Почему ореховый спас называют третьим и хлебным. Ореховый спас: все о празднике

29 августа отмечается Третий Спас, который ещё называют хлебным, ореховым, холщовым, Спасом на полотне. Православная церковь в этот день празднует перенесение из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа (Убруса) Иисуса Христа.

О Нерукотворном образе существует такое предание. Эдессой правил больной проказой царь Авгарь. Узнав о чудесах, творимых Спасителем, он решил обратиться к Нему за помощью. Правитель написал Иисусу письмо с просьбой приехать и вылечить его. Отнести письмо доверили живописцу Ананию, которого попросили изобразить лик Христа, если Господь не сможет лично прийти в Эдессу.

Придя в Иерусалим, живописец нашел Христа, окруженного людьми. Христос Сам подозвал Анания, который вручил Ему письмо и передал просьбу императора. Видя, что у живописца никак не получается нарисовать Его портрет, Спаситель попросил принести воды и убрус (полотенце). Иисус умыл лицо и отер его полотенцем, на котором отпечатался Божественный лик.

Анания перенес убрус в Эдессу и вручил Авгарю, который, вытерев им лицо, исцелился. Позже в Эдессу пришел апостол Фадей. Он крестил царя Авгаря и всю его семью, а также многих жителей города, уверовавших во Христа. Убрус был укреплен у входа в город. В 944 году святыню выкупил император Константин Багрянородный и перевез в Константинополь.

Ореховый Спас: традиции и обычаи праздника

К празднованию Третьего Спаса хозяйки начинали готовиться накануне. С вечера ставили опару, чтобы рано утром испечь каравай из муки нового урожая. Отсюда и другое название праздника – Хлебный Спас. Название «ореховый» появилось из-за того, что к этому времени поспевают орехи, которые на Руси считали символом богатства и благополучия. В старину верили, что если носить с собой орех – двойчатку или тройчатку (на одной веточке два или три ореха), ‒ то недостатка в деньгах никогда не придется испытывать. С 29 августа начинали собирать орехи и заготавливать их на зиму. Сбор мог длиться несколько дней. Богатый урожай ореха предвещал хороший урожай ржи в следующем году.

В честь Нерукотворного образа праздник ещё называли «Спасом на холсте», «Спасом на полотне», «холщовым Спасом». В селе Зеленые Горы (Нижегородская область) в этот день проводилась ярмарка, на которой торговали разными тканями. Отсюда и общеизвестная поговорка: «Первый Спас – на воде стоят, Второй Спас – яблоки едят, Третий Спас – на зеленых горах холсты продают ».

В народе Третий Спас считался полупраздником. Отмечали его в основном женщины. После этого дня начинали сеять озимый хлеб. В старину на поля своих мужей хозяйки провожали с хлебом и солью. На телегу клали три снопа, а на них мешки с рожью, предназначенной для посева. Засевальщика на поле встречали ребята с пирогом и гречневой кашей. Потом эти угощения съедали всей семьей.

В этот день загадывали о сроках посева яровых. Для этого из трех колосков дожинного снопа брали зерна и закапывали их в поле в трёх разных местах. Затем примечали: «Если раньше и лучше зайдут зерна из первого колоса, то посев должен быть ранним, второго – средним, третьего – поздним».

Ещё на Третий Спас чистили целебные источники, святили новые колодцы, пили подземную воду, обходили кругами колодцы, как бы замыкая теплое время.

Приметы, суеверия и поговорки на Третий Спас

  1. Третий Спас хлеба припас.
  2. Третий Спас – всем праздникам праздник (урожай собран, можно накрыть богатый стол).
  3. Если к Третьему Спасу улетели журавли, то под будут морозы; если нет – зима будет поздняя.
  4. Ласточки отлетают в три раза, в три Спаса.
  5. Если на Третий Спас вода в водоёмах спокойная, то осень будет тихая, а зима без метелей.
  6. Змеи в этот день уходят в норы.

Видео: Третий Спас – хлебный, ореховый

Ореховый спас отмечают 29 августа. В православном мире у лета долгие и веселые проводы: на август выпадает сразу несколько значительных церковных дат.

После завершения и празднования Успения Пресвятой Богородицы, финальным аккордом отмечают Ореховый спас. 29 августа люди готовятся к приходу осени и благодарят природу за щедрый урожай.

История праздника Ореховый спас

То, что в народе почитают как шумные проводы лета, церковь трактует по-своему. Верующие отмечают в этот день перенесение Нерукотворного образа Христа из Эдессы в город Константинополь. Или, коротко говоря, Нерукотворный спас.

Согласно преданиям, заболевший проказой эдесский царь Авгарий уверовал во Христа, ни разу его не видев.

Чтобы помолиться хотя бы его лику об исцелении, он послал живописца сделать портрет Иисуса. Но труды художника были напрасны, ему не удалось запечатлеть лицо Спасителя.

Христос увидел его старания, узнал о просьбе царя, а затем попросил у мирян полотенце и воду. Иисус умылся и вытер лицо, как вдруг чудесным образом его лик отпечатался на полотне.

В последствии этот холст был передан в Эдессу и оказался чудотворным: царь быстро излечился от проказы. Нерукотворному образу стали поклоняться, именно с него написаны первые иконы, изображающие Иисуса Христа.

Народные обычаи – как отметить Ореховый спас

Праздник также называют Спас на полотне, Третий, Хлебный, Нерукотворный или Холщовый спас, но более всего закрепилось слово «Ореховый» .

К концу лета в лесу поспевали орехи и начинались организованные сборы ценного продукта.

Первой в чащу посылали пожилую даму и ждали, сколько лещины ей удастся набрать. То, что приносила женщина, становилось эталоном: остальные мужчины и девицы должны были собрать столько же или больше. Добытые орешки освящались в церкви.

Хозяйки в этот день не скучали. Они готовили к столу ароматную выпечку с фундуком, медом, грибами и маком. Главным угощением во время застолья становился роскошный каравай, испеченный из муки урожая этого года.

Орехи заготавливали на зиму как ценный источник витаминов и микроэлементов. Хранились они хорошо, и потому в тугое, суровое время заменяли овощи и фрукты.

Из древесины орешника делали кресты, из веток мастерили . Их вешали на входную дверь, защищая жилище от нечисти и сглаза.

Заботливые хозяйки старались заготовить в этот день и целебную настойку. Ее делали из водки и грецких орехов (точнее, из их горьких перемычек), и использовали в течение года при болезнях.

Кроме того, именно в этот день плели банные ореховые веники, причем сушили их вдали от прочих. Верующие наделяли их особой силой, полагая, что те способны и исцелить, и сил придать.

Среди обычаев на третий, Хлебный Спас, обязательным было посещение баньки. Парились свежими вениками, собранными их веток орешника, укрепляя веру, тело и дух.

В эти даты сеяли озимую рожь. Женщины устраивали для мужчин, идущих в поле, торжественные проводы – с хлебом и солью. Днем молились о добром урожае, а вечером непременно готовили пирог с ароматной кашей.

Ореховый или Хлебный спас: приметы и суеверия

По лесу в эти дни бродили осторожно, особенно в вечерние часы. С собой всегда брали защитные обереги.

Все потому, что крестьяне верили: в августовский день ведьмы отправляются в чащу за древесиной орешника, чтобы изготовить из нее волшебные палочки. Может, не зря это дерево считали магическим?

Крестьяне полагали, что одновременно хлебом и орехами природа в должном объеме не балует. Поэтому, если в одном году выше всех похвал был урожай орехов, значит, на будущее лето хорошо вызреет хлеб.

Многие птицы (журавли, ласточки) на Ореховый спас вылетают на юг. Если на август выпало много гроз, значит, осень будет теплая, комфортная и сухая.

Раньше 29 августа стартовали народные ярмарки, повсюду начинали торговать холстами и не только. Время для купцов было очень прибыльным.

Считалось, что с праздника нельзя уходить без покупки, иначе не видать благополучия на следующий год. Поэтому народ сметал с прилавков практически все – красивые полотна, наряды для малышей, обереги.

Сегодня в этот день в церкви проходит обряд малого освящения. Прихожане могут принести корзины, наполненные орехами, медом, хлебом, садовыми фруктами и другими продуктами земледелия.

Кроме того, на Третий спас освящают колодцы, воду и питьевые источники.

Ореховый или Хлебный Спас – народный праздник, который отмечают 29 августа на следующий день после праздника Успения Пресвятой Богородицы – это последнее, третье празднество уходящего лета, который символизирует окончание сбора урожая.

Православная церковь в этот день празднует перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Иисуса Христа. В этот же день церковь совершает празднование икон Пресвятой Богородицы Федоровской и Порт-Артурской.

Ореховый спас

Третий Спас называют Ореховым, Хлебным и даже Холщовым. Наши предки в этот день пекли хлеб, собирали поспевшие орехи и торговали на ярмарках льняным полотном. В народе говорили: «Первый Спас — на воде стоят; — яблоки едят; Третий Спас — на зеленых горах холсты продают».

Другие названия Орехового Спаса

В последние августовские дни на Руси издревле начинался сбор диких орехов (лещины), а также выпечка хлеба из зерна нового урожая и торговля домоткаными полотнами и холстами. В связи с этим праздник также называли:

Спас на холстах,

Спас на полотне,

Холщовый спас .

Также этот день назывался Малым спасом - он считается как бы полупраздником, поскольку приходится на послепразднование очень важного в православии праздника - Успение Богородицы.

Ну, а народные называния праздника - Осенний спас и Холодный Спас - напоминают, что с окончанием августа лето, увы, уступает место осени.

Традиции и обычаи

Самая главная традиция Орехового Спаса , как и других больших религиозных праздников - посещение богослужений в церкви и молитва.

По церковной традиции в эти дни освящают орехи (лещину, грецкие орехи), хлеб и караваи из муки первого урожая.

В этот день по традиции заканчивали уборку хлебов и пекли первый каравай из муки нового урожая. Хлеб освящали в церкви и затем ели всей семьей.

В старину ходили такие пословицы: «Третий Спас - хлеба припас», «Коль хорош Третий Спас, будет зимой квас».

Обряд хранить остатки первого каравая, завернутые в холщовую тряпочку за иконой, сохранился в некоторых селах до наших дней. Люди считали, что таким образом приманивали в дом благополучие и оберегали семейство от голода.

Во многих городах и селах на Хлебный или Ореховый Спас устраивали ярмарки - считалось, что торговля в этот день будет особенно благоприятной.

На ярмарках можно было встретить изобилие различных тканей, за которыми охотно приходили селяне, так как в народе бытовало мнение, что в этот день нужно что-то приобрести из тканей.

Хлебный (Ореховый) Спас не принято было отмечать каким-то особым образом, так как в это время страда была в разгаре, и людям было не до развлечений. Они утром посещали церковь, святили орехи, хлеб, зерна и отправлялись готовить ниву к озимым посевам.

Также в этот день хозяйки заготавливают лечебную ореховую настойку: перемычки грецких орехов заливают водкой и настаивают в темном месте.

Праздновали Ореховый спас уже не с таким размахом, как Яблочный и Медовый. Лето заканчивалось, начинались холода. И люди старались поскорее заготовить еду в своих амбарах.

В обед шли в церковь, чтобы осветить хлеб и пироги из нового зерна. Молились перед иконой мученика Диомида.

К вечеру крестьяне чистили целебные подземные источники, чистили колодцы. В общем, готовились к осени и зиме. А уже потом садились за стол. Подавать принято было настойку на основе грецких орехов, а также хлеб и пироги.

Ну и заканчивали день мытьем в бане. Люди делали веники из орешника, который защищал их от болезней и сглаза.

Хозяйки пекли хлеб и пироги с грибами, готовили различные блюда с добавлением орехов и угощали ими своих родных и близких. Так как Успенский пост закончился, на стол выставляли кушанья из мяса и рыбы. Но главными блюдами были:

  • свежая выпечка;
  • яблоки с медом.

Обычаи и приметы на ореховый спас

В этот день можно употреблять в пищу орехи из нового урожая, перед этим их освещают в церкви. Существует примета, что если урожай плодов орехового дерева хороший, то на следующий год будет богатый урожай ржи.

На Ореховый Спас принято сеять озимые и печь пироги из муки нового урожая.

Наши предки после утреней молитвы провожали мужчин с хлебом и солью на поле. В телегу укладывали три снопа, поверх которых помещали мешки ржи для посева. Придя на поле, мужчины отведывали гречневую кашу, а после посева, вернувшись домой, они ели кашу и пироги в кругу всей семьи.

Поговорки и приметы

  • Третий Спас хлеба припас.
  • Урожай на орехи - урожай хлеба на будущий год.
  • Урожая на орехи двух лет сряду не бывает.
  • Если журавль отлетит к третьему Спасу, то на Покров будет морозно.
  • Ласточки отлетают в три раза, в три спаса.
  • «Після Успення прийшло - сонце на осінь пішло» (укр.)

Если при сборе орехов один из них упал на голову, будет неожиданная прибыль.

Как предсказать погоду на Спас?

Журавли, улетевшие до Третьего Спаса, - признак наступления заморозков до середины октября (до 14 октября, когда отмечают Покрова). Гроза в этот день предвещает теплую осень. Ее же признаком является спокойное течение реки в праздник.

Хлебный или Ореховый Спас: заговоры

В этот день нужно обязательно принести в дом немного собранных орехов. Очень хорошо, если вы сможете отыскать двойной или тройной орех – это значит, что скоро вы обязательно разбогатеете. На такой плод нужно прочитать специальный заговор:

«Пусть счастливый орех станет для меня оберегом,

Принесет мне удачу и денег целую телегу».

Храните заговоренный орешек рядом со своим кошельком. Можете его носить с собой. Он поможет привлечь в вашу жизнь деньги и значительно улучшить финансовое положение.

Существует поверье, что 29 августа каждая ведьма делала себе волшебную палочку. Материалом для её изготовления служил орешник, который в этот день наполняется особой магической силой. Простые люди на третий Спас делали себе веники из ореха для бани. Считалось, что использование этих веников поможет излечиться от разных болезней. Но сушить и хранить их нужно отдельно.

Заговор на Ореховый Спас на замужество

Девушки, у которых по каким-то причинам не получается выйти замуж, могут провести любовный ритуал. Для этого 29 августа вам нужно сорвать орех и принести его домой. Расколоть его на две половинки. Съедобную часть уберите.

«В одно целое две части соединила, нашу любовь скрепила.

Будет раб Божий (имя) обо мне рабе Божьей (имя) тосковать,

Обо мне одной думать и мечтать.

Наши сердца в унисон забьются,

А судьбы навсегда переплетутся.

Пусть Ореховый Спас моё желание исполнит,

Мою жизнь счастьем наполнит. Аминь».

После этого возьмите орех, отнесите к дому любимого и закопайте его там.

Гадание на любовь и отношение на Ореховый Спас

Сорвав орех с дерева, его нужно съесть и определить его вкус. Сладкий он предвещает удачу в любовных делах, горький – разочарование, предательство любимого человека, недоспевший орех сообщает о важной новости, а гнилой сулит неприятности.

Как загадать желание на Спас?

Есть много способов загадывания желаний на третий спас. Вот те, которыми пользуюсь я. Это очень простые гадания, но у меня сбывались предсказания, так, что я в них верю.

  1. Из собранных орехов берут в руки приглянувшийся из них по внешнему виду, задумывают желание. Затем его нужно расколоть. Вкусное, крупное ядро предвещает исполнение загаданного, пустой или гнилой орех – признак того, что ему не суждено исполниться.
  2. После загадывания желания нужно взять в руки много орехов (сколько поместится), раскинуть на столе, пересчитать их количество. Четное число будет означать скорое исполнение задуманного.
  3. На улице чертят круг радиусом 15-20 см, бросают в него 13 орехов, предварительно перемешав их в руках и загадав желание. Бросать плоды нужно не вниз, а вверх. Задуманное сбудется, если в центр круга попадет большая часть орехов (7-13). Если их меньше – желание не исполнится. Можно внимательно присмотреться на композицию из орехов в круге. Ее форма, расположение могут о чем-то рассказать гадающему, если тот подключит воображение.

Что приготовить на Третий Спас? Праздничный стол на Ореховый или Хлебный Спас

Во время застолья принято радоваться закончившейся жниве и лакомиться угощениями. Нужно попробовать все блюда праздничного стола, чтобы был достаток и здоровье.

Хлебный Спас приходится на окончание Успенского поста, в это время уже можно кушать различные блюда. Главой стола являются орехи. Третий Спас завершает августовские Спасы, в честь которых принято кушать еще яблоки, мед. Эти продукты наряду с орехами являются главными ингредиентами, из которых готовят праздничные угощения.

Не стоит игнорировать и мясные блюда. Их можно усовершенствовать, добавляя в них орехи, фрукты.

В этот день на столе обязательно должен быть хлеб, испеченный из новой муки. Угощаются и угощают гостей не только в доме. Можно выйти на улицу, раздать соседям и прохожим приготовленные блюда.

Рецепт на Ореховый Спас — Печенье с орехами и медом

Вариант быстрой выпечки - невесомые медово-арахисовые «улитки» из покупного теста. Если не придерживаться точного списка ингредиентов, идеальное во всех отношениях тесто для штруделя заменяют слоеным, слоено-дрожжевым, арахис - фундуком, грецким или миндалем, цветочный мед - сахаром, а от придающего глянец желтка и вовсе отказываются.

Ингредиенты

  • тесто-полуфабрикат для штруделя - 200 г;
  • арахис - 100 г;
  • мед - 50 г;
  • яйца - 1 шт.

Как приготовить

  1. Орехи предварительно прогреваем на сухой сковороде - держим пару минут при высокой температуре, снимаем шелуху и даем раскрыться аромату.
  2. Измельчаем арахис, прокатав обычной скалкой вручную, или в чаше блендера.
  3. Арахисовую крошку смешиваем с медом любого сорта - начинка для выпечки готова!
  4. Так как у нас «живое» тесто, не подвергшееся заморозке, сразу разворачиваем рулон, покрываем равномерным слоем сладкой начинки из арахиса и меда - снова скручиваем пласт.
  5. Разрезаем «сверток» заготовками шириной около 2 см.
  6. Выкладываем будущие «улитки» срезом вверх/вниз на пергамент - соблюдаем небольшую дистанцию. Разбавленным с водой или молоком яичным желтком смазываем «шайбы» и ставим в уже прогретую до максимума духовку. Выпекаем при температуре 180 градусов примерно 20 минут.
  7. Свежеиспеченные «улитки» остужаем на решетке и перед подачей слегка «припудриваем».
  8. Домашние медово-арахисовые «улитки» одинаков хороши как с кофе, чаем, так и молоком или ягодным морсом!

Ореховый Спас в 2019 году отмечается 29 августа. Это народно-христианский праздник, последний из трех Спасов. Он связан с почитанием полотна, на котором изображен образ Спасителя. Официальное церковное название праздника - Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа. В народе этот день также называют Третьим или Хлебным Спасом.

История праздника

Ореховый, или Холщовый Спас приурочен к событию, которое произошло при жизни Иисуса Христа. Правитель сирийского города Эдесса Авгарь болел проказой. Он верил, что Иисус может исцелить его от болезни. Авгарь написал ему письмо и отправил с ним живописца Ананию, чтобы тот передал его и нарисовал портрет Сына Божьего. По прибытии в Палестину художник увидел Христа, окруженного толпой людей. Не имея возможности пробраться к Иисусу, Анания встал на высокий камень и пытался изобразить портрет. Попытка не увенчалась успехом.

Христос заметил художника и приказал принести воду и полотенце (убрус). Он умылся и вытер лицо. На полотенце отпечатался его образ. Иисус отдал убрус Ананию и послал с ним обратно в Эдессу своего ученика. Авгарь при помощи этого полотенца исцелился от проказы. Жители Эдессы считали убрус великой святыней и поклонялись ему. 29 августа 944 года по приказу императора Константина его перевезли в Константинополь. В 1204 году, во времена крестового похода, святыня была утеряна.

Название «Ореховый» праздник получил за то, что в этот день начинался сбор урожая орехов. Спасом на холстах его именовали потому, что 29 августа было принято торговать холстами и полотнами. Название «Хлебный» он получил за то, что в это время заканчивалась уборка хлеба.

Традиции и обряды праздника

В Ореховый Спас в храмах проходят богослужения. Прихожане освящают орехи, мед, фрукты, хлеб.

Начинается заготовка лещины. Земледельцы убирают зерновые, подготавливают поля к посеву озимых культур. Хозяйки готовят пироги, булочки, пряники из муки нового урожая. Внутрь они кладут ореховую начинку. Домашней выпечкой принято угощать родственников и соседей. В этот праздник семьи собираются за богатым столом. Хозяйки готовят мясные и рыбные блюда, молочные продукты. На столе присутствуют яблоки, мед и орехи.

Хозяйки готовят лечебные настойки. Они заливают орехи коньяком или водкой и ставят в темное место. Эту настойку используют зимой против простуды. В этот день принято засушивать ветки орешника и делать из них веники для бани.

В некоторых регионах сохранились традиции устраивать ярмарки, на которых торговцы продают полотняные изделия.

Что можно есть в Ореховый Спас

К Ореховому Спасу уже заканчивается Успенский пост, поэтому разрешается употреблять в пищу любые блюда и продукты, алкогольные напитки.

Что нельзя делать в Ореховый Спас

В этот праздник запрещается ругаться, обижать близких людей, грубить и отказывать нуждающимся в помощи.

Приметы и поверья

  • Гроза в этот день - примета теплой осени.
  • Если на Ореховый Спас купить изделие из ткани, то весь год будет сопутствовать удача.
  • Если в этот день засушить кусок каравая или хлеба первого урожая и положить его за икону, он оградит семью от бед.
  • Если на Третий Спас положить в кошелек два сросшихся ореха, следующий год пройдет в благополучии.
  • По вкусу первого съеденного в этот день ореха можно предсказать будущее. Сладкий орех сулит счастье и благополучие, горький - трудности и разочарование.

Институт Русского Языка ЯСНА поздравляет всех тех, кто считает себя русским человеком с народным и церковным праздником, который является третьим в череде августовских СПАСОВ и часто так и называется. Другие его названия связаны с традициями, идущими из глубины веков. И о тех, и о других мы сегодня подробно поговорим.

Одно из названий этого праздника- СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ . Согласно церковному преданию, когда Иисус умыл лицо водой и вытер его полотенцем, на ткани отразился его лик, исцеливший впоследствии эдесского царя. Образ (лик Иисуса) хранился в сирийском городе Эдесса. После захвата города арабами византийский император Константин Багрянородный велел выкупить образ. Праздник установлен православной церковью в честь перенесения в 944г. из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа (Убруса) Иисуса Христа. Слово «убрус» означает холст, полотенце. На Руси Нерукотворный Образ очень почитаем и помещался на знамёнах русских войск. А икона Нерукотворного Образа - одна из наиболее распространённых икон.

С этой легендой связаны и другие народные названия этого праздника – ПОЛОТНЯНЫЙ СПАС, СПАС НА ПОЛОТНЕ, СПАС НА ХОЛСТЕ . Традиционно именно к Третьему Спасу открывались в России ярмарки, на которых торговали полотном и холстами.

Полотном называлось раньше и называется сейчас не только гладкая и плотная ткань из однородных нитей простейшего переплетения, но и любой широкий кусок материи, например, полотно знамени ; а также дорожное полотно ; полотно конвейера ; дверное полотно ; холст для написания картин тоже называется живописным полотном .

Понятно, что такие разные, на первый взгляд, предметы называются полотном по аналогии с такими его характеристиками, как тонкий, плоский, плетёный и прочие. Слово ПОЛОТНО и его старо-русская форма ПЛАТ является родоначальником целого ряда однокоренных слов, а именно: платок, полотенце, платье, плащ, плащаница, (п)латать,(за)плат(к)а, пласт, пластина, полоса, плоский, плоскость, плющить, половина, пол, половик, плетёный, плед — всё это однокоренные слова русского языка, хотя правильнее сказать — слова одного ИЗВОДА , потому что раньше буквы и их сочетания, как мы выяснили, могли читаться и произноситься по-разному, как и сейчас во многих западно-европейских языках. Кстати, на этом примере хорошо проявляется свойственная именно русскому языку связь ВСЕГО СО ВСЕМ , чем многие другие языки, в частности западноевропейские, похвастаться не могут. Как не может этим похвастаться и латынь, из которой они якобы произошли, но это уже вопросы совсем другой темы, о которой мы ещё обязательно поговорим.

Но вернёмся к ТРЕТЬЕМУ СПАСУ , чаще всего его называли — ОРЕХОВЫЙ СПАС , потому что к этому времени поспевали орехи и начинался их сбор. А ещё считалось, что урожай орехов предвещал на будущий год урожай ржи: «Урожай на орехи - урожай хлеба на будущий год». Отсюда ещё одно название праздника ХЛЕБНЫЙ СПАС . Но об этом чуть позже.

Дело в том, что орех – это плод растений и кустарников отдельных видов. У ореха — своё строение: скорлупа и ядро. Именно оно являются съедобной частью ореха. Именно сердцевина ореха является целью, мишенью, яблочком , как в прямом, так и в переносном смысле.

Раньше говорили, да и сейчас будет правильным сказать — «Друг не испытанный, что орех не расколотый!» или «На-тка, раскуси орешек!» А расколоть-то орех бывает ой как не просто: «Этого орешка не раскусишь» , «Туги орешки Терешке», «Не по зубам ему эти орешки» . А коли он с делом не сладит, то «достанется ему на орехи» . С орехами в русском языке связано множество выражений, описывающих решение сложных задач«щёлкать как орехи» , «расколоть орешек знаний» и другие. Этому есть своё важное объяснение, и об этом мы тоже в дальнейшем обязательно поговорим.

А сейчас вернёмся к упомянутому ранее ещё одному названию праздника — ХЛЕБНЫЙ СПАС . Накануне его отмечалось Успение Пресвятой Богородицы, с которым связывалось окончание жатвы хлебов. А на следующий день пекли хлеб из муки нового урожая: «Третий Спас хлеба припас», «Хорош Третий Спас - зимой будем квас».

Сейчас на просторах Интернета, да и в некоторых словарях, бытует мнение, что слово ХЛЕБ - немецкое! Но это абсолютно нелогично и вот почему. На территории Европы нет степей, а это естественное место произрастания зерновых, а вот в России их превеликое множество, вот и подумайте, где это слово могло возникнуть. Первый хлеб на Земле был жидкий и его пили, приХЛЁБывая, издавая при этом специфический звук, отсюда и пошло это слово. Поэтому, если ваши дети и внуки спросят вас о происхождении слова «хлеб» , пожалуйста, не торопитесь говорить о немецком или древнегреческом происхождении этого слова. Ещё надо тщательно разбираться, а откуда пошло, например, греческое название горшка для выпечки хлеба «клибанос» . Очень уж сильно оно похоже на то самое русское слово, от которого произошло слово ХЛЕБ .

Вот такой замечательный сегодня праздник, с огромным количеством смыслов и образов, заложенных в него нашими предками. Институт Русского Языка и дальше будет изучать наши традиции и значения слов и знакомить наших читателей с ними. В «День знаний», первого сентября, не пропустите нашу новую статью о школе и учениках, а 22 сентября поговорим с вами об осеннем равноденствии: одной из четырёх самых главных календарных точек года. И о ключевом для русской культуры феномене — так называемом Русском Опорном Кресте.

До скорых встреч!

С наилучшими пожеланиями,