Средневековые школы и университеты. Осн

ДИДАКТИКА ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Историко-педагогическая характеристика эпохи раннего Средневековья

Существование педагогической традиции в Средневековье, как, впрочем, и в другие исторические периоды, формирование педагогических идей, осуществление образовательного процесса связаны со структурно-функциональным устройством общества, типом социального наследования субъектов образовательного процесса. Педагогика Средневековья имеет характерные особенности, поскольку, во-первых, педагогические традиции данной эпохи незамкнуты во времени, имеют собственное историческое прошлое, устоявшееся в своих влияниях на современную западноевропейскую педагогику. Во-вторых, человек Средневековья самоопределялся не с этнической принадлежностью, а с локальной (деревня, город, семья), а также по конфессиональному признаку, т.е. принадлежностью к служителям церкви или мирянам. Как в образовательном материале, так и в организации специальных учебных заведений происходит синтез реальной действительности с новыми потребностями социума. Идеалом средневекового воспитания является отказ от всесторонне развитой личности эпохи Античности, формирование человека-христианина. Новый идеал воспитания определял основную европейскую педагогическую традицию раннего Средневековья (V-X вв.) - христианскую традицию, которая определяла и образовательную систему эпохи.

Типы учебных заведений раннего Средневековья

Начало христианских школ было положено монастырями и связано со школой катехуменов, где обучение и воспитание сводились к изучению христианских догматов, подведению к вере, подготовке к праведным поискам «христианского рождения» перед крещением в праздник Пасхи.

Основными типами церковных школ явились: приходская, монастырская, соборная, или епископальная (кафедральная). Как таковой строгой градации по уровню образования школ не было, но все же некоторые отличия между ними имелись.

Приходская школа - это элементарная (малая) школа, которая располагалась при церкви и давала начальные знания 3-10 ученикам в области религии, церковного песнопения, чтения на латинском языке и где иногда велось обучение счету и письму. Единственными и основными учителями были: дьякон или дьячок, схоласт или дидаскал, магнискола, которые должны были обучать всем наукам. Если число учеников увеличивалось, то специально за дисциплиной наблюдал циркатор.

Монастырские школы развивались в тесной связи с епископальными школами, которые готовили преемников для епархиального клира. Ученики собирались в кружки около епископа, получая глубокие религиозные знания. Так, правила обучения св. Бенедикта Нурсийского (480-533) заключали в себе требования читать по три часа в день, а во время поста прочитывать целую книгу. Бенедиктинская школа раннего Средневековья - это часть целого комплекса учреждений с миссионерскими задачами, где также решались проблемы обучения светским наукам. Школа разделялась на schola claustri, или interior, - для монастырской молодежи и schola canonica, или exterior, - для светского юношества. Смысл старинного девиза монахов бенедиктинского ордена заключался в том, что крепость ордена, спасение его и слава состоят в его школах. Люди, руководившие образованием в этот период, принадлежали к этому ордену. Просветительская деятельность Альбина Алкуина (735 - 804) вышла далеко за рамки данной эпохи, поскольку его монастырская школа в Туре была «рассадником учительства» вплоть до XII в. Аббатство в Монте Кассино, где находился центр бенедиктинского ордена, знаменито еще и тем, что здесь впоследствии занимался выдающийся богослов Фома Аквинский (1225-1274). К XVI в. в странах Западной Европы насчитывалось около 37000 монастырей, принадлежащих бенедиктинскому ордену и происходящим от него орденам (каждый пятый из них имел монастырскую школу). В этих школах учителями были, как правило, монахи или священники, которые в установленные часы проводили учебные занятия с детьми. Основными предметами являлись те же, что и в приходских школах, но впоследствии этот круг значительно расширился, включив риторику, религиозную философию, грамматику и в некоторых школах - дисциплины квадривиума. В монастырских школах большое внимание уделяли переписыванию книг, за счет чего в монастыре появлялась библиотека. Мудрецы того времени говорили, что монастырь без библиотеки, что крепость без охраны.

Из епископальных школ в Средние века развиваются соборная и кафедральная школы, в которых также существовали внутренние общежительные школы для молодого поколения - клира - и открытые (для мирян), причем первые имели характер воспитательный, а вторые - образовательный. Школы этого типа считались повышенными, поскольку располагались в крупных церковных центрах, где преподавался полный объем средневековых наук - «семь свободных наук» (лат. septem artes liberales). С целью усиления церковной власти и духовного образования в 1215 г. Собор постановил: при всех кафедральных соборах учредить должность учителя грамматики и теологии. Епископатам предписывалось обратить особое внимание на образование юношества, а епископам - осуществлять контроль над всеми епархиальными приходскими школами.

Распоряжение Собора гласило: «Так как школы служат для подготовки всех тех, на которых впоследствии будет лежать руководство светскими и духовными делами в государстве и церкви, то мы повелеваем, чтобы во всех городах и деревнях нашей епархии приходские школы снова восстановлены были там, где они пришли в упадок, а где они еще сохранились, развивались более и более. С этой целью приходские священники, магистры и уважаемые члены общества должны заботиться о том, чтобы учителям, которыми в деревнях обыкновенно назначаются кистеры, доставлялось необходимое содержание. А школу следует устраивать в подходящем доме вблизи приходской церкви, чтобы, с одной стороны, пастору и знатным прихожанам легче было наблюдать за учителем, а с другой стороны, удобнее было приучать учеников к религиозным упражнениям... поселившимся в приход под опасением штрафа в 12 марок обязаны были посылать своих детей в школу, дабы тлеющее еще во многих сердцах язычество совершенно угасло», а пастору ежемесячно должен был представляться доклад о том, «как успевают ученики в христианских нравах, письме и чтении и день ото дня возрастают в страхе Божьем, чтобы с течением времени они избегали зла и все более утверждались в добре». В духовных школах в Средние века миряне были представлены в качестве как учеников, так и учителей, поэтому данный период не различает школы по направленности их образовательной деятельности. Учителя-миряне в основном знакомили учеников с семью свободными искусствами, римским правом, медициной.

Христианские учебные заведения характеризуются следующими признаками:

1) имея религиозно-нравственную конечную цель, были не только образовательным типом учреждения, но и воспитательным;

2) христианское обучение соединилось с обучением письму, чтению, песнопению;

3) вследствие своей связи с монастырями школы не были сословными, частными, национальными и носили публичный (массовый) характер.

В 313 г., когда христианство приобрело статус официальной религии, христианские общины оказались перед необходимостью создания церковных школ с целью распространения вероучения. В Европе раннехристианского периода почти не осталось светских школ, сохранившихся от поздней Античности. Церковь стала единственным центром, способствовавшим распространению знаний, а священное учительство - обязанностью служителей церкви.

Естественно, содержание христианского образования отличалось от светского и профессионального, знания имели ярко выраженную религиозную направленность. Став господствующей, церковь должна была ответить на многие вопросы в области образования, в том числе принять или не принять педагогическое наследие Античности.

В период раннего Средневековья в педагогике происходит переосмысление античного наследия в образовании и привносятся собственные ценности - ориентир на духовное воспитание, воспитание верой. До VI в. христиане получали грамматико-риторическое образование, средневековая педагогическая традиция унаследовала от предыдущей эпохи язык античного Рима, а с момента перевода Библии на латынь, когда церковные службы стали вестись на латыни, этот язык становится общеевропейским и обязательным для обучения. Конечно, отбросить научные достижения предшествующей эпохи человечество не могло, поэтому основной спор возник о средствах и путях постижения светских знаний христианином.

В эпоху Средневековья познание человеческого опыта осуществлялось посредством придания ему божественного проявления, основывалось на представлении мыслителей этой эпохи о том, что вся существующая реальность в мире распределена по степени приближенности к Богу. Но существовали и другие признаки разграничения овладения знаниями: по степени божественности знаний; по качеству познавательного процесса (необходимость включения не только мыслительных операций, но и физической нагрузки, в том числе в виде постов, послушания и т.д.); по уровню подготовленности ученика и учителя к обучению; по корпоративному - социальному признаку; по половозрастному и т.д.

Характерной особенностью содержания образования в раннем Средневековье являлся его эмоционально-символический характер. С помощью изучаемого материала педагог должен был создать положительно эмоциональный настрой процесса познания, чтобы божественная сфера души ученика была созвучна божественным смыслам познаваемого. Показательным в данном случае является изучение греческой буквы Y (ипсилон), поскольку эта буква являла собой символ всей человеческой жизни. От рождения до осознанного выбора дальнейшего пути человек движется снизу по прямой, а затем идет по выбранному пути, где левая прямая - широкая и удобная дорога греха, а правая - наоборот, тернистый путь, дорога праведника. Иными словами, процесс познания осуществлялся во всем комплексе религиозных смысловых значений, символов и аллегорий, направленных к божественным пределам. Раннесредневековый наставник говорил своему ученику: «Там, где это возможно, соединяй веру с разумом». Отсюда цель образования в эпоху раннего Средневековья - дисциплина свободной воли и рассудка и приведение человека с ее помощью к вере, к постижению и почитанию Бога и служению ему.

Таким образом, содержание образования имело двойную направленность: обеспечение определенной информацией и развитие душевных интенций ученика. При изучении светских наук отбирали то полезное, что было сотворено Богом для жизни людей или благочестивым образом было придумано самими людьми и что не вредит главному - воспитанию в духе добродетели и страха Божия. В эпоху Средневековья возникает проблема выбора книжного или внекнижного обучения, соотношения роли и значимости слова (чтение, грамматика, письмо и т.д.) с операциональными знаниями (ремесло, наука, искусства и т.д.), а также путей постижения непостижимого до конца Бога. Благодаря словесно-книжному обучению, образовательной программе богослова Аврелия Августина (Блаженного) (354 - 430), включающей изучение языков, риторику, диалектику, математику, шло активное развитие церковной культуры, осознание необходимости усвоения церковной догматики каждым христианином, т.е. западноевропейская педагогическая традиция определила круг наук, без которых человек не сможет развить и укрепить Веру. Сначала человек должен был освоить основные навыки обучения (чтение, письмо и счет), а затем перейти к постижению «семи свободных искусств», тривиума словесных и квадривиума математических наук, а также теологии, богословия и философии.

Обучение, как уже отмечалось, в странах Западной Европы велось на латинском языке, каких-либо временных рамок обучения не существовало. Единственным критерием перехода ученика на другую ступень образования являлась степень усвоения им изучаемого материала.

Процесс образования начинался с заучивания наизусть Псалтиря, поскольку считалось, что знание и повторение псалмов отводят человека от «ненужных» суетных мыслей, что являлось необходимым условием для внутреннего настроя детей к постижению вероучения, осознания Библии.

Собственно изучение «семи свободных искусств» начиналось с овладения латинской грамматикой, которая считалась проводницей ученика в мир наук. Цель изучения данного искусства - правильно читать и понимать Священное Писание, правильно выражать собственные мысли.

Риторика и диалектика, с одной стороны, учили ребенка составлять и произносить проповеди, а с другой стороны, формировали умение логически мыслить, доказательно и аргументированно дискутировать, что также позволяло избегать заблуждений в вероучении.

Овладению высшей ступенью образования придавали особое значение в связи с тем, что данный блок дисциплин утверждал динамичное восприятие человеком «Божественного космоса», основанного на мире чисел. При обучении арифметике осваивались четыре математические операции, а толкование чисел было неразрывно связано с символами веры. Так, единица соотносилась с символом единого Бога, двойка - с символом дуалистичности Иисуса Христа (Божественного и человеческого), число три - это Святая Троица и т.д. Геометрия дополняла своим содержани 7 ем курс арифметики, поскольку рассматривалась как наука об устройстве окружающего мира с помощью чисел. В музыке также изыскивали философскую основу, считая, что она приводит к гармонии небесные и земные сферы. Астрономия рассматривалась как наука, тоже стоящая на службе церкви, поскольку занималась вычислением и исчислением церковных праздников, постов.

В кафедральных школах венцом обучения считалось постижение философии, которая завершала курс «семи свободных искусств» и вела к постижению теологии, овладению мудростью символических аналогий, постижению картины мира.

Рассматривая педагогический процесс в эпоху раннего Средневековья, необходимо выделить его основные тенденции и характерные особенности:

1. Основной способ обучения - ученичество. Педагогическая традиция наставничества в религиозном образовании проявлялась в форме ученичества монаха, священнослужителя у Бога; при светском образовании (рыцарском, ремесленном) ребенок являлся учеником у мастера. Основной формой работы с учеником была индивидуальная работа по передаче знаний, наставлений.

2. Высокая роль словесно-книжного обучения. Структура содержания образования, ее направленность связаны с постижением человеком двух миров: небесного и земного. Это взаимовлияние выражается в том, что, постигая реальный мир, овладевая науками о земном, человек движется к Высшей мудрости, где есть гармония музыки, арифметика небесного и грамматика Библии. Но весь мир создан Божественным Словом, которое воплощено в священной книге - Библии. Обучение помогает освоить Истину Слова. Логико-грамматическое образование являлось одной из задач образования, отсюда и вербальный (катехетический - вопросоот-ветный) метод обучения как основной, т.е. словесное обучение, или обучение Слову.

3. Развитие памяти ученика, поскольку недопустимы были какого-либо рода искажения Священного текста, цитируемых трактатов Отцов Церкви, канонов, теологических сочинений. Универсальным методом обучения явилось заучивание образцов и их воспроизведение. Уже в раннехристианской педагогике предлагалось использовать механизмы ассоциативной памяти, соотнося содержание текста с его расположением, рисунком, местом заучивания и т.д. Память служила ученику библиотекой.

4. Основной принцип обучения - авторитаризм. В большей степени строгость, наказания применялись с целью воспитания человека-христианина в «страхе Божьем», что обеспечит, во-первых, развитие Разума и Веры, а во-вторых, восхождение к постижению Истины и Мудрости. Страх Божий и любовь рассматриваются Отцами Церкви во взаимосвязи, так как дисциплинированная воля через Страх уничтожает гордыню, мешающую почитанию Господа: «Учите не яростию, не жестокостию, не гневом, но радостно-видным страхом и любовным обычаем, сладким поучением и ласковым рассуждением».

5. Основное средство обучения и воспитания ребенка - семейный мир. Основы развития ребенка закладывались в семье, которая являлась наглядным пособием для трудового воспитания, становления религиозных воззрений, для начальной социализации.

6. Взаимодействие учителя и ученика в процессе обучения основывалось на понимании того, что главный учитель - Бог. Одновременно этот факт осознавали как ученик, так и учитель, поэтому основным источником образования считалось Божественное начало.

7. Дидактическое наставление в постижении Божественных Тайн. Это касалось любой изучаемой науки. Универсальность знаний состояла в том, что необходимо было постичь противоречие, возникающее между Божественным единством мира и разнообразием окружающей действительности. В этом заключался феномен необходимости приобретения энциклопедического знания.

8. Включение в образовательный процесс наглядности. Обучение чтению велось трудным буквослагательным методом. Учились читать по абецедарию - пособию, напоминающему букварь. Учеников этой ступени образования называли также абецедариями. Звуки речи, отложившиеся в детской памяти, изображались, что помогало ученикам соединять звук и букву. Основными пособиями при обучении грамматике были трактаты мыслителей раннего христианства, Античности, а также учебник Доната Алкуина, из которого учитель зачитывал тексты, а ученики, записывая их на дощечках, запоминали и пересказывали. Известно, что ученики заводили словарики, где имелся перевод с латинского языка, а также использовался наглядный материал в виде изображения человека, на частях тела которого были надписаны глаголы.

  • В течение 1840-х и 1850-х годов перечень учебных дисциплин, предусмотренных Общим уставом императорских российских университетов 1835 г. для юридических факультетов, был расширен
  • Взаимоотношение младенцев и детей раннего возраста с окружающими людьми
  • Виды учебных изданий. Их типологическая характеристика

  • Небольшая комната с низким сводчатым потолком. Сквозь узкие окна пробиваются редкие лучи солнечного света. За длинным столом сидят мальчишки разных возрастов. Справная одежда выдаёт детей обеспеченных родителей — бедняков здесь явно нет. Во главе стола — священник. Перед ним большая рукописная книга, неподалёку лежит пучок розог. Священник бубнит молитвы на латинском языке. Дети механически повторяют вслед за ним непонятные слова. Идёт занятие в средневековой церковной школе...

    Раннее средневековье иногда называют «тёмными веками». Переход от античности к средневековью сопровождался в Западной Европе глубоким упадком культуры.

    Не только варварские вторжения, добившие Западную Римскую империю, привели к гибели культурных ценностей древности. Не менее разрушительным, чем удары вестготов, вандалов и лангобардов, стало для античного культурного наследия враждебное отношение со стороны церкви. Открытую войну против античной культуры вёл Папа Григорий I (см.ст. «Папство»), Он запретил чтение книг древних авторов и изучение математики, обвинив последнюю в связях с волшебством. Важнейшая область культуры, образование переживало особенно тяжёлые времена. Григорий I однажды провозгласил: «Невежество — мать истинного благочестия». Поистине невежество царило в Западной Европе в V—X вв. Грамотных людей почти невозможно было сыскать не только среди крестьян, но и среди знати. Многие рыцари ставили вместо подписи крест. До конца жизни так и не смог научиться писать основатель франкского государства знаменитый Карл Великий (см.ст. «Карл I Великий»). Но император был явно неравнодушен к знаниям. Уже в зрелом возрасте он прибегал к услугам учителей. Начав незадолго до смерти изучать искусство письма, Карл бережно хранил под подушкой навощённые дощечки и листы пергамента и в свободное время учился выводить буквы. К тому же государь покровительствовал ученым. Его двор в Аахене стал центром образования. В специально созданной школе знаменитый учёный и писатель, выходец из Британии, Алкуин обучал основам наук сыновей самого Карла и детей его приближённых. В Аахен приезжали немногочисленные образованные люди со всех концов неграмотной Европы. По примеру древности общество учёных, собравшихся при дворе Карла Великого, стали называть Академией. В последние годы жизни Алкуин стал аббатом богатейшего монастыря Св. Мартина в городе Туре, где также основал школу, ученики которой позднее стали известными учителями монастырских и церковных школ Франции.

    Культурный подъём, произошедший в годы правления Карла Великого и его преемников (Ка-ролингов), получил название «Каролингского возрождения». Но он был недолгим. Вскоре культурная жизнь вновь сосредоточилась в монастырях.

    Монастырские и церковные школы представляли собой самые первые учебные заведения средневековья. И хотя христианская церковь сохраняла лишь выборочные, нужные ей остатки древней образованности (в первую очередь — латынь), именно в них продолжалась культурная традиция, связывавшая разные эпохи.

    Низшие церковные школы готовили в основном приходских священников. Платное обучение велось на латинском языке. Школу посещали дети феодалов, богатых горожан, зажиточных крестьян. Учёба начиналась с зубрёжки молитв и псалмов (религиозных песнопений). Затем учеников знакомили с латинским алфавитом и учили читать те же молитвы по книге. Часто эта книга была единственной в школе (рукописные книги стоили очень дорого, а до изобретения книгопечатания было ещё далеко). При чтении мальчики (девочек в школу не брали) заучивали наиболее употребительные слова и выражения, не вникая в их смысл. Не мудрено, что далеко не все, научившиеся читать латинские тексты, далёкие от разговорной речи, могли понимать прочитанное. Зато вся эта премудрость вколачивалась в сознание учеников с помощью розги.

    Около трех лет требовалось для обучения письму. Ученики упражнялись сначала на покрытой воском дощечке, а затем учились писать гусиным пером на пергаменте (особо обработанной коже). Кроме чтения и письма учились изображать числа с помощью пальцев, заучивали таблицу умножения, тренировались в церковном пении и, конечно же, знакомились с основами католического вероучения. Несмотря на это, многие воспитанники школы навсегда проникались отвращением к зубрёжке, к чуждой им латыни и выходили из стен школы полуграмотными, умеющими кое-как читать тексты богослужебных книг.

    Более крупные школы, дававшие образование посерьёзней, возникали обычно при епископских кафедрах. В них, согласно сохранившейся римской традиции, изучали так называемые «семь свободных искусств» (грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку). Система свободных искусств включала два уровня. Начальный состоял из грамматики, риторики, диалектики. Высший образовывали все оставшиеся свободные искусства. Самой трудной была грамматика. В те времена её часто изображали в виде царицы с ножом для подчистки ошибок в правой руке и с бичом в левой. Дети зазубривали определения, упражнялись в спряжении и склонении. Любопытное толкование давалось буквам: гласные — это души, а согласные подобны телам; тело неподвижно без души, так и согласные буквы без гласных не имеют никакого смысла. В риторике (искусство красноречия) проходили правила синтаксиса, стилистики, упражнялись в составлении письменных и устных проповедей, писем, грамот, деловых бумаг. Диалектика (так тогда именовалось искусство мыслить, названное впоследствии логикой) учила не только рассуждать и делать выводы, но и находить в речи противника положения, противоречащие учению церкви, и опровергать их. Уроки арифметики знакомили со сложением и вычитанием, в меньшей степени — с умножением и делением (написание чисел римскими цифрами сильно затрудняло их). Школяры решали арифметические задачи, вычисляя время религиозных праздников и возраст святых. В цифрах видели религиозный смысл. Считали, что цифра «3» символизирует святую Троицу, а «7» — сотворение Богом мира в семь дней. За арифметикой следовала геометрия. Она давала лишь ответы на общие вопросы (что такое квадрат? и т.п.) безо всяких доказательств. В курсе геометрии сообщались и географические сведения, часто фантастические и нелепые (Земля — блин, плавающий в воде, Иерусалим — пуп земли... и т.п.). Потом изучали астрономию. Знакомились с созвездиями, наблюдали движение планет, Солнца, Луны, звёзд, но объясняли его неправильно. Думали, что светила обращаются вокруг Земли по разным сложным путям. Астрономия должна была помочь вычислить сроки наступления церковных праздников. Занимаясь музыкой, ученики пели в церковном хоре. Обучение нередко растягивалось на 12—13 лет.

    С XI в. число церковных школ росло. Немного позднее стремительное развитие городов приводит к появлению светских городских частных и муниципальных (т.е. находящихся в ведении городского совета) школ. Влияние церкви было в них не так сильно. На первый план выступали практические потребности. В Германии, например, первые бюргерские школы, готовящие к занятиям ремеслом и торговлей, возникли: в Любеке в 1262 г., в Висмаре в 1279 г., в Гамбурге в 1281 г. (см.ст. «Бюргер», «Средневековый купец»). С XIV в. в некоторых школах преподавание ведётся на национальных языках.

    Растущим городам и крепнущим государствам требовалось всё больше образованных людей. Нужны были судьи и чиновники, врачи и учителя. К образованию всё чаще приобщалась знать. По описанию английского средневекового поэта Чосера, дворянин XIV века

    Пришёл черёд образования высших школ — университетов. Они возникали либо на основе бывших кафедральных (епископальных) школ (так появился в XII в. Парижский университет, выросший из школы, существовавшей при соборе Парижской Богоматери), либо в городах, где жили прославленные учителя, всегда окружённые способными учениками. Так из кружка последователей знаменитого знатока римского права Ирнерия развился Бо-лонский университет, центр юридической науки.

    Занятия велись на латинском языке, поэтому немцы, французы, испанцы могли слушать итальянского профессора с не меньшим успехом, чем его соотечественники. На латыни общались студенты и между собой. Однако в быту «чужаки» вступали в общение с местными пекарями, пивоварами, хозяевами трактиров и сдатчиками жилья. Последние не знали латыни и были не прочь обсчитать и обмануть чужеземного школяра. Поскольку студенты не могли рассчитывать на помощь городского суда в многочисленных конфликтах с местными жителями, они вместе с преподавателями объединились в союз, который и назывался «университет» (по-латыни — община, корпорация). В Парижский университет входило около 7 тыс. преподавателей и студентов, а помимо них членами союза являлись книготорговцы, переписчики рукописей, изготовители пергамента, перьев, чернильного порошка, аптекари и т.д. В долгой борьбе с городскими властями, шедшей с переменным успехом (иногда преподаватели и школяры бросали ненавистный город и переселялись в другое место), университеты добились самоуправления: они имели выборных руководителей и собственный суд. Парижскому университету независимость от светских властей была дарована в 1200 г. грамотой короля Филиппа II Августа.

    Нелёгкой была жизнь школяров — выходцев из бедных семей. Вот как описывает её Чосер:

    Прервав над логикой усердный труд, Студент оксфордский с нами рядом плёлся. Едва ль беднее нищий бы нашёлся... Выносить Нужду и голод приучился стойко, Полено клал он в изголовье койки. Ему милее двадцать книг иметь, Чем платье дорогое, лютню, снедь...

    Но студенты не унывали. Они умели радоваться жизни, своей молодости, веселиться от души. Особенно это касается вагантов — бродячих школяров, переходящих из города в город в поисках знающих преподавателей или возможности подзаработать. Часто им не хотелось утруждать себя учёбой, с удовольствием распевали вагаяты на своих пирушках:

    Бросим все премудрости, Побоку учение! Наслаждаться в юности — Наше назначение.

    Преподаватели университетов создавали объединения по предметам — факультеты. Во главе их стояли деканы. Преподаватели и студенты избирали ректора — руководителя университета. Средневековая высшая школа имела обычно три факультета: юридический, философский (богословский) и медицинский. Но если подготовка будущего юриста или медика занимала 5—6 лет, то будущего философа-богослова — целых 15. Но прежде чем поступить на один из трёх основных факультетов, студент должен был закончить подготовительный — артистический факультет (на нём изучали уже упомянутые «семь свободных искусств»; «артис» по-латыни — «искусство»). На занятиях студенты слушали и записывали лекции (по-латыни — «чтение») профессоров и магистров. Учёность преподавателя проявлялась в его умении разъяснить прочитанное, связать его с содержанием других книг, раскрыть смысл терминов и сущность научных понятий. Помимо лекций проводились диспуты — споры по заранее выдвинутым вопросам. Горячие по накалу, иногда они перерастали в рукопашные схватки между участниками.

    В XIV—XV вв. появляются так называемые коллегии (отсюда — колледжи). Сначала так называли общежития студентов. Со временем в них также стали проводиться лекции и диспуты. Коллегия, которую основал Робер де Сорбон, духовник французского короля, — Сорбонна — постепенно разрослась и дала своё название всему Парижскому университету. Последний был самой крупной высшей школой средневековья. В начале XV в. в Европе студенты посещали 65 университетов, а в конце столетия — уже 79. Наиболее громкой славой пользовались Парижский, Болонский, Кембриджский, Оксфордский, Пражский, Краковский. Многие из них существуют и по сей день, заслуженно гордясь своей богатой историей и бережно сохраняя старинные традиции.




    В средневековой школе В средневековой Европе существовали типы школ: приходские (при церковном приходе), в которых из мирян священники готовили себе смену; монастырские, где учили мальчиков, готовящихся к пострижению в монахи. В них также проводилась подготовка низшего духовного персонала; соборные или кафедральные школы открывались при епископских резиденциях. Во всех школах дети 715 лет обучались основам грамоты и пению, существовала жесткая дисциплина.


    В монастырских и соборных школах преподавали грамматику, риторику и диалектику (знания и умения для ведения диспутов на религиозные темы). В более крупных учебных заведениях такого типа школ, кроме перечисленных предметов, преподавались арифметика, геометрия, астрономия с религиозной направленностью (вооружение учащихся умениями вычислять время наступления христианских праздников, строить церкви), музыка (пение псалмов и молитв). Все эти предметы, изучавшиеся в монастырских и соборных школах, известны были под названием «семь свободных искусств». Образование, в основном обслуживало нужды церкви.


    В XIIXIII вв. стали возникать учебные заведения светского типа, сочетающие общее образование со специальным: например, медицинская школа в Солерно, юридическая школа в Болонье и Падуе (Италия). Развитие мануфактуры, ремесла и торговли, рост городов способствовали возникновению в XIIIXIV вв. нового типа – цеховых и гильдейских. Они создавались для торговцев и ремесленников. Цеховые школы давали детям ремесленников начальное образование. Этот тип школ содержался за счет средств цехов, обеспечивал общеобразовательную подготовку, а обучение ремеслу осуществлялось в семьях ремесленников или же в процессе цехового ученичества. Гильдейские школы создавались объединениями купцов гильдиями. Эти школы были платными, в них учились дети состоятельных родителей: сыновья ремесленников в них обычно не допускались. В цеховых и гильдейских школах образование имело практическую направленность, что выражалось в повышении роли в них математики и дисциплин естественнонаучного цикла, имеющих реальное жизненное значение для будущих торговцев и ремесленников. Основой обучения в этих школах являлся родной язык. Дисциплина была также суровой: учитель мог прибегнуть к физическому наказанию.


    Параллельно церковной школьной системе и городским учебным заведениям существовала в эпоху средневековья светская по характеру рыцарская система воспитания. Ее основу составляли «семь рыцарских добродетелей», которые только внешне, по названию, могут быть признаны аналогичными «семи свободным искусствам» средневековых школ. По существу же своим содержанием (верховая езда, плавание, владение копьем, фехтование, умение охотиться, играть в шахматы, заниматься стихосложением или играть па музыкальных инструментах) «семь рыцарских добродетелей» отражали специфические особенности положения и нравов представителей этого социального слоя средневекового общества.


    Средневековый университет Первые университеты возникли в XII веке частью из епископских школ, имевших наиболее крупных профессоров в области богословия и философии, частью из объединений частных преподавателей специалистов по философии, праву (римское право) и медицине.


    Преподавание в средневековых университетах велось на латинском языке. Основным методом университетского преподавания были лекции профессоров. Распространенной формой научного общения являлись также диспуты, или публичные споры, устраивавшиеся периодически на темы богословско-философского характера. В диспутах принимали участие главным образом профессора университетов. Но также устраивались диспуты и для схоларов (схолары студенты, от слова Schola школа).


    Выводы, источники информации. Обобщение темы: Что мы можем сказать развитии образования в данную эпоху средневековья? Хотели бы вы получить образование в университете? Какое? Единая образовательная коллекция, история 6 класс, автор Ведюшкин В. А.: Глава VIII. Культура Западной Европы в XIXIII веках § 22. Образование, наука и философия в эпоху расцвета Средневековь§ 22. Образование, наука и философия в эпоху расцвета Средневековья В средневековой школе В средневековой школе Структура средневекового университетского образования Структура средневекового университетского образования Средневековые университет Средневековые университет Портреты: Пьер Абеляр, Фома Аквинский Портреты: Пьер Абеляр, Фома Аквинский

    Период средневековья в Европе прошел под покровительством Церкви. Все сферы деятельности и личная жизнь от простого крестьянина до короля контролировалась духовным наставником. В какой-то мере единственным действительным правителем во всех странах каталитического мира был Папа Римский. Образование не обошла эта доля стороной. В монастырских школах средневековья воспитывались и обучались грамоте. Влияние церкви на науки было настолько велико, что под нее контролем создавались новые дисциплины, а уже известные поддавались анафеме и искоренялись. Неугодных ученых сжигали на кострах за колдовство, а их труды уничтожались.
    Действительно, грамотных людей можно было встретить крайне редко и большая их часть являлась служителями Церкви. Рукописные издания Священного Писания, ведение записей по истории, составление различных хозяйственных записей производилось руками писарей из духовенства. Соответственно Церковь должна была обучать таких людей грамоте, а иногда и более сложным наукам: философии, математики, химии и другим. Такие люди нужны были еще и для выявления ереси среди работ ученых, которые пытались развивать свои идеи. Естественно, что первые учебные заведения стали появляться при монастырях.
    Впервые такая практика появилась при восточных монастырях и храмах, где желающие могли обучиться не только грамоте, но и наукам. Школы известны и при православных монастырях и храмах еще со времен Византии. Конечно, обучение не было бесплатным, поэтому такое удовольствие могли позволить себе только дети высшего сословия.
    Эпоха варварства и безграмотности в Европе длилась очень долго. Хотя уже в XVIII веке большинство дворян и зажиточных буржуа посылали своих отпрысков в монастыри на воспитание. Безусловно, девочки и мальчики не учились вместе, а в основу образования было положено изучение молитв и религиозных текстов. Помимо грамоты, преподавали также основы арифметики, истории, философии, этикет и танцы, фехтование и верховая езда. Наиболее состоятельные могли позволить себе личного учителя - гувернера, или приглашенного студента, который приходил на индивидуальные занятия.
    Система образования была направлена на формирование культуры и приверженности общественным ценностям, богобоязненности и любви к своему королю. Сам механизм усвоения знаний заключался в повторении произнесенного учителем и подробной записи лекций, многие из которых приходилось учить наизусть. В крупных университетах студенты зубрили целые тома из работ церковных деятелей.
    Меры контроля дисциплины и успеваемости самые действенные, которые может придумать учитель - телесные наказания, чаще всего с помощью розог. Эти вымоченные в воде прутики были наиболее удобными и практическими способами наказания для учителя. Помимо этого, использовались трудотерапия и чтение.
    Условия обучения были достаточно суровыми. Для занятия разных классов зачастую выделялось одно большое помещение. В одном классе объединялись дети разных возрастов. Усвоение информации происходило практически механическое, редко у учеников спрашивали их мнение и развивали свободу мысли. Однако учитывая безграмотность, насчитывающую поколения, таким способом детям давался минимум, необходимый для благополучной жизни в обществе.
    Просвещенная Европа обзавелась первыми высшими учебными заведениями в XII веке. Сосредоточением знаний стала Болонь. Университеты создавались при крупных монастырях, где ученые-монахи передавали свои знания молодым умам.
    Церковь отрицала любые научные труды, которые опровергали или шли вразрез со Священным Писанием. Порицала научную деятельность вне своего контроля. Любое отхождение от общеизвестных истин вело к гонениям, отлучению и костру. Множество невероятных для того времени открытий погибло в беспощадном огне инквизиции. Математика и Химия признавались еретическими науками, их изучение было ограниченным, многие законы истолковывались неправильно. В таких условия зарождалось действительное образование, которое наблюдается в современных школах, лишенных религиозной оболочки, но и многих положительных черт средневекового воспитания.

    ЧЕМУ И КАК УЧИЛИ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ШКОЛЕ.

    Сравнительная таблица обучения в школах Византии и Западной Европы

    Византия: язык греческий

    Девиз школы: « Учитель не щади своих учеников за ошибки; «природа человека греховна, а телесные наказания способствуют очищению и спасению души»».

    Девиз школы «Читай много и узнаешь много. Если не понимаешь, не отчаивайся. Не один раз прочтя книгу, обретешь знание, от Бога поймешь ее. А чего не знаешь, спроси у знающих и не гордись... Крайне важно изучать и понимать природу вещей и поступать должным образом».

    К VII веку в средневековой Европе школы античного типа полностью исчезли. Школьное дело в молодых варварских государствах V - VII вв. оказалось в плачевном состоянии. Повсеместно царили неграмотность и невежество. Неграмотными были многие короли и верхушка общества – знать и чиновники. Между тем необходимость в грамотных подданных и священнослужителях постоянно увеличивалась. Существующее положение пыталась исправить католическая церковь.

    Высокая культура домашнего воспитанияхарактерная черта византийской жизни. Конечно, о воспитании детей особенно заботились в семьях с высоким социальным статусом, но и в семьях ремесленников дети обучались письму и чтению, если грамотными были их родители.

    Основная часть населения не получала даже минимального образования в школах. Дети воспитывались своими родителями в семье и в повседневном труде.

    В Византии не существовало социальных ограничений на получение образования, и школы могли посещать все, кто хотел и имел возможность учиться.

    Писали на восковой дощечке, а затем на пергаменте.

    В средневековой Европе сложились три основных типа церковных школ: приходские школы, монастырские школы, епископальные (кафедральные)

    Основная цель всех типов школ состояла в подготовке священнослужителей.

    В монастырских школах на первоначальном этапе учили 3 года:

      Заучивали молитвы и религиозные песнопения

      Учили латинский алфавит

      Читали молитвы и тексты на латинском

      Осваивали письмо

    Обучение в церковных школах повышенного уровня преподавалось по программе семи свободных искусств 12-13 лет.

    Одним из первых формулу такой программы для средневековой Европы предложил Северин Боэций (480-524 гг.). «Семь свободных искусств» Он объединил арифметику, геометрию, астрономию и музыку (науки, основанные на математических закономерностях) в учебн ый цикл «квадриум» (четвертый путь). Этот цикл вместе с «тривиумом» (третьим путем) – грамматикой, риторикой, диалектикой –, впоследствии положенных в основу всего средневекового образования + БОГОСЛОВИЕ - церковное учение о Боге и божественных делах.

    Методы обучения основывались на зазубривании и развитии механической памяти. Самым распространенным методом обучения был катехизический (вопросно-ответный), с помощью которого учитель вводил абстрактные знания, подлежащие обязательному запоминанию, не объясняя предмет или явление. Например, «Что такое луна? – Глаз ночи, раздаватель росы, пророк бурь, … Что такое осень? – Годичная житница» и т.д.

    Астрономия являлась прикладной наукой, связанной с вычислениями многочисленных церковных праздников.

    Музыке обучали с помощью нот, обозначенных с помощью букв алфавита для церковных песнопений.

    Программа арифметики

    Геометрия- наука, изучающая закономерности плоских объектов в пространстве.

    Риторика - это искусство мыслить, грамотно и красиво говорить.

    Диалектика

    Грамматика

    Богослужение -

    Астрономия являлась прикладной наукой, связанной с вычислениями многочисленных церковных праздников.

    Музыке обучали с помощью нот, обозначенных с помощью букв алфавита для церковных песнопений.

    Программа арифметики означала овладение четырьмя арифметическими действиями. Обучение арифметическим действиям было слишком сложным занятием, вычисления занимали целые страницы. Поэтому существовало почетное звание «доктор абака» (т. е. «доктор умножения и деления»). Всем учебным предметам придавался религиозно-мистический характер.

    Геометрия-наука, изучающая закономерности плоских объектов в пространстве.

    Писали на бумаге гусиным пером

    На первой ступени обучения – в школах грамоты – дети получали элементарное образование. Курс обучения, как правило, длился 2–3 года, а дети начинали учиться с 5–7-летнего возраста. С 7-10 лет.

    Элементарные школы для большинства детей были первой и последней ступенью организованного обучения.

    Однако в методике обучения грамоте сохранилась практика предшествующей эпохи: учащиеся обучались по буквослагательному методу с обязательным произношением написанного вслух, «хором». Сначала школьники запоминали буквы, затем слоги во всем их разнообразии и лишь после этого приступали к чтению целых слов и предложений. Господствовала методика заучивания текстов наизусть.

    Опора в обучении на память была в то время оправданной по той причине, что язык школы и книги отличался от разговорного греческого языка. В школьном обучении использовались традиционные учебные тексты античных школ (Гомер, басни и пр.), дополненные Псалтырью и житиями христианских святых.

    В обучении счету изменений практически не было: сначала счет на пальцах, затем использовались камушки, потом – счетная доска – абак.

    У начального образования отсутствовала физическая подготовка детей, а музыка заменялась церковным пением.

    Дидаскал - школьный учитель.

    Школа грамматиста. 10-16 лет (5-6 лет)

    Учебный день византийского школьника начинался с чтения молитв . Сохранилась одна из них: «Господи Иисусе Христе, раствори уши и очи сердца моего, чтобы я уразумел слово твое и научился творить волю твою».

    В Византии считалось, что каждый образованный «ромей», как сами себя называли византийцы, должен владеть «эллинской наукой», открывающей путь к высшей философии – богословию. Большее внимание уделялось грамматике, риторике, диалектике и поэтике.

    Риторика - это искусство мыслить, грамотно и красиво говорить.

    Диалектика - искусство спорить и рассуждать

    Поэтика – наука, изучающая законы литературы, построения поэтических произведений и сами произведения.

    Грамматика – наука, которая изучает изменение слов и сочетание их в предложении.

    «Математическую четверицу» – арифметику, геометрию, музыку, астрономию – в Византии изучали немногие. Цель обучения в конечном счете состояла в формировании у юношества общей культуры и красноречия, развития мышления. Важным средством обучения считалось состязание школьников друг с другом в толковании текстов и риторике.

    Методика обучения в повышенных школах была традиционной: учитель читал, давал толкование, задавал учащимся вопросы, отвечал на вопросы учеников, организовывал дискуссии. Школьное обучение имело своей целью научить детей активному владению речью, развить у них умение пересказывать, цитировать на память тексты, давать описания, импровизировать. Ученики составляли речи, комментарии к текстам, давали описания памятников искусства, импровизировали на произвольную тему и пр.

    Овладение искусством толкования требовало от учеников достаточно широких знаний в области античной и библейской истории, географии, мифологии и т.д. В итоге окончившие школу должны были достаточно хорошо знать содержание «Илиады» Гомера, произведений Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана, Гесиода, Пиндара, Феокрита, а также Библии, сочинений «отцов церкви» – Августина, Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Иоанна Дамаскина и др.

    Дидаскал с помощью старшего ученика в конце учебной недели проверял знания учащихся. Неуспехи в учебе и нарушение дисципли­ны по эллинистической традиции наказывались розгами.

    После сравнения основных характеристик обучения детям предлагается задание: создать собственное расписание, выбрав ту школу, которая им ближе по духу.

    Расписание уроков в________________________________________

    СЧЁТНАЯ ДОСКА АБАК