Тревожные расстройства у детей. Тревожное расстройство

Тревожные дети
Какие они?
Каковы признаки детской тревожности?
С чем связана тревожность у детей ?
Каковы ее причины?
Какие последствия имеет детская тревожность ?
И какие рекомендации можно дать родителям, если их ребенок тревожный ?

В этих вопросах, уважаемые читатели, мы и постараемся сегодня разобраться.

Под тревожностью , как психологической особенностью человека (взрослого или ребенка), психологи подразумевают склонность личности к частому переживанию беспричинного страха, эмоциональных состояний, характерных для ситуаций неопределенной опасности, неблагополучного развития каких-либо событий.

Какие же признаки тревожности у детей существуют, по каким характерным поведенческим особенностям мы можем судить о наличии тревожности у ребенка?

Как правило, тревожные дети не уверены в себе. таких детей характеризуется неустойчивостью и чаще бывает заниженной.

В силу того что тревожный ребенок испытывает постоянное чувство страха перед неизвестностью, часто находится в состоянии ожидания неудач, неприятностей, он очень редко проявляет инициативу.

Тревожные дети исполнительны, послушны и ответственны.

Такие детки ведут себя примерно, стараясь точно выполнять требования взрослых (педагогов).

Пассивность, , дисциплинированность, аккуратность, робость – это также черты, характерные для тревожных детей.

Можно сказать, что перечисленные качества (признаки тревожности) имеют отчасти защитный характер, так как ребенок стремится, во что бы то ни стало, избежать неудачи.

Тревожный ребенок испытывает страх перед всем непривычным, неизвестным, новым.

Он склонен больше помнить плохое, чем хорошее.

Повышенная возбудимость и некоторая скованность (напряженность) также свидетельствуют о наличии детской тревожности.

С чем же связано наличие повышенной тревожности у ребенка?
Каковы причины возникновения тревожности у детей, факторы, влияющие на ее наличие?

Тревожное расстройство – это определенное психопатическое состояние, характеризующееся специфической симптоматикой. Тревогу испытывает периодически каждый субъект, вследствие различных ситуаций, проблем, опасных или тяжелых условий труда и т.д. Возникновение тревожности можно считать своеобразным сигналом, который сообщает индивиду об изменениях, происходящих в его организме, теле или во внешней среде. Отсюда выходит, что чувство тревоги выступает в роли приспособительного фактора при условии того, что оно не выражено чрезмерно.

Среди наиболее часто встречаемых сегодня тревожных состояний выделяют генерализованное и адаптивное. Генерализованное расстройство характеризуется выраженной устойчивой тревожностью, которая направлена на различные жизненные ситуации. Адаптивное расстройство характеризуется ярко выраженной тревожностью или иными эмоциональными проявлениями, которые зарождаются в сочетании со сложностями в адаптации к определенному стрессовому событию.

Причины тревожного расстройства

Причины образования тревожных патологий сегодня полностью не изучены. Для развития тревожных нарушений имеют значение психические и соматические условия. У некоторых субъектов данные состояния могут появляться без наличия четких пусковых механизмов. Чувство тревоги может быть ответной реакцией на внешние стрессовые раздражители. Также отдельные соматические заболевания являются сами по себе причиной тревожности. К таким заболеваниям можно отнести сердечную недостаточность, бронхиальная астму, гипертиреоидизм и др. Так, например, органическое тревожное расстройство может наблюдаться вследствие кардиоцеребральных и кардиальных нарушений, гипогликемии, сосудистой патологии головного мозга, эндокринных нарушений, черепно-мозговых травм.

К физическим причинам можно отнести прием лекарств или наркотических препаратов. Может вызывать тревожность отмена приема седативных препаратов, алкоголя, некоторых психоактивных средств.

Сегодня научные деятели выделяют психологические теории и биологические концепции, которые объясняют причины образования тревожных расстройств.

С точки зрения психоаналитической теории тревожность является сигналом образования недопустимой, запретной потребности, или посыла агрессивного либо интимного характера, которые мотивируют индивида к бессознательному предотвращению их выражения.

Симптомы тревожности в таких случаях рассматриваются в качестве неполного сдерживания или вытеснения недопустимой потребности.

Бихевиористические концепции рассматривают тревогу, а в частности, различные фобии изначально зарождаются в качестве условно-рефлекторной ответной реакции на пугающие или болезненные стимулы. В последующем тревожные реакции могут возникать и без посыла. Когнитивная психология, которая появилась позднее, акцентирует внимание на искривленных и неверных мысленных образах, которые предшествуют развитию симптомов тревоги.

С позиций биологических концепций тревожные нарушения являются результатом биологических отклонений, с резким повышением продуцирования нейромедиаторов.

У многих индивидов, у которых наблюдается тревожно паническое расстройство, отмечается также чрезвычайная чувствительность к небольшому увеличению концентрации в воздухе углекислого газа. В соответствии с отечественной систематикой тревожные нарушения причисляются к группе функциональных расстройств, другими словами к психогенно детерминированным болезненным состояниям, которые характеризуются осознанием заболевания и отсутствием трансформаций в личностном самосознании.

Тревожное расстройство личности также может развиваться вследствие наследственных особенностей темперамента субъекта. Часто данные состояния разных типов имеют отношение к поведению наследственного характера и включают в себя следующие черты: пугливость, замкнутость, стеснительность, необщительность, если оказывается в неизвестной ситуации.

Симптомы тревожного расстройства

Признаки и симптоматика данного состояния может значительно отличаться в зависимости от индивидуальных характеристик субъекта. Некоторые страдают от сильнейших приступов беспокойства, появляющихся внезапно, а другие – от возникающих навязчивых беспокойных мыслей, например, после выпуска новостей. Одни индивиды могут бороться с различными навязчивыми страхами или неконтролируемыми мыслями, другие живут в постоянном напряжении, которое их не тревожит абсолютно. Однако, несмотря на разнообразные проявления, все это вместе будет являться тревожным расстройством. Основным симптомом, которым считается постоянное присутствие или беспокойство в ситуациях, при которых большинство людей чувствуют себя в безопасности.

Все симптомы патологического состояния можно разделить на проявления эмоционального и физического характера.

К проявлениям эмоционального характера, кроме иррационального, безмерного страха и тревожности, относят также ощущение опасности, нарушение в концентрации внимания, предположение худшего, эмоциональную напряженность, повышенную раздражительность, чувство опустошенности.

Тревога является чем-то большим, чем простое ощущение. Ее можно рассматривать в качестве фактора готовности физического тела индивида к бегству или борьбе. Она содержит в себе широкий диапазон физических симптомов. Вследствие множества симптомов физического характера субъекты, страдающие тревожными состояниями, часто принимают свою симптоматику за болезнь тела.

Симптоматика тревожного расстройства физического характера включает ускоренное сердцебиение, диспепсические расстройства, интенсивное потоотделение, учащение мочеиспускания, головокружение, одышку, тремор конечностей, мышечное напряжение, быструю утомляемость, хроническую усталость, головные боли, нарушение сна.

Также была отмечена взаимосвязь между тревожным расстройством личности и . Так как множество индивидов, страдающих тревожным нарушением, имеют в анамнезе депрессию. Депрессивные состояния и тревожность тесно взаимосвязаны между собой психоэмоциональной уязвимостью. Именно поэтому они довольно часто сопровождают друг друга. Депрессия способна усугубить тревогу и, наоборот.

Тревожные расстройства личности бывают генерализованного, органического, депрессивного, панического, смешанного типа, вследствие чего симптомы могут отличаться. Так, например, органическое тревожное расстройство характеризуется клиническими проявлениями качественно идентичными симптомам тревожно-фобического расстройства, но для диагностирования органического тревожного синдрома необходимо наличие этиологического фактора, который вызывает тревожность как вторичное проявление.

Генерализованное тревожное расстройство

Расстройство психики, характеризующееся общей постоянной тревожностью, не связанной с конкретными событиями, предметами или ситуациями носит название генерализованное тревожное расстройство личности.

Лицам, страдающим расстройствами данного вида, присуща тревожность, для которой характерна устойчивость (продолжительность не менее 6 месяцев), генерализованность (т.е. тревожность проявляется в выраженной напряженности, беспокойстве, ощущении будущих неприятностей в событиях повседневности, наличии различных страхов и дурных предчувствий), не фиксированностью (т.е. тревога не ограничивается какими-либо конкретными событиями или условиями).

Сегодня выделяют три группы симптомов данного вида расстройства: беспокойство и опасения, моторное напряжение и гиперактивность. Опасения и беспокойство обычно довольно трудно контролируются, а их длительность дольше, чем у людей, не страдающих генерализированным тревожным расстройством. Беспокойство не фокусируется на специфичных проблемах, например, таких как вероятность возникновения панического приступа, попасть в затруднительное положение и др. Моторное напряжение может выражаться в напряжении мышц, головной боли, треморе конечностей, неспособности расслабиться. Гиперактивность нервной системы выражается в повышенном потоотделении, ускоренном сердцебиении, ощущении сухости во рту и дискомфорта в эпигастральной области, головокружении.

Среди типичных симптомов генерализованного тревожного расстройства личности также можно выделить раздражительность и повышенную чувствительность к шуму. Другими симптомами со стороны моторики считается наличие ноющих мышечных болей и ригидности мышц, в особенности мышц плечевой области. В свою очередь вегетативные симптомы можно сгруппировать по функциональным системам: желудочно-кишечные (ощущение сухости во рту, затрудненность глотания, дискомфорт в эпигастральной области, повышенное газообразование), дыхательные (затрудненность вдоха, чувство сжатия в грудной области), сердечнососудистые (дискомфорта в сердечной области, учащенное сердцебиение, пульсация шейных сосудов), урогенитальные (частое мочеиспускание, у мужчин – исчезновение эрекции, снижение либидо, у женщин – менструальные нарушения), нервная система (пошатывание, ощущение расплывчатости зрения, головокружение и парестезия).

Тревожное состояние также характеризуется нарушением сна. Люди с таким расстройством могут испытывать трудности в процессе засыпания и ощущать беспокойство при пробуждении. У таких больных сон характеризуется прерывистостью и наличием сновидений неприятного характера. Пациентам с генерализованным тревожным нарушением часто снятся кошмары. Они часто просыпаются с ощущением усталости.

Индивид с таким расстройством часто имеет специфический внешний вид. Лицо и поза его выглядят напряженными, брови нахмуренные, он беспокоен, нередко наблюдается дрожание в теле. Кожные покровы такого больного бледные. Пациенты склонны к плаксивости, что отражает подавленность настроения. Среди других симптомов данного расстройства следует выделить быструю утомляемость, депрессивные и обсессивные симптомы, деперсонализацию. Перечисленные симптомы являются второстепенными. В случаях, когда эти симптомы являются ведущими, нельзя ставить диагноз генерализованное тревожное расстройство личности. У некоторых пациентов была отмечена периодическая гипервентиляция.

Тревожно-депрессивное расстройство

Заболеванием современности можно назвать тревожно-депрессивное расстройство, которое существенно понижает качество жизни индивида.

Тревожно-депрессивное расстройство следует отнести к группе невротических расстройств (неврозы). Неврозами называют психогенно детерминированные состояния, характеризующиеся значительным разнообразием симптоматических проявлений, отсутствием трансформаций личностного самосознания и осознанием заболевания.

В течение жизни риск развития тревожно-депрессивного состояния составляет около 20%. При этом, всего лишь одна треть заболевших обращается к специалистам.

Основным симптомом, определяющим наличие тревожно-депрессивного расстройства является устойчивое ощущение неотчетливой тревоги, объективных причин для возникновения которой не существует. Тревогой можно назвать неизменное ощущение близящейся опасности, катастрофы, аварии угрожающей близким людям или самому индивиду. Важно понимать, что при тревожно-депрессивном синдроме индивид испытывает страх не перед определенной угрозой, которая реально существует. Он только ощущает смутное чувство опасности. Данное заболевание опасно тем, что постоянное чувство тревоги стимулирует производство адреналина, который способствует нагнетанию эмоционального состояния.

Симптомы данного расстройства делятся на клинические проявления и вегетативные симптомы. К клиническим проявлениям относят устойчивое снижение настроения, повышенное беспокойство, постоянное чувство тревоги, резкие колебания эмоционального состояния, стойкое расстройство сна, навязчивые опасения различного характера, астению, слабость, постоянную напряженность, беспокойство, быструю утомляемость; понижение концентрации внимания, работоспособности, скорости мышления, усвоения нового материала.

К вегетативным симптомам относят учащенное или интенсивное сердцебиение, тремор, ощущение удушья, повышенную потливость, приливы, влажность ладоней, болевые ощущения в области солнечного сплетения, ознобы, расстройства стула, учащенное мочеиспускание, боль в животе, напряжение в мышцах.

Подобные дискомфортные ощущения испытывает множество людей в стрессовых ситуациях, но для диагностирования тревожно-депрессивного синдрома у пациента должны быть выявлены несколько симптомов в совокупности, которые наблюдаются на протяжении нескольких недель или месяцев.

Существуют группы риска, которые чаще подвержены тревожным нарушениям. Так, например, женщины гораздо чаще мужской половины населения подвержены тревожно-депрессивным расстройствам. Так как прекрасная половина человечества характеризуется боле выраженной эмоциональностью, по сравнению с мужчинами. Поэтому женщинам нужно научиться расслабляться и сбрасывать накапливаемое напряжение. Среди факторов, способствующих возникновению неврозов у женщин, можно выделить гормональную перестройку организма в связи с фазами менструального цикла, беременностью или послеродовым состоянием, менопаузой.

Люди, которые не имеют постоянного места работы, гораздо чаще подвержены возникновению тревожно-депрессивных состояний, чем работающие индивиды. Ощущение собственной несостоятельности в финансовом плане, постоянный поиск места работы и преследующие неудачи на собеседованиях ведут к появлению чувства безысходности. Наркотики и алкоголь также являются факторами, способствующими развитию тревожно-депрессивных состояний. Алкогольная или наркотическая зависимость разрушает личность индивида и ведет к возникновению психических расстройств. Постоянно сопутствующая депрессия принуждает искать счастья, удовлетворения в новой порции спиртного или дозе наркотического препарата, которая лишь усугубит депрессию. Неблагоприятная наследственность часто бывает фактором риска развития тревожно-депрессивных расстройств.

Тревожные расстройства у детей, чьи родители страдают психическими расстройствами, наблюдаются чаще, чем у детей со здоровыми родителями.

Пожилой возраст также может являться предпосылкой к возникновению расстройств невротического характера. Индивиды в таком возрасте теряют социальную значимость, дети их уже выросли и перестали зависеть от них, многие друзья умерли, у них наблюдается депривация в общении.

Низкий уровень образования ведет к появлению тревожных расстройств.

Тяжелые соматические заболевания образуют самую тяжелую группу больных тревожно-депрессивными расстройствами. Ведь многие люди часто страдают неизлечимыми заболеваниями, которые могут вызывать сильнейшие боли и дискомфорт.

Тревожно-фобические расстройства

Группу расстройств, возникающих вследствие совокупности психологических факторов воздействия и внешних причин, называют тревожно-фобическими расстройствами. Возникают они вследствие воздействия психотравмирующих раздражителей, семейных неприятностей, потери близких, крушений надежд, проблем, связанных с работой, предстоящего наказания за совершенное ранее правонарушение, опасности для жизни, здоровья. Раздражитель бывает однократного сверхсильного воздействия (острая психическая травма), или многократного слабого действия (хроническая психическая травма). Черепно-мозговые травмы, различного рода инфекции, интоксикации, болезни внутренних органов и заболевания желез внутренней секреции, длительное недосыпание, постоянное переутомление, нарушение в режиме питания, длительное эмоциональное напряжение являются теми факторами, которые способствуют возникновению заболеваний психогенного характера.

К основным проявлениям фобического невротического нарушения относят , панические атаки и фобии ипохондрического характера.

Могут выражаться в виде всепоглощающего ощущения страха и чувства приближающейся смерти. Они сопровождаются вегетативными симптомами, такими как ускоренное сердцебиение, ощущение нехватки воздуха, потливость, тошнота, головокружение. Приступы панической атаки могут продолжаться от пары минут и до часа. Часто больные во время таких атак боятся утратить контроль над поведением или опасаются сойти с ума. В основном, панические атаки появляются самопроизвольно, но временами их возникновение могут спровоцировать резкие перемены в погодных условиях, стресс, недосыпание, физическое перенапряжение, чрезмерная половая активность, злоупотребление алкогольными напитками. Также некоторые соматические заболевания могут спровоцировать появление первых панических атак. К таким заболеваниям можно отнести: гастрит, остеохондроз, панкреатит, некоторые заболевания сердечнососудистой системы, заболевания щитовидной железы.

Психотерапия тревожных расстройств личности направлена на устранение тревожности и коррекцию неадекватного поведения. Также в ходе терапии больных обучают основам расслабления. Для лечения индивидов, страдающих тревожными расстройствами, может применяться индивидуальная или групповая психотерапия. Если в анамнезе заболевания превалируют фобии, то пациенты нуждаются в психоэмоциональной поддерживающей терапии, позволяющей улучшить психологическое состояние таких пациентов. А ликвидировать фобии позволяет поведенческая психотерапия и применение гипноза. Также может применяться при лечении навязчивых страхов и рациональная психотерапия, при которой пациенту объясняется суть их заболевания, вырабатывается адекватное понимание пациентом симптомов заболевания.

Смешанное тревожно-депрессивное расстройство

В соответствии с международной классификацией болезней тревожные состояния подразделяются на тревожно-фобические расстройства и другие тревожные расстройства, которые включают в себя смешанное тревожно-депрессивное расстройство, генерализованное и тревожно паническое расстройство, обсессивно-компульсивные нарушения и реакции на серьезный стресс, нарушения адаптации, включающие в себя посттравматическое стрессовое расстройство.

Постановка диагноза смешанного тревожно-депрессивного синдрома возможна в тех случаях, когда у пациента наблюдаются приблизительно в одинаковой степени выраженности симптомы тревоги и депрессии. Другими словами наряду с тревожностью и ее вегетативными симптомами наблюдается также снижение настроения, потеря прежних интересов, снижение мыслительной деятельности, двигательная заторможенность, исчезновение уверенности в собственных силах. Однако при этом состояние больного невозможно непосредственно связать с какими-нибудь психотравмирующим событием и стрессовыми ситуациями.

К критериям смешанного тревожно-депрессивного синдрома относят временное или устойчивое дисфоричное настроение, которое наблюдается с 4-мя и более симптомами в течение не менее месяца. Среди таких симптомов выделяют: трудности концентрации внимания или заторможенность мышления, нарушения сна, усталость или быстрая утомляемость, плаксивость, раздражительность, беспокойство, безнадежность, повышенная настороженность, заниженная самооценка или наличие чувства никчемности. Также перечисленные симптомы должны вызывать нарушения в профессиональной сфере, социальной или другой важной области жизнедеятельности субъекта либо провоцировать клинически значимый дистресс. Все названные выше симптомы не обусловлены приемом каких-либо препаратов.

Лечение тревожных расстройств

Психотерапия тревожных расстройств и медикаментозное лечение препаратами, обладающими противотревожным действием, являются основными методами лечения. Применение когнитивно-поведенческой терапии в лечении тревожности позволяет идентифицировать и изжить отрицательные шаблоны мышления и алогичные воззрения, которые подпитывают тревогу. Для излечения повышенной тревожности обычно применяется от пяти до двадцати ежедневных сеансов.

Для терапии также применяется десенсибилизация и конфронтация. В ходе лечения пациент противостоит собственным страхам в неопасной среде, которая контролируется терапевтом. Посредством повторяющегося погружения, в воображении или реальности, в ситуацию, провоцирующую возникновение страха, пациент приобретает большее ощущение контроля. Непосредственно посмотреть в лицо своему страху, позволяет постепенно уменьшить беспокойство.

Гипноз является надежным и быстрым механизмом, использующимся в лечении тревожных расстройств. Когда индивид находится в глубокой телесной и умственной релаксации, терапевт применяет различные терапевтические приемы, помогающие пациенту взглянуть в лицо собственным страхам и их преодолеть.

Дополнительной процедурой в лечении данной патологии является физическая реабилитация, которая основывается на упражнениях, взятых из йоги. Исследования показали эффективность снижения тревожности после выполнения тридцатиминутного специального комплекса упражнений от трех до пяти раз в неделю.

В лечении тревожных расстройств используются различные лекарственные средства, включающие в себя антидепрессанты, бета-адреноблокаторы и транквилизаторы. Любое медикаментозное лечение показывает свою эффективность только в сочетании с сеансами психотерапии.

Бетта-адреноблокаторы применяются с целью снятия вегетативных симптомов. Транквилизаторы уменьшают выраженность проявлений тревожности, страха, содействуют снятию мышечного напряжения, нормализации сна. Недостаток транквилизаторов заключается в способности обуславливать привыкание, по причине которого возникает зависимость у пациента, следствием такой зависимости будет синдром отмены. Именно поэтому их следует назначать только по серьезным показаниям и недлительным курсом.

Антидепрессантами называются лекарственные препараты, которые нормализуют патологически измененное депрессивное настроение и способствуют редукции соматовегетативных, познавательных, двигательных проявлений, вызванных депрессией. Наряду с этим множество антидепрессантов обладают также и противотревожным эффектом.

Тревожные расстройства у детей также лечат при помощи когнитивно-поведенческой терапии, лекарственных препаратов или их сочетанием. Среди психиатров распространено мнение, что для терапии детей наибольшим эффектом обладает поведенческая терапия. Ее методы базируются на моделировании устрашающих ситуаций, обуславливающих навязчивые мысли, и принятии комплекса мер, которые предупреждают нежелательные реакции. Применение же лекарственных препаратов оказывают менее продолжительный и менее позитивный эффект.

Большинство тревожных нарушений не требует назначения лекарственных препаратов. Обычно индивиду с тревожным расстройством достаточно разговора с терапевтом и его уговоров. Беседа не должна быть длительной по времени. Пациент должен ощущать, что он всецело занимает внимание терапевта, что его понимают и ему сочувствуют. Терапевту необходимо предоставить больному четкое объяснение любых соматических симптомов, которые имеют связь с тревогой. Необходимо помочь индивиду преодолеть или примириться с любой социальной проблемой, относящейся к заболеванию. Так неопределенность только может повысить тревожность, а четкий план терапии помогает ее снизить.

Родители беспокоятся, когда их ребенок постоянно тревожен, такое с ним случается, когда он расстается с родителями, идет в детский сад и в других ситуациях. Многие педиатры убеждены в том, что это тревожность должна быть у ребенка. Главное, чтобы родители с пониманием относились к своему малышу, не усугубляли ситуацию, когда ребенок станет взрослым, он сможет избавиться от тревожности.

Отклонением является повышенная тревожность ребенка – полный отказ от похода в детский сад, школу, купания и т.д. В данной ситуации нужна серьезная психологическая помощь.

Как различить нормальную и патологическую тревожность?

Если ребенок рыдает, закатывает маленьким, когда расстается с матерью, это нормально. Такая тревога развивается до одного года, может продолжаться до 4-х лет, у каждого протекает индивидуально. В старшем возрасте нормально, когда ребенок немного волнуется, если расстался на некоторое время с родителями. В этой ситуации нужно терпение, настойчивость и понимание.

У некоторых детей сильная тревожность длится долгое время, у них она обостряется в подростковый период, некоторым не дает полноценно жить, развиваться, учится. Это говорит о том, что у ребенка серьезное .

Облегчение тревожности у ребенка

1. Как можно чаще разлучайтесь, для этого оставляйте ребенка с бабушками, дедушками, затем с воспитателями, ребенок должен отвыкнуть от мамы, папы, уметь адаптироваться к другим условиям.

2. Разлучайтесь после кормлений, сна. Обратите внимание, дети в младенческом возрасте чувствительно относятся к разлуке.

3. Придумайте веселое прощание, оно должно ребенка ободрять, вызывать положительные эмоции.

4. Ребенок должен адаптироваться к другим условиям постепенно, нельзя этого делать резко.

5. Уходить нужно тихо, при этом предварительно поговорить с ребенком, спокойно ему все объяснить.

6. Не пугайте ребенка, не показывайте фильм ужасов, чтобы ребенок не боялся быть дома.

7. Не поддавайтесь на уловки ребенка, старайтесь убеждать его, нельзя у него идти на поводу.

Симптомы тревоги у ребенка

Обратите внимание, если у детей тревожное расстройство – это уже нарушение в развитии. Это серьезная проблема эмоционального характера, ребенок страдает от острого беспокойства, когда с ним рядом нет родителей. Норму и отклонение тяжело отличить, все зависит, как именно проявляются детские , мешают ли они ему жить.

В тяжелых ситуациях дети, когда нервничают, плохо себя чувствуют, у них возникает желудочное расстройство, скачки артериального давление, у некоторых повышается температура тела. С психологической точки зрения, ребенок начинает врать, не хочет учиться, общаться с одногодками, боится, что останется сам без родителей.

Чаще всего для тревожного расстройства характерны такие симптомы:

1. Ребенок боится, что с родителями что-то случится, когда его не будет рядом. Дети волнуется, что мама или папа серьезно может заболеть.

2. Дети волнуются, что больше никогда не смогут увидеть своих родителей, они уверены в том, что их похитят, они забудут за детей.

3. Ребенку часто снится , где он расстается с родителями

Виды отказов ребенка при тревожном расстройстве

1. Дети не хотят идти в школу, они боятся выходить с дому.

2. Отказ от сна из-за того, что приходится делать это самому, ребенок боится , который ему может присниться.

3. Постоянные жалобы о плохом самочувствии – головные боли, неприятные дискомфортные ощущения в области живота.

4. Ходят следом за родителями, дома не играют самостоятельно, когда родители уходят, с истерикой могут цепляться за них.

Причины тревожности у детей

Такое происходит, если ребенок не чувствует надежной защиты в этом мире. Обратите внимание на своего ребенка, обязательно нужно выяснить и устранить причину таких страхов, из-за них он может стать психологически неуравновешенным, не может нормально жить.

Часто тревожность появляется после:

1. Смены места – новоселье, ребенка перевели в новый детский сад, школу.

2. Из-за пережитого – смерть близкого человека, постоянные скандалы в семье могут привести к серьезному расстройству нервной системы у ребенка.

3. Постоянной опеки. Часто, когда родители уделяют большое количество времени ребенку, никуда его не пускают, приводит к тому, что ребенок не может жить самостоятельной жизнью, появляется страх остаться одному. Это приводить к задержке развития ребенка.

Лечение тревожности у детей

Главное подойти к проблеме серьезно, ребенок должен почувствовать уверенность в себе и чувствовать себя в абсолютной безопасности. В семье должен быть спокойный и уютный микроклимат, ребенок должен себя чувствовать комфортно, избегайте конфликтных ситуаций.

Как можно чаще разговаривайте с ребенком, обратите внимание не нужно постоянно считать его маленьким, если вы будете вести себя с ним как взрослым, он себя будет так и чувствовать. Замедляются в развитии и постоянно чего-то боятся те дети, которых мама и папа балует и считает маленькими.

Психологические методы избавления от тревожности ребенка

1. Поговорите с ребенком и узнайте, что его волнует, чего он боится.

2. Разговаривайте обо все с ребенком. Он к вам не должен относиться со страхом, недоверием, вы должны стать для него другом.

3. Преодолевайте трудности.

4. Помогите ребенку почувствовать себя в полной безопасности.

5. Приучите ребенка к определенному рациону дня.

6. Установка определенных правил.

7. Дайте возможность ребенку выбрать.

8. Приучите ребенка быть независимым.

9. Спокойно относитесь к расставанию с ребенком.

10. Если ребенок долгое время находится дома из-за болезни, помогите ему быстро ему снова адаптироваться к детскому саду, школе.

11. Хвалите ребенка.

12. Заставляйте ребенка избавляться от стресса своего страха, нельзя, чтобы он держал их в себе.

13. Ребенок должен правильно питаться, полноценно спать и заниматься спортом. Здоровый образ жизни укрепляет нервную систему.

14. Всегда оставайтесь оптимистом, положительный настрой передастся вашему ребенку.

Итак, уровень тревожности у ребенка зависит от поведения родителей. Чаще всего они становятся виновниками проблемы.

Спасибо

Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!


Тревожные расстройства и паника: причины их возникновения, признаки и симптомы, диагностика и терапия

Под тревожными расстройствами подразумевают состояния, сопровождающиеся чрезмерной возбудимостью нервной системы, а также сильным необоснованным чувством тревоги и признаками, наблюдающимися при наличии некоторых патологий внутренних органов. Возникнуть данного рода расстройства могут на фоне хронического переутомления, стрессового состояния либо перенесенного тяжелого недуга. Подобные состояния нередко называют еще паническими атаками .
К явным признакам данного состояния можно причислить как головокружение , так и необоснованное чувство тревоги, а также болевые ощущения в области живота и груди, страх смерти либо неминуемой катастрофы, затрудненное дыхание, ощущение «кома в горле».
Как диагностикой , так и лечением данного состояния занимается врач-невропатолог .
Терапия тревожных расстройств предусматривает использование успокоительных препаратов, психотерапию , а также многочисленные методы снятия стресса и релаксации.

Тревожные расстройства – что это такое?

Тревожными расстройствами именуют целый ряд патологий центральной нервной системы, которые характеризуются постоянным чувством тревоги, возникающим по непонятным либо малозначимым причинам. При развитии данного состояния больной может жаловаться также на признаки некоторых других недугов внутренних органов. Так, к примеру, у него может отмечаться затрудненное дыхание, болевые ощущения в животе либо груди, кашель , чувство кома в горле и так далее.

Каковы причины развития тревожных расстройств?

К сожалению, до сих пор ученым не удалось установить истинную причину развития тревожных расстройств, однако ее поиски продолжаются до сих пор. Некоторые ученые утверждают, что данное заболевание является следствием нарушения работоспособности отдельных отделов головного мозга . Специалисты психологи пришли к выводу, что данного рода расстройства дают о себе знать из-за психологических травм, на фоне чрезмерного переутомления либо сильного стресса. Именно психологи уверены и в том, что данное состояние может возникнуть и в том случае, если у человека отмечается весьма ошибочное представление о тех или иных вещах, которое вызывает у него постоянное чувство тревоги.

Если брать в учет тот факт, что современное население просто вынуждено вести активный образ жизни, получается, что данное состояние может развиться у каждого из нас. К числу факторов, которые могут спровоцировать развитие данного рода расстройств, можно причислить также психологические травмы, возникшие в результате перенесенного тяжелого недуга.

Каким образом можно отличить «нормальную» тревогу, которая дает нам возможность уцелеть в опасной ситуации, от патологической тревоги, являющейся следствием тревожного расстройства?

1. В самую первую очередь стоит отметить, что бессмысленная тревога не имеет ничего общего с конкретной опасной ситуацией. Она всегда является придуманной, так как больной просто-напросто воображает в своем уме ситуацию, которой на самом деле не существует. Ощущение тревоги в таком случае истощает больного, причем как в физическом, так и в эмоциональном плане. Человек начинает испытывать чувство беспомощности, а также чрезмерную усталость.

2. «Нормальная» тревога всегда связана с реальной ситуацией. Ей не свойственно нарушать работоспособность человека. Как только угроза исчезает, у человека тут же проходит и тревога.

Тревожные расстройства – каковы их признаки и симптомы?

Кроме постоянного чувства тревоги, которое принято считать главным признаком данного рода расстройств, у человека может отмечаться также:

  • Страх перед ситуациями, которых на самом деле не существует, однако сам человек считает, что с ним это может случиться
  • Частая смена настроения, раздражительность, плаксивость
  • Суетливость, пугливость
  • Влажные ладони, приливы жара, потливость
  • Чрезмерная утомляемость
  • Нетерпеливость
  • Ощущение нехватки кислорода, неспособность глубоко вдохнуть либо внезапная потребность глубоко вдохнуть
  • Бессонница , нарушения сна, кошмары
  • Ухудшение памяти, нарушение концентрации внимания, снижение умственных способностей
  • Чувство «комка в горле», затруднения при глотании
  • Чувство постоянного напряжения, которое не дает возможности расслабиться
  • Головокружение, потемнение в глазах, учащенное сердцебиение
  • Болевые ощущения в области спины, поясницы и шеи, ощущение мышечного напряжения
  • Боли в груди, вокруг пупка, в подложечной области, тошнота , диарея


Немаловажно отметить тот факт, что все симптомы, которые были представлены вниманию читателей чуть выше, очень часто напоминают признаки других патологий. В результате, больные обращаются за помощью к огромному количеству специалистов, но только не к невропатологу.

Довольно часто у таких больных отмечаются еще и фобии – боязнь тех или иных предметов либо ситуаций. Самыми распространенными принято считать такие фобии как:

1. Нозофобия – боязнь определенного недуга либо страх заболеть вообще (к примеру, канцерофобия – боязнь заболеть раком ).

2. Агорафобия – боязнь очутиться в толпе людей либо в чрезмерно большом открытом пространстве, страх перед невозможностью выбраться из этого пространства либо толпы.

3. Социальная фобия – боязнь употреблять пищу в общественных местах, страх оказаться в обществе незнакомых людей, страх выступать перед публикой и так далее.

4. Клаустрофобия – страх находиться в замкнутых пространствах. В данном случае человек может бояться оставаться как в запертой комнате, так и в транспорте, в лифте и так далее.

5. Страх перед насекомыми, высотой, змеями и тому подобное.

Стоит отметить, что нормальный страх отличается от патологического, прежде всего, своим парализующим действием. Он возникает беспричинно, при этом полностью изменяя поведение человека.
Еще одним признаком тревожного расстройства принято считать обессивно-компульсивный синдром , представляющий собой постоянно возникающие идеи и мысли, которые провоцируют человека на какие-то одни и те же действия. Так, к примеру, люди, постоянно думающие о микробах, вынуждены чуть ли не каждые пять минут тщательно мыть руки с мылом.
Психическое расстройство – одно из тревожных расстройств, сопровождающееся внезапными повторяющимися приступами паники, возникающими без каких-либо причин. Во время такого приступа у человека отмечается учащенное сердцебиение, одышка , а также страх перед смертью.

Особенности тревожных расстройств у детей

Чувство паники и тревоги у ребенка в большинстве случаев объясняется его фобиями. Как правило, все дети, у которых имеется данное состояние, стараются не общаться со своими сверстниками. Для общения они выбирают бабушек либо родителей, так как среди них они чувствуют себя вне опасности. Довольно часто у таких детей понижена самооценка: ребенок считает себя хуже всех других, а также боится, что его родители перестанут его любить.

Диагностика тревожных расстройств и панических атак

Чуть выше мы уже говорили о том, что при наличии тревожных расстройств у больного отмечаются многочисленные симптомы схожие с признаками заболеваний нервной системы, пищеварительного тракта, зобом, астмой и так далее. Как правило, диагноз данной патологии удается установить только после того, как будут исключены все патологии, сопровождающиеся такими же симптомами. Как диагностика, так и терапия данного заболевания входит в компетенцию врача-невропатолога.

Терапия тревожных состояний

Терапия данного рода состояний предусматривает психотерапию, а также прием лекарственных средств, которым свойственно снижать чувство тревоги. Данными медикаментами являются анксиолитики .
Что касается психотерапии, то данный метод лечения основывается на многочисленных методиках, которые дают возможность больному реально взглянуть на все происходящее, а также помогают его организму расслабиться в момент приступа тревожного состояния. К числу психотерапевтических методик можно отнести как дыхательную гимнастику, так и дыхание в мешок, аутотренинги, а также выработку спокойного отношения к навязчивым мыслям в случае обсессивно-компульсивного синдрома.
Данный метод терапии может использоваться как индивидуально, так и для лечения небольшого количества людей одновременно. Больных учат как нужно себя вести в тех или иных жизненных ситуациях. Такое обучение дает возможность приобрести уверенность в себе, а, следовательно, преодолеть все угрожающие ситуации.
Терапия данной патологии посредством лекарственных препаратов предусматривает применение медикаментов, которые помогают восстановить нормальный обмен веществ в головном мозге. Как правило, в таких случаях больным прописывают анксиолитики, то есть успокоительные препараты. Различают несколько групп таких медикаментов, а именно:

  • Нейролептики (Тиаприд , Сонапакс и другие ) очень часто прописывают больным, дабы избавить их от чрезмерного чувства тревоги. На фоне применения данных медикаментов о себе могут дать знать такие побочные эффекты как: ожирение , снижение артериального давления , отсутствие полового влечения.
  • Бензодиазепиновые препараты (Клоназепам, Диазепам, Альпразолам ) дают возможность забыть о чувстве тревоги за достаточно короткий промежуток времени. При всем при этом они также могут вызвать развитие некоторых побочных эффектов типа расстройства координации движения, снижения внимания, привыкания, сонливости. Курс терапии данными медикаментами не должен превышать четырех недель.

психологическая особенность, характеризующаяся склонностью к беспокойству в большинстве жизненных ситуаций. Может проявляться чрезмерной привязанностью к матери, возбудимостью, гиперактивностью, подавленностью, замкнутостью, застенчивостью, страхами, нарушениями сна, аппетита. Диагностируется с помощью клинических (опрос, осмотр) и психологических (тесты, опросники) методик. Основой лечения является психологическая помощь, которая при необходимости дополняется применением лекарственных препаратов – антидепрессантов, транквилизаторов.

Общие сведения

Тревога – комплекс эмоциональных, когнитивных, поведенческих реакций, возникающих при воздействии стрессоров: определенных ситуаций, межличностных контактов, внутренних сигналов организма, прошлого опыта. Периодическое или постоянное чувство тревоги называется тревожностью. При слабой выраженности рассматривается как качество личности, индивидуальная особенность, при усилении – как психическое расстройство . Распространенность патологической тревожности в составе аффективных расстройств среди детей и подростков составляет 2%. Менее выраженные устойчивые симптомы определяются примерно у 40-60% дошкольников и школьников. До 12 лет патология чаще диагностируется у мальчиков, в последующем – у девочек.

Причины повышенной тревожности

Тревожность развивается как результат воздействия внутренних и внешних факторов. Преобладание тех или иных причин определяется возрастом. Выделяют четыре большие группы обстоятельств, способствующих возникновению данной патологии:

  • Эмоциональный опыт. Актуальная повышенная тревожность поддерживается эмоциями, которые вызываются воспоминаниями о пережитом событии. Боязнь повтора требует постоянного контроля ситуации, самоконтроля. Неспособность управлять обстоятельствами провоцирует тревогу, порождает новый негативный опыт, который становится дополнительным источником беспокойства.
  • Личностные особенности. Источниками постоянной тревоги являются внутриличностные конфликты. Актуализация происходит при формировании противоречия между идеальным и реальным образом Я. Тревожности подвержены ранимые, обидчивые, предрасположенные к запоминанию негативного опыта дети, подростки.
  • Семейное воспитание. Диапазон искаженных стилей воспитания, способных сформировать повышенную тревожность, очень широк. Напряжение, беспокойство развиваются на базе противоречивых, завышенных родительских требований, их несоответствия требованиям педагогов, негативного отношения, положения зависимости, подчинения. Причиной может стать тревожность родителей, компенсируемая гиперопекой , ограничением свободы ребенка.
  • Влияние школы. Учебная тревожность начинает формироваться у детей дошкольного возраста. Развитию эмоциональной напряженности способствует стиль работы воспитателя, завышенные требования, сравнение детей между собой. Начало школьного обучения является стрессом для ребенка. Новая среда, правила, нормы, отношения становятся источником неопределенности, тревоги. Эмоциональное расстройство закрепляется при больших учебных нагрузках, сложностях освоения учебной программы, наказаниях родителей за плохие оценки, негативном отношении одноклассников.

Группу риска повышенной тревожности составляют дети, подростки, проживающие в неблагоприятных бытовых условиях, имеющие родителей с невротическими, депрессивными расстройствами, алкоголизмом , наркоманией . Провоцирующим фактором является состояние здоровья ребенка – болезни, недомогания увеличивают вероятность развития тревожности.

Патогенез

Основу патогенеза повышенной тревожности образует взаимодействие биологических, психологических факторов. На уровне физиологии тревога является реакцией нервной системы на потенциально опасные стимулы. Происходит увеличение продукции нейромедиаторов, электрическая стимуляция стволовой части головного мозга формирует страх, тревогу. Тревожные расстройства относятся к неврозам , характеризуются парциальностью, многообразием клинических проявлений, сохранностью критического отношения пациента.

Представители психоанализа полагают, что в основе тревожности лежит внутренний конфликт между существующей потребностью, желанием ее реализации и непринятием со стороны общества. Сторонники поведенческих теорий рассматривают тревогу как условно-рефлекторную реакцию на болезненный, устрашающий стимул. Последователи когнитивного направления определяют патогенез тревожности как формирование ошибочных, искаженных мыслительных образов (преувеличение проблемы).

Классификация

Распространенной классификацией повышенной тревожности детей и подростков является хронологическая. Для каждого варианта расстройства характерен определенный возраст начала, симптомы сохраняются длительное время, наслаиваются друг на друга. Существует четыре типа тревожности:

  • Примитивная реактивность. Сензитивный период – младенчество. Тревога возникает при неожиданной сенсорной стимуляции: воздействии звука, света, удара.
  • Тревожность разлуки. Возраст – раннее детство. Нарушение происходит из страха сепарации от матери, отца, близких людей, знакомой обстановки.
  • Страх чужих. Период возникновения – дошкольное детство. Усложняются социальные взаимоотношения, ребенок общается с воспитателями, сверстниками. Многообразие контактов, их эмоциональная окрашенность порождают тревогу.
  • Боязнь событий, объектов. Развивается у старших дошкольников, младших школьников. Представлена страхом темноты, нереального (привидения, чудища), смерти, болезни, социальных контактов.

Симптомы повышенной тревожности

Клиническая картина изменяется по мере взросления, со временем симптомы становятся более сложными, разнообразными. У новорожденных повышенная тревожность проявляется повышенным двигательным беспокойством, плаксивостью, частыми пробуждениями ночью, сниженным аппетитом. Ребенок 2-4 лет чрезмерно привязан к маме как к источнику спокойствия. Тревога сопровождается возбудимостью, гиперактивностью либо подавленностью, апатией. Формируются страхи – оформленные источники тревожности. На фоне стресса развивается вторичная иммунная недостаточность, ребенок часто болеет.

У дошкольников определяется заниженный уровень самооценки. В детсадовской группе они предпочитают играть одни, замкнуты, скромны. Нередко повышенная тревожность переходит в невроз, сопровождающийся фобиями , навязчивыми действиями, мыслями. Внешне это проявляется страхом закрытых/открытых пространств, темноты, откусыванием ногтей, выдергиванием волос, частым мытьем рук, онанизмом. Речь тихая, робкая. Характерны психосоматические симптомы: головокружения, абдоминальные боли, учащение сердцебиения.

При взрослении ребенка повышенная тревожность становится более осознанной, закрепляется, трансформируясь в тревожно-невротический вариант развития личности. При отсутствии стрессов, конфликтных ситуаций заостренные черты компенсируются различными поведенческими, когнитивными способами: избеганием публичных выступлений, предпочтением одиночества компании, обесцениванием ситуаций, провоцирующих тревогу. Декомпенсация провоцируется внешними и внутренними (гормональной перестройкой) причинами, требует помощи врачей, психологов .

Осложнения

Без лечения повышенная тревожность детей и подростков приводит к развитию ипохондрического, обсессивно-компульсивного невроза , фобического тревожного расстройства. При длительном сглаженном течении развивается тревожно-мнительная, психастеническая акцентуация характера. Она определяет стиль поведения подростка, его жизненные выборы: доминирует мотив избегания неудач, повышен самоконтроль, отсутствует умение реализовывать себя. Кризисные, конфликтные ситуации приводят к состоянию декомпенсации, часто принимающему форму соматического заболевания, депрессии .

Диагностика

Диагностика повышенной тревожности производится детским психиатром , медицинским психологом. Используются следующие методы:

  • Клиническая беседа, наблюдение. Специалист выясняет у родителей симптомы, их продолжительность, выраженность, время начала. Обсуждает с ребенком сферы жизни, сопровождающиеся тревогой: процесс засыпания, отношения со сверстниками, учебные сложности. Подростки способны рассуждать о возможных причинах эмоционального напряжения. При наблюдении за поведением пациента отмечаются характерные признаки: робость, скованность, неуверенность, застенчивость, боязливость.
  • Психодиагностические методики. Детям до 10-11 лет предлагается выполнить рисуночные тесты, тесты интерпретации образного материала (чаще всего – социальных ситуаций). Подростки, родители заполняют опросники: патохарактерологический диагностический опросник (ПДО), опросник Спилберга-Ханина, шкалу Филлипса, опросник Лаврентьевой, Титаренко.

Повышенная тревожность детей и подростков дифференцируется от тревожно-депрессивных состояний, замкнутости как симптома реакции дезадаптации, шизофрении . При затруднениях в различении расстройств клиническими методами используются дополнительные психологические методики: опросники депрессии, личностные опросники, пробы для исследования мышления.

Лечение повышенной тревожности

Основу лечения составляет помощь психолога, психотерапевта . Она имеет ряд направлений:

  • Повышение самооценки. Адекватная самооценка – фундамент уверенности, гармоничной личности. Тревожные дети посещают групповые встречи, им предоставляется возможность в «щадящих» условиях проявить себя. Выполняются упражнения на похвалу, поддержку, благодарность. Для наглядности достижений заводится дневник самоотчета, стенд. Проводятся , обсуждаются способы внутрисемейного взаимодействия.
  • Устранение напряжения. С подростками отрабатываются навыки релаксации, дыхательные техники, выполняется коррекция ошибочных суждений, вызывающих напряжение. У детей младшего возраста снятие напряжения осуществляется через телесный контакт – объятия, поглаживания, массаж. Второй способ – творческие занятия (): рисование, лепка, создание, обыгрывание сказок.
  • Самоконтроль. Скованность, стеснительность тревожных детей – проявления сверхконтроля. Через сказкотерапию, организованную ролевую игру ребенок научается выражать свои эмоции (страх, беспокойство), осознавать, принимать их.

Наряду с психологической помощью может использоваться – антидепрессанты, противотревожные препараты (транквилизаторы). Необходимость приема лекарств, схема терапии определяется психиатром индивидуально.

Прогноз и профилактика

Повышенная тревожность детей и подростков хорошо поддается коррекции психологическими методами. Для скорейшего выздоровления важно чтобы эти методы применялись в повседневной жизни – родителями, родственниками, учителями. Профилактика заключается в развитии, поддержании чувства уверенности, защищенности. Родителям необходимо сопоставить свои требования с возможностями ребенка, чаще хвалить его за успехи, поддерживать при неудачах. Стоит обсуждать все сложные жизненные ситуации, совместно находить оптимальный выход, закреплять способ поведения – вырабатывать эффективные поведенческие паттерны (что сказать обидчику, как отвечать у доски). Повышению уверенности, снятию соматических симптомов способствует регулярная физическая активность. Рекомендуется подбирать спортивные занятия, приносящие удовольствие ребенку.