Связь между настроением и едой. Почему глоток воды повышает настроение? Как вода влияет на настроение

Прежде всего, стоит разобраться, что происходит с организмом во время принятия ванны. Механизм ее благоприятного воздействия на человека комплексный и достаточно сложный. Он состоит из трех факторов. Это давление воды (гидростатическое воздействие), температура (термическое воздействие) и состав воды (химическое воздействие). Что из этого следует?

Во-первых, погружаясь в воду, человеческое тело освобождается от силы притяжения, выталкивающая сила воды вызывает ощущение невесомости, при этом максимально разгружается костно-мышечный аппарат, снижается мышечное напряжение, организм расслабляется.

Во-вторых, при этом происходит перераспределение объема крови с увеличением венозного возврата к сердцу и уменьшением застоя в конечностях – таким образом нормализуется кровообращение, активизируется работа почек и дыхательной мускулатуры.

В-третьих, в ванной поры раскрываются и очищаются, и кожа начинает в полной мере выполнять свою выделительную и дыхательную функции.

В-четвертых, теплые ванны способствуют лучшему проникновению в кожу и внутренние органы растворенных в минеральной воде химических веществ, в том числе и кислорода, оказывающих лечебный эффект. Разнообразные препараты, растворенные в воде, оказывают благоприятное воздействие на нервную систему: снижается напряженность, повышается общий тонус организма, снимается раздражение на коже. Применение в составе воды для ванн различных фитодобавок, способных проникать через кожу и дыхательные пути, значительно усиливает лечебно-профилактическое действие этой процедуры. Особенно высокой проникающей способностью обладают эфирные масла - проницаемость кожи для них в 100 раз выше, чем для воды. Хороший лечебный эффект дают ванны с добавлением отваров разных трав. Если, конечно, нет аллергии.

В-пятых, вода, воздействуя на организм в любых формах, будь то купание, ванна или душ, снимает стресс и улучшает настроение, потому что во время этой процедуры снижается уровень стрессовых гормонов (адреналина, норадреналина, кортизола) в крови. Но и это еще не все. В зависимости от температуры и добавленных в воду препаратов, ванна может бодрить или успокаивать, расслаблять или тонизировать, лечить и снимать боль и воспаление. Этих эффектов можно добиться разными способами и в разное время суток.

Разновидности ванн

По температуре воды ванны делят на холодные (до +20 градусов С), прохладные (до +30 градусов С), индифферентные (+34-36 градуса С), теплые (до +38 градусов С), горячие (выше +39 градусов С). Продолжительность принятия ванны зависит от ее температуры и индивидуальной переносимости. Непродолжительные холодные ванны оказывают общетонизирующее действие, повышают обмен веществ, стимулируют функции нервной и сердечно-сосудистой систем. Время воздействия - от 1 до 4--5 минут, в зависимости от индивидуальной переносимости холода. Прохладные ванны принимают 10--15 минут.

Теплые ванны обладают успокаивающим действием. Обычная продолжительность такой ванны - от 20 до 40 минут.

Горячие ванны усиливают потоотделение и повышают обмен веществ. Но нельзя принимать их дольше 15--20 минут - это большая нагрузка на сердце. Не рекомендуется длительно принимать горячие ванны людям с сердечными заболеваниями и склонностью к гипотонии (пониженному артериальному давлению) и обморокам. После горячей ванны следует принять прохладный или контрастный душ, заканчивая процедуру холодной водой.

Когда можно принимать ванну?

В любое время дня, только следует учитывать действие той или иной ванны. Перед сном лучше принимать теплые или горячие ванны. Только они в состоянии успокоить нервную систему, снять напряжение и усталость после трудовых будней. Утром же хорошо принять прохладную бодрящую ванну, чтобы организм проснулся и наполнился энергией. Этого же эффекта можно добиться с помощью контрастного душа.

Ванны могут быть общего действия и лечебными.

Ванны общего действия бывают расслабляющими, успокаивающими, тонизирующими, общеукрепляющими . Это общеоздоровительная процедура, которая не ставит перед собой конкретных терапевтических целей.

Лечебным ваннам в современной медицине отведена важная роль при комплексной терапии многих заболеваний нервной, дыхательной и сосудистой систем, костно-мышечного аппарата и заболеваний кожи. Лечение с помощью ванн проводят обычно курсом от 12 до 30 процедур, ежедневно или через день - в зависимости от индивидуальной переносимости. Противопоказаниями к водолечению являются выраженные заболевания сердечно-сосудистой системы, инфекционные заболевания, новообразования, кровоточивость, заболевания крови и кроветворных органов.

Стоит отдельно поговорить о гидромассажных ваннах. Такая ванна снабжена оборудованием, благодаря которому можно сфокусировать струю воды на определенных участках тела, как при ручном массаже. Повышение температуры тела, усиление кровообращения, расширение кровеносных сосудов, снижение артериального давления – таково основное действие гидромассажа, не считая тысячи благоприятных эффектов, таких как расслабление мышц, повышение уровня кислорода и проникновение питательных веществ в организм.

Добавки для ванн

Усилить благоприятное воздействие воды на организм можно с помощью различных добавок.

Хлоридно-натриевые (соляные) ванны

Природная морская соль, растворенная в воде, безвредна и содержит компоненты, необходимые для всего организма. Так, калий регулирует питание клеток кожи, кальций обеспечивает нормальную свертываемость крови, магний способствует расслаблению мышц, бром успокаивает нервную систему, йод действует как антисептик (вещество, обладающее противомикробной активностью). Ванна с солью тонизирует и расслабляет организм, облегчает боль в мышцах, снимает усталость, раздражение, укрепляет нервную систему, повышает работоспособность, улучшает настроение. Кроме того, эта процедура активизирует обмен веществ, улучшает кровоснабжение, способствует заживлению ран и трещин кожи. Воздействие соляных ванн на организм зависит от концентрации раствора и температуры воды, а также от исходного состояния организма. В домашних условиях лучше всего приготовить ванны с концентрацией соли 1г/литр. Наряду со столовой поваренной солью для хлоридно-натриевых ванн можно использовать препараты озерной и морской соли. Приготовление таких ванн осуществляется по методикам, описанным на упаковке. Если специальных указаний нет, то в 100 литрах воды (емкость обычной домашней ванны) следует растворить 1 кг поваренной соли и 300--500 г озерной или морской соли. Рекомендуемая температура +37--40 градусов С. Ванна принимается в течение 15--30 минут, через день, курс лечения - 15--20 процедур. После соляной ванны надо ополоснуться под душем.

Пена

Современные пены для ванн содержат компоненты, смягчающие водопроводную воду. В них также входят мягкие активные моющие вещества и дополнительные жиры, которые впитываются в кожу и хорошо ее очищают. Пены, как правило, подходят для всех типов кожи и содержат ароматные добавки, создавая эффект ароматерапии – положительного воздействия запахов на организм. Пены могут содержать растительные экстракты, хотелось бы обратить внимание на некоторые из них. Например, пена для ванн с алоэ-вера хорошо тонизирует кожу, освежает тело, снимает раздражение, оказывает антисептическое действие. Благодаря свойствам алоэ, ванна дает хороший увлажняющий эффект для кожи, делает ее мягкой и эластичной.

Пена с кокосом очень питательна. Кокос великолепно тонизирует и смягчает кожу. Такая ванна поможет восстановить силы.

Экстракт персика снимет усталость и раздражительность, окажет смягчающее и тонизирующее действие на кожу. Чтобы оказаться в окружении пышной белой пены, колпачок средства надо вспенить под струей воды. После пенной ванны надо сполоснуть тело под душем.

Масло для ванн

Чаще всего используется косметическое парафиновое масло с добавками – натуральным или синтетическим эфирным маслом и красителями. Оно может быть в желатиновой оболочке в виде различных фигурок (желатин растворяется в воде). Сколько масла требуется для приготовления ванны, написано на упаковке. Его основной эффект – это ароматерапия. После такой ванны можно не ополаскиваться.

Ванны с растительными добавками

Благоприятное действие на кожу и организм в целом оказывают травяные ванны благодаря содержащимся в растениях витаминам, микроэлементам, фитонцидам (веществам, убивающим бактерии). Кроме того, вдыхание ароматов трав успокаивает нервную систему, помогает при простудах.

Травы для ванн могут использоваться в свежем и сушеном виде – для отваров, а также в виде настоек и экстрактов – это специальная технология обработки сырья, при которой максимально сохраняются полезные свойства растений.

Правила приготовления таких ванн достаточно просты: в наполненную пресной или соленой (хлоридно-натриевой) водой ванну добавляют соответствующий экстракт (его можно приобрести в аптеке), или отвар. Готовится он так: 1,5 стакана смеси сухих трав, залить литром кипятка, прокипятить на водяной бане на медленном огне 15--20 минут, дать настояться два часа, процедить и вылить в ванну. Лучше, если вода в ней будет около +35 градусов С. После такой ванны душ можно не принимать.

Успокаивающие травяные ванны

Для того чтобы восстановить нервную систему, можно принимать ванну с добавлением сбора трав - валерианы, душицы, липового цвета и календулы. Хорошо успокаивает, снимает нервное напряжение, усталость, улучшает сон, помогает при простуде ванна из трав тысячелистника, душицы, полыни с добавлением сосновых почек. Мята - снимает головную боль, утомление, нервное напряжение, раздражение кожи, очищает поры. Лаванда - снимает усталость, нервное напряжение, головную боль, устраняет бессонницу, боль в мышцах, способствует излечению от насморка, воспаления дыхательных путей и горла, грибковых заболеваний кожи. Шалфей – помогает устранить кашель, бронхит (воспаление бронхов), артрит (воспаление суставов), напряжение и боль в мышцах. Эвкалипт - расслабляет мышцы, облегчает боль в них, оказывает антисептическое действие. Череда - успокаивает нервную систему, снимает усталость, оказывает противовоспалительное и противоаллергическое действие, используется для лечения некоторых кожных заболеваний. Если в доме нет никаких трав, можно приготовить успокаивающую ванну с лимоном. Его надо разрезать на тонкие пластинки, залить теплой водой, дать настояться в течение 2--3 часов и вылить в ванну с температурой воды +37--38 градусов С. Спустя 20 минут в такой ванне усталость пройдет без следа.

Тонизирующие ванны

Если нужно снять усталость перед важной встречей, поможет ванна с хвойным экстрактом и несколькими каплями эвкалиптового масла . Хвоя содержит ценные биологически активные вещества: каратиноиды, хлорофилл, витамины Е, К, D, F, обладает бактерицидными свойствами. Вода должна быть достаточно теплой - +35--36 градусов С. Продолжительность - не больше 5 минут (дальнейшее пребывание в теплой воде, наоборот, расслабляет).

Такая ванна хорошо восстанавливает силы, придает бодрость, оказывает противовоспалительное действие. Вдыхание хвойного эфирного масла оказывает благотворное влияние на органы дыхания. Но если не успели купить его, не беда. Можно использовать… новогоднюю елку. Разумеется, если в доме стояло настоящее дерево. Перед тем, как выбросить его, нужно собрать всю хвою и засушить ее. А потом – заваривать, по мере надобности. Для этого один стакан (250 г) заливается литром кипятка и настаивается полчаса. Настой можно выливать в ванну с температурой воды +35-37 градусов С. Находиться в ней следует не более получаса. Лучше всего погрузиться в хвойную ванну перед сном, когда других дел не запланировано, или после перенесенного стресса, когда нужно забыть обо всех волнениях. А вот ванна с экстрактом аира поднимет настроение и взбодрит. Экстракт розмарина тоже лучше добавлять в ванну утром. Он помогает активизировать все функции организма, улучшает мозговую деятельность, стимулирует систему кровообращения, оказывает антисептическое и ранозаживляющее действие.

Общеукрепляющие ванны

Издавна известно, что березовые веники оказывают оздоравливающее действие на весь организм, помогают при болях в суставах и ломоте в костях. Но если нет возможности сходить в баньку, то можно ограничиться ванной с настоем из березовых почек и листьев . Общеукрепляюще действует ванна с отваром из смеси листа березы, ромашки, крапивы, корня лопуха, череды в равных пропорциях. Кроме того, можно использовать листья смородины, малины и цветки душицы. Их применение прекрасно освежит кожу. Листья, заливают кипятком, чтобы получился крепкий настой, и добавляют его в ванну. Принимать ее нужно не менее 10 минут.

Ванны при кожных заболеваниях

Своими целебными свойствами при лечении кожных заболеваний издавна славились чистотел, ромашка и липа. Они оказывают дезинфицирующее, противовоспалительное и ранозаживляющее действие. Их рекомендуется использовать при наличие на коже гнойничков или мелких ранок, однако, предварительно желательно проконсультироваться по этому поводу с врачом. Кроме того, при воспалительных процессах на коже хорошо помогает ванна с отваром из березовых почек , а также отвар из молодых веток ели , оказывающий и общетонизирующее действие. При сухой коже лучше всего принимать смягчающие ванны , например, с добавлением обычного крахмала . Его предварительно разводят в горячей воде - 100 г крахмала на 10 л воды. Температура воды должна быть +35--37 градусов С.

После этого хорошо принять теплый душ, постепенно охлаждая воду. Эта процедура отлично освежит кожу. Вместо крахмала можно использовать отруби или желатин. Для обветренной, раздраженной, чрезмерно чувствительной кожи полезна медовая ванна (если на него нет индивидуальной непереносимости). Приготовить ее очень просто: 3--4 ложки меда растворить в литре горячей воды (или молока) и вылить в ванну. Такой раствор оказывает противовоспалительное, тонизирующее и смягчающее действие на кожу, омолаживает ее и делает эластичной.

Ванны с эфирными маслами

Эфирные масла - это высококонцентрированные экстракты растений, получаемые при паровой дистилляции цветов, семян, ягод, корней и других частей лекарственных трав и растений. Содержащиеся в них ароматические летучие вещества способны оказывать влияние на организм через обонятельные нервные клетки – рецепторы. Эфирные масла эффективно применяются в ароматерапии.

Любой из компонентов эфирного масла имеет свой порог действия, точный диапазон концентрации в воздухе. Чтобы приготовить такую ванну, надо добавить в воду всего 5--15 капель эфирного масла (сколько именно, должно быть написано на этикетке, самовольное увеличение дозы может привести к раздражению или даже ожогу). Температура воды должна соответствовать основной цели: для расслабляющих, успокаивающих масел - приятно теплая, для тонизирующих масел - от слегка прохладной до холодной.

Время, проведенное в ванне, не должно превышать 20 минут. Иначе полезное и приятное событие в лучшем случае не даст желаемого эффекта, а в худшем - навредит. Ополаскиваться водой после принятия ванны не надо. При депрессии и просто плохом настроении поможет ванна с добавлением масла герани или хвои. Для свежести и упругости кожи в ванну добавляется пихтовое масло. Масло розы обладает тонизирующим эффектом, кроме этого, оно поможет расслабиться после напряженного дня. Масло можжевельника заживляет мелкие ранки и помогает в лечении гнойничковых заболеваний кожи.

Другие добавки

Хорошее действие на кожу оказывают глицериновые ванны. Они не только смягчают, но и отлично освежают ее. Глицериновая ванна готовится так: берут 400 г глицерина, ванну наполовину заполняют водой, и добавляют туда 200 граммов. Затем воду доливают до нужного уровня и вливают оставшийся глицерин. Спустя несколько минут можно принимать ванну, но находиться в ней следует не более 20 минут. В конце процедуры хорошо ополоснуться под теплым душем.

Поистине великолепным средством является ванна с добавлением молока или полностью состоящая из него. Молоко обладает целым набором элементов и витаминов, полезных не только для кожи, но и для нервной системы. Витамин В, содержащийся в нем в больших количествах, устраняет дряблость и усталость кожи, витамин Е омолаживает и производит регулирующее действие. Не всякой женщине под силу приобрести столько молока, чтобы наполнить им ванну, поэтому можно воспользоваться более оптимальным рецептом: два литра молока (желательно свежего и теплого), смешать с четырьмя столовыми ложками меда и оставить на десять минут. В это время наполнить ванну водой на одну треть и всыпать туда стакан поваренной соли. Дождаться, пока она растворится в воде, и вылить в ванну молоко с медом. Температура воды не должна превышать +35 градусов С, иначе можно навредить сердечно-сосудистой системе.

Есть женщины, склонные ко всякого рода экзотическим поступкам. Они принимают ванны, состоящие полностью из шампанского или вина. Вряд ли такие процедуры приносят много пользы, скорее всего, просто поднимают настроение своей необычностью и исключительностью. Так что подобные развлечения хороши только для улучшения настроения и как лишнее доказательство эксцентричности. Перед тем, как принять курс ванн, нужно дать себе четкий ответ на следующие вопросы:

  1. Если вы намерены принимать горячие ванны (от +40 градусов С и выше), уверены ли вы, что состояние вашей сердечно-сосудистой системы это позволяет?
  2. В случае лечения травяными ваннами - нет ли у вас аллергической реакции на компоненты, которые входят в их состав?
  3. Если вы страдаете каким-либо хроническим заболеванием, не находится ли оно в данный момент в стадии обострения?

В момент болевых симптомов и обострения заболеваний опорно-двигательного аппарата принимать ванны категорически запрещается - это может привести к усилению боли .

Правила приема ванны

  • Температура воздуха в ванном помещении должна быть не ниже +25 градусов С, и при этом, не должно быть сквозняков.
  • Чтобы кожа лучше впитала в себя полезные вещества, перед принятием ванны желательно искупаться под душем.
  • Нельзя принимать ванну на полный желудок. После еды должно пройти 2--3 часа.
  • Во время менструации ванну принимать не рекомендуется.
  • Принимая ванну, лучше всего думать о чем-нибудь приятном, забыть о проблемах дня минувшего.
  • Самое главное - чувство меры и здравого смысла. Процедура должна быть приятной, не вызывать отрицательных эмоций.
  • Не стоит пренебрегать рекомендациями относительно продолжительности ванны. Если она будет больше, то просто лишит сил, так как оказывает очень сильное воздействие на организм. Нужно следить за своим самочувствием - прием ванны не должен вызывать его ухудшения!
  • Принимая ванну, можно при помощи щетки помассировать тело, отмершие кожные чешуйки отделятся, и кожа сделается гладкой и упругой.
  • После ванны необходимо нанести увлажняющий крем или лосьон на все тело.
  • Сразу после ванны лучше всего лечь в постель; если же это происходит днем, после процедуры желательно отдохнуть хотя бы минут 15.

Большинство агентов по недвижимости скажут вам, что «с видом на океан» - самая дорогостоящая фраза в мире. Люди готовы заплатить за дом на полмиллиона долларов больше, если из окон видно воду. И это не случайно: исследования показали, что вода не просто привлекает людей, а действительно делает их намного счастливее и здоровее. Как именно это происходит? Об удивительных открытиях врачей, психологов и других исследователей рассказывает морской биолог Уоллес Николс.

Отдых у воды тонизирует и повышает настроение

Рассказы серферов, пловцов, ученых-исследователей, рыбаков, яхтсменов подтверждают: у воды или в воде человек чувствует себя счастливее. Раз за разом исследователи убеждаются в том, что близость к воде усиливает позитивное влияние окружающей среды на душевное состояние человека.

В 2010 году ученые одного из британских институтов провели эксперимент среди сорока взрослых людей. Респонденты должны были поставить оценки сотне снимков разнообразных пейзажей, как городских, так и природных. Не сговариваясь, участники исследования наиболее высоко оценили те фотографии, на которых были водоемы. Эти пейзажи казались людям более позитивными, тонизирующими и поднимающими настроение. Другие опросы показали, что люди, чьи дома располагаются возле водоемов, более удовлетворены своей жизнью, чем остальные.

Эволюция и биофилия

Существует версия, что предпочтение пейзажей определенного типа обусловлено эволюцией. В 1984 году биолог, натуралист и энтомолог из Гарвардского университета Эдвард Уилсон предложил новую научную гипотезу, которую обозначил термином «биофилия». Ее суть сводилась к тому, что в гены человека буквально «встроена» на уровне инстинкта связь с природой и живыми организмами, с которыми мы вместе населяем планету.

Уилсон предположил, что поскольку большую часть эволюции люди провели в лоне дикой природы, значит, они должны любить естественную среду с рождения. Особенно это относится к воде - источнику жизни.

Отдых для мозга

Существует два вида внимания: произвольное, на которое мозг тратит много энергии и сосредоточенности, и непроизвольное, не требующее умственных усилий. Большинство современных людей использует лишь произвольное внимание, а в результате испытывает сильное переутомление и хронический стресс. Эффективность интеллектуальной деятельности в этом случае снижается.

Поэтому человеку необходимо периодически включать непроизвольное внимание. Как это сделать? Усталый мозг получает шанс на самовосстановление в условиях дикой природы, а особенно рядом с водой. Водная среда, будь то море, река, озеро или фонтан, создает идеальный «сонный» фон, который позволяет мозгу отдыхать.

Чем грозит обезвоживание

Тело человека на 78 процентов состоит из воды, а мозг еще более «водянистый» (вода составляет до 80 процентов его объема). Неудивительно, что потребление достаточного количества воды - одно из основных условий нормального функционирования мозга.

Даже незначительное обезвоживание может крайне негативно повлиять на его структуры, ответственные за внимание, психомоторные и регулирующие функции, а также мышление, память и восприятие.

Если вы просто будете пить воду в необходимых количествах, то заметно повысите эффективность выполнения задач, требующих включения зрительной памяти, запоминания, высокой скорости обработки информации и хорошей реакции.

Ванна как лекарство от тревожности

Известный психолог Брюс Левин исследовал влияние горячей ванны на состояние четырнадцати пациентов с диагнозом «тревожное расстройство». Чтобы избежать эффекта плацебо, больным сказали, что исследование проводится только для оценки уровня их тревожности. После пятнадцатиминутного сеанса гидротерапии буквально у всех испытуемых наблюдалось заметное снижение степени тревоги и ослабление мышечного напряжения.

Согласно целому ряду наблюдений, погружение в теплую воду на ранних стадиях предродовых схваток позволяет успокоиться, снизить концентрацию кортизола, а также способствует расслаблению рожениц. Еще одно исследование, проведенное примерно в то же время, показало, что уровень тревоги снижает и пятиминутный горячий душ.

Способ избавиться от зависимостей

Исследователям известно много историй, когда люди, открывшие для себя экстремальное плавание, спуск на байдарках по горным рекам, парусный спорт или серфинг, отказывались от наркотиков и алкоголя.

К таким занятиям на открытом воздухе прибегают для того, чтобы помочь людям «заменить наркотический кайф эндорфинами, вырабатываемыми благодаря активным физическим упражнениям». Экстрим, совмещенный с созерцанием волн и погружением в воду, оказывается вдвойне полезным для борьбы с зависимостями и различными проблемами психического характера.

Оставьте аутизм на берегу

Некоторые чудеса воды нейробиологам и психологам еще предстоит объяснить. Одно из них - это позитивное влияние воды и водных упражнений на детей-аутистов.

Клиницисты, изучающие водные программы, разработанные для таких детей, выяснили, что этот подход не только укрепляет мускулатуру и улучшает вестибулярный аппарат маленьких пациентов, но еще и помогает детям спокойнее относиться к прикосновениям других людей, а также активнее инициировать и дольше поддерживать зрительный контакт.

В Тайване было проведено исследование, показавшее, что после десятинедельной программы по плаванию дети вели себя намного лучше, были более внимательными, сконцентрированными и общительными.

Купайтесь на здоровье

Плавание считается одной из лучших форм аэробики и миостимуляции. Поскольку давление воды снаружи тела больше, чем давление изнутри, вода способствует оттоку крови от конечностей к сердцу и легким. Сердце реагирует на это дополнительными усилиями, с каждым ударом более эффективно качая этот дополнительный объем крови.

В результате циркуляция крови по всему организму увеличивается на 30 процентов, а легкие трудятся примерно на 60 процентов усерднее, чем на суше. От этого выигрывают и мышцы, поскольку они получают больше крови, а значит, и кислорода.

Во время плавания наш организм ощущает себя как во время отдыха или медитации. Иными словами, само по себе пребывание в воде расслабляет, снижает уровень стресса и укрепляет физически.

Лодочная терапия

Сегодня по всему миру лодочный и парусный спорт применяют как реабилитационную терапию для людей с ограниченными физическими возможностями (в том числе страдающих параличом, слепотой, глухотой или с ампутированными конечностями); с отклонениями в развитии, такими как синдром дефицита внимания и гиперактивности, аутизм и синдром Дауна; пациентов с черепно-мозговыми и прочими травмами, а также переживших травмы психические.

Исследование показало, что в результате занятий парусным спортом люди становятся на 91 процент увереннее в себе и, по их собственным оценкам, на 90 процентов улучшают навыки командной работы. А целых 99 процентов респондентов утверждают, что благодаря занятиям они начали намного позитивнее относиться к жизни.

Укрепляем нервы с помощью рыбалки

Ученые из США и Австралии выяснили, что люди рыбачат не для того, чтобы наловить рыбы. Люди идут к реке с удочкой, чтобы отдохнуть, успокоиться, уйти от повседневности, побыть на свежем воздухе, испытать чувство свободы.

Во время рыбалки вы можете получить и несомненную пользу для здоровья, описанную одним австралийским исследованием. В нем, в частности, говорится, что процесс подготовки и сам поход на рыбалку (предпочтительно в компании с другими рыбаками) успокаивают, за счет снижения стресса укрепляется сердечно-сосудистая система и формируется общее ощущение хорошего самочувствия. Не удивительно, что рыбалка всех видов успешно используется в оздоровительной терапии.

Синий цвет успокаивает и улучшает память

Это любимый цвет большинства жителей нашей планеты. Психологи, проводя опрос по поводу ассоциаций с синим и голубым цветами, чаще всего слышали такие слова: «успокоение», «чистота», «сосредоточенность», «открытость», «глубина» и «мудрость». Синий и голубой ассоциируются также с доверием, уверенностью, надежностью и силой.

Успокаивающий эффект разных оттенков синего подтвержден исследованиями. Например, японские ученые сообщают, что у людей, сидящих во время видеоигр рядом с перегородкой синего цвета, наблюдается более ровное сердцебиение и меньшая усталость, чем у тех, кто играет рядом с красной или желтой перегородкой. А в недавно проведенном исследовании выяснилось, что, смотря на синий цвет, люди чувствуют боль меньше, чем когда смотрят на зеленый или красный. Кроме того, воздействие синего света укрепляет участки мозга, ответственные за организацию внимания и памяти.

С миром природы нас объединяет взаимозависимость, выходящая далеко за рамки экосистем, биологического разнообразия или экономических выгод: наши нейроны и вода просто не могут жить друг без друга. И вода может сделать нас сделать лучше, сильнее и счастливее. Хотите знать как?

1

Кокаева И.Ю. (г. Владикавказ, ГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт»)

1. Амирханян Л.И., Кокаева И.Ю. Семья и № 8622 / 0790 школа как партнеры // Начальное образование. № 8622 / 0790 – 2007. № 8622 / 0790 – № 2. № 8622 / 0790 – С. 9–14.

2. Артюнина Г. Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и № 8622 / 0790 образ жизни. Учебное пособие для высшей школы. Академический проект. № 8622 / 0790 – 2004. № 8622 / 0790 – С. 234–237.

3. Брегг Пол Лучшие методики оздоровления. № 8622 / 0790 – М.: АСТ, Сова, Харвест, 2007. № 8622 / 0790 – 224 с.

4. Милованова А.В. Необычная книга для обычных родителей. Простые ответы на самые част(н)ые вопросы. № 8622 / 0790 – М.: Мир и № 8622 / 0790 образование, 2013. № 8622 / 0790 – С. 2882.

5. Горный информационно-аналитический бюллетень. № 8622 / 0790 – М.: Горная книга, 2010. № 8622 / 0790 – № 8 № 8622 / 0790 – С. 37; http://www.facepla.net/index.php/the-news/nature-news-mnu/1075-bear-sleepping.

6. Кокаева И.Ю. Проблема воспитания здоровой личности в № 8622 / 0790 истории педагогической мысли школьного образования // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Естественные науки. № 8622 / 0790 – 2006. № 8622 / 0790 – № S16. № 8622 / 0790 – С. 35–38.

Положительное влияние питьевой воды на состояние здоровья человеческого организма известно давно. Отец греческой философии Гераклит говорил: «Вода - источник всего во Вселенной». Как известно из Библии, Иисус Христос обретал духовную силу после купания в Иордане, а Будда озарялся, когда смотрел на капли росы, сверкающие на зеленых листьях .

Тело взрослого человека на 60 % состоит из воды, у новорожденных - 77 % . Вода универсальный растворитель, среда и участник всех биохимических и физиологических реакций в организме. Она участвует в регуляции температуры тела.

Недостаток воды в организме оказывает негативное влияние на скорость реакции и восприятие новой информации. Ранние исследования американских специалистов показали, что чувство жажды может привести к более высокой скорости решения поставленных задач и большему количеству правильных ответов при прохождении тестов на интеллект. Причиной такого поведения человеческого организма, по мнению специалистов из университета Калифорнии, является вазопрессин - гормон, секреция которого значительно увеличивается при уменьшении объема жидкости в клетках. По мнению американских медиков , вазопрессин может оказывать влияние на внимательность и скорость реакции человека.

В связи с этим целью нашего исследования стало изучение качества и количества питьевой воды на умственную работоспособность (внимательность и скорость выполнения заданий) учащихся 8-9 классов.

Исследования проводились с марта по октябрь 2015 года на 61 учащихся 8-9 классов ГБОУ гимназия «Диалог».

В процессе исследования решались следующие задачи:

1. Изучить литературу о значении воды для человека.

2. Проверить количество воды, употребляемой подростками гимназии «Диалог»

3. Изучить влияние количества качественной питьевой воды на сообразительность, здоровье и настроение подростков 8-9 классов в конце и начале учебного года.

Проведенные исследования позволили подготовить рекомендации для родителей и учителей по повышению работоспособности подростков и использованию питьевой воды для поддержания их. здоровья

Значение питьевой воды для человека

Без пищи, но с водой человек способен жить около 2 месяцев, без воды жизнь продолжается 7-8 дней. Потеря 6-8 % воды приводит к существенному нарушению обмена веществ, потеря 10 % - к необратимым патологическим изменениям в организме, 21 % - к смерти .Недостаточное потребление воды вызывает со стороны организма тяжелые реакции. При обезвоживании организма усиливается процесс распада тканевого белка, нарушается водно-солевой баланс в организме, деятельность эндокринной системы, нервной, сердечно-сосудистой, растет число злокачественных новообразований . В первую очередь от обезвоживания организма страдают нервные клетки, без участия которых не обходится процесс обучения. Поэтому недостаток качественной воды сказывается на умственной работоспособности.

Исследования британских ученых доказали, что вода способна оказывать благоприятное действие на работоспособность головного мозга . Группа ученых из популярных университетов Лондона провела несколько исследований и доказала, что вода может повлиять на производительность головного мозга, оказать влияние не только на общее состояние здоровья человека, но и на когнитивные функции и даже на настроение. Основной причиной такого поведения организма является то, что вода способна снимать нагрузку с некоторых областей головного мозга, которые отвечают за скорость обработки полученной информации. Еще одной причиной может быть тот факт, что чувство жажды способно причинять достаточно сильный дискомфорт и отвлекать человека от решения поставленных задач.

Качество питьевой воды Республики Северная Осетия-Алания

Качество воды в республике Северная Осетия-Алания лучше, чем во многих регионах РФ. Однако, за последние 10 лет качество питьевой воды ухудшилось за счет ее химического и биологического загрязнения. Почти все поверхностные источники РСО-Алания в последние годы подвергаются воздействию вредных антропогенных загрязнений. 60 % поверхностных вод и 20 % подземных потеряли питьевое значение и переходят в категорию загрязненных. Возрастает загрязнение подземных вод тяжелыми металлами, пестицидами, которые поступают со сточными водами в водоносные горизонты.

Особую проблему сегодня представляет загрязнение воды детергентами- сложными химическими соединениями, входящими в состав синтетических моющих средств. Детергенты плохо поддаются очистке, и попадают в водоемы. В Северной Осетии, как и во многих районах России, не решен вопрос с утилизацией промышленных и бытовых отходов. Неправильно оборудованные свалки приводят к значительному загрязнению подземных вод, и уже сейчас первый водоносный горизонт на глубине 30-40 м не пригоден для питьевых целей .

По экспертным оценкам , до 80 % всех химических веществ, поступающих во внешнюю среду, рано или поздно попадают в водоисточники. Они поступают в воду из атмосферы воздуха с дождями, при таянии снегов, со сточными водами промышленных предприятий и сельскохозяйственных угодий.

Среди промышленных отходов, сбрасываемых в воду, кроме органических соединений, наиболее опасными для организма являются соли многих тяжелых металлов (кадмия, свинца, алюминия, никеля, марганца, цинка и др.). Даже в невысоких концентрациях они вызывают нарушение различных функций человеческого организма.

Недостаток или избыток некоторых микроэлементов в питьевой воде в отдельных районах служат причиной эндемических заболеваний. Например, недостаток фтора в воде, способствует повышению заболеваемости зубов (кариес). Недостаток в воде йода приводит к заболеванию эндемическим зобом.

В зависимости от содержания солей кальция и магния, обусловливающих жесткость, различают мягкую, умеренно жесткую, жесткую и очень жесткую воду. Для питья пригодна умеренно жесткая вода. «Жесткая» содержит большое количество кальция, магния, лития, селена и др. «Мягкая» бедна ими, но содержит много натрия. Для здоровья вредна и та, и другая вода. Однако, если в случае с жесткой водой вопрос успешно решается на различных стадиях очистки и доочистки воды, а также с помощью кипячения, то проблема мягкой воды для некоторых регионов все еще остается открытой.

Известно, что в регионах с жесткой водой у людей ниже холестерин в крови, реже гипертоническая болезнь. Смертность от сердечно-сосудистой системы примерно на 30-40 % ниже . Отсутствие селена в воде приполярных районов приводит к повышению смертности от рака. Так как усиливается вредное влияние стронция, цинка, кадмия.

Медики считают, что в Северной Осетии жесткость воды становится причиной распространения мочекаменной болезни. За последние 3 года, количество людей, имеющих заболевания в связи с использованием загрязненной воды, увеличилось в 3 раза.

Влияние количества питьевой воды на умственную работоспособность подростков

Интегральная оценка умственной работоспособности проводилась путем изучения объема памяти с помощью таблиц Анфимова, теста САН (самочувствие, активность на уроке, настроение). Состояние здоровья определялось количеством пропусков по болезни.

Проведенное анкетирование позволило получить информацию о количестве выпиваемой воды подростками гимназии «Диалог», которая работает в режиме полного рабочего дня. Анкетирование, проведенное среди учащихся 8-9 классов, позволило выяснить, что большинство подростков - 56 % выпивает за день 3-4 стакана воды (менее 1 литра), 27 % - 5-6 стаканов воды (около 1 л) и 12 % - 7-8 стаканов, что соответствует возрастному значению приема воды летне-осенний период времени.

Следует отметить, что вопрос о суточной потребности жидкости индивидуален. Вместе с тем, физиологи вывели формулу примерного подсчета потребности ребенка в жидкости. Согласно этой формуле десятикилограммовый ребенок должен потреблять около 1 л жидкости, ребенок массой 15 кг должен пить 1,2 л, а подросток 12-14 лет 1,5-2 литра. Следовательно, только 15 % восьми и девятиклассников получают достаточное, для этого периода (активного роста и развития), количества питьевой воды.

Результаты исследования по количеству выпиваемой воды, проведенные среди учащихся 8-9 классов, представлены в табл. 1.

Таблица 1

Результаты исследования по количеству выпиваемой воды, проведенные среди учащихся 8-9 классов

2 стаканов

3-4 стакана

5-6 стаканов

7-8 стаканов

8 стаканов

Таблица 2

Результаты умственной работоспособности

Вначале эксперимента

Характеристика работоспособности

8 «А» (25 чел)

8 «Б» (22 чел)

9 «А» (14 чел)

число правильных ответов (m)

скорости выбора (S)

коэффициент качества работы

Через 3 месяца

коэффициент качества работы

Через 7 месяцев от начала эксперимента

число правильных ответов (m)

скорости выбора (S)

коэффициент качества работы

В это же время (март 2014 года) была проведена интегральная оценка умственной работоспособности. Она проводилась путем изучения внимания и качества работы с помощью таблиц Анфимова, теста САН (самочувствие, активность на уроке, настроение). Постоянно фиксировалось состояние здоровья учащихся, подсчитывали количество пропусков по болезни.

Результаты умственной работоспособности представлены в табл. 2.

Из табл. 1 видно, что учащиеся 8 «А» пьют воды меньше своих сверстников. После обсуждения результатов исследования администрация гимназии вместе с родителями приняли решение установить кулер в классе, школьниками разрешили держать на партах бутилированную воду. Первое время учитель даже напоминал о необходимости попить воду.

Результаты опроса позволили заключить: в 8 «А» классе 62,8 % всех школьников не выпивает даже 5 стаканов воды, около 1 л - 17,0 %, пьют до 2 л - 10,2 %. В 8 «Б» от общего числа опрошенных школьников выпивают менее 1 л 44,5 % всех школьников, 1 л - 39,0 %, 2 л - 16,5 %.

Показатели умственной работоспособности (табл. 2) служат для интегральной характеристики функционального состояния подростков. Умственная работоспособность в основном зависит от напряжения функционирования сенсорных систем, воспринимающих информацию, от состояния внимания, памяти, мышления, выраженности эмоций.

Через три месяца употребления качественной воды внимание и память улучшились. По результатам теста САН в 8 «А» классе увеличился процент школьников, показавших высокий уровень самочувствия, активности и настроения (рисунок), несмотря на то, что был конец года. В параллельном классе (8 «Б») эти показатели оказались ниже.

Результаты теста САН (самочувствие, активность, настроение) в экспериментальном и контрольном классах

В группе сравнения были получены следующие результаты теста САН: перед началом употребления воды, при сниженном количестве употребляемой воды высокий показатель был характерен у 50,2 %, средний у 33,33 % и низкий обнаружился у 16,67 % тестируемых. Через 3 месяца результаты тестирования были следующие: высокий уровень у 56,2 %, средний у 36,3 %, низкий показатель был у 8,67 %. При повторном тестировании через 7 месяцев эти показатели улучшились и составили: высокий показатель самочувствия у 88, 9 % восьмиклассников, средний - 10,11 %, низкий - 1 %.

Высокий показатель активности был у 45,40 % учащихся контрольной группы и у 44,44 % был средний показатель активности, у 15, 56 % - низкий. Через 3 месяца результаты тестирования были следующие: высокий уровень у 41, 67 %, средний у 40,67 %, низкий показатель был у 16, 66 %. Через 7 месяцев высокий показатель самочувствия у 60, 2 % восьмиклассников, средний - 31,4 %, низкий -15,4 %.

Аналогичная тенденция улучшения показателей тестирования наблюдалась при оценке настроения. Изначально высокий уровень настроения отмечали у 83,33 % испытуемых, средний у 16,67 %. При повторном тестировании высокий показатель настроения был у 75 % школьников, средний у 8,33 %, и низкий уровень отмечали 16,67 %.

Результаты тестирования теста САН показали, что для устойчивости умственной работоспособности имеет значение не столько питьевой режим, сколько качество употребляемой воды.

Анализируя результаты исследования можно дать практические рекомендации учителям, школьникам и их родителям. Прием качественной питьевой воды, способствует повышению сопротивляемости организма к инфекционным заболеваниям (уменьшается количество пропусков по болезни), создает оптимальные условия для умственной работоспособности, для активной, позитивной жизнедеятельности.

Заключение

Исследование, в котором приняли участие 61 учащихся 8-9 классов ГБОУ гимназии «Диалог», позволило определить влияние количества питьевой воды на умственную работоспособность подростков. Недостаточное употребление питьевой воды было обнаружено в 8«А» классе (менее 1,0 литра воды день при норме не менее 1,5 л). После общения с родителями в этом классе был установлен кулер с водой «Детская». Учителем контролировался водный режим подростков этого класса. Каждый школьник на столе имел бутылочку с качественной водой («Архыз» и (или) «Эльбрусинка детская питьевая вода»). Контрольной группой выступила группа учащихся 8 «Б» класса, прием воды осуществлялся по мере физиологической потребности учащихся, без соблюдений тех условий, которые были в экспериментальном классе. Результаты эксперимента показали, что в экспериментальном классе нормированное получение качественной воды оказало благотворное влияние на отдельные умственные процессы (выполнение контрольных годовых работ), на учебную работоспособность подростков.

Наши наблюдения совпали с наблюдениями учителей, которые заметили, что достаточной употребление качественной воды оказало положительное влияние не только на работоспособность, но и на общее состояние здоровья учащихся, производительность головного мозга, когнитивные функции и даже на настроение. Результаты исследования, проведенные в сентябре - октябре подтвердили рост в экспериментальном классе умственной работоспособности, проверяемой по таблице Анфимова на 14-15 %, в контрольном классе на 4 %. Проведенное исследование позволило сделать выводы:

1. Подростками (8-9 классов Установлено недостаточное употребление питьевой воды), что недопустимо в период активного роста и развития.

2. Установлено позитивное влияние воды «Архыз» и (или) «Эльбрусинка детская» на показатели умственной работоспособности, при употреблении не менее 1,5 л в сутки.

3. Нормированной употребление качественной воды подростками замедляет процессы утомления, положительно отражается на настроении и эмоциональном состоянии восьмиклассников.

Библиографическая ссылка

Амбалова В.О. ВЛИЯНИЕ КОЛИЧЕСТВА И КАЧЕСТВА ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ПОДРОСТКОВ // Старт в науке. – 2016. – № 1. – С. 5-9;
URL: http://science-start.ru/ru/article/view?id=2 (дата обращения: 23.05.2019). 23.05.2016

Examine.com research digest. pp 21 – 29.

Перевод Сергея Струкова
Влияние изменения потребления жидкости на поведение людей, потребляющих много или мало воды.

Обновлено 03.08.2017 14:08

ВВЕДЕНИЕ

Вода необходима для здоровья человека. Люди, не потребляющие достаточного количества жидкости, быстро ощущают последствия. Часто в исследованиях пытаются ответить на вопросы: сколько нужно воды? Каковы итоги слишком малого потребления? Привычное потребление жидкости у людей значительно отличается, а оптимальное потребление уже долгое время является объектом обсуждения.
Вода составляет примерно 60% от массы взрослого человека. Вода необходима не только для основных функций организма, например, нормального пищеварения, но также может влиять на настроение и эмоциональное состояние. В предыдущих исследованиях показано, что ограничение потребления жидкости негативно влияет на настроение в экстремальных ситуациях, таких как тяжёлое обезвоживание, жара или интенсивные физические упражнения. Тем не менее, недостаточно данных, оценивающих влияния лёгкого обезвоживания или ограничения потребления жидкости на настроение.

В этих исследованиях обнаружено, что лёгкое обезвоживание вызвало снижение живости и увеличило утомление, головные боли, затруднило концентрацию. Количество экспериментов, оценивающих влияние потребления определённого количества воды на настроение и умственную работоспособность, также ограничено. В одном из исследований испытуемые выполняли когнитивный тест, выпивая 120 или 330 мл, и без потребления воды. Если люди ощущали жажду, потребление воды улучшало работоспособность. Когда жажда была незначительной, вода ухудшала работоспособность. В другом исследовании, оценивающем умственную работоспособность, обнаружили, что двойное потребление 150 мл воды не оказывало влияния на работоспособность, хотя согласно самооценке живость была выше после приёма воды, по сравнению с отсутствием потребления (после ночного голодания без еды и питья). Тем не менее, ещё одно исследование умственной работоспособности и настроения после потребления 200 мл воды не выявило различий настроения в группах, где пили и не пили воду.

На основании имеющихся ограниченных данных исследователи предположили:

1. У людей, которые пьют много воды, снижение потребления может оказывать негативное влияние на настроение, особенно на аспекты настроения, связанные со сном, такие как утомление и бодрость.

2. У людей, которые пьют много воды, увеличение потребления может повысить живость и удовлетворённость жизнью.

Несмотря на первоначальные подтверждения предположений, данные необходимо испытать в большом и строгом исследовании. В эксперименте с контролем исследовали, каким образом изменения потребления жидкости влияют на настроение (например, на живость и удовлетворённость жизнью) и физиологические ощущения (например, сонливость и жажду) в двух группах испытуемых с привычным различным потреблением жидкости: 2 – 4 л/день – люди с высоким потреблением жидкости (HIGH) и <1,2 л/день – люди с низким потреблением жидкости (LOW).

КОГО И ЧТО ИССЛЕДОВАЛИ?

Популяция

Исследование проводили во Франции. Людей, привлечённых к исследованиям, разделили на группу «HIGH» (2 – 4 л/день) и группу «LOW» (<1,2 л/день). Посчитали, что разделение представляет верхнюю и нижнюю треть потребления жидкости у населения Франции. Исследователи оценивали потребление жидкости в течение трёх дней до начала эксперимента.

Из общего количества возможных участников исключались те, кто курит, потребляет больше 250 мг кофеина в день, более 20 г алкоголя или принимает любые лекарства. В результате выборка составила 52 человека, 11 мужчин и 41 женщина, в возрасте 20 – 30 лет.

Балансирование групп по половой принадлежности не проводили. В LOW попали 30 испытуемых, среди которых было 11 мужчин, в группе HIGH мужчин не оказалось.

Вмешательство

Эксперимент проводили в стационаре, в течение шести дней, стандартизировали всю пищу, продолжительность сна и бодрствования. Выполнять упражнения запрещали, чтобы сохранить соответствие баланса жидкости между участниками. Каждой группе (HIGH и LOW) предлагалась стандартная программа контроля объёма и времени потребления жидкости. Разрешалось пить только минеральную воду марки Volvic без каких-либо дополнительных жидкостей. Воду, получаемую с пищей, разделяли на две части – половина до и половина после еды.

Как показано на Рисунке 1, исследование разделили на два этапа: исходный и вмешательство. На исходном этапе (первые 2 дня) группа HIGH выпивала 2,5 литра воды, группа LOW – 1 литр. Это имитировало их обычные дозы жидкости. Затем, на этапе вмешательства (3 – 5 день), потребление в группе HIGH снижали до одного литра воды, а в группе LOW повышали до 2,5 литров. Короче говоря, распорядок потребления жидкости между группами поменяли местами. Обратите внимание, что исследование не рандомизированное, но со сравнением до и после.

Суточную осмоляльность мочи (показатель концентрации растворённых в моче веществ, таких как натрий, хлорид и мочевая кислота) измеряли в начале и в ходе эксперимента. Оценку настроения и ощущений проводили пять раз в день (7.00, 14.00, 16.00, 18.00, 22.00) в первый день и с третьего по пятый день.

Исследователи использовали пять различных шкал настроения/ощущений для оценки широкого спектра характеристик: жажда, сонливость, эмоциональная стабильность (где счастье и грусть – крайние значения), живость, удовлетворённость, спокойствие, напряжённость-тревожность, депрессия-уныние, гнев-враждебность, утомление-инертность, сила-активность, замешательство-растерянность.

Рис 1. Потребление жидкости до и во время исследования

ЧТО ОБНАРУЖЕНО?

Настроение не отличалось между HIGHи LOW, кроме большей жажды и более высоких оценок депрессии в группе HIGH при низком потреблении.

Если группа HIGHпереходила от потребления 2,5 литров в день к одному литру на этапе вмешательства, то у них увеличивалась жажда, беспокойство и уменьшалась удовлетворённость. В группе также ощущалась меньшая энергичность и меньшее утомление. Если группа LOW переходила от потребления одного литра к 2,5 л/день, у них уменьшалась жажда, смятение, утомление и сонливость. В группе LOW также уменьшалась энергичность.

ЧТО НА САМОМ ДЕЛЕ НАМ ГОВОРИТ ИССЛЕДОВАНИЕ?

Согласно результатам эксперимента, изменение ежедневного потребления жидкости может влиять на специфические признаки настроения. Тем не менее, в исследовании есть некоторые важные искажающие факторы.

Когда испытуемые пили обычное количество воды, они не сообщали о различиях в показателях настроения/ощущений, исключая более высокие баллы в группе HIGH о жажде и депрессии. Если повышенное потребление жидкости связано с улучшением настроения, тогда вы могли бы ожидать лучшие исходные результаты при оценке настроения/ощущений (а не худшие) по сравнению с группой LOW.

Авторы предполагают, что это может быть следствием стандартизации программы потребления жидкости, при которой принимались исходные измерения. Группа HIGHполучала 2,5 л литра воды в день, в то время как обычное потребление варьировало от 2 до 4 литров различных жидкостей. Это могло увеличивать жажду и депрессию на начальном этапе. Также было бы полезно увидеть исходные баллы испытуемых перед участием в структурированной питьевой программе. Авторы также не уточняли возможные последствия того, что группа HIGH состояла только из женщин. Поскольку у женщин риск депрессии в два раза выше, чем у мужчин, это могло повлиять на исходные сравнения групп.

В группе HIGH при потреблении 1 л/день были меньше и энергичность и утомление. Эти результаты противоречат друг другу. Принимая во внимание исходные гипотезы, ощущение меньшего утомления при потреблении 1 л/день – неожиданный результат. В группе LOWутомляемость также была меньше, когда они пили 2,5 л/день. Возможно, что обе группы ощущали меньшее утомление на этапе вмешательства (3 – 5 дни исследования) по сравнению с исходным состоянием в связи с тем, что не выполняли никаких упражнений в период исследования и не испытывали обычный стресс на работе и в повседневной жизни. Так как испытание не рандомизированное, нам неизвестно влияние условий исследования или характеристик групп. Например, если в группе HIGH были чрезмерно обеспокоенные своим здоровьем люди, и им было неудобно длительно пребывать в условиях стационара, изменения в настроении могут происходить независимо от изменений потребления жидкости.

Другим неожиданным результатом оказалось меньшая энергичность в обеих группах на этапе вмешательства по сравнению с исходным состоянием, особенно при оценке в 7.00. Авторы исследования заявили, что это, вероятно, не связано с потреблением воды, но произошло из-за скуки от длительных и монотонных дней исследования, по сравнению с волнением в начале эксперимента, когда оценивалось исходное состояние.

Несмотря на попытку авторов объяснить неожиданные результаты энергичности и утомления схемой исследования, это не значит, что эти результаты более или менее верны, чем другие итоги исследования. В исследовании не сообщается о расчётах размера выборки, поэтому мы не знаем, сколько испытуемых понадобилось для обнаружения различий. Не анализировалась правильность множественных сравнений: оценивалось много разных результатов, что повышает вероятность обнаружения существенных различий, если не включить соответствующие поправки.

Есть некоторые вопросы к применимости результатов этого исследования. Возраст испытуемых от 20 до 30 лет, поэтому могут не отражаться различия влияния жидкости на настроение в разных возрастных группах. Так, группа HIGHсостояла только из женщин, поэтому неясно, приведёт ли к тем же результатам снижение потребления воды на мужчин. Поскольку в исследовании не было испытуемых, принимавших лекарства (кроме оральных контрацептивов) или разрешённых добавок, непонятно, как взаимодействие препаратов с потреблением жидкости повлияет на рейтинг настроения.

В обычной жизни большинство людей не пьет определённое количество жидкости в одно и то же время. Также большинство людей потребляет в течение дня другие виды жидкости, такие как содовая или кофе. Возможно, замена всех напитков, особенно содержащих сахар или кофеин, на воду оказывает негативное влияние на настроение. Ведь многие из нас, наверное, хоть немного да расстроятся, если их лишить утренней чашки кофе на шесть дней? В случае кофеина у испытуемых ежедневное ограничение потребления кофеина составило до 250 мг. Из расчёта, что чашка кофе содержит около 100 мг кофеина, а люди, выпивающие одну или две чашки кофе ежедневно, не исключались из эксперимента.

Также у испытуемых ограничивалась физическая активность, и они находились в месте проведения исследования шесть дней. Этот факт сам по себе мог отрицательно влиять на рейтинг настроения. Ограничения, обусловленные искусственной средой в эксперименте, способны влиять на оценку настроения, но последствия ощущались в равной степени в обеих группах. Несмотря на то, что ограничения применялись к каждой группе, в исследовании не сравнивали результаты между группами, но оценивали различия между результатами и исходным состоянием в каждой группе. Таким образом, строго контролируемая среда, возможно, оказала большее влияние на эксперимент, чем испытание, в котором сравнивают две рандомизированные группы.

ПОЛНАЯ КАРТИНА

Люди, обычно потребляющие ежедневно мало жидкости, при увеличении потребления испытывают существенные уменьшения растерянности, усталости и сонливости. Если люди с высоким потреблением жидкости ограничат потребление до одного литра в день, ухудшаются такие составляющие настроения/ощущений, как спокойствие, удовлетворённость и положительные эмоции. Обе группы показали наивысшие рейтинги настроения/ощущений, если пили 2,5 литра воды в день, за исключением поведения и энергичности, на которые могла повлиять схема исследования.

В исследовании не адаптировали индивидуальное потребление жидкости в зависимости от размера и тела или других факторов. В самом деле, сообщается об ИМТ, но не указывается масса тела для каждой группы. Существует несколько способов расчёта ежедневной потребности в жидкости. Два способа, которые используются диетологами для оценки: 35 мл на кг массы тела или 1 мл жидкости на ккал из рациона. Таким образом, потребности в жидкости основаны на размерах тела или потреблении калорий, которые сильно отличаются между людьми. При использовании первого уравнения, различия могут быть весьма значительными, 46- килограммовому человеку потребуется 1,6 л/день, а 82- килограммовому человеку – 2,9 литров. При потреблении одного литра жидкости ежедневно, человек массой 82 кг достигнет обезвоживания быстрее человека массой 46 кг. Таким образом, меньшие по размеру люди, вероятно, испытают меньше побочных эффектов от потребления одного литра в день, по сравнению с теми, кому необходимо 2,9 литров ежедневно. Возможно, это оказало влияние на рейтинги настроения, так как кто-то, потреблявший жидкость на основе размера тела, мог быть недоволен, произвольно заданным разным объёмом.

Основываясь на популяции в исследовании, результаты применимы к здоровым молодым взрослым людям, не принимающим лекарства. Эксперимент требовал от испытуемых низкой активности, поэтому неясно, как на результат повлияют упражнения. Но на основании прошлых исследований, обезвоживание, вызванное интенсивным физическим напряжением, отрицательно влияет на настроение. Таким образом, влияние низкого потребления жидкости может усиливаться в более реальной ситуации, включающей физические нагрузки.

Исследования, показывающие, как изменение привычного потребления жидкости влияет на поведение, ограниченны. Согласно имеющимся данным в этой области, применительно к взрослым людям, ограничиваются оценкой настроения и умственной работоспособности на основе потребления определённого количества воды (120 – 330 мл) по сравнению с ограничением питья. Результаты исследований противоречивы, от «нет влияния на настроение» до «увеличение живости» при потреблении воды. Обсуждаемое исследование уникально по схеме и оценке настроения в пятидневный период. Несмотря на строгий контроль потребления жидкости и уровня активности, испытание не рандомизированное. Поэтому, если мы хотим показать, как изменение потребления жидкости влияет на чьё-то поведение (в случае, когда исходно потребляется мало или много жидкости), данные недостаточно сильные, как в случае, например, рандомизированного перекрёстного испытания. В данном случае, рандомизация уменьшает влияние искажающих факторов.

Помимо дополнительных посещений туалета, увеличение потребления жидкости у людей с низким потреблением, может улучшить некоторые аспекты настроения, включая уменьшение утомления, сонливости и растерянности. Большее потребление жидкости также способно усилить положительные эмоции, увеличить спокойствие и удовлетворённость, так как все эти параметры ухудшались, когда группа HIGH потребляла всего один литр воды в день.

ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

Применимы ли результаты к другим напиткам (не воде)?

Результаты исследования можно экстраполировать на другие напитки, учитывая, что они содержат другие компоненты, способные влиять на настроение. Например, напитки с сахаром отличаются по влиянию на настроение от напитков без сахара. Кофеин тоже оказывает влияние на настроение.

Как повлияет на результат потребление напитков с кофеином?

Интересно было бы посмотреть на подобное повторное исследование с контролируемым количеством кофеина для определения влияния кофеина при разном уровне потребления жидкости. Исследования показывают различное влияние кофеина на настроение – он может улучшать самочувствие и в то же время у восприимчивых людей повышать тревожность.

Возможно ли, что в группе HIGH уменьшались положительные эмоции, когда они выпивали один литр в день, из-за жажды, причиняющей дискомфорт?

Разумеется, возможно, что мысли или представления о потреблении меньшего объёма воды предрасполагали к недовольству или снижению положительных эмоций. Также возможно, что само по себе чувство жажды способствовало уменьшению положительных эмоций. Исследования проводили несколько дней, и вполне вероятно, что увеличение продолжительности эксперимента до нескольких недель изменит результаты.

ЧТО ВАМ СЛЕДУЕТ ЗНАТЬ?

Нужно ли мне пить больше воды для улучшения настроения? Согласно результатам исследования, если вы обычно пьёте мало воды, вероятно, пить больше – эффективная стратегия. К сожалению, нерандомизированная схема исследования не позволяет сделать убедительные выводы. Но принимая во внимание другие научные исследования, в которых отмечали положительное влияние от увеличения потребления воды и отрицательный эффект умеренного обезвоживания, удовлетворение ежедневной потребности в жидкости – хорошая идея.

Кроме того, повышенное потребление жидкости может обеспечить другие преимущества для здоровья, например, уменьшение риска камней в почках у чувствительных людей (особенно, при использовании определённых минеральных вод). Вода необходима для поглощения пищи, абсорбции, продукции слюны и поддержания температуры тела.

Несмотря на множество факторов, способных влиять на настроение помимо гидратации, легко проверить, может ли потребление воды улучить ваше настроение.

Заболевания / Нарушения, Здоровье, Научные исследования, Питание