Методы педагогического исследования и их классификация. Шпаргалка: Методы психолого-педагогического исследования их классификации и характеристики

Методы педагогического исследования –способы (приемы, операции) изучения педагогических явлений, получения новой информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.

Существует несколько классификаций методов педагогического исследования . В зависимости от основания классификации методы исследования в педагогике подразделяются на:

· эмпирические и теоретические;

· констатирующие и преобразующие;

· качественные и количественные;

· частные и общие;

· методы сбора эмпирических данных, проверки и опровержения гипотез и теории;

· методы описания, объяснения и прогноза;

· специальные методы, используемые в отдельных педагогических науках;

· методы обработки результатов исследования и др.

К общенаучным методам (используются разными науками) относятся:

· общетеоретические (абстракция и конкретизация, анализ и синтез, сравнение, противопоставление, индукция и дедукция, т. е. логические методы);

· социологические (анкетирование, интервьюирование, экспертные опросы, рейтинг);

· социально-психологические (социометрия, тестирование, тренинг);

· математические (ранжирование, шкалирование, индексирование, корреляция).

К конкретно-научным (конкретно-педагогическим) относятся методы, которые в свою очередь подразделяются на теоретические и эмпирические (практические).Теоретические методы служат для интерпретации, анализа и обобщения теоретических положений и эмпирических данных. Это теоретический анализ литературы, архивных материалов и документов; анализ основных понятий и терминов исследования; метод аналогий, построение гипотез и мысленного эксперимента, прогнозирование, моделирование и др. Эмпирические методы предназначены для создания, сбора и организации эмпирического материла - фактов педагогического содержания, продуктов воспитательной деятельности.К эмпирическим метода м относятся, например, наблюдение, беседа, интервьюирование, анкетирование, методы изучения продуктов деятельности учащихся, школьной документации, методы оценивания (рейтинг, педагогический консилиум, самооценка и т. д.), методы измерения и контроля (шкалирование, срезы, тестирование и т. п.), а также педагогический эксперимент и опытная проверка выводов исследования в условиях массовой школы. Как теоретические, так и эмпирические методы обычно используются в комплексе сматематическими и статистическими методами, которые применяются для обработки данных, полученных в ходе исследования, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями.Математические методы применяются для обработки полученных методами опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями.Наиболее распространенными математическими методами, применяемыми в педагогике, являются:


· регистрация – выявление наличия определенного качества у каждого члена группы и общий подсчет тех, у кого данное качество имеется или отсутствует (например, число учеников, активно работающих на занятии, и число пассивных);

· ранжирование (ранговая оценка) – расположение собранных данных в определенной последовательности (в порядке убывания или нарастания каких-то показателей) и соответственно определение места в этом ряду каждого исследуемого (например, составление перечня наиболее предпочитаемых одноклассников);

· шкалирование – введение цифровых показателей в оценку отдельных сторон педагогических явлений; для этой цели испытуемым задают вопросы, отвечая на которые они должны выбрать одну из указанных оценок (например, в вопросе о занятии какой-либо деятельностью в свободное время выбрать один из оценочных ответов: увлекаюсь, занимаюсь регулярно, занимаюсь нерегулярно, ничем не занимаюсь).

Статистические методы применяются при обработке массового материала – определения средних величин полученных показателей: среднего арифметического, медианы – показателя середины ряда, подсчет степени рассеивания около этих величин – дисперсии, коэффициента вариации и др. Любое исследование начинается с ознакомления исследователя с тем, как интересующая его научная проблема разработана в научной литературе. Для этого он изучает труды классиков педагогики и смежных с ней наук, историко-педагогические работы и документы; современные труды по педагогике и смежным с ней наукам, касающиеся определенной проблемы; периодическую педагогическую печать, справочную педагогическую литературу; учебники и методические пособия и т. д. При этом, исследователь осуществляет методы сравнительно-исторического и причинно-следственного анализа. Может применяться также методмоделированияМетод моделирования – наглядно-образная характе-ристика изучаемых процессов и явлений с помощью схем, чертежей, кратких словесных описаний, матриц, символов, математических формул и т. п.Изучение литературы и умение работать с ней:

· Определив область исследования и его проблему, ученый составляет библиографию - список отобранных для изучения источников, который необходимо оформлять правильно в соответствии с библиографическими требованиями.

· Работая с литературой, исследователь осуществляет аннотирование – краткое, лаконичное изложение основного содержания источника; цитирование - дословная запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в источнике (цитата должна иметь правильно оформленную сноску).

· Основные идеи литературного источника могут быть перечислены в виде тезисов - кратких цитат или сжатых выдержек из этого источника.

Применяются также такие методы, как конспектирование – более детальное изложение основных идей источника с выделением его главных положений (краткое изложение, цитирование, определение своего собственного отношения к выводам автора и т. д.);реферирование – сжатое, но более развернутое по сравнению с тезисами изложение основного содержания одного или нескольких источников по общей теме.

Наблюдение - организованное целенаправленное и фиксируемое восприятие участников педагогического процесса либо его явлений. Цель наблюдения - накопление фактов и образование первоначальных представлений об определенном педагогическом явлении. Оно может быть включенным (наблюдатель сам является непосредственным участником процесса воспитания или обучения) и невключенным(опосредованным, наблюдением «со стороны). Объектами наблюдения могут быть: деятельность группы учащихся или отдельного ученика в процессе обучения или воспитания; взаимоотношения учащихся между собой или с педагогом; действия детей в конкретной ситуации; деятельность учителя на уроке и т. д. Этапы наблюдения:

· определение цели и задач наблюдения («Для чего наблюдать?»);

· выбор объекта, предмета наблюдения («Что наблюдать?»);

· выбор способа наблюдения («Как наблюдать?»);

· выбор способов регистрации наблюдаемого («Как вести записи?»

· обработка и интерпретация полученной информации («Каков результат?»).

Анкетирование - письменный опрос большого количества людей с помощью опросных листов (анкет).Анкеты могут быть открытыми (предполагают ответ на вопрос), закрытыми (выбрать ответ из ряда предложенных) и смешанными . При составлении анкет важно соблюдать следующие правила: вопросы должны быть тщательно составлены, предельно конкретны, корректны, доступны, они не должны содержать в себе скрытых подсказок желаемого ответа, но должны быть взаимопроверяемыми.Метод анкетирования позволяет в сравнительно короткий срок получить большое количество информации, которую можно подвергнуть количественному анализу с помощью математических и статистических методов с использованием вычислительной техники. Количественные данные, полученные путем анкетирования, затем дополняются качественным анализом.

Исследовательская беседа - диалог исследователя с испытуемым по заранее составленному плану.Это наиболее эффективный метод для выявления мотивов поведения , ценностных ориентаций, чувств, переживаний опрашиваемого. До беседы необходимо сформулироватьконкретные вопросы, на которые исследователь хотел бы получить ответы. Вместе с тем в процессе беседы желательно не заглядывать в опросник. Для эффективного применения этого метода важно установить дружеские, доверительные отношения с собеседником, проявлять к нему уважение, тактичность. Ценность беседы как метода заключается в том, что это всегда непосредственное общение исследователя с изучаемым. Вместе с тем собеседник может скрыть свои истинные мысли и переживания и ввести исследователя в заблуждение.

Интервьюирование – разновидность беседы. Это метод, более ориентированный на выяснение оценок, позиции опрашиваемого. Интервью проводится по заранее подготовленным вопросам, ответы на которые записываются. Метод обобщения независимых характеристик – метод получения характеристики на одно и то же лицо от разных людей по одной и той же теме. Информация, поступившая из разных источников обрабатывается.

Метод написания сочинений - группа людей пишет сочинение на заданную тему, интересующую исследователя. Затем сочинения анализируются и обобщаются. Метод педагогического консилиума предполагает коллективное обсуждение результатов изучения воспитанников по определенной программе и единым признакам, а также коллективную выработку путей и средств преодоления обнаруженных недостатков. Методы оценивания:Рейтинг - метод субъективной оценки какого-либо явления по заданной шкале. Эти оценки дают эксперты (компетентные судьи): ученые-педагоги, психологи, опытные учителя, директора школ и другие. Они оценивают те или иные качества в соответствии с предложенной оценочной шкалой. Данные анализируются: количественный анализ проводится по определенной формуле и дается качественная оценка.Самооценка предполагает оценку индивидом своих достижений, личностных качеств, действий, поступков по определенным параметрам. При этом также устанавливается шкала оценок в баллах или других количественных показателях. Анализ педагогической (школьной) документации, а также результатов разных видов деятельности учащихся. Так, изучение школьной документации даст объективные данные об организации педагогического процесса в школе, а изучение (анализ, оценка) письменных, графических, контрольных, творческих и других видов работ учащихся позволит получить сведения об уровне обученности и воспитанности учащихся, о работе учителя, поможет выявить различные интересы детей, особенности их мышления, суждений, оценок, уровень сформированности учебных умений и т.д. Педагогическое тестирование – это метод исследования, который позволяет с помощью специально разработанных заданий (задач, опросников) объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса. Проективные методы - это разновидность тестирования. Испытуемому предлагается высказаться о своих возможных действиях, поступках в той или иной ситуации. Суждения анализируются исследователем. Педагогический эксперимент – исследовательская деятельность, осуществляемая с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях. В рамках педагогического эксперимента используется комплекс теоретических и эмпирических методов.Виды эксперимента: По условивиям организации

· эксперимент естественный (в условиях обычного образовательного процесса);

· лабораторный (создание искусственных условий для проверки, например, того или иного метода обучения, когда отдельные учащиеся изолируются от остальных).

По конечным целям педагогический эксперимент может быть:

· констатирующим , устанавливающим только реальное состояние дел в педагогическом процессе;

· преобразующим, когда проводится целенаправленная организация эксперимента для определения условий (методов, форм и содержания образования) развития личности школьника или детского коллектива;

· контрольным, который организуется для проверки степени достоверности тех результатов, которые получены при проведении констатирующего и преобразующего, а также лабораторного экспериментов. При этом дублируется уже состоявшийся эксперимент (повторный эксперимент) или осуществляется замена экспериментальной группы на контрольную, и наоборот (перекрестный эксперимент);

· пилотажным (предварительным), который имеет целью проверить уровень проработанности и качество методики эксперимента. Для этого эксперимент проводят сначала в сокращенном варианте. После этого, если необходимо, отдельные звенья эксперимента корректируются, и затем он проводится в полном объеме.

ПУТИ, СПОСОБЫ ПОЗНАНИЯ ОБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ ПРИНЯТО НАЗЫВАТЬ МЕТОДАМИ ИССЛЕДОВАНИЯ.

МЕТОДАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ НАЗЫВАЮТ СПОСОБЫ ИЗУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ.

Все многообразие методов педагогического исследования можно разделить на три группы: МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА, МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ.

Классификация методов педагогического исследования представлена в таблице 2.

Таблица 2

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Методы изучения педагогического опыта Методы теоретического исследования Математические методы Наблюдение Беседа

Анкетирование Изучение работ учащихся Изучение школьной документации

Педагогический эксперимент Теоретический анализ Индуктивный анализ Дедуктивный анализ Регистрация

Ранжирование

Шкалирование 1. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА - это способы исследования реально складывающегося опыта организации образовательного

процесса.

НАБЛЮДЕНИЕ - целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи (протоколы) наблюдения.

Этапы наблюдения:

Определение целей и задач (для чего, с какой целью ведется наблюдение);

Выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать);

Выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающий сбор необходимой информации (как наблюдать);

Выбор способов регистрации результатов наблюдения (как вести записи);

Обработка и интерпретация полученной информации (каков результат).

Различают наблюдение включенное, когда исследователь становится членом той группы, в которой ведется наблюдение, и невключенное - наблюдение «со стороны»; открытое и скрытое (инкогнито); сплошное и выборочное.

Наблюдение - очень доступный метод, но он имеет свои недостатки, связанные с тем, что на результаты наблюдения оказывают влияние личностные особенности (установки, интересы, психические состояния) исследователя.

БЕСЕДА - самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или уточнения того, что не было достаточно ясным при наблюдении.

Беседа проходит по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения, ведется в свободной форме без записывания ответов собеседника.

ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ - разновидность беседы, при которой исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто.

АНКЕТИРОВАНИЕ - метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Беседу и интервью называют опросом лицом к лицу, анкетирование - заочным опросом.

Результативность беседы, интервьюирования и анкетирования во многом зависит от содержания и структуры задаваемых вопросов.

ИЗУЧЕНИЕ РАБОТ УЧАЩИХСЯ. Ценный материал может дать изучение продуктов деятельности учащихся: письменных, графических, творческих и контрольных работ, рисунков, чертежей, деталей, тетрадей по отдельным дисциплинам и т.д. Эти работы могут предоставить сведения об индивидуальности учащегося, о его отношении к работе и о достигнутом уровне умений и навыков в той или иной области.

ИЗУЧЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ (личных дел учащихся, медицинских карт, классных журналов, ученических дневников, протоколов собраний, заседаний) вооружает исследователя некоторыми объективными данными, характеризующими реально сложившуюся практику организации образовательного процесса.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ - исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях.

Исследовательская деятельность предполагает:

Опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания;

Активное воздействие исследователя на педагогическое явление;

Измерение отклика, результатов педагогического воздействия и взаимодействия;

Неоднократную воспроизводимость педагогических явлений и процессов.

Выделяют 4 этапа эксперимента:

Теоретический - постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотезы;

Методический - разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов;

Собственно эксперимент - проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций испытуемых);

Аналитический - количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций.

По условиям организации различают эксперимент естественный (в условиях обычного образовательного процесса) и лабораторный (создание искусственных условий).

По конечным целям эксперимент делится на констатирующий, устанавливающий только реальное состояние дел в процессе, и преобразующий (развивающий), когда проводится целенаправленная его организация для определения условий (содержания методов, форм) развития личности школьника или детского коллектива.

Преобразующий эксперимент требует наличия контрольных групп для сравнения.

2. МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

В ходе ТЕОРЕТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА обычно выделяют и рассматривают отдельные стороны, признаки, особенности или свойства педагогических явлений. Анализируя отдельные факты, группируя и систематизируя их, исследователи выявляют в них общее и особенное, устанавливают общие принципы или правила.

В теоретических исследованиях используются ИНДУКТИВНЫЕ и ДЕДУКТИВНЫЕ методы. Это логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный - наоборот, от общего суждения к частному выводу.

Теоретические методы необходимы для определения проблем, формулирования гипотез, оценки собранных фактов. Они связаны с изучением литературы: трудов классиков по вопросам человекознания в целом и педагогики в частности; общих и специальных работ по педагогике; истори-ко-педагогических работ и документов; периодической педагогической печати; художественной литературы о школе, воспитании, учителе; справочной педагогической литературы, учебников и методических пособий по педагогике и смежным наукам.

3. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ применяются для обработки полученных методами опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями.

Математические методы помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобще

ний. Наиболее распространенными математическими методами, применяемыми в педагогике, являются РЕГИСТРАЦИЯ, РАНЖИРОВАНИЕ, ШКАЛИРОВАНИЕ.

РЕГИСТРАЦИЯ - выявление наличия определенного качества у каждого члена группы и общий подсчет тех, у кого данное качество имеется или отсутствует (например, число учеников, активно работающих на занятии, и часто пассивных).

РАНЖИРОВАНИЕ - расположение собранных данных в определенной последовательности (в порядке убывания или нарастания каких-либо показателей) и соответственно определение места в этом ряду каждого исследуемого.

ШКАЛИРОВАНИЕ - введение цифровых показателей в оценку отдельных сторон педагогических явлений. Для этой цели испытуемым задают вопросы, отвечая на которые они должны выбрать одну из указанных оценок.

Методология и методы педагогических исследований

    Понятие о методологии педагогики.

    Методологические принципы педагогических исследований.

    Классификация и характеристика методов педагогического исследования.

    Понятие о методологии педагогики.

Методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Методология науки – учение о принципах построения, формах и способах научного познания (Энциклопедический словарь).

Методология науки – это совокупность исходных философских идей, которые лежат в основе исследования природных или общественных явлений и которые решающим образом сказываются на теоретической интерпретации этих явлений.

Методология – это система принципов и способов построения теоретической и практической деятельности, а так же это учение о методе научного познания и преобразования мира.

За последние десятилетия методология получила существенное развитие. Прежде всего, усилилась ее направленность на помощь исследователю, на формирование у него специальных умений в области исследовательской работы. Таким образом, методология приобретает, как принято говорить, нормативную направленность, и ее важной задачей становится методологическое обеспечение исследовательской работы.

2. Методологические принципы педагогических исследований .

Методология педагогики основывается на:

а) диалектическом методе изучения социальных процессов деятельности, общения, отношений, взаимодействия (изучение окружающей жизни в развитии);

б) структурном подходе в описании педагогических процессов и объектов деятельности в их функциях, устойчивых связях и отношениях элементов организации;

в) ценностно-смысловом и личностно-временном подходе в рассмотрении педагогических явлений и процессов с позиций активных устремлений, ценностных ориентаций, мотивов, интересов, уровня притязаний личности конкретного человека (раскрытие смысла, перспектив, значимой пользы для воспитанников);

г) системном анализе педагогических процессов и явлений в их целостном построении (формулировка конечной и промежуточной цели, средств, объекта и предмета исследования и программы деятельности, обеспечивающей достижение целевых результатов в конкретной ситуации).

3.Классификация и характеристика методов педагогического исследования.

Под методами исследования понимаются способы решения научно-исследовательских задач. Это разнообразные инструменты проникновения ученого в глубину исследуемых объектов. Чем богаче арсенал методов той или иной науки, тем выше успехи деятельности ученых. Запас научного инструментария педагогики непрерывно пополняется за счет конструирования новых методов и заимствования пригодных для педагогических целей методов других наук.

Рассмотрим основные методы педагогических исследований. Для обобщенного представления сгруппируем эти методы (Табл. 2).

МЕТОДЫ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

КЛАССИФИКАЦИИ

    Пассивные:

    • Наблюдение Одномоментные: Школьные:

      анализ продуктов деятельности (анкетирование, (классные,

      изучение школьной документации тестирование) внеклассные)

    Активные: Длительные: Лабораторные:

    • Анкетирование (наблюдение, (в искусственных

      Тестирование эксперимент) условиях)

      социометрические методы

      самооценка

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ

ЭМПИРИЧЕСКИЕ


сравнительно-исторический анализ наблюдение

моделирование беседа; интервью

причинно-следственный анализ анкетирование

анализ и синтез обобщение независимых характеристик

Метод наблюдения. Он определяется как непосредственное восприятие исследователем изучаемых педагогических явлений, процессов. Наряду с непосредственным прослеживанием хода наблюдаемых процессов практикуется и опосредованное, когда сам процесс скрыт, а его реальная картина может фиксироваться по каким-либо показателям. Например, ведутся наблюдения за результатами эксперимента по возбуждению познавательной активности учащихся. В этом случае одним из показателей сдвигов служит успеваемость школьников, зафиксированная в формах оценок, темпов освоения учебной информации, объемов освоенного материала, фактов личной инициативы учащихся в добывании знаний. Как видим, сама познавательная активность учащихся поддается регистрации опосредованно.

Различаются несколько видов наблюдений. Непосредственное и опосредованное, где действуют или исследователь, или его ассистенты, или, как указано выше, факты фиксируются по нескольким косвенным показателям.

Выделяются, далее, сплошные или дискретные наблюдения. Первыми охватываются процессы в целостном виде. От их начала и до конца, до завершения. Вторые представляют собой пунктирное, выборочное фиксирование тех или иных изучаемых явлений, процессов. Например, при исследовании трудоемкости учительской и ученической работы на уроке наблюдается весь цикл обучения от его старта в начале урока до конца урока. А при изучении нервногенных ситуаций в отношениях учитель-ученик исследователь как бы выжидает эти события, чтобы затем подробно описать причины их возникновения, поведение обеих конфликтующих сторон, т.е. учителя и учеников.

Исследовательское наблюдение организуется с трех позиций: нейтральной, с позиции руководителя педагогического процесса и при включении исследователя в реальную естественную деятельность. Например, ученый ведет наблюдение за спадом и подъемом интеллектуальной инициативы учащихся во время уроков по гуманитарным и негуманитарным школьным дисциплинам. В этом случае он располагается в классе так, чтобы держать в поле зрения всех, но самому быть незаметным. Идеально, когда его присутствие ни учителем, ни учащимися не ощущается. Наблюдение же со второй позиции предполагает, что исследователь сам ведет урок, сочетая практические с исследовательскими задачами. Наконец, третья позиция предполагает включение исследователя в структуру действия испытуемых рядовым исполнителем всех познавательных операций вместе с учащимися для самоиспытания в роли последних.

К разновидностям научных наблюдений в педагогике относят и такие, как открытое и конспиративное наблюдения. Первое означает, что испытуемым известен факт их научной подконтрольности, а деятельность исследователя воспринимается визуально. Конспиративное наблюдение предполагает факт скрытого прослеживания действий испытуемых.

В методологическом арсенале существуют и такие виды наблюдения, как лонгитюдное (продольное) и ретроспективное (обращенное к прошлому). Предположим, изучаются условия развития математических способностей школьника с первого до одиннадцатого класса. При лонгитюдном наблюдении исследователь стоит перед необходимостью анализа условий и их влияния на школьника в течение 11 лет. При ретронаблюдении движение к получению фактов идет в обратном направлении. Исследователь использует биографические школьные данные студента или специалиста, чтобы вместе с ними или с их школьными учителями выявить то, что оказало решающее влияние на прогресс математических способностей испытуемых в школьные годы.

Материалы наблюдения фиксируются с помощью таких средств, как протокольные, дневниковые записи, видео-кино-регистрации, фонографические записи и др. В заключение подчеркнем, что метод наблюдения при всех его возможностях ограничен. Он позволяет обнаруживать лишь внешние проявления педагогических фактов. Внутренние же процессы остаются для наблюдений недоступными.

Опросные методы в педагогике. Опросные методы изучения педагогических проблем сравнительно просты по организации и универсальны как средства получения данных широкого тематического спектра. Они применяются в социологии, демографии, политологии, других науках. К опросным методам науки примыкает практика работы государственных служб изучения общественного мнения, переписей населения, сбора информации для принятия управленческих решений. Опросы различных групп населения лежат в основе государственной статистики. А различные формы госотчетности в принципе близки к опросным методам получения сведений о состоянии тех или иных структур и процессов общественного бытия. Не обходятся без опросных методов и избирательные системы во всем мире.

В педагогике используются три общеизвестные разновидности опросных методов: беседа, анкетирование, интервьюирование. Беседа - диалог исследователя с испытуемыми по заранее разработанной программе. К общим правилам использования беседы относятся выбор компетентных респондентов, обоснование и сообщение мотивов исследования 5 соответствующих интересам испытуемых, формулировка вариаций вопросов, включающих вопросы «в лоб», вопросы со скрытым смыслом; вопросы, проверяющие искренность ответов и другие. Практикуются открытые и скрытые фонограммы исследовательской беседы.

Близок к методу исследовательской беседы метод интервью. Здесь исследователь как бы задает тему для выяснения точки зрения и оценок испытуемого по изучаемому вопросу. Правила интервьюирования включают создание условий, располагающих к искренности испытуемых. Как беседа, так и интервью более продуктивны в обстановке неофициальных контактов, симпатий, вызываемых исследователем у испытуемых. Лучше, если ответы респондентов не будут стенографироваться на его глазах, а будут воспроизводиться позже по памяти исследователя. Не допускается в педагогической науке оба опросных метода, смахивающих на допрос.

Анкетирование как письменный опрос белее продуктивен, документален, гибок по возможностям получения и обработки информации. Существует несколько видов анкетирования. Контактное анкетирование осуществляется при раздаче, заполнении и сборе заполненных анкет исследователем при непосредственном его общении с испытуемыми. Заочное анкетирование организуется посредством корреспондентских связей. Анкеты с инструкциями рассылаются по почте, возвращаются таким же способом в адрес исследовательской организации. Прессовое анкетирование реализуется через анкету, размещенную в газете. После заполнения таких анкет читателями редакция оперирует полученными данными в соответствии с целями научного или практического замысла опроса.

Известны три типа анкет. Открытая анкета содержит вопросы без сопровождающих готовых ответов на выбор испытуемого. Анкета закрытого типа построена так, что на каждый вопрос даются готовые для выбора анкетируемым ответы. Наконец, смешанная анкета содержит элементы той и другой. В ней часть ответов предлагается на выбор и в то же время оставляются свободные строки с предложением сформулировать ответ, выходящий за пределы предложенных вопросов.

Организация анкетного опроса предполагает тщательную разработку структуры анкеты, ее предварительное испытание путем так называемого «пилотажа», т.е. пробного анкетирования на нескольких испытуемых. После этого дорабатываются формулировки вопросов, тиражируются анкеты в достаточном количестве и выбирается тип анкетирования. Техника обработки анкет предопределяется как числом лиц, вовлеченных в опрос, так и степенью сложности и громоздкости содержания анкеты. Обработка «вручную» производится путем подсчетов типов ответов по категориям запоминающего. Машинная обработка анкет возможна при индексированных и поддающихся формализации, статистической обработке ответов.

Педагогический эксперимент относят к основным методам исследований в педагогической науке. Определяется он в обобщенном смысле как опытная проверка гипотезы. По масштабу эксперименты бывают глобальные, т.е. охватывающие значительное число испытуемых, локальные и микроэксперименты, проводимые с минимальным охватом их участников.

В качестве организаторов крупных экспериментов могут выступать государственные, правительственные научные учреждения и органы управления образованием. Так, в истории отечественного образования в свое время был осуществлен глобальный эксперимент, в котором проверялась гипотеза по проверке модели общего образования детей с шестилетнего возраста. В результате отрабатывались все составляющие этого крупного, научного проекта и страна затем перешла на обучение детей именно с этого возраста.

Сложились определенные правила организации педагогических экспериментов. К ним относят такие, как недопустимость риска для здоровья и развития испытуемых, гарантии от нанесения вреда для их самочувствия, от ущерба для жизнедеятельности в настоящем и будущем.

В технике проведения эксперимента, как правило, выделяются две группы испытуемых. Одна получает статус экспериментальной, другая - контрольной. В первой реализуется инновационное решение. Во второй - те же дидактические задачи или проблемы воспитания реализуются в рамках традиционных педагогических решений. Ученые получают возможности сопоставить два результата, доказывающих или опровергающих верность их гипотезы. Сравнивается, например, усвоение раздела математики при последовательном изучении школьниками программных тем и посредством использования укрупненных дидактических единиц (УДЕ). И когда экспериментатор (проф. П.М. Эрдниев) сопоставил последствия своей инновационной дидактической конструкции с развивающими влияниями традиционных способов обучения, он увидел доказательства превосходства своих разработок над традиционными методиками обучения математике.

Различают, далее, такие виды экспериментов, как «мысленный», «стендовый» и «натурный». Уже по названию нетрудно догадаться, что мысленный эксперимент представляет собой воспроизведение экспериментальных действий и операций в уме. Благодаря многократному проигрыванию эспериментальных ситуаций исследователю удается обнаружить условия, при которых его опытная работа может натолкнуться на препятствия, потребовать каких-либо дополнительных реконструкций раз­работки. Стендовый эксперимент предполагает воспроизведение экспериментальных действий с привлечением участников в лабораторных условиях. Он аналогичен ролевой игре, где воспроизводится опытная модель, чтобы проверить ее прежде, чем включить в натуральный эксперимент, где участвуют испытуемые в реальной обстановке педагогического процесса. В результате программа эксперимента после такого рода предварительной проверки получает всесторонне откорректированный и подготовленный характер.

Известны в педагогике и такие две разновидности эксперимента, как естественный и лабораторный. Естественный эксперимент осуществляется посредством ввода опытной конструкции в обыденные сценарии учебной, воспитательной, управленческой работы педагога-экспериментатора или его партнеров по научным исследованиям. Лабораторный же предполагает создание искусственных условий, где проверяется выдвинутая автором исследования рабочая гипотеза.

Особое место в системе методов исследования занимает тестирование. Методы тестирования (от английского слова «test» - опыт, проба) трактуются как методы психологической диагностики испытуемых. Тестирование осуществляется по тщательно отработанным стандартизованным вопросам и задачам со шкалами их значений для выявления индивидуальных различий тестируемых. Со времени их разработки тесты использовались прежде всего с практическими целями для подбора специалистов по их способностям и практической подготовке к выполнению различных социальных ролей.

Существуют международные тесты для сравнения показателей достигнутого в образовании и развитии детей и взрослых. Тесты воспринимаются как экзамены на пригодность людей к той или иной сфере деятельности. Все большее распространение получают компьютерные программы тестирования, позволяющие использовать ЭВМ в интерактивном режиме диалога в системе человек-машина. Различают тесты для выявления успеваемости учащихся, тесты для определения профессиональной предрасположенности людей. Используются тесты и в педагогических исследованиях. В психологической науке используются тесты достижений, тесты интеллекта, тесты креативности (способностей), тесты проективные, тесты личностные и так далее.

Таков состав наиболее распространенных методов педагогического исследования. Подчеркнем, что каждый исследователь подходит к применению методов научного поиска творчески. Осуществляется их адаптация, приспособление к теме и задачам, объекту и предмету, условиям научной работы. Как видим, методы модифицируются с целью придать им оптимальные способности продуктивно решать задачи научной работы.

Педагогическое исследование представляет собой поиск способов и путей усовершенствования педагогического процесса. Такие пути и и есть методы педагогического исследования. С их помощью удается добыть информацию о том или иной изучаемом предмете, провести ее анализ и обработку, после чего включить ее в систему известных знаний.

Классификация методов педагогического исследования

Исследования классифицируются несколькими способами. Так по выделяют:

· Теоретические и причинно следственного анализа, сравнительно-исторический анализ.

· Практические методы: беседа, анкетирование, наблюдение, эксперимент.

В зависимости от источников информации методы педагогического исследования делятся на методы изучения теоретических источников и методы анализа существующего педагогического процесса. По способам обработки анализа тех или иных данных выделяют такие методы, как метод анализа и метод количественной обработки материала.

Некоторые методы педагогического исследования

1. Наблюдение как метод педагогического исследования является наиболее доступным и распространенным. Под наблюдением подразумевается заранее подготовленное и организованное восприятие процесса, явления или объекта в естественных условиях. Следует отметить, что несколько отличается от так называемого житейского. Во-первых, в научном наблюдении ставятся конкретные задачи, разрабатываются схемы наблюдения, выделяются объекты. Во-вторых, полученные результаты нужно обязательно зафиксировать. В-третьих, полученные данные обязательно обрабатываются. О высокой эффективности наблюдения можно говорить в том случае, если оно будет систематическим, разносторонним, длительным, массовым и объективным. Так как наблюдение не занимается раскрытием внутренней стороны педагогического исследования, то применяют его лишь на начальном этапе исследования, в купе с другими методами.

2. Изучение опыта - один из самых древних методов педагогического исследования. В широком смысле изучении опыта подразумевается организованную которая направлена на установление исторических связей обучении и воспитания, а также вычленение устойчивого общего в воспитательно-учебных системах. Благодаря такому методу проводится анализ путей решения проблем, а также выводится взвешенное заключение о необходимости применения этих решений в новых исторических условиях.

3. Изучение продуктов ученического творчества, таких как, классных и домашних работ, рефератов, докладов, сочинений, а также результатов технического и эстетического творчества. Подобный метод имеет широкое применение, например, его используют при оценке индивидуальных особенностей учеников, их наклонностей, интересов и отношения к различным обязанностям и делам. Организация педагогического исследования таким методом также требует тщательного планирования, а также подготовки к умелому использованию с другими методами.

4. Беседы, диалоги, дискуссии - это то, что помогает выявить отношения людей, их намерения, чувства, позиции и оценки в отношении того или иного явления. Педагогическая беседа имеет особенности: она характеризуется заранее продуманными попытками исследователя проникнуть во внутренний мир исследуемых, а также выявить причину появления того или иного поступка.

5. Эксперимент - это своего рода наблюдение, только в данном случае экспериментатор наблюдает за тем процессом, который он сам же планомерно осуществляет. Так, педагогический эксперимент может проводиться с группой учеников, школой или сразу же с несколькими школами. Насколько надежным окажется эксперимент, во многом зависит от соблюдения всех его условий.

6. Тестирование - один из самых популярных методов педагогического исследования. Он представляет собой целенаправленное и одинаковое обследование всех испытуемых, которое должно проводиться в строго контролируемых условиях. Тестирование от других методов исследования отличается доступностью, точностью, простотой и возможностью автоматизации.

7. Анкетирование - массовый сбор материала, который осуществляется посредством заранее разработанных опросников, так называемых анкет. Анкетирование основывается на том предположении, что анкетируемый человек будет честно отвечать на приведенные в анкете вопросы. Однако, как показывает статистика, на практике подобные ожидания оправдываются лишь на половину, что резко подрывает доверие к анкетированию как к объективному методу получения данных.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки российской федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«таганрогский государственный педагогический институт имени А.П. Чехова»

Факультет педагогики и методики начального образования

Реферат на тему: «Понятие педагогического исследования. Классификация исследований»

студентки 2курса ОЗО

Горбенко Евгении Анатольевны

метод педагогический исследование анкетирование

Под методикой педагогического исследования подразумевают совокупность принципов, методов, приемов, техники, процедур и организации собственно исследовательской работы, т.е. изучение педагогических явлений, решение научных проблем в учебно-воспитательном процессе. К настоящему времени это достаточно развитая отрасль педагогической науки. Есть методы, исторически давно сложившиеся и ставшие уже традиционными, но есть и такие, которые возникли относительно недавно, или создаются в настоящее время. обрабатываются ранее известные; используется современная компьютерная, вычислительная и видеотехника.

Методы педагогического исследования, хотя и весьма условно, можно подразделить на две большие группы: общенаучные и конкретно-педагогические. Возможно еще и такое деление: методы теоретического исследования, моделирование, формализация, теория вероятностей; системный, структурно-функциональный, статистический анализ. Логические методы: сопоставление и сравнение, анализ и синтез, аналогия, индукция и дедукция, доказательства, обобщение и абстрагирование. На их характеристике мы не останавливаемся.

Есть также методы практические (в отличие от теоретических), имеющие задачей создание, сбор и организацию эмпирического материала -- фактов педагогического содержания, продуктов воспитательной деятельности.

Существуют классификации методов исследования по источникам накопления информации, по изучению педагогического процесса в естественных условиях, то же -- в специально измененных условиях, по способу обработки и анализа данных исследования.

Прежде чем перейти к изложению вопросов методики исследования, подчеркнем: источники предшествуют методам. Это надо понимать так: до того, как применять методы как инструмент исследования, надо иметь базу фактов и сами факты. Ибо именно они побуждают исследователя, увидевшего педагогическую проблему, сформулировать ее в виде проблемы научной, а затем уже обратиться к методам исследования. Короче говоря, идея об источниках и фактах предшествует идее о методах исследования. Сама идея о научном поиске начинается тогда, когда обнаруживается расхождение, противоречие, разрыв между каким-либо новым, неизвестным фактом и известной теорией.

Вкратце рассмотрим методы педагогического исследования, не придерживаясь строгой классификации. Дело в том, что исследователь использует их в комплексе, хотя на отдельных этапах деятельности обращается то к одному, то к другому методу.

Наблюдение (обсервационные методы) -- универсальный метод многих наук: психологии, биологии, химии, астрономии, а также педагогики. Чтобы подчеркнуть, что мы говорим о наблюдении явлений воспитания, впредь будем его называть педагогическим наблюдением. Сам термин “педагогическое наблюдение” имеет ряд значений: житейский смысл (“Последи за ребенком, не выбежал бы на дорогу”); наблюдение практического педагога (воспитателя, учителя, преподавателя); наблюдение контрольное (инспектора, директора, администрации школы); учебное наблюдение (студента-практиканта, курсанта, слушателя, учителя-стажера) и наблюдение исследователя. О последнем мы поговорим более подробно.

Педагогическое наблюдение -- метод познания педагогического процесса и явлений воспитания путем целенаправленного, планомерного, непосредственного их восприятия, прослеживания за изменением и развитием условий и результатов воспитательной практики. Педагогическое наблюдение проводится как в естественных, так и в экспериментальных условиях. Оно может быть организовано и в школе, и во внешкольных и дошкольных учреждениях, и в семье, и в оздоровительных лагерях, и в вузе, и в трудовом коллективе, -- словом, всюду, где изучается и исследуется опыт воспитания, обучение, педагогическое явление.

Наблюдение бывает невключенным и включенным.

Педагогическое наблюдение проводится не случайно и стихийно, а целенаправленно и планомерно. Для этого необходима предварительная подготовка. Исходя из темы, задач исследования, конкретной, избранной научно-педагогической проблемы, надлежит сформулировать цель и задачи наблюдения, наметить его объект, место и календарные сроки, определить участников. Следует также подготовить план, вопросы, последовательность, организацию наблюдения.

Опросные методы: беседа, анкетирование, интервью достаточно широко распространены в педагогическом исследовании.

Беседа -- это обмен суждениями, мыслями двух (диалог) или нескольких лиц, группы. Есть ее ведущий и другие участники. Она имеет разные формы.

Катехизическая (от греч. katechesis -- наставление, поучение) -- вопросно-ответная форма изложения темы (первоначально -- христианского вероучения): формулируется вопрос и тут же дается на него ответ

Эвристическая (от греч. heurisko-- нахожу) -- система обучения, при которой задается серия наводящих вопросов.

В педагогике различают три варианта беседы по ее назначению: информационную, воспитательную и исследовательскую.

В информационной беседе ее ведущий сообщает собеседникам новую информацию, например, из области науки, техники, искусства, политики, спорта.

Предназначение воспитательной беседы -- объяснить, внушить собеседникам представления и понятия о принципах и нормах Конечная цель такой работы -- формирование поведения личности.

Исследовательская беседа предполагает получение ее руководителем новой информации педагогического содержания от самих собеседников. Искусство исследовательской беседы в том и состоит, чтобы через серию вопросов “выудить” у собеседников как можно больше новой информации по теме исследования, узнать больше фактов

Ценность беседы как метода заключается в том, что это всегда живой контакт исследователя с объектом изучения. Непосредственное общение дает возможность варьировать вопросы, задавать уточняющие. Исследователь при этом нередко получает сведения о таких ценных фактах, о наличии которых и не подозревал.

Анкетирование -- метод письменного опроса, подробно разработанный в социологии. В настоящее время анкетирование широко используется и в педагогическом исследовании, и особенно в социальной педагогике.

Анкета - это опросный лист из серии упорядоченных вопросов и высказываний. Есть два варианта ответов: выборочный, когда из нескольких предлагаемых и анализируемых респондент выбирает тот, который соответствует (или наиболее близок) лично ему, и конструктивный, при котором анкетируемый сам формулирует ответ.

Достоинства анкетирования: оно позволяет в сравнительно короткий срок получить много информации. Его данные можно подвергнуть количественному анализу, обратившись к статистическим методам, использовать вычислительную технику. Так будет схвачена обобщенная картина педагогического явления.

Интервью (от англ. interview-- беседа)-- один из основных видов опроса через беседу, которую проводит исследователь по заранее намеченному плану либо с одним лицом, либо с группой. Их ответы и служат материалом педагогического содержания для последующего анализа, интерпретации и обобщения, разумеется, в совокупности с материалом, полученным и другими методами. Интервью бывают свободными: интервьюеру предоставляется свобода в постановке, формулировке и порядке вопросов, в их количестве, но при условии, что они соответствуют теме исследования. Интервью полустандартизированное: когда интервьюер использует строго необходимые и потому заранее намеченные, а также возможные и вариативные вопросы. Стандартизированное интервью проводится на основе строго сформулированных вопросов в точной последовательности -- по опросному листу. Ответы бывают открытыми (любыми возможными) или закрытыми, т.е. только теми, которые содержатся в опросном листе. Материал интервью анализируется.

К опросным методам близко примыкают характеристика и сочинения как методы исследования.

Характеристику как метод можно подразделить на независимую и свободную. Независимая характеристика имеет в виду получение характеристики на одно и то же лицо от разных людей по одной и той же теме. Свободная характеристика предполагает описание разными людьми какой-либо одной черты личности, но разных людей.

Сочинения как метод исследования в чем-то схожи с характеристиками. Группа людей пишет свободное сочинение на заданную тему, интересующую исследователя. Объем работы не определяется.

Метод биографий. Изучение биографий известных ученых, писателей, других деятелей искусства и культуры, спорта, героев труда, войны, революции, политических деятелей и т.д. дает богатый фактический материал педагогического содержания. Исследователь анализирует условия, в которых они формировались как личности: какая была семья, окружающая социальная среда, увлечения, где учился, кем и где работал, что, по мнению исследователя, способствовало развитию, формированию и становлению таланта, выдающихся черт личности. Достоинство метода биографий в том, что исследователь берет для изучения жизнь и деятельность тех людей, которые, как правило, себя уже проявили выдающимися способностями, практическими делами и стали известны обществу. Он мысленно восстанавливает (реконструирует) условия их жизни и развития, ищет движущие силы формирования выдающихся способностей личности. Этот метод труден тем что требует длительной, иногда продолжающейся годами, кропотливой работы исследователя. При этом практически невозможно прибегнуть к помощи статистики, вычислительной техники. Зато результаты исследовательской работы сторицей вознаграждаются добытыми фактами, прежде всего педагогического содержания, но и не только: исследователь имеет дело с фактами, относящимися к широкому спектру истории науки, культуры, социологии и т.д.

Педагогический эксперимент (от лат. experiment -- проба, опыт). Это хотя и сложный и трудоемкий, но, пожалуй, самый продуктивный метод педагогического исследования. Дело в том, что педагогические процессы, проходящие в привычных условиях, не всегда содержат готовый материал по теме, интересующей исследователя. И поэтому методом обычного наблюдения трудно накопить фактический материал. Тогда исследователь искусственно создает такие условия, при которых проявились бы те явления, которые он изучает. Иначе говоря, он прибегает к педагогическому эксперименту, в котором используется комплекс методов: наблюдения, беседы, статистические исследования и др. Эксперимент проводится в специально создаваемых (в этом смысле -- необычных, искусственных) и в то же время -- контролируемых условиях и ситуациях. Эксперимент-- это постановка своего рода “педагогического опыта” для проверки степени эффективности методов, приемов обучения и воспитания. Эксперимент позволяет вычленять те или иные педагогические явления, изменять ситуацию протекания педагогических процессов и по необходимости повторять их.

В зависимости от особенностей проведения в педагогическом исследовании используются различные виды экспериментов.

Констатирующий эксперимент предполагает опытную работу в несколько измененных контролируемых условиях. Например, при изучении степени эффективности использования технических средств в обучении на обычном (традиционном) уроке занятия проводятся с применением аппаратов и оборудования, притом -- на разных этапах урока, а также без технических средств. Результаты усвоения учащимися материала сравниваются и делаются выводы: есть ли разница в эффективности обучения с применением ТС или нет; если есть, то в чем, и какая?

Преобразующий эксперимент (его еще называют созидающим) имеет в виду значительное и даже существенное изменение условий, иногда среды протекания педагогического процесса. К примеру, одну и ту же тему по литературе в одном и том же классе изучают на уроках, традиционных по структуре: опрос, изложение нового материала, закрепление, проверка усвоенного. В другом классе ее изучают в иной организации -- в форме деловой игры, «праздника» и т.д. В этом случае меняются, преобразуются и ситуация, и обстановка проведения занятий. Результаты усвоения материала также анализируются и делаются выводы об эффективности той или иной организации занятия.

Лабораторный эксперимент в отличие от естественного, который проводится в обычных и привычных условиях, организуется в специальной лаборатории. Здесь используются специальные приборы и оборудование, воспроизводящие педагогическую ситуацию, фиксирующие соответствующие реакции исследуемых. Например, при изучении реакции поведения школьницы 2-го класса в специальном помещении ей одной показывают сцены, разыгрываемые куклами (своеобразный кукольный театр). По сюжету демонстрируются и сцены, вызывающие восторг, и сцены конфликтных отношений и т.п. варианты поведения. Приборы фиксируют реакцию девочки на эти сцены: сочувственную, радостную, порывается помочь пострадавшему; сожаление, безразличие и т.д. Зафиксированные данные сравниваются с соответствующими сценами, которые вызвали те или иные переживания. Делаются выводы.

Контрольный эксперимент организуется для проверки степени достоверности тех результатов, которые получены ранее при проведении констатирующего, преобразующего или лабораторного экспериментов. Он организуется в виде повторного или перекрестного. Повторный проводится как дублирование уже состоявшегося эксперимента. Перекрестный имеет в виду перемену местами экспериментальной группы (ЭГ) с контрольной (КГ): бывшая экспериментальная группа в перекрестном эксперименте становится контрольной, а бывшая контрольная -- экспериментальной.

Сравнивая результаты повторного и перекрестного экспериментов, мы можем судить, насколько достоверны полученные факты и материалы, в какой мере их можно использовать для последующего анализа.

Тест (от англ. test-- испытание, исследование, проверка)-- это объективное и стандартизированное измерение выборки поведения индивида. Говоря образно, из “моря” выхватываем “каплю”, анализируем ее особенности и по ней судим обо всем “море”. Полученные результаты поддаются статистической обработке.

В зависимости от назначения различают тесты достижений, интеллекта, креативности (способностей), личностные и др.

Оценочные шкалы (от лат. scala-- лестница) как самооценка и рейтинг. Самооценка предполагает оценку индивидом по определенным параметрам своих достижений, личностных качеств, действий, поступков и т.п. Причем устанавливается шкала оценок в баллах, процентах или других количественных показателях, которые затем подвергаются статистическому анализу и качественной интерпретации. Слабая сторона этого метода состоит в значительной субъективности оценок индивидом собственных личностных качеств, действий, поступков и поведения.

Рейтинг (от англ. rating-- оценка, порядок, классификация, класс, разряд) -- это метод субъективной оценки какого-либо явления по заданной шкале. Подобные оценки дают эксперты (компетентные судьи). В их роли выступают, в частности, опытные методисты, директора школ, педагоги-новаторы, ученые-психологи, преподаватели вузов, сотрудники научных центров, института повышения квалификации и т.п. Например, при исследовании профессиональной квалификации учителя и установлении уровня его педагогического мастерства эксперты в соответствии с предложенной шкалой дают оценку отдельным качествам и действиям педагога. Данные анализируются: количественный анализ проводится по специальной формуле, и, кроме того, дается качественная оценка.

Педагогический консилиум (лат. consilium-- совещание, обсуждение) как метод педагогического исследования впервые разработан и предложен Ю.К. Бабанским в 70-е годы. Сейчас консилиум используется чаще всего в педагогической диагностике.

Заканчивая разговор о методах педагогического исследования, подчеркнем, что они используются не отдельно, а в комплексе, дополняя друг друга. Например, педагогические факты, накапливаемые наблюдением, дополняются фактами, добытыми опросными, экспериментальными и другими методами. Каждый метод имеет и сильные, предпочтительные, и слабые стороны, которые в сочетании перекрываются.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Интервью, анкетирование, беседа как методы исследований в педагогике для установления текущего состояния педагогического явления. Виды анкетирования: сплошное, выборочное и личное. Классификация вопросов анкеты. Проверка анкет, их типичные варианты.

    реферат , добавлен 12.11.2009

    Определение понятия наблюдения. Основные виды и этапы процесса наблюдения. Главные требования, предъявляемые к процессу наблюдения. Эмпирический метод изучения человека в педагогической практике. Основные достоинства и недостатки метода наблюдения.

    контрольная работа , добавлен 19.11.2012

    Предметы и объекты различных отраслей педагогики и психологии. Основные общенаучные принципы психолого-педагогического исследования и требования к процессу его проведения. Сущность, достоинства и недостатки методов наблюдения и экспертных оценок.

    контрольная работа , добавлен 01.12.2014

    Характеристика теоретических и математико-статических методов педагогического исследования. Виды, формы и методы контроля и оценки учебной деятельности учащихся. Технология (этапы) формирования коллектива. Накопление фактов о педагогическом явлении.

    контрольная работа , добавлен 06.04.2014

    Понятие педагогического исследования, общая классификация методов психолого-педагогических исследований. Характерные черты эмпирических и теоретических исследований. Пути внедрения результатов исследования, характерные ошибки при выборе методов.

    реферат , добавлен 03.12.2010

    Виды педагогических методов наблюдения в спорте. Объекты педагогического наблюдения. Специфические приемы регистрации наблюдаемых явлений и фактов. Педагогический анализ и оценка. Подготовка исследователя к проведению педагогического наблюдения.

    реферат , добавлен 13.11.2009

    Виды методов обучения: преподавание, учение и контроль. Основные функции педагогического контроля: оценочная, стимулирующая, развивающая, обучающая, диагностическая и воспитательная. Психолого-педагогические аспекты тестирования и правила его проведения.

    контрольная работа , добавлен 28.10.2011

    Схема построения педагогического эксперимента. Определение оптимального числа промежуточных исследований. Классификация педагогического эксперимента, методические особенности его проведения. Специфика построения схемы многофакторного эксперимента.

    реферат , добавлен 12.11.2009

    Классификация (группировка) специфических методов исследования в физическом воспитании. Разновидности методов организации учебно-воспитательной работы в опытных группах. Сбор текущей и ретроспективной информации. Сущность педагогического наблюдения.

    реферат , добавлен 12.11.2009

    Компьютер как инструмент педагогического исследования. Конструирование логики педагогического исследования. Построение основной гипотезы исследования. Фиксация данных педагогического исследования. Автоматизация процесса анкетирования и тестирования.