Краткое содержание сказки мороз красный нос. Мороз, красный нос, некрасов николай алексеевич

Н. А. Некрасова всегда волновала судьба русского крестьянства, и особенно положение женщины. Этой теме он посвятил немало произведений, в числе которых и опубликованная в 1863 году - уже в пореформенный период - поэма «Мороз, Красный нос». Краткое содержание произведения, конечно, не дает возможности в полной мере оценить его достоинства, но позволяет обозначить круг тех проблем, которые волнуют автора.

Вступление

Н. Некрасов посвятил поэму своей сестре, Анне Алексеевне. Уже в обширном вступлении обозначены ее общая тема и настрой. Это признание автора в нелегкой доле поэта, знающего о жизни гораздо больше других людей. Потому и новая песня «будет много печальнее прежней», а в будущем все видится «еще безнадежней».

Воспоминания о родном доме и смерти матери завершаются прямым обращением к сестре: «… поняла ты давно - здесь одни только камни не плачут...».

Часть 1. Смерть крестьянина

Невеселые мысли вызывает у читателя поэма. Вот ее краткое содержание.

«Мороз, Красный нос» Некрасов начинает с описания трагедии в жизни крестьянской семьи. Умер ее глава и кормилец, оставив сиротами родителей, жену и двоих малолетних детей. Отец отправился рыть сыну могилу («Не мне б эту яму копать!»). Мать за гробом пошла. Жена «тихонько рыдает» над саваном - шьет последний наряд мужу. И только «глупые дети» шумят, еще не понимая случившегося.

О тяжкой доле славянки

Рассказ о трудной жизни крестьянки занимает важное место в 1 части поэмы «Мороз, Красный нос». Краткое содержание его таково.

Изначально русской женщине уготованы три горьких доли: и матерью раба, а также до гроба покоряться судьбе. И сколько бы веков не проходило, это положение не меняется. Но никакая суровая жизнь не способна сломить «красивую и мощную славянку» - именно такой видится Дарья из поэмы «Мороз, Красный нос».

Красивая и ловкая во всем, терпеливая и величавая, с походкой и «взглядом цариц», русская женщина всегда вызывает восхищение. Хороша она и в момент, когда косит, и когда лицо ее «гневом горит». Не любит безделья даже по выходным, но если уж появится на лице «улыбка веселья», сменившая на нем «трудовую печать», то ни в песне, ни в пляске нет ей равных.

Она чувствует ответственность за всю семью, потому у нее в хате всегда тепло, детишки накормлены, да и к празднику лишний кусок припасен. А уж когда такая «баба» идет к обедне с ребенком на руках, «всем любящим русский народ» становится «по сердцу» возникшая картина - так завершает рассказ Н.А. Некрасов. «Мороз, Красный нос», таким образом, - это прежде всего поэма о судьбе русской крестьянки.

Крепится гордая Дарья, но слезы невольно катятся, падая на «быстрые руки» и саван.

Прощание с Проклом

Все приготовления закончены: могила вырыта, гроб привезен, саван готов. «Медлительно, важно, сурово» стали Прокла обряжать. Вся жизнь его прошла в работе. Теперь, неподвижный и суровый, лежит он со свечой в голове. Автор отмечает большие, натруженные руки и лицо - «красивое, чуждое муки».

И только когда обрядили умершего, «родные по Прокле завыли». В их плаче и боль от потери любимого человека, и хвала кормильцу, и оплакивание горькой сиротской доли детей, оставшейся вдовой жены, старых родителей…

А утром верный конь Савраска повез хозяина в последний путь. Он долгие годы служил Проклу: летом - в поле, зимой - в извозе. Торопясь в последний свой поход вовремя доставить товар, крестьянин простудился. Вернулся домой - «в теле пожар». Его лечили всеми известными народными способами. Наконец, жена отправилась в дальний монастырь за чудотворной иконой. Но опоздала. Когда воротилась, Прокл, увидев ее, простонал и помер…

Вернулись с кладбища, и Дарья, желая детей обогреть, увидела, что ни полена не осталось. Горька доля вдовы! Оставив сына и дочь у соседки, отправилась она в лес.

Часть 2. Дарья

Оказавшись одна на просторе, среди леса и блестящих алмазами равнин, Дарья уже не может сдерживать чувств. Свидетелями «великого горя вдовицы» стали лес, солнце, птицы… Нарыдавшись вволю, начинает она рубить дрова. А слезы все катятся из глаз, подобно жемчужинам, и все мысли о муже. А еще о том, что теперь ожидает молодую вдову и ее детей. Теперь нужно самой везде поспевать: и в поле, и по хозяйству. Станут подрастать Маша с Гришей, но некому будет их защитить.

Вспоминается Дарье и недавно приснившийся сон. Заснула она в поле, и показалось, что колосья, как воинская рать, обступают ее со всех сторон. Стала звать на помощь. Все прибежали, кроме милого дружка. Принялась она за работу, а зерна все сыпятся - не управиться одной. Пророческим оказался сон: «жать теперь буду одна». Ждут ее долгие и одинокие зимние ноченьки. Наткет она полотна на свадьбу сыну, но вот уже ждут Гришу рекруты - староста на руку нечист, а вступиться некому. Так за горькими мыслями нарубила дров, что не увезешь.

Но не торопится домой героиня произведения «Мороз, Красный нос».

Краткое содержание встречи с величественным воеводой лесов и полей

Поразмыслив, прислонилась Дарья к высокой сосне, стоит «без думы, без стона, без слез». Истомившаяся душа вдруг обрела покой, страшный и невольный. А мороз все крепчает. И вот появляется склоняется над головой несчастной, приглашает ее в свое царство. И вдруг Проклушкой Мороз обратился, зашептал ласковые речи.

Все больше холодеет Дарья, а перед глазами возникает картина. Жаркое лето. Она копает картошку, рядом свекровь и Маша. Вдруг появляется муж - рядом с Савраской шагает, из горохового поля выскакивает Гриша. А под сердцем у нее - ребенок, который должен родиться по весне. Затем Прокл встал на телегу, посадил Машутку с Гришей - и «воз покатил». А на лице глядящей им вслед Дарьи появляется «улыбка довольства и счастья». Сквозь сон слышит она прелестную песню, и душа все больше погружается в долгожданный покой. Прыгнувшая на сосне белка роняет на героиню снег, а Дарья стоит и стынет «в своем заколдованном сне». Так заканчивается поэма «Мороз, Красный нос».

В крестьянской избе страшное горе: умер хозяин и кормилец Прокл Севастьяныч. Мать привозит гроб для сына, отец едет на кладбище, чтобы выдолбить могилу в промёрзлой земле. Вдова крестьянина, Дарья, шьёт саван покойному мужу.

У судьбы есть три тяжкие доли: повенчаться с рабом, быть матерью сына раба и до гроба покоряться рабу — все они легли на плечи русской крестьянки. Но несмотря на страдания, «есть женщины в русских селеньях», к которым словно не липнет грязь убогой обстановки. Красавицы эти цветут миру на диво, терпеливо и ровно вынося и голод, и холод, оставаясь красивыми во всякой одежде и ловкими ко всякой работе. Они не любят безделья по будням, зато в праздники, когда улыбка веселья сгоняет трудовую печать с их лиц, такого сердечного смеха, как у них, не купишь за деньги. Русская женщина «коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт!». В ней чувствуется и внутренняя сила, и строгая дельность. Она уверена, что все спасенье состоит в труде, и поэтому ей не жалок убогий нищий, гуляющий без работы. За труд ей воздаётся сполна: семейство её не знает нужды, дети здоровы и сыты, есть лишний кусок к празднику, хата всегда тепла.

Такой женщиной была и Дарья, вдова Прокла. Но теперь горе иссушило её, и, как ни старается она сдержать слезы, они невольно падают на её быстрые руки, сшивающие саван.

Сведя к соседям зазябнувших внуков, Машу и Гришу, мать и отец обряжают покойного сына. При этом печальном деле не говорится лишних слов, не выдаётся наружу слез — как будто суровая красота усопшего, лежащего с горящей свечой в головах, не позволяет плакать. И только потом, когда последний обряд совершён, наступает время для причитаний.

Суровым зимним утром савраска везёт хозяина в последний путь. Конь много служил хозяину: и во время крестьянских работ, и зимой, отправляясь с Проклом в извоз. Занимаясь извозом, торопясь в срок доставить товар, и простудился Прокл. Как ни лечили кормильца домашние: окатывали водой с девяти веретён, водили в баню, продевали три раза сквозь потный хомут, спускали в прорубь, клали под куриный насест, молились за него чудотворной иконе — Прокл уже не поднялся.

Соседи, как водится, плачут во время похорон, жалеют семью, щедро хвалят покойника, а после с Богом идут по домам. Воротившись с похорон, Дарья хочет пожалеть и приласкать осиротевших ребятишек, но времени на ласки у неё нет. Она видит, что дома не осталось ни полена дровишек, и, снова отведя детей к соседке, отправляется в лес все на том же савраске.

По дороге через блестящую от снега равнину в глазах Дарьи показываются слезы — должно быть, от солнца... И только когда она въезжает в могильный покой леса, из груди её вырывается «глухой, сокрушительный вой». Лес равнодушно внимает вдовьим стонам, навеки скрывая их в своей нелюдимой глуши. Не отерев слез, Дарья начинает рубить дрова «и, полная мыслью о муже, зовёт его, с ним говорит...».

Она вспоминает свой сон перед Стасовым днём. Во сне обступила её несметная рать, которая вдруг обернулась ржаными колосьями; Дарья взывала к мужу о помощи, но он не вышел, оставил её одну жать переспевшую рожь. Дарья понимает, что сон её был вещим, и просит у мужа помощи в том непосильном труде, который её теперь ожидает. Она представляет зимние ноченьки без милого, бесконечные полотна, которые станет ткать к женитьбе сына. С мыслями о сыне приходит страх за то, что Гришу беззаконно отдадут в рекруты, потому что некому будет за него заступиться.

Сложив дрова на дровни, Дарья собирается домой. Но потом, машинально взяв топор и тихо, прерывисто воя, подходит к сосне и застывает под нею «без думы, без стона, без слез». И тут к ней подбирается Мороз-воевода, обходящий свои владенья. Он машет над Дарьей ледяной булавой, манит её в своё царство, обещает приголубить и согреть...

Дарья покрывается сверкающим инеем, а снится ей недавнее жаркое лето. Ей видится, что она копает картофель на полосах у реки. С нею дети, любимый муж, под сердцем у неё бьётся ребёнок, который должен появиться на свет к весне. Заслонившись от солнца, Дарья смотрит, как все дальше уезжает воз, в котором сидят Прокл, Маша, Гриша...

Во сне она слышит звуки чудесной песни, и последние следы муки сходят с её лица. Песня утоляет её сердце, «в ней дольнего счастья предел». Забвенье в глубоком и сладком покое приходит к вдове со смертью, её душа умирает для скорби и страсти.

Белка роняет на неё ком снега, а Дарья стынет «в своём заколдованном сне...».

Посвятил своей сестре Анне Алексеевне, с посвящения и начинает автор свою поэму.

Часть первая. Смерть Крестьянина

В крестьянской семье большое горе – умер кормилец Прокл Севастьяныч . Его жена Дарья , сдерживая слезы, шьет ему саван, старик отец копает в промерзлой земле могилу.

Покойный Прокл работал в поле, а зимой занимался извозом. «Случилось в глубоком сугробе полсуток ему простоять, потом, то в жару, то в ознобе три дня за подводой шагать», и, торопясь в срок доставить товар крестьянин вернулся домой уже в горячке. Всячески пытались поставить на ноги Прокла: и ледяной водой окатывали, и в баню водили, обращались к ворожеям, но не их настойки, не заговоры ему не помогли. Тогда Дарья отправилась в монастырь за чудотворной иконой, но было уже поздно.

Дарья же женщина невероятной красоты «во всякой одежде красива, ко всякой работе ловка», и речь не только о внешности, но и о величавости и широте духа. Вынослива, терпелива и трудолюбива, но горе ее иссушило.

К соседке отвели детей – Машу и Гришу, а покойника обряжают и кладут в гроб. Родные и соседи оплакивают Прокла.­ Всю ночь читает дьяк, а утром собирается процессия – впереди мать и отец крестьянина, за ними Дарья и соседи. Похоронили Прокла и «почтили покойника щедрой халвой». Даже староста не сдержал эмоций «вполголоса бабам подвыл», и отметил качества усопшего.

После Дарья возвращается домой покормить детей и обнаруживает, что «изба настудилась», а печь истопить нечем – дрова закончились. Детей вдова отводит к соседке, а сама отправляется в лес, по дрова.

Часть вторая. Мороз, Красный нос

Морозно, в лесу тишина, лишь слышен «сокрушительный вой» вдовы, только здесь, в дали, от людей дала волю эмоциям Дарья. «Наплакавшись, колет и рубит дрова молодая вдова». Увлекшись процессом и погрузившись в воспоминания о муже, крестьянка не замечает, как ее ноги озябли от холода.

Она грустит о том, как тяжело ей будет одной справляться с работой, которую они выполняли вместе. Вспоминает сон перед Спасовым днем, который «был в руку». Во сне окружила ее несметная рать, и она звала на помощь, все родные пришли ей на выручку, кроме мужа. Женщина думает о будущем детей, о том, что Гришка подрастет и женится, а отцу не доведется на свадьбе погулять. Так же ее пугает будущее, Дарья волнуется, что сына незаконно отдадут в рекруты, а заступиться будет некому.

Перед вдовой открываются воспоминания ночи, когда она ходила за чудотворной иконой. И как много времени потеряла, ожидая окончания утреней службы по схимнице. Но мужу, святая икона не помогла «Только ты милости к нам не явила».

Как очнувшись ото сна, Дарья понимает, что нарубила очень много дров «не увезешь на возу…». И опять задумавшись о своем, вдова машинально берет топор и подходит к сосне «стоит под сосной чуть живая, без думы, без стона, без слез». А в это время «Мороз-воевода дозором обходит владенья свои» и увидев вдову «хвастливую песню поет», манит Дарью. Молодая вдова не поддается, два раза она успешно отказывает Морозу­­ , но на третий раз воевода превращается в Прокла и целует Дарью. Оно забывает обо всем и погружается в сон о жарком лете. Она счастлива, вся семья, включая мужа в сборе, а под сердцем у нее ребенок, который уже должен родиться к весне. Ей слышится знакомая песня и «последние признаки муки у Дарьи исчезли с лица». Тишину леса нарушает белка, роняющая на крестьянку ком снега, но «Дарья стояла и стыла в своем заколдованном сне».

В крестьянской избе страшное горе: умер хозяин и кормилец Прокл Севастьяныч. Мать привозит гроб для сына, отец едет на кладбище, чтобы выдолбить могилу в промерзлой земле. Вдова крестьянина, Дарья, шьет саван покойному мужу.

У судьбы есть три тяжкие доли: повенчаться с рабом, быть матерью сына раба и до гроба покоряться рабу – все они легли на плечи русской крестьянки. Но несмотря на страдания, “есть женщины в русских селеньях”, к которым словно не липнет грязь убогой обстановки. Красавицы эти цветут миру на диво, терпеливо и ровно вынося и голод, и холод, оставаясь красивыми во всякой одежде и ловкими ко всякой работе. Они не любят безделья по будням, зато в праздники, когда улыбка веселья сгоняет трудовую печать с их лиц, такого сердечного смеха, как у них, не купишь за деньги. Русская женщина “коня на скаку остановит, в горящую избу войдет!”. В ней чувствуется и внутренняя сила, и строгая дельность. Она уверена, что все спасенье состоит в труде, и поэтому ей не жалок убогий нищий, гуляющий без работы. За труд ей воздается сполна: семейство ее не знает нужды, дети здоровы и сыты, есть лишний кусок к празднику, хата всегда тепла.

Такой женщиной была и Дарья, вдова Прокла. Но теперь горе иссушило ее, и, как ни старается она сдержать слезы, они невольно падают на ее быстрые руки, сшивающие саван.

Сведя к соседям зазябнувших внуков, Машу и Гришу, мать и отец обряжают покойного сына. При этом печальном деле не говорится лишних слов, не выдается наружу слез – как будто суровая красота усопшего, лежащего с горящей свечой в головах, не позволяет плакать. И только потом, когда последний обряд совершен, наступает время для причитаний.

Суровым зимним утром савраска везет хозяина в последний путь. Конь много служил хозяину: и во время крестьянских работ, и зимой, отправляясь с Проклом в извоз. Занимаясь извозом, торопясь в срок доставить товар, и простудился Прокл. Как ни лечили кормильца домашние: окатывали водой с девяти веретен, водили в баню, продевали три раза сквозь потный хомут, спускали в прорубь, клали под куриный насест, молились за него чудотворной иконе – Прокл уже не поднялся.

Соседи, как водится, плачут во время похорон, жалеют семью, щедро хвалят покойника, а после с Богом идут по домам. Воротившись с похорон, Дарья хочет пожалеть и приласкать осиротевших ребятишек, но времени на ласки у нее нет. Она видит, что дома не осталось ни полена дровишек, и, снова отведя детей к соседке, отправляется в лес все на том же савраске.

По дороге через блестящую от снега равнину в глазах Дарьи показываются слезы – должно быть, от солнца… И только когда она въезжает в могильный покой леса, из груди ее вырывается “глухой, сокрушительный вой”. Лес равнодушно внимает вдовьим стонам, навеки скрывая их в своей нелюдимой глуши. Не отерев слез, Дарья начинает рубить дрова “и, полная мыслью о муже, зовет его, с ним говорит…”.

Она вспоминает свой сон перед Стасовым днем. Во сне обступила ее несметная рать, которая вдруг обернулась ржаными колосьями; Дарья взывала к мужу о помощи, но он не вышел, оставил ее одну жать переспевшую рожь. Дарья понимает, что сон ее был вещим, и просит у мужа помощи в том непосильном труде, который ее теперь ожидает. Она представляет зимние ноченьки без милого, бесконечные полотна, которые станет ткать к женитьбе сына. С мыслями о сыне приходит страх за то, что Гришу беззаконно отдадут в рекруты, потому что некому будет за него заступиться.

Сложив дрова на дровни, Дарья собирается домой. Но потом, машинально взяв топор и тихо, прерывисто воя, подходит к сосне и застывает под нею “без думы, без стона, без слез”. И тут к ней подбирается Мороз-воевода, обходящий свои владенья. Он машет над Дарьей ледяной булавой, манит ее в свое царство, обещает приголубить и согреть…

Дарья покрывается сверкающим инеем, а снится ей недавнее жаркое лето. Ей видится, что она копает картофель на полосах у реки. С нею дети, любимый муж, под сердцем у нее бьется ребенок, который должен появиться на свет к весне. Заслонившись от солнца, Дарья смотрит, как все дальше уезжает воз, в котором сидят Прокл, Маша, Гриша…

Во сне она слышит звуки чудесной песни, и последние следы муки сходят с ее лица. Песня утоляет ее сердце, “в ней дольнего счастья предел”. Забвенье в глубоком и сладком покое приходит к вдове со смертью, ее душа умирает для скорби и страсти.

Белка роняет на нее ком снега, а Дарья стынет “в своем заколдованном сне…”.

Вариант 2

В крестьянской семье случилось горе: скончался хозяин и кормилец Прокл Севастьяныч. Теперь его родным приходится заниматься похоронами: мать заказывает гроб для сына, отец отправляется на кладбище, где будет похоронен его сын, а вдова, Дарья, шьет саван покойному мужу.

Судьба преподносит три сложных варианта: повенчаться с рабом, быть матерью сына раба и до гроба покоряться рабу. Именно они все и взвалились на русскую крестьянку.

Она видит спасение лишь в труде, поэтому не стыдится быть с убогим. Взамен она получает благополучную и здоровую семью, ее семья ни в чем не нуждается, в хате всегда тепло, а детки веселы и здоровы. Такой выступает и вдова Дарья. Однако после смерти Прокла, она не может прогнать от себя горе и печаль, руки отказываются что-то делать, как бы она ни старалась.

Машу и Гришу – дети вдовы Дарьи, были отправлены к соседям. Вот, и наступило время для прощания и слез. Как ни странно, но целый обряд ни кто и слезинки не проронил, только когда обряд подходил к завершению, наступил час для причитаний. Вот так, во время зимней погоды на крестьянских работах Прокл и простудился. Как бы над ним не трепетали родственники, ни чего ему не помогало.

Похоронив кормильца, Дарья возвращается домой и жалеет осиротевших деток, однако понимает, что не может так с ними долго сидеть, потому что нужны дрова. Она снова отводит детей к соседке, а сама отправляется в лес, где она полностью поддается своим эмоциям. Только он может принять ее стоны и навсегда скрыть в своей глуши ее слезы.

Нарубив дров, она аккуратно их складывает, собираясь отправиться домой. Ничего не осознавая, она просто берет топор и склоняется возле сосны, где и застывает. Вот, к ней подбирается Мороз-воевода, который обходил в это время лес. Он приводит Дарью в сознание и предлагает ей остаться с ним, в его царстве. Вдруг она покрывается инеем и ей снится сон, в котором присутствую и ее детки, и любимый муж. У нее хорошие известия, в ней зародилась новая жизнь. Во сне она ощущает, как с ее лица уходит последняя печаль и мука.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Сочинение по русской литературе по отрывку из поэмы Н. А. Некрасова “Мороз, Красный нос”. Поэмы Н. А. Некрасова “Коробейники”, “Мороз, Красный нос” и стихотворение “Железная дорога” – это цикл, посвященный изображению народа, утверждению его духовной силы. Особенно проникновенно писал поэт Read More ......
  2. С раннего возраста, имея в числе лучших друзей обычных крестьянских ребятишек, наблюдая за упорным и тяжелым трудом их родителей, замечательный русский поэт Н. А. Некрасов писал, что ему “выпало на долю с детства видеть страдания русского мужика от холода, голода Read More ......
  3. Можно предложить сравнить пейзаж главы XVI с пейзажем пушкинского “Зимнего утра”. Есть ли в них что-то общее? Читатели замечают, что и там и здесь рисуется “мороз и солнце”, “солнечная зима”. Все замечают и сходство отдельных деталей. У Пушкина: “Блестя на Read More ......
  4. Века протекали – все к счастью стремилось, Все в мире по нескольку раз изменилось, Одну только бог изменить забывал Суровую долю крестьянки. Н. А. Некрасов. Мороз, Красный нос Николай Алексеевич Некрасов – великий русский поэт XIX века. Он продолжал традиции Read More ......
  5. Тема поэмы Н. А. Некрасова “Мороз, Красный нос” достаточно определенна, для поэта она является одной из основных в его творчестве – это сфера жизни, быта и бытия простого народа, крестьян, их счастья и несчастий, тягот и радостей, тяжелой работы и Read More ......
  6. Не все между мужчинами Отыскивать счастливого, Пощупаем-ка баб! Н. Некрасов Николай Алексеевич Некрасов – замечательный русский поэт, уделявший в своем творчестве большое внимание созданию образа крестьянки в поэмах “Мороз, Красный нос”, “Кому на Руси жить хорошо”, в многочисленных лирических стихотворениях. Read More ......
  7. Николая Алексеевича Некрасова по праву называют певцом народа. Народ, народная жизнь во всем ее богатстве и многообразии отражается в каждой строчке его произведений. Наверное, нет другого поэта, который с такой безмерной любовью и восхищением воспел бы образ русской женщины – Read More ......
  8. Детские годы поэта Н. А. Некрасова прошли на Волге в селе Грешнево Ярославской губернии. Его отец, человек крутого нрава и деспотического характера, не щадил своих подданных. Крепостническое самодурство в те годы было распространенным явлением, но с детских лет глубоко ранило Read More ......
Краткое содержание Мороз, Красный нос Некрасов Н. А

Николай Алексеевич Некрасов

«Мороз, Красный нос»

В крестьянской избе страшное горе: умер хозяин и кормилец Прокл Севастьяныч. Мать привозит гроб для сына, отец едет на кладбище, чтобы выдолбить могилу в промёрзлой земле. Вдова крестьянина, Дарья, шьёт саван покойному мужу.

У судьбы есть три тяжкие доли: повенчаться с рабом, быть матерью сына раба и до гроба покоряться рабу — все они легли на плечи русской крестьянки. Но несмотря на страдания, «есть женщины в русских селеньях», к которым словно не липнет грязь убогой обстановки. Красавицы эти цветут миру на диво, терпеливо и ровно вынося и голод, и холод, оставаясь красивыми во всякой одежде и ловкими ко всякой работе. Они не любят безделья по будням, зато в праздники, когда улыбка веселья сгоняет трудовую печать с их лиц, такого сердечного смеха, как у них, не купишь за деньги. Русская женщина «коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт!». В ней чувствуется и внутренняя сила, и строгая дельность. Она уверена, что все спасенье состоит в труде, и поэтому ей не жалок убогий нищий, гуляющий без работы. За труд ей воздаётся сполна: семейство её не знает нужды, дети здоровы и сыты, есть лишний кусок к празднику, хата всегда тепла.

Такой женщиной была и Дарья, вдова Прокла. Но теперь горе иссушило её, и, как ни старается она сдержать слезы, они невольно падают на её быстрые руки, сшивающие саван.

Сведя к соседям зазябнувших внуков, Машу и Гришу, мать и отец обряжают покойного сына. При этом печальном деле не говорится лишних слов, не выдаётся наружу слез — как будто суровая красота усопшего, лежащего с горящей свечой в головах, не позволяет плакать. И только потом, когда последний обряд совершён, наступает время для причитаний.

Суровым зимним утром савраска везёт хозяина в последний путь. Конь много служил хозяину: и во время крестьянских работ, и зимой, отправляясь с Проклом в извоз. Занимаясь извозом, торопясь в срок доставить товар, и простудился Прокл. Как ни лечили кормильца домашние: окатывали водой с девяти веретён, водили в баню, продевали три раза сквозь потный хомут, спускали в прорубь, клали под куриный насест, молились за него чудотворной иконе — Прокл уже не поднялся.

Соседи, как водится, плачут во время похорон, жалеют семью, щедро хвалят покойника, а после с Богом идут по домам. Воротившись с похорон, Дарья хочет пожалеть и приласкать осиротевших ребятишек, но времени на ласки у неё нет. Она видит, что дома не осталось ни полена дровишек, и, снова отведя детей к соседке, отправляется в лес все на том же савраске.

По дороге через блестящую от снега равнину в глазах Дарьи показываются слезы — должно быть, от солнца… И только когда она въезжает в могильный покой леса, из груди её вырывается «глухой, сокрушительный вой». Лес равнодушно внимает вдовьим стонам, навеки скрывая их в своей нелюдимой глуши. Не отерев слез, Дарья начинает рубить дрова «и, полная мыслью о муже, зовёт его, с ним говорит…».

Она вспоминает свой сон перед Стасовым днём. Во сне обступила её несметная рать, которая вдруг обернулась ржаными колосьями; Дарья взывала к мужу о помощи, но он не вышел, оставил её одну жать переспевшую рожь. Дарья понимает, что сон её был вещим, и просит у мужа помощи в том непосильном труде, который её теперь ожидает. Она представляет зимние ноченьки без милого, бесконечные полотна, которые станет ткать к женитьбе сына. С мыслями о сыне приходит страх за то, что Гришу беззаконно отдадут в рекруты, потому что некому будет за него заступиться.

Сложив дрова на дровни, Дарья собирается домой. Но потом, машинально взяв топор и тихо, прерывисто воя, подходит к сосне и застывает под нею «без думы, без стона, без слез». И тут к ней подбирается Мороз-воевода, обходящий свои владенья. Он машет над Дарьей ледяной булавой, манит её в своё царство, обещает приголубить и согреть…

Дарья покрывается сверкающим инеем, а снится ей недавнее жаркое лето. Ей видится, что она копает картофель на полосах у реки. С нею дети, любимый муж, под сердцем у неё бьётся ребёнок, который должен появиться на свет к весне. Заслонившись от солнца, Дарья смотрит, как все дальше уезжает воз, в котором сидят Прокл, Маша, Гриша…

Во сне она слышит звуки чудесной песни, и последние следы муки сходят с её лица. Песня утоляет её сердце, «в ней дольнего счастья предел». Забвенье в глубоком и сладком покое приходит к вдове со смертью, её душа умирает для скорби и страсти.

Белка роняет на неё ком снега, а Дарья стынет «в своём заколдованном сне…».

В крестьянской семье случилось горе: скончался хозяин и кормилец Прокл Севастьяныч. Теперь его родным приходится заниматься похоронами: мать заказывает гроб для сына, отец отправляется на кладбище, где будет похоронен его сын, а вдова, Дарья, шьёт саван покойному мужу.

Судьба преподносит три сложных варианта: повенчаться с рабом, быть матерью сына раба и до гроба покоряться рабу. Именно они все и взвалились на русскую крестьянку.

Она видит спасение лишь в труде, поэтому не стыдится быть с убогим. Взамен она получает благополучную и здоровую семью, ее семья ни в чем не нуждается, в хате всегда тепло, а детки веселы и здоровы. Такой выступает и вдова Дарья. Однако после смерти Прокла, она не может прогнать от себя горе и печаль, руки отказываются что-то делать, как бы она ни старалась.

Машу и Гришу – дети вдовы Дарьи, были отправлены к соседям. Вот, и наступило время для прощания и слез. Как ни странно, но целый обряд ни кто и слезинки не проронил, только когда обряд подходил к завершению, наступил час для причитаний. Вот так, во время зимней погоды на крестьянских работах Прокл и простудился. Как бы над ним не трепетали родственники, ни чего ему не помогало.

Похоронив кормильца, Дарья возвращается домой и жалеет осиротевших деток, однако понимает, что не может так с ними долго сидеть, потому что нужны дрова. Она снова отводит детей к соседке, а сама отправляется в лес, где она полностью поддается своим эмоциям. Только он может принять ее стоны и навсегда скрыть в своей глуши ее слезы.

Нарубив дров, она аккуратно их складывает, собираясь отправиться домой. Ничего не осознавая, она просто берет топор и склоняется возле сосны, где и застывает. Вот, к ней подбирается Мороз-воевода, который обходил в это время лес. Он приводит Дарью в сознание и предлагает ей остаться с ним, в его царстве. Вдруг она покрывается инеем и ей снится сон, в котором присутствую и ее детки, и любимый муж. У нее хорошие известия, в ней зародилась новая жизнь. Во сне она ощущает, как с ее лица уходит последняя печаль и мука.

Сочинения

Выразительные средства поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» Фольклор и его роль в поэме Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» Женский образ Дарьи в поэме Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос»