и с сильным войском осадил их столицу - Велитру. Вольски вынуждены были заключить с Римом наступательный и оборонительный союз. Анком Марцием были захвачены этрусские города Вейи и Фидена.
По приказанию царя через реку Тибр был построен первый мост на сваях, чтобы соединить вновь укрепленный Яникульский холм с городом. Для устрашения преступников, которых много развелось в столь населенном городе, как Рим, была сооружена тюрьма, высеченная в Капитолийском холме со сводами в два этажа. В ее нижней части совершалась смертная казнь(2). С расширением границ после удачных войн Римское государство достигло моря. Анк Марций основал в устье Тибра город Остию - морской порт Рима. (Анк Марций считается основателем гавани и соляных приисков Остии, расположенной в устье Тибра (археологические раскопки показали, что Остия возникла лишь в IV в. до н. э.)). Остерегаясь гнева богов, особенно раздражительного и быстрого на расправу Юпитера, Анк Марций в знак благодарности за блестящие военные успехи римлян велел расширить и украсить храм Юпитера Феретрия(3). Следуя в своей деятельности примеру славного деда, Анк Марций, подобно Нуме Помпилию, устроителю мирных церемоний и обрядов, ввел специальную воинскую церемонию - порядок объявления войны, целый ритуал, которому с этого времени римляне неуклонно стали следовать. По этому ритуалу, специальный посол, обвязав голову шерстяной лентой, должен был приблизиться к границе народа, которому предъявлялись претензии римлян, и произнести следующую формулу: "Услышь, Юпитер, услышь, народ (здесь называлось имя племени), услышь, священное право! Я, вестник, явившийся от лица всего римского народа. Согласно с божественными и человеческими законами, я являюсь послом, и да будут выслушаны мои слова с доверием". После этого излагались требования. Заключалось все следующей фразой: "Если я против законов божественных и человеческих требую все перечисленное, то не дай мне, Юпитер, никогда больше видеть отечество!" Эти слова посол повторяет первому, кто встретится ему на пути к городу, вступая в город и прибыв на форум. Если же в течение тридцати трех дней посол не получает требуемого, то он объявляет войну, произнося следующие слова: "Услышь, Юпитер, и ты, Янус Квирин, и все боги-небожители, и вы, обитающие на земле, и боги подземного царства, услышьте! Вас я призываю в свидетели, что этот народ не исполняет долга, а о том, как добиться принадлежащего нам по праву, посоветуемся дома со старейшинами". После этого вестник должен был возвратиться в Рим для совещания. Затем царь, собрав сенат опрашивал всех сенаторов, начиная с самого уважаемого, и если они отвечали, чтовсе требования следует удовлетворить "войной честной и законной", то выносилось решение об объявлении войны. После этого фециал(4) нес к границе враждебного племени копье, запятнанное кровью, и в присутствии трех вооруженных воинов бросал его во вражескую землю со словами: "Я и римский народ объявляю и открываю войну против народа и граждан (следовало название племени) за то, что они погрешили против римского народа Квиритов, так как римский народ и сенат римского народа Квиритов повелел быть войне"(5). Введение этого торжественного ритуала снискало в римском народе еще большее уважение к Анку Марцию, поскольку видимость законности снимала с римлян тяготевшее на них со дня основания города клеймо народа с разбойничьими наклонностями, буйного и беззаконного.
При Анке Марции в Рим прибыл и получил почётный приём будущий царь Рима Тарквиний Приск. За свои способности он получил должность начальника конницы и участвовал в войне против сабинов.
Анк Марций умер, процарствовав 24 года, оставив по себе славу властителя, умевшего разумно править и в мирные, и в военные времена.
Примечания:
(1. Член жреческой коллегии, наблюдавший за всей религиозной жизнью римлян, за правильным выполнением общественных и частных богослужений.)
(2. Эта тюрьма (Мамертинская) сохранилась до нашего времени.)
(3. Феретрий ("несущий победу", "податель военной добычи") - эпитет Юпитера, первый храм которого был воздвигнут на Капитолийском холме царем Ромулом.)
(4. Фециал - член коллегии жрецов, ведавших международными отношениями в римском государстве, вопросами войны и мира.)
(5.В более позднее время, когда Рим вел войны с отдаленными от него народами и государствами, этот обряд, сохранившись, носил чисто формальный характер. Фециал в знак объявления войны бросал копье от "воинской колонны" у храма богини войны Беллоны.)