Гиперактивный ребенок: укрощение строптивого. Проходит ли гиперактивность с возрастом, насколько это серьезное заболевание

Нарезвившись полдня в детском саду и нагулявшись в парке до вашего посинения, малыш продолжает веселье и дома. Его батарейка никогда не садится, и только ночью, когда он, наконец, утихает, домашние могут опуститься с ушей на ноги. Бурлящая энергия ребенка, его неуемная подвижность часто ставят родителей в тупик. А что, если виной тому гиперактивность, о которой сегодня так часто говорят врачи?

Минусы прогресса

Сегодня диагноз «синдром дефицита внимания и гиперактивности» (сокращенно СДВГ или просто – гиперактивность) имеют от 5 до 15% детей в возрасте 7−10 лет. Для сравнения: «школьный невроз», то есть нарушения адаптации к детскому саду или школе − с плачем, головными болями и частыми простудами, − встречается у 5% детей. Сомнений нет: последний десяток лет гиперактивность лидирует среди неврологических детских болезней. Однако об этой проблеме человечеству было известно и раньше. В 30-е годы ХХ века советский психолог П.П. Блонский заметил, что в каждой школе и в каждом классе есть дети, выбивающиеся из общего ряда. Он назвал их «дезорганизаторами». Термин «гиперактивность» появился позже, на съезде неврологов в Оксфорде в недалеком 1962 г.

В детском коллективе гиперактивные малыши ведут себя как дезорганизаторы: отнимают у других детей игрушки, толкаются, нарушают режим. Если вы заметили тревожные симптомы, обязательно поговорите с воспитателем. Если он подтвердит ваши опасения, есть смысл обратиться к доктору – детскому неврологу или психиатру.

К началу текущего тысячелетия число гиперактивных детей заметно увеличилось. И хотя точные причины врачи до сих пор не раскрыли, главным обвиняемым по делу проходит… сама медицина. Благодаря ее бурному развитию на свет стали появляться дети, у которых раньше не было шансов. Сегодня примерно треть родов в России проходит путем кесарева сечения. Примерно половина «счастливцев» (а это 15% всех новорожденных) получают на выходе диагноз «перинатальная энцефалопатия». Это поражение мозга развивается из-за того, что малыш слишком резко попадает на этот свет и его мозг не успевает адаптироваться к разнице давления в материнской утробе и в воздушном пространстве. К таким же последствиям могут привести и другие методы родовспоможения, например применение акушерских щипцов.

Есть и иные предпосылки. Гиперактивность способны спровоцировать инфекции с высокой температурой на первом году жизни, травмы головы до 3 лет. Дети, часто страдающие респираторными или желудочно-кишечными заболеваниями, тоже входят в группу риска. Токсины, которые вырабатывают вредные бактерии и вирусы, высокая температура, нехватка питательных веществ из-за снижения аппетита во время болезни – все это негативно сказывается на мозге. Самыми опасными считаются периоды, когда он созревает семимильными темпами. Мозг очень уязвим на первом году жизни (когда растет кора головного мозга, отвечающая за высшие психические функции), в районе 3 лет, между 5 и 6 годами и в 8, 9−10, 12 и 16−18 лет. Добавляет масла в огонь и плохая экология. В городах, где бурно развивается промышленность, дети с СДВГ рождаются чаще. Йододефицитные регионы (которых в России большинство) тоже неблагополучны, ведь этот элемент играет важную роль в становлении нервной системы.

Гиперактивные малыши обожают компьютерные игры и прогулки: эти виды активности дают им эмоциональную и двигательную разрядку. избежать перевозбуждения помогут чтение, лепка, рисование.

Иногда условия для развития гипер­активности возникают еще на стадии беременности. О зле курения и алкоголя знает каждый, а вот о том, что недостаток умеренных физических нагрузок и неправильно сбалансированная диета вредны не меньше, будущие мамы забывают.

И, наконец, у мальчиков этот синдром встречается в три раза чаще, чем у девочек. Женский плод от природы более устойчив к негативным воздействиям любого рода − так уж распорядилась эволюция.

Шестое чувство

Ученые пришли к выводу, что гиперактивным детям не хватает энергии, которую они получают из внешнего мира и которой здоровому человеку бывает достаточно.

Мозг условно делится на три части: блок регуляции тонуса и бодрствования, блок приема и переработки информации и блок, контролирующий поведение. Вся информация, которую мы получаем извне от органов чувств, преобразуется в энергию благодаря электрическим импульсам между нейронами. Эта энергия в норме накапливается в блоке тонуса, который можно сравнить с батарейкой. Но у гиперактивных детей связи между нейронами нарушены, и часть энергии теряется. Для подзарядки им не хватает той стимуляции, которую способны обеспечить 5 органов чувств. Чтобы утолить энергетический голод, гиперактивный ребенок начинает эксплуатировать свое шестое чувство. И интуиция здесь ни при чем. Речь идет о так называемом мышечном чувстве − способности человека и животных ощущать перемещение частей своего тела в пространстве. Первым его описал русский ученый И.М. Сеченов в 20-х годах прошлого века. К слову, это самый мощный и самый главный из всех органов чувств, и именно благодаря ему наши двигательные реакции так хорошо скоординированы. Избыточная подвижность гиперактивных детей объясняется потребностью получить как можно больше энергии за счет работы мыщц. Они бегают, прыгают, ерзают, чтобы подпитать ослабевший блок тонуса, иначе они в буквальном смысле будут засыпать на ходу.

Тонкая грань

Гиперактивность прежде всего проявляется в неспособности к самоконтролю, однако действовать в полной мере осознанно ребенок учится не раньше 5−7 лет. Это значит, что поставить диагноз СДВГ малышу можно только после 4,5−5 лет. До этого времени все дети много двигаются, неохотно слушаются родителей, нередко нарушают правила. Важно также не путать гиперактивность с невоспитанностью или переменами в поведении на фоне стрессовой ситуации (переезда, развода родителей). В последних двух случаях нетипичными выходками малыш пытается сообщить взрослым о своей проблеме. Гиперактивный ребенок будет вести себя неадекватно практически всегда и всюду.

У СДВГ три главных симптома: трудности с концентрацией внимания, импульсивное поведение, повышенная двигательная активность. У маленьких детей граница между нормой и отклонением размыта, и оценивать эти параметры должен врач. Хотя некоторые ориентиры для родителей все же существуют. Повышенная двигательная активность проявляется в том, что после 4 лет малыш не может и минуты посидеть спокойно: он то и дело вскакивает со стула, постоянно куда-то срывается и убегает. Его движения кажутся избыточными и неорганичными. Особенно ярко контраст заметен на детской площадке. Но в более раннем возрасте эти симптомы не должны настораживать.

Импульсивность означает неспособность придерживаться принятых в семье или в другом коллективе правил. С обычным малышом всегда можно договориться: старшим говори «вы», не отбирай игрушки у других детей. Гиперактивный ребенок, напротив, всегда себе на уме. Он делает только то, что ему хочется. При этом он прекрасно понимает, о чем его просят, но не может совладать со своими эмоциями. Если после 4,5 года малыш не чувствует рамок, это повод задуматься.

Трудности с концентрацией внимания у детей до 5 лет проявляются в том, что они не могут довести начатое дело до конца. Уже после 4 лет за 3−5 минут здоровый малыш успеет нарисовать человечка или построить из кубиков башню (если превысить это время, он быстро устанет). Гиперактивный ребенок с миссией не справится: будет постоянно отвлекаться.

Подробное досье

Поставить диагноз СДВГ может либо невролог, либо психиатр. Если врач делает вывод «с лету» на основе 15-минутной устной беседы, лучше сразу идти к другому специалисту. Гиперактивность можно заподозрить только в том случае, если вышеперечисленные симптомы проявились не позднее 7-летнего возраста и как минимум в двух ситуациях: например, дома и в детском саду или дома и в торговом центре. Но этих доказательств все равно недостаточно. Сначала врач подробно расспросит родителей и, если нужно, отправит их собрать информацию о поведении малыша в детский сад. Затем он пообщается с ребенком и даст ему несколько тестовых заданий, чтобы оценить уровень развития психических и двигательных функций. Ему потребуются также результаты энцефалограммы и заключение окулиста и отоларинголога о том, что со зрением и слухом малыша все в порядке. При необходимости врач может назначить дополнительные обследования, но без этих четырех пунктов диагноз не может считаться верным.

Помощь идет

В большинстве случаев СДВГ поддается лечению. Психические функции (мышление, речь, память) можно представить в виде цепочек, которые состоят из нескольких звеньев. При болезнях мозга, в том числе и при гиперактивности, некоторые звенья ослабевают, поэтому какие-то психические функции начинают работать хуже или отключаются вовсе. Однако никакой катастрофы не происходит. Восполнить пробелы помогают запасные звенья, которые в обычной ситуации не используются. Например, глухие люди могут понимать речь, считывая фразы по губам. Так и у гиперактивных детей: способность к самоконтролю у них отсутствует не полностью, а лишь частично. Да, они не могут выстраивать сложные программы поведения, зато с задачами в 1−2 звена они справляются. Исходя из этой особенности, нейропсихологи разработали для таких ребят особые занятия, в основе которых лежит принцип дробления сложных задач на цепь простых действий с контрольными вопросами посередине. Эти упражнения малыш должен выполнять под руководством врача и дома вместе с родителями.

Специализированных школ для детей с СДВГ в России нет. Если ребенку трудно учиться вместе с обычными детьми, выходом из положения может стать школа надомного обучения или «школа здоровья» с усеченным до 15 числом учеников.

Однако без лекарств лечение, как правило, все же не обходится. Врачи обычно назначают витамины группы В в больших дозах и ноотропы. Первые способствуют развитию мозга, вторые улучшают обмен веществ и укрепляют связи между нейронами. В России ноотропы назначают детям от 5 до 7−8 лет. В более старшем возрасте используются другие лекарства.

Только такой комплексный подход дает результат. Нейроны – это клетки, которые активизируются в процессе мышления, поэтому наряду с медикаментами ребенку необходима регулярная психологическая стимуляция. Зато если альянс получился, гиперактивность поддается коррекции за 3−5 месяцев. Это не значит, что ребенок полностью выздоровеет, но такие симптомы, как импульсивность и избыточная подвижность, сгладятся.

Когда курс лечения закончится, ребенка можно будет отдать в обычную школу. Однако на пути его развития еще будет несколько критических точек. Трудности возникнут при подготовке к школе (с обу­чением чтению, письму и счету), поступлении в школу, переходе из начальной школы в среднюю и в подростковом возрасте. В периоды «обострений» родителям нужно будет снова обратиться к врачу, возобновить занятия, а возможно, и пропить курс лекарств. Однако с каждым разом всплески гиперактивности будут стихать: с возрастом болезнь, как правило, отступает. Без вмешательства врачей ближе к подростковому возрасту от 25 до 50% гиперактивных детей «перерастают» этот синдром сами. Но при этом улучшения наступают не раньше 12 лет, а нарушения внимания остаются на всю жизнь.

Советы родителям

    1. Относитесь к гипер­активному малышу как к обычному ребенку и принимайте его таким, каков он есть. Между прочим, как ни парадоксально, гиперактивные дети вырастают чуткими, деятельными, внимательными к деталям людьми с позитивным кредо по жизни.
    2. Для гиперактивного ребенка четкие правила становятся неотъемлемым условием реабилитации. Главное, чтобы их соблюдали и дети, и родители. Несдержанные обещания, нарушения режима будут только подогревать и без того возбужденного малыша. Режим дня должен быть расписан до мелочей, для каждого рутинного занятия необходимо прописать четкий алгоритм.

Гиперактивному ребенку любого возраста идеально подходит плавание. С 7-8 лет можно попробовать айкидо, ушу, тхеквондо: так он будет учиться управлять своим телом и мыслями.

  1. Перед каждым походом в публичное место снова и снова растолковывайте малышу правила поведения.
  2. Вне дома через каждые полчаса делайте паузы, давая ребенку возможность «подзарядить батарейку»: побегать, порезвиться, поскакать. Можно играть в ладушки, подпрыгивать и приседать на месте по хлопкам.
  3. Повышенная опека навредит ребенку. Оставляйте ему свободу действий, делегируйте обязанности, − и он научится самостоятельности.
  4. Уточните у врача, в каких широтах ребенку лучше отдыхать. Под запретом часто оказываются страны вроде Египта и Турции: мозг таких детей плохо переносит жару.
  5. Дети с СДГВ часто не умеют контролировать чувство голода. Им сложно понять, сыты они или нет, поэтому контролируйте количество еды, особенно сладостей. Шоколад чаще заменяйте фруктами.

В современной медицине для многих явлений уже придуманы соответствующие диагнозы. Формальное определение есть и у тех ребятишек, чья суетливость, неусидчивость, невнимательность и чрезмерная эмоцинальность никому не дают покоя. А именно - подобных непосед называют детьми с СДВГ (синдромом дефицита внимания и гиперактивностью). А в простой речи - гиперактивными детьми. Каков он - гиперактивный ребенок? И как именно влияет гиперактивность на его жизнь и здоровье?

По статистике около 7% детей во всем мире "страдают" от дефицита внимания и гиперактивности. Хотя, кто при этом страдает сильнее - сами дети или их родители - еще большой вопрос...

Взрослые доказали: СДВГ у детей - это диагноз

Долгое время синдром дефицита внимания и гиперактивность (сокращенно СДВиГ, но чаще всего - СДВГ) не считались медицинскими диагнозами, а рассматривались исключительно как поведенческая особенность некоторых детей, корректировать которую можно исключительно педагогическими методами.

С середины 1970-х годов подход к СДВГ изменился - многочисленные исследования показали, что в природе возникновения синдрома дефицита внимания и гиперактивности у ребятишек лежат генетические и физиологические причины - а значит, и сам синдром имеет прямое отношение не только к педагогике и психологии, но и к медицине в целом.

Среди основных причин возникновения СДВГ у детей особенно выделяют следующие обстоятельства:

  • Нехватка в организме ребенка определенных гормонов;
  • Перенесенные травмы и инфекционные заболевания;
  • Хронические заболевания матери во время беременности;
  • Любые заболевания у младенца, сопровождающиеся высокой температурой и нарушением работы мозга и/или нервной системы.

В среднем около 3-7% всех детей во всем мире живут с синдромом дефицита внимания и диагнозом гиперактивность. Причем мальчиков среди них в 2-4 раза больше, чем девочек.

Несмотря на то, что в наше время существуют уже не только психолого-педагогические методы воздействия на СДВГ, но и медико-фармакологические, до сих пор детская гиперактивность считается неизлечимым синдромом, поддающимся лишь некоторой коррекции в старшем возрасте.

Среди взрослых существует немало людей, вполне соответствующих описанию больных СДВГ, однако в силу относительной «юности» этого недуга, редко кого из этих взрослых называют гиперактивными. Чаще всего их причисляют к «породе» резких, взбалмошных, эксцентричных, импульсивных людей «со странностями»...

Симптомы гиперактивности и дефицита внимания у детей

Поскольку детская гиперактивность и синдром дефицита внимания (СДВГ) является официально признанным заболеванием, стало быть для его определения существуют и некие конкретные симптомы. Среди них:

  • Ребенок не может усидеть на месте и нескольких минут, проявляя постоянную бесцельную двигательную активность;
  • Время от времени ребенок ведет себя неадекватно (например: может встать во время урока и начать расхаживать по классу, может неожиданно закричать или громко засмеяться и т.п.);
  • Ребенок постоянно задает сотни вопросов, но почти никогда не дожидается ответов и никогда не запоминает их;
  • Ребенок почти не способен сосредоточиться на каком-либо деле или занятии;
  • Однако если малыш чем-то увлекся и чем-то занят - его крайне трудно отвлечь от этого занятия;
  • Ребенок очень импульсивен (то есть все свои действия совершает не раздумывая);
  • Ребенок плохо воспринимает обращенную у нему речь;
  • В повседневных делах малыш проявляет крайнюю забывчивость и рассеянность;
  • Ребенок «любит» ломать предметы (и при этом часто делает вид, что не он это сделал);
  • Малыш очень беспокойно ведет себя во время сна - ворочается, сбрасывает одеяло, постоянно меняет позы;
  • Ребенок не слушает собеседника, но сам при этом болтает без умолку;
  • Ребенок не способен ждать (своей очереди в игре, или ответа на свой вопрос, или начала какого-то действия и т.п.).

По большому счету, наиболее важные и главные симптомы СДВГ - их всего три - как раз «зашиты» в само название диагноза:

  • 1 Дефицит внимания (ребенок не способен сосредоточиться на выполнении даже простых задач);
  • 2 Гиперактивность (малыш не просто непоседа, а буквально «шило в одном месте»);
  • 3 Импульсивность (ребенок почти всегда поступает необдуманно и никогда не способен объяснить, почему он совершил тот или иной поступок).

Чаще всего симптомы гиперактивности проявляются у детей в возрасте уже 2-3 лет. И считается, что если до 3-3,5 лет ребенок не проявил никаких признаков синдрома дефицита внимания и гиперактивности, то уже и не проявит в будущем.

Однако наиболее ярко и очевидно симптомы СДВГ проявляются в дошкольном и школьном возрасте ребенка. Поэтому в большинстве стран синдром дефицита внимания и гиперактивность как официальный медицинский диагноз не ставится детям младше 6 лет.

СДВГ или просто дерзкий норов? Как отличить непоседливость и взрывной характер от реальной болезни

Даже если ребенок обладает несносным, неусидчивым и взрывным характером (он эмоциональный, неуправляемый, непослушный, драчливый и т.п), но это не мешает ему развиваться в рамках нормы и становиться полноценным членом общества (то есть он способен общаться со сверстниками, вступать в дружеские отношения и т.п.), то эта гиперактивность не имеет никакого отношения к медицинскому диагнозу СДВГ.

По-житейски строптивых и неусидчивых детей вокруг немало, но только лишь единицы из них реально являются гиперактивными детьми с медицинской точки зрения.

Даже если ваш ребенок из категории, про которых говорят "у него шило в одном месте" - это еще не повод приписывать ему диагноз "гиперактивность". Если он общительный и контактный, если даже худо-бедно, но общается с другими ребятами - он однозначно далек от медицинского недуга СДВГ. Он просто шумный, шустрый и "сложный" ребенок - но не более того.

В тех же случаях, когда гиперактивность действительно является болезнью ребенка, то без постоянной помощи со стороны родителей и специалистов (психологов, неврологов и т.п.), малыш попросту не может быть членом коллектива - он неадекватно реагирует на попытки общения с ним, он не понимает просьб и требований, он зачастую не просто конфликтен, но и агрессивен по отношению к сверстникам, он не способен учиться и т.д.

Однако даже при супер-подробном наблюдении за гиперактивным ребенком, не специалист вряд ли сможет точно определить - этот малыш просто с «крутым» характером, или он действительно болен СДВГ.

Более-менее однозначный «вердикт» о наличии гиперактивности в праве выносить только детские психиатры или детские психологи. И только детям старше 6 лет.

Самый простой способ отличить гиперактивность как диагноз и заболевание от «гиперактивности натуры» - проанализировать, как себя ведет ребенок в разных ситуациях. Крайне часто дети ведут себя дома так, словно «гиперактивность - их второе имя»: слишком активны и эмоциональны, непослушны и истеричны. И даже демонстрируют все признаки СДВГ. Но по оценкам, например, воспитателей детского сада или няни - ребенок просто золотой.

Такая разница поведения - это своего рода сигнал для вас: возможно, вам следует немного скорректировать свое собственное поведение в отношении этого ребенка. Дело в том, что гиперактивность - если речь идет именно о заболевании - не может проявляться где-то в одном месте и в одно время, и при этом не проявляться в других.

Если гиперактивность ребенка является не просто отражением его личности и характера, а именно признаком болезни - он будет в любых условиях вести себя одинаково: в любом месте, в любой компании, при любых обстоятельствах малыш будет демонстрировать симптомы СДВГ.

Но если поведение ребенка кардинально разнится в зависимости от тех или иных обстоятельств - ни о каком диагнозе речи быть не может. Он просто - взбалмошный непоседа, который точно знает, кому именно из взрослых он может «сесть на голову».

Современные способы лечения гиперактивности и синдрома дефицита внимания у детей

К настоящему моменту медицина «перепробовала» и активно практикует довольно широкий спектр методов лечения СДВГ у детей. Пожалуй, самый радикальный и спорный из них - медикаментозный, с применением психостимуляторов (такой метод лечения наиболее распространен в США) или ноотропных препаратов и антидепрессантов (этот способ практикуется в странах СНГ).

Однако, в последнее время стали появляться научные исследования (которые основаны на наблюдении за больными СДВГ на протяжении 10-20 лет), которые утверждают о безрезультативности и неэффективности методов фармокоррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Таким образом, главная роль в наше время отводится нефармакологическим подходам к лечению гиперактивности у детей. К таким подходам относятся:

  • Бихевиоральная (то есть поведенческая) психотерапия;
  • Нейропсихологическая коррекция (при помощи различных упражнений);
  • Нутрициальный метод лечения (в рамках которого в организме ребенка восполняется дефицит тех или иных макронутриентов);
  • Семейная терапия (которая дает родителям конкретные рекомендации о том, как им следует наладить быт и общение с ребенком, чтобы, несмотря на недуг, он смог полноценно развиваться и адаптироваться в социуме).

Некоторые рекомендации в рамках семейной терапии: правила воспитания гиперактивного ребенка

  • 1 В доме, где живет гиперактивный ребенок, порядок и безопасность должны поддерживаться почти фанатически . И обычные-то детки время от времени что-то ломают в доме, обо что-то постоянно ударяются, умудряются проглотить всевозможные несъедобные вещи, хватаются за опасные и острые предметы и т.п. А дети с СДВГ делают все то же самое, но втрое чаще. Поэтому элементарные правила безопасности должны соблюдаться неукоснительно - не оставляйте в одной комнате включенный утюг и гиперактивного ребенка, убирайте ножи и вилки со столов после обеда, закрывайте окна и балкон, если оставляете малыша в комнате одного на время и т.п.

Один гиперактивный ребенок создает вокруг себя столько же суеты и шума, сколько десяток более-менее обычных ребят... Поэтому вопрос безопасности стоит перед родителями детей с СДВГ наиболее остро.

  • 2 При любом обращении к гиперактивному ребенку прежде всего установите с ним контакт . Мало малыша просто окликнуть и поставить перед ним какую-либо задачу, важно удостовериться, что ребенок вас слышит и понимает. Позовите его по имени, дотроньтесь, поверните к себе лицом и посмотрите ему в глаза (но всегда - без агрессии и недовольства!). Уберите из поля его внимания лишние отвлекающие объекты - игрушки, телевизор, других собеседников и т.д. И только после того, как вы убедитесь, что ребенок (пусть на короткое время) переключил свое внимание на вас - говорите ему то, что собирались.
  • 3 Любые правила поведения должны быть постоянными и не иметь исключений . Например, если в доме заведено убирать за собой посуду в раковину после еды - это нужно делать всегда, независимо от того, торопитесь ли вы или ребенок отказался доедать. Так или иначе - если вы просите его выполнять какие-то простые регулярные задачи, вы должны строго контролировать, чтобы они выполнялись не от случая к случаю, а постоянно. Любые, даже самые пустяковые, правила, установленные в вашей семье, должны выполняться ребенком всегда: и сегодня, и завтра и через год. Осознать эту необходимость гиперактивный ребенок, увы, не может, но своим контролем вы просто можете добиться от него своего рода привычки выполнения этих правил.

Особенно неукоснительно и строго следите за соблюдением запретов: если малышу говорят, что нельзя трогать электрические розетки, он должен понимать - что и сейчас нельзя, и через день нельзя, и вообще всегда - нельзя.

Ребенок с СДВГ излишне импульсивен, чтобы внять вашим правилам с первого раза, вы должны день изо дня мягко, но настойчиво вырабатывать в нем привычку следовать определенным правилам. И не потому, что это облегчит жизнь вам, а потому, что это упорядочит его собственное существование.

  • 4 Семья с гиперактивным ребенком должна жить по режиму . Причем исполняться этот режим должен всеми и независимо от того - будни это, выходные или время летних каникул. Если вы приучаете ребенка вставать в школу по утрам строго не позднее 7 часов - делайте это каждый день! Обеды, прогулки, занятия, игры и т.п. - максимально вписывайте жизнь ребенка в график. Возможно, это правило вам покажется чрезмерно строгим, но в будущем именно привычка жить по режиму очень эффективно помогает гиперактивным детям нормально учиться и адаптироваться в обществе.
  • 5 Каждый раз, когда ваш гиперактивный «сложный» ребенок делает что-то правильно - щедро хвалите его . Дайте ему понять, что вы всегда рады и горды его даже самым пустяковым успехам и т.д. Гиперактивные дети очень чувствительны к эмоциям, направленным в их адрес - ваша задача состоит в том, чтобы поток этих эмоций был в основном положительный. Любой результат, достигнутый вашим ребенком, должен получить с вашей стороны максимальную поддержку и одобрение.
  • 6 Гиперактивный ребенок - это практически «вечный двигатель» в действии: не сидит ни минутки, демонстрируя постоянный переизбыток энергии. Утихомирить этот ураган невозможно, единственное, что вам по плечу - создать ребенку такие условия, при которых он мог бы активно тратить свою энергию : побольше гуляйте с ним перед сном, занимайтесь с ребенком энергичными играми и спортом и т.п.

Гиперактивный ребенок - это, конечно же, не приговор. И при достаточном терпении, участии и некоторых особенностях воспитания такие детки вполне успешно могут адаптироваться в обществе, получить прекрасное образование и преуспеть в жизни. И насколько блестяще и безупречно у них получится реализовать себя в будущем - зависит, в первую очередь, от того, как поведете себя вы, родители, в тот период, пока ваши гиперактивные детки еще только стартуют во взрослую жизнь...

Чем отличается гиперактивный ребенок от просто активного крохи? Главное отличие состоит в том, что поведение гиперактивного малыша в любой обстановке остается устойчивым, поскольку этим деткам неведомо понятие самоконтроля. Они буйствуют всегда и везде, потому просто нуждаются в помощи.

Итак, синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) – что это: медицинский диагноз или особенность поведения современных детей? Давайте в этом разберемся!

Диагноз СДВГ

Впервые тема гиперактивности была затронута в середине XIX века немецким врачом-психоневрологом Генрихом Хоффманом, который впервые описал случай чрезмерной физической расторможенности у малыша. Но относить подобное состояние к разделу патологии медики начали только с 60-х годов ХХ века.

И лишь с 80-х годов ХХ века гиперактивность начали выделять как самостоятельное заболевание, дав ему название «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ).

Всего врачи выделяют 3 варианта проявления СДВГ в зависимости от преобладающих признаков:

  1. Сочетающие дефицит внимания с гиперактивностью (СДВГ в чистом виде, наиболее распространенный вариант, на котором мы и остановимся).
  2. Дефицит внимания без гиперактивности («мечтательность, витание в облаках»). Родители и воспитатели считают таких детей ленивыми. Это - второй по распространенности вариант СДВГ.
  3. Гиперактивность без дефицита внимания. Такая форма встречается наиболее редко. В большинстве случаев, если у ребенка есть только гиперактивность, это скорее связано с его темпераментом, нежели с патологией.

Основа подобного состояния - функциональная незрелость головного мозга или нарушение работы той части центральной нервной системы, которая обеспечивает координацию обучения и памяти, обработку поступающей информации, удержание внимания. Это приводит к тому, что даже самые обычные зрительные, звуковые, эмоциональные стимулы становятся для малыша избыточными, вызывая беспокойство и раздражение.

Доказано, что головной мозг гиперактивного ребенка меньше нормальных размеров на 3-4%. Более того, чем меньше мозг, тем сильнее гиперактивность. Тем не менее, умственные способности таких детей не нарушены, и при правильном подходе из них можно вырастить хороших специалистов или выдающихся спортсменов.

Важно только помочь им социально адаптироваться, раскрыть свои таланты и обучить самодисциплине. К большому сожалению, СДВГ не проходит с возрастом. Внешнее благополучие достигается путем снижения гиперактивности и импульсивности, тогда как проблема дефицита внимания остается прежней.

Источник: Instagram @kateoliver

Врожденная гиперактивность

Синдром дефицита внимания может быть как врожденным (первичным), так и приобретенным (вторичным).

Он может быть вызван различными причинами:

  1. Генетическая предрасположенность. Ученые предполагают, что СДВГ вызывает мутация 3 генов, регулирующих обмен дофамина - специфического вещества нервной системы, участвующего в передаче нервных импульсов. Синдром дефицита внимания в таком случае передается по наследству.
  2. Нарушение внутриутробной закладки органов или родовые травмы, внутриутробная гипоксия плода; недоношенность, гипотрофия (малый вес при рождении), угрозы прерывания беременности; стрессы, курение, нерациональное питание и злоупотребление медикаментозными препаратами матери во время беременности; скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности; поражения центральной нервной системы у новорожденных. Кроме того, важную роль играет пол: более 90% детей, страдающих СДВГ, - мальчики. У значительной части девочек этот синдром протекает без фазы гиперактивности.

Вторичная гиперактивность

Его ребенок может получить уже после рождения в результате инфекционных поражений ЦНС (например, после перенесенного гриппа), а также - в результате травм головного мозга.

Также учеными было доказано, что гиперактивность может вызывать… аллергия на химические пищевые добавки (красители, консерванты, ароматизаторы), которыми изобилуют современные технологически обработанные продукты. Причем аллергию вызывают довольно скромные, далекие от токсичности дозы. В связи с этим можно предположить, что воздействие пищевых аллергенов замедляет рост головного мозга.

Ребенок с СДВГ

Начальные проявления СДВГ порой можно наблюдать уже на первом году жизни. Кроха с этим расстройством поражает избыточным количеством движений и их хаотичностью. Малыш имеет повышенный мышечный тонус, страдает частыми неоднократными, немотивированными рвотами, подергиваниями и тиками. Иногда может отмечаться дневной и ночной энурез.

Источник: giphy.сom

СДВГ и детский сад

Очень важно выявить болезнь и начать ее лечение до поступления в детский сад и уж конечно же до школы, поскольку своим нестандартным поведением ребенок раздражает и шокирует не только воспитателей (учителей), но и сверстников. Конфликты внутри коллектива приводят к тому, что в результате такие дети, как правило, ожесточаются, и тогда их поведение становится демонстративным, а иногда и асоциальным.

Причиной тому служит и то, что гиперактивный ребенок не восприимчив к боли, не знает чувства страха, не признает авторитетов и не способен предвидеть последствия своих поступков. К такому малышу нужен будет индивидуальный подход, поэтому перед тем, как отдать ребенка в детский сад или школу, обсудите данный вопрос с педагогом.

Кроме того, нагрузка в виде занятий в детском саду или уроков в школе дает, как правило, ухудшение состояния, поскольку 5-7-летний возраст является критическим для созревания мозговых структур. Избыточные нагрузки у детей с СДВГ могут вызывать переутомление, сопровождаясь тиками, головными болями, страхами, заниженной самооценкой. Внимание снижается еще больше.

Несмотря на достаточно высокий интеллект, эти дети плохо успевают в школе и адаптируются в коллективе. А ведь такого варианта развития событий вполне можно избежать!

Диагностика

Диагноз ставит врач-невролог. Лучше обратиться в специализированный неврологический центр или на кафедру детской неврологии. Там ребенку смогут провести комплексное обследование. Оно длится не менее 2-3 часов. При обычном неврологическом обследовании СДВГ практически не выявляется; очаги патологической активности в коре головного мозга можно обнаружить только при проведении электроэнцефалограммы.

Существуют и более современные исследования с использованием магнитно-резонансной томографии. Детям дошкольного возраста диагноз СДВГ при первом обращении специалисты обычно не ставят, а наблюдают за ребенком несколько месяцев, в течение которых симптомы должны сохраняться. Это позволяет избежать диагностических ошибок.

Особенности лечения

Если при СДВГ преобладает невнимательность, врач назначает малышу ноотропные средства - препараты, нормализующие обменные процессы в головном мозге.

Если же преобладает гиперактивность, то препараты, содержащие гаммааминомасляную кислоту, которая отвечает за тормозящие, контролирующие реакции в головном мозге.

Другой метод лечения - воздействие очень слабым электрическим током на определенные зоны мозга (транскраниальная микрополяризация). Это позволяет снизить степень гиперактивности. Этот метод активизирует функциональные резервы мозга, не имеет нежелательных побочных эффектов и осложнений.

Еще один способ лечения СДВГ - метод обратной связи, позволяющий ребенку с помощью компьютера волевым напряжением сконцентрировать внимание.

Кроме того, малышу назначаются биологически активные вещества, которые оказывают существенную питательную поддержку мозга и уменьшают проявления гиперактивности. Это - комплекс витаминов группы В, цинк, хром, глицин, таурин, 5-гидрокситриптофан, лецитин, пробиотики и другие.

Одной медицинской помощью обойтись нельзя - такой ребенок нуждается и в психологической коррекции. Кроме того, помощь психолога понадобится и матери малыша - как руководство по воспитанию. В качестве лечения детям с гиперактивностью показана и физкультура. Она успокаивающе действует на нервную систему ребенка, помогает выработать правильную координацию движений, восстановить поведенческие реакции.

Следует отказаться от таких игр, как футбол, баскетбол, показательные выступления (все, что требует эмоционального напряжения). Их следует заменить на ЛФК, танцы, плавание, бег, коньки.

И нормально ли гиперактивное поведение ребенка или оно требует лечения?

Что такое гиперактивность

Так сокращенно называют синдром дефицита внимания и гиперактивности, который также обозначают аббревиатурой СДВГ. Это весьма распространенное нарушение работы мозга в детском возрасте, которое также имеется у многих взрослых. По статистике синдром гиперактивности есть у 1-7% детей. У мальчиков его диагностируют в 4 раза чаще, чем у девочек.

Вовремя распознанная гиперактивность, при которой требуется терапия, позволяет ребенку сформировать нормальное поведение и лучше адаптироваться в коллективе среди других людей. Если же оставить СДВГ у ребенка без внимания, он сохраняется и в более старшем возрасте. Подросток с таким нарушением хуже приобретает школьные навыки, более склонен к асоциальному поведению, он враждебен и агрессивен.

Признаки СДВГ

Далеко не каждого активного и легко возбуждаемого ребенка относят к категории деток, у которых есть синдром гиперактивности.

Чтобы диагностировать СДВГ, следует выявить у ребенка основные симптомы такого нарушения, которые проявляются:

Симптомы обычно возникают в возрасте до 7 лет. Чаще всего родители замечают их в 4 года или 5 лет, а наиболее частым возрастным периодом обращения к специалисту является 8 лет и старше, когда ребенок сталкивается с множеством задач в школе и по дому, где нужна его сосредоточенность и самостоятельность. Малышам, которым еще не исполнилось 3 года, диагноз ставят не сразу. За ними некоторое время наблюдают, чтобы убедиться в наличии СДВГ.

В зависимости от преобладания конкретных признаков выделяют два подтипа синдрома – с дефицитом внимания и с гиперактивностью. Отдельно выделяют смешанный подтип СДВГ, при котором у ребенка есть симптомы и дефицита внимания, и гиперактивности.

Проявления дефицита внимания:

  1. Ребенок не может длительно сосредотачиваться на предметах. У него часто возникают небрежные ошибки.
  2. У ребенка не получается долго сохранять внимание, из-за чего он несобран во время выполнения задания и часто не выполняет задачи до конца.
  3. Когда к ребенку обращаются, возникает впечатление, что он не слушает.
  4. Если дать ребенку прямую инструкцию, он ее не выполняет либо начинает выполнять и не заканчивает.
  5. Ребенку трудно организовать свою деятельность. У него наблюдается частое переключение от одного занятия на другое.
  6. Ребенку не нравятся задания, для которых требуется долгое умственное напряжение. Он старается их избегать.
  7. Ребенок нередко теряет вещи, которые ему нужны.
  8. Малыш с легкостью отвлекается на посторонний шум.
  9. В повседневных делах у ребенка отмечают повышенную забывчивость.

Проявления импульсивности и гиперактивности:

  1. Ребенок часто встает с места.
  2. Когда ребенок волнуется, он интенсивно двигает ногами или руками. Кроме того, малыш периодически поеживается в стуле.
  3. Он поднимается с места очень резко и часто бегает.
  4. Ему трудно участвовать в спокойных играх.
  5. Его действия можно охарактеризовать, как «заведенные».
  6. Во время занятий он может выкрикивать с места или шуметь.
  7. Ребенок отвечает до того, как услышит вопрос полностью.
  8. У него не получается дожидаться своей очереди во время занятия или игры.
  9. Ребенок постоянно вмешивается в занятия других людей или их разговоры.

Для постановки диагноза у ребенка должно быть минимум 6 признаков из указанных выше, причем они должны отмечаться длительное время (минимум полгода).

Как проявляется гиперактивность в раннем возрасте

Синдром гиперактивности выявляют не только у школьников, но и у деток дошкольного возраста и даже у грудничков.

У самых маленьких такая проблема проявляется следующими признаками:

  • Более быстрым физическим развитием, если сравнивать со сверстниками. Младенцы с гиперактивностью намного быстрее переворачиваются, ползают и начинают ходить.
  • Появлением капризов, когда ребенок устал. Гиперактивные детки перед сном нередко возбуждаются и становятся активнее.
  • Меньшей длительностью сна. Малыш с СДВГ спит намного меньше, чем это положено в его возрасте.
  • Трудностями с засыпанием (многих деток нужно укачивать) и очень чутким сном. Гиперактивный ребенок реагирует на любой шорох, а если просыпается, заснуть снова ему очень тяжело.
  • Очень бурной реакцией на громкий звук, новую обстановку и незнакомые лица. Из-за таких факторов малыши с гиперактивностью возбуждаются и начинают больше капризничать.
  • Быстрым переключением внимания. Предложив младенцу новую игрушку, мама замечает, что новый предмет привлекает внимание крохи совсем ненадолго.
  • Сильной привязанностью к маме и боязнью посторонних людей.

СДВГ или характер?

Повышенная активность ребенка может быть проявлением его врожденного темперамента.

В отличие от детей с СДВГ темпераментный здоровый ребенок:

Раньше возникновение СДВГ связывали преимущественно с поражением головного мозга, например, если новорожденный перенес гипоксию, когда находился в материнской утробе или во время родов. В наши дни исследования подтвердили влияние на появление синдрома гиперактивности генетического фактора и нарушений внутриутробного развития крохи. Развитию СДВГ способствуют слишком ранние роды, кесарево сечение, маловесность крохи, долгий безводный период в родах, применение щипцов и подобные факторы.

Что делать

Заподозрив у своего ребенка синдром гиперактивности, первое, что нужно сделать – пойти к специалисту. Многие родители обращаются к врачу не сразу, так как не решаются признать проблему у ребенка и боятся осуждения знакомых. Такими действиями они упускают время, в результате чего гиперактивность становится причиной серьезных проблем с социальной адаптацией ребенка.

Есть также и родители, которые приводят вполне здорового ребенка к психологу или психиатру, когда не могут или не желают отыскать к нему подход. Это часто наблюдается в кризисные периоды развития, например, в 2 года или при трехлетнем кризисе. При этом никакой гиперактивности у малыша нет.

Во всех этих случаях без помощи специалиста определить, действительно ли ребенку нужна медицинская помощь или у него просто яркий темперамент, не получится.

Если у ребенка подтвердится синдром гиперактивности, то в его лечении будут использоваться такие методы:

  1. Разъяснительная работа с родителями. Врач должен объяснить маме и папе, почему у ребенка появилась гиперактивность, как проявляется такой синдром, как вести себя с ребенком и как правильно его воспитывать. Благодаря такой просветительской работе родители перестают винить себя или друг друга в поведении ребенка, а также понимают, как вести себя с малышом.
  2. Изменение условий обучения. Если гиперактивность диагностирована у школьника с плохой успеваемостью, его переводят в специализированный класс. Это помогает справиться с задержкой формирования школьных навыков.
  3. Медикаментозная терапия. Лекарственные препараты, назначаемые при СДВГ, отличаются симптоматическим действием и эффективны в 75-80% случаев. Они помогают облегчить социальную адаптацию деток с гиперактивностью и улучшить их интеллектуальное развитие. Как правило, лекарства назначают на длительный период, иногда до подросткового возраста.

Мнение Комаровского

Популярный врач много раз сталкивался в своей практике с детьми, у которых диагностирован СДВГ. Главным отличием такого медицинского диагноза от гиперактивности, как черты характера, Комаровский называет тот факт, что здоровому ребенку гиперактивность не мешает развиваться и общаться с другими членами общества. Если же у ребенка заболевание, он без помощи родителей и врачей не может стать полноценным членом коллектива, нормально учиться и общаться со сверстниками.

Чтобы убедиться, здоров ли ребенок или у него СДВГ, Комаровский советует обратиться к детскому психологу или психиатру, поскольку лишь квалифицированный специалист не только с легкостью выявит у ребенка гиперактивность, как болезнь, но и поможет родителям понять, как растить ребенка с СДВГ.

  • При общении с малышом важно устанавливать контакт. Если требуется, для этого ребенка можно тронуть за плечо, развернуть к себе, убрать из его поля зрения игрушку, выключить телевизор.
  • Родители должны определить для ребенка конкретные и выполнимые правила поведения, но при этом важно, чтобы их придерживались всегда. Кроме того, каждое такое правило должно быть понятно ребенку.
  • Пространство, в котором пребывает гиперактивный ребенок, должно быть полностью безопасным.
  • Режима следует придерживаться постоянно, даже если у родителей выходной. Гиперактивным детям, по мнению Комаровского, очень важно просыпаться, есть, гулять, купаться, укладываться спать и совершать другие привычные ежедневные действия в одно и то же время.
  • Все сложные задания для гиперактивных детей необходимо разбивать на части, которые будут понятны и легко выполнимы.
  • Ребенка следует постоянно хвалить, отмечая и подчеркивая все положительные действия малыша.
  • Отыщите то, что гиперактивному ребенку удается лучше всего, а затем создайте такие условия, чтобы малыш мог выполнять такую работу, получая от нее удовлетворение.
  • Обеспечьте ребенку с гиперактивностью возможность тратить избыток своей энергии, направляя ее в нужное русло (например, гулять с собакой, посещать спортивные секции).
  • Собираясь с ребенком в магазин или в гости, обдумайте детально свои действия, к примеру, что взять с собой или что купить ребенку.
  • Родителям следует заботиться и о собственном отдыхе, поскольку, как подчеркивает Комаровский, для гиперактивного малыша очень важно, чтобы папа и мама были спокойными, мирными и адекватными.

Из нижеследующее видео вы сможете узнать еще больше о гиперактивных детях.

О роли родителей и многих важных нюансах вы узнаете, посмотрев видео клинического психолога Вероники Степановой.

Все права защищены, 14+

Копирование материалов сайта возможно только в случае установки активной ссылки на наш сайт.

Гиперактивность у младенцев

С первыми шагами в своей жизни ребёнок познаёт окружающий мир, будучи активным и подвижным – такова природная закономерность их развития. Малыши 3-4 лет являются особенно большими непоседами. Им хочется всё увидеть, пощупать, подержать в руках и даже поломать. Главное – не стоит ограничивать естественную подвижность ребёнка. Но что делать когда, активность и подвижность становятся чрезмерными? И что считать чрезмерным? Определить норму поведения для всех детей трудно, так как многое зависит от индивидуальных особенностей организма, темперамента, характера и воспитания. И всё же существуют дети, которых врачи называют гиперактивными.

Гиперактивность – состояние, при котором эмоциональная возбудимость, активность и подвижность превышает норму. Если такое поведение становится проблемой для окружающих людей, то его можно трактовать как психическое расстройство.

Жизнь человека начинается не с момента его рождения, а с первых дней внутриутробного существования. Гиперактивность новорождённого возникает из-за особенностей протекания беременности и родов матери. Сильный токсикоз, нервные стрессы и заболевания внутренних органов – все эти факторы не очень благоприятно влияют на будущее поведение малыша. Все девять месяцев организм ребёнка тесно связан с организмом матери и потому очень важно какой режим отдыха, труда и питания придерживается будущая мама.

Стоит заметить, что определить гиперактовность у грудничка очень сложно. Как правило, на первые признаки родители или воспитатели в детском саду обращают внимание в 2-3 года. Но всё же на гиперактивность у детей до года могут указывать следующие симптомы:

  • ранее психомоторное развитие. Такие детки очень рано начинают садиться, поворачиваться, вставать и ходить. И при этом наблюдается некая неуклюжесть в движениях по сравнению с другими детьми;
  • плохой сон и частый плач;
  • неловкие движения – хождение «нога за ногу», переступания с ноги на ногу и чрезмерное болтание ногами во время сидения.

Только опытный педиатр в состоянии поставить диагноз «гиперактивность» в раннем возрасте и приступить к лечению не прибегая к медикаментам.

На сегодняшний день существует много теорий относительно того, что вызывает синдром гиперактивности или дефицит внимания. Проанализировав сотни тысяч больных, врачи смогли выделить основные причины гиперактивности у детей:

    1.Наследственность. По статистическим данным, 58% родителей, чьи дети страдают данным заболеванием, в детском возрасте отличались таким же поведением.
    2. Употребление алкоголя, никотина, наличие различных нервных расстройств и аллергических заболеваний у будущей матери (астма, экзема и сенная лихорадка).
    3.Беременность и роды. Причиной является кислородное голодание во время беременности, родовые травмы, патологии головного мозга и тяжёлые инфекционные заболевания матери или ребёнка.
    4. Дефицит витаминов. Исследования показали, что большинство гиперактивных детей страдают от нехватки определенных витаминов, жирных кислот и микроэлементов.
    5. Питание. С первых дней жизни малыш должен получать хорошее питание. Сначала это материнское молоко, затем продукты, которые не содержат консерванты, искусственные наполнители, ароматизаторы и пищевые красители.

Как лечить гиперактивность?

Решение о лечение данного синдрома принимается после того, как установлена причина и изучены индивидуальные особенности пациента. Одним требуется приём лекарственных препаратов, чтобы устранить повышенную нервозность и тревожность, а другие нуждаются в психокоррекции гиперактивности. Если гиперактивность у младенца является следствием механических нарушений структур мозга, то данные методы устраняют только последствия. Идеальным и эффективным лечением будет взаимодействие нескольких врачей (остеопатов), которые благодаря специальным комплексным методикам помогут организму восстановиться.

К подростковому возрасту гиперактивность, как правило, проходит, но важно чтобы ребёнок приблизился к этому возрасту без отрицательных эмоций.

Свежие записи

Информация на сайте предоставлена исключительно в ознакомительных целях, не претендует на медицинскую точность и не является руководством к действию. Не занимайтесь самолечением. Проконсультируйтесь со своим лечащим врачом. Использование материалов с сайта запрещено. Контакты | Мы в Google+

Гиперактивность у детей: причины, признаки, способы лечения

Детская гиперактивность - состояние, при котором активность и возбудимость ребенка значительно превышают норму. Это доставляет много неприятностей родителям, воспитателям и учителям. Да и сам ребенок страдает от возникающих трудностей в общении со сверстниками и взрослыми, что чревато формированием в дальнейшем негативных психологических особенностей личности.

Как определить и лечить гиперактивность, к каким специалистам нужно обращаться для постановки диагноза, как правильно строить общение с ребенком? Все это необходимо знать, чтобы вырастить здорового малыша.

Что такое гиперактивность?

Это неврологически-поведенческое расстройство, которое в медицинской литературе часто называется синдромом гиперактивного ребенка.

Для него характерны следующие нарушения:

  • импульсивность поведения;
  • значительно повышенная речевая и двигательная активность;
  • дефицит внимания.

Заболевание приводит к плохим отношениям с родителями, сверстниками, низкой успеваемости в школе. По статистике это расстройство встречается у 4% школьников, у мальчиков оно диагностируется в 5-6 раз чаще.

Отличие гиперактивности от активности

Синдром гиперактивности отличается от активного состояния тем, что поведение малыша создает проблемы для родителей, окружающих и него самого.

Необходимо обращаться к педиатру, неврологу или детскому психологу в следующих случаях: двигательная расторможенность и отсутствие внимания проявляются постоянно, поведение затрудняет общение с людьми, успеваемость в школе низкая. Также нужна консультация врача, если ребенок проявляет агрессивность по отношению к окружающим.

Причины

Причины гиперактивности могут быть разными:

  • преждевременные или осложненные роды;
  • внутриутробные инфекции;
  • влияние вредных факторов на работе во время беременности женщины;
  • плохая экология;
  • стресс и физические перегрузки женщины в период вынашивания плода;
  • наследственная предрасположенность;
  • несбалансированное питание в период беременности;
  • незрелость центральной нервной системы новорожденного;
  • нарушения обмена дофамина и других нейромедиаторов в ЦНС младенца;
  • завышенные требования к ребенку родителей и педагогов;
  • нарушения пуринового обмена у малыша.

Провоцирующие факторы

Такое состояние может быть спровоцировано поздним токсикозом, применением во время беременности лекарств без согласования с врачом. Возможно воздействие алкоголя, наркотиков, курения в период вынашивания плода. Подробнее о влиянии курения на течение беременности →

Могут способствовать появлению гиперактивности конфликтные отношения в семье, семейное насилие. Низкая успеваемость, из-за которой ребенок подвергается нареканиями со стороны учителей и наказаниям от родителей - еще один предрасполагающий фактор.

Симптомы

Признаки гиперактивности схожи в любом возрасте:

У новорожденных

На гиперактивность у детей до года - грудничков указывает беспокойство и повышенная двигательная активность в кроватке, самые яркие игрушки вызывают у них непродолжительный интерес. При осмотре у таких детей часто выявляются стигмы дисэмбриогенеза, в том числе складки эпиканта, аномальное строение ушных раковин и их низкое расположение, готическое небо, заячья губа, волчья пасть.

У детей в 2-3 года

Проявления данного состояния чаще всего родители начинают замечать с 2 лет или с еще более раннего возраста. Ребенок отличается повышенной капризностью.

Уже в 2-летнем возрасте мама и папа видят, что малыша трудно чем-то заинтересовать, он отвлекается от игры, вертится на стуле, находится в постоянном движении. Обычно такой ребенок очень непоседлив, шумит, но иногда 2-летний малыш удивляет своей молчаливостью, отсутствием желания вступать в контакт с родителями или сверстниками.

Детские психологи считают, что иногда такое поведение предшествует появлению двигательной и речевой расторможенности. В два года родители могут наблюдать у малыша признаки агрессии и нежелание подчиняться взрослым, игнорирование их просьб и требований.

С 3-летнего возраста становятся заметными проявления эгоистических черт. Ребенок стремится доминировать над сверстниками в коллективных играх, провоцирует конфликтные ситуации, всем мешает.

У дошкольников

Гиперактивность дошкольника часто проявляется импульсивным поведением. Такие дети вмешиваются в разговоры и дела взрослых, не умеют играть в коллективные игры. Особенно мучительны для родителей истерики и капризы 5-6-летнего малыша в людных местах, его бурное выражение эмоций в самой неподходящей обстановке.

У детей дошкольного возраста ярко проявляется неусидчивость, они не обращают внимания на сделанные замечания, перебивают, перекрикивают сверстников. Делать выговоры и ругать за гиперактивность 5-6-летнего малыша совершенно бесполезно, он просто игнорирует информацию и плохо усваивает правила поведения. Любое занятие увлекает его на непродолжительное время, он легко отвлекается.

Разновидности

Поведенческое расстройство, чаще имеющее неврологический фон, может протекать по-разному.

Синдром дефицита внимания без гиперактивности

Для этого нарушения характерны следующие особенности поведения:

  • выслушал задание, но не смог повторить, тут же забыв смысл сказанного;
  • не может сосредоточиться и выполнить поручение, хотя понимает, в чем состоит его задача;
  • не слушает собеседника;
  • не реагирует на замечания.

Гиперактивность без дефицита внимания

Для этого расстройства характерны такие признаки: суетливость, многословность, повышенная двигательная активность, стремление быть в центре событий. Также характерна легкомысленность поведения, склонность к риску и авантюрам, что часто создает опасные для жизни ситуации.

Гиперактивность с синдромом дефицита внимания

Обозначается в медицинской литературе аббревиатурой СДВГ. О таком синдроме можно говорить, если у ребенка есть следующие особенности поведения:

  • не может сосредоточиться на выполнении определенного задания;
  • бросает начатое дело, не закончив его до конца;
  • внимание избирательное, неустойчивое;
  • небрежность, невнимательность во всем;
  • не обращает внимания на обращенную речь, игнорирует предложения помощи при выполнении задания, если оно вызывает у него затруднения.

Нарушение внимания и гиперактивность в любом возрасте мешают организовать свою работу, аккуратно и правильно выполнить задание, не отвлекаясь на внешние помехи. В повседневной жизни гиперактивность и дефицит внимания приводят к забывчивости, частым потерям своих вещей.

Нарушение внимания с гиперактивностью чреваты затруднениями при выполнении даже простейших инструкций. Такие детки часто спешат, совершают необдуманные поступки, которыми могут нанести вред себе или окружающим.

Возможные последствия

В любом возрасте это поведенческое нарушение мешает социальным контактам. Из-за гиперактивности у детей дошкольного возраста, посещающих детский сад, затруднено участие в коллективных играх со сверстниками, общение с ними и воспитателями. Поэтому посещение садика становится ежедневной психотравмой, что может неблагоприятно сказаться на дальнейшем развитии личности.

У школьников страдает успеваемость, посещение школы вызывает только негативные эмоции. Пропадает желание учиться, узнавать новое, учителя и одноклассники раздражают, контакт с ними имеет только негативный оттенок. Ребенок замыкается в себе или становится агрессивным.

Импульсивность поведения ребенка иногда представляет угрозу для его здоровья. Особенно это характерно для детей, которые ломают игрушки, конфликтуют, дерутся с другими детьми и со взрослыми.

Если не обращаться за помощью к специалисту, у человека с возрастом может сформироваться психопатический тип личности. Гиперактивность у взрослых, как правило, зарождается в детстве. У каждого пятого ребенка, имеющего данное расстройство, симптомы сохраняются и при достижении зрелости.

Часто наблюдаются такие особенности проявления гиперактивности:

  • склонность к агрессии по отношению к окружающим (в том числе, к родителям);
  • суицидальные наклонности;
  • неспособность участвовать в диалоге, принять конструктивное совместное решение;
  • отсутствие навыков планирования и организации собственного труда;
  • забывчивость, частые потери нужных вещей;
  • отказ от решения задач, требующих умственного напряжения;
  • суетливость, многоречивость, раздражительность;
  • утомляемость, плаксивость.

Диагностика

Нарушение внимания и гиперактивность малыша становятся заметны родителям с раннего возраста, но диагноз выставляется неврологом или психологом. Обычно гиперактивность у ребенка 3 лет, если она имеет место, уже не вызывает сомнений.

Диагностика гиперактивности является многоэтапным процессом. Собираются и анализируются данные анамнеза (течение беременности, родов, динамика физического и психомоторного развития, перенесенные ребенком заболевания). Специалисту важно мнение самих родителей о развитии малыша, оценка его поведения в 2 года, в 5 лет.

Доктору нужно выяснить, как проходила адаптация к детскому саду. Во время приема родители не должны одергивать ребенка, делать ему замечания. Врачу важно видеть его естественное поведение. Если малыш достиг 5-летнего возраста, детский психолог проведет тесты на определение внимательности.

Окончательный диагноз выставляется невропатологом и детским психологом после получения результатов электроэнцефалографии и МРТ головного мозга. Эти обследования необходимы для исключения неврологических заболеваний, следствием которых могут быть нарушение внимания и гиперактивность.

Также важны лабораторные методы:

  • определение наличия свинца в крови для исключения интоксикации;
  • биохимический анализ крови на гормоны щитовидной железы;
  • общий анализ крови для исключения анемии.

Могут применяться специальные методы: консультации окулиста и сурдолога, психологическое тестирование.

Лечение

Если диагноз «гиперактивность» выставлен, необходимо проведение комплексной терапии. Она включает в себя медицинские и педагогические мероприятия.

Просветительская работа

Специалисты по детской неврологии и психологии объяснят родителям, как бороться с гиперактивностью их чада. Соответствующими знаниями также нужно обладать воспитателям детского сада и учителям в школах. Они должны научить родителей правильному поведению с ребенком, помочь преодолеть сложности в общении с ним. Специалисты помогут школьнику освоить приемы релаксации и самоконтроля.

Изменение условий

Нужно хвалить и поощрять малыша за любые успехи и добрые поступки. Подчеркивать положительные качества характера, поддерживать любые положительные начинания. Можно вести вместе с ребенком ежедневник, где фиксировать все его достижения. В спокойном и доброжелательном тоне рассказывать о правилах поведения и общения с окружающими.

Уже с 2-летнего возраста малыш должен привыкать к распорядку дня, спать, кушать и играть в определенное время.

С 5-летнего возраста желательно, чтобы у него было свое жизненное пространство: отдельная комната или отгороженный от общего помещения уголок. В доме должна быть спокойная обстановка, ссоры родителей и скандалы недопустимы. Желательно перевести школьника в класс с меньшим количеством учащихся.

Чтобы снизить гиперактивность в 2-3 года, детям необходим спортивный уголок (шведская стенка, детские брусья, кольца, канат). Физические упражнения и игры помогут сбросить напряжение и потратить энергию.

Что нельзя делать родителям:

  • постоянно одергивать и ругать, особенно при посторонних людях;
  • унижать малыша насмешливыми или грубыми замечаниями;
  • постоянно говорить с ребенком строго, давать поручения в приказном тоне;
  • запрещать что-либо, не объяснив ребенку мотив своего решения;
  • давать слишком сложные задания;
  • требовать примерного поведения и только отличных оценок в школе;
  • выполнять домашние дела, которые были поручены ребенку, если он их не выполнил;
  • приучать к мысли, что главная задача - не изменить поведение, а получить за послушание награду;
  • применять методы физического воздействия при непослушании. Подробнее о влиянии физических наказаний на детей →

Медикаментозная терапия

Медикаментозное лечение синдрома гиперактивности у детей играет только вспомогательную роль. Его назначают при отсутствии эффекта от поведенческой терапии и специального обучения.

Для устранения симптомов СДВГ применяется препарат Атомоксетин, но его использования возможно только по назначению врача, есть нежелательные эффекты. Результаты появляются примерно через 4 месяца регулярного приема.

Если малышу поставлен такой диагноз, ему также могут быть назначены психостимуляторы. Они используются в первой половине дня. В тяжелых случаях под врачебным контролем применяются трициклические антидепрессанты.

Игры с гиперактивными детьми

Даже при настольных и спокойных играх гиперактивность ребенка 5-ти лет заметна. Он постоянно обращает на себя внимание взрослых беспорядочными и бесцельными телодвижениями. Родителям нужно больше времени проводить с малышом, общаться с ним. Очень полезны совместные игры.

Эффективно чередование спокойных настольных игр - лото, собирание пазлов, шашки, с подвижными играми - бадминтон, футбол. Много возможностей для помощи ребенку с гиперактивностью дает лето.

В этот период нужно стремиться обеспечить малышу загородный отдых, длительные походы, научить плаванию. Во время прогулок больше разговаривать с ребенком, рассказывать ему о растениях, птицах, явлениях природы.

Питание

Родителям нужно внести коррективы в питание. Поставленный специалистами диагноз подразумевает необходимость соблюдения времени приема пищи. Рацион должен быть сбалансированным, количество белков, жиров и углеводов - соответствовать возрастной норме.

Желательно исключить жареные, острые и копченые блюда, газированные напитки. Меньше есть сладкого, особенно шоколада, увеличить количество потребляемых овощей и фруктов.

Гиперактивность в школьном возрасте

Повышенная гиперактивность у детей школьного возраста заставляет родителей искать врачебной помощи. Ведь школа предъявляет к подрастающему человеку совсем другие требования, чем дошкольные учреждения. Он должен много запоминать, получать новые знания, решать сложные задачи. От ребенка требуется внимательность, усидчивость, способность к сосредоточению.

Проблемы с учебой

Нарушение внимания и гиперактивность замечают учителя. Ребенок на уроке рассредоточен, двигательно активен, не реагирует на замечания, мешает вести занятие. Гиперактивность младших школьников в 6-7 лет приводит к тому, что дети плохо усваивают материал, небрежно делают домашние задания. Поэтому они постоянно получают замечания за низкую успеваемость и плохое поведение.

Обучение детей с гиперактивностью часто становится серьезной проблемой. Между таким ребенком и учителем начинается настоящая борьба, так как ученик не желает выполнять требований педагога, а учитель борется за дисциплину в классе.

Проблемы с одноклассниками

Затруднена адаптация в детском коллективе, трудно найти общий язык со сверстниками. Школьник начинает замыкаться в себе, становится скрытным. В коллективных играх или обсуждениях упорно отстаивает свою точку зрения, не прислушиваясь к мнению других. При этом часто ведет себя грубо, агрессивно, особенно если с его мнением не соглашаются.

Коррекция гиперактивности необходима для успешной адаптации малыша в детском коллективе, хорошей обучаемости и дальнейшей социализации. Важно обследовать кроху в раннем возрасте и провести своевременное профессиональное лечение. Но в любом случае, родители должны осознавать, что больше всего ребенок нуждается в понимании и поддержке.

специально для Mama66.ru

Полезное видео о воспитании гиперактивных детей

Наш невролог в поликлинике сказал, что «Зайчонок» идет как доп.средство при синдроме дефицита внимания. Доча пропивает курс раза три в год по полные 2 недели, помогает неплохо в составе комплексной терапии. В сиропчике есть магний (он снижает возбудимость нейронов, слова невролога) и экстракты успокаивающих трав. А родителям с гиперактивными детками которые не могут усвоить учебный материал, например, советую: не теряйте время, вовремя обращайтесь к специалисту, он пропишет необходимые перпараты.

Сейчас этот диагноз очень популярен у педиатров, его приписывают уже грудничкам, которые активно двигаются, но ведь это признак наоборот здорового хорошо развивающегося ребенка. Очень подробно про данный диагноз описано здесь