Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел – знаковая… - Виталий. Агафангел, митрополит Одесский и Измаильский (Саввин Алексей Михайлович)

(Саввин Алексей Михайлович; род. 2.09.1938, с. Бурдино Тербунского р-на Липецкой обл.), митр. Одесский и Измаильский. Из крестьянской семьи. В 1956 г. окончил среднюю школу. С 1958 г. учился в Киевской ДС, после ее закрытия, с 1960 по 1962 г.,- в Одесской ДС, в 1962-1966 гг.- в МДА, к-рую закончил со степенью канд. богословия за соч. «Идея искупления у древних языческих народов и в ветхозаветной религии». 2 апр. 1965 г. в Троице-Сергиевой лавре пострижен в монашество с именем А. и поступил в число братии лавры. 18 апр. 1965 г. архиеп. Минским и Белорусским Сергием (Петровым) рукоположен во иеродиакона, 22 апр. того же года - во иеромонаха. С 15 июня 1966 г. старший помощник инспектора Одесской ДС, преподаватель литургики, основного и сравнительного богословия, Свящ. Писания НЗ, а также делопроизводитель Одесского епархиального управления. С 29 мая 1967 по нояб. 1975 г. ректор Одесской ДС. Принимал активное участие в миротворческих и экуменических мероприятиях, в т. ч. в Конференции представителей всех религий в СССР за сотрудничество и мир между народами (1969), в богословских собеседованиях с представителями Евангелической Церкви Германии (1979). 7 апр. 1967 г. возведен в сан игумена, 1 июня того же года - в сан архимандрита. С 10 янв. 1968 г. член епархиального совета Одесской епархии. В 1971 г., будучи членом Поместного Собора РПЦ от Одесской епархии, принимал участие в избрании митр. Пимена (Извекова) Патриархом Московским и всея Руси. 11 нояб. 1975 г. Свящ. Синод РПЦ определил А. быть еп. Винницким и Брацлавским, 16 нояб. состоялась архиерейская хиротония. С нояб. 1975 по 20 февр. 1990 г. А. временно управлял Хмельницкой епархией. 7 сент. 1981 г. возведен в сан архиепископа, 10 марта 1989 г.- в сан митрополита. На Винницкой и Хмельницкой кафедрах активно занимался общественной деятельностью, являясь членом правления и президиума Украинского республиканского фонда мира, Винницкого областного комитета защиты мира, членом правления и президиума Украинского фонда культуры. 4 марта 1990 г. был избран народным депутатом Украины. Принимая участие в работе Верховной рады Украины, А. выступал против националистического курса «Руха», за что подвергался нападкам со стороны представителей националистических кругов. В 1991 г. А. встал в оппозицию сепаратистскому курсу митр. Киевского Филарета (Денисенко) , это закончилось конфликтом, в результате к-рого 7 авг. 1991 г. А. был переведен на Ивано-Франковскую и Коломыйскую кафедру, к тому времени уже практически уничтоженную греко-католиками и автокефалистами. Отказавшись принять это назначение и не видя возможности противодействовать губительной для Церкви политике митр. Филарета, А. подал на его имя прошение об увольнении за штат. 7 сент. 1991 г. был отправлен на покой. После Архиерейского Собора РПЦ 31 марта - 5 апр. 1992 г., в апр. этого же года, А. был возвращен на Винницкую и Брацлавскую кафедру. Решением Свящ. Синода от 26 июня 1992 г. переведен на Одесскую и Измаильскую кафедру, возглавив одну из крупнейших епархий УПЦ, стал постоянным членом Свящ. Синода УПЦ. В 1993 г. вновь назначен ректором Одесской ДС, а 27 авг. 1995 г.- председателем Учебного комитета при Свящ. Синоде УПЦ. На Архиерейском Соборе РПЦ в февр. 1997 г. А. был в числе архиереев, высказавшихся против дальнейшего участия РПЦ в экуменическом движении. По представлению А. Свящ. Синодом УПЦ совершены местные канонизации подвижников благочестия, чье служение связано с Одессой, в т. ч. свт. Иннокентия (Борисова) , архиеп. Херсонского, прп. Кукши (Величко) Одесского, св. прав. Ионы Одесского, Атаманского , сщмч. Анатолия (Грисюка), митр. Одесского, прп. Гавриила Афонского . По благословению А. в Одесской епархии открыто неск. новых мон-рей. Награжден орденами РПЦ и др. поместных Церквей.

Соч.: Идея искупления у древних языческих народов и в ветхозаветной религии: Курс. соч. / МДА. Загорск, 1966; Святая мученица Фотина // ЖМП. 1966. № 4. С. 62-64; Духовность Православия в выдающихся его представителях // БТ. 1973. Сб. 10. С. 120-128; О познании Бога // ЖМП. 1973. № 6. С. 29; Епископ Порфирий (Успенский) // Там же. 1975. № 5. С. 76-78; № 6. С. 68-72; Митрополит Иоанн, бывший Пражский и всей Чехословакии: (Некролог) // Там же. 1976. № 9. С. 39-42.

В. И. Петрушко

Сложная политическая ситуация в Украине отражается и на жизни Церкви. Православная Церковь - самая мощная объединяющая сила славянских народов проходит серьезные испытания в стране - колыбели христианства на Руси. Государственной властью Украины Украинская Православная Церковь Московского Патриархата поставлена перед серьёзным выбором: отделиться от Московского Патриархата и стать автокефальной поместной церковью Украины или перейти на положение гонимой и преследуемой религиозной организации. Ситуация осложняется тем, что в Украине уже давно действуют ещё несколько организаций, именуемых себя православными церквями Украины и поддерживаемых властями страны. «Русский Дом» связался с одним из самых авторитетных и влиятельных иерархов УПЦ МП митрополитом Одесским и Измаильским Агафангелом.

- Владыко, благословите! Спасибо, что согласились дать интервью.

Мы в России внимательно следим за ситуацией, которая складывается в Украинской Православной Церкви в последнее время. Расскажите, пожалуйста, читателям нашего журнала о положении Православия на Украине.

Я думаю, читателям хорошо известно, что УПЦ МП - самая многочисленная конфессия в Украине, количество приходов которой (11000) намного превосходит число общин так называемых «УПЦ КП» («Киевский Патриархат» - прим. ред. ) или «УАПЦ». Те, кто сегодня находятся у власти, стремятся окончательно уничтожить духовное единство братских народов - русского и украинского, единство Святой Руси. Они прекрасно понимают, что создать из Украины враждебное России государство невозможно, не разорвав связь Украинской Православной Церкви, являющейся душой народа, душой культуры и истории Украины, с Московским Патриархатом. Поэтому в последнее время особенно активизировались попытки государственного аппарата Украины вмешаться в жизнь канонической Церкви, навязать ей разрыв с Матерью - Русской Православной Церковью. Если раньше такие попытки предпринимались путём создания параллельных УПЦ раскольнических лжецерквей, то сегодня мы имеем дело с совершенно новым, невиданным по масштабу и дерзости, сценарием - навязыванием самой УПЦ т. н. «канонической автокефалии». Отделение от всей полноты РПЦ должно привести, по их планам, к разрыву тысячелетней общей церковной судьбы двух братских православных народов. Из УПЦ хотят сделать карманную, политическую Церковь, которая послушно будет проводить в жизнь русофобскую, антиправославную политическую линию тех, кто навязал ей пагубное обособление.

- Ваше мнение об этом «новом курсе» политического руководства страны.

Нынешним государственным руководством Украины поставлена задача: любой ценой добиться «автокефалии», отрыва УПЦ от Московского Патриархата уже в 2008 году. Местным администрациям дана команда продавливать курс на автокефалию УПЦ. Оказывается сильнейшее давление на священноначалие УПЦ МП, на епископат. В ход идут как щедрые посулы, так и угрозы, шантаж. Готовится расправа над наиболее активными сторонниками церковного единства, как среди духовенства, так и среди мирян. Делается всё, чтобы не допустить нормального функционирования тех общественных организаций, которые открыто противостоят угрозе нового раскола. В то же время, нам пытаются навязать «диалог» с раскольниками из т. н. «киевского патриархата», «автокефальной церкви». Они обратились к Архиерейскому Собору нашей Церкви с «посланиями», в которых смеют ещё ставить условия такого «диалога» - отделение от ненавидимого ими Московского Патриархата. Это люди, совершенно лишенные Духа Христова, Духа Евангелия, одержимые ненавистью к Москве, ко всему русскому, в корне всех их воззрений лежит ересь этнофилитизма. И нас пытаются заставить «считаться» с такими воззрениями раскольников? А в перспективе, грубо сломив всякое сопротивление, объединиться с ними в лоне некоей «единой соборной поместной украинской церкви». Нас уже сейчас пытаются заставить подвергнуть ревизии всю церковную историю, тысячелетнюю традицию Русской Православной Церкви. Последний пример - то невероятное давление, которое оказывается на священноначалие УПЦ МП с целью заставить пересмотреть наложенную РПЦ анафему на клятвопреступника и изменника Мазепу. И это приурочивается к государственным торжествам по случаю 300-летия заключения новоизобретенного «украино-шведского» союза. Частью этих торжеств и является создание официального культа Мазепы.

- Как Вы прокомментируете стремление отдельных иерархов УПЦ к автокефалии?

Не могу охарактеризовать это иначе, чем сервилизм («прислужничество» - прим. ред. ). Если такое стремление у некоторых епископов УПЦ действительно имеется - то это пагубное явление, это не понимание того, что таким образом разрываются тысячелетние узы единства, разрывается сохраненная нашими предками в условиях страшных гонений единая духовная традиция. Те, кто говорят, что автокефалия приведёт к объединению с раскольниками, к уврачеванию раскола, обманывают себя и других, совершая страшную подмену. Ведь они говорят о единстве, а, на самом деле, проповедуют разрыв с Матерью-Церковью. Никакого «объединения» с «УПЦ КП» или «УАПЦ», согласно святым канонам, не может быть. Может быть лишь присоединение раскольников к канонической Церкви. И для этого не Украинской Православной Церкви следует выполнять условия схизматиков и националистических политиканов, разрывая священное богозаповеданное единство с Русской Православной Церковью, а самим раскольникам необходимо со смирением принять учение, практику и церковное устройство Матери-Церкви. В результате «автокефалии» произойдёт не уврачевание раскола на Украине, но создание нового раскола, ибо народ Божий, воспитанный на святоотеческой традиции, неповреждённой хранительницей которой является РПЦ, никогда не примет никакого отделения от неё. Все епископы и духовенство УПЦ должны помнить, что они приняли благодать хиротонии от РПЦ, что в ней они принесли архиерейскую или священническую присягу.

- Владыко, мы подошли к очень важному вопросу: почему автокефалия Украинской Православной Церкви, её отделение от Русской Православной Церкви неприемлема для народа Божия?

В Православной Церкви всё основывается не на воле политиков, не на государственной или политической целесообразности, одним словом, не на стихиях мира сего, а на основе Священного Писания и святых канонов, на учении святых отцов и их традиции. «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе», - такова молитва самого Спасителя мира Господа нашего Иисуса Христа. В унисон им звучат золотые слова Предстоятеля УПЦ МП Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира, которые я часто вспоминаю: «Разделяющий всегда теряет». Нельзя забывать и тот важнейший для нас, православных христиан, факт, что все, без исключения, святые угодники Божии и подвижники благочестия, когда-либо высказывавшиеся по «украинскому» вопросу, всегда выступали не только категорически против отделения Церкви на Украине от РПЦ, но и против самого разделения двух единокровных и единоверных народов, неразрывно связанных единой церковной и цивилизационной миссией. В этом контексте сразу можно вспомнить свт. Тихона, Патриарха Московского и всея России, сщмч. Владимира, митрополита Киевского и Галицкого, сщмч. Прокопия, архиепископа Одесского и Херсонского, прп Кукшу Одесского, прп Лаврентия Черниговского, почитаемого всем православным Донбассом схиархимандрита Зосиму (Сокура), блаженной памяти митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева), выдающегося богослова и старца Русской Зарубежной Церкви архимандрита Константина (Зайцева). Единство РПЦ обильно полито кровью Новомучеников и Исповедников Российских, память которых мы недавно совершали. А ведь согласие святых - это уже явный глас Божий, часть Священного Предания. С точки зрения церковно-практической автокефалия УПЦ принесёт только беду и новые нестроения. Вместо «единой Поместной Церкви» тело Украинского Православия будет разодрано на множество мелких лоскутов, что приведёт к полной потере украинским народом православной идентичности. Большая часть приходов выразит законное желание сохранить исконное каноническое устройство и остаться под омофором Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Вновь созданную «автокефальную» УПЦ, волю которой уже раз удалось переломить через колено, заставят пойти и на следующее требование власти - объединение с раскольниками. Такое искусственное объединение не сможет продержаться вечно и неминуемо следует ожидать распада «единой Поместной» на несколько церквей. Румынская Церковь уже заявила об открытии своих епархий на территории Украины. Её пока удаётся сдержать, благодаря мощи и весу Московского Патриархата в православном мире. Но вряд ли Румынская Церковь станет считаться с автокефальной Украинской Церковью. Таким образом на Украине возникнет ещё одна православная юрисдикция - румынская. Неизбежно подключится к ситуации и Константинополь, уже принявший в свою юрисдикцию украинских раскольников-автокефалитов в Америке (что, кстати, до сих пор не признано Московским Патриархатом). Таким образом, мы видим всю вредоносность и душепагубность отделения УПЦ от Московского Патриархата. Это отделение будет ударом по твердыне неповреждённого святоотеческого Православия, которого так ждут враги Церкви и православной цивилизации. Выступать за автокефалию УПЦ означает быть на стороне врагов и недоброжелателей Православия. Поэтому необходимо чётко заявить: единство УПЦ с Матерью - РПЦ является непреложной истиной, не терпящей никаких изменений. Всякая же попытка отделения от РПЦ всегда будет богопротивным расколом.

- Вы упомянули Константинополь. Какова, по Вашему мнению, будет реакция и роль Вселенского Патриарха в этом процессе?

Считается, что Константинопольский Патриархат не будет вмешиваться в ситуацию, ему достаточно существующих проблем с Московским Патриархатом, а потому он не захочет создавать себе ещё одну головную боль в виде раздираемой внутренними противоречиями, непредсказуемой, подобно государству, во внешней политике автокефальной Украинской Церкви. Однако не следует забывать, что поддержка Константинопольского Патриархата уже давно включена в официальную политику Конгресса и правительства США. Поэтому, есть большая вероятность того, что Константинопольский Патриархат будет проводить не ту политику, которая выгодна ему, а ту, которая будет предписана Вашингтоном. А каково отношение США к церковному единству Украины и России, всем, я думаю, прекрасно известно со слов г-на Бжезинского и ему подобных. Поэтому в этом вопросе не следует питать иллюзий.

- Насколько вероятно в дальнейшем объединение на компромиссной основе самостоятельной национальной украинской церкви с церковью униатской?

Оно не только вероятно. Уния является логическим продолжением возможной автокефалии УПЦ. Для того столько усилий и тратится прозападными политическими силами и их спонсорами, чтобы полностью уничтожить православное самосознание украинского народа. Никогда православный народ Украины не сможет смириться с «положительным образом» НАТО, бомбардировавшего на Пасху православные храмы сербской столицы и поощряющего уничтожение православных святынь и сербского населения Косовского края. Никогда истинно православный украинец не посчитает чужой Россию с Троице-Сергиевой лаврой и Дивеевской обителью, а своим и родным - Евросоюз, легализующий мужеложство, эвтаназию, отказывающийся от христианства даже в проекте преамбулы своей Конституции. Украина уже имеет опыт отдельного от РПЦ существования Киевской Митрополии. Это было в XV-XVII вв. То, к чему привёл подобный опыт, мы должны помнить как самый страшный урок и грозное предупреждение истории - позорная Брестская уния и полное уничтожение православного епископата. Не случайно, уже сейчас на некоторых сайтах, декларирующих свою принадлежность к УПЦ МП и пытающихся «изнутри» проводить идею автокефалии, появляются статьи, авторы которых явно симпатизируют Украинской Греко-католической церкви, называя её наиболее соответствующей реальностям современной Украины и «искренне» ищущей церковного единства. Упаси нас Господь от такого «единства».

- Ваш прогноз, как будут развиваться события дальше?

Прогнозы я давать не могу, на всё воля Божия, благая и совершенная. Могу лишь сделать вывод из того, что происходит сегодня. Курс на автокефалию, провозглашённый правителями Украины, будет набирать обороты. Мы все, православные епископы, духовенство и верующие УПЦ МП, преданные единству с РПЦ, верим, что наш мудрый Предстоятель, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир, перед подвигом которого мы преклоняемся, как и во все годы возглавления им УПЦ, будет твёрдо вести церковный корабль путём единства с Матерью-Церковью. Мы готовы пройти этот путь до конца и всегда, как и наши предки, будем с РПЦ. Народ Божий никогда не отречётся от РПЦ, какие бы новые расколы не пытались спровоцировать политики. Наша цель - оправдать надежды церковного народа, консолидировать перед лицом нависшей реальной угрозы все силы Церкви и общества, нацеленные на священное единство Русского Православия.

- Какой помощи Украинская Православная Церковь ждёт от Русской Православной Церкви?

Нам известна позиция Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, священноначалия Русской Православной Церкви, которая состоит в решительном утверждении православного единства на Украине в лоне РПЦ и неприятии никакой «автокефалии» и любых форм церковного сепаратизма. Мы очень дорожим этой позицией, как и молитвенной поддержкой Святейшего Патриарха и миллионов наших сопастырей, братьев и сестёр - верных чад РПЦ. Конечно же, очень важно информационное освящение, причём как можно более широкое и открытое, событий церковной жизни Украины, особенно происходящих попыток отторжения УПЦ от Московского Патриархата. Неоценимое значение в сложившейся ситуации будут иметь публичные заявления официальных представителей Московской Патриархии о том, что священноначалию РПЦ известно о раскольнических поползновениях и что оно не приемлет никаких попыток разрыва единства УПЦ с Матерью-Церковью. Это бы особенно укрепило и вдохновило поборников единства РПЦ на Украине, а по тем силам, которые жаждут разорвать последнюю нить, связывающую наши братские народы, нанесло бы тяжелейший удар. Больше всего они боятся чёткой и недвусмысленной реакции на свои действия со стороны Высшей Церковной Власти. Ведь тогда им невозможно уже будет прикрывать своей пропаганды и своих действий некоей тенью возможного канонического признания. Нависшая над единством нашей РПЦ угроза не терпит более никакой комплиментарности, но требует от всех нас бескомпромиссной борьбы за Истину.

Беседовал Олег Валерьевич Байда

Одесские священники требуют отправить Агафангела на пенсию

Священнослужители Одесской епархии УПЦ МП обратились к СМИ с просьбой предать огласке церковные беззакония, творящиеся в епархии «под прикрытием и попустительством Митрополита Одесского и Измаильского Агафангела».

Открытое письмо, адресованное Священному Синоду УПЦ МП, Предстоятелю Украинской Церкви Блаженнейшему Владимиру, а также Кирилу, Патриарху Московскому и всея Руси. Мы публикуем без купюр и сокращений:

Блаженнейшему Митрополиту

Киевскому и всей Украины Владимиру

от священства Одесской Епархии

Ваше Блаженство, в нашей епархии сложилась катастрофическая ситуация, которая способствует уничтожению канонического Православия на Одесской земле, распространению сект, полного хаоса в сфере образования священнослужителей, развалу епархии.

За деньги Митрополит Агафангел готов на все.

Он, пренебрегает Вашими благословения и указаниями, ссылаясь на Вашу болезнь и неспособностью руководить Украинской церковью. Митрополит Агафангел является идеологическим лидером сепаратистский организаций, которые хотят при помощи церкви сделать в нашей независимой Украине переворот. Митрополитом Агафангелом руководит старческий маразм, который он воплощает в жизнь, управляя Одесской епархией.

Всеми своими делами и поступками только способствует краху Украинской канонической православной церкви, которой и так нелегко в наше сложное время. Он толкает церковь к автокефалии. Никто не сделал еще больше чем Митрополит Агафангел, для того чтобы невзлюбить так олицетворяющую им Патриаршую Церковь. Сам он не однократно высказывался, что он за Патриаршую Церковь, но против такого Патриарха. (Так как сам себя видел на месте Патриарха Русской церкви, этому доказательство голосование за самого себя, результат показал, авторитет Митрополита получил 2 голоса, свой и ближайшего к нему единомышленника.)

Теперь подробней о части вопиющих проблем в нашей Одесской епархии.

Не смотря на Ваше благословение не баллотироваться в депутаты любых уровней и не агитировать за тех или иных представителей власти, Митрополит Агафангел проигнорировал Ваши указания и открыто участвовал в выборах, ездил, агитировал по епархии призывал паству за кого голосовать, тем самым втягивал нашу церковь в грязь и политические войны. В районах, где проиграли выборы ставленники Митрополита Агафангела участились случаи негативного отношения к нашей церкви.

Митрополит Агафангел открыто ведет политику, которая способствует разжиганию войны межнациональными общинами нашей страны, он открыто заявляет что Украина никогда не была, и не может быть независимым государством. Все это приводит к накалу страстей вокруг ненужных проблем, в которые нас затягивает Митрополит Агафангел.

Как правящий архиерей Одесской епархии Митрополит Агафангел владеет ситуацией на 10% так как на 90% епархией управляют постоянно меняющиеся фавориты и приближенные личности к Митрополиту Агафангелу, его полностью устраивает тот хаос который происходит. Главное в Одесской епархии это хвала и лицемерное отношение к Митрополиту, все священнослужители обязаны восхвалять Митрополита прилюдно, а тот кто не делает такое, находится в черном списке «неблагонадежных» к приближению к Митрополита. Не каждый священник Одесской епархии может пообщаться с правящим архиереем, обсудить проблемы, взять благословения на строительство – для простого священства Митрополит недосягаем. Не говоря о пастве и простых верующих для мирян, только платное общение крупные пожертвования и тогда Митрополит внимательно будет слушать.

Нужно развестись – заплати, хочешь отпеть самоубийцу — заплати.

“Заплати” — это позор нашей епархии.

Чего только стоят «тарифы на услуги» установленные например в Одесском Спасо-Преображенском кафедральном соборе, настоятелем которого является сам Митрополит Агафангел. Венчание – 3200 грн, крещение – 1000 грн. Бесплатно в этом самом большом православном храме «никто ничего не делает». Очень прискорбно, что Митрополит знает обо всех «тарифах» и у него, очевидно, нет желания и воли что-то менять.

Многие наши прошения и обращения в письменной форме просто не доходят до Митрополита, они теряются среди его «свиты». Отдельная личность — секретарь епархии, протоиерей Андрей Новиков. Это человек у которого отсутствует стыд и совесть. Его главная задача — добывать деньги, а церковные дела не имеют ценности в его работе. Доказательством этому есть множество примеров. При обращении для регистрации прихода, секретарь, не смущаясь, требовал мзду. Известно несколько случаев, когда общины, регистрировались в раскольнических епархиях, тем самым показывая, что за стремления людей к строительству храмов и организацию церковных общин недопустимо вымогательство денежных средств руководителями епархии.

Все это происходит при молчаливом попустительстве яркого борца за православие, истинного патриота Митрополита Агафангела. Зная о всех деяниях своего секретаря, Митрополит Агафангел систематически награждает его церковными регалиями тем самым показывая пример священству епархии, что можно творить любые грехи — главное вовремя «позолотить ручку». Все это наводит на мысль – почему же истинный борец за Православие покрывает такие беззакония. Прискорбно смотреть когда молодые священники один–три года в сане пастырского служения, имеют все награды нашей церкви. На фоне остальных клириков епархии, которые отслужили на благо церкви по 30-40 лет это выглядит насмешливо. Все это за деньги — купить можно любую награду.

Главная проблема нашей епархии, что наш архиерей не видит и не слышит здравых мыслей, все кто его окружают — это недалекие люди, преследующие сугубо собственные интересы. Митрополит в силу своего возраста и сложившейся традиции не имеет своего мнения, оно формируется исключительно фаворитами.

Просим Вас Ваше Блаженство вникнуть в проблемы Одесской епархии и прекратить те беззакония, что творятся в одной из самых многочисленных епархий Украинской православной церкви и вытянуть нас из грешного болота, в которое нас затягивает руководство епархии. Владыке Агафангелу пора на заслуженную пенсию, которая надеемся, наступит в сентябре.

И на покое желаем ему многая лета!

Священнослужители

Одесской и Измаильской епархии.

Биография

Высокопреосвященнейший АГАФАНГЕЛ (Саввин) - митрополит Одесский и Измаильский, Постоянный член Священного Синода Украинской Православной Церкви, доктор богословия «HONORIS CAUSA» и Почетный член Киевской духовной академии, доктор философии и Почетный профессор Ужгородской богословской академии им. святых Кирилла и Мефодия, Почетный Доктор «HONORIS CAUSA» Одесской Национальной юридической академии, Почетный доктор «HONORIS CAUSA» Одесского государственного медицинского университета, Почетный профессор Южноукраинского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, Почетный член Ученого совета Одесского национального университета им. И.И. Мечникова.

Высокопреосвященнейший Агафангел,митрополит Одесский и Измаильский.

В миру - Алексей Михайлович Саввин.
Родился 2 сентября 1938 г. в с. Бурдино Тербунского района Липецкой области (Россия) в многодетной крестьянской семье. Во время Великой Отечественной войны в 1941 году его отец - Михаил Петрович Саввин - пал смертью храбрых при высадке десанта на Керченском полуострове. В том же году, подорвавшись на мине, погиб старший брат Николай.
С 1942 по 1947 годы проживал с семьей в эвакуации в Новосибирской области в г. Ояш. По возвращении в родное разрушенное село поступил в школу, которую окончил в 1956 году.
В 1958-1960 гг. учился в Киевской духовной семинарии, в 1960-1962 гг. - в Одесской духовной семинарии.
В 1962-1966 гг. учился в Московской духовной академии, которую окончил со степенью кандидата богословия за сочинение "Идея искупления у древних языческих народов и в ветхозаветной религии".
В 1965 г. поступил в число братии Свято-Троице-Сергиевой лавры. 2 апреля 1965 г. принял монашеский постриг с именем АГАФАНГЕЛ.
18 апреля 1965 г. архиепископом Минским и Белорусским Сергием (Петровым, † 1990) в Свято-Духовском кафедральном соборе г. Минска рукоположен в иеродиакона, 22 апреля 1965 г. - в иеромонаха.
С 1966 г. - старший помощник инспектора и преподаватель Одесской духовной семинарии. Одновременно делопроизводитель Одесского епархиального управления.
7 апреля 1967 г. возведен в сан игумена.
С 29 мая 1967 г. по ноябрь 1975 г. - ректор Одесской духовной семинарии.
В 1974 г. - Святейшим Патриархом Пименом награжден правом ношения второго креста с украшениями.
В 1975 году Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом был награжден правом служения с жезлом.
1 июня 1967 г. возведен в сан архимандрита.
С января 1968 г. - член епархиального совета Одесской епархии.
Активно участвовал во многих международных форумах: в июле 1969 г. - член делегации Русской Православной Церкви на конференции представителей всех религий в СССР за сотрудничество и мир между народами. В сентябре 1969 г. участвовал в четырех собеседованиях богословов РПЦ и Евангелической Церкви в Германии (ФРГ). В 1987 и в 1989 гг. - член делегации в международных "Круизах мира по Днепру". В 1988 г. -член делегации в "Круизе мира" по реке Миссисипи (США). В 1992 г. - член международной встречи "Люди и религия", имевшей место в Лювене, Бельгия, под девизом "Европа и религия". В 1997 году митрополит Агафангел принял участие в работе симпозиума по проблемам экологии, который состоялся в Одессе под омофором Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, Вселенского Патриарха Варфоломея и Католикоса Грузии Илии II.
В 1971 г. был членом Поместного Собора Русской Православной Церкви. Член Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви 1988, 1990, 1991, 1992, 1994, 1996, 2000, 2004, 2008 гг.
11 ноября 1975 г. на заседании Священного Синода РПЦ получил определение быть епископом Винницким и Брацлавским, управляющим Хмельницкой епархией. Хиротонисан 16 ноября 1975 г.
С 1975 г. по 1990 г. - управляющий Хмельницкой епархией. С 1975 г. по 1992 г. - управляющий Винницкой и Брацлавской епархией.
7 сентября 1981 г. возведен в сан архиепископа.
10 марта 1989 г. возведен в сан митрополита.
С миссией мира во главе делегаций религиозных деятелей СССР посетил Канаду, а также в составе делегации Советского комитета защиты мира и Украинского фонда культуры трижды посетил США, Италию, Бельгию, дважды - ФРГ, Францию, Болгарию, Швейцарию. Во главе паломнической делегации посетил Святую Гору Афон, трижды Иерусалим, Кипр.
Народный депутат Украины 1-го созыва (1990-1994 гг.). С 2006 года по настоящее время - депутат Одесского областного Совета. Член Правления и Президиума Украинского республиканского фонда мира, член Винницкого областного комитета защиты мира, член Правления и Президиума Украинского республиканского фонда культуры, член Президиума Одесского областного совета мира, член Ассоциации народных депутатов Украины.
7 августа 1991 года переведен на Ивано-Франковскую кафедру, но отказался ехать в результате беззаконных действий тогдашнего Предстоятеля УПЦ Филарета (Денисенко).
7 сентября 1991 года, согласно прошению, уволен на покой.
В апреле 1992 года восстановлен на Винницкой кафедре.
В 1992 году под председательством митрополита Агафангела состоялось совещание архиереев, духовенства, монашествующих и мирян Украинской Православной церкви, осудившее антиправославные, раскольнические замыслы и деяния тогдашнего Киевского митрополита Филарета (Денисенко).
В мае 1992 года митрополит Винницкий и Брацлавский Агафангел принял самое активное участие в заседаниях Харьковского Архиерейского Собора УПЦ, на котором твердо настоял на отстранении митрополита Филарета (Денисенко) от должности Предстоятеля УПЦ и запрещении его в священнослужении за грубое нарушение канонов Церкви.
С 20 июня 1992 г. - митрополит Одесский и Измаильский, Постоянный член Священного Синода УПЦ.
С 1993 по 1998 гг. - ректор Одесской духовной семинарии.
С 27 августа 1995 г по 8 мая 2008 г. Председатель Учебного комитета при Священном Синоде УПЦ.
27 декабря 1999 г. Ученым советом Киевской духовной академии митрополиту Агафангелу присвоена степень Доктор богословия «HONORIS CAUSA».
26 ноября 2001 года Ученым советом Киевской духовной академии избран Почетным членом Киевской духовной академии (диплом №1).
2 сентября 2003 г Ученым советом Одесской национальной юридической академии митрополиту Агафангелу присвоено ученое звание Почетного доктора «HONORIS CAUSA».
9 июня 2005 года Советом Одесской духовной семинарии избран Почетным членом Одесской духовной семинарии.
22 февраля 2007 г. митрополит Агафангел избран Почетным доктором «HONORIS CAUSA» Одесского государственного медицинского университета.
29 ноября 2007 года Ученым советом Ужгородской богословской академии им. святых Кирилла и Мефодия митрополиту Агафангелу присвоена ученая степень доктора философии
2 сентября 2008 года митрополиту Агафангелу присвоено ученое звание почетного профессора Южноукраинского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского
2 сентября 2008 года митрополиту Агафангелу присвоено ученое звание почетного профессора Ужгородской богословской академии им. св. равноапп. Кирилла и Мефодия.
2 сентября 2008 года митрополит Агафангел избран Почетным членом Ученого совета Одесского национального университета им. И.И. Мечникова.
За период пребывания митрополита Агафангела на Одесской кафедре открыты: Свято-Пантелеимоновский, Свято-Ильинский, Свято-Иверский, Свято-Константино-Еленинский, Свято-Николаевский, Свято-Покровский мужские монастыри, а также Свято-Архангело-Михайловский, Спасо-Преображенский и Свято-Воскресенский женские монастыри.
В епархии открыто более 300 храмов, построено около 20 новых храмов в Одессе и Одесской области и строятся новые храмовые сооружения. Одесской митрополии возвращено трехэтажное здание Свято-Андреевского Афонского подворья в Одессе, восстановлены все ранее разрушенные колокольни на городских храмах. Построены Спасо-Преображенский Одесский кафедральный собор, собор в честь иконы Божией матери "Живоносный Источник", и колокольня с надвратным храмом в Свято-Успенском Одесском мужском монастыре. Произведен капитальный ремонт Свято-Успенского Одесского кафедрального собора.
В 1995-1997 гг. по представлению митрополита Агафангела решением Священного Синода УПЦ причислены к лику святых преподобный Кукша Одесский, преподобный Гавриил Афонский, праведный Иона Одесский, архиепископ Иннокентий. Херсонский (Борисов), священномученик Анатолий Одесский (Грисюк), праведный Феодосий Балтский. В 2006 году, в третью неделю по Пятидесятнице, в Одесской епархии состоялось первое празднование в честь собора Одесских святых, установленное по представлению митрополита Агафангела определением Священного Синода УПЦ.
Митрополит Агафангел - Почетный гражданин гг. Гринвилль (Миссисипи) и Батон Руж (Луизиана), США. В июне 2004 года на сессии Одесского городского совета избран Почетным гражданином г. Одессы.
В составе делегации Русской Православной Церкви с 2001 г., по благословению Предстоятеля Украинской Православной, Церкви Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, в составе делегации РПЦ митрополит Агафангел представляет Украинскую Православную Церковь на переговорах с представителями Константинопольской Православной Церкви по уврачеванию церковных расколов и нестроений в Украине.
Митрополит Агафангел - участник двух международных церковных конференций, посвященных 2000-летию Рождества Христова, проходивших в 1997 и 1998 гг. в Симферополе и Почаевской лавре. Под патронатом митрополита Агафангела с 20 по 23 января 1999 г. в Одессе проходила международная конференция Фонда единства православных народов: "Православие и угроза системного кризиса мирового постиндустриального общества, глобальной экономики государственных институтов власти. В 2008 г. - церковная научно-практическая конференция «Православное духовное образование: история и перспективы».

Большое внимание митрополит Агафангел уделяет подготовке кадров священнослужителей для Украинской Православной Церкви, религиозному образованию мирян и духовно-нравственному воспитанию юного поколения.
Все масштабнее становится благотворительная деятельность Одесской митрополии. Одесская духовная семинария, монастыри и приходы опекают детей-сирот, стариков, инвалидов, бездомных. Совместно с государственными больничными учреждениями в Киевском и Приморском районах г. Одессы созданы отделения милосердия, устроены приюты. Имеются хорошие контакты с военнослужащими. Духовенство митрополии, насельники монастырей и преподаватели семинарии присутствуют при принятии присяг в войсковых частях, посещают тюрьмы и больницы.
По благословению митрополита Агафангела в Одесской митрополии возрождается миссионерская деятельность. В теле - и радиоэфире еженедельно звучит пастырское слово. Во всех храмах и монастырях действуют воскресные школы для взрослых и детей.
В 2007 году по благословению митрополита Агафангела вновь стала печататься ежемесячная газета Одесской епархии "Одесские епархиальные ведомости", основоположником которой был святитель Иннокентий (Борисов).
Печатные труды митрополита Агафангела: праздничные пасхальные и рождественские послания, обращения, приветствия, доклады, слова, речи, проповеди, рефераты и др. составляют три тома, некоторые статьи из которых помещены на страницах "Журнала Московской Патриархии", в "Богословских трудах", "Православном Вестнике", других периодических изданиях РПЦ и УПЦ.
В 2005 году митрополит Агафангел стал лауреатом конкурса Союза писателей России в разделе "Политическая публицистика" с вручением ему премии.
Решением экспертного Совета Русского биографического института митрополит Агафангел удостоен Всероссийской премии - Человек года - 2008 за подвижническую, просветительскую деятельность
Имя митрополита Агафангела внесено в информационный биографический справочник: "Украина: 10 лет независимости. 500 влиятельных личностей".

Высокопреосвященнейший Агафангел, митрополит Одесский и Измаильский, принадлежит к людям, о которых нужно писать книги. Военное детство; духовное становление под водительством священников-исповедников, вернувшихся из тюрем и лагерей; архиерейское служение в годы государственного атеизма; избрание депутатом Верховной рады Украины I созыва. Отдельные темы - борьба митрополита Агафангела за сохранение чистоты канонов православия (он участник знаменитого Харьковского Архиерейского Собора 1992 года), его научно-богословская деятельность, его многолетняя работа в качестве председателя Учебного комитета при Священном Синоде УПЦ МП, и многое-многое другое. Среди друзей Одесского митрополита - легендарный космонавт Георгий Гречко, поэт Борис Олийнык, писатель Олесь Гончар, актер Богдан Ступка. Духовными отцами владыки можно считать преподобного Кукшу Одесского, благодатного старца Кирилла (Павлова), знаменитых духовников Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Тихона (Агрикова) и архимандрита Наума (Байбородина)…

Всю деятельность митрополита Агафангела можно охарактеризовать одним словом - созидание. Особенно ярко это проявляется на фоне нынешнего разрушения Украины. Примером созидательного отношения к жизни будущему митрополиту служила его мама Марфа Федоровна Савина - простая русская деревенская женщина, потерявшая мужа на фронтах Великой Отечественной войны. В 1947 году вдова с пятью детьми на руках смогла восстановить трехпрестольный Вознесенский храм в родном селе Бурдино, что в Тербунском районе Липецкой области…


В 1967 году тогда еще игумен Агафангел получает назначение на должность ректора Одесской духовной семинарии. Вскоре он станет архимандритом и начнет реконструкцию зданий этого учебного заведения, которое было мало приспособлено для учебного процесса. Всего за пять месяцев, практически в тайне от властей, был построен трехэтажный корпус, в цокольном этаже которого до сих пор находится семинарская библиотека с читальным залом, на двух верхних этажах - аудитории.

В 1975 году архимандрит Агафангел был рукоположен во епископа и назначен на Винницкую кафедру. В те годы она объединяла Винницкую и Хмельницкую епархии. К назначению молодого владыки в Виннице числилось 218 приходов, а действующими были лишь около 80. В большинстве из них богослужение разрешалось совершать только на Рождество и Воскресение Христово, иногда на Крещение Господне, обычно же храмы были закрыты. Кафедральным был не собор, как привыкли сегодня, а храм Рождества Пресвятой Богородицы на Пятничанах.


И вид у храма был, без преувеличения, ужасным. Владыка Агафангел рассказывает: «У меня сжалось сердце. Стены грязные, закопченные, одна печка-буржуйка смотрит в одно окно, вторая - в другое, крыша течет, пол грязный. Все остальные храмы были в таком же удручающем состоянии из-за того, что нельзя было производить никакого ремонта, необходимо было на каждую мелочь получать письменное разрешение у уполномоченного, а таких разрешений очень часто не давали. Я полгода в буквальном смысле плакал от стыда»…

Наверное, в те годы и утвердилось это основное, созидательное поприще владыки. Винницкий архиерей всюду трудился лично: циклевал полы, покрывал их лаком… А еще нужно было спасать святыни от поругания и уничтожения. Епископ, а потом и архиепископ Агафангел ночью, чтобы никто не видел, ездил в закрытые храмы, где вместе с помощниками снимал колокола, забирал иконы, храмовую утварь...


Трудами владыки был восстановлен знаменитый Браиловский монастырь. Архиерей на протяжении около полугода практически ежедневно ездил вместе с прихожанами в то, что оставалось от обители. Вместе они убирали, очищали стены, вывозили землю, расчищали колодцы... А еще владыка стал инициатором возвращения Церкви прекраснейшего Спасо-Преображенского собора в Виннице.


После 17 лет пребывания на Винницкой кафедре епископа, архиепископа и митрополита Агафангела статистика отметила: в Хмельницкой епархии в 1975 году было 139 приходов, в 1990-м - 505. В Винницкой епархии было 218 приходов, стало к 1992 году 494. Прибавим к этому два возрожденных монастыря в Винницкой епархии.

20 июня 1992 года владыка Агафангел становится митрополитом Одесским и Измаильским. В это очень непростое время в городе было всего семь приходов, в области - 80. Сегодня эти цифры многократно увеличились: в Одессе действует 77 приходов, в Одесской области - 500. Почти 900 храмов появились благодаря трудам и молитвам митрополита Агафангела. По его благословению в Одесской епархии открыты 11 монастырей.

Да и Свято-Успенский мужской Патриарший монастырь, насельником которого является митрополит Агафангел, хотя и действовал со времени освобождения Одессы от немецко-румынских захватчиков, тоже можно считать в некотором смысле новым. Здесь с применением противооползневых систем построен великолепный соборный храм, освященный в честь иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник» с нижним храмом преподобного Кукши Одесского. Теперь прихожане могут молиться за богослужением внутри храма, а не вне стен небольших старых монастырских церквей, давно переставших вмещать в себя всех богомольцев. А небольшие церкви бережно сохранены, отремонтированы, открыты не только для братии, но и для прихожан.


В обители возведена величественная колокольня с уникальным надвратным храмом, освященным в память святых благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба. На личные средства владыки возводится храм блаженной Матроны Московской. В монастыре построены пятиэтажная гостиница, новые монашеские корпуса. И на всех этапах строительства митрополит Агафангел - лично на стройплощадке. Таков характер - он вникает во все дела, для него не существует мелочей.


Особое слово надо сказать о возрожденном из небытия Спасо-Преображенском кафедральном соборе. Возводился он с участием всех одесситов: для сбора средств были проведены четыре марафона. Собор великолепного убранства построен по новейшим технологиям. В нем есть теперь нижний храм, освященный в память святителя Иннокентия Одесского; в Воронеже специально был отлит 14-тонный колокол-гигант. На сегодняшний день это крупнейший православный храм Украины, вмещающий более 10 тысяч человек. Как говорят в Одессе, это надо видеть.


Есть и новое созидательное дело у митрополита Агафангела - строительство первого на Украине православного хосписа (центра паллиативной и хосписной помощи «Покров») для медицинской и духовной поддержки людей, страдающих онкологическими заболеваниями.


Строится «Покров» на средства Одесской епархии на территории Свято-Покровского скита Свято-Успенского мужского Патриаршего монастыря в селе Мариновка Беляевского района Одесской области, в живописном месте на берегу Хаджибеевского лимана. Строительство послужило доброму делу возрождения села. И как всегда, митрополит Агафангел присутствует на всех этапах постройки уникального центра…

«Мы созданы для добрых дел, а не для греха. Будучи образом и подобием Бога, человек свое счастье может найти, лишь уподобляясь Богу и приближаясь к Нему посредством добрых созидательных дел. Каждый христианин должен творить дела милосердия и для всех окружающих быть примером подлинного деятельного благочестия, как сказано в Слове Божием: “Яко да видят добрая дела ваша и прославят Отца вашего, иже на небесех”». Эти слова владыки Агафангела из интервью по случаю его 80-летия порталу «Радонеж» - жизненное кредо митрополита и правило для каждого христианина.

Многая и благая лета митрополиту Одесскому и Измаильскому Агафангелу!