Составление рассказа по сюжетной картине «Саша и снеговик». Технологическая карта занятия по развитию речи в средней группе


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №1»
Воспитатель: Пурюшина Елена Николаевна
Образовательная деятельность по речевому развитию
с детьми средней группы
Тема: «Составление рассказа по картине «Саша и снеговик».
Цель: формировать умение составлять рассказ по картине совместно с воспитателем.
Задачи:
Обучающие: связная речь - умение составлять рассказ по картине (3-4 предложения) совместно с воспитателем, совершенствовать диалогическую речь, умение отвечать на вопросы воспитателя; грамматический строй речи- формировать умение согласовывать слова в предложении, подбирать прилагательное к существительному; звуковая культура речи С умение выделять звук в слове, проговаривать чистоговорки; обогащение словаря - активизировать словарь детей по теме "Зима".
Развивающие: развивать речь, память, внимание, мелкую моторику рук;
Воспитывающие: воспитывать культуру речи, отзывчивость, умение внимательно выслушивать рассказы детей.
Образовательная область: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы о зиме (стихи, рассказы); изучение лексической темы: «Зима» (рассматривание иллюстраций и картинок); лепка снеговика на прогулке, изобразительная деятельность на тему «Снеговик».
Материалы:
Флешкарта с записью классической музыки П. Чайковского «Зимнее утро» и детская песня «Снеговик», снежинки, вырезанные из бумаги, на них загадки написаны сюжетная картина "Саша и снеговик", магнитная доска, клей, силуэт снеговика, ватные шарики.
Ход ОД:
Педагог включает классическую музыку П.Чайковского «Зимнее утро».
Ой, летят-летят снежинки
Белоснежные пушинки
Это зимушка – зима
Рукавами повела.
- Дети, посмотрите, какие большие снежинки прилетели ко мне на ладонь.
- Да они не простые, а волшебные, не тают! Ой, что-то на них написано. (Рассматривает воспитатель снежинки).
- Да на них загадки!
- Слушайте внимательно и отгадывайте.
1. Перестал медведь реветь, В спячку впал в бору медведь, Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? (Зимой).
2. Покружилась звёздочка в воздухе немножко, Села и растаяла на моей ладошке. (Снежинка).
3. Во дворе катали ком, Шляпа старая на нём Нос приделали, и в миг - Получился…(снеговик).
4. Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять (снегирь).
- Вы загадки разгадали правильно. Ребята, какое сейчас время года? (Зима). П
- Кто из вас любит зиму? Почему? (ответы)
Правильно, зимой тоже можно гулять и придумывать много разных игр и развлечений.
- А какие игры можно придумать со снегом? (строить домики, крепость, горку, кататься на санках и т. д.) - А когда много снега, что можно слепить? (Снеговик). Воспитатель показывает детям сюжетную картину «Саша и снеговик». - Посмотрите, дети, какая у меня красивая картина. Давайте, внимательно рассмотрим её, что же на ней изображено? (Рассматривают).
- Какое время года изображено на картине? (Рассуждения детей: Зима). - Почему вы так решили? (Рассуждения детей…)
- Давайте с вами поиграем в игру: «Подбери слово».
- Зима какая?...........(холодная, снежная, морозная)
- Снежинки какие?......(белые, красивые, холодные, маленькие)
- Сугробы какие?.........(большие, снежные, белые)
- Ветер какой?..............(холодный, ледяной, сильный)
- Небо зимой какое?......(серое, хмурое)
- Снег какой?.................(белый, мокрый, липкий, холодный)
- Хорошо, ребята, молодцы! Рассмотрим картину дальше…
- Что слепил мальчик? (Рассуждения детей…….)
- А из чего слепил мальчик снеговика? (Рассуждения детей….)
- Ребята, рассмотрите снеговика и расскажите какой он?
(снеговик большой, снежный, на голове – ведро, нос – морковка, глаза – угольки, вместо рук – ветки).
- Ребята, расскажите о том, что изображено вокруг снеговика?
Рассуждения детей…
- А давайте придумаем мальчику имя? (Рассуждения детей…)А художник назвал мальчика Сашей.
Затем воспитатель обобщает: Зимой выпало много снега. Мальчик Саша оделся потеплей, взял с собой совок и санки. Снег был липкий и Саша слепил снеговика. На голове у снеговика ведро, глазки – угольки, нос – морковкой. Красивый получился снеговик у Саши! или (В ясный зимний день Саша вышел гулять. Он взял собой санки и лопатку. Оделся Саша тепло, на нем меховая шапочка, зимнее пальто, валенки. Саша из мокрого снега слепил снеговика. Положил ком на ком. Затем прилепил снеговику руки. Воткнул в руки ему метлу. Сделал глаза, рот и нос. На голову снеговику надел ведро. Снеговик получился красивый.)
- Ребята, послушайте ещё раз рассказ…
- Ребята, а теперь вы попробуйте повторить рассказ, но чтобы рассказ получился красивым, нужно чётко произносить все слова. Давайте потренируем язычок.
Чистоговорка:СА – СА – СА – вот какие чудеса,СО– СО – СО – раскрутилось колесо,РА – РА – РА – очень рада детвора,СА – ЦЫ – ЦЫ – МЫ СЕГОДНЯ МОЛОДЦЫ! Дети описывают картину 3-4 ребёнка.- Молодцы! А теперь давайте отдохнём.
Физкультминутка.
Посмотрите, как блестит
Беленький снежок.
Встанем дружно мы в кружок (дети встают в круг).
Снег, снег, белый снег – засыпает всех.
Мы в снежки играем, смело! (наклоняются и «берут снег»)
Ах, какое это дело! («лепят снежки»)
Нам в снежки играть не лень.
Мы б играли целый день.
Хлоп – хлоп, не зевайте! (хлопают).
Поскорей в снежки играйте! (наклоняются и «берут снег»).
Хлоп – хлоп, не зевайте! («лепят снежки»)
А теперь в меня бросайте! («бросают снежки»)
Пусть мороз морозит нас,
Мы потопаем сейчас! (топают).
Раз – рука, два – рука (дети вытягивают вперед одну руку, затем другую).
Лепим мы снеговика. (имитируют лепку снежков)
Мы скатаем снежный ком (ладонями делают круговые движения по бедрам).
Вот такой, (Разводят руки в стороны, показывая большую величину кома)
А потом поменьше ком – (Растирают ладонями грудь).
Вот такой, (Показывают руками величину кома поменьше).
А наверх поставим мы (Поглаживают ладонями щеки).
Маленький комок (Соединяют пальцы рук вместе, держа ладони на расстоянии «маленький комок»).
Вот и вышел снеговик (ставят руки в бока и делают повороты корпуса вправо – влево).
- Поиграли дружно,
Обсушиться нужно,
Так как стали сами
Все снеговиками.
- Дети посмотрите у меня есть силуэт снеговика. А хотите его оживить? Наклеем ватные комочки на силуэт снеговика.Под детскую песенку «Снеговик» дети выполняют аппликацию (коллектиная работа).
3. Заключительная часть (рефлексивный анализ):
- Ребята, сегодня мы с вами учились составлять рассказ по картине. А как же называется картина? Рассуждения детей…
- Что вам запомнилось? Рассуждения детей…
- Как одет мальчик? Рассуждения детей…
- Что Саша слепил? Рассуждения детей…
- Правильно, ребята, художник назвал картину «Саша и снеговик», молодцы, запомнили. Сегодня все хорошо работали, отвечали на вопросы, составляли рассказ по картине и у нас с вами получился замечательный снеговик.
р.п.Ардатов, Нижегородская область.


Приложенные файлы

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе «Составление рассказа по сюжетной картинке «Снеговик».

Программное содержание:

Цель занятия:

  • составление детьми рассказов о конкретных объектах картины с использованием метафор, представляя их в прошлом, настоящем и будущем времени.

Образовательные задачи:

  • закрепить знания детей о зиме, ее признаках, зимних развлечениях детей.

Развивающие задачи:

  • закреплять умение определять состав картины, моделировать его;
  • работать над установлением взаимосвязей между объектами на картине, моделировать их;
  • продолжить работу по обучению составлению рассказа о конкретном объекте, представляя его прошлое и будущее;
  • продолжить работу по обучению создания образных характеристик объектов путем составления метафор;
  • развивать внимание, память, творческое мышление;
  • продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи;
  • упражнять в образовании и употреблении относительных и качественных прилагательных, согласовании их с существительными.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать умение сопереживать героям картины, понимать их чувства.

Словарная работа:

  • существительные: зима, снег, снежинки, снеговик, комок, сугроб;
  • прилагательные: снежный, снеговой, пушистый, теплый, холодный, пышный, липкий, мокрый, сладкий;
  • глаголы: покрывать, застилать, надевать, укутывать, лепить, падать, ставить, втыкать.

Оборудование: сюжетная картина «Снеговик», фломастер, бумага, таблица с изображениями объектов картины, изображения волшебников, ватный снежок, таблички с картинками, изображающими похожие объекты, карточки с изображениями героев картины, медали с изображениями волшебников, уменьшенные копии картины «Снеговик» по числу детей.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Недалеко от присутствующих.

Логопед: Дети, смотрите, какие у нас красивые, улыбающиеся, добрые гости. Надо с ними поздороваться и познакомиться. На кого я посмотрю и подмигну, тот поздоровается и познакомится с кем-нибудь из гостей.

Дети здороваются:

Доброе утро! Я Никита!
- Здравствуйте. Я Надя!
- Рад вас видеть. Я Саша!
- Приветствую Вас! Я Арсений!
- Доброго Вам дня! Я Полина!

Логопед: – Ребята, скоро будут зимние каникулы. Какие мы праздники будем отмечать?

Дети: – Рождество, Новый гоДети:

Логопед: – Чем вы будете заниматься на каникулах?

Дети: — Кататься на санках, лыжах, коньках.

II Отгадывание загадок.

Логопед: – Ребята, отгадайте загадки.

Две в руках, две на ногах,
Не провалишься в снегах,
А проедешь без труда,
Только лягут два следа.
(Лыжи)

Все лето стояли, зимы ожидали,
Дождались поры – помчались с горы.
(Санки)

Зимние каникулы, веселые деньки!
Нужны ребятам лыжи, и санки, и …
(Коньки)

А кого можно лепить зимой?

Дети: – Зимой можно лепить снеговика.

III. Определение состава картины.

Логопед: – Пойдемте посмотрим, у нас на картине про это нарисовано.

Дети садятся за столы. На доске висит сюжетная картина «Снеговик».

Логопед: – К нам пришел волшебник. Как его зовут?

Дети: – Дели!

Логопед: – Он поможет выделить как можно больше предметов на картине.

Дети называют объекты, изображенные на картине, а логопед каждое слово отмечает на листе бумаги чертой маркера.

Логопед: – Все назвали? Вот сколько много слов у нас получилось. А это вам подарочек от волшебника Дели. На этой таблице он обозначил слова с картины.

Логопед выставляет на доску таблицу с изображениями героев и предметов картины.

IV. Установление взаимосвязей между объектами на картине.

Приходит волшебник Давай (логопед выставляет его изображение на доску).

Логопед: – Какой волшебник появился?

Дети: – Волшебник Давай!

Логопед: – Что будем с ним делать?

Дети: – Объединять слова!

Дети составляют предложения, объединяя по два объекта, логопед объединяет их на таблице линиями.

Снежинки падают на землю.
- Снег лежит на земле.
- Ком снега лежит на санках.
- Санки стоят на снегу.
- Куст стоит в снегу.
- Дерево стоит слева от грибка.
- Дерево стоит за грибком.
- Дерево стоит справа от грибка.
- Дерево стоит за снеговиком.
- Лесенка стоит за грибком.
- Дерево стоит слева от забора.
- Маша надевает ведро на снеговика.
- У снеговика морковка вместо носа.
- Вика и Аня дружат.
- Вика и Аня катают ком снега.
- Маша слепила снеговика.
- Ворона летит в небе. Ворона идет по снегу.

V. Преобразование объектов во времени.

Логопед: – Встречайте еще одного гостя! Это…

Дети: – Волшебник Отставай! С ним мы узнаем, что было раньше.

Логопед: – Что делали раньше вороны?

Дети: – Сидели на дереве, скучали, искали, что бы поесть.

Логопед: – Что делала Маша?

Дети: – Проснулась, умылась, оделась, позавтракала, вышла на улицу. Она увидела, что снег липкий и стала лепить снеговика.

Логопед: – Что делали Вика и Аня?

Дети: – Они проснулись, умылись, оделись, позавтракали, посмотрели мультфильмы. Потом Вика взяла санки, Аня взяла лопату, и они пошли гулять во двор. Там они увидели, как Маша лепит снеговика и тоже захотели слепить его.

Логопед: – Что было со снеговиком?

Дети: – Его не было. Он был снегом в снеговой туче. Подул ветер, снег посыпался из тучи и лег на землю. Пришла Маша и слепила из снега снеговика.

Логопед: – А сейчас встречайте нового волшебника! Кто это?

Дети: – Забегай!

Логопед: – Что будет делать Маша, когда наденет ведро на снеговика?Дети: – Маша пойдет домой обедать. Дома она расскажет маме про снеговика. Они вместе с мамой пойдут во двор на него посмотреть и сфотографируют на память.

Логопед: – Что будут делать Вика и Аня?

Дети: – Они будут делать своего снеговика: положат на самый большой ком снега ком поменьше, затем самый маленький. Глаза сделают из двух угольков, нос из морковки, нарисуют брови и рот угольком, воткнут волосы из веточек. На голову наденут ведро, в руку – метлу. Очень хорошо получится. Вика и Аня побегут домой, позовут смотреть на снеговика маму и папу. Родители очень удивятся, что у их маленький дочек получился замечательный снеговик.

Логопед: – Что будут делать вороны, когда дети уйдут домой?

Дети: – Любопытные вороны подойдут к снеговику, поймут, что он не живой, хотя похож на человека, осмелеют, станут его клевать, пробовать на вкус, взлетят на голову. Они почувствуют сладкий запах морковки, начнут ее клевать, наедятся и станут довольные и сытые.

VI. Динамическая пауза.

Логопед: – А сейчас этот ряд детей будет катить снежные комки, а этот – везти комки на санках. Пойдемте лепить снеговика!

Дети, имитируя движения, выходят на середину комнаты, начинается динамическая пауза «Снеговик».

Давай, дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок –
Он превратится в толстый ком
И станет ком снеговиком.
Его улыбка так светла!
Два глаза,… шляпа,… нос,… метла…
Но солнце припечет слегка – увы! – и нет снеговика.

VII. Подбор объектов по определенному признаку.

Логопед: – А сейчас играем в снежки. Назовите, что еще может быть таким же.

Дети встают в кружок. Логопед бросает ватный снежок каждому ребенку и называет предмет с картины. Дети подбирают слова, обозначающие предметы, обладающие такими же качествами.

Вороны любопытные, как… Буратино.
- Снег холодный, как… мороженое.
- Снег пушистый, как… меховая шапка.
- Воздух свежий, как… вода из-под крана.
- Ведро холодное, как… леДети:
- Грибок круглый, как… колесо.
- Забор деревянный, как… карандаш.
- Ком снега круглый, как… солнце.
- Морковь острая, как… нож.
- Облака легкие, как… пух.
- Сугробы пышные, как… перина.
- Деревья шершавые, как… терка.

VIII. Игра «Угадай волшебника».

Логопед: Ребята, волшебникам так понравилось, как вы подбирали похожие слова, что они решили все вместе с вами поиграть.

Логопед демонстрирует изображения волшебников по очереди, дети выполняют движения соответственно изображениям.

Последним появляется изображение Феи Наоборот: «А сейчас медленно и очень шумно встаньте из-за столов». Дети должны быстро и тихо сесть за столы.

IX Составление метафор по картинке.

Логопед: – Посмотрите на карточки на столах. Найдите на них изображения похожих предметов.

Как можно назвать снег на заборе, если он пушистый, как меховая шапка?

Дети: – Забор надел пушистые снеговые шапки.

Логопед: – Как можно назвать снег на кусте, если он похож на теплую шубу?

Дети: – Куст укутался в снеговую теплую шубу.

Логопед: – Как можно назвать снеговые облака на небе, если они похожи на мягкие подушки?

Дети: – Небо покрыто мягкими снеговыми подушками.

Логопед: – Как можно сказать о снеговых сугробах, если они пышные, как перина?

Дети: – Земля застелена пышной снеговой периной.

Логопед: – Как можно сказать про снег, если он липкий, как пластилин?

Дети: – Дети лепят из снежного пластилина.

Логопед: – Как можно сказать о снежных комках, если они круглые, как солнышко?

Дети: – Дети катают снежные солнышки.

Логопед: – Как можно назвать снеговика, если он находится во дворе и в руке у него метла?

Дети: – Снежный дворник.

Логопед: – Как можно назвать снеговика, которого слепили Вика и Аня, если он очень похож на снеговика Маши, но он маленький.

Дети: – Сыночек снеговика.

X. Составление рассказов по картине об определенном герое.

Логопед: — А сейчас сложите карточки и положите их на край стола. Возьмите пакеты и достаньте из них картинки. Кто на них нарисован?

Дети: — Маша, Аня, Вика, снеговик, вороны.

Логопед: – Сейчас будем составлять рассказы по картинке, которая висит на доске, каждый из вас о том герое, который изображен на ваших картинках. Надо придумать название рассказу, рассказывать по порядку: что было до изображенного на картине, что изображено на ней, что будет после изображенного; и обязательно употребить предложения с похожими словами.

Примерные рассказы:

«Снежный дворник»

Проснулась Маша утром, умылась, оделась, позавтракала, вышла во двор гулять.

На улице зима. Холодно. По небу плывут мягкие снежные подушки облаков. Земля застлана пышной снежной периной. Забор надел пушистые снежные шапки. Кусты укутались в теплые снежные шубы. Потрогала Маша снег, а он липкий, как пластилин. Значит, можно лепить снеговика. Скатала сначала самое большое снежное солнышко, потом второе – поменьше, потом третье – еще меньше. Поставила их друг на друга. Принесла снеговику вместо носа — морковку, вместо глаз – угольки, вместо волос – веточки, вместо шляпы – ведро, вместо пуговиц – угольки. Нарисовала угольками брови и рот. В руку воткнула метлу.

Как живой получился снеговик – на дворника похож.

Захотела Маша маме и папе про снеговика рассказать, побежала быстрей домой. Папа выглянул в окно и сказал, что такого красивого снеговика надо сфотографировать. Взял он фотоаппарат, вышел вместе с Машей во двор и сфотографировал снеговика на память – он ведь может растаять.

«Сыночек снеговика»

Однажды зимним утром проснулись Вика и Аня, умылись, оделись, позавтракали, стали смотреть мультфильмы. Потом решили на улицу выйти. Вика взяла санки, Аня – лопатку, оделись потеплей и пошли во двор.

Вся земля во дворе застлана пышной снежной периной. На заборе надеты пушистые снежные шапки. На кустах – теплые снежные шубы.

Смотрят дети, а большая девочка Маша лепит снеговика из снежного пластилина. Очень у нее хороший снеговик получился: большой, красивый. Захотелось и Вике с Аней слепить снеговика. Стали они катать снежные солнышки – комки: большой, поменьше и самый маленький. Воткнули снеговику вместо глаз угольки, вместо носа морковку, вместо волос веточки, вместо шляпы надели ведро, вместо пуговиц вставили угольки. Нарисовали брови и рот угольком. В руку воткнули метлу. Очень хороший снеговик получился, на Машин похож, только поменьше. Решили Аня и Вика, что это будет сынок большого снеговика. Обрадовались маленькие девочки, ведь они первый раз снеговика лепили.

Побежали они домой рассказать маме и папе про снеговика. Родители вышли посмотреть на него и очень удивились, что у их маленьких дочек получился такой чудесный снежный сынок.

«День рождения Снеговика»

Наступила зима. По небу поплыли мягкие подушки снежных облаков. Множество снежинок летело в облаке над землей. Подул свежий ветерок, и снежинки посыпались на землю. Укрыли они ее пышной снежной периной, нарядили забор в пушистые снежные шапки. Укутали кусты теплыми снежными шубами. Только скучно было снежинкам лежать на одном месте. Стали они мокрыми, липкими.

Тут пришли во двор дети, стали катать из снежного пластилина комки – снежные солнышки – сначала большой, потом поменьше, еще меньше. Поставили комки один на другой – превратился снег в снеговика. Вместо глаз дети вставили ему угольки, вместо носа – морковку, вместо волос – веточки. Нарисовали угольком брови и рот. Пуговицы сделали из угольков, на голову надели ведро вместо шляпы. В руку воткнули метлу.

Все снеговиком любуются. Вот он какой замечательный!

«Вкусная морковка»

Наступила зима. Холодно воронам. Земля застлана пышной снеговой периной. Корма не найти. Очень голодные вороны. С утра они корм ищут, не могут найти. Грустно им и скучно. Хотели вороны во дворе корм поискать, да дети мешают: шумят, балуются, снежного человека лепят.

Наконец дети ушли, а снежный человек остался. Очень воронам интересно, какой он, а подойти страшно. Стоит снежный человек, не шевелится. Подлетели вороны к нему поближе. Не шевелится. Тогда они осмелели, уселись на голову снеговику. Он не двигается. Значит, не живой, и бояться его нечего.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе.

Пересказ рассказа Н. Калининой «Помощники».

Воспитатель Белева С.Н.

Цель: развитие связной, грамматически правильной речи.

Программные задачи:

Связная речь: учить пересказывать рассказ, замечать не соответствие с текстом в пересказах товарищей;

Словарь и грамматика: закреплять умения образовывать названия предметов посуды по аналогии; обратить внимание на несхожесть некоторых названий;

Звуковая культура речи: закреплять представления о звуковом составе слова, об определенной последовательности звуков; учить самостоятельно подбирать слова с определенными звуками- [с] и [ш].

Воспитывать культуру поведения с взрослыми и сверстниками.

Методы и приемы : словесный, чтение рассказа Н. Калининой «Помощники»; наглядный, показ картины «Саша и снеговик»; практический, игра «Магазин посуды».

Материал:

Посуда – две сахарницы, две хлебницы, две салфетницы, две сухарницы, две солонки и две масленки (разные по форме, размеру, материалу); картина «Саша и снеговик».

Организация детей: фронтально-групповая.

Ход занятия:

Дети входят в группу, воспитатель приветствует:

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам

Доброе утро улыбчивым лицам.

Организационный момент: На стол выкладывается книга с яркими картинками.

– Ребята, я прибирала книги на полке и встретила очень интересную книгу. Я вам ее сегодня принесла. Вы любите читать книги? Тогда послушайте небольшой рассказ Н. Калининой «Помощники».

Читаю рассказ.

Вопросы детям:

  1. Про кого этот рассказ
  2. Что делали Саша и Алеша
  3. Что забыли сделать мальчики?
  4. Как заканчивается этот рассказ?
  5. Кто мог так сказать: «Вот так помощники»?

Снова читаю рассказ. Дети пересказывают текст, обращаю внимание на полноту передачи содержания, выразительность интонации.

Хвалю детей за хорошие полные пересказы.

Ребята, сегодня я принесла много разных предметов. Подойдите и посмотрите на них. (Дети подходят к столу, рассматривают посуду, называют ее, из чего сделана, для чего предназначена).

Каким словом можно назвать все эти предметы? (посуда)

А вы хотите поиграть в магазин посуды?

Но покупку можно сделать после того как скажешь как выглядит предмет, его назначение; Если назвать посуду не правильно, продавец не поймет покупателя и не продаст вещь. (Дети подходят и описывают предметы, воспитатель добавляет, поправляет. Особое внимание на масленку и солонку).

Физкультминутка: Дети встают полукругом.

Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальцы на руке)

Будем маме помогать (прыжки на двух ногах)

Быстро чашки перемыли (трут ладошку об ладошку)

И тарелки не забыли (круговые движения ладошками)

Всю посуду мы убрали (поднимаются на носки руки вверх)

Очень, очень мы устали (опустили руки).

Вывешивается картина «Саша и Снеговик»

Ребята, посмотрите, какую картину я вам сегодня принесла. (Дети рассматривают)

Скучно было Снеговику одному с метлой стоять, но пришел мальчик. Как его звали, догадайтесь, дети, сами – в его имени слышится звук [ш]. (Дети перечисляют имена мальчиков со звуком [ш])

Мое имя – Саша, сказал Снеговику мальчик.- А твое?

Мое – Снеговик,– отвечает, Снеговик.

Как интересно звучат наши имена: Саша, Снеговик. Давай с тобой дружить и играть в слова и звуки!

Посмотри на меня и на мою одежду, - говорит Саша.- Что на мне надето?

(Дети называют одежду шапка, шуба, шарф, штаны. Воспитатель произносит эти слова).

Дети какой одинаковый звук слышится в этих словах?

Какие вы еще знаете слова со звуком [ш]? (дети называют)

Потом снеговик спрашивает у Саши: «А какой одинаковый звук есть в названиях моей одежды?» (Дети смотрят и называют: снежная шуба, синее ведро, снежинки, на голове снегирь. Воспитатель перечисляет все слова).

Какой звук слышится в этих словах?

Придумайте слова со звуком [c]. (Дети называют, воспитатель добавляет, поправляет, хвалит).

Ребята, сегодня мы с вами выполнили очень много разных заданий. Что мы сначала делали? (пересказывали рассказ) А потом? (играли в игру «магазин посуды») И в конце? (придумывали слова со звуками [ш] и [с]).

Вы были большие молодцы, а сейчас встаньте в круг. Вот вам «волшебная палочка». Передавая ее, похвалите друг друга, называя ласково по имени. (Дети передают палочку, называя имя, Сашенька, Машенька, Анечка...).


Екатерина Неустроева
Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Составление рассказа по картине «Саша и снеговик»

Цель : учить , совместно с воспитателем.

Программное содержание :

1. Обучающие задачи :

Связная речь :

Учить составлять рассказ по картине , совместно с воспитателем, совершенствовать диалогическую речь, умение отвечать на вопросы воспитателя (К) .

Грамматический строй речи . Обогащение словаря :

Формировать умение согласовывать слова в предложении, учить подбирать прилагательное к существительному. Активизировать словарь детей по теме "Зима" (К) .

2. Развивающие задачи :

Развивать речь , память, внимание, мелкую моторику рук; укреплять мышцы дыхательной системы, посредством дыхательной гимнастики (П, К, З) .

3. Воспитывающие задачи :

Воспитывать культуру речи , отзывчивость, умение внимательно выслушивать рассказы детей (С) .

Материалы :

колокольчик, магнитофон с записью песни "Чунга-Чанга", воздушный шар, ведерко, бусы, картина "Саша и снеговик ".

Ход НОД:

1. Организационный момент :

Воспитатель вместе с детьми встает в круг и произносит слова :

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся.

И друг другу улыбнёмся.

Колокольчик наш звенит,

Нам ленится, не велит.

На занятие торопит нас –

Развитие речи сейчас .

2. Сюрпризный момент :

Дети садятся на стульчики, поставленные полукругом на ковре. Звучит песня "Чунга-Чанга". Воспитатель спрашивает детей :

Кто же это к нам спешит на занятие? (ответы детей) .

Воспитатель обращает внимание детей на воздушный шар, прикрепленный к окну.

Это житель с острова Чунга-Чанга, его зовут Али-Баба. Он путешествовал на своем воздушном шаре по всему миру, а сегодня прилетел к нам в город Можгу. Я сейчас приглашу нашего гостя в группу , а вы, ребята, близко к окну не подходите, потому что я открою окно, а воздух на улице холодный, морозный.

Педагог вносит воздушный шар с гостем в группу .

3. Беседа о зиме :

Али-Баба сообщает детям о том, что он замерз.

Почему у вас так холодно?

Какое время года на улице?

Воспитатель говорит детям о том, что на острове Чунга-Чанга не бывает зимы, а круглый год - лето, поэтому Али-Баба не знает, какая зима.

Дидактическая игра : "Скажи, какая?"

Зима какая? (снежная, белая, холодная, морозная)

Снег какой ? Ветер какой? Солнце какое?

Али-Баба спрашивает детей, что они делают на улице зимой, в такой мороз. Дети передают бусы гостя и называют зимние забавы.

4. Дидактическое упражнение : "Зимние забавы"

Зимой можно кататься с горок на санках, лыжах, на катке на коньках, играть в снежки, лепить снежную крепость, снеговика .

Педагог предлагает детям показать Али-Бабе, как лепить снеговика и какой снег для этого необходим .

5. Пальчиковая игра "Снеговик " (стоя)

Раз рука, два рука

Лепили мы снеговика (показывают, как лепят) .

Мы слепили снежный ком

Вот такой. (показывают большой ком,

А потом поменьше ком

Вот такой. (показывают ком поменьше)

А на верх поставили маленький комочек (показывают маленький комок,

Вот и вышел снеговик , снеговичок .

Снег , ведерко, да морковка (загибают пальчики на руке,

Да уменье и сноровка

И готов снеговичок , очень милый толстячок.

6. Рассматривание картины "Саша и снеговик " и беседа по ней.

- Наш гость загрустил : как лепить снеговика мы ему показали , а как выглядит снеговик - Али-Баба не знает . Я приготовила для вас картину , которая называется "Саша и снеговик ". Рассмотрите картину вместе с Али-Бабой .

Какое время года на картине ?

Кто изображен на картине ?

Как зовут мальчика? Тепло ли одет Саша ? Что одел Саша ? Что у Саши в руках? Какой Саша ? Можно ли сказать про Сашу, что он "краснощёкий?". Как понимаете слово "краснощёкий?". Почему у него красные щёки? (воздух на улице холодный, морозный) .

Что слепил Саша из снега ? Какой у него получился снеговик ? Что есть у снеговика ?

Понравилась ли вам картина ?

7. Физкультминутка " Выпал беленький снежок"

Выпал беленький снежок (по кругу) .

Соберемся все в кружок (останавливаются) .

Мы на саночки садимся (приседают) .

И с горы на санках мчимся.

Снег , снег , снег , белый снег (встают, взмахивают руками) .

Кружит, падает на всех.

Дети все на лыжи встали (имитация ходьбы на лыжах) .

Друг за другом побежали.

Мы из снега ком слепили («рисуют» руками большой круг)

Снеговика мы смастерили («рисуют снеговика из трех комков ).

Поиграли, полепили,

И к делам мы приступили (проходят на свои места) .

8. Образец рассказа воспитателя .

Воспитатель предлагает Али-Бабе вместе с детьми послушать рассказ по картине , который получился.

Зимой выпало много снега . Мальчик Саша оделся потеплее , взял с собой совок и санки. Снег был липким и Саша слепил снеговика . На голове у снеговика ведро , глазки - угольки, нос - морковкой. Красивый получился снеговик у Саши !

9. Дыхательная гимнастика.

Али-Баба показывает детям дыхательную гимнастику, для подготовки к рассказыванию .

9. Рассказы детей по картине .

Педагог просит повторить образец рассказа нескольких детей (2-3) .

10. Рефлексия.

Воспитатель предлагает детям, вместе с гостем, оценить рассказы детей .

Али-Бабе понравились все рассказы . Чей рассказ вам понравился больше всех? Почему?

11. Итог занятия :

Скажите, с какой картиной мы сегодня познакомились? Чем вам понравилась эта картина ? Какое новое слово узнали? (краснощёкий) .

Али-Баба торопится домой, ведь он прилетел на воздушном шаре. Воздух из шарика выйдет и он может лопнуть. Как же тогда наш гость отправится домой? Али-Баба прощается с детьми, воспитатель провожает гостя до двери.

Публикации по теме:

Тема: Составление рассказа по картине «Слоны». Интеграция занятий «Развитие речи», «Лепка» и «Ознакомление с окружающим миром». Образовательные.

Конспект индивидуального занятия по образовательной области «Развитие речи» в средней группе «Составление рассказа по картине…» КОУ «Специальная (коррекционная) адаптивная школа – детский сад №301» Конспект индивидуального занятия по образовательной области «Развитие.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи. Составление описательного рассказа по картине Задачи. Образовательные. 1. Учить детей составлять небольшой рассказ, отражающий содержание картины, по плану, предложенному воспитателем.

Конспект НОД по развитию речи для детей среднего возраста «Составление рассказа по картине «Собака с щенятами» Образовательные области: Познавательная, Коммуникативная, Социализация, Здоровье, Художествнно-эстетическая. Авторы: воспитатели Анищенко.

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Составление рассказа по картине «Зайцы» Составление рассказа по картине «Зайцы»Задачи: - связная речь: учить составлять рассказ по картине по предложенному плану, включать в.

Итог занятия

33 Тема «Звук и буква з»

В ГОСТЯХ У ЗОИ

Материал. Куклы Аза, Лиза, Зоя; предметы или их изобра­жения (ваза, зонт, телевизор, звоночек, мозаика); игрушки (зай­ка, козочка, Незнайка); рисунки цветов (розы, мимозы, незабуд­ки); пеналы с набором для звукового анализа слов и словесного анализа предложений.

Ход занятия

Оргмомент

Психогимнастика

Игра: «Комар». Логопед держит подвешенную бумажку, изображающую комара, и произносит: з-з-з-з. Дети имитируют мимикой разное состояние: «назойливый комар», «боимся комара», «укусил комар», «прогоняем комара», «не боимся комара».

2. Изолированное произнесение звука з. Выделение пер-ного звука из слова Зоя. Характеристика звука

Утром прилетел комарик, будит Зою: з-з-з-з. Как звенел кома­рик? (З-з-з-з.) Какой первый звук в имени девочки? (Звук з.)

3. Произношение звука з в слогах. Анализ и синтез (логов за, зо, зу

«Поймайте» звуки з, а. Какой слог вернете? (Слог за.) «Ло-вите» звуки з, о. Какой слог получился? (Зо.) «Дайте» мне первый звук из слога зу ... (з), второй... (у).

4. Произношение звука з в словах. Определение пози­ции звука. Развитие фонематических представлений

Как ласково называла мама Зою? (Зоюшка, Зоинька, Зою-шенька.) Догадайтесь, что делала Зоя утром. Она отодвинула... (занавеску), постель... (заправила), сделала... (зарядку), ко-Сички... (заплела), бинт... (завязала), почистила... (зубы). Как называется паста, которой чистят зубы? (Зубная.) А поро­шок? (Зубной.) Потом Зоя пошла на кухню... (завтракать). Утром мы... (завтракаем).

К Зое в гости пришли две подруги. Придумайте им имена со звуком з. (Лиза, Аза.) Догадайтесь, что они принесли с собой.

Выставляются предметы, игрушки.

В слове первый звук м, последний - а. Что это? (Мозаи­ка.) Первый звук в, последний - а, назовите слово. (Ваза.) Девочки принесли... (мозаику, вазу, заводного зайку, игру­шечный телевизор, зонтик) и еще цветы... (розы, незабуд­ки, мимозы).

Развитие слухового внимания и памяти

Решили девочки поиграть в «Телефон». Нужно передать по телефону слова: зайка, мозаика, зонтик, ваза, а теперь: не­забудки, розы, мимозы.

Дети повторяют слова в заданной последовательности.

Звуко-слоговый анализ и синтез

Аза предлагает поиграть в слова по-другому. Опустите голом ки на руки и закройте глаза. Аза произнесет слово, а вы подни­мите столько пальчиков, сколько в слове слогов. Называются слова.

Теперь дополняйте недостающие слоги в словах: моро... (зы), та... (зы), водола... (зы), гро... (за). Сейчас Аза назовет пер вый слог, а вы - все слово: гла... (глаза), стре... (стрекозащ за... (замок), бе... (береза), за... (занавеска), за... (залететь), та... (тазы).



Решили Зоя и Аза узнать, сколько слогов и звуков в слове тазы. А вы как думаете, сколько слогов в этом слове? Какой первый слог? А второй слог? Обозначьте звуки этого слова кру жочками. Назовите гласные звуки. Сколько согласных звуков? На каком месте согласный звук з?

Физминутка

Зоя и Аза предлагают нам сделать зарядку вместе с ними и с заводным зайчиком.

Чтение стихотворения сопровождается имитацией движений.

Скок-поскок, скок-поскок, На носочки, подтянись!

Зайка прыгнул на пенек. Лапки ставим на бочок,

В барабан он громко бьет, На носочках скок-скок-скок.

В чехарду играть зовет. А затем вприсядку,

Лапки вверх, лапки вниз, Чтоб не мерзли лапки.

В. Волина

8. Произношение звука з в предложениях. Составление предложений по опорным словам. Практическое усвоение форм глагола звонить

Расскажите, как дети играли с игрушками.

Дети рассказывают. Составьте предложения со словами мозаика, зайка, ваза.

Логопед предлагает схемы предложений.

Лиза вдруг вспомнила, что ей нужно по телефону... (позво­нить). А теперь ты, Дима (Митя), позвони.

Телефон подносится к ребенку.

Что ты делаешь? Я... (звоню), я... (позвоню). Что ты делал? (Звонил.) Ты уже... (позвонил). Мы будем... (звонить). Мы... (позвоним). Что мы сделали? (Позвонили.) 9. Произношение звука з в связной речи Лиза очень любит чистоговорки. Сочиним для нее чистоговорки со словом коза.

За-за-за, на лугу стоит коза.

Зу-зу-зу, вместе мы пасли козу.

Зы-зы-зы, колокольчик у козы.

За-за-за, уходи домой, коза.

А вот и Зоины чистоговорки. Повторим их вместе с ней.

У Зайки Бубы заболели зубы.

Зоя - зайкина хозяйка.

Спит в тазу у Зои зайка.

Зу-зу-зу, зу-зу-зу,

Моем Лизу мы в тазу.

Знакомство с буквой з

Знаете, как называется эта книга? (Азбука.) Зоя азбуку взя-ла, букву з в ней назвала. Посмотрите, на что похожа буква з? (//с цифру три.)



3 - не просто завитушка,

3 - пружинка, крендель, стружка.

B. Степанов

На эту букву посмотри: Она совсем как цифра три.

C. Маршак

11. Чтение слогов за, зо, зу, зы. Составление слов из раз­розненных слогов

Прочтем вместе с девочками слоги за, зо, зу, зы. А теперь из слогов та, ни, ко, бы, зу, зы составьте слова. (Кони, тазы, зубы.) Поможем Зое выложить ее имя из разрезной азбуки.

Итог занятия

Какой звук мы сегодня изучали? Кто нам помогал? Какой это тук? (Согласный, твердый, звонкий звук.) С какой буквой познакомились? (С буквой з.) И на какую цифру эта буква похожа? (На цифру три.)

34 Тема «Звуки з, з" и буква з»

ПОЛЕТ НА ЗВЕЗДОЛЕТЕ

Материал. Картинки звездолета, «звездных человечков», Зам­ка, животных (зебра, зубр, стрекоза, обезьяна, кузнечик, зайка, медуза), птиц (зяблик, поползень, зимородок, зарянка), растений (земляника, подберезовик), продуктов (изюм, зефир); предметы (замок, гвозди, корзинка, занавеска); цветовые символы звуков, буквы.

Ход занятия

Оргмомент.

На какой планете мы живем? (На Земле.) Кто мы? (Земля не, дети Земли.) А кто живет на звездах? (Дети звезд.) Он» посылают нам свои любимые звуки з, з".

Сообщение темы занятия

Дети звезд прислали нам звездные сигналы: з-з-з-з, з"-з"-з"-з",

3. Характеристика звуков з, з" по артикуляционным и аку­стическим признакам. Обозначение их цветовыми символами