Первый патриарх иудаизма и христианства. Отличие христианства от иудаизма

В первое столетие от Рождества Христова иудаизм и христианство представляли собой своеобразный общий континуум. Но впоследствии из него развилось два направления – иудаизм и христианство, которые впоследствии стали двумя религиями, во многом противоречащими друг другу. Имея общие корни, ветки этого дерева кардинально разошлись.

Что такое иудаизм и христианство

Иудаизм – религия евреев, наследников тех, кто дал обетование Аврааму. Главная особенность ее – в учении об избранности еврейского народа.

Христианство – религия, находящаяся вне национальности, она для всех, кто считает себя последователями Христа.

Иудаизм и христианство. Сходства и различия Хорошей иллюстрацией к сказанному является вот этот фильм.

«Ушпизин» (в переводе с арамейского «гости») – первый фильм, созданный представителями религиозной части еврейской общины в сотрудничестве с нерелигиозными специалистами киноиндустрии. Шули Ранд – известный в Израиле и за его пределами актер театра и кино. Несколько лет назад он начал соблюдать законы Торы и отказался от карьеры артиста. Однако спустя некоторое время он пересмотрел свое решение и в содружестве с режиссером Гиди Даром написал сценарий для фильма «Ушпизин», в котором сам и сыграл главную роль. Супруга Шули Ранда, Михаль Бат-Шева Ранд, – талантливая актриса, сценарист и режиссер. Вернувшись к еврейской традиции, она также оставила профессию, но в «Ушпизин» сыграла роль жены главного героя. Некоторые роли второго плана исполнили члены религиозной общины. Религиозным представителям съемочной группы удалось настоять на том, чтобы фильм не демонстрировался по шабатам….

Отцы Церкви учили нас, что Сократ и другие мудрецы античности были христианами до Христа, что все истинное и прекрасное, что есть в христианстве, и тогда уже незаметно, диффузным образом, проникало в сознание людей и уже жило в мире. Все это была подготовка человечества к Евангелию.

Как Вы относитесь к другим религиям?

Широко, терпимо, с глубочайшим уважением и интересом. Все религии - это попытки человека познать истину Бога. А христианство не является религией - оно есть ответ Бога на наш вопрос.

Является ли правильным противопоставление мусульманства и христианства? Не есть ли мусульманство ветвь между иудаизмом и христианством?

Я отвечу таким образом: в основе всего лежала огромная часть Священного Писания - Ветхий Завет. На Ветхом Завете было построено христианство, явление Христа…

Спасибо и плюс автору за хороший вопрос, а вот ответы, по моему мнению, весьма поверхностны. Особенно удивил меня Грустный Роджер, ответы которого обычно очень грамотны и бьют прямо в цель. Однако, на этот раз, Вы уж меня простите, Вы попали не в десятку, а в лучшем случае, в единицу.

Отличие в признании или не признании Иисуса мессией далеко не главное. Главное отличие в отношении к миру и место человека в нем.

Христианство опирается на роль Иисуса и возлагает ответственность за мир не него. Он — Спаситель, он спасает тех, кто в него уверовал. А сам человек для своего спасения может ничего и не делать. Он может быть всю жизнь быть первостатейным злодеем, но достаточно ему хотя бы в последнюю минуту жизни обратиться к Иисусу — и он спасен. Пример — «добрый разбойник», распятый вместе с Иисусом.

Согласно иудаизму, человек — каждый человек! — несет ответственность за весь мир. Каждый человек может увеличить количество добра в мире, или количество зла. И судьба…

Материал из ЕЖЕВИКИ — EJWiki.org — Академической Вики-энциклопедии по еврейским и израильским темам

Статья излагает историю взаимодействия двух религий, а также воззрения их авторитетных деятелей друг на друга

Соотношение иудаизма и христианства

Происхождение христианства из иудаизма

Христианство исторически возникло в религиозном контексте иудаизма: сам Иисус и его непосредственные последователи (Апостолы) были по рождению и воспитанию иудеями; последователи Иисуса первое время представляли собой одну из многочисленных иудейских сект того периода. Иисус подчеркивал необходимость соблюдения всех заповедей иудаизма и вообще, судя по текстам Евангелия, не стремился создать новую религию. Апостол Павел, заложивший основы христианского мировоззрения, заявлял, что он от рождения был воспитан в иудаизме фарисеев и всю жизнь продолжает им быть (Деян.23:6).

Однако в процессе того, как христианство отделялось от иудаизма, оно начала вести…

Беседы с раввином Адином Штейнзальцем

Иудаизм и христианство

Взаимоотношения этих двух религий с самого начала, то есть с возникновения второй из них, складывались непросто. Между христианством и иудаизмом действительно существует внешнее сходство, но оно кажущееся, ибо различия чрезвычайно глубоки. Прежде чем говорить о них, попробуем совершить краткий экскурс в историю.

Христианская традиция считает колыбель Иисуса колыбелью христианской религии. Но с точки зрения исторической науки все обстоит не так просто. Прежде всего, историческая достоверность основных моментов биографии Иисуса вызывает сомнения. Хотя почти весь мир пользуется христианским летоисчислением, согласно которому мы живем сейчас в 1996 году от рождества Христова, факты противоречат этому. На основании самих же евангельских повествований приходится сделать вывод, что младенец Йешу родился за четыре года до новой эры. Так считают и большинство ученых….

Иудаизм и христианство. Сходства и различия.

Последовали извинения от католической церкви за многовековые…

с одной стороны, и нравственных людей, не связанных с иудаизмом - с другой?» href=»/library/jewish-education/jews/preiger-telushkin-8/preiger-telushkin-8_373.html»>

Чем иудаизм отличается от христианства, марксизма и гуманизма

У этих трех движений есть три общие черты: каждое было основано евреем, каждое протекает из еврейского мессианского и утопического стремления «переделать мир «. Но каждое движение изменило ПУТЬ и МЕТОД, с помощью ‘которых евреи стремились достичь этого.

ХРИСТИАНСТВО

ВЕРА ВАЖНЕЕ ДЕЛА

Вопрос о том, был ли Иисус Мессией - не самый главный вопрос, разделяющий иудаизм и христианство. Главное различие между этими двумя религиями заключается в том, какое значение они придают вере и поступкам людей. (Вопрос, был ли Иисус Мессией, предсказанным Библией, то есть проблема, на которой обычно сосредоточиваются при сравнении иудаизма и христианства, обсуждается ниже.) В иудаизме утверждается, что Бог придает большее значение поступкам…

Христиане – правильные иудеи, те, кто узнал в Иисусе Христа, а не продолжает ждать Мессию.

Есть два главных отличия иудаизма от христианства. Первое: христианство стоит на том, что Бог открылся через Иисуса Христа, что было и остается единственным и уникальным спасительным актом соприкосновения между Небом и землей. Для иудаизма Иисус Христос был в лучшем случае великим учителем морали и веры, последним из библейских пророков.

Второе отличие: иудаизм, родившись из ветхозаветной религии, почти уже универсальной, превратился в религию национальную, то есть был отброшен в одну из древних фаз религиозного развития. В древности, до времен Александра Македонского, все религиозные традиции были тождественны национальным. То есть если человек был греком, он исповедовал греческую религию, потому что он не мог почерпнуть информацию нигде, кроме своей семьи, города, своей общины. Национальные религии являются пережитком тех древних времен. Для иудаизма это имело значение чисто…

Первое отличие. Большинство религий мира, включая христианство, поддерживают доктрину, что неверующие в эту религию будут наказаны и не получат места на Небесах или в Мире Грядущем. Иудаизм в отличие от любой значительной мировой религии считает, что нееврей (который не обязательно должен верить в Тору, но который соблюдает семь заповедей, данных Ною), обязательно получит место в Мире Грядущем и называется праведным неевреем.

Второе отличие. В христианстве самой важной идеей является вера в Иисуса, как спасителя. Эта вера сама по себе дает человеку возможность быть спасенным. Иудаизм считает, что выше всего для человека - это служение Б-гу посредством выполнения его воли, и это даже выше веры.

Третье различие. Иудаизм считает, что Б-г, по определению, не имеет формы, образа или тела, и что Б-г не может быть представлен ни в какой форме. Это положение даже входит в тринадцать основ веры иудаизма. С другой стороны, христианство верит в Иисуса, который как Б-г принял…

Сравнительный анализ христианства и иудаизма.

Начиная сравнительный анализ христианства и иудаизма, зададимся вопросом, что такое религия. Религия – особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину). В толковом словаре русского языка дается следующее определение: Религия — одна из форм общественного сознания; совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения. В словаре Брокгауза и Ефрона отмечается, что религия — это организованное поклонение высшим силам. Религия не только представляет собою веру в существование высших сил, но устанавливает особые отношения к этим силам: она есть, следовательно, известная деятельность воли, направленная к этим силам. Несмотря на различие определений, все они сводятся к тому,…

Здравствуйте.

Недавно я разговаривал на тему «иудаизм и христианство» с одним ревностным христианином (вернее, меня заставили). К сожалению, из-за отсутствия достаточного количества знаний, я не смог ответить на некоторые вопросы (я только начинаю идти к Торе, но моим родственникам это не нравится). Могли бы вы ответить на эти вопросы? Приблизительная формулировка принадлежит моему оппоненту.

1. ”Почему иудаизм регулирует человеческую скромность, ведь скромность это черта характера. Какая богу разница длинный у меня рукав или нет?” Мне говорили, что это для того, чтобы защитится от солнца в Израиле

2. ”Почему у соблюдающих евреев не принято иметь дома телевизор?”

3. ”Зачем нужно обрезание и откуда оно взялось?” Здесь я сказал, что это знак завета, но оппонент настаивал на том, что это началось из гигиенических соображений.

4. Мне говорили, что православие это единственная религия, в которой не было «поправок», в отличие от иудаизма, в котором…

Иудаизм - монотеистическая религия. Она не только проповедует самосовершенствование, но и призывает помогать ближнему.

Большинство ученых перечисляют пять основных мировых религий: иудаизм, индуизм, буддизм, ислам и христианство.

Все религии утверждают, что они способствуют росту духовности и внутренней гармонии человека. Хотя всегда ли это так, - можно спорить. Большинство религий базируется на священных текстах, говорит о вере, устанавливает институт молитвы. В чем же уникальность иудаизма?

Очевидно, что иудаизм это единственная религия, которую еврейский народ исповедовал на протяжении всей своей истории, что позволило ему пережить бесчисленные опасности. Другие религии восприняли принципы и обряды иудаизма - первой монотеистической религии.

Иудаизм отличается от остальных религий следующими основными принципами:

а) Индуизм (или Брахманизм) - древняя восточная религия, историческим центром которой является Индия. Индуизм…

Причину трагической натянутости между христианством и иудаизмом нельзя объяснить просто различиями в религиозных убеждениях и догмах, которые существуют также в отношении всех прочих религий. Если посмотреть со стороны евреев, то можно предположить, что причина состоит в долгой истории христианских гонений. Однако это не первопричина, так как гонения - это следствие уже существующего конфликта между христианством и иудаизмом. Эта проблема как никогда актуальна в наше время.

Время, когда необходимо задуматься о будущем отношений между евреями и христианами. Ведь только сейчас представители христианских церквей в открытую признали, что причина преступлений против евреев - в первую очередь в религиозной нетерпимости. В XX веке антисемитизм обрел форму, опасную для самого христианства. Тогда определенные круги христианского мира начали пересматривать свои позиции.

Последовали извинения от католической церкви за многовековые преследования евреев. Протестантские…

Здравствуйте, Илья!

Давайте рассмотрим вопрос в трех ракурсах:
1. Каковы практические последствия развития христианства,
2. Как выглядит эта религия с философской точки зрения,
3. Что следует из вышесказанного в смысле Алахи.

1. Начнем с хорошего (как ни странно!) – Христианство сыграло важную роль в судьбе многих народов, отдалив их от язычества. Правда, к монотеизму эти народы так и не пришли (см. пункт 2). Рамбам пишет, что завоевание большей части света христианством и мусульманством привело к распространению идей Торы, хотя и искаженных, и знания о приходе Машиаха и конечного Избавления. Когда эти события произойдут (скорей бы, в наши дни!) – человечество, знакомясь с Истиной, обнаружит, что большинство постулатов ее уже знакомы всем.

Заслуги, правда, большой нет в этом у тех, кто огнем и мечом насаждал свою веру по всему миру, а по дороге к тому же совершались всевозможные преступления, в основном – грабеж и разбой, не говоря уже об уничтожении целый еврейских общин. «Религия любви» орошала еврейской кровью землю Европы не одно столетие, а их идеологи последовательно втравляли в сознание масс глубокое презрение и ненависть к еврейскому народу. Даже те, кто вроде бы сочувствовал гонимым евреям, подливал долю яда в свое сочувствие (см. анализ истории, рассказанной великим русским писателем Лесковым на http:// toldot . ru / rus / articles / art /2161). Подробности, полагаю, излишни, обратитесь к истории.

2. С точки зрения Торы, христианство является разновидностью идолопоклонства, так как обожествляет человека, основателя этой религии - Ешу. Ученик знаменитых мудрецов эпохи Второго Храма, он был изгнан учителем за непристойное поведение. Обидевшись, он принялся морочить голову людям, используя свои познания в Торе, открытой и тайной, и уговаривать их пойти за ним, к «Новой Истине». То есть, оставить Тору. Был казнен, по одним сведениям, Сангедрином, по другим – римлянами. Посмертно был объявлен «воскресшим», Мессией, сыном Б-га (на самом деле, одно исключает другое). Подробнее о разоблачении лживых предпосылок, на которых строится христианство, можно прочитать в книгах, посвященных этому. В Израиле издано несколько таких книг на русском языке.

Наличие икон, «святых», «матерей» и «сыновей», к которым обращаются молитвы христиан, прочно закрепляет за этой религией статус «авода зара», идолопоклонства. И даже те течения, в которых нет этих элементов, допускают «шитуф» - приписывают ко Всевышнему еще божества, т.н. «троицу». Это противоречит Единству Творца, объявленному Торой, и не приемлемо для еврея.
3. Сотни тысяч евреев на протяжении всей истории предпочитали смерть, изгнание и унижения богатству и почету, предлагаемому им за крещение. Трактат Сангедрин однозначно определяет поклонение идолам, как один их трех запретов, которые еврей не имеет права преступать даже под страхом смерти. Поэтому креститься категорически запрещено, даже для виду. Также не следует заходить в церкви, и желательно не использовать их как ориентиры для обозначения местности («встретимся у церкви такой-то матери» и т.п.)

В заключение заметим, что несмотря на все острые, бичующие определения, которые мы даем христианству, в личном отношении к христианам, как и ко всем людям, наши мудрецы учили нас собственным примером быть вежливыми, доброжелательными. Не культивировать ненависть к «другим», не таким, как мы (это не означает делать послабления идолопоклонству, и попустительствовать насаждению его в Земле Израиля). Путь Торы – другой – освящать Имя Всевышнего хорошим отношением ко всем (кроме злодеев, конечно). Уважать все творения Всевышнего, тем более людей. Быть благодарными тем, кто несмотря на общую атмосферу ненависти, приходил на помощь угнетенным и обреченным на смерть евреям. Конечно, были среди них и христианские священники, только действовали они по-человечески не потому, что были священниками, а вопреки этому. Официальное же отношение церкви к евреям известно. Фиговым листочкам «примирения» и «снятия вины» последних десятилетий не закрыть вековой истории. Даже если согласиться с официальной христианской версии о гибели их «Учителя», это не дало бы никакого морального права делать то, что они делали в течение двух тысяч лет. Надо полагать, что у большинства евреев все-таки хватает ума, что подумать о вышесказанном, и не поддаваться на сегодняшние сладкие улыбки миссионеров. Ведь существование еврейского народа, провозглашающего «Слушай, Израиль, Б-г един!» - лучший ответ всем, кто на протяжении веков пытался кнутом и пряником помешать евреям остаться верными Творцу.

Причину трагической натянутости между христианством и иудаизмом нельзя объяснить просто различиями в религиозных убеждениях и догмах, которые существуют также в отношении всех прочих религий. Если посмотреть со стороны евреев, то можно предположить, что причина состоит в долгой истории христианских гонений. Однако это не первопричина, так как гонения — это следствие уже существующего конфликта между христианством и иудаизмом. Эта проблема как никогда актуальна в наше время.

Время, когда необходимо задуматься о будущем отношений между евреями и христианами. Ведь только сейчас представители христианских церквей в открытую признали, что причина преступлений против евреев — в первую очередь в религиозной нетерпимости. В XX веке антисемитизм обрел форму, опасную для самого христианства. Тогда определенные круги христианского мира начали пересматривать свои позиции.

Последовали извинения от католической церкви за многовековые преследования евреев. Протестантские церкви, в большинстве своем, призывают к пониманию Б-жьей миссии еврейского народа в этом мире. О нынешней позиции православия по этому вопросу судить трудно, так как эта позиция просто не высказывается.

Говорить о проблемах, возникших между христианами и иудеями, надо, начиная с анализа противоречий, в которые попала церковь, объявив себя Новым Израилем. Первые христиане заявляли о том, что они не новая религия, а последовательные продолжатели иудаизма. Все концепции христиан взяты из обещаний и пророчеств еврейского Святого Писания (ТаНаХа). Сам центральный образ христианства Иисус, не просто спаситель, но и обещанный еврейскому народу Мошиах, потомок царя Давида. Кстати, представленное в Новом Завете происхождение Иисуса вызывает массу справедливых вопросов.

Церковь настойчиво заявляла, что она являлась непосредственным продолжением того Б-жественного действия в истории, основной частью которого есть избранность народа Израиля. Тем временем евреи продолжали существовать, утверждая, что Библия принадлежит им, что их понимание Библии является единственно законным, и клеймя христианское трактование, как ересь, ложь и идолопоклонство. Эта взаимная оппозиция и создала климат враждебности и неприятия, который сделал и без того сложные иудейско-христианские отношения еще более противоречивыми.

Нежелание евреев принимать новое учение породило много проблем для христианской теологии, в том числе и для одной из главных доктрин — миссионерской, суть которой в том, чтобы донести Евангелие, т.е. «Благую весть», до тех, кто не знает о ней. Евреи, однако, изначально относились к другой категории, будучи первыми получателями Б-жественного обещания, но отклонившие его. В глазах христиан евреи стали живым свидетельством упрямства и слепоты.

Еврейская история в христианском мире отмечена чередованием более или менее жестоких притеснений, относительной терпимости, изгнаний и периодических погромов. Идейно же христианство полностью проникнуто философией иудаизма. В основу предлагаемых христианством ответов на вопросы о смысле бытия, структуре Вселенной, душе человеческой, о рождении и смерти, о вечности положены представления, сформулированные задолго до появления Иисуса Христа. Они даются в Торе.

Неоспорим тот факт, что большинство людей до сих пор не знают о столь тесном духовном родстве двух религий и о том, что в основу всех моральных ценностей западного мира положены не просто христианские ценности, а ценности, заимствованные у иудаизма. Даже десять основных заповедей, предлагаемых в Евангелии и ставших основой западной морали, известны каждому еврею как десять главных заповедей, данных Б-гом народу Израиля на горе Синай.

И все же христианство отличается от иудаизма, иначе оно не может быть другой религией. Выдающийся ученый нашего времени рабби Нахум Амсель приводит десять таких отличий.

Первое отличие. Большинство религий мира, включая христианство, поддерживают доктрину, что неверующие в эту религию будут наказаны и не получат места на Небесах или в Мире Грядущем. Иудаизм в отличие от любой значительной мировой религии считает, что нееврей (который не обязательно должен верить в Тору, но который соблюдает семь заповедей, данных Ною), обязательно получит место в Мире Грядущем и называется праведным неевреем (Синедрион, 56б).

Второе отличие. В христианстве самой важной идеей является вера в Иисуса, как спасителя. Эта вера сама по себе дает человеку возможность быть спасенным. Иудаизм считает, что выше всего для человека — это служение Б-гу посредством выполнения его воли, и это даже выше веры. В Торе есть строфа, гласящая: «Он Б-г мой, и прославлю Его». В обсуждении того, как человек может прославить и превознести Б-га, Талмуд отвечает, что именно посредством действий. Следовательно, высочайшей формой уподобления Б-гу — совершение действия, а не чувства или вера. Вера должна проявляться в поступках, а не в словах.

Третье различие. Основным убеждением иудаизма является вера в одного Б-га. Не может быть в мире никакой иной высшей силы кроме Б-га. Кроме веры в концепцию Бога христианство верит в концепцию Сатаны как источник зла, который является силой, противоположной Б-гу. Иудаизм весьма конкретен по поводу убеждения в том, что зло, как и добро, происходит от Б-га, а не от иной силы. Строфа из Святого Писания гласит: «Я [Б-г] творю мир и произвожу бедствия». (Ишаягу, 45:7). Талмуд говорит еврею, что, когда наступает беда, еврею надлежит признать Б-га Справедливым Судьей. Так, еврейской реакцией на очевидное зло будет приписать его происхождение Б-гу, а не какой-либо иной силе.

Четвертое различие. Иудаизм считает, что Б-г, по определению, не имеет формы, образа или тела, и что Б-г не может быть представлен ни в какой форме. Это положение даже входит в тринадцать основ веры иудаизма. С другой стороны, христианство верит в Иисуса, который как Б-г принял человеческий образ. Б-г говорит Моисею, что человек не может увидеть Б-га и остаться живым.

Пятое отличие. В христианстве самой целью существования является жизнь ради последующего мира. Хотя иудаизм тоже верит в Мир Грядущий, это не является единственной целью жизни. Молитва «Алейну» говорит, что главная задача жизни в улучшении этого мира.

Шестое отличие. Иудаизм верит в то, что каждый человек состоит в личных отношениях с Б-гом и что каждый человек может ежедневно общаться с Б-гом напрямую. В католицизме священники и Папа выполняют функцию посредников между Б-гом и человеком. В отличие от христианства, где духовенство наделено возвышенной святостью и особыми отношениями с Б-гом, в иудаизме нет абсолютно никаких религиозных действий, которые мог бы совершить раввин, но не мог бы совершить любой отдельный еврей. Так, вопреки представлениям многих людей, раввину не обязательно присутствовать на еврейских похоронах, еврейской свадьбе (обряд можно провести и без раввина), или при совершении других религиозных действий. Слово «раввин» означает «учитель». Несмотря на то, что раввины имеют право выносить официальные решения по поводу еврейского закона, еврей, который достаточно обучен, также может принимать решения по поводу еврейского закона, не получая предписаний. Так, нет ничего уникального (с религиозной точки зрения) в том, чтобы быть раввином как представителем еврейского духовенства.

Седьмое отличие. В христианстве чудеса играют центральную роль, являясь основой веры. В иудаизме же, однако, чудеса никогда не могут быть основанием веры в Б-га. Тора говорит, что если человек предстанет перед народом и заявит, что Б-г являлся ему, что он — пророк, явит сверхъестественные чудеса, а затем станет наставлять людей нарушить что-либо из Торы, то этого человека следует убить, как ложного пророка (Дварим, 13:2-6).

Восьмое отличие. Иудаизм верит в то, что человек начинает жизнь с «чистого листа» и что он может получить благо в этом мире. Христианство верит в то, что человек изначально нечестив, отягощен Первородным Грехом. Это препятствует ему на пути достижения добродетели, и поэтому он должен обратиться к Иисусу как к спасителю.

Девятое отличие. Христианство основывается на предпосылке, что Мессия в образе Иисуса уже приходил. Иудаизм верит, что Мессия еще придет. Одной из причин, по которой иудаизм не может верить в то, что Мессия уже приходил, является то, что в еврейском представлении мессианские времена будут ознаменованы значительными переменами в мире. Даже если эти перемены произойдут естественным способом, а не сверхъестественным, то в мире воцарятся всеобщее согласие и признание Б-га. Поскольку с появлением Иисуса, по мнению иудаизма, в мире не произошло никаких изменений, то, согласно еврейскому определению Мессии, он еще не приходил.

Десятое отличие. Поскольку христианство нацелено исключительно на последующий мир, христианское отношение к человеческому телу и его желаниям подобно отношению к нечестивым искушениям. Поскольку последующий мир является миром душ, и именно душа отличает человека от других созданий, христианство верит, что человек обязан питать свою душу, и как можно больше пренебрегать своим телом. И это является путем достижения святости. Иудаизм признает, что душа более важна, но нельзя и пренебрегать желаниями своего тела. Поэтому вместо того, что бы попытаться отвергнуть тело и полностью подавить физические желания, иудаизм превращает исполнение этих желаний в святое действие. Святейшие христиане-священники и Папа дают обет безбрачия, тогда как для еврея создание семьи и продолжение рода святое действие. Тогда как в христианстве идеалом святости является принесение обета бедности, в иудаизме богатство наоборот является положительным качеством.

Осмелюсь дополнить рабби Нахума Амселя одиннадцатым отличием. В христианстве человек несет ответственность за совершенные им грехи перед Б-гом, исправить их может покаяние и исповедь перед священником, который наделен властью, именем Б-га и Иисуса Христа, отпускать с миром. В иудаизме же грехи делятся на две категории: грехи против Б-га и грехи против человека. Грехи, совершенные против Б-га, прощаются после искреннего покаяния человека перед самим Всевышним (никакие посредники в этом деле не допускаются). А вот преступления против человека даже сам Всевышний не прощает, простить такие преступления может только обиженная сторона, то есть другой человек. Таким образом, человек обязательно несет ответственность перед Б-гом, но это не освобождает его от ответственности перед людьми.

Еврейские корни христианства. В первую очередь, надо отметить форму богослужения в христианстве, которое имеет признаки еврейского происхождения и влияния. Сама концепция церковного ритуала, а именно собрание верующих для молитвы, чтение Святого Писания и проповедь, следует примеру богослужения в синагоге. Чтение отрывков из Библии является христианской версией чтения Торы и Книги Пророков в синагоге. Псалмы, в особенности, играют очень важную роль, как в католической, так и в православной литургии. Многие ранние христианские молитвы являются выдержками или обработкой еврейских оригиналов. А что уж говорить о многих формулировках в молитвах, наподобие «Амен», «Алилуйя» и т.д.

Если мы обратимся к одному из центральных событий Нового Завета — Тайной вечере, то увидим, что там идет описание самого настоящего пасхального седера, обязательного для каждого еврея в праздник Песах.

Нет нужды говорить, что само существование сходств не просто обостряло конфликт. Для евреев стало невозможным считать христиан просто носителями незнакомой и абсолютно чуждой религии, поскольку они предъявили права на наследие Израиля, склоняясь к тому, чтобы лишить еврейский народ действительности и подлинности его религиозного существования.

«Мы не можем позволить себе роскошь драться на всех полях сражений.
Так своей цели мы никогда не достигнем. Для этого мы слишком
малочисленны, и кровь сынов Израиля слишком драгоценна.
Наше оружие — Библия, и мир гоев должны положить к нашим ногам сами гои,
кровь и имущество которых по праву принадлежат нам».

рабби Ехиль Михль Пинес

"Единение иудейства и христианства имеет реальную почву духовного и естественного родства
и положительных религиозных интересов. Мы едины с иудеями, не отказываясь от христианства,
не вопреки христианству, а во имя и в силу христианства"
Алексий II

Само существование евреев, их невероятная живучесть и потрясающее торжество в закабалении народов уже наводит на серьезные думы. Где разгадка того, что одно-единственное племя, не имеющее собственного пристанища и рассеянное между остальными народами, несмотря на многократные гонения и высылку из всех стран, сохранило свое обличье и продолжает вынашивать свою маниакальную идею о мировом господстве?

Начать нам нужно с иудаизма — религии евреев, так как христианство — это его прямой и непосредственный продукт. И второе: хочешь понять народ — изучи его национальную религию и культуру . Мы не поймем ни христианство, ни евреев, если не поймем иудаизм. Особенностью иудаизма является то, что евреев разжигает злобная уверенность, что они — "богоизбранные", избранные своим богом для истребления других народов. За исключением тех, кого они сделают своими непосредственными рабами. Согласно библии, по договору с Иеговой, они за приношение жертвенной крови иноплеменников-язычников должны получить власть над миром.

Какие можно сделать выводы, если в библии Моисей послал Иисуса Навина и Халева Иефоннина на разведку. Вернувшись, те говорят: "Не бойтесь народа земли сей, ибо он достанется вам НА СЬЕДЕНИЕ" (Числа, 14:9 ). "Кроткий" Давид не просто убивает всех иноплеменников подряд (взрослых, младенцев, старцев), а сладостно измышляет изощренные пытки, кладет их под молотилки, под железные топоры, сжигает их в огненных печах (2 Царств, 12:31 ).

Кровожадностью, ненавистью к другим народам, стремлением их поработить пропитаны всё псалмы Давида. "...проси у меня, и Я дам народы в наследие тебе и во владение тебе пределы земли. Ты поразишь их жезлом, как сосуд горшечника, раздробишь их..." (Псалом 2:8-9 ). "...да торжествуют угодники во славе и да радуются на ложах своих, славословия богу в устах их и меч обоюдоострый в руке их. Чтобы совершить мщение над народами, наказание над племенами. Чтобы заключить царей их в узы и вельмож их в оковы железные..." (Псалом 149:5-8 ). "Дочь Вавилона, опустошительница! Блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!" (Псалом 136:7-9 ).

"Вы (евреи), овладеете народами, которые больше и сильнее вас, всякое место, на которое ступит нога ваша, будет ваше; никто не устоит против вас" (Второзаконие, 11:23-25 ).

"Ведет тебя (еврейский народ — SCh.) бог твой, в ту землю, которую он клялся... дать тебе с большими и хорошими городами, которых ТЫ НЕ СТРОИЛ, и с домами, наполненными всяким добром, которых ТЫ НЕ НАПОЛНЯЛ, и с колодезями, высеченными из камня, которых ТЫ НЕ ВЫСЕКАЛ, с виноградниками и маслинами, которых ТЫ НЕ САДИЛ, и будешь есть и насыщаться" (Второзаконие, 6:10-11 ).

Величайшие и самые радостные еврейские праздники — пасха (пейсах) и пурим.
Пасха — праздник в радость о поголовном умерщвлении египетских детей (Исход, гл. 1-16 ).
Пурим — праздник в радость о вырезанных поголовно 75 тысяч персов-язычников. И казнили не только мужчин, но женщин и детей (книга Есфири ). Иегова обещал своим последователям порабощение и владычество над миром, но только за неукоснительное соблюдение его заповедей.

Содержание молитвы Шепхох, произносимой в вечер пасхи, составлено из псалмов Давида: "Полей гнев твой на язычников, которые не признают тебя, и на царства, которые имени твоего не признают... Излей на них ярость твою, и пламень гнева твоего да обымет их... Преследуй их во гневе и истреби их из-под небес господних" (Псалмы 79:6, 69;25; Плач Иеремии, 3:66 ).

Знаток истории Рима, англичанин Эдуард Гиббон свидетельствует, что в Кириенаке при императоре Траяне евреи вырезали 220 тысяч греков, на Кипре — 240 тысяч. Их жертвами стало и огромное количество египтян. Многих из этих несчастных разрезали на части, довольствуясь примером Давида.

Еврейские историки начала XX века либо умалчивают об этих событиях, либо упоминают о них вскользь. Обычно об этом восстании говорится только то, что оно было жестоко подавлено римскими войсками с жертвами "бедных", "несчастных", "униженных" евреев. И ни слова о гигантских жертвах ни в чем не виноватого коренного населения, уничтоженного иудеями по требованию своей религии. А ведь ни на Киренаику, ни на Кипр иудеев никто принудительно не переселял. Они появились там как обычные переселенцы — купцы, и ростовщики. Коренное население не чинило никаких препятствий их приходу. Они добры, когда приходят. Но не когда обосновываются и начинают жить среди приютивших их народов.

Иудаизм задаётся талмудом — "священной" книгой евреев, высшим кодексом иудаизма. Само слово "талмуд" по-еврейски значит "инструкции". Это вроде свода правил, как гражданских, так и религиозных. В талмуд входят 52 томов, а 6 из них с сокращениями и отсевом некоторых "неудобных" мест переведены на нееврейские языки. Остальные 46 томов держатся в строгой тайне и известны лишь верхушке раввинов. О знакомстве с такой книгой, как "Иббур ", мечтают многие раввины низших степеней. Ветхий завет вырос из талмуда, ветхий завет — это сглаженные и прилизанные 6 книг талмуда, откуда убраны самые гадостные моменты (но хвосты всё равно остались). Новый завет, где описываются похождения Христа и послания апостолов вырос из ветхого завета. Оба этих завета задают единое целое — Библию. Противопоставление обоих заветов друг другу — это демагогия для скудоумных. На самом деле ветхий завет служит базой новому завету. Без ветхого завета новый завет немыслим.

И в Талмуде и в Новом завете в качестве законоучителей выступают исключительно иудеи, только под разными названиями: в первом — рабби, то есть раввины, во втором — апостолы, что по-гречески значит «посланцы». Имеются в виду, понятно, посланцы всё того же иудейского бога Яхве, имя которого в Библии, которую сами иудеи впервые переводили на греческий язык, дабы не раздражать неиудеев, везде заменено словом «господь». Но от перемен мест слагаемых сумма, как известно, не меняется.

Непонимание сути Библии доходит до того, что христиане не способны ответить даже на самые простые, на самые элементарные вопросы относительно этой книги — прямого предмета своей веры. Спросите любого христианина: "Сколько религий задаёт библия? Как они называются? Чем они отличаются? Почему они находятся в одной книге?". Вы чаще всего услышите неправильные ответы. Скорее всего, на них вообще никто не ответит. А фокус заключается в следующем.

Все канонические религиозные книги обычно задают одну религию. Например, коран задает ислам и ничего кроме этого, а Авеста задает один зороастризм. В случае же с библией всё иначе: она задаетДВЕ религии. Одна (ветхий завет) — иудаизм, другая (новый завет) — христианство. В чем их разница? Разница огромная, но это чётко почти нигде не освещается, что позволяет сколько угодно морочить голову. Иудаизм и христианство практически противоположны по системе ценностей. Но почему они находятся в одной книге? Как они могут вместе уживаться, хотя они так отличаются друг от друга? Ответ весьма прост.

Библия — это ОДНА книга, составленная из ДВУХ религиозных систем . Библия — это всемирный план построения рабовладельческого строя. Во всяком рабовладельческом строе есть класс рабов, которые являются вещью, и класс рабовладельцев, которые имеют рабов и делают с ними, что захотят. Иудаизм — это религия для рабовладельцев (евреев). Христианство — это религия для рабов (неевреев). Вот и вся библия. Главная суть христианства — выпестовать побольше презренных рабов. Иудаизм и Христианство формируют два противоположных психотипа . Иудаизм формирует мышление рабовладельца. Христианство формирует мышление раба. Вот и все еврейские игры в христианство.

Иудаизм поднимает самооценку еврея на высоту духа. Еврею говорят: "Ты — избран богом. Все остальные народы — это нечеловеки, служебный скот. Ты должен управлять другими людьми. Тебе надо пробиваться везде и тянуть своих. Собственность гоя — это твоя собственность, которая пока что временно находится у него. Око за око, зуб за зуб ". Поэтому евреи идут не сталь варить и не уголь в шахтах добывать и не лифты ремонтировать, а идут в банки, в СМИ, в руководители, в коммерческие структуры, где везде есть свои.

Христианство учит человека противоположному: "Ты — раб божий. Ты человек маленький, грешный. Тебе надо покаяться, смирись, гордость — это грех, интерес к женщинам — это грех, полнокровная жизнь — это грех. Мысль о грехе — тоже грех. Не заботься о дне завтрашнем, так говорил Иисус. Терпи, ибо бог терпит и нам велел. Дали в морду — подставь другую щеку. Отнимают верхнюю одежду — отдай и рубашку. Насилуют жену — предложи ещё и дочь. Раздай своё имение нищим, бери свой крест и вперед. И снизойдет на тебя благодать Его. А будешь своевольничать — загремишь в ад ".

Христианские иерархи и не стесняются открыто называть христиан агнцами (овцами), которых надо пасти. А те, кто пасет, прямо называются пастухами (пастырями). И христианин с этим соглашается. Христиан зовут рабами божьими, они и сами себя так называют. Такое обращение с собой они считают нормальным. Для них это естественно. Можно припомнить обряд венчания "раба божьего к рабе божьей". Но ещё лучше вспомнить весьма характерное изречение апостола Павла : "Рабы, повинуйтесь господам со смирением ". Главное, чтобы не просто рабом божьим был, а грешным рабом.

Церковники очень любят поговорить о возвращении стада круглосуточных баранов (овец) в загон (в лоно святой церкви). Это одна из их любимых тем. Овца — самое часто упоминаемое в библии животное.

В идеале евреи-рабовладельцы хотели бы, чтобы рабы-христиане вели себя как их учит Христос: "...любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас" (Мф., 5:43-44) . То есть, идеальный христианин — это убогое и затравленное существо, который после удара с готовностью подставляет другую щеку.

Библия — это история евреев. Иисус — еврей. Апостолы — евреи. Писали эти книги — евреи. Все персонажи — евреи. Эта история предназначена для евреев и пропагандирует превосходство евреев над остальными народами.

Причину трагической натянутости между христианством и иудаизмом нельзя объяснить просто различиями в религиозных убеждениях и догмах, которые существуют также в отношении всех прочих религий. Если посмотреть со стороны евреев, то можно предположить, что причина состоит в долгой истории христианских гонений. Однако это не первопричина, так как гонения - это следствие уже существующего конфликта между христианством и иудаизмом. Эта проблема как никогда актуальна в наше время.

Время, когда необходимо задуматься о будущем отношений между евреями и христианами. Ведь только сейчас представители христианских церквей в открытую признали, что причина преступлений против евреев - в первую очередь в религиозной нетерпимости. В XX веке антисемитизм обрел форму, опасную для самого христианства. Тогда определенные круги христианского мира начали пересматривать свои позиции.

Последовали извинения от католической церкви за многовековые преследования евреев. Протестантские церкви, в большинстве своем, призывают к пониманию Б-жьей миссии еврейского народа в этом мире. О нынешней позиции православия по этому вопросу судить трудно, так как эта позиция просто не высказывается.

Говорить о проблемах, возникших между христианами и иудеями, надо, начиная с анализа противоречий, в которые попала церковь, объявив себя Новым Израилем. Первые христиане заявляли о том, что они не новая религия, а последовательные продолжатели иудаизма. Все концепции христиан взяты из обещаний и пророчеств еврейского Святого Писания (ТаНаХа). Сам центральный образ христианства Иисус, не просто спаситель, но и обещанный еврейскому народу Мошиах, потомок царя Давида. Кстати, представленное в Новом Завете происхождение Иисуса вызывает массу справедливых вопросов.

Церковь настойчиво заявляла, что она являлась непосредственным продолжением того Б-жественного действия в истории, основной частью которого есть избранность народа Израиля. Тем временем евреи продолжали существовать, утверждая, что Библия принадлежит им, что их понимание Библии является единственно законным, и клеймя христианское трактование, как ересь, ложь и идолопоклонство. Эта взаимная оппозиция и создала климат враждебности и неприятия, который сделал и без того сложные иудейско-христианские отношения еще более противоречивыми.

Нежелание евреев принимать новое учение породило много проблем для христианской теологии, в том числе и для одной из главных доктрин - миссионерской, суть которой в том, чтобы донести Евангелие, т.е. «Благую весть», до тех, кто не знает о ней. Евреи, однако, изначально относились к другой категории, будучи первыми получателями Б-жественного обещания, но отклонившие его. В глазах христиан евреи стали живым свидетельством упрямства и слепоты.

Еврейская история в христианском мире отмечена чередованием более или менее жестоких притеснений, относительной терпимости, изгнаний и периодических погромов. Идейно же христианство полностью проникнуто философией иудаизма. В основу предлагаемых христианством ответов на вопросы о смысле бытия, структуре Вселенной, душе человеческой, о рождении и смерти, о вечности положены представления, сформулированные задолго до появления Иисуса Христа. Они даются в Торе.

Неоспорим тот факт, что большинство людей до сих пор не знают о столь тесном духовном родстве двух религий и о том, что в основу всех моральных ценностей западного мира положены не просто христианские ценности, а ценности, заимствованные у иудаизма. Даже десять основных заповедей, предлагаемых в Евангелии и ставших основой западной морали, известны каждому еврею как десять главных заповедей, данных Б-гом народу Израиля на горе Синай.

И все же христианство отличается от иудаизма, иначе оно не может быть другой религией. Выдающийся ученый нашего времени рабби Нахум Амсель приводит десять таких отличий.

Первое отличие. Большинство религий мира, включая христианство, поддерживают доктрину, что неверующие в эту религию будут наказаны и не получат места на Небесах или в Мире Грядущем. Иудаизм в отличие от любой значительной мировой религии считает, что нееврей (который не обязательно должен верить в Тору, но который соблюдает семь заповедей, данных Ною), обязательно получит место в Мире Грядущем и называется праведным неевреем. В число этих заповедей входят: 1) верить, что мир создан и управляется одним Б-гом (не обязательно еврейским); 2) учредить суды закона; 3) не воровать; 4) не совершать прелюбодеяний; 5) не поклоняться идолам; 6) не есть части от живого животного; 7) не богохульствовать. Каждый, кто соблюдает эти основные принципы, получает место на Небесах (Синедрион, 56б).

Второе отличие. В христианстве самой важной идеей является вера в Иисуса, как спасителя. Эта вера сама по себе дает человеку возможность быть спасенным. Иудаизм считает, что выше всего для человека - это служение Б-гу посредством выполнения его воли, и это даже выше веры. В Торе есть строфа, гласящая: «Он Б-г мой, и прославлю Его». В обсуждении того, как человек может прославить и превознести Б-га, Талмуд отвечает, что именно посредством действий. Следовательно, высочайшей формой уподобления Б-гу - совершение действия, а не чувства или вера. Вера должна проявляться в поступках, а не в словах.

Третье различие. Основным убеждением иудаизма является вера в одного Б-га. Не может быть в мире никакой иной высшей силы кроме Б-га. Кроме веры в концепцию Бога христианство верит в концепцию Сатаны как источник зла, который является силой, противоположной Б-гу. Иудаизм весьма конкретен по поводу убеждения в том, что зло, как и добро, происходит от Б-га, а не от иной силы. Строфа из Святого Писания гласит: «Я [Б-г] творю мир и произвожу бедствия». (Ишаягу, 45:7). Талмуд говорит еврею, что, когда наступает беда, еврею надлежит признать Б-га Справедливым Судьей. Так, еврейской реакцией на очевидное зло будет приписать его происхождение Б-гу, а не какой-либо иной силе.

Четвертое различие . Иудаизм считает, что Б-г, по определению, не имеет формы, образа или тела, и что Б-г не может быть представлен ни в какой форме. Это положение даже входит в тринадцать основ веры иудаизма. С другой стороны, христианство верит в Иисуса, который как Б-г принял человеческий образ. Б-г говорит Моисею, что человек не может увидеть Б-га и остаться живым.

Пятое отличие. В христианстве самой целью существования является жизнь ради последующего мира. Хотя иудаизм тоже верит в Мир Грядущий, это не является единственной целью жизни. Молитва «Алейну» говорит, что главная задача жизни в улучшении этого мира.

Шестое отличие. Иудаизм верит в то, что каждый человек состоит в личных отношениях с Б-гом и что каждый человек может ежедневно общаться с Б-гом напрямую. В католицизме священники и Папа выполняют функцию посредников между Б-гом и человеком. В отличие от христианства, где духовенство наделено возвышенной святостью и особыми отношениями с Б-гом, в иудаизме нет абсолютно никаких религиозных действий, которые мог бы совершить раввин, но не мог бы совершить любой отдельный еврей. Так, вопреки представлениям многих людей, раввину не обязательно присутствовать на еврейских похоронах, еврейской свадьбе (обряд можно провести и без раввина), или при совершении других религиозных действий. Слово «раввин» означает «учитель». Несмотря на то, что раввины имеют право выносить официальные решения по поводу еврейского закона, еврей, который достаточно обучен, также может принимать решения по поводу еврейского закона, не получая предписаний. Так, нет ничего уникального (с религиозной точки зрения) в том, чтобы быть раввином как представителем еврейского духовенства.

Седьмое отличие. В христианстве чудеса играют центральную роль, являясь основой веры. В иудаизме же, однако, чудеса никогда не могут быть основанием веры в Б-га. Тора говорит, что если человек предстанет перед народом и заявит, что Б-г являлся ему, что он - пророк, явит сверхъестественные чудеса, а затем станет наставлять людей нарушить что-либо из Торы, то этого человека следует убить, как ложного пророка (Дварим, 13:2-6).

Восьмое отличие . Иудаизм верит в то, что человек начинает жизнь с «чистого листа» и что он может получить благо в этом мире. Христианство верит в то, что человек изначально нечестив, отягощен Первородным Грехом. Это препятствует ему на пути достижения добродетели, и поэтому он должен обратиться к Иисусу как к спасителю.

Девятое отличие . Христианство основывается на предпосылке, что Мессия в образе Иисуса уже приходил. Иудаизм верит, что Мессия еще придет. Одной из причин, по которой иудаизм не может верить в то, что Мессия уже приходил, является то, что в еврейском представлении мессианские времена будут ознаменованы значительными переменами в мире. Даже если эти перемены произойдут естественным способом, а не сверхъестественным, то в мире воцарятся всеобщее согласие и признание Б-га. Поскольку с появлением Иисуса, по мнению иудаизма, в мире не произошло никаких изменений, то, согласно еврейскому определению Мессии, он еще не приходил.

Десятое отличие. Поскольку христианство нацелено исключительно на последующий мир, христианское отношение к человеческому телу и его желаниям подобно отношению к нечестивым искушениям. Поскольку последующий мир является миром душ, и именно душа отличает человека от других созданий, христианство верит, что человек обязан питать свою душу, и как можно больше пренебрегать своим телом. И это является путем достижения святости. Иудаизм признает, что душа более важна, но нельзя и пренебрегать желаниями своего тела. Поэтому вместо того, что бы попытаться отвергнуть тело и полностью подавить физические желания, иудаизм превращает исполнение этих желаний в святое действие. Святейшие христиане-священники и Папа дают обет безбрачия, тогда как для еврея создание семьи и продолжение рода святое действие. Тогда как в христианстве идеалом святости является принесение обета бедности, в иудаизме богатство наоборот является положительным качеством.

Осмелюсь дополнить рабби Нахума Амселя одиннадцатым отличием.

В христианстве человек несет ответственность за совершенные им грехи перед Б-гом, исправить их может покаяние и исповедь перед священником, который наделен властью, именем Б-га и Иисуса Христа, отпускать с миром. В иудаизме же грехи делятся на две категории: грехи против Б-га и грехи против человека. Грехи, совершенные против Б-га, прощаются после искреннего покаяния человека перед самим Всевышним (никакие посредники в этом деле не допускаются). А вот преступления против человека даже сам Всевышний не прощает, простить такие преступления может только обиженная сторона, то есть другой человек. Таким образом, человек обязательно несет ответственность перед Б-гом, но это не освобождает его от ответственности перед людьми.
Еврейские корни христианства. В первую очередь, надо отметить форму богослужения в христианстве, которое имеет признаки еврейского происхождения и влияния. Сама концепция церковного ритуала, а именно собрание верующих для молитвы, чтение Святого Писания и проповедь, следует примеру богослужения в синагоге. Чтение отрывков из Библии является христианской версией чтения Торы и Книги Пророков в синагоге. Псалмы, в особенности, играют очень важную роль, как в католической, так и в православной литургии. Многие ранние христианские молитвы являются выдержками или обработкой еврейских оригиналов. А что уж говорить о многих формулировках в молитвах, наподобие «Амен», «Алилуйя» и т.д.

Если мы обратимся к одному из центральных событий Нового Завета - Тайной вечере, то увидим, что там идет описание самого настоящего пасхального седера, обязательного для каждого еврея в праздник Песах.

Нет нужды говорить, что само существование сходств не просто обостряло конфликт. Для евреев стало невозможным считать христиан просто носителями незнакомой и абсолютно чуждой религии, поскольку они предъявили права на наследие Израиля, склоняясь к тому, чтобы лишить еврейский народ действительности и подлинности его религиозного существования.

ПАВЕЛ АРЬЕ