Метод засыпания ким вест. Как научить ребенка спать

Крепкий сон очень важен для нормального роста, для нормального психического развития, роста головного мозга и нормальной секреции гормонов.

Нормы сна за сутки указаны в табличке:

Что нужно знать про детский сон?

  • До 2.5-3 месяцев сон ребенка большей частью состоит из активного поверхностного сна, из которого он легко просыпается в случае, если голоден или испытывает какой-то дискомфорт. При этом, если ему комфортно, его бывает довольно сложно разбудить шумом, речью и даже прикосновениями. Однако, после 3-месяцев дети становятся более требовательны к окружающей обстановке во время сна
  • у детей на первом месяце жизни активная фаза занимает примерно 80% сна, к 4 месяцам уже 40%, к 3 годам- 30%: в активную фазу сна ребенок двигается во сне и может разбудить себя сам движениями рук или вздрагиваниями
  • на важных этапах развития малыша: в возрасте 14-17 недель, около 7-10 месяцев (в тот момент, когда он начинает вставать, садиться, ползать), и особенно, когда он начинает делать первые шаги (около года) и говорить (в 1,5 – 2 года) может происходить т.н. «регресс сна» – временное (от 2 до 6 недель) нарушение сна. Сон ребенка, который раньше хорошо спал, внезапно портится - это касается и прерывистого и короткого ночного сна, и проблем с дневным сном
  • Учитывая особенности физиологии детского сна, начиная я 5-6 месяцев почти каждый ребенок может заснуть самостоятельно и спать всю ночь
  • К 9-12 месяцам ребенок перерастает физиологическую потребность в ночном кормлении и с этого возраста можно пробовать плавно отучать ребенка проспаться ночью чтобы поесть (отвлекать, уменьшать время кормления грудью, снижать объем смеси в бутылочки).
  • Дети не могут «доспать» утром недостающие часы: с 3х месяцев и до 5-6 лет дети просыпаются согласно своим биологическим часам независимо от того во сколько они заснули ночью, а иногда даже ситуация обратная: чем позже ребенок лег, тем раньше он просыпается), а недосып у них накапливается и такие дети будут хуже спать и следующим днем.
  • У детей с хроническим детским недосыпом чаще отмечается ожирение, синдром гиперактивности и дефицита внимания
  • лучшее для абсолютного большинства детей время для отхода ко сну согласно биоритмам – с 19 до 20:30 (отклонения крайне редки и не больше, чем на час)
  • Если ребенок ложиться позже 21 часа, то у него нарушится и замедляется выработка мелатонина – гормона сна, и происходит выброс кортизола, как результат – ребенку сложнее заснуть, он будет чаще просыпаться ночью. У мелатонина ооочень много важных функций, в т.ч., участвует в работе имунной системы, регулирует артериальное давление, участвует в обновлении клеток, усиливает антиоксидантную защиту, регулирует функционирование кишечного тракта, влияет на рост и развитие клеток мозга.
  • Потребность в количестве сна летом не изменяется, несмотря на изменение светового дня: необходимо соблюдать летом тот же режим, что и зимой
  • Дети не могут нормально заснуть если они перевозбудились: необходимо четко отслеживать время бодрствования и начинать укладывать ребенка исходя из возрастных и индивидуальных норм бодрствования
  • Детям до 3 лет дневной сон обязателен. После трех лет желательно организовать детям «тихий час»: время чтения, спокойных игр и занятий
  • Нарушения сна возникают у почти 25-30% детей в возрасте от 1 до 5 лет.

Признаками дефицита сна могут быть:

  • Дневная гиперактивность, утомляемость, чрезмерная привязанность к маме, рассеянность, капризность, раздражительность и другие дневные расстройства
  • Ребенок каждый раз засыпает в машине
  • Ребенка приходится будить каждое утро (не просыпается сам)
  • В течение дня ребенок капризный и раздражительный
  • Ребенок часто встает до 6 утра
  • Иногда ребенок засыпает в ночь намного раньше, чем обычно

Как правильно организовать детский сон?

  • Ребенок должен научиться засыпать самостоятельно: тогда он, проснувшись ночью может сам заснуть;
  • Для самостоятельного засыпания необходима примерно следующая последовательность действий:
    1. вводить ритуалы сна (ритуал должен быть коротким и позитивным, настраивать ребенка на засыпание, завершаться в постели в присутствии родителя: стишок, песенка, мелодия, мягкая игрушка, определенная последовательность действий, поглаживание по голове и т.д.) и продолжать установленный режим укладывания. Ритуалы можно начать вводить с самого рождения, а можно даже и до рождения (например, слушать определенную мелодию во время сна).
    2. постепенно разделять кормление (грудью или смесью) и засыпание, оставляя при этом введенные ритуалы
    3. перекладывать ребенка в свою кроватку сонным, но не спящим
    4. не уходить из комнаты, а быть рядом с ребенком чтобы ребенок был спокоен
    5. постепенно уходить из поля зрения ребенка по мере установления самостоятельного засыпания
  • Выделяйте примерно 30 минут перед сном на подготовку ко сну. В этот период все активные игры прекращаются и начинается спокойная ежедневно повторяющаяся подготовка ко сну.
  • ребенок должен спать без движения и тряски (не в коляске и машине);
  • укладывать спать ребенка и днем и ночью нужно в свою кроватку, до 20:30 вечера, в темноте и тишине. При свете нарушается выработка гормона сна – мелатонина.
  • Переутомление в течение дня или хронический недосып ухудшают качество сна: если ребенок не высыпается, необходимо постепенно начать укладывать его раньше, сдвигая время на 10-15 минут в день.
  • При 2-дневном сне первый сон должен начаться до 12, второй до 16:00 часов, а между последним дневным сном и ночным сном должно пройти не менее 4 часов
  • Соска может стать одной из неправильных и вредных привычек на ночь, однако, она является действенным помощником в период приучения к засыпанию без груди или бутылочки.
  • Для нормального крепкого сна необходимо правильно организовать режим дня, последовательность кормлений и бодрствования, а также обеспечить ребенку достаточную физическую активность в течение дня.
  • Решение о совместном сне принимают оба родителя, однако он должен быть с соблюдением всех правил безопасности
  • При совместном сне самостоятельное укладывание организовать сложнее, но тоже возможно. Возможен частичный совместный сон (ребенок засыпает у себя в кроватке, мама ночью забирает ребенка к себе). При совместном сне необходимо соблюдать все правила безопасного сна.

Правило безопасного сна при совместном сне:

  • Оба родителя поддерживают совместный сон
  • Матрас: жесткий, ровный, простыня хорошо натянута и закреплена
  • Одеяло не тяжелое, лишних подушек нет
  • Кровать прочная, ребенок не упадет с нее (ребенок спит у стены или у кровати есть бортик)
  • Родители спят в одежде без лент и шнурков, без украшенийи цепочек, длинные волосы убраны
  • Ребенок не спит под вашим одеялком, а либо спит под своим легким одеялом, либо спит без одеяла (можно использовать теплую пижаму или спальный мешок)
  • Малыш спит со стороны мамы (мам лучше чувствует малыша)
  • Совместный сон не допустим с родителем, который выпил алкоголь или принял сильнодействующее лекарство
  • Совместный сон не желателен если родителей ожирение
  • Всегда используйте радио\видеоняню если Вы оставляете малыша во взрослой кровати одного

Можно разделить проблемы, связанные с нарушением сна на три большие группы: поведенческие причины, педиатрические и неврологические проблемы.

Поведенческие проблемы.

Поведенческие проблемы включают в себя нарушение ассоциаций засыпаний и нарушенная гигиена сна.

Наиболее частая и распространенная поведенческая причина нарушения детского сна – это нарушения укладываний и нарушение ассоциации засыпания: укладывание на руках, укачивание, укладывание на фитболе, засыпание с родителями или засыпание во время кормления (грудью или с бутылочкой). Тогда ребенок, проснувшись ночью в фазу поверхностного сна не может заснуть самостоятельно и требует повторения тех же условий, в которых он привык засыпать (например, родителям приходится по многу раз за ночь подходить к ребенку, давать ему бутылочку и укачивать, хотя ребенок вполне уже способен спать всю ночь и без ночных кормлений). Самостоятельное укладывание, соблюдение ритуалов укладывания, сон в одной и той же привычной обстановке, не в движении, соблюдение правильного режима дня и раннее введение ритуалов сна является обязательным условием крепкого сна.

Так называемая гигиена сна должна включать в себя:

  • Температура воздуха в комнате, где спит ребенок должна быть 20-22 С
  • Важно убедиться, что ребенок во сне не перегревается. Допустимо использовать кондиционер, но поток воздуха должен быть минимальным и быть направленным на потолок.
  • Свет приглушен и в комнате тихо. При необходимости (когда в комнате все равно громко или из окон шум) можно использовать устройства, воспроизводящие «белый» (монотонный) шум
  • Рядом с ребенком его любимая игрушка
  • В кроватке нет подушки, а одеялко совсем легкое (летом одеяло можно заменить на простынку).
  • В кроватке ребенок должен спать, не разрешайте ребенку играть в кроватке
  • Вечером не должно быть активных шумных игр
  • Следите за признаками усталости у ребенка: дети, которые хотят спать трут глазки, их движения замедляются, они становятся капризными и раздражительными

Помимо поведенческих проблем, существуют также педиатрические и неврологические проблемы , которые также могут приводить к нарушению сна.

Если это не начало острого заболевания, от которого просыпается ребенок (а в период острого инфекционного заболевания нарушенный сон – это нормально), а короткий рваный сон и частые ночные пробуждения –это скорее нормально для Вашего ребенка, то Ваш педиатр должен в первую очередь исключить:

  1. Нарушение сна вследствие младенческих колик . Наиболее часто они возникают в период с 1 до 4 месяцев, ребенок поел и засыпает, однако вскоре просыпается и плачет без видимой для родителей причины, поджимает ножки, живот вздут, может отмечаться частый жидкий стул, ребенка невозможно успокоить или отвлечь, облегчение состояния происходит после дефекации или постановки газоотводной трубочки.
  2. Нарушение сна вследствие рахита . Признаки рахита могут развиваться уже на 2 месяце жизни и помимо нарушения сна (короткий рваный сон по 40 минут) проявляются: сниженным тонусом, повышенной потливостью ладоней, стоп и головы, протертыми волосиками на затылке, деформацией костей черепа (уплощенный затылок, выраженные лобные доли) и ребер (воронкообразная или куриная грудь, борозда на нижней границе грудной клетки), искривление повоночника, размягченными краями родничка, плаксивостью, раздражительность, задержкой прорезывания зубов и задержка физического развития, запоры.
  3. Голодный ребенок не может нормально и крепко спать. Необходимо правильно организовать режим чтобы перед сном ребенок с аппетитом и крепко поел; кроме того, для детей, которые находятся на искусственном вскармливании можно рекомендовать специальные молочные смеси на ночь (Nestlé, «Фрисолак Ночная формула», Nestogen 2 «Счастливых снов», Friesland Campina; и другие), они содержат «сложные углеводы», более питательные и медленнее всасываются. Ночные кормления также могут быть причиной недоедания в дневное время.
  4. Аллергические заболевания : зуд при атопическом дерматите может быть довольно выраженным и приводить к нарушению сна.
  5. При цистите : мочеиспускания при цистите будут болезненными и частыми, и могут приводить к частому пробуждению ребенка; поэтому при исключении всех прочих причин нарушения сна необходимо сдать общий анализ мочи ребенка.
  6. Ребенок может спать беспокойно в период прорезывания зубов и в период освоения новых физических навыков (в период, когда он начинает ползать\сидеть\ходить)
  7. В более старшем возрасте при аденоидите может отмечаться постоянное подтекание слизи из аденоидных миндалин по задней стенке глотки, это вызывает приступы кашля и приводит к пробуждению ребенка.
  8. Синдром обструктивного апноэ сна детей (1 и более за час эпизод остановки дыхания во сне более чем на 10 секунд, сопровождающиеся предварительной серией глубоких вдохов с храпом; чаще выявляются среди детей с аномалией челюстно-лицевой области, при гипертрофии аденоидных и небных миндалин, ожирении).

Также есть неврологические проблемы нарушения сна, с ними нужно обращаться к неврологу или психологу:

  • Неврозах и ночных страхах
  • Снохождение и сноговорение
  • кошмары
  • ночной энурез
  • нарколепсия (внезапное засыпание)

О моем опыте самостоятельного засыпания с писала , но вкратце напомню этапы приучения к самостоятельному сну.

Этапы приучения к мягкому самостоятельному засыпанию :

  1. Исключение всех медицинских причин нарушения сна
  2. Соблюдение и коррекция всех поведенческих причин сна
  3. Введение ежедневных ритуалов сна
  4. При наличии вредных привычек сна - постепенный уход от них с сохранением уже введенных ритуалов сна:
    • При наличии привычки засыпать на руках - все меньшее число укачивающих движений, потом все более и более раннее перекладывание в кроватку.
    • Постепенное разделение засыпания и еды (груди или смеси) на фоне сохранения уже введенных ритуалов сна (на первом этапе допустима замена груди или бутылочки соской)
  5. Постепенное физическое отдаление родителя от ребенка
  6. Постепенно отучение от ночных просыпаний: замена водичкой смеси и кормления грудью

Будьте здоровы!

Врач-педиатр, неонатолог, кандидат медицинских наук и мама, Левадная Анна.

Текст написан с консультативной помощью команды профессиональных консультантов по детскому сну «Спи, малыш» spimalysh.ru. «Спи, малыш» представляет в России авторскую Методику Мягкого приучения ко Сну (Gentle Sleep Coach), которая была разработана одним из ведущих консультантов по вопросам детского сна в мире Ким Вест The Sleep Lady (TM).

https://umedp.ru/articles/narusheniya_sna_v_detskom_vozraste_prichiny_i_sovremennaya_terapiya.html

Итак, для помощи прохождения этого непростого для малыша (и меня) периода, я решила воспользоваться подсказками специалиста по сну Ким Вест. Возможно и Вам они окажутся полезными, а о своем опыте их применения я буду писать заметки в своем журнале и завтра с утра опубликую результаты за первый день и ночь. Могу сказать, что сегодня я уже применила несколько в своей тактике и это реально помогает.☺

1. Делайте то, что работает.

Помните, сейчас для вашего ребенка многое меняется, поэтому старайтесь «плыть по течению», по крайней мере временно. Это может означать, что ваш ребенок дремлет в качели, коляске или машине, чтобы поспать в течение дня. Помните: то, что работало вчера, может не сработать сегодня, и будьте готовы пробовать другие способы. В этом возрасте совершенно нормально укачивать, кормить или похлопывать ребенка, чтобы усыпить его, т.к. вы не создадите никаких негативных ассоциаций со сном, требующих коррекции в дальнейшем. Ваша цель – уложить ребенка спать.

2. Отслеживайте признаки усталости вашего ребенка и немедленно на них реагируйте.

В зависимости от вашего ребенка, его признаки усталости могут быть как почти незаметными, так и ярко выраженными. Отслеживайте такие признаки, как зевание или потерю интереса, малыш может тереть глаза или капризничать. Когда вы видите эти знаки, действуйте немедленно и помогите ребенку уснуть, чтобы он не переутомился, т.к. это сделает засыпание гораздо сложнее для вас обоих.

3. Когда перед сном активность ребенка снижается, ловите момент, когда он уже сонный, но еще не уснул.

Это побудит и научит его засыпать самостоятельно. Оставайтесь рядом с ним утешайте его словами или прикосновениями. Если в течение 15 минут, несмотря на ваши действия, ребенок только плачет, возьмите его на руки и укачайте, подержите или покормите его, чтобы усыпить, и попробуйте снова следующей ночью или тогда, когда вы почувствуете, что оба готовы к этому.

4. Будьте аккуратны с новыми способами помочь ребенку уснуть. Продолжайте пробовать и использовать те способы, которые работают, но постарайтесь не использовать слишком много сразу.

Этот совет может показаться трудновыполнимым, когда вы оба отчаянно пытаетесь поспать. Если вы выработали у ребенка привычку засыпать с помощью укачивания, укачивайте, но не добавляйте к этому кормление на засыпание. Таким же образом, если ваш ритуал перед сном включает в себя кормление и похлопывание, это отлично, но в таком случае не добавляйте к ритуалу засыпания еще и укачивание. Удлинение списка способов помочь ребенку уснуть означает лишь то, что в дальнейшем вам придется проделать больше работы. Пока удается помочь ребенку уснуть, предпочитайте новым техникам те способы, что уже однажды сработали.

5. Давайте ребенку максимум тактильного контакта и поддержки.

В период регресса сна и вы, и ваш ребенок, скорее всего, невероятно устаете (что совершенно справедливо!), и дополнительный тактильный контакт, объятия и ласковые слова могут значительно помочь. Конечно, ваш ребенок пока не может оказать вам настоящую поддержку, но вы можете ласково с ним разговаривать, держать и носить его на руках, чаще с ним обниматься, чтобы облегчить ему этот период изменений в развитии.

6. Ищите признаки развития.

Да, это период испытаний для вас, но вы удивитесь тем новым открытиям, которые ваш малыш сделает за эти недели. Вы можете обнаружить, что ваш ребенок учится переворачиваться или начинает пытаться садиться. Эти изменения в развитии одновременно и увлекательны, и утомительны для вашего ребенка. Также вы можете заметить, что в этот период малыш растет буквально на глазах и, так как его тело изменяется и развивается, это может привести к еще большей потребности в сне, поэтому внимательно отслеживайте признаки усталости.

7. Следуйте вашему гибкому режиму настолько, насколько это возможно.

Детям очень важны постоянство и привычные ритуалы, поэтому будьте готовы обеспечить их вашему ребенку. Если у вас все еще нет успокаивающего ритуала перед сном, состоящего из 3-4 действий (чтение книги, песенка, принятие ванны, после чего ребенок отправляется в кровать), это отличный момент, чтобы его создать. Вы можете использовать этот ритуал в укороченном виде и перед дневными снами, исключая ванну и выбирая одно или два действия из ритуала засыпания на ночь, чтобы помочь вашему ребенку понять, что пора засыпать.

Вопрос: Сегодня существуют консультанты по детскому сну, задача которых - помочь родителям решить проблемы сна у маленьких детей. Основоположница мягкого приучения ко сну Ким Вест предлагает обучать начиная только с 6 месяцев. Однако отучение от укачивания, засыпания у груди и так далее все равно происходит со слезами. В связи с этим возникает вопрос: может ли такое обучение повлиять на привязанность ребенка к родителю и на его психоэмоциональное состояние?

Ответ:

Представители этой достаточно новой профессии действительно помогают родителям справляться с проблемами детского сна, стремятся помочь детям, да и их уставшим родителям спать лучше. И их подходы так же отличаются, как отличается адаптационный (естественный уход за ребенком) и так называемый традиционный (общепринятый) - как подход развития и поведенческий.

Так и в науке коррекции детского сна существует 8 различных подходов. Есть самые радикальные: когда ребенка оставляют одного до утра без надежды на воссоединение, есть метод контролируемого плача, а есть подход принципа преемственности, где уважается зависимость ребенка от взрослого, привязанность ребенка ко взрослому, контакт и близость.

Консультанты по сну, которые придерживаются подхода привязанности, учитывают потребности малышей и не применяют эмоциональное и физическое разделение со взрослым в пользу зависимости от предметов-заменителей.

Они подскажут, как организовать ритмы сна и бодрствования согласно возрасту, как увидеть, где слишком много стимуляции и создать более благоприятные условия и привычки сна ребенка, к которым относятся в первую очередь физический контакт со взрослым, включающий или нет грудное вскармливание. Помогут увидеть признаки чувствительности, причины повышенной тревоги, мешающие расслаблению. Расскажут, как напитать ребенка теплом и любовью до укладывания, чтобы его меньше беспокоил голод привязанности, если мама отлучается днем, и меньше тревожила разлука с ней на сон, ведь даже в уюте родительской постели ребенок именно так его воспринимает.

Консультанты по сну, которые придерживаются конвенционального подхода, действительно предлагают в короткие сроки приучить ребенка засыпать самостоятельно, не просыпаться всю ночь и спать в отдельной комнате. Одни советуют после ритуала отхода ко сну закрывать дверь в детскую и открывать ее только утром, вне зависимости от того, кричит ребенок или нет. Другие рекомендуют находиться в одной комнате с ребенком, но не смотреть ему в глаза и не реагировать на плач и просьбы о контакте.

Третьи обещают, что ребенок плакать не будет, и считают свой подход мягким, но грудное вскармливание и привычка засыпать на руках или рядом со взрослым в данном мероприятии будут серьезными помехами. Поэтому консультанты этого направления подталкивают маму к ограничению контакта в момент засыпания и к сокращению или прекращению ночных кормлений. Наиболее лояльные из них настаивают на разграничении прикладывания к груди и самого засыпания, а ночные прикладывания просят взять под контроль и кормить регламентировано.

Стандартная конвенциональная программа коррекции сна - приучить ребенка не нуждаться в родителе в момент засыпания и при пробуждении среди ночи. Создаются новые привычки сна, в которых отсутствует прямой контакт с ребенком. В свою очередь вводятся ритуалы, помогающие ребенку успокаиваться самостоятельно. Сценарий программы выглядит примерно так:

  • Плачет больше трех минут? Надо подойти, погладить, похлопать, успокоить, но на руки не брать.
  • Продолжает плакать? Можно взять на руки, но ненадолго, и лучше поскорее положить обратно, таким образом приучая к тому, что на руки в случае плача не берем. Успокаиваем ребенка, лежащего в кроватке.
  • Не плачет, а играет, гулит, скачет по кроватке? Ждем пять минут и лишь потом заходим. Необходимо снова настойчиво уложить, погладить, похлопать. Можно положить руку, но на руки не брать, в глаза не смотреть, не заигрывать, пресекая любой шанс физической близости и возможность получить приглашение от родителя.

Любопытно, что даже состав молока подтверждает нелогичность ограничения в прикладываниях, т. к. размеренные посасывания груди напрямую влияют на гормоны, отвечающие за расслабление, засыпание. Тесные объятия перед сном, когда рука мамы, подобно кокону, словно оберегает тельце малыша, тепло тела взрослого, его дыхание рядом также расслабляют ребенка, обеспечивая ему чувство безопасности.

Эти привычки сна продуманы природой и являются потребностями малыша. Но конвенциональный консультант в первую очередь порекомендует маме разграничить прикладывание и засыпание, и таким образом сломать телесную зависимость: на руки или к себе в постель не берем, кладем в кроватку и гладим.

Может ли такая программа коррекции сна повлиять на привязанность? Да. Чаще всего она выстроена именно так, чтобы на нее и влиять, приводя ребенка к тому состоянию, когда привязанность к родителю не будет мешать.

Ведь зависимость и потребность в близости со взрослым - в этом случае помеха заветному сну, равно как и привычка сосать грудь во время засыпания и среди ночи. Таким образом, потребность малыша в физическом контакте игнорируется, и он, если и получает ответ на нее, то не тот или не в том объеме, который ему необходим, параллельно перенося ее на предмет-заменитель.

Также оставляется без внимания потребность ребенка в прикладывании по требованию, в том числе и во время сна, при том, что она обусловлена и физически, и эмоционально (за исключением случаев, если младенец старше трех месяцев плохо набирает вес).

Ребенка, пусть и постепенно, но лишают существовать в жизни родителя, ночью в том числе, приглашения доверять, следовать и принимать заботу - они принимают другую форму, идущую вразрез с ожиданиями малыша.

Постепенно он привыкает к тому, что мама не берет его на руки, что сидит далеко от него, повернувшись боком или спиной, что кормит, не прижав к себе в своей постели, а за полчаса до сна, в другой комнате. При этом днем мама может быть нежна, заботлива и щедра на объятия, вместо которых вечером предлагает похлопывание, а вместо себя - одеяльце.

Это влияет на чувство безопасности, на способность полагаться и искать ответа.

  • Как следствие, ребенок чаще всего возводит определенные защиты, чтобы не испытывать невыносимые для себя страдания, уходит в отчуждение от родителя, перепривязывается к предмету заменителю.
  • У кого то обостряется проблемное поведение, увеличиваются агрессивные импульсы в дневное время.
  • Кого-то жажда близости и отсутствие ожидаемой заботы ночью приводит к сильнейшей тревоге, к активизации стремления к близости, и ребенок днем становится навязчиво липучим, капризным и тревожным.
  • У кого-то развиваются хронические формы , к предмету заменителю, которые отражаются на отношениях с взрослым днем.

Защиты влияют на эмоциональное развитие ребенка, перепривязанность и отчуждение лишают родителя способности влиять на ребенка и приводить его в точку покоя, что по умолчанию важно для развития.

Стоит отметить, что не всегда это настолько фатально, и некоторые дети внешне выглядят вполне благополучными. И я допускаю, что это не только внешнее впечатление. может быть вдоволь днем, напитывания контактом в рамках ритуала укладывания и явной вовлеченности родителя может хватать некоторым детям, чтобы компенсировать им ночь в одиночестве. Либо адаптивность ребенка может быть так высока, что новые, суррогатные привычки сна приживаются, ночи пролетают незаметно, не ударив по глубине зависимости от родителя и эмоциональному здоровью.

Дети все разные, и по-разному проявляют себя, когда сон становится проблемой, поэтому не стоит опираться на то, что все обойдется и пройдет само собой, если не спите ни он, ни вы.

Лучше возьмите в расчет то, что развивающийся мозг ребенка полагается на заботу взрослого и на непрерывность связи в их отношениях. По крайней мере, в ту незрелую пору, когда кроме физической близости, ребенок мало за что может держаться, даже если речь идет о сне.

«Ребенка надо научить спать» - это лозунг любого учреждения, обучающего конвенциональных специалистов по коррекции сна. Но ребенка не надо учить спать, как не надо учить сосать грудь или испражняться. Ему, конечно, нужно помочь приложиться к груди, и хорошо бы помочь сходить в туалет, т. к. спазмы сфинктеров его пугают и тормозят, но с мамиными подсказками при высаживании это делается легко и не кажется страшным.

Точно так же со сном. Мучиться самому и наблюдать страдания ребенка, связанные с , совсем необязательно. Помочь малышу спать лучше, а заодно и себе, несомненно, стоит, но учить ребенка спать необходимости нет. Он рождается с этим умением, равно как и с инстинктом доверять, следовать, падать в привязанность и расслабляться в объятиях взрослого. Последнее важно как раз для ритмов его сна, для его способности расслабляться и засыпать, для его психоэмоционального развития.

Из вышесказанного следует, что ребенку нужно помочь довериться маме, которая знает о его потребностях, а маме следует полагаться на естественные, просчитанные природой привычки сна. Укрепить их, развить и сделать своими помощниками.

Тогда укладывание будет не изматывающей рутиной, а проявлением любви, моментом близости и заботы, способом дать понять ребенку, что взрослый является ответом на его потребности.

Как следствие, сон поправится сам, поскольку ребенку не нужно будет беспокоиться, рядом ли мама, ведь качество и количество сна ребенка напрямую связано с качеством и количеством близости с заботливым взрослым.

А что касается консультантов, то как дети все разные, так и специалисты по сну разные. Одни способны разрушить ваше представление о нежной связи, другие помогут расцвести и окрепнуть ей, что неизбежно принесет вам спокойные благостные ночи: и вам, и вашим детям.

создана для того, чтбы объединить растущее число консультантов по детскому сну во всем мире, а так же для создания единого качественного стандарта обучения таких специалистов.

Цель организации — обеспечить родителей и медицинское сообщество надежными специалистами, которые обладают глубокими профессиональными знаниями и руководствуются жесткими этическими стандартами в своей работе.

Члены ассоциации постоянно повышают уровень своих знаний (это обязательное условия для ежегодного продления членства) в таких сверах как детская психология, педиатрическая диетология, специфика неврологического развития и других областях, прямо или косвенно влияющих на качество детского сна.

Основатели ассоциации Дебора Педрик и Ким Вест являются пионерами в разработке и внедрении методик по улучшению качества сна детей (а как результат, и их семей).

В своей работе они плотно сотрудничают с такими педиатрами-сомнологами известными во всем мире как Марк Вайсблат, Ричард Фербер и многими другими специалистами в узких областях. Вовлеченность медиков, психологов, антропологов, специалистов по грудному вскармливанию, редагогов, социальных работников в работу ассоциации помогают обеспечить эффекивные и безопасные методики для работы с первичными инсомниями различного происхождения у детей.

Общероссийская общественная организация РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО СОМНОЛОГОВ

Российское общество сомнологов создано для того, чтобы представлять интересы специалистов, работающих в области практической медицины сна в различных регионах России. Основной целью является организация доступной и высоквалифицированной сомнологической помощи населению на всей территории Российской Федерации. Президентом Ассоциации является заведующий отделением медицины сна, Заслуженный врач РФ, профессор, доктор медицинских наук Бузунов Роман Вячеславович.

Институт семейного сна, США

Наша миссия — обеспечить общество всесторонне образованными консультантами, которые бы помогли семьям организовать здоровый и полноценный сон для их детей. В штат института входят медицинские работники, психологи, специалисты по детскому развитию и воспитанию. Он устанавливает образовательный стандарт для работников индустрии и постоянно его повышает. Выпускники института не только успешные специалисты, их работа признана медицинскими сообществами педиатров мира.

Нарушение сна у детей — очень частая проблема родителей, которые просто не знают, как научить ребёнка засыпать вовремя. Своими советами с «О!» поделилась ведущий мировой специалист по сну, автора метода «Медленного отдаления» (The Sleep Lady Shuffle ТМ) Ким Вест.

Родители часто жалуются, что дети не умеют засыпать сами. Это как раз говорит о том, что малышей нужно учить навыку засыпания — так же, как умению ходить и говорить.

Почему дети плохо спят?

Очень часто причинами плохого сна могут быть поведенческие проблемы. Из-за того, что у ребёнка сон ассоциируется с кормлением или укачиванием, малыш ожидает тех же действий, проснувшись ночью. Это и есть поведенческая проблема, от которой нужно избавляться. Родители могут придумать какую-то новую привычку, другую ассоциацию, связанную со сном.

24 года назад в мире было всего лишь две книги, посвящённые этой проблеме. В работе Марка Вайсблута было сказано, что ребёнка нужно уложить в кроватку бодрствующим, затем уйти и не возвращаться к нему до утра. Эта методика получила название «Проплакаться до засыпания». А книга Ричарда Фербера была посвящена «Методу периодических проверок», согласно которому после укладывания малыша нужно время от времени проверять, но каждый раз делать это реже.

Эти способы могут работать, но из-за частого детского плача их критикуют родители и эксперты. И на сегодняшний день нет научных исследований, которые бы объяснили, как такие методы влияют на психологическое состояние детей.

Когда я задумалась о создании новой методики, у меня ещё не было ребёнка. Но я была знакома с историей своего брата и его жены, которые очень переживали из-за плохого сна своего малыша и даже признавались в том, что больше не хотят иметь детей. Я боялась столкнуться с такой ситуацией, поэтому решила создать более мягкий способ «Медленного отдаления». Сначала я его применяла на своих детях, а затем на малышах родственников и друзей.

Как этот метод работает?

Чтобы научить малыша правильно засыпать, положите его в кроватку бодрствующим и оставайтесь вместе с ним в комнате. В первые дни реагируйте на капризы ребёнка: обнимайте, успокаивайте словами, качайте. Но с каждым вечером делайте это реже. Эффект от этих действий будет заметен уже на седьмой вечер. Через неделю ребёнок начнёт полноценно спать ночью. Этот способ подходит для детей от полугода до 6 лет, а быстрее и легче его усваивают малыши от 6 до 8 месяцев. Чем старше они становятся, тем сложнее их научить правильно засыпать. Но всё же это возможно, просто вам придётся приложить немного больше усилий.

Главные принципы методики «Медленного отдаления»:

    Родители или няня находятся с малышом, пока он не заснёт.

    Взрослые постепенно уменьшают степень своего участия в засыпании, пока малыш не освоит навык.

    Родители не вмешиваются в тех случаях, когда ребёнок может справиться сам, и помогают там, где ему трудно.

    Ребёнок может обучаться самостоятельному засыпанию и в отдельной кроватке, и вместе с родителями.

Если родители намеренно спят вместе с малышом, то он всё равно должен уметь засыпать сам. Решать эту проблему при помощи совместного засыпания — это не самый здоровый подход.

Метод «Медленного отдаления» нашёл отклик у мам по всему миру. С командой психологов мне удалось адаптировать этот способ и для российских семей. Я не призываю следовать только за инструкциями методики, а прошу обращать большое внимание на отношения между мамой и ребёнком. Главное — укрепить привязанность между ними, потому что спокойная мама, которая понимает потребности малыша, может более внимательно отнестись к обучению, в отличие от той, которая действует согласно инструкции и игнорирует то, что с ним происходит.

Текст: Анастасия Куратова

Фото: Ilya Andriyanov, javi_indy / Shutterstock.com