Молитва божией матери перед ея иконой, (икона божией матери «касперовская»). Чудотворная икона богородицы касперовская

Празднование Касперовской иконы происходит12 июля и 14 октября, в среду Светлой Седмицы (29 июня и 1 октября по старому стилю).

О чем молятся иконе Божией Матери «Касперовская» : молятся при различных телесных недугах об избавлении от иноплеменников.

Икона Божией Матери «Касперовская»

Молитва иконе Богородицы «Касперовская»

О Пресвятая Дево, Богомати Пречистая, града Одессы и всея земли Черноморския покрове и заступление! Тебе припадаем и покланяемся пред святою и прелестною иконою Твоею «Касперовскою», еюже дивные и преславные чудеса совершашася. Ты едина еси радости нашея Ходатаице и яко Мати Божия можеши всем нам помощи. Тебе убо единей дадеся Матернее дерзновение умйлостивити Сына Твоего Христа Бога нашего о спасении нас грешных. Темже смиренно молим Тя, Всемйлостивую Владычицу нашу, не презри и не возгнушейся воздыханий наших, но помози нам немощным скверным и неисправленным, скорбящим и озлобленным, больным и заблуждшим, в сокрушении сердец наших прибегающих. Избеви нас Преблагословенная Госпоже, Мати Господа Вышняго, от всяких бед и скорбей, от всяких недугов и болезней, от внезапныя смерти, от напистей демонских и наветов злых человек, яко Тобою и демоны попираются и вси враги наши посрамляются. Умоли, Госпоже Пречистая, Господа и о еже сохранитеся Отечеству нашему и Православной Церкви нашей в мире и тишине. Вышним Своим благословением, да укрепит Господь архиереи наша православный и пастыри, христолюбивое воинство со всеми православными христианами. Всех же нас огради от всякаго зла благостию Твоею, и утеши милостивным Твоим посещением и вся благодеющия нам. Еще же, о Владычице, молим Тя, еретическое востание низложи, рассеянные собери, заблуждшия во едино Христово стадо возврати, старость поддержи, юныя вразуми, вдовицы, сирыя защити, болящия исцели и скорбящия утеши. Прежде отшедшие отцы, чада и братию нашу во светлостех райских и селениих праведных упокой, с ними же и нас всех в покаянии и исповедании приими, да и мы со всеми святыми прославим Пречестное и Пресвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Касперовская икона Божией Матери ─ наиболее известная чудотворная икона на Юге Украины.

Церковный историк протоиерей Сергей Петровский так описывает обстоятельства обретения этого образа: «В царствование блаженной памяти императрицы Елисаветы Петровны по нынешним уездам Херсонской губернии, Елисаветградскому и Александрийскому, раскинуты были славяно-сербские поселения. Жили тут выходцы из Трансильвании, Сербии и иных славянских земель, прибывшие в Новороссию по вызову русского правительства для защиты южных границ империи от набега татарских и турецких орд. Государственная власть дала им возможность соорудить небольшие крепости, учредила здесь для православного населения особую, так называемую Славянскую епархию, и дала этой пограничной полосе название Славяно-Сербии, — Ново-Сербии.

Вслед за завоеваниями России, которые последовали в XVIII столетии при царствовании императрицы Екатерины II, сербские полки были распущены. Вокруг бывших крепостей были устроены мирные и местечки; а люди, жившие в них, занялись земледелием, торговлей и скотоводством. В царствование государя Александра Благословенного много было в Херсонском крае русско-сербских семей, хранивших добрые нравы, старые обычаи и крепкую привязанность к православной вере. И наш чудотворный Касперовский образ Богоматери принадлежал именно сербской семье. Предок ее, какой-то благородный серб, в середине XVIII века поселившийся в Херсонской губернии, вынес из Трансильвании родовой образ Пресвятой Богородицы. Святыня, как благословение, переходила из рода в род и в 1809 году была получена херсонской помещицей, женой штабс-капитана Николая Касперова Иулианией Ионовной. Кто, когда и где именно писал этот образ, никто не знал и не помнил. И вот, недалеко от г. Херсона, в небольшом селе Касперово (которое ныне называется Кизомыс, Белозерского , Херсонской области) в семье незнатной и по мирскому положению далеко не превознесенной, благоугодно было Матери Божией просиять знамениями и чудесами».

Первое чудо «обновления» иконы произошло в 1840 г. С тех пор у иконы начинают происходить многочисленные исцеления. Начало им положило выздоровление мелкопоместной дворянки из соседнего села Веры Бурлеевой, рука которой долгое время была как бы омертвевшей. После молитвы у иконы женщину обнаружили здоровой. «От сего случая, - говорила госпожа Касперова, - в народе начала происходить молва, многие стали приходить ко мне на дом, многие приезжали, молились в образной комнате и получали исцеление». Летом 1843 г. перед образом Божьей Матери исцелился крестьянский мальчик из Херсона Иван Шумков. До выздоровления он страдал припадками падучей болезни, не владел руками, ногами, языком и часто терял сознание. Ушла домой из Касперовки вполне здоровой и очаковская мещанка Мария Смешная: в дом госпожи Касперовой её, разбитую параличом, привезли, она не владела половиной своего тела. После молитвы перед образом и помазания маслом от лампады возвратился рассудок новоивановской крестьянке Прасковье Семипудовой, которая долгое время пред тем была одержима сумасшествием.

После этого в январе 1844 г. с согласия И. Касперовой и по решению местного священника была помещена в Никольский храм с. Касперово. В 1846 г. Херсонское духовное правление поручает благочинному Херсона исследовать факты исцелений и чудес, происшедших от иконы. Для этого создана специальная комиссия. после окончания работы она приходит к выводу о действительной чудодейственной силе исходящей от лика Богородицы. Вскоре Синод русской православной церкви официально признал икону чудотворной. До начала ХХ в. Касперовская икона Божией Матери была единственной официально признанной чудотворной иконой на Юге Украины.

К этому времени о чудотворном лике знали уже по всей Новороссии. Поклониться ей приезжали из Херсона, Очакова, Одессы, Николаева и других мест.

Жители г. Херсона испросили позволение совершать ежегодно, в праздник Вознесения Господня, крестный ход с чудотворной иконой в г. Херсоне. Вскоре последовало благословение Священного Синода и разрешение императора совершать с иконой крестные ходы в главные Херсонской епархии — Херсон, Николаев, Одессу. «В 1852 году, 8 мая в день праздника св. Вознесения крестный ход был совершен впервые, при самой торжественной обстановке. По Высочайше утвержденному церемониалу, в нем участвовал весь гарнизон, учебные заведения и все власти. Из находившихся в то время на крепостных валах орудий производился беспрерывный салют. Для участия в крестном ходе нарочно прибыл из Одессы владыка Иннокентий. С того времени образ Богоматери ежегодно в день Вознесения торжественно вносится в Херсон и остается здесь до 29 Июня».

С этого времени чудотворная икона ежегодно с крестным ходом приносилась из с. Касперовки в г. Одессу и оставалась там с 1 октября до четвертого дня Пасхи, а с праздника Вознесения пребывала до 29 июня в г. Херсоне.

Ежегодно 1 июля чудотворную икону торжественно крестным ходом, при большом стечении городских жителей встречали в Николаеве. Этот день считался одним из главных городских праздников, а Касперовская икона Божией Матери почиталась как одна из заступниц и покровительниц города и его жителей. Икона на пароходе прибывала на Спасскую пристань, оттуда ее доставляли в Адмиралтейский собор, где она находилась на протяжении 2-х дней, после чего икону переносили в Рождественский собор, затем ─ в Свято-Алексеевскую церковь, потом ─ в кладбищенскую Всехсвятскую, в церковь 58-го Прагского полка, в храм Марии Магдалины, в госпитальную церковь, далее ─ в Александро-Невскую, Симеоновскую, Богородичную, Единоверческую и снова в Адмиралтейский собор, откуда ее вновь провожали на Спасскую пристань. В каждом храме икона пребывала по 1-2 дня.

Икона находилась в Николаеве на протяжении месяца. 1 августа всем городом икону провожали в с. Касперово.

Одним из чудес совершенных Касперовской иконой Пресвятой Богородицы считается спасение Одессы от блокады и захвата англо-французским флотом во время Крымской войны 1853 — 1855 г. После молитвы горожан перед иконой и крестного хода, совершенного 1 октября 1855 г., неприятельский флот внезапно покинул Одесскую бухту. В связи с этим архиепископом Иннокентием (Борисовым) было постановлено «в поучение потомству событие это сделать незабвенным» и праздновать 1 октября день Касперовской иконы Божией Матери. Жители Николаева также считали, что именно чудотворная икона спасла город от нападения врагов в ту войну. Летом 1855 г., по разрешению Николаевского военного губернатора в городе начат сбор средств на постройку храма Касперовской иконы Божией Матери, но строительство началось лишь в 1904 г., а в конце 1908 г. храм был освящен. Ныне храм является действующим и принадлежит общине Украинской православной церкви Киевского патриархата.

Существует предание, что когда Святитель Иннокентий во время осады Севастополя прибыл с Касперовской иконой Божией Матери в город, для духовной поддержки войска, то послал предупредить главнокомандующего А. С. Меньшикова с просьбой встретить икону как подобает, у врат севастопольских и велел сказать «се Царица Небесная грядет спасти Севастополь». На это высокомерный вельможа дал такой ответ: «Так передай архиепископу, что он напрасно беспокоил Царицу Небесную — мы и без Нее обойдемся!…». Вскоре Севастополь пал…

Последний ежегодный крестный ход Касперовской иконы Божией Матери состоялся в 1918 г., с тех пор она постоянно находится в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Одессы.

Самым известным чудом, связанным с этой иконой в ХХ в. Считается избавление с. Гниляково (ныне Дачное) Одесской области от эпидемии холеры в 1922 г.

В селе Кизомыс (Касперово) не сохранились ни дом помещицы Касперовой, ни храм, в котором находился образ. Храм был взорван немцами при отступлении в период Великой Отечественной войны. Местные жители вспоминали, что вернувшись из эвакуации, застали на месте церкви лишь груду камней. Из них выстроили небольшую сторожку, в которой и происходила вся церковная жизнь села. Сейчас на месте храма расположены спортивная площадка и новые постройки, материалом для которых послужил камень со взорванного храма и разобранного дома помещицы.

Описание иконы: «Касперовская икона древней живописи, масляными красками на холсте, наклеенном на доску; по сторонам, на краях иконы, изображены с одной стороны св. Иоанн Предтеча, а с другой - мученица Татьяна; икона имеет 7 вершков в вышину и 6 в ширину. Божия Матерь изображена держащею на левой руке Предвечного Младенца, у которого в правой руке свиток. На иконе художественной работы золотая риза, убранная жемчугом, алмазами, бриллиантами, рубинами и изумрудами». Судя по данному описанию (использование масляных красок и холста), время написания иконы можно отнести к середине XVIII в.

Касперовская икона относится к известному византийскому каноническому типу икон получивших название «Умиление» (по-гречески Елеуса ─ милующая) или Корсунская. Этот иконографический тип восходит, по церковному преданию, к святому апостолу и евангелисту Луке.

Из икон такого типа наиболее известны: Владимирская икона Божией Матери, Донская икона Божией Матери; иконы «Взыграние младенца», «Взыскание погибших», «Достойно есть»; Игоревская икона Божией Матери, Касперовская икона Божией Матери, Корсунская икона Божией Матери, Почаевская икона Божией Матери, Толгская икона Божией Матери, Феодоровская икона Божией Матери, Ярославская икона Божией Матери.

Касперовская икона Божией Матери считается покровительницей флота, причём не только морского, но и воздушного.

Эту святыню особо почитают православные жители Одессы, Николаева, Кировограда, Кишинева и Тирасполя, Крыма, и многих других регионов.

В Свято-Духовском кафедральном соборе г. Херсона находится чудотворный список Касперовской иконы Божией Матери, перед которым каждую пятницу архиепископом Херсонским и Таврическим служится акафист Покрову Пресвятой Богородицы и молебен.

В 1997 г. в с. Грузко-Ломовка Донецкой области основан женский монастырь Касперовской иконы Божией Матери.

Официальные даты празднования (и служения акафиста) Касперовской иконы Божией Матери установлены православной церковью 12 июля (29 июня ст. ст.), 14 октября (1 октября ст. ст.) и в среду Светлой седмицы.

Среди многих образов Богородицы Касперовская икона Божией Матери занимает особое место и глубоко почитается верующими, ведь она помогала не только отдельным людям, но и целым городам.

Описание Касперовской иконы Божией Матери

Икона небольшого размера, в отличие от других она писана не на доске, а на холсте, наклеенном на доску. По типу иконографии она относится к иконам Умиления, где Матерь Божия обнимает обеими руками своего Младенца, а Он с умилением прижимается к ее щеке, обхватив своими ручками и глядя с недетской серьезностью.

Но на лице Богоматери нет улыбки – Она знает, что ее Дитя обречено на смертные муки, и в Ее глазах читается обреченность, но вместе с тем и смирение перед Божьей волей. В правой руке Младенца Иисуса свернутый свиток, который символизирует предназначение Иисуса, которое пока неведомо людям.

История иконы

По легенде, эту икону в конце 16 века привез на Русь один серб родом из Трансильвании (область на территории современной Румынии), которая в то время находилась под турецким владычеством. Этот серб осел в Херсонской губернии, и икона в череде многих поколений передавалась от отца к сыну. В конце концов она перешла в собственность помещицы Касперовой, владевшей имением Касперовка (Ольвиопольский уезд), по имени которой и получила свое название. К этому времени икона настолько обветшала и потемнела, что различить на ней что-либо было почти невозможно, однако помещица поместила ее в свой домашний иконостас и молилась образу Богоматери.

В 1840 году на Улианию Касперову обрушилось множество невзгод, и она стала молиться еще более истово, иногда проводя коленопреклоненной перед иконой всю ночь. Однажды, вставая с колен лишь на рассвете, она была потрясена: лики, изображенные на ветхой иконе, очистились и просветлели. Известие об этом чудесном восстановлении иконы Божьей милостью широко распространилось по округе, вызвав настоящее паломничество, особенно когда стало известно о реальных чудесных исцелениях.

Какие чудеса сотворила Касперовская икона Божией Матери

Вот только несколько фактор зафиксированных реальных исцелений:

  • Дворянке Бурлеевой, жившей по соседству, явившаяся во сне Богоматерь повелела отправить в дом Касперовой и там помолиться перед иконой. Женщина так и сделала, после чего у нее прошел паралич руки.
  • Парализованную неходячую мещанку из Очакова привезли в Касперовку, и после молитвы она самостоятельно встала и пошла.
  • 13-летний крестьянский мальчик, страдавший от эпилепсии, выздоровел после молитвы перед иконой.
  • Местная крестьянка, сошедшая с ума, исцелилась после молитвы и того, как ее помазали маслом из лампадки, стоявшей перед иконой.

Известие о чудотворной иконе распространилось настолько широко, что дошло до Святейшего Синода, который, выяснив все обстоятельства, признал икону чудотворной.

Паломники шли сплошным потоком, и Касперовы, понимая, что чудотворная икона – это всеобщее достояние, в 1844 году передали ее в местный храм, где продолжались чудесные исцеления. В 1852 году верующие города Херсона добились того, чтобы на празднование Вознесения Господня икону крестным ходом доставляли в их город. Эта традиция соблюдается и по сей день.

Спасение Одессы

Во время Крымской войны (1853-1855) Касперовскую икону Божией Матери торжественно перевезли в Одессу, осажденную англо-французской эскадрой в составе 96 линейных кораблей. Почти 2 года (август 1854 – май 1856) в городском кафедральном соборе, куда ее поместили, перед ней служили молебны, а сестры милосердия давали обет.

Касперовской иконой Божией Матери архиепископ благословлял солдат, отправлявшихся в Севастополь, служили молебны, и солдаты на медные деньги покупали свечки. По распоряжению архиепископа их стали хранить отдельно, а впоследствии отлили из них медный крест и установили его в кафедральном соборе.

В 1854 году жители Одессы, неся впереди Касперовскую икону Божией Матери, обошли крестным ходом свой город, и вражеская эскадра отступила. Никаких других причин для этого не было, поэтому слава чудесного избавления Одессы еще больше упрочила славу иконы, а в Одессе этот день стал почитаться как день спасения города и великое православное торжество.

В 1936 году Касперовская икона Божией Матери была перенесена в Успенский собор в Одессе, который позже стал кафедральным, и с тех находится там.

О чем молятся Касперовской иконе

Образ матери, готовой пожертвовать своим сыном ради спасения мира, к тому же исполненный так проникновенно, затрагивает в душе самые глубокие струны, поэтому не требуется никаких усилий, чтобы настроиться на молитву. В чем помогает Касперовская икона Божией Матери? Ей молятся об исцелении от болезней физических и душевных, о защите в сложных жизненных ситуациях, о заступничестве перед лицом клеветников и врагов.

О Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, небесе и земли Царице, града и страны нашея всемощная Заступнице! Приими хвалебноблагодарственное пение сие от нас, недостойных раб Тво­их, и вознеси молитвы наша ко Престолу Бога, Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим, и пробавит благодать Свою чтущим всечестное имя Твое и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему. Немы бо достойны от Него помиловани быти, аще не Ты умилостивиши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибе­гаем, яко к несомненней и скорей Заступнице нашей: услыши нас, молящихся Тебе, осени нас вседержавным покровом Твоим и испроси у Бога, Сына Твоего: пастырем нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиренномудрие, супругом любовь и согласие, чадом послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся воздержание, всем же нам дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. Ей, Госпоже Пресвятая, умилосердися на немощныя люди Твоя: разсеянныя собери, заблуждшия на путь правый настави, старость поддержи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай, и призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления, воздвигни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша ко зрению спасения, милостива нам буди зде и тамо, в стране земнаго пришельствия и на Страшном суде Сына Твоего: преставльшияся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со ангелы и со всеми святыми жити сотвори. Ты бо еси, Госпоже, слава небесных и упование земных. Ты по Бозе наша надежда и заступница всех, притекающих к Тебе с верою. К Тебе убо молимся, и Тебе, яко всемогущей помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш предаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

(празд. 29 июня, 1 окт., среда Светлой седмицы), чудотворная, святыня Одессы, покровительница морского флота. Первые сведения об иконе относятся к 1809 г., когда она досталась в наследство девице Иулиании Иоанновне, буд. жене штабс-капитана Николая Касперова и владелице имения Касперовка (Ново-Ивановка; ныне с. Кизомыс Белозёрского р-на Херсонской обл. Украины). К тому времени иконная доска была уже ветхой, а живопись потемнела. По свидетельству Касперовой, ее родители умерли рано, при их жизни она не интересовалась происхождением образа, поэтому его история ей неизвестна (Петровский. 1889. С. 8). Свящ. Сергий Петровский, основываясь на том, что Касперова принадлежала к русско-сербской семье, предположил, что образ мог быть привезен в Россию неким благородным сербом, приехавшим из Трансильвании по приглашению русского правительства, и передавался в семье из поколения в поколение в качестве святыни (Там же). Согласно этому предположению, икона могла оказаться в России не ранее 1751 г., когда первые переселенцы приехали в Нов. Сербию на территории Украины.

Икона (31×26,5 см) написана красками по холсту, наклеенному на доску, «на манер икон единоверческих или старогреческих и есть… изображение Богоматери, именуемой Корсунской… по сторонам его ниже лика Богородицы и Младенца Иисуса имеются изображения с одной стороны Иоанна Предтечи и с другой великомученицы Татианы» (Там же. С. 9).

В февр. 1840 г. Касперова ночью молилась перед иконой и просила помощи, когда лик Божией Матери просветлел и икона обновилась. Иулиания и ее муж решили не рассказывать о случившемся, однако мн. болящие из окрестных сел стали слышать во сне голос Богоматери, Которая посылала их испросить исцеление у принадлежавшего Касперовым образа. Так, после молитвы перед иконой весной 1840 г. излечилась от паралича левой руки дворянка В. Бурлеева, летом 1843 г.- от падучей болезни 13-летний крестьянский мальчик И. Шумяков и от паралича мещанка М. Смешная, возвратился рассудок крестьянке П. Семипудовой. Овдовев, Иулиания решила полностью посвятить себя молитве и служению иконе, предоставляя приют приезжающим в село паломникам. После того как образ прославился целым рядом чудес, свящ. Зелинкевич предложил перенести его в местную Никольскую ц., что Касперова и исполнила в янв. 1844 г.

Свящ. Зелинкевич сообщил о чудесах от иконы херсонскому благочинному прот. Максиму Перепелицыну, а тот через духовную консисторию доложил Святейшему Синоду. Указом Синода было назначено расследование; 5 окт. 1845 г. духовная консистория предписала Перепелицыну отправиться в Касперовку, исследовать факты исцелений и чудес, происшедших от находящейся там иконы, а саму икону изъять. Расследование подтвердило случаи исцелений от иконы, однако Касперова и жители села решительно отказались отдавать образ, к-рый остался в деревенской церкви. Икону официально признали чудотворной, она получила название по имени своих владельцев и месту обретения - «Касперовская».

С 1852 г. по ходатайству жителей Херсона икону стали ежегодно приносить в город в праздник Вознесения Господня. Первый крестный ход был совершен 8 мая 1852 г. с особой торжественностью в присутствии свт. Иннокентия (Борисова) , архиеп. Херсонского и Таврического, к-рый особо почитал К. и. Позднее было получено разрешение на учреждение крестного хода с иконой из Херсона в Николаев (29 июня). Маршрут крестного хода, часть которого пролегала по рекам Днепр и Буг на пароходе, разработал свт. Иннокентий. Икона оставалась в Николаеве до 1 авг., когда ее переносили к р. Буг для освящения воды, а затем «прежним порядком» перевозили в Херсон и Касперовку.

В 1854 г., во время Крымской войны, жители Одессы, блокированной вражеской эскадрой, обратились к свт. Иннокентию с просьбой перенести К. и. в городской Спасо-Преображенский собор: «…от всего сердца веруем в чудную помощь Богоматери и уповаем, что пребывание Ее Лика в нашем городе будет непреоборимым оплотом против вражеских нападений и надежнейшим залогом нашего спасения» (Там же. С. 20). Просьба была удовлетворена; икона находилась в Одессе с 6 авг. 1854 по 20 мая 1856 г. Каждую пятницу перед литургией свт. Иннокентий читал перед иконой составленный им акафист Покрову Пресв. Богородицы; этой иконой он благословлял войска, отправлявшиеся оборонять Севастополь. Перед К. и. давали обет сестры милосердия Крестовоздвиженской общины.

После взятия Севастополя англо-франц. эскадра направилась к Одессе. 1 окт. 1855 г. свт. Иннокентий совершил молебен на Соборной пл. и осенил город иконой. На следующий день неприятельский флот без видимых причин ушел. В благодарность за избавление города свт. Иннокентий решил «в поучение потомству сделать это событие незабвенным и день 1 октября - праздником священнейшим» (Там же. С. 23). По окончании войны икона была возвращена в Касперовку, а с 1858 г. ежегодно 1 окт. ее переносили в Одессу, где она находилась до среды Пасхальной седмицы. Затем К. и. возвращали в Касперовку, в праздник Вознесения Господня по-прежнему ее носили в Херсон и Николаев. В благодарность за чудесное спасение Одессы иконе были пожертвованы драгоценные камни на ризу, к-рая была заказана московскому худож. Сазикову и стоила 7 тыс. р. (Яций. 2003. С. 18).

Во время пребывания в одесском соборе К. и. находилась близ правого клироса в Никольском приделе. В ночь на 29 февр. 1872 г. икона была похищена из запертого собора и найдена лишь 20 марта на приморской даче ресторатора Донати, где преступники закопали святыню (Херсонские ЕВ. 1872. № 6. С. 168). Подлинность обнаруженной иконы была удостоверена по «золотой дщице» на свитке Младенца, листу слюды на лике Богоматери и малиновому бархату на оборотной стороне (Петровский. 1889. С. 24). Похитителей не нашли, была сделана новая риза. В 1878 г. обществом Красного Креста в Одессе была создана община сестер милосердия, названная в честь чудотворного образа.

С К. и. связывают избавление Одессы от тур. флота в окт. 1914 и марте 1915 г., в период первой мировой войны. В 1915 г. состоялся крупнейший крестный ход с иконой по железной дороге, во время к-рого она впервые посетила мн. населенные пункты Херсонской епархии (Иванов. 1915). Крестные ходы с К. и. были прекращены в 1918 г., с тех пор чудотворный образ постоянно пребывал в одесском Спасо-Преображенском соборе.

В 1922 г. в с. Гнилякове (ныне с. Дачное Одесской обл. Украины) и соседних деревнях началась эпидемия холеры. Настоятель Покровской ц. с. Гнилякова прот. Михаил Федотьев посоветовал местным жителям испросить помощь у К. и. 13 июля икона была принесена в Гниляково крестным ходом, на центральной площади был совершен молебен, после чего эпидемия прекратилась (Яций. 2003. С. 32). В 1936 г. Спасо-Преображенский собор Одессы был разрушен и К. и. перенесена в Успенский собор города.

С сер. XIX в. К. и. стали посвящать храмы. Первой была церковь в г. Ананьеве Ананьевского у. Херсонской губ. Украины, построенная по инициативе свт. Иннокентия и освященная уже после его смерти, 12 нояб. 1857 г. Ныне в честь иконы освящены собор в Николаеве, церкви в Екатеринбурге, Иркутске; в 1997 г. основан мон-рь в пос. Грузско-Ломовка Донецкой обл. Украины.

В настоящее время образ пребывает в кафедральном Успенском соборе Одессы: с пятницы по воскресенье и в праздничные дни - в мраморном киоте в юж. Покровском приделе верхнего храма, с понедельника по четверг - в киоте на месте сев. придела в нижнем храме. Возобновлена традиция совершения крестных ходов. Чудотворные списки К. и. находятся в Свято-Духовом соборе Херсона, в ц. свт. Николая Чудотворца в с. Кулевча Саратского р-на Одесской обл. Украины, в Тервеническом Покровском мон-ре Ленинградской обл.

Лит.: Знаменский И. М., прот. О Касперовской иконе Божией Матери. Од., 1877; Петровский С. В., свящ. Касперовский чудотворный образ Богоматери. Од., 1889; [Овцын]. Касперовская чудотворная икона Божией Матери: Сост. по сведениям шнуровой книги в Касперовской ц. и из брошюры прот. И. Знаменского. Од., 1890; Иванов В. А., свящ. Св. чудотворная Касперовская икона Божией Матери: Следование ее по Херсонской епархии с 22 авг. по 28 сент. 1915 г. Од., 1915; Поселянин Е. Богоматерь. С. 626-627; Яций А. М. Чудотворная икона Божией Матери Касперовская. М., 2003; он же. Чудотворные иконы Божией Матери Одесской епархии. Од., 2008. С. 343; Чудотворные и местночтимые иконы Св. Руси, на земле Украинской просиявшие / Авт.-сост.: игум. Алипий (Светличный) и др. К., 2006. Ч. 1. С. 98-101.

А. А. Климкова

Касперовская икона Божией Матери почитается как чудотворная. Обращенные к святому образу молитвы способны исцелить недуги и наставить каждого просящего на путь истинный.

Касперовская икона Божией Матери является святыней Херсона и Одессы, покровительницей жителей этих городов. Пред иконой каждый православный христианин может попросить Высшей защиты и покровительства для себя и своих близких.

История иконы

По преданию, икона была привезена из Трансильвании в Херсонскую губернию, однако сам образ был обветшалым, и на нем с трудом просматривалась Богородица. Свое название образ получил по имени владелицы, помещицы Касперовой. Именно у нее в доме после молитв икона явила чудо и помогла несчастной женщине справиться с тяжелыми проблемами. Во время очередной молитвы икона чудесным образом очистилась от потемнений, и на ней четко стали видны образы Божией Матери с Младенцем. В дальнейшем икона не раз проявляла свои чудодейственные свойства, защищая город от вражеских нашествий и помогая обрести здоровье и покой в душах и сердцах каждого паломника.

Где находится икона

Святыня находится в Спасо-Преображенском монастыре города Одессы. Списки с иконы можно найти практически в каждом крупном городе России и Украины, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге.

В чем помогает чудотворный образ

Перед ликом Касперовской Божией Матери молятся:

  • при любых недугах, как душевных, так и телесных;
  • при тяжелых испытаниях, путешествиях и рискованной работе, связанной с внезапной кончиной;
  • прося защиты от влияния негативно настроенных людей , способных наслать сглаз и порчу;
  • при любых проявлениях зла;
  • для защиты своей семьи.

Небывалая мощь иконы способна помочь каждому проникнуться Божией благодатью, избавиться от груза грехов. К Богоматери обращаются за защитой и покровительством. Каждую пятницу в храмах и соборах читается акафист, и желающие в этот день могут присутствовать на литургии, чтобы попросить у Божией Матери поддержки.

Описание иконы

Первая икона, привезенная из Трансильвании, изображала Богородицу с сидящим на ее левой руке Младенцем, который, в свою очередь, в левой длани держал свиток. С одной стороны иконы был изображен Иоанн Предтеча, а с другой — великомученица Татьяна. Младенец написан прильнувшим к Матери и схватившимся за ее головной платок. На более поздних списках с иконы Богоматерь изображена лишь с Младенцем.

Молитва пред иконой Божией Матери «Касперовская»

«Пресвятая и пречистая Дева Мария, покровительница престольного града Одессы, защитница побережья Черноморского! К Тебе взываем с покорностью и открытыми сердцами. Не остави, Богоматрь, рабов грешных, без Твоей милости и защиты. Избави нас от лукавого да от нечистых помыслов, ввергающих души наши в уныние и скорбь. Пред иконой Твоей Касперовской, чудесами знаемой и прославленной, возносим молитвы смиренные, на Твое слово пред Господом уповаем. Избави, Мати, от недоброжелателей и от корысти, души наши оскверняющей. Исцели недуги наши, помоги справиться с унынием и отчаянием. Аминь».

Даты почитания иконы Божией Матери «Касперовская»

Празднование иконы свершается 29 июля и 14 октября по новому стилю. Еще одной, но переходящей датой является среда Светлой седмицы (первой недели после празднования Пасхи). Постоянные даты празднования включают в себя крестные ходы.

Ежедневные молитвы перед ликами Святых помогут каждому в решении душевных проблем. Открывая души перед Богом, православные христиане способствуют собственному духовному росту и выбирают единственно верный путь для обретения благополучия. Желаем вам здоровья, процветания, и не забывайте нажимать на кнопки и

25.07.2017 05:07

Казанская икона Божией Матери широко известна среди православных христиан. Заступница и защитница всех людей находится...