Самобытность поэзии Н. Гумилева

Иванюк И.В.

«Экзотические» стихи были, пожалуй, главной находкой Гумилева, именно ими он впервые обратил на себя внимание своих читателей», - считает А. Павловский.

И действительно, сама природа личности и таланта поэта, тяготевшая к необычности и романтизму, очень удачно проявилась в этих стихах. В них как бы слились воедино две разнонаправленные силы. Ведь, с одной стороны, Гумилев настойчиво стремился к реальности, к земному миру (и в этом был его протест против «символистских туманов»), а с другой стороны, он жаждал мира в такой необычной степени яркости, какую обыденная действительность дать ему не могла. Но поэт все-таки нашел эту яркую действительность в экзотических для европейца странах Африки и Ближнего Востока.

В статье «Преодолевшие символизм» (1916), В.М. Жирмунский так писал о Гумилеве: «Как истинный представитель новейшей поэзии, он редко говорит о переживаниях интимных и личных, избегает лирики любви и природы, и тяжелого самоуглубления. Для выражения своего настроения он создает объективный мир зрительных образов, напряженных и ярких, вводит в свои стихи повествовательный элемент и придает им «балладную» форму. Темы для повествований Гумилеву в его балладах дают впечатления путешествий по Италии, Леванту, Центральной Африке».

Может возникнуть вопрос: почему поэта интересовала именно Африка? Обычно исследователи считают, что Н. Гумилев стремился только к экзотике.

А.Н. Богомолов связывает это с интересом поэта к оккультизму. На основании этого критик выделяет два фактора, которые, по его мнению, позволяют понять стремление Гумилева в Африку: «Первый из них - масонская мифология, предполагавшая в качестве отмеченных для посвященных Смирну и Каир, которые Гумилев счел для себя необходимым посетить в первые же свои странствия. Второй - представление оккультистов о том, что... Африка являлась предшественницей нынешней ступени цивилизации и что в различных её культурах сохранились важнейшие остатки цивилизаций предыдущих... ». Но это субъективный взгляд исследователя, так как нет прямых доказательств того, что Гумилев принадлежал к масонам и серьезно занимался оккультными науками.

Сам же поэт объяснил своё тяготение к дальним странам в письме В. Брюсову по-другому: «... думаю уехать на полгода в Абиссинию, чтобы в новой обстановке найти новые слова».

Как видим, поэт думал о зрелости поэтического видения. Особенно ярки экзотические стихотворения из сборника «Жемчуга» (1910). Поэт и его лирика как бы живут в мире воображаемом и почти призрачном. Гумилев чувствует отчужденность от современности:

Я вежлив с жизнью современною,
Но между нами есть преграда,
Все, что смешит её, надменную,
Моя единая отрада...
(«Я вежлив с жизнью современною... »)

В. Брюсов так говорил о явном уходе Гумилева от реальной жизни: «... он сам создает для себя страны и населяет их им самим сотворенными существами: людьми, зверями, демонами. В этих странах, - можно сказать, в этих мирах, - явления подчиняются не обычным законам природы, но новым, которым повелел существовать поэт; и люди в них живут и действуют не по законам обычной психологии».

Действительно, страна Н. Гумилева какой-то остров, где-то за «водоворотами» и «клокочущими пенами» океана. Там есть пленительные всегда «ночные» или вечно «вечереющие» горные озера, где «на траурно-черных волнах ненюфары» («Озера»), и прекрасные

Рощи пальм и заросли алоэ.
Серебристо-матовый ручей,
Небо, бесконечно голубое,
Небо, золотое от лучей.
(«Рощи пальм и заросли алоэ...»)

Но эти рощи полны «мандрагорами, цветами ужаса и зла». По стране бродят вольные дикие звери: «царственные барсы» и «блуждающие пантеры» («Северный раджа»), «слоны-пустынники и обезьяны» («Лесной пожар»). Герои Гумилева - это или какие-то темные рыцари, или старые конквистадоры, заблудившиеся в неизведанных цепях гор («Старый конквистадор»), или капитаны - «открыватели новых земель» («Капитаны»), или царицы, правящие неведомыми народами чарами своей небывалой красоты («Царица», «Варвары»), или просто бродяги, странствующие по пустыням («В пустыне»).

Можно сказать, что внешний мир Гумилев воспринимал сквозь «магический кристалл» внутреннего. «Жемчуга» проникнуты темой исканий, собственных и общечеловеческих. Само название исходит от образа прекрасных стран, в существование которых верит поэт:

И кажется, в мире, как прежде, есть страны,
Куда не ступала людская нога,
Где в солнечных рощах живут великаны
И светят в прозрачной воде жемчуга.
...И карлики с птицами спорят за гнезда,
И нежен у девушек профиль лица...
Как будто не все пересчитаны звезды,
Как будто наш мир не открыт до конца!
(«Капитаны»)

Открытие неведомых стран, их сокровищ оправдывает и одухотворяет жизнь. Символ поиска - путешествие. Так реагировал Гумилев на духовную атмосферу своего времени, когда определение новой поэзии было главным для интеллигенции. Он пытался найти наиболее полный, оптимальный способ самовыражения на уровне целой художественной системы.

Дух авантюры и риска, путешествий и вообще постоянного стремления в даль - особенно в морскую и экзотическую - был свойственен поэту в высшей степени:

Свежим ветром снова сердце пьяно,
Тайный голос шепчет: «Все покинь!» -
... В каждой луже запах океана,
В каждом камне веянье пустынь.
(«Открытие Америки»)

Заманчивый, таящийся за горизонтом мир властно и постоянно влек Гумилева к себе. Бродяга и путешественник по странам и континентам, временам и эпохам, - он прославлял в стихах скитальца морей Синдбада:

Следом за Синдбадом-Мореходом
В чуждых странах я сбирал червонцы...
(«Следом за Синдбадом... »),
скитальца любви Дон Жуана:
Моя мечта надменна и проста:
Схватить весло, поставить ногу в стремя
И обмануть медлительное время,
Всегда лобзая новые уста...
(«Дон Жуан»)

и скитальца вселенной Вечного Жида. Эти три имени могли войти в геральдику его поэзии. Но в поэме «Открытие Америки» (сб. «Чужое небо» (1912)) рядом с Колумбом встала не менее значительная героиня - Муза Дальних Странствий:

Целый день на мостике готов,
Как влюбленный, грезить о пространстве;
В шуме волн он слышит сладкий зов,
Уверенья Музы Дальних Странствий.

Гумилев был поэтом, в высшей степени ощущавшим своё предназначение, и никогда не пытался сойти с пути, предназначенного ему судьбою. Идея беззаветного служения искусству - одна из наиболее важных в его миросозерцании.

Точно так же относился поэт и к другой Музе, полностью им владевшей, - Музе Дальних Странствий. Гумилев был её преданным рыцарем. Неодолимый зов пространства, живший в крови поэта, заставлявший, бросая всё, уходить из дому в поисках обетованной страны, - этот зов пронизывает всю его поэзию:

Мы с тобою, Муза, быстроноги,
Любим ивы вдоль степной дороги,
Мерный скрип колес и вдалеке
Быстрый парус на большой реке.
Этот мир, такой святой и строгий,
Что нет места в нем пустой тоске.
(«Открытие Америки»)

По замечанию И. Анненского, «тоска по красочно причудливым вырезам далекого юга», «верный вкус» и строгость «в подборе декораций» соседствовали у поэта со «стихийно-русским «исканьем муки», и, хотя тогда ещё редкой, властью над словесным пространством.

Справедливости ради следует сказать, что «экзотика» Гумилева рождена не ребяческими фантазиями, а опытом долгих и многотрудных скитаний по Африке, зачастую связанных с целями отечественной науки. В стихах этого рода, особенно тех, что вошли в книгу «Шатер» (1921), звучит правда увиденного и пережитого под «чужим небом».

Поздний Гумилев порывает с чистой декоративностью. Его последние стихи об Африке отличаются достоверностью деталей, самого отношения к «черному континенту»:

Оглушенная ревом и топотом,
Облеченная в пламя и дымы,
О тебе, моя Африка, шепотом
В небесах говорят серафимы.
(«Вступленье»)

Некоторые из образов стихотворения «Вступленье», как и других, могут быть расшифрованы при знакомстве с африканскими произведениями искусства, находившимися в собрании Гумилева: складень с изображением Христа и Марии имелся им в виду в последней строфе этого стихотворения:

Дай скончаться под той сикоморою.
Где с Христом отдыхала Мария.

Со временем, когда благодаря находке и публикации африканского дневника Гумилева, будет изучаться его деятельность как открывателя новых дорог в Африке, возникнет возможность уточнить, в какой мере этот реальный опыт лежит в основе стихотворений, вошедших в «Шатер». Но уже и сейчас можно сказать, что Гумилев - один из тех поэтов, которые Восток своих мечтаний сверили с реальным Востоком. Одним из первых он увидел в своём «Египте» то, что в то время ещё далеко не всем было ясно:

Пусть хозяева здесь - англичане,
Пьют вино и играют в футбол,
И Хедива в высоком Диване
Уж не властен святой произвол!
Пусть! Но истинный царь над страною
Не араб и не белый, а тот,
Кто с сохою или с бороною
Черных буйволов в поле ведет.

Уже по этому стихотворению можно судить о том, насколько во взгляде на будущий мир поэт был серьёзнее тех, кто его, как и часто сравниваемого с ним Киплинга, торопились обвинить во всех смертных грехах «колониалистического» отношения к туземному населению, в поэтизации завоевательства. Гумилев всегда видел, какие ужасы принесла европейская цивилизация туземцам, которые до неё жили по естественным законам человеческого существования. Тогда же и появляются «Абиссинские песни», в которых звучат боль и отчаяние африканского невольника:

По уграм просыпаются птицы,
Выбегают в поле газели.
И выходит из шатра европеец,
Размахивая длинным бичом.
Он садится под тенью пальмы,
Обернув лицо зеленой вуалью,
Ставит рядом с собой бутылку виски
И хлещет ленящихся рабов.
(«Невольничья»)

Все изменилось в этом первозданном мире, где раньше можно было увидеть, как

Повисают, как змеи, лианы,
Разъяренные звери рычат
И блуждают седые туманы.
По лесистым его берегам,
И в горах, у зеленых подножий.
Поклоняются странным богам
Девы-жрицы с эбеновой кожей.
(«Озеро Чад»)

Теперь же

Занзибарские девушки пляшут
И любовь продают за деньги.
(«Занзибарские девушки»)

Африка позволила поэту предвидеть «последний катаклизм», то, что сегодня мы называем экологической катастрофой:

И, быть может, немного осталось веков.
Как на мир наш, зеленый и старый,
Дико ринутся хищные стаи песков
Из пылающей юной Сахары.
Средиземное море засыпят они,
И Париж, и Москву, и Афины,
И мы будем в небесные верить огни,
На верблюдах своих бедуины.
И когда наконец корабли марсиан
У земного окажутся шара,
То увидят сплошной золотой океан
И дадут ему имя: Сахара.
(«Сахара»)

Сила и точность выражения поэтического предвиденья превращает эту фантасмагорию в неотвратимую явь.

На основе рассмотренных примеров, можно сказать, что «экзотические» стихотворения Н. Гумилева прошли определенную эволюцию от «Романтических цветов» до «Шатра».

В статье «Преодолевшие символизм» В.М. Жирмунский кратко и верно очертил особенности тогдашней манеры Гумилева: «В последних сборниках Гумилев вырос в большого и взыскательного художника слова. Он и сейчас любит риторическое великолепие пышных слов, но он стал скупее и разборчивее в выборе слов и соединяет прежнее стремление к напряженности и яркости с графической четкостью словосочетания».

Гумилев стремился противопоставить отвлеченности и рефлексии символизма богатую красками и звуками реальную действительность и сильного человека, живущего в гармонии с природой. Поэтому в его творчестве раскрывается своеобразный мир экзотических стран Африки, Востока и Южной Америки.

Тематическому многообразию этих стихов Гумилева соответствует богатство их образных средств. При описании экзотического мира тропы поэта отличаются яркостью, насыщенностью красок: «лазурные глаза», «золотые острова», «голубые нежные мхи», «розовая влага», «воздушно-белые лилии», «скалы жемчужные», «золотые девы-тени», «серебристо-матовый ручей», «изумрудные перья» и т. д. Цветовая гамма стихов Гумилева светла и жизнерадостна.

Не менее интересны и его поэтические сравнения. Они построены либо на олицетворении, «одушевлении» явлений неживой природы, либо на сопоставлении человека с другими живыми существами: «как змеи, лианы», «женщина, как серна боязлива», «воздух, как роза, и мы, как виденья», «грузный, как бочки вин токайских», «девы-тени», «звезды, как гроздь виноградин» и т. д.

Одной из основных особенностей художественного строя этих стихотворений является фонетическая выразительность. Звукопись играет большую роль в создании мелодики стиха и образов. В сочетании с метафоричностью она создает эмоционапьно-музыкальный контекст.

Эти художественные средства помогают поэту воссоздать яркий, красочный, неповторимый мир «экзотических» стран, выразить свою мечту о гармоничной, естественной жизни.

Само обращение к вольному миру Востока было в традициях русской поэзии. Нецивилизованная и дикая страна представлялась романтикам неким прообразом человеческого детства, где человек поставлен вне социальной проблематики.

В природе Кавказа романтики находили гармонию с дикими и простыми обычаями народов. Так, Пушкину и Лермонтову казалось, что социальные отношения, развитие в цивилизованных странах, не коснулись Кавказа.

Изображение Востока органически входило в романтическую эстетику Пушкина, так как оно давало возможность уйти в мир необыкновенно экзотического, в мир диких народов, которых ещё не затронула цивилизация, которые сохранили свежесть чувств и мыслей («Ночной зефир», «Гречанка верная», «Черная шаль», «Дочери Карагеоргия» и др.).

Мир Востока для Лермонтова был реальным воплощением его представлений о «естественном состоянии» и природном человеке. В своей концепции естественного человека поэт утверждает, что цивилизация пагубна, эгоистична, она ведет к смерти изначальных установлений, лежащих в основе человеческого бытия. Особенно выразительно это проявляется в стихотворении «Спор», в разговоре Шат-горы с Казбеком.

А у Гумилева этот мотив четко прослеживается в «Абиссинских песнях» и «Египте». Гумилев продолжил традиции русской литературы и поэзии о Востоке. Его романтические мотивы и слова однообразны и разнообразны одновременно, они и общие, и неповторимые. При этом их неповторимость, отраженность в них индивидуальной человеческой судьбы поэта сказываются прежде всего в их эмоциональном музыкальном звучании, особенном смысловом значении.

Л-ра: Всесвітня література та культура в навчальних закладах України. – 2004. - № 3. – С. 11-14.

Ключевые слова: Николай Гумилёв, критика на творчество Николая Гумилёва, критика на стихи Николая Гумилёва, анализ стихов Николая Гумилёва, скачать критику, скачать анализ, скачать бесплатно, русская литература 20 века

Многие десятилетия мы питались лишь слухами о судьбе Николая Гумилева, о его жизни, и уж тем более об обстоятельствах гибели. В час, когда он родился, морская крепость Кронштадт сотрясалась под натиском шторма. Старая нянька увидела в этом своеобразный знак, сказав, что у родившегося “будет бурная жизнь”. И она оказалась права:
поиски, метания, страсть к путешествиям – короткие, но бурные 35 отпущенных Всевышним лет.
Я пропастям и бурям вечный брат.
Но я вплету в воинственный наряд
Звезду долин, пилею голубую.
Поэзия Гумилева аполитична, и именно это, может быть, привлекает меня больше всего в его творчестве. В его стихах нашли отражение и любовь, и путешествия, и война, и экзотика. Только политика осталась в стороне. Гумилева волновали не вопросы устройства общества, а удивительный и неведомый мир, окружавший человека. Он создал теорию акмеизма, призывая воспринимать мир безоговорочно, но сам акмеистом не стал. Кажется, что каноны этого направления в искусстве были для него лишь условностью.
А какие были у него учителя! Анненский, Вийон, Готье, Брюсов. Николай Гумилев – прирожденный поэт, построивший собственный мир слова и чувства. Время доказало, что этот мир нам не чужд, как не чужды любовь и грусть, счастье и разочарование. Но печаль его произведений замечательно лирична, завораживающе и трогательна:
Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд
И руки особенно тонки, колени обняв. Послушай:
далеко-далеко, на озере Чад Изысканный бродит жираф.
Каждая книга Гумилева – это итог сделанного им на момент ее выхода, это осмысление жизни и серьезная работа души, которая “глас Бога слышит в воинской тревоге и Божьими зовет свои дороги”. В одном из философских стихотворений сборника “Колчан” поэт говорит:
Я вежлив с жизнью современною,
Но между нами есть преграда.
Все, что смешит ее, надменную,
Моя единая отрада.
Несмотря на большую увлеченность экзотическими странами Африки и Ази1, Николай Гумилев безгранично предан родине. В то время, когда миогие уже покинули или собирались покинуть Россию, он возвращается, идя навстречу первой волне эмиграции. Я не знаю, как сложилась бы его судьба вне родины, но для русской поэзии он сделал максимум того, что мог сделать, именно потому, что вернулся. А не вернуться Николай Гумилев не мог, потому что однажды сделал для себя открытие:
Я кричу, и мой голос дикий,
Это медь ударяет в медь,
Я, носитель мысли великой,
Не могу, не могу умереть.
Словно молоты громовые
Или воды гневных морей,
Золотое сердце России
Мерно бьется в груди моей.



  1. Литература XX века развивалась в обстановке войн, революций, затем становления новой послереволюционной действительности. Все это не могло не сказаться на художественных исканиях авторов этого времени....
  2. Николай Степанович Гумилев родился в Кронштадте 3(15) апреля 1886 года. Отец его служил военным врачом на флоте. Детские года писатель провел в Царском Селе, потом...
  3. Гумилев Николай Степанович – русский поэт, прозаик, литературный критик, переводчик, представитель литературы “серебряного века”, основатель школы русского акмеизма. Детство и первые произведения Николай Степанович Гумилев...
  4. Италия… О Италия! Как бы стремительно ни бежало время, Италия никогда не состарится. Древность этой страны лишь передает неповторимый аромат ее юности. Очарование вечной молодости...
  5. Теоретик акмеизма, один из руководителей созданного в 1911 году “Цеха поэтов” – И. С. Гумилев – родился в семье морского врача в Кронштадте. Детство и...
  6. Странствующий рыцарь, аристократический бродяга, – он был влюблен во все эпохи, страны, профессии и положения, где человеческая душа расцветает в дерзкой героической красоте. Когда читаешь...
  7. Образная система ранней поэзии Гумилева – это своеобразная “египетская пирамида”, к которой не так-то легко подступиться. У подножия этой пирамиды лежит самый ранний сборник стихотворений...
  8. Поэт Николай Степанович Гумилев. “Угрюмый и упрямый зодчий”. Удивителен, ярок, неповторим его творческий путь, трагична судьба. Две особенности определили, по сути, все его творчество. Он...
  9. Книги замечательного русского поэта Николая Гумилева не переиздавались у нас на родине с начала двадцатых и до конца восьмидесятых годов. Они были большой редкостью. Сегодня...
  10. Николай Гумилев был младшим современником таких известных поэтов, как В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Блок, которые тогда уже считались законодателями российской поэзии. Он и сам...
  11. Николай Гумилев в своей ранней поэзии выстраивал своеобразную “египетскую пирамиду”, к которой не так-то легко подступиться. У начала этой пирамиды лежит один из самой ранней...

романтизм литературный гумилев поэзия

Любовь к Африке, страсть к путешествиям, жажда приключений определили темы и мотивы творчества Гумилева, среди которых одним из ведущих является мотив экзотики. Экзотическая тема присутствует во всех книгах поэта. Попытаемся проследить, как экзотическая тема, мотив Музы Дальних Странствий эволюционировали в поэзии Гумилева от сборника к сборнику, какую роль играют экзотические мотивы в стихах поэта-романтика.

Первый сборник стихов «Путь конквистадоров», выпущенный Гумилевым - гимназистом в 1905 году, молодой поэт в последствии считал незрелым. Ему необходим был образ, и Гумилев, никогда не отличавшийся ни здоровьем, ни красотой, но имевший волю и любивший экзотику, этот образ создал: образ конквистадора - завоевателя жизни, покорителя судьбы:

Я конквистадор в панцире железном,

Я весело преследую звезду,

Я прохожу по пропастям и безднам

И отдыхаю в радостном саду.

Уже в этой книге стихов появились персонажи экзотические, неординарные: гордые короли и насмешливые тролли, заколдованные девы и бесстрашные рыцари.

Во втором сборнике поэта «Романтические цветы» (1908) Брюсов отметил упорную работу Гумилева над стихом, «фантастика еще свободней, образы еще прозрачней здесь, психология еще причудливее… Надо отметить, что в своих новых поэмах он в значительной мере освободился от крайностей своих первых созданий и научился замыкать свои мечты в более определенные очертания. Его видения с годами приобрели больше пластичности, выпуклости. Вместе с тем явно окреп и его стих… Почти все его стихотворения написаны прекрасно, обдуманным и утонченно звучащим стихом».

Мифологических Кукулин, исторической Помпеи, Синдбад-Мореход, Рея Маб, Люцифер, Змей, рыцари, принцессы, императоры, жрецы, пираты и, естественно, конквистадоры заполнили собой страницы сборника.

Картинно обставлен уход из жизни («Самоубийства»), романтична история жены могучего вождя, полюбившей европейца («Озеро Чад»), эффектны исторические сцены («Основатели», «Каракалла», «Помпей у пиратов»). Стихи эти - ответ на потребность человека в необычайном, не здешнем, уводящим от серой скуки повседневности.

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд

И руки особенно тонки, колени обняв.

Послушай: далеко, далеко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

Ему грациозная стройность и нега дана,

И шкуру его украшает волшебный узор,

С которым равняться осмелиться только Луна,

Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,

И бег его плавен, как радостный птичий полет.

Я знаю, что много чудесного видит Земля,

Когда на закате он прячется в мраморный грот.

Я знаю веселые сказки таинственных стран

Про горную деву, про страсть молодого вождя,

Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,

Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя,

И как я тебе расскажу про тропический сад,

Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав…

Ты плачешь? Послушай… Далеко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

В этом сборнике Гумилев, по мнению критика А.Павловского, медленно сводит «поэзию по золотой лестнице символизма на землю, пытается насытить слово, уставшее от эфира и иносказаний предметностью, плотью и твердым смыслом».

Книга «Жемчуга» (1910) знаменует завершение первого периода творчества Гумилева. Это своего рода элегическое прощение с символизмом и романтическими декорациями ранних стихов. Здесь нет ничего надуманного, искусственного, вторичного. Дело в том, считает В.Брюсов, что поэт «сам создает для себя страны и населяет их им самим сотворенными существами: людьми, зверями, демонами. В этих странах, - можно сказать, в этих мирах, - явления подчиняются не обычным законам природы, но новым, которым повелел существовать поэт…»

В этом мире встречаются нам имена: античные герои, как Одиссей, Агамемнон, Ромул, исторические личности, как Тимур, Данте, Дон Жуан, Васко-де-Гама, некоторые местности Земного шара, как степь Гоби, или Кастилия, или Анды, - но они видоизменились, стали новыми, неузнаваемыми.

Брюсов, которому была посвящена книга, писал: «Страна Гумилева - это какой-то остров, где то за «водоворотом» и «клокочущими пенами» океана. Там есть пленительные, всегда, «ночные» и вечно «вечереющие» горные озера. Кругом «рощи пальм и заросли алоэ», но они полны «мандрагорами, цветами ужаса и зла». По стране бродят вольные дикие звери: «царственные барсы», «легкие волки», «блуждающие пантеры», «слоны-пустынники», «седые медведи», «вепри», «обезьяны». По временам видны «драконы», распространяющиеся на оголенном утесе… Герои Н.Гумилева или какие-то темные рыцари, в гербе которых «багряные цветы» и которых даже женщины той страны называют «странными паладинами», или старые конквистадоры, заблудившиеся в неизведанных цепях гор, или капитаны, «открыватели новых земель», в высоких ботфортах, с пистолетом за поясом, или царица, царствующая над неведомыми народами чарами своей небывалой красоты, или мужчины, «отличенные знаком высшего позора», или наконец, просто бродяги по пустыням, в смерти соперничающие с Гераклом. Тут же, рядом с ними стоят существа совсем фантастические или, по крайней мере, встречаемые весьма редко: «угрюмые друиды, повелевающие камнями», «девушки-колдуньи», ворожающие у окна тихой ночью, некто «привыкший к сумрачным победам», и таинственный скиталец по всем морям «летучий голландец». И удивительные совершаются события в этом мире среди этих удивительных героев…» .

Зов Музы Дальних Странствий отчетливо слышится в поэме «Открытие Америки», вошедшей в сборник «Чужое небо» (1912):

Свежим ветром снова сердце пьяно,

Перед дверью над кустом бурьяна

Небосклон безоблачен и синь,

В каждой луже запах океана,

В каждом камне веянье пустынь.

Веселы, нежданны и кровавы

Радости, печали и забавы

Дикой и пленительной земли;

Но всего прекрасней жажда славы,

Для нее родятся короли,

В океанах ходят корабли.

К моменту выхода «Чужого неба» Гумилев путешествовал по Италии, а год спустя отправился в Африку, собственной биографией подтверждая тягу к «дивным странам, заповедным Кущам».

В 1918 году вышел сборник Гумилева «Костер». Стихи в книге значительно более земные по мысли и форме. Снова устремляется его мысль и к чужим странам. («Швеция», «Норвежские чары», «На северном море», «Стокгольм»).

Седою гривой машет море,

Встают пустыни, города…

Измученный любовью к женщине поэт стремится обрести покой в прекрасном Каирском саду:

Я женщиною был тогда измучен,

И не соленый, свежий ветер моря,

Не грохот экзотических базаров -

Ничто меня утешить не могло.

Но этот сад, он был во всем подобен…

«Огненный столп» (1921) - лучший сборник поэта, в котором критика отметила совершенство формы, магию слов, «сильные, бодрые мотивы, свежей, не надломленной, даже первобытной силы».

В сборнике преимущественно представлена философская лирика человека, воспринимающего бытие во все его текучести, многообразии различных метаморфоз. Экзотичность и здесь нашла свое отражение. Восточная теория переселения душ воплотилась в стихотворении «Память». В стихотворении «Лес» сказочное существо «женщина с кошачьей головой» выходит из таинственного леса, как бы демонстрируя богатство авторской фантазии.

Многие произведения, написанные на экзотическую тему, вышли уже после смерти поэта. Среди них - цикл «Сентиментальное путешествие», стихотворение «Приглашение в путешествие», «Акростих», «Тразилинское озеро», «Вилло Баризе». И здесь автор рисует нам чудесные картины, полные экзотики:

И будут приезжать к нам гости,

Когда весной пройдут дожди,

В уборах из слоновой кости

Великолепные вожди.

В горах, где весело, где ветры

Кричат, рубить я стану лес -

Смолою пахнущие кедры,

Платан, встающие до небес.

Я буду изменять движенье

Рек, льющихся по крутизне,

Указывая им служенье,

Угодное отныне мне. («Приглашение в путешествие»).

Экзотическая лирика Гумилева пестрит многообразием зрительных образов. Недаром В.Брюсов назвал Гумилева «поэтом зрительных картин, может быть не всегда умеющим сказать новое и неожиданное, но всегда умеющего избежать в своих стихах недостатков» за счет мастерского владения формой стиха, а также переосмысливания, «перепрочувствования» привычных, уже введенных в поэтический арсенал образов. Зрительность стоит на одном из первых мест в творчестве поэта, но он не стремится приблизить поэзию к зрелищности живописных полотен. В стихах Гумилева впечатляет зримость явлений души, их «фантастическая достоверность».

Гумилев создает свой поэтический мир весомостей и заполненностей, мир конкретно-чувственный, в котором зримость явлений души и зримость реальных картин мира, земных пейзажей и даже творений мастеров живописи воспринимаются как единое органическое целое.

Итак, мы рассмотрели экзотическую поэзию Н.С.Гумилева в разрезе всего его творчества, его сознания, его жизни. В каждом из сборников поэта присутствует экзотическая тема, ведь экзотика и связанные с нею путешествия, далекие страны, необычные герои всегда жили в душе и сознании Гумилева.

Экзотическая тема, как и все творчество поэта, эволюционировала: от декоративных, многоцветных образов и картин поэт пришел к философским размышлениям о мире и о себе, и экзотика стала в поздний период деятельности Гумилева фоном и средством передачи мыслей, порой трагических.

Но на всем протяжении творчества Н.С.Гумилева его поэзию не покидали мир прекрасной и благородной романтики, свежий ветер мужества, любовь к жизни, ее вечная и таинственная красота.

Гумилев расширяет нам мир познания неизведанным и заманчивым.

Цель:

  • познакомить учащихся с творчеством самобытного поэта;
  • рассмотреть особенности лирики Гумилёва;
  • воспитывать вкус учащихся в связи с изучением поэзии;
  • учить выразительному чтению стихов.

Оформление: фотопортрет Н.Гумилёва, пластинка с записью сочинения К. Дебюсси «Море. Три симфонических эскиза», репродукции картин П.Гогена.

Ход урока

Когда меня отправят под арест
Без выкупа, залога и отсрочки,
Не глыба камня, не могильный крест-
Мне памятником будут эти строчки.
В. Шекспир

1. Слово учителя.

Не беспокойся обо мне, я чувствую себя прекрасно, читаю Гомера и пишу стихи». Лаконичная записка, написанная ровным безмятежным почерком. В ней нет ни тени тревоги, ни намёка на какую-либо опасность. А между тем писавший её знал, что жить ему осталось считанные дни.

Я закрыл «Илиаду» и сел у окна.
На губах трепетало последнее слово.
Что-то ярко светило – фонарь иль луна,
И медлительно двигалась тень часового.

Автор записки и этих поэтических строк – Николай Гумилёв. Расстояние во времени между посланием, адресованным Анне Ахматовой, и стихотворением, посвящённым ей же, длиной в десять лет. Казалось бы, что уж тут общего. Но связь была. Стремительная и трагическая, как линия судьбы на ладони его руки, написавшей:

И умру я не на постели,
При нотариусе и враче,
А в какой-нибудь дикой щели,
Утонувшей в густом плюще.

Предчувствие ранней смерти не покидало поэта на протяжении ряда лет. Он даже видел того», кто занят отливанием пули, которая оборвёт его жизнь. 24 августа 1921 года поэт Николай Гумилёв был расстрелян Петроградским губчека. Он обвинялся в участии в контрреволюционном заговоре. В «деле» Гумилёва остались справки домоуправления, в которых говорилось, что в квартире поэта, ему не принадлежало ничего, «кроме 1303 экз. книг», среди которых были написанные его любимыми писателями несколько поэтических сборников, прекрасных и благородных плодов его «сада души». Книг после смерти Гумилёва осталось меньше, чем должно было быть», налицо ещё одно – помимо убийства – уголовное преступление: обворовали его современников, обворовали нас с вами. Какой высоты ещё мог достичь Гумилёв,– он был молод и возрастом, и духом! Он бы столько ещё мог написать!

Ещё не раз Вы вспомните меня.
И весь мой мир волнующий и странный,
Нелепый мир из стали и огня,
Но меж других единый необманный.
Ещё не раз Вы вспомните меня... »)

Поэзия Серебряного века не мыслима без имени Николая Гумилёва. Создатель яркого и самобытного литературного течения – акмеизма (от греч.akme – остриё, лезвие), он завоевал симпатии читателей и не только силой художественного таланта, оригинальностью и совершенством поэтических откровений, но и фанатичной любовью к путешествиям, странствиям, которые стали неотъемлемой частью его жизни и творчества.

Звучит музыкальный фрагмент (К..Дебюсси «Море. Три симфонических эскиза»)

2. Индивидуальные сообщения учащихся

Муза Дальних Странствий, воспетая им во многих стихах, стала проводником поэта в непроходимых джунглях Центральной Африки, в огнедышащих песках Сахары, в верховьях и устье многоводного Нила, в мрачных горах Абиссинии и экзотических лесах Мадагаскара. Древние города Европы, Ближний восток, Антильские острова, Средиземное море!..

И вот вся жизнь!
Круженье, пенье,
Моря, пустыни, города,
Мелькающие отраженья,
Потерянного навсегда.
Бушует пламя, трубят трубы.
И кони рыжие летят.
Потом волнующие губы…
О счастье, кажется, твердят.
И вот опять – восторг и горе,
Опять, как прежде, как всегда,
Седою гривой машет море
Встают пустыни, города.
Когда же, наконец, восставши,
От сна, я буду снова я –
В священный вечер у ручья?

Героям его стихотворений становятся открыватели новых земель, и флибустьеры, и скитальцы-арабы, и средневековые рыцари, и охотники на африканских диких зверей, и бесстрашные капитаны...

Звучит музыкальный фрагмент (К.Дебюсси «Море».Три симфонических эскиза»).

Выразительное чтение стихотворения «На полярных морях и на южных...».

Христофор Колумб, Марко Поло, Гонзальво и Кук, Ганнон Карфагенянин, Синдбад Мореход, Одиссей...Герои реальные и мифические, жившие много веков тому назад и современники, решившие достичь Северного полюса, – все они становились помощниками поэта, мечтавшего сделать своих читателей героями «сильной, весёлой и злой планеты.

3. Знакомство с поэтикой Гумилёва

Уже в раннем творчестве поэта наметились основные (исключительно «гумилёвские») черты, которые так или иначе, изменяясь и совершенствуясь, прошли через все его сборники и составили неповторимый облик его поэтики. Презрение к миру денежных интересов, мещанскому благополучию, духовной бездеятельности, неприятие буржуазной морали побуждали поэта создавать героев по контрасту с современниками. Он создавал героев, одухотворённых идеями, дерзкими, рискованными, но в основе своей – благородных, охваченных неистовой страстью к переменам, открытиям, борьбе, торжествующих победу над внешним миром, даже если эта победа достигалась ценой их жизни.

Чтение стихотворения « Как конквистадор в панцире железном…».

Второй характерной особенностью поэзии Гумилёва является отточенность, филигранность формы, изысканность рифм, гармония и благозвучность звуковых повторов, возвышенность и благородство поэтической интонации. В стихотворении «Поэту» (1908) Гумилёв высказал своё отношение к поэтической форме и требования к ремеслу стихотворца.

Чтение стихотворения « Поэту».

Работу поэта над формой можно проиллюстрировать, анализируя стихотворение «Мореплаватель Павзаний...» (1906). Верный своей избраннице – Музе Дальних Странствий, поэт посвящает своё стихотворение древнегреческому путешественнику Павзанию (20 в.). После опасного плавания его корабль достиг берегов Римской империи. Час заката. Величественно и прекрасно вечно изменяющееся море. Суровы и безмолвны неподвижные скалы. Покачивается на волнах корабль. Император осматривает экзотические подарки, которые привёз из заморской страны мореплаватель. Такова сюжетная картина стихотворения. Для того, чтобы понять, как достигать поэт художественной красоты изображаемого, как разукрашивает зарисовку яркими, сочными красками, наполняет её пространство многочисленными звуками, проведём лексический и фонетический анализ текста. Бросается в глаза обилие прилагательных, обозначающих цвет: золотой, пурпурный, мраморный, изумрудный, серебряный. Присутствие в стихотворении существительных вызывает стойкие цветовые ассоциации: море (синий и зеленоватый цвета) и крокодил (зелёный цвет). Для более сильного эффекта и то и другое существительное повторяется в тексте трижды. Дополняет эту цветовую гамму звуковой повтор (ассонанс) гласного (у). Во 2 и 3 строфах, где нарисована картина моря, этот гласный звук (у) повторяется 7 раз. По замыслу поэта, этот звуковой повтор должен наполнить стихотворение зелёным цветом. Вспомним его перевод стихотворения Артюра Рембо «Гласные»: А– черно, бело-, Е – зелено О – сине, И – красно... Я хочу открыть рождение гласных. И далее: У – дивные круги морей зеленоватых. А теперь определим, каким размером написано стихотворение Гумилёва. Перед нами редко встречающийся в русском стихосложении пеон третьего вида. Он наилучшим образом передаёт ритм, частоту появления и затухания морских волн. Покачивание корабля удачно передаёт внутренняя рифма (плав – пав) в 1 строке 1 строфы. А модулированный звуковой повтор(аллитерация) сонорного звука (л) в 1 строфе, по-видимому, должен воспроизводить звук ударяющих о борт корабля волн. Моделированный глухим согласным повторяющийся сонорный (р) передаёт скрип мачт и корабельных снастей(1 и 2 строфы). Удары волн о прибрежные скалы озвучены рифмой 2 строфы (безумных– бездумных– шумных).Такова неполная звуковая инструментовка этого стихотворения.

Третьей характерной чертой творчества поэта является его пристрастие к экзотике, интерес к африканскому и азиатскому континентам, к мифологии и фольклору племён, населяющих их, к яркой и буйной растительности экваториального леса, необычным животным.

Первый ученик-ассистент читает выписанные из поэтических сборников Гумилёва названия стихотворений, которые с географической точностью сообщают о многочисленных путешествиях поэта, странствиях в поисках сюжетов для своих произведений: «Озеро Чад», цикл стихов Абиссинские песни», «Африканская ночь», «Красное море», Египет», «Сахара», «Суэцкий канал» «Судан», «Сомалийский полуостров» Мадагаскар», «Замбези», «Нигер» и др.

Второй ученик-ассистент приводит названия его анималистических стихотворений «Гиена», «Ягуар», Невеста льва», «Кенгуру»,»Попугай», Укротитель зверей»,»Гиппопотам « и др. Поражает глубокое знание повадок животных точность рисунков, напоминающих лучшие работы художников-анималистов. Поэт нередко наделяет чувствами и мыслями своих четвероногих героев, иногда говорит от их имени, как бы соединяясь с ними в неделимое целое.

Я – попугай с Антильских островов.
Но я живу в квадратной келье мага
Вокруг – реторты, глобусы, бумага,
И кашель старика, и бой часов.
Пусть в час заклятый, в вихре голосов,
И блеске глаз, мерцающих, как шпага,
Ерошат крылья ужас и отвага,
И я сражаюсь с призраками сов...

4. Огромное влияние оказали на Гумилёва полотна французского художника-постимпрессиониста Поля Гогена, которые он видел в Салоне в Париже ещё в то время, когда был слушателем всемирно известной Сорбонны. Часами простаивал поэт перед его картинами. Удивительный мир культуры далёкой Океании, как бы существующие вне времени и привычного бытия, фигуры таитянских женщин, буйные краски тропической растительности, полусказочные животные – всё это влекло в неведомые заморские страны, будило неуёмную фантазию

5. Презентация.

Знакомство с репродукциями картин Поля Гогена « Женщина с цветами в руках»(1899); «Беседа»(1891); « Женщина, держащая плод» (1893); «Таитянские пасторали»(1893); «Пейзаж с павлинами»(1892); «Жена короля»(1896); «Сбор плодов»(1899) и др.

Гумилёву не удалось побывать на Таите, где жил и творил не понятый современниками Поль Гоген, но путешествия по заморским странам он сумел превратить из мечты в поэтические строки. Разве не перекликаются его африканские стихотворения и абиссинские песни с сюжетами полотен французского художника?

Чтение стихотворения «Озеро Чад».

Выстрелами на дуэли были убиты Пушкин и Лермонтов, пробитое пулей, перестало клокотать сердце Маяковского, безумная жестокость оборвала жизнь Николая Гумилёва... Сколько поэтов преждевременно потеряла Россия! Как воскресить их? Как оживить? Живой водой воистину может стать наше прикосновение к их стихам, наша память о них. Только тогда расцветут «сады души» погибших поэтов и удивят нас своей красотой и благородство.

Сады моей души всегда узорны.
В них ветры так свежи и тиховейны.
В них золотой песок и мрамор черный.
Глубокие, прозрачные бассейны.
Растенья в них, как сны, необычайны.
Как воды утром, розовеют птицы.
И – кто поймет намёк стариной тайны? -
Них девушка в венке великой жрице...
Я не смотрю на мир бегущих линий.
Мои мечты лишь вечному покорны.
Пускай сирокко бесится в пустыне
Сады моей души всегда узорны.
(«Сады души») В.В Рогозинский

6. Итог урока

7. Домашнее задание

Выучить стихотворение, знать конспект урока.

Слепая музыка моей любви...

Н. Гумилев

Николай Степанович Гумилев - прекрасный поэт нашего столетия. Он оставил нам интересное и значительное литературное наследие, оказал влияние на дальнейшее развитие нашей отечественной поэзии. Его трагическая гибель в августе 1921 года от рук большевиков - трагедия нашего народа.

Всей своей жизнью - и реальной и поэтической - Н. Гумилев стремился олицетворять волевое мужское начало. В поисках неизвестного и неизведанного вела его по странам и континентам “муза дальних странствий”. Он погиб на взлете, еще не достигнув пушкинского возраста.

В сознании читателей поэт воспринимается обычно как великий путешественник, “открыватель новых земель”, либо как поэт-воин, но любовная лирика его столь же, на мой взгляд, полнокровна и тонка, хотя и находится всегда несколько в тени в сравнении с остальным его творчеством. Но чего стоит только тот факт, что признанная королева русской поэзии Анна Ахматова была его любимой, женой и матерью его детей. Он посвятил ей прекрасное стихотворение:

Я вас люблю, забудьте сны! - В молчанье

Она, чуть дрогнув, веки подняла,

И я услышал звонких лир бряцанье

И громовые клекоты орла.

Орел Сафо у белого утеса

Торжественно парил, и красота

Бестенных виноградников Лесбоса

Замкнула богохульные уста.

Мне кажется, от любовной лирики Гумилева веет некоторой первозданностью, дикой волей и страстью.

Примечательно, что любовная лирика поэта писалась им как бы с учетом того, что слова будут положены на музыку. Я ощущаю в его стихотворениях особый мелодический рисунок, близкий к романсу.

Например:

Вот я один в вечерний тихий час,

Я буду думать лишь о вас, о вас.

Возьмусь за книгу, но прочту: “она”,

И вновь душа пьяна и сметена.

Он широко использует в любовных стихах былинные образы и саму форму былин:

Из логова змиева,

Из города Киева,

Я взял не жену, а колдунью.

Я думал - забавницу,

Гадал - своенравницу,

Веселую птицу-певунью.

Покликаешь - морщится,

Обнимешь - топорщится,

А выйдет луна - затомится,

И смотрит, и стонет,

Как будто хоронит

Кого-то, - и хочет топиться.

Через языческие образы, как видим, передано волшебное состояние любви к женщине. Автор хорошо знает, что любовь на Руси - чувство, включающее в себя стихийные силы природы. Причем у Гумилева, в отличие от Есенина например, эти силы стихии всегда грозные, недоступные воле человека. Как говорится, кого хочет казнит, кого хочет милует, любовь зачастую обладает таким же свойством.

Хочу также отметить, на мой взгляд, очень важный момент в стихах о любви этого поэта. В них нет пошлости, грубости, хоть какого-то неуважения к женщине, которыми иной раз грешат стихи иных поэтов. Герой-любовник Гумилева благородный рыцарь с мечом и розой. Он преклоняется перед женщиной. Не только не предъявляет ей претензий, но напротив - доходит до самоуничижения и жертвенности. Особенно ярко эти чувства, я считаю, проявились в стихотворении Гумилева “Отравленный”:

Знай, я больше не буду жестоким,

Будь счастливой, с кем хочешь, хоть с ним,

Я уеду далеким, далеким,

Я не буду печальным и злым.

Мне из рая, прохладного рая,

Видны белые отсветы дня...

И мне сладко - не плачь, дорогая, -

Знать, что ты отравила меня.

Гумилев забросил своего героя-любовника аж на далекую звезду Венеру. В этом заложен двойной и даже тройной смысл: Венера - реальная в космосе, Венера - богиня любви и Венера - судьба.

На Венере, ах, на Венере,

Нету смерти, терпкой и душной.

Если умирают на Венере -

Превращаются в пар воздушный.

Судьба распорядилась жестоко, но она не смогла уничтожить любовь Гумилева. Знакомясь с его стихами о любви, глубже и ответственнее начинаешь относиться к этому великому и таинственному чувству.