Что изучает педагогика. Что такое педагогика? Применение педагогических знаний

Современная педагогика (от греч. paidos - дитя и ago - веду, вос­питываю) занимает особое место в системе наук о человеке. Она изуча­ет и решает проблемы воспитания, обучения, образования и развития человека, возникающие на разных этапах его жизни в различных усло­виях социально-экономического и научно-технического развития обще­ства, которое постоянно ставит новые задачи в области образования и воспитания.

Педагогика, как и другие науки, имеет предмет и объект.

Предметом педагогики является целостный гуманистический процесс воспитания и образования, развития социально активной личности, под­готовки ее к жизни и труду, общественной деятельности с учетом обще­ственно-экономической обстановки в стране.

Объектом изучения и исследования в педагогике является реальный процесс передачи новому поколению социально-исторического опыта и культуры человечества, пути его приумножения, гуманистическое вос­питание, обучение и воспитание человека на разных этапах его жизни, формирование общественных и межличностных отношений.

Особенностью предмета и объекта педагогики является то, что ос­новное место в ней занимает, во-первых, процесс формирования высо­когуманистических взаимоотношений педагога и обучающихся, включа­ющих взаимное доверие, уважение, разумную требовательность, заботу о всестороннем развитии каждого с учетом индивидуальности, во-вто­рых, организация учебно-воспитательного процесса, который обеспечил бы творческое усвоение социального опыта и современной культуры по основным видам деятельности (человек, техника, природа, знаковая сис­тема, художественный образ), развитие творческой личности, а также гу­манизация, демократизация и гуманитаризация обучения и воспитания.

Педагогика как наука имеет свои понятия - основные единицы мыс­лительной деятельности. Понятийно-терминологический аппарат педа­гогики включает более тысячи понятий, среди которых основными явля­ются “воспитание”, “обучение”, “развитие”, “образование”, “педагоги­ческий процесс” и др.

Рассмотрим некоторые из них.

Воспитание - целенаправленный организованный процесс, обеспе­чивающий всестороннее развитие личности и подготовку ее к трудовой и общественной деятельности. Как явление общественной жизни оно воз­никло в процессе труда.

Понятие “воспитание” употребляется в нескольких значениях:

В широком социальном - как социальное явление;

В широком педагогическом - как целенаправленный педагогичес­кий процесс;

В узком педагогическом - как специально организованный про­цесс по воспитанию личностных качеств человека.

Воспитание - явление социальное. Оно появилось с момента зарож­дения человеческого общества, возникнув из потребности поддержания и сохранения человеческого рода. Во всех социально-экономических фор­мациях воспитание выполняло сходные функции и имело некоторые сход­ные признаки:

Забота о здоровье и физическом развитии подрастающего поколе­ния;

Передача накопленного опыта: производственного, духовного в виде знаний, умений, навыков, опыта взаимоотношений;

Формирование определенного мировоззрения;

Психологическая и практическая подготовка к самообразованию.

Сказанное не относится к цели воспитания, его принципам, содер­жанию, формам и методам, которые исторически менялись и зависели от общественно-экономической и политической структуры общества.

Самовоспитание - деятельность человека, направленная на само­усовершенствование в интеллектуальном, нравственно-волевом, эстети­ческом и физическом направлениях.

Перевоспитание - деятельность педагога, направленная на устра­нение тех или иных недостатков у воспитуемых.

Образование - процесс и результат овладения обучающимся систе­мой научных знаний, умений, навыков, формирования на их основе миро­воззрения, нравственных, духовных, эстетических и других качеств лич­ности, развитие ее творческого потенциала, гуманных межличностных и общественных отношений.

Образование представляет собой результат завершенного обучения (целенаправленного процесса двусторонней деятельности педагога и уча­щихся по передаче и усвоению знаний).

Самообразование - целенаправленный процесс самостоятельного овладения целостной системой знаний, умений и навыков, взглядов, убеждения прогрессивным опытом в определенной сфере деятельно­сти под воздействием личных и общественных интересов.

Развитие - целостный, чрезвычайно сложный и противоречивый процесс, проявляющийся в качественных изменениях в личности чело­века, которые происходят в течение всей жизни, но наиболее интенсив­но - в детском и юношеском возрасте.

Развитие личности, его источники и факторы ученые трактуют по- разному в зависимости от своих философских взглядов. В связи с этим выделяют концепции биологизаторскую и социологизаторскую. Пред­ставители первой концепции (Д. Дьюи, Ф. Аквинский, 3. Фрейд, Ф. Мюл­лер и др.) рассматривают развитие личности на основе идеалистичес­ких, метафизических представлений. Они считают, что личность форми­руется по заранее созданной программе (наследственности) и развитие происходит само по себе, а воспитание и среда играют вспомогательную роль.

Представители социологизаторской концепции (Э. Роттердамский, Дж. Локк, Дж. У отсон и др.) отбрасывают значимость наследственности как фактора развития личности и считают, что человек развивается в ре­зультате социальных отношений, социальной среды.

Передовые педагоги прошлого Я. Коменский, А. Дистервег, К. Ушин- ский и другие считали, что человек формируется в результате комплек­са воздействий - наследственности, среды и воспитания - и указы­вали на значимость последнего.

Современная наука о становлении и развитии личности строится на понятии многофакторности развития. Эти факторы могут быть внешни­ми и внутренними, объективными и субъективными. Именно они и явля­ются движущими силами развития личности. Возникающие противоре­чия (внутренние и внешние, общие, присущие каждому человеку, и ин­дивидуальные, характерные для отдельно взятой личности) способствуют развитию личности, стимулируют личную активность, создают мотивы и условия деятельности, побуждают к самосовершенствованию, само­развитию.

Современная психология и педагогика рассматривают развитие лич­ности под воздействием трех факторов: наследственности (генетическо­го кода), среды и воспитания.

Под наследственностью понимают воспроизведение у потомков биологического сходства с их родителями. Наследственная программа развития человека включает постоянную и меняющуюся части. Наслед­ственность у человека проявляется в виде задатков (строения органов, нервной системы, рецепторного аппарата и физических признаков: кон­ституции тела, цвета волос, глаз и т. д.). Психические свойства личнос­ти, черты характера, склонности не наследуются.

Среда - это природное окружение и социальные условия жизни. К ним относятся общественный строй, экономический и культурный уклад жизни и другие определяемые этими условиями обстоятельства: система народного образования, типы учебно-воспитательных учрежде­ний, принципы (нормы, правила) жизни, бытовые традиции, средства общения и др.

Человек может активно и результативно управлять процессом воспи­тания, используя его для совершенствования личности.

В определении объекта и предмета нашей науки существует много неясностей и разногласий. Можно даже сказать - в этом деле сколько людей, столько и мнений. Наиболее распространенное определение объекта педагогики такое: объект педагогики - это воспитание. Но сразу же возникают разнотолки. Во многих случаях об объекте даже и не говорят, а сразу начинают с предмета: предмет педагогики - воспитание. Но само понятие «воспитание» имеет несколько значений. К тому же утверждают, что педагогическая наука должна изучать ребенка, а это уже совсем не то же самое, что воспитание. Выдающийся отечественный педагог А.С. Макаренко по этому поводу высказался так: «В настоящее время (1922 г.) считается азбукой, что объектом педагогического исследования является ребенок. Мне это кажется неверным. Объектом исследования со стороны научной педагогики должен считаться педагогический факт (явление) (Сочинения. Т. VII. М., 1958. С. 402).

Чтобы избежать бесплодного спора о словах, нужно обратиться к существу дела, к тому, что педагогика изучает, а потом уже - к тому, как это обозначить. В какой деятельности возникают педагогические факты?

Педагогика изучает особый вид деятельности. Эта деятельность - целенаправленная, потому что педагог не может не ставить перед собой определенную цель: научить тому-то, воспитать такие-то качества личности (гуманность, нравственность, самостоятельность, способность к творчеству и т.д.). Если посмотреть на дело более широко, можно сказать, что это - деятельность по выполнению извечно существующей функции человеческого общества: передавать новым поколениям ранее накопленный социальный опыт. Иногда это называют «трансляцией культуры».

На этом основании можно определить педагогику как науку, изучающую особую, социально и личностно детерминированную, характеризующуюся педагогическим целеполаганием и педагогическим руководством, деятельность по приобщению человеческих существ к жизни общества.

Этот вид деятельности, направленный на усвоение личностью социального опыта и ее собственное развитие, и есть собственный объект педагогической науки.

Определение предмета науки зависит от ее теоретического статуса. Если признается наличие у педагогики теоретического уровня, ее предмет можно сформулировать так: это система отношений, возникающих в деятельности, являющейся объектом педагогической науки . Например, в системе отношений, возникающих в обучении как объекте одной из педагогических научных дисциплин - дидактики, ученик предстанет как объект преподавания и субъект учения.

Теперь можно подумать и о том, как назвать эту деятельность. По традиции можно было бы обозначить ее термином воспитание . Но беда в том, что термин неоднозначен. Различают по меньшей мере четыре его смысла (См.: Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. М., 1983. С. 7-8). Воспитание понимают: в широком социальном смысле, когда речь идет о воздействии на человека всей окружающей действительности; в широком педагогическом смысле, когда имеется в виду целенаправленная деятельность, охватывающая весь учебно-воспитательный процесс; в узком педагогическом смысле, когда под воспитанием понимается специальная воспитательная работа: в еще более узком значении, когда имеется в виду решение определенной задачи, связанной, например, с формированием нравственных качеств (нравственное воспитание), эстетических представлений и вкусов (эстетическое воспитание). В этом случае термин обозначает участок приложения воспитательных усилий.


Такая неопределенность приводит к недоразумениям. Всякий раз приходится оговаривать, в каком смысле говорится о воспитании. Например, получается, что воспитание во втором (широком педагогическом) значении включает в себя обучение и воспитание в третьем (узком) смысле.

Другая трудность заключается в наличии синонимов к слову «воспитание», каждый из которых вправе претендовать на признание в качестве объекта науки: учебно-воспитательный процесс, практическая педагогическая деятельность, педагогическая действительность, социализация, образование. Каждое из этих понятий приемлемо для обозначения объекта педагогики в связи с определенными другими понятиями, как говорят, в определенном контексте.

Ближе всего по смыслу к приведенному выше обозначению того особого вида деятельности, который изучает педагогическая наука, стоит понятие социализация. Под социализацией понимается процесс включения растущего человека в общество благодаря усвоению и воспроизводству личностью социального опыта, исторически накопленной культуры. Применительно к педагогике эту деятельность можно обозначить как целенаправленную социализацию личности, поскольку любое педагогическое действие предпринимается с определенной целью и включение в общество происходит в процессе взаимодействия воспитанника с педагогом под руководством последнего.

Здесь, конечно, не имеется в виду то понимание социализации, которое фактически отождествляет ее с приспособлением к обществу в его неизменном и неизменяемом виде. Речь идет о социализации, организованной таким образом, чтобы выпускник школы был в состоянии не только успешно выполнять предназначенные ему функции в обществе как хороший исполнитель, но и действовать самостоятельно. Он должен получить возможность не просто приспосабливаться к существующей жизни, быть, по знаменитому выражению И.В. Сталина, «винтиком» государственной машины, но и вносить собственный вклад в существующий порядок, вплоть до его реформирования.

Однако значение термина «социализация» выходит за рамки собственно педагогических представлений. С одной стороны, оно принадлежит более широкому философскому и социологическому контексту, абстрагируется от конкретных характеристик педагогической действительности. С другой - оно оставляет в тени то важнейшее для педагога обстоятельство, что существенной стороной включения человека в жизнь общества должна быть персонализация , то есть становление личности. Именно личность способна проявлять самостоятельное отношение к жизни и творчество.

Ближе к рассматриваемой нами реальности понятие «образование». Это слово означает одновременно и общественное явление, и педагогический процесс. Оно не только вводит объект педагогики в общий социальный контекст, но и открывает возможность его истолкования в конкретных понятиях. Так сделано, например, в Законе Российской Федерации об образовании, где оно определяется как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства» Здесь оно трактуется так же, как воспитание в широком педагогическом смысле.

Положительной стороной такого выбора является то, что в какой-то степени снимается неоднозначность. Во всяком случае отпадает необходимость говорить об образовании в первом или втором смысле, хотя содержание этого понятия само по себе может выходить за рамки, обозначенные упомянутым законом.

Есть и еще один довод в пользу термина «образование». У педагогов, пользующихся словом «воспитание» в широком педагогическом смысле (т.е. так, как употребляется «образование» в законе об образовании), возникают трудности в общении с зарубежными коллегами, особенно если разговор ведется на английском языке. А именно этот язык, как известно, служит в наше время средством международной научной коммуникации. На английский слово «воспитание» невозможно перевести так, чтобы сохранились все нюансы, о которых говорилось выше. Смысл можно передать лишь приблизительно, несколькими словами, и при этом одним из них будет education - «образование»: attitude education, value education, т.е. образование (формирование) отношений, и «ценностное» образование, т.е. формирование у учащихся ценностных отношений. Есть еще глагол to bring up, но он означает не столько «воспитывать», сколько «растить», «выращивать».

Таким образом, окончательного, общепринятого решения сегодня нет. Приводят свои аргументы и сторонники взгляда, согласно которому наиболее широким понятием, обозначающим педагогическую деятельность, а следовательно и объект нашей науки, должно быть «воспитание». Они ссылаются главным образом на традиции. Действительно, если по-прежнему ограничивать образование формированием лишь интеллектуальной стороны личности и считать, что в него не включается другой аспект, связанный с формированием у человека эмоционально-ценностных отношений и соответствующего поведения, придется искать все это вне образования. Тогда замена термина будет выглядеть как ущемление его прав, сведение его функций к бездуховному, лишенному человеческих эмоций интеллектуализму, «натаскиванию» на учебный предмет, в свою очередь сводящемуся к основам науки. Но сегодня образование, а также и входящее в него обучение вовсе не ограничиваются только рациональной стороной, а предполагают развитие всей гаммы человеческих чувств. Об этом сказано в следующих разделах этого учебника. Вероятно, возврату к традиции способствует и привычка к некоторым устоявшимся словосочетаниям вроде «коммунистическое воспитание» и т.п. Во всяком случае выбор остается за каждым педагогом. Это - дело его эрудиции, жизненного опыта, склонности к научному анализу.

С нашей точки зрения, если все это принять во внимание, не будет ошибкой сказать, что объектом педагогической науки является образование. Правда, образование изучают также и другие науки. Существуют педагогическая психология, философия образования, социология образования. Но педагогика - это единственная специальная наука об образовании в ряду наук, которые могут изучать те или иные стороны образовательной деятельности. Это единственная научная дисциплина, изучающая образование в единстве всех составляющих его частей и для которой оно, и только оно является ее собственным объектом изучения.

Еще раз повторим, что главное - все же не слово, а то, что за ним стоит. В действительности изучается особый вид деятельности, для которого характерны педагогическое целеполагание и педагогическое руководство. Это, однако, не означает, что слова, то есть категории, понятия науки, - что-то не очень существенное. Напротив, от того, что мы вкладываем в то или иное понятие, как мы его трактуем и что оно значит для других, зависит очень многое, в конечном счете, эффективность всей научной работы. Мы лишь хотим подчеркнуть важность умения видеть за словом реальность, им обозначаемую.

9.1. ЧТО ИЗУЧАЕТ ПЕДАГОГИКА. ЕЕ ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ

9.2. СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИКИ КАК НАУКИ. ВКЛАД ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УЧЕНЫХ В РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИКИ

9.3. СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК. СВЯЗЬ ПЕДАГОГИКИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ

6.4. МЕТОДЫ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

9.5. РОЛЬ И МЕСТО ПЕДАГОГИКИ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

9.1. Современная педагогика занимает особое место в системе наук о человеке. Она изуча­ет и решает проблемы воспитания, обучения, образования и развития человека, возникающие на разных этапах его жизни в различных усло­виях социально-экономического и научно-технического развития обще­ства, которое постоянно ставит новые задачи в области образования и воспитания.

Предметом педагогики является целостный гуманистический процесс воспитания и образования, развития социально активной личности, под­готовки ее к жизни и труду, общественной деятельности с учетом обще­ственно-экономической обстановки в стране.

Объектом изучения и исследования в педагогике является реальный процесс передачи новому поколению социально-исторического опыта и культуры человечества, пути его приумножения, гуманистическое вос­питание, обучение и воспитание человека на разных этапах его жизни, формирование общественных и межличностных отношений.

Понятийно-терминологический аппарат педа­гогики включает более тысячи понятий, среди которых основными явля­ются "воспитание", "обучение", "развитие", "образование", "педагоги­ческий процесс" и др.

Рассмотрим некоторые из них.

Воспитание -целенаправленный организованный процесс, обеспе­чивающий всестороннее развитие личности и подготовку ее к трудовой и общественной деятельности. Как явление общественной жизни оно воз­никло в процессе труда.

Понятие "воспитание" употребляется в нескольких значениях:

    в широком социальном-как социальное явление;

    в широком педагогическом-как целенаправленный педагогичес­кий процесс;

    в узком педагогическом - как специально организованный про­цесс по воспитанию личностных качеств человека.

Воспитание-явление социальное. Оно появилось с момента зарож­дения человеческого общества, возникнув из потребности поддержания и сохранения человеческого рода. Во всех социально-экономических фор­мациях воспитание выполняло сходные функции и имело некоторые сход­ные признаки:

    забота о здоровье и физическом развитии подрастающего поколе­ния;

    передача накопленного опыта: производственного, духовного в виде знаний, умений, навыков, опыта взаимоотношений;

    формирование определенного мировоззрения;

    психологическая и практическая подготовка к самообразованию.

Сказанное не относится к цели воспитания, его принципам, содер­жанию, формам и методам, которые исторически менялись и зависели от общественно-экономической и политической структуры общества.

Самовоспитание - деятельность человека, направленная на само­усовершенствование в интеллектуальном, нравственно-волевом, эстети­ческом и физическом направлениях.

Перевоспитание -деятельность педагога, направленная на устра­нение тех или иных недостатков у воспитуемых.

Образование - процесс и результат овладения обучающимся систе­мой научных знаний, умений, навыков, формирования на их основе миро­воззрения, нравственных, духовных, эстетических и других качеств лич­ности, развитие ее творческого потенциала, гуманных межличностных и общественных отношений.

Образование представляет собой результат завершенного обучения (целенаправленного процесса двусторонней деятельности педагога и уча­щихся по передаче и усвоению знаний).

Самообразование - целенаправленный процесс самостоятельного овладения целостной системой знаний, умений и навыков, взглядов, убеждения прогрессивным опытом в определенной сфере деятельно­сти под воздействием личных и общественных интересов.

Развитие - целостный, чрезвычайно сложный и противоречивый процесс, проявляющийся в качественных изменениях в личности чело­века, которые происходят в течение всей жизни, но наиболее интенсив­но -в детском и юношеском возрасте.

Развитие личности, его источники и факторы ученые трактуют по-разному в зависимости от своих философских взглядов. В связи с этим выделяют концепции биологизаторскую и социологизаторскую. Пред­ставители первой концепции (Д. Дьюи, Ф. Аквинский, 3. Фрейд, Ф. Мюл­лер и др.) рассматривают развитие личности на основе идеалистичес­ких, метафизических представлений. Они считают, что личность форми­руется по заранее созданной программе (наследственности) и развитие происходит само по себе, а воспитание и среда играют вспомогательную роль.

Представители социологизаторской концепции (Э. Роттердамский, Дж. Локк, Дж. Уотсон и др.) отбрасывают значимость наследственности как фактора развития личности и считают, что человек развивается в ре­зультате социальных отношений, социальной среды.

Передовые педагоги прошлого Я. Коменский, А. Дистервег, К. Ушинский и другие считали, что человек формируется в результате комплекса воздействий - наследственности, среды и воспитания - и указы­вали на значимость последнего.

Современная наука о становлении и развитии личности строится на понятии многофакторности развития. Эти факторы могут быть внешни­ми и внутренними, объективными и субъективными. Именно они и явля­ются движущими силами развития личности. Возникающие противоре­чия (внутренние и внешние, общие, присущие каждому человеку, и ин­дивидуальные, характерные для отдельно взятой личности) способствуют развитию личности, стимулируют личную активность, создают мотивы и условия деятельности, побуждают к самосовершенствованию, само­развитию.

Современная психология и педагогика рассматривают развитие лич­ности под воздействием трех факторов: наследственности (генетическо­го кода), среды и воспитания.

Под наследственностью понимают воспроизведение у потомков биологического сходства с их родителями. Наследственная программа развития человека включает постоянную и меняющуюся части. Наслед­ственность у человека проявляется в виде задатков (строения органов, нервной системы, рецепторного аппарата и физических признаков: кон­ституции тела, цвета волос, глаз и т. д.). Психические свойства личнос­ти, черты характера, склонности не наследуются.

Среда - это природное окружение и социальные условия жизни. К ним относятся общественный строй, экономический и культурный уклад жизни и другие определяемые этими условиями обстоятельства: система народного образования, типы учебно-воспитательных учрежде­ний, принципы (нормы, правила) жизни, бытовые традиции, средства общения и др.

Человек может активно и результативно управлять процессом воспи­тания, используя его для совершенствования личности.

Названные факторы активно воздействуют на личность в комплексе.

9.2. По характеру системы педагогических знаний выделяют три периода развития педагогики как науки.

I период - педагогические знания донаучного периода, система­тизированные на основе эмпирического опыта воспитания и образования в форме народной мудрости поколений . В современных условиях систе­му этих знаний относят к народной педагогике, основой которой являют­ся семейное и общественное воспитание, народное творчество, народ­ная мудрость, нашедшая отражение в афоризмах, крылатых словах, за­поведях, сказках, пословицах и поговорках, традициях и обычаях народа.

II период - возникновение теоретических педагогических кон­цепций для построения целостной системы светского образования. Этот период характеризуется прежде всего педагогическими идеями и поло­жениями, содержащимися в философских системах древности. Мысли о воспитании человека, формировании его личности находим в фило­софских трудах Конфуция (Древний Китай), Сократа, Платона, Аристо­теля, Демокрита (Древняя Греция), Квинтилиана (Древний Рим), чей труд "О воспитании оратора" долгие годы служил основным пособием по пе­дагогике, по которому учили во всех риторических школах.

В период средневековья педагогические идеи развивались в рамках богословия-теологии (Фомы Аквинского).

В эпоху Возрождения педагогические мысли о воспитании нашли отображение в работах философов раннего социализма-утопизма Ф. Раб­ле, М. де Монтеня, Т. Мора, Т. Кампанеллы, де Фельтре, Э. Роттердам­ского.

Педагогика как наука была выделена из философии в начале XVIII в. английским философом Ф. Бэконом, который в труде "О достоинстве и приумножении наук", перечисляя существующие науки, назвал педаго­гику как отдельную от философии науку.

Но самостоятельное развитие педагогики как науки связано с име­нем чешского ученого Я. Коменского, автора "Великой дидактики". В своих трактатах он изложил взгляды на роль образования, подходы к определению содержания, принципов, форм и методов обучения.

В период развития капитализма педагогические концепции разра­батывали ученые разных стран: во Франции-Д. Дидро, К. Гельвеции, Ж. Ж. Руссо, автор известного произведения "Эмиль, или о воспитании", в Швейцарии-И. Песталоцци, автор произведений " Лингард и Гертру­да", "Книга для матерей" идр., в Германии-А. Дистервег, автор выдаю­щегося труда "Руководство для немецких учителей". Основная идея про­светителей конца XVIII-начала XIX в. состояла в том, чтобы выделить главное в воспитании-создание наиболее благоприятных условий для развития природных задатков ребенка.

Особый вклад в развитие педагогики как науки внес К. Ушинский. Его труды "О народности в общественном воспитании", "Человек как предмет воспитания" раскрывают классические педагогические идеи. Главные из них-познание закономерностей воспитания, процесс фор­мирования человека в человеке, гуманизм и демократизация системы обучения и воспитания, психолого-педагогические основы урока и др. По созданным им учебникам для начальной школы "Детский мир" и "Род­ное слово" обучались многие поколения.

III период - становление и развитие современной педагогики как научной системы, методологической основой которой стал диалек­тический подход к теории развития личности, общества, человечества, целостный всесторонний подход к формированию личности, представ­ленный трудами таких известных современных педагогов и психологов,

как А. Макаренко, В. Сухомлинский, С. Шацкий, А. Пинкевич, М. Пис-трак, С. Чавдаров, Г. Костюк и многие другие. Их концепции отразили новые подходы к воспитанию всесторонне развитой личности в кол­лективе средствами коллективного труда и т. п.

Большой вклад в развитие современной педагогики внесли учителя-новаторы (Н. Гузик, Е. Ильин, М. Щетинин, В. Шаталов). Они выдвину­ли идею новых взаимоотношений с обучаемыми в процессе обучения и воспитания, разработали теорию сотрудничества педагога и учащегося, апробировали на практике идеи обучения без принуждения, обучения с опережением, большими блоками, новые формы работы, формирования интеллектуального фона класса на основе дифференциации и индиви­дуализации обучения исходя из того, что каждый обучающийся -лич­ность, индивидуальность со своими возможностями и задатками.

9.3. Современная педагогика прошла долгий путь развития и превра­тилась в разветвленную систему научных знаний с четко выраженными отраслями, которых насчитывается около двадцати,они опраются на структуру и принципы общей педагогики. Услов­но их подразделяют на общепедагогические и функциональные.

К общепедагогическим наукам относятся дошкольная педагогика; педагогика школы; социальная педагогика; превентивная педагогика; специальная педагогика (дефектология), которая изучает обучение и воспитание детей с определенными физическими недостатками: сурдо­педагогика - обучение и воспитание глухонемых; тифлопедагогика - обучение и воспитание слепых и слабовидящих детей; олигофрено­педагогика - обучение и воспитание умственно отсталых детей. От­дельно стоит сравнительная педагогика - наука о сравнении систем педагогического образования в разных странах с отечественной систе­мой образования. История педагогики - наука об исторически обус­ловленных педагогических системах прошлого, о вкладе выдающихся корифеев педагогической мысли в сокровищницу мирового педагоги­ческого опыта.

Функциональными педагогическими н ауками являются педагогика высшей школы, в том числе техникумов и колледжей; педагогика про­фессионально-технического образования; военная педагогика; педаго­гика инженерная, медицинская, культурно-образовательная; педагоги­ка повышения квалификации и переквалификации специалистов, руко­водящих и рабочих кадров.

В последние годы получила развитие педагогика народоведения, в которой отражена система фундаментальных знаний о конкретном на­роде, особенностях его жизни и трудовой деятельности, национальном характере, мировоззрении, историко-культурном опыте, в том числе вос­питании, способе жизни, воспитании в семье. Педагогика народоведе­ния включает в себя этнографию, народную педагогику, изучение народ­ных нравственных и национальных традиций, обычаев, обрядов и т. п.

Как известно, объектом воспитания является растущий и развива­ющийся человек. Поэтому для педагогики исключительно большое зна­чение имеют ее связи с другими науками, изучающими человека в раз­ных аспектах: философией, социологией, этикой, эстетикой, экономикой, психологией, физиологией, генетикой, гигиеной, математикой и др.

Так, философские идеи помогают определить методологическую основу педагогики, исходные позиции в теоретических исследованиях. Социология, этика, эстетика, рассматривая воспитание как фактор обще­ственного развития, нравственного и эстетического прогресса, служат методологической основой для педагогических исследований.

Идеи психологии, физиологии, гигиены, генетики и других наук слу­жат основой для разработки конкретных педагогических проблем. На­пример, психологические идеи широко используются при разработке за­кономерностей развития личности, организации познавательной деятель­ности учащихся в учебном процессе. Физиология помогает раскрыть научные основы тех процессов, которые происходят в человеке под влия­нием внешних условий и способствуют формированию умений и навыков.

9.4. Педагогика как наука использует различные методы исследования, обогащает и совершенствует их. Метод научно-педагогического иссле­дования -это путь изучения и овладения сложными психолого-педаго­гическими процессами формирования личности, установления объектив­ной закономерности обучения и воспитания. Выделяют две группы ме­тодов: экспериментально-эмпирические и теоретические.

К первой группе относят методы наблюдения (в том числе косвен­ного), накопления научных материалов и научных фактов; метод выделения, обобщения и распространения передового педагогического опыта; метод констатирующего, проверяющего (уточняющего) и преобразую­щего эксперимента; метод естественных и лабораторных экспериментов, проводящихся на основе педагогической или дидактической гипотезы; метод тестов (проверяющих или диагностических заданий стандартной формы, стандартизованных и по вопросам, и по форме); метод анкетиро­вания - именного, анонимного, открытого и закрытого; интервьюиро­вание - обычное и формализованное; изучение учебной документации и письменных работ будущих специалистов.

Ко второй группе относят методы анализа, синтеза, сопоставления, моделирования, структурно-логические (в том числе алгоритмические), граф-схемы (графическое моделирование); физическое, в частности элек­тронное, моделирование деятельности педагога, экзаменатора, совмест­ной деятельности обучающего и обучаемого; создание технических уст­ройств, с помощью которых возможно проигрывание дидактических ситуаций, осуществление соответствующего тренажа; использование ма­тематического моделирования, математических и социометрических ме­тодов исследования.

Организуя исследование, следует оптимально объединять комплекс методов, чтобы, с одной стороны, получить всесторонние знания о раз­витии личности, коллектива, а с другой - методы должны обеспечить одновременное изучение особенностей деятельности, общения и степе­ни информированности личности.

9.5. На современном этапе развития общества темпы обновления педа­гогических технологий значительно опережают знания активно рабо­тающих людей. В связи с этим сегодня любому специалисту, и особенно работающему с людьми, необходимо постоянно повышать и совершен­ствовать свои знания и тем самым поддерживать на должном уровне способность выполнять свои функции.

Велика роль педагогики как науки, решающей многие проблемы не­прерывного образования, и в период последипломного образования. Данный предмет помогает реализовать системный подход в управле­нии деятельностью как управленческого аппарата, так и работников. Это позволит совершенствовать умения и тем, и другим, классифици­ровать и группировать различные части трудовых процессов, исполь­зовать рациональные методики, оптимальные технологии планирова­ния, выполнения работы, а также осуществлять контроль за ее каче­ством.

Педагогика помогает повышать подготовку педагогических кадров региона, раскрывая формы, методы, новые технологии переориентиро­вания специалистов на современное видение учебно-воспитательного процесса, а также способствует созданию новых экспериментальных школ, лицеев, колледжей. Как предмет она является неотъемлемой час­тью процесса обучения в институтах по повышению квалификации или переподготовке кадров. Педагогика рассматривает подготовку и пере­подготовку специалистов как единое целое, раскрывает закономерно­сти, принципы, цели, знакомит слушателей с формами и приемами со­трудничества педагогов с обучающимися, раскрывает возможности для усовершенствования деятельности педагогов и постепенного достиже­ния более высокого уровня работы и совершенствования ее стиля. Рас­сматривая вопросы демократизации, гуманизации, гуманитаризации учебно-воспитательного процесса, педагогика способствует выработке новых подходов к системе непрерывного образования.

Вся история становления и развития обучения человека как самостоятельной области его деятельности указывает на то, что обучение должно быть непрерывным и адаптивным. Поскольку персонал предприятий составляют взрослые люди, то обучение должно осуществляться с учетом их возрастных, социально-психологических, национальных и прочих особенностей. На это и направлена современная педагогическая наука - андрагогика (от гр. aner, andros - взрослый мужчина, зрелый муж + ago - веду): отрасль педагогической науки, раскрывающая теоретические и практические проблемы обучения, воспитания и образования взрослого человека в течение всей его жизни.

В широком смысле андрагогику следует понимать как науку личностной самореализации человека в течение всей его жизни. Как известно, часть людей реализуется в молодом возрасте, но многие раскрываются постепенно, накапливая знания, опыт, умения и навыки в течение всей своей жизни. Андрагогика способствует такому раскрытию личности, помогает найти свое место в жизни, реализовать свои скрытые способности.

Андрагогика осуществляет древнейшую формулу обучения: non scholae, sed vitae discimus - учимся не для школы, а для жизни.

Как науку андрагогику отделяют от педагогики, так как педагогика - обучение и воспитание ребенка (от гр. paidos - ребенок), при этом многие результаты на самом деле оказываются важными только для школы.

Впервые термин «андрагогика» был введен в 1833 г. немецким историком эпохи Просвещения А. Каппом. Однако против подхода непрерывного обучения было много противников, так как не все признавали и необходимость, и возможность этого. Так, немецкий философ, психолог и педагог, основатель школы в немецкой педагогике XIX в. Г.И. Фридрих выразил свое несогласие с «узаконенным вечным несовершеннолетием» человека.

В XIX в. Э.Л. Трондайк показал, что кривая способности к учебе спадает очень медленно в период от 22 до 45 лет, и для низшего интеллекта она спадает не быстрее, чем для высшего.

В 1970 г. М.Ш. Ноулс издал фундаментальный труд по андрагогике «Современная практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики». В нем он сформулировал основные положения андрагогики:

      взрослому человеку, который обучается, - обучающемуся (а не обучаемому) принадлежит ведущая роль в процессе обучения;

      он, являясь сформировавшейся личностью, ставит перед собой конкретные цели обучения, стремится к самостоятельности, самореализации, самоуправлению;

      взрослый человек обладает профессиональным и жизненным опытом, знаниями, умениями, навыками, которые должны быть использованы в процессе обучения;

      взрослый ищет скорейшего применения полученным при обучении знаниям и умениям;

      процесс обучения в значительной степени определяется временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами, которые либо ограничивают, либо способствуют ему;

      процесс обучения организован в виде совместной деятельности обучающегося и обучающего на всех его этапах.

Основное положение андрагогики, в отличие от традиционной педагогики, заключается в том, что ведущую роль в процессе обучения играет не обучающий, а обучаемый. Функцией обучающего в этом случае является оказание помощи обучающемуся в выявлении, систематизации, формализации личного опыта последнего, корректировке и пополнении его знаний. В этом случае происходит смена приоритетности методов обучения. Андрагогика вместо лекционных преимущественно предусматривает практические занятия, зачастую экспериментального характера, дискуссии, деловые игры, кейсы, решение конкретных производственных задач и проблем. Кроме того, меняется подход к получению теоретических знаний. На первое место выходят дисциплины, содержащие интегрированный материал по нескольким смежным областям знаний (междисциплинарные дисциплины), например управление проектами.

Как отрицательное явление следует отметить, что процессы восприятия, запоминания, мышления у взрослого человека протекают не столь продуктивно, как у ребенка или подростка. В связи с этим первостепенную важность приобретают методология, методы, способы обучения, например использование мнемонических приемов запоминания.

Кроме того, взрослый человек имеет устоявшиеся ментальные модели, положительный для него как индивидуума опыт социального поведения, профессиональной деятельности и т.д. Однако этот опыт устаревает, индивидуальные ментальные модели входят в противоречие с общими (корпоративными) целями, навыками и требованиями, что обусловливает трудности в обучении взрослого человека, когда необходимо не только «привитие» нового, но и «удаление» старого, изжившего себя.

Образование как особую область человеческой деятельности изучает педагогика. Что такое педагогика, как она возникла и какое определение ей можно дать?

Этимология

У этого термина очень интересное происхождение. В Древней Греции сопровождение рабом детей своего господина в школу носило определенное название - педагогика. Что такое значение обусловило? Просто на греков слово «дитя» звучало как «пайдос», а глагол «вести» произносился как «аго». Вот и получалось, что «раба-детоводителя» называли «пайдогогосом».

С течением времени изменилось значение слова «педагогика». Что такое педагогика сегодня? В обыденном понимании это все то же сопровождение ребенка, ученика, только масштабы такой напутственной деятельности другие. Педагог - это тот, кто сопровождает ребенка по жизни.

Из истории педагогики. Западная школа

О том, как нужно учить, говорили еще знаменитые философы. К примеру, живший в XVIII веке, полагал, что социализация индивида в процессе обучения - главный инструмент, помогающий создать воспитанную личность, способную жить в цивилизованном обществе и приносить человечеству пользу.

Такие размышления могут считаться передовыми для своего времени, ведь вплоть до XIX века образование было теснейшим образом связано с религией. Грамотными людьми тогда являлись в основном духовники, служители церквей и монастырей, которые и занимались педагогической деятельностью наравне с богословской.

Большие перемены западная школа педагогики претерпела в начале XX века. Образование постепенно начало отходить от догматических канонов религиозности и стало обязательным атрибутом человека самостоятельного и состоятельного. В середине прошлого века по Западной Европе и Америке прокатились реформы системы образования. Результатом их стало построение новой системы, более гуманной и ориентированной одновременно и на интересы каждого конкретного ученика, и на потребности всего человеческого общества.

Педагогика на Руси

Образование в Киевской Руси также оставалось связанным с религией. Более того, основной целью обучения грамоте тогда была подготовка новых священнослужителей, людей, способных проповедовать и нести слово божье в массы.

Однако учили грамоте и детей. В средние века это были в основном отпрыски богатых и влиятельных родителей. Но медленно, постепенно образование шло в массы.

Профессиональная подготовка учителей началась в XVIII веке. Открывались учительские семинарии и институты, и этим признавалась важность образования в жизни российского общества и педагогики как науки.

Только во времена СССР, в 30-е годы прошлого века, образование стало обязательным. Маленькие дети начиная с 7 лет должны были пройти все ступени школьного обучения, чтобы в результате стать грамотными и интеллектуальными личностями.

Но давайте же завершим наш краткий исторический экскурс и перейдем к теории педагогики.

Наука педагогика

Что такое педагогика как наука? На сегодняшний день определений ее предлагается великое множество. Однако самым коротким и емким может считаться следующее: педагогика - это наука о воспитании.

Как же еще определяют это понятие? Педагогика - это наука о передаче опыта от старшего поколения к молодому, а также об активном усвоении учениками сообщаемых им знаний. Как видите, в этой дефиниции появляется деятельности: она совершается учителем и воспринимается его учениками.

Педагогика - это также наука об а также самообучении, самовоспитании и самообразовании. Это определение указывает на процессы, которые сопровождают эту дисциплину как деятельность. В данном случае акцент также делается на то, что понятие «педагогика» предполагает участие в процессе двух сторон: того, кто учит, и того, кто учится.

Что же изучает эта наука? Давайте поговорим о ее характерных атрибутах.

Предмет и объект педагогики

У любой науки есть свой объект и предмет. И педагогика, конечно же, не исключение. Так, формирование личности учащегося и его развитие, которые происходят во время обучения. Объект педагогики - это процесс воспитания учащихся. Оно при этом определяется как передача жизненного опыта от старшего поколения к младшему.

Существует ошибочное суждение о том, что объект педагогики - это ученик, раз на него направлена обучающая деятельность воспитателя. Это не так. В процессе овладения знаниями сам индивид не меняется, перемены происходят на уровне тонкой материи - личности человека. И поэтому деятельность психолога часто оказывается связанной с педагогикой, а каждый хороший учитель по сути в душе немного психолог.

Функции педагогики как науки

Как и любая наука, педагогика имеет свои функции. Условно разделить их можно на теоретические и практические.

К теоретическим функциям педагогики относятся:

  • изучение накопленных за века существования человечества знаний о педагогике, а также освоение последних передовых наработок в области образования;
  • диагностика существующих педагогических ситуаций и явлений, установление причин их возникновения и развития;
  • составление четкого плана действий, направленных на преобразование существующей педагогической ситуации и ее улучшение.

Практические функции:

  • разработка методических пособий, планов, руководств, предназначенных для педагогов;
  • внедрение в воспитательную практику свежих наработок;
  • оценка и анализ полученных результатов педагогической деятельности.

Что такое педагогическая деятельность?

Работа учителя, наставника в воспитании личности ребенка - основная. Педагогика, конечно же, учитывает при этом семейную ситуацию и заручается поддержкой родителей ребенка. Однако основная обучающая и выполняется все же педагогом. Что же такое педагогическая деятельность и какое определение ей можно дать?

Педагогическая деятельность - это практика передачи ученикам социального опыта, накопленного человечеством, а также формирование благоприятных для развития личности ребенка условий. Она необязательно совершается только школьным учителем или преподавателем университета. Действительно, профессиональная педагогика предусматривает наличие у учителя профильного образования. Однако, если мы вспомним родителя, поучающего своих детей, мы поймем, что его действия тоже можно отнести к педагогической деятельности. Ведь он передает младшему поколению свой опыт и тем самым меняет личности детей.

То, что отличает направленную педагогическую деятельность от любой другой, - наличие у нее четко поставленной цели. И цель эта - воспитание.

В каких направлениях педагогической деятельности работает учитель?

Педагогическая деятельность не абстрактное понятие. Она подразделяется на несколько отдельных видов, каждый из которых имеет свое практическое содержание и назначение. Так, каждый преподаватель анализирует учебный процесс и изучает теоретические основы своей профессии. Кроме того, учитель в ходе познает особенности личности своих учеников. Такая деятельность называется познавательной, или гностической.

Преподаватель занимается проектированием. Он разрабатывает новые методики и программы обучения, готовится к урокам, по форме отличающимся от стандартных. Учитель анализирует задачи, которые ставит перед ним система образования, и на их основании находит адекватные решения. Преподаватель осуществляет организаторскую деятельность. Это значит, что под его руководством ученики выполняют определенные педагогические задачи. Коммуникативная деятельность, также осуществляемая преподавателем, заключается в его умении строить диалог как с самими учащимися, так и с их родителями, а также с администрацией и коллегами.

Существует отдельное направление деятельности учителя - коррекционная педагогика. Что же это такое? Коррекционная педагогика представляет собой развивающие и обучающие занятия с детьми с особенностями психофизического развития, которые проводятся по специальным программам. Такую деятельность обычно осуществляют учителя, прошедшие соответствующую образовательную подготовку.

Учитель: какой он?

Воспитание личности человека - тяжелая и ответственная работа. Педагогика тем не менее в наше время все чаще обесценивается. Однако мотивированные на достижение успеха профессионалы все еще встречаются, работают на своем месте и действительно сеют «разумное, доброе, вечное».

Каким же должен быть успешный учитель? Какие качества душевной организации его отличают? На самом деле учителя во многом определяются спецификой его работы. Но при этом как характеризующаяся четко направленной деятельностью профессия педагога предъявляет к будущему учителю не менее четкие требования. Так, педагог должен быть готов к преподаванию. Готовность эта отражается в его теоретических знаниях и практических навыках и умениях, а также имеет физическую и психологическую составляющие. Педагог должен быть готов к стрессам, уметь им противостоять. Кроме того, учителю нужно крепкое здоровье и немалая выносливость для того, чтобы работать с большим количеством учеников.

Учитель должен и сам постоянно учиться, стараться повышать уровень своего интеллектуального развития и преподавательского мастерства. В работе ему следует использовать инновационные формы организации учебного процесса. При этом обязательным условием успешной педагогической деятельности является любовь к детям и готовность передавать им не только свои знания, но и частичку собственной души.

Где получить профессию учителя?

Педагогических вузов сейчас достаточно много, практически в каждом более-менее крупном городе есть свой. К тому же во многих университетах имеются кафедры или факультеты педагогики. К примеру, есть факультет педагогики в МГУ, одном из старейших вузов России. А в престижном университете Республики Беларусь - БГУ - работает кафедра педагогики.

Кроме того, в России и на всей территории постсоветского пространства в последние десятилетия открылось огромное количество коммерческих высших учебных заведений. Образование во многих из них получать престижно, а поступить в некоторые бывает гораздо сложнее, чем в государственные университеты. Таким является и ведущий коммерческий вуз педагогической направленности в Москве, речь о котором пойдет ниже.

Институт психологии и педагогики

Это учебное заведение выросло из научно-практического цента «Коррекция». В 1990 году учреждение получило название "Институт психологии и педагогики".

На сегодняшний день существует шесть психолого-педагогических специальностей, а формы обучения остаются традиционными: дневная, заочная и вечерняя. Кроме того, преподаватели университета готовят абитуриентов к поступлению в институт на воскресных курсах и занятиях по интенсивной образовательной программе.

Обучаются студенты этого института 5-6 лет, срок обучения зависит от выбранной ими формы получения образования и факультета.

Заключительное слово

Существует особая, благородная и высокая миссия человека. Она заключается в профессиональной деятельности, и деятельность эта - педагогическая. Педагогика - это не просто наука или отрасль профессиональной теории и практики. Это еще и призвание, которому нужно соответствовать. Именно поэтому люди, которых можно назвать учителями, профессионалами с большой буквы, достойны уважения.

Каждый человек с момента своего рождения подпадает под влияние окружающих его людей: изначально это его родители и другие родственники, затем воспитатели в детском саду, учителя в школе и преподаватели в других учебных заведениях. Изначально, ещё не обладая самосознанием и пониманием окружающей реальности, человек представляет собой «чистый лист», на котором можно писать всё что угодно. Но именно от того, что на этом листе будет написано, зависит вся жизнь человека в будущем: его успехи и неудачи, жизненная активность или пассивность, стремление и тяга к знаниям или нежелание узнавать что-либо новое вообще, развитие и совершенствование или топтание на одном месте. А это значит, что каждый, кто каким-то образом причастен к жизни другого в период его становления, должен обладать познаниям в области воспитания, обучения и развития. И если опустить тему воспитания как такового, то эти функции возложены, как правило, на учителей и педагогов. Именно тому, как обучать других людей, учит наука под названием «педагогика».

Педагогические знания с самого начала развития человечества обладали огромным значением. Ведь для того чтобы находить подход к ученикам, уметь донести до них суть обучения и получения образования, а также грамотно и качественно обучить какой-либо дисциплине и привить определённые навыки и умения, нужно уметь обучать, а этот процесс можно без обиняков назвать настоящим искусством. К тому же отличается он огромнейшим количеством своих специфических особенностей и нюансов.

Учитывая саму важность этого вопроса и для тех, кто обучает, и для тех, кто обучается, мы пришли к пониманию того, что просто обязаны посвятить один из курсов нашего педагогике, введение к которому, собственно говоря, вы и имеете возможность читать в настоящий момент.

В курсе «Педагогика: Основы дидактики» мы поговорим о том, что такое педагогика и дидактика, рассмотрим основы педагогики и дидактики, общие принципы, закономерности, цели и задачи этих дисциплин. Беря во внимание то, что для становления педагогической науки неоценимое значение имела теория педагогики Яна Амоса Коменского, мы рассмотрим и её в рамках его труда «Великая дидактика». Кроме того, в курсе будет рассмотрена и тема взаимосвязи педагогики с : важные составляющие психологии учащихся, психологические основы обучения, а также психологические принципы эффективного обучения. Естественно, мы не могли не сказать и о традиционных и современных методах обучения - о них и о многом другом вы узнаете из представленного курса уроков. А по окончании курса вам будут предложены дополнительные материалы для изучения - список лучших книг и учебников по педагогике и дидактике.

Что такое педагогика?

С древнегреческого языка термин «педагогика» переводится как искусство воспитания. В настоящее же время педагогика понимается как наука о воспитании и обучении человека.

Если же привести более точную формулировку, то можно сказать, что:

Педагогика - это социальная наука, изучающая организованную систематическую и целенаправленную деятельность по формированию ; наука, изучающая содержание, формы и методы воспитания, обучения и образования, а также процесс передачи опыта ученику педагогом.

Становление педагогики как науки идёт вместе развитием человечества, т.к. сама педагогическая мысль зародилась ещё в философии и теологии эпохи Древнего мира. Однако из системы философских знаний педагогика была вычленена только в начале XVII столетия Фрэнсисом Бэконом - английским философом. Позже её закрепили труды чешского педагога Яна Коменского. На данный момент времени педагогика представляет собой многоотраслевую науку, которая функционирует и развивается, взаимодействуя с другими науками.

Как и любое научное направление, педагогика имеет свой предмет, объект, методологию и задачи:

Предмет педагогики состоит в целостном педагогическом процессе направленного развития и формирования личности человека, обусловленного его воспитанием, обучением и образованием.

Объект педагогики состоит в воспитании как целенаправленно и сознательно осуществляемом процессе. В роли объекта могут выступать явления действительности, обусловленные целенаправленной деятельностью социума. Такие явления называются образованием - частью объективного мира, изучаемого педагогикой.

Методология педагогики является системой знаний о структуре и основаниях педагогической теории, способах поиска знаний и принципах педагогического подхода, которые отражают педагогическую действительность, а также системой деятельности по получению знаний и обоснованию способов, логики, программ и качества исследовательской деятельности.

Задачи педагогики как научного направления состоят в следующем:

  • Воспитание человека как процесса выработки в нём устойчивых поведенческих , например, трудолюбия, порядочности, честности и т.д. Целью воспитания является не просто знание того, что такое, к примеру, честность, но именно привычка всегда быть честным. Представленную задачу можно назвать первостепенной
  • Определение комплекса природных способностей и их величины, а также взаимосвязанных с ними потребностей каждого отдельного человека, которые в наибольшей степени определяют его возможности к обучению в каком-либо направлении
  • Определение комплекса социальных потребностей к воспитанию и обучению и их величины в конкретном месте в конкретный момент времени
  • Формирование условий и реализация гармоничного удовлетворения социальных и личных потребностей в обучении и воспитании, учитывая потребности и способности, как учащегося, так и иерархии социальных групп

Очевидно, что педагогика является сложной и разносторонней наукой, и изучает довольно широкий спектр областей человеческой жизнедеятельности. Но в нашем курсе мы не станем затрагивать такие темы как воспитание или, например, самостоятельное обучение , т.к. для их изучения вы можете пройти отдельные тренинги на нашем сайте, а направим основные усилия на исследование именно обучения - передачу знаний от педагога к учащемуся.

Применение педагогических знаний

Использование знаний педагогического характера - это крайне полезный и эффективный навык для любого человека вообще, не говоря об учителях и педагогах. Обладая им, можно не только передать другому человеку то, что знаешь и умеешь сам, но и глубже понять психику и индивидуальные личностные особенности и окружающих и себя самого, улучшить коммуникативные навыки, закрепить собственный опыт и т.д.

Те же, для кого педагогическая деятельность является профессией и делом жизни, должны изучать педагогику, чтобы личностно и профессионально расти, выполнять свои задачи наиболее продуктивно, улучшать своими действиями образовательный процесс того учреждения, в котором работают. А если посмотреть на этот вопрос более масштабно, то чем больше в нашей стране будет профессиональных высококлассных педагогов, тем более развитым и образованным будет молодое поколение, будет больше специалистов, в детях, подростках и юношестве будет преобладать познавательный интерес и тяга к знаниям, стремление к , желание приносить пользу отдельным людям и обществу в целом, делать лучше и себя и окружающий мир.

Применение педагогических знаний, если оно будет осуществляться регулярно и систематически, сделает даже не имеющего опыт выпускника, получившего педагогическую специальность, настоящим профессионалом своего дела, педагогом, обладающим высоким уровнем подготовки, необходимыми профессиональными навыками и качествами, вызывающими уважение среди коллег и воспитанников. К тому же те преимущества, которые дают человеку педагогические знания, позволяют ему продуктивно применять свои умения и достигать успеха не только в профессиональной сфере деятельности, но и в любой другой сфере жизни, включая семейные и личные отношения.

Если вы учитесь на педагога, или даже являетесь педагогом со стажем, представленный в нашем курсе материал будет вам полезен - восполнит пробелы, ответит на какие-то вопросы, улучшит навыки, освежит в памяти информацию. Но не важно, являетесь вы педагогом или далеки от этой профессии, педагогические знания применяются вами в вашей жизни всегда. Когда вы общаетесь с друзьями и знакомыми, учите чему-то своих детей или посвящаете нового сотрудника в особенности его должностных обязанностей - в любой подобной ситуации вы обучаете, и очень важно помнить об этом. И если у вас есть стремление научиться эффективно воспитывать своего ребёнка, улучшить личные качества, чтобы стать более успешным в жизни и работе, раздвинуть свои персональные границы, дабы стать ещё более развитой личностью, педагогические навыки пойдут вам только на пользу. И обучиться им вы можете без проблем, даже не имея информационной базы.

Как этому научиться?

Педагогических знаний и навыков, как, впрочем, и любых других, у человека нет на момент его рождения. Любые данные и умения появляются у него по мере его взросления, вместе с опытом, который он получает в процессе жизни. Но, как вы, конечно же, знаете, у всех людей есть генетически обусловленные предрасположенности к чему-либо. Так, у некоторых имеется предрасположенность к продуктивному взаимодействию с окружающими и передаче им того, что они сами знают и умеют. Люди этой категории уже с малых лет и сами начинают максимально познавать окружающую их действительность, и помогают это делать другим. Впоследствии они выбирают для себя специальности, связанные с педагогикой, успешно обучаются и становятся преподавателями.

Однако и тех, у кого такой предрасположенности нет, со счетов сбрасывать ни в коем случае нельзя, просто для успеха в выбранной области им приходится предпринимать на порядок больше усилий и стараний. Важно просто понимать, что человек способен изучить и овладеть абсолютно всем, что его интересует, в том числе и знаниями и навыками в области педагогической науки. Можно, естественно, пойти в университет и даже получить второе или третье высшее образование, если первое не является соответствующим это сфере, а можно и самостоятельно изучить представленную область, для чего и создан наш курс.

При изучении педагогики по нашему курсу (и вообще) важно учитывать два аспекта - теоретический и практический:

  • Теоретический аспект педагогики представляет собой тот теоретический материал, который, во-первых, преподаётся в учебных заведениях, а во-вторых, на котором основан и наш тренинг - теория является его основой, и учебный материал важно не только прочитать, но и хорошенько усвоить
  • Практические аспект педагогики включает в себя применение полученного теоретического материала в практической деятельности, т.е. в работе и жизни. Практика является залогом успеха в любом деле

Невзирая на важность практической части, множество людей усваивают теорию, причём делать они этого могут так успешно, что и равных им в познаниях просто не найти, но вот до практики дело так и не доходит, что и является причиной бесполезности знаний. Но точно так же, как практика невозможна без теории (ведь практиковать просто будет нечего), несостоятельна и теория без практики (она остаётся просто чем-то прочитанным и заученным). Виной отказа от практической деятельности могут быть обе стороны: и составители материала, и изучающие этот материал. В первом случае теоретические основы могут быть составлены так, что читатель просто не понимает, как их применять, а во втором может играть роль лень, отсутствие интереса и мотивации. И если на вашу мотивацию, интерес и желание заниматься и работать мы никак не можем повлиять, кроме того как порекомендовать изучить отдельные разделы нашего сайта, например, и , то при составлении курса мы постарались сделать всё возможное, чтобы теория не показалась слишком скучной и трудной для усвоения.

В дополнение к грамотно составленной теоретической базе мы постарались максимально адаптировать материал к применению на практике. Важно лишь отметить, что разделы педагогики довольно сложно снабжать примерами и конкретными указаниями, по причине чего мы постарались преподнести теорию таким образом, чтобы уже из неё было понятно, что нужно делать, какие принципы и закономерности учитывать и какие методы и приёмы использовать в своей деятельности. Но, конечно же, в тренинге есть и примеры, и конкретные рекомендации и советы, дополняющие собой теоретическую часть.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

Уроки по педагогике

После довольно серьёзного с нашей стороны изучения источников информации на тему педагогики, а также после отбора наиболее важного из них и адаптации полученного материала к продуктивному освоению и практическому применению, мы разработали шесть уроков по педагогике, из которых вы узнаете о традиционных идеях, современных веяниях, методах, принципах, целях и задачах педагогической науки и т.д.

Представим небольшой обзор каждого из уроков.

Пятый урок продолжает тему методов обучения, однако рассматриваются в нём уже другие методы - современные - методы, которые только начинают находить своё применение в образовательно-воспитательной деятельности. Из этого урока вы узнаете о семинарах, тренингах, модульном и дистанционном обучении, ценностной ориентировке, методе кейс-стади, коучинге, ролевых и деловых играх, креативных группах, мифологемах и ряде других современных методов обучения. В процессе рассмотрения данных методов будут даны их определения и указаны основные преимущества и недостатки.

Как проходить занятия?

Как мы уже упоминали, учитывая всю сложность и специфику представленной темы, мы постарались составить материал таким образом, чтобы его теоретические основы были максимально адаптированы для усвоения и применения на практике. Но наше дело - предоставить вам, так сказать, пищу для ума, и вооружить знаниями, а что с этими знаниями будете делать вы - это уже вопрос вашего собственного выбора. Но хотим всё же ещё раз напомнить, что без практического применения всё, что вы узнаете из этого или какого бы то ни было другого тренинга, так и останется всего лишь составляющей багажа ваших знаний. По этой причине мы настоятельно рекомендуем вам и систематизировать свои занятия.

Изучение имеющихся уроков мы советуем разбить на несколько временных промежутков. Например, вы можете сделать такой план: один день вы уделяете изучению одного урока, второй день перечитываете материал и , а на третий день стараетесь применить знания в реальных условиях. По большому счёту это обычная схема, которую мы предлагаем свои читателям и членам нашего интеллектуального клуба. Но ещё раз повторимся: учитывая специфику рассматриваемой темы и, как следствие, специфику тренинга, применить знания на практике может получиться не всегда. Поэтому мы советуем либо посвятить тот же третий день (прочтению конспекта, восстановлению в памяти знаний и сверке их с материалом курса), либо изучению дополнительных материалов, к примеру, расшифровке незнакомых терминов и понятий или углублённому изучению заинтересовавшего раздела. Хотя применять педагогические знания очень просто даже при обычном ежедневном общении с родными, друзьями или коллегами.

После одного для перерыва между уроками можно переходить к новому уроку. В итоге на прохождение всего курса у вас уйдёт примерно три недели. Естественно, это не ультиматум, и при желании вы можете составить свой индивидуальный график, соответствующий вашим индивидуальным предпочтениям и/или графику работы/учёбы.