Народные приметы и обычаи на ивана купалу. Что можно и нельзя делать на Ивана Купала? Обряды и традиции

Традиции и обряды Ивана Купала

Ивана Купала (или на древнеславянском - Купайла, Иванов день) считается в народе праздником Солнца и зеленого покоса. По старому стилю, празднование отмечалось 24 июня и совпадало с днем летнего солнцестояния, которому и было посвящено торжество. После перехода на новый календарь у праздника осталось только смысловое значение, а привязка к солнцестоянию была утеряна.

Традиции празднования Ивана Купала

Традиционное празднование Ивана Купала связано с языческими дохристианскими обрядами, которые включают три обязательные составляющие: травы, воду и огонь.

Очищение огнем

Огню придавали мистическое значение и верили в его очищающую силу. На берегу речки устанавливали чучело «марены» или «купала» - дерево в полтора человеческого роста, которое украшали лентами и венками.

Вокруг него вечером водили хороводы. Также зажигали большой костер, и молодежь устраивала соревнования, прыгая через костер, и бегая вокруг него хороводами. Возлюбленные прыгали через огонь, держась за руки, стараясь их не разорвать. По поверьям, это укрепляло отношения.

В огне на Ивана Купала можно было сжечь старые обиды и нежелательные воспоминания. Для этого нужно было найти связывающую с плохим событием вещь, и бросить в костер. Когда вещь догорала, пепел развеивали вместе с плохими ощущениями, болезнями и воспоминаниями кустами полыни, резкий запах которой помогал забвению.

Омолаживание водой

Считалось, что вода в этот день приобретает целительные омолаживающие свойства. Накануне утром молодые девушки умывались утренней росой, которая, по поверьям, делала кожу чище и здоровее. Если росой умывался парень, то его тело становилось крепким и сильным.

После обязательного ритуального купания не вытирались, чтобы тело могло пропитаться живительной силой. Люди верили, что если опрыскать такой росой стены в доме, то из него уйдут мелкие насекомые.

Очень полезно в этот день сходить в баню и попариться с так называемыми Иванковскими венками, траву для которых собирали накануне. Древние славяне верили, что подобные травяные сборы сохраняют и улучшают здоровье.

Сила трав на Ивана Купала

Самое популярное «травяное» верование - это приобретение магической силы папоротником. Считалось, ночью на Ивана Купала папоротник начинает цвести и озаряет своим светом весь лес. Нашедшему он дает возможность понимать язык цветов и птиц, открывать без ключей любые замки и ворота. И самое главное - человек сможет видеть зарытые под землей ценные клады.

Однако, к сожалению, ни один из известных видов папоротника не цветет. Поэтому на правдоподобность народной легенды рассчитывать не стоит.

Девушки плели венки из 12 лечебных трав, и после захода солнца пускали их на реке с зажженной свечой посередине. Если венок остался у берега, то свадьба в этом году откладывается, если утонул - то любимый разлюбил. Если свечка долго не тухнет, то жизнь будет счастливой.

Эти же венки использовали в качестве оберега для дома и хлева, считалось, что травы способны защитить от болезней людей и животных. В этом есть часть правды, поскольку аромат засушенных трав отпугивал разносчиков болезни - насекомых и грызунов.

По цветущим в этот период травяным растениям гадали на счастье. Срывали цветы с нераспустившимися бутонами и ставили в воду. Если быстро зацветет, за 2-3 дня, и будет с ровными и красивыми лепестками - значит, все будет ладиться.

Народные приметы и поверья

С Ивана Купала также связаны многочисленные поверья и верования:

  • До 7 июля запрещалось купаться в открытых водоемах. На празднование купаться разрешалось всем, кроме старых, больных, маленьких детей и беременных женщин. Предки верили, что водяная нечисть может перекинуться на ослабленных людей и поэтому всячески оберегали их от возможной напасти;
  • Если на рассвете после Ивана Купала пересчитать имеющиеся деньги по нескольку раз и потом спрятать, то их номинальное количество увеличиться;
  • Запрещалось поднимать найденные на дороге вещи, иначе можно было попасть в лапы мифического перелестника, заманивающего в чащу в образе любимого человека;
  • В Купальскую ночь нежелательно спать, так как не спит и разнообразная нечисть (русалки, лешие, домовые), которая может унести с собой домашний скот и натворить разных несчастий;
  • Слабому полу нужно было обязательно прийти к купальскому костру, иначе женщину могли признать ведьмой;
  • Приготовленные на праздник блюда тоже наделяли магической силой. Если девушка делилась блинами со своим спутником, то это укрепляло их отношения. При завершении ужина нужно было дотронуться до самого большого каравая и загадать желание. Считалось, что оно обязательно исполнится.

В 2016 году Ивана Купала выпадает на день растущей Луны и согласно лунному календарю, благоприятствует сбору лекарственных трав. Их целебные силы накануне праздника многократно увеличиваются. Также следует заготовить сено для сеновала и кормления животных, а также мульчу для удобрений.

  • Заготовка зелени на зиму - сушка, заморозка;
  • Выкопать луковицы отцветших растений;
  • Приступить к высаживанию в открытый грунт стойких к засухе культур;
  • Накануне собрать готовый урожай на хранение;
  • Неблагоприятным этот день считается для полива и подкормки.

Итог

Несмотря на то, что Ивана Купала считается языческим праздником, он до сих пор популярен в народе. В этот день проведите вечер нетривиально и интересно: погадайте, прыгайте через костер, водите хороводы.

Один из самых романтических, таинственных народных праздников - это, несомненно, Ивана Купала. Чей праздник, традиции и обычаи этого дня - об этом и пойдет речь далее.

Отмечать его начали еще в седой языческой древности. У восточных славян он приходился на 24 июня. Но после введения григорианского календаря дата сместилась на 7 июля. Празднования и обряды Иванова дня обязательно включают в себя три главные составляющие: огонь, воду и травы.

Ивана Купала и христианство

История происхождения праздника Ивана Купала рассказывает что после крещения Руси празднование совпало с церковным праздником Рождения Иоанна Предтечи (Ивана Крестителя). С ним связывают первую часть современного названия Ивана Купала. Вторая часть, по мнению некоторых исследователей, носит имя языческого божества плодов и цветов Купала. Но другие утверждают, что в славянском пантеоне такого бога не было, а название «Купала» связано с обрядами, проводимыми в этот день.

История праздника Ивана Купала содержит сведения, что такое двойное название возникло в тот период, когда церковь попыталась полностью заменить языческий праздник на христианский. Священники крайне негативно относились к гуляньям и гаданьям, происходившим в этот день. Постоянно пытались их запретить, считая подобные увеселения богомерзкими, бесовскими и связывали их с поклонением нечистому.

Когда отмечают Ивана Купала

История праздника Ивана Купала донесла до нас сведения, что в се основные празднования начинаются вечером 6 июля (23 июня) с заходом солнца и продолжаются всю ночь до рассвета. Ночь на Ивана Купала считается волшебной. В это время гуляет и пакостит вся нечистая сила: ведьмы, русалки, мавки и т. д., а травы, вода и огонь приобретают магические и целительные свойства.

Как отмечают Ивана Купала

Что делать на Ивана Купала? Уже после обеда 6 июля (23 июня) девушки начинали собирать цветы, травы и плести венки. Также молодежь изготовливала чучела Марены и Купала, главных действующих лиц праздника. В разных регионах их делали по-разному: из соломы, веток, целого деревца и т. д. Их украшали цветами, лентами, ягодами и плодами. Марена символизировала собой зимнее увядание, умирание природы, тогда как Купала был символом возрождения и изобилия. Вокруг чучел парни и девушки водили хороводы и пели специальные обрядовые песни, прославляя таким образом, извечный природный круговорот. Потом чучела обычно топили в воде или сжигали на костре, а празднования продолжались вокруг большого купальского кострища.

Купальский костер

Считалось, что в ночь на Ивана Купала огонь приобретает особую очищающую силу. Поэтому обязательным атрибутом этого праздника был ритуальный костер. Его делали очень большим и высоким, чтобы полыхал, как солнце. В центре огневища устанавливали высокий столб, на который частенько надевали череп коня либо коровы - «видьму». Вокруг костра собирались все, от мала до велика, водили хороводы, пели, танцевали. Когда огонь немного прогорал, молодые парни и девушки начинали прыгать через костер, чтобы очиститься, излечиться от хворей, защититься от дурного глаза и нечисти. Если девушка не могла перепрыгнуть через огонь, то ее считали ведьмой. Могли облить водой, отстегать крапивой, обсыпать перьями. Молодые пары прыгали, держась за руки, и если в прыжке руки не рассоединились, то могли надеяться на крепкий союз.

Еще что делать на Ивана Купала? Также существовал обычай сжигать в этот день старые и ненужные вещи, избавляясь вместе с ними от старых обид и неурядиц. Еще на купальском костре матери сжигали рубашку больного ребенка, чтобы с ней сгорела и хворь, мучающая их чадо. А иногда через купальский костер перегоняли даже домашнюю скотину, чтобы избавить ее от мора и болезней.

Целебная вода

История праздника Ивана Купала рассказывает, что в ода в этот день приобретает особую целебную силу. К купанию в водоемах в этот день относились по-разному. В некоторых регионах омовения считались обязательным ритуалом, так как это очищало тело от болезней, а душу от дурных помыслов. Кроме того, вся нечисть (русалки, водяные) покидала водоемы, собираясь на свои шабаши.

А в других, наоборот, опасались массовых купаний именно из-за разгулявшейся в этот день нечистой силы. Зато непременно старались походить босиком, умыться и даже поваляться в утренней росе. Это обещало юношам силу и здоровье, а девушкам красоту. Также в Иванов день любили попариться в бане с вениками из 12 лечебных трав, собранных накануне, в купальскую ночь. А вода, набранная из источников, имела чудодейственную силу.

Магические травы

В истории праздника Ивана Купала содержатся сведения, что в волшебную купальскую ночь все травы и растения приобретают особую силу. Травницы и знахари с рассветом шли собирать чудодейственные лечебные травки, покрытые целительной купальской росой. При сборе обязательно читалась специальная молитва-заговор. А в Беларуси, к примеру, считали, что свойства травок еще больше усилятся, если их будут собирать "старые и малые", то есть дети и старики. Ведь у них чистые и невинные души.

Славяне верили, что на Ивана Купала (число - 7 июля) лечебные растения выращивают лесные духи - мавки и ухаживают за ними, снабжая целебными свойствами.

Символы солнца в купальских обрядах

Поскольку праздник Ивана Купала (число - 7 июля) отмечался в день летнего солнцестояния, то многие его атрибуты символизируют наше светило. Например, парни пускали с холмов огненные колеса или подожженные просмоленные бочонки, что должно было символизировать солнечный круговорот. А один из непременных аксессуаров купальских святок - это венок. Девичий венок в мифологии славян всегда символизировал солнце, а еще молодость и чистоту. С поклонением солнцу были связаны хороводы вокруг кострищ и чучел и специальные обрядовые песни.

Приметы на Ивана Купала для девушек относительно венков

Каждая молодая девушка непременно плела себе из цветов, трав, веточек и ягод венок, который украшал ее головку во время танцев и гуляний. Девичий венок в эту волшебную ночь имел особое, магическое значение. Например, девушки опускали веночек в реку или родник, зачерпывали сквозь них воду и умывали лицо, веря, что это сделает их кожу белой, щеки румяными, а глаза блестящими. Но главное обрядовое действо начиналось чуть позже, когда девушки убегали от парней и, прикрепив к своим веночкам зажженные свечи, отправляли их плыть по реке. Каждая девушка внимательно следила за своим венком. Если он отплывал далеко, то его хозяйка непременно должна была выйти в этом году замуж. Если же крутился на месте, то замужество нужно было отложить до следующего года. Но хуже всего, если венок тонул. Тогда считалось, что у несчастливицы нет пары и ей придется коротать век одинокой.

Впрочем, парни не оставляли без внимания это действо. Наблюдая исподтишка за обрядом, они старались потом выловить из реки венок своей избранницы и стребовать у нее взамен поцелуй.

Цвет папороти

Самая известная купальская легенда о цветке папоротника. Издавна верили, что раз в году волшебной ночью расцветает цветок папоротника. Он цветет лишь миг и охраняется нечистой силой, но тот, кто найдет его, обретет необычайные способности. Он сможет понимать язык зверей, птиц и растений, видеть сквозь земную твердь закопанные клады, открывать любые замки, управлять землей, водой и нечистыми духами, становиться невидимым и так далее.

Поверья и приметы на Ивана Купала

Считалось, что в эту магическую ночь деревья могут двигаться и разговаривать между собой, так же как птицы и животные. А в темном лесу между деревьев можно увидеть множество порхающих светлячков. Это души предков, вернувшиеся на землю лишь на одну ночь.

Также в ночь на Купала активизируется всяческая нечисть: русалки, мавки, лешие, домовые и прочие духи. Они устраивают свои гульбища, развлекаясь всяческими каверзами.

Но больше всего вреда могли нанести ведьмы, чинящие в эту ночь разные пакости и собирающиеся на шабаши. Именно поэтому женщину, которая в купальскую ночь не пришла к кострищу, могли посчитать ведьмой.

Чтобы обезопасить себя от потусторонних сил, использовали самые разнообразные обереги: веточки свяченой вербы, осиновые колышки, конопляный цвет, крапиву и полынь. И даже рваные мужские штаны, которые вешали на притолке хлева, чтобы ведьма не могла войти и забрать молоко у коровы или увести лошадь для поездки на Лысую гору к месту ведьминского шабаша.

Купальская ночь была единственной возможностью для молодежи веселиться и плясать до самого рассвета, не вызывая осуждений со стороны взрослых. Лишь улыбку вызывали их бесчисленные проказы и некоторые вольности. Возможно, поэтому народ на протяжении многих веков так трепетно хранил и оберегал этот жизнеутверждающий и волшебный праздник, его традиции и обряды.

Если в праздник погода дождливая, спустя неделю наступят жаркие дни, которые простоят до конца августа.

Увидеть змею в праздник – к неприятностям.

Если в Купальскую ночь звезды яркие, а утром много росы, урожай овощей будет обильным.

Ребенок, рожденный в праздничную ночь, будет успешным, здоровым. Считается, что он с рождения наделен магическими способностями.

В этот день нельзя кушать ягоды – умершие родственники останутся голодными на том свете.

Девушкам не стоит принимать в этот день ни от кого, особенно от парней, никаких даров, в том числе, сладостей. В старину считалось, что они могут быть заговоренными на зло, потому что в день Ивана Купалы ведьмы и колдуны обретают особую силу.

Услышать в Купальскую ночью пение кукушки – к холодной осени.

Пение сверчка в эту ночь сулит добрую весть.

Уходя с празднования дня Ивана Крестителя, нельзя оборачиваться, чтобы посмотреть на костер. Считается, что, в противном случае, к человеку пристанет нечисть, и в течение всего года будет пить его энергию.

Защитить себя от злых сил на весь год поможет купание в водоеме на закате. О традициях, обычаях празднования дня Ивана Крестителя читай в .

Гадания, ритуалы, обряды в праздник Ивана Крестителя

На праздник Иван Купала молодые девушки любят гадать на суженного, счастье, здоровье, привлекают в свою жизнь любовь, суженного, читают молитву от одиночества.

Гадание на суженого

После бани с купальским веником, выйдя из бани, его нужно бросить назад. В какую сторону полетит веник, в той стороне живет суженый.

Гадание на замужество

В Купальскую ночь нужно собрать растения, закрыв глаза. Не глядя на букет, положить его под подушку, а на утро посчитать, сколько разных трав удалось собрать. Если их 12 и более, значит, в этом году быть замужеству.

Гадание на счастье

Сорвав два стебля любой травы, нужно вставить их в расщелину в доме. Через время, когда стебли подсохнут, нужно посмотреть, сплетаются ли они. Если да, судьба будет благосклонной, в отношениях с милым будет все хорошо. Смотрящие в разные стороны стебли – к ссорам с любимым, возможно, к расставанию.

Гадание на ромашках

Два цветка окунают в воду, смотрят, плывут ли они друг к другу. Если да – скоро в жизни появится суженый. В противном случае, встреча с ним случится нескоро.

Гадание на длину жизни

В праздничную ночь зажигают свечу. Сгоревшая до конца, она сулит долгие годы жизни. Если свеча потухнет, следует проявить осторожность, позаботиться о здоровье.

Гадание на пламени костра

Глядя на огонь, загадывают желание. Яркое пламя означает исполнение задуманного, слабый огонь говорит, что желание пока не сбудется.

Ритуал на добро, обряд на избавление от бед и несчастий

На листе бумаги нужно описать все неприятности, которые произошли в течение последнего года, а затем этот лист сжечь в купальском костре. Все беды уйдут, а человека будет ждать только добро.

Ритуал на счастье в личной жизни

Не причесавшись и не обувшись, замужние женщины собирают рассветную росу, читая такой заговор:

Заговор на счастье в личной и семейной жизни:

«Батюшка, Иван-Цвет, встала я нынче чуть свет. Перед иконой помолилась, в дверях перекрестилась, воды не испив, лица не умыв, языка не развязав, пояса не повязав. Дай мне, Купала, силу, чтобы я победила. Дай мне росы твоей собрать, чтобы сердце раба Божьего (имя) к любви призвать. Чтобы он, как роса в лугах, горел, играл, любил меня и не изменял, нигде бы ни с кем бы меня не забывал. Любил бы меня сейчас молодой, а в старости – седой и больной. Как хмель вьется вокруг забора, так бы и он вился вокруг моего подола. Как млеет утренняя роса, дожидаясь солнца, так ждал бы, дожидался раб Божий (имя) меня. Как мать без дитя мается, так бы и он без меня маялся и тосковал, никогда бы не забывал, словом плохим не называл меня, свою жену, рабу Божью (имя). Аминь. Аминь. Аминь»


Заговоренную росу нужно добавлять в пищу или напитки мужа.

Ритуал против одиночества на Иван Купалу

Перед ликом Божьей Матери зажигают 7 свечей, свяченых в храме, затем произносят молитву 40 раз:

Молитва от одиночества:

«О многострадальная Матерь Божья, превысшая всех дочерей земли по чистоте Своей и по множеству страданий, Тобой на земле перенесенных, прими многоболезненные воздыхания наши и сохрани нас под покровом Твоей милости. Иного бо прибежища и теплого предстательства разве Тебе не ведомы, но, яко дерзновение имущая ко иже из Тебе рожденному, помози и спаси нас молитвами Своими. Да непреткновенно достигнем Царства Небесного, идеже со всеми святыми будем воспевать в Троице Единого Бога ныне и присно, и во веки веков. Аминь»


Праздник Ивана Купалы пришёл к нам еще из древних времён и был приурочен ко дню летнего солнцестояния, который выпадает на 20-22 июня. После принятия христианства его стали праздновать в день рождения Иоанна Крестителя, который приходился на 24-го июня по старому стилю. После же перехода на новый стиль дата праздника передвинулась на 7 июля.

Накануне праздника до захода солнца все обязательно купались - на севере в банях, а на юге - в реках и озерах. Ближе к закату разжигали костры, вокруг которых водили хороводы, плясали и пели песни. Кроме того, на заре в этот день было принято собирать росу и омывать ею лицо и руки. Люди верили, что она обладает лечебными свойствами. Также молодые люди и дети, напрыгавшись через костры, бегали наперегонки, менялись венками и искали волшебный цветок папоротника, который дарует богатство, счастье и любовь.

Одним из главным цветком праздника является и Иван-да-Марья. Цветок назван в честь Купалы и его сестры Костромы. Согласно славянской мифологии , судьба разлучила брата и сестру. Кострома росла одна и выросла писаной красавицей. Однажды, гуляя по берегу реки, девушка сплела венок, ветер унёс его в воду, где и подобрал его Купала. Они полюбили друг друга и сыграли свадьбу, и лишь потом боги сообщили Ивану, что он женился он на собственной сестре! Такой позор можно было смыть только смертью. Бросилась Кострома к темному лесному озеру, но не утонула, а превратилась в лесную русалку - Мавку. Погиб и её брат, ринувшийся в костер. Позже боги раскаялись и решили вернуть Купалу и Кострому к жизни, но это было невозможно. Тогда они превратили их в цветок Иван-да-Марья, где желтым, огненным, цветом сияет Купала, а сине-фиолетовым, как воды лесного озера, - Кострома.

Обряды:

1. Поиски цветка папоротника. Славяне верили, что только в ночь на Ивана Купала распускается цветок папоротника. Нашедший же его сможет понимать язык зверей, видеть клады сквозь толщу земли, становиться невидимым, мгновенно телепортироваться и повелевать духами. Пока цветок будет в его руках, все желания будут исполняться.

2. Прыжки через костёр. Кто прыгнет выше - будет удачливее всех. Прыгнуть трижды - весь год будет счастливым и благополучным, в если вдруг споткнуться - к болезни.

3. Массовое купание. Славяне верили, что именно в эту ночь водоемы становятся безопасными, так как все водяные и русалки покидают их. Кстати, если человек отказывался купаться в ночь на Ивана Купалы его подозревали в колдовстве.

4. Гадание по венку. Накануне праздника девушки плели венки из полевых цветов, а вечером, на заходе солнца, загадав желание, венок опускали в озеро или реку. Если венок поплыл вдаль - желание сбудется, если же пристал к берегу - нет. Направление же движения венка указывало, откуда ждать возлюбленного.

5. Защита от нечисти. Согласно приданиям, в ночь на 7 июля за папоротником "охотятся" не только люди, но и нечистая сила. Чтобы отпугивать её, люди и разводили костры, а на пороге и подоконниках дома клали крапиву.

Что нельзя делать:

1. На Ивана Купала нельзя спать. Так, как (пункт выше) нечисть не дремлет, а пытается строить людям козни.

2. Нельзя отдавать, продавать или одалживать что-либо, потому что семья может обеднеть.

3. Нельзя поднимать на дороге найденные вещи, лучше оставить их на месте.

4. Нельзя было не приходить к купальскому костру. Не появившихся на празднестве также считали ведьмами.

По поверьям, ночь на Ивана Купалу зачарована, полна чудес и неожиданных опасностей. В эту таинственную ночь честным христианам не должно ложиться спать, так как становится особенно коварной вся нечистая сила: от змей, русалок и оборотней до ведьм и колдунов, не говоря уже о водяных и леших. Многих интересует, что можно делать на Ивана Купалу и что это вообще за праздник, каково его значение и приметы в этот день? Этот день был праздником ведьм: они портили хлеба и скотину, а остаток ночи справляли шабаш на Лысой горе.

Что делать на Ивана Купалы

Вот и бодрствовал народ, чтобы во всеоружии встретить происки нечистой силы. Особенно радовалась этому молодежь, которая всю ночь посвящала своим забавам. Старики, правда, все-таки укладывались спать, предварительно разложив на подоконнике полынь и занавесив окна крапивой: верили, что всякая нечисть боится этих трав.

Заботились люди не только о себе, но и о домашних животных: перед входом в хлев вкапывали молодое осиновое дерево, вырванное с корнем, развешивали и разбрасывали вокруг всего скотного двора полынь и крапиву. При этом домашний скот обязательно запирали: лошадей - чтобы ведьмы не украли их и не загнали по пути на Лысую гору; коров - чтобы ведьмы не напоили их огородной росой и не вымыли ею коровье вымя (тогда молоко у буренки пропадет). Некоторые в эту ночь караулили огороды, чтобы помешать ведьмам набрать той самой вредоносной огородной росы.

Но парней и девушек хозяйственные заботы не касались. Молодежь шла на берег реки и устраивала там трапезу, с обязательными кашей да яичницей, после чего начиналось озорное веселье - песни, пляски, веселые и шумные игры, вождения хороводов и обязательные «горелки». А как только садилось солнце, на береговых возвышенностях или на перекрестках дорог разжигали костры.

В разных районах России эти костры назывались по-разному: ивановскими, купальскими, купайлой. Специально для этих костров деревенская молодежь несколько дней запасала дрова, собирала хворост, сучья, солому. Необходимы были для купальского костра и длинная жердь (не менее 10 метров), и бочка из-под дегтя, которую вполне можно было заменить колесом от телеги или же обычной корзиной.

На месте будущего костра в землю втыкали жердь с закрепленной на ее верхушке дегтярной бочкой (или колесом, или корзиной). Жердь с бочкой обматывали соломой и закладывали дровами. Сооружение поджигали, и, чем выше получался костер, тем более удачным предзнаменованием это считалось. Старые колеса могли пригодиться и для других целей - их обвязывали соломой, поджигали и спускали с горы. Пылающие огнем вертящиеся колеса символизировали солнце.

Главной забавой ночи на Ивана Купала были пляски у костра и прыжки через него. Но прыгали через костер не только для того чтобы развлечься, но еще и потому что верили: это волшебное пламя избавит тело от болезней, а душу от темных помыслов. Верили и в такое поверье - кто прыгнет выше, тот будет счастливее.

Матери, у которых были больные дети, сжигали в таких кострах их одежку, чтобы вместе с тряпьем сгорела и болезнь. Через такие костры прогоняли и скотину (для защиты ее от падежа). Удивительно, но наряду с очистительными свойствами купальского костра, считалось, что им пользуются и ведьмы. Чародейки собирают пепел от костра и добавляют его в воду. Считалось, что после того как ведьма такой водой освежится, она приобретает возможность летать.

Костры на Ивана Купалу были обязательным, но не единственным атрибутом. Еще одним непременным занятием зачарованной ночи считались поиски цветущего папоротника. Наши предки верили, что в эту ночь растения обладают необычайными свойствами: деревья могут ходить и переговариваться между собой, травы и коренья наполняются чудодейственной силой. Но поистине магическую силу приобретает папоротник - «царь всех трав».

Как отмечать праздник Ивана Купалы

Папоротник - чудесный цветок, который цветет лишь раз в году всего лишь несколько мгновений, как раз на Иванову ночь, и горит он мерцающим, зовущим малиновым цветом. На Руси его называли жарцветком, или огнецветом.

По преданиям, кто найдет огнецвет и сумеет его сорвать, откроются великие тайны. Станет человек мудр и будет предсказывать будущее, кроме того, сможет сказочно обогатиться, ведь в руки ему попадут все земные богатства: ему дано видеть спрятанные в земле клады и открывать любые замки. Счастливцу будет доступен язык природы: язык зверей, птиц, растений.

И не устрашат его ни огонь, ни вода, ни гром, ни молния, ни злое колдовство; он сам сможет повелевать и людьми, и духами. Найти папоротник-цвет очень трудно, но еще труднее его заполучить. Зорко сторожит его нечистая сила, ей ведь совсем не хочется, чтобы у нее появился повелитель! Поэтому на поиски цветка отправлялись лишь самые смелые.

Знаменитый этнограф А. Н. Афанасьев живописно описал поиск папоротника: «Нечистая сила всячески мешает человеку достать чудесный цветок. Около папоротника в ночь, когда он должен цвести, лежат змеи и разные чудовища и жадно сторожат минуту его расцвета.

На смельчака, который решается овладеть этим цветком, нечистая сила наводит непробудный сон или силится оковать его страхом; едва сорвет он цветок, как вдруг земля заколеблется под его ногами, раздадутся удары грома, заблистает молния, завоют ветры, послышатся неистовые крики, стрельба, дьявольский хохот и звуки хлыстов, которыми нечистые хлопают по земле; человека обдает адским пламенем и удушливым серным запахом; перед ним явятся звероподобные чудища с высунутыми огненными языками, острые концы которых пронизывают до самого сердца».

По народным поверьям, единственное спасение человека, сорвавшего цветок, крепко зажать его в руке и бежать из лесу без оглядки, как бы ни искушала его колдовская сила остановиться, оглянуться. По легенде папоротник распускается не только в ночь на Ивана Купалу, но и в те летние и даже осенние ночи, когда разыгрывается неистовая буря. Одним из верных признаков ожидаемого цветения является непроглядно темная грозовая ночь.

Иванова (в просторечье) ночь традиционно считалась временем травоведов, ворожей, знахарей и чародеев. Они набирали только им ведомых полезных трав и кореньев на весь год.

Вот только малая часть традиционных купальских трав: «плакун-трава», «сон-трава», «разрыв-трава», «черная напороть», «киноворот», «стожар», «песий язык»... Считалось, что они обладают необыкновенными магическими свойствами - спасают от засухи, вызывая дождь, или дают человеку пророческую силу, избавляют его от порчи, усмиряют нечисть и уничтожают колдовские чары.

Менее искушенные собирали и такие широко известные и доступные растения, как мать-и-мачеха, душица, багульник, иван-да-марья, подорожник. Как различны свойства всех этих трав, так и сила их заключена в разных частях растения: у одного - в корневище, у другого - в цветке, у третьего - в стебле... Иные травы собирались днем, другие - ночью, а некоторые - лишь по утренней росе. При этом отдельные виды надлежит срывать, очертив место вокруг золотым или серебряным предметом («пронимать сквозь серебро или злато»).

Гадания в ночь на Ивана Купалу

Девушкам лесные цветы да травы нужны были для гаданий. Вот самые распространенные из них.

1. Не глядя нарвать цветов и трав и положить букет под подушку. Наутро достать и посмотреть, есть ли в нем 12 разных видов. Если нужное количество набиралось, это считалось хорошим знаком - скорой свадьбой.

2. Собирали опять-таки 12 видов трав, среди них непременно должны были быть чертополох и листья папоротника, прятали сбор под подушку. Спать ложились с заветным приговором: «Суженый-ряженый, приходи в мой сад гулять».

3. Рвали подорожник, который в те старые времена назывался «трипутник», ложась спать, клали его под свою подушку, со словами: «Трипутник-попутник, живешь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого».

Гадали девушки на венках:

♦ Вплетали в них стебли иван-да-марьи, лопуха, травы богородицкой и «медвежьего уха», прикрепляли лучинки и опускали на реку. Если венок сразу пошел ко дну, это означало, что милый разлюбил. Чей венок потонул позже других, той девушке пророчили счастье, а у какой девушки лучина дольше горела, та, считалось, дольше на белом свете жить будет.

♦ Плели березовые венки и тоже бросали их на речную или озерную гладь: поплыл - замужество, к берегу пристал - долгое девичество, ко дну пошел - пророчество смерти.

♦ Бросали девушки венки и в «купальский» костер, подмечая: чей быстрее сгорит, та замуж скорее выйдет. Но если парень вытаскивал из костра девичий венок, считалось, за него она и выйдет. Естественно, что парни всячески старались вытащить из огня венки нравившихся им девушек.

В то же время, предки наши верили, что любой, даже самый неблагоприятный прогноз в эту ночь можно изменить. К примеру, если предсказание сулило безбрачие, то девушка трижды обегала ржаное поле, считалось, что после этого суженый у нее непременно появится. Если же было у человека какое-то заветное желание, то оно должно сбыться, если перелезть в Иванову ночь через двенадцать заборов, или, как тогда говорили, через «двенадцать огородов». В народных обычаях время гаданий обязательно приурочивалось к 12 часам ночи, так как они считались нечистым делом.

Приметы на Ивана Купалу

На Ивана Купалу примечали природные явления:

♦ Если на Ивана дождь «заплачет», то через пять дней будет солнечно («солнышко смеяться будет»).

♦ Если на Иванову ночь звезд много, то много будет и грибов.

♦ Гроза прогремит в этот день - орехов будет мало, и они будут пустые.

♦ Обильная роса на Иванов день к хорошему урожаю огурцов.

Также про Иванов день говорили: «Иван Купала - хорошие травы» или «Иванов день пришел - траву собирать пошел». Дело в том, что российских губерниях близилась, а кое-где уже и начиналась, страдная пора сенокосов: «Всяк, кто дорос, спеши на сенокос», «Только поспевай сено ворошить, в копны сгребать, стога метать».

Крестьянин и не знал, радоваться ли ему в эти дни дождям, или огорчаться, ведь, с одной стороны, дожди хороши для злаковых, но, с другой, это плохо для сена. Вот и говорили крестьяне: «Когда сено гнило, тогда в сусеке мило» или: «Травы, черны - лошади кормны», что в современной трактовке означает: «Сено погибло, а овес хорош». Но говорили крестьяне и другое: «Не то сено, что на лугу, а то, что в стогу», а также «Худое лето, коли сена нету».

День Петра и Февронии

8 июля в русском христианском календаре чтится память Святых покровителей семьи Петра и Февронии. Муромский князь Петр и жена его Феврония были канонизированы на церковном Соборе 1547 года. В народе пользовалась популярностью история их взаимной любви и вечной преданности друг другу. Супруги прославились милосердием и благочестием. Пронесшие через всю свою жизнь взаимную любовь, они умерли в один день.

День Петра и Февроньи считается православным днем влюбленных. В России 8 июля было принято молиться о любви, браке, семейном счастье, согласии и благополучии. Также именно в этот день просили молодые люди у родителей благословения на брак. В бытовом календаре ожидали, что с этого дня будет еще сорок жарких дней. Подмечали, поспела ли на болотах черника, если поспела, то считали, что можно начинать жать озимый хлеб.