Grim Dawn: рецензия. Обзор Grim Dawn: Прошлое-будущее hack’n’slash

Игра Grim Dawn (в переводе на русский «Мрачный рассвет») создана разработчиками очень популярной Action RPG Titan Quest, поэтому ещё до выхода игры, вокруг неё образовался большой ажиотаж и все любители данного жанра ожидали её с нетерпением. Игра сделана на улучшенном движке Titan Quest и включает в себя сильно усовершенствованную графику, красивые спецэффекты, динамическую погоду и многое другое. Игра принадлежит к жанру Action RPG, нам предстоит уничтожать полчища врагов, выбивать лучшую броню и оружие, убивать множество промежуточных боссов и всё для того, чтобы добраться до финального босса – Логхоррена, убийство которого положит конец войне с силами зла в нашей империи Каирн, которая практически полностью разрушена. По интересу и проработанности игра не уступает своему главное сопернику – Diablo 3, а кто-то считает, что она превосходит его. Хотелось бы начать обзор Grim Dawn с краткого описания классов. В игре представлено 6 основных классов и особенность данной игры в том, что вы можете совмещать 2 любых класса между собой, создавая персонажа под свой стиль игры.

Выбор классов достаточно богатый:

Солдат – это классический персонаж ближнего боя, который делает упор на грубую физическую силу, носит самую тяжёлую броню, щиты и использует мощное оружие ближнего боя. В играх жанра ARPG его часто называют воином или варваром.

Подрывник – как следует из названия, класс специализирующийся на использование взрывчатки для уничтожения врагов. Также использует огнестрельное оружие.

Оккультист – любитель чёрной магии, которые используют проклятия и заклинания, наносящие урон ядом, кислотой и энергией хаосом. Может призывать потусторонних существ на подмогу.

Ночной клинок – мастер ближнего боя, сражающийся двумя клинками одновременно. Старается избегать битвы лицом к лицу.

Мистик – светлый маг, использующий мощные заклинания, но в тоже время очень хрупкий для атак ближнего боя.

Шаман – хороший класс для ближнего боя использующий двуручное оружие, при этом призывает разных существ на подмогу. Хороший выбор для тех, кто хочет ходить с питомцами.

Классы обычно комбинируются между собой и уже придумано множество разных билдов. Я часто использую классические варианты игры, так получилось и в этот раз. Я прошёл игру за 40 часов солдатом, не добавляя туда возможности других классов, а сфокусировавшись на грубой физической силе. Получилось в принципе неплохо. Игра нам дарит большой выбор в способах пройти игру, за что благодарность разработчикам. В игре 4 акта, каждый со своей атмосферой, врагами и боссами. По мере продвижения в игре, мы будет знакомиться с новыми фракциями. Какие-то будут за нас, какие-то против. Выполняя задания для дружественных фракций, мы будет повышать свою репутацию у них. Всего есть 4 статуса репутации, самый высокий – почитаемый. На нём у нас будет возможность покупать у данной фракции самоё сильное вооружение и различные усилители на оружие.

Таким образом, новую амуницию можно получать не только убивая простых мобов и боссов, но и прокачивая репутацию у выбранных фракций. Об усилителях стоит поговорить подробнее. Помимо того, что в игре сотни разных предметов брони и оружия, которые генерируются со случайными характеристиками, есть еще и разные магические предметы, которые можно вставлять в оружие и броню, тем самым усиливая их свойства. Чем дальше мы продвигаемся в игре, тем на более мощные предметы мы можем рассчитывать. Бывает, что уровень предмета выше уровня персонажа. В этом случае его стоит положить в инвентарь и дождаться левел-апа, чтобы одеть. Сами предметы в игре группируются по качеству: обычные, магические, редкие, эпические, легендарные. Чем выше качество предмета, тем лучше у него характеристики. Также есть возможность включить фильтр на предметы – мы не будет видеть выпавшие предметы ниже определенного качества. Так как инвентарь не резиновый, и собирать предметы низкого качества в какой-то момент времени вам просто надоест.

Периодически игрок будет получать очки набожности. Их можно вкладывать в разные созвездия и тем самым получать определенные бонусы, например, повышение уровня здоровья, определенных характеристик, навыков защиты, повышение урона определенным типом атаки и т.д. Заполнив созвездие, вы получите бонус семейства, который откроет доступ к другим созвездиям. В игре есть система крафтинга вещей. Мы может создавать свои вещи из разных магических компонентов и хлама, который выпадает из противников и сундуков по всему миру игры. Характеристики у вещей получаются случайными и в этом есть свой шарм. Само прохождение не такое и долгое, можно справиться и быстрее, чем за 40 часов, как в моём случае. Игры жанра ARPG сейчас стараются делать такими, чтобы после прохождения игры в неё можно было продолжать играть. Grim Dawn не стал исключением. С убийства финального босса игра только начинается.

Вас ждут повторяемые задания, для улучшения репутации у фракций, чтобы получить доступ к самому сильному оружию. Так как за одно прохождение игры врядли получится прокачать репутацию по максимуму. Вас ждут новые уровни сложности игры, на которых награда еще больше. Вас ждёт режим хардкор, на котором при смерти вы полностью теряете персонажа и приходится начинать играть с самого начала. Вас ждут подземелья Ступени Мучений и Бастион Хаоса. И конечно же вас ждут ачивки (достижения). Например, достигнуть 85 уровня в режиме хардкора, или пройти игру на абсолютной сложности в режиме хардкора. В общем игроку есть куда стремиться и занять это может многие месяцы. Наш обзор Grim Dawn получился небольшим, но я постарался отметить все важные моменты игры. Подводя итог хочу сказать, что игра на данный момент стоит 449 руб. в Steam-сервисе (а на распродаже скидка до 40%) и денег она более, чем стоит. Рекомендуется для всех любителей жанра.

И чуть меньше для всех тех, кто не гнушается играть в пиратские версии игр. Я отношусь к числу первых и тоже поиграл в альфу (и прошел ее).

В альфе представлена примерно 1/3 контента игры, который будет готов к релизу, три мастерства - солдат, подрывник и оккультист - и исключительно одиночный режим игры. Но даже при этом одно прохождение занимает 15-20 часов, после чего в игре тоже есть чем заняться (можно дальше качать своего персонажа и фармить шмот), не говоря уже и повторном прохождении за другие мастерства.

Новый Titan Quest?

Сразу после запуска игры создается стойкое ощущение, что это не новая игра Grim Dawn, а тотальный рескин и мод Titan Quest. По сути, так и есть. Разработчики не стали заморачиваться с созданием игры с нуля, а взяли TQ, поменяли заставку в меню игры, нарисовали новые модели персонажей, новые локации, монстров и придумали новые классы, которые не такие уж и новые (по сути, архетипы стандартные). Игра выглядит и играется точно так же, как и Titan Quest, и ничего плохого в этом нет. Шрифты, меню, экраны персонажа и торговли, распределение очков умений - все родное и знакомое, только в другом антураже.

Однако Grim Dawn нельзя назвать клоном Titan Quest. В игре есть свой стил и своя атмосфера, которые обволакивают игрока с самого начала. Музыка тревожная и зловещая, настроение игра тоже сразу задает безрадостное.

Ваш герой начинает свой путь рядом с клеткой, подвешенной к столбу в окрестностях тюрьмы Буррвитч (Burrwitch Prison). Стоящий неподалеку товарищ объясняет: в вас вселился потусторонний дух, из-за чего вас и поместили в эту клетку. Варианта развития событий в таком случае два: или вы умираете с голода, или духу становится скучно, и он покидает ваше тело. Вам повезло, вы излечились. Однако это не прошло для вас бесследно - вы лишились памяти. Такое вот шаблонное, но в то же время и оригинальное начало.

Вас отправляют в бывшую тюрьму, в которой окопались последние выжившие после катаклизмов, разрушивших всю окружающую цивилизацию. Но и этот оплот не дает полной защиты: на него постоянно идут атаки ходячих мертвецов, и первым же вашим заданием становится выяснить источник этих атак.

Далее начинается привычная нам Action RPG, в которой игрок постепенно продирается через толпы врагов к главным злодеям и уничтожает их, периодически возвращаясь на базу, чтобы сдать и получить новые задания, а также обновить экипировку и продать найденное барахло.

В целом тут все так же, как и в Titan Quest: уровни являются обширными, но фиксированными с небольшими изменениями от раза к разу. Специальные «затычки» изменяют проходы в лабиринте, но в целом он остается статичным. Однажды мне встретился лагерь торговца в лесу, который оборонялся от монстров, но находится он там постоянно или появляется случайно, я не выяснил (говорят, он там постоянно). На карте есть ключевые точки, в которые можно переместиться через портал (точнее, тут это разломы в пространстве), однако аналога фонтанов из TQ тут нет, поэтому после смерти ваш персонаж всегда появляется в «городе».

В ключевых точках вашего пути (как и в TQ) находятся боссы, без убийства которых дальше пройти нельзя. Впрочем, никто не мешает вернуться обратно и прокачаться, если вы не можете с ними справиться. Вот тут и проявляется одно из отличий GD от TQ: у монстров есть автолевелинг. То есть, их уровень подстраивается под ваш. Это и плохо, и хорошо. Плохо это потому, что не так просто найти зону, в которой монстры будут достаточно слабыми для убийства, но не слишком слабыми, чтобы за них шел нормальный опыт. А хорошо это потому, что куда вы ни пойдете, везде вы будете получать хороший опыт и добычу, вот только играть от этого легче особо не станет. Правда, говорят, автолевеленг в каждой зоне имеет ограничение по максимальному уровню, но я это пока не проверял.

Другим большим отличием механики Grim Dawn от Titan Quest является быстрая регенерация персонажа вне боя. Если вас не бьют несколько секунд, ваш персонаж способен восстановиться всего за несколько секунд. Естественно, это изменение напрямую связано и с новой механикой зелий - теперь у них довольно большая задержка перед повторным использованием (кулдаун), поэтому намного проще и выгоднее во многих ситуациях просто отбежать от врага (или кайтить его), чтобы восстановить здоровье. А бутылки становятся средством лечения в исключительной ситуации, когда вы не успеваете или не можете отбежать. Впрочем, такой баланс с использованием зелий знаком нам и по Diablo III (а до этого и по World of Warcraft).

Из других нововведений в игре: теперь, как и в Diablo III, опять же, золото не нужно вручную поднимать, достаточно подвести персонажа к нему и оно будет собрано автоматически. В игре (в отличие от Titan Quest) больше нет бесполезных серых вещей, а остальные вещи падают чаще с гуманоидов, со зверей лута очень мало (только компоненты падают с них так же часто, как и с гуманоидов). Белые вещи стоят очень дешево при продаже (что я заметил далеко не сразу), поэтому очень скоро не остается никакого смысла их подбирать.

Расцветка остальных предметов такая же, как и в TQ: магические вещи желтого цвета, редкие - зеленого, уникальные - синего. Эпических вещей в альфе, похоже, нет, но они должны быть фиолетового цвета.

Также на уровнях можно разрушать некоторые объекты. В первую очередь, это двери, большинство которых нужно просто разбивать. Но есть и специальные стены, которые тоже можно пробить, только сделать это можно с помощью атаки через Shift, что не очевидно. За этими стенами могут быть скрыты проходы, не отраженные на карте.

Градации монстров в игре тоже соответствуют Titan Quest: обычные (белые), посильнее (желтые), герои (золотистые) и сюжетные (фиолетовые). При этом рядовые сильные монстры могут быть раз в 5 толще обычных, что поначалу вызывает немалые проблемы по их убийству.

В отличие от TQ с игровым миром, разбитым на акты (традиционно для продолжателей дела Diablo), в Grim Dawn мир «открытый», т.е. игра не ограничивает вас, вы можете пойти куда угодно. Естественно, это не совсем так. Тюрьма Буррвитч, ставшая новым домом главному герою, расположена на Переправе Дьявола (Devil’s Crossing), которая соединяется мостами с остальной землей. В начале игры (и в альфе) есть только один мост, ведущий на север. Еще два - на юг и восток - разрушены и должны быть восстановлены по ходу игры, открывая доступ в новые локации. В итоге мы и должны получить тот самый «открытый мир» без разных материков и актов.

В альфе также уже есть зачатки обещанной системы фракций (пока без репутации). Например, сразу вырисовывается две фракции - беженцы, занявшие тюрьму Буррвитч и сектанты, которые разводят в окрестностях «нежить». Но этим дело не ограничивается, к примеру, дикое зверье бьется с нежитью, а люди-NPC тоже отбиваются от монстров (что, впрочем, было и в TQ).

Еще одна фишка движка Grim Dawn (который представляет собой улучшенный движок TQ) - физика стрельбы. Если какой-то монстр выстрелит в вас, к примеру, магией, то ее заряд можно сбить из ружья или пистолета. Выглядит круто!

Тяжкие будни солдата

Играл я солдатом, правда, со временем вложил немного очков и в подрывника. Такой комбинированный класс называется коммандос (Commando). Забавно, но персонаж с винтовкой выглядит совсем не по-фэнтезийному, это что-то среднее между стимпанком и S.T.A.L.K.E.R. Впрочем, у игры в целом такая атмосфера, которая похожа на смесь Fallout, S.T.A.L.K.E.R и стимпанка, нежели какую-то стандартную фэнтези. Оправдывая название, игра получилась действительно мрачной, что ей только к лицу.

Долгое время я старался делать из своего солдата бойца ближнего боя, но это было довольно трудно. Во-первых, солдата очень легко окружают, в результате чего ему постоянно приходится выбегать из толпы и бить самых резвых мобов, которые за ним побегут. Во-вторых, система регенерации работает против персонажей ближнего боя - если стрелок может бегать, стрелять и регенерировать одновременно, то боец ближнего боя может только надеяться на то, что он убьет врага быстрее, чем сдохнет сам от града ударов, который на него валится. Естественно, в итоге это приводит к частым смертям и беготней к своей «могилке». В-третьих, есть целый ряд мобов, которые могут оглушить или заморозить вашего персонажа, а также навесить на него разные доты и прочие гадости, при этом действие этих эффектов может быть 2-3 секунда, и если в этот момент вокруг вас толпа врагов, ваша участь практически предрешена. В-четвертых, у самого солдата практически нет возможностей по контролю толпы. Есть умение, которое оглушает врагов перед собой, но оно очень слабое по сравнению с аналогами у врага.

В итоге меня в определенный момент (уровне на 16) это окончательно задолбало и я взял в руки двуручную зеленую винтовку, которая недавно выпала. Игра сразу заиграла другими красками, потому что солдат, оказывается, способен быть прекрасным стрелком. Его умение Cadence (боевой ритм), которое делает каждый третий удар неимоверно сильным, работает не только в ближнем, но и в дальнем бою! Сейчас, к примеру, на 19 уровне обычные выстрелы у меня наносят 100-200 урона, а третий выстрел, помноженный на крит, может влепить до 3000 урона. При этом защитные качества солдата страдают в стрелковом режиме незначительно, а регенерация работает намного чаще, чем в ближнем бою. Смертей стало на порядок меньше, а враги лопаются намного веселее.

Также я вложил одно очко в навык подрывника (став тем самым коммандосом), который позволяет понижать защиту врагов и сбивать их с толку, заставляя атаковать друг друга! Отличное подспорье против толп врагов!

Пожалуй, пока что самым большим недостатком в игре за солдата для меня является отсутствие внятных умений, позволяющих наносить повреждения сразу группе врагов. У солдата есть такое умение, но оно бьет максимум по трем целям, урон при этом не намного сильнее обычного удара, а анимация его такая медленная, что навевает уныние. Возможно, на старших уровнях в этом плане что-то и изменится, или нужно комбинировать ветку солдата с какой-то еще, в которой есть нормальные удары по группе врагов. В общем, разработчикам однозначно следует поработать еще над умениями классов.

Встречают по одежке

Выше я уже писал, что вещи, в основном, выпадают из гуманоидов. Естественно, наибольший интерес представляют зеленые и синие вещи. Они могут случайно выпасть из любых монстров (правда, уровня до 15-16 я кроме белых и желтых практически ничего не видел). Но в конце альфы они падают уже намного чаще, причем, не только из боссов и героев, но и из обычных мобов. У уникальных вещей уже в альфе есть особенный внешний вид (не всегда) и специальные умения, которые привязаны к ним (тоже не всегда). Например, я выбил шапку Berserker’s Cowl, которая дает умение Berserk, на время увеличивающее скорость атаки на 30% и понижая защиту. А ружье The Huntsman дает умение Hooked Net, которое может обездвижить врага на некоторое время.

У торговцев тоже можно прибарахлиться крутыми вещами. Их уровень растет вместе с уровнем вашего персонажа, поэтому всегда можно найти что-то интересное и дорогое . Лишних денег в альфе не бывает - они тратятся на перераспределение очков умений и на извлечение компонентов из вещей, а в магазине практически всегда найдется вещь, которая будет стоить больше, чем у вас есть денег.

Кроме разбора составных вещей в альфе крафта пока нет, хотя NPC и говорит о том, что может создать новые предметы по чертежам, но найти в игре их пока невозможно. При разборе, как и в Titan Quest, можно выбирать, что оставить - исходный предмет или компонент, которым он улучшен. Различных компонентов уже в альфе не меньше 20 штук, и они заслуживают отдельного обзора.

Что дальше?

Итак, альфа пройдена, главбосс убит, дальше идти некуда. Точно некуда? Оказывается, в альфе есть секретный уровень, намек на который дается в одном из квестов. Я его нашел в игре, там есть более сильные монстры, чем в остальной части альфы - 25-28 уровня, когда саму альфу можно пройти всего на 16-17 уровне. Что примечательно, автолевелинг работает только в одну сторону и он не понижает уровень более сильных монстров. Что здорово!

Также в игре здорово, что квесты не ведут вас за ручку. На карте не отмечено, куда вам нужно идти, уровни приходится исследовать, и их исследование - еще одно из занятий после прохождения альфы.

Также меня ждут еще два мастерства - подрывник и оккультист, их тоже можно изучить. А потом остается только добывать все более крутые вещи и качаться-качаться-качаться…

Впрочем, есть в альфе и хардкорный режим, правда, я не большой любитель такого сурового развлечения, но игра идет в оффлайне и снабжена паузой (по нажатию пробела), что делает хардкорный режим более осмысленным, чем, к примеру, в Diablo III, где любой лаг может уничтожить вашего героя.

В общем, несмотря на то, что альфа недоделана и довольно коротка, в нее уже сейчас интересно играть. В ней на удивление мало багов (серьезный я видел только один - в одной из пещер потолок местами был почему-то непрозрачным). Поэтому будем дальше играть и ждать новых обновлений от Crate Entertainment!

Во время игры в Grim Dawn не покидает стойкое ощущение, что нечто подобное мы уже видели. Похожая ролевая система, баланс монстров, темп набора уровней, ритм геймплея… И только когда понимаешь, что Артур Бруно, создатель студии Crate Entertainment – бывший ведущий дизайнер Iron Lore, все становится на свои места. Grim Dawn – наследница легендарной Titan Quest. Одного этого достаточно, чтобы обратить внимание на проект.

Grim Dawn

Жанр action/RPG
Платформы Windows
Разработчики Crate Entertainment
Издатели Crate Entertainment
Сайт grimdawn.com

Grim Dawn и Crate Entertainment – пример для всех инди-разработчиков. Артур Бруно сделал все правильно от начала и до конца. В 2009 г. приобрел права на исходный код студии Iron Lore, включая движок Titan Quest. Стартовав всего с двумя штатными сотрудниками в мае 2012 г., провел успешную Kickstarter-кампанию , собрав $537 515 (почти в два раза больше запрошенной суммы). Через год, в мае 2013 г. выпустил альфа-версию игры. В ноябре того же 2013 г. Grim Dawn появилась на Steam Early Access. После 26 месяцев балансировки и доработки action/RPG наконец-то вышла и, судя по статистике Steamspy , неплохо продается. В чем же секрет проекта?

Cairn, мир Grim Dawn, действительно мрачное место. Это руины некогда могучей технологической цивилизации, достигшей уровня конца XIX – начала XX веков. Cairn стал ареной борьбы двух могучих потусторонних фракций, эфирных и хтонических существ. Первые ищут способ использовать человеческие тела как ресурс, вторые хотят уничтожить людей, чтобы не дать противникам сделать это. Противостояние почти уничтожило человечество и истончило ткань реальности, впустив в мир монстров. Небольшие группки выживших прячутся в последних поселениях. Надежда покинула этот мир.







По настроению Grim Dawn — одна из самых мрачных action/RPG последнего времени. Несмотря на то что с точки зрения стиля и сеттинга игра похожа на и (сравните хотя бы охотника на ведьм на титульных артах всех трех игр), по духу Grim Dawn ближе к… Diablo II. В ней есть то, чего, по мнению олдскульной публики, так не хватало – атмосфера мрака и безысходности.

Сообразно сеттингу, в Grim Dawn в ходу и огнестрельное оружие, и магия. Причем еще как в ходу. Например, для того, чтобы расчистить проходы в самые богатые закутки подземелий или вскрыть особые сундуки с добычей, вам понадобится… динамит. Все игровые классы – дуальные. На втором уровне вы выбираете себе первую специализацию, на десятом – вторую. И хотя вы можете вообще не развивать дополнительный класс, получив чистого воина, стрелка, шамана, оккультиста, мага или убийцу, самые интересные персонажи – использующие лучшее из двух миров. Опять-таки, что может быть приятней, чем оглушить монстра каким-нибудь хитрым заклинанием, а потом изрешетить его из револьвера. Учитывая чистые классы, в вашем распоряжении 25 базовых вариантов развития героя, а принимая во внимание, что очков опыта на все ветки умений даже одного класса явно не хватит – вариаций в развитии персонажа становится еще больше. Благо всегда можно сбросить неудачную сборку и попробовать распределить очки по новой.







Еще одна возможность развития уникального персонажа – система Веры. Это набор из 82 созвездий, состоящих из 434 звезд, открытие которых наделяет вашего персонажа определенными пассивными и активными бонусами. Дополнительный бонус положен за полностью открытое созвездие. При этом призываемые божественные силы навешиваются на уже имеющуюся базовую атаку или заклинание, с определенной вероятностью срабатывая во время его использования. Звезд 434, а очков, которые можно потратить на Веру, ровно столько, сколько разрушенных или испорченных святынь вы сможете найти и очистить во время скитаний по миру. В любом случае во всем Cairn их только 50, так что попробовать все созвездия получится лишь за несколько прохождений. Это, конечно, не пугающе необъятная схема умений в , но очень и очень неплохо. В Path of Exile, честно говоря, был уже перебор.







Но и на этом возможности кастомизации персонажа не заканчиваются. Вы можете получить дополнительные активные или срабатывающие с определенной вероятностью заклинания вместе с предметом или после его улучшения одним из специальных камней. Учитывая, что подобных полуавтоматических умений можно получить несколько, ваш персонаж во время боя превращается в настоящую машину смерти, окруженную опасной для врагов аурой и сыплющую молниями или огненными шарами. И выглядит, и играется это очень здорово, добавляя драйв, заставляя бросаться в гущу противников.

Отдельная история — подбор амуниции. Как и сами-знаете-где, здесь есть обычные, магические, редкие, эпические и легендарные вещи многих классов, плюс 20 000 (!) комбинаций магических префиксов и 200 редких префиксов. Плюс уникальные создаваемые по рецептам предметы. Плюс улучшающие вещи материалы. Одним словом, лута здесь много, и подбор амуниции — своеобразная игра в игре, подгоняющая в поисках все новых врагов и новой добычи. Оставить себе этот клевый эпический набор или его уже пора менять на простую магическую вещь высшего уровня? Вечная проблема action/RPG.







Кстати, доступ к лучшей амуниции и рецептам открывается по мере зарабатывания репутации, отдельной для каждой из фракций. Причем бонусы могут быть и отрицательными. Чем больше вы насолили тем или иным противникам, тем больше существ такого типа будет появляться во время боя.

В Grim Dawn в целом неплохой сюжет, включающий в себя несколько историй с возможностью влиять на их развитие. Вот только большинство из них подано в виде записей и диалогов. Здесь явно не хватает модных роликов в стиле Blizzard, хотя бы между актами, граница между которыми сейчас практически не заметна. Можно было бы обойтись и без дорогой CGI, а ограничиться 2D-комиксами в стиле вступительного ролика. Тем более что он получился очень неплохим.







Grim Dawn — большая игра. На прохождение у вас уйдет 70-100 часов, это если не отвлекаться на гринд и прохождение уникальных, запираемых у вас за спиной подземелий с особо мощными монстрами и лутом, пройти которые можно только до конца, без возможности вернуться и телепортироваться. Плюс прохождение другой комбинацией классов, плюс мультиплеер, плюс хардкорный режим и т.д. Одним словом, зависнуть здесь можно надолго. Некоторые отзывы на Steam написаны людьми, наигравшими 100, 200, 300, 500 и более часов. Это о многом говорит.

С точки зрения графики Grim Dawn недалеко ушел от тех же и . Но здесь отличная реализация освещения, оживляющая подземные уровни, плюс мрачная палитра и ржавый налет на всех предметах добавляют картинке шарма. А еще в игре отличный динамический саундтрек, ненавязчивый, но подчеркивающий геймплей.








Но самое главное, чувствуется, что Grim Dawn сделана с удовольствием людьми, которые понимают толк в играх. Система «еще уровень и спать», «еще подземелье и перерыв» здесь работает, а это лучший комплимент для action/RPG.

Кажется, сделать хорошую action/RPG не так уж и сложно, благо примеров для подражания в этом жанре достаточно. На деле же в балансе игры такое количество незначительных на первый взгляд нюансов, что из одних и тех же исходных ингредиентов можно приготовить совершенно разные блюда. В случае Grim Dawn все сделано идеально. Это правильная action/RPG. Возможно, самая правильная со времен Diablo II.

Оценка сайт

Плюсы: Классический геймплей, богатые возможности развития персонажа, гибкость ролевой системы, интересный сеттинг, правильная атмосфера, множество вариаций оружия и брони

Минусы: Нет генерации карты, не хватает сюжетных роликов

Вывод: Правильная action/RPG. Возможно, самая правильная со времен Diablo II

Является представительницей жанра action RPG. Разрабатывается она создателями небезызвестного Titan Quest и в нем же берет свое начало, являясь его идейным и духовным наследником. Здесь используется улучшенная версия движка Titan Quest , а также многие элементы его игровой механики и классовой системы. Однако, в отличии от предшественника, основанного на греческой мифологии, в Grim Dawn (или Мрачном Рассвете) нам предстоит исследовать иной, действительно мрачный и суровый мир Каирна. Процветавшая здесь империя людей была практически уничтожена. Каирн наводнили две противоборствующие силы, вторгнувшиеся извне, Эфириалы и Хтонийцы, которые сделали этот мир очередным полем сражения. Оставшиеся люди цепляются за выживание в быстро изменившемся мире.

В показан своего рода постапокалипсис в фэнтези сеттинге, и на этом сделан немалый акцент. Вокруг представлена разруха и различные последствия вторжения потусторонних сил. Выжившие люди объединяются в небольшие группы, создают убежища, обеспечивая себя самым необходимым, и стараются изучать своих новых врагов, пока те заняты борьбой друг с другом. Значительные изменения коснулись и быта. Золото и драгоценности утратили свое значение. Основной валютой теперь является железо, стал важен различный хлам из металла и обрезков кожи. Соль теперь тоже используется не для еды, ее главное применение теперь – оружие против духов и демонов. Среди тех немногих, кто пережил воздействие сил иного мира, стали обнаруживаться новые способности. Возможности, что они несут, пока не совсем ясны, как и роль, которую им предстоит сыграть в судьбе Каирна. И, разумеется, одним из таких персонажей и предлагается сыграть.

Ролевая система игры также схожа с Titan Quest. Есть три основные характеристики на классическую тему силы, ловкости и интеллекта, в которые по мере прокачки вкладываются очки. Они влияют на способности, параметры атаки и защиты, а также на то, какого рода экипировку мы будем носить. При создании героя мы выбираем ему только пол, внешность же без особых вариаций. А вот класс персонажа (мастерство по-местному) мы выберем уже по ходу игры после 2 уровня. Всего их на данный момент 6: Солдат, Оккультист, Подрывник, Ночной клинок, Мистик, Шаман. У каждого свой набор умений, а также особенный стиль игры за него.

Дальше нас ожидает главная особенность прокачки – после 10 уровня открывается возможность взять 2-ое мастерство в дополнение к первому. Это предоставляет немалые возможности по созданию мультиклассовых персонажей . Можно создать стрелка, который для поддержки в ближнем бою использует демонических питомцев. Или же ловкого убийцу наряду с клинками, замораживающего своих врагов. Тут уже есть где разгуляться. Доступных для развития классов смешанных и базовых в сумме получаем 21, что, согласитесь, выглядит интригующе. Но даже в пределах одной из таких комбинаций есть по несколько вариантов развития, которые могут сильно отличаться друг от друга, как используемым оружием, так и дистанцией, стилем боя, а также набором активных умений. Конечно, можно оставить только одно мастерство и стараться по максиму развить его. В целом, разнообразия в данном вопросе предостаточно.

Впрочем, на этом рост нашего персонажа в плане прокачиваемых навыков не заканчивается. Из более поздних нововведений имеется также система «набожности » в виде созвездий на карте неба. Она призвана расширить развитие героя и усилить его сильные стороны либо скомпенсировать недостатки. Среди данных умений есть как пассивные навыки, дающие приятные бонусы, так и активные, которые можно привязать к нашим основным умениям, придав им дополнительные эффекты. По мере прохождения время от времени будут встречаться алтари, восстанавливая или очищая их, мы будем получать очки для новых созвездий. В результате простор для билдостроения огромен, а на высоких уровнях зачастую требует и весьма продуманного подхода.

Присутствует в Grim Dawn и несложная система крафта . Выбирая одного из кузнецов для создания предметов, предстоит решить, какие из параметров физические или же магические сильнее востребованы для нашего персонажа. Оружие и доспехи можно усиливать с помощью найденных реагентов, а также улучшать различными примесями, которые продаются у союзных фракций. По мере того, как мы повышаем свою репутацию с ними, выполняя побочные квесты и убивая определенные типы монстров, нам открываются более широкий доступ в магазин фракции, а также новые задания, некоторые из которых ведут в скрытые локации. И в то же время репутация работает и для враждебных сил. Мы становимся заметнее для противника, и со временем против нас будут посылать более опасных врагов. Самые могущественные из них – Немезиды . Встретить которых можно на финальной сложности игры, и бои с ними зачастую становятся серьезным испытанием даже для опытных игроков.

Что же касательно самого лута, то в игре нас ждет обилие разнообразных предметов. Самыми мощными из них являются легендарные , возможность получать которые откроется после 50-ого уровня . И подобрать себе комплект необходимых доспехов можно практически для любого составленного нами билда. Но в этом кроются и свои минусы: различной экипировки много и найти нужную зачастую бывает сложно, особенно вначале, и в целом требует немало времени. С монстров вещи по большей части падают случайно и независимо от выбранного нами класса. Персонажи союзных фракций тоже не любят баловать. Играя, допустим, за воина со щитом, будьте готовы получить в награду за выполнение квеста ружье или магическую робу.

Рассчитана на ветеранов жанра и делает ставку на то же, что и предшественники. Ждать каких-то неожиданных нововведений, способных вас удивить, не стоит. Во главе угла здесь зачистка монстров и старательное развитие своего героя. Хочется отметить, что начиналось создание игры с нескольких человек, да и по ходу разработки их количество не превышало 10. Собственно, игра не позиционировалась как AAA проект и не демонстрировала больших амбиций. Но в тоже время приятно видеть, что игрой старательно занимаются и продолжают развивать. Разработчики прислушиваются к сообществу игроков при вводе новинок и балансировке различных аспектов.

С момента выхода в альфа версию, когда в игре был один акт, от силы 10 часов геймплея, и выглядела она немногим больше чем модификация для Titan Quest, пройден огромный путь. Grim Dawn значительно разросся вширь, обзавелся собственной вселенной и стал самобытным. Сейчас в активной разработке находится первое полномасштабное дополнение для игры, которое добавит новых противников, локации, снаряжение, а также принесет еще 2 классовых мастерства (инквизитора и некроманта) для любителей создавать уникальные комбинации способностей. Игре еще есть куда развиваться, и пока она не собирается останавливаться.

Dawn vs Diablo 3

Разработчик/издатель: Crate Entertainment
Жанр: hack’n’slash
Похожие игры: Titan Quest, Diablo 2, Path of Exile
Платформы: ПК
Минимальные системные требования: Win XP 32, процессор 2,3 ГГц, 2 ГБ ОЗУ (4 ГБ для хоста в сетевой игре), GeForce 6800 или Radeon X800, 5 ГБ на жестком диске.
Рекомендуемые системные требования: Win 7 32, процессор 3,2 ГГц, 6 ГБ ОЗУ, GeForce 500 или Radeon 6000 с 1,5 ГБ памяти.
Мультиплеер: кооператив, PvP, до 4 игроков

Чего в 2015 году не хватало, так это новых hack’n’slash-ей. С другой стороны, и не думают уходить на покой, к ним постоянно выходят какие-то обновления. 15 января стартовал 5-й сезон Diablo 3 – прекрасный повод посмотреть, как изменилась игра за два года после дополнения . Сезоны сами по себе новшество – позволяют начать игру с нуля, не пользуясь вещами и ремесленниками других ваших героев. Снова 1-й уровень, снова пустые карманы – держите меня, монстры!

Но монстры не держат удар ни на «высокой» сложности, ни на «Эксперте». Кто-то в Blizzard решил, что Diablo 3 интереснее, если враги гибнут с одного клика, а игрок живуч так, что может забыть про лечебные бутылки. Поднимаемся на «Мастера» – и получаем целых 15 минут напряженного геймплея. Затем «лут 2.0» услужливо подбросит читерских вещей, в которых показатели героя вырастают вдвое. И ведь не это еще абсурд! А вот что с 200% прибавкой к опыту вы будете брать уровни каждые 5-10 минут, не успевая даже пробовать новые способности – это уже не «прощай хардкор». Это «прощай hack’n’slash, получите симулятор всеуничтожающего божества». Через два часа «игры с нуля» вы смотрите на своего героя 70-го уровня, одетого в легендарные и сетовые вещи (для них рецептов – как грязи в режиме приключений). Впереди – бесконечное накручивание счетчика «парагона» и уже 10 уровней «Истязания».

Нет, не подумайте. Diablo 3 по-прежнему развлекает, но теперь это абсолютно казуальный аттракцион. Красивые спецэффекты и разрушаемость. Легендарки, которые через час ломаешь, но сразу-то им рад. Куб Канаи, чтобы самому сделать шмотку своей мечты. Всё новые задания, монстры и локации, которыми трудолюбиво пополняет свой конструктор уровней Blizzard. Но настоящие фанаты hack’n’slash от этого уже устали. Мучает ностальгия по , хочется хардкорного испытания, в котором только и понимаешь, насколько хорош твой персонаж.

Новым игроком в жанре hack’n’slash станет Grim Dawn – игра от создателей , разработка которой, похоже, подходит к завершению. Grim Dawn и сделана на движке Titan Quest , но хотя последняя по графике до сих пор даст фору многим, в Grim Dawn особых красивостей мы не увидим. В команде разработчиков всего восемь человек, а приоритеты у них совсем не такие, как сейчас у Blizzard.

Grim Dawn – классическая hack’n’slash, где мало кликать мышью – нужно еще планировать развитие героя, ведь монстры заставят пожалеть за каждый просчет. Боевка, опять-таки, отсылает к Titan Quest . Образно говоря, если герой Diablo растет в ширину, то герой Grim Dawn – в глубину. Здесь не так уж много активных умений на класс, но для каждого со временем открываются улучшения, добавляющие новые эффекты, типы урона, критические срабатывания. Сложность планирования начинается уже с того, что игрок сам выбирает два дерева умений из шести. Можно взять как очевидное сочетание (шаман-чародей или солдат-убийца), так и неожиданное (подрывник-оккультист) – всего получаем 15 классов. Хотите – создайте воина-рефлектора, колдуна с тотемами или стрелка, чей залп – форменный армагеддон.

Вторая часть прокачки – набожность – отсылает уже к Path of Exile с ее гигантской паутиной развития. Набожность – это тоже несколько сотен преимущественно пассивных бонусов, только здесь они собраны в группы – созвездия. Особенно примечательны Celestial Powers – эти эффекты привязываются к конкретному умению вашего героя, которое вы сами выбираете. Например, можно прикрепить к атакующему скиллу землетрясение или вызов стаи соколов, а к защитному – остановку времени. Celestial могут срабатывать при гибели врагов, при критическом ударе или если у героя мало здоровья. Примечательно, что набожность совсем не привязана к классу, что дает игроку огромный простор для экспериментов.

Также важно, что очки набожности выдаются не с повышением уровня, а за очищение специальных алтарей. Самое сложное – найти такой алтарь, для чего придется как следует изучать карту, зачищать секретные локации, а зачастую искать редкие предметы-ключи. Уровни нарисованы вручную, но на них случайно расставляются препятствия, так что каждый раз одну локацию нужно проходить другим маршрутом. Предмет особой гордости разработчиков – 300 боссов с уникальными скриптами, которые могут встретить игрока в самый неожиданный момент и не всегда в одиночку.

Grim Dawn даже на обычной сложности не дает зевать: легко попасть в окружение стрелков, не заметить отравленную лужу под ногами или оказаться запертым в тесной комнате с боссом. Если вам этого мало, в любой момент можно включить режим ветерана, где монстры-чемпионы встречаются гораздо чаще. Вдобавок, игра рассчитана на три прохождения, как в Diablo 2 . Прошли Нормальную сложность – стартуем заново на Элитной, а затем и Предельной – уровни врагов и награды соответственно возрастут. Не забыли и хардкорный режим, где смерть персонажа окончательна.

Еще одним плюсом Grim Dawn (относительно Diablo 3 , в первую очередь) является сюжет. Он есть. Он не заезжен убийством-воскрешением одних и тех же злодеев. Его развитие не так уж просто предсказать. Вначале мы наблюдаем только зомби-апокалипсис в декорациях неовикторианского фэнтези. Но постепенно масштабность растет, и закончится все войной двух потусторонних рас, в равной степени желающих гибели человечества. Grim Dawn пытается быть немного RPG. В диалогах есть выбор реплик, в квестах – варианты прохождения. Даже начисляется репутация у нескольких фракций, что открывает и новые задания, и vip-ассортимент магазинов. Вообще в hack’n’slash такие элементы обычно не приживаются, но в Grim Dawn они, по крайней мере, не мешают – всегда можно пройти игру, кликая все реплики подряд.

Сейчас главная слабость проекта – малые силы разработчиков, так что хорошая механика слишком медленно обрастает контентом. Blizzard тоннами добавляет в Diablo 3 новые модели, локации, механики-однодневки, а через год безжалостно выбрасывает их и начинает выдумывать все заново. Grim Dawn – это все-таки инди, и сделано тут все скромно, без претензий на художественную оригинальность. Причем страдает более разнообразие, чем проработка: поначалу графика приятная, но со временем хочется радикальной смены обстановки, а ее не происходит – и это в игре, где нужно досконально исследовать мир! Не говоря уже про недоделки, которые списываешь на ранний доступ: никакой озвучки, роликов, порой раздражающий интерфейс.

Отдельные простые решения стоило подсмотреть у Diablo 3 . Вполне разумно, когда вам падают редкие вещи преимущественно под ваш класс. Правильно, что уникальные предметы имеют низкоуровневые версии. Хорошо, когда ремесленники востребованы не только на высоких уровнях, а всегда могут что-то вам предложить. В Grim Dawn изобилие цветных шмоток, но почти все отправляются в магазин – это грубо по нынешним меркам для hack’n’slash.

Grim Dawn может гордиться своим сообществом, в том числе русскоязычным, благодаря которому существует сносный перевод игры . Поддерживаются модификации. И это несмотря на кусачую цену ($15 в Steam). При большом выборе free-to-play альтернатив (в числе которых крутая Path of Exile ) платить деньги за сырую игру согласится не каждый. Разумно было выпустить хотя бы демо-версию, но и на это, видно, у Crate нет ресурсов.

Радости:

  • Многоуровневая прокачка с широкими возможностями для экспериментов
  • Достойная сложность, уникальные боссы
  • Исследование мира как важная часть игры
  • Неплохой сюжет и вселенная
  • Музыка
  • Мультиплеер

Гадости:

  • Бедный дизайн

Оценка: 7,9

Мы бы не ставили оценку Grim Dawn , будь у нас надежда увидеть ее радикально похорошевшей к официальному релизу. Но с имеющимися силами разработчиков игра может и дальше зависать в состоянии перманентного тестирования и доработки. Тем не менее, для любителей жанра, способных закрыть глаза на черновой внешний вид, Grim Dawn – одна из самых глубоких наследниц Diablo 2 .