Гиперкинетическое расстройство поведения. Диагноз расстройства поведения у детей

Многие варианты поведения детей или подростков вызывают озабоченность со стороны родителей или других взрослых. Нарушение поведения или отдельные поступки становятся клинически значимыми, если они часто повторяются или наблюдаются постоянно и являются неадекватными (например, нарушают эмоциональное созревание или социальную или когнитивную функцию). Выраженные нарушения поведения могут быть классифицированы как психические расстройства (например, вызывающее оппозиционное расстройство или кондуктивные расстройства). Распространенность может варьировать в зависимости от того, как поведенческие нарушения определяются и расцениваются.

Обследование

Диагностика включает многоэтапную оценку поведения. Проблемы, возникающие у детей первых лет жизни, обычно касаются таких функций, как прием пищи, испражнение, сон, в то время как у более старших детей и подростков в основном отмечаются проблемы в сфере межличностного общения и поведения (например, уровень активности, непослушание, агрессия).

Идентификация нарушения. Нарушение поведения может проявиться внезапно как единичный эпизод (например, поджог, драка в школе). Более часто признаки появляются постепенно и необходимо собирать информацию в течение некоторого времени. Лучше всего оценивать поведение ребенка в контексте его психического и умственного развития, здоровья в целом, темперамента (например, сложный, беззаботный) и отношений с родителями и другими лицами, окружающими ребенка.

Прямое наблюдение за взаимоотношениями ребенка и родителей во время визита к врачу представляет ценную информацию, включая реакцию родителей на поступки ребенка. Эти наблюдения дополняются, если это возможно, информацией от родственников, учителей, воспитателей и школьных медсестер.

В разговоре с родителями или лицами, ухаживающими за ребенком, можно выяснить обычный распорядок дня ребенка. Родителей просят привести примеры событий, предшествующих и следующих за определенными поступками или вариантами поведения ребенка. Также у родителей выясняют их интерпретацию характерных для того или иного возраста поступков, ожидания от ребенка, уровень родительской заинтересованности в ребенке, наличие поддержки (например, социальной, эмоциональной, финансовой) в выполнении их роли в качестве родителей и характер взаимоотношений с остальными членами семьи.

Интерпретация проблемы. Некоторые «проблемы» представляют неадекватные ожидания родителей (например, что 2-летний ребенок будет сам собирать игрушки без чьей-либо помощи). Родители неправильно понимают некоторые варианты поведения, характерные для определенного возраста, как нарушения (например, вызывающее поведение у 2-летнего ребенка, т.е. ребенок отказывается следовать правилам или требованиям взрослых).

Анамнез со стороны ребенка может включать выяснение наличия факторов, о которых считают, что они повышают вероятность развития поведенческих нарушений, таких как воздействие токсинов, осложнения во время беременности или тяжелое заболевание кого-то из членов семьи. Низкий уровень взаимодействия родителей с ребенком (например, безразличные родители) ведет к последующим проблемам с поведением. Доброжелательные реакции родителей на проблему могутееухудшить(например, родители гиперопекают робкого, не отходящего от них ни на шаг ребенка или идут на поводу у манипулирующего ими ребенка).

У маленьких детей некоторые проблемы развиваются по механизму замкнутого круга, когда негативная реакция родителей на поведение ребенка ведет к отрицательной реакции ребенка, что, в свою очередь, ведет к продолжающейся негативной реакции со стороны родителей. При таком механизме поведения дети чаще реагируют на стресс и эмоциональный дискомфорт упрямством, резкими возражениями, агрессивностью, вспышками раздражения, а не плачем. При наиболее распространенном механизме поведения по типу замкнутого круга родители в ответ на агрессивное и упрямое поведение ребенка ругают его, кричат и могут отшлепать; после этого ребенок еще больше провоцирует родителей, совершая поступки, вызвавшие такую реакцию родителей, а они в ответ на это реагируют сильнее,чем первоначально.

У более старших детей и подростков поведенческие проблемы могут быть проявлением стремления к независимости от родительских правил и надзора. Такие проблемы следует отличать от случайных ошибок в суждениях.

Лечение поведенческих нарушений и проблем у детей

Как только проблема идентифицирована и определена ее этиология, предпочтительно раннее вмешательство, поскольку чем дольше существует проблема, тем сложнее ее скорректировать.

Врач должен убедить родителей, что физически с их ребенком все в порядке (например, что нарушение его поведения не является признаком физического заболевания). Выявив разочарование родителей и указав на распространенность различных поведенческих нарушений, врач часто может снизить чувство вины родителей и облегчить поиск возможных источников проблемы и способов ее лечения. При простых нарушениях часто достаточно обучения родителей, успокаивания их, а также несколько конкретных советов. Родителям также следует напомнить о важности проведения как минимум 15-20 минут в день в доставляющем удовольствие общении с ребенком. Также следует советовать родителям регулярно проводить время без ребенка. При некоторых проблемах, однако, полезно оказывается применять дополнительные методы, чтобы дисциплинировать ребенка и модифицировать его поведение.

Врач может советовать родителям ограничить поиск ребенком самостоятельности, а также его манипулирующее поведение, что позволяет восстановить взаимное уважение в семье. Следует четко определить желаемое, а также недопустимое поведение ребенка. Необходимо установить постоянные правила и ограничения, родители должны постоянно следить за их соблюдением, обеспечивая должное вознаграждение при успешном их выполнении и последствия при несоответствующем им поведении. Положительное подкрепление соответствующего правилам поведения является сильным инструментом, у которого нет отрицательных эффектов. Родители должны попытаться минимизировать гнев, настаивая на соблюдении правил, и повысить позитивные контакты с ребенком («похвалить ребенка, когда он хороший»).

Неэффективные меры наказания могут привести к нарушению поведения. Крик или физическое наказание способны на короткое время контролировать поведение ребенка, однако в конечном итоге могут снизить чувство безопасности ребенка и его самооценку. Угрозы бросить ребенка или отослать его прочь являются травматичными для него.

Хорошим способом повлиять на неприемлемое поведение ребенка является методика «тайм-аут», при которой ребенок должен сидеть в течение короткого промежутка времени в одиночестве в малолюдном скучном месте (угол или комната, кроме спальни ребенка, в которой нет телевизора и игрушек, однако в которой не должно быть темно или страшно). «Тайм-ауты» - это обучающий процесс для ребенка, лучше всего их использовать при одном проступке или небольшом их числе за раз.

Механизм замкнутого круга можно прервать, если родители игнорируют поступки ребенка, которые не мешают окружающим (например, отказ от еды), и отвлекают внимание или временно изолируют ребенка, если его поведение нельзя проигнорировать (публичные истерики, вспышки раздражения).

Если поведение не изменяется в течение 3-4 месяцев, необходимо повторно обследовать такого ребенка, оценив проблему; может быть показана оценка его психического здоровья.

«Тайм-аут»-методика

Этот дисциплинарный метод лучше всего применять, когда ребенок осознает, что его поведение неправильно или неприемлемо; обычно этот метод не применяют у детей младше 2 лет. Следует осторожно пользоваться этой методикой в детском коллективе, например в детском саду, так как это может привести к тому, что ребенок будет чувствовать себя униженным.

Этот метод применяют, когда ребенок знает, что его поведение ведет к «тайм-ауту», но все равно не корректирует его.

Ребенку объясняют причины наказания и говорят идти сидеть на «тайм-аут стуле» или при необходимости отводят туда сами.

Ребенок должен сидеть на стуле по 1 минуте на год жизни (максимум 5 минут).

Если ребенок встает со стула раньше положенного времени, его возвращают на место и засекают время заново. Если ребенок сразу же поднимается со стула, может потребоваться удерживать его (но не на коленях). При этом избегают разговоров с ребенком и контактов глаза в глаза.

Если ребенок остается сидеть на стуле, однако все положенное время не успокаивается, время засекают снова.

Когда время «тайм-аута» истекает, ребенка спрашивают о причине наказания, избегая гнева и раздражения. Если ребенок не может ее назвать, ему коротко напоминают правильную причину.

Вскоре после «тайм-аута» ребенка следует похвалить за хорошее поведение, которого легче достигнуть, если ребенок занимается другим видом деятельности, чем тот, при котором он был наказан.

Использованная литература

  1. Неонатология - А.К. Ткаченко, А.А. Устинович, А.В. Сукало, А.В. Солнцева, Л.В. Грак, Е.К. Хрусталева. 2009
  2. Клиническая неонатология - Хазанов А.И. 2009
  3. Реанимация новорожденных - Каттвинкель Дж. 2007
  4. Неонатология - Р. Рооз, О. Генцель-Боровичени, Г. Прокитте - Практические рекомендации. 2010

Поведенческие и эмоциональные нарушения у детей

В основном, принято считать, что дети подвержены простудам и различным вирусным болезням, хотя психоневрологические нарушения у детей встречаются довольно часто, и доставляют немало проблем как самим пациентам, так и их родителям.

А главное, могут стать фундаментом для дальнейших трудностей и проблем в социальном взаимодействии со сверстниками и взрослыми, в эмоциональном, в интеллектуальном и социальном развитии, причиной школьной «неуспешности», трудностей социальной адаптации.

Так же, как у взрослых больных, детские психоневрологические заболевания диагностируются на основании целого ряда симптомов и признаков, являющихся специфичными для определенных расстройств.

Но следует принимать во внимание, что диагностический процесс у детей бывает значительно более сложный, и некоторые поведенческие формы могут выглядеть, совсем ни как симптомы психических нарушений. Часто это сбивает с толка родителей и дает возможность долгое время «прятать» голову в песок. Этого делать категорически нельзя и очень ОПАСНО!!!

Например, в эту категорию входят странные пищевые привычки, излишняя нервозность, эмоциональность, гиперактивность, агрессия, плаксивость, «полевое» поведение, которые могут быть расценены, как часть нормального развития ребенка.

К нарушениям поведения у детей относят ряд поведенческих диссоциативных расстройств, которые проявляются агрессивными, вызывающими или неадекватными поступками, доходящими до открытого несоблюдения соответствующих возрасту социальных норм.

Типичными признаками патологии могут быть:

– «полевое» поведение, невозможность усидеть на одном месте и сконцентрировать своё внимание;

– чрезмерная драчливость и намеренное хулиганство,

– жестокость к другим людям или животным,

– преднамеренная порча имущества,

– поджоги,

– воровство,

– уходы из дома,

– частые, беспричинные и тяжелые вспышки гнева;

– вызывающие провокационные поступки;

– систематическое непослушание.

Любая из перечисленных категорий при достаточной выраженности является основанием для беспокойства не сама по себе, а как симптом серьезного заболевания.

Виды эмоциональных и поведенческих нарушений у детей

  • Гиперактивное поведение
  • Демонстративное поведение

Такой вид нарушений поведения у детей проявляется намеренным и осознанным несоблюдением общепринятых социальных норм. Девиантные поступки, как правило, направлены в адрес взрослых.

  • Дефицит внимания
  • Протестное поведение

Выделяют три формы данной патологии: негативизм, строптивость и упрямство.

Негативизм – отказ ребенка что-либо делать лишь потому, что его об этом попросили. Чаще всего возникает в результате неправильного воспитания. К характерным проявлениям можно отнести беспричинный плач, дерзость, грубость или, напротив, замкнутость, отчужденность, обидчивость.

Упрямство – стремление добиться своей цели для того, чтобы пойти наперекор родителям, а не удовлетворить реальное желание.

Строптивость – в этом случае протест направлен против норм воспитания и навязываемого образа жизни в целом, а не на руководящего взрослого.

  • Агрессивное поведение

Под агрессивным поведением понимают целенаправленные действия разрушительного характера, противоречащие нормам и правилам, принятым в социуме. Ребенок вызывает у окружающих психологический дискомфорт, причиняет физический ущерб живым и неживым объектам и т. д.

  • Инфантильное поведение

В поступках инфантильных детей прослеживаются черты, характерные более раннему возрасту или предшествующему этапу развития. При соответствующем уровне физических способностей ребенок отличается незрелостью интегративных личностных образований.

  • Конформное поведение

Конформное поведение проявляется полным подчинением внешним условиям. Его основой обычно служит непроизвольное подражание, высокая внушаемость.

  • Симптоматическое поведение (страхи, тики, психосоматика, логоневроз, запинки в речи)

В этом случае нарушение поведения у детей является своеобразным сигналом того, что сложившаяся ситуация больше невыносима для неокрепшей психики. Пример: рвота или тошнота как реакция на стресс.

Всегда очень сложно диагностировать нарушения у детей.

Но, если признаки удается своевременно распознать и вовремя обратиться к специалисту, а лечение и коррекцию начать без промедления, то тяжелых проявлений болезни можно избежать , или же, они могут быть минимизированы.

Нужно помнить, что детские психоневрологические расстройства не проходят бесследно, они оставляют свой негативный след на развитии и социальных возможностях маленького человечка.

Но если профессиональная нейропсихологическая помощь оказана своевременно, многие заболевания детской психики излечиваются в полной мере, а к некоторым можно УСПЕШНО ПРИСПОСОБИТЬСЯ и комфортно ощущать себя в обществе.

В основном, специалисты диагностируют у детей такие проблемы, как СДВГ, тики, при которых у ребенка наблюдаются непроизвольные движения, или вокализации, если ребенку свойственно произносить звуки, не имеющие смысла. В детском возрасте могут наблюдаться тревожные расстройства, различные страхи.

При поведенческих расстройствах детьми игнорируются любые правила, они демонстрируют агрессивное поведение. В списке часто встречающихся заболеваний нарушения, имеющие отношение к расстройству мышления.

Часто неврологи и нейропсихологи применяют обозначение «пограничные расстройства психики» у детей. Это значит, что имеет место состояние, которое является промежуточным звеном между отклонением и нормой. Поэтому особенно важно вовремя начать коррекцию и быстрее приблизиться к норме, чтобы в последствие не ликвидировать пробелы в интеллектуальном, речевом и социальном развитии.

Причины возникновения психических детских нарушений различны. Нередко они обусловлены наследственным фактором, болезнями, травматическими поражениями.

Поэтому родители должны ориентироваться на комплексные коррекционные методики.

Значительная роль в коррекции поведенческих нарушений отведена психотерапевтическим, нейропсихологическим и коррекционным методам.

Нейропсихолог помогает ребенку справиться с нарушением, выбирая для этого специальные стратегии и программы.

Коррекция нарушений поведения у детей в НейроЛогопедическом центре «Выше радуги»:

Этот метод позволяет ребенку безмедикаментозно преодолеть трудности поведения, развития или общения!!! Нейропсихологическая коррекция оказывает терапевтическое воздействие на организм - улучшает эмоциональное и физическое состояние, повышает самооценку и уверенность в себе, раскрывает внутренние резервы и способности, развивает дополнительные скрытые возможности головного мозга.

В нашем центре в программу нейропсихологической коррекции интегрировано самое новейшее Инновационное оборудование и методики для достижения наибольшего и скорейшего результата, а также для того, чтобы была возможность проводить нейропсихологическую коррекцию даже в самых тяжелых случаях. Образовательные и коррекционные симуляторы мотивируют к работе даже самых маленьких, детей с гиперактивностью, агрессией, тиками, «полевым» поведением, синдромом Аспергера и тд.

Специалисты не имеющие в своем арсенале интерактивное и инновационное оборудование не в состоянии проводить качественную и результативную нейрокоррекционные занятия со сложными детьми.

Итак, в НейроЛогопедическом центре «Выше радуги» в нейропсихологическую коррекцию по усмотрению (в зависимости от целей и задач индивидуальной программы) методиста и диагноста интегрируется огромное количество образовательного оборудования.

Форма проведения занятий индивидуальная.

В результате составляется профиль трудностей ребенка, на основе которого разрабатывается нейропсихологическая программа коррекции.

  1. . Мозжечок - один из отделов головного мозга - отвечает за реализацию множества функций в организме человека, в том числе, за координацию движений, регуляцию равновесия и мышечного тонуса, а также за развитие когнитивных функций. Мозжечок – диспетчер нашего мозга. Он связан со всеми частями мозга и перерабатывает всю информацию от органов чувств, которая поступает в мозг. На основе этой информации мозжечок проводит коррекцию движений и поведения. Нейропсихологи установили, что у всех детей с нарушениями развития и поведения эта система работает неправильно. Именно поэтому дети тяжело усваивают навыки, не могут регулировать свое поведение, плохо говорят, с трудом учатся читать и писать. Но функцию мозжечка теперь можно тренировать.

Программа мозжечковой стимуляции нормализует работу ствола мозга и мозжечка. Методика улучшает:

  • Поведение;
  • Взаимодействие и социальные навыки;
  • все виды памяти
  • координацию движений, баланс, походку, ощущение собственного тела

Проявление поведенческих нарушений нередко обусловлено различными нарушениями в работе мозжечка. Именно поэтому стимуляция, направленная на нормализацию функционирования лимбической системы, мозжечка и ствола мозга, помогает ускорить развитие речи, улучшить концентрацию внимания, нормализовать поведение и, как следствие, решить проблемы с успеваемостью в школе.

Широко используется система тренировок на балансировочной доске Learning Breakthrough («прорыв в обучении») разработчик программы Френк Бильгоу. Серия реабилитационных методик, направленных на стимуляцию работы ствола головного мозга и мозжечка.

Результаты достаточно быстро проявляются в улучшении поведения, внимания, речи ребенка, успехах в учебе. Мозжечковая стимуляция значительно повышает эффективность любых коррекционных занятий.

3. Нейропсихологическая коррекция с интегрированной программой сенсорной интеграции и антигравитации.

СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ – это естественный, неврологический процесс развития человека, который начинается в утробе и продолжается всю жизнь. Важно отметить, что наиболее благоприятное время для развития – это первые семь лет жизни.

СЕНСОРНАЯ ОБРАБОТКА – это процесс, в ходе которого мозг получает сенсорную информацию, обрабатывает ее и использует по назначению.
Если говорить об обычном процессе сенсорной обработки, продуктивном, естественном с «адаптивным ответом», то происходит следующее:
Наша нервная система воспринимает сенсорную информацию
Мозг организует и обрабатывает ее
Затем дает нам возможность использовать ее согласно нашего окружения, чтобы достичь «все больше комплексных, направленных действий»

Нам нужно развивать способность сенсорной обработки для:
Социального взаимодействия
П
оведенческих навыков
Развития моторных навыков
Умения концентрироваться,

Это система физических упражнений и особых телесноориентированных игр, направленных на развитие сенсомоторной интеграции – способности мозга объединять и обрабатывать информацию, поступающую от органов чувств.

Эти занятия полезны всем детям, так как сенсомоторная интеграция – это обязательный этап психического развития каждого ребенка.

Формирование сенсомоторной интеграции начинается еще во внутриутробном периоде жизни на основе трех базисных систем: вестибулярной, проприоцептивной и тактильной.

Очень часто дети испытывают дефицит целенаправленной «правильной» двигательной активности, поэтому их мозг не получает достаточной информации, малыши «не чувствуют» собственное тело в пространстве. Процесс формирования сенсомоторной интеграции нарушается. Это мешает развитию высших психических функций (мышлению, вниманию, восприятию, памяти, речи и тд.).















4. интегрированная в программу сенсорной интеграции обеспечивает развитие чувства ритма и чувства времени, которые необходимы для успешного чтения, письма и других видов учебной деятельности. Эти занятия – многоуровневая стимуляция всех сенсорных систем, участвующих в формировании речи, чтения и письма. У многих детей, имеющих поведенческие проблемы, учебные затруднения, есть трудности с удержанием равновесия, проблемы с координацией движений и сенсорной интеграцией (обработкой мозгом информации от всех органов чувств).

Хотя эти трудности не всегда заметны, нарушения базовых функций мешают мозгу осваивать более сложные «продвинутые» виды деятельности, такие как речь, чтение, письмо. Мозг вынужден тратить слишком много сил времени и энергии на контроль положения тела и регуляцию простых движений.

Взаимодействие с ритмичной музыкой стимулирует развитие чувства ритма, внимания, стрессоустойчивости, способности организовывать свои мысли и движения во времени. Все эти способности развиваются благодаря тому, что в процессе коррекции обеспечивается стимуляция, улучшающая качество функционирования головного мозга и качество его связей с телом.

5. назначается детям с различными нарушениями развития: поведенческими, задержками речи и общего развития, ДЦП, ЗПР, гиперактивность, нарушения внимания, нарушение развития школьных навыков.

Умение контролировать положение своего тела в пространстве является фундаментом для овладения всеми видами учебной деятельности.
У всех детей, имеющих нарушения в развитии есть трудности в этой области. Программа Timocco обеспечивает визуальную обратную связь, на основе которой ребенок быстрее учится управлять своим телом, выполняя все более сложные последовательности движений.

6. Высокотехнологичная развивающая методика, созданная компанией для преодоления нарушений речи, внимания и поведения, связанных с расчетом времени и планированием движений, с развитием чувства ритма и времени.

Занятия с интерактивным метрономом назначаются детям с проблемами поведения и развития, СДВГ, нарушениями аутистического спектра (ранний детский аутизм), задержкой психического развития, ДЦП, нарушениями темпа речи, детям после черепно-мозговых травм, повреждений спинного мозга, заиканием, тиками, синдромом навязчивых состояний, нарушением координации движений.

Детям часто очень трудно концентрироваться, запоминать и выполнять инструкции, состоящие из нескольких частей, выполнять всё до конца, не отвлекаться и не «перескакивать». Такие проблемы связаны с чувством времени и чувством ритма. Это основа для овладения любыми учебными навыками, в том числе чтением, письмом и счетом, решением задач.

Интерактивный метроном стимулирует мозговую активность, которая необходима для обработки сенсорной информации, поступающей извне. Это способствует развитию способности планировать свою деятельность, стабилизирует поведенческие реакции.

7. . Для нас это не просто яркий спецэффект и весёлая игра, в первую очередь это важный инструмент в руках специалиста, который помогает реализовывать важные цели и задачи при обучении и коррекции:

  1. развитие мелкой моторики и устранение непроизвольных движений (гиперкинезов);
  2. улучшение рисунка ходьбы;
  3. развитие и закрепление правильной осанки;
  4. улучшение общей подвижности;
  5. развитие ощущения собственного тела в пространстве;
  6. обучение способности слушать и концентрировать внимание;
  7. развитие мотивации;
  8. открытие способности к импровизации и творческой активности;
  9. развитие навыков общения;
  10. развитие настойчивости в достижении цели

8. - наиболее естественная и эффективная форма работы с детьми, терапия в процессе игры. Этот психотерапевтический подход применяется для того, чтобы помочь детям проработать их психологические проблемы и эмоционально травмирующие переживания или преодолеть поведенческие проблемы и сложности развития. В процессе терапии ребенок начинает лучше понимать свои чувства, развивается способность к принятию собственных решений, повышается самооценка, коммуникативные навыки.

Специалист в игровой форме решает поведенческие и эмоциональные проблемы ребёнка:

– агрессию;

– замкнутость;

– тревожность;

Школьную дезаптацию, отсутствие мотивации к обучению;

Кризис трёх лет;

Подростковый кризис;

Трудности в общении с родителями и учителями;

Попытки суицида;

Воровство;

Стрессовые ситуации (смерть родителей, развод, смена школы, сада);

Конфликты между детьми в семье;

Ревность к другим детям в семье и другим членам семьи;

В своей работе психолог применяет различные подходы и методы:

Элементы сказкотерапии;

Элементы песко и глинотерапии;

Элементы акваанимации;

Элементы психодрамы;

Элементы арт-терапии;
9. Психолого-коммуникативные занятия.

Цель развития коммуникативных навыков – это развитие коммуникативной компетентности, направленности на сверстника, расширение и обогащение опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками. В нашу программу развития коммуникативных навыков мы включаем - умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию, умение решать конфликтные ситуации; умение пользоваться речью; знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

К нарушениям поведения у детей относят ряд поведенческих диссоциативных расстройств, которые проявляются агрессивными или вызывающими поступками, доходящими до открытого несоблюдения соответствующих возрасту социальных норм. Типичными признаками патологии могут быть чрезмерная драчливость, хулиганство, жестокость к другим людям или животным, преднамеренная порча имущества, поджоги, воровство, обман, прогулы занятий и уходы из дома, частые и тяжелые вспышки гнева, вызывающие провокационные поступки, систематическое непослушание. Любая из перечисленных категорий при достаточной выраженности является основанием для постановки диагноза, чего нельзя сказать об изолированных актах.

Причины нарушений поведения у детей

Основными причинами нарушений поведения у детей являются:

  1. Борьба за место под солнцем. Таким способом ребенок пытается завоевать тепло и внимание родителей. На практике же непослушание чада чаще всего провоцирует раздражение и скандалы, что еще больше усугубляет ситуацию;
  2. Попытка самоутвердиться. Необходимость в признании собственной личности возникает у детей на фоне чрезмерного давления и опеки со стороны взрослых. Строптивое поведение и упрямство в данном случае приходят на помощь в поиске возможности жить по собственным правилам;
  3. Жажда мести. Нередко дети начинают делать все вопреки требованиям старших в попытках восстановить справедливость. Вместо того чтобы обижаться на малыша, задумайтесь, что заставило его так поступить с вами. Возможно, вы обидели его или постоянно относитесь к нему предвзято;
  4. Утрата веры в личный успех. Сомнения в собственных силах тоже могут спровоцировать у ребенка плохое поведение. Не стоит возлагать на чадо слишком высокие ожидания и предъявлять претензии – сейчас важно организовать совместную деятельность, ведь самостоятельно выбраться из тупиковой ситуации ему не под силу. Постарайтесь не допускать критики в адрес малыша и поощряйте его даже за самые пустяковые достижения.

Виды нарушений поведения у детей

  • Гиперактивное поведение (синдром дефицита внимания)

Такие ребятишки испытывают повышенную потребность в постоянном движении. Блокировка активности жесткими правилами поведения приводит к нарастанию мышечного напряжения и резкому ухудшению внимания, вследствие чего возникает сильное утомление и падает работоспособность. За этими реакциями всегда следует эмоциональная разрядка, проявляющаяся неконтролируемым двигательным беспокойством и выраженной расторможенностью.

  • Демонстративное поведение

Такой вид нарушений поведения у детей проявляется намеренным и осознанным несоблюдением общепринятых социальных норм. Девиантные поступки, как правило, направлены в адрес взрослых.

  • Протестное поведение

Выделяют три формы данной патологии: негативизм, строптивость и упрямство.

Негативизм – отказ ребенка что-либо делать лишь потому, что его об этом попросили. Чаще всего возникает в результате неправильного воспитания. К характерным проявлениям можно отнести беспричинный плач, дерзость, грубость или, напротив, замкнутость, отчужденность, обидчивость.

Упрямство – стремление добиться своей цели для того, чтобы пойти наперекор родителям, а не удовлетворить реальное желание.

Строптивость – в этом случае протест направлен против норм воспитания и навязываемого образа жизни в целом, а не на руководящего взрослого.

  • Агрессивное поведение

Под агрессивным поведением понимают целенаправленные действия разрушительного характера, противоречащие нормам и правилам, принятым в социуме. Ребенок вызывает у окружающих психологический дискомфорт, причиняет физический ущерб живым и неживым объектам и т. д.

  • Инфантильное поведение

В поступках инфантильных детей прослеживаются черты, характерные более раннему возрасту или предшествующему этапу развития. При соответствующем уровне физических способностей ребенок отличается незрелостью интегративных личностных образований.

  • Конформное поведение

Конформное поведение проявляется полным подчинением внешним условиям и требованиям окружающих. Его основой обычно служит непроизвольное подражание, легкое заражение идеей, высокая внушаемость.

  • Симптоматическое поведение

В этом случае нарушение поведения у детей является своеобразным сигналом того, что сложившаяся ситуация больше невыносима для неокрепшей психики. Пример: рвота или тошнота в ответ на неприятную, болезненную обстановку внутри семьи.

Коррекция нарушений поведения у детей

Важным аспектом коррекции нарушений поведения у детей является введение новых видов деятельности, а именно:

  1. Арттерапия. Искусство, способствуя гармоничному формированию всех компонентов личности, развивает эмоции и чувства ребенка, помогает переосмыслить ценности и изменить поведение. Интерес окружающих к результатам деятельности малыша повышает его самооценку и степень самопринятия;
  2. Музыкотерапия. Музыка помогает уравновесить деятельность нервной системы, растормошить заторможенных и умерить чересчур возбужденных детей. Для психокоррекционной работы предпочтительно использовать запись звуков природы;
  3. Библиотерапия. Специально подобранные литературные произведения (рассказы, басни, былины, сказки) воспринимаются детьми не как вымысел, а как отдельная существующая реальность. В процессе чтения или прослушивания книг ребенок неосознанно учится понимать и распознавать мотивы, поступки и чувства героев, а также получает представление о возможных вариантах поведения в тех или иных ситуациях;
  4. Игра. В процессе игры дети исследуют системы социальных отношений, правил и норм поведения – в смоделированных условиях они представлены в близкой наглядно-действительной форме. Такая деятельность позволяет ребенку приобрести опыт партнерских отношений, сотрудничества и кооперации, способствует развитию произвольной регуляции поведения, основанной на подчинении определенному своду правил.
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида № 4»

Поведенческие расстройства у детей

с нарушением интеллекта

Подготовила: социальный педагог школы №4

г. Осинники


С О Д Е Р Ж А Н И Е

Введение стр. 1
1. Виды поведенческих расстройств. стр.2-4
2. Механизм возникновения нарушений у детей и стр 4

подростков с нарушением интеллекта.

ВВЕДЕНИЕ


Социальная адаптация детей и подростков с интеллектуальным недоразвитием практически всегда определяется не только глубиной психического недоразвития, но и их особенностями поведения.

Расстройством поведения считается поведение, обращаюшее на себя внимание нарушением норм, несоответствием получаемым советам и рекомендациям и отличающиеся от поведения тех, кто укладывается в нормативные требования семьи , школы, общества. Поведение же, характеризующееся отклонением от принятых нравственных норм, квалифицируется как девиантное.

Девиантное поведение определяется как такой ведущий к углублению средовой дезадаптации стереотип поведенческого реагирования, который связан с нарушениями, соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для макросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп.

Эти определения могут быть приняты и для оценки отклонений поведения детей и подростков с недоразвитием интеллекта.

Диагноз нарушений поведения обычно основывается на чрезмерной драчливости и хулиганства, жестокости в отношении других людей, в отношении животных, а также на совершении противоправных поступков: поджогах, воровстве, лживости, прогулах в школе и уходах из дома, постоянном непослушании.

1. ВИДЫ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ


Побеги из интерната и бродяжничество выявляются в 4% от всей популяции детей с умственным недоразвитием. Среди выпускников коррекционной школы их 16,2%, а среди направленных в психиатрическую больницу уже 70% детей и подростков с побегами. Большая часть из убегающих детей- мальчики. Первые побеги происходят в страхе наказания или как реакция протеста против чрезмерных требований, из-за жестокого обращения, расправ со стороны товарищей. Уходы являются выражением истинной дромомании. Им часто предшествуют внезапно изменившееся настроение (скука, тоска), возникает немотивированная тяга к перемене обстановки. Эти побеги могут сочетаться с дисфобиями, расстройствами влечений (сексуальностью, пьянством). Дети с нарушением интеллектуального развития начинают убегать из школы-интерната чаще, чем их, нормально развиваюшиеся, сверстники. Уходы их необдуманны, не планируются, не готовятся, нередко совершаются под давлением сверстников. Они ночуют в подвалах, на чердаках, на вокзалах, а не у знакомых и родственников. Подвергают себя опасности, не способны обеспечить себя едой , без достаточных оснований доверяются незнакомым людям.
1.2. Агрессия.
Агрессия к родителям, воспитателям, учителям, сверстникам детей с интеллектуальным недоразвитием, как правило, необычно жестока, нападения или драки совершаются без достаточного внимания опасных последствий, наносимых повреждений. Наряду с физической агрессией нередко отмечается и вербальная агрессия. Такое поведение характерно для 2.5% учеников выпускного класса коррекционной школы. Часто их агрессивное поведение - прямое повторение того, что они сами испытывали от других людей. Упрочению этого поведения способствует негативный пример родителей, старших ребят в школе.

1.3. Аутоагрессия.

Аутоагрессия возникает, как правило, в ответ на обиды, наказания и другие конфликты со взрослыми или старшими детьми. Дети бьют себя по голове, царапают лицо и тело, наносят на кожу порезы, рвут волосы. В дальнейшем эти действия повторяются при любых встретившихся трудностях. Аутоагрессия чаще наблюдается у девочек, чем у мальчиков .

1.4. Повышенная аффективная возбудимость.


Встречается у 11,8 % всех детей с интеллектуальным нарушением и обычно сочетается с проявлением общей психомоторной расторможенностью. Часто возникающие, по незначительному поводу или без видимой причины, вспышки аффекта проявляются разрушительными действиями, грубостью, необдуманными поступками. Аффективные разряды у детей нередко предшествуют их агрессивности. Обычно с возрастом число ребят с этим нарушением поведения не увеличивается.

1.5. Грубость.


Грубость, как правило, возникающая на фоне аффективной неустойчивости, раздражительности, выражается в дерзких, оскорбительных и иногда нецензурных ответах старшим на их справедливые замечания или просьбы. Нередко это стереотипные примитивные штампы, часто повторяемых ругательств, которые воспринимаются каждый раз в состоянии раздражения , разочарования. Чаще проявляют грубость старшие дети и подростки.

1.6. Недисциплинированность.


Проявляется либо непослушанием, упрямством, либо постоянным отказом от выполнения любых поручений, просьб, нежеланием обслуживать себя.

1.7. Отказ от обучения.


Первоначально детьми не выполняются домашние, школьные задания, затем проявляется потребность избежать, под благовидным предлогом, посещения уроков, а в дальнейшем полное игнорирование школьных занятий. В старшем возрасте такое поведение распространено больше. Среди детей, отказывающихся от посещения школы, преобладают мальчики.
1.8. Параустическое поведение.
Характерная особенность этого состояния - снижение активности, отсутствие побуждений даже к элементарным видам деятельности, потеря контактов, пассивный протест, сопровождающийся гримасами. Отсутствие эмоциональных реакций сочетается с эпизодически развязным и дурашливым поведением. Развивается это состояние у детей, имеющих эмоциональную и коммуникативную недостаточность. Этот синдром снижает возможности приобретения знания, увеличивает речевую недостаточность.
1.9. Дисфорическое расстройство поведения.
Дисфорическое расстройство поведения характеризуется почти постоянным эмоциональным напряжением с нарастающей раздражительностью, тревожным беспокойством, капризной плаксивостью или хмурым недовольством. Замечания, несогласия, требования взрослых или конфликты с детьми могут привести к разрядке накапливающегося напряжения в форме бурных аффективных вспышек с разрушительными действиями и агрессией.

1.10. Неустойчивое расстройство поведения.


Отмечается отсутствием устойчивых мотивов поведения, повышенной внушаемостью, выраженной зависимостью настроения от внешних влияний. Отсутствие самостоятельности и инициативы, повышенная внушаемость приводят к бродяжничеству, алкоголизации, воровству, раннему началу половой жизни, возникающим, главным образом, по механизму имитации.

2. МЕХАНИЗМ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАРУШЕНИЙ

ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С

НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.

Происхождение нарушенного поведения у разных детей с отклонениями в развитии интеллекта различно. При одной из форм олигофрении нарушения поведения определяются недоразвитием познавательной деятельности, при ней изменения поведения возникают только в той ситуации, которая ребенку с отклонениями в развитии непонятна полностью. При другой форме олигофрении нарушения поведения тесно связаны с имеющимся грубым недоразвитием всей личности. Из-за замедленного развития психики при формировании поведения усиливается роль влечений.

Большое значение в оформлении типа отклоняющегося поведения придают социальной среде, внушениям, угрозам, имитации поступков окружающих лиц и, в конечном итоге, особенностям социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Нарушение поведения, по своему происхождению, обуславливается интеллектуальной неполноценностью, отклонениями в развитии личности и особенностям ее реагирования.

Психопаты. Достоверный рассказ о людях без жалости, без совести, без раскаяния Кил Кент А.

Диагноз расстройства поведения у детей

Расстройства личности – это по определению постоянные модели мышления, переживания и поведения, сравнительно стабильные в течение длительного времени. У детей и подростков симптомы личностных расстройств должны присутствовать в течение значительного периода (как правило, более шести месяцев), а не просто быть реакцией на социальное окружение. Руководство по диагностике и статистике психических расстройств (DSM-IV-TR) Американской психиатрической ассоциации использует такие термины, как «расстройство поведения» и «оппозиционно-вызывающее расстройство», для описания детей и подростков с серьезными деструктивными проблемами поведения. Симптомы этих расстройств по DSM-IV-TR перечислены во вставке 3.

ВСТАВКА 3

Расстройство поведения и оппозиционно-вызывающее расстройство основаны на следующих критериях:

РАССТРОЙСТВО ПОВЕДЕНИЯ

А. Повторяющаяся и устойчивая схема поведения, при которой нарушаются базовые права других людей или основные для данного возраста нормы и правила поведения, при этом три (или более) следующих критерия наблюдались в последние 12 месяцев и не менее одного критерия наблюдается в последние 6 месяцев:

Агрессия по отношению к людям и животным

1) ребенок часто третирует, запугивает окружающих или угрожает им

2) часто провоцирует драки

3) применяет орудия, способные причинить серьезный физический ущерб (например, бейсбольную биту, камень, разбитую бутылку, нож, пистолет)

4) проявляет физическую жестокость к людям

5) проявляет физическую жестокость к животным

6) совершает хищения при личном контакте с жертвой (то есть занимался грабежами или разбоем, вырывал сумки, вымогал деньги)

7) принуждает кого-либо к сексу

Вандализм

8) сознательно участвует в поджоге с намерением причинить серьезный ущерб

9) сознательно уничтожает чужую собственность (помимо поджогов)

Обман или кража

10) влезает в чужие дома или машины

11) часто лжет ради получения вещей или услуг либо ради избежания ответственности (то есть манипулирует другими)

12) ворует сравнительно дорогие вещи без личного контакта с жертвой (например, кража из магазина, но без взлома; подделка)

Серьезные правонарушения

13) часто допоздна оставался на улице, несмотря на родительский запрет, начиная с возраста младше 13 лет

14) ночевал вне дома не менее двух раз, когда жил с родителями или в приемной семье (или один раз, но несколько ночей)

15) часто прогуливал школу в возрасте до 13 лет

Б. Расстройство поведения приводит к клинически значимым нарушениям социального, учебного или профессионального функционирования.

В. Если индивиду 18 и более лет, к нему неприменимы критерии антисоциального расстройства личности.

Код расстройства в зависимости от возраста начала

312.81 Расстройство поведения, начало в детском возрасте: не менее одного критерия, характерного для расстройства поведения, проявляется в возрасте до 10 лет

312.82 Расстройство поведения, начало в подростковом возрасте: какие-либо критерии, характерные для расстройства поведения, отсутствуют до возраста 10 лет

312.83 Расстройство поведения, начало не определено: возраст начала неизвестен

Тяжесть расстройства

Слабое: поведенческие проблемы сверх тех, которые требуются для установления диагноза, малочисленны либо отсутствуют; поведенческие проблемы причиняют лишь мелкий вред другим (то есть ложь, прогулы, пребывание на улице допоздна без разрешения)

Умеренное: количество поведенческих проблем и их воздействие на окружающих варьируется между слабым и тяжелым (то есть кража без личного контакта с жертвой, вандализм)

Тяжелое: множество поведенческих проблем сверх тех, которые требуются для установления диагноза, либо поведенческие проблемы причиняют значительный вред окружающим (то есть изнасилование, физическая жестокость, применение оружия, грабеж, взлом с проникновением)

ОППОЗИЦИОННО-ВЫЗЫВАЮЩЕЕ РАССТРОЙСТВО

А. Схема негативистского, враждебного и вызывающего поведения, продолжающаяся не менее 6 месяцев, в течение которых наблюдаются четыре (и более) следующих критериев:

1) ребенок часто выходит из себя

2) часто спорит со взрослыми

3) часто ведет себя вызывающе или отказывается выполнять указания взрослых и установленные ими правила

4) часто намеренно раздражает окружающих

5) часто упрекает других в собственных проступках и ошибках

6) часто обидчив и легко раздражается

7) часто злится и возмущается

8) часто злобен или мстителен

Примечание : ребенок соответствует критерию только в том случае, если данное поведение встречается чаще, чем обычно у детей и подростков аналогичного возраста и уровня развития.

Б. Поведенческие проблемы приводят к клинически значимым нарушениям социального, учебного или профессионального функционирования.

В. Поведение наблюдается не исключительно при психозе или аффективном расстройстве.

Г. Пациент не соответствует критериям расстройства поведения или, если пациенту 18 и более лет, критерии антисоциального расстройства личности неприменимы.

Впервые действующее определение расстройства поведения было включено в DSM-III, и с тех пор критерии расстройства существенно варьировались. Сначала расстройство поведения определялось как тенденции поведения, при которых нарушаются права других лиц, в том числе проявляется физическая агрессия в отношении людей и вещей. На DSM-III значительно повлияла бихевиористская теория, и в силу этого воздействие окружающей среды приобрело большую роль в определении двух подтипов: социализированного и несоциализированного.

К несоциализированному типу относятся дети, неспособные к привязанности, эмпатии, социальным и романтическим связям с окружающими обычной степени и качества. Социализированный тип, напротив, может испытывать обычную привязанность к другим лицам, но все равно постоянно попадает в неприятности. В основе этого разделения лежит учет всех симптомов проблемных детей и так называемый факторный анализ, который статистически разводит симптомы по двум категориям.

В DSM-IV отказались от разграничения между несоциализированным и социализированным подтипами. Сейчас несоциализированная группа – это группа начала в раннем возрасте . Слабый родительский контроль также стал играть важную роль в оценке расстройства поведения. Исследования показывают, что для детей и подростков с серьезными межличностными проблемами в раннем возрасте, а также другими психологическими факторами риска (то есть плохими родителями) характерны более стабильные антисоциальные черты в зрелости.

DSM-IV перечисляет четыре общие категории расстройства поведения: агрессия по отношению к людям и животным, вандализм, лживость и воровство, серьезное нарушение правил. Чтобы поставить данный диагноз ребенку или подростку, у него должны наблюдаться не менее трех из пятнадцати симптомов в течение как минимум 12 месяцев.

Рассматривая известные нам факты жизни Брайана и Эрика, мы видим, что Брайан и Эрик соответствуют критериям тяжелого расстройства поведения с началом в детском возрасте. А так как они соответствуют критериям этого более тяжелого расстройства, психологи не поставят им более мягкий диагноз оппозиционно-вызывающего расстройства (даже если они отвечают всем критериям).

Что означает диагноз «расстройство поведения»? Станет ли пациент психопатом, когда вырастет? Что ж, на самом деле все не так уж однозначно. Диагноз «расстройство поведения» основан исключительно на наблюдаемом поведении; он не оценивает эмоциональные, межличностные и аффективные черты, связанные с психопатией. Фактически в диагнозе «расстройство» поведения по DSM-IV не упоминаются отсутствие эмпатии, вины и раскаяния или скудость эмоций. Многие ученые полагают, что невключение в диагноз таких черт, как бессердечие и безразличие , значительно ограничивает его полезность. Есть и другая критика диагноза «расстройство поведения». Почти у 80 процентов детей, получивших такой диагноз, не развивается личностное расстройство или психопатия в зрелом возрасте. То есть можно предположить, что расстройство поведения на самом деле не расстройство. Иными словами, диагноз не позволяет предсказать, какие дети будут всю последующую жизнь испытывать личностные проблемы и у каких проявится антисоциальное поведение или психопатия.

Пожалуй, наиболее резко данный диагноз критикует бывший президент Американской психологической ассоциации, директор клиники детского поведения Йельского университета и автор более чем семисот статей в рецензируемых журналах и сорока книг доктора Алана Каздина. Доктор Каздин заметил, что существует 32 647 комбинаций симптомов, которые могут наблюдаться у ребенка или подростка, позволяя поставить ему диагноз «расстройство поведения»{52}. Фактически симптомы расстройства не зависят друг от друга; иными словами, есть более 32 тысяч разных типов детей с расстройством поведения. Это настоящий кошмар клинического психолога. Диагноз не обладает чувствительностью и специфичностью. С такими критериями его можно поставить огромному количеству очень разных детей. И он не позволяет сделать никаких выводов. Это не более чем сборная солянка из симптомов с весьма малой практической применимостью.

В рамках исправительных учреждений для несовершеннолетних, где я проводил исследования, врачи зачастую даже не оценивают их на расстройство поведения, поскольку практически любой подросток, юноша соответствует критериям. Диагноз просто не помогает отличить одних несовершеннолетних заключенных от других. Таким образом, у него много тех же недостатков, что и у диагноза «антисоциальное расстройство личности» у взрослых (который мы рассматривали в главе 2).

Но эта картина начинает меняться. Примерно последние двадцать лет ряд ученых упорно разрабатывали способы оценки и измерения черт бессердечия и безразличия у детей и подростков. Психологи считают, что рассмотрение этих двух качеств в дополнение к чертам антисоциальности и импульсивности у детей и подростков поможет установить тех, кто относится к группе самого высокого риска сформироваться в настоящего взрослого психопата.

Из книги Моральное животное автора Райт Роберт

Диагноз Дарвина Дарвин видел всё это. Он не знал ничего про гены, но он, конечно, знал о концепции наследственности и был учёным-материалистом; он не думал, что необходимы какие-то нефизические силы, чтобы объяснить человеческое поведение или что-то ещё в естественном мире.

Из книги Беседы о новой иммунологии автора Петров Рэм Викторович

Прежде чем лечить, нужно поставить диагноз. - Как же лечить иммунодефициты? - Для этого сначала необходимо точно выяснить, какое звено иммунной машины дефектно. - А как это узнать? - Для постановки точного диагноза разработаны специальные методы

Из книги Диагностика и коррекция отклоняющегося поведения у собак автора Никольская Анастасия Всеволодовна

1.1. Сравнительный анализ причин и симптомов отклоняющегося поведения у детей и животных Попытки проведения аналогий между онтогенезом человека и высших млекопитающих делались еще Дарвином. Во многих работах (Дарвин, Ладыгина-Котс и др.) получены данные, показывающие

Из книги Геном человека: Энциклопедия, написанная четырьмя буквами автора

3.4. Расстройства настроения в форме депрессий и/или гиперактивности 3.4.1. Гиперактивность Животные с гиперактивностью не способны полностью расслабиться, у них выявляются определенные физиологические изменения: повышается частота сердечных сокращений, частота дыхания

Из книги Геном человека [Энциклопедия, написанная четырьмя буквами] автора Тарантул Вячеслав Залманович

3.5. Характерологические расстройства (возбудимого, истерического, ананкастического, параноического типа) В настоящее время в психиатрии общепринятой точкой зрения является отнесение расстройств этого круга к группе полиэтиологических заболеваний биопсихосоциальной

Из книги Мозг, разум и поведение автора Блум Флойд Э

3.6. Эндогенные психические расстройства Рассматривая эндогенные психические расстройства в контексте данной работы, целесообразно обратиться к описанию шизофрении у детей (Г. Каплан, Б. Сэддок, 2002).Как правило, указывается, что у детей в клинической картине преобладают

Из книги Чувственность и сексуальность автора Бурбо Лиз

4.1.5. Расстройства настроения Животное хорошо понимает задачу, но может переключиться на другую деятельность (гиперактивность), либо отказаться от выполнения (депрессия, недостаточная мотивация). Выполнение задач сопровождается повышенной вокализацией (лай в случае

Из книги Секреты наследственности человека автора Афонькин Сергей Юрьевич

4.1.6. Характерологические расстройства А. Б. Смулевич в своей книге «Психогении и невротические расстройства» (Смулевич А. Б., 1999) пишет, что отграничение психопатий от прогредиентных эндогенных и органических заболеваний, невротических расстройств и постпроцессуальных

Из книги Феномены мозга автора Бехтерев Владимир Михайлович

Из книги автора

ПРАВИЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ - ПОЛОВИНА ЛЕЧЕНИЯ (генная диагностика) Надежда выздороветь - половина выздоровления. Вольтер Знание структуры генома человека дает сегодня медикам дополнительные возможности ставить уверенно и безошибочно диагноз многих тяжелых болезней. Важно,

Из книги автора

История взглядов на расстройства поведения Ранние описанияКак и о большинстве явлений, известных медицине, упоминания об аномальных типах поведения встречаются в Библии, а также у древних греческих и китайских авторов. Все ранние культуры рассматривали нарушения в

Из книги автора

Болезни мозга и расстройства поведения Очень важно, чтобы мы, рассматривая специфические аномалии мозга и их влияние на мышление и поведение, различали понятия «болезнь» и «расстройство». На первый взгляд может показаться, что болезнь - более серьезное состояние по

Из книги автора

Часть 7. Болезни и расстройства Я так часто занимался сексом, что растратил все силы и теперь у меня практически не бывает эрекции. Можно ли это исправить?Возможно, отсутствие эрекции никак не связано с интенсивностью половой жизни, которую вы вели в прошлом. Связь может

Из книги автора

Психические расстройства Мир полон безумцев; если не хочешь на них смотреть, запрись у себя дома и разбей зеркало. Французское изречение - Депрессии и творческая активность - два конца одной палки - Эпилептоидность в роду Достоевских - Гипоманиакальность -

Из книги автора

Влияние внушения на патологические расстройства …Руководясь своими личными наблюдениями, я могу сказать, что гипнотические внушения оказывают решительное влияние на весьма многие нервные расстройства, не обусловленные органическими поражениями, как, напр.,

Из книги автора

Признание действительности за галлюцинаторное переживание как одно из проявлений психического расстройства Под названием «галлюцинаторные воспоминания» могут быть понимаемы те своеобразные болезненные состояния, когда больными в виде галлюцинаций воспроизводятся