Пасха. Информационный проект

Грех Адама, передающийся от поколения к поколению, заключает в себе потенциал всех человеческих грехов. Святые отцы, прошедшие многолетний опыт аскезы, видели глубины человеческой души - этого тайника, где зарождаются мысли и желания. Из сложной мозаики грехов они выделили и описали восемь главных страстей - восемь язв души, восемь рек мертвой воды, текущих из ада, от которых как ручейки и потоки берут начало остальные грехи. Русла этих рек словно меридианы опоясывают землю, а их истоки и устья соединяются в преисподней.

Восемь страстей связаны друг с другом как звенья цепи, которой диавол оковывает людей и влечет за собой как победитель пленников. Это восемь глав гидры, с которой должен вступить в борьбу каждый христианин; это невидимая сеть, в которую сатана уже восьмое тысячелетие стремится поймать, как зверолов добычу, земной шар.

Первое звено этой цепи - чревоугодие. Многим людям оно кажется невинной слабостью, не внушающей особого опасения, тем более что последствия этого греха, как струпья проказы, проявляются не сразу, а спустя годы. Но надо помнить, что после грехопадения Адама, нарушилась гармония между душой и телом человека. Тело - инструмент души и органическая часть человеческой личности - стало субстратом страстей и похоти. Тело - рабыня духа. Эта рабыня, будучи обласкана душой, захотела повелевать ей. Она, как Ева Адама, то обольщает ум мнимой сладостью страстей, а сердце очаровывает темной мистерией греха, то, как мятежник восстает против духа, стараясь свергнуть его с престола и самой стать царицей человеческой тримерии - духа, души и тела.

Тело - это злой друг и добрый враг. Без тела не формируется человеческая личность. Без тела дух и душа не могут проявить себя вовне через слова и деяния. Лукавая плоть всегда готова предать душу диаволу за медные гроши низменных наслаждений - как Иуда за тридцать сребреников продал на смерть своего Учителя. Тело - коварный спутник души на тернистом пути к небесному царству, который то покорно следует за ней, то старается увлечь ее на широкую, выложенную камнем дорогу, ведущую к вечной смерти. Можно сравнить душу и тело с всадником и диким конем: если всадник ослабит удила, то конь помчится, куда глядят глаза, и оба свалятся в яму.

Чревоугодие - победа тела над духом; это широкое поле, на котором бурно растут все страсти; это первая ступень отвесной, скользкой лестницы, ведущей в преисподнюю. В библейской Книге Бытия написано, что Бог взглянул на землю и увидел, что все люди плоть, и Дух Его не может пребывать в них. Допотопное человечество не выполнило своего предназначения: плотское начало победило духовное, как бы поглотило его. Это был триумф плоти, который стал началом конца. Человечество не только погрузилось в болото материальности, но забыло Бога; став земным прахом, оно воздвигло себе из праха идолов - новых мертвых богов. По всей земле стало распространяться как чума идолопоклонение, волшебство, магия, разврат и людоедство. Культ плоти превратил историю человечества в бесконечную оргию. Уже до всемирного потопа человечество духовно погибло в потопе своих страстей. Всемирный потоп только как могильщик вырыл общую могилу для мертвецов и сделал дно океана кладбищем всякой плоти. Тела чревоугодников поглотило морское чрево, а души демоноугодников - ненасытное чрево преисподней.

История повторяется. Господь сравнил времена Ноя с последним временем. Снова плоть начинает торжествовать над духом, а демон - над плотью, растлевая, развращая ее, и всячески глумясь над ней.

Чревоугодие уродует человека. При виде чревоугодника невольно вспоминается рынок, где висят окровавленные туши животных, привезенных с бойни. Кажется, что тело чревоугодника висит на его костях, как ободранные туши на железных крюках.

Чрево, отяжелевшее от пищи, погружает ум в мрачную дремоту, делает его ленивым и тупым. Чревоугодник не может глубоко мыслить и рассуждать о духовном. Его чрево, как свинцовая гиря, тянет оземленную душу вниз. Особенно остро ощущает такой человек свою немощь во время молитвы. Ум не может войти в молитвенные слова, как тупой нож - резать хлеб. В этом смысле чревоугодие - постоянное предательство своей молитвы.

Следует отметить, что чревоугодие помрачает также интеллектуальные и творческие силы человека. Почти никто из выдающихся поэтов и художников не отличался чревоугодием и не имел тела, напоминающего пивную бочку. Как на исключение можно указать на поэта Апухтина, похожего на картину Гаргантюа. Однажды ребенок, увидев в своем доме среди гостей Апухтина, удивленно закричал: «Мама, что это за человекообразное существо!».

Нередко чревоугодник, уставший от груза собственного тела, доводящего до одышки и изнеможения, и от необходимости постоянно преодолевать как преграду размеры собственного живота, когда необходимо нагнуться, чтобы поднять вещь с пола или завязать шнурки на туфлях, решает объявить войну бесу чревоугодия и уничтожить как врага собственный жир. Он выписывает диеты из журналов, и объявляет своим близким, что скоро его фигура будет походить не на фламандскую живопись, а на статую Аполлона. Однако такой чревоугодник, севший на диету, чаще всего оказывается в роли гладиатора, который без оружия вступил в схватку с диким зверем: в первую минуту он еще сопротивляется, но затем падает, растерзанный когтями и клыками хищника. Первое время чревоугодник придерживается строгой диеты и смотрит на окружающих победоносно, как Геракл после очередного подвига, но затем, не выдержав скребущей боли в желудке, набрасывается на пищу, словно хочет наверстать упущенное.

В чревоугодии можно различить две страсти: чревобесие и гортанобесие. Чревобесие - это ненасытное желание пищи, это агрессия тела против души, постоянное домогательство чрева, которое, как жестокий мытарь, требует от человека непомерной дани, это безумие чрева, которое без разбора поглощает пищу, как голодная гиена добычу. Желудок такого человека подобен мешку, куда скупой хозяин запихивает без разбора вещи, собираясь в дальнюю дорогу, а затем с трудом волочит ненужный груз.

Гортанобесие - постоянное желание лакомой и изысканной пищи, это сладострастие гортани. Человек должен есть, чтобы жить, а здесь он живет, чтобы есть. Он заранее составляет меню с таким озабоченным видом, как будто решает ребус или математическую задачу. Он тратит на лакомства все деньги, как игрок в азарте проигрывает свое состояние.

Есть еще другие виды чревоугодия, это: тайноядение - стремление скрыть свой порок; раноядение - когда человек, едва проснувшись, принимается за еду, еще не испытав чувства голода; поспешное ядение - человек старается быстро наполнить чрево и глотает пищу не разжевывая, словно индюк; несоблюдение постов, употребление из-за похоти гортани вредных для здоровья продуктов. Древние аскеты считали чревоугодием также чрезмерное употребление воды.

Как избавиться от чревоугодия? Вот несколько советов. Перед трапезой надо втайне помолиться, чтобы Господь дал воздержание и помог положить предел домоганиям чрева и гортани; помнить, что наше тело, падкое до пищи, рано или поздно само станет пищей для червей, взятое из земли - горстью земного праха; представить, во что превращается пища в чреве. Нужно мысленно определить для себя количество пищи, которую хотелось бы съесть, а затем отнять от нее четвертую часть и отложить в сторону. В первое время человек будет испытывать чувство голода, но когда организм привыкнет, то надо снова отнять от пищи четвертую часть - так советует преподобный Дорофей в своих поучениях. Здесь принцип постепенного уменьшения пищи до необходимого для жизни количества. Часто демон искушает человека, пугая, что от недостатка пищи он ослабеет и заболеет, не сможет работать и станет обузой для других. Домашние также будут волноваться и с тревогой смотреть в его тарелку, настойчиво убеждая, чтобы он поел побольше.

Святые отцы советуют вначале ограничить употребление пряной и раздражающей аппетит пищи, потом сладкой, услаждающей гортань, затем жирной, утучняющей тело. Следует есть не спеша - так скорее появляется чувство насыщения. Вставать с трапезы надо тогда, когда утолен первый голод, но еще хочется есть. В старое время был обычай трапезничать молча. Посторонние разговоры отвлекают внимание, и человек, увлекшись беседой, может машинально съесть все, что лежит на столе. Старцы также советовали во время еды читать Иисусову молитву.

Насчет меры употребления воды следует помнить, что жажда бывает естественная и ложная. Чтобы различить их, надо подержать во рту немного воды, не проглатывая ее: если жажда ложная, то она проходит, а если остается - то естественная.

Все страсти связаны друг с другом; их сочетание представляет собой как бы цветную мозаику или причудливые узоры ковра. Так чревоугодие может сочетаться со страстью гнева. У некоторых людей в состоянии гнева, и вообще волнения и тревоги, появляется желание что-нибудь жевать, чтобы отвлечь свои мысли; а так как гневливый человек почти всегда в волнении, то он привыкает постоянно класть пищу в рот. Чревоугодники оправдывают свою страсть психическим состоянием - стремлением выйти из стресса. Но в результате они приобретают не спокойствие, а лишние килограммы.

Чревоугодие иногда сочетается со скупостью. Такой человек готов поглощать испорченную, заплесневевшую пищу, только бы не выбросить ее. Скупые чревоугодники хранят продукты как реликвии, радуясь, что у них есть запасы на долгое время. Только когда продукты начинают портиться и гнить, тогда они решаются использовать их в пищу. Скупцы, угощая гостей, в душе ненавидят их как захватчиков, и переживают мучения за каждый съеденный кусок. Но сами они любят ходить к знакомым на обед, и даже составляют расписание - когда и к кому идти.

Чревоугодие, соединенное с тщеславием, порождает тайноядение. Тщеславный боится показаться обжорой. Он при людях ест воздержанно, но когда остается один, то спешит удовлетворить свою страсть. У него имеется заветное место, где он прячет пищу от посторонних глаз. Оглядываясь по сторонам и убедившись, что никого нет, он подходит к шкафу, как скупой рыцарь - к сундуку с сокровищами, достает еду и быстро пожирает ее. Надо сказать, что славянское слово «пожирать» означает «приносить жертву». Чревоугодник приносит жертву своему чреву как язычник идолу.

Есть грехи, родственные чревоугодию, например трапеза без молитвы, ропот на пищу, злоупотребление алкоголем, непристойные шутки, сквернословие, брань, споры и ссоры во время еды. На такие застолья слетаются бесы, как мухи на мед, и оскверняют невидимыми нечистотами пищу.

Можно сказать, что грех чревоугодия представляет собой постепенное поедание телом души, в результате чего в человеке меркнет небесное, духовное начало, и он становится слепой плотью.

Их конец - погибель, их бог - чрево и слава их в сраме; они мыслят о земном.

(Ф. т. 3. 19 )

От пресыщения многие умерли, а воздержанный прибавит себе жизни.

(Сир. 37. 34 )

Чревоугодник, как показывает самое слово, есть тот, кто угождает своему чреву, служит ему, как властелину своему, исполняя все желания его.

Угождать чреву можно не только неумеренным употреблением пищи и питья, но также изысканными, прихотливыми блюдами и разными сластями, хотя бы все это употреблялось и в небольшом количестве.

Опасность и обширность этого порока, а также и вред, происходящий от него, чрезмерно велики, хотя многие представляют этот грех незначительным.

Священное Писание строго относится к нему и воспрещает его. Св. пророк Иезекииль полагает пресыщение в числе беззаконий Содомских. «Беззаконие Содомы, - говорит он, - гордость, в сытости хлеба и в изобилии вина» (Иез. 16, 19). Чревоугодие явно осуждается Самим Господом Иисусом и представляется гибельным для христианина: «горе вам, пресыщенные ныне ибо взалчете"(Лк. 6,25). В другом месте тот же Евангелист пишет: смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством, и заботами житейскими, и чтобы день тот (день Страшного суда)не постиг вас внезапно (21,34).Непресыщайтесь всякою сластию, - поучает Св. Иисус, сын Сирахов, - и не бросайтесь на разные снеди, ибо от мно- гоядения бывает болезнь, и пресыщение доводит до холеры. В послании к Филиппийцам(3,19 ) Апостол Павел прямо именует чревоугодников идолослужителями: «ихконец - погибель, их бог - чрево, и слава их всраме» и ставит их наравне с сребролюбцами, прелюбодеями, ворами и разбойниками (1 Кор. 6, 9). Святой Иоанн Златоуст говорит: «диавол ничего так не любит, как роскоши и пьянства; потому что никто не может гак хорошо исполнить его злой воли, как пьяница. Любящий есть и пить угоден диаволу, но мерзости пред Господом и наказуется Им».

Вот как говорит святой пророк Моисей о народе израильском, забывшем Бога в изобилии своем: «И ел Иаков, и утучнел Израиль и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его и презрел твердыню спасения своего» (Втор. 32, 15).

Говоря о чревоугодии, нельзя не сказать и о пьянстве, гнуснейшем пороке.

Даже язычники осуждали порок пьянства. Философ Анахарсис говорил, что вино приносит три плода: увеселение, опьянение и горькое раскаяние.

Священное Писание, говоря о вине, не только воспрещает упиваться им, но даже смотреть на него и любоваться."Не смотри на вино, - говорится в притчах Соломона, - не смотри, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно; впоследствии, как змей оно укусит, и ужалит, как аспид» (23, 31).

Действительно, следствия пьянства ужасны. «У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза?» - вопрошает премудрый Соломон в притчах своих и сам отвечает: «у тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного» (23, 29,30).

«От несоблюдения поста, от чревоугодия и излишества в пище и питье, особенно в винопитии, - иссякает из сердца христианская любовь, радующаяся с радующимися и плачущая с плачущими, и произрастает в сердце самолюбие, самоугодие, плотоугодие, сладострастие и прочее» (св. прав. Иоанн Кронштадтский).

Церковный пост есть добровольное воздержание желания от наслаждения принимаемой пищей. Это именно добровольное действие, так как иные причины пищевых ограничений не относятся к этой категории (из-за болезни, бедности, старости и пр.) В самом широком смысле слова, пост для православного человека - это совокупность добрых дел, искренней молитвы, воздержания во всем, в том числе и в пище.

Глава 2.3. Чревоугодие (обжорство)

2.3.1 Определение понятий

Толстяки живут меньше, но едят дольше.

Станислав Ежи Лец

В русском языке мало слов, описывающих этот порок, и главным из них является обжорство - то есть «неумеренность и жадность в еде» (Словарь Ожегова и Шведовой). Ранее в ходу было еще одно слово - чревоугодие , однако оно явно устарело, и применяется все реже, тем более, что обозначает абсолютно то же явление. Суть его состоит в том, что человек ест гораздо больше, чем ему требуется для поддержания жизнедеятельности, причем слабо контролирует этот процесс на сознательном уровне или же получает от него такое удовольствие, что даже не хочет себя контролировать, а просто ест и ест - пока еда влезает в желудок. Некоторые диетологи называют обжорство «синдром пищевых эксцессов», подразумевая, что на такого человека время от времени нападает непреодолимое желание есть все подряд, а затем его сознание «входит в норму» и он раскаивается в содеянном.

Всего можно выделить три главных разновидности пищевых нарушений:

  • Обжорство - неумеренная жадность к еде, не связанная с чувством голода;
  • Булимия - патологически повышенное чувство голода;
  • Анорексия - аномальное отсутствие аппетита.

В этой книге мы будем в основном обращаться к первому явлению из трех, так как трудно говорить о грехе, когда человек ест не для того, чтобы доставить себе удовольствие, а потому, что испытывает трудно преодолимое чувство голода. А вот обжорство - то есть еда ради еды, ради удовольствия от процесса принятия пищи или же по привычке набивать живот - как раз является темой нашей книги, тем более, что расстройства пищевого поведения приобретают в развитых странах масштабы настоящей эпидемии. По данным статистики, жертвами этого греха стали более 4 миллионов американцев, которые едят гораздо больше нормы и обладают повышенным весом. При этом нельзя ставить знак равенства между обжорством и избыточной полнотой. Например, при гиперфункции щитовидно железы человек будет много есть, но оставаться худым, и, наоборот, при микседеме человек набирает вес, в то время как ест очень мало.

Обжорство считается грехов в большинстве религий мира, хотя есть религиозные течения вполне лояльно относящиеся к чревоугодию. Однако большинство ныне существующих религий все же осуждают неумеренное потребление пищи и призывают людей к различным формам самоограничения питания в виде постов или полного воздержания. Следует также отметить, что светские традиции также скорее осуждают обжорство, нежели поощряют его, так как последствия избыточного питания проявляются во многих сферах жизни, затрагивая эмоциональную, профессиональную и семейную сторону человека.

Трудно точно определить уровень смертности, вызванной чревоугодием, так как чрезмерное потребление пищи стимулирует развитие различных заболеваний пищеварительной, сердечно-сосудистой, выделительной и опорно-двигательной системы, однако, многие исследователи показали убедительную связь между избыточным питанием и сокращением продолжительностью жизни людей.

Булимия - нарушение пищевого поведения, характеризующееся в основном повторяющимися приступами обжорства, пищевыми «кутежами». Больные булимией за короткое время поглощают огромное количество калорийной пищи, затем вызывают рвоту, принимают диуретики или слабительные, чтобы вывести еду из организма. Самая любимая еда - мороженое, сладости, выпечка и фастфуд. Больные булимией пребывают в заблуждении, что они могут есть все, что угодно и в любых количествах, и при этом ни на грамм не поправляться. По наблюдению врачей, первые признаки булимии появляются у девочек еще в школьном возрасте. Булимия может иметь тяжелые последствия для здоровья: стенка желудка чрезмерно растягивается при его переполнении (вплоть до разрыва), частая рвота вызывает обезвоживание и раздражение пищевода, а эмаль зубов повреждается кислотой из желудка.

Каковы причины обжорства? Оказывается их множество, и лежат они на физиологическом, генетическом и психологическом уровне.

Физиологическая основа обжорства - чувство голода, которое возникает при нехватке питательных веществ в крови. Когда в крови становится мало глюкозы, специальные чувствительные датчики возбуждают «центр голода», расположенный в гипоталамусе, который в свою очередь, посылает сигналы в кору мозга, включая программу по добыванию пищи. Эта реакция закреплена на генетическом уровне, так как наши предки периодически голодали, и им нужно было наедаться впрок, чтобы не умереть. Однако для этого древнему человеку приходилось изрядно побегать по полям и лесам, чтобы добыть себе пищу, в то время как нашему современнику достаточно открыть дверцу холодильника или заглянуть в ближайшую закусочную. В первобытные времена голод был нужен, так как не только сообщал человеку, что его «топливный бак» пуст, но и стимулировал нашего предка к двигательной активности. «Больше побегал - больше поймал», - таков был девиз эволюции, замененный в наше время на другой - «Плотней поужинал - дольше поспал». В результате современный человек получает энергию, почти не расходуя калорий на ее добывание, а в итоге - набирает вес и получает дурную привычку к избыточному питанию.

Бывает довольно затруднительно определить, где нормальное количество пищи, а где - переедание. Никакие таблицы расчетов калорий не помогут в этом вопросе. Потому что каждый человек уникален! Кто же поможет нам отличить первое от второго? Врачи? Диетологи? Гомеопаты? Ответ будет простым и обескураживающим: Только ваш собственный организм, только голос вашего подсознания, не замутненный «научными теориями» и советами «знатоков».

Сколько бензина нужно автомобилю для преодоления 100 км дороги? На данный вопрос любой водитель уточнит: «О каком автомобиле идет речь?» Малолитражке «Оке» хватит 5 литров, а КАМАЗу не хватит и 15. И потом, по какой дороге они будут ехать, и с какой скоростью? По асфальтовому шоссе или по ухабам проселочной дороги? Точно так же и разным людям требуется разное количество пищи - в зависимости от их массы, обмена веществ, темперамента и роду деятельности. И подсказать правильный ответ может только сам организм - если его внимательно слушать и распознавать его знаки.

Психологических причин обжорства может быть очень много. Перечислим хотя бы часть из них:

1. Оно может являться реакцией на стресс, скуку, плохое настроение, меланхолию, тревожность - и что-то еще. В этом случае человек как бы «заедает» не решаемые проблемы, компенсируя плохое настроение положительными эмоциями от принятия пищи. Еда становится навязчивой привычкой, то, что психиатры называют компульсивным поведением. Многие специалисты отмечают, что для некоторых людей вкусная пища становится своеобразным наркотиком, которым они заполняют эмоциональную пустоту или подслащивают неприятные жизненные сюрпризы. И неважно, что окажется в качестве лекарства - это может быть пирожное, мороженное, картошка-фри, пицца, шоколад, или чизбургер. Как указывают психологи и диетологи, для людей с компульсивным перееданием нередко характерна пониженная самооценка, ощущение отсутствие контроля их собственного поведения и чувство беспомощности. По крайней мере, половина людей с этим расстройством эпизодически чувствуют себя подавленно и впадают в депрессию. Они отмечают, что случаи обжорства приходят к ним во время смены настроения, особенно, когда они испытывают раздражение, злость, грусть, волнение, расстройство, или те или иные трудности в жизни. Как пишут российские специалисты-диетологи «отсутствие «сладости» в жизни компенсируется сладостью пищи. И все, казалось бы, хорошо, если бы не побочные эффекты такой «психокоррекции» (А.Бобровский, М. Гаврилов, В. Ромацкий. Как победить аппетит. 2007. С.55 .).

2. Обжорство может являться реакцией на длительное воздержание от пищи в связи с соблюдением диеты или добровольного отказа от пищи по религиозным или косметическим причинам. Например, наши предки широко отмечали Масленицу, предаваясь самому настоящему обжорству, поглощая в огромных количествах блины с всевозможными начинками, после начинался Великий пост и они голодали, а на Пасху снова наедались вволю. Подобным образом люди, беспокоящиеся о своей фигуре, сначала демонстрируют стойкость, доходящую до аскетизма, питаясь буквально крохами и подсчитывая каждую калорию, а потом, сдаются и быстро наверстывают потерянные килограммы.

3. Избыточное питание может быть вызвано издержками воспитания или просто примером родителей, стиль жизни которых копируется детьми с самого раннего возраста. Привычный стиль питания в семье определяет, какую пищу и в каком количестве будут употреблять люди, ставшие взрослыми. Если в семье принято есть много жирной или углеводной калорийной пищи, причем в любое время суток - особенно поздно вечером, то в 70-80% случаев повзрослевшие дети также грешат избыточным питанием, периодически устраивая ночные сеансы обжорства. Последовательность закрепления «плохих» поведенческих привычек следующая: Сначала дети видят соответствующее поведение родителей, которые помногу или часто едят. Затем они начинают невольно копировать примеры старших. После многократного повторения формируется «устойчивый динамический стереотип» - то есть цепь условных рефлексов, которая запускается по любому поводу, но особенно часто - при недостатке положительных эмоций. Чем привлекательна привычка - тем, что она позволяет без дополнительных затрат времени и сил выполнять действия автоматически. И при этом неважно, что родителей может беспокоить полнота детей и они будут пытаться сдерживать их аппетит. Как пишут признание эксперты в области снижения веса Михаил Гаврилов и Ирина Мальцева, «самое неприятное в этой ситуации - дети, которые обычно копируют поведение своих родителей, не слова или лозунги, а именно поведение» ( Гаврилов М.А ., Мальцева И.В. «Мастерская стройности», 2009.)

Генетические причины в основном характерны для булимии, и гораздо реже лежат в основе греха обжорства. Ученые из Кембриджского университета предположили, что причины неконтролируемого обжорства, которым страдают некоторые люди, следует искать не в психике, а в генах, — к таким выводам они приходят в статье в журнале « Science ». Руководитель проекта И. С. Фаруки утверждает, что часть пациентов, страдающих неконтролируемым обжорством и постоянно ощущающих чувство голода, обладают генетической мутацией — отсутствием или нехваткой в организме гормона лептина. После того, как им были сделаны инъекции гормона, они ели значительно меньше. Оказывается, этот гормон регулирует в организме чувство голода и сигнализирует определенным участкам мозга, что организм человека уже насытился. Если в организме человека не хватает лептина, то люди постоянно испытывают чувство голода и не могут остановиться в еде, набирая вес.

Чтобы посмотреть, как работает лептин, исследователи демонстрировали подопытным пациентам изображения различных видов продуктов — от «вкусных» — торты, пицца, до относительно «безвкусных», таких как цветная капуста или брокколи. Пациенты с генетическими расстройствами одинаково воспринимали все виды продуктов - им было не так важно, что они едят - главным было утолить волчий голод. Именно эти пациенты ели слишком много и страдали ожирением. Затем, используя метод магнитно-резонансной томографии, исследователи выделили отдельные участки мозга, которые «реагировали» на картинки с едой. После того, как пациенты получили инъекции лептина, реакция тех областей мозга, которые перед этим показывали активную реакцию на картинки еды, менялась. Они включались только у тех людей, которые перед этим долго не ели, и были спокойными в остальное время. Это желание поесть можно определить как биологический голод, но не как жадность, связанную с обжорством, которая заставляет людей переедать. Со временем, подобные исследования помогут создать лекарства, помогающие воздействовать на определенные участки человеческого мозга и блокировать желание обжираться сверх меры.



Питер Брейгель Старший. Страна лентяев.

Одной из характеристик коммерческого линолеум а является его теплоизоляция.

Чревоуго́дие

ср. устар.

Чрезмерное пристрастие ко вкусной и обильной еде как угождение чреву [чрево I]; обжорство.

  • - - неумеренное потребление пищи или чрезмерное пристрастие к ней. Ч. является одной из форм более широкого порока - сластолюбия, который охватывает противостоящее добродетели злоупотребление всеми пятью...

    Педагогический терминологический словарь

  • - @font-face {font-family: "ChurchArial"; src: url;} span {font-size:17px;font-weight:normal !important; font-family: "ChurchArial",Arial,Serif;}  пристрастие к лакомым кушаньям, напиткам...

    Словарь церковнославянского языка

  • - ...

    Формы слова

  • - Пр. о...

    Орфографический словарь русского языка

  • - ЧРЕВОУГО́ДИЕ, -я, ср. Неумеренность в еде, обжорство...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ЧРЕВОУГО́ДИЕ, чревоугодия, мн. нет, ср. . Угождение чреву, обжорство...

    Толковый словарь Ушакова

  • - чревоуго́дие ср. устар. Чрезмерное пристрастие ко вкусной и обильной еде как угождение чреву; обжорство...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - чревоуг"...

    Русский орфографический словарь

  • - см....

    Словарь синонимов

"Чревоугодие" в книгах

Чревоугодие

Из книги Том 3. Домология автора Вронский Сергей Алексеевич

Чревоугодие (см. Обжорство)

Глава 3. Чревоугодие

автора Щербатых Юрий Викторович

Глава 3. Чревоугодие Определение понятий Толстяки живут меньше, но едят дольше. Станислав Ежи Лец В русском языке мало слов, описывающих этот порок, и главным из них является обжорство - то есть «неумеренность и жадность в еде». Ранее в

Чревоугодие

Из книги Повседневная жизнь Европы в 1000 году автора Поньон Эдмон

Чревоугодие Грех чревоугодия относится к наименее наказуемым. Тот, кто ел и пил свыше необходимого, получал прощение после 10 дней поста. Тот, кто напился вина, доведя себя до рвоты, - после 15 дней. Тот, кто таким образом превысил свою норму после причастия и,

Чревоугодие города

Из книги Голод и изобилие. История питания в Европе автора Монтанари Массимо

Чревоугодие города «Ты, что держишь под началом снабжение продовольствием, не минуешь городов, а окажешь предпочтение им, их вящему чревоугодию». Направляя это официальное письмо префектам, ведавшим продовольствием, Кассиодор затрагивал жизненно важный пункт римской

Глава 3. Чревоугодие

Из книги Семь смертных грехов, или Психология порока [для верующих и неверующих] автора Щербатых Юрий Викторович

Глава 3. Чревоугодие

Чревоугодие

Из книги Энциклопедия пороков [Оправдание изъянов и слабостей человеческой натуры] автора Пролеев Сергей В

Чревоугодие Чревоугодием называют насыщение плоти, минуту ее неприкрытого торжества. Первое ощущение вкуса жизни мы получаем благодаря пище. Здесь, в процессе еды, большой внешний мир впитывается и усваивается людьми, превращаясь в основу основ Их "я" - в

ГУСИНСКИЙ: ЧРЕВОУГОДИЕ

Из книги Враги Путина автора Данилин Павел

ГУСИНСКИЙ: ЧРЕВОУГОДИЕ «Я родился и вырос в Советском Союзе и хорошо знаю, что такое страх <…> Я не осмеливался и подумать о том, чтобы бросить вызов мощи государства. Около 15 лет назад я начал избавляться от этого страха, когда государство, которого мы так боялись,

Чревоугодие и чревообъядение

Из книги Лествица, или Скрижали Духовные автора Лествичник Иоанн

Чревоугодие и чревообъядение Кто победит чревообъядение, тому всякое место может способствовать к достижению бесстрастия. .Пребывающие в общежитии должны блюсти себя от чревонеистовства, от раздражительности и от гнева. .Памятью смерти пресекается

Что такое чревоугодие

Из книги Семь смертных грехов автора Церковь Православная

Что такое чревоугодие Их конец - погибель, их бог - чрево и слава их в сраме; они мыслят о земном. Ф. т. 3. 19 От пресыщения многие умерли, а воздержанный прибавит себе жизни. Сир. 37. 34 Чревоугодник, как показывает самое слово, есть тот, кто угождает своему чреву, служит ему, как

Чревоугодие

Из книги Трудные вопросы духовной жизни. Ответы современнику автора (Долженко) Архимандрит Борис

Чревоугодие Питание – важная сторона человеческой жизни, далеко не безразличная спасению и духовному совершенствованию. В монастырях братия вкушают пищу за общей трапезой, которая освящается молитвой, сопровождается чтением Святых Отцов, и рассматривается церковным

Глава 1. Чревоугодие

Из книги Что играет мной? Страсти и борьба с ними в современном мире автора Калинина Галина автора Пономарев Вячеслав

Чревоугодие Естественная потребность: необходимость в пище как источнике энергии для нормальной жизнедеятельности человеческого тела.Страсть как извращение и преувеличение естественной потребности выражается в многоядении, гурманстве, лакомстве, гортанобесии

Чревообъядение, или Чревоугодие

Из книги Молитвы о здравии. Духовное очищение, утешение, исцеление автора Печерская Анна Ивановна

Чревообъядение, или Чревоугодие Объядение, пьянство, нехранение и разрешение постов, тайноядение, лакомство, всякое нарушение воздержания. Неправильное и излишнее любление плоти, ее жизни и покоя, из чего составляется самолюбие, от которого нехранение верности Богу,

На вопросы телезрителей отвечает архимандрит Александр (Глоба), доктор богословия, клирик Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Передача из Москвы.

Здравствуйте, уважаемые телезрители. В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». В студии Денис Береснев.

Сегодня у нас в гостях доктор богословия, врач, специалист в области организации здравоохранения, клирик ставропигиального Городницкого Свято-Георгиевского мужского монастыря архимандрит Александр (Глоба).

Здравствуйте, отец Александр. Благословите наших телезрителей. - Божие благословение, дорогие телезрители.

- Тема нашей сегодняшней передачи "Чревоугодие". Что такое чревоугодие?

Чревоугодие - это, прежде всего, человеческая страсть, пристрастие к пище, как к особому элементу получения удовольствия. Удовольствия от принятия обильной пищи, вкусной пищи или чрезмерно вкусной пищи. Эта страсть является коренной среди всех остальных, потому что на ней зиждется очень многое со стороны пристрастия, страстности, страстного отношения человека ко многим предметам, в частности своему бытию.

Мы должны различать виды чревоугодия, к ним относятся многоядение, вкусноядение, сладкоядение, гортанобесие - когда человек удерживает во рту что-то вкусное, наслаждаясь оттенками вкуса, находит новые ощущения. Особенно это пропагандируется в различных телешоу, связанных с приготовлением пищи. Когда человек снедает хлеб свой, Господа не призваша, и такой хлеб часто идет не в пользу. Человек, одержимый страстью гортанобесия, все время ищет новых впечатлений. Жизнь такого человека становится целью для услаждения своего вкуса, пристрастий, и человек совершает многие грехи, просто не замечая их.

К видам чревоугодия относится тайноядение, это грех, свойственный монастырям, где братия принимают пищу в одно и то же время, и любое принятие пищи вне трапезы, вне братского состава будет называться тайноядением. Чревоугодием является также винопитие.

Является ли тайноядением, если мирянин принимает пищу не с молитвой за столом, а на ходу, перебиваясь с куска на кусок?

Это не тайноядение, а относится к разряду неправильного питания. Если мирянин будет есть так, но призвав имя Божие, прочитав про себя молитву, то ничего плохого нет, ведь он делает это не из желания, а потому, что так складываются обстоятельства.

- Расскажите, пожалуйста, подробнее о гортанобесии.

Когда человек начинает чрезмерно наслаждаться оттенками, послевкусием. Можно сказать, что это гурман, для которого бог - собственное чрево. В 3-й главе Послания к филиппийцам апостол Павел так и говорит: у таких людей бог - чрево. Таким образом, чревоугодие является нарушением второй заповеди Божией, когда богом становится чрево. А Господь сказал, что Бог один и не будут иные боги.

Так как получение удовольствий становится для чревоугодника главной целью, он становится черствым к жизни духовной, неспособным к молитве. Здесь кроется большая духовная проблема.

Надо сказать о противоположной этой страсти добродетели - воздержании. Когда человек воздерживается от приема тех или иных продуктов или состояний, которые порождают перечисленные нами грехи и их разновидности. Преподобный авва Дорофей, духовно образованный муж, говорит, что чревоугодие может разделяться на две составляющие: гастромаргия - в переводе с греческого "чревобесие", когда человек стремится наполнить желудок неважно чем. Люди любят оправдывать себя, ссылаясь на болезнь, но любая болезнь - последствие греха. В ней есть как генетическая, так и волевая составляющие.

Человек не живет духовной жизнью, не занимается духовным деланием, не знает о добродетелях христианской жизни: воздержание, пост, молитва, и, конечно, тогда болезнь и грех начинают повреждать человеческое естество, и этот грех пропитывает все клетки, составы человека, происходит инфицирование грехом, у человека нет духовного иммунитета к греху. Эта болезнь начинает разрушать человека как на нравственном, духовном, так и материальном уровне.

Авва Дорофей говорит также о лемаргии, то есть гортанобесии, стремление человека к наслаждению от потребления изысканной, гурманской пищи.

Надо помнить, что с христианской точки зрения, все это грехи. Мы должны употреблять любую пищу и помнить, что всякая пища дана от Бога. Должны принимать и сладкую, и соленую, и вкусную пищу, но она не должна занимать все наше время. Если мы готовим для своих близких, для семьи, пища должна быть вкусная, удобоваримая, и все должно быть с Богом.

Надо сделать особый акцент на то, что средства массовой информации оказывают разрушительное воздействие на наши умы и души. Людей заражают какой-то непонятной идеей, которая все больше отдаляет нас от Бога, и спастись в таком состоянии людям бывает очень сложно. Поэтому надо воздерживаться даже от просмотра телевидения. Можно посмотреть какие-то полезные передачи, новостные, православные или те, которые имеет духовный, нравственный характер. Мы должны делать выбор, понимать, что главное и воздерживаться от таких явлений, как чревоугодие и гортанобесие.

Церковь богата святыми, проявившими себя на ниве подвигов. Например, старец Паисий Святогорец, чтобы отучить себя от страстей чревоугодия и гортанобесия, в течение многих лет ел одну лишь квашеную капусту и через 18 лет перестал хотеть что-либо из пищи. Однако это его личный подвиг, в результате которого он избавился от самих помышлений поесть что-то вкусное. Но это монах, и людям, которые живут дома обычной жизнью, повторять таких подвигов не надо, поскольку для них они могут носить деструктивный характер. Поскольку они не просвещают регулярно свою жизнь ни Светом Христова Евангелия, ни молитвой, ни постом, а живут мирской жизнью, им это может принести только вред.

- Скажите, как врач, как такой подвиг мог отразиться на здоровье человека?

С духовной и с врачебной стороны я отношусь к этому положительно, потому что читаю между строк. Конечно, Паисий Святогорец пил воду, наверное, употреблял и мед. Но "духовная" диета состояла в этой капусте. Если смотреть с чисто физиологической стороны, в капусте много микроэлементов, это хорошая клетчатка.

Является ли чревоугодием, когда во время поста человек стремится сделать изысканное блюдо из постных продуктов, насладиться вкусом, но при этом как бы и не отступая от поста?

Это православное фарисейство. Люди начинают замещать одно другим, забывая при этом о главном. Главное - Христос. Надо помнить историю поста, который был воздержанием от всего. Люди одевались в рубища и определенное время ничего не ели и не пили, пребывая в молитве, скорбях и плаче. Когда эта составляющая стала выходить за рамки, превращаться в актерство, Христос осуждал такое состояние поста. Он говорил: когда поститесь, помажьте свою голову и не будьте лицемерными. Господь говорит о том, что пост должен быть душевным и духовным. В нашем уме и сердце должно зародиться главное: мы должны нести правду, чтобы Бог был как бы перед нами, тогда польза от поста будет существенна.

Когда люди придумывают из постных продуктов изыски, это называется и гортанобесием, и чревоугодием. Пост должен ограничивать и количество, и качество потребляемой пищи, для того чтобы изменились и метаболические, и психические, и даже психиатрические процессы в организме. Чтобы иначе шел синтез гормонов, изменилось движение жидкостей в организме. Когда в организме начинают происходить эти процессы, человек действительно начинает задумываться о духовной составляющей, плакать о своих грехах. Эти слезы духовные, человек испытывает состояние метанойи - видит свои грехи, начинает по-другому думать, существовать на одной волне с Богом. Он настраивает свой внутренний приемник на волну Бога и слышать, что Он говорит.

Когда человек употребляет много мяса, вина, курит, применяет наркотики, он настраивается на волну сатаны, материалистического существования, когда забывает о главном и слушает, что ему напевают духи злобы поднебесной. Человек начинает принимать это за свое божество и слушаться, а Бог отворачивается от такого человека, и у него развиваются различные болезни. Человек страдает, но если понимает, что страдания вызваны тем, что он отворачивается от Бога, начинает каяться, поститься, молиться. По словам Христа о том, что род сей изгоняется постом и молитвой, при помощи церковных Таинств, молитвы он избавляется от этих недугов. В том случае, если человек это делает по вере, если же делает напоказ, то разрушительное действие греха усиливается.

- Как меняется состояние ума человека от чревоугодия?

Люди, которые любят много поесть, поспать, попить, уделяют много внимания потребительскому отношению к жизни, имеют склад ума, при котором нарушается связь с Богом. Наш приемник перестает ловить волну Бога. Поэтому Церковь и рекомендует нам: хотите услышать Бога, попоститесь, помолитесь, повоздерживайтесь, измените отношения друг к другу, окружающей среде, станьте такими, какими вас хочет видеть Бог. Если мы будем делать не так, как хочет Бог, у нас ничего не получится. Бог есть Личность, Дух, и Он требует особого подхода к Нему. Если мы заводим дружбу с другим богом, Господь будет отворачиваться от нас, и мы будем болеть. Болезнь - это очистительное начало, и значит - это звонок в нашу душу о том, что в нас что-то неправильно.

Чревоугодие отдаляет человека от Бога, изменяет состояние его ума, души и, скорее всего, изменяет и его молитву?

Такой человек и не может нормально молиться. Пища, попавшая в желудок должна перевариться, чтобы клетки начали вырабатывать желудочный сок и ферменты, требуется энергия. Энергия формируется в клетке при помощи биохимических процессов, это забирает определенную энергию у всего организма, у человека расслабление, ему хочется полежать, поспать. Какая может быть молитва? Ноги отекают, а молиться лучше стоя, чтобы сосредоточиться. Вырабатываемые при этом нашим организмом вещества, наподобие опиатных наркотиков - хотя это нормальные, физиологические процессы - при неправильном употреблении пищи начинают затмевать в нас Бога. Если человек думает, что если он поел, лег на диван и повторяет "Господи, помилуй! Господи, прости!", то вряд ли такая молитва будет услышана.

Православный человек должен помнить, что молитва сопровождается крестным знамением, поясными и земными поклонами, а какой поклон сделаешь на сытый желудок. Никто не отменял устава о поклонах, но люди настолько обнищали умом, сердцем и духом, что забывают делать очень многое. Корень же лежит в сытости, достатке. Напротив, когда люди немного недоевшие, у них наблюдается живость ума, бодрость духа, и это особенно видно в строгих монастырях, где монахи стремятся помолиться, хотят почитать, послужить Богу. Поэтому вывод напрашивается сам.

- Наши телезрители могут насторожиться, услышав слово "недоедать". Каково оптимальное отношение к пище?

Человек должен помнить, что перед и после еды он должен помолиться. Садясь за стол, он должен помнить, что пища - это лекарство для тела, а лекарство бывает и сладкое, и горькое, главное, что оно должно быть полезно. Пища, прежде всего, должна быть полезной для тела, оно должно получить определенный набор белков, жиров, углеводов, микроэлементов. Надо насытить тело так, чтобы процессы, которые в нем происходят, были полноценными, функциональными, чтобы правильно формировалась иммунная система, органы и ткани. Пища имеет для человека большое значение, человек должен питаться, чтобы жить, как бы просто это не звучало. А когда человек начинает жить, чтобы есть, ему трудно войти в Царствие Небесное, и он начинает разрушаться.

- То есть, пища имеет только утилитарный характер?

Нет, пища - это благословение Божие, она питает не только тело, но и дух. Но мы не должны ставить во главу угла питание одного тела. Если мы будем думать только о питании тела, будет разрушаться душа. В любой системе должно быть равновесие составляющих. Если тех или иных составляющих больше или меньше, то система не будет полноценной. Так и наш организм - мы должны соблюдать золотую середину. Если человека недокармливать, то он будет зол, способен на девиантные поступки, ему необходим определенный состав пищи. Если же он будет есть много, будут другие нарушения в поведении. Поэтому Церковь и рекомендует золотую середину. Ешьте, благодарите Бога, но не превращайте это в цель жизни.

- Такое распространенное явление, как послеобеденный сон, явление естественное или это следствие греха?

Смотря по тому, кого именно это касается. Есть монастыри, где это предусмотрено уставом. Если это лечебное заведение, это обязательное условие. Если у христианина день устроен так, что он может себе это позволить, и его организм требует такого отдыха, то это тоже допустимо. Но если при этом страдает дело, то зачем? Бывает, что человек плохо себя чувствует, и ему надо набраться сил, он может полежать час-полтора - это нормально. Когда человек работает на износ, он тоже не исполняет воли Божией. Господь заповедал нам и отдыхать. И труд, и отдых - благословение Божие.

- Скажите, пожалуйста, об употреблении алкоголя.

Винопитие тоже является чревоугодием и чревобесием. Большой грех, когда из заповеди Божией человек делает для себя кумира, противоречит заповеди о том, чтобы человек не упивался вином. Апостол напоминает нам о том, что пьяницы Царствия Божия не наследуют.

Христос заповедал нам вино, как образ Царствия Небесного, и мы должны делать это так, как рекомендует Церковь. А Церковь нигде не рекомендует употреблять его с излишеством. Мы должны употреблять его в Церкви, если вино употребляется дома, например, в Грузии, Молдавии, где занимаются виноделием, надо знать, как пьется вино. Очень часто на наперстных крестах священников, в церковном, иконном зодчестве используется камень аметист фиолетового цвета. Раньше аметист клали в сосуд с вином и разбавляли водой до тех пор, пока камень не начинал сливаться с разбавленным вином. То есть, когда алкоголь разбавлен водой в такой пропорции, что не чувствуется. Человек употреблял такой напиток, как утоляющий жажду, но он не пьянил человека.

Сейчас употребляется очень концентрированный алкоголь. В Священном Писании сказано о вине, которое искрится, то есть оно настолько темное, что отражает свет, и сказано, что такое вино пить нельзя. Сейчас люди наливают очень концентрированное вино. Водка, как курение, как наркотики, для православного христианина неприемлема. Тот, кто употребляет водку, намеренно идет на греховную уступку. Это личное дело каждого человека, но в момент, когда люди упиваются вином, курят, то есть изменяют свое сознание, они тем самым впускают в себя бесов. Такой человек не должен удивляться, что жизнь его не благословенна, он болеет, а через определенное время нервная система придет в такой упадок, что разовьются неизлечимые болезни. Алкоголь - это яд, и человек должен знать, что водка - это гемолитический нейротоксин, то есть убивает и нервную ткань, и разрушает кровь. И тогда, если тебе наливают водку, закономерен вопрос: вы хотите меня убить? Если человек пьет, значит, ему чего-то не хватает, страдает духовная составляющая. Им не хватает Бога, и они ищут суррогат в этих напитках. Поэтому надо обратиться к себе, своему духовнику, который поможет найти Бога, примириться с Ним и жить на одной волне с Богом.

- Каковы средства борьбы с чревоугодием?

Прежде всего, воздержание. Когда христианин будет понимать, что он должен быть с Богом, то для него станет очевидным, что он не может мириться с тем, что делают язычники. Когда же он начинает мириться с пьянством, блудом, перееданием, то должен сразу записывать себя в раздел кающихся. Но в сознании современного российского человека, после длительного периода отлучения от Христа и Церкви, зачастую отсутствует христианское представление о смерти. Люди думают, как и язычники, что их жизнь закончится со смертью. Наше время очень похоже на эпоху языческого Рима: люди поклоняются идолам богатства, власти, вина, но забывают о Боге. Люди не боятся этого, потому что не знают, что такое Царство Небесное. Когда же на собственном опыте узнают, что за порогом смерти есть и Бог, и частный суд, и геенна огненная, и особое место для душ, нуждающихся в молитве Церкви, то сделать уже ничего не смогут, потому что выбор был им дан здесь, на земле. Христос и Церковь прямо говорят об этом, но люди не верят.

- Является ли ожирение следствием греха?

Любая болезнь является следствием греха. Когда человек согрешил, он перестал принимать благодатные божии дары и поставил познание выше послушания Богу.

Ожирение, как и всякая болезнь, состояние человеческого тела, которое поражено греховными элементами: нашим непослушанием, нелюбовью к Богу. В теле человека по разным причинам происходит преобладание жировой массы над костно-мышечной. Ожирение бывает прогрессирующее или стационарное, у него есть четыре степени. Это метаболическое расстройство - расстройство обмена веществ, которое может возникать по различным причинам. Часто это гормональные нарушения: гипогонадизм, нарушения функций щитовидной железы. Это может быть алиментарное ожирение: человек много кушает, занимается чревоугодием и ведет малоподвижный образ жизни, что приводит к тому, что у человека накапливается большое количество простых элементов жировой ткани, он увеличивается в размерах, и естественно, что страдают его волевая, эмоциональная и духовная сферы. Такие люди часто склонны к перепадам настроений, хотят много есть и спать, у них болят суставы, радикулит. Естественно, они начинают искать способы облегчить себе жизнь, при этом выпадают духовная, церковная, молитвенная жизнь, мысли о Христе, такой человек начинает рассыпаться и отдаляться от Церкви.

- Как с этим бороться?

Прежде всего, человек должен признаться себе, что у него есть такая проблема. Такие люди часто страдают анозогнозией, то есть непризнанием этой проблемы, считая, что это нормально. У организма есть функции, которые носят название заместительных или компенсаторных, и благодаря им организм как-то справляется. Но когда эти функции, заложенные на генетическом уровне, иссякают, человек начинает сильно страдать, появляются болезни сердца, легких, печени, почек, суставов, обмена веществ.

Поэтому люди должны признать духовную проблему: я не чувствую Бога. Надо найти духовника, найти путь к храму и начинать жить духовной жизнью, воздерживаясь. Церковь никогда не была против того, чтобы такие люди наблюдались у врачей: эндокринологов, диетологов, если необходимо, то хирургов. Если степень ожирения высока, существуют различные способы лечения, вплоть до оперативного (но речь не идет о липосакции, которая может привести к иным проблемам). Необходимо найти путь к Богу, начинать исповедоваться, причащаться и лечиться. Умные, опытные священники правильно подходят к такой ситуации, благословляют на изменение образа жизни, если необходимо, на лечение. Если в организме есть недостаток гормонов, то не надо бояться их использовать. Люди боятся одного слова "гормоны", неопытные духовники, не имеющие даже семинарского образования, дают неправильные рекомендации, и такие люди сильно страдают. Хотя трудно назвать такого священника пастырем, потому что пастырь обязательно ухаживает за своими "овечками", чтобы они были чистые, здоровые, чтобы успокоить буйную, правильно наставить кроткую. Настоящий духовник всегда печется о своих подопечных, если такого не происходит, то меняйте пастыря, ищите такого, который бы занимался Вами.

Церковь не организация с вывеской, но сообщество людей, соединяющихся вокруг Чаши Христовой, для того чтобы спастись. В Церкви есть пастырь, и он является духовным руководителем, духовным врачом для всех этих людей. Когда человек приходит в больницу, его обязательно должен посещать врач, иначе это не лечение. Так должно быть и в Церкви, и если нет внимания, надо искать место, где тебя выслушают, где тебе помогут.

Может ли простой мирянин попытаться приблизиться к подвигам святых людей, попытавшись ужесточить свой личный пост?

Мы помним слова апостола Павла: все мне можно, но не все полезно. Конечно, он может попробовать, но будет ли это полезно человеку. Это касается всех: и священника, и мирянина, и архиерея. Какова цель? Чего хочет добиться человек? Не приблизиться ли он при такой гордости не к Богу, но к сатане?

В Церкви все делается с поддержки духовника, который, подобно врачу, наставит, вразумит тебя, подскажет и поможет, иначе человек споткнется и может дойти до вопроса "Зачем мне такое православие?" А кто тебя просил заниматься такими подвигами?

Например, был святой, который боролся с блудной страстью, закопав себя по пояс в землю. Если кто-то сейчас закопает себя и заболеет воспалением легких, будет ли польза? Такой опыт помог тому конкретному человеку.

Надо, прежде всего, высматривать духовную целесообразность подвига? Неужели, если человек не совершить подобного подвига, он не спасется. Для того чтобы найти методы спасения для конкретного человека, есть пастырь и есть Церковь. Поэтому если человек не будет ничего есть, у него может быть истощение. Мы должны проводить глубокий духовный анализ. Очень часто людей, стремящихся к совершению особых подвигов, нужно дифференцировать с психическим расстройством.

Людям, которые живут по церковным канонам и постам, дай Бог выдержать строгость этих постов, так как не каждый может их понести. Должна быть система равновесия, если она нарушается, начинает страдать либо одна сторона, либо другая. Поэтому человек всегда должен руководствоваться благословением Церкви, духовника, слушать своего патриарха, тогда жизнь будет в духовном плане благословенной, хорошей, и такой человек наследует Царство Небесное по своей вере, по вере и молитвам Церкви, и по милости Господа нашего Иисуса Христа.

- Большое спасибо, отец Александр. Время нашей передачи подошло к концу. Благословите наших телезрителей.

Пусть Божие благословение, покров Царицы Небесной и молитвенное предстательство святителя Николая Чудотворца пребывает со всеми вами.

Ведущий: Денис Береснев.

Расшифровка: Юлия Подзолова.