Тревожные расстройства у детей. Признаки, лечение

Три наиболее распространенных тревожных расстройства - специфические фобии, тревожное расстройство в связи с разлукой и генерализованное тревожное расстройство. Реже встречаются избегающее расстройство и паническое расстройство, а также посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР).

Специфические фобии

Специфические страхи ограниченных стимулов в детстве встречаются очень часто, причем разные страхи достигают пика в разном возрасте, например, страх животных достигает пика в возрасте от двух до четырех лет, страх темноты или воображаемых существ - от четырех до шести, а страх смерти или войны особенно распространен в подростковом возрасте. Чтобы быть классифицированным как специфическая фобия, страх должен приводить либо к существенному страданию, либо к избеганию, которое в значительной степени мешает каждодневной жизни ребенка. Например, страх собак в детстве встречается часто, но основания для диагноза фобии имеются только если ребенок часто испытывает интенсивный и продолжительный страх или если избегание ребенком собак ведет к выраженным социальным ограничениям, например отказу ходить играть в парк или отказу ходить в гости к друзьям, если у них есть собаки. Фобии по определению должны представлять необоснованные или чрезмерные страхи, но детям может недоставать когнитивной зрелости, чтобы осознать иррациональную природу своих собственных страхов.

Тяжелые специфические фобии поражают около 1% детей и подростков. Во всех возрастах девочки чаще сообщают о страхах, чем мальчики, но тяжелые специфические фобии у девочек встречаются лишь немного чаще. Сходным образом, хотя младшие дети чаще сообщают о страхах, чем подростки, тяжелые специфические фобии у детей встречаются лишь немного чаще, чем у подростков.

Десенситизация, управление сопряженными событиями и когнитивные методики, - все это полезно. При лечении младших детей чрезвычайно ценно привлекать родителей в качестве сопсихотерапевтов. Например, можно обучить родителей в качестве «домашнего задания» между сеансами формального лечения предъявлять ступенчатое воздействие, корректируя шаг воздействия, так чтобы ребенок мог справиться. Подростки со специфическими фобиями более способны справиться со своим собственным «домашним заданием», но и в этом возрасте активное участие родителей, как правило, тоже помогает.

Несмотря на то, что легкие страхи часто преходящи, истинные фобии, особенно тяжелые, более вероятно будут устойчивы и могут продолжаться во взрослом возрасте.

Тревожное расстройство в связи с разлукой

Дети со страхом разлуки испытывают сильное беспокойство или страх разлуки с домом или с близкими, например, родителями. Эта болезнь чаще встречается у малышей, чем у более взрослых детей. Дети со страхом разлуки могут отказываться ходить в школу или спать одни.

Тревога по поводу разлуки с родителями и другими главными фигурами привязанности обычно возникает в возрасте около шести месяцев, остается выраженной в дошкольные годы, а впоследствии убывает по мере того, как ребенок приобретает способность держать «в уме» фигуры привязанности и предоставляемую ими безопасность, даже когда они не присутствуют физически. Тревожное расстройство в связи с разлукой диагностируют, когда интенсивность тревоги в связи с разлукой не соответствует развитию и приводит к существенной социальной неспособности, например к отказу ходить в школу. Критерии МКБ-10 включают раннее начало (в возрасте до 6 лет), тогда как критерии DSM-IV позволяют поставить диагноз в том случае, если симптомы появились до 18 лет.

Могут иметь значение и конституциональные факторы, и семейная среда. Следующие стили родительского взаимодействия могут вносить вклад: моделирование избегающего или тревожного поведения через сверхзащиту; вызывание тревоги через жесткую практику воспитания, которая может включать угрозы оставить ребенка; и неспособность успешно успокаивать детей, когда они действительно становятся тревожными.

Пораженные дети безосновательно беспокоятся, что с их родителями что-нибудь случится, или что они уйдут и не вернутся. Они также беспокоятся о себе: боятся потеряться, что их украдут, поместят в больницу или что какая-нибудь другая беда разлучит их с родителями. Эти беспокойства могут возникать и как темы повторяющихся ночных кошмаров. Дети обычно прилипчивы, даже у себя дома, например, следуют за родителем из комнаты в комнату. Возможны нежелание или отказ посещать школу, спать в одиночестве или спать вне дома. Разлуки или их предчувствие могут приводить к мольбам, вспышкам гнева и слезам, а могут приводить и к чисто физическим жалобам - головным болям, болям в животе, тошноте.

Тревожное расстройство в связи с разлукой поражает около 1-2% молодых людей, у детей до пубертатного возраста встречается чаще, чем у подростков, и поражает примерно одинаковое количество лиц мужского и женского пола.

Оперантные методики (такие, как звездные карты или управление сопряженными событиями) могут быть использованы для того, чтобы изменить баланс между вознаграждениями и ограничениями, способствующий не расставанию, а прилипанию. Может быть полезно ступенчатое воздействие - все более и более трудные разлуки. Может быть уместна когнитивная терапия, обучающая ребенка самоутверждениям, способствующим совладанию. Иногда прилипчивость ребенка усиливается собственной потребностью родителей быть рядом с ребенком, собственными тревогами родителей или же тем, что родители недооценивают возможности своего ребенка к независимости - на эти проблемы может быть направлена работа с родителями или семьей в целом. Можно побуждать родителей предпринять практические шаги для того, чтобы их ребенок чувствовал себя более уверенно, например, давать соответствующее предупреждение и разъяснение перед тем, как оставить ребенка с приходящей няней. Нет убедительных доказательств того, что помогают трициклические антидепрессанты или бензодиазепины. Имеются ограниченные данные о том, что селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС) дают симптоматическое облегчение, но нет доказательств того, что это улучшение сохраняется после прекращения медикаментозного лечения.

Некоторые дети хронически испытывают некоторый уровень тревоги в связи с разлукой, перемежающийся приступами обострения, например спровоцированными болезнью родителя или сменой школы. С годами тревоги по поводу разлук могут смениться более широким рядом тревог, более типичных для генерализованного тревожного расстройства. Имеется ли непрерывность по отношению к агорафобии или паническому расстройству - неясно.

Генерализованное тревожное расстройство

Дети с генерализованной тревогой волнуются по самым разным поводам, например о том, хорошо ли они что-то сделали, или о будущих бедствиях. Центр их волнения может сдвигаться с одной причины на другую. Из-за тревоги дети могут становиться конформистами, перфекционистами или неуверенными в себе. Они ищут одобрения и нуждаются в успокоении своих волнений.

В DSM-IV критерии генерализованного тревожного расстройства взрослых слегка модифицированы для использования у детей, при этом требуется меньше соматических симптомов. И хотя согласно критериям генерализованного тревожного расстройства по МКБ-10 требуется относительно большое количество соматических симптомов, сходным образом для использования у детей и подростков там предусмотрен альтернативный набор критериев, согласно которым требуется меньше соматических симптомов.

Дети с генерализованной тревогой волнуются по самым разным поводам, например о том, хорошо ли они что-то сделали, или о будущих бедствиях. Центр их волнения может сдвигаться с одной причины на другую. Из-за тревоги дети могут становиться конформистами, перфекционистами или неуверенными в себе. Они ищут одобрения и нуждаются в успокоении своих волнений. Дети и подростки с генерализованным тревожным расстройством отличаются выраженным и устойчивым беспокойством, причем их тревоги не сосредоточены постоянно на каком-то одном предмете или ситуации. Типичные беспокойства сосредоточены на будущем, на поведении в прошлом и на собственной состоятельности и внешности. Эти беспокойства обычно сопровождаются напряжением, невозможностью расслабиться, смущением, потребностью в частом ободрении и соматическими жалобами, такими как головные боли и боли в животе. Симптомы должны вызывать клинически выраженные страдания или социальные нарушения.

Поражены примерно 1-2% молодых людей, при этом у подростков частота существенно выше, чем у детей до пубертатного возраста, а у лиц женского пола - лишь немного выше, чем у лиц мужского. Многие дети с генерализованным тревожным расстройством также соответствуют критериям других диагнозов по DSM-IV и МКБ-10, особенно относящимся к тревоге в связи с разлукой, депрессии и специфическим фобиям.

Часто возможно заручиться помощью родителей и учителей, чтобы в жизни молодого человека было меньше стрессов, которых можно избежать. Может быть также полезно научить молодого человека (а возможно и остальных членов семьи) когнитивно-поведенческим стратегиям управления оставшимися тревогами. Нет веских доказательств в пользу медикаментозного лечения, хотя клинический опыт и ограниченные исследовательские данные позволяют полагать, что селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС) могут уменьшать симптомы на время приема препаратов. На сегодняшний день наиболее обещающим в долгосрочной перспективе подходом представляется сочетание когнитивно-поведенческих подходов со снижением стресса.

Расстройство часто длится годами и может продолжаться во взрослой жизни, иногда осложняясь депрессией.

Социальное тревожное расстройство детского возраста

Социальная фобия - это сильная и постоянная боязнь социальных ситуаций. Маленькие дети выражают стресс плачем, закатыванием истерик, заторможенностью, цеплянием за знакомыми взрослыми или робкостью в обществе. Более старшие дети могут плохо учиться, они отказываются ходить в школу или избегают общения со сверстниками.

У этого диагноза по МКБ-10 нет точного аналога в DSM-IV, хотя в DSM-III-R была эквивалентная категория, названная «избегающим расстройством». Это заболевание можно рассматривать как чрезмерное усиление и несоответствующую устойчивость нормального периода тревоги, связанной с незнакомыми людьми (которая у обычных детей, как правило, выражена до возраста 30 месяцев). У пораженных детей хорошие социальные отношения с членами семьи и другими знакомыми индивидуумами, но они обнаруживают выраженное избегание контактов с незнакомыми людьми, приводящее к социальным нарушениям (например, во взаимоотношениях со сверстниками).

Застенчивость и социальные нарушения могут остаться и в подростковом возрасте, а могут самопроизвольно улучшиться. Неясно, насколько полезно считать, что у этих детей в отличие от чрезвычайно застенчивой личности имеется тревожное расстройство. На практике многие пораженные дети соответствуют критериям других тревожных расстройств, чаще всего генерализованного тревожного расстройства. И хотя социальное тревожное расстройство, несомненно, не точно такое же заболевание как социальная фобия (последняя обычно начинается в позднем отрочестве и включает страх публичного рассмотрения и унижения), социальная фобия может возникнуть на фоне длительно существующих застенчивости и торможения детского возраста. Это позволяет полагать, что социальное тревожное расстройство иногда может развиться в более типичную социальную фобию. Взаимоотношения с избегающим расстройством личности во взрослом возрасте неизвестны.

Паническое расстройство

Ключевой признак панического расстройства, которое может сопровождаться агорафобией, а может и не сопровождаться, - наличие отдельных панических атак (приступов), по меньшеймере, некоторые из которых возникают неожиданно, без кого-либо очевидного кристаллизатора.

Пик появления симптомов приходится на возраст 15-19 лет. У детей до пубертатного возраста панические атаки редки или вообще не бывают. Во время приступа индивидуум испытывает интенсивный страх надвигающейся опасности, бедствия или смерти, сопровождающийся смесью соматических симптомов, таких как потливость, сильное сердцебиение и гипервентиляция. Варианты лечения включают трициклические антидепрессанты и когнитивную терапию.

Навязчивые состояния

Дети с навязчивыми состояниями страдают от вторгающихся, нежелательных или повторяющихся мыслей (навязчивые мысли). У них также может быть неконтролируемое желание повторять определенные действия или ритуалы (навязчивые действия). Навязчивые мысли делают детей нервными, а навязчивые действия временно успокаивают их. Дети с навязчивостями часто моют руки, считают предметы или что-то проверяют.

Посттравматическое стрессовое расстройство

Ребенок с посттравматическим стрессовым расстройством испытывает страх, связанный с воспоминаниями о пережитой травме. Примерами травмы может быть если ребенок стал жертвой сексуального насилия или очевидцем какого-либо страшного события. Такие дети могут часто видеть кошмары или проигрывают травму в игре. Они меньше интересуются тем, что им раньше нравилось, и выглядят отстраненными или “онемевшими”. Напоминание о травме их расстраивает, и они могут стать раздраженными или беспокойными.

Температура – один из важнейших показателей здоровья, помогающий понять: какое соотношение между выработанным теплом и теплообменом, происходящим между органами и их тканями, с одной стороны, и внешней средой – с другой. Как ни странно, но её показатели не одинаковы для всех и зависят от следующих факторов:

  • возраст (повышается у детей во время игр или продолжительного плача; чем старше человек, тем ниже показатели)
  • пол (у женщин выше, чем у мужчин)
  • состояние организма (повышается: в активном состоянии, испытывая физические нагрузки, принимая пищу)
  • время суток (с утра ниже, к вечеру повышается)
  • влияние окружающей среды (в жаркую погоду может повыситься)

Температура тела — важный показатель здоровья человека

К субфебрильной относится температура 37 – 37,5 °С и считается таковой, если она появилась без видимых причин и держится определенный промежуток времени, порой до нескольких месяцев. Человек может ощущать это, а может и не замечать этого. Для того, чтобы сделать вывод о том, субфебрильная температура у вас или это единичный случай, который вызван конкретной ситуацией, стоит обратиться к врачу.

Делаются замеры, которые происходят несколько раз в день, в одно и то же время на протяжении некоторого времени. На основании этих данных строится температурная кривая. Её необходимо проанализировать, выяснить, есть ли сопутствующие изменения и провести лабораторную диагностику. В результате можно понять причину или причины, приведшие к повышению температуры.

Такое состояние может соответствовать многим заболеваниям, среди которых: депрессии, вегетососудистая дистония, неврозы.

Температура при неврозе

Что собой представляет невроз и какова природа этой болезни? Это заболевание является функциональным, т.е. обратимым и представляет собой не «поломку» какого-то органа, а лишь нарушение в работе, в нашем случае не органа, а центральной нервной системы.

Иногда упадок сил способствует тому, что температура падает до показателя 35°С, но она так же может выскочить и вверх, а порой может находиться на субфебрильных отметках.

За терморегуляцию и сбалансированность отвечает гипоталамус – центральный орган вегетативной системы. Стойкое расстройство теплообменных процессов свидетельствует о нарушениях в его работе.

При неврозе температура тела может повышаться или понижаться

Неинфекционное повышение температуры может свидетельствовать о проявлениях симптомов всд, в частности вегетоневроза. Это состояние с субфебрильной температурой может быть продолжительным по времени и проявляться в следующих случаях:

Психогенные причины повышенной температуры при неврозе:

  • детский и юношеский возраст на фоне всд
  • зндокринные патологии в переходном возрасте (гормональные перестройки)
  • стресс
  • физические и эмоциональные перегрузки
  • железодефицитная анемия

Личностные особенности больного:

Вы в группе риска, если у вас: слабая нервная система невротического склада, вы эмоционально уязвимы, наследственная предрасположенность, беременность, вы – житель мегаполиса.

Эмоциональный стресс, тяжелые умственные нагрузки — все это основные причины повышения температуры тела при неврозе

Симптомы невроза с температурой:

  • астения
  • повышенная температура тела
  • боли в мышцах и суставах
  • «ватные» конечности

Почему держится субфебрилитет, каковы его причины? Иногда этому состоянию предшествовала болезнь и это может быть её отголоском. Когда же не было ничего подобного, то можно говорить о зарождающейся дисфункции.

Чтобы правильно поставить диагноз, нужно действовать методом исключения: нужно исключить наличие воспалительных процессов, инфекционных заболеваний, проявлений хронических болезней. И вот если все эти факторы исключены, а цифры продолжает держаться на повышенных отметках, то принято говорить о вегетоневрозе.

При неврозе организм работает в стрессовом состоянии. Стресс способен повысить температуру и здесь организм попадает в замкнутый круг: иммунная система ослаблена и плохо выполняет свои функции, следовательно, развиваются инфекционные процессы, а они приводят в стрессовое состояние нервную систему, разбалансируют вегетативную систему и подогревают уже запущенные процессы.

Если повышение температуры происходит от воспалительного процесса, то можно с уверенностью сказать, что работа иммунной системы нарушена и выглядит это в виде увеличенных лимфоузлов и проявлениях признаков болезни на слизистых. Соответственно, лечение будет успешным, если будут устранены причины во всех 3-х направлениях: восстановлена работа нервной и иммунной системы, осуществлён поиск и найдена инфекция, проведена санация слизистых.

У 1/3 больных неврозом есть в наличии субфебрильная температура. Она не опасна, может быть и не замечена человеком, но не стоит недооценивать ситуацию, т.к. может развиться психосоматическая болезнь.

При неврозе организм работает в стрессовом состоянии

Температура при депрессии

У каждого человека есть свои внутренние биологические часы и от того, как они работают, будут зависеть такие жизненно важные показатели, как артериальное давление, сердечный ритм, тонус сосудов, температура тела. В течение суток наша температура меняется: наименьшие её показатели в утренние часы (в районе 4-5 часов), наивысшие между 15 и 18 часами. У здорового человека эта разница невелика и составляет 1,2 – 1,5°С. У человека, находящегося в состоянии депрессии эта разница почти отсутствует и показатели ее находятся на завышенных позициях.

Депрессия – это комплексное расстройство, а не патология конкретного органа. Поэтому причин, по которым может долгое время держаться температура, тоже может быть много.

Для точного их определения нужно очень внимательно провести устный опрос: выяснить, были ли оперативные вмешательства и по какому поводу, принимались ли какие-либо препараты, посещались ли другие страны, выясняются бытовые условия и профессиональные особенности, увлечения, а так же нужно исключить ложные причины субфебрилитета. Ложными причинами может быть банальный поломанный градусник. На следующем этапе проводится эпидемическое и клиническое обследование.

Если причина определена и она не относится к инфекционным болезням и воспалительным процессам в организме, то все расстройства терморегуляции относят в вегетососудистой дистонии – одному из симптомов температурной депрессии.

Температура при панических атаках

ПА – это приступ страха, невротическая реакция. Особенность её в том, что возникает она внезапно, на первый взгляд без видимых причин. Вызывать её могут любые умственные, эмоциональные или физические перенапряжения.

Повышенную температуру тела может вызывать сбой в работе гипоталамуса.

Повышение температуры тела может произойти и при панических атаках

Суть панической атаки: это выглядит в виде выброса адреналина в кровь. Постоянная бомбардировка гипоталамуса повышенными дозами адреналина и приводит к тому, что терморегуляция нарушена и температура может повышаться.

Все патологические отклонения в работе нервной системы излечимы, если вы будете находиться в тесном контакте с врачом психотерапевтом. Существуют лекарственные и немедикаментозные способы лечения, методики дыхательной и мышечной релаксации. Все они играют исключительно важную роль для купирования и лечения этих состояний.

Тревожные расстройства - проблема, с которой сталкиваются примерно 5-8% детей и подростков. Такие проявления отличаются от обычных страхов и детских тревожных состояний, поскольку могут возникать без видимых на то причин и способны повлиять на эмоциональное состояние ребёнка в будущем.

Особенности того, как проявляются тревожные расстройства, дали основание для выделения классификации эмоциональных состояний такого типа:

  • расстройство, выраженное страхом разлуки;
  • генерализированные тревожные состояния - негативные эмоции, возникающие по любому поводу;
  • социофобия - расстройства, связанные с проблемами социальной адаптации ребёнка;
  • навязчивые состояния, связанные с неконтролируемым возникновением негативных навязчивых мыслей, желанием повторно выполнять какие-либо действия;
  • посттравматическое расстройство - состояние, вызванное пережитым во время травмы стрессом.

Точные причины, от чего может быть тревожное расстройство у ребёнка, не установлены. Однако специалисты выделяют ряд способствующих таким изменениям факторов:

  • генетическая предрасположенность к психоэмоциональным расстройствам,
  • влияние социума,
  • воздействие окружающей среды,
  • воспитательный фактор.

Генетическому фактору уделяется особое внимание. Медики отмечают, что тревожные расстройства у родителей могут вызвать проявление аналогичных состояний у ребёнка.

Симптомы

С развитием тревожных расстройств у ребёнка родители могут заметить характерные первые признаки в его самочувствии и поведении. Соматические проявления эмоциональных расстройств - это:

  • повышенная потливость,
  • онемение или покалывание в различных частях тела,
  • чувство жажды и озноб,
  • дрожь в теле,
  • головокружения и полуобморочные состояния,
  • затруднённость дыхания,
  • учащённый сердечный ритм.

Признаки тревожного расстройства могут проявляться и в поведении ребёнка:

  • ребёнок теряет связь с реальностью, осознание себя во времени и пространстве;
  • ребёнок чувствует необоснованный страх смерти, потери, разлуки с кем-то из близких людей;
  • ребёнок боится сойти с ума;
  • состояние ребёнка сопровождается его неспособностью отдохнуть и расслабиться;
  • ребёнок часто повторяет одни и те же действия (перепроверяет что-то, моет руки, поправляет предметы в доме);
  • ребёнок слишком эмоционально реагирует на испуг.

Распознать такие проявления родителям зачастую удаётся самостоятельно. Тревожные расстройства в будущем времени способны повлиять на психическое и эмоциональное состояние ребёнка. Поэтому такие симптомы нельзя оставлять без внимания.

Диагностика тревожного расстройства у ребёнка

Если у ребёнка начинается тревожное расстройство, его необходимо показать специалисту. Получить консультацию по данному вопросу можно у врачей:

  • педиатра,
  • психиатра,
  • психолога.

Специалисты смогут охарактеризовать состояние ребёнка и определить его причину. Диагностировать тревожное расстройство посредством проведения анализов невозможно. Диагноз определяется с помощью:

  • опроса ребёнка и родителей для выяснения характерных симптомов,
  • осмотра маленького пациента,
  • изучения истории болезни.

Осложнения

Тревожные расстройства у ребёнка могут негативно повлиять на качество жизни в будущем. Основные осложнения, чем может быть опасно такое состояние, связаны с психическим здоровьем ребёнка. При отсутствии терапии тревожные расстройства способны вызвать:

  • депрессивные расстройства,
  • невроз,
  • приступы паники,
  • возникновение страхов во взрослой жизни,
  • осложнение эмоциональных расстройств,
  • параноидальное состояние.

Затяжное неэффективное лечение тревожных расстройств может спровоцировать злоупотребление антидепрессантами в будущем.

Чтобы предотвратить такие последствия, родителям необходимо внимательно относится к эмоциональному состоянию и поведению ребёнка.

Лечение

Что можете сделать вы

При диагностированных тревожных расстройств без помощи специалиста не обойтись. Однако вы можете поспособствовать назначенному лечению. Основное, что необходимо делать в такой ситуации, - это:

  • изменить образ жизни ребёнка, позаботиться об обеспечение полноценного питания;
  • нормализовать режим сна ребёнка;
  • уменьшить количество потребляемого сахара (колебание уровня глюкозы в крови может спровоцировать эмоциональные перепады у ребёнка);
  • уделять ребёнку больше внимания, обсуждать его проблемы;
  • проявлять особое терпение и понимание в течение курса лечения.

Вылечить эмоциональные расстройства такого типа у ребёнка поможет ответственное и внимательное отношение родителей к существующей проблеме.

Что делает врач

Лечить тревожное расстройство у детей принято тремя способами:

  • путём приёма медикаментов,
  • с помощью психотерапии,
  • путём сочетания медикаментозной и психотерапии.

При лёгких формах тревожного расстройства применяется поведенческая терапия. Её действие заключается в создании тревожных ситуаций для ребёнка и предотвращении негативной реакции на них.

Профилактика

Полностью предотвратить развитие тревожных расстройств у ребёнка невозможно. Однако вы можете приложить усилия для того, чтобы защитить его от возможных психоэмоциональных расстройств:

  • приучать ребёнка соблюдать здоровый образ жизни;
  • обеспечивать правильное полноценное питание (это поможет снизить уровень тревоги);
  • исключать плохие привычки у подростков (курение и употребление алкоголя);
  • уделять больше внимания эмоциональному состоянию ребёнка;
  • сообщать о возможных угрозах семейному врачу, если тревожные расстройства наблюдались у кого-либо из родителей.

Вопросу о влиянии алкоголизма родителей на детей как в оте-чественной, так и в зарубежной литературе посвящено довольно много научных работ. Выявляется существование четкой взаимо-связи между алкоголизмом родителей и физическим и психическим здоровьем их детей. Статистический анализ клинического мате-риала показывает, что дети с нервно-психическими расстрой-ствами достоверно чаще встречаются в семьях, отягощенных родительским алкоголизмом, по сравнению со здоровыми семьями (90-98% и 14-20% соответственно). Наряду с этим наблюдаются различные подходы рассмотрения путей воздействия алкоголизма родителей на здоровье детей, что обусловлено труд-ностями разграничения причин отклонений у потомства алкого-ликов: специфики социальной среды или повреждения алкоголем половых клеток родителей.

Исходя из анализа литературы, посвященной этой проблеме, можно выделить три основных направления. Некоторые авторы в качестве основной причины рассматривают биологический фак-тор, особенно при наличии матери, злоупотребляющей алкоголиз-мом, что ведет к органическому поражению головного мозга ребенка. Следует добавить, что в одном и том же возрасте при одинаковой массе, одинаковом объеме потребления алкоголь-ных напитков мужчинами и женщинами содержание алкоголя в крови у женщин всегда выше.

В то же время существуют клинические исследования, посвя-щенные изучению развития психической патологии у взрослого потомства больных хроническим алкоголизмом, которым страдали только отцы. Так, А. А. Гунько обследовал 37 детей из 23 подобных семей. В возрасте 25 лет и старше (при этом у половины из них отцы покинули семью или до рождения или в первые пять лет после его рождения) у всех обнаружены различные типы психических нарушений: хронический алкоголизм (56%), психо-патии (30%), невротические расстройства (4%), депрессии (13%), суицидальные попытки (22%). Таким образом, можно сделать два основных вывода: а) биологический компонент явля-ется доминирующим в последующей психической патологии у де-тей больных алкоголизмом отцом; б) структуру психических нарушений потомства определяют хронический алкоголизм и пси-хопатии.

Другие авторы по главу угла ставят окружающую дезоргани-зованную социальную среду, которая в итоге приводит к патологи-ческому формированию личности. Подобный подход характерен для сторонников теории социального научения, со-гласно которой основной акцент ставится не на личности как тако-вой и не на генетическом или биологическом факторах, а на харак-тере сложившегося взаимодействия между личностными и средовыми детерминантами поведения. В соответствии с рассматривае-мой теорией, отклонения поведения в детском и подростковом возрасте представляют собой, прежде всего продукт социального научения индивида, что тем самым становится функционально оправданным. Следовательно, в зависимости от конкретной ситуа-ции, которая для детей больных алкоголизмом родителей является весьма специфичной, этот поведенческий паттерн может служить средством для достижения субъектом тех целей, которые он не может достичь иным образом. В то же время он (поведенческий паттерн) может выступать для подростка как способ справиться с фрустрациями, возможными неудачами, как средство выражения своего отношения к нормам и ценностям мира взрослых. В итоге происходит нарастание психических отклонений, которые приводят к нервно-психическим нарушениям, формирующимся к подростковому возрасту.

Большинство же придерживается мнения о том, что алкоголизм родителей представляет собой сложный фактор отрицательных внутренних и внешних воздействий на потомство, приводящий к нарушению его нормального нервно-психического развития. Влияние домашней окружающей среды особым образом вносит вклад в психологические характеристики ребенка. При этом нельзя отрицать роли личности с присущими ей взглядами, интересами, привычками, которые создаются в процессе ее формирования. Таким образом, нормы поведения преломляются через индиви-дуальные свойства личности. Если для детей в возрасте 6-9 лет из семей алкоголиков характерны реакции астенического типа, то к 10-14 годам развивается картина патологического развития личности в виде повышенной тревожности, импульсив-ности, отчужденности, агрессивности, гиперактивности, со сни-женным самоконтролем.

Ю.М. Дмитриевым предложена следующая классификация патогенного воздействия алкоголизма родителей на развитие ре-бенка: 1) опьянение одного из родителей в период зачатия; 2) физическая или психическая травматизация матери в период беременности; 3) травматизация новорожденного; 4) недостаточ-ный уход за ребенком; 5) неправильное воспитание и связанная с этим педагогическая и социальная запущенность ребенка; 6) ин-теллектуальная и социальная деградация матери или отца, стра-дающих хроническим алкоголизмом; 7) постоянная психотравмирующая ситуация в семьях больных хроническим алкоголизмом; 8) влияние микросреды, в которую неизбежно входят семьи боль-ных хроническим алкоголизмом. К данной классификации впо-следствии был прибавлен еще один пункт: опьянение матери в период беременности и кормления грудью.

При проведенном нами социально-психологическом обследова-нии 61 воспитанника специальной школы со строгим контролирую-щим режимом (мальчики в возрасте 11 -14 лет) выявилось, что 84% из них происходят из алкоголизирующихся семей. Мать злоупотребляла спиртными напитками у 41% воспитанников, алкоголизировался только отец у 15%, оба родителя злоупотреб-ляли алкоголем у 28%. Но у злоупотребляющей спиртными напитками матери эпизодически менялись их сожители, столь же дезорганизованные и страдающие хроническим алкоголизмом. Следовательно, практически 68% обследованных воспитанников выросли в семьях с сочетанным (или супружеским) алкоголизмом в ближайшем социальном окружении, при котором индивидуаль-но-личностные его особенности приобретают парно-групповые ха-рактеристики с иного рода семейно-алкогольной адаптацией, чем в семьях, где только один из родителей страдает алкоголизмом.

Необходимо отметить малое и явно недостаточное количество исследований семей, в которых оба супруга страдают злоупотреб-лением спиртными напитками. Тем не менее, отмечается неодно-родность клинико-типических особенностей этих пар. Выделяются следующие типы подобных семей. 1) Алкогольно-социопатический тип, который характеризуется грубым нарушением социаль-ных ролей и общественных норм поведения. Для этих семей при-суща ранняя обоюдная алкоголизация, злокачественное течение заболевания, ранние психопатоподобные формы реагирования (у жен чаще истеро-возбудимые, у мужа - эксплозивные) с бы-стрым формированием измененных форм опьянения. После 5-10 лет алкоголизации социопатия затрагивает все сферы жизнедея-тельности: супруги совершают противоправные поступки, преры-вают трудовую деятельность; перестают справляться с воспита-тельными и хозяйственными функциями. В данном случае пре-обладает эйфоризирующе-стимулирующая мотивация пьянства, где алкоголь выступает в роли допинга. 2) Алкогольно-невроти-ческий тип семьи характеризуется сочетанием алкоголизма и нев-ротического стиля взаимоотношений. Здесь алкоголь служит средством для снятия постконфликтного напряжения и улучшения межличностного взаимодействия, то есть преобладающими явля-ются релаксационно-коммуникативные мотивы употребления ал-коголя. 3) Алкогольно-олигофреноподобный тип семей, которым свойственна «неразвитость» у супругов всех сфер. Эти лица стоят на низком уровне и по образованию, и по социально-трудовому статусу, и по духовно-нравственному развитию. Употребление крепких спиртных напитков с самого начала опирается на сильные родственные алкогольные традиции. Тем не менее, грубой социаль-ной дезадаптации не наблюдается. Следовательно, доминирующей мотивацией злоупотребления спиртными напитками является псевдотрадиционная и адаптационная.

В результате нашего обследования четко разграничить типы семей и мотивы совместного употребления алкоголя не представи-лось возможным, видимо из-за того, что работа велась не с самими родителями, а анализировались данные, зарегистрированные в «личных» делах воспитанников специальной школы в сочетании с беседами с ними. Несмотря на это, обнаружилась выраженная социопатия родительских семей: у 26% подростков ближайшие родственники находились в местах лишения свободы (не учиты-вались принудительные направления на лечение в ЛТМ и суди-мости родителей по поводу лишения родительских прав кого-либо из родителей). Еще у 28% обследованных воспитанников спец-школы родители предупреждены или уже лишены родительских прав вследствие аморального образа жизни и злоупотребления алкогольными напитками. Более половины родителей не имели постоянного места работы, в связи с чем не было постоянного источника дохода.

Наряду с этим 6% семей, где злоупотреблял спиртным только отец, можно отнести в разряд достаточно благополучных, так как в этих семьях не обнаружено выраженных явлений социальной дезадаптации. Родителями постоянно осуществлялись попытки контроля за своими детьми.

Таким образом, в анамнезе у 78% воспитанников выявлены крайне неблагополучные условия воспитания, где во время запоев родителей они практически с самого раннего детства были эпизо-дически предоставлены сами себе. Большинство из них годами существовало в нечеловеческих условиях проживания. Например, в одном из личных дел сообщается о санитарных условиях места жительства: «Условия антисанитарные, ужасающая грязь. Из ме-бели в квартире только стол на кухне, где дети занимаются. Даже табуреток нет - сидят на ящиках из-под бутылок. В доме четверо детей младше 11 лет, а из еды на окне полбуханки хлеба и поллитровая банка с водой». При беседе на вопрос: «А на чем же с бра-тьями и сестрами спал, если в доме вообще нет мебели?», мальчик ответил, что: «годами все спали вповалку на сене в одной из ком-нат». На вопрос: «Нравится ли Вам находиться в специальной школе и почему?» большинство подростков ответило положительно в качестве основной причины указывалось: «Здесь всегда сыты». У 12% из них зарегистрированы госпитализации в детские больницы в крайне запущенном состоянии с диагнозами «дистрофия», «анемия».

Следовательно, при хроническом алкоголизме родителей на-блюдается исчезновение факторов, необходимых для успешного функционирования семьи, развивается извращение потребностей и снижение волевых качеств у родителей, отсутствие понимания ими детей и их элементарных потребностей. Все это приводит к боль-шой (порой непереносимой) нервно-психической и физической на-грузке как на семью в целом, так и на детей в особенности. В «качестве важнейших черт в семьях алкоголиков отмечают высокую нервно-психическую нагрузку, напряжение, тревогу, что обусловливает нервно-психические расстройства у детей. Кроме того, алкоголизм родителей порождает социальные проб-лемы у их детей: у них возникают сложности в общении со сверст-никами - значительная часть их становится изгоями, объектом насмешек, групповой обструкции и т. п.

У 56% обнаружено пребывание вне семьи (интернатах или у дальних родственников) от полугода до 6 лет. Можно утверж-дать, что у большинства обследованных подростков выявлена депривация, которую отличают от социально-педагогической за-пущенности. Последняя есть результат плохого воспитания, не на-рушающего психического развития ребенка. Психическая же депривация «является состоянием, возникшим в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возмож-ности для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение доста-точно длительного времени».

Неблагоприятное социальное окружение ребенка, родители которого или один из них страдают хроническим алкоголизмом, ведет к депривации, в результате чего он не способен приобрести социальный опыт или этот опыт оказывается неудовлетворитель-ным, обусловливающим последующие нервно-психические нару-шения.

К проблеме о том, какие же факторы депривации являются наиболее важными, обращалось довольно много авторов. Перво-начально были описаны следующие факторы: 1) недостаточность и непоследовательность материнской заботы с элементами пре-небрежения; 2) искаженное воспитание психически больными или отсталыми родителями; 3) дезорганизация семейной жизни 8 связи с отсутствием отца или матери или их антисоциальное поведение; 4) социальная изоляция семьи; 5) неблагоприятные материально-бытовые условия, невозможность владения личными вещами - игрушками, одеждой, постелью и т. д. Затем этот Перечень был дополнен за счет эмоциональной неадекватности Родителей, низкого уровня стремлений к достижениям в семье и культуральной среде, частью которой семья является, бедного лексикона и упрощенности языковых структур, низкого экономического уровня семьи, недоступности для нее специальных профилактических или терапевтических инструкций, отсутствия взрослых, которые могли бы подкреплять и облегчать новые образцы поведения. В последующем произошло еще одно расширение числа факторов депривации в связи с неудовлетворенностью одной из «основных» (жизненных) потребно-стей общественной самореализации, посредством которой предоставляется возможность овладения раздельными общественными ролями и ценностными целями. При этом всеми авторами отмечался тот факт, что чем раньше и дольше после рождения ребенок находится в обстановке депривации, тем хуже для формирования его психики.

Общеизвестно, что для психического развития ребенка семья представляет единое целое, так как каждый отдельный член аутохронно выполняет определенную роль в удовлетворении его жизненных потребностей - сенсорных, эмоциональных, социаль-ных и когнитивных. Ситуация в семье алкоголика является уни-версальной депривацией, семейной, материнской (матеральной), отцовской (латеральной).

Следует отметить, что диагностировать какие-либо нервно-психические нарушения у подростков врач-психиатр в принципе может только в случае ярких проявлений расстройств личности. Происходит это потому, что существует положение, запрещающее помещение подростков с отклонениями поведения в специальную школу со строгим контролирующим режимом, если у последних диагностированы какие-либо аномалии психического развития. Из анамнеза консультируемого подростка может быть известно о его повышенной эмоциональной неустойчивости, вспыльчивости, импульсивности, агрессивности вплоть до жестокости; что зача-стую этот подросток терроризировал других детей. Разнообразные воспитательные воздействия желаемых положительных сдвигов в его поведении не приносили. Все это привело к нарастанию масштабов нарушений поведения, например от асоциальных по-ступков до противоправных действий. Но даже в этом случае данный подросток не наказуем, так как уголовное дело закрыва-ется в связи с недостижением им соответствующего возраста (14 лет). Также это усугубляется полной бесконтрольностью, равнодушием со стороны родителей. Единственной действенной мерой разрешения рассматриваемой ситуации является помещение подобных подростков в специальную школу, изолируя тем самым от крайне неблагоприятного ближайшего социального окружения, с одной стороны, и контролируя его поведение - с другой. Поэ-тому врач поставлен в такие условия, когда он вынужден при-знавать нарушения нервно-психического развития в рамках нор-мы, хотя это и противоречит клиническим описаниям взаимосвязи между алкоголизмом родителей и психическим неблагополучием их детей.

Такие подростки нуждаются в помощи, в первую очередь, врачей и психологов, а только после этого социальных работников. Видимо, следует исходить из жизненных реалий, официально признать, что большинству «трудных» подростков присуши аномалии психического развития, и строить комплекс психокоррекционных мероприятий с ними, учитывая указанный медицинский фактор (то, что эпизодически они нуждаются в меди-каментозной поддержке), который в данный момент полностью исключается. Более того, видимо следует исключить данное огра-ничение (нарушения нервно-психического развития) при направ-лении подростков-делинквентов в специальную школу.

Это утверждение полностью согласуется с мнением практиче-ских работников правоохранительной системы, которые пришли на основании опыта к тому же выводу. Так, анализируя общие сведения о криминогенной ситуации в Петербурге и Ленинградской области констатируют, что «более 1000 преступников в возрасте 11 -14 лет, находящихся на учете в психоневрологических диспан-серах, свободно ходят по улицам города. Однако, избежав наказа-ния по причине душевной болезни, малолетние преступники отнюдь не перевоспитались. Во всем мире для них созданы специнтер-наты - это и гуманно, и для общества безопасно. У нас таких заведений нет. В результате мы собственными руками растим рецидивистов…».

Проблема отклонений поведения у детей и подростков была и остается чрезвычайно актуальной. Возникает необходимость в соз-дании профилактической модели стабилизации функционирования общества. И ряд таких моделей предложен учеными - психоло-гами, юристами, педагогами, рассматривающих три основных направления: 1) совершенствование социальной жизни людей; 2) устранение социальных факторов, способствующих формиро-ванию и проявлению девиантного поведения; 3) воспитание со-циально ориентированной личности. Все авторы единодушно счи-тают необходимым скоординировать действия между многочислен-ными субъектами, занимающимися как профилактикой, так и коррекцией отклонений поведения у подростков, учитывая все факторы дезадаптации: социальные, юридические, медицинские, психологические и педагогические.


Полезное на эту тему: Упражнения по преодолению тревоги (прим.ред.)

Часто ли вы тревожитесь? Каких дней в вашей жизни больше – спокойных или волнительных? Легко ли вы засыпаете? Если вы сейчас поймали себя на мысли, что устали от постоянного беспокойства, возможно, вам стоит прочесть о генерализованном тревожном расстройстве – заболевании, с которым сталкиваются миллионы людей по всему миру. Из этой статьи вы узнаете о главных симптомах расстройства, о том, что именно в нашей жизни поддерживает этот недуг и какие существуют способы его лечения.

Чем нормальная тревога отличается от патологической?

В умеренных дозах тревога полезна. Если бы наши предки чувствовали себя расслабленно в диком лесу или среди чужаков – пожалуй, их всех бы давно уже съели. Да и сегодня волнение накануне экзаменов или важного собеседования помогает нам собраться и включиться в работу. Иными словами, тревога – это сигнал, что пора взяться за ум.

А вот если тревога возникает не по делу, а по любому незначительному поводу, если она не стимулирует к разумным действиям, а парализует – значит, она переродилась в патологическую. Последняя уже не помогает нам ориентироваться в мире и справляться задачами, а только осложняет жизнь. Когда тревоги становится настолько много, что она заполняет собою большую часть времени, мы можем с аккуратностью предполагать генерализованное тревожное расстройство или ГТР.

Тест на определение уровня тревоги (прим.ред.)

Это какая-то новая болезнь? В чём её отличие от панических атак?

Генерализованное тревожное расстройство, как и паническое расстройство – это заболевание, относящееся к группе тревожных расстройств. Его главным симптомом является неконтролируемая тревога, которая наводняет сознание и не позволяет расслабиться. Человек с ГТР находится в состоянии беспокойства большую часть времени и ничего не может с этим поделать. Сколько бы он ни пытался отогнать тревогу усилием воли – она возвращается снова.


Диагноз ГТР лишь недавно получил самостоятельность. Раньше его ставили по остаточному принципу, последовательно вычеркивая ряд других вариантов вроде панического или острого стрессового расстройства. Теперь ситуация изменилась. Более точное понимание специфики болезни и её критериев привело к тому, что отныне ГТР рассматривается как отдельная диагностическая единица.

В отличие от панического расстройства, тревога при ГТР не привязана к конкретным ситуациям – поездкам в метро или походам в гипермаркет. В отличие от ипохондрического расстройства, тревога при ГТР касается не только здоровья, но и других тем и областей жизни. Кроме того, тревога при ГТР не вызывается лишь определенными предметами или живыми существами, как это бывает при фобиях. Так что ГТР действительно является самостоятельным заболеванием.

И много ли заболевших?

Много. По разным источникам, генерализованным тревожным расстройством страдают до 8 % населения Земли, и цифра эта в последнее время медленно растёт.

Кто попадает в группу риска?

В первую очередь, женщины от двадцати и старше, проживающие в крупных городах, поскольку женщины заболевают ГТР в два раза чаще мужчин. В группе риска оказываются и те из нас, кто в прошлом пережил смерть одного из родителей, чьи ближайшие родственники страдают тревожными расстройствами, кто воспитывался в условиях чрезмерной опеки или имел опыт раннего жестокого обращения.


Есть ли у ГТР другие симптомы, кроме свободно плавающей тревоги?

Конечно, есть. И касаются они прежде всего телесных ощущений. Для того, чтобы врач поставил диагноз ГТР, у обратившегося к нему человека должен быть как минимум один из следующих четырёх симптомов:

  • Усиленное или учащённое сердцебиение;
  • Тремор или дрожь;
  • Потливость;
  • Ощущение сухости во рту, не связанное с обезвоживанием или приёмом лекарств.
А ещё у него должно быть не менее трёх симптомов из перечисленных ниже.

Симптомы, связанные с грудной клеткой или брюшной полостью:

  • Затруднения в дыхании;
  • Чувство удушья;
  • Боль или дискомфорт в груди;
  • Тошнота или абдоминальный дистресс (например, жжение в желудке);
Симптомы, связанные с психическим состоянием:
  • Чувство головокружения, неустойчивости или обморочности;
  • Чувство, что предметы нереальны или что собственное Я отдалилось и находится "не здесь";
  • Страх потери контроля, сумасшествия или наступающей смерти;
  • Страх умереть;
Общие симптомы:
  • Приливы тепла или ознобы;
  • Онемение или ощущение покалывания;
Симптомы напряжения:
  • Мышечное напряжение или боли;
  • Беспокойство и неспособность к релаксации;
  • Чувство нервозности или психического напряжения;
  • Ощущения комка в горле или затруднения при глотании;
  • Усиленное реагирование на небольшие сюрпризы или испуг.
Неспецифические симптомы:
  • Затруднения в сосредоточении внимания, "пустота в голове";
  • Постоянная раздражительность;
  • Затруднения в засыпании и-за беспокойства.
А как это всё проявляется в обычной жизни?

История первая.

Тридцатилетняя М., работающая бухгалтером на небольшом предприятии, всё чаще задерживается в офисе допоздна. Ей кажется, что в выполненную ею работу закрались неточности, и документы следует перепроверить. Измученная, с головной болью она в конце концов едет домой и всю дорогу размышляет, не заметит ли её ошибки начальница. Что, если заметила и захочет её уволить? Сможет ли она найти новую работу? Не ждёт ли её нищета? Дома М. охватывают новые тревоги. Она слишком много времени проводит на службе и, значит, не может быть хорошей матерью. Вдруг она упускает что-то важное у своего ребёнка? М. ложится в кровать за полночь в состоянии крайней усталости, но ещё долго не может уснуть от наплыва беспокойных мыслей. Неудивительно, что утром у неё едва находятся силы, чтобы выбраться из постели.

История вторая.

Студент-второкурсник Н. испытывает сильное волнение, размышляя о предстоящей сессии. Ему кажется, что, вытянув билет, он немедленно забудет весь материал, и его отчислят из института. Он также часто волнуется, что выглядит недостаточно уверенным и компетентным среди однокурсников и что он не привлекателен в глазах девушек. Размышляя о своём будущем, Н. предвидит череду неудачи и практически убеждён, что справиться с ними он не сможет. От этой постоянной тревоги у Н. часто крутит живот и пересыхает во рту, а временами кажется, что сердце бьётся слишком громко и быстро.

Может ли генерализованное тревожное расстройство случиться у ребенка?

Да, может. Чаще всего ГТР стартует в переходном возрасте, но иногда развивается и у младших школьников. Важно, что симптомы у детей могут несколько отличаться от симптомов у взрослого человека.

Посмотрим, что есть общего и в чём разница.

Общее:

  • Главный симптом у детей, как и у взрослых – это выраженное беспокойство, не связанное с конкретными ситуациями. Ребенок может волноваться по поводу успеваемости в школе, конфликтов внутри семьи, отношений с одноклассниками, своей внешности, некоторых моментов из прошлого или будущего. Его тревога постоянно перетекает с одной причины на другую. вызывая нервозность, напряжение или смущение.
  • Как и взрослые, дети воспринимают свою тревогу как неконтролируемую.
Отличия:
  • Дети с ГТР в гораздо большей степени, чем взрослые, нуждаются в поддержке и одобрении, ищут их у родителей и учителей.
  • Телесные проявления ГТР у ребёнка могут быть выражены в меньшей степени, чем у взрослого человека (тем не менее, среди них нередко встречаются разнообразные боли в животе, головные боли, частые позывы в туалет, повышенная потливость, сухость во рту, затруднения в дыхании и мышечное напряжение).
Также у детей встречаются следующие симптомы:
  • Проблемы с засыпанием, ощущение, что сна всегда недостаточно;
  • Раздражительность:
  • Вспышки гнева;
  • Быстрая истощаемость;
  • Утрата аппетита или склонность к перееданию;
  • Непослушание, враждебность.
Чем рискует человек, заболевший ГТР и отказавшийся от лечения?

Не хочется пугать, но перспективы у него не слишком приятные. Во-первых , ГТР скорее всего станет хроническим и будет досаждать на протяжение всей жизни, то усиливаясь, то становясь немного слабее. Во-вторых, есть немалый риск, что к расстройству в один не самый прекрасный момент присоединится депрессия (а так обычно и бывает). В-третьих , усталость и тревога провоцируют на расслабление с помощью алкоголя, а там рукой подать до алкогольной зависимости.

Постоянная тревога не даёт хорошо работать. Если человек пребывает в постоянном напряжении, да ещё и страдает бессонницей, его постоянным спутником становится хроническая усталость. Отсюда ухудшение внимания и памяти, возросшее количество ошибок и новый виток страха – вдруг дальше будет ещё хуже? Как правило, люди с патологически высокой тревожностью демонстрируют худшие навыки планирования повседневных дел, неэффективном справляются с рутинными задачами и склонны откладывать важные вопросы на потом, тем самым добавляя новых поводов для волнений. Иными словами, ГТР имеет свойство поддерживать самое себя.

Постоянная тревога мешает дружбе и близким отношениям. Друзья в какой-то момент устают слушать о надвигающихся бедах и больше не хотят разубеждать в том, что жизнь невероятно опасна. Близкие люди злятся на попытки контроля со стороны заболевшего, который требует постоянных звонков, отчётов и круглосуточной доступности по причине того, что он не переносит неопределённость. Больной оказывается в изоляции, которая усугубляет его состояние.

Как правильно разговаривать с другом или родственником, заболевшим ГТР?

Самым правильным шагом будет убедить его обратиться за помощью, поскольку каких-либо других "правильных" разговоров, которые облегчат его состояние, не существует. Постарайтесь воздержаться от совместных бесед на тревожные темы. Не надо объяснять больному, что его страхи безосновательны – это бесполезно, и тем более нельзя присоединяться к его опасения. Не стоит и идти на поводу у желания больного контролировать вас и ваше расписание, если таковые имеются. Достаточно сказать, что вы опечалены тем фактом, что его тревога сильна, видите необходимость врачебного вмешательства, но не готовы поддерживать заболевание, перекраивая свою жизнь.

Почему число заболевших ГТР растёт?

Одна из причин роста тревожности – это условия современной жизни с её высоким темпом, количеством негативной информации в СМИ, противоречием между установкой "успешный человек всё держит под контролем" и тем фактом, что в реальности наше влияние на окружающие события весьма ограничено. Культ силы и вечной молодости, царящие в обществе, тоже играют важную роль. Отказываясь признавать тот факт, что время необратимо и всех нас ждёт старость и смерть, мы становимся не счастливее, а гораздо тревожнее, поскольку вынуждены скрывать вполне понятные страхи и чувство уязвимости за безупречным фасадом.

Стоит учесть и семейный контекст. Один-два ребёнка в семье по умолчанию будут получать гораздо больше к себе внимания, чем пять или семь, как это было раньше, но это внимание не всегда идёт на пользу. Воспитывая единственное чадо, современные родители озабочены вопросами его физической безопасности и стремятся оградить его от всех возможных трудностей. С другой стороны, они могут предъявлять ему очень высокие требования в плане учёбы или спортивных достижений. Такой стиль воспитания – сочетание необоснованной требовательности и гиперопеки – провоцирует развитие ГТР.

Есть ли что-то особенно в личности самого человека, что делает его кандидатом на ГТР?

Как правило, у человека, который заболевает ГТР, недостаточно развит навык решения проблем. Чаще всего он действует путём проб и ошибок, не делая должных выводов и не осваивая других, более эффективных подходов, и потому быстро истощается. Поскольку же процент успешных решений у него достаточно низок, он со временем начинает видеть себя как человека не компетентного, а новые задачи воспринимает как катастрофу. В результате такой человек испытывает сильное беспокойство по всё более незначительным поводам.

Специалисты также замечают, что люди, предрасположенные к ГТР, как правило, не очень успешны в плане социальных навыков. Они не умеют говорить "нет", плохо переносят критику, неточно воспринимают других людей и затрудняются в понимании, как же они сами выглядят со стороны. Именно поэтому ГТР нередко сочетается у одного и того же человека с социальной фобией – патологической тревожностью в ситуациях общения.

Ещё один важный момент – это двойственное отношение человека к симптомам повышенной тревожности. С одной стороны, он подавлен и напуган тем, что не может своё беспокойство. Он размышляет, не сходит ли с ума, боится, что однажды не справится с наплывом пугающих мыслей, подозревает, что постоянное волнение портит здоровье и притягивает плохие события.

С другой стороны, способ думать у человека с ГТР всегда обладает чертами магического мышления, и потому симптомы ГТР воспринимаются им как полезные и необходимые. Так, пациент может иметь следующие убеждения:

  • Моя постоянная тревога помогает предвидеть опасности. Значит, я могу лучше к ним подготовиться и эффективнее им противостоять;
  • Если я постоянно тревожусь за своих близких, значит, я чуткий и любящий человек. Не тревожатся лишь чёрствые, равнодушные люди;
  • Если перестать тревожиться, есть риск расслабиться и привыкнуть к хорошему. А потом придёт беда, и ты окажешься перед нею совсем беззащитным;
  • Кто-то же должен обо всём беспокоиться! Раз этого не делают другие, это буду делать я.
Очевидно, что убеждённость в необходимости тревоги не позволяет человеку самостоятельно выбраться из замкнутого круга и перестроить способ мышления. Для этого как раз и потребуется помощь специалиста.

Кто лечит ГТР?

Психиатры и когнитивно-поведенческие психотерапевты, причём начать лучше с психотерапевта. Побеседовав с вами и предложив вам пройти некоторые тесты, он оценит ваше состояние и, в случае необходимости порекомендует обратиться к психиатру за медикаментозной поддержкой. Но так происходит не всегда – многие случае ГТР излечиваются только лишь методами психотерапии, без лекарств.

Почему именно когнитивно-поведенческая психотерапия?

Потому что она доказала свою высокую эффективность в лечение ГТР и на сегодняшний день считается терапией первого выбора.

И что же будет происходить в процессе когнитивно-поведенческой психотерапии?

В ходе терапии пациент будет учиться жить без тревоги, совершая последовательную серию маленьких шагов. Эти шаги направлены на переоценку собственных мыслей, укрепление способности переносить неопределенность, развитие навыков решения повседневных проблем и многое другое. Пожалуй, самый большой плюс подобной терапии не только в том, что болезнь уходит, а в том, что в процессе сотрудничества с терапевтом пациент постепенно становится терапевтом самому себе и покидает кабинет, зная, как управлять собой и своей жизнью без лишнего беспокойства.

Метки: Тревожность ,

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Читать по теме:

|

Родительская тревожность за детей: как не сойти с ума и не впасть в чрезмерную опеку?

Почти любая мама узнает это ощущение: когда у нас появляются дети, рождаются наши страх и тревога за них, возникает осознание беспомощности, зависимости и уязвимости малыша, формируются ответственность за него, желание уберечь от опасностей и напастей. Это означает, что в каком-то смысле мы всегда будем теперь переживать за наших детей. Всегда пока мы живы.

Тревога по наследству

Психолог Анна Серебряная: "Тревожность – вот что характеризует поколение современных родителей. И правда, если они сами были "детьми с ключом на веревочке", которые и первого сентября приходили на линейку одни, то нынешние дети почти не остаются без присмотра взрослых. Есть два больших "резервуара", откуда берутся родительские страхи. Во-первых, это их личный опыт. Второй, куда более сложный источник родительских страхов страхи и проблемы их собственных родителей. Которые передались им нерационально, часто, они толком не осознаются и критичности к ним нет.

6 видов упражнений для заземления при тревоге и интенсивных эмоциях

Возвращая свое сознание и тело обратно в настоящий момент, мы можем организовать нашему мозгу пространство, чтобы он успокоился и почувствовать себя немного более сконцентрированными, по крайней мере достаточно для того, чтобы объяснить, что с нами происходит или обратиться за помощь или придумать, как поступить с этим состоянием.