Принцип усиления прикладной направленности обучения. Принцип систематичности и последовательности в обучении

Включает в себя 4 основных положения:

1. знание есть отражение человеком предметов, явлений окружающего мира;

Развитие совершается не хаотично, не в беспорядке, а по определенной системе. Иногда ученикам довольно представить те реальные отношения мира, на основе которых возникает система явлений. Первое требование принципа систематичности обучения состоит в том, чтобы видеть первоисточник учебных знаний, чтобы ученик в системе учебного материала мог представить реальные отношения, связи.

2. учебный материал представляет специально обработанные основные части;

Система знаний в обучении и система в науке полностью не совпадают. Ученики изучают менее глубоко то, что выражает современная наука. Однако система учебного предмета формируется и под воздействием других факторов.

Второе требование принципа систематичности- хорошо понимать систему знаний в науке, которая ложится в основу школьного учебного материала.

3. система усвоения учебного материала школьниками зависит от способов объяснения учителя;

Одно и тоже содержание может быть изучено различными путями, методами. Учитель определяет план построения объяснения, предусматривает последовательность изложения теоретических сведений, упражнений.

Третье требование состоит в том, чтобы найти систему изучения программного материала, которая наиболее соответствовала бы возрастным возможностям усвоения знаний.

4. понимание системы в знаниях включает функции развития учащихся.

В учебной деятельности проявляются черты личности школьника, такие как работоспособность, трудолюбие.

Четвертое требование- система обучения на каждом уроке должна быть продуктивной, что выражается в глубоком понимании программного материала.

Принцип наглядности обучения .

На ранних этапах развития человеческого общества, обучение осуществлялось за счет подражания взрослым, копирование детьми практических действий взрослого человека. С накоплением человеком знаний, появлением книг, развитием производства, содержание обучения значительно усложнилось. В настоящее время ученику бывает трудно совместить содержание книги со своими представлениями

Издавна философы и педагоги думали о том, как облегчить познавательный труд школьников. Однако не было такой педагогической теории, принципа их использования.

В XVII веке Я.А.Каменский обосновал принцип наглядности как основу успешности всякого обучения. И.Г. Пестолоции превратил этот принцип в основное средство обучения.

Значительным шагом вперед в разработке наглядности обучения являются научные и учебные труды К.Д. Ушинского. Он дал более глубокое психологическое обоснование принципу наглядности. Он писал, что «ребенок мыслит конкретными образами, поэтому опора на чувственное познание является необходимым условием обучения.


Современная трактовка принципа наглядности включает следующие основные положения:

1. под наглядностью понимается организация чувственного познания ученика.

2. одной из сторон организации чувственного познания в учебном процессе является использование наглядных пособий.

Требования к учителю:

1. понимать необходимость чувственных образов в процессе изучения учебного материала.

2. определить характер использования чувственных образов на уроке, как самостоятельную сторону в развитии учащегося или как средство формирования абстракций.

3. решить, с помощью каких наглядных пособий или технических средств, будут формироваться и воспроизводиться на уроке чувственные образы.

4. создавать тенденции в познавательной деятельности ученика к представлениям.

4. Принцип научности обучения . Процесс познания окружающего мира сложен, противоречив, включен в различные этапы формы, виды. Научное познание заключается в том, чтобы перейти от явления к сущности, от внешнего описания предмета к его внутреннему строению. Например, от внешнего вида дерева к его внутреннему строению, размножению, обмена веществ.

Принцип научности раскрывает место научных знаний в учебном процессе.. познание окружающей действительности может быть верным и неверным.

Если учебный материал вводит ребенка в мир законов, понятий, такие знания называются научными. Они имеют главенствующее значение в умственном развитии. Только они позволяют усвоить научное содержание предмета. Учителю необходимо понимать последовательность введения новых признаков дополнений. Особенно важно не допустить упрощенчество и примитивности на первом этапе овладения понятиями.

В процессе обучения успешно используются сказки, фантастические произведения, легенды и мифы.

Существует другой вид знаний- антинаучный или лженаучный. Эти знания противоречат идеям воспитания.

Систематическое усвоение научных знаний начинается со школы. Принцип научности обучения сосредоточил внимание учителя на поиск педагогики основанных путем формирования научных знаний.

Требования к учителю:

1. Приступая к научному обучению, нужно хорошо понимать, какую сторону опыта человечества усваивает ученик и как правильно ограничить переход мыслей от явления к сущности, от внешних, наблюдаемых свойств к внутренним.

2. Понимать влияние на развитие школьников научных и других видов знаний.

3. Видеть в программном учебном материале возможности более или менее глубокого объяснения деятельности. Это дает основание творческого поиска, индивидуального подхода.

4. Знать пути систематизации и обобщения представлений ребенка в процессе формирования первоначальных научных понятий.

В прошлом уроке мы с вами познакомились с педагогическими воззрениями человека, сыгравшего в истории педагогики огромную роль - педагога-философа Яна Коменского. Также мы смогли сделать вывод, что именно его идеи стали основополагающими в становлении той системы образования, которую можем наблюдать и сегодня - в XXI веке. Как вы помните, мы вкратце упоминали дидактические принципы Коменского, отражающие его подход к образованию. Но если тогда мы сказали о них лишь в целях ознакомления, желая сформировать у вас целостную картину «Великой дидактики», то сейчас мы займёмся углублённым изучением этих принципов.

Для начала стоит сказать, что принципом называется основное положение какой-либо научной области, имеющее одинаковое значение для любого объекта. Принцип указывает на то, как требуется поступать в определённой ситуации и что нужно брать во внимание при решении какой-либо задачи.

Принципы дидактики являются основными положениями, управляющими педагогом в его деятельности по обучению и воспитанию, направленной на подготовку учащихся к жизни в социуме. Конкретно в педагогике принципы дидактики можно назвать ориентирами, координирующими весь процесс образования и служащими инструментом, который использует педагог для достижения своих педагогических целей. Беря во внимание каждый из этих принципов, организуя учебный процесс, любой преподаватель будет знать, что требования этих принципов помогут определить формы и методы обучения, его содержание и поведение самого преподавателя во время занятий.

Были приняты и поддержаны такими выдающимися учёными-педагогами как Иоганн Фридрих Гербарт, Иоганн Генрих Песталоцци, Адольф Дистервег, Карл Рэнсом Роджерс, Жан Пиаже, Джон Дьюи, Януш Корчак, Василий Сухомлинский, Лев Выготский, Павел Блонский и многие другие.

Основные принципы дидактики

Итак, к основным дидактическим принципам относятся:

  • Принцип научности
  • Принцип доступности
  • Принцип целенаправленности
  • Принцип наглядности
  • Принцип прочности
  • Принцип воспитания и развития

Но педагог должен не только знать эти принципы, но и следовать при их реализации определённым требованиям. Поговорим об этом более подробно.

Принцип научности

Принцип научности предполагает, чтобы содержание обучения основывалось на тех положениях, которые соответствуют фактам и отражают актуальные научные данные. Такие положения можно найти в учебниках, учебных программах, образовательных стандартах. В обучение учеников входят элементы научного поиска и исследовательских методов, благодаря чему они учатся отличать истинные данные от ложных.

Требования принципа научности:

  • Наличие системы теоретических знаний у учащихся
  • Достоверность изучаемых фактов, закономерностей и явлений
  • Аргументированность действий и практических выводов наукой

Принцип доступности

Согласно принципу доступности, необходимо, чтобы обучение соответствовало индивидуальным особенностям учащихся и уже накопленным ими знаниям. При этом обучение ни коем случае не должно быть лёгким, но его трудность должна быть оптимальной и учитывать интересы и жизненный опты учеников. Грамотный педагог наставляет своих учеников находить истину и вовлекает их в процесс её поиска. Мы уже говорили об этом ранее, но всё же повторимся: Коменский настаивал на том, чтобы обучение шло от простого к сложному, от известного к неизвестному, от того, что близко, к тому, что далеко.

Требования принципа доступности:

  • Должен учитываться образовательный уровень учащихся
  • Должны учитываться познавательные возможности учащихся
  • Должна учитываться профессиональная подготовка, характер и опыт учащихся
  • Должны учитываться учащихся
  • Должны учитываться потребности и интересы учащихся

Принцип целенаправленности

Принцип целенаправленности проявляется в базовых направлений развития среднего и профессионального образования. Это выражается в том, что должны создаваться организованные, методические и содержательные основы педагогического процесса. Кроме того, эти основы должны быть способны адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни социума и научному прогрессу.

Требования принципа целенаправленности:

  • Содержание образовательного процесса должно соответствовать содержанию воспитания, а методы их организации должны соответствовать формам
  • Средние специальные заведения должны соответствовать основным образовательным целям
  • Обучение должно соответствовать учебному плану и включать в себя обязательные программы по специальности

Принцип систематичности и последовательности

Принцип систематичности и последовательности подразумевает особый порядок и систему преподавания, основанные на чёткой логической хронологии. Это значит, что преподаваемая информация должна строго , состоять из законченных разделов, модулей и шагов. Каждая учебная тема должна состоять из идейных центров и главных понятий, которым подчинены остальные части темы, лекций или уроков. Важнейшей составляющей здесь являются структурно-логические схемы, которые вскрывают понятийную иерархию и систему знаний.

Требования принципа систематичности и последовательности:

  • Материал в учебной программе должен располагаться в строгой и логической последовательности, которая должна соблюдаться также и в методах передачи информации учащимся
  • Учащиеся должны овладевать знаниями, навыками и умениями последовательно, одновременно применяя их на практике

Принцип наглядности

Принцип наглядности, согласно «Великой дидактике» Коменского, является «золотым правилом» образования. Он гласит, что в целях повышения результативности обучения необходимо применять средства наглядности и опираться на зрительные органы - это основное. Дополнительным является задействование в процессе восприятия данных остальных органов чувств. Суть принципа наглядности состоит в том, что учащимся для восприятия зрением нужно предоставлять всё, что видимо, для восприятия слухом - всё, что слышимо, для восприятия вкусом - всё, что подлежит вкусу, для восприятия осязанием - всё, что доступно осязанию. Но максимальной информативностью обладает именно зрение, т.к. оно даёт человеку 80% знаний.

Требования принципа наглядности:

  • Применение наглядности должно иметь чёткую дидактическую цель
  • Демонстрирование чего-либо должно иметь свой порядок и осуществляться методически
  • Объём наглядности должен определяться целенаправленно
  • Отдельные виды наглядности должны сочетаться друг с другом
  • Учащиеся должны проводить собственный анализ наблюдаемого
  • Демонстрирование чего-либо должно соответствовать культурным требованиям
  • К оформлению наглядности должны применяться требования
  • Педагог должен уметь делать вывод из процесса своих демонстраций

Принцип связи обучения с жизнью

Принцип связи обучения с жизнью ещё называют принципом связи теории с практикой. Он говорит о необходимости наличия постоянного сомнения и проверки теории посредством эффективных практических критериев. В учебном заведении должны быть только те занятия, практический смысл которых полностью понятен учащимся.

Требования принципа связи обучения с жизнью:

  • Весь учебно-воспитательный процесс должен иметь профессиональную направленность
  • В процессе обучения должен быть дан ответ на вопрос, когда, где и каким образом в жизни можно применять полученные знания

Принцип сознательности и активности

Принцип сознательности и активности является следствием той особенности образовательной деятельности, согласно которой в педагогическом процессе принимают участие две стороны: педагог и учащийся. Обе стороны должны быть активными в процессе обучения и точно понимать и осознавать каждая свою цель. Естественно, основная роль отводится именно педагогу, который должен стимулировать познавательную деятельность своего ученика. Исходя из этого, педагог является субъектом образования, а учащийся - объектом. Активность учащегося выражается в усвоении содержания обучения и его целей, а также в самостоятельной организации и планировании своей работы и проверке её результатов. Активность педагога, в свою очередь, состоит в формировании мотивов обучения и применения интересов познавательного характера, формировании познавательных склонностей и использовании различных образовательных методов, например, дискуссий, деловых игр, соревновательных элементов и т.п.

Требования принципа сознательности и активности:

  • Учебный процесс должен быть двусторонним
  • Педагог обязан вызывать у учащихся желание к самостоятельной и творческой работе
  • В учебный процесс должны включаться активные формы обучения
  • Учащиеся должны быть включены в процесс самостоятельного получения информации
  • Педагог должен развивать у учащихся научное мышление и профессиональный творческий подход к получению знаний, а также навык свободного и самостоятельного применения этих знаний для решения конкретных практических задач

Принцип прочности

Принцип прочности основывается на требовании закрепления содержания обучения в сознании учащихся и становлении его основой их поведения. Но такого результата можно достичь лишь, если учащиеся проявляют стремление к познанию, материал систематически повторяется, а за результатами обучения обеспечивается планомерный контроль.

Требования принципа прочности:

  • Все требования к вышеперечисленным принципам должны быть эффективно реализованы
  • Знания должны повторяться и закрепляться, а умения и навыки должны быть применены на практике
  • Должен проводиться систематический контроль приобретённых знаний, навыков и умений
  • В процессе учебно-воспитательного процесса должен осуществляться индивидуальный подход к каждому учащемуся

Принцип воспитания и развития

Принцип воспитывающего и развивающего обучения говорит о том, что все элементы педагогического процесса должны быть направлены на воспитание и развитие в учащихся не только тех качеств и навыков, которые требуются для жизни в обществе и работы, но и всевозможных благодетелей, которые обуславливают развитие учащегося как адекватную, здоровую, благопристойную, состоятельную, стремящуюся к знаниям и живую личность. Именно поэтому в идеях Коменского образование и воспитание идут «рука об руку».

Требования принципа воспитывающего и развивающего обучения:

  • Должны быть правильно определены ведущие : развивающая, воспитывающая и познавательная
  • В процессе занятий у учащихся должно формироваться научное мировоззрение
  • В учащихся должны воспитываться дисциплинированность, навыки культурного поведения, интеллигентность, гуманность, гражданская ответственность и патриотизм
  • В учащихся должны формироваться , инициативность и самостоятельность
  • В учащихся должно развиваться умение самостоятельно делать выводы, сопоставлять, сравнивать, выделять основное, обобщать, анализировать и т.д.

Из всего сказанного нами выше следует тот факт, что каждый из принципов дидактики взаимосвязан с другими, а все вместе они составляют полноценную систему. Например, научная сторона обучения не может быть отделима от его доступности, прочность усвоения новой информации может быть обеспечена только активностью учащихся и т.д. и т.п.

В дополнение к основным дидактическим принципам мы бы хотели также привести информацию, которая является очень важной для любого человека, жизнь и деятельность которого хоть как-то связана с образованием. Далее мы предлагаем вам ознакомиться с некоторыми требованиями, которые Ян Коменский выдвигал для процесса образования - они взяты из его труда «Великая дидактика».

Некоторые основные моменты «Великой дидактики Коменского»

Мы приводим для ознакомления некоторые положения трёх глав «Великой дидактики» Коменского (текст, за исключением названий глав, не является оригиналом).

Из главы 16 (Общие требования обучения и учения, т.е. как учить и учиться)

  • Образование человека необходимо начинать в детском возрасте
  • Наиболее продуктивными для занятий являются утренние часы
  • Всё, что подлежит изучению, следует распределять, исходя из возрастных особенностей (смотри первый урок) - в определённом возрасте может быть изучено только то, что доступно восприятию учащегося на данный момент
  • Все обучающие материалы должны быть подготовлены заблаговременно
  • Ум должен развиваться раньше, чем язык
  • Реальные учебные предметы должны быть основой формальных
  • Примеры должны служить основой правил

Четвёртое основоположение гласит:

  • Порядок в школах должен быть установлен таким образом, чтобы ученики в один и тот же период изучали только один предмет

Шестое основоположение гласит:

  • Молодые люди, которым нужно дать образование, сначала должны получить общеобразовательные основы - учебный материал должен быть распределён так, чтобы в новых занятиях не было ничего нового, но было предоставлено некоторое развитие знаний, которые уже получены
  • Любые науки и языки изначально должны быть преподаны посредством простейших элементов для того чтобы у учащихся сформировалось общее понимание о них, как о целом

Седьмое основоположение гласит:

  • Весь комплекс учебных занятий необходимо точно разделять на классы, чтобы изученное было основой неизученного
  • Учебное точнейшим образом, чтобы каждому учебному часу, дню, месяцу и году соответствовала своя конкретная работа

Из главы 17 (Основы лёгкости обучения и учения)

Первое основоположение гласит:

  • Юношеское образование следует начинать рано
  • Один и тот же ученик по одному и тому же предмету может обучаться только одним и тем же учителем
  • Если так считает педагог, то, в первую очередь, в учащемся должны быть гармонизированы нравы

Второе основоположение гласит:

  • В детях нужно всеми силами стремиться утверждать неукротимое стремление познавать и учиться
  • Образовательные методы должны облегчать процесс обучения, чтобы он не порождал в учащихся недовольства и отвращения к последующему обучению

Третье основоположение гласит:

  • Любую из наук необходимо заключать в максимально сжатые, но максимально точные правила
  • Любое из правил должно излагаться минимумом самых ясных слов
  • Любое из правил следует снабжать максимумом примеров, с целью показать разнообразие его применения

Из главы 18 (Основы прочности обучения и учения)

Основные положения главы таковы:

  • Наибольшее внимание должно уделяться только вещам, способным быть полезными
  • Любая последующая информация должна опираться на предыдущую
  • Любые знания должны быть закреплены при помощи упражнений
  • Любая информация должна изучаться последовательно, а на чём-либо одном
  • Каждый предмет должен изучаться до тех пор, пока не станет полностью понятен

Если обобщить суть всех принципов дидактики и требований Коменского к обучению и образованию, можно сказать, что они являются для педагогов и людей, тем или иным образом связанных с педагогической деятельностью (менеджеров, тренеров, консультантов и т.д.) теми направляющими ориентирами, которые позволяют грамотно, качественно и эффективно выстроить учебный процесс. Опираться в педагогической деятельности следует именно на них.

В следующем уроке нашего тренинга по педагогике мы поговорим на тему взаимосвязи педагогики и психологии, а также о психологических основах обучения.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Нельзя овладеть наукой, не изучая ее в определенной системе. В такой же мере нельзя успешно развивать познавательные и творческие способности учащихся без строго продуманной системы их обучения и воспитания. Перед преподаванием математики в школе кроме общих целей обучения стоят ещё свои специфические цели, определяемые особенностями математической науки. Одна из них - это формирование и развитие математического мышления. Это способствует выявлению и более эффективному развитию математических способностей школьников, подготавливает их к творческой деятельности вообще и в математике с ее многочисленными приложениями в частности. В преподавании математики учителю помогают различные принципы обучения. Принципы обучения - это руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению дидактического процесса.

Они носят характер общих указаний, правил, норм, регулирующих процесс обучения. Принципы обучения - это система важнейших требований, соблюдение которых обеспечивает эффективное и качественное развитие учебного процесса. Требования, предъявляемые программой по математике, школьными учебниками и сложившейся методикой обучения, рассчитаны на так называемого "среднего" ученика. Однако происходит расслоение коллектива учащихся: на тех, кто легко и с интересом усваивают программный материал по математике, на тех, кто добивается при изучении математики лишь удовлетворительных результатов, и тех, кому успешное изучение математики дается с большим трудом. Все это приводит к необходимости индивидуализации обучения математике, одной из форм которой является внеклассная работа. Под внеклассной работой по математике понимаются необязательные систематические занятия учащихся с преподавателем во внеурочное время. Одной из форм внеклассной работы с учащимися является математическая экскурсия. При подготовке к экскурсии учитель должен продумать, как и на чем можно показать применение математических знаний, какой числовой материал нужно собрать для последующей работы, как и где его записать, как вызвать у детей интерес к тем фактам, которые дадут подходящий числовой материал, как распределить эту работу между отдельными учениками или звеньями. Обучению математике помогают различные экскурсии: в природу, на производство, на стройку, в парниковое хозяйство и т. д. Хорошо подготовленная и своевременно проведенная экскурсия помогает понять значение знаний по математике, показывая их применение, дает жизненный числовой материал для составления задач, смет, ведомостей.

1. Принцип систематичности и последовательности

последовательность систематичность обучение математика

Принцип систематичности и последовательности в обучении обусловливается и логикой самих наук, изучаемых в школе, и особенностями познавательной и практической деятельности учащихся. протекающей в соответствии с закономерностями их умственного и физического развития. Принцип систематичности и последовательности в обучении лежит в основе построения учебных программ, определяет систему работы учителя и деятельность учащихся в процессе обучения. Принцип систематичности и последовательности в обучении проводится во всей системе учебной работы. Излагать знания систематически - это значит при изучении нового опираться на ранее пройденное, выделять в нем главное, вскрывать общую идею, формировать у учащихся умение анализировать, систематизировать и обобщать изучаемые явления и факты.

Важное значение принцип систематичности и последовательности приобретает в выработке у учащихся умений и навыков самостоятельной работы с книгой, в воспитании у них навыков организованности и последовательности в приобретении знаний. Систематичность в обучении математике предполагает соблюдение определенной последовательности в изучении учебного материала постепенное овладение основными понятиями школьного курса математики. Последовательность в обучении математике означает, что обучение осуществляется в соответствии с правилами обучения:

а) от простого к сложному;

Следовать в обучении от простого к сложному означает, что изучение учащимися фактов, явлений, закономерностей, понятий и т. п. должно начинаться с наиболее простых, с тем чтобы подготовить их к пониманию более сложных. Это положение касается как теоретического, так и практического учебного материала.

б) от легкого к трудному;

в) от известного к неизвестному;

Необходимо помогать учащимся овладевать наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности. Нужно логически увязывать неизвестное с неизвестным, приучать думать и действовать самостоятельно. Учитель реализует этот принцип, если обучение математике представляет собой цепочку последовательных шагов, каждый из которых последовательно дополняет известные учащимся знания, умения и навыки разумной дозой новых знаний, умений и навыков.

г) от представлений к понятиям;

Перед введением определения математического понятия на уроке математики учитель должен проделать большую подготовительную работу теоретического характера: выяснить вид определения математического понятия (родо-видовое, генетическое, по соглашению и т.д.), его логическую структуру, построить по необходимости родословную понятия.

д) от знания к умению, а от него к навыку.

В заключение отметим, что успешная реализация принципа систематичности и последовательности в обучении во многом зависит от того, какое значение придается учителем межпредметным связям в обучении, как скоординированы требования к учащимся между преподавателями различных учебных предметов, соблюдается ли преемственность в изучении отдельных тем и учебных предметов. При этом важное значение приобретает преемственность обучения в младших, средних и старших классах.

2. Проблемность принципа последовательности

Во время изучения школьного курса математики, как и во время строительства здания, важным является мощный, крепкий фундамент, иначе, каким бы ни было дальнейшее строительство, здание не построить крепким. В это же время и на крепком фундаменте можно построить шаткое строение. Поэтому пути решения проблемы последовательности между отдельными ступенями школьного курса, в том числе и в школьном курсе математики, "двухсторонние". С одной стороны, необходимо обеспечить достаточно общее специальное математическое развитие учащихся в начальных классах, а с другой - учителю в пятом классе не отказаться от полезных организационных форм, характерных для роботы учителя начальной школы, привычных для детей приемов начальной деятельности, опираться на все сформированные знания и умения, запас представлений, понятных терминов и т.д. Одновременно постепенно избавляться "пережитков прошлого" соответственно с повышением уровня образования школьников, с логикой развития материала, который изучается, применением знаний и умений, которыми владеют учащиеся уже на новом уровне. Вопрос последовательности знаний является актуальным в процессе всего обучения независимо от уровня многоуровневой подготовки. Последовательность должна осуществляться по трем направлениям:

в формах учебно-воспитательной работы;

в методике обучения.

Наибольшие проблемы относительно реализации принципа последовательности возникают в содержании образования. Последовательность предусматривает максимальное использование на каждом этапе обучения того, что достигнуто на предыдущих этапах. Это требует реализации межпредметных связей, последовательности изучения учебных дисциплин, тем, соотношения содержания отдельных дисциплин. В том числе математики, физики и т.д. Принцип последовательности знаний должен реализовываться через непрерывную многоуровневую подготовку учителя, обучения учеников, охватывая содержание, форму и методы обучения.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Основные цели и дидактические принципы обучения математике. Проблема концепции последовательности и систематичности. Понятие внеклассных занятий как необязательных занятий во внеурочное время. Особенности подготовки математической экскурсии в школе.

    реферат , добавлен 25.02.2012

    Дидактические игры как ведущая деятельность в обучении математики. Экспериментальное исследование использования различных дидактических игр при обучении математике при помощи квеста. Подготовка учеников младшего школьного возраста к прохождению квеста.

    дипломная работа , добавлен 24.09.2017

    Психолого-педагогические аспекты реализации средств наглядности при изучении математики в средней школе. Познавательные процессы и их формирование. Сочетание слова учителя и средств наглядности. Применение компьютерных технологий в обучении математике.

    дипломная работа , добавлен 13.06.2014

    Разновидности и функции эвристик в обучении математике. Творческое мышление как результат эвристического обучения. Пути и условия организации эвристического обучения в школе. Формирование эвристических приемов при обучении математике учащихся 5-6 классов.

    дипломная работа , добавлен 30.03.2011

    Принцип моделирования в обучении математике. Использование графов в формировании понятия функции, при построении алгоритмов рационального решения задач. Граф-схемы доказательства теории. Поиск решения геометрических задач с помощью метода графов.

    дипломная работа , добавлен 19.07.2011

    Теоретические аспекты квантового обучения. Психолого-педагогические и философские основания квантового обучения. Основные идеи и методы, применяемые в квантовом обучении. Особенности применения квантового обучения при обучении математике.

    дипломная работа , добавлен 08.08.2007

    Характеристика понятия педагогического процесса, учебной деятельности, ее форм и принципов. Изучение базовых принципов дидактики. Типы уроков и система приемов учебной деятельности в обучении математике. Разработка факультативных занятий по математике.

    курсовая работа , добавлен 27.10.2010

    Цели обучения и воспитания в средней школе. Формирование умений строить математические модели простейших реальных явлений, представлений о математике как части общечеловеческой культуры. Эстетическое воспитание в процессе обучения. Этапы техники оригами.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2011

    "Прикладная диалектика" и ее применение в педагогике. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Ситуация как средство развития творческих способностей. Методы технического творчества при обучении школьников математике. Тренинг креативного мышления.

    дипломная работа , добавлен 24.06.2009

    Формирование у детей математических представлений с использованием дидактических игр. Решение задач на смекалку. Логические упражнения в обучении детей математике. Игры на воссоздание изображений. Загадки-шутки, занимательные вопросы в обучении детей.

Принципы обучения – это исходные положения, которые определяют цели, содержание, технологию и проявляются во взаимосвязи и взаимообусловленности.

1) принцип систематичности и последовательности:

суть принципа систематичности и последовательности заключается в обеспечении последовательного усвоения учащимися определенной системы знаний в разных областях науки, систематическое прохождение школьного обучения.

Обеспечение систематичности и последовательности обучения требует глубокого осмысления учащимися логики и системы в содержании усваиваемых знаний, а также систематической работы по повторению и обобщению изучаемого материала. Одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся является отсутствие у них системы в учебной работе, неумение проявлять настойчивость и прилежание в учении.

Принцип систематичности предполагает, чтобы изложение учебного материала учителем доводилось до уровня системности в сознании учащихся, чтобы знания давались учащимся не только в определенной последовательности, но чтобы они были взаимосвязанными. В нашей отечественной педагогике этот принцип долгое время нарушался, особенно начиная с 20-х гг. двадцатого века, когда работали по так называемым комплексным программам, когда использовались методы проектов, бригадно-лабораторные методы и отсутствовали стабильные учебники.

Правила принципа систематичности и последовательности:

Реализация преемственности и установление ассоциаций в процессе обучения с целью реализации данного принципа во многом зависит от планирования учебной работы (например, практические занятия необходимо проводить только после изучения теоретического материала, когда этот материал усвоен в комплексе; при изучении нового материала необходимо опираться на ранее усвоенные знания и т.д.).

Учитель не имеет права переходить к изучению последующего учебного материала, если он не уверен, что усвоен предыдущий (даже, если учитель ограничен рамками программы, количеством часов на изучение той или иной темы). С целью реализации данного принципа необходимо осуществлять как бы «опережающее обучение». На каждом уроке при изучении любого учебного материала необходимо создавать «почву» для изучения последующего. Для начинающего учителя необходимо каждый раз готовиться не только к очередному уроку, а как бы одновременно к двум или даже нескольким.

Принцип систематичности и последовательности требует постоянного повторения изученного материала. Однако повторение не должно сводиться только лишь к воспроизведению пройденного (традиционный репродуктивный характер обучения как раз и ориентирует на такое воспроизведение: повторение после учителя, пересказ о прочитанном в учебнике и т.д.). Необходимо, чтобы при повторении пройденного учащиеся рассматривали его с новых позиций, увязывали со своим личным опытом, с личными наблюдениями, со знаниями по другим учебным дисциплинам и т.п. Большое значение для реализации принципа систематичности и последовательности имеет практическая деятельность учащихся, когда они могут применить теоретические знания в практической деятельности.

Важность такой связи подчеркивается введением самостоятельного принципа: связи теории с практикой.

Реализация принципа систематичности и последовательности предполагает преемственность в процессе обучения, т.е. логическую последовательность и связь между учебными предметами, изучаемыми на разных ступенях школьного обучения (в начальной, основной и средней), чтобы каждый раз, вновь изучаемый материал базировался на усвоенном учащимися ранее.

2) принцип прочности:

выражается в том, что вводимые в память слова, грамматические структуры должны удерживаться в ней, сохраняться, чтобы ученик мог извлекать из нее нужные единицы в необходимый момент. Прочность усвоения достигается за счет яркого преподнесения материала, умелого изложения, обеспечивающего эмоциональное воздействие на учащихся, большой тренировки материала сразу после ознакомления и позже, за счет самостоятельного творческого применения материала, Этот принцип связан с принципом сознательности: прочно запоминается то, что понятно и осмыслено учащимися.

Реализация принципа предполагает следование определенным правилам:

Создавайте при введении нового материала ассоциативные связи из разных сфер деятельности, что обеспечивается в результате доступного изложения материала, представляющего интерес для учащихся.

Так как решающим условием прочности усвоения материала является организация тренировки, то используйте разнообразные упражнения. Основное назначение тренировки - доведение изученного явления до свободного воспроизведения и применение в коммуникативно-значимых контекстах.

Помните, что прочно усваивается только тот материал, который учащийся может применить для решения коммуникативных задач в различных ситуациях общения. При этом надо стремиться к многократному воспроизведению материала в разных контекстах на протяжении всего курса.

Не забывайте, что контроль за овладением пройденным материалом способствует прочности его усвоения. По этой причине он должен носить систематический характер, а учитель должен использовать разнообразные его формы, в том числе тесты.

Принцип прочности отражает ту особенность обучения, в соответствии с которой овладение знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями достигается только тогда, когда они, с одной стороны, обстоятельно осмыслены, а с другой - хорошо усвоены и продолжительное время сохраняются в памяти. Прочность обучения достигается, прежде всего, тогда, когда учащиеся совершают в процессе обучения полный цикл учебно-познавательных действий: первичное восприятие и осмысление изучаемого материала, его последующее более глубокое осмысление, проделывали определенную работу по его запоминанию, применению усвоенных знаний на практике, а также по их повторению и систематизации. Для прочного усвоения знаний большое значение имеет систематически осуществляемая проверка и оценка знаний учащихся.

Принципы обучения

План изучения темы.

1. Соотношение законов, закономерностей, принципов и правил обучения

2. Исторический обзор развития принципов обучения в истории педагогики. Принцип природосообразности обучения

3. Характеристика принципов обучения

4. Правила обучения.

5. Реализация принципов обучения в детском саду.

1. Соотношение законов, закономерностей, принципов и правил обучения.

Принципы обучения – исходные положения, определяющие деятельность учителя и характер познавательной деятельности учащихся, требования к учителю и учебной деятельности учащихся.

Каждый принцип обучения выражает определенную закономерность обучения. Например, «во все времена обучение оказывает воспитывающее воздействие на тех, кто учится», «знания должны даваться в системе» – это закономерности обучения. Возникают определенные требования к процессу обучения с точки зрения этой закономерности. Принцип обучения выражает эти требования, т.е. принцип обучения выражает закономерность обучения.

В основе принципов обучения лежат уже познанные законы и закономерности, но логически из них не выводятся. Законы и закономерности служат теоретической основой для выработки, постулирования принципов обучения и правил практической педагогической деятельности.

Закономерност ь отражает объективные, устойчивые, существенные, необходимые, общие, повторяющиеся при определенных условиях взаимосвязи («как правило»). Строго зафиксированные закономерности называются законами.

Закономерности определяются как законы в том случае, если

· четко зафиксированы объекты, между которыми устанавливаются взаимосвязь,



· исследованы вид, форма и характер этой связи,

· установлены пределы действия (проявления) связи.

Многие педагогические законы и закономерности настолько многогранны, что из них выводятся несколько принципов обучения.

Педагогическая наука открывает, устанавливает закономерности и на их основе формулирует принципы. Закономерности дают знание о том, как протекают процессы, принципы дают знание о том, как строить процесс, направляют педагогическую деятельность.

В современной педагогике проблема принципов обучения является дискуссионной. Ученые предлагают различные названия и неодинаковое количество принципов обучения. Ряд ученых предлагают не выделять отдельно принципы обучения и принципы воспитания, а предлагают их объединить и рассматривают принципы организации целостного педагогического процесса. Но всегда сохраняются те принципы, которые отражают закономерности обучения и помогают управлять учебным процессом.

В теории и практике можно выделить следующие принципы обучения.

1. воспитывающий характер обучения

2. принцип научности.

3. принцип систематичности и последовательности.

4. принцип доступности.

5. принцип наглядности.

6. принцип сознательности и активности.

7. принцип прочности знаний.

8. принцип индивидуализации обучения (сочетание индивидуальных и коллективных форм работы)

9 принцип связи теории с практикой.

Между принципами обучения существует тесная взаимосвязь. Нарушение одного из них влечет нарушение другого.

Из принципов обучения вытекает правило обучения – они определяют характер отдельных приемов учителя и ведут к реализации принципов. Правила конкретизируют принципы обучения, раскрывают его, показывают как именно надо действовать.

Задание на уроке . Составьте схему соотношения изученных вами категорий. На основе изучения нового учебного материала, можно предложить следующую схему соотношения основных понятий урока, которая предложена в учебнике педагогика под ред. И.П. Подласого на с. 441.

Исторический обзор развития принципов обучения в истории педагогики.

Принцип природосообразности обучения

Впервые в истории педагогической мысли Я.А. Коменский разработал систему принципов обучения. Он их назвал основными положениями, на которых должен строится учебный процесс. Принципы обучения он выводил из основных законов природы людей. Обучение как одна из сторон развития человека подчиняется этим общим законам. Эта идея получила название «природосообразности обучения».

Жан Жак Руссо не обосновал специальных принципов обучения. Однако говорил о необходимости контакта ребенка с природой, как основе учебного процесса.

Иоганн Генрих Песталоцци обосновало вслед за Коменским принцип наглядности обучения, но характеризовал ее как средство развития логического мышления. Само содержание образования он выводил из принципа наглядности.

Большой вклад в разработку принципов обучения внес Константин Дмитриевич Ушинский , который дал им глубокое психологическое обоснование. Среди них следующие принципы:

· воспитывающий характер обучения,

· народности обучения,

· систематичности,

· доступности и посильности обучения,

· прочности знаний,

· сознательности и активности обучения, наглядности обучения.

Формулировки и количество принципов менялось в истории педагогики (Ю.К. Бабанский, М.А.Данилов, Б. П. Есипов, Т.А. Ильина, М.Н. Скаткин, Г.И. Щукина и др.), что говорит о недостаточной разработанности объективных законов педагогического процесса.

Урок 2,3. Характеристика принципов обучения

Воспитывающий характер обучения.

Воспитание не может выполнить своей основной задачи подготовки человека к жизни в данном обществе вне обучения. Обучение здесь играет большую роль. Однако это сложный процесс, у ребенка возникает нежелание учиться и т.д. возникает необходимость управлять процессом с точки зрения выполнения задач воспитания. Реализация этого принципа включает несколько направлений:

Формирование научного мировоззрения, диалектико-материалистического понимания мира;

Воспитание моральных качеств личности и волевых черт характера;

Развитие эстетических чувств и эмоций, связанных с учебным процессом, управление процессом формирования чувств и эмоций.

Мировоззрение формируется на уроках, поэтому необходимо связывать все факты с практикой, с личным опытом учащихся. На каждом уроке учитель создает тенденции к обобщению, к представлению общей картины мира. Это и есть начало формирования материалистического мировоззрения.

На уроке обязательно должны воспитываться и развиваться моральные качества (дисциплинированность, решительность, чувство коллектива, активность). Необходимо вызвать у ребенка желание совершенствовать свое поведение в соответствии с моральными нормами и требованиями.

Урок оказывает воспитывающее влияние на формирование нравственных качеств, если изучаемый материал возбуждает у детей глубокие чувства и переживания.

Принцип научности обучения.

Научное познание заключается в том, чтобы перейти от явления к сущности, от внешнего описания предмета к его внутреннему строению. Научные знания – правильное отражение действительности. Научными знания становятся тогда, когда в них отражается закономерности окружающего мира, внутренних существенных свойств и взаимосвязи предмета, явлений.

Учебные предметы включают научные знания, но не всю науку сразу. Логика науки влияет на научность учебного материала, но содержание учебного предмета формируется под действием психолого-педагогического обоснования, возраста детей, традиций. Например, категория имя существительное изучается с 1 по 6 класс, где с каждым годом углубляется научная характеристика этой темы. Т.е научные знания могут с разной глубиной отражать действительность, не преставая быть научными. Важно не допускать упрощенчества, примитивизма.

Принцип систематичности и последовательности

Обучение ставит задачу познать мир таким, каков он есть. Система в окружающем мире требует системы в обучении. Эта система возникает на основе познания взаимосвязи объектов реального мира. Учебная программа определяет какие теоретические и практические знания должен получить ученик. Однако, система учебного материала формируется под воздействием факторов возраста учащихся, их психологических и биологических особенностей, уровня развития, подготовленности учителя. Необходимо знать и представлять саму науку в системе, найти систему изучения программного материала, которая соответствовала бы возрастным возможностям усвоения знаний.

Школьникам важно не просто запомнить факт, сведения, а уметь думать над способами решения задачи. Объяснение должно быть направлено на формирование познавательной активности, логических операций, которые необходимы для усвоения учебного материала. Тщательно продуманная система объяснения на уроке является фактором умственного развития учащихся, где школьник с первых дней приучается мыслить последовательно и обоснованно.