Образовательный портал.
(подготовительная к школе группа)
Конспект занятия МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА (многозначные слова со значением предметности)
Цели:
— уточнять и расширять словарный запас путем практического усвоения многозначных слов со значением предметности.
— повторить слова, обозначающие «живые» и «неживые» предметы.
Оборудование: предметы (картошка, ботинок, бутылка, стул); картинки, обозначающие многозначные слова со значением предметности (шляпка, ножка, колокольчик, пятачок).
Ход занятия
Организационный момент
Логопед. Дети, назовите слова, которые обозначают предметы.
Дети называют слова по цепочке и садятся на свои места.
Придумайте слова, которые отвечают на вопрос «кто это?». Вспомните слова, которые обозначают «неживые» предметы.
Постановка цели
Логопед. Послушайте стихотворение И. Токмаковой «Плим».
Ложка – это ложка.
Ложкой суп едет.
Кошка – это кошка.
У кошки семь котят.
Тряпка – это тряпка.
Тряпкой вытру стол.
Шапка – это шапка.
Оделся и пошел.
А я придумал слово,
Смешное слово – плим,
Я повторяю снова –
Плим, плим, плим…
Вот прыгает и скачет –
Плим, плим, плим.
И ничего не значит
Плим, плим, плим.
Оказывается, есть слова, которые ничего не значат, не имеют смысла, как это слово «плим». А теперь объясните смысл однозначных слов.
Диван – это мебель, на нем сидят, спят.
Огурец – овощ, огородное растение.
Автобус – транспорт, который перевозит пассажиров.
Карандаш – письменная принадлежность, им рисуют.
Знакомство с многозначными словами
Логопед. Сегодня вы познакомитесь со словами, которые имеют не одно, а несколько значений.
Дети слушают стихотворение И. Токмаковой «В чудной стране». Повторное чтение стихотворения и объяснение значения слов «язычок», «глазок», «горлышко», «ножка». Логопед показывает детям предметы: язычок ботинка, глазок картошки, горлышко бутылки, ножка стула.
Что еще могут обозначать слова «язычок», «глазок», «горлышко», «ножка»?
Дети самостоятельно подбирает другие значения этих слов.
Язычок – у ребенка, пирожное.
Глазок – дверной, на крыле у бабочки.
Ножка – у гриба, куклы, мебели.
Самостоятельное определение детьми многозначных слов в тексте
Логопед. Послушайте стихотворение и найдите в нем многозначные слова.
– Не жалейте пятачка , –
Говорит корова. –
Вы купите молочка –
Вкусного, парного!
Поросята тут как тут:
– Нам по целой кружке!
Пяточки свои суют
Маленькие хрюшечки…
А. Шибаев
Бросил палку кверху Мишка:
– Падай в шапку с ели, шишка !
Шишка хлоп по голове –
Сразу шишек стало две.
Е. Петрищева
Дети находят многозначные слова.
Динамическая пауза
Дети выполняют движения под текст стихотворения И. Токмаковой «Плим».
Упражнение детей в использовании многозначных слов в собственной речи
Логопед. Составьте предложения с разными значениями слов «пятачок», «шишка».
Высока на ели висела шишка.
Вова сделал поделку из шишки.
У Пети на лбу шишка.
Мама приложила к шишке холодный компресс.
Свинья пятачком рыла землю.
У мамы в кошельке лежал пятачок.
Задание «Угадай многозначное слово»
С помощью нескольких предметных картинок на одной карточке дети определяют многозначное слово.
Шляпка (головной убор, у гриба, у гвоздя).
Ножка (у ребенка, у стола, у гриба).
Колокольчик (цветок, звонок).
Крыло (у птицы, у самолета, у бабочки).
Иголки (у ежа, у ели, швейные).
При выполнении задания дети с помощью логопеда объясняют, почему эти предметы называются одинаково.
Итог занятия
Логопед. Мы познакомились со словами, имеющими не одно, а несколько значений. Назовите многозначные слова, которые вы запомнили.
Тема: «МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА»
Цель: Уточнять и обогащать словарный запас, привлечь внимание детей к лексическому значению слов. Познакомить с многозначными словами, учить понимать их значение во фразах, в тексте. Развивать внимание, мышление.
Оборудование: предметные картинки (елка, еж, иголка, колокольчик-цветок, авторучка, дверная ручка, ключ дверной, скрипичный, гаечный, ключ-родник, гриб без ножки, мальчик без ножки, стул без ножки, стол без ножки, рыба-ерш); щетка-ершик, колокольчик, разрезные картинки (чайник, чемодан, зонт, девочка, кувшин, чашка).
Ход занятия
I. Орг. момент
– Сядет тот, кто отгадает, что я скажу: слог или слово (са, сад, самолет, па, пар, папа).
II. Чем отличается слог и слово?
Дети: – Слог ничего не обозначает, не значит. Слог – это часть слова. А слово обозначает что-то: какой-то предмет или действие.
Логопед: – Каждый предмет обозначается своим словом. Но есть слова, которые звучат одинаково, а обозначают разные предметы. Иногда мы разные предметы называем одним и тем же словом.
1. Отгадайте загадки:
Что же это за девица,
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет
А в иголках круглый год.
Ползун ползет,
Иголки везет.
Железная рыбка ныряет,
А хвост на волне оставляет.
Выставляются картинки: елка, еж, иголка.
– Что общего у этих предметов? (иголки)
– Эти иголки одинаковые или разные? (разные)
– Разные, но называются одним словом. А чем похожи все эти иголки? (длинные, острые, колючие). Вот поэтому они и называются одним словом.
Такие слова, которые звучат одинаково, а обозначают разные предметы, мы будем называть слова-братья.
2. Показ двух предметов: колокольчик – музыкальный инструмент, колокольчик – цветок.
– А сейчас послушайте еще загадку и отгадайте, про какой колокольчик идет речь?
Эх, звоночек, синий цвет,
С языком, а звону нет.
(колокольчик-цветок)
3. Есть и другие слова-братья.
ключ.
Много разных есть ключей.
Ключ – родник среди камней,
Ключ скрипичный, завитой,
И обычный ключ дверной.
– О чем говорится в этом стихотворении?
– Что нарисовано на этих картинках?
4. – Что это? (ручка)
Что делают этой ручкой? (пишут)
– Подумайте и назовите предметы, у которых тоже есть ручка. (ответы детей)
– А теперь сложите картинки, посмотрите на них и скажите, у каких еще предметов есть ручка.
5. Физкультминутка.
6. Упражнение «Что забыл нарисовать художник?» (по картинкам – стул без ножки, мальчик без ножки, гриб без ножки, стол без ножки).
– Чем похожи все эти ножки?
Значит, слово «ножка» тоже обозначает разные, но чем-то похожие предметы.
7. Чтение стихотворения:
Вот шофер какой чудак,
Он поесть не мог никак,
Потому что спозаранку
Он крутил – вертел баранку.
А зачем крутил – вертел?
Лучше взял бы да и съел.
– Почему шофер не мог съесть баранку?
– Что общего между баранкой автомобиля и баранкой, испеченной из теста?
8. Упражнение «Закончи предложение».
– Крестьянин косил траву, у него острая … коса.
– У девочки заплетена длинная … коса.
– У меня в ушах золотые … сережки.
– На ветке березы висят зеленые … сережки.
– Ходит важно петушок, на голове у него красный … гребешок.
– Бабушка купила для волос красивый … гребешок.
– О какие словах – братьях вы еще узнали?
9. Чтение рассказа (перед рассказом рассмотреть рыбу-ерш, щетку-ершик).
– Я купила ершик – сказала мама.
– Где, где ершик? Покажи! – попросил Егорка.
Мама достала из сумки ершик.
– Это не ершик, а какая-то щетка, – огорченно сказал Егорка.
– Ершик – это рыбка. Я сам летом поймал маленькую рыбку, а папа сказал, что она называется ершик.
– Правильно, есть рыба – ерш, а это ершик – щетка для мытья бутылок, – объяснила мама Егорке.
– Что купила мама в магазине?
– Что сказал Егорка, когда увидел покупку?
– Что объяснила мама Егорке?
III. Итог занятия.
– С какими словами вы сегодня познакомились? (со словами-братьями)
– Какие слова-братья вы запомнили?
– Я хочу похвалить вас за то, что вы были внимательны, не отвлекались, и это помогло вам узнать об интересных словах-братьях.
прислала
учитель-логопед Кузнецова Н.В.
г. Астрахань, МБДОУ №85
Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"Тема: «МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА»
Цель: Познакомить с многозначными словами, учить понимать их значение во фразах, в тексте. Уточнять и обогащать словарный запас, привлечь внимание детей к лексическому значению слов. Развивать внимание, мышление. Воспитывать умение слушать ответ товарища, работать в парах.
Оборудование: предметные картинки или предметы (елка, еж, иголка, колокольчик-цветок, колокольчик, авторучка, дверная ручка, ключ дверной, скрипичный, гаечный, ключ-родник, гриб без ножки, стул без ножки, стол без ножки, рыба-ерш, щетка-ершик, колокольчик), разрезные картинки: чайник, зонт, дверь, ведро, чашка, портфель, кастрюля, шкаф, машина, сковорода, сумка, скакалка.
Ход занятия
- Сообщение темы занятия.
Сегодня на занятии мы узнаем о необычных словах.
- Речевая разминка.
- Игра «Слог или слово»
Отгадает, что я скажу: слог или слово (зи, зима, санки, са, льдинка, снежок, де, дети)
Чем отличается слог и слово?
Дети: - Слог ничего не обозначает, не значит. Слог – это часть слова. А слово обозначает что-то: какой-то предмет или действие.
4. Воспитатель: - Каждый предмет обозначается своим словом. Но есть слова, которые звучат одинаково, а обозначают разные предметы. Иногда мы разные предметы называем одним и тем же словом.
1. Отгадайте загадки:
Что же это за девица,
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет
А в иголках круглый год.
(елка)
Ползун ползет,
Иголки везет.
(еж)
Железная рыбка ныряет,
А хвост на волне оставляет.
(иголка)
Выставляются картинки: елка, еж, иголка.
Что общего у этих предметов? (иголки)
Эти иголки одинаковые или разные? (разные)
Разные, но называются одним словом. А чем похожи все эти иголки? (длинные, острые, колючие). Вот поэтому они и называются одним словом.
Такие слова, которые звучат одинаково, а обозначают разные предметы, мы будем называть слова-братья.
2. Показ двух предметов: колокольчик – музыкальный инструмент, колокольчик – цветок
Как называются эти предметы? Какие предметы обозначают? Как мы назвали такие слова? Почему?
3. Есть и другие слова-братья.
Показ картинок: ключ – родник, ключ скрипичный, ключ дверной..
Много разных есть ключей.
Ключ – родник среди камней,
Ключ скрипичный, завитой,
И обычный ключ дверной.- О чем говорится в этом стихотворении?
О каких ключах?
А как называются такие слова?
4. – Что это? (ручка)
Что делают этой ручкой? (пишут)
А теперь сложите картинки, посмотрите на них и скажите, у каких еще предметов есть ручка. (чайник, зонт, дверь, ведро, чашка, портфель, кастрюля, шкаф, машина, сковорода)
5. Физкультминутка.
6. Упражнение «Что забыл нарисовать художник?» (по картинкам – стул без ножки, гриб без ножки, стол без ножки).
Чем похожи все эти ножки?
Значит, слово «ножка» тоже обозначает разные, но чем-то похожие предметы.
7. Чтение рассказа (перед рассказом рассмотреть рыбу-ерш, щетку-ершик).
Я купила ершик – сказала мама.
Где, где ершик? Покажи! – попросил Егорка.
Мама достала из сумки ершик.
Это не ершик, а какая-то щетка, - огорченно сказал Егорка.
Ершик – это рыбка. Я сам летом поймал маленькую рыбку, а папа сказал, что она называется ершик.
Правильно, есть рыба – ерш, а это ершик - щетка для мытья бутылок, - объяснила мама Егорке.
Вопросы:
Что купила мама в магазине?
Что сказал Егорка, когда увидел покупку?
Что объяснила мама Егорке?
8. Упражнение «Закончи предложение».
Папа косил траву, у него острая … коса.
У девочки заплетена длинная … коса.
У меня в ушах золотые … сережки.
На ветке березы висят зеленые … сережки.
Ходит важно петушок, на голове у него красный … гребешок.
Бабушка купила для волос красивый … гребешок.
О каких словах – братьях вы еще узнали?
5. Итог занятия.
С какими словами вы сегодня познакомились? (со словами-братьями)
Какие слова-братья вы запомнили? А вы знаете ещё какие-то слова-братья?
А почему их так назвали?
Я хочу похвалить вас за то, что вы были внимательны, не отвлекались, и это помогло вам узнать об интересных словах-братьях.
«МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА»
Материал: предметные картинки (швейная иголка с ниткой, ёлка или сосна, медицинский шприц с иголкой, ёжик); кукла, фишки, карточки с парными изображениями предметов, обозначаемых многозначными словами.
Ход занятия
П , а отгадки выставляет на панно.
Я одноухая старуха,
Я прыгаю по полотну,
И нитку длинную из уха,
Как паутину, я тяну. (Иголка.)
Вот иголки и булавки
Вылезают из-под лавки,
На меня они глядят
Молока они хотят. (Ёж.)
К. Чуковский
Что это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год? (Сосна, ель.)
Педагог. Как называется иголка из первой загадки? (Швейная.) У ежа какие иголки? (Ежовые.) У ели иголки… (еловые), у сосны… (сосновые). Бывают ещё медицинские иголки. Какое удивительное это слово «иголка»! Слово одно, а обозначает много разного. Такое слово называется многозначным. Многозначных слов очень много. Сейчас мы с вами в этом убедимся. Перед вами стоит кукла, стол и стул. Что есть общего у всех этих предметов? (Ножки.) У кого или у чего есть ножки? За каждый правильный ответ вы получаете фишку.
После того как ответы исчерпаны, педагог объединяет фишки детей.
Педагог. Вот сколько разных ножек вы знаете. Слово одно, а значений много.
А ещё у куклы есть ручки. Какие другие ручки вы знаете? У куклы также есть шляпка. Вспомните предметы, у которых есть шляпка.
Дети получают карточки с парными изображениями предметов, обозначаемых многозначными словами. Составляют предложения, правильно употребляя значения многозначных слов.
Ручка для письма - дверная ручка;
Кисть для рисования - кисть руки;
Каток (машина) - ледяной каток;
Ключ от замка - ключ (ручей);
Морская звезда - звезда на небе.
Лук (овощ) - лук (оружие);
Земля (планета) - земля (поле);
Плита строительная - плита газовая;
Иголка швейная - иголка еловая;
Лисичка (животное) - лисичка (гриб).
Занятие № 22.
«ВЫРАЖЕНИЕ С ПЕРЕНОСНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ»
Цель: ввести понятие выражения с переносным значением; ; упражнять в правильном использовании крылатых выражений.
Материал: рисунки-подсказки с изображением крылатых выражений.
Ход занятия
Детям предлагается объяснить значение следующих выражений: острый нож - …, острый глаз - …, острый язык - …. .
Острый нож - нож, который хорошо режет.
Острый глаз - глаза, которые хорошо, зорко видят.
Острый язык - так говорят о человеке, который употребляет неприятные, обидные слова.
Выражение «острый нож» употребляется в прямом значении, а вот выражения «острый глаз» и «острый язык» - в переносном, т.е. свойства одного предмета как бы сравниваются, переносятся на другой предмет. Это делается для того, чтобы наша речь была более красивой и интересной. Вот сравните:
Охотник пришёл с хорошей добычей, он умеет метко стрелять.
Охотник пришёл с хорошей добычей, ведь у него острый глаз.
Две подружки расстались, потому что одна из них постоянно говорила обидные слова.
Две подружки расстались, потому что у одной из них был слишком острый язычок.
Наша речь богата меткими и образными сравнениями или крылатыми выражениями.
Дети рассматривают рисунки-подсказки, повторяют крылатые выражения, которые употребляются в переносном значении.
Льёт как из ведра;
Растут как грибы после дождя;
Лететь как стрела;
Чувствовать себя как рыба в воде;
Комар носа не подточит;
В рубашке родился;
Первая ласточка.
Игра «Когда мы так говорим».
Дети упражняются в правильном употреблении крылатых выражений.
Если идёт сильный, проливной дождь, ливень, мы говорим… льёт как из ведра.
Если кто-то очень быстро бежит, мы говорим… летит как стрела.
Если мы чувствуем себя хорошо, свободно, непринуждённо, мы говорим… чувствую себя как рыба в воде.
Если что-нибудь появляется быстро, в большом количестве, мы говорим… как грибы после дождя.
Если работа сделана хорошо и нет замечаний к сделанному, мы говорим… комар носа не подточит.
Если человек счастлив и удачлив, мы говорим… в рубашке родился.
О первом признаке проявления чего-нибудь мы говорим… первая ласточка.
В заключение дети повторяют запомнившиеся крылатые выражения, составляют с ними предложения, опираясь на жизненные ситуации.
Занятие № 23.
«СЕМЬЯ»
Цель: обогатить социальный опыт ребёнка, его межличностное взаимодействие с другими людьми и самим собой, помочь осознать своё предназначение в этом мире; расширить словарный запас, ; формировать умение прогнозировать, обучать последовательному анализу рассматриваемой ситуации.
Материал: серии предметных картинок «От младенца до старушки», «От младенца до старика»; сюжетная картинка «Семья»; мяч, ребус (7Я - семья).
Ход занятия
Дети разгадывают ребус: 7Я - семья.
Выставляется сюжетная картинка «Семья».
Работа по сюжетной картине «Семья». Детям задаются следующие вопросы:
Назвать членов семьи.
Кем приходится мальчик девочке, папе, бабушке?
Кем приходится девочка братику, маме, дедушке?
Кем приходится мама дедушке?
Кем приходится папа маме?
Кто в семье самый старший, самый младший?
Кто в семье старше братика, но младше мамы?
Кто взрослый?
Игра «О ком я говорю?»
Дети отгадывают членов семьи по данным признакам: заботливая, трудолюбивая, самая красивая; сильный, строгий, большой; добрая, ласковая, старенькая; маленький, забавный, весёлый.
Игра «Кто какой?» (в кругу с мячом).
Дети подбирают слова-признаки к каждому члену семьи.
Физкультминутка.
Раз - подняться, потянуться.
Два - согнуться, разогнуться.
Три - в ладони три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире.
Пять - руками помахать.
Шесть - тихо сесть.
Беседа «Будущее человека».
Сейчас вы маленькие, а потом за один день вдруг станете взрослыми, так бывает? А как бывает? Разложите последовательно жизненную «цепочку» человека (младенец, дошкольник, школьник, подросток, взрослый, старый). Расскажите, что происходит с человеком, какой он, чем занимается в каждом возрасте?
Игра «Кем я буду и каким?»
Кем вы станете, когда вырастете?
Какими качествами вы хотите обладать?
Занятие № 24.
«ЧТО В ИМЕНИ МОЁМ?»
Цель: обогатить социальный опыт ребёнка, его межличностное взаимодействие с другими людьми, с самим собой; учить образовывать от имени отчество; упражнять детей в назывании своей фамилии, полного имени, имени отчества.
Материал: сюжетная картинка «Семья», плюшевый медвежонок, мяч.
Ход занятия
Работа по сюжетной картине «Семья» организовывается по вопросам:
Кто в семье самый главный? Почему?
Откуда у детей появляется фамилия?
Кто даёт детям имя?
Перед детьми появляется маленький медвежонок.
Медвежонок (М.). Здравствуйте, ребята! Я медвежонок Миша, но моя мама медведица зовёт меня Мишенька. А как зовут вас? Как зовёт вас ваша мама?
Игра «Давайте познакомимся».
Дети передают медвежонка, каждый называет своё имя и его уменьшительно-ласкательную форму.
М. Приятно было узнать ваши имена. Но у меня есть ещё вопросы. Мой папа медведь зовёт меня не Миша, не Мишенька, а Михаил. Вы не знаете почему?
Педагог (П.). Потому что каждое имя имеет несколько форм. Михаил - это полная форма имени Миша.
Игра «Моё имя».
Дети называют полную форму своего имени (может потребоваться помощь педагога).
М. Когда к нам в берлогу заглядывает мой дедушка Потап Потапович, он называет меня Михаилом Ивановичем, а моего отца Иваном Потаповичем. Это что ещё за имена?
П. Кроме имени есть ещё и отчество. Оно образуется от имени твоего отца. Если твоего отца зовут Иван, то твоё отчество Иванович. Вот и получается, что ты, медвежонок, Михаил Иванович, а твой отец Иван Потапович. Понятно?
М. Теперь понятно.
Физкультминутка.
Мишка
Наш Мишутка потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Лапы в стороны развёл -
Видно, мёда не нашёл.
Мишка в улей влез и вот -
Каплет с лапы сладкий мёд.
Игра «Назови своё отчество».
Каждый ребёнок называет имя своего отца и образует своё отчество (может потребоваться помощь педагога).
Игра «Что потом?»
Ребята, медвежонок пока маленький, а вырастет и будет… (большой)?
Сейчас он медвежонок, а потом… (медведь)?
Сейчас его зовут Миша, а потом… (Михаил Иванович)?
Сейчас вас зовут…, а потом…?
Елена Микулова
Конспект НОД по развитию речи «Многозначные слова»
Задачи :
1. Познакомить с многозначным словом «ключ» , с использованием проблемной ситуации.
2. Закрепить умения составлять текст повествования, соблюдая структуру и используя разнообразные средства связи; составлять предложения по схемам;
3. Развивать интонационную выразительность речи ; умение работать в небольших группах, прислушиваться к мнению других людей.
Словарная работа : ключ – родник, скрипичный, гаечный, разводной ключ , ключевая, родниковая вода.
Оборудование : картинки с разными ключами, алгоритм решения проблем, схематичные картинки для составления рассказов, словарь , родниковая вода.
Ход НОД
Звучит песня о дружбе.
Ребята, о чем эта песня? (о дружбе)
Как вы думаете, что значит дружить?
А с кем можно дружить? (с другом) А кто может быть другом?
Можно сказать «друг» . А как еще можно сказать по-другому? (подруга, товарищ, приятель)
Я вам расскажу историю о двух друзья. Хотите послушать?
1. Постановка проблемы. Прослушивание рассказа.
Однажды встретились два друга.
Ты знаешь, Саша, я сегодня потерял ключ, сказал Сережа.
Сережа, как же так? Ты что, в лесу заблудился? А я сегодня из ключа пил. Хорошая там вода : свежая, вкусная.
Мальчики друг на друга удивительно посмотрели, не поняли они друг друга. Пожали плечами и разошлись. Вот такая история произошла.
Оком этот рассказ? Что случилось с Сережей? А что ответил Саша? Почему же друзья разошлись? Какая проблема возникла у мальчиков? Как вы думаете, почему они друг друга не поняли? Как мы можем помочь мальчикам разобраться?
2. Актуализация знаний
А какие вы знаете ключи? (скрипичный, гаечный, разводной , дверной)
Рассмотрите иллюстрации ключей.
3. Выдвижение гипотез.
Как вы думаете, какой ключ потерял Сережа?
Значит, Сережа мог потерять ключ.
Вспомните, что сказал о своем ключе Саша. (ключ находится в лесу, вода в нем вкусная и свежая)
Что за ключ, из которого можно пить? Возможно, это какое-то место, где всегда есть вкусная и свежая вода?
4. Проверка решения.
Как можно проверить, правильные ли предположения мы сделали о Сашином и Сережином ключах? (посмотреть в словаре , энциклопедии, в Интернете, спросить у взрослых)
Из перечисленных вами источников знаний в нашей группе есть словарь . Давайте заглянем в него.
Ключ – бьющий из земли водный источник.
Как по-другому называют ключ? (родник)
Повторное рассматривание иллюстраций разных ключей с добавлением иллюстрации ключа-родника.
Воспитатель читает стихотворение :
Много есть ключей :
Ключ – родник среди камней,
Ключ скрипичный, завитой,
И обычный ключ – дверной. (Д. Лукич)
Физкультминутка :
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся, два – нагнулся,
Руки в стороны развел ,
Видно, ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
На носочки нужно встать.
Какой ключ искал Буратино? (золотой, дверной)
5. Введение в систему знаний.
Рассматривание иллюстрации ключа-родника. Воспитатель обращает внимание детей на то, что ключ не просто вытекает из земли, а выбивается небольшим фонтанчиком.
Ребята, я была у ключа-родника и набрала там воды. Хотите попробовать? (дети пробуют)
Вода чистая, а в ключе-роднике еще чище, вода в реке быстрая, а в роднике – еще быстрее, вода прозрачная, а в роднике – еще прозрачнее, вода речке холодная, а в роднике еще холоднее, вода свежая, а в роднике – свежее, вода вкусная, а в роднике – вкуснее.
Воспитатель предлагает еще раз назвать все ключи, с которыми дети сегодня встретились.
Все это называется «ключ» . А внешне они похожи или разные?
Если слово имеет одно значение –то оно однозначное, а если у слова много значений , т оно….
Сколько значений у слова «ключ» ?
Значит, слово «ключ» - ….
Ребята, какое мы с вами сделали открытие? (слово «ключ» имеет несколько значений)
Давайте вспомним историю о мальчиках. Как мог сказать Саша, чтобы друг его понял? Какой мы можем сделать вывод? (нужно говорить так, чтобы тебя поняли)
Давайте поместим наше открытие в летопись открытий.
Ребята, какое мы с вами сделали открытие? Как мы может рассказать о нем родителям?
Публикации по теме:
Конспект урока русского языка во 2 классе по теме: «Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова» (УМК «Начальная школа XXI века») Аннотация.
Конспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи» для детей подготовительной группы Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида №3»г. Саратова Конспект НОД по образовательной области.
Ель: формирование понятия о словах, обозначающих признак предметов. Задачи: 1. Воспитывать уважение к товарищу, умение работать в коллективе,.
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию детей во второй младшей группе «Вежливые слова» Конспект НОД по социально - коммуникативному развитию детей во второй младшей группе «Вежливые слова»МАДОУ детский сад «Теремок» р. п. Ветлужский.
Конспект НОД по развитию речи «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги» Цель: В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения.
Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Многозначные слова» Конспект занятия по развитию речи в младшей группе ОГКУСО CРЦН «Причал надежды» на тему: «Многозначные слова» Воспитатель: Евграшина Т. А.