Что такое абилитация и реабилитация. Что такое абилитация и реабилитация инвалидов

Абилитация - это что такое? Ответ на заданный вопрос знает далеко не каждый. Именно поэтому данную статью мы решили посвятить пояснению данного термина.

Общие сведения

Абилитация - это определенная и оздоровительных мероприятий, которые проводятся с целью предупреждения и непосредственного лечения патологических состояний у маленьких детей, еще не адаптированных к социальной среде. Ведь если не заниматься такими людьми, то в дальнейшем они утратят возможность учиться, работать и быть полезными обществу.

Абилитация - это производное слово от латинского «abilitatio» или «habilis», что в буквальном смысле означает «удобный» или «приспособительный». Стоит также отметить, что такие социальные и оздоровительные мероприятия проводятся не только по отношению к детям-инвалидам, но и к другим людям, моральное здоровье которых подорвано (к примеру, осужденным и пр.).

Реабилитация и абилитация - это одно и то же?

Данные понятия действительно очень схожи друг с другом. Однако разница между ними все же есть. К примеру, реабилитацией называют систему оздоровительных и педагогических мероприятий, которые направлены на лечение и предупреждение отклонений, приводящих к стойкой или временной утрате трудоспособности. Другими словами, данный термин подразумевает под собой определенные действия, при помощи которых человек может быстро восстановить свою способность к нормальной жизни и труду в обычной среде. Что касается абилитации, то о ней следует говорить лишь в тех случаях, когда патологическое состояние больного (инвалидность) возникло в раннем возрасте. Ведь у маленького ребенка еще не сформированы речевые и гностико-праксические функции, а также нормальный двигательный стереотип. Кроме того, он не имеет опыта в социальной жизни и не владеет навыками самообслуживания. Именно поэтому таких детей направляют в центр абилитации, а не реабилитации, куда больные поступают уже с определенными знаниями об общественной жизни.

В каких случаях требуется?

Существуют определенные патологические факторы, когда возникает вопрос о необходимости абилитации. Среди них следует особенно выделить поражения нервной системы в утробе матери, а также какие-либо в частности черепно-мозговые. В раннем возрасте к подобным факторам можно отнести травматические, воспалительные и другие отклонения ЦНС.

Что касается детей более старшего возраста, то к таким поражениям чаще всего приводят травмы спинного и головного мозга, инфекционно-воспалительные заболевания (последствия перенесенных арахноидитов, энцефалитов, полиомиелита, менингита) и дегенеративные патологии нервно-мышечной системы.

Возвращаясь к раннему возрасту, следует отметить, что среди таких малышей наиболее распространена абилитация Стоит отметить, что в нашей стране имеется довольно хорошо налаженная система оздоровления людей с таким диагнозом. Как известно, она предусматривает поэтапное лечение в совершенно разных учреждениях, а именно: в родильном доме, специализированном отделении для новорожденных, поликлинике, неврологическом и ортопедическом отделениях, специализированных санаториях, яслях, детских садах, школах-интернатах и детских домах.

С 01.01.2016 г. в силу вступил закон, определяющий, что такое абилитация инвалидов, условия индивидуальных программ, а также устанавливающий ее различия с традиционным термином «реабилитация». Понятия эти созвучны, но между ними есть разница: реабилитация является комплексом действий, направленных на восстановление способностей по болезни или травме. Абилитация является первоначальным формированием каких-либо способностей. Преимущественно это понятие применяется к детям в раннем возрасте, которые имеют отклонения, нарушения в развитии.

Реабилитация и абилитация – есть ли различие?

Абилитация инвалидов – что это и чем она отличается от реабилитационных мероприятий? Сначала надо определить, что предполагает реабилитация, восстановление интеллектуальной, умственной, социальной, психической деятельности. Это не только их возвращение, но и поддержка, возвращение нормальной жизнедеятельности. Из международного определения следует, что это целый комплекс, включающий в себя следующие составляющие:

  • социальный для обеспечения восстановления инвалида, как субъекта социума;
  • педагогический для возвращения человека к нормальной деятельности;
  • психический, применяемый для реабилитации личности;
  • медицинский, обеспечивающий восстановление на уровне биологии, то есть возвращающий нормальную жизнедеятельность организму.

Модель, включающая в себя все указанные компоненты называется идеальной, она подходит для применения в стратегическом планировании реабилитационного центра.

Абилитация и реабилитация разницу имеют большую – в первом случае для инвалида способности формируются, а во втором создаются условия максимального восстановления утраченного функционала. Программы по абилитации предполагают, что человек обучается достигать различных функциональных целей при помощи альтернативных путей, когда привычные блокированы.

Подобные меры применяются, в основном, к детям, так как при позднем обращении они трудновыполнимы и неэффективны. Например, для детей, страдающих задержками в речевом развитии, помощь, оказываемая в 11 лет, будет поздней. Положительный результат принесет только абилитация, начатая в самом раннем возрасте. Это логопедические, педагогические и прочие мероприятия уже с 1-го года жизни.

Установление инвалидности: основные изменения

Согласно проведенным исследованиям, на 01.01.2015 г. в России насчитывалось около 13 млн. инвалидов, среди которых доля детей составляет 605 тыс (какую помощь детям-инвалидам оказывает государство?). Ранее при определении инвалидности использовались 2 критерия:

  • расстройство функций организма;
  • уровень ограничения жизнедеятельности (комиссиями применялись такие понятия, как полная, частичная с утратой возможности самостоятельно организовать самообслуживание, утеря двигательной функции, способности к обучению и прочее).

Такой порядок устанавливался Законом о защите инвалидов (ст. 1), но с 01.01.2016 г. будет использоваться только один критерий, согласно ему лицо признается инвалидом, после чего ему назначается индивидуальная программа восстановления жизнедеятельности. С 2016 года степень инвалидности определяется на основе выраженности функциональных расстройств, а не от степени ограничения. Разница очень большая:

  1. При старом порядке использовалась субъективная оценка, то есть способность к обучению, общению, контролю поведения (согласно Классификациям и критериям МСЭ, разд. III).
  2. Новая система подразумевает объективную оценку утери функциональности организма, что выявляется на основе проводимого медобследования.

Понятие «Абилитация инвалида»

Система установления инвалидности, принятая с 2016 года, более совершенна, она позволяет не только поставить диагноз, но и уточнить характер индивидуальной помощи человеку. Законом №419-Ф3 вводится такое новое понятие, как абилитация, то есть система формирования умений, ранее отсутствующих у инвалида.

Основными компонентами абилитации инвалидов в 2016 году являются следующие мероприятия: протезирование, ортезирование, а также реконструктивная хирургия, способы профессиональной ориентации, санаторно-курортное лечение, ЛФК, спортивные мероприятия, медицинская реабилитация и прочие.

Одной из главных особенностей нового закона является индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалидов, согласно Закону о Защите инвалидов ст.11. Схема восстановления будет разрабатываться, а затем реализовываться по тем правилам, которые устанавливаются строго индивидуально. Разрабатывать программу будут специалисты МСЭ (бюро медико-социальной экспертизы), согласно пункту 1 соответствующего Порядка.

По мере разработки индивидуальных схем восстановительных мероприятий, выписки из таких программ бюро СМЭ будет направлять в госучреждения, оказывающие соответствующие услуги и меры (ст.5 ФЗ №419, п.10). исполнители, ответственные за абилитацию, должны будут отчитываться перед бюро. В свою очередь, федеральные учреждения СМЭ должны передавать полученные данные специальным органам, ответственным за содействие занятости инвалидов (ФЗ №419 ст.1, п.2).

Преимущества новой системы очевидны, разработчики нового ФЗ №419 уверены, что именно подобные меры в состоянии повысить обязательность, результативность предпринимаемых мероприятий абилитации и реабилитации. Е. Клочко, являющаяся одним из авторов законопроекта, считает, что только новая схема в состоянии более внимательно и полно относиться к программе восстановления и защиты инвалидов, включая детей, которым ранее не оказывалась помощь в необходимом объеме.

Финансирование программы абилитации

После определения понятий «реабилитация и абилитация инвалидов», что это конкретно и в чем состоят различия, необходимо коснуться вопроса финансирования. Если ранее технические средства и многие восстановительные процессы, включая дорогостоящее лечение, оплачивались родителями и создаваемыми ими фондами, то теперь из госбюджета на подобные цели выделяется определенная сумма. Согласно Распоряжению от 31.12.2015 г. №2782-р, в 2016 году будут выделены целевые средства в размере 9,3 млрд. руб. из фонда соцстрахования.

Распределение финансирования контролируется Правительством РФ, что определено новой нормой (ч.8, ст.7 ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации»). В соответствии с законом денежные средства могут быть перенаправлены на обеспечение инвалидов техническими средствами, услугами, требуемыми для восстановления здоровья и отдельных функций организма. Подписанное Распоряжение определяет, что средства из Фонда соцстрахования направлены на следующие цели:

  • предоставление технических средств и услуг реабилитации и абилитации (7,7 млрд. руб.);
  • предоставление субвенций в бюджеты субъектов РФ на подобные цели (в размере 1,6 млрд. руб.).

Принятая новая программа позволяет существенно улучшить механизм распределения помощи и определения ее объема, облегчить восстановление нормальной жизнедеятельности инвалидам, нуждающимся в помощи, успешной социализации, устройстве профессиональной и личной жизни.

Определение абилитации инвалидов дано в ФЗ № 419 от 01.12.2014 г., вступившем в силу с 01.01.2016 г. В нем изложены принципы подбора индивидуальных программ социальной, медицинской, психологической адаптации, а также дано разграничение терминов «абилитация» и «реабилитация».

В Федеральном законе от 01.12.2014 № 419 говорится о реабилитации и абилитации инвалидов, что это комплекс мероприятий, направленный на восстановление утраченных навыков и способностей, а также на поддержку в социальной сфере.

Прошедший курс реабилитации по своей индивидуальной программе гражданин сможет занять достойное место в обществе и самостоятельно поддерживать привычный уровень жизни.

Цель мероприятий реабилитации и абилитации состоит в том, чтобы инвалиды могли успешно организовать свою жизнь в социуме, создать семью и найти работу. Скачать для просмотра и печати

Под реабилитацией инвалидов понимают восстановление у человека способностей, утраченных временно или на постоянной основе вследствие травмы или болезни.

Реабилитационный комплекс состоит из следующих мер поддержки:

  1. Социальная - помогает инвалиду стать полноценным членом социума, влиться в трудовой коллектив, заняться каким-либо видом спорта, найти новый круг общения.
  2. Педагогическая - возвращает человека к его нормальной деятельности путем самоопределения и поиска доступной и интересной профессии, а также помогает научиться обходиться в быту теми физическими возможностями, которые есть.
  3. Психическая - помогает вернуть в общество полноценную личность, избавиться от депрессии и замкнутости.
  4. Медицинская - направлена на восстановление биологических функций, без которых нормальная жизнедеятельность невозможна.

Если в состав реабилитационного комплекса входят все вышеперечисленные меры, то перед нами идеальная модель, которую любой реабилитационный центр сможет взять на вооружение.

Невозможно составить программу, которая идеально подошла бы каждому инвалиду. Поэтому каждая программа - индивидуальна, учитывает психические и физические особенности здоровья, уже имеющиеся навыки и желание самого человека научиться новому.

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Абилитация, в отличие от реабилитации, направлена на формирование новых способностей инвалида. Комплекс абилитационных мер призван обучить инвалида достигать поставленные цели альтернативными путями, поскольку привычные способы оказались недоступными.

В большей степени абилитация необходима детям, причем от того, насколько своевременно она выполнена, напрямую зависит конечный результат и эффективность работы.

Например, когда ребенку с раннего возраста поставлен диагноз «отставание в развитии», то в 11 лет заниматься абилитацией поздно, многое уже к этому возрасту упущено безвозвратно.

Максимального эффекта удается достичь, когда работа с ребенком-инвалидом ведется с самых ранних лет, то есть буквально с первого года жизни. Уже в таком нежном возрасте можно заниматься по логопедическим, педагогическим программам.

Программу реабилитации необходимо проводить с первых дней болезни или получения травмы. Занятия должны быть непрерывными и поэтапными.

Программа абилитации может начаться с контроля за внутриутробным развитием ребенка и последующим выхаживанием родившегося ребенка.

Рассмотрим, что такое абилитация инвалидов. Это формирование у человека отсутствовавших ранее в силу особенностей здоровья способностей, больше применимо к детям с нарушениями и отклонениями в развитии.

Новая система позволяет не только поставить точный медицинский диагноз, но и сформулировать индивидуальную программу всесторонней поддержки каждого пациента.

Введение нового понятия, абилитации, позволяет разрабатывать программы по формированию у человека ранее отсутствовавших умений, поскольку теперь для этого создана отсутствовавшая ранее законодательная база.

В состав индивидуальной программы абилитации, опираясь на потребности того человека, для которого она разрабатывается, могут быть включены следующие этапы.

Медицинская реабилитация включает комплекс процедур, с помощью которых ограниченность в передвижении у инвалидов снижается.

  1. Общую реабилитацию (использование медпрепаратов, назначенных врачом, наблюдение в амбулатории).
  2. Специализированную реабилитацию (оказание помощи в спецлечебницах, протезирование и проведение операций).

Медицинская абилитация включает:

Задача медицинской реабилитации - при помощи технических средств, протезов, восстановительного лечения и терапии дать возможность человеку как можно полнее восстановить утраченные функции, либо научиться обходиться без них.

Для тех, чьи функции передвижения серьезно ограничены и требуется обязательное приобретение специальных колясок, протезов, изыскиваются возможности для их покупки.

Заключается в обучении и помощи в трудоустройстве, адаптации на рабочем месте.

Если у человека ранее была профессия, но после перенесенной травмы или операции он более не может использовать свои прежние навыки, потребуется обучение новой специальности или переквалификация.

При трудоустройстве руководство предприятия совместно с органом соцзащиты и бюро МСЭ переоборудует рабочее место, чтобы обеспечить возможность новому сотруднику выполнять работу с учетом его ограниченных физических возможностей.

Также работающим инвалидам положены льготы.

Проводятся на базе ДЮСШ, физкультурно-спортивных клубов для инвалидов, включают привлечение их к участию в массовых физкультурно-спортивных праздниках, в соревнованиях и т.д.

Регулярные спортивные занятия оказывают благотворное действие на общее физическое состояние человека, а также помогают быстрее восстановиться после перенесенных заболеваний и тяжелых операций.

С помощью социальной реабилитации выстраивают отношение в семье и обществе с учетом потребностей самого инвалида.

Включает две составляющих:

1. Социально-средовая ориентация. Помогает инвалиду быстрее адаптироваться в новых условиях жизни с учетом его навыков и умений.

Предоставляется помощь психологов и педагогов в следующих случаях:

  • в определении доступных инвалиду возможностей для самореализации;
  • помощь в зачислении в учебные заведения и трудоустройстве;
  • помощь в налаживании контактов с родственниками и окружающими;
  • психологическая помощь семье.

2. Социально-бытовая абилитация. Помогает выбрать для инвалида наиболее удобный темп общественной и семейной жизни. Для этого необходимо:

Большое внимание уделяется введению подопечного в среду, где объединены единомышленники по интересам: кружки, секции, творческие коллективы и т.д.

При ее проведении принимают участие несколько специалистов, помогающих инвалиду восстановить навыки, полученные до травмы.

Включает несколько видов:

1. Просветительский - помогает изменить отношение в обществе к лицам с ограниченными возможностями.

2. Досуговой - создаются программы для проведения досуга.

3. Коррекционный - помогает инвалидам преодолеть ограничения в жизнедеятельности.

4. Познавательное - выявляет у лиц с ограниченными возможностями желание к труду или общественной работе.

Особенности реабилитации и абилитации детей-инвалидов

Для детей инвалидов есть свои особенности в проведении реабилитационных мероприятий. Чем раньше начнется восстановительные процедуры, тем быстрее пройдет восстановление утраченных навыков или приобретение новых.

Для этого используются следующие виды реабилитации и абилитации:

1. Социально-медицинская. Включает массаж, лечебную физкультуру и другие виды оздоровительных мер.

2. Социально-бытовая. Помощь в освоении новых навыков и умений в быту.

3. Социально-психологическая. Для детей проводятся различные развивающие занятия.

4. Социокультурная: экскурсии, театры, концерты и другие виды досуга.

Особенность проведения таких мероприятий - их комплексность. Необходимо вернуть здоровье ребенка и максимально развить его физические и психические способности.

Прежде лечение, приобретение дорогих лекарств и закупка необходимых технических средств оплачивались средствами родителей, а также различными негосударственными благотворительными фондами.

Сейчас в государственный бюджет заложено определенное финансирование.

На финансирование программ восстановительного лечения, согласно Распоряжению № 2782-р от 31.12.2015 г. в 2016 г. было выделено 9,3 млрд. руб. из Фонда социального страхования.

Правительство РФ контролирует процесс распределения бюджетных средств. Потрачены эти деньги могут быть на закупку оборудования и оплату услуг, которые необходимы таким людям для восстановления утраченных или ранее отсутствовавших функций организма.

Деньги выделяются из Фонда соцстраха и могут быть потрачены на:

  • Услуги по абилитации и реабилитации, а также на технические средства (в 2016 г. - 7,7 млрд. руб.);
  • Субвенции в региональные бюджеты для расходования на такие же цели (в 2016 г. - 1,6 млрд. руб.).

Государственное финансирование - это только часть мер, которые в каждом регионе страны дадут возможность каждому получить необходимые лекарства, протезы, реабилитационные и абилитационные услуги в специализированных медицинских учреждениях.

Большая работа проводится благотворительными фондами, близкими и родными инвалидов, образовательными и досуговыми учреждениями по созданию безбарьерной среды.

Со вступлением в силу нового закона изменился порядок установления инвалидности.

Раньше преимущественно в процессе проведения экспертизы и установления группы инвалидности применяли всего 2 критерия:

  1. Каково расстройство функций организма.
  2. Насколько ограничился вследствие болезни или травмы привычный уровень жизнедеятельности:
  • частично или полностью утрачена одна определенная функция;
  • возможно ли человеку обойтись самообслуживанием или же ему требуется регулярный медицинский и бытовой уход и т.д.

Теперь же медико-социальная экспертиза будет руководствоваться только одним критерием.

Если лицо официально признается инвалидом, то ему обязательно назначается индивидуальная реабилитационная или абилитационная программа, причем ее будут не только назначать, но и контролировать выполнение.

Определять же степень инвалидности в каждом конкретном случае будут не по степени ограничения жизнедеятельности, а по выраженности функционального расстройства.

С 2016 г. основой для установления инвалидности стало определение функциональных расстройств, и это существенно изменило весь порядок.

Раньше за основу бралась способность человека к общению и обучению, а также к контролю своего поведения. Теперь же будет даваться объективная оценка утраты функциональности организма по результатам медицинского обследования.

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

В проекте бюджета на 2018 год отведено 29,3 млрд руб. на приобретение техсредств реабилитации для инвалидов. Также планируется расширить предусмотренный список ТСР общим объемом до 900 млн руб.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Подписывайтесь на наши обновления!

Появилось новое понятие, созвучное с привычным нам термином «реабилитация». Однако разница между ними все же есть.

Если кратко, то абилитация (от лат. habilis — быть способным к чему —либо ) - первоначальное формирование способности к чему —либо . Термин применяется преимущественно к детям раннего возраста с отклонениями в развитии , в отличие от реабилитации - возвращения способности к чему-л ибо , утраченной в результате болезни , травмы и др . [педагогический терминологический словарь].

Общие понятия о реабилитации лиц с ограниченными функциями здоровья

В стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 48/96, принятая на сорок восьмой сессии ГА ООН 20 декабря 1993г.), в разделе «Основные понятия в политике в отношении инвалидов», сформулировано общеупотребительное понятие реабилитации, основанное на идеях Всемирной программы действий в отношении инвалидов.

Реабилитация - это процесс, цель которого помочь инвалидам восстановить их оптимальные физические, интеллектуальные, психические и/или социальные уровни деятельности и поддерживать их, предоставив им реабилитационные средства для изменения их жизни и расширения рамок их независимости.

Из этого международного определения «реабилитации» следует определенная аналитическая схема самого процесса реабилитации, которая включает следующие составные части (реабилитационные конструкты):

1. Социальная реабилитация, обеспечивающая реабилитацию человека с инвалидностью как социального субъекта;
2. Педагогическая реабилитация, обеспечивающая реабилитацию человека как субъекта деятельности;
3. Психологическая реабилитация, которая обеспечивает реабилитацию человека с инвалидностью на уровне личности;
4. Медицинская реабилитация, которая обеспечивает реабилитацию на уровне биологического организма человека.

Все приведенные компоненты составляют идеальную модель реабилитационного процесса. Она является универсальной и может применяться при стратегическом планировании любого центра или учреждения реабилитации человека с инвалидностью, который имеет целью предоставление наиболее полного комплекса реабилитационных услуг.

Что означает понятие «абилитаци я»?

Когда рождается ребенок с функциональным ограничением, это означает то, что он будет не в состоянии развить все функции, необходимые для нормальной жизни, или, возможно, функциональность этого ребенка не будет развита так же, как функциональность его сверстников. Ребенок, невзирая ни на что, остается ребенком: с потребностью в любви, внимании и воспитании согласно своей уникальной натуры, и к нему необходимо относиться, в первую очередь, как к ребенку.

Слово «абилитация» происходит от латинского «habilis», что означает «быть способным». Абилитировать означает «делать состоятельным» и используется вместо слова «реабилитировать», которое употребляется в смысле восстановления утраченной способности.\

То есть абилитация — это процесс, цель которого помочь приобрести или развить еще несформированные функции и навыки, в отличие от реабилитации, которая предлагает восстановление утраченных функций в результате травмы или заболевания.

Отсюда получается, что этот процесс наиболее актуален в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья. Хотя применяется и к другим людям, моральное здоровье которых подорвано (к примеру, осужденным). Абилитация означает не только стремление лечить или модифицировать физические или умственные расстройства, это означает также обучение ребенка достигать функциональных целей альтернативными путями, если привычные пути блокированы, и адаптировать окружающую среду для компенсации отсутствующих функций.

Следует заметить, что поздно начатая абилитация может оказаться малоэффективной и трудновыполнимой. Так может быть, например, в случае, если дети с церебральными параличами и грубыми задержками речевого развития начинают получать соответствующую помощь лишь в возрасте восьми - одиннадцати лет. Опыт последних лет говорит о том, что комплекс лечебных, педагогических, логопедических и других мероприятий надо начинать уже на первом году жизни.

Реабилитационные мероприятия начинаются с первых дней заболевания или получения травмы и проводятся непрерывно при условии этапного построения программы.

Абилитационные мероприятия могу начинаться с мониторинга состояния будущей матери и выхаживания ребенка с отклонениями развития.

Абилитация — многосторонний процесс, который одновременно обращает внимание на различные аспекты, для предоставления ребенку возможности вести жизнь, которая наиболее приближена к нормальной. Нормальная жизнь, в данном контексте означает жизнь, которую бы имел ребенок при отсутствии своих функциональных ограничений.

Абилитация и реабилитация – это комплекс мер, направленных на адаптацию в обществе и преодоление патологических состояний людей с ограниченными возможностями здоровья.

Задача и абилитации, и реабилитации - помочь инвалидам как можно успешнее социализироваться, устроить и личную и профессиональную жизнь.

С 1 января 2016 года вступил в силу закон № 419 - ФЗ, в котором было введено понятие об абилитации инвалидов. Оно созвучно с привычным нам термином «реабилитация». Однако разница между ними все же есть.

Если кратко, то абилитация (от лат. habilis - быть способным к чему-либо) - первоначальное формирование способности к чему-либо. Термин применяется преимущественно к детям раннего возраста с отклонениями в развитии, в отличие от реабилитации - возвращения способности к чему-либо, утраченной в результате болезни, травмы и др. [педагогический терминологический словарь].

Общие понятия о реабилитации лиц с ограниченными функциями здоровья

В стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 48/96, принятая на сорок восьмой сессии ГА ООН 20 декабря 1993г.), в разделе «Основные понятия в политике в отношении инвалидов», сформулировано общеупотребительное понятие реабилитации, основанное на идеях Всемирной программы действий в отношении инвалидов.

Реабилитация - это процесс, цель которого помочь инвалидам восстановить их оптимальные физические, интеллектуальные, психические и/или социальные уровни деятельности и поддерживать их, предоставив им реабилитационные средства для изменения их жизни и расширения рамок их независимости.

Из этого международного определения «реабилитации» следует определенная аналитическая схема самого процесса реабилитации, которая включает следующие составные части (реабилитационные конструкты):

1. Социальная реабилитация, обеспечивающая реабилитацию человека с инвалидностью как социального субъекта;

2. Педагогическая реабилитация, обеспечивающая реабилитацию человека как субъекта деятельности;

3. Психологическая реабилитация, которая обеспечивает реабилитацию человека с инвалидностью на уровне личности;

4. Медицинская реабилитация, которая обеспечивает реабилитацию на уровне биологического организма человека.

Все приведенные компоненты составляют идеальную модель реабилитационного процесса. Она является универсальной и может применяться при стратегическом планировании любого центра или учреждения реабилитации человека с инвалидностью, который имеет целью предоставление наиболее полного комплекса реабилитационных услуг. Реабилитационные мероприятия начинаются с первых дней заболевания или получения травмы и проводятся непрерывно при условии этапного построения программы.

Что означает понятие «абилитация»?

Когда рождается ребенок с функциональным ограничением, это означает то, что он будет не в состоянии развить все функции, необходимые для нормальной жизни, или, возможно, функциональность этого ребенка не будет развита так же, как функциональность его сверстников. Ребенок, невзирая ни на что, остается ребенком: с потребностью в любви, внимании и воспитании согласно своей уникальной натуры, и к нему необходимо относиться, в первую очередь, как к ребенку.

Слово «абилитация» происходит от латинского «habilis», что означает «быть способным». Абилитировать означает «делать состоятельным» и используется вместо слова «реабилитировать», которое употребляется в смысле восстановления утраченной способности. То есть абилитация - это процесс, цель которого помочь приобрести или развить еще несформированные функции и навыки, в отличие от реабилитации, которая предлагает восстановление утраченных функций в результате травмы или заболевания.
Отсюда получается, что этот процесс наиболее актуален в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья. Абилитация означает не только стремление лечить или модифицировать физические или умственные расстройства, это означает также обучение ребенка достигать функциональных целей альтернативными путями, если привычные пути блокированы, и адаптировать окружающую среду для компенсации отсутствующих функций.

Следует заметить, что поздно начатая абилитация может оказаться малоэффективной и трудновыполнимой. Так может быть, например, в случае, если дети с церебральными параличами и грубыми задержками речевого развития начинают получать соответствующую помощь лишь в возрасте восьми - одиннадцати лет. Опыт последних лет говорит о том, что комплекс лечебных, педагогических, логопедических и других мероприятий надо начинать уже на первом году жизни. Абилитационные мероприятия могут начинаться с мониторинга состояния будущей матери и выхаживания ребенка с отклонениями развития. Абилитация - многосторонний процесс, который одновременно обращает внимание на различные аспекты для предоставления ребенку возможности вести жизнь, которая наиболее приближена к нормальной. Нормальная жизнь, в данном контексте означает жизнь, которую имел бы ребенок при отсутствии своих функциональных ограничений.
Абилитация и реабилитация – это комплекс мер, направленных на адаптацию в обществе и преодоление патологических состояний людей с ограниченными возможностями здоровья. Задача и тех, и других - помочь инвалидам как можно успешнее социализироваться, устроить и личную и профессиональную жизнь.