Гласные о—е(ё) после шипящих ж, ч, ш, щ. Гласные после -ц- и шипящих: правописание

Гласные после -ц- и шипящих - непростая тема для тех, кто изучает русский язык. В большинстве случаев такие слова пишутся не так, как произносятся. Правописание определяет часть речи и позиция гласного.

Употребление -а-, -у- после шипящих и -ц-

После -ч-, -щ-, -ж-, -ш-, -ц- пишется только -а-, -у- (хотя может слышаться -я-, -ю- ).

Например: чудо, щука, чаща, целое .

Исключениями являются слова жюри, парашют, брошюра. Некоторые лингвисты хотят подстроить правописание этих слов под правило, «влить» их в русский язык. Возможно, в будущем это и произойдет, но пока следует употреблять -ю- .

Также под правило не подпадают иноязычные имена собственные. Их мы пишем согласно произношению: Жюль Верн .

Употребление -и-, -ы- после шипящих и -ц-

Какие следует употреблять гласные после -ц- и шипящих? Правило звучит так: после -ч-, -щ-, -ж-, -ш- пишется только -и- (однако часто произносится [ы]).

Например: жить, машина, чинить, щит.

После -ц- возможны два варианта - -и- или --ы-- . Правописание зависит от того, в какой морфеме находится гласная.

Пишите -ы- :

  • в окончаниях (танцы, отцы, купцы, скворцы );
  • в суффиксах -ын- (курицын, сестрицын, синицын ).

Пишите -и- :

  • в корнях слов (цитата, циркуль, циновка, медицина );
  • в существительных на -ция, -ций (станция, провокация, авиация, квитанция, стронций ).

Запомните исключения из правила с помощью простого предложения: Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул: «Цыц!»

Теперь рассмотрим, когда нужно писать гласные -о-, -е- после шипящих и -ц- .

Употребление -о-, -е- после -ц-

В ударной позиции:

  • [о] передаем как -о- (танцор, цокать, лицо);
  • [э] передаем как -е- (цена, цеце, ценный).

В безударной позиции пишется буква -е- : танцевать, цедить, ситцевый. Исключения: цокотать и производные от него.

Ряд иноязычных слов, в которых пишется -о- : герцог, палаццо, интермеццо, скерцо, цоизит.

Упражнения на -и-/-ы-

Мы рассмотрели первую часть темы «Гласные после шипящих и -ц- ». Слова, приведенные ниже, помогут закрепить пройденный материал. Найдите «непрошеного гостя» с ошибкой.

  1. Цекотуха, герцогиня, цеце, лицо.
  2. Цыган, цыкнуть, революцыя, сестрицын.
  3. Жизнь, цикл, шина, ципленок.
  4. Щюка, чушь, Жюль Верн, жульен.
  5. Чаще, гуще, чащя, шустрый.

Ответ: 1) цокотуха, 2) революция, 3) цыпленок, 4) щука, 5) чаща.

Гласные -о-, -е- в суффиксах и флексиях

Продолжаем исследовать правописание гласных после шипящих и -ц- . Употребление -о-, -е- зависит от части речи и морфемы.

В суффиксах и флексиях существительных и прилагательных:

  • под ударением нужно употреблять -о- (девчонка, парчовый, крючок, ключом, бойцом);
  • в безударной позиции мы пишем -е- (замочек, плюшевый, товарищем, пальцем).

Исключение составляют существительные с суффиксом -ёр : монтёр, стажёр.

  • под ударением употребляем -о- (горячо );
  • в безударном слоге ставим -е- (жгуче ).

Помните, что причастие не имеет флексии, поскольку это неизменяемая часть речи. Здесь -о- и -е- выступают суффиксами.

Гласные -о-, -е- в корне слова

Углубляемся в тему «Гласные после -ц- и шипящих». После -ч-, -щ-, -ж-, -ш- в корне под ударением пишется -ё- , если мы можем подобрать однокоренное слово с -е-.

Например: шёпот - шепчет, дешёвый - дешевле, зачёт - зачесть, шёл - шедший.

Если такое слово нельзя найти, употребляем -о- .

Например: шорох, чокаться, чопорный.

Но на практике это правило использовать сложно. Мы не всегда можем быть уверены, что проверили все родственные слова. Так что нужно просто запоминать правописание.

Гласные в глаголах и отглагольных словах

В окончаниях глаголов возможно употребление -ё- или -е- .

  • В ударной позиции пишется буква -ё- (печёт, течёт, бережёт ).
  • В безударной позиции следует писать -е- (машет , скачет ).

Правило распространяется на отглагольные существительные и причастия.

  • Под ударением употребляем -ё- (ночёвка, тушёнка, вооружённый ).
  • Без ударения - -е- (взвешенный, построенный).

По поводу е/ё мнения лингвистов расходятся. Часто букву ё заменяют в письменной речи на е. Поэтому в данном случае гласные в отглагольных словах - это скорее вопрос правильного произношения.

Обратите внимание! Речовка - неотглагольное существительное с ударной -о- . Ночёвка - отглагольное существительное с ударной -ё- .

Следует отличать слова ожёг (глагол) и ожог (существительное), поджёг (глагол) и поджог (существительное).

Упражнения

В приведенных словах правильно вставлены гласные после -ц- и шипящих. Найдите «чужака» из другого правила.

  1. Ожёг, тушёнка, течёт, шёпот.
  2. Плащовка, девчонка, горячо, сапожок.
  3. Возведенный, плачет, месяцем, шепчет.
  4. Огурцы, Синицын, молодцы, цыц.
  1. Шёпот - существительное, остальные слова - глагол и отглагольные формы.
  2. Горячо - наречие с суффиксом -о-, остальные слова - существительные.
  3. Месяцем - существительное, остальные слова - глагол и отглагольные формы.
  4. Цыц - исключение из правила.

Правильно употребите гласные после -ц- и шипящих.

Ож_г, трущ-_ба, реч_вка, голубц_, взбеш_нный, ш_колад, ш_оссе, теч_т, ц_када, ж_лтый, скач_т, хоч_ет, горош_ек, пальц_ем, солнц_м, огурц_м, сгущ_нка, на ц_почках, дириж_р, ноч-_вка .

Ответ: ожог, трущоба, речовка, голубцы, взбешённый, шоколад, шоссе, течет, цикада, жёлтый, скачет, хочет, горошек, пальцем, солнцем, огурцом, сгущёнка, на цыпочках, дирижёр, ночёвка.

Подберите примеры под орфограммы.

  1. Ударный гласный в суффиксе существительных.
  2. Гласный после шипящих в корне слова.
  3. Безударный гласный в суффиксе наречия.
  4. Гласный после шипящих в причастии.
  5. Безударный гласный после шипящих в глаголе.
  6. И/ы после -ц- - исключение из правила.

Шепчет, реже, больше, цыган, монтажёр, шоссе, встревоженный, шёлк, кольцом, жгуче, на цыпочках, машет, взъерошенный, жёлтый.

  • монтажёр, кольцом;
  • шоссе, шёлк, жёлтый;
  • реже, больше, жгуче;
  • встревоженный, взъерошенный;
  • шепчет, машет;
  • цыган, на цыпочках.

Мы изучили правописание гласных после шипящих и -ц- . В целом, правила не сложные, однако написание требует осмысленного подхода. Два похожих слова часто могут писаться по-разному только из-за ударения или разного происхождения слов.

аканье и...
  • Произношение гласных звуков
    Аканье, иканье и ыканье [о]в [а] (м[а]л[а]кд (молоко), ...
  • ГЛАСНОЕ ТЕЧЕНИЕ И ЗИГЗАГИ
  • Произношение гласных звуков
    В русском языке существуют три положения, в которых находится гласный звук: Гласный звук иод ударением - произносится так, как пишется. Эго долгий и сильный звук. В слове он один. Предударный звук - это безударный гласный, который стоит перед ударным звуком и произносится короче, менее активно, чем ударный....
    (Русский язык и культура речи)
  • ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
    Специфика системы гласных звуков (именно звуков, а не букв!) русского языка состоит в том, что безударные гласные звуки отличаются от ударных меньшей длительностью и меньшей четкостью произношения. В современном русском литературном языке закрепились две основные орфоэпические нормы - аканье и...
    (Культура речи. Деловое общение. Риторика)
  • Произношение гласных звуков
    Аканье, иканье и ыканье В русском языке гласные произносятся отчетливо только в ударной позиции. Безударные гласные произносятся не так длительно и четко, как под ударением: скажем, [о]в безударной позиции после твердых согласных превращается в звук, близкий к [а] (м[а]л[а]кд (молоко), ...
    (Русский язык и культура речи)
  • ГЛАСНОЕ ТЕЧЕНИЕ И ЗИГЗАГИ
    Главной силой этой великой культурной революции являются широкие массы рабочих, крестьян, солдат, революционной интеллигенции и революционных кадров. Отважным застрельщиком выступает большой отряд неизвестных дотоле революционных юношей, девушек и подростков. Они напористы и умны. Путем полного высказывания...
    (Коммунистическое государство)

  • После ж, ч, ш, щ не пишутся буквы ю, я, ы, э, а пишутся буквы у, а, и, е, например: чудо, щука, час, роща, щавель, жир, шить, шина, шеф.
    Буквы ы, э, ю, я допускаются только в следующих случаях:
    1. В немногих заимствованных нарицательных существительных: жюри, парашют (и производных парашютный, парашютист, парашютно-десантный и др.), брошюра (и во всех образованиях от этого слова: брошюровать, брошюровочный, брошюровка и др.), пшют (фат, хлыщ), пшютова- тый, фишю (устар., кружевная косынка), монтежю (аппарат для поднятия или опускания жидкости посредством давления), амбушюр (мундштук, часть духового инструмента)* шютте (грибковая болезнь сеянцев сосны), шэн (китайский музыкальный инструмент, род губной гармошки).
    2. В заимствованных собственных именах и фамилиях: Жюль, Чюн, Сен-Жюст, Шютц, Шэн Ли, И. Авижюс, Чюрлёнис, Ю. Марцинкявичюс, Левон Мкртчян и др., а также в географических наименованиях: Лонжюмо, Кайшядбрис, Пирчюпис (литовская деревня), Шяуляй, Чыонгтхань (вьетнамская деревня) и др.
    Употребление в заимствованных словах букв ю, я, ы, э после шипящих вызывается необходимостью отразить на письме (графическими средствами) особенность произношения в слове, характерную для языка-источника: буквами ю, я подчеркивается мягкое произношение шипящих, буквами ы, э - твердое.
    Если после ж, ч, ш, щ под ударением произносится о, то пишется буква о, без ударения пишется е:
    1. В окончаниях имен существительных и прилагательных, например: плечб, ножбм, шалашбм, плечбм, Фоми- чбм, плащбм, межбй, вожжбй, душбй, свечбй, пращбй, чу- жбй (чужбго, чужбму, о чужбм), большбй (болъшбго, болъ- шбму, о большбм), борщбм, свищбм, хрящбм, Илъичбм, Кузмичбм, старшбй (старшбго, старшбму, о старшбм) и др., но без ударения: оббрвышем, финишем, несмышлёнышем, саквояжем, неучем, френчем, смерчем, кашей, добычей, сйжей, святбшей, ножйщей, сборищем, зрёлищем, Сйввичем, Петровичем, Гнёдичем, Мйшей, колючего (колючему, о колючем), большего (ббльшему, о бблъшем), горячего (горячему, о горячем) и т. д. Также под ударением пишется о в окончаниях среднего рода кратких форм прилагательных: свежб предание, предположение общб, но без ударения: вещество тягуче и др., наречиях: голышбм, нагищбм (застывшая форма творительного падежа существительных) и др.. Под ударением после шипящих в окончаниях существительных пишется е, если произносится звук [э]: каланчей, свечёй, вожжёй, клещёй (родительный падеж множественного числа от каланча, свеча, нож, вожжа, клещ и т. д.).
    2. В суффиксах имен существительных: -ок, например: ро- жбк, петушбк, крючбк, борщбк, балычбк, дъячбк, женишбк; -онок: медвежбнок, мышбнок, галчбнок, бочбнок, индю- шбнок, арапчбнок; -онк-а: книжбнка, рубашбнка, ручбнка, деньжбнки, речбнка; но без ударения: оврйжек, порядочек, лепёшечка, книжечка и т. п.; имен прилагательных: -ов-, например: ежбвый, грошбвый, парчбвый, холщбвый, мор- жбвый, камышбвый, ужбвый, Фомичбва шапка, Кузъмичбва машина, но без ударения: орйнжевый, пуншевый, грушевый, гужевбй, мелйнжевьш, хрящевбй и др.; -он- , -ок- (с беглым -о-): смешбн, княжбн, кишбк; но без ударения: серёжек, грёшен, стрйшен, нужен, должен и др.; наречий, например: горячб спорить, общд говорить, но без ударения: неуклюже передвигаться и др. Исключение: ещё.
    3. После шипящих в корне слова пишется о, если при изменении слова или при образовании других слов от того же корня ударение остается постоянным и о не чередуется с е; обжбра, крыжбвник, жбм, трещбтка, трущбба, чащбба, чбкатъся, чбпорный, шбв, шброх, шбры; боржбм, пижбн, на рожбн, анчбус, чбмга, джбуль, чбх и др., а также в именах, фамилиях и географических наименованиях: Ашбт, Жбрж, Шблохов. Шбшин, Чбсер, Шбу, Щбрс, Печбрин, Пе- чбра (но Печёрская лавра, Мельников-Печёрский), Ижбра, Чбна, Шбша и др. В словах жор (обл., сильный клев рыбы), зажбр (спец., затор льда во время ледохода, вода под снегом при таянии), обжбра (и обжбрство, обжбрливый, обжбрли- вость), обжбрка (устар., столовая), обжбрный ряд (устар.), прожбра (и прожбрливый, прожбрливость, прожбрство) пишется о (в других образованиях от этого корня перед суффиксом -а- пишется и: обжираться, прожирйть, нажи- рйтъся и т. д.).
    4. Буква о после шипящих под ударением пишется и в сложносокращенных словах. Например: ЖОХ («Журнал общей химии»), ЧОН (части особого назначения), ЩОМ-2 (щебнеочистительная машина) и др.
    Буква о после шипящих бывает, как правило, под ударе- ниєм, но в ряде заимствованных слов о пишется и в безударном слоге. Например: креп-жоржет, шоссё, шоколйд, шовинист, жонглёр, шотлйндка, жокёй, шошбны (индейское племя), рйнчо, бйнджо,-мажордом, а также имена, фамилии и географические наименования: Жолид Кюри, Джо- натйн Свифт, Джордйно Бруно, Джованни Боккаччо, Шо- тй Руставели, Шостакбвич, Коррёджо, Шопён, Шолбн, Шолапур и др.
    Во всех других случаях после ж, ч, ш, щ под ударением пишется буква е (ё), хотя и произносится о, а именно:
    1. В глагольных окончаниях -ешь, -ет, -ем, -ете, например: лжёшь, лжёт, печёшь, печёт, сечёшь, сечёт, жжёшь, жжёт, жжём, жжёте, истолчёшь, истолчёт и т. д.
    Буква е (ё) пишется также в предложном падеже местоимения что: на чём, о чём, при чём и в словах, образованных от этой формы (причём, никчёмный, нипочём).
    1. В глагольных суффиксах -ёвыва-, -ёва-, например: затушёвывать, перекочёвывать, растушёвывать, размежёвывать (размежёванный, размежёван), дрожжёванный, ре- тушёванный и т. д.
    2. В суффиксе причастий страдательного залога -ённ- (-ён-) и в словах, образованных от таких причастий, например: напряжённый, напряжён, напряжённость, напряжённо; отрешённый, отрешённость, размягчённый, размягчённость; упрощённый, упрощённость; учёный, учёность; толчёный; жжёный, жжёнка.
    3. В суффиксе отглагольных существительных -ёвк-, например: перекочёвка, размежёвка, растушёвка. Следует их отличать от существительных, которые возникли от именных прилагательных (в них под ударением всегда пишется -ов-, независимо от того, какой суффикс в прилагательном: -ов- или -ев-): Например: грушбвка (хотя грушевый), гужбвка (хотя гужевдй), ножбвка (хотя ножевой и ножбвый), ужбвник (ужбвый). Также хрычбвка, мело- чбвка (от существительных хрыч, мелочь с суффиксом -овк-). В словах камышевка (певчая птица), Грршевка (населенный пункт) и подобных пишется е, так как ударение не падает на суффикс.
    1. В суффиксе заимствованных существительных -ёр, например: дирижёр, ретушёр, стажёр, ухажёр.
    2. Для написания е (ё) в корне слова необходимо одно из двух условий: а) при изменении слова или при образовании новых слов от того же корня ударение переходит на другой слог: жёлтый- (желтеть), жёсткий (жестковйтый), жёрнов (жернова), жёлудь (желудей), пшённик (пшено), дешёвый, дешёвка (дешеветь), шёлк (шелковистый), шёрстка (шерстяной), решётка, решётчатый (решето), щёлочь (щелочной), шёпот (шептать); чёлн (челнок), чёлка (чело); б) ударение не передвигается на другой слог, но наблюдается чередование ё и е в корне: чёт (нечет), отчёт, счёт (вычет, вычесть), сжёг, поджёг, поджёгший (сжечь, поджечь), шёл (шедший), разжёвывать (разжевать), жёрдочка (жердь), щёлка (щель), расчёт (расчесть). Для ряда слов находим и то и другое условие. Например: кошёлка - кошёль - кошелёк, чёрт - чёрти - чертовщина, дешёвый - дешёвле - дешевйзна и др.
    Разное написание введено для одинаково звучащих образований от глагола жечь: в существительных пишется о, в глаголах - е. Например: сильный ожог, допустить пережог горючего, обвинение в поджоге, недожог кирпича, изжога, углежог, газожог, Прожогин и ожёг лицо, пережёг все дрова, поджёг дом, изжёг много топлива, прожёг куртку и др. Пишется о и в прилагательном, если оно образовано от существительного. Например, ожоговая болезнь, ожоговое отделение больницы. Слово жжёнка пишется с ё, так как эта буква суффиксальная, а не корневая. Слова вечёрка (обл., вечерний отдых), «Вечёрка» (вечерняя газета) пишутся с ё (соотносятся со словом вечер), но устар. вечбр (накануне) следует писать с о.
    1. И совсем иное, но тоже хватающее за сердце впечатление от «Концерта» Джсрджцне (иностр. фамилия) (Н. Кузьмин). 2. Ходит веник жарким чёсом (чесйть) по малиновой спине (А. Твардовский). 3. Холод словно ожёг (глагольное окончание) до сердца (А. Н. Толстой). 4. Спирька смотрел на него с жёсткой (жестбк) усмешкой на жёлтом (желтеть) жёлчном (жёлчь) лице малярика (В. Панова). 5. В семье нечопорно (чбпорно) растут три дочки (А. Грибоедов). 6. Куда деваться от княжон (в суффиксе существительного под ударением) (А. Грибоедов). 7. Он летел по сугробам босой, в изорванной на животе рубашбнке (в суффиксе существи тельного под ударением) и коротеньких порчбнках (в суффиксе существительного под ударением) (И. Бунин). 8. Ты огорчён (глагол), мой бедный Авдей (И. Тургенев). 9. Владимир Луговской прочитал чудесные стихи о плнЗшевом (в суффиксе прилагательного без ударения) медвежбнке (в суффиксе существительного под ударением) (В. Емельянов). 10. Мы чикнулись (чокнулся, чбкнутъся) за здоровье артистов (JI. Толстой). 11. Но Чачикова эти слова не шокйровали (шок) (К. Паустовский). 12. Шёл (глагол) впереди немытый татарчонок (в суффиксе существительного под ударением) (В. Луговской). 13. Усеян ратниками дол, за строем строй течёт (глагол) (А. Пушкин). 14. Несмотря на необыкновенную силу физических способностей, он [Троекуров] ра: за два страдал от обжорства (жор) (А. Пушкин). 15. Властитель слабый и лукавый, плешивый щёголь (щеголЛтъ), враг труда, нечаянно пригретый славой, над нами царствовал тогда (А. Пушкин). 16. Но вот толпа заколебалась, по зале шёпот (шептйть) пробежал (А. Пушкин).

    1. Сигматизмы шипящих звуков

    Характеристика звуков ш, ж, ч, щ и их артикуляция

    Для выявления основного (базового) звука среди шипящих необходимо познакомиться с характеристикой каждого звука и сравнить их (см. рис. на заднем форзаце).

    Все звуки данной группы по месту образования переднеязычные, по способу образования — щелевые ,

    за исключением ч , который является смычно-щелевым , т. е. при его артикуляции вначале происходит смыкание передней части спинка языка с альвеолами, а затем между ними образуется щель.

    Артикуляция звука ж ш наличием голоса.

    Артикуляция звуков щ и ч отличается от артикуляции звука ш дополнительным подъемом средней части спинки языка к нёбу.

    Таким образом, для шипящих звуков ш, ж, щ, ч основной является артикуляция звука ш, и значит, он будет базовым для этой группы.

    Если звук ш произносится правильно, то:

    Добавив подъем средней части спинки языка, получим щ;

    Добавив подъем средней части спинки языка и смычку перед щелью, получим ч .

    Поэтому и нарушения звуков ж, щ, ч бывают теми же, что у ш . Чтобы ознакомиться с основными нарушениями шипящих звуков и способами их исправления, обратимся к таблице 2 «Нарушения звука ш и их исправления».

    Нарушения звука ш и их исправления

    I. Правильная артикуляция звука ш

    Межзубный .

    Зубы: зубы сближены, но не соприкасаются, расстояние между ними 2-3 мм; верхние и нижние резцы видны.

    Кончик языка широкий, поднят к альвеолам или передней части твердого нёба и образует с ними щель;

    Передняя часть спинки языка широкая, поднята к нёбу за альвеолами (напоминает форму переднего края ковшика), но не касается его, а образует с ними щель;

    Средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу (углубление посередине образует как бы дно ковшика);

    Задняя часть спинки языка приподнята и оттянута назад (напоминает заднюю часть ковшика);

    Боковые края прижаты к верхним коренным зубам (напоминают по форме боковые края ковшика) и не пропускают по бокам выходящую струю воздуха.

    Воздушная струя сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.

    Нарушения звучания: при правильной артикуляции образуется шум, похожий на шипение; при неправильном положении органов артикуляции происходит искажение звука ш или его замена другим звуком.

    Предраспологающие факторы: различные нарушения в строении или движениях органов артикуляционного аппарата.

    Подготовительный этап . При отсутствии звука ш работа начинается с формирования правильной артикуляции звука; вырабатываются:

    Умение слегка выдвигать вперед округленные губы;

    Подъем широкого переднего края языка к бугоркам за верхними коренными зубами;

    Длительная воздушная струя, идущая посередине языка.

    Постановка звука . Используя прием подражания и обращая при этом внимание ребенка на правильное положение органов артикуляционного аппарата, добиваются правильного произношения звука ш.

    Боковой.

    Губы: один из уголков рта может быть слегка опущен и оттянут.

    Зубы: может быть легкое смещение нижней челюсти вправо или влево.

    Кончик языка:

    а) поднят вверх и упирается в корни верхних резцов;

    б) опущен за нижние резцы;

    Передняя часть спинки языка:

    а) образует смычку с альвеолами;

    б) левая (правая) половина образует смычку с альвеолами, правая (левая) половина опущена;

    Средняя часть спинки языка:

    а) поднимается к нёбу и образует с ними смычку;

    б) левая (правая) половина выгнута, сомкнута с нёбом, правая (левая) половина опущена;

    Задняя часть спинки языка:

    а) поднята;

    б) левая (правая) поднята, правая (левая) опущена;

    Боковые края:

    а) опущены;

    б) опущен левый (правый) край языка.

    Мягкое нёбо приподнято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость.

    Воздушная струя:

    а) выходит по обоим краям языка;

    б) идет вбок вправо (влево)

    Нарушения звучания: хлюпающий звук.

    Предраспологающие факторы:

    Боковой открытый прикус;

    Слабость мышц одной половины языка.

    Подготовительный этап . Проводятся упражнения для:

    Укрепления боковых краев языка;

    Равномерного подъема обеих половинок кончика и передней части спинки языка вверх;

    Выработки воздушной струи, идущей посередине языка;

    Отрабатываются звуки т и с .

    Постановка звука . Используя механическую помощь (плоскую, узкую, слегка выгнутую ручку от чайной ложки), поднимают широкий язык за верхние зубы, отодвигают его назад - к бугоркам (края ложки при этом находятся примерно на уровне четвертых резцов), просят ребенка слегка зажать зубами ложку и длительно произносить звук с (передние зубы все время видны).

    Автоматизация звука .

    Дифференциация звуков

    Носовой.

    Зубы: разомкнуты.

    Кончик языка опущен вниз и оттянут вглубь рта;

    Передняя часть спинки языка опущена вниз, оттянута вглубь рта, не образует щель с нёбом;

    Средняя часть спинки языка оттянута назад;

    Задняя часть спинки языка поднята вверх; соединяется с мягким нёбом;

    Боковые края опущены.

    Мягкое нёбо опущено.

    Воздушная струя идет через носовую полость.

    Нарушения звучания: звук заменяется храпом (в нос) или звуком, похожим на глубокий х с носовым оттенком.

    Предраспологающие факторы: излишнее напряжение задней части спинки языка.

    Подготовительный этап . Вырабатываются умения:

    Удерживать широкий распластанный язык на верхней губе;

    Направлять воздушную струю на широкий кончик поднятого на верхнюю губу языка (сдувать ватку с кончика носа);

    Различать на слух звучание ш при носовом и ротовом произношении;

    Отрабатываются звуки т и с.

    Постановка звука . Ребенку предлагается:

    При открытом рте, длительно, без голоса произносить звук р и кончиком ручки чайной ложки, поднесенной к подязычной уздечке, останавливать вибрацию передней части языка - будет слышно шипение. После однократных повторений можно вызвать шипение, едва поднеся ложку к подъязычной уздечке; затем можно убирать ложку и, сближая зубы, добиваться правильного звучания ш.

    - если нет звука р , то ставят звук ш от звука с с механической помощью.

    Автоматизация звука

    Дифференциация звуков . При сигматизмах работа над звуком заканчивается этапом автоматизации, так как во всех этих случаях не наблюдается замены фонемы ш другой фонемой.

    2. Парасигматизмы.

    2.1.Губно-зубной .

    Губы: занимают нейтральное положение.

    Зубы: нижние зубы невидны, верхние слегка обнажены.

    Кончик языка опущен, слегка оттянут от нижних резцов;

    Передняя часть спинки языка опущена и слегка отодвинута назад;

    Средняя часть спинки языка приподнимается и слегка оттягивается назад;

    Мягкое нёбо приподнято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость.

    Воздушная струя более узкая и холодная.

    Нарушения звучания: звук ш заменяется звуком ф (шапка - «фапка», машина - «мафина», душ«дуф»).

    Предраспологающие факторы: прогнатия, вялость передней части спинки языка, нарушение фонематического слуха.

    Подготовительный этап. Ребенка учат сопоставлять и различать на слух звуки ш-ф, используя картинки-символы. Проводятся упражнения для:

    Отработки движений нижней губы вниз-вверх,

    Подъема широкого переднего края языка вверх.

    Постановка звука . Ставят звук ш по подражанию, используя зрительный контроль: ребенок следит перед зеркалом, чтобы нижняя губа была неподвижна, обнажала нижние резцы (можно придержать губу пальцем, поставленным в ямочку под нею). Можно также ставить звук ш от с с механической помощью, обращая внимание ребенка на правильное положение органов артикуляционного аппарата.

    Автоматизация звука. Последовательно вводят поставленный звук в слоги (прямые, обратные, со стечением согласных), слова и фразовую речь.

    Дифференциация звуков . При парасигматизмах работа над звуками заканчивается этапом дифференциации звука ш и звука-заменителя: ш-ф.

    2.2. Призубный.

    Губы: занимают нейтральное положение.

    Зубы: незначительно разомкнуты.

    Кончик языка смыкается с альвеолами за верхними зубами;

    Передняя часть спинки языка сомкнута с альвеолами;

    Средняя часть спинки языка опущена, желобок не образуется;

    Задняя часть спинки языка становится более выпуклой;

    Боковые края прилегают к верхним коренным зубам.

    Мягкое нёбо приподнято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость.

    Воздушная струя толчкообразная.

    Нарушения звучания: звук ш заменяется звуком т (шапка - «тапка», машина - «матина», душ - «дут»).

    Предраспологающие факторы: закрытый прикус, снижение слуха, нарушение фонематического слуха.

    Подготовительный этап.

    Вырабатываются умения:

    Сопоставлять и различать на слух звуки ш-т, используя картинки-символы,

    Различать на основе тактильных ощущений звуки ш-т по воздушной струе (при ш - длительная, при т - толчкообразная).

    Проводятся упражнения для выработки:

    Длительной, направленной воздушной струи;

    Положения широкого переднего края языка у бугорков за верхними резцами,

    Отрабатывается звук с.

    Постановка звука . Используя зрительный контроль за правильной артикуляцией, а также тактильные ощущения, добиваются правильного произношения звука ш.

    Автоматизация звука . Последовательно вводят поставленный звук в слоги (прямые, обратные, со стечением согласных), слова и фразовую речь.

    Дифференциация звуков . При парасигматизмах работа над звуками заканчивается этапом дифференциации звука ш и звука-заменителя: ш-т.

    2.3. Шипящий.

    Губы: округлены и слегка выдвинуты вперед.

    Зубы: разомкнуты, видны верхушки резцов.

    Кончик языка опущен вниз отходит назад от резцов или упирается в нижние десны;

    Передняя часть спинки языка напряженна;

    Средняя часть спинки языка напряжена, выгнута, желобок не образуется;

    Задняя часть спинки языка приподнята;

    Боковые края опущены, не смыкаются с коренными зубами.

    Мягкое нёбо приподнято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость.

    Воздушная струя растекается по всей поверхности языка.

    Нарушения звучания: звучание сходно со звучанием мягкого ш (шапка - «ш’апка», машина - «маш’ина», душ - «душ’»).

    Предраспологающие факторы: прогения, снижение слуха, нарушение фонематического слуха.

    Подготовительный этап. Ребенка учат сопоставлять и различать на слух звуки ш-щ, используя картинки-символы. Вырабатываются умения:

    Поднимать широкий передний край языка к бугоркам за верхними резцами;

    Чередовать движения широкого кончика языка от основания верхних резцов к передней части твердого нёба (вперед-назад).

    Постановка звука. Ребенку предлагается длительно произносить звук с. При этом ручкой чайное ложки, подведенной под переднюю часть языка (поперек), поднимают язык вверх и слегка отодвигают назад, пока четко не будет слышен звук ш.

    Автоматизация звука. Последовательно вводят поставленный звук в слоги (прямые, обратные, со стечением согласных), слова и фразовую речь.

    Дифференциация звуков. При парасигматизмах работа над звуками заканчивается этапом дифференциации звука ш и звука-заменителя: ш-щ.

    2.4.Свистящий.

    Губы: без напряжения растянуты, как при легкой улыбке.

    Зубы: сближены на 1-2 мм.

    Кончик языка широкий, лежит у основания нижних резцов, не задевая их верхушек;

    Передняя часть спинки языка широкая, приподнята, к альвеолам и посередине образует с ними щель в форме желобка;

    Средняя часть спинки языка опущена, посередине ее образуется продольный желобок;

    Задняя часть спинки языка незначительна поднята;

    Боковые края плотно прилегают к внутренней стороне верхних коренных зубов, закрывая проход воздушной струе по бокам.

    Мягкое нёбо приподнято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость.

    Воздушная струя узкая, холодная, идет по средней линии языка.

    Нарушения звучания: звук ш заменяется звуком с (шапка-«сапка», машина-«масина», душ-«дус»).

    Предраспологающие факторы: снижение слуха, нарушение фонематического слуха.

    Подготовительный этап.

    Ребенка учат сопоставлять и различать на слух звуки с-ш, используя картинки-символы; ребенку дают ощутить разницу в выходящей воздушной струе при произнесении педагогом звуков с и ш (при с - холодная струя, при ш - теплая).

    Отрабатывают движения:

    Широкого языка вверх, к передней части твердого нёба;

    Добиваются четкого чередования движений широкого языка то за нижние, то за верхние зубы;

    Чередований движений губ: растягивание в улыбку, выдвижение сомкнутыми вперед.

    Постановка звука. Используя прием подражания, обращая при этом внимание на правильную артикуляцию, добиваются правильного произношения звука ш.

    Автоматизация звука. Последовательно вводят поставленный звук в слоги (прямые, обратные, со стечением согласных), слова и фразовую речь.

    Дифференциация звуков. При парасигматизмах работа над звуками заканчивается этапом дифференциации звука ш и звука-заменителя: ш-с.

    Исправление звуков ш, ж, ч, щ при различных видах нарушений

    Отсутствие звуков ш, ж, ч, щ

    Звук ш

    Подготовительный этап. Начиная работу над шипящими звуками, нужно проверить, умеет ли ребенок поднимать кончик языка за верхние зубы и может ли делать язык широким (распластывать его). Если эти движения затрудняют ребенка, их отрабатывают.

    Чтобы сформировать умение держать язык широким, свободно распластанным, ребенку предлагают положить его на нижнюю губу, затем слегка пошлепать губами, как бы произнося звукосочетания пя, пя, пя.

    Затем воспитывают умение загибать широкий язык кверху в форме ложечки. Для этого лучше всего, слегка высунув широкий язык, показать, как его передний край может прижиматься к верхней губе. Если движение у ребенка не получается, воспитатель подкладывает ему под кончик языка ручку чайной ложки и, подняв, прижимает к верхней губе.

    Усвоив движение, ребенок может повторять его при широко открытом рте, постепенно убирая язык за верхние зубы. Держать язык во рту нужно на весу, не прикасаясь кончиком к нёбу.

    Постановка звука . После того как ребенок научится распластывать язык и загибать его вверх, воспитатель предлагает ему: «Приоткрой рот, подними широкий язык за верхние зубы, как я. А теперь подуй на язык. Слышишь, как зашумел ветер?» (Воздух, проходя через небольшую щель между передним краем языка и нёбом, образует шум, напоминающий шипящий звук.)

    Бывает, что ребенок дует со звуком х, тогда струя рассеивается, звук получается нечетким, искаженным. В этом случае ему надо сказать: «Подуй на кончик языка со звуком с». Выработка правильного звука ш требует многократного повторения и использования при этом различных образов (шумит ветер, шипит гусь, выходит воздух из лопнувшего шара и т. п.).

    Игровая форма объяснения в сочетании с показом быстро сосредоточивает внимание ребенка. Постепенно, под контролем, воспитателя он начинает выполнять требуемые движения (сближать зубы и слегка выдвигать губы вперед) и правильно произносить звук ш.

    Нужно помнить, что, ставя звук, не следует никогда называть его ребенку, чтобы не вызвать у него привычное неправильное произношение.

    Автоматизация звука. Воспитатель рисует в тетради ребенка объекты, в названиях которых звук ш находится

    В начале слова: шалун, шинель, шина, шипы, шиповник, шило, шоколад, шея, шуба, шумовка, шайба, шахматы, шавка, шампунь, шапка, шов, шкаф, шлем, шлюпка, шляпа, шпалы, шпагат, штанга, штык;

    В середине: мышонок, машина, галоши, кошелек, каша, уши, мешок, пушок, кувшин, мишень, капюшон, колышек, пшено, ошейник, ушанка, башня, кошка, вишни, камешки, катушка, подушка, хлопушка, шишка, кадушка, клюшка, пушка;

    В конце: душ, мышь, ковш, тушь, малыш, ландыш, шалаш, камыш, голыш, клавиш. Ребенок называет эти слова.

    После автоматизации звука ш в словах воспитатель вместе с ребенком придумывает предложения и под его диктовку записывает ему в тетрадь, например: Шалуны шумели и шалили. Шапка да шубка — вот наш Мишутка. Наташа шьет шлем. Миша шагает широким шагом. У Маши в шкатулке шпильки.

    Звук ж

    После автоматизации звука ш в словах можно ставить звук ж. Вначале ребенку дают возможность ощутить вибрацию голосовых связок при произнесении звука ж. Воспитатель прикладывает тыльной стороной его руку к своей шее спереди. Далее взрослый вместе с ребенком произносит звук ш и добавляет голос. Одной рукой ребенок ощущает вибрацию голосовых связок у воспитателя, другой — у себя. Изолированный звук ж закрепляют с помощью звукоподражания (подражание жужжанию жука, пчелы, шмеля и др.).

    Для автоматизации звука ж в словах воспитатель рисует в тетради ребенка картинки, в названиях которых он находится

    В начале: жаба, жало, жакет, живот, жилет, животное, желудь, жук, желток, жемчуг, желе, жетон,

    В середине: пижама, ежевика, лужа, манжета, ножи, этажи, лужи, ужи, баклажан, кинжал, лужайка, ножовка, пиджак, снежинка, сапожок, флажок, ежик, дождик, одежда, ножницы, подснежник.

    Слова, заканчивающиеся на ж, не берутся, так как в этой позиции он оглушается и звучит как ш.

    С отработанными словами придумываются предложения и записываются под соответствующей картинкой, например: Жаба жила в луже. Жук жужжит жжж. У Жени жили живые ужи. У Жанны на ужин желе.

    Звук ч

    Звук ч можно поставить от звука т: при поднятом вверх кончике языка его отодвигают дальше вглубь от верхних резцов. Воспитатель показывает на себе, где находится язык и насколько он отодвигается назад. Когда ребенок точно скопирует движения, нужно выдвинуть его губы вперед (нажав на щеки) в то время, когда он будет произносить ть-ть-ть-ть. В результате получится звук ч. Следует похвалить ребенка («Ты правильно, хорошо сказал, еще повтори»). Можно сказать, что этот звук напоминает стрекотание кузнечика («Он высоко прыгает в траве, так же, как прыгает твой язык за верхними зубами. Слышишь, ч — прыгнул, еще раз ч — прыгнул»).

    Если по подражанию звук ч поставить не удается, его правильного звучания можно добиться путем слитного произношения звукосочетания тш сначала в медленном, потом в быстром темпе.

    Поставленный звук автоматизируют в словах, в которых он находится

    В конце: ночь, дочь, печь, луч, меч, плач, ключ, калач, пугач, тягач, мяч, сыч;

    В середине: бочка, точка, дочка, печка, спичка, почка, кочка, пачка, птичка, мачта, очки, кисточка, бабочка, удочка, дудочка, веточка, сучок, пучок, бачок, туча, куча, кочан, мальчик, пончик, печенье, качели;

    И лишь потом в начале (если звук не закреплен в предыдущих позициях, в начале слова вместо ч могут слышаться два звука: тш): чай, чек, чулок, чалма, челнок, чепчик, чайка, чайник, чугунок, чучело, чемодан, Чипполино, часы, чеснок, чечевица.

    Вместе с ребенком воспитатель придумывает и записывает предложения со словами на ч. Например: У мальчика дудочка и уточка. Танечка, не плачь, не утонет мяч. Олечка качалась на качелях, а птица качалась на веточке. Девочка пьет чай с печеньем.

    Звук щ

    Звук щ часто появляется автоматически после того, как будут поставлены звуки ш, ж, ч. Для вызывания щ ребенку нужно показать, что если мы, произнося звук ш, будем передвигать язык вперед, ближе к зубам, будет слышаться звук щ.

    Учитывая взаимосвязь в движениях мышц губ и языка, можно попросить ребенка при длительном произнесении ш растянуть губы в улыбку; в это время язык продвигается вперед и слышится звук щ. Полученный звук закрепляют посредством звукоподражаний («Покажи, как шипит яичница на сковородке... Какой звук издает щетка, когда ею чистят вещи» и т. п.).

    Для автоматизации звука щ в словах рисуют картинки, в названиях которых он находится:

    В начале слова: щи, щит, щель, щука, щеки, щенок, щегол, щавель, щепки, щетка, щетина, щеколда, щипцы;

    В середине: вещи, клещи, Кащей, ящик, хищник, площадь, овощи, голенище, удилище;

    В конце: лещ, клещ, плющ, плащ.

    По просьбе воспитателя ребенок придумывает предложения с усвоенными словами. Например: Товарищи вытащили щуку и леща. Петя, тащи клещи, вытащим гвоздь.

    (Дополнительный материал для автоматизации звука щ см. на с. 218.)

    Вопросы.

    Почему звук ш является базовым в группе шипящих звуков?

    Какие виды сигматизма шипящих звуков вы знаете?

    Какие виды парасигаатизма шипящих звуков вы знаете?

    Чем отличается работа на подготовительном этапе при сигматизмах шипящих звуков от этой же работы при парасигматизмах шипящих звуков?

    Каким этапом и почему заканчивается работа при сигматизмах и парасигматизмах шипящих звуков? Дайте конкретные примеры.

    Каков основной способ постановки звука ш?

    Каковы особенности проявления межзубного произношения звука ш и его исправления?

    Каковы особенности проявления бокового произношения звука ш и его исправления?

    Каковы особенности проявления носового произношения звука ш и его исправления?

    Как проводится автоматизация поставленного звука? Дайте примеры на шипящие звуки.

    В какой последовательности ставятся звуки в группе шипящих?