Лавра и монастырь: что общего и в чем разница. Лавры на украине и в россии

Вместе с православием из греческого языка в русский пришло много заимствованных слов. К подобным словам относятся как лавра, так и монастырь. В дословном переводе лавра значит «городская улица», а монастырь происходит от слова «монос» («один, одинокий»). В русском языке эти заимствования обозначают схожие, но не идентичные понятия. Давайте разберемся, чем отличается лавра от монастыря и в каких аспектах эти православные термины сходятся.

Возникновение монастырей

Монастырем называют религиозную общину монахов с единым уставом и единым комплексом хозяйственных, богослужебных, а порой и оборонительных построек. Монастыри появились в начале 4 века нашей эры: в 318 году написан первый устав. Основателем первого монастыря считают египетского монаха Пахомия Великого. Он велел огородить стеной находящиеся недалеко друг от друга жилища христианских отшельников и учредил для них особый распорядок дня, состоящий из разумного чередования молитв и физического труда. Устав такого монастыря, названного киновией (общинножитием), был очень строг, поэтому позже возникли монастыри другого типа – идиоритмы (особножития), условия жизни в которых были менее суровы, чем в киновиях. Монастыри и в православии, и в католичестве могут быть как мужскими, так и женскими, а вот в среде протестантов монастыри есть только у лютеран, да и то их немного.

Отличие лавры от монастыря в следующем:

  • лавра – название монастыря лишь в православии;
  • лавра – это только мужской монастырь;
  • лавра обязательно должна быть крупным монастырем и иметь особое духовное и историческое значение.

Насколько огромным должно быть это значение, говорит тот факт, что в России всего две лавры – Троице-Сергиева (Сергиев Посад, Московская область) и Александро-Невская (Санкт-Петербург). Есть лавры и в других православных странах – на Украине, в Греции, Румынии, Грузии, Сербии и даже в католической Польше! В последнем случае Супрасльская лавра расположена на востоке Польши и принадлежит Польской православной церкви.

Сравнение

Кроме упомянутых выше киновии и идиоритма, в православии существуют монастыри и других типов. Например, пустыни (ударение на первом слоге), из которых самая известная – Оптина пустынь в Калужской области. Несмотря на древность (основана в конце 14 века) и большую значимость для православия (пустынь во время духовных исканий посещали, например, Лев Толстой и Федор Достоевский), статуса лавры она не получила. Но имеет статус ставропигиального мужского монастыря – это значит, что подчиняется она не местной епархии, а напрямую Патриарху.

А Троице-Сергиева лавра (которая также имеет статус ставропигиального монастыря) неоднократно выполняла государствосохраняющую роль. Именно здесь Сергий Радонежский благословил Дмитрия (которого только позже назовут Донским) на Куликовскую битву. В начале 17 века лавра выдержала почти полуторагодовую осаду польскими интервентами и стала одним из оплотов ополчения Минина и Пожарского. А в конце этого же века сюда, спасаясь от стрелецких бунтов, сбегут сначала царевна Софья, а потом и Петр Первый. И отсюда он в 1689 году уехал обратно в Москву – уже полновластным правителем Русского царства.

Таблица

В чем разница между лаврой и монастырем? Если совсем уж коротко, то лавра – это один из типов монастырей. А различия представлены в этой таблице.

Который ведёт свою историю из античности. Это слово происходит от названия субтропического растения. Почему древние греки награждали победителей венком, сплетенным из листьев этого дерева? Что значит выражение "почивать на лаврах"?

Растение

Лавр — это вечнозеленое дерево, листья которого содержат большое количество эфирного масла. Эти растения довольно часто встречались на территории Древней Греции. Неудивительно, что они так часто упоминаются в мифах античного народа. А в первую очередь в легенде о том, как полюбил девушку, но любовь его осталась безответной.

Дафна

О чём же повествует миф? Один из основных богов в древнегреческих легендах — Аполлон. На его счету было немало побед, но он не смог одержать главной. Не в силах оказалось Аполлону завоевать сердце любимой девушки. А всё произошло после безобидной шутки, которую он позволил себе произнести в адрес Эрота — маленького, но порою коварного божества, рассекающего древнегреческие пространства с золотым луком в пухлых руках.

Проказник направлял свои стрелы туда, куда ему заблагорассудится. Жертвы Эрота теряли способность думать о чём-либо, кроме как о предмете своего воздыхания. Пострадал от его меткости однажды и Аполлон.

В сердце бога красоты попала стрела, вызывающая любовь, а в сердце нимфы по имени Дафна — стрела, отвергающая это чувство. Отныне Аполлону было суждено страдать от неразделенной симпатии. Дафна не только не могла ответить на это чувство, но и всячески избегала преследователя. Однажды и вовсе превратилась в дерево. А именно в лавр.

Это дерево Аполлон весьма полюбил. А так как впереди у него было еще немало побед, жители Древней Греции решили использовать листья растения в качестве символического награждения того, кто оказался сильнейшим в состязаниях, проводимых в честь бога.

Пифийские игры

Именно эти довольно зрелищные мероприятия были созданы в честь бога красоты, покровителя искусств. Помимо Пифийских, в Древней Греции проводились также Олимпийские, Немейские и Истмийские. Стоит сказать, что состязания различного рода в античной империи имели далеко не последнее значение. Древние греки соревновались во всём: в силе, знаниях, умении играть на музыкальных инструментах и так далее. Они верили в то, что Пифийские игры были учреждены не смертным, но самим Аполлоном. Первоначально это были исключительно музыкальные соревнования. На голову победителя водружали венок из лавра. Это была чрезвычайно почетная награда.

Культура Древней Греции легла в основу литературы и искусства более поздних государств. Ее влияние чувствуется и сегодня. Лавровый венок — вечный символ победы. Даже слово "лауреат" исходит от названия растения, в которое превратилась когда-то зазноба Аполлона. Изображение листьев этого дерева довольно часто встречается на различных медалях, грамотах.

Словосочетания

Существует несколько устойчивых выражений со словом "лавры". Стать обладателем венка из этого растения на протяжении многих веков мечтали честолюбцы. Завистникам же не давали покоя чужие лавры.

Вернемся к древнегреческим мифам. В античных легендах присутствует и такой персонаж, как Герострат. Однажды он решил прославиться. Только ни особой физической силой, ни способностями к искусствам не обладал. А потому решил сжечь храм Артемиды. И стал известен. Однако слава его была чёрной, злодейской.

И конечно, стоит вспомнить выражение, упомянутое выше: "почивать на лаврах". Это что значит? Словосочетание используют тогда, когда речь идёт о человеке, достигшем особых результатов в какой-либо области, после чего получившем возможность пользоваться всяческими благами победителя.

Не стоит путать название растения, символизирующего победу, со статусом православных мужских монастырей. Святые лавры на Руси — это уже явления, имеющее отношение к христианству, но не к древнегреческому язычеству.

Всякая лавра – это монастырь. Но далеко не всякий монастырь – лавра. Скажем, в России монастырей порядка восьми сотен. А лавры всего-то две. Их и назвать совсем не трудно – Троице-Сергиева (в Сергиевом Посаде) и Александро-Невская (в Санкт-Петербурге).

Лавра – это непременно большой, мужской, выдающийся монастырь. Выдающийся, прежде всего, своим значением в истории и духовной жизни страны. Лавра – это огромная ответственность, твердыня, Благодать Господня.

И чтобы монастырь перерос в лавру необходима, прежде всего, воля Божья. Тогда наступит понимание и у церковных иерархов, и у мирян, и у светских властей, мол, вот же, не просто один из монастырей, тут нечто большее… Лавра!

Скажем, Свято-Троицкая Сергиева лавра существует века. Сколько там духовных подвигов совершенно, сколько спасено душ, одни только деяния преподобного Сергия Радонежского чего стоят. А статус лавры пришел к монастырю только в 1742 году. Императрица Елизавета Петровна подписала соответствующий указ. Но лишь через два года последовало одобрение Святейшего синода.

Или взять Александро-Невскую лавру. Как монастырь она возникла в начале XVIII века. Петр Первый страстно почитал благоверного святого князя Александра Невского, велел организовать в честь того обитель. Сюда же были перевезены мощи святого из Владимира. А лаврой монастырь стал только в 1797 году, по указу Павла Первого. Зачастую Господь избирает неожиданные инструменты, для проведения своей воли.

Но это все, если говорить о России в нынешних ее границах. Есть же еще три лавры на территории современной Украины.

Старейшая из лавр русской православной церкви, разумеется, Киево-Печерская. Монастырь на склонах Днепра возник в далеком XI веке. Но статус лавры получен им в 1688 году.

Почаевская лавра (с 1833 года носит это звание) – четвертая в Российской империи. Она расположена в современной Тернопольской области. Оплот православия в землях, на которые постоянно посягают католики, униаты, разнообразные секты.

Самая же молода из лавр – Свято-Успенская Святогорская, расположенная на живописнейшем берегу Северского Донца. Лавра относится к Донецкой епархии, свой статус она получила в 2004 году с благословения патриарха Московского и Всея Руси Алексия II.

Все упомянутые монастыри, как уже было сказано, мужские. Так уж исторически сложилось. Есть один женский монастырь, который, по пророчеству святого Серафима Саровского, станет первой женской лаврой – Серафимо-Дивеевский. Правда, произойдет это только перед самым концом света.

Лавра (греч. ????? - городская улица, многолюдный монастырь) - название некоторых крупнейших мужских православных монастырей. Как правило, лавры подчиняются непосредственно патриарху (в период 1721-1917 лавры в русской православной церкви подчинялись Синоду). Лавры Украины подчинены митрополиту Киевскому и всея Украины, за исключенем Святогорской, которая подчиняется правящему архиерею Донецкой епархии, хотя географически расположена на территории Горловской епархии. Лица, которым вверяется непосредственное управление лаврой, носят название наместников и состоят обыкновенно в сане не ниже архимандрита. Также лаврами могут называться католические монастыри восточных традиций (прежде всего греко-католические).

Лавры России и Украины

В России титул лавры присвоен следующим монастырям :

На Украине в настоящее время титул лавры имеют три монастыря:

На Украине также существует греко-католическая студитская Свято-Успенская Уневская лавра (Унев).

История

В V-VI веках в Палестине лаврами именовались монастыри, огражденные стенами от нападений со стороны кочевников бедуинов. Так, лаврой назывался ещё в VI веке монастырь св. Феодосия Великого (умер в 529) близ Иерусалима. Из доныне существующих лавр Востока наиболее известны: лавра св. Саввы Освященного, прославленная пребыванием в ней св. Иоанна Дамаскина и лавра св. Афанасия на Афоне.

На территории Грузии существует Давидо-Гареджийская лавра, на территории Польши - Супрасльская лавра. После присоединения Грузии и Польши к Российской империи они были лишены статуса лавр, а в 90-х годах 20 века им был возвращен такой статус.

На Украине три Лавры: Киево-Печерская, монастырь, основанный в 1051 г. и ставший с 1598 г. Лаврой; Почаевская Успенская Лавра (монастырь16в., - Лавра с 1833, г. Почаев Тернопольской области) и известный с 16 в. как Святогорский Успенский монастырь, но возникший в давние века; восстановленный в 19в., вновь закрытый уже в Советские времена и вновь открытый в 20 в., - ныне (с 2004 г.) Свято-Успенская Святогорская Лавра.

Сведения из прессы: В марте 2004 года Священный Синод присвоил Святогорскому монастырю статус Лавры. 25 сентября 2004 года обновленная Лавра была освящена. На освящении присутствовало около 200 высокопоставленных гостей из разных стран и духовенство высшей иерархии. От Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго Лавра получила в дар икону Владимирской Божьей Матери.

Первые две Лавры широко известны верующим. Почаевская Лавра мне известна по публикациям и рассказу моей подруги, там побывавшей. Летом 2006г. обстоятельства сложились благоприятно для совершения ознакомительной поездки к почитаемым на Украине святыням: Святогорской Свято-Успенской Лавре, Борисо-Глебскому монастырю и знакомству с Православной Одессой. В планах были ещё и другие обители, но... человек предполагает, а Господь всеми его обстоятельствами располагает.

Первой в нашем списке обозначена была Святогорская Лавра, расположенная на берегу Северского Донца, что ныне находится на территории Донецкой области, получившей название "Донецкой Швейцарии" за красоту пейзажей. В 19в. обитель находилась в Изюмском уезде Харьковской губернии (в 155 верстах от Харькова, в 35 в. от Изюма и в 18в. от г. Славянска. Примечание: с 18в. 1 верста=1 066,781 метра)

Для справки: В России статус лавры имеют следующие монастыри: Троице-Сергиева Лавра (с 1744, г.Сергиев Посад); Александро-Невская Лавра (с 1797, г.Санкт-Петербург).

Лаврами в Палестине в V-VI веках именовались монастыри, огражденные стенами от нападений со стороны кочевников бедуинов. Так, лаврой назывался ещё в VI веке монастырь св. Феодосия Великого (умер в 529) близ Иерусалима. Из доныне существующих лавр Востока наиболее известны: Лавра св. Саввы Освященного, прославленная пребыванием в ней св. Иоанна Дамаскина, и Лавра св. Афанасия на Афоне.

С другой стороны: Лавра с греческого - людное место, городская улица, многолюдный монастырь. Лавры подчиняются непосредственно патриарху (в период 1721-1917 годов лавры в русской православной церкви подчинялись Синоду). Лица, которым вверяется непосредственное управление лаврой, носят название наместников и состоят, как правило, в сане не ниже архимандрита..

01.04.2013

Что такое лавра?

Основав 300 лет назад на берегах Черной речки монастырь во имя Святой Троицы и благоверного князя Александра Невского, Петр Великий навеки скрепил свое европейское детище с судьбой России, особый, православный путь которой символизирует князь Александр. Сегодня Александро-Невская лавра - городская достопримечательность, мимо которой не пройдет ни один паломник или турист. В том, как жизнь старейшего петербургского монастыря связана с историей города, страны и мира, поможет разобраться наша маленькая «энциклопедия».

«Виктори»

Этим словом, по-русски означающим «победа», Петр Великий назвал выбранную им для строительства монастыря местность при впадении Черной речки (ныне - Монастырка) в Неву. Согласно легенде, бытовавшей в петровские времена, именно здесь ночью 15 июля 1240 года небольшой отряд новгородцев и ладожцев во главе с князем Александром Ярославичем наголову разбил шведское войско, остановившееся на ночлег на пути к Новгороду. Сейчас археологи утверждают, что легендарная битва состоялась при устье Ижоры (в районе современного Колпино), а при устье Черной речки (то есть близ нынешнего моста Александра Невского), скорее всего, имела место битва 1301 года, после которой новгородцы сумели взять шведскую крепость Ландскрону.

Обращение Петра к памяти Невской битвы не было случайным: император видел живую параллель между Северной войной и войнами, которые вел князь Александр. И Петр, и Александр Невский, оба отстаивали северные русские земли и защищали здесь православие. Оба они столк-нулись с гигантскими историческими вызовами, и каждый сумел дать ответ: Александр - отстояв независимость Новгородских земель; Петр - сделав единственную православную державу Европы передовым государством.

Начало монастырской жизни было положено совершением первой Литургии в деревянной Благовещенской церкви 25 марта (7 апреля по н. ст., в самый день Благовещения) 1713 года. С основанием обители Александр Невский стал небесным покровителем града Петрова: святого князя отныне поминают как молитвенного предстателя за приневские земли. На иконах его надлежало изображать не в монашеском лике, а «писать тот святой образ в одеждах великокняжеских». То есть Александр Невский прославлялся не как монах, а как православный воин. Стоит помнить, что орден имени святого князя, защитника русских земель, - единственный из царских орденов, который продолжил существование в СССР, а потом и в современной России.

Хотя слово λαύρα буквально переводится как «людное место» или «городской квартал», именно его византийские писатели использовали для обозначения монастырей полуотшельнического типа, состоявших из центрального храма и окружавших его отшельнических скитов. Так выглядели монастырские постройки в Палестине в конце V века: постоянная угроза со стороны кочевников заставляла монахов огораживать обители стенами, и древнейшие православные лавры, например монастырь Саввы Освященного в Кедронской долине (основан в 484 г.), напоминают неприступную крепость - своеобразный городской квартал.

На Руси с конца XVI века титул «лавры» стали присваивать крупным монастырям, имея в виду особую важность обители: сначала лаврой стал Киево‑Печерский монастырь (1688), потом Троице-Сергиев (1744). До революции этот статус означал непосредственное подчинение монастыря патриарху, а с упразднением патриаршества - Священному Синоду. Лавры имели особые права, число монахов в них не ограничивалось.

Александро-Невская лавра стала третьей по счету в России: соответствующий именной указ был подписан императором Павлом I в 1797 году. Священному Синоду надлежало Александро-Невский монастырь «переименовать Лаврою со штатом наравне с Киево‑Печерскою и Троицкою Сергиевскою».

Академия

Так называлось учебное заведение, основанное Платоном близ Афин в местности Ἀκάδημος. В России «академиями» называли высшие духовные школы, где наряду с богословием преподавались науки, которые сегодня мы без сомнений назвали бы светскими.

История духовной академии при Александро-Невском монастыре началась еще со времен Петра: в 1721 году здесь была создана Славянская школа. Переустраивая Православную Церковь, Петр стремился превратить ее в инструмент идеологического обеспечения новой политической линии «прорубания окна в Европу». Церковь должна была стать современной, а в среде духовенства необходимо было воспитать прослойку людей, сведущих в богословии по-европейски: таких, что могли бы заниматься им как точной наукой, на манер монахов‑иезуитов или протестантских пасторов.

При Петре в православных храмах столицы появляются кафедры, с них стали зачитывать проповеди. Это же умение культивируется и среди монахов Александро-Невского монастыря, для которых сочинение проповедей становится особым послушанием. В 1797 году, когда монастырь превращается в лавру, на базе Славянской школы (которая стала к этому времени Главной семинарией) учреждается духовная академия. Наряду с Московской, Киевской и Казанской академиями Санкт-Петербургская академия сыграла выдающуюся роль в истории Церкви. К слову, из шести патриархов Русской Церкви, избранных после восстановления патриаршества в 1917 году, четверо были ее выпускниками.

Слово происходит от латинского arca «ящик, гроб, ковчег», им обозначают большой, богато украшенный ларец для хранения мощей святых, по форме напоминающий архитектурное сооружение. Находившаяся в Троицком соборе рака святого Александра Невского когда-то была одной из «жемчужин» лавры: о ней, как о памятнике елизаветинского рококо, упоминали все путеводители по дореволюционному Петербургу.

Необходимость в раке возникла после того, как Петр, вслед за триумфальным завершением Северной войны, в 1724 году с небывалыми почестями перенес мощи святого князя из Рождественского монастыря во Владимире в Петербург. Изготовлением раки занялась дочь Петра - императрица Елизавета. По эскизам придворного портретиста Георга Грота и библиотекаря великого князя Петра Федоровича Якоба Штелина был изготовлен ковчег в форме пятиступенчатой пирамиды. На лицевой его стороне - барельефы со сценами из жизни Александра Невского: Невская битва и Ледовое побоище, а также вступление в Псков.

Знаменитую раку сейчас можно увидеть в Концертном зале Зимнего дворца: в 1922 году она была экспроприирована у Церкви и передана на хранение в Государственный Эрмитаж.

Архимандрит

На современный русский язык греческое слово архимандрит (ἀρχιμανδρίτης) можно перевести как «заведующий овчарней». Речь, конечно, об овцах Христовых - монахах. В первые века Церкви архимандритами называли лиц, которых епископ назначал для надзора за всеми монастырями епархии, затем - настоятелей крупных монастырей. На Руси титул архимандрита применялся к игумену важного монастыря и до советского времени служил обозначением должности. В настоящее время архимандрит - это, прежде всего, сан, высший для монашествующих пресвитеров.

Священноархимандритом Александро-Невской лавры сегодня является митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, а наместником - епископ Кронштадтский Назарий.

Так в древности назывались общежительные монастыри (от греческих слов κοινός «общий» и βίος «жизнь»), которые возникли в начале IV века вслед за отшельническими монастырями. В России киновиями называли монастыри, в которых ни монахи, ни настоятели не могли располагать никакой собственностью и состояли на полном обеспечении монастыря.

Киновия при Александро-Невской лавре была основана в 1820 году в районе деревни Клочки (нынешняя Октябрьская набережная между Финляндским и Володарским мостами), где в петровское время находился кирпичный завод, принадлежавший монастырю, она была предназначена для больных и престарелых монахов, находившихся на попечении монастыря. В 2002 году главный храм киновии - собор Святой Живоначальной Троицы - был заново освящен.

На современные карты нашего города слово «киновия» попало благодаря Киновиевскому кладбищу близ монастыря, где, наряду с захоронениями XIX века, есть и могилы блокадного времени.

Некрополь

«Городами мертвых» принято называть кладбища с гробницами знатных, уважаемых людей, оставивших след в истории своего Отечества.

Александро-Невская лавра - это не только духовный центр Санкт-Петербурга, но и место погребения почетных его граждан. Традиция захоронения здесь знатных особ восходит к петровской эпохе: в 1714 году в Лазаревской церкви была погребена сестра Петра Наталья Алексеевна. До восшествия на престол императора Павла I в монастыре покоился прах его отца Петра III.

Самым известным из лаврских захоронений является, пожалуй, могила Суворова в Благовещенской церкви: каждый помнит лаконичность эпитафии «Здесь лежит Суворов». По преданию, эти слова принадлежат Державину. Рассказывают, что во время похорон фельдмаршала катафалк никак не проходил в дверь, и кто-то из солдат воскликнул: «Вперед, ребята! Суворов везде проходил!» - и, действительно, гроб прошел в двери.

Каждый петербуржец знает о Некрополе мастеров искусств и Некрополе XVIII века - бывших Тихоновском и Лазаревском кладбищах, ставших частью Государственного музея городской скульптуры. Куда меньше известно о бывшем Казачьем кладбище, которое теперь называется «Коммунистическая площадка». Это некрополь напротив входа в Троицкий собор. Здесь покоятся начальник Дороги жизни капитан I ранга Михаил Нефедов и начальник строительства ленинградского метро, а затем руководитель Дороги Победы, проложенной на узком участке берега Ладожского озера сразу после прорыва блокады, Иван Зубков. На надгробиях обоих - надпись «Погиб на боевом посту».

Подготовил Владимир Иванов