Пояс богородицы икона в чем помогает. Чудодеяния пояса Богородицы

Эта христианская реликвия, которая, как гласит предание, принадлежала Пречистой Деве Марии, родившей Спасителя человечества. Ежегодно 31 августа совершается православное торжество в честь святыни. Он чрезвычайно почитаем в религиозном мире, летописи знают огромное количество чудес, совершенных реликвией. Пояс также изображен и на редких иконографических полотнах. Это единственная реликвия, принадлежащая Деве Марии и сохранившаяся до настоящих времен.

Ковчег с частицей пояса Пресвятой Богородицы

История происхождения реликвии

Существует несколько версий происхождения священной реликвии.

  • Некоторые предания сообщают, что Дева Мария собственноручно выткала его на основе верблюжьей шерсти, а перед смертью подарила его праведной христианской семье. Пояс передавался из поколений и оказался в константинопольском соборе только через три века. В середине X столетия император Лев Первый перенес реликвию во Влахернский храм, где произошло чудо явления Пречистой Девы.
  • Другая версия происхождения реликвии известна из традиции католицизма. Апостол Фома не принимал участия в погребении Богородицы, так как находился в землях Индии и благовествовал о Воскресении Христа. Только через три дня после кончины Безгрешной Девы Марии он прибыл в священный Иерусалим. Апостол, бесконечно желая проститься с Богоматерью, слезно просил открыть гроб. Изумлению не было предела, когда ученики Христа, сняв погребальную плиту с усыпальницы, не обнаружили там тела. Здесь лежали только благоухающие пелены. Целуя эти ткани, апостолы умоляли Господа открыть им тайну исчезновения Богородицы. Ответ пришел вскоре: светлый дух Девы Марии явился им на вечере и приветствовал, успокоив словами о том, что Она и Бог навсегда пребудут с истинно верующими.
  • Существует еще одно предание, которое говорит о явлении Небесной Богородицы Фоме на третий день её преставления. Милосердная Дева, желая победить печаль апостола, бросила ему с небес свой пояс. Событие нашло отголосок на православных иконографиях, а на стене одного из храмов Священного Афона есть фреска, где демонстрируется передача реликвии Фомой остальным апостолам, ждущих чуда.

На ортодоксальной иконе пояса Небесная Богоматерь, одетая в багряные ткани, изображена анфас, в своих десницах она держит красную реликвию, расшитую золотой нитью. Над честной главой Пречистой Богородицы парят два ангела, воспевающих имя Господа. Каноническая икона близка по стилю лику под названием «Покров Богоматери».

Обретение пояса Пресвятой Богородицы апостолом Фомой

Образ пояса также встречается на полотнах, где Дева передает святыню Фоме, горько скорбящему о её преставлении.

Важно! Пояс - священная реликвия со времен жития Марии, он исцеляет от различных недугов, лечит бесплодие и помогает при родовых осложнениях.

История прославления

В течение девяти веков Пояс Пречистой Богоматери хранился в золотом ковчеге. В X столетии его открыли с благословения патриарха Церкви, чтобы исцелить супругу Льва Мудрого - Зою, которую одолели нечистые духи. У одного из священнослужителей случилось видение, что реликвия избавит несчастную от слабости в тот же миг, когда она приложится к Поясу.

  • Все присутствующие при торжественном открытии лицезрели нетленность святыни, пролежавшей целые девять веков. И действительно, императрица Зоя полностью выздоровела, как ощутила прикосновение Пояса Богородицы. В честь чудотворного события она повелела расшить реликвию золотыми нитями, а святой духовник Евфимий составил Благодарственное Слово, исполняемое во время богослужений.
  • В том же X столетии Пояс Пречистой Богородицы разделили на три части, которые оказались в разное время в монастырях Болгарии, Сирии и Сербии. Самые большие фрагменты хранятся в обители Троодитисса, что на Кипре, а также на Святой Горе Афон. Частица реликвии оказалась в землях Грузии после того, как император Роман Третий разрешил своей дочери Елене для укрепления союза привезти святыню на родину её мужа Баграта IV.
  • В XIV столетии святой князь Сербии Лазарь Первый даровал Ватопедской обители самый большой фрагмент Пояса вместе с частицей Животворящего Креста. С того времени реликвия хранится в тайниках центрального собора монастырского комплекса. Поэтому ватопедских монахов прозвали «агиазонитами», что в переводе означает «святопоясники». Они брали святыню с собой, когда путешествовали на остров Крит, в столицу Византии и Малую Азию. Это делалось с целью распространения великой благодати, исходящей от реликвии, и поднятия духа порабощенных соотечественников.
  • В середине XIX столетия святыня оказалась в Константинополе, страдающем от холеры. Как только корабль с реликвией приблизился к гавани города, напасть совершенно прекратилась, пораженные люди избежали смерти. Султан заинтересовался чудесным происшествием и пригласил монахов, сопровождавших Пояс, в собственный дворец. Вскоре святыня воскресила недавно умершего мальчика, отец которого обратился к инокам с просьбой о помощи.
  • В 1894 г. Пояс прибыл в один из городов на территории Малой Азии, где народ молил об избавлении от набегов саранчи, опустошающей посевы и портящей плоды деревьев. В момент подхода корабля к гавани тысячи этих прожорливых насекомых затмили небо, а затем отринули в морские просторы. Народ, видевший чудо, начал петь гимн «Господи, помилуй!». Чудеса, совершенные реликвией, совершаются и сегодня.

Чудеса нового времени

Свидетельства чудесных свершений известны христианам с давних времен, они продолжают происходить и сегодня. Молитвы, обращенные к Поясу или к иконе с изображением Пречистой Девы, разрешают людские неприятности различного рода. Чаще благодарности приходят от женщин, страдающих бесплодием и получивших возможность родить после искреннего молитвенного обращения, а также от людей, продолжительное время страдавших тяжелым психологическим или физическим недугом.

Икона Пояс Пресвятой Богородицы

  • Молодой человек по прошествии четырех лет после женитьбы обнаружил, что не может иметь детей из-за врожденного недостатка. Через десять лет он посетил священную Ватопедскую обитель и провел здесь Страстную неделю. Молодой человек вдохновился рассказами о чудесах, совершаемых Поясом Пречистой Богородицы, и решил пройти ритуал поклонения реликвии. Целый год он носил дарованный ему освященный поясок, и вскоре врачи оповестили супружескую пару, что скоро у них появиться младенец.
  • Молодая женщина безутешно рыдала, когда узнала, что врачи поставили ей смертельный диагноз. Доктора советовали лечь в больницу, но операция стоила дорого, а необходимой суммы денег у семьи не было. Женщину успокоила её благочестивая подруга, она подарила её поясок, привезенный с Афона. Несчастная завязала ткань на том месте, где была обнаружена раковая опухоль, и произнесла, что свято верит во всемогущество Господа и Богородицы. В день операции проходило обследование, но врачи не обнаружили нарушений. Свершилось великое чудо исцеления.
  • В середине XX столетия в Ватопедскую обитель прибыло население острова Тасос. Они жаловались, что уже несколько лет с небес не выпадает и капли воды, подобная засуха порождала страшный голод. Люди смиренно просили братию привезти к ним священный Пояс Богородицы. Ватопедские монахи отправились в дорогу через два дня, как только корабль подошел к гавани Тасоса, народ увидел приближение сильного дождя. На острове бушевал колоссальный шторм, не давший братии спуститься на землю, поэтому они отплыли назад, успокоенные этим чудом.
  • Мужчина попал в страшную автокатастрофу, врачи зафиксировали переломы костей, разрывы внутренних органов и паралич нижних конечностей. Доктор заявлял, что шансов на исцеление практически нет. Однако мужчина с детства был религиозным человеком и безостановочно молился об исцелении. Он просил помощи даже во сне, в котором он находился на вершине горы, а на небе показался Пояс Пречистой Девы. Реликвия медленно сошла на землю и обвила парализованные ноги. Наутро мужчина почувствовал великую надежду на исцеление. После необходимой операции пациент смог двигать ногами и шевелить пальцами стопы, ему помогла великая вера.

Где находится святыня

Извечным домом Пояса Богородицы является храм на Афонской горе. Временами святыня покидает родные пенаты, чтобы отправиться в места, где христианский народ получит возможность прикоснуться к ней и обрести благословение.

Пояс Пресвятой Богородицы в Ватопедском монастыре на Афоне

В 2011 г. реликвию привезли в Россию, где она пробыла целый месяц. Великой чести удостоились храмы Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Владивостока и др. Более 3 млн православных паломников посетили церкви и молили о спасении души.

На территории России фрагменты чудотворного пояса хранятся в стенах Троице-Сергиевой лавры, в петербургском Казанском храме, в московском соборе Илии Пророка. Здесь паломники имеют возможность воочию созерцать святыню и смиренно просить помощи.

Интересно! Пояс Богородицы - это еще и божественный эталон меры, который использовали при возведении храмов. Длина оригинально реликвии составляет 120 см, архитекторы использовали эту цифры так, чтобы в сумме получить монашескую сотницу, используемую на православных четках.

Пояс применялся как строительный эталон при возведении Успенских соборов в Ростове и Суздале, а также Дивеевской обители и др.

Православные верующие, обратившиеся в Ватопедский монастырь, могут получить в дар поясок, который изготавливают и освящают здешние монахи. Эта реликвия помогает побороть бесплодие и победить тяжёлую болезнь.

Совет! Святыню разрешено стирать в воде без мыла, она носится на талии, голове или запястье, рекомендуется завязывать её поверх одежды. Чтобы реликвия помогла, следует ежедневно читать соответствующую молитву Пречистой Деве, а также посещать храмы.

Документальный фильм о Поясе Пресвятой Богородицы

Вся жизнь православных христиан проходит под благодатным Покровом Пресвятой Богородицы. В церковном календаре существует несколько праздников, которые посвящены Пресвятой Богородице. 13 сентября – это один из таких дней, в нем отмечается Положение Честного Пояса Пресвятой Богородицы.

По преданиям, Святая Мария собственноручно соткала пояс из верблюжей шерсти. По одной из версий Пресвятая Богородица, после Своего Успения, явилась к апостолу Фоме и отдала ему пояс. Как известно из писаний, апостол не успел к погребению Божией Матери, в это время он был далеко в Индии. Чтобы утешить верного ученика Христова, Она, по его молитвам, передала ему в руки святыню.
В первые века Пояс находился в Иерусалиме, а через несколько столетий, при императоре Аркадии (395-408), он был перевезен в Константинополь и торжественно положен в Халкопратийскую церковь, в ней были установлены всенощные бдения и молебствия по средам. Единственная, оставшаяся от земной жизни Богородицы святыня, была помещена в ковчег и запечатана золотой печатью императора Аркадия с указанием года и точного дня этого великого события.
Несколько веков пролежал Пояс, запечатанный в закрытом ларце, до тех пор, пока Он не помог супруге императора Льва Мудрого (886-911) Зое, которая долгое время страдала недугом (возможно это была одержимость). Ее болезнь доктора не могли вылечить врачебными средствами.
Зое, по видению, было указано, что ее болезнь отступит, если на нее возложат святой Пояс Богородицы. Узнав об этом, патриарх, по просьбе императора, снял печать, открыл раку со святыней и все увидели, что она вообще не пострадала за столько веков.
По благословению патриарха на больную был возложен Пояс, и императрица сразу же была исцелена от болезни. С благодарностями Господу и Божией Матери был отслужен молебен, а исцеленная царица расшила спасший ее Пояс нитями из золота. Святыню положили обратно в ларец и снова запечатали.
Таким образом, случилось второе положение пояса. В память о чуде, которое произошло и в честь двукратного положения, был установлен праздник Положения честного пояса Пресвятой Богородицы.
В десятом веке Пояс Богородицы оказался разделен на несколько частиц. Прошло время, и три части пояса Божией Матери обнаружились в Болгарии, Грузии (Зугдиди) и на Кипре (монастырь Троодитисса).

В начале девятнадцатого столетия Грузия была принята в состав российской империи и в благодарность этому событию, грузинская царица Нино, подарила святыню императору Александру I. Когда реликвия прибыла из Грузии, царь украсил ларец драгоценными камнями и отдал ее обратно царице с наказом, чтобы она построила в Зугдиди церковь, которая будет местом хранения пояса. Повеление было исполнено, и до настоящего времени святыня находится в этом месте.
Пояс Богородицы явил миру великое множество чудес, с его помощью получали излечения тысячи людей и даже целые народы.

Некоторые из чудес, которые явил Пояс Богородицы:

1871 год.
В Константинополе произошла необычайно сильная вспышка холеры, которая буквально выкосила его жителей. Когда Пояс привезли в зараженный город, почти сразу же, после прибытия святыни, эпидемия отступила. А уже зараженные ею люди излечились. Тогда же стал известен случай, когда возложение Пояса Богородицы на юношу, который только что скончался от тяжелой болезни, помогло воскресить его из мертвых.
1894 год.
Избавление от саранчи, пожиравшей посевы в городе Мадита (Малая Азия). Как только корабль со святыней причалил к берегу, небо потемнело от насекомых, которые тут же стали падать в воду. Жители были спасены от неминуемого голода.
1915 год.
Также произошло спасение посевов в греческих провинциях от нашествия саранчи. В этот раз прилетели стаи птиц, которые стали есть вредителей.
1957 год.
С острова, который находится недалеко от Афона, в Ватопедский монастырь прибыли старейшины и попросили монахов спасти их от страшной засухи. Со святым Поясом из монастыря выдвинулся крестный ход. Как только святыня появилась на острове, начался сильный ливень.
В Ватопедском монастыре шьют и освящают копии Пояса, которые на своем чреве носят женщины, страдающие бесплодием. Наверное, Богородица слышит горячие просьбы, поэтому Божия благодать, при помощи настоящей веры и искренних молитв, через святыню опускается на бездетных супругов. В монастыре хранится огромное количество писем от счастливых людей с благодарностями Богу за рождение ребенка.

В 2011 году архимандрит Ефрем, настоятель монастыря Ватопед, привез ковчег с частицей Пояса Богородицы в нашу страну. Святыню выставили для поклонения в Москве в Храме Христа Спасителя и сразу, со всей страны, для поклонения стали приезжать паломники. Невзирая на холодную погоду, на поклонение к Поясу образовалась огромнейшая живая очередь. Позже ковчег побывал еще в некоторых русских городах. За все это время около трех миллионов смогли поклониться Святому Поясу, который Своими руками держала Пречистая Дева Мария. Она благословила и помогла великому множеству людей, всем, кто обратился к Ней с верою и надеждою на помощь и спасение.
К частицам Пояса Богородицы в России можно приложиться в московском храме Ильи-пророка (2-й Обыденский переулок, д. 6), в Троице-Сергиевой лавре, в Казанском соборе в Петербурге.

ВЕЛИЧАНИЕ

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим Пояс Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.

ВИДЕОФИЛЬМ

История Пояса Пресвятой Богородицы

Вся жизнь православных христиан проходит под благодатным Покровом Пресвятой Богородицы, своим девством и материнством послужившей делу человеческого спасения. Значение Божией Матери для дела нашего спасения Церковь явным образом утвердила в своем календаре, установив в году пять великих богородичных праздников (Рождество, Покров, Введение, Благовещение, Успение), а также праздники в честь чудотворных икон Пречистой Девы и событий, связанных с Её особым заступничеством за род христианский.

Церковный год начинается и заканчивается праздниками, посвящёнными Деве Марии: Её Рождество Церковь празднует в начале года (8/21 сентября), а Успение – в конце (15/28 августа). Но немногие, наверное, знают, что и самый последний день церковного года – 31 августа (13 сентября) – тоже посвящен Богородице. В этот день Церковь празднует Положение Честного Пояса Пресвятой Богородицы.

Древний Константинополь обладал тремя святынями, которые позволяли считать его городом Божией Матери: в монастыре Одигион хранилась икона Божией Матери Одигитрии, написанная евангелистом Лукой; Риза Девы Марии – во Влахернах и Пояс Богородицы – в Халкопратии.

Ковчег с поясом Пресвятой Богородицы

Частицы Ризы Богородицы приносились на Русь дважды – в XIV и XVII веках – и по сию пору сохраняются в Русской Церкви как великие святыни. С течением времени на Руси появились и свои чудотворные иконы Одигитрии (например, Смоленская). Поэтому неудивительно, что в России более известны праздники и храмы в честь Положения честно?й Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (или Ризоположения, отмечается 2/15 июля) и чудотворных икон Богородицы.

Третья великая святыня Константинополя и всей Православной Церкви - Пояс Богородицы – в России впервые.

Согласно преданию, отражённому в Минологии византийского императора Василия II (958–1025), Пояс и Риза (мафорий) Божией Матери незадолго до Её Успения были отданы двум благочестивым иерусалимским вдовам и из поколения в поколение сохранялись в Палестине. При императоре Восточной Римской империи Аркадии (395–408) Пояс Пресвятой Богородицы в драгоценном ковчеге был перенесён в Константинополь и торжественно установлен в церкви, расположенной в Халкопратии («Медный торг»), ремесленном городском районе. Пояс в ковчеге был запечатан золотым хрисовулом (печатью) императора Аркадия, на котором были указаны год и индикт Положения Пояса в Константинополе и точная дата этого события – 31 августа (по юлианскому календарю).

Риза Богородицы с V века хранилась в другом очень почитаемом храме, расположенном во Влахернах – северо-западном пригороде Константинополя на берегу бухты Золотой Рог. Оба храма были построены для этих святынь дочерью императора Аркадия святой благоверной царицей Пульхерией (399–453).

Историк Никифор Каллист Ксанфопул пишет, что св. Пульхерия в Халкопратии в честь Богородицы «установила ночные молитвы и процессию каждую среду, её она возглавляла, идя пешком с горящей лампой, которую сама заправляла». В следующем веке Патриарх Тимофей I (511–518) постановил совершать в похвалу Богоматери процессию каждую пятницу из Влахернской церкви в Халкопратийский храм. Эти особые богослужения были учреждены в подобие процессии от Св. Сиона в Гефсиманию на праздник Успения в Иерусалиме.

Положение пояса Пресвятой Богородицы в Халкопратии

Вероятно, в связи с богослужебными процессиями из одного храма в другой или по причине разделения Пояса на части некоторые исторические источники сообщают, что Пояс Богородицы хранился также и во Влахернском храме вместе с Её Ризой. Об этом упоминает св. Андрей Критский (VIII в.), Патриарх Евфимий (907–912), Никифор Каллист (XIV в.). Все русские паломники, посещавшие церковь Богородицы во Влахернах в поздневизантийский период, сообщают, что поклонялись там «Ризе и Поясу» Богоматери.

Это обстоятельство запечатлено в православной иконографии праздника, иногда объединяющей два события: положение во Влахерне и Пояса, и Ризы Богоматери. Известна икона мастерской Дионисия «Положение Пояса и Ризы Богоматери» (ок. 1485). Однако существуют и иконы, изображающие положение Пояса Пресвятой Богородицы в Халкопратии. На некоторых иконах явственно видно, что полагается именно Пояс, а не Риза.

Хотя праздник в честь Положения Пояса Богоматери в Халкопратии существовал с древности и в IX веке известный византийский гимнограф св. Иосиф Студит написал для него прекрасный канон с акростихом: «Крепостию мя Твоею опояши, Чистая Дево», ковчег с Поясом Богоматери не открывали на протяжении столетий.

Однако случилось так, что тяжело заболела жена императора Льва VI Мудрого (886–912) Зоя Карбонопсина («Угольноокая»). Долгое время она страдала от болезни, врачебные средства от которой не помогали. Как рассказывает Минологий, императрицу мучил нечистый дух.

Эммануил Тзанес. Чудо святого Пояса

«По сей причине, – повествует свт. Дмитрий Ростовский в Четьи-Минеях за 31 августа, – царь и его родственники были весьма опечалены; и начали все воссылать ко Господу усердные моления о страдавшей царице. После сего царице Зое было видение Божественное, знаменовавшее, что она получит исцеление, если на нее будет возложен Пояс Пресвятой Богородицы. О сём видении царица рассказала своему мужу, царю Льву. Тотчас царь упросил Патриарха открыть Пояс Пресвятой Богородицы: была снята печать и открыт ковчег; и оказался честный Пояс Пресвятой Богоматери целостным, нисколько не поврежденным от времени; все облобызали его с благоговением. И как только Патриарх распростёр его над царицей, тотчас она освободилась от мучения демонского и получила совершенное исцеление от недуга своего.

Тогда все с радостью прославили Христа Бога и Пречистую Матерь Его и, воспев благодарственные хвалебные пения, опять положили Честный Пояс в тот же золотой ковчег, запечатали его царскою печатью…»

Это событие нашло своё отражение в иконографии.

Свт. Евфимий, духовник императора и Патриарх Константинопольский (907–912), составил Слово «в честь Преблагословенной Девы Богородицы, в воспоминание чуда, бывшего от Её Честного Пояса, по благодати, милосердию и человеколюбию родившегося от Неё Христа, Бога нашего», а само празднование в честь его положения в Халкопратии приобрело ещё большую торжественность. После смерти мужа, императора Льва (912), и его брата-соправителя Александра (913) Зоя Карбонопсина некоторое время была регентом при своём малолетнем сыне Константине VII Багрянородном (905–959). Но в 919 году власть в империи захватил Роман I Лакапин, который женил Константина на своей дочери Елене, а Зою удалил в Петрий, где она постриглась в монастыре св. Евфимии. История сохранила для нас её образ на византийских монетах того времени.

В X веке Пояс Богородицы был разделён на части, которые со временем оказалась в Болгарии, Грузии (Зугдиди) и на Кипре (монастырь Троодитисса). В 1028 году византийский император Роман III Арги?р (Аргиро?пуло) (1028–1034) после войны и заключения мира с Грузией скрепил политический союз с ней, выдав свою племянницу Елену замуж за грузинского царя Баграта IV Куропалата (1027–1072). Елена, в свое время получившая исцеление от Пояса Богородицы, с разрешения императора привезла с собой в дальнюю страну его часть. Известно, что в начале XIX века правительница Мегрелии Нино, дочь грузинского царя Георгия XII, после принятия российского подданства, прислала святыню в дар российскому императору Александру I, но он, украсив ковчег драгоценными камнями, вернул его обратно и повелел построить в Зугдиди каменную церковь для хранения реликвии. И доныне эта святыня хранится в кафедральном соборе Влахернской иконы Божией Матери в драгоценном киоте.

Часть пояса византийские императоры брали с собой в военные походы, в одном из которых святыню у византийцев отбили болгары. Позже сербский князь св. великомученик Лазарь I Хлебельянович (1372–1389), погибший в битве с турками на Косовом поле, благотворитель многих церквей и монастырей в Сербии и на Афоне (сербского Хиландарского, русского Пантелеимонова, Лавры св. Афанасия) подарил эту некогда утраченную греками часть Пояса афонскому Ватопедскому монастырю.

В Ватопедском монастыре Пояс разделили ещё на две части. Одну из них поместили в крест, другую в ковчег и во время эпидемий выносили к народу, и страждущие получали от него исцеление. Пояс Богородицы прославился множеством чудес.

В настоящее время Ватопедские монахи делают маленькие пояски, освящают их на Поясе Пресвятой Богородицы и раздают верующим. Известно, что благодаря Предстательству Пресвятой Богородицы эти пояски помогают в исцелении раковых и других больных, а также бесплодия у женщин. Монахи раздают верующим своеобразную памятку о том, как надо пользоваться освященными поясками. В ней говорится, что «больной опоясывается этим пояском на какое-либо время, живя в покаянии, исповедуясь и причащаясь Святых Тайн. Таким же образом поступают и супруги, прибавляя к этому по возможности пост и супружеское воздержание во время ношения пояска». При этом отмечается, что «духовная жизнь в покаянии и постоянном участии в Таинствах Церкви должна, конечно, продолжаться в течение всей жизни, поскольку она является единственным способом нашего общения и единения с Богом».

http://www.cnsr.ru/

Богоприемное твое чрево Богородице, объемший пояс твой честный, держава стаду твоему необоримая, и сокровище есть благих неоскудное, едина рождшая Приснодева.

В день празднования Положения Пояса Пресвятой Богородицы, 13 сентября, в Зачатьевском монастыре сугубое празднование. Совершается праздничная Литургия и крестный ход по обители. В обители этот праздник почитается особо, потому что в монастыре имеется вышитый пояс, освященный на ковчеге с Поясом Пресвятой Богородицы в Священной Ватопедской обители.

Множество паломников, чающих милостей Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, притекают в обитель, чтобы помолиться в числе других святынь и у Пояса Пресвятой Девы. Особенно много среди паломников супружеских пар, которые страдают от бесчадия. Они возносят молитвы перед чудотворным образом Божией Матери «Милостивая», чтимым старинным образом Зачатия святой праведной Анны, благовейно прикладываются к ковчежцу с Поясом Пресвятой Богородицы. На благословение в соборе Зачатьевского монастыря им вручают поясок, освященный в Ватопедской обители на ковчеге с Поясом Пресвятой Богородицы. Эти пояски регулярно поступают в Зачатьевский монастырь с Афона. Если бесчадные родители не могут приехать в Москву, в Зачатьевский млнастырь, они обращаются письменно с просьбой о молитве и им посылают поясок по почте. Многие из тех, кто с верою и усердием молится, старается изменить свою жизнь, по вере своей получают просимое и становятся счастливыми родителями. Мы знакомим вас с чудесами, произошедшими в Зачатьевской обители по молитвам людей к Пресвятой Богородице в надежде на чудодейственную силу Ее Честного Пояса.

Чудеса Пояса Пресвятой Богородицы

Екатерина (Карелия): «Здравствуйте! Чудо! Я беременная! Спасибо! Спасибо! Спасибо!» (письмо 20 января 2015 года, поясок отправлен в августе 2014 года)

Елена: «Получила поясок, и ровно через две недели узнали, что мы ждем ребенка! В декабре у нас родилась прекрасная доченька!» (письмо от 19 марта 2015 года, поясок отправлен в марте 2014 года)

Людмила (Москва): «Не верила, что чудеса бывают. Надеялась, что хотя бы с медицинской помощью все получиться. Но случившееся чудо перевернуло мою жизнь» (письмо 6 мая 2015 года, получила поясок в соборе в конце февраля 2015 года)

Ольга (Воронеж): «Не успела его даже поносить - узнала, что беременна!» (письмо от 7 мая 2015 года)

Нина (Казань): «Здравствуйте, дорогие сестры! Спасибо вам за ваши молитвы. Ровно через полгода после молитв о даровании чада я забеременела. Беременность протекала тяжело, но с Божией помощью завершилась благополучно. У нас родилась дочь».

Ольга (Барнаул): «Вот уже почти год с тех пор, как я получила от вас дорогой подарок, освященный поясок Пресвятой Богородицы. Милые сестры, в тот же месяц я забеременела, а 24 апреля этого года у меня родился сын Леонид. Хочу сердечно поблагодарить вас за доброту и молитвы. Поясок я носила не снимая всю беременность и молилась Матушке Царице Небесной о заступничестве. Спасибо вам за то, что вы молились за меня. Я всегда буду благодарна вам и буду молиться о вас» (письмо от 26 мая 2015 года).

Екатерина (Нижний Новгород): «Очень благодарна вам за освященный поясок, ношу его не снимая, прошу Бога и Богородицу подарить нам ребенка. Съездили с мужем в Дивеево, стала поститься. Через два месяца узнала, что беременна! Огромное спасибо! Верю, что все будет хорошо!» (письмо от 28 июля 2015 года)

Роман (Самара): «Сегодня получили поясок, огромное вам спасибо! После того, как мы написали письмо с просьбой выслать поясок, через некоторое время случилось чудо, супруга наконец забеременела. Мы верим, что Царица Небесная поможет нам родить здоровенького ребеночка. Спасибо вам, что помогаете людям. Храни вас Бог!» (письмо от 14 июня 2015 года, поясок отправлен в мае 2015 года)

Ольга (Рязань): «Здравствуйте, дорогие сестры! Пишу вам с огромной благодарностью за поясок Богородицы! У нас с мужем все получилось. Я забеременела, ношу поясок практически не снимая! Спасибо огромное, это такое счастье!» (письмо от 11 июня 2015 года, поясок отправлен в сентябре 2014 года)

Людмила (Севастополь): «Здравия вам! <…>. И еще спешу сообщить радостную весточку: я беременна, ждем малыша! Благодарю за помощь и благословение, молитвы и веру! Теперь буду носить поясочек, может, токсикоз будет меньше. С благодарностью и любовью, Евгений и Людмила! Надеемся, что уже с малышом сможем посетить Зачатьевский монастырь лично.» (письмо от 9 июня 2015 года, поясок отправлен в мае 2015 года).

Елена (Краснодарский край, просила поясок для подруги): «Дорогие сестры! Спешу выразить вам слова благодарности! Сегодня получила пояс Богородицы! Спасибо огромное! Но еще более радостная новость пришла неделю назад: моя подруга узнала, что ждет ребеночка! Без ЭКО, без каких-либо вмешательств! Бог им послал чудо! Я до сих пор не верю этому счастью! Спасибо вам за молитвы и за все, что вы делаете!» (письмо от 10 июня 2015 года)

Дарья (Санкт-Петербург): «Премного благодарим за поясок! Получила письмо с ним еще в начале июня и уже в конце июня узнала, что беременна! Это просто чудо! Ношу поясок и молюсь <…>. Благодарим вас за быстрый отклик и помощь!» (письмо от 8 июля 2015 года, поясок отправлен в июне 2015 года)

Анастасия (Петрозаводск): «Спасибо за поясок, сегодня я его получила. <…> благодаря и вашим молитвам Бог помог нам зачать. Я беременна!» (письмо от 7 августа 2015 года, поясок отправлен в июле 2015 года)

Людмила (Саратов): «Дорогие сестры! Огромное спасибо за помощь, в начале сентября у нас родится наконец третий малыш!» (письмо от 26 августа 2015 года, поясок отправлен в июле 2014 года после получения письма: «Дорогие сестры! У нас с мужем есть двое детей: им шестнадцать и восемь лет, но очень хотим третью малышку. После перенесенных мною заболеваний и лечений не получается беременеть. Очень верю в силу пояса, пожалуйста, помогите!»)

Елена (Амурская область): «Здравствуйте! Мне предстоят роды буквально на днях. Помолитесь, пожалуйста, о благополучных родах рабы Божией Елены. Самое главное, чтобы с ребенком все было хорошо, чтобы родился здоровый малыш. Спасибо!» (письмо от 26 августа 2015 года, поясок отправлен в июле 2014 года)

20 октября 2011 года в Россию прибыла одна из величайших христианских святынь: по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, Фондом Андрея Первозванного организовано принесение честного пояса Пресвятой Богородицы. Святыня пребудет в нашей стране с 20 октября по 27 ноября 2011 года. Пояс Пресвятой Богородицы, хранящийся в Ватопедском монастыре на Афоне, доставлен в нашу страну впервые.

О духовном значении принесения пояса Богородицы в пределы Русской Церкви в эфире телеканала «Россия» рассказал патриарх Кирилл:

«Тысячи паломников посещают Ватопедскую обитель только для того, чтобы помолиться перед этой святыней, облобызать часть одежды Пресвятой Богородицы. Люди молятся перед поясом Богородицы об исцелении от болезней. Многие неизлечимые болезни, в том числе онкологические, отступают по горячим молитвам людей перед этой святыней. В Ватопедском монастыре изготавливаются небольшие копии этого пояса, и известно, что некоторые женщины, страдающие бесплодием, носят такие пояски. И если это ношение сопровождается покаянием, горячей молитвой, крепкой верой, то в очень многих случаях, которые зафиксированы, молитва достигала Престола Царицы Небесной и женщины могли родить детей.

Для нашей страны это серьезная проблема и важная тема. И я очень надеюсь, что и мужчины, и женщины во время посещения этой святыней земли Русской будут горячо молиться у нее, прикладываться к ней и просить помощи Царицы Небесной в их жизни, в том числе и в рождении чад. Пусть пребывание пояса Пресвятой Богородицы многим поможет понять силу Божественной благодати и близость присутствия к нам небесного мира».

Великая христианская святыня пребудет на русской земле в течение 30 дней и посетит 11 городов. Реликвию сопровождают монахи афонского монастыря Ватопед во главе с игуменом обители архимандритом Ефремом.

В России планируется следующая программа пребывания чудотворной святыни:

В городах, в которые будет принесен пояс Богородицы, состоятся мероприятия в рамках программы Фонда Андрея Первозванного и Центра национальной славы «Святость материнства», направленной на защиту традиционных семейных ценностей, преодоление демографического кризиса и депопуляции страны. В частности, в некоторых городах предусмотрено принесение святыни в Центры защиты материнства и детства, которые оказывают реальную материальную, психологическую, юридическую помощь беременным женщинам, содействуя отказу от совершения аборта.

Праздник Положения честного пояса Пресвятой Богородицы

31 августа (13 сентября по н. ст.) совершается праздник Положения пояса Пресвятой Богородицы.

Согласно преданию, пояс и риза Божией Матери незадолго до Ее Успения были отданы двум благочестивым иерусалимским вдовам и затем передавались из поколения в поколение. При императоре Восточной Римской империи Аркадии пояс Пресвятой Богородицы был доставлен в Константинополь и помещен в золотой ларец, запечатанный императорской печатью, который обрел свое место в построенном Феодосием Младшим храме во имя Пресвятой Богородицы - Халкопратийской церкви.

Прошли столетия. В царствование императора Льва Мудрого его супруга была мучима нечистым духом, отчего император и его родственники пребывали в великой печали, но, не оставляя упование, усердно молились ко Господу о страдавшей.

Императрице Зое было божественное видение, знаменовавшее, что она получит исцеление, если на нее будет возложен пояс Пресвятой Богородицы. Она поведала об этом видении мужу, и император упросил патриарха Евфимия открыть ковчег с поясом Пресвятой Богородицы, который оказался в целости и не поврежденным от времени.

По повелению императора патриарх распростер пояс над больной, и она тотчас освободилась от демонского мучения и совершенно исцелилась от недуга.

« Тогда все с радостью прославили Христа Бога и Пречистую Матерь Его, - пишет святитель Димитрий Ростовский, - и, воспев благодарственные хвалебные пения, опять положили честный пояс в тот же золотой ковчег, запечатали его царской печатью и установили празднование в честь Преблагословенной Девы Богородицы в воспоминание чуда, бывшего от Ее честного пояса, по благодати, милосердию и человеколюбию родившегося от Нее Христа, Бога нашего» .

После падения Константинополя святыня покинула город. Части пояса доныне хранятся в монастыре Ватопед на Святой Горе Афон и на Кипре в монастыре Троодитисса, где прославились множеством чудес.

Тропарь Положения честного пояса Пресвятой Богородицы, глас 8

Богородице Приснодево, человеков покрове, ризу и пояс пречистаго Твоего телесе, державное граду Твоему обложение даровала еси, безсеменным рождеством Твоим нетленна пребывающи, о Тебе бо и естество обновляется и время. Темже молим Тя мир граду Твоему даровати / и душам нашим велию милость.

Кондак Положения честного пояса Пресвятой Богородицы, глас 2

Богоприятное Твое чрево, Богородице, объемший пояс Твой честный держава граду Твоему необорима / и сокровище есть благих неоскудно, едина рождшая Приснодево.

Кондак Положения честного пояса Пресвятой Богородицы, глас 4

Честнаго пояса Твоего положение празднует днесь Твой, Препетая, храм и прилежно взывает Ти: радуйся, Дево, христиан похвало.

Святыня и монастырь Ватопед

В монастыре Ватопед честной пояс Божией Матери хранится начиная с XIV века. Свидетельства о чудесах, совершаемых его благословением, не иссякают по сей день. Чудотворную силу святыни признавали даже турецкие султаны. Так, в 1871- 1872 годах султан Абдул-Азиз обратился к ватопедским отцам с просьбой доставить пояс в Константинополь, прислав для этой цели пароход прямо к пристани обители. Как только судно приблизилось к Константинополю, бушевавшая там эпидемия холеры прекратилась, и удивленный правитель приказал принести реликвию во дворец для поклонения.

Известны многочисленные случаи исцелений от различных болезней благодатью честного пояса Божией Матери, но особенно ярко она проявляется в помощи бездетным супругам. Монахи хранят множество писем, в которые счастливые родители вложили фотографии своих детишек, родившихся благословением Божией Матери, посредством Ее честного пояса.

Честной пояс Пресвятой Богородицы является главной и наиболее любимой святыней монастыря Ватопед. История обители настолько тесно переплетена с историей реликвии, что уже не мыслится отдельно от нее, о чем свидетельствует прозвище «агиазониты» (то есть «святопоясники»), данное на Афоне ватопедским монахам.

На престольный праздник Положения честного пояса Пресвятой Богородицы, совершаемый 31 августа по старому стилю, для прославления святыни со всей Святой Горы стекается множество монахов. Число паломников в этот день нередко достигает 500 человек, что по афонским меркам является внушительным количеством. Одна из служб, а также акафист честному поясу составлен Герасимом Микроагианнитом, одним из самых выдающихся и вдохновенных гимнографов Греческой Церкви XX века. По традиции святыня ежегодно исходит из стен монастыря на краткий срок и проносится по греческим городам для чествования и поклонения. Это событие обычно проходит с особой торжественностью, вместе с реликвией следует парадный эскорт вооруженных воинов, и ее путь устилают лавровыми ветками и лепестками роз.