Психология человека. Психика является свойством мозга
Психика человека – это системное свойство высокоорганизованной материи (мозга), заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира; в построении субъектом неотчужденной от него картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.
Психика, начиная от самых примитивных форм и кончая человеческой является механизмом приспособления организма к внешней среде и последней – к его потребностям.
Основными механизмами психики являются: психическое отражение, психическое проектирование, психическое опредмечивание.
Психическое отражение как психический процесс включает в себя: восприятие внешней и внутренней (исходящей из самого организма) информации; передачу ее в соответствующей (биологической) форме по нервным проводникам в те мозговые системы, в которых она воспроизводится в изоморфном (адекватно отражающем действительность) виде.
Психическое отражение имеет особые свойства, среди которых необходимо выделить:
- активность (человек отражает мир, активно воздействуя на него. В ходе этого воздействия изменяется и сам человек, происходит дальнейшее совершенствование его психической деятельности);
- правильность (благодаря психике получаем правильное, верное отражение мира, проверяемое и подтверждаемое общественно-исторической практикой людей);
-субъективность (отражение объективной действительности, при котором любое внешнее воздействие всегда преломляется через ранее сложившиеся индивидуальные особенности человека, его психическое состояние в данный момент. Это приводит к тому, что одно и то же внешнее воздействие может по разному отражаться разными людьми и одним и тем же человеком в разное время и при разных условиях);
- образность (благодаря психике появляется возможность оперирования не с самими предметами, а с их отображением, с образами этих предметов);
- опережающее отражение (опираясь на память и остальные свои свойства, психика отражает жизненный опыт, позволяя на основе этого опыта строить образы близкого или отдаленного будущего, предвосхищать события, планировать и т.д.);
-системность (характеризует обусловленность психического отражения совокупными, весьма сложными, неоднозначными, многоуровневыми, многоэлементными условиями).
Психическое проектирование – это упорядочение и гармонизация содержания отражения соответственно цели действий или деятельности человека.
Процесс проектирования – это совокупность и последовательность умственных или психомоторных действий, в результате которых создаются образы, схемы или знаковые системы. При этом информация становится доступной для собственного обозрения, сравнения и осмысления.
Психическое опредмечивание – элемент сознательной и целесообразной деятельности человека, процесс преобразования и воплощения душевных человеческих сил и способностей из умственной формы, образа в свойства предмета, что в итоге позволяет установить необходимые взаимоотношения организма с внешней средой.
Психическое опредмечивание имеет три основных формы:
Материальную – производство, труд, в процессе которых человек преобразует и создает материальный продукт своей деятельности;
Психическую – производство и интерпретация содержания отражения, операции ума, переживания и т.д.;
Творение самого себя – развитие душевных и духовных потенций.
Таким образом, содержанием психики являются образы реальных, независимо от нас и вне нас существующих предметов, явлений, событий, т.е. образы объективного мира. Но эти образы возникают у каждого человека своеобразно, в зависимости от его прошлого опыта, интересов, чувств, мировоззрения и т.д. Именно поэтому в самом общем виде можно дать определение психики как субъективного образа объективного мира.
Основными функциями психики являются:
- инструментальная – психика как источник активности, движения;
- отражательная (сигнальная, познавательная) – способность в форме образа воспроизводить предметный мир; ориентировать организм в свойствах окружающего мира;
- регулятивная – обеспечивает адаптацию организма к изменяющимся (физическим и социальным) условиям внешней среды; обеспечивает гармонию внутреннего мира человека;
Развитие психики.
Развитие психики в животном мире тесно связано с возникновением и развитием нервной системы, особенно головного мозга. Наряду с развитием нервной системы важную роль для развития психической деятельности имеет характер взаимоотношений животного с окружающей средой.
Развитие психики в филогенезе .
Филогенез – процесс исторического, эволюционного развития психики . Развитие психики в филогенезе у животных проходит ряд стадий.
На стадии элементарной сенсорной психики животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира. Поведение животного на этой стадии определяется врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения и др.). На этой стадии происходит дифференциация чувствительности к свету, прикосновениям, запахам, двигательная чувствительность. В результате чего возникают и развиваются анализаторы – тактильный, зрительный, обонятельный и слуховой. Уровень развития анализаторов и рецепторной их части зависит от условий жизни живых существ.
Эта стадия свойственна преимущественно беспозвоночным и тем позвоночным, которые живут в воде – земноводным и пресмыкающимся.
На стадии предметного восприятия(перцептивной психики) отражение действительности осуществляется в виде целостных образов. Появляются формы поведения, приобретаемые в индивидуальном опыте животных (навыки). Эта стадия свойственна млекопитающим. Она обусловлена существенными анатомо-физиологическими изменениями в организме: развитием больших полушарий головного мозга и особенно их коры и дистантных анализаторов (зрительного и слухового), увеличением интегративной деятельности коры.
Формируются интегративные зоны коры головного мозга, которые объединяют движения в целостные операции (двигательные поля) , ощущения – в целостные образы (сенсорные поля).
Стадия интеллекта характеризуется способностью животного отражать межпредметные связи, отражать ситуацию в целом. Интеллектуальное поведение животных характеризуется «изобретением» ими новых способов решения задач, использованием внешних предметов как орудий, обходом препятствий, решением двухфазных задач и т.д. Интеллектуальный характер носят прежде всего действия человекообразных обезьян. Интеллектуальное поведение антропоидов связано с развитием коры больших полушарий, особенно лобных долей и прифронтальных их зон. Если у обезьяны разрушить часть этих зон, то решение двухфазных задач становится для них невозможным.
Качественно новым этапом развития психики является возникновение сознания человека. Главной предпосылкой возникновения сознания было усложнение условий жизни человекообразных существ – антропоидов. Под влиянием условий жизни их центральная нервная система приобрела более сложную структуру и функции. В больших полушариях головного мозга постепенно развивались теменные, височные и особенно лобные доли, осуществляющие высшие приспособительные функции.
Развитие психики в онтогенезе .
Онтогенез – процесс индивидуального развития организма .
Естественно, что уже у плода начиная с определенного момента его внутриутробного развития наличествует инстинктивно-рефлекторная психика, заложенная в его мозгу в качестве генетической программы и связанная с его биологическими потребностями
Что касается подсознательной и тем более осознаваемой частей психики, то развитие их в очень многом зависит от получаемой извне информации. Эти два вида психики могут сформироваться только путем обучения и развития.
Психика постепенно развивается после рождения как следствие взаимодействия ребенка с внешним миром, и в первую очередь с его ближайшим окружением – родители, семья. Это происходит путем восприятия и накопления в мозгу ребенка разных видов информации и развития эмоционального отношения к ней, т.е. как эмоциональная селекция. И лишь в процессе опознания, сличения и эмоциональной оценки по принципу удовольствия – наказания формируется субъективное отношение ребенка к соответствующей информации и ее осознание им.
Психика - внутренние информационные процессы и структуры, осуществляющие ориентировку во внешнем мире, управление своим состоянием и поведением. Внутреннее информационное пространство, делающее человека адекватным для людей и жизни.
Психика - внутренний, субъективный мир человека. Его мысли, чувства и переживания, настроения и отношения, планы и мечты, ожидания и взгляды. Это мышление , восприятие , память , мотивы , чувства и эмоции , речь ивнимание - все органы и функции, когда они происходят внутри нас.
Психика присуще не всем живым организмом, а формируется только на определённой ступени биологической эволюции. На какой конкретно - специатисты спорят. То, что психика есть у животных и птиц - все согласны. Есть ли она у червей - сомневаются. О наличии психики у простейших и амеб говорят очень редко.
Теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина. Краткая история возникновения и развития, используемые методы исследования, отношения с другими психологическими концепциями, экспериментальная феноменология, практические (прикладные) результаты в сфере образования.
Гальпернин является одним из ведущих отечественных ученых в области общей, возрастной и педагогической психологии, автор всемирно известных теорий и подходов. Им выдвинуто оригинальное понимание предмета психологического исследования и специфики психического развития человека. Развивая мировоззренческие традиции отечественной психологии, Петр Яковлевич аргументировано выдвинул и развил положение о преимуществе целенаправленного формирования как базового метода психологического исследования.
Всемирную известность завоевала выдвинутая Гальпериным теория поэтапного формирования умственных действий. В качестве теорий второго уровня Гальперин выдвигает и экспериментально обосновывает теорию языкового сознания, теорию внимания, ряд других частных психологических теорий, вошедших в золотой фонд отечественной науки.
Учение о предмете психологии, объективной необходимости психики, об основных закономерностях ее развития в фило– антропо– и онтогенезе, о закономерностях формирования идеальных действий, образов и понятий как элементов психической деятельности – вот основные составляющие психологической концепции Гальперина.
Гальперин создал не знающее аналогов в современной науке о человеке психологическое мировоззрение. Его подходы и теории не раз становились предметом специальных симпозиумов и круглых столов международных и национальных конгрессов и конференций
ОТВЕТ: 1 п/с обеспечения правильного выполнения действия (схема ООД)
1. Характеристика и функции продукта действия.
2. Структура продукта в целом.
3. Иерархическая структура продукта, т.е. продукт по частям в порядке их производства.
4. Представление о действии в целом, в той конечной форме, которой еще должен овладеть ученик (испытуемый).
5. Звенья действия и его общий план, т.е. алгоритм действия.
6. Представление о материале, с которым надо действовать, с показателями его пригодности и разметкой для выполнения действия.
7. Представление об орудиях и средствах действия – основных, вспомогательных и контрольных, – в порядке их подготовки и применения в действии.
8. Указания по организации контроля: контрольные точки на траектории действия, показатели и средства контроля.
2 п/с обеспечения формирования действий с заданными свойствами
Варьирование задач по содержанию и форме есть важнейший принцип формирования (контрастность предъявления задач как принцип варьирования):
2. По логической полноте условий для решения: все необходимые условия; не все необходимые условия; все необходимые + избыточные условия; не все необходимые + избыточные условия.
3. По «психологической» форме предъявления, когда не совпадают наглядные и понятийные характеристики материала.
3 п/с интериоризации
1. Этап создания и поддержания мотивационной основы действия (Внешняя – осуществление деятельности из-за внешне заданной прагматической цели. Состязательная – возникает тогда, когда есть объект для сравнения. Внутренняя – когда мотив лежит в самом процессе.)
2. Этап создания и уяснения ООД.
3. Этап формирования действия в материальной или материализованной форме.
4. Этап формирования действия в громкой социализованной речи.
5. Этап формирования действия в т.н. «внешней речи про себя».
6. Этап формирования действия во внутренней речи.
П.Я.Гальперин: «В свое время для меня и многих моих сверстников идеи Выготского были лучом света в неразберихе психологического кризиса... Для нас идеи Выготского воплощали это новое понимание психологии и стратегии ее экспериментальных исследований. Дуализм физического и психического, психофизиологии и психологии духа не просто отменялся, но заменялся различением природных, непосредственных форм психической деятельности и форм общественно-исторических, орудийно опосредованных, специфически человеческих, короче – низших и высших психических функций. Положение Выготского, что высшие психические функции образуются в речевом общении людей, отвергало столь губительное представление классической психологии об изначально внутренней природе психической деятельности. Положение о том, что высшие психические функции "врастают извне внутрь", намечало новый путь их объективного изучения. Поскольку опосредствование высших психических функций проходит долгий путь и раскрывается в онтогенетическом развитии ребенка, изучение психического развития становится основным методом общей психологии»
Инстинкт, навык и интеллект у животных. Роль ориентировочной деятельности в процессе образования навыков у животных. Основные результаты исследования разумного решения задач животными.
ОТВЕТ: Формы поведения животных
1. Таксисы – наиболее низкая, самая простая форма поведения, заключающаяся в повороте, движении по направлению к раздражителю или от него.
2. Инстинкты – это в основном врожденные формы поведения. Пример: наседка и цыпленок (если его накрыть колпаком, то она не обращает на него внимания).
3. Навыки – это те формы поведения, которые приобретаются в индивидуальной жизни, новые, автоматизированные формы поведения.
4. Разумное решение задач животными.
Инстинкты – это сложные, хорошо скоординированные, объективно целесообразные действия, которые животное производит без всякого научения, т.е. характерное для всех представителей данного вида поведение оказывается сразу готовым и единообразным, имеющим видовой неиндивидуальный характер. Оно врождено и передается по наследству.
понятие и основные функции психики; развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза; психика, мозг и организм; психика, поведение и деятельность; структура психики; структура сознания; соотношение сознания и бессознательного как факторов деятельности; основные психические процессы и состояния как формы проявления психики; свойства личности как формы проявления психики.
Понятие и основные функции психики . Одно из центральных мест в психологии занимает понимание психики: ее сущности, истоков, содержания, форм проявления, функций и т. п.
В самом общем виде психика - это внутренний духовный мир человека: его потребности и интересы, желания и влечения, установки, оценочные суждения, отношения, переживания, цели, знания, умения, навыки поведения и деятельности и т.п. Термином «психика» в психологии обозначают все феномены внутренней духовной, душевной жизни, обнаруживающие себя в сознании или поведении человека . Если обратиться к этимологии слова «психика», то можно обнаружить полное тождество значений слов «психика» и «душа», поскольку слово «психика» производно от греческих слов psyche (душа) и psychicos (душевный). Однако возникновение новых слов для обозначения однородных явлений неслучайно. Новое слово подчеркивает и новый аспект в их понимании. В те исторические времена, когда феномены внутреннего мира человека воспринимались скорее как неделимое целое и не был еще накоплен опыт выделения множества составляющих его элементов и их обозначений, весь этот внутренний мир и обозначался общим термином (словом) душа. В обыденном сознании так происходит и в настоящее время, когда, например, об эмоциональном переживании неопределенности говорят «душа не на месте», а об эмоциональной разрядке, сопровождающей удовлетворение какой-то потребности - «на душе легче стало». По мере накопления опыта наблюдения за фактами душевной жизни и обозначения отдельных феноменов специфическими терминами произошло усложнение представлений о душе, и для обозначения всего комплекса этих явлений постепенно, главным образом в профессиональной среде, утвердился термин «психика». Психика человека проявляется в его высказываниях, эмоциональных состояниях, мимике, пантомимике, поведении и деятельности, их результатах и других внешне выражаемых реакциях : например, покраснении (побледнении) лица, потовыделении, изменениях в ритмике сердца, артериальном давлении и др. При этом важно помнить, что человек может скрывать свои действительные мысли, отношения, переживания и другие психические состояния .
Современная психология рассматривает психику как свойство особым образом организованной материи - головного мозга.
Сущность психики состоит в отражении. Это особая форма отражения особым образом организованной материи. Психика - это субъективный образ объективного мира, идеальное (нематериальное) отражение реальной действительности. Оно субъективно, индивидуально, своеобразно , так как внешние воздействия как бы преломляются через призму знаний, опыта человека, его потребностей и интересов, индивидуально-психологических особенностей, своеобразие ситуативных психических состояний индивида и т.п. Этим же определяется и другая особенность психического отражения действительности - оно не только зеркально, но и избирательно : человек целенаправленно воспринимает и понимает мир, взаимодействует со средой, в которой он ищет способ реализации своих потребностей и интересов, устремлений. При этом он, как правило, опирается на свой профессиональной, в целом социальный опыт. Т.е., основное свойство психики заключается в отражении окружающей действительности, т. е. в активном построении образа окружающего мира . Для того чтобы, имея его в наличии, строить поведение всего организма в этой окружающей его действительности (среде) так, чтобы удовлетворять постоянно возникающие у него потребности и при этом обеспечивать его сохранность.
Следовательно, активность выступает характерной особенностью психического . В каждом акте психического содержится не только констатация той или иной стороны действительности, но и отношенческий аспект , обусловленный системой ценностно-смысловых образований, потребностных состояний, притязаний личности. Тот или иной характер отношения человека к действительности побуждает его проявлять соответствующую активность .
Психическое отражение неодномоментно. Это процесс непрерывного познания действительности, движение от ее простого созерцания к абстрактному мышлению, к все более полному и глубокому познанию мира . Это отражение обладает способностью идти от восприятия формы проявления действительности к пониманию истоков и содержания, от содержания к пониманию сущностных особенностей вещей и явлений мира .
Одной из особенностей психического является способность опережать ход событий, предвидеть результаты действий, поведения, социальных и природных процессов на основе познания тенденций, закономерностей развития объективной реальности. Выявляя причинно-следственные связи и закономерности развития мира, человек в своем воображении может сознательно намечать цели деятельности, планировать ее и тем самым предвидеть будущее . А это позволяет ему осознанно прилагать волевые усилия для преобразования настоящего в интересах будущего. При определенном развитии психика способна к так называемому опережающему отражению действительности , например проектированию и созданию новых продуктов, предвидению процессов и явлений (землетрясений, затмений солнца и т.п.). Выделяют три уровня психического отражения: досознательный (безусловно-рефлекторный, природообусловленный); сознательный , специфически человеческий уровень психического (условно-рефлекторный); послесознательный, надсознательный (условно-рефлекторный - автоматизмы, установки и т.п.). Таким образом, в психике есть две стороны: неосознаваемое (как досознательное, так и послесознательное) и осознаваемое .
Сознание человека - это высший этап в развитии психики. Его возникновение и развитие обусловлены не только биологическими предпосылками, но и социально-историческими обстоятельствами . Процесс развития сознания определяется всем ходом развития человеческого общества, процессом развития человеческого познания, накопленными в обществе знаниями. При этом сознание людей не только обогащается, но и начинает носить все более обобщенный и абстрактный характер .
Психика человека, и в первую очередь его сознание, - результат общественно-трудовой деятельности человека, его общения с другими людьми и включения в разнообразные виды деятельности (игра, учеба, научно-познавательная, производственная и другая деятельность). Особую роль в развитии сознания играет вторая сигнальная система - язык и речь как формы ее выражения. С помощью языка человек может информировать других людей (и получать от них информацию о прошлом, настоящем и будущем, передавать и приобретать социальный опыт). С помощью языка осуществляется особая форма обогащения людей: их взаимообогащение, развитие качеств мышления, памяти, внимания, профессионального воображения, эмоциональной и волевой сфер личности, формирование человеческих потребностей (эстетических, нравственных, профессиональных и др.).
С точки зрения влияния на деятельность и поведение человека выделяют две взаимосвязанные регулятивные функции психики : побуждения (потребностно-мотивационная сфера психики) и исполнения (знания, умения, навыки, привычки, способности человека).
К числу других функций психики человека относятся: функция отражения, формирования образа, функция смыслообразования и понимания, функция отношения, целеполагания, накопления опыта, самопознания.
Все многообразие форм существования психического обычно объединяют в следующие четыре группы.
1. Психические процессы человека : а) познавательные (внимание, ощущение, восприятие, воображение, память, мышление, речь); б) эмоциональные (чувства); в) волевые.
2. Психические образования человека (знания, умения, навыки, привычки, установки, взгляды, убеждения и др.).
3. Психические свойства человека (направленность, характер, темперамент, способности личности).
4. Психические состояния: функциональные (интеллектуально-познавательные, эмоциональные и волевые) и общие (мобилизованности, настроенности, готовности, апатии, неуверенности и т.д.).
Содержание психики человека определяется реальной действительностью , которая, отражаясь психикой, закрепляется в ней в виде характеристик психических процессов, психических образований, свойств, состояний. В этом смысле содержательными компонентами психики человека являются профессиональные, нравственные, политические, эстетические, правовые, экологические и другие знания, взгляды, убеждения, позиции, отношения личности и т. п. В психологии изучается и групповая, общественная, массовая психика людей, закономерности ее возникновения, формирования, развития, функционирования и проявлений в различных условиях жизни и деятельности тех или иных форм общности людей. Под групповой, массовой психикой (общественной психологией) принято понимать реальное, живое сознание, сферу духовной жизни людей той или иной общности . Эта духовная сфера жизнедеятельности людей характеризуется конкретным содержанием (нравственным, политическим, профессиональным, эстетическим, этническим, экологическим и др.), направленностью, уровнем функционирования (от апатии, безразличия до энтузиазма, подъема, высокого уровня функционирования), действенностью. Она складывается под влиянием ряда факторов:
Исторический опыт существования, жизнедеятельности рассматриваемой общности людей, социальной группы;
Прижизненный опыт этой социальной общности;
Опыт жизнедеятельности других подобных общностей людей, который становится достоянием рассматриваемой социальной группы;
Конкретные жизненные обстоятельства, в которых оказалась эта социальная группа, общность людей;
Ведущий вид (и другие виды) деятельности данной социальной общности;
Особенности идеологического, воспитательного и другого целенаправленного информационного воздействия на людей данной общности и т.д.
Групповая, массовая психика представляет собой сложную совокупность социально-психологических процессов и явлений , социально-психологических феноменов, среди которых выделяются различные группы, системы этих феноменов в зависимости от оснований классификации. Так, есть социально-психологические процессы и явления, выступающие разнообразными формами существования и проявления группового, массового сознания , психики: общие потребности, интересы, суждения, мнения, отношения, настроения, традиции, авторитет и др. А есть социально-психологические феномены, которые не являются выражением массового, группового сознания. Они выступают своеобразными психологическими механизмами взаимовлияния людей друг на друга , передачи индивидуальной и групповой информации при возникновении контактов между людьми. К их числу относят убеждение, внушение, психическое заражение, подражание, психологическое принуждение .
Психика идеальна, но возможна только при протекании определенных физиологических процессов . Таким образом, психология изучает идеальные психические образования, их взаимное влияние друг на друга, а также их роль и участие в регуляции жизнедеятельности человека.
Организм и психика. В процессе эволюции живых организмов у них выработалась способность сохранять относительное динамическое постоянство внутренней среды , которое составляет одно из основных свойств всего живого. Это свойство получило название гомеостаза (от греческих homoios - равный и stasis - состояние). Это равновесие не является статичным, оно представляет собой результат активного взаимодействия организма со средой : поглощаемые с пищей, водой и при газообмене вещества, уподобляясь химическому составу организма, входят в его морфологические структуры и, разрушаясь, отдают скрытую в них энергию, после чего продукты распада удаляются из организма, при этом разрушенные молекулы заменяются новыми, что в то же время не приводит к нарушению целостности структурных элементов организма.
Для поддержания гомеостаза у позвоночных животных сформировалось несколько регуляторных систем: иммунная, эндокринная, нервная и психическая . Все системы поддержания гомеостаза работают в тесном взаимодействии друг с другом . Три последние системы принимают участие в возникновении психических феноменов. Эндокринную систему образуют несколько желез внутренней секреции, функционально связанных друг с другом. Вещества, выделяемые этими железами, называются гормонами. Гормоны оказывают влияние на различные обменные процессы, обеспечивающие гомеостаз. Они интенсифицируют или ослабляют деятельность органов и систем организма в зависимости от характера нарушений гомеостаза. Активность железы варьируется по принципу отрицательной обратной связи: если уровень гормона в крови ниже, чем это требуется организму в данных условиях, она усиливается и наоборот , определяясь как внутренними, так и внешними факторами. Эндокринная система имеет несколько уровней регуляции, отличающихся друг от друга по степени интегрированности ее ответных реакций. Высшим центром регуляции эндокринных функций является гипоталамус - особое образование в основании мозга, в котором происходит слияние нервных и эндокринных элементов в единую нейроэндокринную систему. Это образование служит своеобразным посредником между нервной и эндокринной системами регуляции гомеостаза. Нервная и эндокринная системы, выполняя сходные функции по управлению состоянием внутренней среды организма, отличаются друг от друга не только механизмами (в эндокринной системе это гуморальная регуляция, т. е. регуляция с помощью веществ, растворенных в крови, в нервной - это регуляция с помощью передачи нервного импульса по нервному волокну), но и скоростью и длительностью регулирующего воздействия. Эффект воздействия при нервной регуляции имеет локальный характер , т. е. проявляется в том месте, куда направляется соответствующий сигнал, при эндокринной регуляции эффект действия длительный и не имеет локального характера , поскольку гормоны разносятся кровью по всему организму . Например, как часть нервной системы гипоталамус контролирует состояние внутренней среды организма по типу нервной регуляции: здесь находятся центры голода, жажды, поддержания температуры тела, водно-солевого обмена и половой активности. В то же время в нем имеются особые нервные клетки, обладающие функциями железы и продуцирующие нейрогормоны. Именно с помощью этих нейрогормонов осуществляется связь между нервной и эндокринной системами. Отдельные группы клеток в гипоталамусе продуцируют гормоны, которые непосредственно влияют на определенные органы. Особенно высокую активность гипоталамус проявляет при реакциях организма на стресс, когда происходит мобилизация всех сил для бегства, отражения нападения или другого выхода из опасной или трудно преодолимой ситуации.
Живой организм представляет собой открытую систему. Поддержание внутренних условий его существования возможно только за счет непрерывного обмена веществом с окружающей средой. В процессе эволюции одним из механизмов приспособления к окружающей среде , очень важным по последствиям, стала способность к перемещению в пространстве. При изменении условий существования в данном месте в неблагоприятную сторону организм, обладающий этой способностью, может переместиться в более благоприятные условия . С обретением этой способности возникла необходимость в особых органах, информирующих организм о происходящих при этом изменениях в окружающей среде. При этом важным условием выживания становится знание об этих изменениях, оно обязательно должно предшествовать наступлению биологически значимых событий . Поэтому в процессе эволюции сформировалась система, которая взяла на себя функцию упреждающей регистрации биологически значимых событий - психика. Психика возникает тогда, когда возникает система специализированных клеток, обладающих чувствительностью к биологически нейтральным воздействиям в отличие от раздражимости - свойственной любой живой клетке способности реагировать на биологически значимые воздействия. Психика возникает тогда, когда появляется способность строить образ окружающей среды, в котором находят отражение ее свойства. Психический образ окружающей среды строится на основе активных преобразований нервной системой информации, которую доставляет к чувствительным клеткам, рецепторам, энергия биологически нейтральных средовых воздействий - энергия электромагнитных излучений определенного спектра, энергия звуковых волн, химическая энергия веществ. При этом количества энергии достаточно для того, чтобы доставить информацию, но далеко не достаточно, чтобы причинить вред организму. Средства доставки организму информации о происходящих вокруг событиях должны быть надежными , т. е. они всегда должны быть в наличии. Этими средствами являются те наиболее устойчивые физические и химические свойства среды, которые присутствуют постоянно или значительную часть времени . Это - световое излучение, воздушная среда, растворенные и летучие химические вещества, сила гравитации, само по себе тело животного, которое для нервной системы при построении ею образов выступает чем-то внешним, подконтрольным. Средовые факторы, служащие средством доставки информации нервной системе, обладают одним очень важным свойством - они способны к изменениям, в которых в определенной форме воплощается и таким образом «переносится» структура свойств объектов: частота отраженных колебаний, их амплитуда, последовательность и длительность. Структура этих изменений, в свою очередь, переносится на структуру ответных изменений, наступающих в нервной системе при ее взаимодействии со средой , порождая ее психический образ. Таким образом, психика животных развивается одновременно со все усложняющимися перемещениями в пространстве, а качества психических образов определяются средой обитания этих животных. Процесс построения психических образов неразрывно связан с процессом приспособления к данной среде при активном перемещении в ней .
Для успешного перемещения организма в пространстве нервная система должна также хорошо «знать» взаимное расположение частей тела. Психическим образом, который при этом возникает, является так называемая «схема тела» , представляющая собой устойчивую психическую структуру, в которой отражена конструкция тела, его пропорции, масса, скоростные характеристики, которые принимаются в расчет при построении движений и согласовании их с особенностями наличной физической среды . У каждого человека - свой собственный образ своего собственного тела. В его формировании, как и в формировании любых других образов у человека принимают участие социальные факторы. Итак, потребность в объектах и средовых условиях определяется особенностями строения и физиологии организма данного вида, а также его индивидуальными особенностями. Сохранение гомеостаза обеспечивается потреблением характерных для вида веществ и пребыванием в определенных средовых условиях. У животных поведение, связанное с удовлетворением потребностей, приобретает определенную форму, которая зависит от характера необходимых для этого объектов и условий и строения тела . Объекты, условия и схема тела представлены животным в виде психических образов. Человек, в отличие от животных, имеет двойственную природу - биологическую и социальную . С биологической точки зрения его поведение определяется необходимостью сохранения жизненно важных внутренних условий , однако формы удовлетворения возникающих при этом потребностей определяются социально. Социальная сущность человека проявляется в наличии у него личности - совокупности социально обусловленных и социально значимых психологических свойств . Существование человека как личности тоже связано с сохранением своеобразного «личностного гомеостаза». Он представляет собой совокупность некоторых обязательных условий, соблюдение которых только и позволяет человеку существовать как личности . «Личностный гомеостаз» задается некоторыми социально обусловленными «константами», существенное изменение которых влечет за собой тяжелые последствия для личности. К таким, условно говоря, константам можно отнести, например, самооценку (или Я-концепцию) и интериоризированные, т. е. усвоенные личностью, ставшие для нее внутренним императивом, социальные нормы и ценности. Их колебания, связанные с совершением определенных социально значимых поступков, болезненно отражаются на внутреннем состоянии личности, что проявляется в форме тревоги, гнева или чувства вины. Таким образом, поведение человека как организма и личности определяется как биологическими, так и социальными потребностями, к числу которых П. В. Симонов относит прежде всего потребность следовать социальным нормам, производными от которой являются потребности в уважении, привязанности и любви окружающих.
В силу особой роли, которую в организации поведения играют знания об окружающем мире и его образ, потребность познания, которая у человека занимает особое место, также играет самостоятельную роль в структуре потребностей животных .
Психика и мозг . Материальной основой психического выступает головной мозг . Для понимания психики человека, ее материальных основ важно уяснить ряд фундаментальных положений физиологии ВНД, физиологии головного мозга, нервной системы человека. К их числу в первую очередь относятся следующие.
Функционально нервная система человека выполняет две основные задачи . С одной стороны, она обеспечивает взаимосвязи и координацию органов тела и различных физиологических систем организма человека , а с другой - взаимодействие организма как целостной системы со средой . И. П. Павлов отмечал, что «деятельность нервной системы направляется, с одной стороны, на объединение, интеграцию работы всех частей организма и с другой - на связь организма с окружающей средой, на уравновешивание системы организма с внешними условиями».
Нервная система человека имеет определенное строение: а) первичным элементом нервной системы является нервная клетка (нейрон). Она состоит из тела, ядра, одного длинного отростка (аксона), оканчивающегося разветвлениями, и одного или нескольких коротких отростков (дендритов) , вьющихся у тела клетки. Общая протяженность отростков самых больших клеток иногда достигает 1,5 м. Диаметр тела бывает от 7 до 50 микрон. Простейшие нервные элементы состоят, как минимум, из двух нервных клеток. Места контактов нервных клеток называются синапсами. Через них нервные импульсы передаются от одной нервной клетки на другую. Приняв сигнал раздражителя, короткий отросток передает возбуждение на тело клетки и далее через длинный отросток на другую нервную клетку или орган. В большинстве своем нейроны специализированы и решают следующие задачи: проведения нервных импульсов от рецепторов к центральной нервной системе («сенсорный нейрон»); проведения нервных импульсов от центральной нервной системы к органам движения («двигательный нейрон»); проведения нервных импульсов от одного участка центральной нервной системы к другому («нейрон локальной сети»). Связь организма со средой является функцией не отдельных клеток, а нервной системы в целом;
б) по расположению в организме и функциям нервная система делится на периферическую и центральную. Периферическая состоит из отдельных нервных цепей и их групп, проникающих во все участки нашего тела и выполняющих в основном проводниковую функцию: доставку нервных сигналов от органов чувств (рецепторов) в центр и от него к исполнительным органам. Центральная нервная система состоит из головного, промежуточного и спинного мозга .
Головной мозг, в свою очередь, состоит из переднего, среднего и заднего мозга. Основная функция головного мозга - управляющая, обработка поступившей от периферии информации и выработка «команд» исполнительным органам .
В области затылка спинной мозг переходит в продолговатый мозг, в котором сосредоточены центры управления дыханием, сердечной деятельностью, работой желудка, кишечного тракта и т.д. Здесь же находятся ядра (5-12) черепно-мозговых нервов, осуществляющие управление слюноотделением, мышцами лица, пищеварением, языкоглотательными и языкодвигательными движениями. В продолговатом мозге находится четвертый желудочек головного мозга.
Продолговатый мозг переходит в средний. В нем расположены ядра зрения и слуха и осуществляется координация работы этих органов чувств .
Средний мозг переходит в промежуточный, в котором находятся центры вегетативной нервной системы, центры желез внутренней секреции: гипоталамус – координатор функций всех желез; гипофиз - управляет обменом веществ в организме. Здесь же находится третий желудочек головного мозга .
Структурно-функционально выделяется также конечный мозг. Это два полушария, а также кора больших полушарий (неокортекс и кортекс, состоящее из тел нервных клеток - серое вещество), подкорка и белое вещество - отростки нервных клеток. Здесь же находятся и два боковых желудочка головного мозга. Особую роль играет мозжечок, осуществляющий координацию движений, пластику тела, обеспечивающий тонус организма .
Кора головного мозга и подкорковые структуры, входящие в передний мозг, осуществляют высшие психические функции, связанные с мышлением и сознанием человека , осознанием своего «Я», ценностей бытия, жизни.
В головном мозге выделяются важнейшие структуры, имеющие прямое отношение к психической деятельности человека, к его психическим процессам, состояниям, свойствам: таламус, гипоталамус, мост, мозжечок, миндалина, неокортекс (лобная кора), гиппокамп . В генезисе поведения человека можно выделить особую роль четырех мозговых структур:
гипоталамус - источник и своеобразный генератор энергии организма, которая определяет силу потребности, доминирующую в данное время;
миндалина - структура, распределяющая силу доминантной потребности на разные другие потребности человека и обеспечивающая гибкость приспособления энергетического потенциала человека к меняющимся условиям среды;
неокортекс (лобная кора) - его функция состоит в превращении информации, поступающей от органов чувств, через первую сигнальную систему в субъективно значимую, дифференцируя эту значимость;
гиппокамп - обеспечивает фильтрацию, сортировку поступающей информации и связь всесторонней информированности субъекта с его функционирующими потребностями.
Эти четыре структуры головного мозга выступают своеобразным «оперативным штабом желаний», потребностей человека.
Ведущую роль в создании высших психических функций играет кора головного мозга. Она представляет собой серое вещество , состоящее более чем из 15 млрд тел нервных клеток и имеет 7 слоев. Она состоит из новой коры, новообразований головного мозга (неокортекса) и старой коры, старообразований (кортекса) .
Кора головного мозга функционально организована. В ней выделяют :
лобные доли, поля головного мозга. В них находятся двигательные центры, речевой центр (имеется в обоих полушариях, но у правшей он развит в левом полушарии, а в правом не функционирует; у левшей центр речи находится в правом полушарии, а в левом не функционирует), представлены основные психические функции (целеполагания, воли, мотивы достижения, моральные мотивы, системы смыслов и ценностей человека), осуществляется аналитическая деятельность мозга, моторика речи. Все это латеральная (наружная) часть, поверхность головного мозга ;
височные доли (поля) головного мозга . Здесь находятся центры слуха, вкуса, обоняния, понимания речи (слышим речь и здесь же идет ее расшифровка, понимание), осуществляются экспрессивные функции речи . В понимании речи принимают участие и лобные доли (поля). В этой же части головного мозга, в его медиальной (внутренней) поверхности находятся центры радости, горя, удовольствия, страха, безопасности, сексуального влечения. На стыке височной, теменной и затылочной долей (полей) находится центр «веры» (но основная его часть - в височном поле);
теменные поля обоих полушарий имеют центры чувствительности (боль, тепло, холод, острое, тактильное). Этот центр наиболее развит у слепых и слепоглухих. Здесь же находится центр музыкального понимания ;
затылочные поля, доли осуществляют анализ зрительной информации : свет, цвет.
Таким образом, головной мозг человека состоит из :
1) продолговатого, среднего, промежуточного, конечного мозга и мозжечка;
2) четырех желудочков: двух боковых и двух общих (в промежуточном и продолговатом мозге);
3) функциональных полей: лобное, височные, теменное, затылочное;
4) серого вещества (тела нервных клеток), белого вещества (отростки нервных клеток) и мозговой жидкости (находится в желудочках головного мозга и в стволе спинного мозга).
Есть и другие классификации отделов нервной системы. Так, часть центральной и периферической нервной системы, регулирующую деятельность внутренних органов и частей организма и осуществляющую так называемую низшую нервную деятельность, именуют вегетативной нервной системой (или висцеральной, от лат. «висцера» - внутренности). Другая часть, обеспечивающая правильное взаимодействие организма со средой, осуществляющая высшую нервную деятельность, называется анимальной .
Нервная система человека функционирует как единое целое . Это относится и к ее ведущему элементу - головному мозгу, в системной деятельности которого главным распорядителем является его наиболее молодой отдел - кора больших полушарий.
Головной мозг имеет сложное вертикальное строение , системы устойчивых взаимосвязей коры с подкоркой и более глубинными структурами , объединяющимися для выполнения определенных жизненно важных функций и представляющих собой иерархизированные функциональные единицы мозга . И. П. Павлов выделял целую группу таких образований - анализаторов, к которым относят: зрительный, слуховой, обонятельный, осязательный (тактильный), вкусовой, вестибулярный (регулирующий положение тела в пространстве), двигательный (кинестезический), химический (реагирующий на изменения состава крови и внутриклеточного вещества), барорецептивный (приспособленный к раздражениям, связанным с изменением давления в полостях тела, сосудах), речедвигательный .
Нервная система человека в целом и ее отдельные части, отделы могут иметь три уровня функциональной активности: относительного физиологического покоя, возбуждения, торможения .
Состояние относительного функционального покоя характеризуется отсутствием выраженных проявлений какой-то активности (движения, выделения того или иного вещества специальным органом и т.п.). Однако при этом протекают процессы обмена веществ на уровне, необходимом для поддержания жизнедеятельности и готовности реагировать в нужный момент.
Возбуждение - это процесс повышенной активности в результате воздействия на то или иное нервное образование каких-то факторов (раздражителей). По источнику они могут быть внешними и внутренними, по природе - химическими, механическими, электрическими, температурными и т.д. Возбуждение ведет к образованию связей в нервной системе .
Торможение - процесс ослабления или прекращения функциональных отправлений нервной ткани и ведет к нарушению, угасанию связей в нервной системе. Особой формой торможения является запредельное торможение, вызываемое чрезмерной силой раздражителя. При этом возбуждение в определенных центрах максимально усиливается, переходит в свою противоположность - торможение, что является своеобразным защитным механизмом нервной системы, охраняющим ее от разрушения в гиперэкстремальных обстоятельствах. Для человека сила раздражителя определяется не только его физическими особенностями (яркостью, громкостью и т.д.), но и степенью значимости для данного человека .
Любая реакция организма возможна лишь тогда, когда в нервной системе возникает возбуждение, распространяющееся от рецепторов через центральную нервную систему к исполнительным органам (эффекторам).
Возникающие в коре головного мозга очаги возбуждения и торможения находятся в движении. Динамика движения и взаимодействия этих процессов является основным механизмом высшей нервной деятельности и подчинена определенным законам.
Основными законами функционирования высшей нервной деятельности являются :
иррадиация - распространение, расширение охватываемой возбуждением или торможением зоны в коре головного мозга. Иррадиация возбуждения лежит в основе включения в активную работу всей психики, всего организма. Иррадиация торможения сужает деятельность нервной системы (например, состояние апатии, сна);
индукция, суть которой состоит в том, что возникший в определенном участке коры головного мозга процесс стимулирует возникновение обратного процесса в соседних зонах . Именно поэтому не следует отвлекать разговорами человека, занимающегося той или иной деятельностью, например вождением машины, управлением сложными техническими системами, решением математических задач и т.д.;
концентрация возбуждения или торможения как обратный иррадиации процесс. Например, сосредоточение внимания на чем-либо связано с активизацией соответствующего участка коры головного мозга и возникновением так называемого доминантного очага возбуждения (А.А.Ухтомский), временно господствующего и подчиняющего себе в данный момент деятельность нервных центров, направляющего ее на определенный характер ответной реакции . По закону индукции для доминантного очага возбуждения характерна высокая возбудимость за счет способности к суммированию энергии возбуждения в других отделах мозга.
Существуют различные точки зрения на сложнейший и многогранный феномен, каким является психика. Есть два различных философских подхода к пониманию и толкованию природы и проявлению психики: материалистический и идеалистический. В отечественной психологии, как правило, исходят из позиций диалектического материализма. Приведем ряд определений психики:
¦ «форма активного отражения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию» («Психологический словарь»);
¦ «существующее в различных формах свойство высокоорганизованных живых существ и продукт их жизнедеятельности, обеспечивающие их ориентацию и деятельность» («Словарь практического психолога»);
¦ «свойство высокоорганизованной живой материи самоуправления развитием и самопознания (рефлексия)» (Р. С. Немов);
¦ «особое свойство высокоорганизованной материи … продукт деятельности, функция мозга, отражение объективного мира» (П. Я. Гальперин).
3. Психика, поведение, деятельность
Поведение – это сложный комплекс реакций живого организма на воздействие внешней среды. Необходимо подчеркнуть, что для живых существ в зависимости от уровня их психического развития характерно поведение различной сложности. Самое сложное поведение наблюдается у человека, который в отличие от животных обладает не только способностью реагировать на изменения внешней среды, но и способностью формировать мотивированное (осознанное) и целенаправленное поведение. Возможность осуществления столь сложного поведения обусловлена наличием у человека сознания.
Одной из важнейших проблем, которой занимается психология, является проблема генотипической и средовой обусловленности психики и поведения человека . Направление в науке, занимающееся исследованиями в этой области, получило название: социобиология (в США) и этология человека (в Европе). Среди ученого сообщества в настоящее время есть и сторонники этого направления, есть и его противники, так как отсутствуют убедительные, прямые доказательства непосредственной генетической детерминированности большинства видов и форм поведения человека.
Поиски ответа на вопрос, что же на самом деле зависит от среды, а что – от генотипа, начались с появления работы английского ученого Ф. Гальтона «Наследование таланта и характера» (1865). В конце 50-х – начале 60-х гг. XX в. развернулись исследования хромосом человека, что положило начало второму этапу разработки проблемы генетической обусловленности психики и поведения. Область науки, занимающейся исследованиями в этом направлении, называется генетикой поведения.
Все живые организмы, стоящие на более высокой ступени эволюционного развития, отличаются от организмов, стоящих на более низких ступенях, степенью активности. Жизнь во всех ее формах связана с движениями, и по мере ее развития приобретает все более совершенные формы. Активность человека может быть самой разнообразной. Кроме видов и форм, характерных для живых организмов, стоящих на более низкой эволюционной ступени, она содержит особую форму, называемую деятельностью.
Деятельность – это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, это активное взаимодействие человека со средой, в которой он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива, это реальная связь субъекта (человека) с объектом (предметом), в которую необходимым образом включена психика.
Деятельность человека носит не только потребительский, но и продуктивный характер. Она отличается от вызванной лишь естественными потребностями активности животных тем, что порождается и потребностями в познании, творчестве, в самосовершенствовании и др.
Человеческая деятельность отличается от активности животных по формам и способам организации. Почти все они связаны со сложными двигательными умениями и навыками, которых нет у животных. Такие умения и навыки приобретаются человеком в результате сознательного целенаправленного обучения.
Таким образом, главные отличия деятельности человека от активности животных можно обозначить пятью основными признаками (см. 1)-5) в табл. 3.2).
Деятельность отличается не только от активности, но и от поведения. Поведение не всегда является целенаправленным, а также не предполагает создания определенного продукта и часто носит пассивный характер. Деятельность же всегда целенаправленна, активна, нацелена на создание некоторого продукта. Если поведение, как правило, спонтанно, хаотично, то деятельность организованна, систематична.
В психологии выделяют следующие основные характеристики деятельности:
Предмет;
Средства.
Мотив – это то, ради чего осуществляется деятельность. Мотивы деятельности человека очень разнообразны: органические, материальные, социальные, духовные и др.
Цель – это продукт деятельности. Целью может быть либо реальный физический предмет, либо знания, умения и навыки, либо результат творчества, например произведение искусства, мысль, теория.
Предмет – это то, с чем человек непосредственно имеет дело во время той или иной деятельности, например, предметом трудовой деятельности переводчика является предназначенный для перевода текст, летчика – самолет, повара – пищевые продукты, а предметом учебной деятельности студента – знания, умения и навыки.
Таблица 3.2
Средства – это те инструменты, которые использует человек во время той или иной деятельности. Чем более совершенными являются средства деятельности, тем более продуктивной и качественной становится сама деятельность.
Рис. 4. Структура деятельности (Действия – это относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целей, подчиненных общему замыслу.)
Любая деятельность имеет определенную структуру (рис. 4). В психологии выделяют основные виды деятельности: общение, игра, учение и труд.
Основные свойства деятельности:
¦ предметность – свойственна в развитой форме лишь человеческой деятельности; проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, фиксированной в схемах действия, понятиях языка, ценностях, социальных ролях и нормах;
¦ субъектность – выражается в обусловленности психического образа субъекта прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, мотивами.
Деятельность имеет социальную, общественно-историческую природу и всегда носит опосредованный характер. Результатом человеческой деятельности являются какие-либо преобразования как во внешнем мире, так и в самом человеке.
Имея в виду общие характеристики психики - как человека, так и животных, - мы остановимся на двух положениях диалектического материализма о психике, с которыми не может не согласиться всякий непредвзятый естествоиспытатель: психика - особое свойство высокоорганизованной материи, психика - продукт деятельности, функция мозга, отражение объективного мира.
1. Психика - особое свойство высокоорганизованной материи. Это краткая, сжатая формула и, чтобы лучше учесть ее действительное значение, нужно несколько развернуть ее содержание.
Прежде всего, этим утверждается: психика есть свойство, а не «субстанция» или отдельная «вещь» (предмет, процесс, явление, сила), какой ее считали все домарксистские и внемарксистские учения о психике. Только у Спинозы «мышление» понимается как атрибут субстанции, и это высшее решение вопроса в домарксистской философии. Но современному знанию оно уже не отвечает: атрибут - не свойство, да еще производное, а «то, что ум представляет в субстанции как составляющее ее сущность» - сущность, а не свойство, и притом нечто первичное и вечное. Механистический материализм (если не решался совсем отрицать психику) рассматривал ее как «явление», абсолютно инородное всему материальному миру (и в этом делал принципиальную уступку идеализму). Даже признавая, что психика порождается мозгом и неотделима от своей физиологической основы, механистический материализм продолжал считать непонятной связь психики и материальных процессов (для объяснения этой связи Дж. Пристли обращался к помощи Бога). Многие дуалисты (Фехнер, Эббингауз) соглашались признать психику «внутренней, субъективной стороной» материальных процессов, наглухо в них замурованной «субъективной видимостью», а не свойством, потому что свойство проявляется во взаимодействии с другими вещами.
В решительном противоречии со всеми попытками «упорядочить» (и сохранить) дуализм находится первый вывод из огромного исторического опыта, пропущенного через фильтр естественно-научного и философского анализа, вывод, состоящий в том, что психика есть только свойство высокоорганизованных материальных тел.
2. Психика - свойство высокоорганизованной материи; не всякой, а только высокоорганизованной - следовательно, появляющейся относительно поздно, на высоком уровне развития мира. На языке современного естествознания это разъясняется просто: психика возникает только у живых тел, организмов, и не у всех, а только у животных, и даже не у всех животных, а лишь у тех, что ведут активную, подвижную жизнь в сложно расчлененной среде. К непрерывным изменениям этой среды и своего положения в ней им приходится активно и постоянно приспосабливать свое поведение, а это требует нового вспомогательного аппарата поведения - психической деятельности.
Чтобы оценить это простое положение, нужно вспомнить, что до сих пор ни психологам, ни философам, стоящим на позициях самого умеренного дуализма - психофизического параллелизма, - не удавалось указать такие признаки, по которым можно было бы уверенно судить о наличии или отсутствии психики у другого существа (организма, тела, устройства). И это служило основанием для прямо противоположных утверждений: о наличии психики во всей материи (панпсихизм) или отсутствии ее у других людей (солипсизм).
От этих детски смелых умозрений осторожная констатация того факта, что психика свойственна лишь «высокоорганизованной материи», возвращает нас к объективному положению вещей и его нелегким, но реальным проблемам.
В качестве свойства, которое появляется лишь у высокоорганизованных существ, психика есть свойство не всеобщее и не первичное, а вторичное и производное. Она предполагает наличие механизмов, которые ее производят, и несомненную полезность ее для организма, которая оправдывает это производство. Словом, вопреки традиционному идеалистическому представлению о психике (о котором не стоило бы говорить, если бы оно не было таким распространенным), психика должна иметь естественнонаучное объяснение как со стороны реализующих ее физиологических механизмов, так и по ее роли в поведении.
3. Психика - особое свойство. На фоне субъективно-идеалистических представлений о психике ее «особость» понималась как исключительность по отношению ко всему материальному миру. В аспекте диалектического материализма эта «особость» имеет совершенно иное значение. Она обозначает, во-первых, несводимость психики к физиологическим процессам, которые ее производят и составляют ее физиологическое основание, и, во-вторых, выделение и разделение в процессе эволюции органического мира двух больших уровней развития организмов: без психики и оснащенных психической деятельностью.
Свойства тела проявляются в его взаимодействии с другими телами, и психика как свойство не составляет исключения из этого правила. Она тоже проявляется во взаимодействии с другими телами, но как особое свойство отличается тем, что обладающие ею организмы еще до столкновения с другими телами могут предусматривать и учитывать их свойства. Это было бы таинственно и непонятно без психики, но просто при ее наличии - в психическом отражении объективного мира уже представлены те вещи, с которыми организму еще только предстоит встретиться.
Естественно, что при таком предвосхищении и само взаимодействие происходит иначе, чем без него. Вот почему особость психики состоит не только в том, что она качественно отличается от своей физиологической основы, но еще и в том, что благодаря психическому отражению у организмов, обладающих психикой, в отличие от организмов, ограниченных только физиологическими отношениями с внешней средой, устанавливаются дополнительные, новые формы взаимодействия с окружающим миром, гораздо более обширные, гибкие и выгодные для их существования и развития.
Таким образом, характеристика психики как «особого свойства» не только не исключает, а, наоборот, включает ее в общие связи материального мира. Но включает не наравне с другими, тоже качественными изменениями, а как скачок в существовании «высокоорганизованной материи», как переход к телам не только живым, но и наделенным новыми возможностями, возможностями целенаправленных действий. Эти новые возможности открываются благодаря психическому отражению объективного мира. А развитие такого отражения у высших животных является реальным залогом того, что впоследствии у человека получит форму сознания.