Как избавиться от мук совести? Угрызения совести. В.Г.Кушнаренко-Суртаева

Угрызения совести были всегда любимой темой для поэтического изображения (например, «Макбет» Шекспира).

Угрызения нашей совести прямо пропорциональны добродетелям, которые в нас еще живы, а не нашим порокам.

Даниель Стерн (графиня д’Агу)

Что такое суд совести в его предельном проявлении, замечательно выразил Варлам Шаламов:

Меня застрелят на границе,

Границе совести моей.

Кровавый след зальет страницы,

Что так тревожили друзей.

Испытывать угрызения совести можно из-за совершенного поступка, а можно из-за мысли, что характерно для взрослой развитой личности. Однако до этого уровня доходят не все.

Однажды Франциск Ассизский подменял отца в лавке, в нее вошел нищий и попросил милостыню «из любви к Господу». А Франциск в это время перекладывал товар и недобро ответил: «Бог подаст». Но когда нищий ушел, Франциска как громом поразила мысль, что если бы у него попросили сейчас не черствый кусок или медный грошик за ради бога, но штуку сукна или кошель золотых для какого-нибудь графа или барона, он бы нипочем не отказал! А бедняку отказал в хлебе насущном!.. С тех пор, гласит житие, он отдавал нищим, коли встретит, все, что было в карманах, а когда денег не оказывалось, снимал с себя одежду и отдавал ее.

Памятные книжные даты, 1982. С. 129–130.

Угрызения совести могут быть различной интенсивности. Например, терзания совести у Л. Н. Толстого были столь велики, что разрушали его жизнь, отношения с семьей, близкими людьми. Зеньковский называл это нравственным самораспятием, настоящей тиранией духовного начала.

Мера переживаний зависит от характера поступка и уровня сознательности человека, от его способности и привычки справедливо и критично оценивать собственное поведение и поведение других.

Угрызение совести - это больной зуб, растущий из самой глубины отчаявшегося сердца.

Э. Долберг

Часто угрызения совести связаны с ложью, обманом, особенно в тех случаях, когда ложь не дозволена, когда была достигнута предварительная договоренность не лгать друг другу. В этом случае жертва доверяется лжецу, не предполагая, что ее водят за нос. Лжецы гораздо меньше испытывают угрызений совести, когда объекты их обмана безличны или незнакомы. Когда жертва обмана анонимна, гораздо легче потворствовать всякого рода фантазиям, уменьшающим собственную вину, например, представлять, что ей это совсем не повредит и, возможно, никто даже ничего и не обнаружит, или еще того лучше - что она сама этого заслужила или сама хочет быть обманутой.

Взаимозависимость угрызений совести и боязни разоблачения далеко не однозначна. Боязнь разоблачения бывает весьма сильной и при очень слабых угрызениях совести. Когда обман санкционирован, угрызения совести, как правило, невелики, однако санкционированность обмана обычно повышает боязнь разоблачения. При этом, однако, те же самые факторы, которые усиливают угрызения совести, могут уменьшать боязнь разоблачения. Лжец может чувствовать себя виноватым, вводя в заблуждение доверчивую жертву, но у него не будет особых оснований бояться, что его разоблачат, поскольку сама жертва даже не допускает мысли об этом. Конечно, можно и страдать от мучений совести и одновременно очень бояться быть пойманным или же почти не чувствовать ни того ни другого - все это зависит от конкретной ситуации, а также от личности лжеца и жертвы.

Притча «Осколки в сердце»

Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла и пошел себе дальше.

Прошло тридцать лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение - все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.

Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло? Это был я. Прости меня, - сказал человек.

Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце тридцать лет, - ответил слепой.

Как ни странно, но некоторым людям нравится испытывать угрызения совести. Порой они даже специально лгут для того, чтобы таким образом помучиться.

Угрызения совести усиливаются в тех случаях, когда:

Жертву обманывают против ее воли;

Обман очень эгоистичен, жертва не извлекает никакой выгоды из обмана, а теряет столько же или даже больше, чем лжец приобретает;

Обман не дозволен, и ситуация предполагает честность;

Лжец давно не практиковался в обмане;

Лжец и жертва придерживаются одних и тех же социальных ценностей;

Лжец лично знаком с жертвой;

Жертву трудно обвинить в негативных качествах или излишней доверчивости;

У жертвы есть причина предполагать обман или, наоборот, лжец сам не хотел бы быть обманут.

Для угрызений совести не нужна публика, в этом случае человек сам себе судья. Такого рода переживания отражены в стихах Оксаны Чиповской «Совесть» и Евгения Евтушенко «Муки совести».

Моральным результатом этих переживаний является раскаяние , нравственный смысл которого - гармонизация отношений между долгом и совестью.

Чтобы до конца жизни не испытывать мук совести за то, что мог бы что-то сделать, предпринять, а забыл, не успел, не придал значения и т. д., что часто случается после смерти родителей, людям надо вовремя выполнять все свои земные обязанности, свой долг перед другими.

Каждое падение это возможность чему-то научиться, получить ценный взгляд в собственный мир, взять большую ответственность за свою жизнь. Однако частое переживание разочарований через свои моральные падения вызывает то, что чувство вины нас не оставляет, и мы сами себя осуждаем. В таких ситуациях чувство вины вредно: оно становится муками вместо того, чтобы быть стимулом. Чувство вины сопровождает нас в жизни, а угрызения совести - это нормальный опыт для большинства из нас.

То, как мы воспринимаем чувство вины, влияет на наше эмоциональное и духовное развитие. Только психопат утверждает, что не имеет чувства вины.Но этот тип личности не является предметом наших размышлений. Мы будем говорить о тех, кто в своей жизни переживают нормальное чувство вины. Абсурдным является утверждение, что мы никогда не должны чувствовать вину ни по какому поводу. Если бы это было правдой, то наше общество было бы поистине психопатическое. Никто из нас не был бы в безопасности при чьем-то присутствии.

Нормальное, здоровое чувство вины является тем, что предохраняет здоровье общества. Чувство вины может быть стимулом, быстрым, болезненным сотрясением, которое направляет нас к перемене. Угрызения совести помогают признать, что мы поступили плохо - и именно так должно происходить. Эти ощущения должны также помочь нам учиться на собственных ошибках. Останавливались ли мы когда-нибудь, чтобы осознать, как много падений, ошибок, грехов в нашей жизни? Как мы справляемся с последствиями этого всего - с чувством вины, и учимся на пережитом? Иногда мы заключаем себя сами - за решеткой угрызений совести.

Такое состояние называется хроническим чувством вины. Оно не оставляет человека после прощения, отпущения грехов, акта сожаления, даже после возмещения за совершенный проступок, оно постоянно тяготеет над человеком и парализует его. Так чувство вины становится невротическим и мешает нормальному функционированию. Иногда видим такое самонаказание из-за развода супругов, смерти любимого человека, потери работы, или из-за разочарования; также и в том случае, когда мы специально кого-то раним, когда мы мстительны. В таких случаях виноватая сторона без необходимости мучает себя за свои недостатки и ошибки.

Сознательно или подсознательно люди иногда наносят себе раны, чтобы самому определить для себя наказание. Чрезвычайно важно иметь контакт с тонким, скрытым чувством вины и добывать его на поверхность - иначе оно дезорганизует нашу жизнь. Заглушенное чувство вины будет преследовать нас в другой форме: беспокойства, депрессии, раздражения или в виде различных психосоматических отклонений. Иногда мы имеем угрызения совести без очевидного повода. Мы сознательно ничего не сделали плохого. Говорим: «Имею угрызения совести, но не могу сформулировать, почему». Такое нелепое чувство может создавать беспокойство и бесконечные пытки. Время от времени такие чувства могут нас мучить. Если позволим им себя «достать», они способны завладеть нашей жизнью. Преимущественно это нелогично и безосновательно.

Решение проблемы чувства вины не означает освобождение от последствий наших падений. Мы будем с этим жить и исправлять содеянное, например - заплатить за тарелку, которую разбил, швырнув ее в брата; опровергнуть ложь, которую сказал о ком-то. Последствия травм особенно для нас болезненные, когда речь идет о наших близких отношениях. Потому случается, что несмотря на полученное от оскорбленного прощение, несмотря на сожаление за содеянное, наша связь не восстанавливается в прежнем виде или даже распадается. Так распадаются семьи; когда один из партнеров способен убедить другого вернуться - доходит до развода. В таких ситуациях нужно больше времени, чтобы угрызения совести погасли.

Вина... Порой это тяжелое чувство становится для нас тяжким бременем. "Почему Я - плохой человек?" - звучит тоскливый вопрос в голове... Угрызения совести такого типа - это страдание, а от страдания всегда хочется избавиться. Этим, конечно, сразу пользуются ушлые псевдописатели, которые предлагают нам свой продукт а-ля "как избавиться от чувства вины за 10 дней?", где учат не просто перестать ощущать вину, а кичиться: "да, я очень плохой человек и это хорошо - я пойду по трупам и меня ничего не остановит".

Однако же даже воспользовавшись такими ловкими советами, у большинства нас ничего не получится. Потому что природа ощущения "Я такой плохой человек" лежит очень глубоко в нашем подсознании, в ощущении морали и нравственности, в мировоззрении и в наших желаниях. Все это значит, что обуздать угрызения совести можно только в случае, если получится раскрыть первопричины таких состояний.

Ÿ Почему возникает чувство, что Я - самый плохой человек?
Ÿ Что толкает человека быть «плохим»?
Ÿ Что делать, если кажется, что я - плохой человек, и это ощущение мешает жить?

Сегодня словосочетание "плохой человек" стало довольно модным. Понятия "добра" и "зла", "хорошего" и "плохого" очень часто выворачиваются в ту сторону, которая нужна. Спекуляций на этот счет не счесть: чего только стоят тесты а-ля "плохой ли я человек?" или "какой злой персонаж из кинофильмов мне больше всего подходит?" За всей этой мишурой понятия о добре и зле словно бы размываются, стираются рамки и форматы, и мы уже стоим перед новой реальностью, где все дозволено и можно быть таким, каким пожелаешь. Даже злодеем всех времен и народов, а также галактик.

На фоне всего этого все же остаются люди, для которых ощущение себя, как плохого человека приносит страдание. В народе говорят - мучаются угрызениями совести. Оторваться как-то от этого чувства вины у таких людей никак не получается, как бы он ни старался и какие практики бы не применял. Ощущение себя плохим человеком словно бы въедается в них и не отпускает.

Почему одни люди мучаются от ощущения собственной плохой натуры, а другие - нет?

В корнях того, что один человек не ощущает за собой вины, а другой - наоборот ощущает все тяготы угрызений и мук совести, лежит природном наборе векторов человека, их внутренних состояний наполненности, развития. Если, скажем, человек обладает кожным вектором , то он сам никогда не склонен испытывать ощущение вины, оно ему чуждо в принципе. Для него "вина" - это лишь слово, значение которого он до конца не осознает, точно так же, как и "обида". Кожник никогда не держит зла долго - с него все обиды, как с гуся вода. Именно кожные и проводят курсы, предназначенные помочь учащимся не унывать от ощущения "Я - такой плохой человек".

Совсем по-другому ощущают себя люди с анальным вектором и зрительным векторами . И без понимания разницы психотипов таких людей невозможно разобраться, откуда берется мысль о том, что Я - такой плохой человек.

Я такой плохой человек: каюсь, мучусь, но ничего не могу поделать

Разделение поступков на добрые и злые - прерогатива зрительного вектора. Именно он оценивает мораль и нравственность человека по отношению к себе, к другому, к обществу. Чем выше развитие зрительного вектора, тем выше он ценит красоту. И в первую очередь красоту внутреннюю, душевную. Через культурные ценности зрительная мера вводит понятия, что такое хорошо и что такое плохо, для всех остальных. Нельзя убивать, нельзя воровать - все это нельзя, потому что плохо. Развитый зрительный человек никогда не совершает таких поступков, а если совершает, то мучается ощущением, что сделал плохой поступок.

Но людей с одним только зрительным вектором не бывает на свете. В нем обязательно есть еще какой-нибудь вектор. В сочетании с неразвитым кожным, у человека вообще может отсутствовать ощущение стыда - он может делать все, что угодно и никогда не казнится за это. Например, брать деньги за тренинги "Как перестать волноваться, что ты такой плохой человек?", которые не дают никакого эффекта.

Другое дело, когда речь идет о сочетании анального и зрительного векторов. Дело в том, что именно в анальном векторе лежат ощущения "обиды" и "вины", как краеугольные камни психического квадрата такого человека. Обладая хорошей памятью, анальник хорошо помнит все на свете. Если человек развит, то он выносит свои знания наружу и создает историю для следующих поколений. Если же нет, то он накапливает внутри себя никому не нужный опыт: обиды (за то, что не дали то, что должны были дать) с одной стороны и чувство вины (за то, что я сам не дал то, что обязан был дать) с другой стороны.

Очень часто анально-зрительный человек в состоянии нехваток делает такое, за что потом ощущает чувство вины, но все же повторяет это дело раз за разом. Он понимает, что это плохо, что так делать нельзя, но все равно делает это. Так происходит потому, что анальный человек, чтобы сбросить свои фрустрации, стремится обмазать другого грязью - это самый примитивный способ утоления внутренней боли. И очень часто он им пользуется, даже не отдавая себе отчет в своем поступке. Но для его зрительного вектора такое поведение - неприемлемо. Поэтому он часто ловит себя на горячем - упрекает сам себя "Почему я такой плохой человек?"

Ярким примером такого феномена может служить женщины, у которых есть сочетание анального и зрительных векторов. Они очень любят сплетничать за спиной у товарки или коллеги. Да не просто сплетничать, а обсуждать в самых негативных тонах и красках. В такие моменты они испытывают истинное удовольствие, обмарав ее с ног до головы, обсудив все ее грехи и обсосав косточки. Но как только виновница сплетен появляется на горизонте, они улыбаются и ведут себя более чем дружелюбно. При этом что-то внутри подсказывает, что поступают они очень и очень плохо. "Что за натура у меня такая гадкая?" - думает каждая из них, но уже через день или два обязательно повторит процедуру сплетни.

При сочетании анального, зрительного и кожного векторов в одном человеке, могут быть интересные сценарии. Анально-кожно-зрительный человек может, например, быть крупным коррупционером, грабя народ, или изменять жене, и зрительное подсознательное будет постоянно мучить его вопросом "почему я такой плохой человек?", раскачиваясь на анальном чувстве вины, но противостоять искушению он не в силах.

Ощущение, что "Я - плохой человек" может возникнуть и у звуко-зрительных людей, когда звуковой вектор находится в состоянии ненависти ко всем вокруг из-за депрессии. Такой злой "гений" может хотеть Апокалипсиса, конца света. Собственные звуковые мысли о ненависти воспринимаются зрительным вектором как чрезвычайная черствость и больно ранят самое себя. На этой контрарности возникают мучения еще хуже, чем внутри анально-кожного изменщика, ведь там они животного происхождения, а здесь - эмоционально-душевного, что на порядок выше.

Почему не каждый человек может спокойно жить дальше, сделав плохое дело или не совершив хорошего? Почему нас настигают угрызения совести? Как с ними бороться? Долгое время ученые не могли найти ответы на эти вопросы.

Первоначально считалось, что муки совести - это продукт деятельности определенной зоны мозга человека, которая якобы находится в области лба. Как оказалось, причина действительно кроется в нашем организме: не только в сером веществе, но и в генах. Кроме того, сильное влияние оказывает воспитание индивида, его характер. Но ощущать укоры совести в той или иной мере способны все, без исключения. Согласитесь, каждый из нас хоть раз в жизни начинал корить себя за какой-либо поступок. Мы раз за разом прокручивали в голове злосчастную ситуацию, чтобы найти из нее более приемлемый выход.

Что такое совесть?

Совесть, или, как еще говорят, позднее сожаление, настигает нас в моменты, когда мы понимаем, что сделали что-то плохое, поступили неправильно. Она приходит в виде бесконечного потока мыслей. Но это не просто обычные думы, сопровождающие нас на протяжении дня. Это съедающие, нагнетающие и надоедливые фразы: «Если бы я поступил по-другому, ничего плохого не случилось бы», «Это не мои проблемы, каждый выкручивается как может, я помогать не обязан», «А если есть шанс все еще исправить?» и так далее. Безусловно, каждый испытывает муки совести по-разному, ведь мышление у всех отличается.

Да, раскаяние - это не что иное как голос разума, заложенный матушкой-природой еще на ранних этапах формирования человеческого сознания. Он «живет» в нас для того, чтобы мы могли отличать плохое от хорошего, правильное от неправильного. Только единственное природа не учла: думать о последствиях мы начинаем лишь после того, как что-то натворили.

Быть может, это вовсе не маяк, дающий нам шанс сделать верный выбор, а наказание за неверный? Ведь сожаление порой доставляет массу неудобств. И одно из них - невозможность думать о чем-либо ином, кроме своего нечестного проступка. Совесть помогает нам впредь сначала думать, а потом уже делать. Однако не все умеют учиться на своих ошибках.

Стыд и совесть - одно и то же?

Вспомним тот момент, когда в детстве мы краснели из-за того, что приходилось выслушивать упреки родителей по поводу очередной шалости. В те моменты лицо мгновенно заливалось краской. Нам было стыдно. Мы сожалели о своем поступке в данный момент - здесь и сейчас. Чаще всего это как раз и происходило под нажимом других людей, которые, пытаясь научить уму-разуму, пристыжали нас.

А что следовало далее? Да ничего! Мы напрочь забывали обо всех проблемах и брани родителей. От негативных ощущений не оставалось и следа. Дискомфорт проходил достаточно быстро. Ведь, как известно, стыдно нам бывает перед другими людьми, а совестно - перед самим собой. В случае с родителями была допущена ошибка. Взрослые просто пристыдили, вместо того чтобы объяснить. Возможно, если бы они детально расставили все по полочкам, мы бы не только почувствовали стыд, но и совесть. И впредь не совершали бы ничего подобного.

Исходя из этого, можно найти еще ряд отличий между двумя этими понятиями. Стыдно обычно становится сразу после содеянного. Человек пытается исправиться извинением. Он делает все, чтобы разрешить ситуацию, после чего наступает успокоение или даже гордость. Раскаяние же приходит незаметно и порой даже неожиданно. Иногда человека начинают донимать муки совести из-за ситуации, произошедшей неделю назад. Почему так происходит?

Как уже было сказано, именно общество вынуждает индивида признать свою вину. По правилам этикета, он извиняется и забывает о проблеме, так как мозгу был дан сигнал - «отбой». Прощение для нас играет роль самоуспокоения: ведь никаких претензий нет. Угрызения совести появляются лишь в том случае, когда мозг либо «не понял», что извинение и прощение было, либо их действительно не последовало.

«Место жительства» совести в организме человека

Мало кто знает, но существует очень интересная теория. Согласно ей, у каждого органа имеется еще и духовная функция, помимо физиологической. Например, сердце отвечает за душевную боль. Болезни ушей, как оказалось, возникают из-за того, что человек болезненно воспринимает отказы и упреки со стороны других людей. Одновременно желудок, переваривая пищу, вместе с ней «впитывает» впечатления. А за совесть в человеческом организме якобы отвечают почки.

Духовная и физиологическая функции этого парного органа схожи. На физическом уровне почки очищают организм от шлаков и токсинов. На духовном они аналогично пытаются «вывести» все самое плохое, отравляющее наше сознание. Правда, не всегда получается.

Зачем грызет совесть?

Совершенно ясно, что сожаление мы испытываем после того, как совершим проступок и пока не услышим заветного: «Я прощаю тебя». Но зачем человеку оправдываться перед самим собой? Почему нельзя просто забыть о конфликте как о страшном сне и не забивать голову всякой ерундой? Все объясняется легко: муки совести - это не оправдания, которые мы выдумываем сами для себя, дабы успокоиться. Речь идет про ответственность перед теми, кто был обижен.

Мозг человека устроен так, что ему нужно обязательно во всем убеждаться, даже в правоте своего «хозяина». Поэтому мысли по поводу произошедшего - это не что иное, как способ избавиться от надоедливых и порой таких занудных упреков совести. К сожалению, оправданиями и поисками доказательств собственной невиновности не спастись.

Как бороться с муками совести?

Оказывается, к так называемому голосу разума можно даже не прислушиваться, игнорировать его. Наш мозг так и делает в некоторых случаях. К примеру, когда в голове человека есть мысли поважнее самобичевания по поводу того или иного курьеза. Как избавиться от мук совести? Нужно всего-то научиться себя уважать. Ведь если человек имеет низкую самооценку, он будет бояться сделать что-то неправильно. Следовательно, индивид будет постоянно невольно напоминать себе о проколах.

Некоторые имеют особенность выдумывать себе ложные оправдания, которые, по их мнению, могли бы избавить их от угрызений. Но не тут-то было! Ведь тот, кто ищет оправдания, никогда не оказываются правым в итоге. Следовательно, нужно исключить выдумки причин невиновности и как следует поругать себя за содеянное.

И у есть совесть…

Муки совести в судьбе известных литературных героев - достаточно частое явление. Многие из них в той или иной степени задумывались о правильности своих поступков, оправдывались перед самими собой или же продолжали себя грызть. Самым совестливым персонажем русской литературы по праву считается Раскольников. Стоит только вспомнить, как поначалу он бредил тем, что его хотят схватить, посадить, уличить. Герою даже не было стыдно. Мол, старуха-процентщица сама виновата. Раскольников не считал себя «тварью дрожащей». Он уверял себя, что «право имеет» на убийство тех, кто якобы мешает жить порядочным людям. Но после содеянного все изменилось. Муки совести загнали его в угол до такой степени, что он буквально начал И не успокоился до тех пор, пока не получил по заслугам за убийство старушонки.

Анна Каренина - еще одна совестливая героиня. Вот только она корила себя не за убийство, а за измену мужу. Женщина самостоятельно выбрала себе наказание - бросилась под поезд.

Так, в своих произведениях, основанных на психологизме, авторы показывают, какая же все-таки страшная штука - совесть. Ее упреки способны свети с ума, довести до самоубийства. Поэтому не нужно совершать тех поступков, за которые вам было бы мучительно стыдно.

Мы с детства слышим слово «совесть», и иногда люди употребляют его, даже не понимая, что это такое. В этой статье мы хотим разобраться, что такое совесть, и понять, как часто мы поступаем по совести и найти способы, позволяющие избавиться от угрызений совести. Довольно часто люди сравнивают совесть с компасом, который нужен путешественникам, чтобы правильно выбирать дорогу.

Если уметь пользоваться компасом вместе с подробной картой, то в этом случае проблем никаких не будет. Этим они схоже с совестью. Если правильно обучить совесть, то проблем можно избежать, если, конечно же, быстро реагировать на предупреждения своей совести.

Следует отметить, что без совести все мы давно пропали бы. Существует много теорий, которые определяют слово «совесть». Например, в Библии слово совесть означает «знание самого себя».

При этом сам Бог даровал нам способность познавать самих себя, то есть иными словами каждый человек может посмотреть на себя со стороны и оценить себя, или свои поступки, чувства или решения. Совесть содействует нашей радости, но порой она нас сильно мучает.

Каждый имеет свое понятие и представление о совести. К примеру, одни говорят, что совесть – это личный тайник, где хранится душевные качества человека. Другие утверждают, что она есть только у того, кто наблюдает со стороны, ведь по их мнению, тот, кто действует, не имеет совести.

Также бытует мнение, что совесть - это враг, так считают те, кто желает добиться успеха в жизни как можно скорее, даже если успех придет нечестным трудом.

Вне зависимости от выбранной вами точки зрения, советуем вам прислушаться к своей совести. Чтобы не испытывать угрызения совести, вы должны работать над собой, ведь только тогда эгоистичные желания не окажут сильного влияния на вашу совесть.

Очень часто совесть подсказывает нам, в какое направление нам необходимо двигаться и как поступать в разных ситуациях. При этом порой мы отклоняемся от выбранного нами направления, в этот момент нас мучает угрызение совести, так как человек внутри себя понимает, что он делает что-то не так.

При этом долго терпеть угрызение совести могут лишь немногие, как правило, в такие моменты, у людей начинается депрессия, особенно, если они совершили нечто страшное. Например, предательство друга, кто-то спокойно извиняется и делает вид, что ничего не произошло, но кто-то не может даже смотреть в глаза тому, кого предал.

Его в этот момент мучает совесть, он становится раздражительным, нервным, и пока он не выскажется полностью, его совесть будет мучить его. Обычно так поступают люди, у которых родители обращали особое внимание на воспитание. Они с детства вселяли ему моральные ценности, и отступление от них после предательство сильно его гложет.

Это является важным аспектом психологической помощи страдающим данным состоянием, ведь вопрос избавления от него не решаем простыми способами для большого числа людей. Примечательно то, что каждый совершенно индивидуально переживает это и потому требуется совершенно разные подходы к коррекции состояния.

Угрызения совести – это то объективное чувство, которое мучает человека и не дает ему спокойно переосмыслить серьезность случившегося. Возникая по совершенно разным причинам, часть из которых связана с отношениями, причиненными обидами или вредом, невыполнением своих служебных обязательств, они затрудняют профессиональную деятельность и мешают начать дальнейший этап жизни.

Как избавиться от угрызений совести

Помощь друга

Вопрос как избавиться от угрызений совести, которые возникли после пренебрежения профессиональными обязательствами, самый важный, как и связанный с отношениями. Фактически помощь на данном этапе заключается в детальном разборе несчастья, однако, не только своими силами.

Здесь понадобиться помощь друга, который направит на нужный путь. Это значит, что его усилия будут направлены не на рационализацию того, почему это случилось, а на объективный способ компенсации причиненного вреда.

Занятость этим поможет не только получить прощение, которое также является действенным средством для прекращения мучений совести, но и искупить, почувствовать, что все то, что совершено, уже компенсировано и не имеет возможности в дальнейшем повлиять на ситуацию и ваше состояние.

Помощь психолога

Обращение к психологу целесообразно в любых случаях, когда возникают угрызения совести, особенно если объективной возможности исправить последствия невозможно. Смерть по неосторожности, причинение не возмещаемого вреда человеку или убийство: все эти причины собственного беспокойства требуют квалифицированного подхода психолога, иначе собственных возможностей для того, чтобы перебороть это чувство без агрессии недостаточно.

В противном случае всегда возникнет предпосылка для повторения чудовищного опыта. Однако тогда пути назад может уже не появиться, так как остаток жизни придется провести в раздумьях, однако смотря на мир сквозь решетку.

Психологическая помощь оказывается всем желающим. При необходимости назначается конкретное лечение специализированными средствами. Другого пути не имеется, и каждому, кого мучает объективное и вполне осязаемое чувство вины, нужно пройти через это, чтобы попытаться компенсировать свой ущерб и реабилитироваться в обществе через некоторое время, которое также очень важно для избавления.

Надеемся, что эта статья поможет вам избавиться от угрызений совести.