Упражнения на развитие слухового внимания у дошкольников. Развиваем слуховую память и внимание в играх и упражнениях

Название:
Номинация: Детский сад, Методические разработки для специалистов ДОУ, Учителю дефектологу, Детский сад

Должность: учитель-дефектолог первой квалификационной категории
Место работы: МБДОУ д/с № 26 «Сказка»
Месторасположение: город Кстово, Кстовский район, Нижегородская область

Игры на развитие слухового восприятия и произвольного внимания у дошкольников с ЗПР.

Восприятие – один из важнейших психологических процессов с помощью которого происходит формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положений в пространстве, а так же звуках, запахе, вкусе.

Значение восприятия в дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Восприятие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны – имеет самостоятельное значение, т.к. полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, школе и для многих видов деятельности.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

У детей с задержкой психического развития недостаточная целенаправленность восприятия ведет к его фрагментарности и недостаточной дифференцированности, соответствует общепсихологической оценке детей, которые «слушают, но не слышат, смотрят, но не видят». Еще большее отставание отмечено в формировании интеграции зрительных и слуховых ощущений.

У детей с задержкой психического развития нарушение слухового восприятия сказывается и на звуковом анализе слова — «узловом образовании», связывающих различные формы речевой деятельности — звукопроизношения, чтения, письма. Осознание звуковой структуры слова — необходимая предпосылка обучения грамоте. Звуковой анализ предполагает умение дифференцировать звуки на слух и в произношении, выделять в многообразии звуков речи фонемы, характерные для данного языка, Кроме того, звуковой анализ включает в себя умение устанавливать точное место каждого звука в слове, вычленять звуки в той последовательности, в которой они следуют в слове.

Страдает также и слуховое внимание и сосредоточение, идентификация и группировка по различным признакам. Существенное недоразвитие касается не только функционирования отдельных анализаторов (зрительного, слухового, тактильно – кинестетического), но главное, их слаженной работе, что составляет основу сенсорно – перцептивной способности.

Причины нарушенного внимания:

  • оказывают свое влияние имеющиеся у ребенка астенические явления;
  • несформированность механизма произвольности у детей;
  • несформированность мотивации, ребенок проявляет хорошую концентрацию внимания, когда интересно, а где требуется проявить другой уровень мотивации — нарушение интереса.

Исследователь детей с ЗПР Жаренкова Л.М. отмечает следующие особенности внимания, характерные для данного нарушения: низкая концентрация внимания: неспособность ребенка сосредоточиться на задании, на какой-либо деятельности, быстрая отвлекаемость.

В исследовании Н.Г. Поддубной ярко проявились особенности внимания у детей с ЗПР: в процессе выполнения всего экспериментального задания наблюдались случаи колебаний внимания, большое количество отвлечений, быстрая истощаемость и утомляемость. Низкий уровень устойчивости внимания. Дети не могут длительно заниматься одной и той же деятельностью. Узкий объем внимания. Более сильно нарушено произвольное внимание.

В коррекционной работе с этими детьми необходимо придавать большое значение развитию произвольного внимания. Для этого использовать специальные игры и упражнения.

Игры на развитие слухового восприятия и внимания

Рассмотрим несколько игр, позволяющих развить слуховое восприятие и произвольное внимание ребенка.

«Где будильник?» Все дети выходят из комнаты. Кто-нибудь прячет большой, громко тикающий будильник. Дети возвращаются и ищут будильник. Если кто-то нашёл его, то шепчет на ухо ведущему, где будильник и молча, садится на пол.

Ход игры: Педагог, имитируя голоса животных, т. е. произнося различные звукосочетания, предлагает детям угадать, кто так кричит. Когда дети отгадают и правильно назовут животное, он предлагает им определить, большое это животное или маленькое. Например, воспитатель громко произносит ква-ква-ква и спрашивает: «Кто это?» Дети: «Лягушка». Затем взрослый произносит это же звукосочетание тихо. «А это кто ж?» - спрашивает он. Дети: «Это лягушонок».- «Как вы узнали, что это лягушонок?» Дети: «Лягушонок квакает тихо, а лягушка - громко».

Педагог добивается, чтобы все дети внимательно слушали, правильно отвечали на вопросы.

«Найди ошибку»

Цель: Развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно ставить ударение.

Ход игры: Педагог называет заведомо неправильно действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия, которые на самом деле может совершать данное животное. Например, воспитатель говорит: «Коза читает. Может коза читать?» Дети отвечают: «Нет!» - «А что может делать коза?» - спрашивает тогда воспитатель и показывает игрушку. Дети перечисляют: ходить, бодаться, щипать травку. Затем детям могут быть предложены следующие и подобные им словосочетания: корова лает, собака поет, курица мяукает, лошадь пищит, ежик летает и пр.

Педагог следит, чтобы дети внимательно слушали, правильно называли действия, которые могут совершать животные, четко и чисто произносили слова.

«Секрет»

Цель: Развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно ставить ударение

Ход игры: Педагог шепотом произносит слова и предлагает детям воспроизвести их так же: кошка - ножка, мошка - ложка, сушки - ушки, мушки - кружки, мишка -мышка, шишки - книжки, замок - замок, пили - пили, кружки - кружки, дорогой - дорогой.

Педагог добивается, чтобы все дети внимательно слушали, произносили слова только шепотом, чисто и отчетливо, в той последовательности, которая предложена взрослым. Для ответов рекомендуется вызывать детей индивидуально.

«Повтори, как я»

Цель: Развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно ставить ударение

Ход игры: Педагог произносит слово и предлагает вызванному им ребенку повторить его так же (громко, тихо или шепотом).

Он добивается, чтобы дети точно выполняли задание. Для упражнения подбираются такие слова, в которых дети могут неправильно ставить ударение, или же слова, насыщенные какой-нибудь группой звуков (например, шипящими).

«Выдели слово»

Цель: закрепить правильное произношение детьми определенных звуков в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком (развивать фонематический слух)

Ход игры: Педагог произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук з («песня комарика»). Рекомендуемые слова: зайка, мышка, кошка, замок, зонт, коза, машина, книга, звонок и др. Ответы могут быть групповыми и индивидуальными.

Педагог должен произносить слова медленно (если Дети не подготовлены, то звук з в словах нужно выделить голосом: ззонт), после каждого слова делать небольшую паузу, чтобы дети имели возможность подумать. Он должен следить, чтобы все дети принимали в игре активное участие. Для индивидуальных ответов рекомендуется вызывать у детей, у которых недостаточно сформирован фонематический слух, а также тех, кто неправильно произносит этот звук.

«Угадай, где кружки, а где кружки»

Цель: Развивать у детей слуховое восприятие, учить их различать и подбирать близкие по звучанию слова.

Наглядный материал. Две кружки и два кружка.

Ход игры: Педагог показывает детям кружки и кружки, называет их и просит повторить. Когда они усвоят эти слова, воспитатель держит кружки над кружками и спрашивает: «Что находится сверху (кружки), а что снизу (кружки)?» Дети отвечают. Потом воспитатель меняет предметы местами и снова спрашивает, где находятся кружки, а где кружки. Дети дают полный ответ.

Педагог следит за тем, чтобы дети правильно указывали, где какой предмет находится, и четко выговаривали слова.

Слуховое внимание – очень важный навык, который ребенок начинает приобретать еще в раннем детстве. Благодаря такому умению человек может воспринимать речь, полноценно понимать все ее составляющие и анализировать их.

Все мы ежедневно окружены множеством звуков, начиная от шелеста листьев и шума ветра и оканчивая громкими сигналами машин. Однако наибольшую значимость для человека играют речевые звуковые колебания – слова. Способность говорить и воспринимать речь является важнейшей составляющей развития детей, именно она обеспечивает полноценную коммуникацию с окружающим миром. А для обучения навыкам общения важно уметь воспринимать речь на слух.

Впоследствии хорошо развитое слуховое внимание помогает дифференцировать различные звуки и обучаться грамоте. А любые нарушения такого умения вызывают задержки развития.

Развитие слухового внимания

Работа над развитием слуха и внимания является важной составляющей деятельности логопеда и выполняется чаще всего в сочетании с формированием слуховой памяти. Такие занятия направлены в первую очередь на активацию фонематического восприятия – умения ребенка полноценно воспринимать фонемы (звуки) и артикуляционно правильно их воспроизводить.

Многие врачи приводят к выводу, что способность к восприятию отдельных элементов речи часто нарушается по причине недостаточно направленного слуха. Ребенок просто не умеет вслушиваться в речевые обороты окружающих, в результате чего звукопроизношение становится неправильным.

Работа с детьми по формированию слухового внимания осуществляется исключительно в игровой форме. Занятия со специалистом могут быть игровыми, групповыми либо индивидуальными.

Все методики развития внимания слуха у деток тесно связаны со способами формирования фонематического восприятия. Обычно работа со специалистом осуществляется в соответствии с определенным планом, который включает в себя:

  • Работу над неречевыми звуками и их узнаванием.
  • Работу по различению одинаковых звуков, а также слов с фразами, которые отличаются по разным характеристикам, к примеру, высоте и тембру голоса.
  • Обучение умению различать слова с похожим звучанием.
  • Обучение умению различать отдельные слоги.
  • Работу над восприятием и отличиями фонем.
  • Умение проводить элементарный звуковой анализ.

Методы работы и длительность занятий зависят от индивидуальных особенностей ребенка, его возраста и имеющихся нарушений.

Упражнения для малышей

Для развития слухового внимания далеко не всегда нужно обращаться за помощью к специалисту. Большинство занятий вполне могут проводить родители с детьми в домашних условиях. С малышами раннего возраста можно играть в простые игры:

  • Ребенок садится на стул и закрывает глаза. Родитель (или педагог) звенит в колокольчик либо хлопает в ладоши с разных сторон. Ребенок, не открывая глаз, показывает направление, откуда доносится звук.
  • Родитель подготавливает серию коробочек (небольших), наполненных песком, горохом, гречкой, спичками. У каждой коробочки должна быть пара (с таким же содержимым). Их нужно разложить хаотично по столу. Задача ребенка – на слух подобрать пару.
  • Родитель подготавливает серию карточек с разными животными (например, пчелой, кошкой, барашком, собакой, курицей и пр.). После чего воспроизводит звучание животного. Ребенок должен угадать, какое животное изображает родитель и отыскать карточку с соответствующим рисунком.
  • Родитель повторяет цепочку из трех простых слов. Ребенок должен их запомнить и повторить. Со временем количество и сложность слов можно увеличивать.

  • Родитель предлагает ребенку назвать как можно больше слов с определенным звуком (звук может просто присутствовать в слове, но можно поставить условие, что он должен находиться в начале).
  • Взрослый воспроизводит звуки при помощи разных предметов, например, стучит карандашом о стол, шуршит коробкой со спичками, звенит ложкой в стакане. Ребенок пытается извлечь эти звуки самостоятельно. Также родитель может прикрыть рабочую зону самодельной ширмой и предложить ребенку отгадать, что звучит.
  • Родитель показывает ребенку игрушку-котенка и предлагает внимательно послушать, как тот мяукает, когда находится недалеко (громче) и когда отдаляется (тише). После взрослый повторяет мяуканье с разной громкостью, а ребенок определяет передвижение котенка. Со временем к звуку добавляется эмоциональная окраска – котенок мяукает радостно, со страхом и пр.
  • Родитель подготавливает серию картинок с разными животными (парные) – взрослым и маленьким, например, со свиньей и поросенком, овцой и барашком и пр. После чего раскладывает их перед ребенком и предлагает угадать, кто звучит. Для этого родитель воспроизводит звуки животных то низким, то высоким голосом.

Родители и педагоги могут использовать самый разный дидактический материал для работы со слуховым вниманием. И даже обыкновенный голос с разными интонациями поможет научить ребенка не только слушать, но и слышать.

Деткам постарше

Если ребенок еще находится в детсадовском возрасте, развивайте его слуховое внимание все так же в игровой форме:

  • Взрослый предлагает ребенку внимательно послушать слова и хлопать всякий раз, как он услышит ошибку. И произносит звукоряд из слов с несложным звуковым составом, например: «слово-слого-слофо-слово-стово-сгово». Дальнейший этап такой игры предполагает еще большую концентрацию внимания: ребенку нужно поднимать красный кружок при неверном звучании, а зеленый – при верном.
  • Взрослый предлагает ребенку послушать серию слогов и выбрать неправильный, к примеру: «ла-ла-ла-ла-ма», «ко-ко-ку-ко-ко» и пр. В дальнейшем также лучше перейти к применению кружков.
  • Взрослый подготавливает серию простых картинок с поездом, ребенком, птичкой и объясняет соответствие картинки звуку. В частности, поезд гудит «уууу», ребенок плачет «ааааа», а птичка пищит «иии». После взрослый несколько раз проговаривает звуки, чередуя их, а ребенок поднимает соответствующее изображение. Затем каждая картинка заменяется кружком разного цвета, к примеру, зеленый соответствует звуку «а», желтый – звуку «и», а красный – звуку «у». Взрослый произносит звуки – ребенок поднимает цветовые кружки. Наконец, из кружков складываются простые звукосочетания «ау», «иу», «аи» и пр.

Применение разноцветных знаков, которые соответствуют звукам, помогает развитию новых межполушарных связей.

Такой метод обучает ребенка быть еще более внимательным, что в дальнейшем очень пригодится в учебе.

Для взрослых

На самом деле, многие взрослые обладают не слишком хорошим слуховым вниманием, что, безусловно, отрицательно сказывается на их способности воспринимать информацию и запоминать новые данные. Чтобы развить такое умение, рекомендуется выполнять несложные упражнения:

  • Прогуливаясь по улице, стоит прислушаться к разговору прохожих и удержать в памяти пару их фраз (на максимально возможный период). Со временем, количество зафиксированной информации стоит увеличивать.
  • Распознавать людей по звуку голоса, интонациям и пр. Обращать внимание на характерные черты, особенности произношения, привычки делать ударение в определенных местах.
  • Не видя говорящих, пытаться составить их портрет по голосу.
  • Пытаться понять разницу в походке людей на слух.
  • Прослушивать мелодии (вначале простые), после чего воспроизводить их по памяти.
  • Прослушивать всевозможные лекции, после чего проговаривать запомненную информацию.
  • Слушать аудиокниги, вдумчиво продумывая услышанный текст.

Слуховое внимание крайне важно для полноценного обучения детей, и его развитие является первым шагом к успешному обучению навыкам письма и чтения.

С самого рождения человека окружает множество звуков: стук капель по оконному стеклу, раскаты грома, шуршание листьев под ногами, пение птиц, шелест падающих листьев, шум дождя, жужжание жука, шелест травы, журчание ручейка, плеск воды, хруст снега, музыка, речь людей….. Но младенец не способен их различать и оценивать. Это происходит со временем. Способность сосредотачиваться на звуках необходимо для развития умения слушать и понимать речь. Ребенок должен научиться напрягать свой слух, улавливать и различать звуки, т.е. у него должно сформироваться произвольное слуховое внимание. Сосредоточение на словах взрослого - и результат, и необходимое условие развития слушания, а затем и разговорной речи. Ребенок 2,5 – 3 лет уже может внимательно слушать небольшие стихи, сказки, рассказы, а также представлять то, о чем в них говорится. Постепенно объем слухового внимания увеличивается, растет его устойчивость, развивается произвольность. Дети все больше вслушиваются в обращенную речь, различают и воспроизводят ее отдельные, доступные для ребенка элементы. Удерживают в памяти воспринятый на слух материал, учатся слышать ошибки в чужой и собственной речи. Роль речи, как объекта внимания детей, особенно повышается, когда они сталкиваются с потребностью общения со сверстниками и взрослыми.

Воспитание активного произвольного внимания к речи является одним из обязательных условий формирования внятной, правильной, четкой речи.

Развитие слухового внимания предполагает ряд направлений работы:

Пробуждение интереса к звукам окружающего мира и к звукам речи.

Мир полон звуков- живых и неживых. Предложите ребенку прислушаться и сказать, какие звуки окружающего мира он слышит. Для развития слухового внимания хорошо иметь разнообразные музыкальные инструменты, колокольчики, погремушки. Покажите малышу музыкальные инструменты, дайте послушать, как они звучат, а потом предложите отвернуться и угадывать, на каком инструменте вы играете.

Дифференциация неречевых звуков

Обращайте внимание ребенка на «домашние звуки». Спрашивайте: Что там шумит? Объясняйте: Это шумит холодильник, это стиральная машина, пылесос, телефон звонит и т.п. Манят и удивляют голоса природы и в самом деле: бекас может петь хвостом, скворец умеет передразнивать лошадь, овцу, петуха, может выучить человеческие слова, дельфины разговаривают … ноздрей, летучие мыши умеют кричать так, что нам их…не слышно, рыбы переговариваются…плавательным пузырем, а пение солончакового крохотного сверчка разносится на километры!

Разве не удивительно!

Дифференциация тихих и громких звуков

Привлекайте внимание детей к громким ударам грома, к тихому шелесту листьев под ногами, к громкой речи, учите говорить шепотом, громко читать стихи, например:

В небе гром, гроза.

Закрывай глаза!

Дождь прошел. Трава блестит,

В небе радуга стоит.

С. Маршак

Произнося тихо, шепотом, загадочно, можно предложить вниманию детей следующие стихи:

В тишине лесной глуши

Шепот к Шороху спешит.

Шепот к Шороху спешит,

Шепот по лесу шуршит.

Ты куда?

К тебе лечу.

Дай на ушко прошепчу:

Шу-шу-шу да ши-ши-ши.

Тише, Шорох, не шурши.

Навостри- ка уши-

Тишину послушай!

Слышишь?

Что ты слышишь?

Шеборшатся где-то мыши,

Под кореньями шуршат-

Дружно шишку шелушат……

В. Суслов

Развитие умения определять направление и источник звука

Эти навыки помогут развить, простые доступные игры: «Где звучит?», «Найди колокольчик», «Где спрятался гномик?» и многие другие.

Развитие умения соотносить количество звучаний с числом.

В игре «Сосчитай хлопки», предложите ребенку сосчитать количество хлопков с закрытыми глазами, а так же с открытыми глазами. В работе с детьми 5-6 лет подойдут игры: «Сколько звуков в «А» в слове?» (Картина, барабан), «Придумай слово» (с заданным количеством того или иного звука), «Угадай слово по схеме» _О_И, _А_У_А, _А_И_А., предложив картинки (кони, радуга, малина).

Дифференциация звукоподражаний

Шумный БА-БАХ

В очень громких сапогах

Ходит по лесу Ба-бах!

И, заслышав этот звук,

В ветках спрятался тук-тук,

На сосну взбежал Цок-цок,

В чащу кинулся Прыг-скок;

Чик-чиришка в листья-порх!

Шебуршонок в норку –шорх!

Тихо-тихо все сидят!

И, хихикая, следят,

Как шумит в лесу Ба-бах

В очень громких сапогах.

Какие короткие слова- звукоподражания запомнились ребенку? Предложите их повторить.

Развитие умения локализовать и узнавать голос.

Эту задачу помогут решить игры: «Угадай, кто позвал?», «Чей это голос?».

Расскажите сказку «Три медведя», выразительно проговаривая слова каждого персонажа, тем самым, показывая ребенку, что по голосу можно различать героев произведения, близких, знакомых, друзей, которые живут рядом. Какое это интересное занятие узнавать окружающих по голосу!

Развития умения ориентироваться на смысл сказанного

Пойте короткие ритмичные песенки, декламируйте стихи, рассказывайте сказки, объясняя смысл незнакомых слов. Приучайте ребенка слушать произведения художественной литературы в звукозаписи, подбирая материал в соответствии с возрастом.

Развитие речевой памяти

Множество игр и упражнений способствуют развитию речевой памяти у детей: «Запомни и повтори» (Внимания ребенку предлагается несколько картинок, которые он должен запомнить. Картинки убираются и ребенок называет предметы, которые были изображены на этих картинках). «Что перепутал Незнайка?» (Знакомая сказка предлагается в неверном варианте. Ребенок исправляет ошибки).

Развитие устойчивого внимания к звуковой оболочке слова

Слово называет предмет и явления окружающего мира, свойства и качество предметов, действия и состояния.

Предмет и слово, его называющее, - это не одно и то же.

Возьмите в руки мяч или какую- ни будь другую игрушку. Мяч можно сдавить руками, он упругий. Его можно рассмотреть. Он шарообразный, гладкий, красный, с полосками. Его можно подбрасывать и ловить. Ударять им об пол, при этом мы слышим звенящий звук удара.

Мяч подпрыгнул несколько раз на полу и куда- то укатился. Его нет. Осталось только слово. Мы произнесли его несколько раз: «Мяч. Мяч. Мяч».

Мы не можем произвести со словом все те действия, которые проделывали с предметом. А что можно сделать со словом?

Слово можно услышать, произнести, выложить из букв или написать, прочитать.

Понимание речи зависит, как от слухового внимания, так и от жизненного опыта.

Расширяйте кругозор ребенка. Как можно раньше берите его на прогулки, экскурсии, в поездки. Рассказывайте ему о том, что вы видите, делитесь с ребенком своими мыслями, впечатлениями, умозаключениями, но, не навязывая своего мнения. Общайтесь с ребенком, уважая его личность, жизненный опыт и накопленные знания.

Следует помнить о том, что полноценное формирование правильной речи ребенка возможно только при систематической работе по развитию слухового внимания.

Среди других видов , ведь с самого рождения ребенка окружают разнообразные звуки. Первую информацию об окружающем мире он получает через слух, поэтому хорошее слуховое восприятие дает детям правильное представление о предметах и явлениях. Однако, хотя родители знают об этом, порой они не обращают внимания на появляющиеся у ребятишек проблемы со слуховой памятью. Главная из них заключается в том, что дети, казалось бы, слушают, но не слышат слов взрослого (инструкций, указаний, пояснений). Часто дошкольники не могут сосредоточиться на звуковом материале, например, при выполнении заданий в детском саду, а школьники при написании диктантов, чтении учебных текстов, решении устных задач. Порой им сложно запоминать и воспроизводить информацию, которую они услышали. Все это создает определенные трудности в дошкольном развитии и в школьном обучении. Чтобы вовремя устранять такие недостатки, родителям нужно серьезно относиться к развитию слуховой памяти у детишек в домашних условиях.

Как правильно развивать слуховую память у малышей?

Несмотря на то, что в домашних занятиях родители могут использовать более простые и доступные упражнения на развитие слухового внимания и памяти в отличие от развивающих занятий со специалистами, они непременно должны учитывать особенности слухового развития детей на разных возрастных этапах. На что обращается внимание родителей при организации занятий дома?

Увлекательные игры и упражнения для развития слуховой памяти и внимания

Специалистами разработано много игр и упражнений, которые помогут родителям организовать домашние занятия со своими детками на развитие слухового внимания и слуховой памяти.

Классические игры хорошо зарекомендовали себя в развивающих занятиях, однако можно разнообразить их с помощью различных вариаций. Многое зависит от творчества, заинтересованности родителей, возраста и психологических особенностей малышей.

Какие игры и упражнения нужны малышам?

Детей раннего возраста взрослые должны активно привлекать к играм на слуховое восприятие и последующее воспроизведение полученной информации. Учитывая возрастные особенности малышей, необходимо организовать опору на их моторно-двигательные навыки и зрительное восприятие. Поэтому все игры и упражнения должны проводиться комплексно, решать задачи слуховой, зрительной, моторной памяти. Для того чтобы заинтересовать детей, можно использовать потешки, стишки, песенки. После проведения занятия необходимо поощрять ребенка, побуждать его к самостоятельной игре.

«Угадай, что играет?»

при помощи опоры на зрительные образы. Взрослый рассматривает вместе с ребенком музыкальные игрушки. Для этой забавы можно взять все игрушки, какие только найдутся в доме: барабан, колокольчик, ксилофон, дудочка, бубен, неваляшка, погремушка. Хорошо, если все игровые действия будут сопровождаться веселыми стишками и потешками:

Веселее всех игрушка,
Расписная погремушка
Дзынь, дзынь…

Трам-там-там, трам-там-там,
Барабаню в барабан.
Очень громко, знаю сам…

Как пошел медведь плясать,
Петь и в бубен ударять:
Бум! Бум! Трам - та - ры!
Улетайте, комары!

Дин-дон - ксилофон,
Слышен нежный перезвон.
По брусочкам бью, дин-дон,
Создаю мелодий звон…

«Музыкальное эхо»

Упражнение на развитие слуховой памяти для дошколят, развивает умение понимать и повторять ритм. Может использоваться для детей разного дошкольного возраста, различаться будет только усложнением ритмических действий. Взрослый отстукивает ритм для младших дошкольников самый простой, например, два коротких удара, один длинный, для старших дошколят можно предложить ритм какой-либо мелодии. Ребенок должен внимательно слушать и повторить. Для поддержания интереса хорошо предложить двум или нескольким детям соревнование, кто быстрее и правильнее выполнит задание.

«Нарисуй, что услышал?»

Упражнение направлено на формирование слухового внимания и восприятия, умения запоминать, воспроизводить услышанное. В комплексе развиваются моторно-двигательные ощущения. Взрослый предлагает дошколенку послушать стихотворные строки, запомнить все образы и по памяти зарисовать их. Для малышей все предметы, изображенные в стихах, должны быть знакомы и несложны для изображения. Поддержать интерес к заданию можно, если развешивать рисунки ребенка на стене или вместе с ним создать альбом.

Стихотворение А. Ахундовой:

Шар воздушный, шар воздушный
Вырывается из рук.
Непослушный, непослушный -
К потолку взлетает вдруг.
Надо мне его поймать
И за хвостик привязать.

Или стихотворение С. Маршака:

Мой веселый, звонкий мяч
Ты куда пустился вскачь,
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой.

«Мышка»

Забава помогает развивать слуховое восприятие, внимание, учит распознавать на слух темп, тембр, ритм звуков. Взрослый предлагает малышу стать «мышкой», которая гуляет по комнате под определенный ритм. Когда бубен звучит тихо и не спеша - мышка выходит погулять, как только бубен зазвучит громко и быстро - мышка прячется, потому что приближается кошка. В этой забаве взрослый может проявить творчество и предложить малышу поиграть в разные сюжеты: солнышко - дождик, грибок - мальчик с корзинкой, бабочка - сачок.

«Раз словечко, два словечко - будет песенка»

Эта игра - забава очень нравится детям, но предполагает наличие хотя бы небольшого опыта у детей. Можно предлагать ее малышам и усложнять по мере того, как ребенок будет разучивать детские песенки. Средние дошколята уже легко смогут принять участие в этой забаве. Взрослый делает подборку знакомых песенок и дает послушать их ребенку. Тот должен отгадать, какая прозвучала песенка. Для поддержания интереса родитель поет вместе с малышом знакомый куплет. Средним и старшим дошколятам в игру интересно будет ввести соревновательный элемент, кто больше мелодий отгадает - получает приз. Забава также хорошо подойдет для семейного досуга. На прогулке или на даче можно играть в эту игру под голосовой аккомпанемент.

Игры и упражнения для средних и старших дошколят

В среднем и старшем дошкольном возрасте упражнения на слуховую память становятся более сложными, так как усложняются задачи работы с детками. Например, большое внимание уделяется формированию у них , хорошее развитие которого необходимо при обучении чтению и письму. Старший дошкольник должен уметь не только воспринимать звуки, но и различать их по звуковому составу, по отдельным признакам (твердости - мягкости, звонкости - глухости). Детям нужно научиться произвольно концентрироваться на воспринимаемом тексте, понимать на слух поставленную задачу. От родителей требуется, чтобы создавалась такая домашняя среда, которая была бы направлена на развитие слухового восприятия, внимания и памяти. Это не только специальные игры и упражнения, но и весь образ жизни семьи.

  • Речь и слушание взрослого должны быть примером для подражания ребенка: родители сами должны соблюдать интонационную выразительность речи, учить умению слушать друг друга, не кричать при общении, обращать внимание малышей на красоту природных звуков, различая их по высоте, тембру, ритму.
  • Исключать в доме раздражающий шум, который рассеивает внимание детей, приводит к напряжению слуха.
  • Организовывать разнообразный досуг дошколят, посещая с ними музыкальный театр, детские театральные постановки с музыкальным сопровождением, в семейном кругу проводить игры - драматизации по народным сказкам, потешкам, стишкам.
  • Создавать развивающую предметную среду, предлагая детям обучающие (дидактические) игры, прослушивание аудиокассет с песенками, сказками, пополнять игровой уголок музыкальными игрушками: флейта, детское пианино, губная гармошка.
  • Если есть возможность, предложить ребенку посещение музыкального или хорового кружка.

Какие игры и упражнения для развития слухового внимания родители могут проводить со средними и старшими дошколятами? Специалисты предлагают для тренировки как классические, так и современные игры на развитие слуховой памяти и внимания.

«Какие машины стоят в гараже?»

Игра развивает слуховое восприятие, учит различать звуки по тембру, высоте, помогает интересно проводить досуг нескольким детишкам. Взрослый предлагает ребятам построить гараж, куда помещаются все машины, какие есть в игровом уголке. Ведущий договаривается с игроками, с какими звуковыми сигналами машины будут стоять в разных отсеках. Отсеки можно выделить цветом, например, в красном - машины с высоким звуком (небольшие автомобили «би-би»), в синем - с громким и низким звуком (профессиональные машины: пожарная, грузовик). Каждый ребенок должен запомнить свой сигнал и стараться его воспроизвести. Сюжеты игры могут быть разные: «все машины разъезжаются по своим делам», «пропускают пожарную машину», «грузовики везут на стройку груз», «автобусы везут детей на экскурсию».

«Вспомни цвет и раскрась»

Дидактическая игра на развитие слухового восприятия, соотнесения зрительного образа со слуховым. Взрослый предлагает дошкольнику внимательно послушать стихотворение и вспомнить, какие цвета там были указаны, чтобы потом раскрасить соответствующую картинку. Родители сами могут сочинять подобные веселые стишки для своих деток.

В саду стоит зеленый дом,
Крыша красная на нем,
Рыжий пёс на страже.
На заборе голубом,
Сидят воробышки вдвоем,
Чирикают отважно:
«Увильнули, наконец,
От собаки строгой,
Можно отдохнуть нам, братец,
Подремать немного!»

«Сочинялки»

Аналогичные упражнения взрослые вместе с дошколятами могут придумывать сами. Например, сочинять стихотворные строчки на любой сюжет:

  • «дождь стучит по крыше, тише, дети, тише»;
  • «елку наряжаем, праздник приближаем»;
  • «трудится мама, трудится дочка, сажают на клумбе цветочки».

Когда небольшие стишки будут придуманы и повторены, предложить ребенку воспроизвести их. Задания можно использовать во время , . Хорошо использовать соревновательные элементы: кто больше придумает и запомнит стихотворных строк; поощрительные призы.

«Что лишнее?»

Упражнение направлено на развитие слухового внимания, классификацию предметов. Взрослый читает стихотворение медленно, предлагая дошколенку внимательно послушать егои назвать все предметы обобщающим словом, найти лишнее понятие.

Кружки ровно в ряд стоят,
Все тарелочки блестят,
На плите стоит кастрюля,
Сковородочка - чистюля!
Возле ложек мяч лежит
Он, как новенький блестит!
Всю посуду перемыли,
Ничего не упустили.


Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки,
Очень крупные, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни — разобьются.
Вот серебряные ложки,
Голова на тонкой ножке.
А вот и лохматый пес.
Он посуду нам принес.

Специалисты рекомендуют со старшими дошколятами проводить специальные слуховые упражнения, которые помогают воспринимать и воспроизводить ритм, совершенствовать у ребятишек различные виды памяти, произвольное внимание, моторно-двигательную активность.

Специальные упражнения на развитие слухового внимания и памяти

«Послушай и повтори»

Взрослый хлопает в ладоши или отстукивает мячом определенный ритм, дошколенок повторяет без ошибок. Начинать нужно с достаточно простых заданий, постепенно переходя все к более сложным. Как вариант, в старшем дошкольном возрасте ребенок может уже действовать по инструкции: «сделай три коротких и два длинных хлопка».

«Сыграй, как я»

Дошколята при помощи детской музыкальной игрушки повторяют ритмический рисунок, заданный взрослым.

«Ходьба и бег под бубен, под считалку»

Взрослый договаривается с игроками, какие движения выполнять под ту или иную музыку, затем ударяет в бубен с разным ритмом, темпом, громкостью. Дошколята должны на слух воспринимать звуки, действовать в соответствии с заданиями. Можно использовать стихотворный ряд, главное, чтобы соблюдался определенный ритм, который дает возможность ребятишкам тренировать слуховое внимание и моторно-двигательную активность в комплексе.

Еле-еле, еле-еле

А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не кружите,
Карусель остановите.
Раз-два, раз-два.
Вот закончилась игра!

«Музыкальный вечер»

Можно организовать, как семейный досуг. Участникам выдают по две карточки: одна - яркая для веселой бодрой музыки, другая - в пастельных тонах для грустной мелодии. Ведущий предлагает послушать внимательно записи музыкальных произведений и показать соответствующую карточку. Выигрывает тот, кто был самым внимательным.

Как более сложный вариант, детишкам предлагают угадать, какой прозвучал в услышанной мелодии.

«Стихотворный вечер»

Аналогичное упражнение проводится со стихотворным рядом. Взрослый начинает читать знакомое ребенку произведение, тот должен продолжить его. Выигрывает игрок, который ни разу не ошибся. Такое упражнение не только тренирует слуховую память, но и дает возможность расширять словарный запас, учит мыслить, будит воображение.

Важно: уважаемые взрослые, с помощью доступных и увлекательных игр, упражнений вы можете и слуховую память своего ребенка, развивать мыслительные процессы. Такие тренировки помогут вам подготовить дошкольника к успешному обучению в школе.

Татьяна Вячеславовна Кузьмина
Игры на развитие слухового внимания

Игры на развитие слухового внимания

«Что звучало?»

Задание: демонстрируем детям звучание бубна, губной гармошки, дудки и т. д. Дети слушают и запоминают, как звучит каждый музыкальный инструмент, потом закрывают глаза и на слух определяют, что звучало. Если нет инструментов, то можно использовать чашку, игрушки и т. д.

«Да и нет не говорить»

Цель: развить внимание.

Задание: ответь на вопросы. Запрещается говорить «да» и «нет».

1)Ты любишь лето?

2)Тебе нравится зелень парков?

3)Ты любишь солнце?

4)Тебе нравится купаться в море или реке?

5)Ты любишь рыбалку?

6)Ты любишь зиму?

7)Ты любишь кататься на санках?

8)Тебе нравится играть в снежки?

9)Ты любишь, когда холодно?

10)Тебе нравится лепить снежную бабу?

«Кто заметит больше небылиц?»

Цель: развить внимание, умение замечать нелогичные ситуации.

Задание: отметить все небылицы.

Кисель там варят из резины,

Там шины делают из глины.

Кирпич там жгут из молока,

Творог готовят из песка.

Стекло там плавят из бетона,

Плотины строят из картона.

Обложки там из чугуна,

Там варят сталь из полотна.

Там кроят рубахи из пластмассы,

Посуду делают из пряжи,

Прядут там нити из сукна,

Костюмы шьют из толокна.

Едят там вилками компот,

Там пьют из чашки бутерброд,

Из хлеба с сыром там котлеты,

Из мяса свежего конфеты.

С начинкой сладкой суп с фасолью,

В тарелках все там варят с солью…

В. Чантурия.

Это верно или нет,

Что, как сажа, черен снег?

Сахар – горек,

Уголь – бел,

Ну а трус, как заяц, смел?

Что комбайн не жнет пшеницы?

Что в упряжке ходят птицы?

Что летать умеет рак,

А медведь – плясать мастак?

Что растут на вербе груши?

Что киты живут на суше?

Что с зари и до зари

Сосны валят косари?

Ну, а белки любят шишки,

А лентяи любят труд…

А девчонки и мальчишки

В рот пирожных не берут? (Л. Станчев).

«Исправь ошибки»

Цель: развить слуховое внимание.

Задание: ведущий читает стихотворение, намеренно делая ошибки в словах.

Назвать правильно слова.

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

Там ползет зеленый лук

С длинными усами (жук).

Закричал охотник: «Ой!

Двери гонятся за мной!» (звери).

Эй, не стойте слишком близко.

Я тигренок, а не миска (киска).

Ехал дядя без жилета,

Заплатил он штраф за это (билета).

Сели в ложку и айда!

Покатили вдоль пруда (лодку).

Тает снег, течет ручей,

На ветвях полно врачей (грачей).

Мама с бочками пошла

По дороге вдоль села (дочками).

На поляне весной

Вырос зуб молодой (дуб).

На пожелтевшую траву

Роняет лев свою листву (лес).

На глазах у детворы

Крысу красят маляры (крышу).

Я рубашку сшила шишке,

Я сошью ему штанишки (мишке).

Встало солнце, уходит прочь

Темная длинная дочь (ночь).

Фруктов в корзине не счесть:

Яблоки, груши, бараны есть (бананы).

Чтоб пообедать, взял Алешка

В правую руку левую ножку (ложку).

В реке живет мак,

Его не поймаю никак (рак).

На пароходе повар – док

Приготовил вкусный сок (кок).

Очень ласковый был дот,

Он хозяйку лизнул в лоб (кот).

Рогатый дол

По дороге шел (вол).

Школьник кончил строчку

И поставил бочку (точку).

«Будь внимателен»

Цель: развить слуховое внимание, научить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.

Задание: дети идут по кругу. Ведущий с разными интервалами вперемежку дает команды: «Лошадки», «Зайчики», «Цапли», «Раки», «Лягушки», «Коровки», «Птицы». Дети должны выполнять движения в соответствии с командой. Выполнению сигналов надо научить перед игрой.

«Послушай и повтори»

Цель: развитие слухового внимания.

Задание: педагог шепотом за экраном произносит слова по теме урока, а дети вслух повторяют их.

«Дятел»

Цель: развитие слухового внимания.

Задание: педагог отстукивает разные ритмы в быстром темпе

… … .; …. … и т. д., а дети повторяют за ним.

«Цепочка слов»

Цель: развитие слухового внимания.

Задание: педагог называет слово, а дети по порядку придумывают слова, которые начинаются с последнего звука предыдущего

«Кто лучше слушает?»

Цель: развитие слухового внимания.

Задание: педагог называет слова, а дети поднимают руку лишь тогда, когда услышат в слове заданный звук, например, Ш: шапка, дом, жук, лиса, ежик, кошка, тарелка, вешалка, лыжи, карандаш, бочка, ножницы, замок, лужа, крыша.

«Хлопки»

Цель: развитие слухового внимания.

Задание: логопед сообщает детям, что он будет называть различные слова. Как только он назовет животное, дети должны хлопать. При произнесении других слов хлопать нельзя. Тот, кто ошибся, выбывает из игры.

«Запомни слова»

Цель: развитие слухового внимания.

Задание: логопед называет 3 – 5 слов, дети должны повторить их в том же порядке.

«Кто летит»

Цель: развитие слухового внимания.

Задание: логопед сообщает детям, что он будет говорить слово «летит» в сочетании с другими словами (птица летит, самолет летит). Но иногда он будет ошибаться (например: собака летит). Дети должны хлопать только тогда, когда два слова употребляются правильно. В начале игры логопед медленно произносит фразы, делает паузы между ними. В дальнейшем темп речи ускоряется.

«Найди картинку»

Цель: развитие слухового внимания и восприятия.

Задание: логопед раскладывает перед ребенком или перед детьми ряд картинок с изображением животных (пчела, жук, кошка, собака, петух, волк и др.) и воспроизводит соответствующие звукоподражания. Далее детям дается задание определить по звукоподражанию животного и показать картинку с его изображением.

Губы логопеда закрываются

«Назови звук»

Цель: развитие слухового внимания.

Задание: педагог произносит 3 – 4 слова, в каждом из которых есть один из отрабатываемых звуков и спрашивает детей: «Какой звук есть во всех этих словах?»

«Определи на слух самое короткое слово»

Строитель, каменщик, дом, стекольщик.

(Слова подбираются в соответствии с темой урока, также можно дать задание на определение самого длинного слова).

«Испорченный телефон»

Цель: развитие слухового внимания.

Задание: педагог произносит шепотом три слова по теме одному ученику, а он по цепочке передает другим детям. Слова должны дойти до последнего игрока. Педагог спрашивает его: «Какие ты услышал слова?», если он скажет верно, значит, телефон исправен.

«Слушай и делай»

Цель: развитие слухового внимания.

Задание: педагог дает ребенку следующие, к примеру, команды: «Подойди к окну и подними руку», «Возьми в правую руку линейку, а в левую тетрадь» и т. д.

«Где стучали?»

Цель: развитие слухового внимания.

Задание: дети сидят с закрытыми глазами, а педагог или ведущий стучит чем – нибудь в любом месте. Дети должны показать место, откуда слышался звук.

Цель: развитие слухового внимания.

Задание: педагог подходит к любому ребенку в классе и он произносит что – либо, а ведущий с закрытыми глазами угадывает чей это голос.

«Алфавит»

Цель: развить внимание.

Задание: если играет группа детей, то каждому присваивается какая - либо буква алфавита, точно так же организуется игра с одним ребенком.

Ведущий перечисляет вперемешку буквы. Услышав свою букву алфавита, ребенок должен встать и топнуть ногой.

С группой детей можно провести игру на выбывание.