Фурсенко Андрей Александрович. Биография

Помощник президента Российской Федерации с мая 2012 года. Бывший министр образования и науки РФ, занимал этот пост в кабинетах Владимира Путина (2008-2012), Виктора Зубкова (2007-2008) и Михаила Фрадкова (2004-2007). Ранее - исполняющий обязанности министра промышленности, науки и технологий (2003-2004), первый заместитель министра промышленности, науки и технологий, заместитель министра (2001-2003). В 1992-2001 годах возглавлял "Региональный фонд научно-технического развития" (РФНТР). Член совета при президенте РФ по реализации национальных проектов, глава межведомственной рабочей группы по национальному проекту "Образование". Председатель научного совета Фонда "Центр стратегических разработок "Северо-Запад". Доктор физико-математических наук. Непосредственный исполнитель реформы образования и науки.
Андрей Александрович Фурсенко родился 17 июля 1949 года в Ленинграде. В 1966 году он поступил на математико-механический факультет Ленинградского государственного университета. В 1971 году Фурсенко начал работать в Физико-техническом институте имени Иоффе (ФТИ), был стажером-исследователем, научным сотрудником, заведующим лабораторией, заместителя директора по научной работе. В 1978 году Фурсенко стал кандидатом физико-математических наук, в 1990 году - получил докторскую степень.
В 1991 году Фурсенко покинул ФТИ и занялся коммерцией. Он принимал участие в создании банка "Россия". В 1991-1992 годах Фурсенко был вице-президентом АО "Центр перспективных технологий и разработок" (ЦПТР). В 1992-2001 годах он возглавлял ОАО "Региональный фонд научно-технического развития" (РФНТР). В ноябре 2000 года Фурсенко стал председателем научного совета Фонда "Центр стратегических разработок "Северо-Запад".
В декабре 2001 года Фурсенко был назначен заместителем министра промышленности, науки и технологий (министерство возглавлял Илья Клебанов), в июне 2002 года - первым заместителем министра. В декабре 2003 года он стал исполняющим обязанности министра промышленности, науки и технологий в правительстве Михаила Касьянова. В марте 2004 указом президента РФ Фурсенко был назначен министром образования и науки во вновь сформированном кабинете Михаила Фрадкова.
На посту министра Фурсенко заявлял о необходимости ввести в школе изучение истории религий и выступал против обязательного изучения "Основ православной культуры" (ОПК). Он добился принятия в январе 2007 года закона о повсеместном введении с 2009 года "Единого государственного экзамена" (ЕГЭ), а также одобрения правительством РФ законопроекта о частичном переходе на двухуровневую систему подготовки студентов, включающую бакалавриат и магистратуру, что стало очередным шагом на пути присоединения России к Болонской декларации. Фурсенко выступал за сокращение количества бюджетных мест в вузах. При нем была завершена реформа Российской академии наук (РАН) и отраслевых академий - они были окончательно подчинены государству.
После отставки правительства Фрадкова в сентябре 2007 года Фурсенко сохранил свой пост в новом кабинете, который возглавил Виктор Зубков.
В мае 2008 года в должность президента России вступил Дмитрий Медведев, новым премьер-министром был утвержден Владимир Путин. В новом правительстве Фурсенко вновь стал главой Министерства образования и науки. После того как в 2012 году Путин вернулся на пост президента России, а премьер-министром стал Медведев, Фурсенко на посту министра образования и науки сменил ректор Московского института стали и сплавов (МИСиС) Дмитрий Ливанов. 22 мая 2012 года был обнародован указ о назначении Фурсенко помощником президента Путина. 26 июня того же года Фурсенко возглавил управление президента по научно-образовательной политике.
Фурсенко является членом совета при президенте РФ по реализации национальных проектов и главой межведомственной рабочей группы по национальному проекту "Образование". Фурсенко женат, у него есть сын.

Должность министра образования - одна из самых сложных и неблагодарных в любом правительстве. Каждый человек сталкивается с детскими садами, школами, вузами. Любые попытки реформирования, обновления существующих методик сталкиваются с огромным сопротивлением со стороны учителей, родителей, учеников, студентов - в общем, большей части населения страны. Всю эту чашу народной нелюбви и презрения пришлось до дна испить Андрею Фурсенко, министру образования и науки в 2004-2012 годах. Причем зачастую сам чиновник, шокируя общество желанием отменить в старших классах преподавание математики и русского языка, переводя Академию наук в прямое управление чиновников и проявляя поистине дьявольское усердие в области различных реформ.

Сын академика

Биография Андрея Александровича Фурсенко в ранние годы ничем не отличается от биографий обычных ленинградских интеллигентов. Он появился на свет в послевоенном Ленинграде в 1949 году. Отец его был знаменитым специалистом по истории Америки XVIII-XIX веков. Александр Фурсенко был академиком РАН, работал секретарем исторического отделения и обладал огромным авторитетом.

Из-за специфики работы семье академика часто приходилось переезжать с места на место, и Андрей часто менял школы.

Однако это не отражалось на его успеваемости, он мгновенно схватывал все на лету, демонстрируя особенно хорошую успеваемость в точных науках - математике и физике.

Помимо учебы в биографии Андрея Фурсенко отмечено увлечение киносъемкой. Вместе с друзьями они скинулись и пробрели любительскую камеру, с помощью которой вели документальную хронику и даже снимали игровые фильмы. В одной из постановок Андрей сыграл роль профессора, каковым станет через пару десятков лет.

От студента до доктора наук

Окончив школу, Андрей Александрович Фурсенко в 1966 году поступает в ведущий вуз северной столицы - Ленинградский государственный университет - на самый сложный математико-механический факультет. Незадолго до этого страна пережила очередную реформу образования, в результате которой именно в том году приемные комиссии одновременно осаждали толпы десятиклассников и одиннадцатиклассников.

Конкурс был весьма жесткий, на одно место претендовали десятки абитуриентов, однако сын академика сумел преодолеть свой первый жизненный барьер.

В вузе Андрей Александрович Фурсенко специализировался на механике. Помимо учебы его интересовала общественная жизнь, он был очень активным комсомольцем и вступил в ряды КПСС, еще обучаясь в университете. Фурсенко организовывал добровольные дружины, стройотряды.

Вечеринки, свидания - все это проходило мимо худощавого питерского интеллигента, его увлечениями были книги, он ухитрялся добывать редчайшие издания малоизвестных в СССР авторов.

В 1971 году он завершил обучение в ЛГУ и поступил в аспирантуру. Спустя семь лет он получил звание кандидата наук. В 1990 году он защитил и докторскую диссертацию.

Карьера ученого

Карьера ученого начинается параллельно с продолжением образования. Андрей Фурсенко поступил в Физико-технический институт в Ленинграде в 1971 году и прошел долгий путь от стажера-исследователя до заместителя директора по научной работе.

Специализировался молодой ученый в своих исследования на математическом моделировании газодинамических процессов, физике плазмы.

Работящий Андрей Александрович написал около сотни научных трудов, при этом не оставлял общественной деятельности, будучи активным партийным работником.

Деятельность Фурсенко в советские годы связана одновременно со взлетом и резким упадком отечественной науки. В частности, он был одним из создателем легендарного «Бурана», первого и последнего советского космического челнока. Андрей Фурсенко, работая в огромном коллективе, отвечал за вопросы расчета скорости связи корабля.

В новых реалиях

Про советских ученых существует стереотип, что это порода непрактичных, наивных людей, плохо умеющих приспосабливаться к современным реалиям. Один Борис Абрамович Березовский ярко продемонстрировал, что не следует верить штампам. Активный комсомолец и партийный работник Андрей Фурсенко также не желал идти на дно вместе со всей советской наукой.

В 1990 году он вместе с и будущим главным железнодорожником Якуниным отправился к руководителю ФТИ Жоресу Алферову с предложением создать при институте ряд независимых инновационных фирм, которые бы занимались проблемами внедрения научных достижений в реальную экономику.

Однако патриарх отечественной науки и будущий нобелевский лауреат отказал бизнесменам от науки, не сойдясь в вопросе совмещения должностей научных сотрудников в будущих организациях и собственно в самом институте.

В 1991 году Андрей Фурсенко оставляет научную работу и уходит с головой в бизнес. Он становится одним из создателей банка «Россия», который объявит себя банкротом после августского путча. Некоторое время доктор наук занимал пост вице-президента «Центра перспективных технологий и разработок», после чего возглавил «Региональный фонд научно-технического развития», которым руководил в течение девяностых годов. Эти структуры, по словам создателей, занимались привлечением инвестиций в производства с наукоемкими технологиями, а также реорганизацией оборонных комплексов.

Приход в правительство

В 1994 году состоялось знаменательное знакомство Андрея Фурсенко с будущим главой государства Путиным, который в то время ведал внешнеэкономическими связями северной столицы. Чиновник городской администрации оказывал ученому-бизнесмену поддержку при передаче фондам Фурсенко зданий оборонных комплексов.

Возглавив страну, Владимир Владимирович затем вспомнит об образованном предпринимателе и позовет его работать в правительство. В декабре 2001 года Андрей Фурсенко становится заместителем министра промышленности, науки и технологий. Уже в 2003 году он становится полноправным хозяином в министерском кабинете. А через год создается новое министерство, которое объединяло в своем ведении вопросы образования и науки. Возглавить эту титаническую работу премьер поручил все тому же Андрею Фурсенко, который продержится на свой новой должности вплоть до 2012 года.

Проводник ЕГЭ

Энергичный и деятельный, доктор наук решил коренным образом приняться за реформы в отечественной науке и образовании. Первым громким шагом Фурсенко стало введение ЕГЭ, хотя сама идея принадлежала его предшественнику на посту министра образования. Первоначально он отрицательно относился к идее единого госэкзамена, проводимого в тестовой форме, однако затем в корне изменил свое мнение.

По словам Фурсенко, введение ЕГЭ позволило бы в разы снизить коррупцию при приеме абитуриентов в вузы и исключить человеческий фактор при вступительных экзаменах. В ответ на дыбы встали ректоры многих крупнейших институтов и университетов страны. В частности, резко критиковал ЕГЭ руководитель МГУ Садовничий.

Министерство пошло в этом вопросе на некоторые уступки и позволило отдельным учебным заведениям проводить отборы студентов на основе специализированных олимпиад.

ОПК и ОБЖ для школьников

Еще одним громким шагом министра стало введение в школьную программу предметов религиозной тематики. Здесь Фурсенко ухитрился навлечь на себя гнев как представителей церкви, так и светской интеллигенции. Он высказывался за изучение в школах истории основных мировых религий и резко возражал против того, чтобы методика предмета «Основы православной культуры» отдавалась на откуп регионам без согласования с центром.

Всеми ненавидимый и оплеванный политик вошел в раж и окончательно шокировал общество своей новой программой образования для старших классов. По мнению министра, обязательными для учеников должны были оставаться лишь ОБЖ и физкультура, математика же и русский язык становились дополнительными предметами. Люди почуяли, что Фурсенко потихоньку планирует переход образования на платные рельсы и едва не вздернули неосмотрительного министра на вилы. Президенту страны тех лет Дмитрию Медведеву пришлось изо всех сил открещиваться от ненавидимого Фурсенко, и новую программу быстро завернули.

Высшее образование и наука

Высшее образование также не осталось без внимания Фурсенко. Он стал активным проводником Болонской системы и инициировал переход на двухуровневую систему высшего образования - бакалавриат и магистратуру.

Одним из самых громких шагов Фурсенко стала его атака на Академию наук. Эта отрасль общественной деятельности и правда нуждалась во внимании государства, поскольку из-за оттока молодых ученых на Запад в девяностых годах большинство академиков уже давно перешагнуло рубеж семидесяти лет, и вряд ли они могли бы стать источниками дерзких инновационных проектов.

Однако министр науки и образования решил, что в первую очередь следует сосредоточиться на административно-хозяйственной деятельности научных учреждений и разработал план реформ, согласно которым РАН вместе со всем полностью переходил под прямое государственное управление.

Такая потеря традиционной независимости не могла понравиться академикам, и они объявили настоящую войну реформатору. Дело закончилось тем, что после долгой борьбы уже после ухода бывшего ученого с поста министра стороны сошлись на компромиссном варианте.

В 2012 году один из самых непопулярных министров современной России ушел в отставку. Сегодня Андрей Александрович Фурсенко - помощник президента Российской Федерации по вопросам образования и науки.

Помощник президента Российской Федерации

Помощник президента Российской Федерации с мая 2012 года. Бывший министр образования и науки РФ, занимал этот пост в кабинетах Владимира Путина (2008-2012), Виктора Зубкова (2007-2008) и Михаила Фрадкова (2004-2007). Ранее - исполняющий обязанности министра промышленности, науки и технологий (2003-2004), первый заместитель министра промышленности, науки и технологий, заместитель министра (2001-2003). В 1992-2001 годах возглавлял "Региональный фонд научно-технического развития" (РФНТР). Член совета при президенте РФ по реализации национальных проектов, глава межведомственной рабочей группы по национальному проекту "Образование". Председатель научного совета Фонда "Центр стратегических разработок "Северо-Запад". Доктор физико-математических наук. Непосредственный исполнитель реформы образования и науки.

Андрей Александрович Фурсенко родился 17 июля 1949 года в Ленинграде. В 1966 году он поступил на математико-механический факультет Ленинградского государственного университета. В 1971 году Фурсенко начал работать в Физико-техническом институте имени Иоффе (ФТИ), был стажером-исследователем, научным сотрудником, заведующим лабораторией, заместителя директора по научной работе. В 1978 году Фурсенко стал кандидатом физико-математических наук, в 1990 году - получил докторскую степень.

В 1991 году Фурсенко покинул ФТИ и занялся коммерцией. Он принимал участие в создании банка "Россия ". В 1991-1992 годах Фурсенко был вице-президентом АО "Центр перспективных технологий и разработок" (ЦПТР). В 1992-2001 годах он возглавлял ОАО "Региональный фонд научно-технического развития" (РФНТР). В ноябре 2000 года Фурсенко стал председателем научного совета Фонда "Центр стратегических разработок "Северо-Запад".

В декабре 2001 года Фурсенко был назначен заместителем министра промышленности, науки и технологий (министерство возглавлял Илья Клебанов), в июне 2002 года - первым заместителем министра. В декабре 2003 года он стал исполняющим обязанности министра промышленности, науки и технологий в правительстве Михаила Касьянова . В марте 2004 указом президента РФ Фурсенко был назначен министром образования и науки во вновь сформированном кабинете Михаила Фрадкова .

На посту министра Фурсенко заявлял о необходимости ввести в школе изучение истории религий и выступал против обязательного изучения "Основ православной культуры" (ОПК). Он добился принятия в январе 2007 года закона о повсеместном введении с 2009 года "Единого государственного экзамена" (ЕГЭ), а также одобрения правительством РФ законопроекта о частичном переходе на двухуровневую систему подготовки студентов, включающую бакалавриат и магистратуру, что стало очередным шагом на пути присоединения России к Болонской декларации. Фурсенко выступал за сокращение количества бюджетных мест в вузах. При нем была завершена реформа Российской академии наук (РАН) и отраслевых академий - они были окончательно подчинены государству.

После отставки правительства Фрадкова в сентябре 2007 года Фурсенко сохранил свой пост в новом кабинете, который возглавил Виктор Зубков .

В мае 2008 года в должность президента России вступил Дмитрий Медведев , новым премьер-министром был утвержден Владимир Путин . В новом правительстве Фурсенко вновь стал главой Министерства образования и науки. После того как в 2012 году Путин вернулся на пост президента России, а премьер-министром стал Медведев, Фурсенко на посту министра образования и науки сменил ректор Московского института стали и сплавов (МИСиС) Дмитрий Ливанов . 22 мая 2012 года был обнародован указ о назначении Фурсенко помощником президента Путина. 26 июня того же года Фурсенко возглавил управление президента по научно-образовательной политике.

Фурсенко является членом совета при президенте РФ по реализации национальных проектов и главой межведомственной рабочей группы по национальному проекту "Образование". Фурсенко женат, у него есть сын.

Министр образования и науки РФ (с 2004 г.)

Награды

Орден «За заслуги перед отечеством» IV степени (10 августа 2009 года) — за большие заслуги в развитии системы образования и науки Российской Федерации и многолетнюю плодотворную деятельность .

Почётная грамота Правительства Российской Федерации (17 июля 2004 года) — за большой личный вклад в развитие фундаментальной и прикладной науки, формирование национальной инновационной системы и многолетний плодотворный труд .

Орден «Данакер»(1 декабря 2008 года, Киргизия) — за вклад в социально-экономическое развитие Кыргызстана, укрепление дружбы и сотрудничества между Кыргызской Республикой и Российской Федерацией в области науки и образования .

Орден «Полярная звезда» (17 июля 2009 года, Якутия) — за особые заслуги в развитии системы образования и науки, вклад в подготовку высококвалифицированных кадров для республики и многолетнее плодотворное сотрудничество .

Образование

В 1971 году окончил механико-математический факультет Ленинградского государственного университета им. А.А.Жданова. Доктор физико-математических наук.

Карьера и государственная деятельность

В 1971- 1991 г.г. — стажёр-исследователь, младший научный сотрудник, заведующий лабораторией, заместитель директора по научной работе, ведущий научный сотрудник Физико-технического института им. А.Ф.Иоффе АН СССР в Ленинграде. Специалист в области вычислительной физики.

В 1991 - 1993 г.г.— вице-президент АО «Центр перспективных технологий и разработок», Санкт-Петербург. Его непосредственным начальником был Юрий Ковальчук.

В 1994 - 2001 г.г. — генеральный директор Регионального фонда научно-технического развития Санкт-Петербурга. При его активном участии были реализованы более 80 высокотехнологичных проектов, для финансирования которых удалось привлечь около 13 млн. долларов.

В 1995 г. вступил в партию «Наш дом - Россия».

С 2000 г. — председатель научного совета Фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад».

После избрания в 2000 году В.В. Путина на пост Президента России карьера Андрея Фурсенко продолжилась в Москве.

В 2001 - 2002 г.г.— заместитель министра промышленности, науки и технологий Российской Федерации

С июня 2002 г.— первый заместитель министра промышленности, науки и технологий Российской Федерации.

С октября 2003 г. — и. о. министра промышленности, науки и технологий Российской Федерации.

С 9 марта 2004 г. — министр образования и науки Российской Федерации в правительстве М.Е. Фрадкова.

С 12 мая 2008 г. — вновь министр образования и науки в правительстве В.В. Путина. С 11 января 2010 г.— член правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции.

В период реформирования системы отечественного образования министерством начал реализовываться приоритетный национальный проект «Образование». При этом Андрей Фурсенко является членом Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике.

Во время его руководства отраслью образования начали происходить изменения в процессе интегрирования науки и высшей школы. Фурсенко выступает за то, чтобы Россия принимала участие в Болонском процессе, а также за реформирование Российской Академии наук и перевода части её сотрудников на коммерческие контракты.

Доходы

За 2006 год, по официальным данным, министр получил доход 2,6 млн рублей.

За 2008 год, по официальным данным правительства РФ, А.А.Фурсенко получил 4,5 млн. рублей.

За 2009 год Фурсенко получил 4.9 млн рублей.

Реформы Фурсенко в системе образования

Согласно последнему стандарту образования для старшей школы, в программе будут выделяться шесть предметных групп . Первая группа - это русский язык и литература, а также родной язык и литература. Вторая группа включает в себя иностранные языки, третья - математику и информатику. В четвертую группу входят общественные науки, в пятую - естественные науки, в шестую - искусство или предмет по выбору.

Предполагается, что в каждой из групп ученик сможет выбрать один-два предмета. При этом предметы «Россия в мире», ОБЖ и физкультура будут обязательными для всех.

Таким образом, число предметов в старших классах, изучаемых школьником, сократится с 16-21 до 9-10. У ученикам останется время на подготовку самостоятельного исследовательского проекта, что также станет обязательной частью обучения в старшей школе.

Этот размещенный на сайте Минобразования новый проект в начале 2011 года вызвал активную критику учительского и родительского сообщества.

В свою очередь, Андрей Фурсенко считает, что высшая математика, русский язык и литература не обязательно должны являться для старшеклассников необходимыми предметами. По его собственному признанию, он не изучал в школе высшую математику и при этом «не дурнее других».

Фурсенко является убежденным сторонником Единого государственного экзамена (ЕГЭ). По его мнению, ЕГЭ, а также различные олимпиады «не дают возможности для коррупционных действий». Кроме того, считает он, ЕГЭ «даёт возможность ребятам всей России более успешно построить свое будущее», а также «позволит оценить качество школьной подготовки и исправить недостатки школьного образования».

В 2006 году министр заявлял, что зарплата учителей должна вырасти до 20-30 тыс. рублей в месяц. Однако до сих пор далеко не во всех регионах страны школьные педагоги получили прибавки к своей зарплате. На недавно состоявшейся встрече с редакцией газеты «Аргументы и факты» Фурсенко объяснил эту ситуацию так: «Объясню, что обещано и что сделано. Цель была такая: довести среднюю зарплату учителей до средней по региону, а там, где это невозможно, повысить минимум на 30%. Речь шла именно о средней зарплате. Мы не обещали повысить зарплату каждого учителя на треть. К 1 августа этого года федеральный центр перечислил регионам 20 млрд рублей. В 2012-2013 гг. будет направлено ещё 100 млрд. Федеральные деньги идут на закупку оборудования, учебной литературы, автобусов, повышение квалификации учителей и т. д. В ответ на это регионы обязались высвободившиеся в региональных бюджетах деньги направить на повышение зарплат учителям. Однако в некоторых регионах учителям не разъяснили, на что они могут рассчитывать. В результате люди решили, что власти их опять обманули».

Кроме того, глава Минобрнауки РФ заявил, что в российских школах гораздо больше учителей, чем нужно. Их численность, по мнению министра, можно сократить примерно на 200 тысяч человек. Фурсенко подчеркнул, что его ведомство само увольнениями заниматься не будет, а может только рекомендовать школам, сколько педагогов и в какие сроки нужно уволить. «В Европе в среднем на одного учителя приходится 13-15 учеников. У нас … девять-десять учеников на одного учителя», - пояснил министр.

В 2007 году на ежегодном молодежном форуме на Селигере Андрей Фурсенко высказал такую точку зрения: «Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца , а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя , способного квалифицированно пользоватьсярезультатами творчества других».

«Идеология образования осталась той же — мы должны готовить творцов, - высказывает свою позицию Фурсенко. - А нам необходимо прежде всего прививать культуру использования уже имеющихся наработок, следования имеющимся стандартам». По его убеждению, в настоящее время у вузов сохраняется устаревшая позиция по подготовке в первую очередь «творцов», которые могут быть не всегда и не везде нужны.

Такая позиция министра образования вызвала большой резонанс. Были рассуждения о том, что ни одна из планируемых жизненно важных для России программ не может быть реализована потребителями-исполнителями, владеющими лишь отвёрточной и сборочной технологиями по чужим схемам.

Есть даже такое мнение, что последствием подобной образовательной политики проявилось и то, что в 2009 году из всего количества первокурсников механико-математического факультета и факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ справились с контрольной по материалам ЕГЭ только 40%.

Министр придерживается мнения, что система повышения квалификации учителей должна стать более активной и оперативной. «Если мы хотим иметь новое образование, сначала мы должны получить нового учителя», - подчеркнул он.

Министр отметил еще одну проблему системы образования - каждая новая инициатива, будь то «Наша новая школа» или Федеральная целевая программа развития образования, требует от педагогов огромного количества отчетов, бумажной работы. Учителя, как человека творческого, такая бумажная волокита, естественно, «тормозит». По словам Фурсенко, дошло до того, что учителя перестали традиционно жаловаться на зарплаты, а больше переживают от количества бумаг. «Педагоги просто не успевают заниматься детьми, потому что надо писать отчеты», - отметил министр.

Слухи о возможном введении системы платного образования в России Андрей Фурсенко опроверг.
«Это исключено, это - страшилка, я рассматриваю это как чистую провокацию», - заявил российский министр в ходе научной конференции в Мехико. Человек, который попытается пролоббировать идею платного образования в России, закончит свою политическую карьеру, считает Фурсенко. «Вы можете себе представить хоть одного политика, вводящего платное образование? Человек, попытавшийся реализовать эту идею, - конченый человек», - подытожил министр.

Андрей Фурсенко пообещал, что ведомство в 2012 году продолжит работу по повышению стипендий нуждающимся студентам и отличникам.

«Мы будем продолжать работу по улучшению стипендиального обеспечения, мы должны адресным образом увеличивать стипендии для ребят, которые являются социально незащищенными, точно также для тех ребят, которые показывают блестящие результаты в учебе», — сказал министр в своем интервью. Кроме того, министр сообщил, что в 2012 году будет продолжена работа по повышению зарплат преподавателям вузов.

Министр также призвал ректоров вузов вернуть учащимся все места в студенческих общежитиях . По его словам, на настоящий момент не хватает примерно 700 тыс. кв. метров общежитий, поэтому решается вопрос о выделении 5 млрд рублей в течение трех лет на эти цели, перераспределив имеющиеся средства.

Не совсем обычный ход властей, принятый в отношении учащихся московских школ в дни выборов и митингов , когда их обязали писать контрольные работы , Фурсенко прокомментировал так: «Я считаю железно, что дети действительно во время митинга должны быть заняты другим. Ни на каких митингах — ни за, ни против — их быть не должно… По-человечески я понимаю тех, кто принимал такое решение. Не дай Бог, что случится, во всем будет виновата школа».

Критика Андрея Фурсенко и его позиции

В 2011 году было опубликовано Открытое письмо Президенту Дмитрию Медведеву с требованием отставки Андрея Фурсенко из-за разрушения им системы российского образования, которое подписало огромное количество людей, включая деятелей культуры и науки. Произошло это после того, как Министерством было объявлено предложение сделать главными предметами в выпускных классах ОБЖ, физкультуру и новый предмет «Россия в мире», якобы призванная воспитывать в юных гражданах любовь к Родине. При этом уроки русского языка, литературы и математики, ко всеобщему изумлению, предлагалось сделать необязательными. В итоге последовали массовые возмущения среди образованных слоев общества, а также среди простых родителей учащихся. Владимир Путин дал понять Андрею Фурсенко, что в этот раз он «перестарался» в отношении реформирования. После этого стандарты были отправлены на доработку, и до последнего времени окончательное решение по ним еще не было принято.

Некоторые деятели Русской православной церкви и председатель комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций С.А.Попов подвергли Фурсенко критике и по той причине, что он выступает за внесение в школьную программу предмета «История мировых религий», а не «Основы православной культуры».

Касающиеся современного образования, Андрей Фурсенко дал на встрече с редакцией « Аргументы и факты» . Во время интервью поднимались темы таких нововведений, как ЕГЭ, новые стандарты обучения, сокращение сельских школ, новая система финансирования, зарплаты учителей и т.д.

Семья и личная жизнь

Отец - академик РАН Александр Александрович Фурсенко

Брат - Сергей Александрович Фурсенко. С 2003 года он является генеральным директором ООО «Лентрансгаз», дочернего предприятия ОАО «Газпром». С 3 февраля 2010 года — Президент Российского футбольного союза.

Официальный сайт министерства образования и науки РФ

Александр Александрович Фурсенко (11 ноября 1927 года, Ленинград — 30 июня 2008 года) — советский и российский историк, академик АН СССР (1990). Первый среди российских учёных послевоенного поколения заложил основы серьёзного академического изучения истории США. По выражению американского историка Роберта Бирнса, «один из самых компетентных советских специалистов по истории США в двадцатом столетии».

В 1946 году после окончания школы поступил на исторический факультет Ленинградского государственного университета. Специализировался на вновь созданной кафедре истории международных отношений, которую возглавлял известный учёный профессор Николай Павлович Полетика. Но несмотря на то, что формально свои научные исследования студент Фурсенко проводил под руководством Полетики, своим подлинным научным руководителем он считал профессора Бориса Александровича Романова. В 1951 году Фурсенко окончил университет, защитив дипломную работу, посвящённую дальневосточной политике в XIX веке. В том же году он поступил в аспирантуру Ленинградского отделения Института истории АН СССР, где продолжал исследовательскую работу уже под непосредственным руководством Романова.

Работал младшим, старшим, главным научным сотрудником, с 1988 года — заведующим отделом всеобщей истории Ленинградского отделения Института истории СССР АН СССР (сменил на этом посту В.И. Рутенбурга).

С 1987 — член-корреспондент АН СССР, с 1990 — академик АН СССР. С 1996 по 2002 г. — член Президиума РАН, академик-секретарь Отделения истории РАН.

1986-1998 гг. — член исполкома Международной ассоциации экономической истории как представитель России. С 1999 — член Европейской Академии (Academia Europaea). Член комиссии по правам человека при Администрации Санкт-Петербурга. Почётный консул Республики Филиппины в Санкт-Петербурге. Читал лекции в зарубежных университетах.

Автор фундаментальных работ в области истории США, международных отношений и внешнеэкономической политики России. Является автором и редактором следующих трудов: «История США», «История внешней политики и дипломатии США» (1994), «Становление американского государства» (1992), «Словарь американской истории» (1997). Документированная история Карибского кризиса («One Hell of a Gamble: Khrushev, Castro and Kennedy, 1958-1964»), написанная им в соавторстве с американским исследователем Т. Нафтали, стала бестселлером в США и выдержала два издания в России.

Сыновья — Андрей Александрович (с 2004 — по 2012) министр образования и науки; Сергей Александрович (с 2003 — генеральный директор компании «Лентрансгаз»; 2010-2012 — президент Российского футбольного союза).

Книги (5)

Адская игра. Секретная история Карибского кризиса 1958-1964

Книга российского и американского историков освещает наиболее драматический период «холодной войны» — Карибский кризис, когда человечество стояло на грани ядерной катастрофы. Основанный на ранее скрытых за семью печатями материалов архивов США и СССР, включая документы Н.С. Хрущева, его ближайшего окружения и КГБ, — это первый полный отчет о самом опасном противостоянии великих держав во второй половине XX века.

Шаг за шагом, день за днем в книге показан путь к роковому дню 22 октября 1962 года, который мог стать последним в истории человечества.

Династия Рокфеллеров

Книга представляет исторический очерк трех поколений американских миллиардеров Рокфеллеров.

Она рассказывает о том, как сколотил свое состояние основоположник этого богатейшего в мире семейства Джон Д. I, как развивалась «империя» Рокфеллеров при его преемниках. Возникновение первого американского треста, методы, при помощи которых Рокфеллер завоевал монополию, тайные политические махинации и империалистическая политика на международной арене — обо всем этом рассказано на страницах книги.

Главное внимание уделяется истории клана Рокфеллеров за последние 20 лет. Значительное место отведено политической деятельности представителей нынешнего поколения этой финансовой династии, прежде всего — Нельсона Рокфеллера, видного деятеля республиканской партии, дважды претендовавшего на пост президента США. Наряду с этим в книге даны оценка состояния Рокфеллеров, описание их владений и частной жизни.

Президенты и политика США. 70-е годы

Книга рассказывает о политическом развитии Америки в 70-е годы в период пребывания на посту президента республиканца Р.Никсона, Дж.Форда, демократа Дж.Картера. Отдельная глава посвящена приходу к власти Р.Рейгана.

В монографии рассматриваются политические, социальные и экономические проблемы 70-х годов, использованы документы, воспоминания участников событий, советская и зарубежная литература.

Книга предназначена для историков и специалистов-международников.

Россия в контексте мировой истории

В нем отражены важнейшие события того времени; биографии известных деятелей; понятия, характеризующие особенности становления и развития американского государства. Поскольку и авторы, и читатели смотрят на Америку со стороны, было важно показать ее во взаимоотношениях с внешним миром, определить место США в сообществе наций. Поэтому особое внимание уделено истории внешней политики, и в частности русско-американским отношениям.

Словарь содержит более 1450 статей.